Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 49
Колпинского района, Санкт-Петербурга.
Консультация для воспитателей
«Организация режимных моментов в детском саду»
Подготовила и провела: воспитатель Маслаева А, В.
2013
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу ,поэтому она не вызывает утомления .
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил.
- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание).
- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,
одежды, постели.
- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
- Формирование культурно-гигиенических навыков.
- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми.
Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду, и время работы родителей.
К режимным моментам относятся:
1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
2. Подготовка к завтраку, завтрак
3. Игры и детские виды деятельности
4. Непосредственная образовательная деятельность
5. Подготовка к прогулке, прогулка
6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед
7. Подготовка к сну, дневной сон
8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия
9. Игры, самостоятельная деятельность детей
10. Подготовка к ужину, ужин
11. Игры, прогулка, уход детей домой
Малышей необходимо научить действовать согласованно. А как можно заинтересовать маленького ребенка? Конечно – игровым моментом. Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.
Игровые приемы широко используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста в первую половину дня. Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.
- Сегодня к нам пришел в гости Мишка. ”Здравствуй, Мишка!”
Здравствуй! Да, Миша, когда кто-нибудь приходит, дети всегда говорят: ”Здравствуйте!” Мишка тоже будет учиться , говорить всем “здравствуйте”. А мы поможем ему.
- Кукла Маша сегодня очень красивая . Вы заметили ?Что ее украшает ?Чистое платье , красивый бантик ,нарядный фартучек .А еще у нее чистые ручки и лицо .
- Мишка-Топтыжка принес интересные картинки. Кто скажет, что это ?Давайте их рассмотрим .Мыло, полотенце, зубная щетка .Для чего нужны эти предметы ? Мишка-Топтыжка не знает. А вы, дети, знаете?
- Зайчонка пригласила в гости кукла Катя ,а он не знает ,как вести себя в гостях.
Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям. Для вовлечения детей в игру используют проблемные ситуации: наш Мишутка поранил лапу; у Мишутки разболелось горло; найдем друга Мишутке; Мишутка проголодался; успокоим и согреем Мишутку; поможем Мишутке найти маму.
Работе по формированию навыков культуры поведения поможет сказка. Сказка “Три медведя” на новый лад – о том, как Маша учила Медвежонка правилам поведения. ”Заблудилась Машенька в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только вошла Маша в дом, Михаил Иванович увидел ее и зарычал: ”А-а, давно тебя ждем ,помоги Мишутку научить правилам поведения за столом “.Мишутка облизывает за столом лапы, Маша учит его ,как пользоваться салфеткой ,что надо говорить после еды .
Общаясь с детьми старшего дошкольного возраста, воспитатель проводит индивидуальные беседы:
— что означают ваши имена? Как вас будут называть, когда станете взрослыми?
— почему людей надо приветствовать при встрече. Что означает слово “здравствуйте”?
— как стать красивым?
-моя одежда, мой костюм;
-моя комната, мои игрушки.
Для закрепления норм поведения можно провести игру “Кто знает больше приветствий“. Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми будут способствовать:
— чтение рассказов Валентины Осеевой: «Три сына»,”Волшебное слово”;
-рассматривание картин, слайдов из серии ”Воспитание культуры поведения”;
— обыгрывание проблемных ситуаций;
— копилка добрых дел и поступков;
-обсуждение пословиц;
-загадывание загадок;
Стихи помогут поддержать интерес детей к внешнему виду , вызовут желание быть аккуратным , устранять неполадки в одежде. Воспитатель с детьми , рассматривая предметы, необходимые для умывания ,ухода за внешним видом, одеждой, объясняют их назначение , загадывают загадки про них.
Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проведите игры:
— поговорим по телефону;
— кто больше знает вежливых (добрых, ласковых) слов;
— волшебное слово;
— кто лучше знает правила поведения на улице и в общественных местах.
Используйте чтение художественных произведений, например “Что такое хорошо, что такое плохо”, беседуйте на нравственные темы, разговаривайте о поведении детей в магазине, в театре, на улице, в общественных местах.
Для закрепления навыков в старшем дошкольном возрасте проведите конкурсы:
-Чистюль;
-Мойдодыра;
-между мальчиками и девочками.
При планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми воспитатели организуют занятия с дошкольниками в соответствии с сеткой занятий в данной возрастной группе. При подготовке необходимо определить главную цель занятия: будет оно носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт – знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.
При написании конспекта НОД ориентируйтесь на такую последовательность.
- Тема занятия.
- Вид занятия.
- Возрастная группа.
- Дата проведения.
- Цель занятия.
- Задача (образовательная, воспитательная, развивающая ).
- Методы и методические приемы, используемые на занятии.
- Материалы и оборудование.
- Организация детей на занятии.
10.Предварительная работа.
11.План занятия.
12.Ход занятия.
13.Продолжительность занятия.
Умывание
В 1 и 2 младших группах реализуются следующие задачи:
- Сформировать у детей культурно – гигиенические навыки.
- Формировать представление об алгоритме правильного мытья рук.
- Формирование культуры поведения.
- Закрепить умение у детей применять имеющиеся знания и навыки.
В старшем возрасте ставиться следующая задача:
- Формировать умение контролировать себя и своих сверстников.
Для реализации этих задач используют такие методы и приемы, как: показ, объяснение, дидактическая игра, контроль взрослого помощь ребенку, освоение последовательности действий, пример взрослых, положительная оценка, художественное слово .
При умывании можно использовать потешки и стишки, которые не только сделают умывание приятным, но и будут стимулировать развитие памяти и мышления ребенка.
Организация умывания. Проводится постепенно, небольшими группами. Сначала объясняют детям (напоминают) правила поведения: перед умыванием закатать рукава, хорошо намылить руки, смыть мыло над раковиной, не брызгать водой на пол, отжимать воду с рук над раковиной, поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе следят, чтобы у раковины были 2-3 ребенка, чтобы не толкали друг друга. При необходимости делают замечания. Дети должны пользоваться личным полотенцем, аккуратно вешать его на свое место.
Уточняют названия умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница), другие свойства (вода теплая, холодная).
Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, воспитатель должен руководствоваться Программой своей группы, учитывать особенности развития детей, использовать разнообразные приемы руководства их деятельность.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности
Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.
Организация прогулки.
В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.
Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.
Подготовка к сну, дневной сон
ВАЖНО! После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать. После приема пищи должно пройти не менее 20 минут.
Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.
Картотека стихов и потешек для организации режимных моментов
Умывание
Моем руки чисто, чисто!
Моем руки быстро, быстро!
Мылом мылим, грязь смываем!
Сухо, сухо вытираем!
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, сдавайся!
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода –
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху,
Море-морюшко,
Серебряное донышко,
Золотой бережок,
Кран, откройся,
Нос, умойся
Мойтесь сразу
Оба глаза,
Мойся, шейка
Хорошенько…
Гуси-лебеди летели.
В чисто поле залетели,
В поле баньку отыскали,
Лебеденка искупали …
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Ежик, ежик,
Продай ножик,
Купи мыльце,
Вымой рыльце.
Таня, Машенька и Женька
Мойте руки хорошенько.
Не жалейте мыла
Я уж стол накрыла.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки я потру.
Замарашка-Кирилл
Это где же ты ходил?
Мы на шее лук посадим,
Репу на ладошках,
На щеках картошку
.
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки я потру.
Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Что такое чистым быть?
Руки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да постричь их поскорей.
Умываюсь по утрам
И еще по вечерам.
Чисто вымою я уши –
Будут уши лучше слушать.
Отчего блестят глаза?
С мылом умывался я.
Мне еще нужна сноровка,
Чтобы зубы чистить ловко.
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Одевание, причесывание
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Час жевала грушу,
Два – умывалась,
Три – вытиралась.
Нюша к завтраку пошла,
Нюша к ужину пришла.
Расти коса до пояса,
Не вырони не волоса.
Расти коса не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Что мы делаем расческой?
Вите делаем прическу.
Витя в зеркало глядит:
Нет вихров – приятный вид.
Вот они сапожки:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Если дождик пойдет,
Наденем калошки.
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Завяжу потуже шарф,
Будем делать снежный шар.
Шар покачу,
Гулять хочу.
Мы не любим неопрятных,
Непричесанных ребят,
С ними даже поросята
Подружиться не хотят.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший.
Ванечка – пригожий.
Еда
Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил – так убери.
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот – тарелка, вот – еда.
Не осталось и следа.
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
“Не хочу есть манную кашу!”
Кричала девочка Маша.
“Правильно, — думала каша. –
Хорошая девочка Маша”.
Посадим на ложку
Капусту, картошку – и спрячем!
Попробуй найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке – гляди!
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Сон
Спали – почевали,
Весело ли встали?
Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
Потягушечки, потягушечки
Поперек толстушечки,
А в ручки хватушечки,
А в ножки ходушечки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька,
Открыла ставенку.
“ Здравствуй, солнышко – колоколнышко! ”
Ночь пришла,
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставенку.
“Засыпай, бай-бай!”
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка!
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все вокруг спать должны,
Наши дети тоже.
Ах ты, душечка!
Ах ты, душечка!
Ах ты, белая
Моя подушечка.
На тебя ложусь щекой,
За тебя держусь рукой!
Наступает ночка,
Ты устала, дочка.
Ждет тебя кроватка,
Спи, дочурка, сладко.
Организация режимных моментов в детском
саду
Консультация для молодых специалистов
Подготовила:
Видершпан И.В.
Решение
программных образовательных задач решается не только в рамках непрерывной образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Режим
дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в
первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей.
Методические рекомендации по организации режимных моментов представлены в
каждой примерной основной общеобразовательной программе дошкольного
образования. Большое внимание авторами программ уделяется формированию
культурно-гигиенических навыков, которые имеют непосредственное отношение к культуре
здоровья.
Важные
подходы,
которые помогут грамотно систематизировать задачи психолого-педагогической
работы в каждом из организационных моментов режима (распорядка) дня.
1.Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей
культуры и развитие личностных качеств ребенка.
2.Организация
каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.
3.В
ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования
детей дошкольного возраста.
4.Организация
режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей».
В
дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием для разработки
проекта по организации режимных моментов в каждой возрастной группе является- режим
дня. Режимом дня предусматривается организация совместной с педагогом и
самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними.
Вариативность
организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов
достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов,
сезонности, событийности и др. В ежедневном планировании, опираясь на план
организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели
определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы.
Режимные
моменты:
1.
Прием детей
2.
Утренняя гимнастика.
3.
Подготовка к завтраку, завтрак
4.
Подготовка к НОД.
5.
Подготовка к прогулке, прогулка
6.
Подготовка к обеду, обед.
7.
Организация сна детей.
8.
Организация подъема детей и закаливающих процедур.
9.
Подготовка к полднику, полдник
10.Подготовка
ко 2 прогулке, прогулка.
11.Уход
домой.
Организация
утреннего приёма.
Приём
детей может проходить как на воздухе, так и в помещении. В хорошую погоду прием
детей в любое время года желательно проводить на свежем воздухе. Необходимо
обращать внимание на внешний вид детей. Если ребенок стеснителен, застенчив, не
в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать
себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям,
помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное
поручение.
Необходимо
обеспечить условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности
детей в группе или на участке. Главное — это создать хорошее настроение, как
ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на
предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского
сада и семьи воспитанника.
Утренняя
гимнастика
Воспитателем
заранее продумывается, организация деятельности детей в период от приема до
подготовки к завтраку. Закончив прием детей, педагог проверяет работу дежурных
по уголку природы и приглашает детей на утреннюю гимнастику. Воспитатель
проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми
и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.
После гимнастики идет подготовка к завтраку. Дежурные ставят столы, остальные
дети постепенно, по пять-шесть человек, идут умываться.
Подготовка
к приему пищи
Для
обеспечения преемственности питания в детском саду и дома, родителей
информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.
Организация умывания перед приемом пищи проводится постепенно, небольшими
группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате
— дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту,
после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны
открытыми.
Необходимо
обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать
руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что
пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно
аккуратно вешать его на свое место.
Использование
художественного слова
В
организации питания, начиная со средней группы, принимают участие дежурные
воспитанники группы. Учитывается и уровень самостоятельности детей. Огромное
значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Исходя из этого,
предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного
учреждения. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно
отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность
и необходимость данных профессий.
Правила
организации питания
1.
Последовательность блюд должна быть постоянной.
2.
Перед ребенком можно ставить только одно блюдо.
3.
Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.
Пять
правил «не»
•
Не принуждать;
•
Не навязывать;
•
Не ублажать;
•
Не торопить;
•
Не отвлекать.
Правила
организации питания
В процессе
организации питания решаются задач гигиены и правил питания:
— мыть руки перед
едой;
— класть пищу в
рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать.
— рот и руки
вытирать бумажной салфеткой;
— после окончания
еды полоскать рот.
Для того чтобы
дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми приборами:
тарелкой, ножом, вилкой, столовой и чайной ложками. Чайные чашки всегда
подаются на блюдце. На середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб в
хлебнице. Столовые приборы для каждого ребенка ставятся на красиво оформленные
индивидуальные салфетки. В организации питания принимают участие дежурные
воспитанники группы.
Подготовка
к прогулке
Прежде чем
отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и
расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в
непрерывной образовательной деятельности
Перед одеванием
воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате.
В данном режимном
моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при
одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее
назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда».
Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед
выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо
проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми
группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки
со стороны сверстников. Не следует при это забывать о соблюдении
последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.
Формы,
методы, приемы.
Напоминание,
ситуативный разговор, поддержка, положительная оценка, поощрение, помощь,
обращение к ребенку с просьбой об оказании помощи сверстнику, похвала —
одобрение, выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми
опрятности, аккуратности, а также доброже лательности, стремления помочь,
озвучивание чувств детей, рассказ, проговаривание потешек, стихов, загадок.
Прогулка
Ежедневная
продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4- 4,5 часов. Прогулку
организуют 2 раза в день: в первую половину дня до обеда и во вторую половину
дня после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре
воздуха ниже 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки
сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже — 15°С и
скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет — при
температуре воздуха ниже — 20°С и скорости ветра более 15 м/с.
Прогулка
состоит из следующих частей:
• наблюдение,
• подвижные игры,
• труд на участке,
• самостоятельная
игровая деятельность детей,
• индивидуальная
работа с детьми по развитию физических качеств,
• самостоятельная
двигательная активность.
В процессе
прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной
деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный
инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке
или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность
понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их
при необходимости. Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок,
собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и
приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу,
мальчики пропускают девочек вперед. В раздевалке воспитатель следит за
процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки
аккуратности.
Подготовка
к дневному сну
Спальню перед сном
проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов, при
этом дверь из спальни в группу должна быть закрыта. Перед тем, как детям зайти
в спальню окна в спальне необходимо закрыть. Лучше, чтобы период подготовки ко
сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными
играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует
бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть
спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному
сну помогут создать нежная спокойная музыка, народные потешки и приговорки.
Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще
лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать
спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите
умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну. Во время сна
детей педагог должен находиться в спальне и наблюдать за детьми.
Дневной
сон
Задачи.
· Формировать
умение принимать удобную позу, расслабляться в постели .
· Развивать
представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности,
ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна), адекватном
поведении при внезапном пробуждении.
· Развивать умение
самостоятельно удовлетворять свои потребности (сходить в туалет, укрыться, если
замерз) в моменты внезапного пробуждения .
· Формировать
представления о правилах поведения при внезапном пробуждении, развивать умения
тихо вести
себя, проявляя
бережное отношение ко сну сверстников .
Формы,
методы, приемы.
Музыкотерапия,
индивидуальная помощь в достижении комфортного состояния в постели,
сказкотерапия, чтение художественной литературы, ситуативный разговор,
вопросы-предположения (Ты замерз? Хочешь в туалет? Приснился страшный сон?)
Планируемые
результаты (достижения ребенка). Ребенок тихо и спокойно ведет
себя в спальной комнате, самостоятельно удовлетворяет свои потребности при
внезапном пробуждении.
Подъем
после сна, закаливающие мероприятия
Подъем
проводится постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках проводится
бодрящая гимнастика, после подъема организуются закаливающие процедуры,
проведение которых педагог согласовывает с медсестрой. После сна дети
закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при
необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности,
самостоятельности. Дети приводят в порядок прически. Девочкам с длинными
волосами помогает воспитатель.
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
центр развития ребенка д/с № 17 «Василёк»
Консультация
для педагогов
«Режимные моменты в ДОУ»
Выполнила воспитатель:
Фёдорова И.А.
г. Лобня
2019 г.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления .
При проведении режимных моментов следует придерживаться следующих правил:
-
Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание).
-
Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,
одежды, постели.
-
Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
-
Формирование культурно-гигиенических навыков.
-
Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
-
Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
-
Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми.
Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывать время пребывания ребенка в детском саду.
К режимным моментам относятся:
1. Прием детей, игры, утренняя гимнастика.
2. Подготовка к завтраку, завтрак.
3. Организованная образовательная деятельность.
5. Подготовка к прогулке, прогулка.
6. Подготовка ко сну, дневной сон.
7. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия.
8. Подготовка к полднику, полдник.
9. Игры, самостоятельная деятельность детей.
10. Прогулка,
11. Уход детей домой.
Малышей необходимо научить действовать согласованно. А как можно заинтересовать маленького ребенка? Конечно – игровым моментом. Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.
-
Прием детей, осмотр, игры
Цель: постепенное вхождение в жизнь детского сада, группы, создание спокойного психологического комфортного настроя у каждого ребёнка, укрепление интимно-личностного контакта воспитателя с каждым ребёнком.
Прием детей воспитателем может осуществляться в группе или на участке. Самое главное — это создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.
Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, не в настроении или не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое либо конкретное поручение.
***
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы за руки возьмёмся и улыбнёмся.
Мы по кругу пойдём. Хоровод заведём.
С добрым утром,глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром,ножки!
Вы проснулись?
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Ура, мы проснулись!
-
Утренняя гимнастика
Цель: Снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию правильной осанки; подготавливает организм ребёнка к последующим нагрузкам.
Утренняя гимнастика направлена главным образом на решение оздоровительных задач, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
В утренний отрезок времени воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.
-
Умывание
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки: самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
В младших группах реализуются следующие задачи:
-
Сформировать у детей культурно – гигиенические навыки.
-
Формировать представление об алгоритме правильного мытья рук.
-
Формирование культуры поведения.
-
Закрепить умение у детей применять имеющиеся знания и навыки.
В старшем возрасте ставиться следующая задача:
-
Формировать умение контролировать себя и своих сверстников.
Для реализации этих задач используют такие методы и приемы, как: показ, объяснение, дидактическая игра, контроль взрослого помощь ребенку, освоение последовательности действий, пример взрослых, положительная оценка, художественное слово .
Организация умывания. Проводится постепенно, небольшими группами. Сначала объясняют детям (напоминают) правила поведения: перед умыванием закатать рукава, хорошо намылить руки, смыть мыло над раковиной, не брызгать водой на пол, отжимать воду с рук над раковиной, поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе следят, чтобы у раковины были 2-3 ребенка, чтобы не толкали друг друга. При необходимости делают замечания. Дети должны пользоваться личным полотенцем, аккуратно вешать его на свое место.
Уточняют названия умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница), другие свойства (вода теплая, холодная).
Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, воспитатель должен руководствоваться Программой своей группы, учитывать особенности развития детей, использовать разнообразные приемы руководства их деятельность.
При умывании можно использовать потешки и стишки, которые не только сделают умывание приятным, но и будут стимулировать развитие памяти и мышления ребенка.
***
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Теплая водичка
Умоет Тане личико,
Пальчики — Антошке,
Сашеньке — ладошки.
-
Организованная образовательная деятельность
Цель: всестороннее развитиедетей, передача педагогом ребенку знаний, умений, навыков.
ООД способствует формированию новых знаний, умению наблюдать за окружающим миром, слушать воспитателя, подражать его действиям. В результате совместной деятельности во время ООД у детей формируются положительные взаимоотношения. Воспитатель обеспечивает целостность образовательного процесса путем реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
При организации образовательной деятельности воспитатель использует динамические паузы, пальчиковые игры, которые снимают напряжение, помогают переключиться с одного вида деятельности на другой.
***
Жили-были зайчики Сжимают руки в кулачки, указ.и сред. — ушки.
На лесной опушке. Хлопают в ладошки.
Жили-были зайчикиПоказывают пальцами ушки.
В маленькой избушкеПоказывают домик, ладошки — большие пальцы.
Мыли свои ушки, Потирают ушки.
Мыли свои лапочки, Моющие движения кистями рук.
Наряжались зайчики, Двигают ладонями сверху вниз по туловищу.
Надевали тапочки. «Обуваются».
***
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
(Дети и родители выполняют
движения карандашом
в соответствии с текстом)
-
Подготовка к прогулке
Цель: напомнить детям правила поведения в раздевальной комнате, формировать у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании.
Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности
Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.
***
Раз, два, три, четыре, пять
собираемся гулять!
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку одевай
-
Организация прогулки
Цель: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки.
В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе.
Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.
***
Птички, птичкиподходите —
Угостить мы вас хотим!
Ешьте сколько захотите
Мы вам зернышек дадим!
-
Организация питания
Цель: формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами, умение аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.
При организации обеда воспитатель обращает внимание детей на то, как накрыты столы, дает оценку детям-дежурным. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий. Воспитатель следит за осанкой детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу. При этом следует помнить, что насильственный прием пищи недопустим.
***
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй, найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке — гляди!
***
Мы ногами не болтаем,
И ворон мы не считаем,
Не глядим по сторонам,
Ведь обедать надо нам!
-
Подготовка ко сну
Цель: воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и развитие самостоятельности, профилактика плоскостопия и закаливание.
Период подготовки ко сну должен быть спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность.
Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки.
***
Поиграли, погуляли –
А теперь мы отдохнем.
Прежде чем пойти в кровать,
Надо вещи нам убрать.
Одежду снимаем, расправляем
На стульчик убираем.
***
Чтоб не болели ножки,
Пойдем мы по дорожке.
Любят наши ножки
Массажные дорожки.
-
Дневной сон
Цель: восстановление физиологического равновесия детского организма.
Дневной сон является одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка и помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа.
Воспитатель способствует спокойной и расслабляющей обстановке в спальне, положительному отношению к дневному сну. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна.
***
В детском садике у нас
Тихий час.
В этот час нам нужна
Тишина.
Мы сказали: – Чок! Чок! Чок!
Язычок,
Закрываем тебя
В сундучок.
Запираем сундучок
На крючок.
Все ребятки на кроватки,
Все молчок!
Потому что у нас
Тихий час.
Потому что нужна
Ти-ши-на.
-
Гимнастика после сна
Цель: обеспечение плавного перехода от сна к бодрствованию, положительного эмоционального настроя, подготовка к активной деятельности.
— Добрыйдень! Скорей проснись!
Солнцу шире улыбнись!
Такими словами приветствует воспитатель просыпающихся детей. Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Воспитатель сопровождает показ упражнений объяснением. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей. Комплекс проводится в течение 5-7 минут.
***
Глазки открываются,легкий массаж лица
Реснички поднимаются,
Дети просыпаются,поворачивают голову вправо-влево
Друг другу улыбаются.
Дышим ровно, глубокоделают глубокий вдох и выдох, надувая и
И свободно, и легко. втягивая живот
Что зачудная зарядка –растирают ладонями грудную клетку
Как она нам помогает,ипредплечья
Настроенье улучшает
И здоровье укрепляет.
Крепко кулачки сжимает,медленно поднимают руки вверх, быстро
Руки выше поднимаем. сжимая и разжимая кулаки.
Сильно-сильно потянись.вытягивают руки, потягиваются.
Солнцу шире улыбнись!
Потянулись! Улыбнулись!
Наконец-то мы проснулись!
Добрый день!
Пора вставать!встают с кровати
Заправлять свою кровать.
-
Игры и детские виды деятельности
Цель: Развивать у детей интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игр; побуждать к активной деятельности.
В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов деятельности, организует предметно – пространственную среду.
***
По шоссе бегут машины, в темноте шуршат их шины.
Огоньки и там и тут, в дальний путь они зовут.
***
Маленькие гномики
Ловко строят домики
Чтоб гостей им пригласить,
Надо столик смастерить.
Чтоб гостей им посадить,
Надо стульчик смастерить.
-
Уход детей домой
Воспитатель может проинформировать родителей о достижениях в развитии, успехах в группе, демонстрирует работы детей, хвалит ребенка в присутствии родителей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим вопросам. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.
«Хорошие новости». Дети отвечают на вопрос: «Что хорошего произошло с ними за прошедший день в детском саду?»
Вопросы могут быть и другими: «Какое занятие было самым приятным для тебя сегодня?», «Какой интересный или смешной случай произошел с тобой сегодня?», «Как ты помог другу?».
Каждый ребенок должен высказаться и быть услышанным. Лучше, если дети будут высказываться по кругу, передавая из рук в руки какой-то привлекательный предмет (колокольчик, красивый шар и т.п.). Время высказывания (30 сек) должно быть ограничено звуковым сигналом.
«Волшебный ящик». Дети приносят из дома маленькие сюрпризы: мелкие игрушки, конфеты, орешки и т.п. и складывают в коробку. В конце дня каждый из детей может с закрытыми глазами вытащить один из сюрпризов и взять с собой домой. Воспитатель может сам раскладывать сюрпризы из коробки на колени детям или прятать их в складках одежды, пока глаза детей закрыты.
Правила при выполнении всех режимных процессов:
-
Индивидуальное обращение по имени к каждому ребенку.
-
Замечания нужно делать индивидуально, не в присутствии других детей группы.
-
Не использовать повелительную форму.
-
Речь педагога должна быть спокойной, неторопливой, не громкой, выразительной.
-
Не допускать, чтобы дети долгое время находились без движения.
-
Мебель и оборудование должны соответствовать росту детей.
-
Нужно учитывать дни недели.
-
Единство воспитательных требований.
-
Индивидуальный подход.
-
Принцип постепенности.
Использование малых фольклорных жанров при проведении режимных моментов.
Уже в раннем возрасте у ребенка закладывается фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение тайн природы и величия человеческого духа. Детство – это только начало жизненного пути. Чтобы уже в самом начале этот путь был освещен солнцем народного поэтического творчества, необходимо как можно чаще вводить в режимные моменты использование фольклорных шедевров.
Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми — полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОДЕВАНИЯ
ДЕТЕЙ
В ДОУ
ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ
Перед тем, как дети пойдут одеваться, необходимо:
— дать установку на предстоящую деятельность;
— предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе;
— напомнить и уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате.
Для самостоятельного одевания детей необходимо создать удобную обстановку: каждый ребенок должен сидеть около своего шкафчика, следует следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания, и не забывали убрать сменную обувь в шкаф. В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, название отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, пуговицы, левый-правый ботинок и т.д.).
Весьма важно, чтобы воспитатели и родители малышей поддерживали детское стремление к самостоятельности, не гасили его критикой неумелых еще действий ребенка, не подорвали веру в собственные силы, высказывая недовольство медлительностью.
Задача взрослых – помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности по самообслуживанию.
Исследовательская работа в ДОУ позволила выявить основные педагогические условия формирования элементарного самоконтроля и самооценки у младших дошкольников:
— последовательное освоение ребенком деятельности самообслуживания от микро- до целостного трудового процесса;
— наличие у воспитателя многообразия приемов, стимулирующих стремление ребенка к самостоятельности, освоения способов самоконтроля, оценка результата и его коррекции для достижения удовлетворительного качества;
— гибкое изменение тактики педагогического руководства по отношению к конкретному ребенку в зависимости от его умелости, эмоционального настроя, индивидуальных особенностей;
— создание в группе развивающей материальной среды, обеспечивающей стимуляцию контрольно-проверочных и оценочных умений в разных видах детской деятельности (труд по самообслуживанию, игра);
— взаимодействие воспитателя с родителями малышей.
Вызвать положительный эмоциональный настрой у детей позволяют короткие стихи и потешки:
Мне уже …. года Я одеться сам могу. Если теплая погода, — Без пальто во двор бегу; Если ветер сильно дует, Если слякоть или дождь; В детский садик не пойду я Без пальто и без калош. Глубоко – не мелко, Корабли в тарелках: Лука головка, Красная морковка, Петрушка, картошка И крупки немножко Вот кораблик плывет, Заплывает прямо в рот! |
|
Я сегодня утром рано Умывался из под крана! Я и сам теперь умею Вымыть личико и шею. |
Для развития мелкой моторики целесообразны дидактические пособия, обеспечивающие в игровой форме упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании.
Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогают детям наклеенные в раздевальной комнате на шкафчиках картинки с изображением одежды и обуви, обеспечивающие рациональную очередность действий.
Обучение элементарному самоконтролю разворачивается как последовательный процесс – постепенный переход контрольно-оценочных функций от взрослого к ребенку:
— контроль и оценка детской деятельности взрослым («Давай проверим, получились у тебя хорошие «мыльные перчатки»?);
— контроль и оценка детской деятельности от лица игрового персонажа («Ой, у тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить?»);
— совместная оценка взрослым и ребенком деятельности сверстника (как правило, дети легко замечают ошибки другого);
— развитие элементарного самоконтроля.
Важно помнить, обучение малышей самообслуживанию требует от воспитателя большого терпения, спокойствия, понимания ребенка.
Воспитывать у детей культуру общения. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».
Перед выходом на прогулку большинства одевшихся детей обратить их внимание на внешний вид.
15.Созданы ли удобные условия для одевания детей? Какие?
Чего не хватает?
16.На что в первую очередь обращает внимание воспитатель
во время одевания? Про что забывает?
Какие приемы в работе с детьми, кроме напоминания и за-
мечания, Вы заметили? Какие можно было бы применить
приемы?
17.Сколько времени длилось одевание? Правильное ли это
время или оно должно быть короче, длиннее?
18.Каким было содержание работы с детьми во время
прогулки?
Организовывалась ли разнообразная деятельность детей,
какая?
Какие игрушки были в распоряжении детей?
Интересно ли было детям на прогулке?
Какую пользу они получили для своего всестороннего разви-
тия?
Был ли воспитатель активен в руководстве детьми или пас-
сивно за ними надзирал?
Какие моменты во время прогулки Вам особенно понрави-
лись, не понравились, почему?
19.Сколько времени длилась прогулка?
Соответствует ли это время установленному режиму?
20.Какие приемы использует воспитатель для сбора детей в по-
мещение? Удачны ли они : да, нет, почему?
Примечание: проведение воспитателем раздевания
анализируется аналогично проведению одевания, проведение
подготовки к обеду, обед – аналогично проведению завтрака.
Вопросы для наблюдения и анализа работы
воспитателя с детьми во 2-ю половину дня
1. В котором часу воспитательница подняла детей после
дневного сна? Соответствует ли это время установленному
режиму?
2. Какие условия созданы для одевания детей? (Свободно или
тесно, есть ли возможность одеваться сидя, следит ли вос-
питательница за тем, чтобы дети не стояли на полу боси-
ком).
3. Какую воспитательно-образовательную работу с детьми
проводит воспитатель во время одевания? Имела ли место
работа по воспитанию навыков самостоятельности в одева-
нии, по обучению детей последовательному порядку в оде-
вании, по воспитанию аккуратности, вежливости, взаимопо-
181
АНАЛИЗ
ПРОВЕДЕНИЕ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ
Дата:
Цель: соблюдение режимных процессов в первой половине дня.
Группа: старшая
Воспитатель:
Помощник воспитателя:
Количество детей:
Название режимного процесса |
Время |
Деятельность детей |
Деятельность воспитателя |
Деятельность помощника воспитателя |
1.Утренний прием |
7.30 – 8.10 |
Здороваются с воспитателем, проходят в раздевалку, раздеваются возле своих шкафчиков. Общаются с воспитателем. |
Создание хорошего настроения, беседы с детьми, родителями, осмотр детей, помощь детям в приведении себя в порядок, наблюдение за общением детей с другими детьми, помощь в организации игр, поручения. |
Смотрит за играющими детьми, пока воспитатель находится в приемной комнате, создает бодрое настроение у детей. |
2. Утренняя гимнастика |
8.10 – 8.25 |
Переобуваются в чешки, идут в спортивный зал. Выполняют комплекс утренней гимнастики. |
Собирает всех детей в раздевалке, напоминает, что сейчас будут идти на зарядку. Проводит утреннюю зарядку согласно методическим требованиям. |
Следит, чтобы все дети пошли в спортивный зал. Дети, которые пришли позже в детский сад, остаются под присмотром помощника воспитателя. |
3. Самостоятельная деятельность |
8.25 – 8.30 |
Дети играют в игровых уголках по своему выбору. |
Наблюдает за детьми, заполняет текущую документацию. |
Получает завтрак на пищеблоке. |
4. Подготовка к завтраку |
8.30-8.35 |
Моют руки, дежурные помогают сервировать столы в столовой |
Показ и объяснение дежурным правильных приемов работы, напоминание, контроль за выполнением действий, объективная оценка. Индивидуальный подход, игровой прием, художественное слово, постепенность, напоминание порядка действий при умывании, показ, пример сверстника, положительная оценка. |
Моет руки, надевает санитарную одежду для раздачи пищи. Вместе с дежурными сервирует столы. Дает личный пример дежурным, контролирует их деятельность. |
5.Завтрак |
8.35-8.50 |
Выполняют правила поведения за столом. Завтракают. Дежурные помогают убирать со стола. |
Создание спокойной обстановки за столом, красивая сервировка стола, положительные примеры, напоминание правил поведения за столом, возбуждение аппетита, положительная оценка вкусовых качеств пищи, побуждение доедать все, не заставляя; индивидуальный подход, игровой прием. |
По окончании завтрака с помощью дежурных убирает со стола. |
6. Игры, подготовка к организованной образовательной деятельности |
8.50 – 9.00 |
Играют в игровых уголках по своему выбору. |
Готовит демонстрационный и раздаточный материал. |
Моет посуду. |
7. Организованная образовательная деятельность |
9.00 – 10.35 |
Находятся на занятиях согласно расписанию. |
Проводит занятия, согласно расписанию и методическим требованиям. |
Занимается текущей уборкой помещений (раздевалка, спальня). |
8. Подготовка к прогулке |
10.35 – 10.50 |
По возможности самостоятельно одеваются, помогают сверстникам. |
Напоминает детям алгоритм одевания, побуждает оказывать помощь своим сверстникам, поощряет. Настраивает детей на содержательную деятельность на прогулке, выход на участок по мере одевания (оказание доверия детям, уверенность в их самоорганизации). |
Помогает воспитателю: следит и оказывает помощь оставшимся детям, затем выводит их на прогулку. |
9. Прогулка |
10.50 – 12.20 |
Участвуют в наблюдение за природой и трудовой деятельности, играют в подвижные игры и т.д. |
Обсуждает план прогулки. Проводит прогулку согласно календарному плану. |
Проводит уборку и проветривание групповых помещений. |
10. Возвращение с прогулки |
12.20 – 12.30 |
Раздеваются, аккуратно складывают одежду. |
Поддерживание интереса к самообслуживанию, напоминание последовательности раздевания, поощрение быстроты раздевания и аккуратности складывания одежды, контроль за действиями детей, игровые приемы, привлечение ребят к анализу результатов труда (самообслуживания), объективная оценка. |
Помогает воспитателю: следит за раздеванием оставшихся детей. |
11. Подготовка к обеду |
12.30 – 12.35 |
Моют руки, дежурные помогают сервировать стол, накрывать на столы. |
Совместная деятельность взрослых и детей (дежурство), а также см. «подготовка к завтраку». Поощрение проявления внимания к сверстникам во время умывания (пропустил друга, подал полотенце…), постепенность, игровой прием, напоминания, указания, объективная оценка. |
Накрывает на стол; руководит действиями дежурных, красиво и правильно сервирует стол. |
12. Обед |
12.35 – 13.00 |
Прием пищи, соблюдают правила поведения за столом, правильно сидят. |
Регулирование поведения за столом, создание определенного настроя, доброжелательный тон, улыбка, повышение аппетита детей, проявление уважения к труду повара, индивидуальный подход, разъяснение правил поведения за столом, контроль за правильной позой во время еды, проговаривание технологии принятия пищи (что чем едят, как пищу берут с тарелки, темп еды, тщательность пережевывания…). |
Помогает дежурным убирать грязные тарелки из-под первого и разносить второе блюдо. Смену блюд производит после того, как ребенок съест предыдущее блюдо. Побуждает оставшихся детей к доеданию, не заставляя. По окончании обеда вместе с дежурными убирает со стола. |
13. Подготовка ко сну |
13.00-13.10 |
Раздеваются, аккуратно складывают одежду на стульчиках в группе. Проходят в спальню, расстилают свою постель, надевают пижамы и носочки. |
Учитывание индивидуальных особенностей детей, создание спокойной обстановки, положительного настроя перед сном, объяснение детям необходимости сна, оценка воспитателем положительного примера, поощрение самостоятельности при раздевании, аккуратности при складывании одежды, использование художественного слова (сказки). |
Проветривает спальную и делает влажную уборку перед приходом детей. |
ВЫВОДЫ:
1. Анализ режимных процессов.
В группе созданы все условия для полноценного проведения режимных процессов. Прием детей осуществляется в раздевальной комнате, где имеются шкафчики по количеству детей, диван и скамейки для переодевания, зеркало, чтобы дети могли устранить непорядок в своем внешнем виде (зеркало находится на уровне роста детей, надежно закреплено). У каждого ребенка в шкафчике имеется персональная расческа, запасная одежда, одежда для физкультурных занятий.
В группе также созданы все условия для безопасного и комфортного времяпрепровождения ребенка: оборудование и игрушки находятся в досягаемости для детей, принадлежности для дежурства лежат в определенном месте, дети свободно берут их оттуда и убирают обратно по окончании дежурства.
Умывальная комната оборудована всем необходимым: имеется несколько раковин, что не создает толчеи при мытье рук; зеркала, вешалки для полотенец. Ко всему есть свободный доступ.
В группе достаточно чашек для питьевого режима, белья (оно меняется своевременно, по графику), столов, стульев. В группе наблюдается единство требований к детям, действия воспитателя согласованы с действиями помощника воспитателя. Воспитатель ведет беседы с родителями на тему «Режим дня в детском саду и дома», даёт консультации родителям о том, как приблизить домашний режим к режиму детского сада. Таким образом, воспитатель добивается единства требований к ребенку.
Режим дня обеспечивает содержательность детской деятельности, в группе царит благоприятная обстановка, нет шума, гама, дети четко выполняют требования режима.
Режим дня носит определенный характер, т.е. подчинен ряду правил, которых придерживаются дети: правила пользования игрушками, вещами, определяющие взаимоотношения между детьми и взрослыми (например, играть дружно, не отнимать игрушек, не обижать друг друга). Требования, вытекающие из режима понятны детям, это дисциплинирует детей. Видно, что режим дня в группе отвечает требованию постоянности: дети без капризов выполняют те или иные режимные процессы и к определенному времени уже испытывают потребность в переходе на новый режимный отрезок. Режим дня в группе целесообразен, так как все требования режима имеют определенный смысл, необходимый и обусловленный общей целью и задачами воспитания.
2. Приемы создания интереса к режимным процессам.
В течение I половины дня воспитатель использует разнообразные приемы создания интереса к режимным процессам. Основным приемом является игровой. К игровому приему воспитатель прибегает и тогда, когда ребенок плохо ест. Также воспитатель использует художественное слово с юмором, когда надо обратить внимание ребенка на его оплошность при умывании и чтение сказки при укладывании детей спать. Все это, несомненно, создает у детей интерес к режимным моментам.
Педагог поощряет детей за хорошие поступки: за помощь детям, за хорошо выполненную работу. Это также служит мотивацией для детей, которые заслужили похвалу, и для тех детей, которые слышали ее, так как им также хочется заслужить одобрение взрослого, и в следующий раз они тоже будут стараться.
При подготовке ко сну воспитатель объясняет детям, для чего нужен сон, настраивает их на то, что после тихого часа они снова будут играть. Таким образом, создает интерес детей к восстановлению своих сил посредством сна.
Воспитатель широко вызывает интерес и желание у детей к различным процессам, чтобы достичь выполнения поставленных задач. Переход от одного режимного момента к другому воспитатель осуществляет постепенно, планомерно. Предупреждает детей заранее о смене деятельности, чтобы они могли переключиться с одного вида деятельности на другой. Тем детям, которые быстро выполняют все требования режима, воспитатель разрешает поиграть подольше. Умываться, одеваться дети идут постепенно, а не толпой, по мере заканчивая предыдущего вида деятельности. Нет суеты, дети привыкли к данному распорядку дня.
Все гигиенические требования соблюдены. Групповая комната, спальная и раздевалка своевременно проветриваются, проводится влажная уборка по графику и по мере необходимости.
Во время приема пищи столы правильно сервированы, посуда подается и для первого и для второго блюд разная, дежурные работают в соответствующей одежде, правильно держат посуду при ее раздаче. Помощник воспитателя раздает пищу в санитарной одежде. Уборку помещений делает в другой – специальной.
При подготовке к прогулке одевшиеся дети не ждут всех детей, а своевременно выходят на улицу вместе с воспитателем, а помощник воспитателя помогает оставшимся и потом их выводит к воспитателю.
Дети в соответствии с режимом проводят гигиенические процедуры: мытье рук перед едой и умывание лица. В групповой комнате дети одеты в соответствии с температурой группового помещения в облегченную одежду. Утренняя гимнастика проводится в облегченной одежде, дети в чешках. Все режимные процессы проводятся в соответствии с возрастом, без отклонений во времени.
Направляя деятельность детей, воспитатель учитывает характер предшествующей и последующей деятельности в режиме дня. Так, подвижные игры не проводятся после еды. Перед сном, наоборот, включены спокойные игры.
Полотенца и постельное белье содержатся в порядке и меняются в соответствии с графиком смены белья. Сон проводится в отдельном чистом, проветренном помещении; исключены шумы, громкие разговоры, создана благоприятная обстановка.
Во время одевания на прогулку, помощник воспитателя обязательно присутствует и вместе с воспитателем помогает одеваться детям, контролирует правильность одевания. После окончания завтрака и обеда помощник воспитателя контролирует процесс мытья рук и умывания. Таким образом, помощник воспитателя является активным напарником воспитателя при проведении режима, действия их согласованы и это является хорошим показателем эффективной совместной работы.
3. Учет возрастных особенностей дошкольников.
Весь режим первой половины дня построен в соответствии с возрастом детей. Методические и игровые приемы также подобраны в соответствии с возрастом. Требования, предъявляемые воспитателем к детям, не завышены, поэтому выполняются ими легко. Тон общения воспитателя с детьми спокойный, уравновешенный. Дети слышат и слушают воспитателя.
4. Культура внешнего вида воспитателя и помощника воспитателя
Воспитатель знает, что она является примером для детей во всем, поэтому ее внешний вид безупречен: аккуратная, чистая, глаженая одежда, все подобрано в тон, со вкусом; волосы чистые причесанные; минимум косметики; ухоженные руки; удобная красивая обувь.
Помощник воспитателя находится в группе в специальной одежде, которую меняет в соответствии с видом ее деятельности. Также всегда аккуратна, причесана. Таким образом, дети видят перед собой наглядный пример аккуратности и ухода за своим внешним видом, чему и стремятся подражать.
В процессе выполнения режимных процессов воспитатель обучает детей навыкам культурного обращения с вещами, знакомит их с правилами поведения, правилами общения друг с другом и со взрослыми, приучает их к самостоятельности в обслуживании себя, к целесообразным, полезным действиям.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
-
Продолжать строго придерживаться режима дня.
Срок: постоянно.
-
Во время режимных процессов учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей своей группы.
Срок: постоянно.
-
Продолжать использовать во время режимных процессов игровые приемы и художественное слово.
Заведующий МБДОУ |
_________________________ |
|
Старший воспитатель |
_________________________ |
Ознакомлена:
_____________________________
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/480423-analiz-provedenija-rezhimnyh-processov-v-star