Китайско российская восточная нефтехимическая компания

Проект строительства «Восточной нефтехимической компании» (ВНХК), возможно, изначально был инвестиционно привлекательным (в том числе и для самой «Роснефти») и реализуемым. Однако неоправданное расширение за счет нефтеперерабатывающей части при одновременном отказе от глубокой реконструкции собственных заводов привело к раздуванию стоимости и отказу государства поддержать проект. Такие выводы содержатся в докладе Института развития ТЭК, сообщает KONKURENT.RU.

Напомним, глава «Роснефти» Игорь Сечин летом текущего года заявил, что компания готова вернуться к реализации проекта ВНХК в ТОР «Нефтехимический». «Для этого нам нужен стабильный налоговый режим, который позволил бы планировать экономику этого предприятия минимум на 30 лет», – говорил  Сечин на встрече с президентом Владимиром Путиным.

Проект строительства ВНХК был приостановлен после того, как в России начался процесс завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. В частности, к 2024 г. должна быть обнулена экспортная пошлина с текущих 30% при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Однако, как рассчитали эксперты Института развития ТЭК, «Роснефть» неоднократно пыталась привлечь партнеров и реализовать проект самостоятельно на протяжении 10 лет, причем действуя ранее в гораздо более благоприятных для отрасли обстоятельствах.

«Главный аргумент, к которому в последние месяцы апеллирует «Роснефть», – строительство ВНХК позволит решить многолетнюю проблему дефицита топлива и, как следствие, его дороговизны в регионах Дальнего Востока. Однако эта аргументация была детально рассмотрена и опровергнута еще в 2013 г. в ходе комплексной оценки проекта, которую провело головное предприятие отрасли ОАО «ВНИПИнефть», – говорится в докладе института.

Первое, на что обращают внимание специалисты ВНИПИнефти, – выбор местоположения завода. Так, географическое расположение ВНХК в конце экспортного нефтепровода вблизи морского порта Находка характерно для экспортно ориентированного предприятия.

На 6,2 млн кв. км округа в настоящий момент действуют всего два нефтеперерабатывающих завода: Хабаровский и Комсомольский суммарной мощностью всего 14 млн тонн. «Размещение одной столь значительной мощности ВНХК на юге Приморского края не обеспечит оптимального решения задачи эффективного обеспечения нефтепродуктами всей территории ДФО», – констатировали авторы исследования.

Помимо длинного транспортного плеча, логистику перевозок нефтепродуктов ВНХК в такие регионы ДФО, как Хабаровский край, Якутия или Амурская область, будет осложнять необходимость перевозок по железной дороге навстречу потоку нефти и нефтепродуктов, следующих в восточном направлении для экспорта через дальневосточные порты. Даже при реализации предлагаемой концепции строительства, которая приведет к ликвидации нефтепродуктов в ДФО и достижению их избыточного производства, цены на топливо в регионах Дальнего Востока будут характеризоваться повышенным уровнем.

В Институте развития ТЭК уверены, что дефицит моторного топлива на Дальнем Востоке давно мог быть решен куда менее сложными и затратными средствами – просто за счет увеличения существующих мощностей по производству автомобильного топлива.

«Заводы, расположенные на Дальнем Востоке и Сибири, изначально рассчитанные на снабжение дальневосточных регионов, могли бы только за счет программ реконструкции производить свыше 3 млн тонн автобензинов и свыше 5 млн тонн дизельного топлива дополнительно. Как результат, уже к сегодняшнему дню баланс моторных топлив в ДФО был бы положительным. К 2032 г., при сохранении имевшейся тенденции, мог бы возникнуть дефицит дизельного топлива в 0,5 млн тонн, при профиците автобензина 0,4 млн тонн. Дефицит дизтоплива носит «чисто условный характер», так как легко мог бы восполняться поставками Омского НПЗ», – подчеркивается в докладе института.

Для экспертов и ориентир ВНХК на экспорт не выглядит привлекательным решением с точки зрения инвестиций. Как факторы повышенного риска, приводится серьезная конкуренция на рынках АТР как со стороны местных производителей, так и со стороны ближневосточных компаний.

Так, недавно в провинции Шаньдун (восточный Китай) начато строительство гигантского нефтехимического комплекса Yulong мощностью 20 млн тонн в год и стоимостью $20 млрд. НПЗ мощностью 400 тыс. баррелей в сутки и фабрика по производству этилена мощностью 3 млн тонн в год были спроектированы несколько лет назад, но проект не получал одобрения из-за борьбы Китая с избыточными перерабатывающими мощностями. Комплекс будет рассчитан на переработку нефти из Саудовской Аравии и Кувейта.

Строительство комплекса профинансируют частные инвесторы, в числе которых алюминиевый завод Shandong Nanshan Group, базирующийся в Яньтае, и химическая группа Wanhua. Также в проект вложит средства правительство провинции Шаньдун. Насколько известно, инвестиции в проект составят почти 140 млрд юаней.

Для России планы Китая по расширению нефтехимических мощностей – скорее негативная новость. Во-первых, ориентация на переработку ближневосточного сырья означает, что российские компании не сумеют извлечь выгоду из этих проектов. Во-вторых, комплекс Yulong составит конкуренцию строящемуся Амурскому газохимическому комплексу (срок сдачи – 2025 г.) и нефтехимическому комплексу «Восточной нефтехимической компании».

Оба предприятия проектировались в расчете на рынки Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона, однако еще на стадии обсуждения эксперты предупреждали, что потребность этих рынков в нефтегазохимической продукции может быть переоценена. Говорилось и об опасности сокращения импорта нефтехимической продукции за счет развития собственного производства и опасности конкуренции со стороны ближневосточных производителей. Сейчас эти риски на глазах становятся реальностью.

Сейчас в России функционирует 28 крупных НПЗ с объемом нефтепереработки — более 1 миллиона тонн нефти в год и около 300 мини-НПЗ. Маржа нефтеперерабатывающего бизнеса в последние годы успешно конкурирует с рентабельностью от поставок нефти на экспорт.

Как правило, крупные нефтеперерабатывающие предприятия имеют более высокую экономическую эффективность, однако и более длительный срок окупаемости. Поэтому в секторе строительства НПЗ существует тенденция к увеличению числа предприятий малой мощности, имеющих свою экономическую нишу и направленных на решение более конкретных и локальных задач.

Также ведутся проектные работы по строительству стальной эстакады и строительству самой электростанции. Строительные работы, начатые сейчас, в зависимости от специфики инвестиций или задачи, будут проводиться в течение нескольких недель до нескольких месяцев.

Стратегическая работа запланирована для нас. Это сложная инвестиция и требует логистического предприятия, поскольку оно реализуется наряду с нормально работающим нефтеперерабатывающим заводом. Поэтому мы строго соблюдаем все предельные сроки, особенно в отношении получения соответствующих разрешений и разрешений, для устранения задержек.

При строительстве НПЗ исключительно высоки требования к уровню автоматизации технологических процессов, надежности и безопасности оборудования и технологии, квалификации обслуживающего персонала.

Для принятия решения о строительстве НПЗ необходимо провести серьезную аналитическую работу для получения технико-экономического обоснования и разработать проект охраны среды. Ключевым моментом является оптимальная мощность будущего нефтеперерабатывающего завода, которая зависит от наличия сырьевого ресурса и концентрации существующих нефтеперерабатывающих предприятий в регионе строительства.

Выбор места строительства НПЗ

Строительство НПЗ ведется преимущественно в непосредственной близости от трубопроводов, транспортирующих сырую нефть, или нефтедобывающих объектов, что позволяет сократить расходы на транспортировку сырой нефти.

Профиль НПЗ

Нефтеперерабатывающие заводы можно разделить на 4 основных группы-профиля:

  1. НПЗ топливного профиля;
  2. НПЗ топливно-масляного профиля;
  3. НПЗ топливно-нефтехимического профиля (нефтехимкомбинаты);
  4. НПЗ (нефтехимкомбинаты) топливно-масляно-нефтехимического профиля.

Поскольку спрос на топливо значительно превышает спрос на прочую продукцию нефтепереработки и при этом имеет тенденцию к дальнейшему росту, наибольшее распространение имеют заводы топливного профиля. Поэтому строительство НПЗ в России осуществляется преимущественно в этом направлении. Существуют данные, показывающие, что предприятия осуществляющие комплексную переработку нефти имеют большую экономическую эффективность, чем узкоспециализированные.

Глубина переработки сырой нефти на НПЗ

Глубина переработки нефти на НПЗ является важным показателем эффективности использования сырья и, в конечном итоге, производства. Современные заводы имеют индекс сложности Нельсона более 8 дают суммарный выход светлых нефтепродуктов около 90%. Высокий уровень глубины переработки косвенно свидетельствует о насыщенности производства вторичными процессами.

Строительство НПЗ с высокой долей вторичных процессов позволит осуществлять более глубокую переработку нефти и увеличить выход более ценных нефтепродуктов, чем нефтяной остаток.

Строительство НПЗ и экология

Нефтеперерабатывающие заводы относятся к I классу опасности, который предусматривает наличие вокруг объекта санитарно-защитной зоны в радиусе 1 км (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Таким образом в радиусе 1000 метров от НПЗ не должно быть объектов жилой застройки, зон отдыха и других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания.

Если говорить об экологическом ущербе, который наносят окружающей среде НПЗ, то вред преимущественно наносится косвенным образом: основным источником загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. Не секрет, что бензин российских производителей имеет не самое высокое качества. Причина этого в том, что на сегодняшний день в отрасли нефтепереработки весьма актуальна проблема изношенности основных фондов, в том числе и морального износа.

Поэтому строительство НПЗ, оснащенных современным оборудованием, а также реконструкция и модернизация существующих заводов является одним из путей уменьшения экологического ущерба.

Минэнерго был разработан проект модернизации НПЗ, направленный на увеличение глубины переработки нефти. Согласно проекту предполагается законодательно закрепить государственные преференции для тех предприятий, которые перевыполнят план и смогут достичь показателя глубины переработки нефти не менее 92%.

Компания с ограниченной ответственностью «Китайско-российская Восточная нефтехимическая компания (г. Тяньцзинь)» (PetroChina-Rosneft Orient Petrochemical (Tianjin) Company Ltd) является совместным предприятием НК «Роснефть» (доля — 49%) и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (доля — 51%). Проект предусматривает создание нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в промышленной зоне Наньгань в г. Тяньцзинь в КНР.

22 марта 2013 г. в ходе первого зарубежного визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву было подписано «Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода и проектах в сфере разведки и добычи нефти», закрепившее предоставление совместному предприятию трех исключительных прав:

  • на самостоятельный импорт сырой нефти;
  • на беспрепятственный экспорт нефтепродуктов и продукции нефтехимии;
  • на продажу внутри страны нефтепродуктов и продукции нефтехимии совместного предприятия.

Реализация этих прав позволит существенно увеличить финансово-экономическую эффективность проекта.

Мощность Тяньцзиньского НПЗ по первичной переработке нефти составит 16 млн т./г., а глубина переработки — более 95%. В рамках проекта предполагается строительство крупных нефтехимических установок, в том числе установок пиролиза и производства ароматических углеводородов. Проект предусматривает также создание розничной сети из 300 АЗС.

В ходе государственного визита в КНР 16 мая 2014 г. НК «Роснефть» и «КННК» подписали «График запуска НПЗ в Тяньцзине и поставок нефти для переработки на указанном заводе», который предусматривает запуск предприятия в конце 2019 года. В 2014 г. НК «Роснефть» и «КННК» намериваются получить все необходимые корпоративные одобрения в отношении ТЭО и начать этап подготовки разрешительной документации.

Строительство Восточной нефтехимической компании на Дальнем Востоке

Проект ВНХК предусматривает создание крупнейшего нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Дальневосточном федеральном округе.

Реализация проекта позволит решить проблему локального дефицита и высоких цен на моторные топлива в ДФО и заложить основу для создания нефтехимического кластера в регионе. Комплекс ВНХК также позволит максимально эффективно использовать конъюнктуру рынка Азиатско-Тихоокеанского региона и экспортировать конечную продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости.

В настоящее время осуществляется комплекс мероприятий по подготовке к строительству I и II очереди проекта:

  • I-я очередь — нефтепереработка мощностью 12 млн тонн в год по нефти с получением моторных топлив (автобензинов 1 млн 570 тыс. тонн/год, дизельного топлива 6 млн тонн/год, керосина 790 тыс. тонн/год, судового маловязкого топлива 140 тыс. тонн/год);
  • II-я очередь — нефтехимия мощностью 3,4 млн тонн в год по сырью с производством следующих основных товарной продукции:
  • Полиэтилены — 850 тыс. тонн/год — для производства широкого спектра полимерных пленок и труб;
  • Полипропилены — 800 тыс. тонн/год — для производства различной кабельной и медицинской продукции;
  • Бутадиен — 200 тыс. тонн/год — для производства синтетических каучуков (PBR, SSBR, EPDM и т.д.);
  • Бензол — 230 тыс. тонн/год — исходное сырьё для производства лекарств, различных пластмасс, синтетической резины, красителей;
  • МЭГ — 700 тыс. тонн/год — для производства широкого ассортимента бытовой продукции (синтетических волокон, растворителей, низкозамерзающих и гидравлических жидкостей).

На данном этапе выполняются работы по подготовке проектной документации для I и II очереди проекта, проводятся инженерные изыскания на площадке строительства нефтехимического комплекса и объектах инфраструктуры (ж/д пути, внеплощадочная автомобильная дорога, объекты водоснабжения, нефтепровод-отвод, объекты электросетевого хозяйства и т.д.). Срок завершения этих работ — 2016 год.

Общий объем капитальных вложений в строительство I и II очереди составит около 660 млрд руб., ожидаемый мультипликативный эффект проекта — до 600 млрд руб.

Строительство ВНХК обладает рядом преимуществ по сравнению со многими российскими и зарубежными аналогами:

  • Полная обеспеченность собственным сырьем;
  • Расположение в непосредственной близости от ВСТО и выхода в море;
  • Близость к крупнейшим рынкам сбыта продукции — АТР;
  • Более низкие удельные затраты в производстве нефтехимической продукции.

Проект поддержан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным (№ Пр-2970 от 19.12.2013г.), Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым (№ ДМ-П9-705р от 31.01.2014г.), а также региональными властями.

Китайские предприятия закрепляются на российском рынке в сегментах нефтехимии, добычи и переработки углеводородов. Недавно инвесторы из Поднебесной заключили многомиллионные контракты с компаниями «Газпром», «Роснефть», «СИБУР», «НОВАТЭК».

сотрудничество россии и китая

До начала ХХI века китайская экономика развивалась за счет вложенных в нее инвестиций. Впоследствии концепция изменилась, и КНР стала активно вкладывать в зарубежные проекты. За 15 лет из чистого импортера иностранных капиталов и инвестиций Китай превратился в их экспортера. Сейчас объемы инвестиций китайского бизнеса за рубеж и привлеченных средств почти сравнялись.

В 2014 году вложения вне финансовой сферы КНР достигли $102,9 млрд, против $20 млрд в 2005 году. При этом объем привлеченных средств составил $119,6 миллиарда. В последние годы китайцы активно вкладывались в энергетические активы ряда европейских стран, а также России. И сейчас Поднебесная продолжает вести эту политику.

От совместного предприятия до поставок сырья

«Роснефть» и китайская СhemСhina в сентябре 2015 года подписали Соглашение об основных условиях покупки 30% акций дочерней компании СhemСhina — ChemChina Petrochemical Co. Ltd (CCPC). Этот документ определяет предварительно согласованную цену, структуру сделки и вопросы корпоративного управления. Меморандум о взаимопонимании в отношении планируемого приобретения был подписан в июне 2015 года в рамках работы Петербургского международного экономического форума.

Российская и китайская компании договорились о сотрудничестве по реализации проекта «Восточная Нефтехимическая Компания» (ВНХК). Соответствующий Меморандум о взаимопонимании был также подписан в сентябре 2015 года. Документ касается предполагаемого приобретения ChemChina пакета акций в ВНХК, а также определяет этапы инвестирования. При этом руководство «Роснефти» подчеркивает, что российская госкомпания сохранит за собой контрольный пакет акций в ВНХК.

«Роснефть» и ChemChina ведут переговоры о заключении долгосрочного контракта на поставку нефти для компании CCPC. Соответствующий Меморандум о взаимопонимании был также подписан. Согласно документу, стороны проведут переговоры о поставках нефти в течение трех лет с возможностью дальнейшего увеличения объемов.

В рамках Восточного экономического форума «Роснефть», швейцарская Avestra Chemical SA и совместное российско-китайское предприятие Manzhouli Far East Gas Co* в сентябре 2015 года подписали трехстороннее соглашение о намерениях сотрудничества в области поставок пропилена и различных видов сжиженных углеводородных газов (СУГ) в Китай. Документ подтверждает намерения сторон о перспективах долгосрочных поставок СУГ и пропилена в объемах от 60 до 200 тыс. т в год из России на территорию КНР через пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия, а также использования мощностей терминала Far East Gas по перевалке СУГ и пропилена после его ввода в эксплуатацию. Общая мощность терминала составляет 3 млн т СУГ и пропилена в год.

Общая нефтедобыча

В сентябре 2015 года «Роснефть» и китайская нефтяная и химическая корпорация Sinopec подписали рамочное соглашение о предполагаемом сотрудничестве компаний в освоении Русского и Юрубчено Тохомского нефтяных месторождений. Разработка этих запасов позволит обеим компаниям снизить операционные риски проектов. Документ предусматривает вероятное приобретение Sinopec до 49% «Восточно-Сибирской нефтегазовой компании» и «Тюменнефтегаза», владеющих лицензиями на освоение и разработку месторождений. Ожидается, что такое сотрудничество позволит увеличить возможности проектов в области финансирования и развития технологий. Обе стороны ожидают дальнейшего взаимодействия в сфере разведки и добычи.

Российская и китайская компании планируют создать совместную техническую группу по формированию окончательного инвестиционного решения и документации. Помимо этого соглашения партнеры из КНР планируют предоставить «Роснефти» буровые и подрядные услуги на $550 миллионов. При этом ожидается, что часть производства нефтесервисного оборудования будет локализована на территории России.

В сентябре 2015 года «Роснефть» и Statoil привлекли китайскую China Oilfield Services Limited к выполнению работ по бурению двух поисковых скважин на участках «Магадан-1» и «Лисянский» в акватории Охотского моря. Буровые работы компании планируют начать в 2016 году. Во взаимном партнерстве «Роснефть» и Sinopec уже достигли положительных результатов сотрудничества в рамках реализации проекта нефтедобывающего предприятия «Удмуртнефть» (с 2006 года акционерами являются «Роснефть» и Sinopec). Ежегодный объем добычи нефти составляет 6,5 млн тонн. «Удмуртнефть» стала первым крупным приобретением китайских инвесторов на российском нефтегазовом рынке.

«Роснефть» и Sinopec также подписали основные условия соглашения в отношении сотрудничества по предлагаемому совместному освоению Русского и Юрубчено-Тохомского нефтяных месторождений в рамках реализации проекта «Сахалин-3».

В ожидании больших перспектив

Общая сумма новых контрактов, подписанных «Роснефтью» с китайскими партнерами, согласно данным российской компании, достигает $30 миллиардов. Ожидается, что суммарный объем взаимных инвестиций «Роснефти» и ее китайских коллег до 2035 года может достичь $500 миллиардов.

В планы российского инвестора входит обеспечение к 2038 году суммарных поставок нефти и нефтепродуктов в Китай в размере свыше 800 млн т, с учетом взаимного товарооборота по уже заключенным контрактам. Согласно данным госкомпании, за последние десять лет ежегодные поставки нефти и нефтепродуктов из России в КНР увеличились в 20 раз, до 36 млн т, с потенциалом роста до 50 млн т к 2020 году. На долю «Роснефти» приходится 28 млн т нефти и нефтепродуктов, поставленных в Китай.

Прогноз роста потребления нефти

При значительном росте импорта углеводородов из России в Китай экспорт китайских товаров в Россию снижается. В сентябре 2015 года, согласно данным министерства коммерции Китая, он снизился на 32%.

Азиатский банк развития (АБР) ожидает, что экономический рост в КНР может замедлиться до 7,2% в 2015 году и до 7% в 2016 году, так как Правительство понизило целевые значения по темпам роста и продолжает реализовывать программу структурных реформ. Прогноз АБР оказался выше, чем официальные данные Правительства Китая, согласно которым экономический рост в стране должен составить менее 7%. По мнению аналитиков, это свидетельствует о замедлении роста потребления основных энергоносителей в КНР.

Эксперты отмечают, что все развивающиеся экономики проходят в своем развитии сложные этапы, и Китай здесь не является исключением. Несмотря на снижение темпов роста китайской экономики, важность азиатского рынка в мире сегодня увеличивается, а рост мировой экономики сильно зависит от КНР и стран АТР.

До конца нынешнего десятилетия эксперты «Роснефти» ожидают прирост потребления нефти со стороны Китая в среднем на 2% в год. Это подразумевает новые объемы транспортировки нефти. В пользу такого развития событий свидетельствует тот факт, что в стране количество легковых автомобилей на душу населения в 3–5 раз отстает от показателей ведущих государств мира. Так, в Китае в 2014 году на 1 тыс. человек приходилось 160 автомобилей, а в США — 800.

Газ для Китая

«Газпром» и «Китайская национальная нефтегазовая корпорация» (CNPC) в сентябре 2015 года подписали Меморандум о поставках трубопроводного газа в Китай с Дальнего Востока. Документ отражает намерение сторон по созданию совместной рабочей группы для проведения исследования по проекту поставок.

По результатам исследования будут определены ключевые технические и коммерческие параметры проекта, в том числе объем и сроки поставок, а также точка передачи газа.

Меморандум предусматривает третий маршрут поставки газа в Китай наравне с восточным и западным маршрутами. В этой связи планируется провести коммерческие и технические исследования возможности поставок с Дальнего Востока. На основании результатов будут определяться объемы поставок, сроки и точка пересечения на российско-китайской границе.

Данный проект станет третьим в рамках программы стратегического сотрудничества между «Газпромом» и CNPC на ближайшие пять лет. В связи с его реализацией потребуется строительство третьего газопровода. По территории России будет построен объект небольшой протяженности, поскольку компанией уже построен магистральный газопровод «Сахалин — Хабаровск — Владивосток».

Ресурсная база для поставок топлива в Китай из районов Дальнего Востока — это сахалинский проект. Компания собирается поставлять в КНР с Сахалина только свой газ.

Подписание документа о купле-продаже газа по «Западному маршруту» поставок в Китай ожидается весной 2016 года. Контракт на 38 млрд куб. м (срок 30 лет) подписан в мае 2014 года, а вступил в силу в мае 2015 года. С этого момента поставки предполагается осуществлять в течение 4 лет, плюс два года дается каждой стороне на случай неготовности инфраструктуры.

Новый «Великий Шелковый Путь»

«НОВАТЭК» и китайский инвестиционный «Фонд Шелкового Пути» (SRF) подписали Рамочное соглашение о приобретении SRF 9,9% в проекте «Ямал СПГ».

После закрытия сделки структура акционеров «Ямал СПГ» будет следующей: «НОВАТЭК» (50,1%), французская Total (20%), китайская CNPC (20%), SRF (9,9%).

«Ямал СПГ», по мнению китайских представителей, является одним из самых перспективных и конкурентоспособных СПГ-проектов в мире. Азиатские инвесторы заинтересованы стать его акционерами и надеются, что это будет содействовать скорейшему привлечению внешнего финансирования проекта, а также будет способствовать дальнейшему развитию китайско-российского сотрудничества в энергетическом секторе в рамках развития российских арктических газовых проектов.

Руководство «НОВАТЭКа» считает, что несмотря на появление нового акционера, «Ямал СПГ» рассматривает привлечение $20 млрд в рамках проектного финансирования.

Инвесторы «Ямал СПГ»

Осенью 2013 года «НОВАТЭК», CNPC и консорциум китайских финансовых институтов заключили Меморандум по проектному финансированию «Ямал СПГ».

В соответствии с условиями документа, китайские коммерческие банки — Банковская корпорация развития Китая, Промышленный и коммерческий банк Китая, Банк Китая и Китайский строительный банк (CCB) — рассмотрят возможность активного участия в сделке по внешнему проектному финансированию «Ямал СПГ».

Окончательное соглашение с китайскими коммерческими банками будет подписано одновременно с заключением соглашений со всеми кредиторами, участвующими в проектном финансировании, включая международные экспортно-кредитные агентства, иностранные и российские коммерческие банки и другие финансовые институты.

Согласно сообщению руководства Российского фонда прямых инвестиций, нефтехимические предприятия России, создаваемые в рамках проекта «Шелковый путь», будут инвестироваться частными и государственными компаниями Китая.

Битумный завод в Хабаровске

«Независимая нефтяная компания» (ННК) и Jaingsu Baoli International Investments Co, являющаяся ведущим производителем битума в КНР, в сентябре 2015 года подписали Соглашение о строительстве завода по производству битумов проектной мощностью 1 млн т в год. Завод планируется построить на площадке Хабаровского НПЗ. Сроки строительства и объем инвестиций не разглашаются.

В рамках проекта планируется создать СП, в котором 51% будет принадлежать ННК, 49% — Jaingsu Baoli. Китайская компания возьмет на себя проектирование завода и выбор технологии производства, предоставит эксклюзивные права на использование патентов. Ожидается, что инвестор будет содействовать привлечению проектного финансирования для строительства и ввода в эксплуатацию завода и объектов инфраструктуры. Китайская компания займется сертификацией продукции и сбытом в объеме до 1 млн т в год.

Терминал для перевалки нефтепродуктов

Китайская нефтехимическая корпорация Baota Petrochemical Group планирует построить в бухте Курикша в Хабаровском крае портовый терминал для перевалки нефтепродуктов и других групп коммерческих товаров. Соглашение о создании порта было подписано в сентябре 2015 года между Baota и российской компанией «Марин-Инвест», которая занимается оптовой торговлей топливом, бензином и химическими продуктами.

Терминал планируется создать в портовой особой экономической зоне «Советская гавань». Планируемый объем инвестиций в проект для строительства инфраструктуры порта и железнодорожных путей к нему оценивается в $300 миллионов.

Нефтехимическая группа Baota была создана в 1997 году в провинции Нинся, является частной компанией, занимающейся нефтехимией, финансами, образованием и технологическими изысканиями. В структуру входят пять производственных баз для комплексной переработки и производства химической, угольно химической и нефтехимической продукции в прибрежных городах Китая. Группа объединяет около 200 предприятий и подразделений, ее офисы действуют в Австрии, Казахстане и Монголии.

Китай примет участие в строительстве Амурского ГХК

В сентябре 2015 года «СИБУР» подписал с Sinopec соглашение об участии китайской нефтехимической компании в реализации проектов на территории России, в частности, строительства газохимического комбината (ГХК) в Амурской области, в рамках строительства газопровода «Сила Сибири». Сделка по вхождению китайской Sinopec в капитал «СИБУРа» предполагает покупку акций у существующих владельцев.

Представители российского нефтехимического холдинга ранее сообщали о заключении с Sinopec инвестиционного Соглашения о вхождении китайской компании в капитал в качестве стратегического инвестора. По оценке экспертов, размер покупаемой доли может составить не менее 10%.

Ожидается, что сделка будет закрыта до конца текущего года при условии получения всех необходимых согласований. При этом также не исключается возможность появления в проекте другого стратегического инвестора.

В настоящее время бизнесмен Леонид Михельсон владеет 50,2% «СИБУРа», вторым по величине акционером компании является Кирилл Шамалов, которому принадлежит 21,3%. На долю Геннадия Тимченко приходится еще 15,3%. Менеджмент владеет 13,2% компании.

Совместное предприятие в Шанхае

Китайский рынок является одним из перспективных для «СИБУРа», который экспортирует в Поднебесную широкий ассортимент продукции: полимеры, каучуки, продукты оргсинтеза. Интерес к китайскому рынку у российского нефтехимического холдинга растет в связи с такими крупными проектами, как «ЗапСибНефтехим» и «Амурский ГХК», так как часть продукции будет поставляться именно на этот рынок.

У «СИБУРа» и Sinopec имеется большой опыт сотрудничества. В 2013 году компании создали СП на базе Красноярского завода синтетического каучука (КЗСК) для производства и дальнейшего экспорта в Китай бутадиен-нитрильного каучука.

Российская и китайская компании также подписали Соглашение о создании совместного предприятия в Шанхае, в мае 2014 года Соглашение о стратегическом партнерстве. Планировалось, что во втором полугодии 2015 года компании зарегистрируют совместное предприятие по производству бутадиен нитрильного каучука (БНК) в Китае, где «СИБУР» получит 25,1%, Sinopec — 74,9%. Запуск запланирован на вторую половину 2018 года. Инвестиции в проект оцениваются в $120 миллионов.

Производство БНК на новом заводе будет вестись по технологии «СИБУРа». Специалисты российского нефтехимического холдинга войдут в штат СП и будут участвовать в налаживании процесса производства и коммерческой эксплуатации новой мощности.

Ожидается, что вопрос о покупке китайской Sinopec акций «СИБУРа» будет рассмотрен на ближайшем заседании правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) получила ходатайство Sinopec о вхождении в капитал «СИБУРа». Китайская компания намерена купить не менее 10% акций актива. Сделку планируется завершить после получения всех согласований до начала декабря текущего года.

Взаимное партнерство

Ключевым фактором роста мировой экономики и увеличения цен на сырьевые товары в последние годы стало динамичное развитие Китая. Эта страна обеспечивала две трети роста мирового спроса на нефть. Дальнейшее развитие Поднебесной напрямую зависит от ее энергетического потенциала, а состояние этой отрасли сегодня не соответствует растущим потребностям страны.

На Китай приходится около 12% мирового потребления нефти, а в энергобалансе преобладает уголь, доля которого, по разным подсчетам, колеблется в пределах от 67% до 75%. В этой связи увеличение стабильных поставок нефти и газа является непременным условием энергетического развития.

К решению этих вопросов китайские компании приступили в сотрудничестве с рядом стран, в том числе и с Россией. Дальнейшее укрепление взаимного партнерства с использованием ресурсного потенциала РФ и финансовых возможностей КНР активно развивается в последние месяцы.

Москва. «Роснефть» и китайская компания CNPC создают совместное предприятие. Наряду с реализацией готовой продукции деятельность российско-китайской компании будет направлена на переработку сырья, поставляемого по ответвлению от Восточного нефтепровода. В настоящий момент завершается процесс регистрации СП на территории Китая.
В рамках совместного проекта «Роснефть» и CNPC планируют строительство нефтеперерабатывающего завода, мощностью 10 млн тонн в год. Кроме этого, предприятию будет принадлежать около 300 АЗС в Китае. Рабочее название — Китайско-российская восточная нефтехимическая компания.
В марте 2006 года президентом ОАО «НК «Роснефть» Сергеем Богданчиковым и экс-президентом CNPC Чэнь Гэном был подписан протокол об основных принципах создания двух СП на территориях РФ и КНР. В настоящий момент уже существует совместное предприятие «Роснефти» и CNPC — ООО «Восток Энерджи», созданное в октябре прошлого года. Компания осуществляет разведку и разработку месторождений на территории РФ. В июле «Восток Энерджи» выиграла аукционы на право освоения Верхнеичерского и Западночонского участков недр в Иркутской области. Эта компания является основным претендентом еще на 15 перспективных участков в Приангарье, передает РИА ТЭК.

Макет проекта ВНХК образца 2017 года. Фото: пресс-служба ЗС ПК

Правительство РФ совместно с «Роснефтью» и «Газпромом» до 31 мая рассмотрят вопрос о мерах государственной поддержки проекта «Восточной нефтехимической компании» (ВНХК) в Приморском крае, включая меры налогового стимулирования. Как сообщает ИА PrimaMedia, соответствующее поручение глава государства Владимир Путин дал по итогам совещания по вопросам стратегического развития нефтегазохимической отрасли, состоявшегося 1 декабря 2020 года.

К 31 мая также должен быть разработан план мероприятий («дорожная карта») по строительству объектов внешней инфраструктуры для нефтехимического комплекса в Приморье и рассмотрен вопрос об обеспечении ВНК природным газом из ресурсной базы «Газпрома».

Проект ВНХК первоначально предполагал строительство нефтехимического комплекса в районе пади Елизарова Партизанского муниципального района Приморского края. Первая очередь ВНХК предусматривает строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 12 млн тонн нефти в год, вторая — нефтехимического комплекса.

Предварительная оценка суммы средств, необходимых для реализации проекта ВНХК, включая инвестиции в строительство инфраструктурных объектов, превышает 700 млрд рублей. Предполагалось, что для его реализации будет привлечена китайская компания ChemChina.

Проект ВНХК поддерживает вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

В прошлом году «Роснефть» заявила, что готова вернуться к проекту строительства ВНХК при улучшении фискального режима. В ходе совещания по нефтегазохимии у президента РФ 1 декабря глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил расширить действие закона, стимулирующего инвестиции в нефтегазохимию, на проекты, сырьем для которых является нафта.  

Нафта — продукт нефтепереработки, получаемый при ее перегонке. Основное отличие от бензина заключается в физико-химических характеристиках и в технологии получения. Нафта — это летучая форма нефти, а бензин — одна из фракций, получаемых при переработке нефтяного сырья.

Минэнерго России ранее прогнозировало, что нефтехимическая очередь АО «Восточный нефтехимический комбинат» (ВНХК) будет введена в 2026 году, нефтеперерабатывающий завод — к 2029 году. Выпуск бензина планируется в объеме 1,8 млн тонн в год, дизеля — 6,3 млн тонн, нефтехимической продукции — 4,5 млн тонн. Потребление заводом газа составит 0,6 млрд кубометров в год.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компании выплачивающие дивиденды в долларах российские
  • Кладбище лайково одинцово официальный сайт часы работы
  • Компании занимающиеся упаковкой товара для вайлдберриз
  • Классификация бизнес процессов по отношению к клиентам
  • Классический стратегический план компании начинается с