Какое образование нужно для директора компании

После приема на работу директору компании предстоит пройти дополнительное обучение. Диплома инженера, юриста или финансиста — недостаточно. Без удостоверений, подтверждающих успешную учебу в области охраны труда, гражданской обороны, а также противопожарной безопасности, руководителя ждут штрафы. контролеры также могут приостановить деятельность компании.

Современная жизнь предъявляет к первому лицу компании повышенные требования, и собственники, учредители бизнеса ждут от него решений высококвалифицированного менеджера и стратега. Поэтому без высшего образования, а возможно, и степени MBА не обойтись, пожалуй, ни одному руководителю организации. Но после назначения его ждет ряд дополнительных учебных мероприятий (см. сводную таблицу). При этом не важно, управляет ли он многотысячной корпорацией или является директором небольшой консультационной фирмы. Цель такого обучения — дать руководителю навыки в трех жизненно важных для всей компании областях: охрана труда, ГО и ЧС и противопожарная безопасность. Плата за каждое обучение не превысит 10 тыс. руб., займет от 5 до 10 дней, но обезопасит компанию от штрафов, которые могут достигать 200 тыс. руб.

Обучение первое: в области охраны труда

Руководителю организации нужно организовать для каждого работника обучение по охране труда (ч. 1 ст. 225 ТК РФ). Задача такой учебы — профилактика производственного травматизма и профзаболеваний. Причем директору нельзя забывать и о себе; в указанной норме первое лицо компании поименовано отдельно, а значит, ему придется пройти учебу наравне со всеми. Аналогичная норма содержится в п. 1.5 Порядка прохождения обучения по охране труда и проверки знаний в этой сфере (утв. постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29; далее —Порядок № 1/29). Распространяется этот порядок на любые организации (п. 1.2 Порядка № 1/29). Поэтому ссылка на маленькую численность персонала и другие подобные обстоятельства не помогут руководителю избежать обязанности пройти самому и организовать такое обучение для других.

На обучение по программе охраны труда руководителя нужно направить в течение первого месяца его работы в качестве директора. Потом остается контролировать, чтобы он проходил его хотя бы раз в 3 года (п. 2.3.1 Порядка № 1/29).

Право проводить обучение имеют аккредитованные организации, оказывающие услуги в области охраны труда (абз. 2 п. 2.3.2 Порядка № 1/29, приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н; далее — Приказ № 205н). Для сотрудников рангом пониже допускается обучаться в компании-работодателе. Это возможно, если они не относятся к категории работников, которые организуют и руководят работой других сотрудников и не осуществляют контроль и технический надзор за проведением работ (определение Московского городского суда от 06.06.2012 по делу № 11-5785). Но для первого лица компании это недопустимо. Необходимость обучения директора именно в обучающих организациях подтверждают письма Роструда от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5, от 24.01.2013 № ТЗ/297-3-5.

Определиться с конкретной организацией поможет реестр аккредитованных организаций, размещенный на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations/). Также можно обратиться в ведомство с письменным запросом и в течение 10 рабочих дней получить выписку из реестра бесплатно (п. 25 Приказа № 205н).

Уточнять в обучающей организации о наличии лицензии не обязательно, но желательно. В принципе, когда такая организация проходит аккредитацию, то она предоставляет в Минтруд России сведения о лицензии (номер, дату, кем выдана) на осуществление образовательной деятельности (абз. 2 п. 8 Приказа № 205н). Но у работодателя есть возможность дополнительно проверить эту информацию в сводном реестре лицензий на сайте Рособрнадзора в закладке «Деятельность» (http://obrnadzor.gov.ru). Надежные образовательные организации, как правило, размещают копию лицензии на своей странице в интернете, поэтому работодателю будет просто получить нужные реквизиты.

На обучение руководителю необходимо выделить одну неделю; за партой он проведет 40 часов (5 дней по 8 часов). Такой режим занятий предложил Минтруд России в Примерных учебных планах обучения по охране труда (утв. 17.05.2004). Конечно, обучающие организации вправе разработать более подходящее для слушателей расписание занятий, но обычно программу составляют с учетом этой рекомендации.

По окончанию учебы знания директора в области охраны труда проверит комиссия, в состав которой входит инспектор труда (абз. 3 п. 3.4 Порядка № 1/29). Результаты опроса вносят в протокол, и если руководитель организации справится с проверкой, то ему выдадут именное удостоверение (п. п. 3.6, 3.7 Порядка № 1/29). Его форма приведена в приложении № 2 этого Порядка.

Игнорирование указанных норм приведет к тому, что визит инспектора ГИТ с проверкой закончится выдачей предписания с требованием пройти директору обучение по охране труда (определение Омского областного суда от 22.04.2015 № 33-2586/2015). К тому же судебная практика позволяет сделать неутешительный для компаний вывод. Без прохождения такого обучения рискует не только руководитель (как должностное лицо), но и компания (как юридическое лицо). Ее деятельность могут приостановить (решения Московского городского суда от 28.10.2014 № 7-4416/2014, от 16.02.2015 № 7-1248/15).

Обучение второе: в области ГО и ЧС

На организации возложено множество задач. Среди них подготовка работников в области гражданской обороны и их обучение способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях (далее — ГО и ЧС). Это следует из ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68 -ФЗ и ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ.

Обязанность руководителя пройти подготовку в области ГО и ЧС закреплена в подп. «г» п. 2 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 (далее — Положение № 547), подп «а» п. 3 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 (далее — Положение № 841). Причем сроки обучения по ГО и ЧС отличаются от сроков обучения по охране труда. Для последнего характерен сжатый месячный срок и начало его отсчета от даты приема на работу. С повышением квалификации по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций немного по-другому.

Если гражданин стал директором впервые в своей трудовой деятельности, то торопиться с обучением по ГО и ЧС не обязательно, но и затягивать не стоит. Вновь назначенному руководителю на посещение курсов отводится год с момента найма (п. 5 Положения № 547, абз. 3 п. 4 Положения № 841). В последующем повышать квалификацию в этой области нужно каждые 5 лет. К моменту истечения этого срока (независимо от даты приема в компанию) директору нужно обратиться в учебное заведения и снова пройти обучение по ГО и ЧС. Организации, оказывающие услуги в этой сфере, предлагают выездное обучение, а его ориентировочная стоимость колеблется в пределах 10 тыс. руб.

Обучение проводят:

  • учебно-методические центры субъектов РФ по ГО и ЧС;

  • образовательные учреждения, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам;

  • муниципальные образования на курсах гражданской обороны.

Такой вывод следует из п. 22 Перечня, утвержденного приказом МЧС России от 13.11.2006 № 646, подп. «б» п. 2 Положения № 841, подп. «б» п. 6 Положения № 547.

Для повышения квалификации руководителей организаций в сфере ГО и ЧС рекомендована 36-часовая продолжительность обучения под руководством преподавателя (примерная программа обучения должностных лиц и специалистов утверждена МЧС России 28.11.2013 № 2-4-87-36-14). На практике такое обучение длится от 36 до 72 часов. По окончанию обучения директору выдают удостоверение о повышении квалификации с 5-летним сроком действия. Отсутствие действующего удостоверения у руководителя — частое нарушение, за которое (в совокупности с другими недостатками) контролеры наказывают компании и должностных лиц (постановление Санкт-Петербургского городского суда от 13.02.2013 № 4а-178/13).

Так, Московский городской суд подтвердил правомерность привлечения гендиректора одного ООО к административному штрафу по итогам проверки с участием должностных лиц МЧС России. Среди положений, нарушенных работодателем, был пункт об отсутствии документа о прохождении обучения руководителем организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций (постановление от 11.03.2014 № 4а-248/2014).

В другом деле контролеры также установили, что руководитель компании не прошел обучение, обязательное в силу Положения № 841 и Положения № 547 и, кроме того, допустил еще несколько нарушений. Работодатель не издал приказ о назначении лица, уполномоченного на решение задач в области ЧС, и не организовал занятия с работниками компании по изучению порядка действий в чрезвычайных ситуациях. Эти обстоятельства позволили привлечь юридическое лицо к ответственности (постановление Свердловского областного суда от 02.04.2014 № 4а-275/2014).

Чаще всего к ответственности привлекают за правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.6 и ч. 2 ст. 20.7 РФ (нарушение норм и правил в области ГО и ЧС). При этом должностному лицу выписывают штраф за каждое нарушение. Но у компании есть возможность довести их количество до одного, ссылаясь на ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и абз. 2 п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5.

Помогут следующие доводы. Должностное лицо допустило нарушение требований нормативных актов в области ГО и ЧС в результате бездействия. Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях было подведомственно одному судье, то наказание нужно было назначить в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание. Вместо двух-трех штрафов должностное лицо обяжут выплатить один (постановления ВС РФ от 17.12.2013 № 3-АД13-5, от 28.03.2014 № 15-АД14-1, от 22.08.2014 № 18-АД14-26; Свердловского областного суда от 05.05.2014 № 4а-323/2014, 4а-324/2014).

Обучение третье: в области пожарной безопасности

Обязанность работодателя обучить мерам пожарной безопасности каждого работника компании, включая руководящий состав, закреплена в абз. 2 ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 -ФЗ и п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390. Учеба позволяет выработать у слушателей практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества (личного, работодателя) при пожаре.

Но, в отличие от остальных работников организации, директору компании нельзя ограничиться только лишь инструктажем на рабочем месте. Ему предстоит пройти обучение пожарно-техническому минимуму с учетом требований, установленных в разделе III Норм пожарной безопасности (утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645; далее — Нормы пожарной безопасности).

Обучение руководителя компании пожарно-техническому минимуму нужно организовать в течение месяца после приема его на работу (п. 32 Норм пожарной безопасности). После этого обучение повторяют раз в 3 года для директоров компаний, не связанных с взрывопожароопасным производством, и ежегодно — для руководителей организаций, которые связаны с подобным производством. Если в ходе проверки в компании не окажется документа о повторном обучении, то контролер вынесет предписание, которое не удастся оспорить через суд (постановления ФАС Дальневосточного округа от 24.07.2013 № Ф03-2724/2013, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 по делу № А45-8664/2014).

Курсы по пожарно-техническому минимуму руководитель будет проходить с отрывом от производства в одном из следующих заведений:

  • образовательном учреждении пожарно-технического профиля;

  • учебном центре противопожарной службы МЧС;

  • в учебно-методическом центре по ГО и ЧС субъектов РФ;

  • территориальном подразделении Государственной противопожарной службы МЧС России;

  • организации, оказывающей на основании лицензии услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Это следует из п. п. 36, 37 Норм пожарной безопасности и абз. 4 п. 3.2 Методических рекомендаций по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум (утв. МЧС России; далее — Методические рекомендации).

Как видно, перечень учреждений, куда может обратиться руководитель организации, достаточно широк, а значит, препятствий для обучения нет. Поэтому в случае претензий к компании по этому вопросу бесполезно ссылаться на недостаток учебных заведений.

Обучение займет немного времени; в зависимости от направления деятельности компании оно длится:

  • 28 часов для руководителей организаций пожароопасных производств;

  • 17 часов для руководителей сельскохозяйственных организаций;

  • 15 часов для руководителей дошкольных учреждений и общеобразовательных школ;

  • 14 часов для руководителей организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, баз и складов, лечебных, театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждений;

  • 10 часов для руководителей в учреждении (офисе);

  • 8 часов для руководителей в жилых домах.

Такая разбивка по продолжительности указана в приложении № 3 к Методическим рекомендациям, которое посвящено пожарно-техническому минимуму.

После курса обучения у руководителя проверяют знания и выдают квалификационное удостоверение. Форма документа приведена в приложении № 5 к Методическим рекомендациям.

Если вовремя не решить вопрос с учебой директора, то компанию на основании ст. 20.4 КоАП РФ ждут внушительные штрафы (до 200 тыс. руб.). Иногда компаниям удается снизить (часто незначительно) размер штрафа, ссылаясь на тяжелое финансовое положение и другие обстоятельства, но полностью отменить наказание не получится (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 по делу № А41-14926/14, решение Нижегородского областного суда от 02.02.2015 по делу № 7-25/2015).

Устраиваясь на работу практически каждый амбициозный молодой специалист мечтает «пробиться» на самый верх карьерной лестницы и возглавить компанию, в которой он работает. Другими словами, пределом мечтаний многих вчерашних школьников является профессия директора, одна из самых противоречивых профессий в мире: с одной стороны стать директором не хочет только ленивый, с другой стороны, только ленивый не ругает действующего директора.

Устраиваясь на работу практически каждый амбициозный молодой специалист мечтает «пробиться» на самый верх карьерной лестницы и возглавить компанию, в которой он работает. Другими словами, пределом мечтаний многих вчерашних школьников является профессия директора, одна из самых противоречивых профессий в мире: с одной стороны стать директором не хочет только ленивый, с другой стороны, только ленивый не ругает действующего директора.

Но стремясь занять наивысшую руководящую должность в компании многие забывают, что директор – это не только власть, достаток и удовлетворение собственных амбиций, но и огромнейшая ответственность (как материальная, так и криминально-административная). К большому сожалению, мало кто задумывается о том, что за возможность гордо заявить «Я директор компании!» иногда приходится платить непомерно высокую плату, жертвуя своим личным счастьем, а порой и свободой (ведь в случае непредвиденных ситуаций именно директор становится «козлом отпущения» и несет все бремя ответственности за действия своих подчиненных).

Поэтому мы предлагаем Вам внимательно ознакомиться со всеми особенностями этой профессии, и еще раз хорошо подумать, готовы ли Вы взвалить на плечи ответственность не только за собственные действия, но и за все, происходящее в компании.

Кто такой директор?

Директор – высшая руководящая должность компании, предприятия или учебного заведения, наделенная практически неограниченными возможностями для осуществления хозяйственно-финансовой деятельности: от разработки стратегии развития, распоряжениями финансами и осуществления кадровых перестановок до закупки канцелярских принадлежностей и организации корпоративных мероприятий. Необходимо четко понимать, что в отличие от собственника предприятия, директор это назначаемая должность. Поэтому с одной стороны он как бы является главным на предприятии, а с другой стороны все равно остается подчиненным.

Исторически сложилась так, что наш мир устроен иерархично: кто-то всегда командует, а кто-то подчиняется. Исходя из этого можно смело утверждать, что своими корнями профессия директора уходит в далекое прошлое, когда впервые появились коллективы и группы людей, объединенные одним делом. Название профессии произошло от латинского directum (направлять, управлять), что прямо указывает на основные обязанности директора.

Отметим, что в современном обществе должность директора принято выделять по направлению его деятельности: генеральный, финансовый, коммерческий, технический, операционный директор и т.д. Достаточно часто должность директора является чисто формальной (номинальный директор), когда обязанности специалиста ограничиваются исключительно подписанием документов.

Естественно, должностные обязанности не формального директора напрямую зависят от направления его деятельности. Например, операционный директор отвечает за повседневные операции и подчиняется генеральному директору, в свою очередь генеральный директор осуществляет общее руководство компанией и подчиняется непосредственно собственнику предприятия. Тем не менее, существуют и общие должностные обязанности: управление деятельностью компании или подразделения, эффективное использование имеющихся ресурсов, повышение эффективности работы компании или подразделения, организация производственно-хозяйственной деятельности, соблюдение трудовых и производственных дисциплин и т.д.

Каким личностными качествами должен обладать директор?

Работа директора предполагает наличие у руководителя, прежде всего, таких личностных качеств, как ответственность и организаторские способности. Кроме того, директор не сможет эффективно выполнять свои обязанности, если не будет обладать:

  • высокоразвитой интуицией;
  • обостренным чувством справедливости;
  • задатками лидера;
  • аналитическим складом мышления;
  • стрессоустойчивостью;
  • коммуникабельностью;
  • способностью находить компромиссные решения;
  • целеустремленностью;
  • стремлением к самосовершенствованию.

Если же говорить о профессиональных качествах директора, то здесь необходимо выделить необходимость глубоких познаний в:

  • основополагающих правовых актах, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность предприятий;
  • принципах составления бизнес-планов;
  • современных методах управления;
  • основах управления финансовыми активами предприятия;
  • способах организации труда и производства;
  • структурных особенностях предприятий;
  • области экономики и менеджмента.

Преимущества профессии директор

Поскольку профессия директора является одной из самых высокооплачиваемых, основным ее преимуществом, конечно же, считается возможность добиться материального благополучия (в России зарплата директора колеблется в пределах 60-200 тысяч рублей).

Еще одним преимуществом профессии директора можно назвать высокий спрос на таких специалистов (но это касается только тех, кто сумел зарекомендовать себя как эффективный руководитель).

Ну и самое главное, быть директором – это престижно и респектабельно. Должность директора свидетельствует о том, что человек сумел кое-чего добиться в жизни, а его профессиональные качества были оценены по достоинству. Поэтому и окружающие относятся к нему с уважением и определенным благоговением.

Недостатки профессии директора

Самым главным недостатком профессии директора является то, что невозможно получить эту должность сразу же после окончания ВУЗа. Чтобы стать директором необходимо приложить немало стараний и приобрести богатый опыт работы (иногда этот путь занимает несколько десятков лет, и включает в себя преодоление карьерной лестницы от простого рабочего до топ-менеджера).

Помимо этого в профессии директора можно выделить такие недостатки, как:

  • высокий уровень ответственности;
  • ненормированный рабочий график;
  • напряженная рабочая атмосфера;
  • наличие большого количества рисков.

Где можно получить профессию директора?

Так как по большому счету директор – это не столько профессия, сколько руководящая должность, получить специальность именно с таким названием в ВУЗе невозможно. Основные профессиональные навыки можно получить только в процессе работы. При этом одним из основных должностных требований к директору является наличие, как минимум, одного высшего образования (желательно профильного). Дополнительным преимуществом может стать диплом о дополнительном образовании, полученном в бизнес-школе или в одном из ВУЗов, которые считаются лидерами по выпуску наибольшего количества ведущих топ-менеджеров, которые успешно работают в крупнейших российских компаниях.

На сегодняшний день рейтинг таких ВУЗов выглядит следующим образом:

  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова – 92 выпускника топ-менеджера;
  • Московский финансовый университет – 47 выпускников топ-менеджеров;
  • Московский государственный институт международных отношений – 32 выпускника топ-менеджера;
  • Московский институт стали и сплава – 23 выпускника топ-менеджера;
  • Московский физико-технический институт – 17 выпускников топ-менеджеров.

Московский финансово-юридический университет МФЮА

[46.03.02] Документоведение и архивоведение

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очно-заочная 69 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 27 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 202 000,00 ₽

Нижневартовский государственный университет

[46.03.02] Документоведение и архивоведение

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 47 600,00 ₽
Бакалавриат Очная 161 700,00 ₽

Российский государственный гуманитарный университет

[46.03.02] Документоведение и архивоведение

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 160 400,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 71 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 44 800,00 ₽

Московский государственный лингвистический университет

[46.03.02] Документоведение и архивоведение

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 156 100,00 ₽

Российский государственный социальный университет

[46.03.02] Документоведение и архивоведение

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 140 000,00 ₽

[46.03.02] Документоведение и архивоведение

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 131 250,00 ₽
Бакалавриат Заочная 52 000,00 ₽

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева

[46.03.02] Документоведение и архивоведение

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 32 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 126 670,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 33 000,00 ₽

Сибирский федеральный университет

[46.03.02] Документоведение и архивоведение

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 126 666,00 ₽

[46.03.02] Документоведение и архивоведение

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 55 500,00 ₽
Бакалавриат Очная 123 600,00 ₽

Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики

[46.03.02] Документоведение и архивоведение

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 123 200,00 ₽
Бакалавриат Заочная 48 000,00 ₽

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Управление предприятием начинающим – с чего начать, что должен знать и уметь специалист

Над каждым направлением в компании есть свой руководитель, который отвечает за его эффективность и результаты. А есть и тот специалист, который занимается руководством организации в целом. Таковым является директор предприятия, должность которого можно назвать вершиной карьерной лестницы.

Как стать Руководителем предприятия с нуля – что нужно знать

Дата публикации: 03.06.2022

Время чтения: 3 мин.

Она отличается повышенным уровнем ответственности, в том числе материальной, и достаточно труднодостижима. Но это того стоит, ведь такая работа престижна и хорошо оплачиваема.

Содержание

В этой статье вы узнаете:

  • Суть профессии
  • Что должен уметь
  • Что нужно знать
  • Где учиться
  • Развитие и практика
  • Личные качества
  • Заключение

Суть профессии

Работа директора предприятия завязана на две основные функции – это контроль и управление. Именно к этому специалисту поступают различные итоговые отчёты, позволяющие отслеживать ключевые процессы в организации и следить за выполнением данных указаний. Также он занимается непосредственным управлением компанией, определяя её долго и краткосрочные планы. Хотя к их разработке зачастую и привлекаются иные специалисты.

Что должен уметь специалист

В первую очередь руководителю нужно понимать в той сфере бизнеса, где действует компания. Однако требуется и некоторые практические навыки:

  • организация работы простых сотрудников и отделов
  • стратегическое планирование развития компании
  • управление финансами предприятия
  • общий контроль финансово-хозяйственной деятельности
  • работа со статистическими данными предприятия

Что нужно знать / изучать

Выполнение функций директора предприятия требует от специалиста опыта и высокого уровня квалификации, что может обеспечить подготовка по следующим предметам:

  1. Менеджмент. Как управленцу, вам необходимо подробнейшим образом изучать эту дисциплину. Нужно хорошее знакомство с её теорией и основной терминологией. Помимо этого, нужно обратить внимание не только на область в целом, но и некоторые отдельные разделы. Главным образом это управление персоналом и современные способы организации труда. Но не лишним будет базово узнать о стратегическом, антикризисном и финансовом менеджменте.

  2. Экономика. Вам придётся вникать в широкий перечень понятий из этой области. Преимущественно придётся сосредоточить свои усилия на рыночной экономике и всём с ней связанным. Как осуществляется финансовая деятельность, фундаментальные законы рынка, финансовые показатели и прочие ключевые темы для бизнеса.

  3. Бухучёт. Необходимо ознакомиться с тем, как ведётся подобная учётная деятельность. Нужно понимать в работе с подобной документацией. Её составлением и ведением занимаются соответствующие специалисты, но и вам с ними придётся иметь дело для отслеживания финансовой деятельности компании. То есть надо понимать в стандартных формах таких бумаг, а также где и какие показатели искать.

  4. Психология. Руководящая должность это не только цифры и бумаги, но и переговоры, встречи и непосредственная организаторская работа. Чтобы вам было легче заниматься такой деятельностью, стоит изучить основы психологии. Язык тела, методы убеждения и построения продуктивного обсуждения – данная область может предложить много полезного для управленца. Не лишним будет ознакомиться и с таким её направлением, как конфликтология. За счёт этого вы сможете более эффективно управлять коллективом.

  5. Законодательство. Нет нужды зубрить всё подряд без всякой системы, вам надо просто знать ключевые законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность. Естественно, искать надо наиболее свежие решения, относящиеся к финансово-хозяйственному секторы. Можно минимально ознакомиться с трудовым кодексом.

  6. Речь. Грамотно построенная речь, один из признаков хорошего руководителя. Учитесь говорить красиво, чётко и доходчиво, вести диалог и обсуждение. Косноязычность то, от чего обязательно стоит избавиться, менеджеру любого уровня.

  7. Русский язык. Не менее важно грамотно писать. Вы будете отдавать распоряжения не только устно, но и создавать различные распорядительные документы и акты. Некоторые ошибки могут исказить их смысл и негативно повлиять на работу компании.

Где учиться

Самостоятельно:

  • Полноценных учебников для становления руководителем предприятия нет. Но общую подготовку получить в любом случае желательно, используя книги по управлению персоналом, финансовой деятельности и предпринимательстве. Однако подготовку в любом случае необходимо дополнить работой по профилю.

  • Существует много полезных видеоматериалов по теме. Вы можете воспользоваться ими для обучения. Но этот способ тоже в большей степени подходит лишь, как дополнение к настоящей трудовой деятельности.

Курсы:

  • Найдите курс для подготовки руководителей. Обычно он рассчитан на уже имеющих опыт в этой сфере специалистов, но и с ноля даёт неплохое образование. Да после него маловероятно, что вы сможете сразу получить такую должность, однако ваше движение по карьерной лестнице упростится. Такие курсы точно будут платными.

  • Есть выбор учебных центров. Вы можете сравнить условия обучения.

Список курсов

https://www.rosbo.ru/study/themes/upravlenie-predpriyatiem

https://www.rosbo.ru/study/themes/effektivnyy-rukovoditel

https://www.rosbo.ru/study/themes/direktoram-rukovoditelyam

Развитие и практика

Руководитель никогда не должен стоять на месте в плане профессионального развития, а наоборот активно заниматься своим совершенствованием:

  • Менеджмент, экономика, бизнес и многие другие профильные области нуждаются в том, чтобы знания по ним поддерживались актуальными. Изучайте соответствующие материалы.

  • Следите за новостями. На бизнес оказывают влияние многие факторы, вы должны за ними следить.

  • Смотрите лекции по теме и посещайте инвестфорумы, в особенности в своей сфере бизнеса. Необходимо пополнять свой багаж знаний.

  • Главное в этой профессии, это опыт. Поэтому именно его наработка обязательна, если вы рассчитываете достигнуть должности директор предприятия. И в начале пути вам он нужен вдвойне. Не получается сразу получить руководящую вакансию? Ищите место ниже с перспективой роста, пусть даже это будет стажировка.

Какие качества нужно развивать

Для успешного выполнения этой работы, вам надо обзавестись соответствующим набором качеств:

  • Стратегическое мышление (надо уметь просчитывать свои действия на несколько шагов вперёд)

  • Уверенность в себе (такая работа связана с принятием решений и управлением людьми, вам надо обладать уверенностью в своих действиях)

  • Коммуникабельность (навык найти общий язык с разными людьми, обязателен для менеджера от начального до высшего уровня без исключения)

  • Дисциплинированность (хороший руководитель должен действовать системно и уметь свою гармонично организовать свою жизнь и работу)

Заключение

Для многих сотрудников в компании, должность директора предприятия является желанной целью. Она и в правду представляет собой вершину, которой достигают лучшие. Путь к этой цели сложен и бывает достаточно долгим. Но при наличии определённых знаний он может стать проще. А сама специальность не устаревает уже многие годы, да и в будущем такие специалисты будут всё так же необходимы.

курсы по теме:

Управление предприятием

На ваш выбор курсы
нескольких учебных центров!

СТАТЬИ

В организации для защиты её товарно-материальных ценностей, информации, соблюдения внутренних и государственных норм существует служба безопасности. Но она не может функционировать без контроля, поэтому у неё обязательно есть свой руководитель.

Деятельность любой организации нуждается в определённом уровне защиты, как на физическом уровне, так и в плане сохранения коммерческой тайны. Обеспечивают её на предприятии сотрудники службы безопасности. Они востребованы на рынке труда, так как подобная работа необходима компания практически в…

Большая часть компаний не могут функционировать без каких-либо материальных ресурсов, средств производства и продукции. И если нет возможности их самостоятельного создания, то они приобретаются на стороне. Контролируют данное направление деятельности директор по закупкам.

Деятельность многих компаний практически невозможна без поставок со стороны какой-либо продукции, товара или средств производства. Обеспечением подобных запросов занимаются менеджеры по закупкам. Подобные специалисты сейчас весьма востребованы, ввиду необходимости данной деятельности в любой…

Несмотря на обилие визуала в современном мире, именно текст зачастую рассказывает нам о товаре, услуге, компании, личности и многом другом. Его написанием занимаются такие специалисты, как копирайтеры. Профессия получила большое распространение с ростом влияния интернета на продвижение, ведь…

Проведение праздников и важных мероприятий задача сложная, но это помогает коллективу расслабиться и сплотиться. Берут на себя всё, что связано с организацией и ведением таких событий для компаний такие специалисты, как event-менеджеры. Услуги хороших специалистов данного профиля всегда имеют…

Продвижение компании посредством медиа и связей с общественностью имеет большое значение для её имиджа. Сейчас без этого не обходится ни один достаточно крупный и даже средний бизнес, а занимаются подобным делом PR-менеджеры. Специальность эта имеет неплохие перспективы в современном мире и при…

Трудовое законодательство предусматривает ряд требований не только к образованию и стажу руководителя, но также и к его обучению в некоторых областях. Причем в случае отсутствия документов, подтверждающих обучение директора в области охраны труда, пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, он и компания могут подвергнуться весьма серьезным штрафам. Тогда как затраты на обучение руководителя в данных сферах незначительные, да и процесс обучения и проверки знаний не такой сложный. Рассмотрим основные виды обучения, которые должен пройти генеральный директор, чтобы уберечься от штрафов.

Современная жизнь предъявляет к руководителю организации высокие требования. Он должен быть и высококвалифицированным менеджером, и разбираться в профессиональной деятельности компании. В различных отраслях необходимы определенное образование и стаж руководителя (например, педагогическая, медицинская, аудиторская и пр.). Но законодательством предусматриваются и требования к обучению начальства, причем независимо от размера компании. Это может быть генеральный директор крупной производственной корпорации и директор небольшой консультационной фирмы. Отсутствие такого обучения грозит руководителю и (или) возглавляемой им ­организации административным штрафом.

Рассмотрим, какие основные виды обучения должен пройти генеральный директор, чтобы уберечься от штрафов.

Обучение в области охраны труда

Статья 225 ТК РФ предусматривает обязанность руководителя организации пройти обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Порядок прохождения такого обучения и проверки знаний утвержден постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003 № 1/29 ­(далее – Порядок).

Директор должен пройти обучение по охране труда в течение первого месяца работы в компании, а в дальнейшем – проходить обучение не реже одного раза в три года. Пункт 2.3.2 Порядка устанавливает, что руководитель организации проходит обучение в обучающих организациях, оказывающих услуги в области охраны труда. Согласно Примерным учебным планам обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Минтрудом России 17.05.2004, продолжительность обучения составляет 40 часов.

К сведению

Необходимость обучения директора именно в обучающих организациях подтверждается письмами Роструда от 24.01.2013 № ТЗ/297-3-5, от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5. Кроме того, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда осуществляют обучающие ­организации, прошедшие обязательную уведомительную аккредитацию.

Обучение заканчивается проверкой знаний, которая производится комиссией обучающей организации, в состав которой входит инспектор труда. Результаты проверки оформляются протоколом (п. 3.6 Порядка). Директору выдается удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенное печатью организации, проводившей обучение по форме, утвержденной постановлением Минтруда России от 13.01.2003 № 1/29.

Каков риск организации в том случае, если руководитель не проходил обучение и проверку знаний по охране труда или не смог пройти проверку / не показал достаточные знания? Согласно ст. 76 ТК РФ такой работник (в том числе и директор) должен быть отстранен от работы на весь период времени до прохождения обучения и проверки знаний. При этом заработная плата за этот период не должна начисляться. Директора может отстранить инспектор труда при плановой или внеплановой проверке.

Кроме того, обнаружив отсутствие у директора удостоверения о проверке знаний по охране труда, инспектор может не только дать предписание об устранении нарушений (т.е. о прохождении обучения), но и привлечь к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ организацию и генерального директора.

Напомним, что с 01.01.2015 ответственность за нарушения в сфере охраны труда существенно ужесточилась. Так, согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП…

Какими ключевыми компетенциями должен обладать сегодня управленец? Можно ли научить просчитывать риски, принимать ответственность, эффективно руководить? Можно ли научить добиваться результатов в условиях сложной и динамично меняющейся бизнес-ситуации?

На эти вопросы нет однозначного ответа. В разных компаниях нужны руководители с различными качествами, у каждого предприятия и его менеджеров свои бизнес-задачи. Нет универсального рецепта эффективности и успеха. Единственное, что сегодня можно утверждать определенно — управленцам или специалистам, которые чувствуют в себе потребность стать руководителем в будущем, необходимо учиться, и, возможно, всю жизнь.

Первой ступени высшего образования в информационный век уже недостаточно для того, чтобы получить современные компетенции для эффективного управления компанией. За 4 года обучения можно научиться самостоятельности, инициативности, но приобрести лишь базовые профессиональные знания и навыки. Многочисленные курсы и тренинги в лучшем случае решают специальные задачи — за 6−8 часов самого интенсивного обучения можно обрести знания по узкой теме. Системные углубленные знания можно получить на практикоориентированной магистратуре, которая может стать одной из ступеней образования руководителя или специалиста, нацеленного на построение управленческой карьеры.

Преимущества обучения в магистратуре Института бизнеса БГУ с углубленной подготовкой:

  1. Возможность получить образование по специальности, отличной от полученной на первой ступени. Таким образом, можно дополнительно получить смежную специальность или современные управленческие знания.
  2. Возможность углубить знания по уже полученной специальности на первой ступени. В связи с тем, что в магистратуре учатся те, кто уже работает или планирует работать в определенной сфере, то акцент в обучении осуществляется не на базовые знания и навыки, а на углубление и конкретизацию. А значит, профессионализм управленца или специалиста, его осведомленность в нюансах профессии, знание особенностей конкретной области, возрастает.
  3. У будущего магистра управления (именно такая ступень присваивается на большинстве специальностей магистратуры Института бизнеса БГУ) формируются организационно-управленческие компетенции (лидерские качества, тактическое и стратегическое мышление, эффективное управление проектами, умение оперативно принимать решение и брать ответственность, умение сформировать слаженную команду, делегирование и др.)
  4. Магистратура дает сильные аналитические компетенции: способности находить, интерпретировать, критически оценивать информацию, способность к сравнительному анализу и синтезу и др.
  5. Во время обучения развиваются так называемые soft skills эффективного специалиста и руководителя (коммуникабельность, высокая степень адаптивности, активность, умение внедрять новые методики, подходы, генерировать интересные, новаторские идеи, стрессоустойчивость и др.).
  6. Многолетнее интенсивное применение современных технологий обучения взрослых (бизнес-кейсы, бизнес-студии, интерактивные лекции, тренинги, супервизии, коучинг-сессии, рефлепрактикумы, деловые игры, эвристические методики и др.) качественно отличает обучение на программах магистратуры Института среди других подобных программ.
  7. Применение технологий электронного, в том числе дистанционного, обучения: большинство курсов (лекции, задания, литература) представлены на специальном учебном портале, поэтому магистранты имеют возможность заниматься комфортно, в любое удобное время.
  8. Оптимальное сочетание академических преподавателей и практиков-профессионалов. На программах магистратуры, как правило, 80% преподавателей — это профессионалы определенной сферы бизнес-управления.
  9. Активный networking до, во время и после занятий: студенты, выпускники и преподаватели института имеют возможность плодотворного общения в среде единомышленников и создания сети необходимых деловых и социальных контактов.
  10. Очное (вечернее) и заочное обучение без отрыва от работы: в будние дни и по субботам в центре Минска — для вечерней формы; 2 сессии в год, продолжительностью 2 недели, для заочной формы.   

Качество образования на специальностях магистратуры Института бизнеса БГУ подтверждается успешностью его выпускников-магистров.

Анатолий Иванович Ковалинский, первый заместитель директора, руководитель программы «Технологии управления персоналом»:

«Наши магистранты начинают демонстрировать успех уже во время учебы, когда проходят собеседования и побеждают в конкурсах на престижные управленческие должности. Выпускники работают в крупных и средних компаниях, некоторые уверенно начинают свое дело. Например, внушительное количество выпускников специальности „Технологии управления персоналом“ работают в банковской и IT-сферах. Именно эти сферы сегодня уделяют огромное внимание HR-управлению, требования, предъявляемые к руководителям кадровых подразделений, здесь очень высоки.

Многолетний успешный опыт подготовки магистров, использование интенсивных технологий образования, высокопрофессиональная команда преподавателей позволяют нашим магистрантам не только обрести профессиональные навыки, но и развивать критическое мышление, эмоциональный интеллект, проактивность, коммуникативные навыки и другие социально-личностные качества. Обучение в практикоориентированной магистратуре учит ставить перед собой новые задачи, быстро развиваться в любой области. Этим и объясняется успешные судьбы и карьерные взлеты наших магистров даже в самых конкурентных сферах бизнеса».

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

С другими отзывами можно ознакомиться здесь

Специальности магистратуры Института бизнеса БГУ:

  • Инновационный менеджмент магистр управления
  • Маркетинг магистр экономики и управления
  • Правовое обеспечение хозяйственной деятельности магистр права
  • Проектирование сложных интегрированных систем магистр системного анализа и проектирования
  • Технологии управления персоналом магистр управления
  • Управление банковским бизнесом магистр управления и экономики
  • Управление в социальных и экономических системах — магистр экономики и управления
  • Управление логистическими системами магистр логистики
  • Управление недвижимостью магистр управления
  • Финансовый менеджмент магистр управления и экономики
  • Финансы и кредит магистр экономики
  • Бизнес-администрирование (программа МВА) магистр бизнес-администрирования

Формы обучения — очная (дневная, вечерняя) и заочная.

Продолжительность обучения — от 1,5 до 2 лет в зависимости от специальности.

Приём документов до 24 августа 2018 года.

Контакты:
Институт бизнеса БГУ
220 007 Минск, ул. Московская, 5, каб. 310.
+375 (25) 906 63 38
+375 (17) 200 57 33

+375 (29) 186 05 38
Кисельникова Инна Александровна, заместитель декана

kiselnikava@mail.ru

Как и зачем проводится аттестация директоров общеобразовательных учреждений

Главная картинка статьи Как и зачем проводится аттестация директоров общеобразовательных учреждений

Designed by stockking/freepik

Чтобы стать директором школы, кандидат на эту должность должен доказать, что соответствует этой должности, вне зависимости от своей квалификации и стажа работы в качестве учителя. Аттестация директоров не имеет ничего общего с обязательной аттестацией педагогов и проводится отдельно.

Зачем нужна аттестация на должность директора школы

Порядок и сроки проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций установлен приказом Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2015 г. №240. Им определены в том числе цели аттестации для директоров школ:

  1. Проверка знаний кандидата при трудоустройстве;

  2. Оценка соответствия занимаемой должности;

  3. Стимулирование профессионального роста директоров;

  4. Повышение эффективности подбора кандидатов на должность директора.

Возглавить школу может только педагог с определенными качествами и навыками, присущими руководителю. Он должен уметь общаться и с родителями, и с педагогическим коллективом, правильно организуя его работу, и с надзорными органами, и с представителями органов власти.

Аттестация на должность директора школы вопросы

Designed by freepik

Соответственно, аттестация директоров школ может проводиться в трех ситуациях:

  • Перед подписанием трудового договора (первичная аттестация);

  • Для проверки на соответствие занимаемой должности (проводится в первый год работы);

  • Квалификационная проверка каждые 5 лет.

Освобожденные от аттестации

Есть некоторые категории руководителей, которые могут быть освобождены от обязательной аттестации:

  • Беременные и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (здесь аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);

  • Назначенные на должность личным приказом Президента или приказом правительства;

  • Проработавшие на должности меньше года.

Кому могут отказать в аттестации

Законодательством предусмотрено три ситуации, когда кандидата на должность директора могут не допустить до аттестации:

  • Если он был уволен по ст. 278 или ст. 81 Трудового кодекса РФ в течение последних 3 лет;

  • Если он не соответствует профстандарту или не имеет достаточного педагогического стажа (минимум 5 лет);

  • Если он не имеет права заниматься педагогической или трудовой деятельностью по медицинским или нормативным показаниям (например, при наличии непогашенной судимости).

Как проходит аттестация на должность директора школы

Существует определенный порядок проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Начинается всё с формирования аттестационной комиссии и прописывания процедуры. Далее должен быть обязательно издан документ, где будут обозначены все этапы и правила её прохождения.

Надо отметить, что по закону аттестацией занимается учредитель школы, например, Министерство просвещения, Правительство РФ, органы муниципальной власти и т.д. Поэтому регламенты, которые они составляют, могут отличаться друг от друга.

Минобразования, разумеется, составляет свои методические рекомендации, как надо правильно проверять знания и кого допускать до аттестации. Однако, конкретные правила всё-таки устанавливают учредители.

Далее комиссия отбирает кандидатов, просматривает их личные дела и характеристики с мест предыдущей работы. Эта процедура также должна определяться регламентом: сроки, требования и т.д.

Педагогика

Педагог-психолог

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ»

Дистанционная, Профессиональная переподготовка

В качестве кандидатов, как правило, выбирают либо педагогов школы, либо действующих руководителей, например, завуча или заместителя директора. Разумеется, и действующий директор также может имеет право пройти повторную аттестацию.

На третьем этапе комиссия получает полную информацию о том, как будет проходить процедура, и уведомляет кандидатов о предстоящем мероприятии. Получить уведомление они должны не позднее, чем за неделю до аттестационного экзамена.

Далее комиссия издает соответствующий приказ и извещает об этом кандидатов, с текстом приказа и всеми условиями аттестации они обязаны ознакомиться не позднее чем за 14 дней до экзамена. Ну а действующий директор, который проходит аттестацию повторно, должен это сделать и вовсе за месяц до самого мероприятия.

Сам аттестационный экзамен проходит в два этапа:

  • Тестирование;

  • Собеседование.

Как проходит тестирование

Тестовая часть выполняется письменно в присутствии членов комиссии, на выполнение обычно дается 1 час. В самом тесте, как правило, 50 вопросов, разделенных на блоки: организационная часть работы директора, знание законодательства, психолого-педагогическая подготовка и т.д.

Кандидат должен верно ответить не менее чем на 2/3 вопросов в тесте, чтобы быть допущенным ко второй части экзамена — собеседованию.

Некоторые кандидаты могут быть освобождены от тестовой части, но только в одном случае: если они являются победителями федеральных конкурсов среди педагогов и руководителей, таких как «Учитель года».

Аттестация на должность директора школы

Designed by stockking/freepik

Что спрашивают на собеседовании

Если кандидат успешно преодолел первый этап, его допускают до устной части — собеседования. Её проводят непосредственно члены аттестационной комиссии, например, чиновники местного Департамента образования.

Задача — оценить, насколько профессионально будет себя вести будущий директор в типовых школьных ситуациях. Спрашивать могут, о чем угодно: как руководитель будет вести себя с трудными учениками, как директор собирается устанавливать хорошие взаимоотношения с персоналом и родителями, разрешать возможные конфликты и так далее.

Кандидату нужно отвечать уверенно и четко, желательно при этом подкреплять свои доводы ссылками на нужные нормативные источники и педагогические практики.

Какие документы нужно собрать для аттестации директору школы

Разумеется, кандидат в руководители школы может быть допущен до аттестации только в том случае, если имеет на руках необходимые документальные свидетельства пригодности на эту должность.

Конкретный пакет документов может быть разным, поскольку порядок прохождения аттестации может отличаться. Но в общих чертах он выглядит так:

  1. Заявление на прохождение аттестации;

  2. Согласие на обработку персональных данных;

  3. Отчет о годовой работе и выписка из решения о его рассмотрении;

  4. Отзыв куратора, который осуществляет надзор за школой с характеристикой на директора, результатах работы школы, ошибках в работе и причинах их возникновения. В большинстве случаев в роли такового выступает замначальника муниципального департамента образования и науки.

Соискатель на должность директора (трудоустраивается впервые) предоставляет также:

  1. Документ об образовании (диплом);

  2. Трудовую книжку для подтверждения стажа и опыта работы в школе;

  3. Документы о повышении квалификации и предыдущей аттестации (если есть);

  4. Копию паспорта гражданина РФ и иные документы на усмотрение учредителя.

Что делать, если директор школы не прошёл аттестацию?

Бывает, что директор не был допущен до аттестации или попросту «завалил» экзамен. Как быть в таком случае? Во-первых, общеобразовательное учреждение не останется без руководителя: временно его обязанности будет выполнять зам или завуч школы. Во-вторых, сам работник по закону не соответствует занимаемой должности и может быть уволен руководством согласно Пункту 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Специальной процедуры увольнения директоров школ не предусмотрено, так что оно проводится на общих основаниях.

Однако сначала учредитель должен предложить директору место в той же образовательной организации на нижестоящей должности, если таковая есть. Например, педагогом или методическим работником. На такое предложение работник должен ответить отказом или согласием в письменной форме. Ну а далее работодатель оформляет соответствующий приказ. В дальнейшем аттестационный экзамен можно пересдать.

Вопрос — ответ

Кто назначает директора школы?

В соответствии с ФЗ «Об образовании» директор школы избирается общим собранием работников или конференцией с последующим утверждением кандидата со стороны учредителя общеобразовательной организации. Также он может быть назначен напрямую учредителем, например, местными органами сферы образования.

Какой стаж нужен, чтобы стать директором школы?

Чтобы быть допущенным к аттестации и занять должность директора школы, нужно проработать педагогом (воспитателем) не менее 5 лет.

Какое образование нужно директору школы?

Перечень критериев к кандидату на должность директора школы перечислен в профстандарте для руководителей образовательных организаций. Чтобы возглавить школу, необходимо иметь два образования: в сфере педагогики и в сфере управления. Получить их можно несколькими способами, например, окончить магистратуру по направлению «Образование и педагогические науки», а затем пройти профессиональную переподготовку в области управления персоналом, государственного и муниципального управления или менеджмента

До какого возраста можно работать директором школы?

Предельный возраст пребывания на руководящей должности в общеобразовательном учреждении, обозначенный Трудовым кодексом РФ, составляет 70 лет

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какие стоит покупать акции российских компаний
  • Карточку предприятия с реквизитами организации
  • Какое расстояние проехала машина учи ру 155 км
  • Компании с самыми большими зарплатами в россии
  • Какие страховые компании лучше по осаго отзывы