Какова роль бизнеса в развитии науки образования

Предпринимательство в науке и образовании

Автор:   •  Февраль 10, 2021  •  Статья  •  1,916 Слов (8 Страниц)  •  265 Просмотры

Страница 1 из 8

Предпринимательство в науке и образовании

   Аннотация. В данной статье рассматривается роль и влияние предпринимательства для  научно-образовательной сферы. А также необходимость и значимость процессов интеграции и взаимодействия в этих сферах. В купе со значением научно — образовательного предпринимательства для устойчивого развития экономики и общества.

  Ключевые слова: образование, наука, предпринимательство, бизнес, инновации,  сообщество, процессы, экономика, взаимодействие, университет, развитие, интеграция.

     Предпринимательство является одним из ключевых институтов человечества на протяжении всего пути его исторического становления и развития. Кроме этого, основной составляющей для экономики цивилизованного общества. Без хорошо развитого института предпринимательства, необходимого движения вперед и достижения экономической мощи государства мало удастся. Потому что именно он является важным фактором, влияющим на развитие в экономической и социальной среде. Переориентирование на постиндустриальный вариант общественного воспроизводства и концепция общества знаний весьма изменили вектор экономики мира. Была выявлена и обусловлена его нацеленность на инновационность. Из прогрессивного мирового опыта можно определить, что апогей инновационной активности возможен к достижению в месте, где пересекаются интересы  3 субъектов экономики. Среди них:  государство, научные и образовательные учреждения, предпринимательская среда. Вузы при этом являются производителем инновационных услуг и процессов. Государство и бизнес — сообщество в этих условиях – это заказчики, соинвесторы и потребители. Особенно успешно и эффективно это получается, когда устоявшиеся традиции переплетаются с прогрессивными веяниями в науке и образовании. В этом случае вузы, университеты становятся целыми научно — исследовательскими, образовательными комплексами. Которые способны применять современные системы организации и управления, осуществляя при этом плотную взаимную работу с государством и бизнесом. Эта рабочая модель  хорошо продемонстрирована в США, где большая часть университетов относится исследовательским университетам первой и второй категории. А в них осуществляется около 2/3 всех исследований [1]. Эти тенденции хорошо прослеживаются и в Европе. Популярные учебные заведения Англии, Германии, Франции, Швеции не отступая от процессов производства научных исследований и предоставления образовательных услуг, занимаются внедрением бизнес — образования, распространением предпринимательства, коммерциализацией исследовательских разработок. Оказывают содействие развитию экономики. Потому как, имея насыщенную, сильную исследовательскую традицию и высокие технологии можно оказывать весомое воздействие на функционирование инновационных систем и уровень их экономического развития. Или, как в Скандинавии, где происходит активное слаженное взаимодействие образовательных, научных структур с государством и предпринимательской средой. Именно там при поддержке государственного финансирования, инвестиций, заказов от крупных компаний, правительство целенаправленно реализует курс осуществления и коммерциализации научных разработок. Данный грамотный подход предоставил возможность  университетам Швеции стать ядром крупнейших прогрессивных технопарков. [2] Это отличные и показательные примеры того, как может происходить, и какие преимущества с перспективами давать подобного рода интеграция и взаимодействие. Безусловно, эти прогрессивные тенденции в мире и их инновационная направленность в социально — экономических процессах делают проблему недостаточного взаимодействия научно — образовательных учреждений и бизнес — сообщества, предпринимательских сфер в России весьма критичной. Это является очень важным и актуальным на сегодняшний день вопросом.

Доступно только на Essays.club

Существуют различные модели управления высшими учебными заведениями, базирующиеся на частном капитале. Если посмотреть на мировой опыт, то необходимо обратить особое внимание на лидеров сферы образования и науки – университеты США, большинство из которых частные.

Есть два основных отличия ведущих американских вузов от российских. Во-первых, практически вся наука в США как фундаментальная, так и прикладная сосредоточена в университетах. В России же она, в основном, сконцентрирована в научно-исследовательских институтах и центрах Российской академии наук (РАН) или отраслевых ведомств. Во-вторых, уровень финансирования образования и науки нельзя даже сравнивать. Если первое отличие постепенно нивелируется путем интеграции вузовской и академической науки через повсеместно создаваемые консорциумы или слияния (присоединения), то второе характеризуется стабильным отставанием как по объему, так и в динамике.

В 2018 году ученые Сибирского федерального университета провели исследование под общим названием: «Становление университетов – лидеров: мировая практика и российские перспективы», в рамках которого особое внимание было уделено действующим моделям развития и факторам успеха двух всемирно известных американских частных университетов: Гарвардского (Harvard University) и Стэндфордского (Stanford University). Представляется, что некоторые аспекты моделей управления этих вузов могут быть в той или иной степени использованы при создании государственно-частных университетов в России.

В середине XIX века в Harvard University была проведена реформа управления, которая передала контроль над университетом от Государственного совета Штата Попечительскому совету, состоящему из выпускников. С того времени Гарвард позиционирует себя как университет профессионального сообщества, опирающийся, прежде всего, не на административный ресурс, а на соответствующие профессиональные ассоциации. Такой подход позволил Гарвардскому университету провести успешные реформы, которые впоследствии вывели его на первые строчки глобальных рейтингов и создали уникальное сообщество выпускников. Попечительский совет Гарварда регулярно выбирается голосованием выпускников из кандидатов, представленных Ассоциацией выпускников. Данный способ управления зарекомендовал себя настолько, что его переняли многие другие университеты и организации США и мира.

Stanford University – университет предпринимательского типа. Фактором его успеха стала стратегия развития, включающая интеграцию с высокотехнологичным бизнесом, предоставление условий для развития инновационных компаний, выстраивание образовательной среды в сотрудничестве с крупными компаниями, ориентацию образовательной и научной деятельности на практические проекты, а также междисциплинарные исследования, использование групповых форм работы, выведение результатов проектов на рынок студентами уже во время обучения. Формируя вокруг себя высокотехнологичную предпринимательскую среду, университет способствует приобретению практического опыта и востребованных компетенций как у студентов, так и у преподавателей.

На Западе крупные фирмы располагают, как правило, собственной системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Это сеть специальных учебных заведений, имеющих мощную материально-техническую базу, штаты квалифицированных преподавателей. В высокотехнологичных отраслях промышленности ежегодно проходят переподготовку 75—85% всех категорий персонала. Компании располагают правом присуждать своим работникам ученые степени. В деловых кругах справедливо говорят в этой связи о превращении корпораций в «институты непрерывного образования». Один из докладов фонда Карнеги назван «Классы корпораций: обучающийся бизнес». По данным авторов доклада, американские корпорации расходуют на образование и профессиональную подготовку своего персонала не менее 60 млрд. долл. в год. Общие расходы США в этой области сравнимы лишь с затратами на оборонную промышленность.

В современных условиях на передний план выдвигается чрезвычайно важная задача — обеспечить подготовку работника нового типа (рабочего, фермера, менеджера и т. д.). Его важнейшими качествами становятся профессиональная гибкость и мобильность, т. е. способность в случае необходимости быстро переквалифицироваться или даже сменить профессию. Обязательные элементы квалификации — солидное общее образование, широкая профессиональная подготовка и высокий культурно-технический уровень, умение быстро обновлять и пополнять знания. Современный работник практически в любой сфере деятельности должен обладать способностью к экономическому мышлению, к работе в творческих коллективах, иметь подготовку в области маркетинга, а также четко представлять себе хозяйственные, социальные и культурные аспекты введения новых технологий. Кроме того, ему необходимы дисциплинированность, инициативность, чувство ответственности, коммуникабельность, преданность и творческое отношение к делу — так называемые экстрафункциональные (выходящие за рамки профессиональных качеств) характеристики, которые на Западе объединяются новым понятием «социальная квалификация».

Таким образом , содержание квалификации в корне изменяется: усиливается субъективная сторона, возрастает роль социально-психологических факторов. Видоизменяется и само понятие образованности; его в большей степени определяет не сумма конкретных знаний, а методологическая подготовка плюс компьютерная грамотность и определенный уровень информационной культуры. Одновременно формируется и совсем новое понятие — «третья грамотность»: культура общения, эстетическое воспитание, широкая интеллектуальная деятельность, что характеризует общую культуру человека.

Системы образования США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Швеции обладают достаточно высокой степенью структурной дифференциации и гибкости, способностью быстро адаптироваться к происходящим изменениям.

Требования, предъявляемые к современному производству, могут быть удовлетворены только путем постоянного повышения уровня образования и квалификации инженерно-технических работников, форсированной подготовки специалистов-исследователей, разработчиков новой техники. Квалифицированный персонал — фактор, без которого нельзя обеспечить необходимый уровень производительности труда. «Люди — самая высокая технология» — таков нынешний девиз.

Особенно интересен опыт Японии. По мнению исследователей, один из секретов «японского чуда» таится в понимании новой роли образования в обществе, в том, что бизнес сделал главную ставку на человека. Японский предприниматель выступает, если можно так выразиться, за «тейлоризм наоборот», за максимальное использование творческого потенциала каждого работника. Непрерывное обучение всех категорий персонала (рабочих, инженерно-технических и управленческих кадров), постоянная переподготовка и повышение квалификации — таковы базисная стратегия и цель кадровой политики. Результатом этого стала новая форма труда — труд хорошо обученного дисциплинированного работника, обладающего чувством нового, умением мыслить нестандартно, без оглядки «на авторитеты», а также высокой мотивацией к творчеству и изобретательству.

На переподготовку персонала японские предприятия ежегодно расходуют суммы, равные 10—12% фонда заработной платы. Обучение рассматривается как важная часть трудовой деятельности работника. Параллельно с модернизацией производства идет подготовка специалистов по новой технике. Оба процесса спланированы таким образом, чтобы к моменту установки нового оборудования необходимую квалификацию имело заданное число специалистов, которые ознакомились с этим оборудованием еще во время монтажа и отладки.

Чтобы вовлечь в процесс реконструкции и обучения весь персонал, каждой из его категорий предварительно разъясняются цели и задачи технологических преобразований, а также ожидаемые от них выгоды. К преподаванию привлекаются ведущие специалисты компании и университетов. Им предоставляется полная свобода в решении профессиональных задач при условии достижения конечной цели — подготовки персонала высокой квалификации. Прохождение курсов повышает престиж работника, способствует его профессиональному и служебному росту. В настоящее время общий квалификационный уровень японской рабочей силы считается самым высоким в мире.

Необходимость интенсификации подготовки высококвалифицированных кадров, в частности инженеров, для усиления экономического потенциала общепризнана. В ФРГ, Франции, Великобритании и ряде других стран начали создаваться специальные центры подготовки, переподготовки и повышения квалификации, формируемые несколькими однотипными предприятиями на кооперативной основе и позволяющие при значительной экономии средств приблизить содержание учебных программ к конкретным потребностям предприятий, быстрее решать кадровые проблемы.

В США учебные программы различного рода для инженеров реализуются непосредственно в фирмах и учебно-консультационных центрах. На эти цели расходуются немалые средства, многие фирмы создают свои учебные заведения. Наряду с этим крупные фирмы имеют специальные учебные заведения, где инженеры при финансовой поддержке своих предприятий могут выполнять диссертационные исследования. Одна из форм повышения квалификации — специализированные научно-практические семинары, где в течение недели слушатели с отрывом от производства знакомятся с конкретными научными достижениями и техническими новшествами. В качестве руководителей семинаров привлекаются специалисты фирмы и преподаватели высшей школы.

Во всех странах широко используются видеотехника и другие современные технические средства обучения. Заслуживает внимания, в частности, такая форма обучения, как организация видеоклассов на предприятиях, где администрация закупает оборудование, приобретает учебные курсы в видеозаписи. Чрезвычайно эффективным средством обучения являются лазерные компакт-диски, которые позволяют воспроизводить на компьютере очень большие объемы записанной на них аудио- и видеоинформации.

Никогда прежде фактор творчества в обновлении производства не играл столь значимой роли, как сейчас. Чтобы выдержать конкуренцию, компании нуждаются в специалистах с высоким творческим потенциалом. Речь идет о разработчиках новой техники и технологий, о профессиональных пользователях систем электронной обработки данных, специалистах по информатике, программистах («золотых воротничках» предприятий). Кроме высокой профессиональной подготовки от них требуется качественно новая динамика мышления: творчество и изобретательность; знание профессиональных особенностей и закономерностей смежных подразделений; применение комплексного подхода и воплощение его в оригинальных технических решениях; умение работать в коллективе и руководить исходя из интересов компании. Другими словами, специалисты с высоким творческим потенциалом должны иметь собственную позицию, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях и проявлять инициативу.

Изобретательность японских компаний в активизации творческого начала и его стимулировании вызывает пристальное внимание исследователей всего мира. Хорошо известны действующие на японских предприятиях кружки качества, группы интересных идей, так называемая система предложений. Суть этих форм организации труда — в предоставлении права и возможности вмешиваться в дела фирмы, выступать с предложениями по технологическому процессу, участвовать в рационализации производства. По данным статистики, в Японии каждый работник частного сектора выдвигает за год в среднем 19 предложений, связанных с новыми идеями и проектами, 76 % из них используются на практике.

Современный бизнес делает ставку на творческий потенциал и совершенствование кадров, ибо (по опыту американских фирм) каждые 35 тыс. дол., вложенные в образование, приносят прибыль в 1млн дол.

Вместе с тем, если специальные знания могут быть лучше всего переданы в процессе обучения на рабочем месте, то так называемые экстрафункциональные качества должны быть привиты учащимся еще в процессе школьного обучения. Поэтому компании стремятся расширить контакты со школами и вузами.

Заинтересованность фирм и компаний в профессионально подготовленных выпускниках школ и вузов настолько велика, что можно говорить о формировании союза образования и бизнеса. В каких формах реализуется этот союз? Крупные высокотехнологичные фирмы США постоянно осуществляют программы профессиональной ориентации учащихся старших классов. Школьники, имеющие склонность к точным наукам, приглашаются в лаборатории и опытные цеха фирм. Они учатся работать в исследовательских группах, получая тем самым возможность точнее сделать выбор профессии. Организуются такие учебные программы, как «биржевая игра», различного рода «экономические игры», финансируемые бизнесом. Их цель — ознакомить учащихся с экономическим механизмом предприятия, научить анализировать бюджет, кредитование, конъюнктуру. Эту цель преследуют и специальные семинары по капиталовложениям, летние лагеря бизнеса.

В борьбе за повышение качества обучения корпорации предлагают разные пути. Один из них — внедрение в школьное образование принципа конкуренции с помощью так называемой системы ваучеров (от англ. voucher — чек). Что это такое? Предположим, что стоимость обучения одного ребенка в государственной школе равна 2,5 тыс. дол. Министерство образования выдает родителям чек на эту сумму, а родители сами выбирают школу. В борьбе за «ваучеры», из которых формируется бюджет, между школами возникает естественная конкуренция. Те из них, которые не могут сформировать необходимый бюджет, закрываются. Вопрос этот широко дебатировался в США. Если ранее большинство американцев выступало против такой системы, то в последнее время, как показали результаты опроса института Гэлла-па, 51% выступило за нее, 38 % — против. Этой проблемой занимается специально созданный институт, и в некоторых штатах уже есть «школы-ваучеры».

Настоятельной необходимостью для большого бизнеса стала активизация сотрудничества с университетами, чему во многом способствуют совместные научно-исследовательские проекты. Введен новый учебный курс — «Творчество в бизнесе». Если раньше выпускники вузов использовались на предприятиях большей частью в роли консультантов, то сейчас они проводят научные исследования непосредственно по заказам корпораций, нередко занимают высокие административные посты, а иногда становятся и совладельцами фирм.

Значительна помощь со стороны компаний техническим вузам. Им предоставляется оборудование для проведения совместных исследований по интересующей фирму тематике. Студенты получают возможность работать над реальными проблемами, что для них является и хорошей школой, и дополнительным заработком.

Существует также практика привлечения старшекурсников на работу в период летних каникул с целью ознакомления со спецификой производства, содержанием и характером труда, приобретения производственного опыта. Заработная плата устанавливается в процентах от первоначальных ставок выпускников вузов (как правило, на 12,5 % ниже). Отбор студентов проводят работники кадровой службы и руководители функциональных подразделений фирмы, что избавляет ее от дополнительных затрат, связанных с приобретением молодыми специалистами необходимого опыта.

На исследование проблем, связанных с одаренностью, выделяются немалые средства. В США, например, талант рассматривается как национальное достояние. Идет постоянный процесс поиска юных дарований. Действует Совет по одаренным и талантливым детям. Созданы особые условия для их развития: поощряется ускоренное прохождение курса, применяются расширенные программы подготовки. Открыты школы для «вундеркиндов» и «суперсады», где дети в возрасте до пяти лет обучаются по школьным программам. Одаренным студентам специальные фонды оплачивают учебу и выделяют стипендии.

Поиск талантов не прекращается и в обычных, массовых школах, чему во многом способствует индивидуализация обучения, давно получившая широкое признание и применение на практике. Индивидуальный подход базируется на объективном факторе различия детей по способностям и интересам. Но если дифференциация предполагает разделение учащихся по принципиально разным профилям, с различными учебными целями и сроками, то индивидуализация обучения, напротив, исходит из общих для данного профиля образовательных целей, для достижения которых предлагаются разные пути. Большую роль при этом играют принцип «свободного выбора предметов» и отказ от обязательных учебных программ как не соответствующих современным требованиям. По мнению социологов, такой подход обеспечивает равные шансы на образование.

Большие возможности для индивидуализации обучения открывает внедрение в учебный процесс компьютеров, так как они наряду с другими новейшими техническими средствами позволяют максимально интенсифицировать и индивидуализировать темпы овладения знаниями.

В середине 80-х годов ХХ в. компании США, Японии, ФРГ, Великобритании начали беспрецедентный эксперимент, связанный с идеей всеобщей компьютеризации образования, с целью овладения всеми учащимися «второй грамотностью», включающей практические навыки работы с электронно-вычислительной техникой. Навыки «общения» с компьютером теперь стали необходимым условием усвоения многих академических предметов. Происходит массовое внедрение компьютеров в учебные заведения всех ступеней.

Использование вычислительной техники в учебном процессе позволяет значительно улучшить качество подготовки (в частности, путем рационального распределения изучаемого материала, контроля над самостоятельной деятельностью учащихся), существенно расширяет возможности индивидуализации обучения, стимулирует тягу к знаниям, позволяет сделать процесс обучения эффективным и увлекательным. Все это значительно экономит материальные средства, время слушателей и преподавателей. Такой интерес к современным техническим средствам обучения объясняется не только потребностями производства. Важную роль здесь играет направление развития всего общества — его информатизация, т. е. распространение и внедрение во все сферы жизни новых данных и знаний. «Производство» информации становится одной из самых прибыльных отраслей.

Лучшие умы человечества веками связывали огромные надежды с просвещением народа. В наше время эта гуманистическая идея приобрела особое значение. С изменением содержания профессий, перестройкой профессиональной структуры занятости требуются новые знания и способности, совсем иная общеобразовательная и специальная подготовка рабочей силы, иной тип квалификации. Страна, не обладающая системой образования, способной своевременно подготовить высококвалифицированные кадры, обречена на отставание.

Сегодня лишь 6% россиян смотрят оптимистично на современное образование, при этом число обучающихся в частных учреждениях составляет менее 1% от общей численности школьников.

С другой стороны, родители готовы инвестировать внушительные суммы на занятия в развивающих студиях и секциях, а 40% жителей России не перестанут платить, даже если их материальное положение ухудшится. Рынок дополнительных образовательных услуг показывает стремительный рост как в «детском» сегменте, так и во «взрослом».

Функции основного и дополнительного образования

По закону родители должны обеспечить детям получение основного образования. Как это сделать — выбор каждого. Обычно решение принимается в пользу государственных школ, где ребенок может развить soft skills и в будущем успешно социализироваться. Но с точки зрения обучения такие учреждения предоставляет лишь базу, необходимую для дальнейшего существования в обществе.

Для полноценной жизни школьных знаний недостаточно, так как в учебных программах отсутствует необходимый минимум. Например, в обычных школах не учат основам финансовой грамотности, и в дальнейшем люди подвержены влиянию мошенников.   

Дополнительное образование дает то, что не попадает в минимум базовых знаний. Его основная функция — развитие творческого и технического начала. Направлений много: от программирования до блоггинга. Остается только определить «свое». Хорошо, когда желание узнать новое исходит от ребенка. Порой родители отдают детей в кружки только для того, чтобы чем-то их занять или потому что сами не реализовались в какой-то сфере. 

Увлечение помогает глубоко раскрыть потенциал детей. Со временем оно может перерасти в хобби, бизнес, профессию. Хотите вырастить гармоничную личность, которая в будущем занимается любимым делом и получает доход?

Вот работающая формула: сын или дочь чем-то заинтересовались, родители подхватили и нашли тематический курс, и все это произошло в сензитивный период развития ребенка. 

Дополнительное образование пользуется спросом и среди взрослых. Исследования показали, что 64% россиян по окончанию вуза не работают по специальности. Чтобы не тратить время на получение второго высшего образования, люди выбирают курсовую подготовку. Например, если IT-специалисту надо выучить второй язык программирования, вряд ли он пойдет за знаниями в университет.

Когда есть база, быстрее и проще поучиться на курсах. А некоторые специальности в обязательном порядке предполагают регулярное повышение квалификации. 

В Канаде такой же подход к получению дополнительного образования, как и в России. Большинство жителей этой страны предпочитают пройти годичные курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку за 1-3 года, чем вновь поступать в вуз. Также там работают сертификатные программы, благодаря которым трудоустройство выпускников значительно упрощается. Кстати, для иностранцев в Канаде более выгодные условия обучения, чем в Англии и США. 

Роль бизнеса в образовании

Бизнес может выступать как заказчиком образования, когда компании подают заявку на обучение (развитие soft skills у сотрудников, программы MBA для топ-менеджеров), так и самостоятельно предоставлять услугу. Возникает вопрос, по каким критериям определить качество предоставляемых знаний. Сегодня на рынке много распиаренных проектов, которые дают базовый минимум, но итог их деятельности неясен.

В США одним из основных параметров, который определяет успешность вуза, является процент трудоустроенных выпускников: чем он больше, тем выше рейтинг учреждения. По опыту «Компьютерной Академии Шаг», при должной мотивации и прилежности в освоении материала, специалисты в 90% трудоустраиваются по профессии. Именно поэтому задача образовательного учреждения — максимально способствовать заинтересованности своих студентов.

Запрос на платное основное образование тоже есть, но не такой большой, как на дополнительное. В основном он исходит от интеллигенции, которую не устраивает качество бесплатного обучения. В большинстве частных школ прием проходит на конкурсной основе: отбирают лучших, причем смотрят как на ребенка, так и на родителей. 

Мы придерживаемся точки зрения, что в процессе обучения должен существовать здоровый баланс, где родители бы интересовались успехами ребенка, но не делали за него домашнюю работу.

Такой подход предполагает наличие самого лучшего оборудования и высококвалифицированных педагогов, а также использование разных форматов занятий. 

Государство активно развивает дополнительное образование. Качество обучения зависит от бюджета и исполнителей. Современные родители, делают выбор учреждений по географическому принципу: чем ближе к дому, тем лучше. Дворцы пионеров и муниципальные клубы — это крупные объекты, которые локализуются в одном месте, часто не в самом выгодном для ученика.

Бизнес здесь в более выигрышной позиции: студий и центров много, располагаются они точечно. Кроме того, даже если в бюджетных учебных заведениях есть новейшее оборудование, там редко встретишь специалиста, умеющего в совершенстве на нем работать. 

В некоторых странах Европы государство не играет активной роли в развитии дополнительного («неформального») образования. Так, в Нидерландах значительная часть учебных заведений — частные. Досуговый сектор здесь ежегодно имеет оборот в €50 млрд. Похожая ситуация сложилась в Великобритании, Франции и Бельгии.

Основное или дополнительное: что прибыльнее для бизнеса

Качество любого образования, безусловно, будет выше в частном секторе. Чтобы развиваться и быть конкурентоспособным на рынке, предприниматели вынуждены следить за своим бизнесом, улучшать и продвигать услуги. К тому же в платных учреждениях у педагогов мотивация выше, чем в государственных. 

Любое дополнительное образование будет прибыльнее основного. Во-первых, ниже конкуренция с бесплатным. У большинства родителей нет денег на частную школу, поэтому они отдают детей в государственную. Во-вторых, это шанс дать ребенку полезные навыки для будущего: люди готовы платить за качество. Несмотря на такую тенденцию, лично мы все-таки планируем в ближайшие год-два открыть общеобразовательную школу в России. Эта модель хорошо показала себя в других странах и уверены в её успехе на российском рынке. 

Пока в количественном выражении учреждений дополнительного образования для детей больше. Но и среди взрослого населения есть большой спрос на курсы: все понимают, что сегодня нужны знания, а не «корочка» через пять лет.

За что человек готов отдать деньги?

Люди платят за результат. Для родителей важно всестороннее развитие ребенка, формирование новых навыков, для взрослых студентов — возможность трудоустроиться по окончании курсов. Поэтому учебные заведения должны реализовывать актуальные программы, динамично обновлять пакеты курсов и приглашать практикующих специалистов, желающих поделиться опытом.

Чтобы в программе обучения не было слабых мест (и, соответственно, пробелов в знаниях студентов в дальнейшем), перед  ее запуском можно обсудить содержательную сторону с компаниями-партнерами — будущими работодателями выпускников. 

Для современных офлайн-школ характерно внимание к интерьерам и техническому оснащению. Когда в помещении создан антураж, сделан хороший ремонт, имеется новое оборудование и средства визуализации, там приятно учиться и работать. Кроме того, благоприятная инновационная среда в дополнительном образовании снижает коэффициент «сопротивления» нововведениям среди преподавателей и помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности.

Из новшеств, которые делают процесс обучения доступным и удобным, можно отметить наличие виртуальных личных кабинетов, постоянной поддержки (как технической, так и методической) и отказ от бумажных учебников в пользу электронных ресурсов. 

Ещё один важный момент в обучении связан с тем, что не студент, а образовательное учреждение задает темп обучения. Задача участников группы — подхватить его и заниматься с этой скоростью. Стоит раз пропустить занятие, теряется мотивация и все усилия сходят на «нет».

По нашим наблюдениям, 90% результата зависит от ученика, в остальном — большой пласт работы ложится на плечи методистов. Конечно, теоретически, можно всю информацию найти в интернете и самому обучиться. Но не каждому это под силу, поэтому учреждения дополнительного образования берут на себя экспертность в выбранной сфере (в нашем случае —  в IT), следят за трендами, новинками, составляют программу и задают темп. 

Чек-лист. Как построить бизнес в образовании?

  • Выбирайте нишу с учетом запросов общества.
  • Анализируйте рынок, следите за тенденциями, берите на себя экспертность при составлении программ.
  • Определите для себя измеряемые критерии результативности: цифры лучше фиксируют успехи и наглядно демонстрируют качество образования.
  • Создайте комфортную атмосферу для педагогов и учащихся.
  • Постоянно работайте над улучшением сервиса.
  • Задайте темп обучения, но отслеживайте, как с ним справляются ученики. При необходимости — поддерживайте человека и мотивируйте на достижение результата.

Фото на обложке: Africa Studio/Shutterstock

Автор: Алексей Белянин | Источник: Открытая Экономика

Алексей Владимирович, государство сейчас требует от бизнеса его участия в реализации национальных проектов и активной социальной позиции. Одно из направлений возможного сотрудничества — высшее образование. Причем здесь прорисовывается два направления возможного участия бизнеса. Первое — покупка учебных заведений. Это и приобретение О. Дерипаской Академии им. Плеханова, и создание Р. Варданяном новой элитной бизнес-школы. Второе направление — кредитование высшего образования.

Насколько, с Вашей точки зрения, может быть продуктивным участие бизнеса в этой сфере? И как должны распределяться обязанности? Что входит в компетенцию бизнеса, а что государства?

Очень интересный и очень правильный вопрос. Я бы сказал так: этот шаг настолько правильный, что государство само, быть может, не понимает, до какой степени он правилен.

Причина такой моей позиции, в сущности, очень проста: в долгосрочной перспективе единственный реальный шанс обеспечить конкурентоспособность нашей страны на мировом уровне мне видится в развитии образования. Запасы нефти закончатся, инвестиции можно разворовать, земельные ресурсы могут истощиться, не говоря уже о том, что и границы страны через 20-30-50 лет могут быть совсем иными. Но Россия останется собой, если останутся и будут прирастать ее люди — умные, способные, талантливые, выросшие на ее национальной культуре и системе ценностей, люди, умеющие и любящие думать, а не только читать детективы и смотреть бесконечные «Аншлаги». Образование в этом смысле — ценность абсолютно непреходящая: чем больше в стране людей, понимающих ценность умственного труда (а он начинается со студенческой скамьи), тем больше шансов на то, что наши дети и внуки будут жить достойной жизнью в достойной стране.

Поэтому готовность бизнеса вложить деньги в образование — вещь в принципе безусловно положительная; остается вопрос о конкретных формах таких вложений. Тут вопросов и всяких нюансов куда как больше, хотя бы уже потому, что есть опасность «покупок» (в кавычках) вузов отдельными предпринимателями. А ведь, как известно, кто платит, тот заказывает музыку — чему будут учить в таких вузах, и кто ответит за качество этого образования?

Эти опасения понятны, однако я думаю, что в нынешних условиях они во многом не оправданны. Прежде всего потому, что подобные «покупки» (по крайней мере, наиболее громкие из них) до сих пор осуществлялись не рядовыми предпринимателями, а теми, кого называют олигархами, причем теми из них, кто шел на такой шаг не просто чтобы как-то потратить деньги, а потому, что он соответствовал их системе ценностей. Можно, конечно, задаться вопросом о том, способна ли голова олигарха вмещать в себя «общественно полезную» систему ценностей,- но во-первых, кто берется объективно измерить эту самую «полезность», а во-вторых, это как раз тот случай, когда сам факт создания и поддержания среды дороже конкретных инструментов ее формирования. Кроме того, государство ведь не снимает с себя вопросы контроля за качеством образования: если вуз начал работать плохо, ничто не мешает лишить его лицензии. И наконец, в нынешних условиях я не мыслю такой ситуации, при которой государство не найдет возможности подойти к любому олигарху и спросить с него, если в его (олигарха) датском королевстве что-то стало неладно. В плюсах же — прежде всего то, что высшая школа, и в частности, наука, может получить реальный шанс выкарабкаться из материальной нищеты, чтобы насладиться в полной мере нищетой духовной, которая одна и дает пищу уму и пролагает дорогу открытиям.

Сейчас бизнес в сфере высшего образования сосредоточен на подготовке экономистов, если говорить о Плехановской академии, и управленцев, если говорить о создании бизнес-школы MBA. Но при этом многие отмечали, что у нас нет недостатка в экономистах, у нас есть недостаток в инженерах, физиках, химиках, биологах и т. д.

Президент Плехановской академии г-н Видяпин высказал в этой связи вполне здравую мысль: если у нашего вуза появился богатый частный финансист, то заберите у нас бюджетные деньги и отдайте их вузам, которые готовят инженеров, учителей, врачей. Как минимум эта мера звучит адекватно: речь можно вести не только об увеличении финансирования отдельных вузов, но и о перераспределении ресурсов страны. Кроме того, не забывайте о том, что «частными» могут стать лишь отдельные вузы: так, упомянутая вами международная школа бизнеса, которую собирается создавать «Тройка Диалог», будет обучать лишь считанные десятки менеджеров высшего звена. Элитное бизнес-образование по определению не предназначено для многих тысяч, это штучный продукт, и наивно думать, что при частном финансировании его смогут получить все желающие. Частные деньги лишь позволят улучшить качество обучения в такого рода вузах — не в последнюю очередь за счет привлечения более квалифицированных преподавателей с мирового рынка труда. Это, конечно, будет означать дальнейшую сегрегацию образования, выделение более и менее состоятельных (как в финансовом, так и в интеллектуальном плане) вузов, и как следствие — сокращение их общего числа. И это вполне объективный процесс, поскольку уже накатила пресловутая «демографическая яма».

По поводу кредитования высшего образования. Сейчас запущен пилотный проект кредитования, когда банки кредитуют студентов, а государство предоставляет гарантию. Насколько такая схема целесообразна? Может, кредитование высшего образования нужно было реализовать по тем схемам, которые используют на Западе, когда компании заключают договора со студентами о том, что они оплачивают им учебу, а после обучения студент работает на эту компанию?

Во-первых, есть Запад и Запад: американское высшее образование — это совсем не то же, что, например, германское. Во-вторых, такие схемы работают довольно активно только для некоторых программ, прежде всего MBA. Представьте себе, что вы выпускник школы, и хотите получить образование за счет частной компании. Если это компания вашего папы или вашей мамы, то это, конечно, сработает, но вряд ли этот случай может считаться показательным. Нормальная компания ничего не знает о том, какой специалист получится из наугад взятого выпускника средней школы. Ответ на этот вопрос как раз и дает высшее образование — одновременно и способ подготовить специалиста, и сигнал о его качестве. В западных странах образование за счет компании — это не доминантная практика; в большинстве случаев образование оплачивается либо из кармана родителей, либо из частных фондов, либо за счет университетов/ в рамках программ государственного финансирования, либо, наконец, за счет образовательных кредитов.

Эти последние сами по себе вещь нормальная, причем еще и потому, что в нынешних российских условиях они, в хорошем случае, позволят добиться сразу двух целей. Во-первых, это будут займы достаточно хорошего качества, с понятными сроками и рисками, что позволит лишний раз расшевелить рынок кредитов, и способствовать укреплению банковской системы. Во-вторых, это способ предоставить доступ к качественным образовательным услугам широким слоям населения, а не только тем, кто способен больше платить сегодня. Не секрет, что более качественное образование оказывается более дорогим — и это нормально. Однако никто не сказал, что самые способные студенты имеют достаточно денег, чтобы учиться в самом хорошем дорогом вузе. Кредит — хороший способ как раз для того, чтобы дать образование не самым «звездам», но просто будущим хорошим специалистам, добротным «четверочникам» — словом, тем, на ком (в хорошем смысле) держатся и вузы, и реальная экономика страны.

Современный бизнес нуждается в научном подходе едва ли не больше, чем в инновационных технологиях. Десять лет назад я был аспирантом и младшим научным сотрудником Геологического института РАН. А затем соврешил переход из науки в бизнес и по сей день считаю, что именно научная база помогла мне успешно вести дела.

личный архив

Бизнес зависит от научных разработок

На протяжении всей истории инновации приводили к революциям в науке, а вслед за этим меняли и жизнь общества в целом (например, навигационные инструменты помогали в открытии новых земель и приводили к усилению торговли). Но если раньше эти процессы шли довольно медленно, то сейчас коммерциализация научных решений происходит в течение нескольких лет. В развитых странах инновационные разработки на 70% финансируют частные компании. В России пока основные средства на развитие науки выделяет государство, и это сказывается как на медленном темпе роста бизнеса, так и на отставании в технической сфере.

Если у бизнеса есть прямой контакт с наукой, то это дает возможность быть в авангарде, даже если сама сфера не связана с технологиями. «Камневеды» занимаются продажей кристаллов, окаменелостей, минералов. И именно глубокие научные познания руководителя и сотрудников позволяют правильно оценивать находки, составлять коллекции, снимать документальные фильмы для популяризации. Эти и другие действия позволяют повысить средний чек и добиться роста.

личный архив

Научное мышление помогает принимать правильные решения

Научный метод позволяет изучать мира систематическим, воспроизводимым образом. Для начала стоит найти общий вопрос, основанный на личном опыте. Например, что подталкивает клиента к покупке дорогого товара? Затем стоит сформулировать гипотезу, которая может разрешить загадку и создаст проверяемый прогноз. Это может быть предположение, что чаще всего люди тратят сумму выше средней, если раз в месяц действует 15% скидка на весь товар. После этого стоит собрать данные для проверки прогноза и, наконец, оценить свое предположение относительно конкурирующих гипотез.

Этот способ мышления ответственен за расширение нашего понимания природы в течение последних несколько веков. Сейчас он входит в миры политики, бизнеса и маркетинга, давая объяснения, почему люди поступают так или иначе и как влиять на их поведение. Огромный пласт исследований в микроэкономике и социальной психологии позволяют предпринимателю грамотнее организовывать пространство магазина, составлять рекламные акции не на основе интуиции, а на базе результатов научных опросов и экспериментов. Книги популяризатора психологии Роберта Чиалдини, лауреата Нобелевской премии Даниэла Канемана, профессора психологии и поведенческой экономии Дэна Ариели и многих других ученых дают куда большее представление о ведении бизнеса, чем выступления коучей и мотиваторов.

В науке принято опираться на скептические оценки

Беда многих предпринимателей — излишний оптимизм, недооценка требуемых вложений и склонность к риску. Так что многим бизнесменам пригодился бы принцип «Мысли как ученый», а именно будь осторожен. Внедряя инновации, ученые стараются найти баланс между любопытством, интуицией и скептицизмом. Чтобы избежать предвзятости и не полагаться всецело на одну идею, они используют внешние и внутренние экспертные оценки и рандомизированные контрольные испытания.

Кажется, что в компании это сложно применить. Но на практике достаточно приглашать кого-то не из вашей команды и даже отрасли, чтобы люди критически оценивали ваши наработки. Опросы потребителей и экспертов (правда, все анкеты и интервью должны опираться на четкую методологию) позволяют бизнесу двигаться в верном направлении. И популярное сейчас customer development — это применение социологических разработок в бизнесе.

В науке есть баланс между сотрудничеством и конкуренций

Лучшие ученые охотно конкурируют и сотрудничают друг с другом. Когда проблемы становятся все сложнее, ученые создают лучшую команду, даже если партнер — опасный конкурентом. Обмен данными особенно необходим для решения проблем, лежащих на стыке разных сфер, таких как кибербезопасность, экология или биотехнологии.

На рынке продажи камней не так много игроков, и поэтому можно было бы ожидать, что за каждого клиента идет ожесточенная борьба. Но вместо этого разные компании сотрудничают: если у нас срочно захотят закупить крупную партию товара, которого не хватает, то «Камневеды» обращаются к конкурентам. Такая взаимопомощь помогает всем оставаться на плаву и быстро справляться со сложностями.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой дизельный двигатель стоит на газели бизнес
  • Какова самая распространенная форма бизнеса в рф
  • Какая страховая компания самая надежная в россии
  • Какой длины щетки стеклоочистителя газель бизнес
  • Каковы преимущества большого бизнеса перед малым