I.
Гражданско-патриотическое, правовое и
поликультурное воспитание:
Задачи:
Должно формировать гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и
политическую культуру, развитое национальное самосознание , культуру
межнациональных отношений, социальную и религиозную толерантность, , основанные
на гуманизме, любви и уважения к языку, истории и обычаям казахского народа,
сохранение и развитие его лучших традиции, изучении, приятии и освоение
культур других народов Казахстана.
№ |
Тема классного часа |
Вида проведения |
Дата |
1 |
Стратегия |
||
2 |
Профилактика |
||
3 |
Наш |
||
4 |
День Независимости |
||
5 |
Как |
||
6 |
День |
||
7 |
Армейские |
||
8 |
Песня в |
II.
Духовно – нравственное воспитание
Задачи: Предпологает
создание условий для развития самосознания, формирования эстетических принципов
личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и
традициями жизни общества, формирование и развитие системы духовно –
нравственных знаний и ценностей, реализация знаний, связанных с нормами
нравственности и профессиональной этики в учебной, производной и общественной
деятельности, формирование у воспитанников репродуктивного сознания и установок
на создание семьи как основы возраждения традиционных национальных и моральных
ценностей, реализация знаний, связанных с нормами нравственности и
профессиональной этики ,в учебной производственной и общественной деятельности
,формирование у воспитанников репродуктивного сознания и установок на создание
семьи как основы возраждения традиционных национальных и моральных ценностей.
№ |
Тема классного часа |
Вида проведения |
Дата |
1 |
«День |
||
2 |
Почему |
||
3 |
Совесть |
||
4 |
8 Марта- |
III. Семейное
воспитание
Задачи: Определяющим
звеном которого является передача социально – исторического опыта эмоциональных
и рациональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных,
духовных и гуманистических ценностей. На первом плане выступает ориентация
детей и молодежи на общечеловеческие и национальные ценности, созданные на
основе мировой и национальной культуры, народных традиций и потребностей всего
казахстанского общества
№ |
Тема классного часа |
Вида проведения |
Дата |
1 |
Моя |
||
2 |
Как жить |
IV. Формирование
потребности в самопознании и саморазвитии личности
Задачи: Предпологает
формирование фундаментальных знаний в системах человек – человек, человек –
общество, человек – общество, человек – природа, самопознание призвано помочь
молодому человеку в понимании окружающего мира, осознании себя и своего
предназначения в нем а определении своей жизненной позиции, систематизации
своих взглядов на окружающий мир с позиции общечеловеческих ценностей.
Самопознание является необходимым условием саморазвития, самоактуализации
личности, реализации ее способностей и потенциальных возможностей.
№ |
Тема классного часа |
Вида проведения |
Дата |
1 |
Правила |
||
2 |
Поверь в |
||
3 |
Настоящий |
||
4 |
Подведение |
V.
Формирование социально значимых и
индивидуальных качеств
Задачи:
Предпологает развитие в системе социальных
отношений собственного стиля поведения, творчество и самостоятельность, умение
быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, наличие
активной жизненной позиции.
№ |
Тема классного часа |
Вида проведения |
Дата |
1 |
|||
2 |
VI. Формирование
коммуникативной культуры
Задачи: Определяет
принципы поведения, отражает систему ценностей, идеалы, нормы и помогает
организации общения, установлению контактов, их развитию, согласованию,
налаживанию и корректировке для выражения своей индивидуальноти в творческой
деятельности
№ |
Тема классного часа |
Вида проведения |
Дата |
1 |
|||
2 |
VII. Экологическое
воспитание
Задачи: Предпологает
становление и формирование у человека этических взглядов на природу и этику
отношений к ней, воспитание чувства личной ответственности за состояние
природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними.
№ |
Тема классного часа |
Вида проведения |
Дата |
1 |
Удивительный |
||
2 |
На |
||
3 |
Природа |
VIII. Эстетическое
воспитание
Задачи: Предпологает
формирование нравственных ценностей через пребщение к пркрасному, через
художественную литературу, через преобщение к мировым художественным ценностям
эпох и народов, через призму национального и общечеловеческого.
Формирование средствами искусства человека
с новым, более высоким уровнем самосознаеия, способностью концептуальному
мышлению, целостному видению мира, воплощению ценностных представлений о нем в
собственной творческой деятельности, умению жить в коллективе, проявлятьсебя в
общении с миром культуры и людьми является важной задачей на современном этапе
развития.
№ |
Тема классного часа |
Вида проведения |
Дата |
1 |
День |
||
2 |
День |
||
3 |
Подготовка |
||
4 |
Творчество |
||
5 |
Праздник |
||
6 |
Азбука |
IX. Физическое
воспитание и формирование здоровье сберегающей среды здорового бораза жизни.
Задачи: Ставит
своей целью формирование здорового образа жизни, становления личностных
качеств, обеспечивающих молодому человеку психическую устойчивость и
необходимых для эффективной профессиональной деятельности.Формирование
здорового образа жизни должно осушествлятся как в процессе просветительской
информационно – разъяснительной работы, дающей представление о возможностях
человеческого организма, особенностях его функционирования, взаимосвязи
физического, психологического и духовного здоровья человека, так и путем
непосредственного привлечения воспитанников к занятиям различными видами
спорта.
№ |
Тема классного часа |
Вида проведения |
Дата |
1 |
Наркотик |
||
2 |
Формула |
X.
Трудовое и экономическое воспитание.
Задачи: Предпологает
формирование у детей и молодежи умений и навыков в осуществлении самообслуживания,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, умения работать в коллективе, команде, умение человека
самостоятельно, активно и ответственно действовать, мобилизуя необходимые
ресурсы, правильно оценивая смысли последствия своих действий,максимализируя их
подлинный эффект, созидать новое производство и общество, формирование у
молодежи потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей
ценности и главному способу достижения жизненного успеха.
№ |
Тема классного часа |
Вида проведения |
Дата |
1 |
Дети и |
||
2 |
Мастерская (умелые |
XI. Профессионально
– творческое воспитание
Задачи: Предпологает
формирование профессионального и личностно значимых ключевых компетентностей
специальной , профильной, коммуникативной, социальной, интеллектуальной,
инфармационной и других ее подвидов, приобщение обучающихся к традициям и
ценностям профессионального сообщества, приверженности нормам профессиональной
этики и корпаративной культуры.
№ |
Тема классного часа |
Вида проведения |
Дата |
1 |
Жамбыл |
||
2 |
Что мы |
XII. Развитие
интеллектуальной культуры
Задачи:Предпологает
формирование современного научного мировозрения и усвоения базовых ценностей,
развитие активной мыслительной деятельности обучающихся, обогащение их сознания
достоверными, элементарными знаниями, развития умственных способностей,
любознательности
№ |
Тема классного часа |
Вида проведения |
Дата |
1 |
Турнир |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования»
с.Самбург Пуровского района ЯНАО
План воспитательных мероприятий
с воспитанниками интерната 9 группы
План составила:
воспитатель
Рочева Екатерина Сергеевна
с.Самбург, 2014г
Пояснительная записка. Воспитательные часы предназначены для проведения развивающих занятий с воспитанниками 0-11 классов в системе проживания детей в группах семейного типа школы-интернат.
Известно, что у каждый ребенок индивидуален и может иметь свои проблемы и трудности (школьные, трудности общения, адаптации и социализации к жизни в поселке), и если на какой-либо возрастной ступени нарушаются нормальные условия развития, то необходима специальная работа.
Наша воспитательная работа с детьми одной группы, имеющими трудности в обучении и общении, во-первых, основана на понимании уникальности каждого периода возрастного развития, во-вторых, построена с учетом основных возможностей и потребностей каждой возрастной стадии развития.
Эффективность воспитательной работы зависит от многих факторов и предполагает поэтапную возрастную преемственность педагогических, психологических, воспитательных и развивающих методов и программ.
Критерии эффективности. Наши занятия предполагают развитие эмоционально-личностной сферы детей, развитие у них навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия призваны способствовать гармонизации отношений детей как в группе, так и с окружающей средой, их социализации к жизни в посёлке и без родителей.
Формы и методы работы. На занятиях воспитанники не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому (индивидуальному) тестированию, подвижным играм.
Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме.
Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия и самопроверку.
В первоначальный замысел занятия могут вноситься изменения прямо по ходу его ведения или накануне в связи с возникшим запросом (со стороны воспитанников, учителей или родителей).
Форма занятий. Занятия по форме напоминают тренинги («уроки общения»): с помощью специальных упражнений и ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.
Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании. Интерпретировать и комментировать полученные результаты желательно в целом для всей группы или представлять их для каждого в письменном виде.
Необходимые материалы. Для записей и рисования у детей имеется индивидуальная тетрадь и ручка, карандаши.
План воспитательных занятий рассчитан на работу с детьми, обучающимися в классах с 0 по 11, и проживающими в одной группе семейного типа.
Воспитательная работа осуществляется в течение учебного года и делится на несколько разделов:
Раздел 1. Экология родного края.
Раздел 2. Профилактика нарушений дисциплины и законности, вредных привычек.
Раздел 3. Нравственно-эстетическое воспитание.
Раздел 4. Безопасность: охрана здоровья, техника безопасности, противопожарная безопасность, ПДД и др.
Раздел 5. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.
Раздел 6. Профориентационная работа.
Раздел 7. Патриотическое воспитание.
Занятия проводятся один раз в три недели в учебном кабинете или в помещении, где есть возможность свободно двигаться. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Продолжительность занятия — 45 — 60минут.
Воспитательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Цель воспитательной работы: сохранение психического и физического здоровья, социализация, нравственное становление личности воспитанников семьи.
Задачи:
● активация познавательной деятельности учащихся;
● повышения уровня их умственного развития;
● нормализация учебной деятельности;
● коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
● социально-трудовая адаптация.
Тематический план воспитательных часов на учебный год
№ |
Раздел |
Тема |
1. |
Нравственно-эстетическое воспитание |
Гимн книге (анкетирование + слайд) Цели: воспитание в детях любви к книгам; научить их правильно выбирать и читать книги. |
2. |
Экология родного края и Физическое воспитание |
Зов тундры (спортивно-познавательная игра, возможно проведение на улице). Цель: развивать двигательную находчивость, умение координировать свои действия при совместном решении двигательных задач; способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры; расширить знания о природных условиях и обитателях тундры; воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям коренных народов Севера. |
3. |
Нравственно-эстетическое воспитание |
Праздник твоего имени (викторина + слайд) Цели:
|
4. |
Физическое воспитание |
Жевательная резинка (дискуссия + слайд) Цель: рассмотреть пользу и вред жевательной резинки для здоровья. |
5. |
Экология родного края |
Экологическая игра Цель игры: привлечь учащихся к бережному отношению ко всему, что нас окружает; беречь природу, помнить о том, что наша планета — наш общий дом, это земля и твоя, и моя; будем добры друг к другу, не причинять зла ни природе, ни людям. |
6. |
Профилактика нарушений дисциплины и законности, вредных привычек |
Пивной алкоголизм – беда молодых (слайд + обсуждение). Цель: узнать о вредном воздействии пива на организм подростка. |
7. |
Нравственно-эстетическое воспитание |
Да здравствуют вежливость и доброта! (инсценировка) Цель: воспитание культуры поведения. |
8. |
Безопасность |
Профилактика и защита от простудных заболеваний. Цель: дать информацию о путях распространения и способах защиты от простудных заболеваний. |
9. |
Профилактика нарушений дисциплины и законности, вредных привычек |
Приём наркотика – всегда полет, но в конце – всегда падение (анкетирование, обмен мнениями + слайд). Цель: формирование отрицательного отношения к наркотикам, обучение учащихся пониманию и осознанию влияния наркотиков на будущее человека. |
10. |
Безопасность и Физическое воспитание |
Половое воспитание (развивающее занятие + презентация). Цель: воспитание правильного отношения к проблеме полового воспитания. |
11. |
Патриотическое воспитание |
День Конституции (информирование +викторина). Цели: формирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации; воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства; расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся. |
12. |
Нравственно-эстетическое и Физическое воспитание |
Сквернословие и здоровье (анкетирование, плакаты, выступление со стихами + слайд). Цели: формирование навыков здорового образа жизни; формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения |
13. |
Профориентационная работа |
И снова об учёбе! (чаепитие + игры). Цель: настроить детей на учёбу. |
14. |
Физическое воспитание |
Береги глаз как алмаз (беседа) Цели: учить заботиться о сохранении зрения; познакомить со строением глаза; выяснить причины ухудшения зрения; развивать мышление, память, расширять кругозор детей; воспитывать стремление заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. |
15. |
Патриотическое воспитание |
Урок мужества. Герои: города и люди (общение). Цель: познакомить учащихся с событиями, происходящими в годы Великой Отечественной войны, с участниками сражений, ставшими Героями Великой Отечественной войны; воспитывать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине, уважение к участникам Великой Отечественной войны, чувства гордости за советский народ. |
16. |
Профориентационная работа |
Гордое имя – учитель! (театрализованная инсценировку по рассказу В. Голявкина «Про журнал» посвящённая ГОДУ УЧИТЕЛЯ. Цель: учить культуре речи; воспитывать интерес и уважение к профессии и труду работников образования, к изучаемым предметам; ориентировать на приобретение учебно-трудовых навыков. |
17. |
Безопасность |
Огонь и человек (дидактическая игра). Цель: развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара; формировать у учащихся твердое убеждение того, что огонь – не игрушка; закреплять умения справляться с огнем и спасаться от огня. |
18. |
Патриотическое воспитание и Физическое воспитание |
А ну-ка,парни! (командный конкурс на День Победы). Цель: организация содержательного досуга детей; создание праздничной атмосферы, положительного эмоционального настроения у детей; развитие навыков коллективного общения, логического мышления, ловкости. |
19. |
Физическое воспитание |
Если хочешь быть здоров! (инсценировка). Цели: обобщить знания об основных правилах личной гигиены; развивать умения содержать в порядке свои вещи и одежду; воспитывать интерес к занятию спортом. |
Направление работы
Классные часы (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ для проведения и записи в журнал регистрации классных часов)
1. духовно-нравственное направление
1.1. нравственное воспитание
(воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания)
«День пожилого человека» (октябрь, 1-11 классы), «День матери» (ноябрь, 1-11 классы), «Нравственный человек – это…» (5-11 классы), «Традиции моей семьи» (5-11 классы), «Почему важно делать добрые дела?»(1-4 классы) и др.
1.2. гражданско-патриотическое воспитание
(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
«Воронеж. Мой город – мои возможности» (сентябрь, ко Дню города, 5-11 классы), «Имя трагедии — Беслан» (сентябрь, 5-11 классы), «День памяти жертв политических репрессий» (октябрь, 5-11 классы), «День народного единства «Чтобы люди знать могли о делах родной Земли» (ноябрь, 1-11 классы), «День памяти погибших воинов» (ноябрь, 1-11 классы), «День освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков» (январь, 1-11 классы), «День защитников Отечества» (февраль, 1-11 классы), «День Победы» в моей семье» (май, 1-11 классы), «Государственная символика России» (1-5 классы), «Герои Древней Руси» (5-6 классы), «Мой Воронеж» (1-7 классы), «Что значит для меня слово «Родина» (5-11 классы); «Путешествие по России: достопримечательные города, люди, факты» (цикл классных часов (от 3х до 5ти),1-11 классы) (и др. (в соответствии в планами ВР классных руководителей);
2. социальное направление (воспитание социальной ответственности и компетентности)
2.1. экологическое воспитание
запланировать самостоятельно классные часы/беседы на экологические темы (по графику планов ВР классных руководителей);
2.1. формирование антикоррупционного сознания
«STOP — коррупция!» (декабрь, 5-11 классы); «Мы все разные, но у нас равные права» (декабрь, 3-4 классы); «Зачем человеку быть честным?» (декабрь, 1-2 классы)
2.3. профилактика экстремизма, терроризма
«День пожилого человека» (октябрь, 1-11 классы), «День народного единства «Чтобы люди знать могли о делах родной Земли» (ноябрь, 1-11 классы), «Международный день толерантности» (декабрь, 5-11 классы), «Всемирный день прав человека» (декабрь, 5-11 классы), «Международный день солидарности людей» (декабрь, 5-11 классы), «Международный день родного языка» (февраль, 1-11 классы), «День единения народов России и Белоруссии» (2 апреля, 5-11 классы), «Международный день семьи» (май, 1-11 классы), «День славянской письменности и культуры» (май, 1-11 классы), «1 июня — Международный день защиты детей» (конец мая, 1-11 классы);
2.4. трудовое воспитание
(воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии)
запланировать самостоятельно классные часы о роли профессии в жизни человека, сознательном выборе профессии (по графику планов ВР классных руководителей);
2.5. воспитание мировоззрения, способного противостоять асоциальным явлениям (употребление ПАВ, наркотических веществ, табакокурению, совершению преступлений и правонарушений, пропаганда здорового образа жизни)
профилактика наркозависимости (сентябрь) «Информирование обучающихся по вопросам проведения социально-психологического тестирования» (до 13 сентября, 7-11 классы), «Мы за здоровый образ жизни» (1-4 классы), «Опасность вредных привычек (5-7 классы), «Наркотики, ПАВ и последствия их употребления» (8-11 классы);
профилактика алкогольной зависимости (октябрь) «Я и моё здоровье» (1-4 классы), «Как возникает алкогольная зависимость?» (5-7 классы), «Правда и ложь об алкоголе» (8-11 классы);
профилактика табакокурения (ноябрь) «Курение — угроза здоровью» (1-4 классы), «Безвредных сигарет не бывает» (5-7 классы), «Курение и статистика» (8-11 классы), (май) «Курение – опасное увлечение» (1-4 классы), «Влияние курения на организм человека» (5-11 классы);
профилактика СПИДа (декабрь) «Пути передачи ВИЧ-инфекции» (8-11 классы), «Если человек ВИЧ — положительный» (8-11 классы);
профилактика правонарушений, правовое воспитание (октябрь) «Ответственность несовершеннолетних за преступления и правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков» (9-11 классы), (декабрь) «Ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях» (5-11классы), (февраль) «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних» (7-11 классы), (май) «Ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения» (5-11классы); профилактика безопасности в сети Интернет (февраль) «Опасности в Интернете» (1-4 классы), «Правила безопасного пользования Интернетом» (5-7 классы), «Компьютерные сети» (8-11 классы);
пропаганда здорового образа жизни (апрель) «Компьютер и здоровье» (1-4 классы). «Что такое здоровый образ жизни» (5-7 классы), «Поколение 21 века без вредных привычек» (8-11 классы);
неделя Международного дня детского телефона доверия (май) «Что такое телефон доверия» (1-4 классы), «Телефон доверия: помощь в сложной жизненной ситуации» (5-11 классы);
3. интеллектуальное направление
3.1. воспитание стремления интеллектуального развития
«Зачем нужны знания?» «Учимся «учиться» (1-4 классы); «Я и чтение или зачем нужно читать книги?» «Как развить память?» (5-7 классы), «Как я учусь или мои достижения в школе» (8-11классы) (и др.)
4. общекультурное направление
4.1. художественно-эстетическое воспитание (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры)
запланировать самостоятельно классные часы по приобщению обучающихся к культуре, формированию эстетического вкуса (в соответствии с планами ВР классных руководителей);
Примерная тематика классных часов (5 – 9 классы) по основным направлениям воспитательной работы в МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан
Гражданско-патриотическое воспитание
- Символика Российской Федерации
- Под крылом двуглавого орла
- Земляки Куприна и Белинского
- Люблю тебя, моя Пенза!
- Я ребенок – я гражданин
- Конституция – главный закон страны
- Мои права и обязанности
- Я имею право!
- Гражданская ответственность. Кто и за что отвечает
- Афганистан – наша память и боль
- День воина-интернационалиста
- В мирное время – война
- Чеченская боль
- У войны не женское лицо
- Дети войны
- Это нужно живым!
- Строки, опаленные войной
- Есть такая профессия – родину защищать
- 23 февраля – день настоящих мужчин
- Памяти дедов будем достойны!
Духовно-нравственное воспитание
- По каким правилам живет наш класс?
- Мои главные ценности
- Культурный человек – кто это?
- Внешний облик и внутренний мир
- Идеалы: вчера, сегодня и завтра
- «Что значит красота, и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде»
- Талант дружить
- Одиночество среди толпы
- Интеллигентность сегодня не в моде?
- Этикет сегодня. Проблемы разговорной речи
- Чистота языка – чистота души
- Портрет моего поколения
- Сострадание – СО- СТРАДАНИЕ
- Люди! Будьте милосердны!
- Как не стать жестоким
- Как прекрасен этот мир! Посмотри!
- О героях книг с уважением и любовью
- Чтобы радость друг другу дарить, нужно добрым и вежливым быть
- Давайте говорить друг другу комплименты
- На кого я хочу быть похожим
Здоровый образ жизни
- Здоровье – бесценное богатство
- Коктейль «Здоровье». Рекомендации по приему
- Правила здорового питания
- Наши враги и друзья на столе
- В здоровом теле – здоровый дух
- Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья
- От чего зависит рост и развитие организма
- Движение – это жизнь
- Гиподинамия – что это?
- Закаливание – верный путь к здоровому организму
- Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Или как продлить свою жизнь
- Эмоции в нашей жизни
- Будь внимателен к своим эмоциям
- Здоровый образ жизни – главное условие профилактики вредных привычек
- Как не стать рабом привычки
- Суд над табаком
- Чума XXI века
- Всемирный день борьбы со СПИДом
- Стресс и как с ним бороться
- Как пережить экзамены
Экологическое воспитание
- Моя зеленая планета
- Благословенна Земля и на ней человек!
- В защиту матери-земли
- Природа не прощает ошибок
- День воды
- Сохранить природу – значит сохранить жизнь
- Человечеству – здоровую планету
- День птиц
- Мы в ответе за тех, кого приручили
- Берегите лес от пожаров
- Экологические катастрофы
- Цивилизация – начало борьбы с природой
- Внимание: бытовые отходы
- Источники загрязнения окружающей среды
- Заповедники России
- Листая Красную книгу
- Экология родного края
- Природа в музыке и поэзии
- Вторая жизнь упаковки
- Кодекс юного эколога