Какое ориентировочное время непрерывной работы при развитии общей выносливости

1) Для развития общей выносливости рекомендуется двигательная активность в объеме … в неделю:

Выберите один ответ:
a. 4-6 часов
b. 10-14 часов
c. 30-32 часа
d. 6-8 часов

2) Общая (аэробная) выносливость характеризуется:

Выберите один ответ:
a. кислородным голоданием
b. наличием динамического равновесия между поступлением и использованием кислорода при мышечной работе
c. наличием кислородного долга
d. активным расщеплением жиров
3)При каких показателях пульса необходимо развивать общую (аэробную) выносливость?

Выберите один ответ:
a. до 170 уд/мин
b. 200 уд/мин и более
c. 190 уд/мин
d. 120-140 уд/мин
4)Какое ориентировочное время непрерывной работы при развитии общей выносливости?

Выберите один ответ:
a. 30-40с.
b. 45-60с.
c. от 3-6 мин.
d. 5-10с.
5)Укажите, какой показатель учитывается при оценке общей (аэробной) выносливости на учебных занятиях по физической культуре:

Выберите один ответ:
a. ЧСС после выполнения физической нагрузки
b. величина максимально потребления кислорода
c. максимальное количество выполненной механической работы, измеренной современными средствами
d. время работы «до отказа» при заданной мощности физической нагрузки

Гипермаркет знаний>>физкультура >>физкультура 5 класс>> Методика развития выносливости

6.3. Методика развития выносливости

Существует несколько видов выносливости: скоростная, силовая, статическая, динамическая, игровая, координационная. Каждая из них может быть объектом целевых установок учителя и учащихся. Наиболее значимой для практики физического воспитания в общеобразовательных учреждениях является общая и специальная выносливость. Общей называют выносливость, проявляемую во время длительной работы умеренной интенсивности с использованием всего мышечного аппарата человека. Она зависит преимущественно от функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной функциональных систем. Общая выносливость определяется аэробной производительностью человека. Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определённой двигательной деятельности. Она зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов энергии.

К основным средствам развития выносливости относятся циклические виды движений (бег, плавание, лыжи, коньки, гребля) или ациклические упражнения, искусственно организованные как циклические (аэробика, ритмика), а также средства комплексного воздействия (подвижные и спортивные игры, полосы препятствий, круговая тренировка). Наиболее доступным и удобным средством развития выносливости в условиях практики общеобразовательных учреждений является бег. Основные методы, которые учитель реализует в процессе физического воспитания, используя бег, — метод непрерывной (длительной) работы, повторный метод, игровой, соревновательный и метод круговой тренировки (вариант длительной работы).

Увеличение показателей выносливости связано прежде всего с увеличением максимального потребления кислорода (МПК). Развитие МПК наблюдается, если интенсивность выполняемой работы циклического характера равна примерно 50–60%. Такой интенсивности соответствуют значения пульса, равные 130–140 уд./мин. Для развития выносливости необходимо руководствоваться следующими положениями: 1) выполнять упражнения до утомления и на фоне утомления; 2) строго координировать дыхание с движением; 3) регулировать нагрузку на организм, руководствуясь главным образом показателями пульса.

Общую выносливость можно развивать с помощью равномерного (непрерывного) или интервального метода. Равномерный метод развития выносливости доступен для всех. Он оказывает благотворное влияние на укрепление здоровья.

Рекомендации для развития общей выносливости с использованием равномерного (непрерывного) бега сводятся к следующему:

       1) продолжительность бега должна быть не менее 3–5 мин;
       2) скорость бега рекомендуется такая, при которой значения пульса достигают не более 140 уд./мин;
       3) после бега частота пульса через 1 мин должна быть близкой к норме;
       4) нагрузку от одного занятия к другому следует увеличивать за счёт увеличения её объёмных показателей.

Рекомендации для развития общей выносливости с использованием интервального бега сводятся к следующему:

       1) длина отрезков должна быть 100–150 м, а скорость бега — 75–85% от максимума;
       2) частота пульса во время бега должна быть около 160–170 уд./мин;
       3) 3–5 повторений с интервалами для отдыха между повторениями 45–90 с.

Основное различие в методике развития общей выносливости с помощью равномерного и интервального упражнения состоит в том, что в первом случае необходимо один раз преодолеть большую дистанцию с незначительной скоростью, а во втором — несколько раз отдельные отрезки дистанции с относительно высокой скоростью и между повторениями отдыхать непродолжительное время.

В процессе развития общей выносливости используется время непрерывной работы от 4 мин в начале тренирующего воздействия до 15–20 мин в конце тренирующего цикла, который по продолжительности равен одной четверти. Не стоит стремиться повышать темп бега (интенсивность), так как наибольшее значение для развития выносливости учащихся имеет постепенное увеличение общей продолжительности нагрузки. Результат занятий зависит и от других обстоятельств: места занятий (зал, площадка, на местности), правильного выбора одежды и обуви по сезону и погоде, подбора маршрута бега. Если нет необходимых условий, то можно для тренировок использовать бег на месте, по времени и программе выполнения идентичный времени и программе бега на отрезках.

При развитии выносливости очень важно научиться правильно дышать (ритмично). Во время продолжительного бега умеренной интенсивности нужно дышать в ритме: 2–3 шага — вдох, 2–3 шага — выдох. При этом акцентируют внимание на выполнении выдоха.

Физическая культура. 5–7 классы : методическое пособие / Виленский М.Я., Чичикин В.Т. — М.: Просвещение, 2010.

Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки

©  Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Разработка — Гипермаркет знаний 2008-

Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:

Задачи: 1. Способствовать повышению максимального уровня потребления кислорода как важнейшего фактора аэробной производительности.

2. Развивать способность поддерживать длительное время работу в условиях максимального потребления кислорода.

3. Совершенствовать быстроту развертывания согласованной работы сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма.

Средства. Разнообразные циклические и ациклические физические упражнения, выполняемые в течении длительного времени преимущественно в аэробном режиме энергообеспечения и обеспечивающие активное участие в работе крупных мышечных групп.

К таким средствам относятся: плавание, гребля, передвижение на лыжах, кроссы и другие аналогичные упражнения.

К дополнительным средствам развития выносливости можно отнести также факторы внешней среды: периодическое пребывание в условиях среднегорья, использование саун, бань, барокамер и т.д. Адаптация организма в этих условиях повышает его устойчивость к гипоксии и тем самым положительно влияет на выносливость.

Методы. Для развития общей выносливости применяют: равномерный, переменный и интервальный методы. Выбор методов в значительной мере определяется уровнем подготовленности зани­мающихся. В этом плане с начинающими наиболее подходящим будет равномерный метод, как достаточно простой, доступный и щадящий.

Более подготовленным занимающимся можно рекомендовать переменный метод, в связи с его расширенными развивающими возможностями. Интервальный метод могут использовать люди уже обладающие хорошим уровнем общей выносливости, т.к. он предъявляет серьезные требования к сердечно-сосудистой и дыха­тельной системам.

Важным требованием к применяемым методам развития вы­носливости является нахождение оптимального сочетания продол­жительности и интенсивности нагрузки.

Равномерный и переменный методы являются основными при совершенствовании общей выносливости. При этом продолжительность нагрузки рекомендуется постепенно увеличивать, предъявляя тем самым все более высокие требования к установлению согласованности в работе функционирующих систем организма. Интенсивность на начальном этапе развития вынос­ливости сохраняется на невысоком уровне. Лишь через некоторое время она начинает плавно увеличиваться и поддерживается на так называемых «критических скоростях», которые позволяют при полной мобили­зации аэробных возможностей удовлетворять кислородный запрос в процессе самой работы. Кислородный долг при этом, естест­венно, не образуется. Подъем интенсивности нагрузок сопровождается некоторым снижением продолжительности работы.

Развивающая интенсивность для начинающих здоровых людей находиться на уровне ЧСС не ниже 120–130 ударов в ми­нуту. Оптимальная интенсивность для тренированных занимаю­щихся находится в диапазоне 140–170 ударов в минуту. При этом достигается максимальный систолический объем крови, укрепля­ется сердечная мышца и стенки кровеносных сосудов.

Продолжительность нагрузки при отмеченной выше интенсив­ности имеет достаточно широкие индивидуальные колебания, так­же зависящие от уровня подготовленности людей. Однако вы­явлено, что работа менее 4–5 мин малоэффективна, т.к. не успевают развернуться дыхательные процессы и вывести кислородотранспортную систему (сердце, сосуды, дыхание) на максимальный уро­вень потребления кислорода.

В массовой практике физического воспитания, где нет необхо­димости очень уж существенно увеличивать общую выносливость, достаточной оказывается продолжительность работы порядка 15–20 мин.

По мере увеличения функциональных возможностей организма, если это обусловлено спортивными задачами, продолжительность непрерывной работы можно постепенно доводить до 30–40 мин и более. При такой длительности работы в условиях «истинного ус­тойчивого состояния» достигается хорошо сбалансированное функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и мышеч­ной систем и совершенствование механизмов энергообеспечения.

Рассмотренные методы непрерывного упражнения, как уже от­мечено, являются основными для начинающих и важными для хо­рошо подготовленных спортсменов, т.к. они способны создавать и совершенствовать базу общей выносливости. Кроме того, они по­зволяют точно дозировать индивидуальную нагрузку и в целом не­плохо служат укреплению здоровья.

Интервальный метод увеличения общей выносливости исполь­зуется преимущественно в спортивной тренировке. Он представ­ляет собой достаточно эффективный способ ее совершенствования путем выполнения анаэробной работы.

Идея данного метода заключается в следующем. Анаэробная работа в виде высокоинтенсивных, но кратковременных повторе­ний разделяется небольшими интервалами отдыха. Образующиеся при этом продукты анаэробного распада стимулируют дыхатель­ные процессы в периоды отдыха. Поэтому в течение первых полу­тора минут отдыха после нагрузки потребление кислорода увели­чивается, повышается также систолический объем крови. Если очередная нагрузка выполняется в момент, когда эти показатели достаточно высоки, то от повторения к повторению будет посте­пенно увеличиваться потребление кислорода.

Примерные параметры интервального метода, применяе­мого для повышения аэробной производительности, таковы:

1. Интенсивность работы должна быть достаточно высокой, примерно 75–85% от максимальной дистанционной. По ЧСС это около 160–170 ударов в минуту к концу повторения.

2. Продолжительность каждого повторения – 1–2 мин. Меньшее время не позволяет активизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а большее – вызывает снижение интенсивно­сти и соответственно мешает создать необходимый кислородный долг. Поэтому работа в течение 1–2 мин, проходящая в условиях кислородного долга, приведет к максимальному потреблению ки­слорода именно в период отдыха.

3. Интервалы отдыха делаются такой продолжительности, что­бы ЧСС не опустилась к концу отдыха ниже 120–130 уд/мин, т.е. это равно примерно 3–4 мин.

4. Характер отдыха должен быть активным. Пауза заполняется малоинтенсивной двигательной деятельностью, одновременно ус­коряющей восстановление организма и поддерживающей его по­вышенное функционирование.

5. Число повторений зависит от индивидуальных возможностей человека осуществлять работу в условиях значительного утомления. Во всяком случае, необходимо начинать с 3–4 повторений за одно занятие и постепенно повышать до 10 и более повторений.

Рассмотренный интервальный метод развития общей выносливости, осуществляемый в анаэробно-аэробном режиме, широко используется также для развития специальной выносливости стайерского типа.

Выносливость – это способность организма оставаться активным в течение продолжительного периода времени, а также противостоять усталости, возникающим в ходе соревнований трудностям и психологическому давлению. 

Обычно под выносливостью подразумевают неутомляемость при выполнении аэробных упражнений или при преодолении длинных дистанций в циклических видах спорта – беге, велоспорте, плавании, лыжных гонках. 

На самом деле, существует много видов выносливости. Исходя из этого, различаются и тренировочные методы, применяемые для развития конкретного вида выносливости.

Общая выносливость

Общая выносливость – это способность организма выполнять различные виды деятельности продолжительное время и противостоять утомляемости. Чем лучше развита общая выносливость, тем дольше человек сможет выдерживать длительные нагрузки в различных спортивных дисциплинах или сферах профессиональной деятельности.

Например, способность пройти суточный поход без явных признаков усталости, пробежать 10 километров, не переходя на шаг (без привязки к итоговому времени) или взойти на сопку или невысокую гору свидетельствует о хорошей общей выносливости.

Фундаментальным требованием для любого циклического вида спорта является способность поддерживать субмаксимальную (в зависимости от соревновательной дисциплины) скорость в течение длительного периода времени.

Для развития общей выносливости обычно используются продолжительные тренировки равномерной интенсивности, которую определяют по пульсу – от 60% до 70% от максимальной частоты сердечных сокращений. 

Это может быть быстрая ходьба, бег трусцой, катание на велосипеде, плавание в бассейне или открытой воде, занятия на тренажерах (степпере, велотренажере, беговой дорожке, гребном тренажере). Основное требование подобных тренировок – непрерывность и продолжительность от получаса и более.

Развитие общей выносливости полезно не только для профессиональных спортсменов, но и для любителей активного отдыха, работников физического труда, для поддержания здоровья сердечно-сосудистой системы.

Хорошая общая выносливость обеспечивает более быстрое восстановление после тренировок и соревнований, позволяет быстрее наращивать тренировочный объем (как по количеству занятий, так и по продолжительности каждой отдельной тренировки) и интенсивность занятий. Общая выносливость – фундамент, поверх которого надстраивается специальная выносливость.

Специальная выносливость

Специальная выносливость – это способность противостоять утомлению при выполнении определенных спортивных упражнений и во время выступления в соревнованиях на конкретной дистанции.

Развитие специальной выносливости непосредственно связано с видом спорта, в котором выступает атлет, поэтому в тренировках используются не общие, а узконаправленные методики, позволяющие добиться максимальной производительности.

В зависимости от вида спорта, сложности упражнений, уровня атлета и скорости его адаптаций к возрастающим нагрузкам период развития общей выносливости в среднем занимает от шести недель до четырех месяцев.

Обычно в начале тренировочного периода сохраняется высокий объем нагрузки, и постепенно начинает возрастать интенсивность занятий. Это происходит благодаря добавлению в тренировочный процесс специфических тренировок – с коротким и продолжительным усилием, выше и ниже соревновательной интенсивности, стрессовых тренировок на фоне усталости, интервальных тренировок с различными рабочими отрезками и периодами отдыха и т.д.

Чем ближе соревнования, тем, как правило, выше интенсивность нагрузки и ниже тренировочный объем. В последние недели перед стартом атлет в состоянии выполнять большие объемы интенсивной работы, сопоставимые с теми, что ожидают его на соревнованиях.

В зависимости от вида спорта и конкретной дисциплины (дистанции) атлету потребуется развивать определенные типы специальной выносливости – аэробную, анаэробную, скоростную, силовую.

Аэробная выносливость

При аэробной нагрузке организм использует поступающий при дыхании кислород для окисления внутренних источников энергии – жиров и углеводов. 

Аэробная выносливость – способность максимально долго выполнять упражнения или преодолевать соревновательную дистанцию в целевом темпе.

В зависимости от соревновательной дисциплины аэробную выносливость условно разделяют на:

  • короткую – от 2 до 8 минут (характерно для средних дистанций);
  • среднюю – от 8 до 30 минут (средние и длинные дистанции);
  • длительную – более 30 минут (длинные и сверхдлинные дистанции).

Аэробная выносливость в основном развивается за счет непрерывных продолжительных нагрузок и интервальных тренировок.

Анаэробная выносливость

Во время анаэробной работы с максимальным усилием организм не может полноценно использовать поступающий с дыханием кислород, поэтому начинает интенсивнее работать в бескислородном режиме, при котором в мышцах начинает накапливаться молочная кислота.

Накопление молочной кислоты при продолжительной интенсивной нагрузке приводит к постепенному утомлению мышц и в конечном счете к мышечному отказу – невозможности продолжать движение. 

Основной задачей при развитии анаэробной выносливости является достижение необходимых физиологических адаптаций (например, повышение анаэробного порога – частоты ЧСС, при которой начинает накапливаться молочная кислота), которые позволят отодвинуть момент отказа как можно дальше.

Анаэробную выносливость можно разделить на:

  • короткую – менее 25 секунд (короткий спринт);
  • среднюю – от 25 до 60 секунд (длинный спринт);
  • длительную – от 60 секунд до 2 минут (длинный спринт вплоть до границы средних дистанций).

Для развития анаэробной выносливости используются тренировки, включающие повторения высокоинтенсивной работы с небольшими периодами восстановления.

Скоростная выносливость

Скоростная выносливость необходима спортсмену для достижения координации мышечных сокращений, то есть он должен быть в состоянии выполнять продолжительную работу без потери скорости и нарушений техники.

Для развития скоростной выносливости обычно используются тренировки с малым количеством повторений на отрезках длиной от 60% до 120% от соревновательной и интенсивностью более 85% от целевой. Интервалы отдыха при этом подбираются таким образом, чтобы спортсмен мог нормально восстановиться перед следующим повторением.

Силовая выносливость

Силовая выносливость отражает способность спортсмена поддерживать сократительную силу мышц в процессе продолжительной работы высокой интенсивности.

Силовая выносливость необходима всем спортсменам: атлетам в игровых видах спорта (футбол, хоккей, баскетбол), циклических (бегунам, велосипедистам, пловцам, лыжникам), силовых, боевых искусствах.

Для развития силовой выносливости используются упражнения с отягощениями, круговые тренировки, бег или езда на велосипеде в гору.

Психологическая устойчивость

Некоторые авторы также относят к специальной выносливости психологическую стойкость – способность сопротивляться ощущению усталости на ментальном уровне, бороться с желанием замедлиться или остановиться во время соревнований или при выполнении тяжелых тренировок. 

Психологическая устойчивость обычно развивается с течением времени благодаря продолжительным занятиям конкретным видом спорта и положительным подкреплением на фоне достигнутых результатов, прогресса, преодоления себя. 

Таким образом, организм привыкает к нагрузкам во время тренировок и соревнований, а атлет начинает лучше понимать разницу между усталостью и пределом возможностей.

Также развивать психологическую устойчивость помогают занятия на фоне усталости или недостаточного восстановления, специальные тренировки с короткими интервалами отдыха, выступления на соревнованиях на непривычных для спортсмена дистанциях.

Читать далее:

  • Как научиться плавать самостоятельно. С чего начать, где учиться, какие упражнения делать
  • Что такое тест Купера: комплекс упражнений для проверки выносливости
  • Разбираемся в тонкостях спортивного восстановления. Когда лучше всего использовать лед, а когда – горячую ванну и сауну?
  • Разряды по бегу: таблицы нормативов для мужчин и женщин на разные дистанции
  • Больше о тренировках, питании, спортивной медицине и спорте как занятии – в разделе «Здоровье»
  • Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье

Фото: unsplash.com/Munbaik Cycling Clothing, Luca J, Chase Kinney; pexels.com/mali maeder, Frans van Heerden, Frans van Heerden 

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140—150 уд./мин. Для школьников в возрасте 8—9 лет продолжительность работы 10—15 мин; 11—12 лет — 15—20 мин; 14—15 лет — 20—30 мин.

С практически здоровыми людьми работа осуществляется на скорости 1 км за 5—7 мин. Для людей, имеющих хорошую физическую подготовку, скорость колеблется в пределах 1 км за 3,5— 4 мин. Продолжительность работы от 30 до 60—90 мин.

В занятиях с тренированными людьми используют метод переменного упражнения. Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении спуртов и ускорений на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. Работу постепенно доводят до 120 мин, если в этом есть необходимость. Переменная непрерывная работа предъявляет более повышенные требования к сердечно-сосудистой системе, нежели равномерная. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.

Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.

Если интенсивность работы выше критической (75—85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд./мин, то повторная работа дается тогда, когда ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Длительность повторной работы 1—1,5 мин, характер отдыха — активный. Число повторений определяется возможностью поддержания достигнутого уровня МПК (3—5 повторений). Метод повторно-интервального упражнения используется в работе только с достаточно квалифицированными спортсменами. Его применение свыше 2—3 месяцев не рекомендуется.

Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2003. — 480 с. Глава 7. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ. 7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания. — С. 112-114

Методика
оценки и развития выносливости. Общие
положения.

Выносливость
как физическое качество связана с
утомлением, поэтому в самом общем смысле
ее можно определить так: выносливость
это способность противостоять
утомлению.
Физическое утомление, непосредственно
связанное с разновидностями мышечной
работы, а следовательно, с различными
видами выносливости. Различают два
вида выносливости — общую и специальную.

Общая
выносливость —
это способность выполнять работу с
невысокой интенсивностью в течение
продолжительного времени за счет
аэробных источников энергообеспечения.

В
этом определении свойство невысокой
интенсивности весьма условно (для
одного данная нагрузка может считаться
невысокой интенсивности, а для другого
— высокой). Признак аэробного
энергообеспечения работы является
определяющим. Воспитанию общей
выносливости служат циклические
упражнения. (продолжительный бег,
передвижение на лыжах, плавание, гребля,
велосипед).

Общая
выносливость — основа для воспитания
специальной выносливости. Именно
воспитанию общей выносливости, которая
характеризуется высокоэкономичной и
эффективной работой сердечно-сосудистой,
дыхательной и других систем организма
(включая и биохимические процессы),
уделяется основное время при общей
физической подготовке. Тренировке,
направленной на повышение общей
выносливости, уделяется время и в
подготовке высококвалифицированных
спортсменов.

Равномерная
работа при пульсе 130-150 удар/мин,
обеспечиваемая аэробными процессами
в организме, в наибольшей мере способствует
повышению функциональных возможностей
вегетативной, сердечно­сосудистой,
дыхательной и др. систем по закону
супервосстановления работоспособности
после отдыха от проделанной работы.
Именно поэтому в специальной литературе
можно встретить термин «воспитание
вегетативной выносливости».

Таким
образом, тренировочная работа по
воспитанию общей выносливости сводится
к повышению тренированности вегетативных
систем организма при активном
кислородном обмене, совершенствованию
его биохимических процессов посредством
длительной работы невысокой интенсивности.
Физиологи считают, что показателями
аэробной выносливости являются:
способность к максимальному потреблению
кислорода (МПК), скорость (или время)
набора МПК, длительность поддержания
работоспособности на околопредельном
уровне МПК. Последний показатель связан
с необходимостью проявить волевые
усилия, умением потерпеть. Спортсмены
это хорошо понимают и занимаются этим
практически на каждой тренировке.
Студенты же рассуждают примерно так:
«Зачем терпеть на каждом занятии? Вот
буду сдавать зачет, там и выложусь!» Но
в этом случае результат будет ниже и
реакция организма на нагрузку острее.

Методы
воспитания общей выносливости могут
варьироваться: непрерывный, повторный,
переменный, интервальный и смешанные
варианты выполнения упражнения.

Специальная
выносливость

— это способность
эффективно выполнять работу в определенной
трудовой или спортивной деятельности,
несмотря на возникающее утомление.

Различают
виды специальной выносливости:
скоростная, силовая статическая.

В
циклических упражнениях (бег на 100-200
м) в некоторых спортивных играх
скоростная выносливость связана с
возникновением значительного кислородного
долга, ибо сердечно­сосудистая и
дыхательная системы не успевают
обеспечивать мышцы кислородом из-за
кратковременности и высочайшей
интенсивности упражнения. Поэтому все
биохимические процессы в работающих
мышцах совершают в почти бескислородных
условиях Погашение большей части
кислородного долга происходит уже
после прекращения упражнения.

Силовая выносливость
— это способность длительное время
выполнять упражнения (действия),
требующие значительного проявления
силы.

Выносливость
к статическим усилиям — способность
в течение длительного времени поддерживать
мышечные напряжения без изменения
позы. Обычно в этом режиме работают
лишь отдельные группы мышц. Здесь
существует обратная зависимость между
величиной статическою усилия и его
продолжительностью — чем больше усилие,
тем меньше продолжительность.

Существуют
и другие виды специальной выносливости.
Каждая из них характерна для какого-то
трудового, бытового, двигательного
действия или спортивною упражнения.
Различны и методики воспитания их
разновидностей и особенностей. Но
главным остается два положения: наличие
достаточного уровня общей выносливости
и соблюдение основных педагогических
принципов воспитания физических
качеств.

Под
выносливостью понимают способность
человека выполнять какую-либо работу
в заданном режиме возможно более
продолжительное время. Так как
длительность работы ограничивается
наступлением утомления, то выносливость
можно охарактеризовать как способность
организма противостоять утомлению.
Различают несколько видов выносливости:
общую, скоростную, силовую и специальную.

Общая
выносливость

— это способность спортсмена
продолжительное время выполнять
различные по характеру виды физических
упражнений сравнительно невысокой
интенсивности, вовлекающие в действие
многие мышечные группы. Уровень развития
и проявления общей выносливости
определяется:

  1. аэробными
    возможностями организма;

  2. степенью
    экономизации техники движений;

  3. способностью
    спортсмена «терпеть», т. е. уровнем
    развития волевых качеств.

Аэробные
возможности организма являются
биологической основой общей выносливости.
Основной показатель аэробных возможностей
— максимальное потребление кислорода
(МПК). Чем большее количество кислорода
может потребить человек за единицу
времени, тем большее количество энергии
он может выработать, а следовательно,
и большую работу выполнить. Показатель
МПК повышается с возрастом и квалификацией
спортсменов.

Установлено,
что если до окончания периода полового
созревания не провести соответствующей
тренировки на развитие аэробных
возможностей, то в дальнейшем трудно
в должной мере повысить функциональные
показатели сердечно-сосудистой и
дыхательной систем организма. Поэтому
в различных видах спорта сейчас уделяют
большое внимание развитию общей
выносливости уже с 6—7 лет. При повышении
аэробных возможностей решают три
задачи:

  1. развитие
    МПК;

  2. развитие
    способности поддерживать уровень МПК
    в течение более длительного времени;

  3. совершенствование
    быстроты развертывания дыхательных
    процессов до максимальных величин.

Средствами
развития общей выносливости являются
упражнения, позволяющие достичь
максимальных величин сердечной и
дыхательной производительности и
удерживать высокий уровень потребления
кислорода длительное время. При этом
стараются использовать двигательные
действия, требующие участия возможно
большего объема мышечной массы
(передвижение на лыжах, кросс, гребля,
бег в спокойном темпе, плавание и т.
д.). Основным средством воспитания общей
выносливости в занятиях с новичками
является бег в равномерном темпе с
невысокой интенсивностью. Продолжительность
бега постепенно увеличивается с 5—8 до
25—30 мин.

Подготовленные
спортсмены используют для повышения
общей выносливости равномерный и
переменный методы. На начальном этапе
развития общей выносливости интенсивность
выполнения упражнений задается
индивидуально и составляет около 50 %
максимальной для каждого человека. В
противном случае бег будет проводиться
в условиях значительного кислородного
долга; в результате в организме могут
наступить неблагоприятные сдвиги,
сопровождающиеся ощущением тяжести в
мышцах, побледнением, головокружением,
подташниванием.

В
занятиях с малоподготовленными молодыми
людьми допустимы следующие объемы
беговых нагрузок — до 5 — 8 км в одном
занятии. Для развития общей выносливости
целесообразно параллельно с увеличением
дистанции постепенно увеличивать и
скорость бега. При этом ЧСС при беге
должна находиться в пределах 170—150
уд/мин. На этапе углубленной тренировки
для воспитания общей выносливости
используется все более широкий комплекс
упражнений — циклических (бег,
передвижение на лыжах, коньках,
велосипеде, гребля и т. д.), ациклических
и смешанных (спортивные и подвижные
игры).

Основными
методами воспитания общей выносливости
являются равномерный метод, различные
варианты переменного метода, игровой
и круговой.

Под
скоростной выносливостью понимают
способность человека выполнять
упражнения высокой интенсивности в
течение заданного времени. Скоростная
выносливость наиболее типична для
видов спорта, относящихся по характеру
работы к зоне максимальной и субмаксимальной
мощности (спринтерский бег, спринтерская
велосипедная гонка, плавание на дистанции
от 100 до 400 м, бег на коньках на дистанции
от 500 до 3000 ми др.). В данном случае
удлинение периода сохранения высокой
работоспособности во многом зависит
от способности спортсмена противостоять
утомлению при непрерывно увеличивающемся
кислородном долге. Величина кислородного
долга является показателем анаэробных
возможностей спортсмена. Следовательно,
биологической основой скоростной
выносливости является анаэробная
производительность.

У
детей и женщин анаэробная работоспособность
находится на более низком уровне, чем
у мужчин. В период полового созревания
организм юных спортсменов весьма
чувствителен к недостатку кислорода,
поэтому анаэробные формы работы
отрицательно сказываются на функциях
центральной нервной системы и приводят
к снижению физической работоспособности.
Исходя из этого, при работе с юными
спортсменами тренировкам, направленным
на развитие скоростной выносливости,
надо уделять большее внимание (особенно
в среднем и старшем возрасте), но только
при хорошо развитых аэробных возможностях
(общей выносливости). В качестве средств
развития скоростной выносливости в
тренировке спортсменов применяют
циклические упражнения и спортивные
игры. В беге, плавании, гребле, помимо
целостного прохождения какой-либо
избранной дистанции, характеризующейся
работой в анаэробном режиме, рекомендуется
применять методы повторного и переменного
интервального упражнения на укороченных
отрезках дистанции, а в спортивных
играх — интенсивные двухсторонние
укороченные игры с уменьшенным
количеством игроков.

Под
силовой выносливостью понимают
способность преодолевать заданное
силовое напряжение в течение определенного
времени. В зависимости от режима работы
мышц можно выделить статическую и
динамическую силовую выносливость.
Статическая силовая выносливость
характеризуется предельным временем
сохранения определенной рабочей позы
(например, в беге на коньках — посадка
конькобежца, в лыжных гонках — стойка
лыжника и т. д.). Динамическая силовая
выносливость обычно определяется
числом повторений какого-либо упражнения
(предельным количеством подтягиваний,
приседаний на одной ноге) или наименьшим
числом движений в фиксированное время
(скажем, в задании присесть как можно
большее число раз за 10, 20, 30 с). Иногда
для ее оценки берут наименьшее время
выполнения силового упражнения
(например, подтянуться на перекладине
10 раз, подняться на канате на 5 метров
и т.п.).

Выносливость
к статическому усилию во многом зависит
от силы напряжения мышц, выраженной в
процентах от максимальной. Чем меньший
процент составляет усилие по отношению
к максимальной силе мышц, тем выше будет
выносливость. Данную закономерность
следует учитывать в тренировочном
процессе спортсменов и при выполнении
специальных упражнений с отягощением.

Между
максимальной силой мышц и их статической
выносливостью нет прямой связи. При
повышении максимальной силы, например,
мышц спины их статическая выносливость,
как правило, изменяется незначительно.

Выполнение
многих изометрических упражнений
силового характера связано с большим
натуживанием всего организма. Поэтому
применять их надо осторожно, в малых
объемах и вообще следует избегать
длительных статических напряжений.

При
развитии у юных спортсменов выносливости
к статическим напряжениям необходимо
придерживаться следующих методических
положений:

  1. статическая
    выносливость повышается быстрее, когда
    изометрические напряжения выполняются
    в сочетании с динамической работой
    мышц;

  2. в
    занятиях не следует применять
    дополнительные отягощения или они
    должны быть небольшими (1—3 кг);

  3. статические
    упражнения надо обязательно чередовать
    с упражнениями на растягивание мышц
    и их произвольное расслабление;

  4. чем
    больше статическая нагрузка, тем более
    длительным должен быть отдых;

  5. статические
    упражнения в тренировочном уроке
    обычно следует выполнять в конце его
    основной части, а заключительная часть
    должна быть более продолжительной и
    динамичной.

Важным
фактором в методике развития силовой
выносливости в упражнениях динамического
характера является уровень силовых
возможностей спортсмена. Так, если
необходимо повторно преодолевать
значительные сопротивления (примерно
больше 75—80% максимальной силы), то
выносливость вообще можно специально
не тренировать, ограничившись лишь
развитием силы. При меньших сопротивлениях
(20—70 % максимальной силы) надо уделять
внимание развитию как силы, так и
выносливости. Если величина преодолеваемого
сопротивления менее 20—30 % максимальной
силы, то развитие силы практически не
скажется на выносливости.

Поэтому
при развитии выносливости в упражнениях
динамического характера используют
повторное выполнение силовых упражнений
с величиной сопротивления 35—80 %
максимального. Наиболее эффективным
и практически удобным методом воспитания
силовой выносливости в этих случаях
является круговая тренировка.

Специальная
выносливость

— это способность спортсмена эффективно
выполнять специфическую нагрузку за
время, обусловленное требованиями его
специализации. Иными словами, это
выносливость к определенному виду
спортивной деятельности. В различных
видах спорта это понятие имеет свое
«содержание». Например, в гимнастике
специальная выносливость выражается
в умении гимнастов многократно выполнять
определенные соревновательные
комбинации, не допуская технических
ошибок. В борьбе специальная выносливость
характеризуется способностью эффективно
проводить технические приемы в течение
всей схватки. В беге, плавании и других
циклических видах спорта специальная
выносливость проявляется, в поддержании
на дистанции скорости, обусловливающей
высокий спортивный результат.

Специальная
выносливость с педагогической точки
зрения представляет собой многокомпонентное
понятие, так как уровень ее развития
зависит от многих факторов: общей
выносливости, скоростных возможностей
спортсмена, силовых качеств,
технико-тактического мастерства,
волевых качеств и др.

Данные
факторы имеют значение во многих видах
спорта, но степень проявления каждого
из них и их соотношение зависят от
специфики спортивной деятельности.
Так, структура специальной выносливости
в беге на средние дистанции у спортсменов
1 разряда и мастеров спорта международного
класса однотипна и определяется главным
образом тремя факторами: общей
выносливостью (44,32—50,01 %), уровнем
развития скоростных качеств (10,56—17,28
%) и скоростной выносливостью (19,77—28,03
%) (М. Я. Набатникова, 1976).

Можно
выделить два основных методических
подхода к развитию специальной
выносливости:

  1. аналитический,
    основанный на избирательно направленном
    воздействии на каждый из факторов, от
    которого непосредственно зависит
    уровень ее проявления в избранном виде
    спорта;

  2. целостный,
    основанный на интегральном воздействии
    на различные факторы специальной
    выносливости.

Реализация
этих подходов при развитии выносливости
предполагает использование целого
ряда методов. Среди них, прежде всего,
необходимо назвать методы избирательного
воздействия, методы целостно приближенного
моделирования и переходные методы.

Приложение
1. Оценка силовой выносливости мышц
плеча (рук). «Тест сгибание и разгибание
рук. Мужчины исполняют в упоре лежа,
женщины в упоре на коленях».

Очки

Количество
отжиманий (раз)

Мужчины

Баллы

Женщины

Баллы

1

10
и менее

1

6
и менее

1

2

11
– 12

7
– 9

3

13
– 14

2

9
– 12

2

4

15
– 16

13
– 16

5

17
– 18

3

17
– 20

3

6

19
– 21

21
– 25

7

22
– 25

4

26
– 30

4

8

26
– 30

31
– 36

9

31
– 35

5

37
– 42

5

10

36
и более

43
и более

Приложение
2. Оценка аэробной выносливости человека.
«Тест восхождение на скамейку высотой
30 см и с определением частоты сердечных
сокращений на 2-й мин. восстановления».

Очки

Пульс
за 1 минуту через 60 сек. восстановления

Мужчины

Оценка

Женщины

Оценка

1

99
и более

1

107
и более

1

2

96
– 98

104
– 106

3

93
– 95

2

101
– 103

2

4

90
– 92

98
– 100

5

87
– 89

3

95
– 97

3

6

84
– 86

92
– 94

7

81
– 83

4

89
– 91

4

8

78
– 80

86
– 88

9

76
– 77

5

84
– 85

5

10

75
и менее

83
и менее

Приложение
3. Оценка силовой выносливости мышц
брюшного пресса. «Подъем туловища из
положения лежа в положение сидя, руки
скрестно на груди (кол-во раз за 1мин».

Очки

Количество
подъемов туловища за одну минуту

Мужчины

Оценка

Женщины

Оценка

1

40
и менее

1

23
и менее

1

2

41
– 42

24
– 25

3

43
– 44

2

26
– 27

2

4

45
– 46

28
– 29

5

47
– 48

3

30
– 32

3

6

49
– 50

33
– 36

7

51
– 53

4

37
– 39

4

8

54
– 57

40
– 42

9

58
– 60

5

42
– 44

5

10

61
и более

45
и более

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Сделайте анализ своей общей и специальной
выносливости по результатам тестирования.
Проведите расчет ожидаемой своей общей
и специальной выносливости своей общей
и специальной выносливости на следующий
этап подготовки.

Выносливость и основы методики ее воспитания

Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливостьэто способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме (Н. И. Волков, 1976).

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15-20 с. Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин.

Факторы функциональной и биохимической энономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления. Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской — при работе умеренной мощности.

Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Задачи по развитию выносливости. Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.

Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их — значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.

Средства воспитания выносливости

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной или большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.

Эффективным средством развития специальной выносливости скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:

1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10-15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.

2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15-30 с, интенсивность 90-100% от максимально доступной.

3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, интенсивность 85-90% от максимально доступной. 4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать лактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90% от максимально доступной.

При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами (В. М. Зациорский, 1966): 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха.

Интенсивность упражнения характеризуется в циклических упражнениях скоростью движения, а в ациклических — количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают необходимое для организма количество кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической.

При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.

Интенсивность упражнения выше критической получила название надкритической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.

Продолжительность упражнения имеет обратную относительно интенсивности его выполнения зависимость. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20-25 с до 4-5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения.

Число повторений упражнений определяет степень воздействия их на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородньх механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо их интенсивность резко снижается.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и в особенности характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать и зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, который в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным.

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, Это дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние более или менее значительного недовосстановления, что, однако, не обязательно будет выражаться в течение известного времени без существенного изменения внешних количественных показателей, но с возрастающей мобилизацией физических и психологических резервов.

3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.

Методы воспитания выносливости

Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод (табл. 2).

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания детей 7-17 лет (по В.И.Ляху, 1998)

№ п/п

Метод

Число повторений

Нагрузка Длительность

Интенсивность

Отдых

Упражнение (средство)

1

Слитного (непрерывного) упражнения

1

Не менее чем 5-10 мин (I-IV кл.), 10-15 мин (V-IX кл.), 15-25 мин (X-XI кл.)

Умеренная и переменная ЧСС во время работы от 120-130 до 160-170 уд./мин

Без пауз

Ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку и др.

2

Повторного интервального упражнения

3-4 (при хорошей подготовке больше)

1-2 мин (для начинающих), 3-4 мин (для достаточно тренированных)

Субмаксимальная ЧСС

от 120-140 в начале до 170-180 уд./мин

Активный (бег трусцой, ходьба), неполный

То же

3

Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы

Число кругов (1-3)

Время прохождения круга от 5 до 10 мин, длительность работы на одной станции 30-60 с

Умеренная или большая

Без пауз

Повторный максимум (ПМ) каждого упражнения (индивидуально): 1/2-1/3 ПМ (в начале), 2/3-3/4 ПМ (через несколько месяцев занятий)

4

Круговая тренировка в режиме интервальной работы

Число кругов (1-2)

5-12 мин, длительность работы на одной станции 30-45 с

Субмаксимальная переменная

Отдых между станциями 30-60 с; отдых между кругами 3 мин

Бег, многоскоки, приседания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастической стенке и т.д.

5

Игровой

1

Не менее 5-10 мин

Переменная

Без пауз

Подвижные и спортивные игры типа «Два мороза», «Мяч капитану», «Охотники и утки», «Мини-баскетбол» и т.п.

6

Соревновательный

1 (проводить не чаще 4 раз в год)

В соответствии с требованиями программы

Максимальная

Без пауз

6- или 12-минутный бег, бег на 600-800 м (I-IV кл.), 1000-1500 м (V-IX кл.), 2000-3000 м (X-XI кл.)

Для развития специальной выносливости применяются (табл. 3): 1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); 3) соревновательный и игровой методы.

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин (иногда по 15-30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает использование различных соревнований в качестве средства повышения уровня выносливости занимающегося.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.

Методика воспитания общей выносливости

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии специальных видов выносливости

(по В.И.Ляху, 1998)

Вид выносливости

Число повторений

Нагрузка

Отдых

Упражнение (средство)

Метод

Длительность

Интенсивность

Силовая (анаэробная -аэробная)

От 10 до 15-30 раз

От 10 до 30 с

От средней до субмаксимальной

Не полный, 20-40 с

Круговая тренировка: 20-30 с — работа, 20 с — отдых

Интервальный

Скоростная, основанная на анаэробно-креатинфосфатном энергетическом источнике

3-5 раз

От 8

до 45 с

Максимальная

Пассивный

3×100 м, 4×60 м

Повторный

Скоростная, основанная на анаэробно-гликолитическом механизме энергообеспечения

1-2 раза

От 45 с до 2 мин

Субмаксимальная — 85-95% от максимальной мощности

Не полный, 30-60 с

Темповый бег 2х200м

Интервальный

Скоростная, основанная на анаэробно-аэробном механизме энергообеспечения

1-3 раза

2-10 мин

Средняя -от 60-65 до 70-75% от максимальной мощности

Не полный

Бег 2×3 мин, минимум 1 мин активного отдыха

Интервальный

Координационная

1-3 раза

2-10 мин

Тоже

Без пауз

Игровые упражнения и игры, специально подобранные гимнастические упражнения и др.

Игровой

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140-150 уд./мин. Для школьников в возрасте 8-9 лет продолжительность работы 10-15 мин; 11-12 лет — 15-20 мин; 14-15 лет — 20-30 мин.

С практически здоровыми людьми работа осуществляется на скорости 1 км за 5-7 мин. Для людей, имеющих хорошую физическую подготовку, скорость колеблется в пределах 1 км за 3,5-4 мин. Продолжительность работы от 30 до 60-90 мин.

В занятиях с тренированными людьми используют метод переменного упражнения. Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении спуртов и ускорений на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. Работу постепенно доводят до 120 мин, если в этом есть необходимость. Переменная непрерывная работа предъявляет более повышенные требования к сердечно-сосудистой системе, нежели равномерная. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.

Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.

Если интенсивность работы выше критической (75-85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд./мин, то повторная работа дается тогда, когда ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Длительность повторной работы 1-1,5 мин, характер отдыха — активный. Число повторений определяется возможностью поддержания достигнутого уровня МПК (3-5 повторений). Метод повторно-интервального упражнения используется в работе только с достаточно квалифицированными спортсменами. Его применение свыше 2-3 месяцев не рекомендуется.

Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности человека

Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения и характеризуется решением двух задач: 1) повышение мощности гликолитического (лактатного) механизма; 2) повышение мощности креатинфосфатного (алактатного) механизма. Для этого используются основные и специально подготовительные упражнения соответствующей интенсивности. При этом применяются методы повторного и переменного интервального упражнения.

К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования гликолитического механизма, предъявляются следующие требования. Работа должна выполняться с интенсивностью 90-95% от максимальной мощности для данного отрезка дистанции, продолжительность работы от 20 с до 2 мин (длина отрезков от 200 до 600 м в беге; от 50 до 200 м в плавании). Число повторений в серии для начинающих 2-3, для хорошо подготовленных 4-6. Интервалы отдыха между повторениями постепенно уменьшаются: после первого — 5-6 мин, после второго — 3-4 мин, после третьего — 2-3 мин. Между сериями должен быть отдых для ликвидации лактатного долга в 15-20 мин. К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования креатинфосфатного механизма, предъявляются следующие требования. Интенсивность работы должна быть околопредельной (95% от максимума); продолжительность упражнений — 3-8 с (бег — 20-70 м, плавание — 10-20 м); интервалы отдыха между повторениями — 2-3 мин, между сериями (каждая серия состоит из 4-5 повторений) — 7-10 мин. Интервалы отдыха между сериями заполняются упражнениями очень низкой интенсивности, число повторений определяется исходя из подготовленности занимающихся.

Развитие аэробных и анаэробных возможностей сочетается между собой. Гликолиз зависит от дыхательных возможностей и в то же время сам является основой для алактатного процесса. Исходя из этого в системе занятий целесообразно планировать преимущественное развитие этих возможностей в следующей последовательности: аэробные-лактатные-алактатные. В процессе одного занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в обратном порядке (рис. 14).

Особенности воспитания специфических типов выносливости

Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости.

Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ.

Скоростная выносливость в максимальной зоне обусловлена функциональными возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. Предельная продолжительность работы не превышает 15-20 с. Для ее воспитания используют интервальный метод. Часто используют прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. В целях увеличения запаса прочности практикуют прохождение более длинной дистанции, чем соревновательная, но опять же с максимальной интенсивностью.

Скоростная выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок в основном обеспечивается за счет анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и часто аэробного, поэтому можно говорить, что работа совершается в аэробно-анаэробном режиме. Продолжительность работы не превышает 2,5-3 мин. Основным критерием развития скоростной выносливости является время, в течение которого поддерживаются заданная скорость либо темп движений.

Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной.

Для воспитания выносливости к силовой работе используют разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа», а также методом круговой тренировки. В тех случаях, когда хотят воспитать выносливость к силовой работе в статическом режиме работы мышц, используют метод статических усилий. Упражнения подбираются с учетом оптимального ;угла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражнении развивается максимум усилий.

Одним из критериев, по которому можно судить о развитии силовой выносливости, является число повторений контрольного упражнения, выполняемого «до отказа» с отягощением — 30-75% от максимума.

Координационная выносливость. Проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся многообразием сложных технико-тактических действий (спортивная гимнастика, спортивные игры, фигурное катание и т.п.). Методические аспекты повышения координационной выносливости достаточно разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации, сокращают интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними.

Для воспитания выносливости в игровых видах и единоборствах с учетом присущих этим видам характеристик двигательной деятельности увеличивают продолжительность основных упражнений (периодов, раундов, схваток), повышают интенсивность, уменьшают интервалы отдыха. Например, чтобы добиться высокого уровня выносливости в баскетболе, можно поступить следующим образом. Время игры в баскетболе (2*20 мин) делят на 8 периодов по 5 мин. Игроки получают задание играть с высокой интенсивностью. Постепенно с ростом тренированности игроков время отдыха между периодами сокращается и уменьшается число самих периодов.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию. В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600-800 м; средних классов — 1000-1500 м; старших классов — 2000-3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время (табл. 4).

В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов [1]: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).

К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) стептест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.).

Оценка выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П.Богданову)

Классы

По пробегаемой дистанции, м

По времени бега, с

Мальчики

Девочки

Дистанция, м*

Удовлетво-рительно

Хорошо

Отлично

Удовлетво-рительно

Хорошо

Отлично

Мальчики

Девочки

I

830

930

1030

800

890

980

900

900

II

1000

1100

1290

850

950

1050

1100

950

III

1070

1160

1250

970

1070

1160

1150

1050

IV

1070

1200

1320

900

1040

1170

1200

1050

V

960

1100

1230

920

1020

1120

1100

1050

VI

1090

1200

1310

1000

1110

1200

1200

1100

VII

1170

1290

1400

980

1080

1180

1300

1100

VIII

1150

1260

1370

910

1010

1120

1300

1100

IX

1330

1430

1530

960

1050

1140

1400

1050

X

1330

1430

1530

1120

1180

1240

1450

1150

Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются. Предположим, что два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолютный показатель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности Vmax у них тоже будут равными. Но если у одного из них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5 с), чем у другого (100 м за 15 с), то уровень развития выносливости у каждого из них по отношению к своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод: второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.

Запас скорости (Н.Г.Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.

Запас скорости Зс = tn-tk

где tnвремя преодоления эталонного отрезка; tkлучшее время на этом отрезке.

Пример (В.И.Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м (tn) ученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с, а среднее время пробегания на 100 м (tk) в беге на 2000 м равно 450 : 20 = 22,5 с. Запас скорости в данном примере: 22,5 — 14,0 = 8,5 с. Чем меньше Зс, тем выше уровень развития выносливости. Подобным образом можно оценить запас скорости в плавании, лыжных гонках, при езде на велосипеде и других циклических видах спорта.

Индекс выносливости (T.Cureton, 1951) — это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.

Индекс выносливости = t — tk * n,

где t — время преодоления какой-либо длинной дистанции; tkвремя преодоления короткого (эталонного) отрезка; n — число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Пример (В.И.Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м ученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 — (14 * 20) = 170 с. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Коэффициент выносливости (Г.Лазарев, 1962) — это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

Коэффициент выносливости =t:tk

где t — время преодоления всей дистанции; tkлучшее время на эталонном отрезке.

Пример. Время бега у испытуемого на 300 м равно 51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) — 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0 : 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. (М.А.Годик, 1988). Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой троп лежит в основе обращения эй борода а как проехать отсюда к плюшкину
  • Какую работу совершает электрический ток за время 20 мин при мощности 0 85 квт
  • Какую страховую компанию выбрать для ипотечного страхования в сбербанке отзывы
  • Какую энергию израсходует электрический утюг мощностью 300 вт за 2 часа работы
  • Какую энергию расходует электрический утюг мощностью 300 ватт за 2 часа работы