Классный час это форма работы педагогов с обучающимися во внеурочное время



Скачать материал

Подготовила материал
руководитель  ШМО классных руководителей МБОУ гимназии №...



Скачать материал

  • Курс добавлен 08.02.2023
  • Сейчас обучается 462 человека из 67 регионов

  • Сейчас обучается 73 человека из 28 регионов

  • Сейчас обучается 31 человек из 16 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Подготовила материал
руководитель  ШМО классных руководителей МБОУ гимназии №...

    1 слайд

    Подготовила материал
    руководитель ШМО классных руководителей МБОУ гимназии №9
    г.о.Коломна Московской области Халяпина Л.Н.
    Классный час — одна из главных форм организации общения
    классного руководителя и воспитанника

  • Классный час – это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во вн...

    2 слайд

    Классный час – это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время

    Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками.
    В.П.Созонов
    Классный час можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
    Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич
    Что такое классный час?

  • Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальност...

    3 слайд

    Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.
    Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.
    Организационно-деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.
    Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
    Основные компоненты классного часа

  • Функции классных часовКлассный час выполняет следующие 
воспитательные функци...

    4 слайд

    Функции классных часов
    Классный час выполняет следующие 
    воспитательные функции:

    просветительную,
    ориентирующую,
    направляющую,
    формирующую. 

  • Тематика классных часовТематика классных часов разнообразна. Она заранее опре...

    5 слайд

    Тематика классных часов
    Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться: 

    1. морально-этическим проблемам;
    2. проблемам науки и познания;
    3. эстетическим проблемам;
    4. вопросам государства и права;
    5. вопросам физиологии и гигиены; 
    6. психологическим проблемам;
    7. проблемам экологии;
    8. общешкольным проблемам.

  • Продолжительность классного часаПродолжительность классного часа должна быть...

    6 слайд

    Продолжительность классного часа
    Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. 
     Первый классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20—30 минут;
    в 9—11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).

  • Структура классного часаВ структурном отношении классный час состоит из трех...

    7 слайд

    Структура классного часа
    В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной. 

    Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки. 

    Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. 

    Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса. 

  • Формы классного часа   Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания....

    8 слайд

    Формы классного часа
    Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания.

    Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей, профессионализма педагога!

  • - Диспут;- дискуссия;- конференция;- круглый стол;- вечер вопросов и отв...

    9 слайд

    — Диспут;
    — дискуссия;
    — конференция;
    — круглый стол;
    — вечер вопросов и ответов;
    — встреча с приглашенными людьми;
    — лекция;
    — лекторий
    — аукцион.
    Дискуссионные формы

  • - конкурс;- викторина;- путешествие;- КВН;- эстафета полезных дел;- с...

    10 слайд

    — конкурс;
    — викторина;
    — путешествие;
    — КВН;
    — эстафета полезных дел;
    — смотр;
    — парад;
    — презентация;
    — турнир;
    — олимпиада.
    Формы состязательного характера

  • Творческие формы   - Фестиваль;- выставка;- устный журнал;- живая газета;...

    11 слайд

    Творческие формы
    — Фестиваль;
    — выставка;
    — устный журнал;
    — живая газета;
    — творческий труд;
    — представление (проектов);
    — юморина;
    — спектакль;
    — концерт;
    — ярмарка.

  • Игровые формы- Ролевые игры;- сюжетные игры;- интеллектуальные.Формы психол...

    12 слайд

    Игровые формы
    — Ролевые игры;
    — сюжетные игры;
    — интеллектуальные.
    Формы психологического
    просвещения
    — Тренинг;
    — исследование.

  • Подвижные формы   - Весёлые старты;- малая олимпиада;- школьная олимпиада;...

    13 слайд

    Подвижные формы
    — Весёлые старты;
    — малая олимпиада;
    — школьная олимпиада;
    — день… (атлетики, здоровья и т.д.).

    Формы работы вне школы
    — Экскурсия;
    — поход;
    — выход (концерт, театральное
    представление).

  • Час общения имеет свои преимущества перед другими формами работы с классом
Об...

    14 слайд

    Час общения имеет свои преимущества перед другими формами работы с классом
    Общение с учащимися может быть полилогичным, такое общение предлагает обратную связь в виде мнения учащихся, дает возможность педагогу наблюдать за реакцией учащихся.
    2. Есть возможность в присутствии всего класса влиять на мнение, поведение отдельных учащихся. Ведь высказанное одноклассниками мнение порой важнее мнения учителя.
    3. Час общения создает условия, которые способствуют улучшению результативности в работе с классом.
    4. Час общения позволяет создать естественную атмосферу общения.
    Час общения должен давать возможность учащимся высказать все наболевшее, выступить с критикой,
    со своим мнением.

    Часы общения

  • Общение классного руководителя может и должно быть избирательным и по своему...

    15 слайд

    Общение классного руководителя может и должно быть избирательным и по своему содержанию:
    Функционально-деловое общение.
    Досуговое общение.
    Манипулятивное общение.
    Интимное общение.

    Общение классного руководителя

  • Содержание педагогического общения определяется его целью. Если педагог никак...

    16 слайд

    Содержание педагогического общения определяется его целью. Если педагог никакой цели, кроме налаживания дисциплины и успеваемости, не преследует, то содержание его общения с детьми ограничивается узким кругом одних и тех же надоевших тем.
    Но истинная цель педагогического общения — изменение отношений в детском коллективе, детей друг к другу, к себе, к учителю, к школе, к родителям, к основным жизненным ценностям.
    Живым и «воспитывающим» педагогическое общение становится тогда, когда его содержательным центром становятся интересы педагога и его воспитанников.
    Педагогическое общение

  • Принципы продуктивного общения во время классного часаСоздание атмосферы комф...

    17 слайд

    Принципы продуктивного общения во время классного часа
    Создание атмосферы комфортного общения, доверительного настроя на обмен мнениями;
    жесткое соблюдение темы;
    абсолютное требование ко всем: соблюдать регламент выступлений, не поддерживать каких-либо «демократических иллюзий» — такая жесткость даже нравится детям, поскольку удовлетворяет их возрастным представлениям о справедливости, важно только, чтобы это правило было принято совместно, а не навязано вами;
    каждый классный час завершается подведением итогов;
    в конце классного часа отмечаются те из его участников, кто был наиболее активен в обсуждении, предложил наиболее интересные идеи и т. д.

  • Психолого-педагогические требования к классному руководителю - Никогда не кри...

    18 слайд

    Психолого-педагогические требования к классному руководителю
    — Никогда не кричать на детей.
    — Любить детей. 
    — Стараться как можно больше хорошего знать о детях.
    — Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают.
    — Никогда не использовать детскую откровенность во вред детям.
    — В беде и в радости ваш дом – их дом.
    — Уметь прощать.
    — Уметь смотреть, видеть, слушать и слышать.
    — Уметь помочь так, чтобы твоя помощь не была рекламно-нарочитой.
    — Уметь терпеть и ждать.
    — Уметь вести детей по тоненькой тропинке успеха.

  • Психолого-педагогические требования к классному руководителю Искать и находит...

    19 слайд

    Психолого-педагогические требования к классному руководителю
    Искать и находить подход к каждому. 
    — Быть интересным человеком, собеседником, человеком, с которым и помолчать приятно.
    — Уметь требовать любя и любить требуя.
    Уметь быть заводилой и подниматься до уровня детских интересов и пристрастий.
    — Уметь каждому сказать только ему предназначенное доброе слово.
    — Уметь найти общий язык с учителями, с родителями, с чертом, дьяволом, если это нужно ребенку.
    — Уметь делать своим ученикам замечательные подарки.
    — Уметь любую работу делать вместе с учениками.

  • Психолого-педагогические требования к классному руководителю - Быть доброй и...

    20 слайд

    Психолого-педагогические требования к классному руководителю
    — Быть доброй и помнить, что кусочек чёрного хлеба порой важнее, чем шуба с барского плеча.
    — Уметь быть ласковой со всеми детьми.
    — Дети должны знать, что вы читаете, что вы любите, что вам интересно.
    — Быть для них неожиданными в речениях, одежде, поступках.
    — Никогда не жаловаться на детей.
    — Придумывать все с ними, а не за них.

  • Психолого-педагогические требования к классному руководителю - Петь под их ги...

    21 слайд

    Психолого-педагогические требования к классному руководителю
    — Петь под их гитару.
    — Учить детей доброте, ответственности, уважению себя и других.
    — Никогда не забывать хвалить детей за дело.
    — Придумать множество самых разнообразных форм поощрения.
    — Никогда не сравнивать детей.
    — Искать у каждого ребенка его главные достоинства и стараться развивать их.

  • Притча  «Лавка возможностей»«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по...

    22 слайд

    Притча «Лавка возможностей»
    «Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
    И конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
    Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:     
    — Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, — сказал он и показал на полку.
    Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
    — Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
    — Каким образом данная притча может быть применима к нашему семинару?

  • Автор шаблона Ермолаева И.А. МОУ «Павловская сош» с.Павловск ,  Алтайский кра...

    23 слайд

    Автор шаблона Ермолаева И.А. МОУ «Павловская сош» с.Павловск , Алтайский край
    http://krasdo.ucoz.ru/ee383358c499.png
    http://www.grafamania.net/uploads/posts/2008-08/1219611582_7.jpg
    Белобородова А.Н. Каталог названий коллективно творческих дел, коллективных творческих праздников, конкурсов. Классный руководитель. – М., 2008
    Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. — М.: Просвещение, 2004.
    Дик Н Ф. Классные часы в начальной школе. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003
    Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. — М.: Педагогика, 1999
    Классному руководителю. Учебное пособие под ред. Рожкова. — М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1999
    Летние каникулы Краснодар ТОО «Перспективы образования»
    Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
    Педагогический поиск. Сост. И.Н.Баженова – М.: Педагогика, 1998
    Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. – СПб.:Питер. — 2004.
    Щуркова Н.Е., Питюков В.В, Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса.

    Информационные источники

Краткое описание документа:

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками,»- писал известный учёный В.П.Созонов. Он выполняет выполняет следующие воспитательные функции: 

просветительную, 

ориентирующую,

направляющую,

формирующую. 

Час общения должен давать возможность учащимся высказать все наболевшее, выступить с критикой, со своим мнением.

Час общения имеет свои преимущества перед другими формами работы с классом

Общение с учащимися может быть полилогичным, такое общение предлагает обратную связь в виде мнения учащихся, дает возможность педагогу наблюдать за реакцией учащихся.

2. Есть возможность в присутствии всего класса влиять на мнение, поведение отдельных учащихся. Ведь высказанное одноклассниками мнение порой важнее мнения учителя.

3. Час общения создает условия, которые способствуют улучшению результативности в работе с классом.

4. Час общения позволяет создать естественную атмосферу общения.

Содержание педагогического общения определяется его целью. Если педагог никакой цели, кроме налаживания дисциплины и успеваемости, не преследует, то содержание его общения с детьми ограничивается узким кругом одних и тех же надоевших тем.

 Но истинная цель педагогического общения — изменение отношений в детском коллективе, детей друг к другу, к себе, к учителю, к школе, к родителям, к основным жизненным ценностям.

Живым и «воспитывающим» педагогическое общение становится тогда, когда его содержательным центром становятся интересы педагога и его воспитанников.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 172 668 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
4 из 5

  • 22.03.2015
  • 2213
  • 24
  • 22.03.2015
  • 717
  • 0
  • 22.03.2015
  • 2535
  • 165
  • 22.03.2015
  • 508
  • 0
  • 22.03.2015
  • 1642
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 22.03.2015
  • 1430
  • 2

Слайд 1

Семинар-практикум по теме «Классный час как одна из форм организации воспитательного процесса» Подготовила: Гладышева С.В. г. Новоалтайск 2017 .

Слайд 2

Понятие классного часа Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев) Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова) Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)

Слайд 3

Понятие классного часа Обобщенное понятие классного часа: Классный час (Час классного руководителя ) – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. «Классный час — это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время».

Слайд 4

Функции классного часа Просветительская Ориентирующая Направляющая Формирующая

Слайд 5

Функции классного часа Просветительская — классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

Слайд 6

Функции классного часа Ориентирующая — классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.

Слайд 7

Функции классного часа Направляющая — классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить обучающихся на реальные практические дела.

Слайд 8

Функции классного часа Формирующая — классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе.

Слайд 9

Типы классного часа Информационный классный час Цели : Формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района; Применение знаний, полученных на уроках истории; Формирование своего отношения к происходящему; Развитие исследовательских умений.

Слайд 10

Типы классного часа Тематический классный час Цели : Развивать кругозор обучающихся; Способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей.

Слайд 11

Типы классного часа Интеллектуально-познавательный классный час Цели : Развивать познавательный интерес обучающихся; Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

Слайд 12

Типы классного часа Нравственный классный час Цели: Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.)

Слайд 13

Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей, профессионализма педагога ! Формы классного часа

Слайд 14

Формы классного часа Задание 1. Какие формы классного часа Вам известны и какие используете в работе. (2-3 мин.)

Слайд 15

Формы классного часа беседа (этическая, нравственная) диспуты встречи с интересными людьми викторины по различным областям знаний дискуссии, КВН интерактивные игры игры – путешествия театральные премьеры круглый стол

Слайд 16

Формы классного часа классное собрание тренинги читательские конференции

Слайд 17

Формы классного часа Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть). Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа — обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса.

Слайд 18

Формы классного часа Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Слайд 19

Формы классного часа Тренинг Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.

Слайд 20

Формы классного часа по применению тренинга на уроках и во внеурочное время, учителя истории и старшего вожатого Полторыдядько В.В.

Слайд 21

Личностно -ориентированный классный час Цель: развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности. Содержание: включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; в определении темы активно участвуют обучающиеся. Организация: акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта; педагог создает ситуацию выбора и успеха. При анализе учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, развитие творческих способностей, активность участия.

Слайд 22

Основные компоненты классного часа Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни. Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка. Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности. Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Слайд 23

Технология подготовки личностно-ориентированного классного часа При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа. 1. Определение темы и задач классного часа 2. Определение времени и места проведения классного часа

Слайд 24

Технология подготовки личностно-ориентированного классного часа 3. Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)

Слайд 25

Технология подготовки личностно-ориентированного классного часа 4. Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей) 5. Анализ его результативности .

Слайд 26

Подготовка классного часа может строиться по плану Определение темы разговора с обучающимися; Формулировка целей и задач классного часа; Подбор необходимого материала и оборудования; Создание инициативной группы обучающихся, распределение поручений между ними; Определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.

Слайд 27

Вступительная часть (5 минут) Мобилизовать внимание обучающихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме беседы, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека. Технология проведения классного часа

Слайд 28

Основная (содержательная) часть (20 минут) Назначение основной части определяется воспитательной задачей классного часа. Может быть больше по времени на 10 минут (зависит от формы проведения классного часа). Технология проведения классного часа

Слайд 29

Заключительная часть ( 5-10 минут) Важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса. Может быть больше по времени, если разговор перешёл в русло практических дел класса, но не более 10 минут , чтобы не затмить «смысл» впечатления от основного содержания классного часа. Технология проведения классного часа

Слайд 30

Анализ классного часа Выделяют две стороны анализа: Первая сторона — это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия). Другая сторона — это педагогический анализ: Почему? Зачем? — потребности, особенности, интересы. Что? — цель Как? – методы, формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние обучающихся. Удачи, трудности. И что мы с этого имеем? — результат, продолжение работы.

Слайд 31

Советы по проведению классного часа От предметной информации к оценке информации; От общих оценок к развернутым суждениям; Внимание к выступлениям обучающихся; Акцент на важных моментах; Размышления вместе с детьми; Совместный поиск решений проблемы; Учет психологических особенностей восприятия материала обучающимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос).

Слайд 32

Рефлексия «Мои впечатления» В ходе семинара я впервые научилась… Я узнала, что… Больше всего мне понравилось… В следующий раз мне бы хотелось… Удачным было… Недостаточно… В целом…

Слайд 33

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов. И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко. Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: — Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, — сказал он и показал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: — Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами». Притча «Лавка возможностей»

Слайд 34

Притча «Лавка возможностей» «Каким образом данная притча может быть применима к нашему семинару?»

Слайд 1
Подготовила материал
руководитель ШМО классных руководителей МБОУ гимназии №9
г.о.Коломна Московской области Халяпина

Л.Н.

Классный час — одна из главных форм организации общения
классного руководителя и воспитанника

Подготовила материалруководитель ШМО классных руководителей МБОУ гимназии №9г.о.Коломна Московской области Халяпина Л.Н.Классный час — одна из главных


Слайд 2
Классный час – это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во

внеурочное время

Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками.
В.П.Созонов
Классный час можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич

Что такое классный час?

Классный час – это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время   Классный час


Слайд 3Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности

ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.
Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.
Организационно-деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.
Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Основные компоненты классного часа

Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального


Слайд 4Функции классных часов
Классный час выполняет следующие 
воспитательные функции:

просветительную,
ориентирующую,
направляющую,
формирующую. 

Функции классных часовКлассный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую,направляющую,формирующую. 


Слайд 5Тематика классных часов
Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается

в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться: 

1. морально-этическим проблемам;
2. проблемам науки и познания;
3. эстетическим проблемам;
4. вопросам государства и права;
5. вопросам физиологии и гигиены; 
6. психологическим проблемам;
7. проблемам экологии;
8. общешкольным проблемам.

Тематика классных часовТематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы


Слайд 6Продолжительность классного часа
Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. 
 Первый классный час, особенно

в 5 классе, может длиться 20—30 минут;
в 9—11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).

Продолжительность классного часаПродолжительность классного часа должна быть обоснованной.  Первый классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20—30


Слайд 7Структура классного часа
В структурном отношении классный час состоит из трех частей:

вступительной, основной и заключительной. 

Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки. 

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. 

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса. 
  

Структура классного часаВ структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.   Назначение


Слайд 8Формы классного часа
Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания.

Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей, профессионализма педагога!

Формы классного часа  Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания. Выбор формы классного часа зависит от


Слайд 9
— Диспут;
— дискуссия;
— конференция;
— круглый стол;
— вечер вопросов и ответов;
— встреча

с приглашенными людьми;
— лекция;
— лекторий
— аукцион.

Дискуссионные формы

- Диспут; - дискуссия; - конференция; - круглый стол; - вечер вопросов и ответов; - встреча


Слайд 10 — конкурс;
— викторина;
— путешествие;
— КВН;
— эстафета полезных дел;
— смотр;

парад;
— презентация;
— турнир;
— олимпиада.

Формы состязательного характера

- конкурс; - викторина; - путешествие; - КВН; - эстафета полезных дел; - смотр; -


Слайд 11Творческие формы
— Фестиваль;
— выставка;
— устный журнал;
— живая газета;
— творческий

труд;
— представление (проектов);
— юморина;
— спектакль;
— концерт;
— ярмарка.

Творческие формы  - Фестиваль; - выставка; - устный журнал; - живая газета; - творческий труд; -


Слайд 12Игровые формы
— Ролевые игры;
— сюжетные игры;
— интеллектуальные.
Формы психологического
просвещения
— Тренинг;
— исследование.

Игровые формы- Ролевые игры; - сюжетные игры; - интеллектуальные.Формы психологическогопросвещения- Тренинг; - исследование.


Слайд 13Подвижные формы
— Весёлые старты;
— малая олимпиада;
— школьная олимпиада;
— день…

(атлетики, здоровья и т.д.).

Формы работы вне школы
— Экскурсия;
— поход;
— выход (концерт, театральное
представление).

Подвижные формы  - Весёлые старты; - малая олимпиада; - школьная олимпиада; - день... (атлетики, здоровья и


Слайд 14Час общения имеет свои преимущества перед другими формами работы с классом
Общение

с учащимися может быть полилогичным, такое общение предлагает обратную связь в виде мнения учащихся, дает возможность педагогу наблюдать за реакцией учащихся.
2. Есть возможность в присутствии всего класса влиять на мнение, поведение отдельных учащихся. Ведь высказанное одноклассниками мнение порой важнее мнения учителя.
3. Час общения создает условия, которые способствуют улучшению результативности в работе с классом.
4. Час общения позволяет создать естественную атмосферу общения.
Час общения должен давать возможность учащимся высказать все наболевшее, выступить с критикой,
со своим мнением.

Часы общения

Час общения имеет свои преимущества перед другими формами работы с классомОбщение с учащимися может быть полилогичным, такое


Слайд 15Общение классного руководителя может и должно быть избирательным и по своему

содержанию:
Функционально-деловое общение.
Досуговое общение.
Манипулятивное общение.
Интимное общение.

Общение классного руководителя

Общение классного руководителя может и должно быть избирательным и по своему содержанию:Функционально-деловое общение.Досуговое общение. Манипулятивное общение.Интимное общение.Общение


Слайд 16Содержание педагогического общения определяется его целью. Если педагог никакой цели, кроме

налаживания дисциплины и успеваемости, не преследует, то содержание его общения с детьми ограничивается узким кругом одних и тех же надоевших тем.
Но истинная цель педагогического общения — изменение отношений в детском коллективе, детей друг к другу, к себе, к учителю, к школе, к родителям, к основным жизненным ценностям.
Живым и «воспитывающим» педагогическое общение становится тогда, когда его содержательным центром становятся интересы педагога и его воспитанников.

Педагогическое общение

Содержание педагогического общения определяется его целью. Если педагог никакой цели, кроме налаживания дисциплины и успеваемости, не преследует,


Слайд 17Принципы продуктивного общения во время классного часа
Создание атмосферы комфортного общения, доверительного

настроя на обмен мнениями;
жесткое соблюдение темы;
абсолютное требование ко всем: соблюдать регламент выступлений, не поддерживать каких-либо «демократических иллюзий» — такая жесткость даже нравится детям, поскольку удовлетворяет их возрастным представлениям о справедливости, важно только, чтобы это правило было принято совместно, а не навязано вами;
каждый классный час завершается подведением итогов;
в конце классного часа отмечаются те из его участников, кто был наиболее активен в обсуждении, предложил наиболее интересные идеи и т. д.

Принципы продуктивного общения во время классного часаСоздание атмосферы комфортного общения, доверительного настроя на обмен мнениями; жесткое соблюдение


Слайд 18Психолого-педагогические требования к классному руководителю
— Никогда не кричать на детей.

Любить детей. 
— Стараться как можно больше хорошего знать о детях.
— Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают.
— Никогда не использовать детскую откровенность во вред детям.
— В беде и в радости ваш дом – их дом.
— Уметь прощать.
— Уметь смотреть, видеть, слушать и слышать.
— Уметь помочь так, чтобы твоя помощь не была рекламно-нарочитой.
— Уметь терпеть и ждать.
— Уметь вести детей по тоненькой тропинке успеха.

Психолого-педагогические требования к классному руководителю - Никогда не кричать на детей. - Любить детей.  - Стараться как


Слайд 19Психолого-педагогические требования к классному руководителю
Искать и находить подход к каждому. 

Быть интересным человеком, собеседником, человеком, с которым и помолчать приятно.
— Уметь требовать любя и любить требуя.
Уметь быть заводилой и подниматься до уровня детских интересов и пристрастий.
— Уметь каждому сказать только ему предназначенное доброе слово.
— Уметь найти общий язык с учителями, с родителями, с чертом, дьяволом, если это нужно ребенку.
— Уметь делать своим ученикам замечательные подарки.
— Уметь любую работу делать вместе с учениками.

Психолого-педагогические требования к классному руководителю Искать и находить подход к каждому.  - Быть интересным человеком, собеседником, человеком,


Слайд 20Психолого-педагогические требования к классному руководителю
— Быть доброй и помнить, что

кусочек чёрного хлеба порой важнее, чем шуба с барского плеча.
— Уметь быть ласковой со всеми детьми.
— Дети должны знать, что вы читаете, что вы любите, что вам интересно.
— Быть для них неожиданными в речениях, одежде, поступках.
— Никогда не жаловаться на детей.
— Придумывать все с ними, а не за них.

Психолого-педагогические требования к классному руководителю - Быть доброй и помнить, что кусочек чёрного хлеба порой важнее, чем


Слайд 21Психолого-педагогические требования к классному руководителю
— Петь под их гитару.
— Учить

детей доброте, ответственности, уважению себя и других.
— Никогда не забывать хвалить детей за дело.
— Придумать множество самых разнообразных форм поощрения.
— Никогда не сравнивать детей.
— Искать у каждого ребенка его главные достоинства и стараться развивать их.

Психолого-педагогические требования к классному руководителю - Петь под их гитару. - Учить детей доброте, ответственности, уважению себя


Слайд 22Притча «Лавка возможностей»
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу

и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:     
— Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, — сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
— Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
— Каким образом данная притча может быть применима к нашему семинару?

Притча «Лавка возможностей»«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он


Слайд 23

Автор шаблона Ермолаева И.А. МОУ «Павловская сош» с.Павловск , Алтайский край
http://krasdo.ucoz.ru/ee383358c499.png
http://www.grafamania.net/uploads/posts/2008-08/1219611582_7.jpg
Белобородова

А.Н. Каталог названий коллективно творческих дел, коллективных творческих праздников, конкурсов. Классный руководитель. – М., 2008
Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. — М.: Просвещение, 2004.
Дик Н Ф. Классные часы в начальной школе. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. — М.: Педагогика, 1999
Классному руководителю. Учебное пособие под ред. Рожкова. — М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1999
Летние каникулы Краснодар ТОО «Перспективы образования»
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
Педагогический поиск. Сост. И.Н.Баженова – М.: Педагогика, 1998
Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. – СПб.:Питер. — 2004.
Щуркова Н.Е., Питюков В.В, Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса.

Информационные источники

Автор шаблона Ермолаева И.А. МОУ «Павловская сош» с.Павловск , Алтайский крайhttp://krasdo.ucoz.ru/ee383358c499.pnghttp://www.grafamania.net/uploads/posts/2008-08/1219611582_7.jpgБелобородова А.Н. Каталог названий коллективно творческих дел,


Технология подготовки и проведения классного часа

 Понятие классного часа. Обобщенное понятие классного часа:

Классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Классный час — это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время. 

Функции классного часа

  • Просветительская
  • Ориентирующая
  • Направляющая
  • Формирующая 

 Функции классного часа

 Просветительская — классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие. 

 Ориентирующая — классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей; помогает оценивать явления, происходящие в жизни. 

Направляющая — классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить обучающихся на реальные практические дела. 

Формирующая — классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения; способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе. 

Информационный классный час

Цели: Формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района; применение знаний, полученных на уроках истории; формирование своего отношения к происходящему; развитие исследовательских умений. 

Типы классного часа

Тематический классный час.

 Цели: Развивать кругозор обучающихся; способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей. 

Интеллектуально-познавательный классный час.

 Цели: Развивать познавательный интерес обучающихся; развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию. 

Нравственный классный час

Цели: Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.) 

 Формы классного часа

  • классное собрание
  • беседа (этическая, нравственная)
  • диспуты
  • встречи с интересными людьми
  • викторины по различным областям знаний
  • дискуссии
  • КВН
  • интерактивные игры
  • игры – путешествия
  • театральные премьеры
  • тренинги читательские конференции

 Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания.

Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей, профессионализма педагога!

 Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа

Традиционный классный час

Цель: усвоение обучающимися принятых ценностей, норм, образцов поведения.

 Содержание: определение темы и содержания выбирает педагог. Деятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал учитель.

 При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации. 

Личностно-ориентированный классный час

Цель: развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности.

 Содержание: включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; в определении темы активно участвуют обучающиеся. Организация: акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта; педагог создает ситуацию выбора и успеха.

При анализе учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, развитие творческих способностей, активность участия. 

 Основные компоненты классного часа

 Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

 Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

 Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

 Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся. 

Технология подготовки личностно — ориентированного классного часа Первый шаг: составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год.

 Методы:

  • метод социологического опроса
  • методика «недописанный тезис»
  • методика «проблема века» 

 Второй шаг: уточнение темы и генерирование идей по подготовке и проведению.

Третий шаг: выбор целей, содержания и форм проведения:

  • традиционные: лекция, рассказ, беседа, обсуждение, анкетирование и анализ, размышления над…
  • активные: диспут, дискуссия, беседа за круглым столом, игра..
  • интерактивные: деловая, ролевая игра, проект…

 Четвертый шаг: индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа, совместное создание сценарного плана классного часа. Пятый шаг: анализ и оценка результатов по критериям: личностная значимость для обучающихся благоприятный психологический климат возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников обогащение жизненного опыта обучающихся, духовно- нравственная ценность.

 Технология подготовки личностно- ориентированного классного часа 

Подготовка классного часа может строиться по плану:

  • определение темы разговора с обучающимися;
  • формулировка целей и задач классного часа;
  • подбор необходимого материала и оборудования;
  • создание инициативной группы обучающихся, распределение поручений между ними;
  • определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме. 

Вступительная часть (5 минут)

Мобилизовать внимание обучающихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме беседы, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.

 Основная (содержательная) часть (30 минут)

Назначение основной части определяется воспитательной задачей классного часа. Может быть больше по времени на 10 минут (зависит от формы проведения классного часа).

 Заключительная часть (10 минут)

Важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса. Может быть больше по времени, если разговор перешёл в русло практических дел класса, но не более 10 минут, чтобы не затмить «смысл» впечатления от основного содержания классного часа.

Анализ классного часа

Выделяют две стороны анализа:

Первая сторона — это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия).

Другая сторона — это педагогический анализ: Почему? Зачем? — потребности, особенности, интересы. Что? – цель; Как? – методы, формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние обучающихся. Удачи, трудности. И что мы с этого имеем? — результат, продолжение работы. 

 Критерии оценки классного часа

  • соответствие структуры, форм организации классного часа его целям, задачам, возрастным особенностям обучающихся;
  • использование нетрадиционных форм и приемов для развития личности ученика;
  •  использование активных форм воспитательной работы;
  • уровень подачи подготовленного материала школьникам;
  • внимание, активность обучающихся на различных этапах мероприятия;
  • взаимоотношения педагога с обучающимися. 

 Советы по проведению классного часа

  • от предметной информации к оценке информации;
  • от общих оценок к развернутым суждениям;
  • внимание к выступлениям обучающихся;
  • акцент на важных моментах;
  • размышления вместе с детьми;
  • совместный поиск решений проблемы;
  • учет психологических особенностей восприятия материала обучающимися

 Рефлексия «Мои впечатления»

  • В ходе семинара я впервые научилась
  • Я узнала, что
  • Больше всего мне понравилось
  • В следующий раз мне бы хотелось
  • Удачным было
  • Недостаточно
  • В целом 


1


«Классный час, его функции, типы и формы».


2


Понятие классного часа Обобщенное понятие классного часа: Классный час (Час классного руководителя ) – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. «Классный час — это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время».


3


Понятие классного часа Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. (Н.И. Болдырев) Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова) Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разно- образные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)


4


Функции классного часа Просветительская. Ориентирующая. Направляющая. Формирующая.


5


Функции классного часа Просветительская — классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.


6


Функции классного часа Ориентирующая — классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.


7


Функции классного часа Направляющая — классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить обучающихся на реальные практические дела.


8


Функции классного часа Формирующая — классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе.


9


Типы классного часа Информационный классный час Цели: формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района; применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения; формирование своего отношения к происходящему; развитие исследовательских умений.


10


Типы классного часа Тематический классный час Цели: развивать кругозор обучающихся; способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей.


11


Типы классного часа Интеллектуально-познавательный классный час Цели: развивать познавательный интерес обучающихся; развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.


12


Типы классного часа Нравственный классный час Цели: просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.).


13


Формы классного часа классное собрание; беседа (этическая, нравственная); диспуты; встречи с интересными людьми; викторины по различным областям знаний; дискуссии, КВН; интерактивные игры; игры – путешествия; театральные премьеры; Тренинги; читательские конференции и др..


14


Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей, профессионализма педагога! Формы классного часа


15


Основные компоненты классного часа Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни. Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка. Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности. Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.


16


Подготовка классного часа может строиться по плану: определение темы разговора с обучающимися; формулировка целей и задач классного часа; подбор необходимого материала и оборудования; создание инициативной группы обучающихся, распределение поручений между ними; определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.


17


Вступительная часть (5 минут) Мобилизовать внимание обучающихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме беседы, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека. Технология проведения классного часа


18


Основная (содержательная) часть (30 минут) Назначение основной части определяется воспитательной задачей классного часа. Может быть больше по времени на 10 минут (зависит от формы проведения классного часа). Технология проведения классного часа


19


Заключительная часть (10 минут) Важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса. Может быть больше по времени, если разговор перешёл в русло практических дел класса, но не более 10 минут, чтобы не затмить «смысл» впечатления от основного содержания классного часа. Технология проведения классного часа


20


Анализ классного часа Выделяют две стороны анализа: Первая сторона — это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия). Другая сторона — это педагогический анализ: Почему? Зачем? — потребности, особенности, интересы. Что? – цель. Как? – методы, формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние обучающихся. Удачи, трудности. И что мы с этого имеем? — результат, продолжение работы.


21


Критерии оценки классного часа. Соответствие структуры, форм организации классного часа его целям, задачам, возрастным особенностям обучающихся; использование нетрадиционных форм и приемов для развития личности ученика; использование активных форм воспитательной работы; уровень подачи подготовленного материала школьникам; внимание, активность обучающихся на различных этапах мероприятия; взаимоотношения педагога с обучающимися.


22


Советы по проведению классного часа От предметной информации к оценке информации; от общих оценок к развернутым суждениям; внимание к выступлениям обучающихся; акцент на важных моментах; размышления вместе с детьми; совместный поиск решений проблемы; учет психологических особенностей восприятия материала обучающимися (слабое внимание, смена деятельности, муз. пауза, физминутка, острый вопрос).


23


Рефлексия «Мои впечатления» Я впервые научилась………… Я узнала, что…………………. Больше всего мне понравилось………. В следующий раз мне бы хотелось…… Удачным было…….. Недостаточно…….. В целом……………


24


«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов. И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко. Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: — Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, — сказал он и показал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: — Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами». Притча «Лавка возможностей»

Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

Различают классный час организационный и тематический. Тематический классный час включает в себя нравственное воспитание, гражданское, эстетическое, воспитание культуры поведения и т.д. на организационном часе подводятся итоги выполнения детьми поручений.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

  • обогащение сознания учащегося знаниями о природе, обществе, технике, человеке.
  • усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности (правила культуры поведения)
  • проявление творческих способностей учащегося
  • формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Классный час имеет различные функции:

  • Просветительская функция. Её назначением является расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, мире, в городе, в семье. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста и для миропонимания.
  • Ориентирующая функция классного часа в большей степени относится к обсуждению нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста.
  • Направляющая функция способствует приобретению практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем.
  • Формирующая функция. Направлена на развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.

При подготовке классного часа классный руководитель должен выполнить следующие действия:

  • Определить тему классного часа и сформулировать его конкретные цели;
  • Подготовить соответствующее оборудование классного часа: музыкальное сопровождение и т.д.,
  • Составить предварительный сценарий классного часа и обсудить его с учащимися и родителями, если в этом есть необходимость,
  • Распределить задания между учащимися согласно сценарию или инициативе самих учащихся,
  • Пригласить заинтересованных лиц для участия в классном часе.

Для того чтобы классный час получился, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:

  • классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок — к суждениям.
  • в ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.
  • необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должно быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.
  • классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
  • в содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть классного часа. Классный час должен содержать в себе рефлексивную часть. Это момент когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу.

Тема классных часов

I класс

  • День Знаний
  • Праздник «Золотая осень»
  • Классный час: О чём я мечтаю.
  • Супермама. Конкурс
  • «Открывай нам, школа, дверь!» посвящение в первоклассники
  • Классный час: « Об аккуратности»
  • Путешествие в страну Мультфильмию.
  • Классный час: « Путешествие в страну сказок »
  • «Мисс Дюймовочка» Конкурсная программа.
  • Классный час: «О лени и лентяях»
  • Классный час: « Поговорим о том как мы выглядим»

II класс

  • Классный час: «Символика РФ»,Флаг России
  • «Правила хорошего тона»
  • «Встречают по одежке»
  • «Как стать воспитанным»
  • «Поведение на улице»
  • Классный час:«В дружбе сила»
  • Книга — твой друг, береги её
  • «В мире профессий» конкурсная программа
  • Проект : «Знание сила»
  • Викторина: Приметы зимы

III класс

  • «Якутск-мой город».
  • Классный час: «Что? Где? Когда?»
  • Классный час: «Волшебники добра»
  • Классный час «Животные и насекомые»
  • классный час: «Моя семья»
  • Классный час: «Правда и ложь»
  • Классный час: « Права ребенка»
  • Классный час: О внимании и внимательности
  • Классный час: «Кто хочет стать юным миллионером?»

IV класс

  • Праздник «Хлеб — всему голова »
  • Классный час: «Приключение в стране дорожных знаков»
  • «Чтобы мамы не грустили» (Праздник мам)
  • Классный час: «Как сохранить хорошее зрение»
  • Классный час: «Все работы хороши – выбирай на вкус»
  • Конкурс рисунков. «Вредные продукты»
  • Викторина «Бюро сказочных находок»
  • Защита презентаций: «Чистый город»
  • Классный час: «Минздрав предупреждает..»
  • Классный час: «Что? Где? Когда?»

Приложение Декларация прав ребёнка
(классный час)

Цели: ознакомить с декларацией прав человека; дать представление о правах ребёнка; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.

Форма проведения: учебно-игровое занятие.

Оборудование: знаки к игре «Разрешается – запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.

Ход классного часа.

1. Вступительная часть.

Рассказывает учитель.

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путём международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

— А есть ли какие –нибудь права у детей? (Ответы уч-ся)

Они записаны в Декларации прав ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).

Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

  • В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
  • Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
  • Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
  • Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
  • Каждый ребенок со дня рождения имеет право на гражданство и собственное имя.

Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

2. Закрепление. Игра «Угадай , какой знак»

— Ребята, вы уже знаете, что все люди – взрослые и дети имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др. Для детей эти права изображены на знаках –разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Ребята будут говорить о каком-то праве, а вы –отвечать:

«Запрещается или разрешается».

Знак №1.
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.

Знак №2.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение –
Это разрешается.

Знак №3.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают-
Это запрещается.

Знак №4.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается.
Бить, наказывать – всегда
запрещается!

Знак №5
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Запрещается!

Знак №6
Этот чёрный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго запрещается!

Знак №7.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.

Знак №8.
Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать,
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить –
Это разрешается!

Знак №9.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.

3. Что такое плохие и хорошие поступки.

— Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием –назвали все права, о которых я говорила. На последний знак обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».

-Каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Какие черты его лица? Как он ведет себя?

(Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге).

(маски театральные)(злой)

— А каким представляете себе доброго человека?

(Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге).

(маска доброго человека)

— А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?

-Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:

  • Злой не верит, что есть добрые люди.
  • Доброе слово лечит, а худое калечит.
  • Хорошо тому добро делать, кто помнит.

(Ответы детей)

4. -Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображенные на них ситуации. (Слайд)

-Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?

-Как бы вы поступили в данных ситуациях? (ответы детей)

Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:

-умейте выслушивать собеседника, не перебивая;

-умейте признавать, что были не правы;

-помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;

-говорите всегда только правду;

-радуйтесь успеху товарища;

-дал слово – держи его, дал обещание –выполни!

— Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.

— Какие выводы вы для себя сделали?

— Какие извлекли уроки из общения с товарищами?

— Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:

  • Худо тому, кто добра не делает никому.

До встречи!

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Классный час и его педагогическое значение

Определение 1

Классный час – это форма организации взаимодействия между педагогом и учащимися во внеурочное время.

Классный час выступает разновидностью работы, ориентированной на всестороннее развитие учащихся, удовлетворение их познавательных потребностей, коммуникативное развитие и духовно-нравственное воспитание.

Классный час характеризуется следующими признаками:

  • Гибкость организации взаимодействия между педагогом и учащимися;
  • Способ организации общения между учащимися и педагогом в спокойной, внеурочной обстановке;
  • Ведущая роль педагога в проведении классного часа;
  • Добровольный характер деятельности учащихся на классных часах;
  • Личностно значимое содержание классного часа.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Классные часы организуются педагогами, как правило, классными руководителями. Они определяют тему классного часа и направления деятельности учащихся, выбирают форму работы и время ее реализации.

Роль классного часа в воспитательной деятельности классного руководителя сводится к следующему:

  • Организация развивающей среды, ориентированной на раскрытие творческого потенциала учащихся.
  • Создание условий для свободного общения между педагогом и учащимися, установлением между ними доверительных отношений.
  • Расширение и углубление знаний учащихся о природе, обществе, человеке, нравственности и морали.
  • Формирование эмоциональной сферы и ценностных ориентиров воспитанников.
  • Формирование у учащихся навыков созидательной деятельности.
  • Формирование творческой направленности деятельности.
  • Развитие коллективного взаимодействия в классе.
  • Формирование благоприятной коллективной среды для развития коммуникативных навыков учащихся и выработке их мировоззренческой позиции.

Классные часы могут проводится в форме собраний, на которых учащиеся решают вопросы общего значения, коллективные проблемы и т.д., в форме часов общения, на которых проводятся обсуждения, дискуссии по разным вопросам жизнедеятельности, воспитательных часов, на которых педагог поднимает насущные социальные проблемы, освещает вопросы морали и нравственности, культурного развития и социального становления личности, в форме тематических лекций, ориентированных на расширение знаний учащихся, углубление их представлений о разных объектах, процессах и явлениях природы и социума, а также в форме практической деятельности: исследования, лабораторной работы, конструирования, художественного творчества и т.д.

«Классный час как «единица» воспитательного процесса» 👇

Классный час, в силу своей педагогической роли в учебном процессе является «единицей» воспитательного процесса. На нем освещаются вопросы развития подрастающего поколения, воспитываются нравственные ориентиры деятельности и формируются представления о культуре, истории, природе и социуме.

Функциональная роль классного часа

Классные часы выступают важной формой организации воспитательного процесса в учебном заведении. Они проводятся еженедельно и включаются в расписание один, два и, даже, три раза в неделю. Все зависит от этапа обучения и развития коллектива учащихся.

Функциональная роль классного часа сводится к выполнению им следующих функций:

  1. Функция просвещения. На классных часах расширяются знания учащихся в разных областях и сферах, повышается их культурная, нравственная, этическая компетентность, расширяются знания о социуме, законах его функционирования, процессах и явлениях.
  2. Функция ориентации. Она связана с формированием у учащихся определенного восприятия и отношения к объектам окружающего мира. Учащиеся оценивают окружающий мир и его составные компоненты, анализируют его процессы и явления. Данная функция тесно связана с функцией просвещения, поскольку, незнание устройства окружающего мира не позволяет оценивать и анализировать его.
  3. Функция практического развития. Она связана с формированием у учащихся навыков практической деятельности, применения теоретических познаний об устройстве окружающего мира в реальной жизнедеятельности, в решении проблем, принятии решений, выборе пути развития. Каждый классный час должен иметь определенную направленность т.е. ориентацию на практическое развитие учащихся, переход их знаний в убеждения.
  4. Функция формирования навыков. На классных часах происходит реализация различных видов деятельности. Они формируют у учащихся конкретные навыки и учат взаимодействовать с коллективом, как микро социумом, что в итоге, становится умением взаимодействия с окружающим миром.

Все эти функции неразрывно связаны и реализуются на каждом классном часе.

Структура классного часа

Классный час, по своему устройству, ничем не отличается от урока. Он состоит из трех основных частей, называемых этапами проведения классного часа:

  1. Вступительный этап. Он связан с речью педагога о назначении встречи, проблемах, которые на ней будут освещаться, использовании приемов мотивации к деятельности и побуждения к рассмотрению конкретного вопроса, определением места и значения рассматриваемой темы для отдельной личности, всего общества, государства, научного мира. Здесь же, ставятся цели классного часа и определяются его задачи.
  2. Основной этап. Он связан с освещением темы классного часа и решением воспитательных задач, поставленных на нем. Ход основного этапа зависит от выбранной формы проведения классного часа и его целевого назначения.
  3. Заключительный этап. Он связан с подведением итогов по рассматриваемой теме, мотивацией учащихся к деятельности, стимулировании развития и саморазвития учащихся, улучшения отношений в коллективе, необходимости формирования потребности в познании, самопознании и саморазвитии, а также проведении краткого анализа, проделанной практической работы (если классный час был реализован в форме практического занятия).

Классный час готовится педагогом. При этом, он выбирает форму его реализации, в соответствии с возрастными особенностями конкретного коллектива учащихся и уровня их нравственного развития, также в расчет берется воспитательный потенциал класса.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когда разблокируют акции иностранных компаний на санкт петербургской бирже
  • Кого можно отнести к целевой аудитории в сфере бизнеса выберите один ответ
  • Колбаса сибирская продовольственная компания купеческая полукопченая 600 г
  • Колпино европейский институт здоровья семьи бульвар трудящихся часы работы
  • Комиссия сбербанка за оплату по реквизитам наличными через кассу сбербанка