Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Обществознание — профильный предмет, по выбору вуза
- Иностранный язык — по выбору вуза
Профильным обязательным предметом для поступления выступает математика. По этому предмету проводятся вступительные экзамены или засчитываются результаты ЕГЭ. Дополнительно вуз предлагает три предмета для проведения вступительных испытаний, из которых абитуриент может выбрать два, которые ему наиболее близки. Чаще всего выбор делают среди русского и английского языка, обществознания. Некоторые вузы могут самостоятельно выбрать два дополнительных предмета.
Содержание статьи:
- Краткое описание специальности
- Крупные вузы Москвы
- Сроки и формы обучения
- Предметы, изучаемые студентами
- Обучение: получаемые знания и навыки
- Будущая профессия: кем работать?
Бизнес-информатика представляет одну из наиболее молодых специальностей, которые осваивают сегодняшние студенты. Однако несмотря на свое недавнее появление, специальность характеризуется прекрасными возможностями и перспективами, как в плане обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности и высокооплачиваемой должности. Это определенно новая профессия, которая стала необходима в тех областях, где необходимы одновременно знания основ менеджмента, экономики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Специалисты, получившие диплом по данному направлению, требуются во всех сферах бизнеса.
Краткое описание специальности
Специалисты, которые окончили высшее учебное заведение в степени бакалавра по специальности бизнес-информатики, могут работать как сотрудники компании в составе одной из групп, занимающейся ее развитием, а также могут выступать в качестве менеджеров различных сервисов и систем. Этот специалист, овладевший экономическими знаниями, а также в области права, менеджмента и ИКТ. Он управляет вопросами, затрагивающими проектирование, внедрение, анализ и сопровождение КИС.
Специальность подразумевает несколько направлений подготовки. Как правило, выделяют следующие профили, которые можно встретить в большинстве вузов, обучающих бакалавров бизнес-информатики:
- Технологическое предпринимательство;
- Архитектура предприятия;
- Управление контентом;
- Электронный бизнес.
Крупные вузы Москвы
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Московский университет им. С.Ю. Витте
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
- Одинцовский гуманитарный университет
- Евразийский открытый институт
- Славяно-Греко-Латинская Академия
Сроки и формы обучения
Специальность предполагает несколько форм обучения. Наиболее распространена очная форма обучения, которую предлагает большинство вузов. Длительность освоения специальности в данном случае составляет 4 года. При выборе заочной, очно-заочной форм обучения или заочной выходного дня длительность учебы увеличивается до 5 лет.
Некоторые учебные заведения принимают абитуриентов, завершивших обучение на базе колледжей и техникумов по данному профилю. В этом случае обучение очно длится 3 года, а в остальных случаях – 3,5 года.
Предметы, изучаемые студентами
На первых курсах большая часть предметов, изучаемых студентами, относится к категории естественнонаучных дисциплин, а также обеспечивает базовую подготовку в сфере информационных технологий:
- проектирование информационных систем (ИС),
- архитектура,
- информатика,
- операционные системы,
- базы данных,
- программирование,
- прикладная информатика в экономике и другие.
В первые годы также большое значение уделяется дисциплинам общего математического, экономического и гуманитарного направления:
- математическая логика,
- линейная алгебра,
- экономическая теория,
- дискретная математика,
- матанализ,
- сетевая экономика,
- финансовый учет,
- теория вероятности,
- социология,
- психология и другие.
В последние два года обучения в курс включаются специальные дисциплины, которые наиболее приближены к специальности и позволяют получить знания, необходимые именно специалистам данного профиля обучения. Среди таких дисциплин можно отметить следующие:
- логистика,
- информационная безопасность,
- управление персоналом,
- эконометрика,
- архитектура корпоративных ИС (КИС),
- правовая информатика и другие.
Обучение: получаемые знания и навыки
В первые годы обучения студенты получают преимущественно теоретические знания и умения. Это знакомство с методиками, необходимыми для подготовки организации (предприятия) к автоматизации, связанные с проектированием, внедрением ИС, работой ИКТ-службы, а также управлением, разработкой и использованием ИС. Далее идет практическая работа, которая выражается в тренингах, проводимых с целью научить студентов работать с разнообразными средствами и системами (MS Project, MathCad, Delphi и другими), т.е. делать то, что изначально изучалось в теории.
Будущая профессия: кем работать?
На сегодняшний день рынок труда очень нуждается в специалистах бизнес-информатики. Около десяти тысяч рабочих мест в нашей стране ежегодно ждут выпускников вузов, чтобы предоставить им выгодные должности, и каждый год ощущается острая нехватка таких специалистов. Кроме того, бакалавры могут попробовать найти работу и в зарубежных странах, где также нужны специалисты этого профиля. Прежде всего, речь идет о странах-участницах Болонской декларации, но и не только.
Работу можно найти во всех областях, связанных с ИКТ. Это любые предприятия государственного и частного уровня, НПО, ОАО и ЗАО, научные конструкторские и проектные организации, органы, занимающиеся социальной работой и любые другие предприятия, где требуются специалисты, владеющие полученными знаниями.
Бакалавр в бизнес-информатике может занимать такие должности, как программист, специалист отдела, руководитесь IT- отдела.
Продолжение обучения по специальности
Многие высшие учебные заведения предлагают выпускникам, окончившим обучение по бакалавриату бизнес-информатика, продолжить обучение в магистратуре.
Бизнес-информатика — специальность совершенно новая для нынешних студентов. Поэтому довольно многие, услышав слово «бизнес», тут же бегут поступать туда. Но не стоит делать поспешных выводов. Давайте поговорим о том, что представляет собой факультет бизнес-информатики. Также узнаем, какая от него польза.
Новшества
Бизнес-информатика — специальность, которая заняла одно из передовых мест в последнее время среди абитуриентов. Конечно, ведь в ее описании можно заметить, что человек, отучившийся на данном направлении, довольно многое будет уметь. А что касается работы, так это вообще не обсуждается — конечно, такие специалисты будут очень цениться, особенно в IT-технологиях. В ВШЭ бизнес-информатика преподается уже несколько лет. Можно сказать, что это «первооткрыватели» данного направления.
Выделив «бизнес-информатику» среди всех направлений, студент, конечно же, «поведется» на заманчивое название и подаст на нее документы на поступление. Отсюда появляется огромная конкуренция. Но все ли так хорошо, как кажется? И так ли востребована бизнес-информатика — специальность, которая пока еще толком не известна никому из обучающихся?
Трудности выбора
Факультет бизнес-информатики, как уже было неоднократно сказано, является довольно новым направлением. Конечно же, многим студентам (да и родителям) хочется знать, что же изучают в ходе подобного обучения. Вот здесь и начинаются первые проблемы, с которыми сталкивается студент.
Первое, что может шокировать — это предметы, необходимые для поступления. Как правило, бизнес-информатика, специальность новая и неизведанная, требует от ребят сдачи русского языка, математики и…. обществознания. Заманчивое предложение, особенно для тех, кто собирался поступать на обычного экономиста. Большинство абитуриентов меняют свое мнение в сторону новшеств. Но со временем начинаются вопросы: «Бизнес-информатика, кем работать-то с таким образованием?» Сначала давайте посмотрим, что изучают специалисты, которых готовят по данному направлению.
Математика или…
Как только студент приходит на первые же лекции по бизнес-информатике, он, как правило, попадает в неловкое положение. Все дело в том, что это направление трактуется больше как экономическое образование. На деле же все обстоит несколько иначе.
С первых лекций ребят поджидают уже на первом курсе много чисто математических дисциплин. Здесь и математический анализ, и дискретная математика, и информатика, и история вычислительной техники. Человек, не готовый к тому, что бизнес-информатика — специальность неизведанная, может попросту удивиться, откуда здесь столько математики. Но на этом все не заканчивается.
Дальше, на том же первом курсе, студентам начинают преподавать много информационных предметов, а также учат программированию. Сюда же можно отнести и то, что иностранные языки (особенно английский) начнут преподавать под видом «делового разговорного». На самом деле студенты будут все время вынуждены переводить тексты, пересказывать их и вести беседы с преподавателем на тему: «Кем я хочу работать». От школьного уровня «недалеко» уехали. Здесь, конечно, важна самостоятельная работа. Бизнес-информатика отнимает у студентов довольно много времени по количеству проводимых в день лекций, что практически не оставляет времени на отдых. Поэтому во время занятий студент должен работать самостоятельно (так бывает в большинстве случаев), чтобы понять, что «происходит» вокруг него.
Отдельное место отведено под информатику и программирование. Здесь изучается вся история развития данных дисциплин, после чего появляются разные базы данных, задачи по составлению и использованию программ и так далее. Но, к сожалению, на должном уровне программирование не преподается. На хорошее изучение данного направления необходимо как минимум 4 года полноценной работы. Бизнес-информатика — направление, которое заваливает студентов разными предметами. А что касается экономики и гуманитарных наук, которые так обещали? Давайте посмотрим, что еще вынуждены будут изучать ребята.
Немного гуманитария
Поступив на специальность, которой мы сейчас занимаемся, студент свято верит в то, что он получит престижное элитное образование, а изучаться будут экономические науки. С первого курса ждет некоторое разочарование тех, кто выбрал факультет «Бизнес-информатика». Кем работать, если учат только математическим дисциплинам, — это вопрос вопросов. Немного погодя обучение начинает «скатываться» в сторону экономики.
Здесь появляется макро- и микроэкономика, финансовая математика, охрана безопасности жизнедеятельности, психология, экономическая теория, 1C-предприятие и так далее. Математика, после изучения дифференциальных направлений и общей теории систем с теорией вероятностей, потихоньку уходит на второй план. Студентам также будет дано изучать менеджмент и маркетинг. Постепенно бизнес-информатика начинает отодвигать и информатику. Приблизительно к 3 курсу она вовсе покинет измучившихся студентов.
Так, толком не изучив математику и информационные технологии, ребята перескакивают на экономику. Вот такая непонятная бизнес-информатика специальность. «Кем работать будете после выпуска?» — может задать вопрос первокурсникам и второкурсникам преподаватель по любой экономической специальности. А студенты только разводят руками. Действительно, что же делать после получения диплома?
Был бы математиком, но…
Естественно, математик! Как же такое сразу не пришло в голову. Отучиться 5 лет на новом направлении, которое, по словам ректоратов, готовит элиту, чтобы потом работать в школе учителем математики? Что ж, вариант. Правда, слишком уж дорогой. Обучение в год на данном направлении варьируется от 100 и до 200 тысяч рублей в зависимости от географического положения. Так что, если вам хочется работать учителем математики, идите на что-то более «узкое».
Кроме того, должный уровень математических знаний здесь не поддерживается. Полноценная математика, а именно математический анализ и дифференциальные уравнения преподаются всего один год. Остальные математические дисциплины проходят через умы студентов по одному семестру, что не дает должных знаний. Хотя можно услышать много отзывов и разговоров о том, что бизнес-информатика — специальность востребованная и элитная. Такое мнение обычно высказывают родители и те, кто сам не учился еще на данном направлении.
Программистом бы мне…
Хорошо, математика отошла на второй план. Что еще преподают? Информатику и программирование! Точно! Если не знаете, кем работать, можно податься в сферу IT-технологий, как обещают многим студентам ректоры. Как только студенты загораются такой идеей, их мечты тут же рушатся — всего два года изучения программирования и один год — информатики. О, как много знаний они дадут!
Для того чтобы стать полноценным программистом, необходимо изучать предмет минимум 4 года, причем ежедневно и постоянно. Об информатике можно сказать то же самое. Тем не менее, вузы «рекламируют» бизнес-информатику как специальность, после которой выпускники смогут работать там, где только пожелают. На практике дело обстоит иначе. Обещания и представления об элитности данной специальности разбиваются в пух и прах. Те, кто уже проучились какое-то время, довольно часто называют бизнес-информатику «недоспециальностью». Но почему? Ведь, раз уж с математикой и программированием «не срослось», существует еще и экономика!
«Недоэкономист»
И все же, какой будет будущая работа? Бизнес-информатика включает в себя довольно много экономических дисциплин после изучения математических. Но здесь дела обстоят еще хуже. Все дело в том, что экономикой тоже необходимо «плотно» заниматься, чтобы достичь хорошего результата. А на данном направлении преподают «всего по чуть-чуть». Кусок отрывают от математики, еще часть — от программирования, остальное — от экономики.
И в голове начинает царить хаос. Немного знаний по управлению персоналом, психологии, математике, программированию, экономике, маркетингу и так далее… Что получается? Выходит так, что ни один предмет полноценно не преподают. На рынке труда существует и без того много более узких специалистов, которые имеют далеко не такие поверхностные знания, которые дают на бизнес-информатике. Выходит, что и обещанные зарплаты от 35 000 рублей — это просто сказка для незнающих. Естественно, существует шанс, что вы будете работать, как вам и обещают, в сфере внедрения IT-технологий в бизнесе, но это удастся сделать разве что «по знакомству» и «не по специальности». Что же остается для бизнес-информатика? Кем работать после выпуска?
Нелегкая жизнь
Как уже говорилось, выпускника ожидает огромная конкуренция на рынке труда, а не золотые горы, которые так обещают. Человеку, окончившему факультет бизнес-информатики, придется на самом деле нелегко. Но что же делать?
Все, что остается — это популярные сферы работы. Например, менеджер или продавец-консультант. Как раз здесь обычно и работают студенты и выпускники бизнес-информатики. На «элитные» места претендовать они не смогут, так как громкое имя направления подразумевает, что ребята берут «отовсюду по чуть-чуть». Не лучший вариант. Также студенты могут работать операторами в колл-центрах и разными офисными рядовыми работниками. Так, в конце концов, ребят ждет огромное разочарование, особенно если они обучаются на платной основе.
Есть замена
Что же делать тем, кому хочется работать по специальности и не хватать отовсюду по чуть-чуть? Существует такое направление, как информационный менеджмент. Это, по сути, та же бизнес-информатика, только звучит она менее «престижно», да и изучаются там больше и упорнее экономические дисциплины.
Так, поступив на информационный менеджмент, студент становится полноценным экономистом, который способен конкурировать на рынке труда. Да, вероятность того, что он начнет зарабатывать по 50 тысяч в месяц и ничего при этом не делать, практически сводится к нулю. Тем не менее, свои 25 000 рублей за работу по специальности выпускник получать будет гарантированно. У тех, кто отучился на бизнес-информатике, порой даже практика проходит в качестве кассиров, менеджеров по продажам и консультантов. Получается, что бизнес-информатика — специальность довольно обманчивая, переделанная из другой, чтобы «вытягивать деньги» из студентов и их родителей. Впрочем, таких примеров очень много.
Бизнес-информатика – молодая, но перспективная специальность, которую можно получить в профильном вузе. Она востребована в тех областях, где нужно знать экономику, менеджмент, основы коммуникационных технологий. Подробнее об обучении, работе в данной сфере далее.
Кто такой специалист по бизнес-информатике
Специалисты со степенью бакалавра по бизнес-информатике могут работать самостоятельно или в составе организованных групп, занимаются развитием компаний, совершенствованием их рабочих процессов. Они выполняют функции менеджеров разных систем, сервисов. Обязательно нужны глубокие знания в таких областях как информационные компьютерные технологии, менеджмент, право, экономика.
Специалист в области бизнес-информатики занимается вопросами внедрения, проектирования, анализа, сопровождения компьютерных информационных систем. В рамах специальности действует несколько направлений по подготовке кадров. Основные:
- Технологическое предпринимательство.
- Электронная коммерция.
- Архитектура предприятий.
- Управление контентом.
Специалисты, получившие образование по данному направлению, нужны во всех сферах бизнеса. Во время работы им нужно будет активно взаимодействовать со специалистами разных отделов на предприятии.
Кем работать обладателю профессии
Рассмотрим основные перспективы для выпускников курса «Бизнес-информатика». Возможные места работы – частные, акционерные предприятия, научные и производственные объединения, проектные, конструкторские бюро, органы социальной инфраструктуры, государственного управления. Основные должности – техник-программист, специалист отдела, руководитель, веб-дизайнер, администратор сайта, системный аналитик, верстальщик, менеджер проектов, дизайнер интерфейсов. Такие работники нужны действительно в каждой компании, что предоставляет широкие возможности для трудоустройства. Карьерный рост предполагается.
Уровень заработной платы
Уровень заработной платы зависит от опыта работы и города. Например, начинающий программист в Москве и СПб получает 40 тыс. рублей, в Нижнем Новгороде – 25 тыс. рублей.
Наиболее высокооплачиваемыми являются системные аналитики и it-мастера – им в крупных городах платят 100 тыс. рублей с возможностью повышения.
Если хотите получать по максимуму, трудоустраиваться желательно не в областных центрах – там при аналогичном уровне знаний всегда платят намного меньше. Также вы можете освоить смежные специальности – это позволит решать более широкий спектр задач за то же время и, соответственно, получать больше.
Социальный пакет
Социальный пакет зависит от организации – в большинстве случае он есть и хороший. Дресс-код – необязательно, уточняйте. График работы, как правило, жесткий, пятидневка, но те же дизайнеры, программисты, верстальщики могут поискать более свободный и комфортный для себя вариант. В крупных организациях уровень заработной планы постепенно растет, есть возможность работать по смежным специальностям с быстрым освоением дополнительных знаний на курсовой основе. Если хотите получать бонусы, ходить в отпуска, устраивайтесь в конторы, готовые предоставить соответствующий социальный пакет.
Возможность фриланса в бизнес информатике
На фрилансе для грамотных специалистов по бизнес-информатике, которые могут подать себя, работы много. ИП открывать тоже можно.
В большинстве случаев представители данной профессии работают в команде – ее еще нужно будет собрать, найти напарников, помощников.
Клиентов привлекают по разным каналам – для работы на фрилансе данным вопросом нужно будет заняться отдельно, уделить достаточно внимания их удержанию, расширению базы. Можно предоставлять услуги в одиночку, но в студии на практике обращаются в разы чаще.
Перспективы развития направления
Перспективы для новичков есть и хорошие, но поначалу трудно рассчитывать на высокий уровень заработной платы. Начинать с it-аудитора или дизайнера интерфейсов не выйдет – тут нужен опыт, а с верстальщика, программиста можно вполне.
Для продвижения по карьерной лестнице, как мы писали выше, нужно владение смежными специальностями. Частная или государственная компания – это вопрос личных предпочтений, поскольку кандидатов без опыта рассматривают и там, и там. Настаивайте на официальном оформлении с гарантиями.
Повышение квалификации
Повышать квалификацию нужно каждому специалисту, который нацелен на постоянное развитие, поскольку в сфере информационных технологий все стремительно меняется, и на шаг впереди оказывается тот специалист, который знает больше своих конкурентов. Много времени на это не требуется – речь идет о краткосрочных курсах, интенсивах на 1-2 дня.
Оплачивает курсы сам специалист либо его работодатель, возможность повышения квалификации за счет организации обычно оговаривается во время приема на работу. Оплата при прохождении обучения за счет работодателя не взимается. Кроме того всегда есть возможность получить другую специальность в области компьютерных сетей.
Конкурсы по профессии
Профессиональные конкурсы по профессии есть, участие дает престижные дипломы и награды, которые станут отличным дополнением к резюме. Также такие мероприятия – это всегда опыт, который вы не получите просто в процессе ведения профессиональной деятельности. По возможности в профконкурсах лучше участвовать, так как это повышает цену специалиста в глазах профессионального работодателя, предоставляет ему широкие перспективы для развития. Есть мероприятия для новичков и опытных мастеров.
После прохождения обучения по специальности бизнес-информатика удачно устроиться работать за границей можно, без географических ограничений – это страны СНГ, Азия, Европа, США.
За границей специалисты получают конкурентный уровень заработной платы, но могут возникать сложности с подтверждением квалификации на территории иностранного государства.
Лучше всего устраиваться на работу в зарубежных странах по индивидуальному приглашению.
Обучение смежной профессии
Обучаться смежной профессии на базе первой можно и для повышения уровня квалификации, показателя заработной платы нужно. Например, системному аналитику, веб-дизайнеру пригодятся навыки верстки, администратор сайта, знающий основы веб-программирования, получает больше. Программисту дополнительные знания тоже помогут повысить профессиональный уровень. it-специалист может иметь широкий профиль или владеть только базовыми знаниями. Выкладываясь в свое обучение, завтра профессионал получает больше.
Где учиться и какие предметы сдавать
Специальность предусматривает несколько форм обучения. Самая распространенная – очная, на бакалавра нужно учиться 4 года, на магистра 6. Заочники и студенты очно-заочных отделений аналогичный четырехлетнему курсу для очников багаж знаний получают в течение 5 лет, программы в рамках выбранного университета используются одинаковые.
Некоторые ВУЗы готовы сократить период обучения для выпускников колледжей, техникумов в рамках рассматриваемых направлений. В средне-специальных учебных учреждениях обучение проводят, но его уровень будет соответствующим. Получить образование по направлению «Бизнес-информатики» можно на разных факультетах в большинстве вузов страны, поскольку направление сегодня популярное и распространенное.
На первых курсах студенты изучают преимущественно естественно-научные дисциплины, получают базовую подготовку по выбранному направлению. Основные предметы, которые нужно сдавать – математика, экономика, финансовый учет, психология, социология. На последних курсах в программу включаются уже узкие специальности, которые дают слушателю знания в рамках выбранного направления.
Практика в вузах организована, поскольку только теоретических знаний для успешной работы недостаточно.
Стажировка есть не во всех учебных заведениях. Цена семестра обучения зависит от формы – 25 тыс. рублей для дистанционной и 45 тыс. рублей для очной (это минимальный порог, многое зависит от вуза, города обучения).
Обучение за границей
Обучение за границей – это всегда плюс для студента, поскольку иностранные ВУЗы работают по передовым программам, имеют высокий уровень оснащения, оказывают содействие в трудоустройстве. Стоимость платной формы будет в 3-4 раза выше, чем в России, талантливые студенты могут попробовать принять участие в специальных программах – есть даже бесплатные варианты. Если нет возможности пройти полный обучающий курс за рубежом, остановитесь на стажировке, обратите внимание на программы обмена студентами, которые есть в российских ВУЗах. По обмену за рубежом можно провести около года – легально и без лишних доплат.
Возможность дистанционного образования
Дистанционное образование по рассматриваемому направлению есть, получить его можно в большинстве ВУЗов, которые реализуют очные, заочные программы по направлениям прикладная информатика и программирование. Преимуществ у удаленного получения знаний много – сравнительно низкая цена (в 2-3 раза дешевле, чем за семестр очного обучения), возможность выбирать удобный график, получать новые знания без отрыва от основной деятельности. Форматы освоения новых знаний используются разные – это онлайн-лекции, семинары, дистанционное консультирование с преподавателями. Большинство тестов также сдаются удаленно. Требования для поступления стандартные.
Кому подойдет специальность
Получение образования по направлению требует времени, усидчивости, наличия определенных знаний по экономике, математике. Профессия подойдет тем, кто чувствует себя сильным в данных дисциплинах, имеет аналитический склад ума, нацелен на постоянное развитие. Учиться придется постоянно – сначала высшее образование, потом курсы по повышению квалификации, смежным специальностям, таким как информационные системы и технологии.
Из личных качеств важны усидчивость, скрупулезность, доброжелательность, умение работать в команде – вам придется постоянно изучать новые задачи, находить креативные пути для их решения, договариваться с другими сотрудниками. Целеустремленность, амбициозность нужна тем специалистам, которые нацелены на постоянный карьерный рост.
Все вложения, сделанные в получение первого образования по направлению бизнес-информатики, расширение деловых компетенций, купаются ростом уровня заработной платы, возможность трудоустройства в более престижную компанию.
Сегодня специалисты рассматриваемого профиля востребованы везде, если подтвердят квалификацию, смогут работать за рубежом.
В будущем говорить о не популярности компьютерных информационных технологий тоже не приходится.
Бизнес-информатика – не только востребованное, но и перспективное в плане карьерного роста направление. Выпускники могут работать программистами, it-специалистами, дизайнерами с возможностью повышения до руководителей отделов, it-аудиторов. Заработная плата зависит от имеющихся навыков, направления образования, региона работы. Специалисту нужно быть готовым к необходимости постоянного обучения, развития, но это окупится конкурентным уровнем зарплаты. Помимо очной формы получения высшего образования, есть дистанционная.
Кто такой бизнес-информатик?
ИТ-отрасль является наиболее динамичным сегментом экономики, и это приводит появлению новых ИТ-профессий. Совсем недавно основной профессией в ИТ-сфере считалась профессия программиста. В настоящее время информационные технологии меняют принципы ведения и управления бизнесом, принципы сбора и анализа информации, вносят огромный вклад в повышение эффективности бизнеса. Поэтому существует потребность в ИТ-кадрах, способных обеспечить решение задач и проблем бизнеса при помощи информационных технологий.
Профессионал в сфере бизнес-информатики занимается проектированием, разработкой и внедрением информационных систем и информационных технологий в бизнесе и обладает знаниями в области информатики, экономики и управления.
Кем работают бизнес-информатики?
Выпускники образовательной программы «Бизнес-информатика» составляют самый востребованный сегмент специалистов ИТ-отрасли:
- бизнес–аналитики;
- системные аналитики;
- программисты;
- бизнес–архитекторы;
- ИТ–консультанты;
- ERP–консультанты;
- руководители ИТ–проектов.
Выпускники осуществляют организационно-управленческую, проектную, аналитическую, исследовательскую, инновационную деятельность в сфере ИКТ, а также самостоятельную предпринимательскую деятельность.
Аналитическая деятельность включает следующие задачи, к решению которых должен быть подготовлен выпускник по направлению «Бизнес-информатика» с присвоением квалификации «академический бакалавр»: анализ архитектуры предприятия, рынка ИС и ИКТ, анализ и оценка применения ИС и ИКТ для управления бизнесом, анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ.
Организационно-управленческая деятельность включает следующие задачи, к решению которых должен быть подготовлен выпускник по направлению «Бизнес-информатика» с присвоением квалификации «академический бакалавр»: обследование деятельности и ИТ- инфраструктуры предприятий, взаимодействие со специалистами заказчика/ исполнителя при решении задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия.
Проектная деятельность включает следующие задачи, к решению которых должен быть подготовлен выпускник по направлению «Бизнес-информатика» с присвоением квалификации «академический бакалавр»: разработка проектов совершенствования бизнес-процессов предприятия.
Научно-исследовательская деятельность включает следующие задачи, к решению которых должен быть подготовлен выпускник по направлению «Бизнес-информатика» с присвоением квалификации «академический бакалавр»: поиск, сбор, анализ и систематизация информации в экономике, управлении и ИКТ.
Консалтинговая деятельность включает следующие задачи, к решению которых должен быть подготовлен выпускник по направлению «Бизнес-информатика» с присвоением квалификации «академический бакалавр»: аудит бизнес-процессов, консультирование по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом, обучение и консультирование в процессе внедрения и эксплуатации ИС и ИКТ.
Инновационно-предпринимательская деятельность включает следующие задачи, к решению которых должен быть подготовлен выпускник по направлению «Бизнес-информатика» с присвоением квалификации «академический бакалавр»: создание нового бизнеса на основе инноваций в сфере ИКТ.
Где работают бизнес-информатики?
Выпускники образовательной программы «Бизнес-информатика» работают в ИТ-компаниях, аналитических компаниях, крупных частных и государственных компаниях с развитой ИТ- инфраструктурой, интернет-компаниях, инновационных и венчурных фондах. Крупнейшие IT-компании Пермского края приглашают на работу студентов, начиная со второго курса, что свидетельствует о качественной подготовке студентов образовательной программы
Основными работодателями выпускников программы в Перми являются:
- АО «ЭР-Телеком Холдинг»
- ООО «Диасофт Системы»
- ООО «Информационные бизнес системы Пермь»
- ОАО «Бизнес Компьютер Софт»
- ООО «Новая платформа» (группа компаний ИВС)
- PARMA technologies group
- Xsolla
- RealTimeBoard
- ООО «Парма-Телеком» (группа компаний ITPS)
- ООО «Альтернатива Гейм»
- ООО «Форсайт» (ИТ-холдинг Inline Technologies Group)
- ООО «АйТи-Парма»
- ООО «Перспективные системы»
- ООО «Перспективные информационные технологии»
- ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания»
- ООО «Веб Депо»
Работодатели о профессиях в ИТ-сфере
В Пермском кампусе Высшей школы экономики состоялся День IT-компаний для учащихся 8-11-х классов и их родителей.
Запись онлайн-трансляции мероприятия доступна по ссылке.
•бизнес–аналитики;
•системные аналитики;
•программисты;
•бизнес–архитекторы;
•ИТ–консультанты;
•ERP–консультанты;
•руководители ИТ–проектов.
Уже на первом курсе студенты университета, выбравшие обучение по профессии «бизнес-информатика», думают, кем работать после получения диплома. Одна из востребованных современных профессий дает широкие возможности для трудоустройства.
Бизнес-информатик
Бизнес-информатик – это специалист, обладающий знаниями в области экономики, права, менеджмента и хорошо разбирающийся в информационных технологиях.
Специалисты могут работать:
- руководителями, консультантами информационного отдела в государственной или коммерческой организации;
- организаторами собственного бизнеса в сфере информационных технологий;
- проектировщиками, менеджерами в компаниях, разрабатывающих IT-проекты и пр.
Data Scientist
Это специалист, который занимается анализом данных, а затем делает на его основе прогнозы, выстраивает программный алгоритм для оптимального решения той или иной задачи.
Дата-сайентист – профессия будущего. Учитывая всеобщую цифровизацию, специалисты востребованы во всех отраслях экономики. Они занимаются аналитикой в государственных органах, в крупных корпорациях, частных предприятиях, осуществляют поддержку команд, работающих с большими объемами данных.
Бизнес-аналитик
Специалист, обладающий знаниями и в области экономики, и в сфере информационных технологий, будет незаменимым помощником предпринимателя, руководителя промышленного предприятия, крупной корпорации. Его задачей является анализ структуры компании, бизнес-процессов и системы управления в ней, на основе которого он выявляет проблемы и предлагает более эффективную бизнес-модель, включающую в себя оптимизацию работы персонала, снижение издержек и в конечном итоге – увеличение прибыли.
Так как в будущем интеллектуальные системы будут выполнять часть аналитических функций, роль специалистов данной профессии только возрастет.
Инженер по информационной безопасности
Его задача – разработка, внедрение и поддержка методов и инструментов защиты информационных данных. Для специалиста высокого уровня недостаточно просто иметь глубокие технические знания и разбираться в самых современных компьютерных технологиях – знание экономики позволит ему получить хорошую работу в государственных структурах, финансовых холдингах и банках, крупных корпорациях, налоговых и таможенных структурах.
Инженер обеспечивает защиту передаваемых данных, обучает персонал правилам системы защиты и контролирует системы доступа к информации.
Цифровой предприниматель
Современные реалии внесли свои коррективы в экономику и дали толчок развитию интернет-торговли. Но от предпринимателя, развивающего свой бизнес в Сети, требуется не только знание законов рынка и основ маркетинга, но и умение пользоваться компьютерными технологиями. Бизнес-информатик – это как раз тот специалист, который обладает необходимыми знаниями и навыками, чтобы построить успешный бизнес в интернет-пространстве.
Можно начать с менеджера проекта и продакт-менеджера и дойти до владельца собственного бизнеса.
Консультант по ERP-системам
Это специалисты, занимающиеся планированием ресурсов предприятия, разрабатывают ПО, которое способствует автоматизации основных бизнес-процессов на предприятии и управляют ими. ERP-система объединяет производство и управление персоналом, финансы, цепочки поставок, отчетность – словом, все бизнес-процессы.
И грамотные специалисты, создающие такую систему, необходимы предприятиям и компаниям любого масштаба, чтобы построить успешный бизнес.
Бизнес-информатик – профессия настоящего и будущего. Программы университета предусматривают подготовку менеджеров, которые способны управлять бизнесом, решать его задачи с помощью самых современных методов, внедряя в процесс новейшие информационные технологии.
Адреса поступления:
Москва, Измайловский вал, д. 2, м. Семеновская
Москва, Ленинградский пр., д. 80Г, м. Сокол
Телефоны (круглосуточно)
+7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
Время работы
Пн-Пт: 09.00 — 20.00
Сб-Вс: 10.00 — 17.00
Марианна ГоловинаЭксперт в теме «Высшее образование»
Училась: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», факультет интернет-маркетинга
В «Синергии» отвечает за:
организацию проведения методических экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.
- Привлекательная новинка
- Сложности у абитуриентов
- Первые шаги
- Тонкости трудоустройства
- Выгодная замена
Одна из новых специальностей, такая как бизнес-информатика, вызывает интерес у многих современных студентов, ведь это направление деятельности открывает большие возможности для заработка. Прежде чем связать жизнь с этой профессией, следует изучить тонкости программы и разобраться с тем, что представляет собой факультет, который предстоит посещать на протяжении определенного времени. Посредством знакомства с информацией получится выделить важные нюансы, пользу курсов и точно понять, кем можно устроиться на предприятии или в офисе крупной фирмы, а также выделить задачи, предстоящие к выполнению от будущего руководства.
Привлекательная новинка
Специальность в последнее время вышла на первые места в рейтинге спроса абитуриентов, это обусловлено обширными навыками, которыми впоследствии будет обладать закончивший обучение человек. Специалисты, окончившие с отличием, несомненно, будут востребованы и станут цениться руководящим составом, особенно в сфере IT-технологий. Личностей, которых привлекла бизнес-информатика можно смело назвать первооткрывателями с успешным будущим, к подаче документов молодежь подталкивает привлекательное название, а также предварительное знакомство с программой для освоения. Все ли так хорошо в курсах, как это кажется на первый взгляд, исходя из конкуренции, подобный вопрос навязывается сам собой.
Сложности у абитуриентов
На стадии знакомства с направлением не только будущие ученики, но и родители детей хотят подробно изучить тонкости новой профессии. Именно с этого момента начинаются первые трудности, шокировать могут предметы, заявленные программой, ведь для поступления потребуется соответствовать определенным требованиям, среди экзаменов зачастую встречаются:
- Математика.
- Обществознание.
- Русский язык.
Подобный набор несколько похож на путь обычного экономиста, это побуждает молодежь выбирать новинку – бизнес-информатику, прежде чем переходить к непосредственным рабочим местам для таких специалистов, стоит разобраться с тем, что изучают учащиеся на курсах.
Первые шаги
Посетив лекции первого курса, можно попасть в неловкое положение, ведь направление зачастую ассоциируется с экономическим образованием, на самом деле все обстоит иначе. Вместе с группой вновь поступившая молодежь сталкивается с математическим анализом, дискретной математикой, информатикой, а также историей о вычислительной технике. Нужно быть готовым к тому, что направление действительно новое, потребуется стать универсалом, разбирающимся во многих сферах, специалистом, обладающим несколькими навыками. Отдельное время отводится для донесения ученикам знаний по программированию, бизнес-информатика заваливает студентов набором предметов, но настраиваться на освоение работы программ не стоит, ведь для полноценного изучения потребуется минимум 4 года.
Постепенно программа начинает уходить в информатику и приучать будущего специалиста к гуманитарным направлениям, а также охране безопасности, психологии, 1С-предприятия и многое другое. Набор предметов покажется достаточно внушительным, необходимо четко понимать, что ждет молодежь на этом тернистом пути. Толком не изучив информатику или математику, группа переходит к освоению азов экономики, что делает бизнес-информатику запутанной и непонятной для большинства людей. После получения диплома не каждый из окончивших учиться людей сможет точно сказать, кем он будет работать, а на первом курсе и вовсе молодежь разводит руками.
Тонкости трудоустройства
Конкуренция среди специалистов этой отрасли превосходит любые предположения, ведь учебные заведения позиционируют выпускников как элиту, обещая высокие зарплаты при удачном трудоустройстве. Чтобы получить «золотые горы» нужно действительно напрячься, громкое название направления часто воспринимается работодателями так, что специалист взял от каждого предмета понемногу, не самый лучший вариант. Из-за подобного отношения зачастую окончивших бизнес-информатику людей можно встретить в супермаркетах, на должности продавца-консультанта или менеджера. Не исключается трудоустройство в различные офисные сферы в качестве рядового рабочего, молодежь берут как операторов колл-центров, большинство ребят сталкивается с огромным разочарованием.
Выгодная замена
Чтобы не сталкиваться с распространенным мнением руководства и не хватать отовсюду понемногу, многие абитуриенты выбирают информационный менеджмент, который мало чем отличается от нового направления бизнес-информатика. Эти специалисты не менее ценятся и считаются перспективными, ведь основной упор делается на экономические дисциплины. После окончания учебы профессионал способен конкурировать на рынке труда и быть хорошим, полноценным экономистом, средняя зарплата на большинстве предприятий составляет от 25 до 50 тыс. рублей, в дальнейшем сотрудник может рассчитывать на повышение, а также ежемесячные премии. Бизнес-информатика является достаточно обманчивым направлением для обучения, об этом говорит практика, которая зачастую проходит в качестве менеджеров, кассиров или консультантов в крупном магазине. Подобные случаи встречаются очень часто, все делается с единственной целью, «вытянуть деньги» с родителей абитуриентов.
Профессии
Кто такой бизнес-информатик и как обучиться профессии?
Содержание
- Что это за специальность?
- Насколько востребована профессия?
- Особенности обучения
- Типичные задачи и виды деятельности
- Кем работать?
- Зарплата и перспективы
Все время появляются совершенно новые специализации и направления деятельности людей. Сейчас необходимо узнать максимально четко, кто такой бизнес-информатик, что это за профессия, как обучиться профессии и кем придется работать. Не менее важная информация — на какие вузы и факультеты поступать, что сдавать по специальности, какие отзывы об этом направлении подготовки дают прежние выпускники.
Что это за специальность?
Бизнес-информатик — действительно новая, а не перелицованная под новым названием разновидность специалистов. Абитуриенты обращают на этот профиль все больше внимания. Он уже успел стать одним из сотни самых востребованных направлений подготовки в отраслевых вузах и университетах. Однако необходимо дать такой профессии описание, проанализировать ее основные черты. Только тогда решение абитуриентов будет полностью осознано.
Нельзя сказать, что бизнес-информатика — откровенно ненужная специальность. Ее преподают даже в ВШЭ и в ряде других солидных учебных заведений, дорожащих своей репутацией. Но даже в рекламной информации от ведущих университетов, в том числе и зарубежных, подчеркивается, что это — не техническая специализация. Она больше всего имеет отношение к сфере управления. На круглых столах и мероприятиях для поступающих в вузы часто рассказывают, что информатика в сфере бизнеса открывает путь к вершинам управленческой карьеры. Нередко отсылают к биографиям тех, кто занял солидные посты в той или иной организации, ведомстве.
Однако тему реальной актуальности этой профессии стоит рассмотреть чуть дальше. Сейчас же имеет смысл разобраться, что она из себя представляет в учебном плане. Программы подготовки на уровне бакалавра в разных вузах если и отличаются, то очень слабо. Учиться очно после 11 классов придется 4 года; 5 лет будет длиться обучение по:
- вечерней;
- заочной;
- очно-заочной схеме.
Почти везде перечень преподаваемых дисциплин более или менее идентичен. Около трети учебного времени отведено под дисциплины общего профиля, преподаваемые в любом вузе, независимо от специализации. В первые два года упор делается на освоение высшей математики. Затем от теории переходят к экономическим дисциплинам. Не обходится дело и без английского, и без обучения информационным технологиям.
Что касается собственно бизнес-дисциплин, в том числе и занятий по стержневой, казалось бы, бизнес-аналитике, то они почти везде ведутся на 4 курсе. Тогда же у студентов появляется, наконец, шанс от академических дел перейти к освоению практических навыков. Попасть на стажировки в реально серьезную компанию сложно. Руководство фирм можно понять: ему нужны люди, у которых будет более серьезная база или по вычислительным наукам и информатике, или собственно по бизнесу, или хотя бы по общей экономике.
Потому можно сказать так: потенциал у этой профессии есть. Но подготовка в большинстве вузов оставляет желать лучшего, не дает особых перспектив трудоустройства. Часто практику приходится проходить даже в торговых сетях или где-то еще на подсобных должностях. Учащимся придется прилагать самостоятельные усилия, чтобы от «универсала-верхогляда», «нахватавшегося всего понемногу» уйти и освоить реально полезные навыки дополнительно. Лишь в немногих вузах, где налажено сотрудничество с фирмами национального и мирового уровня (та же ВШЭ), ситуация со стажировками и общей подготовкой лучше.
Учебные заведения, предлагающие подготовку по этому профилю, располагают разветвленной сеткой филиалов. Потому особых проблем в выборе ближайшего центра подготовки быть не должно.
В зависимости от категории учебного заведения, стоимость подготовки может сильно отличаться; разница часто касается и проходных баллов по бюджетным программам. Конкурс очень велик, а количество мест сравнительно невелико.
Насколько востребована профессия?
Иными словами, стоит идти на такое направление подготовки или нет. Совершенно очевидно, что в нашу эпоху любая коммерческая деятельность так или иначе сопряжена с сетевыми технологиями и возможностями. Если даже организация еще не использует такие методы продвижения своего интереса, то она вскоре ими воспользуется… или же — сойдет с рынка полностью. Бизнес-информатики весьма востребованы в рекламной сфере, которая сейчас является источником очень большого дохода. Но необходимо учесть один нюанс, который меняет все дело.
Даже если абитуриент попадает в действительно профессиональное учебное заведение, где реально преподают и стажируют, а не просто читают набор дисциплин, то это еще далеко не все. Наниматели почти не уделяют внимания формальным регалиям (дипломам). Они гораздо больше будут рады тем выпускникам, кто добился получения корпоративного гранта либо презентовал собственные разработки в процессе обучения.
Тут, впрочем, не все так плохо. Усердные и старательные всегда могут подготовить базу для дальнейшего трудоустройства, которая помогает найти приличное место минимум в 85% случаев.
Особенности обучения
Перед подачей документов на специализацию «Бизнес-информатика» стоит учесть, что ключевым профильным предметом для поступающих будет математика. Причем балл доступа — не ниже 81. Такое требование действует даже для региональных подразделений ведущих вузов. Если же говорить про высшую школу экономики, то там проходной балл составляет от 90. Шансов поступить на бюджет почти нет, поскольку в каждом учебном заведении таких мест не более 20.
Ограничиться математикой нельзя. Кроме нее, придется сдавать на ЕГЭ еще и русский язык. Планка требований по нему зависит от политики конкретного вуза. Он же сам выбирает, тестировать ли поступающих дополнительно по обществознанию или по владению английским языком. При выборе конкретного учебного заведения следует обращать внимание на:
- собственно опыт преподавателей в области бизнеса и современных технологий;
- их реальный уровень заслуг;
- участь прежних выпускников;
- уровень материально-технической базы учреждения.
Обучение по направлению «Бизнес-информатика», повторим, может стать неплохим трамплином к успеху. Но не само по себе, а в тесной связке с другими знаниями и практическими навыками. Обучаясь чисто академическим дисциплинам, получить их почти нереально. Уже в момент пребывания в стенах вуза надо «смотреть по сторонам» и заводить контакты с людьми, которые уже достигли успеха. Теперь нужно охарактеризовать несколько учебных заведений, где можно освоить специальность «Бизнес-информатик».
Необходимую подготовку, в частности, ведут в Финансовом университете. Соответствующий департамент там открыли в 2013-м. Обучение ведется в соответствии с нормами, предъявляемыми к бакалавриату. Развернута специализированная кафедра «Бизнес-информатика» при факультете информационных технологий и анализа больших данных; срок подготовки — 4 года. Потому можно сказать, что в целом дело поставлено на серьезный уровень.
Подготовку по этой же специальности ведут и в ВЛГУ. Владимирский университет имени Столетовых организовал обучение не только на уровне бакалавриата; предусмотрена даже магистратура. Специальная кафедра работала в составе технико-экономического факультета, сейчас — в составе института экономики и менеджмента. Внимание уделяется обучению студентов цифровой экономике и информационной безопасности.
Более солидный уровень подготовки, судя по всему, достигнут в НИЯУ «МИФИ». Там под бизнес-информатику и управление отведена не отдельная кафедра, а целый факультет. Предлагается не только освоить необходимые дисциплины на уровне бакалавра или магистра, но и продолжить обучение в аспирантуре по направлениям «вычислительная техника» либо «экономика». Администрация акцентирует внимание на том, что выпускники овладеют основами управления сложными информационными, техническими и организационными процессами. Стоит отметить, что военная кафедра при факультете работает, но бюджетных мест не предусмотрено вовсе.
В МФТИ соответствующее направление обучения работает при кафедре информационных бизнес-систем. Примечательно, что ее создание инициировано группой компаний IBS, которая курирует этот проект. Это — один из ведущих разработчиков программного обеспечения не только в России, но и в масштабах Восточной Европы. Долгосрочные проекты IBS реализует вместе с «Росатомом», «Газпромом», «Боингом», «Фордом», IBM и многими другими крупнейшими заказчиками. Потому шансы выпускников на трудоустройство достаточно высоки.
В МГПУ кафедра бизнес-информатики открылась сравнительно недавно — в 2019 году была выпущена первая группа. Обучение ведется в тесном сотрудничестве с корпорацией «1С».
Отмечают, что темы дипломных работ выбираются всегда актуальные, и это дополнительно повышает привлекательность окончивших обучение на рынке труда. Что касается профессиональной переподготовки, то ее можно пройти, к примеру, в Высшей школе бизнес-информатики.
Подготовку по такой же специализации еще ведут в нашей стране:
- северо-западный институт управления (петербургский филиал РАНХиГС);
- СКФУ;
- политехнический университет имени Петра;
- МИРЭА;
- МЭИ;
- СПбГУ;
- РЭУ имени Плеханова;
- УрФУ;
- Самарский университет имени Королева;
- ЮУрГУ;
- РУДН.
В учебных заведениях хорошего уровня бизнес-информатики проходят обязательно широкий курс математического анализа. Он гораздо больше, чем у большинства других специальностей экономического профиля. Сложность может зависеть от конкретного преподавателя, но тут уже выбирать не приходится. Единственный выход, который есть у студентов — это стараться и прилагать максимум усилий. Необходимо быть готовыми и к тому, что теория вероятности тоже будет преподаваться куда интенсивнее и на более сложном уровне, чем для обычных экономистов.
Но если математический анализ еще можно отбросить впоследствии, то вот теорию вероятности советуют изучать серьезно. Что касается экономических дисциплин, то многим они кажутся скучными… до определенного времени. Без владения ими, во всяком случае, в бизнес-информатике делать нечего. Такая часть программы позволит легко понимать самые замысловатые речи:
- работников министерств;
- представителей администраций;
- банковских сотрудников.
Программирование тоже придется изучить. Чаще всего знакомят студентов с основными языками программирования, с базами данных, а в продвинутых учебных заведениях — даже с нейронными сетями. Дополнительно в программу входят:
- менеджмент;
- правила управления проектами;
- деловая этика;
- методология бизнес-процессов;
- методология управления ресурсами.
Столь противоречивый с виду набор предметов на деле вполне хорошо продуман. Ставится цель подготовить специалистов, которые смогут стать связующим звеном между экономистами и администраторами – с одной стороны, программистами и инженерами – с другой стороны. В хороших заведениях прививают навыки решения конфликтов и налаживания сотрудничества. Из общих дисциплин обычно присутствуют:
- иностранный язык;
- религиоведение;
- общеобразовательные предметы;
- физическая культура;
- история;
- безопасность жизнедеятельности;
- маркетинг.
Типичные задачи и виды деятельности
Но даже если удалось выбрать подходящее направление подготовки и учебное заведение, важно сразу разобраться, чем же предстоит заниматься в должности бизнес-информатика. Эти специалисты:
- анализируют информационные и коммуникационные системы;
- планируют их разработку;
- участвуют в такой разработке;
- внедряют полученные системы;
- совершенствуют их на практике;
- собирают сведения об опыте применения этих систем и о выявленных недостатках.
Также бизнес-информатики оценивают, сравнивают, разрабатывают прикладные программы в широко распространенных операционных системах. Могут они заниматься и внедрением подобных программ. Бизнес-информатику иногда поручают продавать аппаратные и программные средства для решения самых разных прикладных проблем. Речь идет, к примеру, о хранилищах данных и сопутствующих программных пакетах. Еще такие специалисты могут быть заняты:
- целостным управлением воплощением информационных проектов;
- системным проектированием;
- подготовкой стратегий внедрения ИТ-комплексов;
- определением требований со стороны практиков к информационным системам, разделением этих требований на реальные и невозможные, продумыванием путей реализации оправданных требований;
- подготовкой рекомендаций насчет функциональности систем.
Кем работать?
Работа после окончания обучения бизнес-информатике зависит преимущественно от самих студентов. Тем, кто хорошо освоил программирование, имеет смысл искать работу в сфере информационных технологий. Там ждут и имеющих склонность к координации проектов, к общему менеджменту. Если ни того ни другого сказать про себя нельзя, можно пойти по экономической стезе:
- бухгалтером;
- экономистом по зарплате;
- аудитором;
- работником банка;
- сотрудником администрации или муниципалитета;
- маркетологом;
- кредитным специалистом;
- специалистом отдела;
- менеджером по продажам;
- трейдером;
- брокером;
- финансовым аналитиком;
- бизнес-консультантом;
- менеджером по стратегическому планированию.
Зарплата и перспективы
Уровень заработной платы бизнес-информатика (как и специалистов аналогичных профилей) определяется прежде всего местом проживания и масштабом компании, где он работает. Начинающие программисты в крупных городах получают от 30 тысяч рублей в месяц. Системные аналитики могут претендовать на заработок 80-100 тысяч рублей. Трудоустройство в Москве и Санкт-Петербурге гораздо сложнее, чем в областных центрах, но и уровень оклада там ощутимо выше. Впрочем, многое опять же зависит от отрасли и от политики конкретной организации.
От нее же зависит и масштаб социального пакета (хотя там, где он есть, жалоб обычно не бывает). Подчинение дресс-коду необязательно, но тут решение принимают сами руководители. График работы обычно – классическая пятидневная неделя. Повысить свой заработок и заодно ценность в глазах начальников можно за счет освоения дополнительных навыков и смежных профессий. Велики и перспективы занятия фрилансом; но нужно понимать, что бизнес-информатики даже в таком случае работают командно, а хорошую группу нужно еще собрать, сплотить и скоординировать ее работу.
Придется дополнительно искать клиентов. Практика показывает, что к одиночкам обращаются намного реже, чем к студиям и иным организациям. Выбор государственной или частной структуры зависит от личного вкуса и доступных вакансий.
Вероятность трудоустроиться там и с опытом, и без него примерно одинакова. Повышение квалификации проходит обычно в формате интенсивов и курсов длительностью не более 2 суток.