Каменная баба в хакасии где находится как проехать

Улуг Хуртуях Тас. Вход в музей

«Улуг Хур­ту­ях Тас». Вход в музей.

Улуг Хур­ту­ях Тас в пере­во­де с хакас­ско­го это «боль­шая камен­ная баба» или «боль­шая камен­ная бабуш­ка». Её так­же назы­ва­ют Хур­ту­ях Иней, что озна­ча­ет «Камен­ная мама», но боль­шин­ству тури­стов и мест­ных жите­лей она извест­на под пер­вым име­нем. Это важ­ней­ший (а по боль­шо­му сче­ту един­ствен­ный) экс­по­нат музея МАУК «Анх­а­ков­ский музей-запо­вед­ник Хур­ту­ях Тас», кото­рый рас­по­ло­жен в Аскиз­ском рай­оне Рес­пуб­ли­ки Хакасия.

Для того, что­бы добрать­ся туда, Вам потре­бу­ет­ся про­ехать око­ло 90 км. по трас­се Аба­кан — Ак-Дову­рак до рай­цен­тра Аскиз. Затем еще 15 кило­мет­ров до аала Анх­а­ков. Сам музей рас­по­ло­жен в 300 мет­рах от аала.

Доро­га к нему про­ле­га­ет по Аскиз­ско­му могиль­ни­ку (его дли­на 35 кило­мет­ров, а музей рас­по­ло­жен в самом цен­тре). По доро­ге Вам встре­тит­ся огром­ное коли­че­ство мен­ги­ров. Вряд ли где-то еще есть такое же скоп­ле­ние этих камен­ных плит. Так что насла­ждай­тесь вида­ми из окна автомобиля.

МАУК «Анх­а­ков­ский музей-запо­вед­ник Хур­ту­ях Тас» был создан ука­зом гла­вы адми­ни­стра­ции Аскиз­ско­го рай­о­на Рес­пуб­ли­ки Хака­сия в июле 2003-го года.

История «большой каменной бабы» «Улуг Хуртуях Тас»

«Улуг Хур­ту­ях Тас» это не про­сто камен­ная сте­ла, кото­рая была созда­на око­ло 4–5 тысяч лет тому назад в пери­од име­ну­е­мый Оку­нев­ской архео­ло­ги­че­ской куль­ту­рой (конец III нача­ло II тыся­че­ле­тия до н.э.). «Улуг Хур­ту­ях Тас» это самый сакраль­ный памят­ник хака­сов с кото­рым они тес­но свя­зы­ва­ют бла­го­по­лу­чие сво­е­го наро­да. Думаю не оши­бусь, если ска­жу, что это самый почи­та­е­мый хака­са­ми древ­ний куль­то­вый камень из боль­шо­го чис­ла дру­гих, достав­ших­ся им в наслед­ство от предков.

В 1953 году сте­ла «Улуг Хур­ту­ях Тас» была пере­не­се­на с места сво­е­го мно­го­ты­ся­че­лет­не­го пре­бы­ва­ния в сте­пи под кры­шу Хакас­ско­го наци­о­наль­но­го кра­е­вед­че­ско­го музея. Здесь она гости­ла ров­но пол­ве­ка вплоть до того момен­та, когда в 2003-ем году под воз­дей­стви­ем обще­стве­но­го мне­ния не было при­ня­то исто­ри­че­ское реше­ние о воз­вра­те её на преж­нее место у аала Анх­а­ков. Око­ло года «Улуг Хур­ту­ях Тас» сто­я­ла под откры­тым небом. В 2004 году в целях сохран­но­сти важ­но­го экс­по­на­та было при­ня­то реше­ние о воз­ве­де­нии вокруг сте­лы стек­лян­ной юрты (на фото).

Вот что писал о «Улуг Хур­ту­ях Тас» её пер­во­от­кры­ва­тель Д. Г. Мес­сер­шмидт, в 1721 году:

«… Хур­ту­ях была высе­че­на из серо­го пес­ча­ни­ка и вко­па­на в зем­лю наклон­но. Сза­ди мож­но было видеть под­ве­шен­ные тол­стые, спле­тен­ные из волос косы… Тата­ры языч­ни­ки ока­зы­ва­ли ей боль­шой почет, три­жды объ­ез­жа­ли вокруг нее, после како­вой цере­мо­нии дела­ли ей под­но­ше­ние в виде еды. От пред­ков им дово­ди­лось слы­шать то, что это Кур­ту­як­ское изва­я­ние было когда то зна­ме­ни­той мат­ро­ной, и сам все­мо­гу­щий бог пре­вра­тил ее в камень…».

Хакас­ская бабуш­ка «Улуг Хур­ту­ях Тас» нахо­дит­ся под защи­той Все­мир­ной орга­ни­за­ции ЮНЕСКО.

Павильон №1 — стеклянная юрта вокруг «Улуг Хуртуях Тас»

Улуг Хуртуях Тас - стеклянная юрта вокруг главного экспоната

«Улуг Хур­ту­ях Тас» — стек­лян­ная юрта вокруг глав­но­го экспоната.

Сама сте­ла «Улуг Хур­ту­ях Тас» в высо­ту име­ет 3 мет­ра. Одна­ко при уста­нов­ке око­ло мет­ра ушло в зем­лю и сей­час она ростом с высо­ко­го чело­ве­ка. Выпол­не­на из пес­ча­ни­ка. На уровне живо­та «Улуг Хур­ту­ях Тас» име­ет­ся изоб­ра­же­ние, где схе­ма­тич­но обо­зна­че­ны три мира — ниж­ний, сред­ний и верх­ний. Такое пони­ма­ние устрой­ства мира харак­тер­но для древ­них степ­ных куль­тов.  Счи­та­ет­ся, что «боль­шая камен­ная баба» изле­чи­ва­ет бес­пло­дие. Что она спо­соб­на послать жен­щине ребен­ка. И жела­ю­щих при­кос­нуть­ся к ней несть чис­ла… У её под­но­жия уста­нов­лен импро­ви­зи­ро­ван­ный алтарь. Здесь при­ня­то остав­лять дары при­ве­зен­ные с собой для древ­не­го боже­ства (кон­фе­ты, пече­нье и мяг­кие игруш­ки). Там тру­дит­ся мест­ная девуш­ка в наци­о­наль­ном костю­ме. Она под­ска­жет, что нуж­но делать, если Вы вдруг растеряетесь.

Улуг Хуртуях Тас

Улуг Хур­ту­ях Тас.

Фото­гра­фи­ро­вать её внут­ри не раз­ре­ша­ют. С чем это свя­за­но ска­зать труд­но. Но, как Вы види­те выше, неко­то­рые исхитряются.

Легенда об «Улуг Хуртуях Тас»

Вот такая леген­да при­во­дит­ся на офи­ци­аль­ном сай­те музея:

Было это дав­ным-дав­но. Так дав­но, что пра­дед само­го ста­ро­го из ныне живу­щих, на свет еще и не родил­ся. У самых синих гор, покры­тых сне­гом жил в те вре­ме­на бога­тырь Сар­тах­пай. Гул­ким эхом раз­но­си­лась по всей бес­край­ней сте­пи сла­ва о его вели­ких делах. Объ­еди­нял наро­ды, слав­ный бога­тырь, рушил пре­гра­ды, соору­жал мосты через бур­ли­вые реки. Но глав­ным ее дея­ни­ем было то, что постро­ил Сар­тах­пай доро­гу, по кото­рой быст­рее и лег­че, было доби­рать­ся до самых дале­ких сосе­дей. Была у Сар­тах­пая жена Улуг Хур­ту­ях, во всем ему совет­чи­ца и помощ­ни­ца. Жили они со сво­и­ми детьми друж­но, да счаст­ли­во. Но одна­жды слу­чи­лась беда. По доро­ге, кото­рую постро­ил слав­ный бога­тырь, при­шли на их зем­лю вра­ги. Вынуж­де­ны были Сар­тах­пай и Улуг Хур­ту­ях спа­сать­ся бег­ством. Добе­жа­ли они до горы Хызыл- Хая, как вдруг настиг­ли их вра­же­ские вои­ны. Сар­тах­пай решил их задер­жать, а жене с детьми при­ка­зал бежать дальше.

Поска­ка­ла Хур­ту­ях с детьми прочь на рети­вых конях. Толь­ко дочь ее от стра­ха поте­ря­лась в сте­пи. Ста­ли Хур­ту­ях с сыном реку пере­пры­ги­вать, прыг­нул сын неудач­но – пря­мо в реку угодил.

Дол­го жда­ла Улуг Хур­ту­ях мужа и детей на бере­гу реки. Не дожда­лась и с горя, что поте­ря­ла свою семью запла­ка­ла. Но потом опом­ни­лась и запе­ла. Ведь суро­вы пра­ви­ла вели­кой сте­пи – нель­зя плакать!

Пела она о слав­ном муже сво­ем, Сар­та­п­хае, о детях, кото­рых поте­ря­ла, о люб­ви к ним и о сча­стье кото­ро­го боль­ше нет. Пела она так кра­си­во и про­ник­но­вен­но, что сам Хай­ра­хан – тво­рец услы­шав ее пес­ню пожа­лел ее. Сде­лал он Улуг Хур­ту­ях камен­ной боги­ней и нака­зал ей вове­ки веков дарить людям то, чего им не хва­та­ет. Жен­щине – Дитя. Муж­чине – Свет­ло­го разу­ма. Сто­ит с тех пор в вели­кой сте­пи камен­ная боги­ня — «Улуг Хур­ту­ях Тас» и испол­ня­ет наказ творца.

Павильон №2 — подлинная хакасская юрта XIX в.

Вто­рой экс­по­нат музея это насто­я­щая хакас­ская юрта, кото­рой более века. Уди­ви­тель­но, что она сохра­ни­лась до наших дней. Юрта была постро­е­на в 1896-ом году. Внут­ри тра­ди­ци­он­ные для быта хака­сов того пери­о­да пред­ме­ты. Все они пере­да­ны музею на вре­мен­ное хра­не­ние в целях экс­по­зи­ции их хозя­е­ва­ми — корен­ны­ми жите­ля­ми Рес­пуб­ли­ки Хака­сии. Посто­ян­но ведут­ся пере­го­во­ры о выку­пе этих пред­ме­тов музе­ем со сто­ро­ны его руко­вод­ства. В основ­ном экс­по­на­та­ми явля­ют­ся наци­о­наль­ная одеж­да и обувь, охот­ни­чьи при­над­леж­но­сти, пред­ме­ты быта и кухон­ная утварь. На дан­ный момент это наи­бо­лее пол­ная рекон­струк­ция хакас­ско­го быта кон­ца XIX-го века.

Поми­мо это­го, на тер­ри­то­рии музея нахо­дит­ся ряд исто­ри­че­ских памят­ни­ков (кур­га­нов) при­над­ле­жа­щих тагар­ской архео­ло­ги­че­ской культуре.

Павильон №2 — подлинная хакасская юрта XIX в.

Пави­льон №2 — под­лин­ная хакас­ская юрта XIX в.

МАУК «Анхаковский музей-заповедник Хуртуях Тас»

Территория и объекты недвижимости музея

  • Пави­льон №1 – шести­уголь­ная стек­лян­ная юрта с метал­ли­че­ской кры­шей. Был воз­ве­ден в сен­тяб­ре 2004 года. Его пло­щадь 113,8 м?. Он исполь­зу­ет­ся для экс­по­ни­ро­ва­ния камен­ной сте­лы ««Улуг Хур­ту­ях Тас»».
  • Пави­льон №2 – насто­я­щая дере­вян­ная юрта построй­ки кон­ца XIX века. Была пере­ве­зе­на на тер­ри­то­рию музея в разо­бран­ном состо­я­нии, собра­на, отре­ста­ври­ро­ва­на и вве­де­на в экс­плу­а­та­цию в июле 2005 года. Её пло­щадь 38,2 м?. Она исполь­зу­ет­ся для рекон­струк­ции и экс­по­зи­ции быта хака­сов в кон­це XIX-го века.
  • Дере­вян­ная юрта (зим­ний вари­ант) – кото­рая вре­мен­но исполь­зу­ет­ся как адми­ни­стра­тив­ное зда­ние. Была постро­е­на в октяб­ре 2008 года. Её пло­щадь состав­ля­ет 40,8 м?.
  • Доща­тая юрта – была постро­е­на в сен­тяб­ре 2008 года. Её пло­щадь 40,8 м?. Она исполь­зу­ет­ся толь­ко в лет­ний пери­од как место ожи­да­ния экс­кур­сан­та­ми экс­кур­со­во­да. Здесь ведет­ся тор­гов­ля суве­ни­ра­ми и тра­ди­ци­он­ны­ми блю­да­ми хакас­ской степ­ной кухни.
  • Сто­рож­ка – неболь­шая дере­вян­ная юрта, кото­рая была постро­е­на в авгу­сте 2003 года. Её пло­щадь 11,8 м?. Она исполь­зу­ет­ся как поме­ще­ние для сторожей.

Общая пло­щадь музея – 7480 м?.

Адрес: 655711. Хака­сия. Аскиз­ский рай­он, аал Анх­а­ков, музей «Хур­ту­ях тас»

Режим рабо­ты музея: 

В лет­ний пери­од экс­кур­сии про­во­дят­ся с 11.00 до 18.00.

В зим­ний пери­од экс­кур­сии про­во­дят­ся с 10.00 до 17.00.

Музей рабо­та­ет без пере­ры­ва на обед и без выходных.

Какие услуги можно заказать и получить в музее:

  • тра­ди­ци­он­ную встре­ча гостей;
  • экс­кур­сии по музею;
  • дегу­ста­цию хакас­ских наци­о­наль­ных блюд;
  • неболь­шой наци­о­наль­ный кон­церт с при­вле­че­ни­ем хакас­ских артистов;
  • аутен­тич­ные шаман­ские обряды;
  • в музее круг­лый год рабо­та­ет суве­нир­ная лав­ка, где Вы може­те при­об­ре­сти суве­ни­ры, обереги,
  • изде­лия народ­но­го про­мыс­ла,  кни­ги и журналы;
  • про­ве­де­ние хакас­ских тра­ди­ци­он­ных сва­деб­ных обря­дов с выда­чей фир­мен­но­го свидетельства.

Теле­фон для спра­вок: 8–923-582–20-49

В  Хакасии уже несколько тысяч лет стоит каменное изваяние Хуртуях Тас. К нему приезжают с просьбами со всего мира.

Хуртуях Тас в переводе с хакасского означает «большая каменная баба». Но местные жители называют её уважительно «большой матерью», «матерью матерей» или «степной богиней».

Учёные определили, что изваяние является памятником окуневской культуры конца III – начала II тысячелетия до н.э. Несколько лет назад саму Хуртуях Тас заботливо «накрыли» большой юртой, а территорию вокруг огородили – сейчас это место считается музеем-заповедником. Сюда, как и в давние века, едут люди, чтобы поклониться древнему камню, провести обряд и попросить бабу об исполнении желаний. Обязательно приходят хакасские молодожёны.
3 метра – высота Хуртуях Тас. Изваяние находится на разломе земной коры, многие чувствуют здесь особую энергетику

Большая мама разозлилась

До 1954 года Хуртуях Тас стояла в Сагайской степи в ста километрах от Абакана – под дождём и снегом. Опасаясь, что памятник древней культуры может разрушиться (всё-таки женщина в возрасте – ей около 5 тыс. лет), местные власти решили перевезти идола в Хакасский краеведческий музей. Но паломничество к божеству не прекращалось.

– Позже мы узнали, что у тех, кто выкапывал каменное изваяние из земли, умерли дети, – рассказывает Metro директор музея-заповедника Оксана Горбатова. – А у одного из копателей, который в те годы был совсем юным, не сложилась семейная жизнь. Он так и не встретил свою половину, и детей у него нет. Хуртуях простояла в музее почти 50 лет. Ей приносили угощения, обмазывали божеству лицо сметаной и жиром. Пятна остались до сих пор, смыть их невозможно. Там, в музее, Хуртуях стремительно теряла своё живительное тепло. В 2003 году было принято решение вернуть её на исконное место.

Когда каменное божество Хуртуях Тас снова появилось в Сагайской степи, вокруг забили ключи.

– Звенели они и 50 лет назад, когда изваяние увозили в Абакан, в краеведческий музей. А потом как-то быстро усохли, – говорит Оксана Горбатова.

Подношения

С просьбами к богине приезжают из разных уголков России и из других стран.

– Обращаются и православные, и мусульмане, и буддисты, – продолжает Оксана Горбатова. – Женщины, хватаясь за соломинку, едут к ней в надежде родить долгожданного ребёнка. И чудо происходит: после визита к божеству некоторые бесплодные паломницы родили первенцев. Мы здесь чуть больше десяти лет, а у нас уже три толстые книги отзывов.
У подножия Хуртуях всегда лежат подношения: молочные продукты, детские игрушки, косметика, бусы, кольца, заколки для волос…

Надежда приехала к Каменной маме вместе с маленькой дочкой Асей.

– До этого я была здесь три года назад, – рассказывает Надежда. – Провела обряд: трижды по движению Солнца обошла богиню, положила дары. Протянула к ней руки и попросила о том, чтобы стать мамой. Почувствовала исходящее от камня тепло. Я знаю, что раньше, когда женщины просили Каменную мать о детях, они обязательно прикасались к её животу. Сейчас сотрудники заповедника прикасаться запрещают. И я не стала. Но оказалось, что это не обязательно. Сейчас моей дочери полтора года, и в этот раз к Хуртуях мы приехали вместе. Привезли в подарок игрушки. Для меня она – Каменная мама, а для Аси – бабушка.

Музей-заповедник создал страничку в социальной сети, где паломники делятся, кому из них помогла Хуртуях Тас. Судя по отзывам, дети рождаются примерно у половины.

– Наверное, Каменная мама исполняет желания тех, кто в неё верит, – говорит Оксана Горбатова. – А просьбы сомневающихся в её силах она игнорирует.
Паломники несут Хуртуях Тас молочные продукты и сладости

Столик перед каменным изваянием заставлен брикетами сливочного масла, банками со сметаной и конфетами. За божеством оставляют игрушки те, кому оно помогло.

– Когда места для них не остаётся, увозим игрушки в детские дома, – говорит сотрудник заповедника Лилия Чебодаева. – А продукты, которые оставляют просящие, через несколько дней развеиваем по степи – благодарим местных духов. Продукты не гниют, их моментально склёвывают птицы.

Энергетическая бабушка

Трёхметровая каменная стела была вкопана на территории Хакасии около 5 тыс. лет назад в месте геологического разлома. Хуртуях Тас впервые была описана Даниэлем Готлибом Мессершмидтом в 1722 году:

«Хуртуях была высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетённые из волос косы».
Если присмотреться, то и сейчас можно увидеть грубо вырубленные на камне глаза, губы, выпуклый живот и грудь. Древние хакаски, обращаясь к богине, обмазывали ей рот кефиром или сметаной и дотрагивались до живота.
Для Boney М. совершили шаманский обряд

Шаманы считают место вокруг каменного божества Хуртуях Тас энергетическим. Здесь, в степи, обряды проводили с древних времен.

– Когда создавался заповедник, мы решили на территории сделать специальную ритуальную площадку, как раз рядом с юртой, – говорит директор заповедника Оксана Горбатова. – Здесь у них костровая площадка, они приезжают, шаманят, проводят обряды.
Посмотреть на Хуртуях везут известных артистов и учёных, которые приезжают в Хакасию.

– Солистка Boney M. сходила в юрту к Хуртуях, а потом для неё провели шаманский обряд. Она просила защиты от злых духов, здоровья и успехов в творчестве. Ведь к Хуртуях идут не только с просьбами о детях. Люди хотят здоровья для себя, благополучия, душевного равновесия. И неважно, знает тебя весь мир или о тебе в курсе только соседи по деревне.

metronews.ru

О каменной бабе я много слышала и читала в инете. Потому ехали мы туда целенаправленно, чтобы воочию увидеть самую сакральную святыню Хакасии.

Находится она в Аскизском районе республики Хакасия. Ехать надо по дороге А-161 из г. Абакан на село Аскиз (92 км). Далее 15 км до аала Анхаков. Музейный комплекс «Хуртуях тас» находится в 1 км от аала, в центре 35 километрового Аскизского могильника.

Надо сказать, что могильник этот уже сам по себе впечатляет. Такого огромного количества менгиров на большой площади я не видела ни в одном месте Хакасии. Автодорогу когда то проложили прямо через погребальные поля. Зрелище, скажу вам, впечатляющее!

Улуг Хуртуях тас переводится как — большая каменная бабушка. Её ещё называют Хуртуях Иней. В переводе с тюркского, «Иней» означает — мама. Мне больше нравится второе название.

Она — самый почитаемый из древних культовых идолов республики, ставший символом сосредоточия жизненных сил и благосостояния всего хакасского народа.

Каменной бабе около 5 тыс лет.Это памятник Окуневской культуры конца III — начала II тысячелетия до н. э. Впервые известил мир о Великой Женщине-Праматери исследователь земли сибирской, немецкий учёный с мировым именем Даниил Готлиб Мессершмидт в 1722 году.

В 1954 году археолог А.Н. Липский выкопал «Хуртуях тас» и установил ее в Хакасском краеведческом музее г.Абакана. Простые люди и шаманы очень переживали по этому поводу. Считается, что святыни охраняют и место, и весь род людской от бед и напастей. А если их потревожить, то местные духи обижаются и тогда жди большой беды. Говорят, что так и случилось.

Вопрос о возвращении бабы на место официально стал рассматриваться с 1996 года, когда на всю страну пришла реальная разруха. Дебаты были жаркими и долгими.

И, к радости народа, в сентябре 2003 года она была возвращена на своё исконное место. Было решено открыть Анхаковский муниципальный музей одного экспоната «Хуртуях тас».

После возвращения, год она простояла под открытым небом, а в 2004 году, по настоянию учёных, дабы уберечь от разрушений, над ней возвели стеклянный павильон в виде юрты. Рядом стоит засохший тополь с чаломами.

Сам музей довольно скромный, но симпатичный. Перед входом асфальтированная площадь, для парковки машин.

Сразу у входа, в первой юрте продаются входные билеты и сувениры. Выбор сувениров здесь очень богат. От магнитиков, до музыкальных дисков.

Каменная Баба находится в стеклянной юрте. Фотографировать внутри павильона не разрешают. На этой фотографии её немножко видно:

Рядом с ней на столике куча детских мягких игрушек. Их приносят женщины, мечтающие забеременеть. По преданию, изваяние обладает особой исцеляющей силой именно для бесплодных женщин. Когда игрушек накапливается очень много — их отдают в детский дом.

Статуя из песчаника, высотой 3 метра. На животе высечен знак — сакральное изображение устройства мироздания. Символ трёх миров — верхнего, среднего и нижнего.

Когда её устанавливали, не придумали ничего лучше, как зарыть её почти на метр в землю, для устойчивости. Потому на поверхности она возвышается на чуть более 2м. Перед ней алтарь, куда обязательно надо положить подношение духам, в виде конфет или печенья. Можно загадать желание и обойти вокруг бабы три раза по часовой стрелке.

Девочка в национальном костюме кратко рассказала нам историю каменной бабы и подсказала что надо делать.

По всей территории обустроены места отдыха. Одно из таких мест, к примеру, — скамья-качели:

Так же есть традиционное место дани духам — онгон. Для подвязывания чаломок(ленточек) духам местности:

Ещё важная часть экспозиции музея – подлинная старинная юрта 1896 года, с традиционным внутренним убранством:

В ней богатая коллекция экспонатов — хакасская одежда, домашняя утварь, орудия охоты и др.

Надо сказать, что все эти экспонаты переданы музею на временное пользование по акту временного хранения. Договор периодически продлевается. Руководством музея ведутся переговоры с хозяевами о возможности приобретения музеем этих предметов в постоянное пользование.

В настоящее время это наиболее полная и органичная экспозиция, посвященная традиционной хакасской культуре, в республике.

Что очень порадовало — в музее есть кафе в юрте, и деревянный, чистенький туалет.

Кафе мы, с удовольствием, посетили. Здесь даже мороженое можно купить:

Ассортимент невелик, но перекусить можно пирожками и чебуреками.

Цены в кафе смешные. Специально сфотографировала ценник на напитки:

Там я попробовала Хан-чай. Очень своеобразный, но вкусный солёный чай с молоком.

Так же отважились попробовать местную водку арагу, сделанную из молока. Надо сказать гадость редкостная! Это ужасно противная самогонка, вкусом очень похожа на итальянскую виноградную водку граппа. Я даже глотка не смогла сделать, только лизнула.

Мы попробовали местное лакомство — талган. Это вот такие шарики из зерна:

И даже купили его в сухом виде:

Директор в музее — шаман. По договорённости можно заказать проведение обряда. Мы бы так и сделали, но его в музее не было. Может потому, что как раз были июньские праздничные дни — по случаю Дня независимости России.

Баба стоит на месте геологического разлома, где отмечено мощное излучение особой энергии. Исследователи так и не смогли разгадать тайну этого загадочного явления. Но реально эта энергия рядом с ней явственно ощущается.

В заключение хочу пригласить всех желающих посетить самые сакральные места Хакасии. Летом мы организуем путешествия по самым интересным достопримечательностям Сибири.

Подробная программа по дням здесь

Программу можно скорректировать индивидуально. Вопросы можно задать через форму на сайте «Картина мира» или на страничке «В контакте»

Главное

Улуг Хуртуях тас — каменное изваяние близ аала Анхаков в Хакасии, памятник Окуневской культуры конца III — начала II тысячелетия до н. э. Высота — 3,02 метра, вес — 2,6 тонны.

История

С незапамятных времен обитатели степей приходили к «каменной женщине» и молили исцелить их от бесплодия. Вот с какими словами они обращались к Хуртуях Тас: — «Наша белая каменная мать! Все звери имеют детей, все птицы имеют детей, все рыбы имеют детей, у всех людей есть дети. У меня одной нет ребенка – помоги мне!».

Первые записи о Каменной Бабе были сделаны лишь в 18 веке. Случилось это в 1722 году, когда по поручению Петра I Российская Академия Наук начала свои исследования на просторах Сибири. Впервые Хуртуях Тас посетил и описал «немецкий академик» Даниил Готлиб Мессершмидт.

В советское время баба была обнаружена археологами, после чего ее выкопали и перенесли в краеведческий музей города Абакан, к другим скульптурам, где она и провела почти полвека, начав покрываться мхом.

Под давлением общественности фигуру вернули туда, где она изначально стояла.

Одним из самых известных музеев под открытым небом Республики Хакасия является музей «Хуртуях тас». Расположен он недалеко от аала Анхаков, в Аскизском районе. Открыт он по инициативе общественности 17 июля 2003 года, и с тех пор является одним из самых посещаемых музеев республики, известным далеко за ее пределами. Для каменной бабы тут возвели стеклянную юрту, где в течение всего года поддерживается особый температурный режим.

Состояние

На территории музея расположены курганы тагарской культуры, которые наглядно иллюстрируют всю непростую историю нашей земли. В современности никто не мешает отправлять религиозные обряды почитателям Улуг Хуртуях тас, более того, в музее работает шаман, который может провести все надлежащие ритуалы.

Впечатления

Место, где стоит «каменная баба» считается местом силы. Недалеко от юрты стоит огромный сухой тополь, который также обладает исцеляющим действием.

Множество людей приезжают ежегодно в это место в надежде, что их просьбы и молитвы будут услышаны и станут реальностью. Часть из них — хакасы, но есть и представители других этносов, в том числе и зарубежные гости.

 

{{objectCandidate.short_description}}

Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate.author}}

Сайт:

{{objectCandidate.site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

Республика Хакасия, расположена на юге Восточной Сибири, эта древняя земля расположена на месте где 250 миллионов лет назад, на границе палеозоя и мезозоя, разливались «Сибирские траппы». В то время произошло крупнейшее пермско-триасовое вымирание всех видов в истории планеты Земля. Здесь расположено много геопатогенных зон, много мистических и таинственных загадок хранит в себе эта древняя земля. Курганы и изваяния, которые старше египетских пирамид, и одно из таких изваяний это Улуг Хуртуях тас, или Большая каменная старуха, ежегодно пообщаться, поклонится ей приезжают тысячи человек, со всего мира. Множество женщин приезжают к ней с одной единственной просьбой, помочь стать матерью. Но подойти просто так к ней нельзя, сначала надо спросить разрешения у высших сил, и это не прихоть некоего изваяния тысячелетиями впитывающего в себя энергию земли и космоса.

Менгиры Хакасии

Менгиры Хакасии

Большая каменная старуха одно из древнейших изваяний на земле, по разным подсчетам ей от четырех с половиной до шести тысяч лет, и как утверждают некоторые ученные Улуг Хуртуях тас старше египетских пирамид. А это значит то что, когда великая Египетская цивилизация еще стояла у своих истоков, эта каменная баба уже смотрела на мир своими каменными глазами. Миллионы людей с момента ее создания, и тысячи женщин со всего мира сегодня искренне верят, что это древнее высокое изваяние способно даровать им самое дорогое, возможность, зачать и родить ребенка. Детские игрушки вокруг изваяния, это дары благодарности от тех женщин, которые родили после обращения к каменной старухе. Но из тех счастливиц, которые оставили здесь милых плюшевых игрушек, мало кто знает что древняя статуя может забрать назад, жизнь их новорожденных чад. Люди говорят, что каменная баба забрала всех детей у тех матерей, которые к ней обращались, когда люди предали ее.

Это случилось в 1954 году, в это год, археологи решии забрать каменную бабу с ее намоленного места в степи, и отвезти в Абаканский краеведческий музей. Но духи не прощают когда с ними обращаются как с музейными экспонатами. И Хуртуях тас наказала своих чад, умерли все дети от мала до стара, матерям которых она даровала их. И лишь в 2003 году, Хуртуях тас вернули на место, сейчас она находится в специально построенной юрте где системой кондиционеров поддерживается специальная температура и влажность воздуха . Шаманы Хакасии, говорят о том что есть на земле места откуда исходит особая энергия, в таких местах каменные изваяния получают неимоверную силу, а мир живых соединяется с миром духов. Здесь любой может заступить за черту нашего мира и заглянуть в один из параллельных миров, ведь сегодня в Хакасии равновесие нарушено, и портал может открыться для любого пришедшего. Что и случилось с одним из чабанов, который исчез вместе с отарой овец, а появился спустя несколько лет.

Ранним июльским утром, Алексей выгнал стадо овец в степь на пастбище, было тихое теплое летнее утро и день должен был быть жарким, минуя вчерашний выпас Алексей направил отару в направлении сопки, чуть правее того места где стоял древний менгир, который стоял здесь с незапамятных времен. Солнце поднималось все выше и день становился все жарче, в небе ни облачка, так время перевалило за полдень . Как вдруг, подул сильный ветер, над стоящим неподалеку менгиром, стали сгущаться тучи и сверкать молнии, ветер стал усиливаться а тучи над менгиром стали сгущаться и завихрятся превращаясь во что-то наподобие торнадо. Постепенно пространство этой воронки расширялось и вот уже и Алексея с отарой стало засасывать в это место, человек и животные не могли даже пошевелиться. Вокруг было чистое и ясное небо, и лишь только над менгиром в радиусе нескольких сот метров сгустились и завихрялись тяжелые тучи, сверкали молнии, а от раскатов грома содрогалась земля.

Мужчина ничего не мог поделать, он был словно парализован, тоже самое происходило и с отарой, их стало затягивать в эту воронку все сильнее и сильнее. Приблизившись к центру воронки Алексей увидел, в ее центре над тем местом где стоял менгир, некий быстро вращающийся объект, который как гигантский пылесос затягивал непонятно откуда принесенные ветки деревьев, и к которому притягивало все ближе и ближе Алексея. В этом круге не смотря на всю его неистовость стояла гробовая тишина, не было слышно ни единого звука, ни шума стихии, ни разрядов молний, полная тишина. Спустя какое то время Алексей оказался в этой черной дыре, его стало вращать с такой силой что казалось разорвет на части, а эти части на другие и так до того момента пока все его тело не распадется на атомы. Здесь Алексей потерял сознание, очнулся он в этом самом месте, но в нем не было травы, повсюду были камни и кости как животных так и людей.

Воздух был горячим, а небо багровым, и по нему плыли багровые тучи, это место Алексею чем то напомнило ад, он огляделся, менгир стоял на месте, а вокруг настолько можно было окинуть взором лежали лишь они камни, земля была похожа на каменную пустыню. Мужчина был в растерянности, он никак не мог понять где он и что с ним. Алексей слегка ущипнул себя, но нет это не сон, пройдя от изваяния несколько сот метров мужчина увидел разлагающуюся тушу не виданного животного, похожего на носорога но с двумя не большими бивнями, а еще чуть поодаль разлагался еще один труп такого же животного. В воздухе стоял смрад разложения и серы, дышать становилось все труднее и труднее, Алексей решил подойти к изваянию, а когда приблизился к нему ближе то услышал что от менгира исходит некий монотонный звук. Силы покидали Алексея, он подошел к менгиру, и сел возле него прислонившись к нему спиной, через мгновение Алексей потерял сознание. А когда пришел в себя то оказалось что он сидит возле менгира, в небе поют жаворонки, вокруг растет молодая и сочная трава, он оглянулся, и увидел отару спокойно пасущуюся возле священного изваяния. Алексей поднялся, и отогнал овец на почтительное расстояние от менгира.

Менгиры Хакасии

Менгиры Хакасии

Осмотрев себя Алексей заметил что его обувь сильно изношена, одежда потрепана, а кожа на руках и ногах потрескалась. Но это было только начало, когда же Алексей, стал гнать отару домой, то по дороге ему стали встречаться односельчане, которых он видел еще вчера вечером, а некоторых и сегодня утром, но они были намного старше своего возраста, да и смотрели на него так, словно увидели привидение. Алексею стало не по себе. Он подошел к своему дому, и не узнал его, дом обветшал, двор зарос травой, двери были открыты, в доме не было никого и ничего. Мужчина стоял в недоумении в собственном дворе, и уж было стал подумывать, что перегрелся на солнце или сходит с ума. Но тут приехал председатель сельского совета, и они поехали в контору, где Алексей и узнал, что он пропал вместе с отарой, на несколько лет, узнал о том что его искали несколько месяцев, но все тщетно, жена умерла, дети выросли и разъехались. Еще утром, его жена провожала его, на работу, а вечером ему говорят что его не было несколько лет. Как вам это? Не поверил бы если бы сам не увидел стольких изменений. Находясь в близи древних изваяний или сооружений, нужно быть предельно осторожным, ведь мы не знаем когда может открыться портал,

Улуг-Хуртуях-Тас – каменная женская фигура, установленная на территории Аскизского района Республики Хакасии, в «сердце» одноименного ему 35-километрового могильника неподалеку от улуса Анхаков. С Абаканом разделена 127 километрами пути.

Аал Анхаков находится на левобережье Абакана, на расстоянии 15 километров вот села Аскиз. Ближайшая железнодорожная станция Аскиз удалена на 8 километров.

Улуг-Хуртуях-Тас – каменное воплощение божества в виде трехметровой стелы. Согласно археологическим изысканиям, изваяние появилось 4-6 тысячелетий назад – в месте геологического разлома, где было отмечено мощное энергетическое излучение. Исследователи предположили, что оно является электрическим, радиоактивным или же магнитным, но ни одна из гипотез не явилась истинной. Тайна по-прежнему остается тайной.

Сегодня стела Хуртуях Тас – Мекка для паломников, почитающих изваяние.

«Улус-Хуртуях-Тас» переводится как «Большая каменная старуха» — лицо ее выбито грубой техникой, о женском начале говорит наличие выпирающего живота и груди.

Около полувека «каменная баба» «жила» в краеведческом музее Хакасии, но стараниями совета старейшин хакасских народностей вернулась в априорное место. Для «бабы» построили юрту из стекла, в пределах которой круглогодично поддерживается особый температурный режим.

Хуртуях-Тас посещает масса туристов, старообрядцы вершат около нее свои ритуалы, ведь Улуг-Хуртуях-Тас является покровительницей материнства, защитницей и будущих матерей, и бездетных. Именно у этого идола женщины просят о детях. С давних времен жители степей молили «каменную старуху» об исцелении от бесплодия словами: «Наша белая каменная мать! Все звери имеют детей, все птицы имеют детей, все рыбы имеют детей, у всех людей есть дети. У меня одной нет ребенка – помоги мне!». Очевидцы говорят о том, что чудодейственная сила стелы — далеко не миф. Возможно поэтому «Хуртуях-Тас» — в тройке самых посещаемых музеев Республики Хакасии.

По легенде, Хуртуях-Тас была реальной женщиной из плоти и крови, количество детей которой достигало 40! Время междоусобиц вынудило ее семью бежать: супруг вызвался отвлекать противников, а жена и дети укрылись в безопасном месте. Взмолилась женщина богам с просьбой уберечь ее детей и обратил их бог бусинами, а когда Улус-Хуртуях-Тас добралась до укрытия, то поняла, что бусы порвались и бусины утеряны. Женщина пришла в отчаянье, закричала и запела, даровав богов мелодией. Сжалились они и превратили несчастную в покровительницу чужих детей и их матерей. И теперь степная богиня замерла посреди юрты, смотрит на восток, сложенная песчаников, раскрывая рот в грустной песне, а на ее беременном животе вырезан лик.

Фигуру «Аскизской бабушки» под крыло взяла Всемирная организация ЮНЕСКО как часть исторического наследия планеты.

Как добраться: достопримечательность находится на 113-ом километре трассы А-161 Абакан – Ак-Довурак.

О силе Улуг-Хуртуях-Тас

  • «Улуг-Хуртуях-Тас»



252 просмотра за март,
285 за февраль,
58699 всего



  • Сплав в Маслянино

    Никоново-Легостаево 5 дней плыть?

    Костя Кошкин, 05.10.22 16:57
    Сообщений: 18


  • Ищем попутчиков ТУТ!

    Едем в начале сентября в Актру.
    Ищем попутчиков на транфер из Курая в альплагерь. Потом обратно.
    Ориентировочно, 1-3 сентября — наверх, 6-8 — вниз.

    mwalker, 14.08.22 12:44
    Сообщений: 605


  • Джипы на метео Каратюрек (2600 м над уровнем моря)

    На метео Каратюрек (2600м, самая высокогорная метео в России) 25 июля поднялись ребята с Н-ска на 5 машинах.

    Михаил_Елена,
    Сообщений: 0

    Неподалеку от изваяния растет тополь, которому более 200 лет. Вот такая сила у этого неизвестного излучения. …


    20.06.2011

    +100.


    10.06.2012

Хакасия — одна из самых малонаселенных республик России. Там на площади 61 876 квадратный километр, живет всего 539 000 человек. Для сравнения площадь Москвы — 2 561 квадратный километр, а проживает в столице, по официальным данным, почти 13 миллионов человек. Хакасия находится в Сибирском федеральном округе и граничит на севере с Красноярским краем, а не юге — с Республиками Тыва и Алтай.

Именно из соседних регионов чаще всего приезжают туристы в Хакасию. В 2022 году 37% путешественников были из Красноярского края, также в топ-5 списка вошли жители Новосибирска, Кузбасса и Томской, Омской областей и Москвы.

Хакасия — самобытный край с непростой и интересной историей. Здесь сохранились курганы скифских царей, древние городища, наскальные рисунки возрастом до пяти тысяч лет.  Местные слагают легенды о своей малой родине и гордятся хакасской природой и достопримечательностями. Из нашей статьи ты узнаешь о самых интересных местах Хакасии, которые стоят того, чтобы увидеть их вживую. 

Культурное наследие Хакасии формировалось под влиянием нескольких мощных культур. Свой вклад в разное время сделали:

  • Афанасьевская,
  • Окуневская,
  • Андроновская,
  • Карасукская,
  • Таштыкская и Тагарская культуры.

Их ритуалы, бытовые привычки и традиции плотно переплелись и нашли отражение в памятниках и легендах Хакасии. Например, именно Афанасьевцы, занимавшиеся преимущественно скотоводством, первые стали оставлять наскальные рисунки. Таким образом, они фиксировали события своей жизни и обменивались информацией. Также они сформировали культ погребения, ранее церемония погребения не была обрядом. 

Вклад окуневцев отразился в основном на быте и оккультной трактовке мироустройства. Люди этой эпохи придавали большое значение духам природы и верили, что мир состоит из трех частей: 

  • в верхнем живут боги, 
  • в среднем — люди и «бытовые» духи,
  • в нижнем — злые сущности, которые несут только боль и разрушения. 

Именно окуневцы оставили после себя разные каменные изваяния с фантастическими образами. Еще их называют менгирами. Их деление мира постепенно легло в основу шаманизма — древней религии, которая до сих пор распространена в Хакасии. 

Представители Тагарской культуры стали первыми строить погребальные памятники — курганы. Самый крупный памятник Тагарской культуры в Хакасии — это Салбыкский курган. Он находится под охраной государства. Высота этой насыпи достигает 11,5 метра, а длина стены каменной ограды — 71 метр. Это то место в Республике, которое туристам обязательно нужно посетить — особенно, если интересует древняя история. 

Люди Таштыкской культуры, в отличие от тагарцев, не делали богатых захоронений. Но их погребальные обряды не были похожи на другие — таштыки делали погребальные маски и куклы, которые вкладывали в могилы. По этим признакам археологи могли легко отличить их культуру от предшественников. 

Самый точный и интересный срез по этим культурам —  их быту, традициям и особенностям —  представлен в краеведческом музее Абакана (столицы Хакасии). 

Большая каменная баба, или Матерь

В павильоне Анхаковского музея-заповедника находится один из самых крупных менгиров. Родное название каменного изваяния Улуг Хуртуях Тас, что в перевод означает «большая каменная баба», или Матерь. Это памятник Окуневской культуры, который использовали в одном из Тагарских курганов, как маяк. То есть по нему находили конкретную точку в захоронении. 

Также «каменная баба» похожа на Венеру палеолита. Так назвали статуэтки, изображающие полную или беременную женщину. В основном их находили в Европе. Но, в отличие от Венеры, «большая каменная баба» — не игрушечный образ. Ее высота чуть выше 2 метров и возвышается над другими объектами павильона. 

В древности к этому менгиру приносили еду и обращались к нему, как к воплощению божества. Считается, что по сей день Улуг Хуртуях Тас способен помочь людям, которые хотят, но не могут завести детей.

Участок «Оглахты»

Место силы называют локацию с мощной энергетикой, после посещения которого буквально наполняешься силами, чувствуешь в себе ресурс на новые свершения. Похожие настроения посещают туристов после прогулок по участку «Оглахты». Он расположен на территории государственного природного заповедника «Хакасский». Это огромная территория — чтобы почувствовать ее силу и увидеть самые яркие достопримечательности потребуется не один час. 

Например, чтобы одолеть гору Сорок зубьев, придется взобраться на 965 ступеней. Но ни времени, ни усилий за такое впечатления отдать не жалко, ведь на вершине можно своими глазами увидеть древние петроглифы, оставленные тысячелетия назад народами, которые здесь жили. Кроме того, путь наверх очень живописный — во время подъема можно останавливаться и любоваться шикарными видами на Енисей. 

Шаман-камень

У подножия горы Оглахты стоит огромный Шаман-камень. Придание гласит: «Приложи руку — и все сбудется», однако сейчас прикасаться к камню запрещено, ведь на нем находится множество петроглифов, которые до конца так еще и не расшифровали. Однако местные говорят, что Шаман-камень помогает, даже если рядом с ними просто подумать о своем желании — такая мощная у него энергия.

До сих пор доподлинно неизвестно, как давно один из самых загадочных артефактов Сибири стоит на своем мест. Также ученые гадают и о истинном предназначении Шаман-камня. Но совершенно точно в древности это был не просто памятник, но остается лишь догадываться, какие обряды вокруг него проводили. 

Увидеть наследие глубинной истории и получить невероятные эмоции совершенно точно стоит. Попасть к нему, как и к участку «Оглахты» можно только в составе экскурсии. Просто так на территорию заповедника не запустят. В отдельной статье мы рассказывали о 10 объектах в России, которые находятся под охраной ЮНЕСКО.

Горная гряда Сундуки

Еще одним местом силы Хакасии называют горную гряду Сундуки. Люди, которые тут живут, уважительно относятся к своей земле и утверждают, что природа и ее энергия всегда отвечает тем же, с чем к ней пришли. Во время экскурсии по гряде Сундуки туристам предлагают завязать ленточку чалама на коновязи, чтобы таким образом обменяться энергией с местом и попросить о чем-то сокровенном. 

Енисей

Особняком среди красот Хакасии стоит Енисей — одна из самых длинных и полноводных рек мира и России. Ее длина — 3487 километров. По протяженности Енисей уступает Амазонке, Нилу, Янцзы и Миссисипи. Именно вдоль этой реки разворачивались все древние культуры Хакасии. Поэтому народы связывали с ней свои многочисленные мифы и легенды. Енисей — не просто главная транспортная артерия Сибири, это действительно важный исторический объект. 

По краям реки стоят четыре горы, которые называют стражами Енисейских ворот. На Западе это — Куня и Оглахты, на Востоке — Тепсей и Суханиха. Последние две относятся не к Хакасии, а к Красноярскому краю. 

Бонус: легенда о реке Енисей

В одном древнем королевстве много веков не происходило ничего дурного. Ее земли радовали жителей своим изобилием, а реки — живой водой. Управлял тем королевством принц Енисей. Но однажды мирная жизнь прекратилась — на землю пришли завоеватели, которые стали захватывать и разорять деревню за деревней. Местные жители совсем не умели сражаться, поэтому не могли оказать сопротивления.

Чтобы спасти королевство, Енисей пошел в лес к колдунье. На его вопрос, как быть, ведунья заявила, что единственный способ победить врага — сделать так, чтобы земли перестали быть изобильными, а вода питьевой. Потому что именно из-за этого пришли к ним враги. 

Енисей согласился и дал добро на такое колдовство. В этот же момент грянул гром и подули сильные ветры. Через пару минут изобильная долина королевства превратилась в пустошь: реки высохли, пастбища опустели. Спустя пару дней, захватчики покинули королевство. 

Когда Енисей вышел к народу с вестью, что спас королевство и объяснил, какой ценой, люди разозлились на него. Тогда он снова пошел к колдунье и попросил вернуть все, как было. Но та заявила, что она не может ничего вернуть не получится и посоветовала обратиться к другому волшебнику. Могущественный чародей жил намного дальше — за горами и лесами. Енисей не знал, стоит ли отправляться к нему, поэтому решил спросить совета у народа. Однако местные не поверили словам своего принца и ничего толкового ему не сказали. 

Тогда Енисей на свой страх и риск отправился к колдуну. Пройдя множество опасностей, через три месяца он все же добрался до чародею и попросил вернуть красоту и изобилие в свое королевство. При этом Енисей подчеркнул, что готов ради этого на все. Тогда колдун вызвал гром и сильные ветры, через мгновение королевство снова стало таким, каким было раньше. 

Радостные жители ждали своего правителя, чтобы отблагодарить его. Но Енисей не вернулся. Тогда люди назвали в честь него огромную реку, которая внезапно появилась после повторного волшебства. Ранее ее не было.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Каменноостровский проспект 39 управляющая компания
  • Каменск уральский следственный комитет часы работы
  • Канатка на воробьевых горах время работы цена вход
  • Кандинский бизнес зал шереметьево сайт официальный
  • Канский городской суд красноярского края реквизиты