Классификация видов международных компаний

Общество осознало, что все проблемы, настигающие человечество, будь то экономический или демографический кризис, разрушение озонового слоя, пандемия коронавируса, необходимо решать вместе. Так появилась идея образования международных организаций, каждая из которых оказывает влияние на определённую область деятельности.

Классификация международных организаций

Международные организации — это объединение трёх и более государств, действующих на основании устава, обладающие постоянной структурой, наделённые способностью заключать и исполнять международные договоры, нацеленные на решение общих вопросов.

Известные международные организации

ООН. Наиболее влиятельным союзом государств является Организация Объединённых Наций. Созданная для поддержания и укрепления мира, управления в сфере экономики и социальной политики стран ООН, развития партнёрских отношений между странами. В настоящее время членами являются 193 государства, включая Россию, Индию и Францию.

ЮНЕСКО. Подразделение ООН, занимающееся вопросами культуры, науки и образования, стремящиеся к установлению мира посредством тесного международного сотрудничества в этих областях. ЮНЕСКО работает над тем, чтоб каждый мог выражать своё мнение, имел доступ к качественному образованию и здравоохранению, жил в культурно-спортивной среде.

Классификация международных организаций

МОТ. Единственная организация, базирующаяся на принципах трипартизма, то есть ведёт переговоры между правительством, работодателями и работниками. Занимается правотворческой деятельностью, направленной на создание достойных условий труда, обеспечение социальной справедливости.

ЮНИСЕФ. Фонд функционирует в более чем 190 государствах, в целях спасения детских жизней, отстаивания их прав, оказание поддержки в развитии их потенциала.

ИНТЕРПОЛ. Крупнейшая в мире международная организация уголовной полиции, в состав которой входят почти все страны мира. Ведомство не занимается расследованием преступлений, а оказывает содействие в эффективном обмене информации о совершенных преступлениях. Благодаря содействию иностранных коллег получается экстрадировать десятки осуждённых и обвиняемых лиц.

Классификация современных международных организаций

По юридической природе:

  • Межгосударственные — это объединение суверенных государств, основанное на общей цели, имеющие постоянную систему органов, и действуют в интересах стран — членов. Например, Европейский центр ядерных исследований.
  • Негосударственные, общественные — это организации образованные без договора, участия государства, объединяющие физических и юридических лиц в политические, идеологические партии, Greenpeace, Врачи без границ, Красный крест.

Классификация международных организаций

По составу участников:

  • Глобальные — это организации, в которые могут вступать все страны, физические лица и общественные объединения, вне зависимости от географического положения. Например: Мировой банк, Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество.
  • Региональные — формируются из состава государств, физических лиц и общественных объединений одного региона, для обсуждения и решения общих проблем. Например, Европейский Союз.
  • Межрегиональные — это содружество независимых государств, участие в котором ограничено некоторыми условиями, они должны иметь общую проблему или цель. Так, Организация Исламских конференций, объединяют только мусульманские страны.

В зависимости от состава компетенции:

  • Общей — рассматриваются вопросы всех сфер деятельности между членами государств. К таким относится Совет Европы, Лига Арабских Государств.
  • Специальной — подразумевают сотрудничество государств в одной определённой области: медицинской, военной, религиозной.

По порядку приёма новых членов:

  • Открытые — допускается вступление по своей инициативе. Например, Всемирный фонд дикой природы.
  • Закрытые — сами выбирают претендентов для вступления в свои ряды и делают им специальные приглашения. Например: Глобальный экологический фонд.

Классификация международных организаций

По характеру деятельности:

  • Нормотворческие — это организации, которые в силу своей правоспособности, имеют право заниматься нормотворческой деятельностью. Это выражается в том, что она разрабатывает, а высший орган принимает проекты конвенций, технических стандартов, регламентов. Нормы, содержащиеся в конвенции, становятся нормой права, после придания юридической силы документу. К ним относится Всемирная метеорологическая организация, Международная организация гражданской авиации.
  • Консультативные — предоставляют консультации, по определённому кругу вопросов. Например, российская Ассоциация помощи семьям с детьми-инвалидами.

Право оказывать консультации могут только те организации, которые имеют консультативный статус присваиваемый ООН. Получение такого статуса, отражает полезность и авторитетность деятельности страны.

  • Посреднические — включают в себя организации, которые могут быть нейтральной стороной, вступающие в переговоры с целью урегулирования конфликта.

Ярким примером является ОБСЕ, проводивший диалог между странами Запада и Востока на Европейском континенте, для окончательного разрешения вопросов, оставшихся после Второй мировой войны.

Text.ru - 100.00%

  1. Международная корпорация: понятие, этапы становления, черты. Классификация видов международных компаний. Государственное и международное регулирование деятельности тнк.

Международная
корпорация

– это форма организации крупной компании,
осуществляющей прямые зарубежные
инвестиции в различные страны мира. По
классификации ООН к ним относят те, у
которых:


  • годовой объем продаж составляет не
    менее 1млд. дол.;


  • от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится
    на заграничные операции;


  • доля зарубежных активов не менее 25%;


  • филиалы имеются не менее чем в 6 странах.

  • Поскольку
    главным качественным признаком
    международной корпорации является
    перенесение производственного процесса
    в другие страны на основе прямых
    зарубежных инвестиций, все мотивы этих
    инвестиций (расширение рынков сбыта,
    получение доступа к дешевым ресурсам,
    приобретение собственности) будут
    мотивами создания таких корпораций.

В
западной экономической литературе
можно встретить множество определений
международных монополий: многонациональные
корпорации
,
интернациональные
корпорации
,
транснациональные
компании
,
глобальные
компании

и др. Так, известный американский
маркетолог Ф. Котлер по организационным
принципам выделяет именно эти четыре
типа международных компаний.

Многонациональной
корпорации (МНК)

Многонациональные
корпорации владеют и управляют
предприятиями в других странах. Многие
из них заняты в обрабатывающем секторе,
сосредоточивая внимание на выпуске
лекарств, производстве химикатов,
электроники, переработке сельхозсырья
и нефти, производстве синтетических
волокон и электрооборудования.

Все
крупнейшие современные МНК — это
международные финансово-промышленные
корпорации, состоящие из головной
компании финансовой или производственной
ориентации и многочисленных дочерних
и ассоциированных фирм, расположенных
как в стране базирования МНК, так и вне
ее.

Большинство
МНК развитых стран Европы и Северной
Америки организовано по иерархическому
принципу и имеют холдинговую форму
организации.

Холдинговая
компания — это особый тип финансовой
или финансово-промышленной компании,
создаваемой для владения контрольными
пакетами акций других фирм с целью
делового контроля над ними и управления
их деятельностью.

Транснациональная
компания (корпорация) (ТНК)

— компания (корпорация), владеющая
производственными подразделениями в
нескольких странах. По другим источникам,
определение транснациональной компании
звучит так : компания, международный
бизнес которой является существенным.
А также компания, на зарубежную
деятельность которой падает около 25-30
% её общего объёма и имеющая филиалы в
двух и более странах.

Страна
базирования — страна, в которой находится
штаб-квартира ТНК.

Принимающие
страны — страны, в которых размещена
собственность ТНК.

Принадлежать
к ТНК, как правило, способна фирма, в
которой очень высокий уровень эффективности
управления, сравнимый с государственным.

Глобальные
компании

– крупные международные предприятия,
которые рассматривают весь мировой
рынок как единое целое. Производят и
маркетируют стандартизованный продукт
с минимальным учетом особенностей
национальных рынков зарубежных стран.

Интернациональные
корпорации

– крупнейшие компании промышленно
развитых стран, интернациональные по
капитану и сфере своей деятельности.
Образование их связано с интернациональным
переплетением интересов капитала разных
стран на базе вывоза капитала. Уже в
начале XX в. возникла одна из крупнейших
современных нефтяных компаний «Ройял
датч-Шелл», контролируемая английским
и голландским капиталом.

Рост
интернациональных корпораций – одно
из наиболее ярких проявлений
интернационализации капитала – процесса,
усиливающегося по мере углубления
международного разделения труда.

Обострение
глобальной конкуренции международных
корпораций между собой предопределяет
в ближайшем будущем уменьшение числа
ТНК с одновременным увеличением их роли
и мощи. Начало международного регулирования
деятельности транснационального бизнеса
ведет свой отчет с 70-х гг. В это время
были созданы международные организации,
занимающиеся вопросами деятельности
ТНК: комиссия ООН по ТНК, занимающаяся
всеми вопросами, связанными с деятельностью
ТНК; комитет по многонациональным
предприятиям при Международной
организации труда (МОТ); Комиссия ООН
по международному торговому праву,
которая, в частности, занимается
урегулированием споров по инвестициям.

В
настоящее время регулирование деятельности
ТНК касается таких вопросов, как
разрешение споров, обеспечение занятости
и соблюдение национального трудового
законодательства, стимулы для инвестиций,
политика конкуренции, защита потребителей
и др. Самыми важными на настоящий момент
являются договоренности в рамках
Всемирной торговой организации (ВТО):
Всеобщее соглашение по торговле услугами
(GATS) и серия так называемых соглашений
TRIPS (права интеллектуальной собственности,
связанные с торговлей) и TRIM (меры в
отношении инвестиций, связанных с
торговлей).

С
начала 80-х гг. многие страны, решая задачи
создания условий для долгосрочного
экономического роста, укрепления
экономического потенциала страны,
обновления производственной базы и
усиления конкурентоспособности
продукции, изменили свою политику в
отношении ТНК в сторону либерализации.
Это объясняется объективными процессами,
происходящими в мировой экономике,
однородностью стоящих перед всеми
странами мира задач, интернационализацией
мирового хозяйства. Развивающиеся
страны оценили возможность решить
многие проблемы экономического развития
посредством сотрудничества с международными
компаниями, оценили роль транснационального
бизнеса в экономике.

Если
в период возникновения ТНК основным
направлением политики в их отношении
были меры ограничения и контроля, то
сейчас основная задача практически
всех правительств — привлечение
иностранных капиталов в национальную
экономику. Все страны мира стремятся
улучшить инвестиционный климат для
иностранных инвестиций, отменяют
действовавшие ограничения, устанавливают
государственные гарантии от экспроприации
и национализации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    29.02.20163.07 Mб10межд эк.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1. Модуль 2 лекция 2

Международная
компания

2. План

1. Международная корпорация: понятие,
черты, этапы становления.
2. Классификация видов международных
компаний.
3. Современные транснациональные и
многонациональные корпорации (ТНК,
МНК).
4. Государственное и международное
регулирование.

3. 1 вопрос

Международная корпорация:
понятие, этапы становления, черты.

4. Международная компания —

Международная компания компания, имеющая зарубежные
активы и рассматривающие
мировое хозяйство как единый
рынок своей деятельности.

5. Международная компания

— это крупная компания или их объединение с
многонациональной структурой,
осуществляющая основную часть своей
экономической деятельности (инвестиции,
производство, сбыт и т.д.) за пределами
страны, в которой она зарегистрирована
(транснационально), контролируемая из
одного центра, использующая локальные
преимущества местных рынков и
децентрализацию менеджмента.

6. Критерии отнесения компаний в разряд транснациональных

1) доля собственности;
2) количество стран;
3) лидерство;
4) размер;
5) доля зарубежных операций;
6) зарубежное производство;

7. Доля собственности

1) минимальная доля участия в
зарубежном акционерном капитале,
который обеспечил бы материнской
компании контроль экономической
деятельности зарубежного
предприятия:
ООН – 10%;
ЕС – 25%;
Гарвард – 50%.

8. Аффилированная компания

Компания 1 государства прямо или
косвенно участвует в управлении,
контроле или имуществе компании 2
государства или если одни и те же лица
прямо или косвенно участвуют в
управлении , контроле, имуществе
компании 1 государства и компании 2
государства.

9.

Именно сохранение национального
контроля страны базирования
материнской компании над
акционерным капиталом ее зарубежных
структур должно являться ключевым
элементом для определения
минимального значения
рассматриваемого критерия.

10. Количество стран

2) количество стран, на территории
которых расположены структуры,
подконтрольные материнской
компании.
Подхода ООН, согласно которому
компания считается
транснациональной, если она
осуществляет соответствующую ТНК
деловую активность не менее чем в
двух зарубежных странах.

11. Лидерство

3) вхождение компании в число отраслевых
лидеров в стране базирования головной
штаб-квартиры и/или мире в целом.
Данный критерий предполагает, что к ТНК
можно отнести лишь те компании, которые
входят в число отраслевых лидеров в стране
базирования головной штаб-квартиры и/или
мире в целом. Это позволяет исключить из
числа ТНК небольшие торговопосреднические фирмы, имеющие в соседних
странах свои дочерние структуры.

12. Размер

4) размер, которого достигла компания.
ООН некоторое время назад к ТНК
относила лишь те компании, годовой
оборот которых превышал 100 млн.
долл. США .

13. Доля зарубежных операций

5) минимальная доля зарубежных
операций в доходах или продажах
компании.
к ТНК относятся компании, доля
зарубежных операций которых в их
доходах и/или продажах составляет не
менее 25%, но…

14. Индекс транснациональности

It
= (Ai/A+Ri/R+Si/S)/3,
Ai/A — отношение зарубежных к
общим активам
Ri/R – отношение объемов продаж
зарубежными филиалами к общему
объему продаж
Si/S – отношение зарубежного штата
к общему штату работников компании

15. Зарубежное производство

6) обязательное наличие за рубежом именно
производственных дочерних предприятий, а
также минимальное число стран, в которых
размещены производственные мощности
компании
ключевым признаком транснационализации
деловой активности фирмы является
наличие ее зарубежной инвестиционной
активности, при этом не зависимо от того,
направляются эти капиталовложения в
создание НИОКР лабораторий, сбытовых
и/или производственных подразделений.

16. Критерии (по ЮНКТАД/ООН)

филиалы — не менее чем в 6-ти странах мира,
годовой объем продаж — не менее 100 млн. долл.,
заграничные операции — 1/5-1/3 общего торгового
оборота,
доля зарубежных активов — не менее 25%,
включает хозяйственные единицы 2 или более стран,
проведение согласованной политики и
осуществление общей стратегии через один или
более руководящий центр,
обеспечение взаимообмена знаниями, ресурсами и
ответственностью между подразделениями
компании,
контроль подразделений со стороны головной
компании путем участия в их капитале,
собственности (не менее 10% обыкновенных акций).

17. Поколения ТНК (5 этапов)

1 поколение – к. ХIХ в. до 1 МВ, 1914-1918.
— картели, синдикаты.
2 поколение – 1918-1939 гг. – тресты.
3 поколение – 1945 – к. 60-х гг. –
концерны, конгломераты.
4 поколение – н. 70-х – сер. 90-х гг. – СиП,
резкая концентрация К.
5 поколение — к. 90-х гг. по н.вр. –
глобализация корпораций.

18. ТНК I поколения

— «колониально-сырьевые» (70-80-хгг.
XIX в. — начало XX в.) одноотраслевые картели
(синдикаты, пулы), тресты,
добывающие сырье в колониях

19. ТНК II поколения

(начало XX в. — рубеж 50-60-х гг. XX в.) одноотраслевые тресты, производящие
военно-техническую продукцию:
централизация производственной
(сбытовой, финансовой) деятельности
нескольких компаний в одной отрасли;
концентрация финансового;
(промышленного, товарного) капитала;
конкурентное преимущество — наличие
зарубежного производства.

20. ТНК III поколения

(рубеж 50-60-х гг. — конец 70-х гг. XX в.) многотраслевые МНК (концерны):
общее финансовое и технологическое
руководство;
перевод производства на общемировые
стандарты;
обслуживание только до- и
послепроизводственной стадии (добыча и
закупка сырья, сбыт продукции);
осуществление портфельных иностранных
инвестиций;
распространение достижений НТП на
периферию;
конкурентное преимущество – низкая цена.

21. 2 вопрос

Классификация видов международных
компаний.

22. Виды международной компании

ИнтернаМногонациональная и
циональная Транснациональная
Глобальная
Координация
действий
жестко
зависимых
заграничных
подразделений
Использование
эффекта
масштаба на
мировом
уровне
Использование местных
возможностей контроля
деятельности
филиалов
Координация
действий
независимых
зарубежных
подразделений

23. Виды международных компаний

Транснациональные (ТНК)
Многонациональные (МНК)
головная компания принадлежит головная компания принадлежит
одной стране (капитал
разным странам (капитал многонационального происхождения ) национального происхождения)
процесс производства, разбитый процесс производства
на части, размещаемые в
полностью переносится в
разных странах
принимающие страны
— Дженерал электрик
(электрооборудование, США)
— Дженерал Моторс
(автомобилестроение, США)
Бритиш петролиум компани
(нефтепереработка,
Великобритания)
— Royal-Dutch-Shell (энергетика,
Великобритания-Голландия)
— Daimler-Chrysler (машиностроение,
США-Германия)
Unilever (химическая
промышленность, ВеликобританияГолландия)

24. 1 характеристика: HQ DQ

Интернациональная
ТНК, МНК
Глобальная
Этноцентрический
Полицентрический
или
Региоцентрический
Геоцентрический

25.

географическая детерминированность
товарно-рыночная
детерминированность
широкий
Товарный ряд
узкий
ЭтноГеоПолиРегиоцентрическая центрическая центрическая центрическая

26. 2 характеристика: ориентация

Интернациональная
ТНК, МНК
Абсолютный
прирост HQ,
DQ создаются для
снабжения и
сбыта
Объединение на
производственной
или НТоснове.
Независимость
операций внутри
стран.
DQ крупны,
разнодеятельны,
есть производство
Глобальная
Интеграция
деятельности (в
разных странах –
разные
составляющие).
HQ – составная
часть корпорации
(не центр).

27. 3 харак-ка: отношение к зарубежному рынку

Интернациональная
Зарубежные
рынки как
продолжение
рынка
базирования HQ
ТНК, МНК
Зарубежные
рынки – как
более важный
сектор
деятельности по
сравнению с
внутренним
рыноком.
Глобальная
Ареной
деятельности
является весь
мир.

28. 4 харак-ка: уровень централизации принятия управленческих решений

Интернациональная
Высокая: на
уровне HQ.
ТНК, МНК
Глобальная
Децентрализация
отдельных
функций
управления.
Делегирование
полномочий DQ.
Координация HQ
с DQ.
Высокая
централизация
при тесной
координации HQ
с DQ.

29. 5 харак-ка: контроль за DQ

Интернациональная
Сильный
ТНК, МНК
DQ
автономны
Глобальная
DQ
автономны

30. 6 харак-ка: кадровая политика

Интернациональная
ТНК, МНК
Предпочтение Местные
местной
менеджеры и
диаспоре HQ. руководство.
Руководители
из страны HQ.
Глобальная
Лучшие
работники из
любой
страны мира.

31. 7 харак-ка: организационная структура

Интернациональная
ТНК, МНК
Сложная у HQ. Мягкая, с
высоким
Простая у DQ. уровнем
независимости
HQ
Глобальная
Мягкая,
сложная,
глокальная
(сетевая)

32. 8 харак-ка: информационные потоки

Интернациональная
Большой
объем
приказов и
распоряжений
из HQ в DQ.
ТНК, МНК
Небольшой
поток из HQ в
DQ,
DQ в DQ.
Глобальная
Значительные
потоки
информации
из HQ в DQ,
DQ в DQ.

33. Основные организационно-управленческие макроструктуры ТНК

Основные организационноуправленческие макроструктуры
ТНК
макропирамида;
«зонтик»;
интергломерат;
глобал.
33

34. Макропирамида

– компания, которая располагает
четко выраженным стратегическим
центром, из которого
вырабатываемые в
централизованном порядке решения
по стратегическому планированию
распространяются на другие
подразделения корпорации.
34

35. Макропирамида

35

36. Основные характеристики макропирамиды

стратегическое планирование
централизованно;
строгие стандарты;
ориентация на результаты;
фирма может оказаться негибкой.
36

37. «Зонтик»

– сущность в дифференцированном
подходе международных компаний к
зарубежным целевым рынкам, что
предполагает достаточно высокую
автономию зарубежных подразделений, в
том числе и на уровне принятия
стратегических решений. Но центр
сохраняет и в этой структуре
лидирующую роль, формулируя общую
постановку стратегических задач и
обеспечивая помощь, рекомендации и
всяческую поддержку своим зарубежным
37
подразделениям.

38. «Зонтик»

38

39. Основные характеристики «зонтика»

ограниченное количество определенных
центром стратегических целей.
локальный менеджмент располагает высокой
степенью свободы;
тенденция к автономии и самообеспечению
зарубежных подразделений;
тенденция к дифференциации локальных
стратегий подразделений;
распространены конфликты интересов типа
«центр – периферия», конкуренция «сестер»;
39

40. «Интергломерат»

или международный конгломерат –
стратегический альянс различных
фирм, осуществляющих обособленный
бизнес с собственными правами,
стратегическими задачами и способами
их выполнения.
40

41. «Интергломерат»

41

42. Основные характеристики интергломерата:

главная штаб-квартира управляет
финансами, очень небольшой центральный
аппарат;
сильная связь между центром и дочерними
предприятиями (вертикаль). Очень слабая
связь между одноуровневыми
подразделениями;
организация в целом контролируется
горсткой лиц, действующих из центра,
расположение которого позволяет удобно
решать вопросы налогов, финансов или
логистики.
42

43. Основные характеристики интергломерата:

главная штаб-квартира управляет
финансами, очень небольшой центральный
аппарат;
сильная связь между центром и дочерними
предприятиями (вертикаль). Очень слабая
связь между одноуровневыми
подразделениями;
организация в целом контролируется
горсткой лиц, действующих из центра,
расположение которого позволяет удобно
решать вопросы налогов, финансов или
логистики.
43

44. Глобал

44

45. 4 вопрос

Современные транснациональные и
многонациональные корпорации
(ТНК, МНК).

46. ТНК IV поколения

– глобальные (с кон. 70-х гг. XX в. по н.в.):
1. триполярные корпорации – 3-4 региональных
управленческих центра (Америка-ЕвропаАзия);
2. оптимизация всего воспроизводственного
процесса в мировом пространстве (до-,
после- и производственная стадии);
3. включение во внутрикорпоративную среду
отношений, ранее происходивших в
рыночной сфере;
4. единая система бухгалтерского учета и
аудита;
5. автоматизированные системы производства;

47. ТНК IV поколения

6. общая инфраструктура и система НИОКР;
7. вывоз капитала преимущественно в форме
прямых инвестиций;
8. ТНК-монополисты, ТНК-олигополисты, ТНКобъединения;
9. значительное влияние на экономическую
политику стран;
10. диверсификация деятельности;
11. управление на основе парадигмы
глобального менеджмента.

48. Парадигма глобального менеджмента

горизонтальная корпорация а)сеть, созвездие, холдинг;
б)гибкость, адаптивность, самоуправление,
децентрализация, управление «онлайн»;
увеличение зависимости головной компании от
подразделений;
управление по принципу «открытой книги» (рост
значения информации в системе управления);
рынки, функционирующие внутри компаний;
интеграция поставщиков, клиентов, конкурентов,
посредников, производителей;
реинтеграция процесса производства и предоставления
услуг;
ориентация на клиента.

49.

Роль ТНК и МНК
Выполняют функцию регулятора производства и
распределения продукции. Определяют динамику и
структуру, уровень конкурентоспособности на
мировом рынке
Контролируют международное движение капитала
и прямых иностранных инвестиций
Способствуют разработке новейших видов
продукции, созданию и передаче технологий и
знаний, концентрируют НИОКР
Являются фактором международной трудовой
миграции

50. Роль международных компаний в международном движении капитала

100% мирового вывоза ПИИ (84% из
ПРС и 16% из РС)
90% международной миграции капитала
10% мирового ВВП
50% мирового промышленного
производства
33% мирового товарного экспорта

51. Исследование «The network of global corporate control»:

147 крупнейших ТНК владеют 40%
активами других ТНК.

52. Трансфертное ценообразование

возникло к 1950–60-м гг. при переходе ТНК от
централизованного к более эффективному
децентрализованному управлению
трансфертная цена – это цена продукта,
передаваемого внутри ТНК.
трансфертное ценообразование — это
процесс оценки и установления цены для
внутрифирменных расчетов ТНК.
трансфертные цены, применяемые в
сделках, не выходящих за пределы одной
страны, используются для внутреннего учета
движения товаров, услуг и финансов, для
оценки деятельности подразделений ТНК.

53. Проблемы трансфертного ценообазования

Нарушают рыночные механизмы
Сокращение налоговой базы
Таможенные противоречия

54. Методы преодоление проблем

Традиционный
Сравнение с неконтролируемой
сделкой (CUP)
Оценка ч/з цену перепродажи
Метод «издержки плюс»
Транзакционные профит-методы

55. 4 вопрос

Государственное и международное
регулирование международных
корпораций.

56.

Положительные черты
функционирования ТНК и МНК
способствуют оптимальному
распределению всех видов ресурсов
способствуют оптимальному размещению
производства
благодаря ТНК более активно
распространяются новые товары и
технологии
способствуют усилению конкуренции
благодаря ТНК расширяется
международное сотрудничество

57.

Негативное влияние
ТНК и МНК
ТНК вторгаются в сферы, которые традиционно считались областью
государственных интересов. Они способны противодействовать
реализации экономической политики стран, в которых они
осуществляют свою деятельность, дезорганизовать
внешнеэкономическую сферу страны-партнера;
— ТНК способны обойти национальные законодательства по
налогообложению, в результате чего недопоступают средства в
государственный и местные бюджеты принимающей страны. Используя
трансфертные цены, дочерние компании ТНК умело укрывают доходы
от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в
другую;
— ТНК способны устанавливать монопольно высокие цены, диктовать
условия, ущемляющие интересы принимающих стран;

58.

Продолжение…
зачастую деятельность ТНК характеризуется хищнической
эксплуатацией природных и трудовых ресурсов
соответствующей страны;
ТНК концентрируют научные исследования и технические
разработки в стране базирования, в результате чего
принимающие страны остаются менее развитыми в области
науки, техники и технологий по сравнению со странами
нахождения материнской компании корпорации;
противодействие реализации экономической политики тех
государств, где ТНК осуществляет свою деятельность;
установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющих
интересы развивающихся стран.

59.

Последствия деятельности ТНК
Для
принимающей
страны
Для страны,
вывозящей
капитал
Для мирового
хозяйства
Положительные
последствия
•получение дополнительных
ресурсов (капитал,
технологии, управленческий
опыт, квалифицированный
труд);
•рост производства и
занятости;
•стимулирование
конкуренции;
•получение госбюджетом
дополнительных налоговых
доходов
•унификация экономических
«правил игры» (импорт
институтов), рост влияния на
другие страны;
•рост доходов
•стимулирование
глобализации, рост единства
мирового хозяйства;
•глобальное планирование –
создание предпосылок для
«социального мирового
хозяйства»
Негативные
последствия
•внешний контроль за
выбором специализации
страны в мировом хозяйстве;
•вытеснение национального
бизнеса из наиболее
привлекательных сфер;
•рост неустойчивости
национальной экономики;
•уклонение большого
бизнеса от налогов
•снижение государственного
контроля;
•уклонение большого
бизнеса от налогов
•появление мощных центров
экономической власти,
действующих в частных
интересах, которые могут не
совпадать с
общечеловеческими

60. Регулирование ТНК государством

Ограничительное
Поощрительное
Автоматическое
Дискреционное регулирование.

61. Противоречия регулирования

1.
2.
3.
4.
Необходимо с одной стороны, уменьшить и ограничить засилье
иностранных монополий, сгладить неблагоприятные
последствия их деятельности, и, с другой стороны, продолжать
привлечение иностранного капитала, без которого пока
невозможно решение ряда проблем развития;
Различные позиции в отношении иностранных инвестиций,
занимаемые различными группами национальной буржуазии и
госаппарата, расходятся;
Ввиду недостаточной разработанности мер регламентации
деятельности ТНК, неумения, а иногда и нежелания проводить
эффективный контроль за выполнением обязательств
иностранными партнерами, проводимое регулирование не
достигает поставленных национальным государством целей.
В результате государственное регулирование деятельности ТНК
складывается как комплекс неоднородных по своему
социально-экономическому содержанию мер.

62. Ограничительное регулирование

1.
2.
3.
4.
5.
Полное или частичное запрещение
деятельности иностранных предприятий в
определенных сферах экономики и районах
страны.
Установление квот местного найма.
Проведение политики «индигенизации»
(отуземливание) по отношению к уже
действующим в стране иностранным
предприятиям.
«Размывание» прямых иностранных
инвестиций.
Национализация.

63. Поощрительное регулирование

Налоговые льготы.
Финансовые льготы.
Гарантии от национализации.
Гарантии от активных выступлений
трудящихся.
Создание благоприятного климата для
иностранных прямых инвестиций.

64. Уровни регулирования

Национальный.
Двусторонний.
Региональный.
Международный.

65. Международный уровень

Под эгидой ООН были созданы специальные структуры,
деятельность которых концентрировалась на комплексном
изучении ТНК — с 1974 г. функционировал Центр ООН по
ТНК;
с 1993 г. над проблемой ТНК работает соответствующее
подразделение ЮНКТАД.
С их деятельностью связано появление ключевых
источников информации по ТНК, в том числе ежегодных
докладов по мировым инвестициям (World Investment
Report).
В самом начале работы Центра ООН по ТНК основной
целью международного сотрудничества в этой сфере было
установление контроля за корпорациями.
Начиная с 1980-х гг. фокус работы Центра сместился в
сторону исследования положительных результатов
деятельности ТНК, а также привлечения прямых
иностранных инвестиций и максимального извлечения из
них выгоды.

66. Международный уровень

Кодекс поведения ТНК, проект которого
был представлен к 1990 г.
Декларация о международных
инвестициях и многонациональных
предприятиях, Руководящие принципы
для многонациональных предприятий и
пр., принятые Организацией
экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР), принятые в 1976 г.

67. Региональный уровень

Инвестиционные зоны, кодексы
(Андская группа, ЕС, СНГ, ЕврАзЭС,
АСЕАН, АТЭС)

68. Республика Беларусь

Республика Беларусь является
участницей ряда международных
соглашений регионального характера,
касающихся деятельности объединений
хозяйствующих субъектов, в том числе
Конвенции о транснациональных
корпорациях (6 марта 1998 г.)

69.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Замечание 1

Стоит отметить, что мир ММПО чрезвычайно разнообразен, а также фрагментарен. Существует достаточно большое количество видов ММПО, которые в свое время находятся в состоянии определенных изменений и, что не менее важно непрекращающейся эволюции. Именно отсюда и появляется некая трудность, а также вместе с тем и потребность выработать классификацию ММПО, которая имеет хотя бы чисто учебную цель: свести все разнообразие ММПО в конкретную систему для того чтобы в свою очередь получить возможность свободно ориентироваться в данном многообразии форм многостороннего сотрудничества тех или иных государств. Что касается тех критериев, которые обычно применяются на данный момент времени для процесса классификации ММПО, то они достаточно разнообразны. Для простоты вполне можно использовать такие три критерия: состав, а также цели и компетенцию ММПО.

Классификация ММПО по целям: организации международной направленности, которые преследуют определенные цели общего характера, а также международные организации преследующие специальные цели.

ММПО в свою очередь создаются для того чтобы удовлетворить конкретные потребности государств-членов, а также для того чтобы достигнуть определенные цели. Данные цели определяются в специальных документах учредительного характера, а также конкретизируются в практике ММПО. Они дают возможность проводить различие между теми ММПО, которые основной своей задачей видят преследование целей общего характера (их меньшее количество), и теми перед которыми в свое время ставятся конкретные цели, которые на данный момент времени составляют большинство ММПО.

Определение 1

Организации международной направленности преследующие общие цели — это обычно те ММПО, деятельность которых никаким образом не вписывается в какую-либо отдельную сферу сотрудничества международного характера. Скорее даже совершенно наоборот их компетенция вполне может охватывать такие вопросы, которые в свою очередь государства-члены считают необходимыми для них без какого-либо явного ограничения (например, в случае ООН), или с явным исключением каких-либо отдельных областей деятельности, как это в свое время произошло с вопросами обороны в Совете Европы, которые государства-члены решили исключить из его компетенции.

Также подобного рода организации международного порядка создаются на определенном универсальном уровне (ООН), а также на уровне регионального характера (Совет Европы, ЛАГ, ОАГ, Африканский Союз). 

Вывод 1

Таким образом, 1 статья устава ООН по большей части занимается именно поддержанием международного мира, а также безопасности, ну и, конечно, сотрудничеством с социальной, экономической, культурной, и, что не менее важно гуманитарной сферах.

Создание ММПО для выполнения целей

Наибольшее количество ММПО создается именно для того чтобы выполнять специальные цели, вследствие чего они занимаются осуществлением своей деятельности в точно определенных сферах отношений международной направленности. В свое время в данной группе вполне можно провести разделение внутреннего характера на более мелкие подгруппы в соответствии с тем или иным предметом деятельности таких ММПО. Отсюда получается, что необходимо различать:

  • ММПО преимущественно сотрудничества безопаснои или же сотрудничества в сфере военной направленности. Данный тип ММПО по большей части имеет особенно широкое распространение, которое он получил после окончания Второй мировой войны и во времена холодной войны. Что касается военно-политического или же военно-оборонительного ММПО, то они в свое время преследовали именно определенные оборонительные цели, а также цели оказания конкретной взаимопомощи в случае какой-либо агрессии. Наиболее значительные примеры данного вида ММПО — НАТО, а также Западноевропейский союз. Ранее достаточно значительную роль играла Организация Варшавского договора, которая на данный момент является распущенной;
  • ММПО преимущественно экономического сотрудничества. В данном случае речь идет именно о самой многочисленной на данный момент группе ММПО, что предопределяет их разнообразие. Один из таких ММПО ставит перед собой конкретное решение финансовых, а также определенных валютных вопросов (МВФ, МБРР); иные же стремятся развивать отношения торговой направленности между государствами (ВТО); что касается третьих, то они преследуют цели общеэкономического характера: или же цели глобального характера (ОЭСР), либо отраслевой экономической направленности (то есть определенное сотрудничество в сфере сельского хозяйства – ФАО; сотрудничество промышленного порядка – ЮНИДО, сотрудничество по туризму – ВОТ и т.д.). Наконец, есть такие организации международной направленности, которые развивают сотрудничество по торговле или же добыче отдельных продуктов. Также в специальную отдельную группу необходимо объединять ММПО, которые в свою очередь создают специальные зоны экономического характера сотрудничества или интеграции (например, Андское сообщество, МЕРКОСУР, КАРИКОМ, ЭКОВАС, НАФТА, АСЕАН, ССЗ, АЭС и др.);
  • ММПО гуманитарного, а также социального и, конечно, культурного сотрудничества, задачей которых собственно является именно защита прав индивидов или коллективов индивидов в различных ситуациях. Таким образом, цели МОТ охватывают конкретные вопросы защиты достоинства и, что не менее важно трудовых прав трудящихся; ЮНЕСКО в свою очередь способствует сотрудничеству между государствами в целях создания благоприятных условий для взаимопонимания, а также ознакомления между странами, а также способствует образованию и распространению науки, и культуры. В свое время ВОЗ стремится к тому чтобы все народы пользовались по возможности самым первым уровнем обслуживания санитарного типа;
  • ММПО по научному, а также техническому сотрудничеству. Прогресс науки и, что не менее важно технологий, а также успехи коммуникаций международной направленности определили создание многочисленных ММПО, которые были предназначены для канализирования сотрудничества государств в таких различных отраслях отношений международного характера, как почтовая связь, телекоммуникации, сообщения морского типа, воздушные, а также железнодорожные сообщения. Одну из самых главных ролей тут играет именно сотрудничество в передовых видах научной деятельности (МАГАТЭ, ЕКА, ВМО).

Классификация ММПО

Классификация ММПО по составу участников: региональные, а также универсальные ММПО.

Классификация международных организаций основываясь на ММПО вполне может подразделяться по тому или иному критерию, который в свое время дает возможность различать организации международной направленности имеющие специальный универсальный характер, так как они открыты для участия всех государств мира, а также организации международного характера географически ограниченного характера или регионального, так как участие в них предоставляется заранее оговоренному ограниченному количеству государств, которые отвечают конкретным установленным в их документах учредительного порядка условия географического, экономического, политического и иного характера. Отсюда получается, если ММПО универсального характера создаются именно для того чтобы достигнуть определенных целей, которые в той или иной мере способны заинтересовать все государства мира потому что они в неком смысле выступают политико-правовым инструментом создания единой мировой системы международного порядка – международного сообщества государств, то региональные ММПО, осуществляя действия по отражению потребности в ограниченной солидарности отдельной группы государств, которые в свое время расположены в одном географическом регионе, или же связанных общностью политических, а также экономических и различных других интересов отражают незавершенность, и фрагментарность данной мировой системы, ее делимость на ряд функциональных, или региональных подсистем:

  • ММПО универсального характера. К данной категории имеют отношения ООН, а также определенные учреждения специализированной направленности ООН (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО), или же другие организации международного порядка, которые имеют отношение к системе ООН (МАГАТЭ), либо организации международного характера, которые являются открытыми для участия всех государств мира, но при этом не входящие в систему ООН (ВТО);
  • ММПО регионального характера. Внутри данной категории обычно встречаются организации международной направленности состав которых является ограниченным определенным числом государств, которым присущи те или иные сходства объективного (географическая смежность), или субъективного (политические, а также экономические, религиозные) характера. В данных условиях признак какой-либо географической смежности является одним из наиболее приоритетных критериев, который в свое время объясняет появление отмеченных ММПО. Тем не менее в любом случае и в противоположность универсализму, во всех, и в каждой из них воспроизводится конкретный феномен регионализма, который поддерживается в изменчивых географических масштабах: межконтинентальные ММПО (ОИК), континентальные ММПО (АС, ОАГ), субрегиональные (ЕвраАзЭС), региональные ММПО (Совет Европы), или межрегиональные ММПО (СНГ, АЛАДИ-ЛАИ).

Разделение на группы региональных организаций

Необходимо отметить, что в современных отношениях международной направленности увеличение общего числа ММПО происходит только за счет роста числа региональных ММПО, помимо этого в рамках института региональный ММПО сложится и такой необычный феномен, как организация международного характера интеграции (именуемые также, как национальные организации). С данной точки зрения все региональные организации межправительственного типа в зависимости от характера закрепленной за ними компетенции вполне можно разделить на две большие группы:

  1. организации международной направленности сотрудничества, а также международные организации интеграции или наднационациональные организации международной направленности. Что касается характера распределения компетенции между ММПО, а также ее членами, то он является определенным критерием, который в свое время дает возможность проводить конкретное различие между ММПО (самыми многочисленными среди региональных организаций международной направленности), деятельность которых в свою очередь является основанной на развитии сотрудничества между государствами-членами и координации их действий в соответствующих сферах данного характера отношений с целью удовлетворения определенных общих интересов, и такими организациями межгосударственной направленности, которые на данный момент существуют скорее как некое исключение из правил, но тенденция к их росту в различных регионах на лицо, в которых государства-челны вполне реально передают часть своих суверенных прав межгосударственной организации. При этом стоит отметить, что государства-члены организаций международной направленности интеграции соглашаются на основе специальных учредительных договоров ограничить свою компетенцию принимая обязательство подчиняться внешней по отношению к ним власти, которая сосредоточивается именно в органах международной организации интеграции в тех предметных сферах, в которых в свою очередь государства-члены передали им свои полномочия;
  2. организации международной направленности сотрудничества. Наибольшее количество региональных ММПО занимаются тем, что осуществляют определенные функции сотрудничества посредством реализации той или иной скоординированной между их членами деятельности с конкретной целью достижения определенных в документах учредительного порядка коллективных целей. Они в свое время учреждаются классическим путем на основе уважения суверенитета своих государств-членов, и в них переливается техника переговоров, а также принятия каких-либо решений на основе единогласия в некоторых общих, и, что не менее важно постоянных органах. Сотрудничество в свою очередь является строго межгосударственным в том смысле, что решения ММПО, которые являются принятыми единогласно направляются государствам-членам, которые самостоятельно принимают решение об их использовании на своей территории. К подобного рода ММПО имеют прямое отношение не только большинство региональных организаций международного характера (Совет Европы, ОАГ, СНГ, АС, ЛАГ и др.), но и других, в том числе универсальных организаций международного порядка (ООН, специализированные учреждения ООН, ВТО, МАГАТЭ);
  3. организации интеграции международного характера или наднациональные международные организации. Важный факт, что во второй половине 20 века вместе с традиционными ММПО к которым имеют отношения ММПО сотрудничества в отношениях международной направленности появляются международные организации, которые в свою очередь преследуют цель интеграции государств-членов. Для них является характерной передача части полномочий государств-членов органам таких международных организаций. В качестве предмета их деятельности выступают определенные вопросы, которые традиционно относятся к внутренней компетенции государства (регулирование деятельности экономической направленности, экономической, а также финансовой, валютной и, что наиболее важно социальной политики). В первую очередь, становление данного вида организаций международной направленности достаточно тесно связано с развитием специальных процессов рыночной интеграции, которые приводят к формированию между участвующими государствами зон свободной торговли, таможенного союза, общего рынка или экономического, а также валютного союза. Что касается наиболее впечатляющих успехов, то их добились Европейские сообщества, первое из которых – Европейское объединение стали и угля, которое было создано в 1951 году. В 1957 году на основе определенных Римских договоров были учреждены еще два сообщества – Европейское сообщество экономического типа(ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). В 1992 году на базе Европейских сообществ был учрежден специальный Европейский Союз, который включает в сферу своей деятельности те или иные вопросы общей внешней политики и политики безопасности, а также сотрудничество полицейских служб, а также органов судебной направленности государств-членов в борьбе с преступностью. В 2007 году был подписан Лиссабонский договор о Европейском Союзе, который осуществлял действия по реформированию организационной структуры данной международной организации. Европейский Союз поглотил Европейское сообщество и на их месте учрежден новый Европейский Союз, а Евратом выделено вновь в самостоятельную международную организацию. Современный Европейский Союз до сих пор сохраняет важнейшие черты международной организации наднациональной организации или интеграции.

Стоит отметить одни из самых главных черт моделей международной организации интеграции, которые в свою очередь сводятся к следующему:

  • компетенция предметного характера организации международной направленности интеграции включает определенные вопросы, которые традиционно входят во внутреннюю компетенцию государства;
  • организационная структура организации международной направленности интеграции включает специальные органы в состав которых входят лица в личном качестве, а не в качестве тех или иных официальных представителей государств. За данными органами закрепляются важнейшие исполнительные, а также контрольные, надзорные, а в ряде определенных ситуаций и правотворческие полномочия, что дает возможность им реально оказывать влияние на внутреннюю политику государств в сфере компетенции данных органов. Решения таких органов обычно принимаются большинством голосов;
  • документы организаций международной направленности интеграции обладают юридически обязательной силой как для государств членов, так собственно и для их физических, и, конечно, юридических лиц. Нормы данных документов обладают верховенством по отношению к нормам права внутреннего порядка государств и обладают так называемым прямым действием, то есть они вступают в силу на территории государств-членов в установленном в специальных договорах учредительного характера, и самих документах порядке. Последнее в свое время говорит о том, что права, а также обязанности юридических и, что не менее важно физических лиц появляющиеся на основе норм подобных документов вполне могут непосредственно защищаться в органах судебной власти государств-членов, а при потребности, и в специальном учрежденном суде Европейского Союза. Особенностью его юрисдикции является монопольное право на рассмотрение тех или иных споров, которые появляются в процессе использования документов учредительного порядка Союза, и документов его органов.
Замечание 2

Начиная со второй половины 20 века попытки по созданию подобной международной организации предпринимались и в совершенно иных регионах мира (ЦАОР, в Центральной Америке, Андский пакт в Латинской Америке и т.д.), тем не менее они не увенчались успехом. В последнее время вновь наблюдается определенная тенденция к оживлению настроений в ряде регионов мира, который постепенно двигается к развитию и на постсоветском пространстве в пользу использования модели организации международного характера интеграции различных интеграционных проектов.

Екатерина Свеклова-Богданова

Преподаватель гражданского права

Основные международные организации и их сайты, классификация и типы международных организаций

Виды международных организаций


Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений.

Классификация международных организаций

Одна организация может подходить сразу под несколько критериев.

По международной правоспособности
Международные межправительственные (межгосударственные) организации — объединения государств или государственных институтов, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями.
Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации — объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Например, Greenpeace, Врачи без границ, Красный крест
Международные общественные организации или её представители могут быть наделены статусом наблюдателя или консультативным статусом при международной межправительственной (межгосударственной) организации.

По юридическому статусу
Формальные — это объединения, в которых встречи участников носят формальный характер. То есть каждому участнику отведена своя роль, все встречи документируются, отношения между членами обезличены. Такие организации имеют аппарат управления и свои властные органы. Примером является ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти)
Неформальные — организации, взаимодействие в которых носит неформальный характер на постоянной основе. К ним относятся такие гиганты, как Большая двадцатка и Парижский клуб стран-кредиторов

По составу участников
Глобальные — это организации, в которые могут вступать все страны, физические лица и общественные объединения, вне зависимости от географического положения. Например:  ООН, Мировой банк.
Региональные — формируются из состава государств, физических лиц и общественных объединений одного региона, для обсуждения и решения общих проблем. Например, Европейский Союз, Организация американских государств.
Межрегиональные — это содружество независимых государств, участие в котором ограничено некоторыми условиями, они должны иметь общую проблему или цель. Так, Организация Исламских конференций, объединяет только мусульманские страны.

По характеру полномочий
межгосударственные — не ограничивающие суверенитет государства
надгосударственные — частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов.

В зависимости от состава компетенции
Общей — рассматриваются вопросы всех сфер деятельности между членами государств. К таким относится Совет Европы, Лига Арабских Государств.
Специальной — подразумевают сотрудничество государств в одной определённой области: п медицинской, военной, религиозной, экономической и др., напр. — Всемирный почтовый союз

По характеру деятельности
Нормотворческие — это организации, которые в силу своей правоспособности, имеют право заниматься нормотворческой деятельностью. Это выражается в том, что она разрабатывает, а высший орган принимает проекты конвенций, технических стандартов, регламентов. Нормы, содержащиеся в конвенции, становятся нормой права, после придания юридической силы документу. К ним относится Всемирная метеорологическая организация, Международная организация гражданской авиации.
Консультативные — предоставляют консультации, по определённому кругу вопросов. Например, российская Ассоциация помощи семьям с детьми-инвалидами.
Посреднические — включают в себя организации, которые могут быть нейтральной стороной, вступающие в переговоры с целью урегулирования конфликта.
Также выделяют организации с операционными, информационными функциями

По кругу интересов
Специальные:
отраслевые — это организации, интересы которых не выходят за рамки определенной сферы, например экологии или экономики;
профессиональные — это объединения специалистов одной отрасли, к таким организациям относятся Международное Содружество адвокатов или Международная Федерация бухгалтеров;
проблемные — организации, призванные решать общие глобальные и региональные проблемы, в эту категорию чаще всего попадают объединения по урегулированию конфликтов, такие как Совет Безопасности ООН и т. д.
Универсальные. Круг вопросов, рассматриваемых организацией, не ограничивается одной сферой жизни. Государства-участники вправе вносить на рассмотрение любые вопросы. Ярким примером является ООН

По порядку приёма новых членов
открытые — допускается вступление по своей инициативе. Например, Всемирный фонд дикой природы
закрытые (приём с согласия первоначальных учредителей). Например: Глобальный экологический фонд

Международные параорганизации (клубы)
Международные параорганизации (например, «Большая семёрка», БРИКС) , часто играя значительную роль в международных отношениях, не могут быть включены в классификацию международных институтов, так как не имеют официального статуса — не имеют устава, штаб-квартиры и не институционализированы.

Наиболее известные международные организации.  Краткая информация


ООН
un.org/ru
Наиболее влиятельным союзом государств является Организация Объединённых Наций, созданная после Второй мировой войны для поддержания и укрепления мира. Кроме поддержания мира ООН теперь занимается широким кругом глобальных проблем.
Организа́ция Объединённых На́ций (ОО́Н) — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.
ООН создана в 1945 году союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны. Ее задачи определены Уставом: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру… Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов… для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
ООН считается универсальным форумом, наделённым уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии.

В состав организации входят специализированные международные объединения:

ЮНЕСКО
ru.unesco.org
ЮНЕСКО (UNESCO; United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization)- подразделение ООН, занимающееся вопросами культуры, науки и образования, стремящиеся к установлению мира посредством тесного международного сотрудничества в этих областях. ЮНЕСКО, занимается вопросами образования и устранения неграмотности, дискриминации в образовании, изучением разных культур и социальной сферы жизни человечества, активно участвует в борьбе с гендерным неравенством, работает над тем, чтоб каждый мог выражать своё мнение, имел доступ к качественному образованию и здравоохранению.

ЮНИСЕФ
unicef.org
ЮНИСЕФ, или Международный чрезвычайный детский фонд ООН  (англ. United Nations International Children’s Emergency Fund; аббр.: UNICEF) занимается всесторонней помощью институту материнства и детства. Среди основных целей фонда снижение детской смертности, снижение летальных исходов у беременных женщин, продвижение начального образования среди детей.

Международная организация труда
.ilo.org
Международная организация труда (МОТ) – специальное учреждение ООН, отвечающее за вопросы регулирования трудовых отношений как внутри стран, так и на международном рынке труда.. Единственная организация, базирующаяся на принципах трипартизма, то есть ведёт переговоры между правительством, работодателями и работниками.

Всемирная метеорологическая организация
wmo.int
Всемирная метеорологическая организация (ВМО, англ. World Meteorological Organization, WMO) — специализированное межправительственное учреждение Организации Объединённых Наций в области метеорологии. Основано в 1950 году. Является компетентным органом ООН по вопросам наблюдения за состоянием атмосферы Земли и её взаимодействия с океанами. Штаб-квартира ВМО находится в Женеве, Швейцария.

Международный валютный фонд (МВФ, IMF)
www.imf.org
Международный валютный фонд, (МВФ) (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение (валютный фонд) Организации Объединённых Наций с главным офисом в городе Вашингтон, США.
Основанный на Бреттон-вудской конференции в 1944 г. Международный валютный фонд: содействует международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере; способствует стабильности валютных курсов и регулирует нормы и правила в валютной сфере; содействует созданию многосторонней системы расчетов и устранению валютных ограничений; помогает своим членам устранять диспропорции платежного баланса за счет временного предоставления финансовых средств.
Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения.

Всемирная организация здравоохранения
who.int/r
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) — специализированное учреждение Организации Объединенных Нации, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения населения Земли. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве. Организация активно способствует повышению уровня медицинских услуг, гигиены, вакцинации населения в мире.
Страна-член ООН становится членом ВОЗ, приняв Устав. Страна не член ООН принимается в члены ВОЗ простым большинством голосов Генеральной ассамблеи.

Международный комитет Красного Креста
icrc.org
Международный комитет Красного Креста (сокращённо МККК, англ. International Committee of the Red Cross; ICRC) — гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципов нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках, является составной частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Всемирная торговая организация
www.wto.org
Многосторонняя международная организация, страны-члены которой являются участниками Генерального соглашения по тарифам и торговле. Призвана создать условия для либерализации торговли участников. Одна из самых многочисленных организаций, в ее состав входит более 16о членов.

Европейский союз, ЕС, EU
europa.eu
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.
Был создан Маастрихтским договором 1992 года, вступившим в силу 1 ноября 1993 года, на основе Европейского экономического сообщества и нацелен на региональную интеграцию.
ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственности) и государства (надгосударственности), однако юридически он не является ни тем, ни другим.
С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное передвижение (движение) людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства.
Будучи субъектом международного публичного права, Европейский союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединённых Наций, ВТО, Большой семёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.
Институты ЕС включают в себя Европейский совет, Европейскую комиссию (правительство), Совет Европейского союза (официальное название — Совет, упоминается также как Совет министров), Суд Европейского союза, Европейскую счётную палату, Европейский центральный банк и Европейский парламент. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.
Союз принимает законодательные акты (директивы, законы и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.

Совет Европы, СЕ
www.coe.int
Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между её членами, государствами и странами Европы, в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия.
Будучи основанным в 1949 году, Совет Европы является старейшей в Европе международной организацией. Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского союза. В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы, но обладает полномочиями по обеспечению соблюдения отдельных международных соглашений, достигнутых европейскими государствами по различным темам.
Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ, CSCE
www.osce.org
ОБСЕ (OSCE: англ. Organization for Security and Co-operation in Europe, фр. Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.

Организация американских государств, ОАГ, OAS 
www.oas.org
Организация американских государств (ОАГ (OAS); англ. Organization of American states) — международная организация, созданная 30 апреля 1948 года на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889 года.
Высшие органы ОАГ — Генеральная ассамблея, Постоянный совет, Консультативное совещание министров иностранных дел, Генеральный секретариат.
Организация была создана в целях достижения мира среди его государств-членов. Использует четыре направления для эффективного осуществления своей основной цели, исходя из её основных принципов: демократии, прав человека, безопасности и развития.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН
asean.org​ 
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АSEАN) (англ. Association of South East Asian Nations) — политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация 10 стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН образована 8 августа 1967 года в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН. Договорное оформление ASEAN произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия ASEAN.
Высшим органом АSЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который проходит дважды в год. В качестве руководящего и координирующего органа выступают проводимые несколько раз в год совещания министров иностранных дел (СМИД
В соответствии с Бангкокской декларацией целями организации являются:
установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН;
ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи;
поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели.

Лига Арабских государств, ЛАГ
www.lasportal.org
Лига арабских государств (ЛАГ) — международная организация, объединяющая арабские государства, а также ряд дружественных им неарабских, в которых арабский язык является одним из официальных. Создана 22 марта 1945 года на основании Александрийского протокола. Высший орган организации — Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос. Цели Лиги указаны в соглашении, подписанном в 1945 году, и предусматривают «укрепление связей между государствами, участвующими в ней, выработку единой политической линии для осуществления сотрудничества между ними, защиты их независимости и суверенитета, для рассмотрения дел и интересов арабских стран». Сотрудничество не ограничивается политическими аспектами и включает также экономические, финансовые, коммуникационные, культурные, социальные и санитарные взаимодействия. Кроме того, сотрудничество включает вопросы подданства, паспортов, виз, выдачи преступников.

Африканский союз, АС, AU
/www.au.int
Африканский союз (сокращённо АС, АфроСоюз) — международная межправительственная организация, объединяющая 55 государств Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Основана 9 июля 2002 года. Важнейшие решения в рамках организации принимаются на Ассамблее Африканского союза — собрании глав государств и правительств государств — членов организации, которое проводится раз в полгода. Согласно Учредительному акту Африканского союза целями организации являются:укрепление единства и солидарности африканских государств и народов Африки;
защита суверенитета, территориальной целостности и независимости государств-членов;
ускорение политической и социально-экономической интеграции континента и др..

Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК, OPEC
www.opec.org
Организация стран-экспортеров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращённо ОПЕК, англ. OPEC) — международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях контроля квот добычи на нефть. Часто рассматривается как картель. Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран — участниц организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль. Страны — члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. 

Интерпол
www.interpol.int
Интерпол, Interpol — сокращённое название (с 1956 года) Международной организации уголовной полиции (фр. Organisation Internationale de Police Criminelle, OIPC, англ. International Criminal Police Organization, ICPO) — международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью. Штаб-квартира Интерпола расположена в Лионе, Франция.
Основной задачей является координация усилий отдельных стран и проведение единой политики в области борьбы с общеуголовной преступностью.
Среди других основных задач можно отметить координацию международного розыска, а также борьбу с: торговлей людьми, организованными преступными сообществами, контрабандой наркотиков, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством, подделкой ценных бумаг и детской порнографией. В последнее время большое внимание уделяется общественной безопасности и борьбе с терроризмом.

Список основных международных организаций


Список важнейших международных организаций и их официальные сайты

Список организаций по алфавиту

N Полное наименование организации на русском языке Официальный сайт Сокращенное
наименование на русском языке
Сокращенное
наименование на оригинальном языке
Полное наименование организации на оригинальном языке Год
создания
1 Азиатская парламентская ассамблея asianparliament.org АПА 1999
2 Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум appf21.com АТПФ 1993
3 Балтийская ассамблея baltasam.org Балтийская ассамблея 1991
4 Всемирная ассоциация операторов атомных электростанций wano.info ВАО АЭС WANO World Association of Nuclear Operators 1989
5 Всемирная торговая организация wto.org ВТО WTO World Trade Organization 1995
6 Международная авиационная федерация fai.org  ФАИ FAI Fédération Aéronautique Internationale 1905
7 Международная организация морской спутниковой связи marsat.ru  ИНМАРСАТ 1979
8 Международная организация по предпринимательству и инвестициям ifib.ru  INOBI International Organization on Business and Investment
9 Международная организация уголовной полиции — Интерпол interpol.int  Интерпол ICPO, OIPC, Interpol International Criminal Police Organization/ Organisation Internationale de Police Criminelle 1923
10 Международная федерация инженеров-консультантов (строительство) fidic.org  ФИДИК 1913
11 Международное бюро мер и весов bipm.org  МБМВ BIPM Bureau international des poids et mesures 1875
12 Международное общество авиационной электросвязи sita.aero  SITA Société Internationale de Télécommunications Aéronautiques 1949
13 МЕРКОСУР mercosur.int  Mercosur Mercado Comun del Sur (пер с исп. «Южноамериканский общий рынок») 1991
14 Международный союз по охране новых сортов растений upov.int  УПОВ UPOV Union Internationale pour la protection des obtentions végétales 1961
15 Организация американских государств oas.org  ОАГ OAS Organization of American states 1948
16 Организация Восточно-карибских государств pressroom.oecs.org  OECS Organisation of Eastern Caribbean States 1981
17 Организация Договора о коллективной безопасности odkb-csto.org ОДКБ 1992
18 Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ guam-organization.org ГУАМ GUAM Organization for Democracy and Economic Development — GUAM 1997
19 Организация Объединённых Наций un.org  ООН UN United Nations 1945
20 Организация Объединённых Наций,
Всемирная метеорологическая организация
public.wmo.int  ВМО WMO World Meteorological Organization 1950
21 Организация Объединённых Наций,
Всемирная организация здравоохранения
who.int  ВОЗ WHO World Health Organization 1946
22 Организация Объединённых Наций,
Всемирная организация интеллектуальной собственности
wipo.int  ВОИС WIPO World Intellectual Property Organization 1967
23 Организация Объединённых Наций, Всемирный почтовый союз upu.int  ВПС UPU Universal Postal Union 1874
24 Организация Объединённых Наций, Группа Всемирного банка worldbank.org  World Bank Group 1944
25 Организация Объединённых Наций,
Международное агентство по атомной энергии
iaea.org  МАГАТЭ IAEA International Atomic Energy Agency 1957
26 Организация Объединённых Наций, Международная морская организация sita.aero  ИМО IMO International Maritime Organization 1958
27 Организация Объединённых Наций,
Международная организация гражданской авиации
un.org  ИКАО ICAO International Civil Aviation Organization 1947
28 Организация Объединённых Наций, Международная организация труда ilo.org  МОТ ILO International Labour Organization 1919
29 Организация Объединённых Наций, Международный валютный фонд imf.org  МВФ IMF International Monetary Fund 1945
30 Организация Объединённых Наций, Международный союз электросвязи itu.int  МСЭ ITU International Telecommunication Union 1865
31 Организация Объединённых Наций,
Продовольственная и сельскохозяйственная организация
fao.org  ФАО FAO Food and Agriculture Organization 1945
32 Организация объединённых наций, Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры un.org  ЮНЕСКО UNESCO United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization 1946
33 Организация объединённых наций, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию unido.org  ЮНИДО UNIDO United Nations Industrial Development Organization 1966
34 Всемирная федерация профсоюзов wftucentral.org  ВФП WFTD World Federation of Trade Unions 1945
35 Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе osce.org  ОБСЕ OSCE Organization for Security and Co-operation in Europe, фр. Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe 1975
36 Организация Североатлантического договора
(Североатлантический альянс)
science.wikia.org  НАТО NATO North Atlantic Treaty Organization 1949
37 Организация стран-производителей и экспортёров нефти www.opec.org  ОПЕК OPEC 1960
38 Организация Черноморского экономического сотрудничества bsec-organization.org  ОЧЭС 1999
39 Ротари Интернешнл rotary.org  Rotary International 1905
40 Северный совет министров norden.org  1971
41 Североамериканская зона свободной торговли naftanow.org  НАФТА NAFTA 1992
42 Совет Баренцева/Евроарктического региона barentscooperation.org  СБЕР BEAR The Barents Euro-Arctic Region 1993
43 Совет государств Балтийского моря cbss.org  СГБМ 1991
44 Совет Европы coe.int  Counsil of Europe 1949
45 Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива gcc-sg.org  ССАГПЗ GCC Gulf Cooperation Council 1981
46 Содружество демократического выбора community-democracies.org  СДВ 2005
47 Содружество наций (Британское содружество) thecommonwealth.org  Commonwealth of Nations 1926/
1931/
1949
48 Содружество независимых государств cis.minsk.by  СНГ CIS Содружество Независимых Государств (Commonwealth of Indenpendent States) 1991
49 Союз арабского Магриба maghrebarabe.org  САМ 1989
50 Союз для Средиземноморья ufmsecretariat.org  Union pour la Méditerranée 2008
51 Тихоокеанский союз apec.org  Pacific Union
52 Форум «Азия-Европа» aseminfoboard.org  ФАЕ АСЕМ Asia-Europe Meeting 1996
53 Южноамериканское сообщество наций unasursg.org CSN The South American Community of Nations 2004
54 Международная организация по миграции iom.int  МОМ IOM International Organization of Migration 1951

Международные организации постсоветского пространства

Межгосударственные объединения, созданные под эгидой стран, бывших в составе СССР

1 Международное объединение Официальный сайт
2 Содружество Независимых Государств (СНГ) cis.minsk.by
3 Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) evrazes.com
4 Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) odkb-csto.org
5 Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) rus.sectsco.org
6 Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ (ГУАМ) guam-organization.org
7 Балтийская ассамблея baltasam.org
8 Союзное государство России и Белоруссии  soyuz.by

Международные организации по направлениям

Военно-политические объединения
Организация Североатлантического договора, НАТО, NATO
Тихоокеанский пакт безопасности, АНЗЮС, ANZUS
Региональная система обороны, РСО, RSS
Организация Договора о коллективной безопасности, ОДКБ
Межамериканский договор о взаимной помощи, TIAR
Оборонное соглашение пяти держав, FPDA
Балтийская Военно-морская Эскадра, BALTRON
Движение неприсоединения

Политические союзы и конфедерации
Шанхайская организация сотрудничества, ШОС
Совет государств Балтийского моря, CBSS
Союз южноамериканских наций UNASUR, UNASUL
Британское содружество, Содружество, Содружество наций, Commonwealth
Африканский союз, АС, AU
Союз для Средиземноморья, СдС, MU
Боливарианский альянс для Америк, АЛБА, ALBA
Союзное государство (России и Белоруссии)
Балтийская ассамблея
Группа семидесяти семи, G-77

Политико-культурные объединения
Международная организация тюркской культуры, ТЮРКСОЙ
Франкофония
Организация Исламского сотрудничества, ОИС, OIS
Латинский союз
Тюркский совет
Лига Арабских государств, ЛАГ
Содружество португалоязычных стран

Интеграционные объединения широкого профиля
Организация объединенных наций, ООН, UN
Большая восьмерка, Группа-8, G8 
Всемирная торговая организация, ВТО, WTO
Содружество Независимых Государств, СНГ, CIS
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ, CSCE
Евразийское экономическое сообщество, ЕвроАзЭС
Организация американских государств, ОАГ, OAS 
Содружество демократического выбора, СДВ 
Европейский союз, ЕС, EU
ГУАМ, GUAM
Карибское сообщество, КАРИКОМ, CARICOM
Совет Европы, СЕ
Латиноамериканская ассоциация интеграции, ЛАИ, LAI
Северный совет, СС, NC 
Союз арабского Магриба, САМ, UdMA, UMA
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, ССАГПЗ

Экономические и валютные союзы
Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК, OPEC
Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР, OECD 
Экономическое сообщество стран Центральной Африки, ЭКОЦАС, ЦАВЭС, CEMAC
Организация черноморского экономического сотрудничества, ОЧЭС, BSEC 
Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна, CELAC 
Организация Восточно-карибских государств, ОВКГ,  OECS
Организация экономического сотрудничества, ОЭС
Экономическое сообщество стран Западной Африки, ЭКОВАС, ECOWAS
Сообщество развития Юга Африки, САДК, SADC
Большая двадцатка, G-20
Западноафриканский экономический и валютный союз, ЗАЭВС, UEMOA
Сообщество сахело-сахарских государств, СССГ, CEN-SAD
Межправительственный орган по вопросам развития, IGAD
Азиатско-тихоокеанское торговое соглашение, АПТА, APTA
Совет арабского экономического единства, CAEU
Страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона

Общие рынки
Центральноамериканский общий рынок, MCCA, CACM
Андское сообщество, CAN
Европейская экономическая зона, ЕЭЗ, EEA
Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки, КОМЕСА, COMESA
Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство, TPSEP, TPP, P4
Южнотихоокеанское соглашение о региональной торговле и экономическом сотрудничестве, SPARTECA

Таможенные союзы
Восточноафриканское сообщество, ВАС, EAC
Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, ТС
МЕРКОСУР, MERCOSUR
Южноафриканский таможенный союз, ЮАТС, SACU

Зоны свободной торговли
Центрально-европейская ассоциация свободной торговли, ЦЕАСТ, CEFTA
Европейская ассоциация свободной торговли, ЕАСТ, EFTA
Североамериканская зона свободной торговли, НАФТА, NAFTA
Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии, СААРК, SAARK
Агадирское соглашение,
Зона свободной торговли Большого Ближнего востока, GAFTA
Африканская зона сводной торговли, AFTZ, AFTA
Евро-средиземноморская зона свободной торговли, EU-MED FTA, EMFTA

Политико-экологические объединения
Арктический совет

Политико-образовательные объединения
Европейское пространство высшего образования
Тихоокеанское сообщество

Постоянные форумы
Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, СВМДА, CICA
Группа Рио
Форум «Азия — Европа»,АСЕМ, ASEM
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС
Совет Баренцева/Евроарктического региона
Конференция парламентариев Арктического региона
Форум тихоокеанских островов, ФТО, PIF
Исламская восьмерка, D-8
Трехсторонний форум Турции, Афганистана и Пакистана

Прочие соглашения и объединения
Шенгенское соглашение
Евро-средиземноморское партнёрство 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классификация моделей электронного бизнеса
  • Классная компания песня слушать со словами
  • Кластерная организация туристского бизнеса
  • Клиентский менеджер розничного бизнеса это
  • Клиенты для бизнеса с оплатой за результат