Открыть успешное дело — сложная задача, которая требует много сил, энергии и денег. Сократить финансовые расходы можно с помощью льгот, грантов и других программ от государства. Вместе с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство» рассказываем о мерах поддержки, которыми стоит воспользоваться.
1. Льготный кредит
Получить такой заём могут представители малого и среднего бизнеса или самозанятые, если платят налог на профессиональный доход, до 2024 года в одном из банков‑партнёров (их 101). Льготная ставка кредита рассчитывается по формуле: ключевая ставка Банка России плюс не более 2,75%, поэтому итоговое значение может меняться. Заём по программе выдают на развитие бизнеса или предпринимательской деятельности, пополнение оборотных средств и рефинансирование старого кредита. В зависимости от целей срок на погашение может быть от года до 10 лет.
Чтобы получить кредит, нужно отвечать ряду условий.
- Бизнес должен быть в приоритетной отрасли — розничная и оптовая торговля, сельское хозяйство, внутренний туризм, наука и техника, здравоохранение, образование, обрабатывающая промышленность, ресторанный бизнес или бытовые услуги.
- Бизнес должен быть зарегистрирован на территории России и включён в Единый реестр МСП.
- Выручка за прошедший календарный год не может быть выше двух миллиардов рублей, а число работников — больше 250 человек.
- Общая сумма задолженностей по налогам, сборам и прочим обязательным платежам — не выше 50 тысяч рублей.
- Отсутствие долгов по зарплате.
- Компания не должна быть в процессе банкротства.
2. Гранты на реализацию проектов в разных сферах
Если у вас есть крутая идея, а средств для её воплощения не хватает, можно поучаствовать в одном из конкурсов для предпринимателей. И таких достаточно. Например, есть шанс побороться за грант на реализацию социальных проектов и получить от 100 до 500 тысяч рублей или даже до одного миллиона для предпринимателей в Арктической зоне. Окончательную сумму определяет конкурсная комиссия. Потратить деньги можно на аренду и ремонт помещения, закупку мебели, продвижение проекта и многое другое, но только не на уплату налогов и погашение кредитов.
Другой вариант — конкурс для предпринимателей, желающих развивать внутренний и въездной туризм. Максимальный размер гранта здесь три миллиона рублей. Получить их можно за разработку новых маршрутов, идеи по улучшению инфраструктуры и благоустройства уже существующих направлений.
Действующие конкурсы для малого и среднего бизнеса собраны на официальных государственных порталах. Найти такой ресурс в своём регионе можно в перечне на сайте Министерства экономического развития.
Узнать больше о программах поддержки можно на портале «Мой бизнес», созданном Министерством экономического развития и национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство». Здесь можно почитать новости, проверить изменения в законах, посетить бесплатные вебинары и получить консультации от специалистов разных профилей: юристов, экономистов, бухгалтеров и кадровиков. Кроме того, на сайте «Мой бизнес» собрана база полезных сервисов, которые помогут развивать своё дело и быстрее решать сложные вопросы.
Открыть своё дело
3. Программы обучения для предпринимателей
Иногда сложно самостоятельно разобраться в тонкостях ведения бизнеса. Потребуется либо совершать ошибки и учиться на них, либо перечитать много литературы. А можно пойти третьим путём и записаться на бесплатные курсы для предпринимателей от государственных центров «Мой бизнес». Там уже отобрана только нужная, официальная и актуальная информация.
Варианты образовательных программ есть как для начинающих предпринимателей, так и для опытных бизнесменов, которые хотят усовершенствовать своё дело. На курсах можно понять, как работать с личным брендом, эффективно продвигать свой товар или услуги, решать правовые вопросы и искать пути для развития компании. Выбрать нужный курс можно с помощью специалистов на онлайн‑консультации.
Альтернативный способ получить знания не проходя полноценное обучение — вебинары и онлайн‑форумы на портале «Мой бизнес». На них можно послушать лекции от экспертов и задать им вопросы.
4. Льготная налоговая ставка для самозанятых
Специальный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые получают доход не от работодателей, а напрямую от заказчиков, ввели в 2019 году. Он позволяет платить всего 4% от прибыли, если вы получаете её от физлиц, или 6% — от юрлиц или индивидуальных предпринимателей. Никаких других отчислений нет.
Льготная налоговая ставка даёт возможность не терять большую сумму доходов, при этом вести дела легально. Кроме того, специальный режим не требует заполнения деклараций, позволяет совмещать бизнес с официальной работой по трудовому договору и не обязывает платить страховые взносы.
Чтобы пользоваться льготной ставкой, нужно просто зарегистрироваться в качестве самозанятого на портале «Мой налог». Но, прежде чем перейти на специальный режим, убедитесь, что ваш бизнес соответствует следующим требованиям:
- У вас нет наёмных работников, с которыми заключён трудовой договор.
- Годовой доход не превышает 2,4 миллиона рублей.
- Вид деятельности не входит в перечень исключений.
5. Бизнес‑инкубаторы
Начинать бизнес можно прямо дома: контактировать с сотрудниками удалённо и при необходимости снять складское помещение. Но если хочется иметь отдельное место для работы, стоит поискать бюджетные варианты. Так, у государства можно арендовать офис на срок до 10 лет по цене ниже, чем у частных собственников.
Однако полноценное помещение и его обустройство может стать непосильной нагрузкой на бюджет молодого бизнеса. Поэтому для поддержки предпринимателей были созданы государственные бизнес‑инкубаторы и коворкинги — общий офис сразу для нескольких компаний. Стоимость аренды здесь минимальная, а ещё не нужно тратиться на покупку компьютеров, принтеров и прочих необходимых вещей — всё уже есть и готово к использованию.
В бизнес‑инкубаторах также предусматриваются комнаты для совещаний, конференц‑залы и беспроводной интернет. Плюс можно получить бесплатную консультационную поддержку от юриста и бухгалтера.
Проверить, какие бизнес‑инкубаторы открыты рядом с вами, можно на карте в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе» портала «Мой бизнес». Там же собраны и все другие организации, полезные для предпринимателей. Например, технопарки, центры поддержки экспорта, микрофинансовые организации и
отделения центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес».
В последних можно очно получить профессиональную консультацию и ряд услуг, в том числе зарегистрироваться как юридическое лицо и провести аудит. Также в центрах «Мой бизнес» проходят обучающие мероприятия по предпринимательству.
Узнать подробнее
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Проектное финансирование один из самых сложных банковских продуктов. Сложность заключается в большом количестве участвующих в реализации проекта лиц: инициатор, банк, проектировщик, генподрядчик, поставщики оборудования, страховая компания и т.д. У каждого свои интересы и нащупать баланс довольно сложно, особенно в условиях когда каждый хочет ограничить свою ответственность и максимизировать экономические эффекты.
Главным заинтересованным лицом является Инициатор. Ему для того чтобы учесть все интересы и структурировать сделку необходимо смотреть на проект с разных точек зрения. В ином случае высок риск потери денег на пред. инвестиционной стадии. Таких примеров масса — инициатор что-то делает, а потом банк сообщает, что нужно было другое (например разработал ПСД у не аккредитованного проектировщика или привлек генподрядчика, который не прошел СБ банка и т.д.). Эти траты могут быть значительны как в денежном измерении так и во временном. Поэтому пред началом работы важно составить план и провести аудит соответствия требований участников к возможностям проекта и инициатора.
Мой опыт структурирования более 50 проектов позволил сформировать краткий путеводитель инициатора по работе с проектным финансированием. Приятного чтения.
Проектное финансирование — это финансирование инвестиционных проектов, при котором источником обслуживания долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые проектом. Специфика этого вида инвестирования состоит в том, что оценка затрат и доходов осуществляется с учётом распределения риска между участниками проекта.
Проектное финансирование сегодня — один из наиболее популярных и удобных путей реализации крупных проектов, связанных со строительством или реконструкцией промышленных объектов, добычей полезных ископаемых и многих других сфер. Организовать финансирование проектов можно как для действующего бизнеса, так и для вновь создаваемого. В статье описаны 4 основных этапа, пройдя которые вы сможете привлечь финансирование в свой бизнес.
Для того, чтобы понимать порядок финансирования, разберемся с участниками этого процесса. В первую очередь это получатель финансирования — инициатор или заемщик. Как правило, для этой роли выступает специально создаваемая для реализации проекта компания. Ее создание зачастую является требованием кредитора и обусловлено необходимостью отделения проекта от иной деятельности инициатора, защиты инвестиций от исторических налоговых и юридических рисков, связанных с предыдущей деятельностью компании.
Участниками проектного финансирования, как правило, являются:
-
Банк (кредитор)
Предоставляющий основную часть финансирования (обычно 60-80%)
-
Инициатор и /или инвестор
Лицо инициирующее проект и участвующие в его софинансировании (обычно 20-40%)
-
Проектная компания (SPV)
Получателем финансирования (заемщиком), как правило, выступает специально создаваемая для реализации проекта компания. Ее создание зачастую является требованием кредитора и обусловлено необходимость отделения проекта от иной деятельности инициатора, защиты инвестиций от исторических налоговых и юридических рисков, связанных с предыдущей деятельностью компании.
Параметры типового кредита:
Упрощенная схема проектного финансирования выглядит следующим образом:
Этап 1. Подготовка к получению проектного финансирования
В рамках данного этапа необходимо провести работу по следующим направлениям:
- Подбор банковских и финансовых продуктов и решений с учетом потребностей проекта.
-
Определение круга банков — потенциальных партнеров (проведение первичных переговоров). Необходимо выделить перечень банков, в которые можно обратиться за финансированием. Наиболее важные критерии ранжирования банков:
- опыт кредитования в отрасли проекта;
- наличие подразделения проектного финансирования;
- объемы возможного финансирования;
- стоимость фондирования банка.
-
Подготовка документов для первичного анализа в банк, включающих кроме юридических и финансовых документов, следующие документы:
- Презентация проекта (инвестиционный меморандум);
- Бизнес-план проекта с проработанным бюджетом проекта, структурой проекта и финансовой моделью.
На этой стадии необходимо вести активный диалог с банком с целью выявления финансовых ковенант, которые он будет использовать для мониторинга состояния проекта, и убедиться в том, что эти ковенанты выполнимы для бизнеса (а лучше, если будет резерв на случай ухудшения ситуации), т.к. они впоследствии лягут как ограничители в кредитный договор.
Этап 2. Получение предварительного кредитного решения (Term sheet)
- Предоставление информации и документов о проекте, подготовленных на Этапе 1, в отобранные банки. При этом необходимо в переговорах с банками «заходить» на более высокий уровень принятия решений с презентацией проекта, так как это дает больше шансов продолжить сотрудничество. На основании полученной информации банкиры оценивают привлекательность проекта, обоснованность планов и прогнозов, перспективность рынка, финансовые результаты проекта. В случае положительного вердикта сотрудников департамента по внутренней кредитной политике банка, специалисты его проектного департамента готовят предварительные условия финансирования.
- Получение предварительных условий кредитования от банков. В них отражаются объем кредитования, ставка, срок, обеспечение и прочие условия, на которых банк готов профинансировать проект. Эти условия являются базовыми и служат отправной точкой кредитной работы. После получения предварительных условий кредитования необходимо продолжать работу минимум с тремя банками, чтобы иметь маневр на случай непредвиденных ситуаций и сложностей, приводящих к срыву финансирования. Банки мотивирует конкуренция, так как с их стороны проводится большой объем работы и в случае ухода клиента в другой банк она просто пропадет.
Этап 3. Получение окончательного кредитного решения
-
Согласование предварительных условий кредитования, а также подписание протокола о намерениях (не всегда). Срок согласования может составить от 1 до 6 месяцев, и обусловлен детальной проработкой условий кредитования, т.к. в этом документе происходит утверждение:
- Списка основных участников проекта (в него помимо кредитора, инициатора и заёмщика могут входить, генеральный подрядчик, основной поставщик оборудования, основные покупатели, инжиниринговые компании и прочие контрагенты);
- Целевое использование и порядок предоставления финансирования;
- Размер и валюта кредита, процентная ставка, срок кредита и порядок его погашения;
- Перечень обеспечения, по исполнению обязательств по кредиту;
- Перечень поручителей по кредиту;
- Права и обязанности сторон;
- Гарантии и заверения;
- Страхование;
- Хеджирование;
- Отлагательные и отменительные условия, при удовлетворении которых окончательное решение банка будет положительное. Банк формирует матрицу рисков, каждый риск должен быть закрыт документом или действием.
-
Формирование «дорожной карты» проектного финансирования. Исходя из согласованных предварительных условий, разрабатывается и согласовывается с банком график подготовки документации, предшествующей кредитному одобрению. В перечень документации могут входить:
- Исходно-разрешительная документация;
- Проектно-сметная документация с экспертизой и стадией «РД»;
- Разрешение на строительство;
- Договора концессии и/или документы по государственной поддержке.
- Финансовая и юридическая документация по инициатору проекта, проектной компаний (заемщику), инвестору, аффилированным лицам, а также по основным контрагентам проекта;
- Маркетинговое исследование;
- Документы, обеспечивающие реализацию проекта (договора покупки оборудования, договора и соглашения на строительство, договора на инжиниринг и т.д.);
- Документы, подтверждающие участие инициатора и/или инвестора в проекте, в том числе заключения независимых оценочных компаний в случае участия имуществом;
- Соглашение с инвестором – данное соглашение регулирует обязанности инвестора по обеспечению финансирования проекта;
- И прочие документы, указанные в отлагательных условиях.
- Предварительная проработка проектной заявки. На этой стадии происходит передача выше перечисленных документов в банк, и производиться на основе них пересчет всей финансовой модели, обновляться ковенанты и вносятся коррективы в бизнес-план.
-
Анализ и экспертиза банком документов. Банковская экспертиза проводиться по следующим направлениям, с возможным привлечением сторонних и независимых экспертов:
- Анализ экономической и политической стабильности в регионе реализации проекта;
- Законодательно-нормативный анализ, анализ юридической стороны сделки;
- Финансовый анализ;
- Технический и строительный анализ. В крупных проектах привлечение эксперта банком в сфере строительства (инжиниринга, оборудования) с целью оценки очень велико, т.к. в силу различной специфики бизнеса сами банкиры, как правило, такими навыками не обладают.
В ходе анализа могут быть выявлены «проблемные» по мнению банка места, которые необходимо будет обосновывать и нивелировать.
- Получение кредитного решения от банков.
Этап 4. Подписание кредитно-обеспечительной документации и реализация проекта
- Подписание кредитно-обеспечительных документов. Юридические департаменты многих банков не отличаются клиентоориентированностью и ввиду этого банк представляет проекты договоров, учитывающие в первую очередь интересы кредитора. Однако, так как банк понес затраты на предшествующих этапах существует возможность в разумных пределах вносить выгодные для заемщика коррективы.
- Техническое сопровождение кредита. Предоставление в банк на регулярной основе отчетов и документов о ходе реализации проекта, соблюдении ковенант, расходовании бюджета, аудированной финансовой отчетности и т.д.
- Оптимизация кредитного портфеля. После завершения строительства объекта, строительные риски для банка существенно снизились, поэтому появляется возможность рефинансировать взятые кредиты на более выгодных условиях, что является следствием снижения рисков.
Ознакомиться с возможностями РК Консалтинг относительно сопровождения процесса получения проектного финансирования по ссылке здесь >>
Рекомендуемые статьи
Стратегия, Финансы, Бизнес-план, Банки и инвестиции,
Почему Вам не нужен бизнес-план?
Действительно ли вам необходим бизнес-план или это для вас обернется напрасно потраченными деньгами?
Стратегия, Финансы, Бизнес-план, Банки и инвестиции,
Как составить качественный бизнес-план?
В статье собраны практические советы для предпринимателей, желающих разработать эффективный бизнес-план.
Часть госпрограмм, которые были приняты до введения санкций, продолжают действовать. Но помимо них вводятся дополнительные меры для развития бизнеса в кризисных условиях.
На сегодняшний день государство предлагает широкий спектр мер поддержки как для начинающих предпринимателей, так и для уже работающих бизнесов. Эти меры становятся частью общей концепции развития бизнеса.
- Проекты по поддержке бизнеса от Банка России
- Цифровая платформа МСП как экосистема поддержки бизнеса
- Социальный контракт на открытие бизнеса
- Грантовая поддержка
- Какие программы господдержки действуют в 2023 году
- Поддержка малого агробизнеса в 2023 году
- Федеральные программы поддержки бизнеса
- Региональные программы поддержки
- Поддержка самозанятых в 2023 году
На ближайшие два года Банк России разработал Дорожную карту поддержки малого и среднего бизнеса, ее основная цель — сделать более доступными кредиты. Но есть и другие меры поддержки, которые предусмотрены на 2023-2024 гг.:
- распространение льготных программ на факторинг;
- расширение возможностей бизнеса по использованию небанковских источников финансирования;
- предоставление малому и среднему бизнесу доступа к сервису «Знай своего клиента» для проверки контрагентов;
- снижение транзакционных издержек благодаря приему оплаты через Систему быстрых платежей.
Оформите ИП бесплатно без визита в налоговую через сервис регистрации бизнеса в Контуре и получите год обслуживания в онлайн-бухгалтерии Эльба в качестве бонуса
Зарегистрировать ИП
Основным источником получения информации о мерах поддержки на сегодняшний день является Цифровая платформа МСП. По сути это система персонального подбора услуг, которые можно оформлять дистанционно.
Постановление Правительства РФ от 21.12.2021 №2371 утвердило сроки запуска эксперимента по оказанию поддержки на базе цифровой платформы МСП. Он стартовал с 1 февраля 2022 года и продлится до 1 февраля 2025 года.
Поддержка затрагивает:
- малый и средний бизнес;
- самозанятых;
- граждан, которые только собираются начать свое дело.
Предполагается, что новый подход максимально упростит открытие, ведение и развитие бизнеса. К платформе подключатся федеральные министерства и ведомства, институты развития, банки и страховые организации. Все они будут обмениваться нужной информацией через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Цель новшества — объединить в экосистеме все сервисы для МСП и позволить предпринимателям выбирать и получать необходимые меры поддержки дистанционно. Цифровая платформа обеспечивает адресный подбор и проактивное одобрение мер поддержки, а также предоставление услуг, которые требуются на разных этапах развития бизнеса, без личного присутствия предпринимателей. В 2023 году на платформе доступны более 20 различных онлайн-сервисов и порядка 350 мер поддержки.
У каждого пользователя платформы формируется свой цифровой профиль. Благодаря этому федеральные и региональные инструменты поддержки и сервисы предлагаются участникам с учетом потребностей и стадии развития бизнеса.
Для тех, кто планирует открыть свое дело и вести личное подсобное хозяйство, предусмотрены единовременные выплаты по социальному контракту (Постановлению Правительства от 29.06.2022 № 1160). В 2023 году максимальная выплата для ИП составляет 350 000 руб., а для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, — 200 000 руб.
Узнайте, как оформить социальный контракт и получить деньги на открытие бизнеса в 2023 году.
Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется как начинающему, так и опытному предпринимателю в форме софинансирования или на безвозвратной и безвозмездной основах.
Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.
Ближайший год однозначно будут поддерживать такие направления, как IT, туризм, АПК.
Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области. На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.
Проще воспользоваться поиском в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе» на сайте «Мой бизнес». Просто укажите на карте регион — и система выдаст информацию о местных отделениях, в том числе сайт, на котором можно найти всю информацию по поддержке.
Эта поддержка распространяется на все субъекты МСП, зарегистрированные лицами в возрасте от 14 до 25 лет. Минимальная сумма гранта — 100 000 руб., максимальная — 500 000 руб.
Деньги можно использовать на компенсацию аренды и ремонта нежилого помещения, приобретение необходимых стройматериалов и оборудования, оплату коммуналки и услуг электроснабжения и др. Ознакомиться с условиями программы.
Гранты для социального бизнеса
В 2023 году государство продолжит выдавать гранты до 500 000 руб. социальным предприятиям. Для регионов Арктической зоны сумма поддержки выше — до 1 млн руб.
На что можно потратить деньги:
- аренда и ремонт помещения;
- лизинговые платежи;
- оплата коммунальных услуг;
- приобретение оргтехники и оборудования;
- покупка сырья, ПО, комплектующих для медтехники или протезно-ортопедических изделий;
- переоборудование транспортных средств для перевозки маломобильных групп населения, в том числе инвалидов.
За подробной информацией стоит обращаться в региональные отделения Центра «Мой бизнес» либо узнать подробности через личный кабинет на цифровой платформе МСП.рф.
Ростуризм определил регионы, которые получат гранты в 2023 году.
Деньги выделят тем, кто:
- планирует создавать и развивать пляжи на берегах морей, рек и озер, а также развивает национальные туристические маршруты;
- создает кемпинги и автокемпинги;
- приобретает туристическое оборудование, создает электронные путеводители, развивает турсреду для людей с ограниченными возможностями, приобретает оборудование для инфоцентров и пунктов проката, разрабатывает новые маршруты, включая маркировку, навигацию, организацию зон отдыха и др.
Условия программы. Суммы грантов составляют от 3 до 10 млн руб. в зависимости от типа проекта.
О мерах поддержки можно узнавать на официальном сайте Ростуризма.
В этом году государство планирует сделать более доступным российское ПО, усовершенствовать процесс получения заёмных средств, поддержать импорт, а также IT, турбизнес.
Поддержка импорта
Минэкономразвития еще в 2022 году выпустило Навигатор по мерам поддержки импорта в связи с санкционным давлением (Письмо Минэкономразвития РФ от 22.09.2022 № 35970-ДВ/Д12И), но некоторые меры продолжат действовать и в 2023 году. Речь идет об упрощении процедур таможенного оформления импортируемой продукции, о возмещении недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции и др.
Полный список мер поддержки импорта.
Поддержка IT
Поскольку в условиях санкционных ограничений растет интерес к отечественным разработкам и государство заинтересовано в удержании грамотных специалистов, то для IT-сферы подготовили комплексные меры. Они направлены как на сокращение финансового бремени компаний, так и на создание комфортных условий для работы.
Часть мер представлено на сайте Минцифры.
Кроме того, IT-компании могут рассчитывать на:
- Налоговые льготы. До конца 2024 года ставка налога на прибыль будет нулевой (Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83).
- Снижение ставки страховых взносов до уровня 7,6% (Федеральный закон от 14.07.2022 № 321-ФЗ).
- До 3 марта 2025 года приостановлены внеплановые и плановые проверки для аккредитованных IT-компаний (Письмо ФНС РФ от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).
- Освобождение аккредитованных IT-компаний на срок до трех лет от налогового, валютного контроля, других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
- Упрощение процедуры трудоустройства иностранцев, привлекаемых для работы.
- Предоставление возможности оформления льготной ипотеки сотрудникам IT-компаний.
- Отсрочка от службы в армии для специалистов IT-компаний (Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 490).
Компенсация расходов на покупку российского ПО
В рамках нового механизма поддержки малого и среднего бизнеса у предпринимателей появилась возможность приобрести российское ПО на 50 % дешевле. Но для этого нужно соответствовать требованиям по среднесписочной численности работников и доходам.
В Минцифры отметили, что на реализацию этой меры поддержки до конца 2024 года выделено 7 млрд руб.
«Зонтичный» механизм для получения заёмного финансирования
«Зонтичный» механизм предоставления поручительств позволит бизнесу получать кредиты и снижать конечные процентные ставки по ним. Поручительство будет обеспечивать до 50% от суммы кредита, а предприниматель сможет получить его в «одном окне» банка.
Оплата комиссии за поручительство возложена не на предпринимателя, а на банк. Заёмщики со средним риском смогут увеличить объем привлеченных средств за счет поручительств и высвободить залоги, с низким риском — получить кредитные средства в среднем ниже на 1–2%.
Субсидирование МСП при размещении бумаг на бирже
Программа будет действовать до 2024 года и, как и прежде, доступ к ней получат те бизнесы, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов МСП (Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 № 2374). Она предполагает частичную компенсацию затрат на выпуск акций и облигаций (до 1,5 млн руб.) и выплаты по купонам (до 70 %).
Отбор эмитентов для участия в программе субсидирования осуществляется два раза в год — до 1 июля и до 1 октября календарного года.
Субсидии на возмещение процентов по кредиту
Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).
Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах.
Субсидии для животноводов. С 1 января 2023 года они могут рассчитывать на возмещение части затрат на выращивание крупного рогатого скота и последующее производство продукции (Постановление Правительства РФ от 01.12.2022 № 2201).
Для некоторых категорий аграриев условия поддержки будут смягчены: для фермерских хозяйств, занимающихся развитием семейных ферм, а также для сельскохозяйственных кооперативов, использующих гранты на укрепление материально-технической базы. По условиям предоставления поддержки они должны брать одного работника на каждые 10 млн руб.
Грант «Агротуризм». Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2309 ввело грант на проекты, связанные с сельским туризмом. С 1 января 2022 года малый аграрный бизнес может претендовать на сумму до 10 млн руб., если, например, занимается строительством или ремонтом помещений для приема туристов, создает развлекательную инфраструктуру, закупает туристическое оборудование и т.д.
Грант «Агропрогресс». В 2021 году поддержка расширилась за счет нового гранта «Агропрогресс» (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1932). На него могут претендовать сельскохозяйственные товаропроизводители, официально работающие не менее двух лет на сельской территории.
Сумма господдержки — не более 30 млн руб. Средства могут направляться на развитие базы по производству, хранению, переработке и реализации продукции, покупку, строительство новых объектов для производства и др.
«Агростартап». Начинающим аграриям (КФХ, ИП) подойдет грант на приобретение оборудования для переработки сельхозпродукции или на выращивание самой сельхозпродукции. Суммы: 3-5 млн руб.
Проект «Развитие овощеводства и картофелеводства». В 2023 году аграрии из Дальнего Востока и Калининградской области могут воспользоваться новым проектом «Развитие овощеводства и картофелеводства». Деньги можно потратить на проведение агротехнологических работ и производство картофеля и овощей в открытом грунте и теплицах с использованием технологии досвечивания.
Для сельхозпроизводителей установлен повышенный коэффициент при расчете и распределении федеральных субсидий: для регионов ДФО — 2, для Калининградской области — 1,2.
Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на несколько программ от различных ведомств и организаций.
Минэкономразвития России
Его интересы распространяются на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП.
Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.
Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.
Гранты на инновационные производства
Российская компания, планирующая запуск или расширение инновационного производства, может претендовать на грант в размере до 30 млн рублей. Минэкономразвития приступило к приему заявок от малого бизнеса.
К бизнесу есть требования:
- Компания должна быть включена в Единый реестр СМП как микро- или малое предприятие.
- Руководитель компании не должен иметь открытых договоров с Фондом содействия инновациям.
Грант можно получить только при условии софинансирования затрат за счет собственных или привлеченных средств в размере не менее 50% суммы гранта.
Корпорации МСП
Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др.
На сайте корпорации можно узнать обо всех льготах, субсидиях и грантах, которые положены вашей компании.
АО «МСП Банк»
Занимается госпрограммой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.
Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.
Фонд содействия инновациям
Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам. Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов. Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».
Минсельхоз России
Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры господдержки в 2023 году. Товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5%.
Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.
Региональные программы поддержки
Детали и условия программ поддержки, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. В поисковиках можно вбивать запрос таким образом: «региональный портал малого и среднего предпринимательства <город>».
Например, вводим запрос «региональный портал малого и среднего предпринимательства Саратов» и выходим на сайт, который дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.
Центры инфраструктуры МСП в регионах на сайте «Мой бизнес»
Поддержка самозанятых в 2023 году
Постановление Правительства РФ от 29.09.2020 № 1563 распространило на самозанятых меры поддержки, которые ранее были предусмотрены для МСП.
Теперь они смогут воспользоваться полным набором услуг, сервисов и финансовых инструментов в центрах «Мой бизнес».
Также они вправе претендовать на аренду коворкингов и бизнес-инкубаторов по льготным ставкам, займы в размере до 1 млн руб. от государственных МФО.
Эскроу
Обновлено: 14 сентября 2022
Проектное финансирование — что нужно знать?
Проектное финансирование появилось ещё в XVIII веке при строительстве железных дорог, газоснабжения,
развития
телефонных линий, однако этот термин актуален и сегодня. Разберём, что понимается под проектным
финансированием,
где оно используется сегодня.
Что такое проектное финансирование?
Понятия «проектное финансирование» (ПФ) и «финансирование проектов» не одно
и то же, так как способов
финансирования множество, и ПФ — один из них.
Проектное финансирование простыми словами можно
объяснить так: кредитные средства предоставляют для конкретного
проекта после того, как оценят его будущие денежные потоки. Для реализации проекта принято создавать новую
компанию, которая называется SPV (special purpose vehicle) или SPE (special purpose entity).
Проектное финансирование можно сравнить с конструктором: сумма кредита, сроки возврата и другие.
Условия
подбираются индивидуально для каждого проекта.
Упрощённо схему проектного финансирования можно представить так:
Метод проектного финансирования определяют следующими критериями:
финансируется юридически и экономически самодостаточный проект через юридическое лицо,
специализирующееся в направлении деятельности проекта
финансирование осуществляется чаще всего для нового, а не для ранее созданного проекта,
однако
кредитные средства ПФ могут рефинансироваться
высокое соотношение заёмных средств к собственному капиталу
расчёт банков строится в большей степени на ожидаемом денежном потоке от проекта,
а не на стоимости
активов компании или её предыдущих финансовых результатах
гарантиями для кредитной организации являются заключённые контракты проектной компании
Структура капитала проекта
Механизм проектного финансирования подразумевает совместное вложение денежных средств в проект, заёмными
могут
быть до 70-90%. В ряде случаев банк готов под залог имущества профинансировать проект под 100%. Как
правило,
кредитные средства выделяются проекту по частям под этапы реализации, указанные в бизнес-плане.
Источники средств проектного финансирования можно разделить на 2 группы:
Предоставление ПФ, как правило, осуществляется одним банком. Для реализации особо крупных проектов в
финансировании может участвовать несколько банков.
Банки выбирают проекты для финансирования, исходя из размеров будущего денежного потока проекта сроков
возврата
кредитных средств. А частные инвесторы, вкладывающие собственные средства в проект, оценивают
успешность проекта
на более долгую перспективу, в том числе после выплаты кредитных средств банку.
Суть проектного финансирования заключается в комплексном подходе к оценке рисков проекта
и определения
оптимальной суммы и сроков участия инвесторов и коммерческих банков.
Классификация проектного финансирования
Как правило, ПФ используется при реализации сложных и масштабных проектов, например,
в строительстве, энергетике
и других отраслях промышленности, а также для создания крупных объектов инфраструктуры. Принятие
решения об
инвестировании требует детального анализа проекта, а не только оценку финансового состояния
организации.
Специфика каждого проекта подразумевает выбор того или иного вида проектного финансирования:
Один или несколько банков организуют инвестиции в проект, величина оцениваемого риска проекта влияет
на выбор
формы банковского проектного финансирования. Оно может быть:
с полным регрессом (возвратом кредитных средств) — то есть заёмщик принимает
на себя все возможные
риски по реализации проекта. Чаще всего применяется для инвестирования в небольшие проекты
с низкой
рентабельностью.
без регресса на заёмщика — то есть все риски проекта находятся на кредиторе.
Как правило, такие
проекты наиболее прибыльны, а потому и привлекательны для инвесторов.
с ограниченным регрессом на заёмщика — то есть риски проекта распределяются
между всеми участниками
проектного финансирования. Такая форма инвестиций встречается чаще других.
Используется, когда проектная организация имеет достаточный объём собственных средств для инвестиций
в проект.
3
ПФ с участием государства (государственное частное партнёрство)
Органы власти, как федеральные, так и муниципальные, финансируют социально значимые проекты.
4
Международное проектное финансирование
Часто применяется при реализации крупных инвестиционных проектов и предполагает привлечение партнёров и
кредиторов из других стран. Проблема такого вида проектного финансирования заключается в учёте
требований
законодательства и особенностей рынков зарубежных партнёров.
Как устроено проектное финансирование строительства в Банке ДОМ.РФ
Проектное финансирование как источник
финансирования капитального строительства используется в сложных и крупных
проектах, когда банки не могут обеспечить защиту кредитных средств только залогом и проверкой
кредитоспособности
заёмщика, и должны вникать в детали финансируемого проекта.
Застройщики привлекают инвестиции для строительства недвижимости, а оплачивают кредит средствами со счетов
эскроу, которые получают от покупателей после сдачи жилья в эксплуатацию.
Схематично работу проектного финансирования можно представить так:
Процесс получения проектного финансирования в Банке для компании состоит из нескольких этапов:
Этап 1. Подготовка заявки и её анализ Банком
На первом этапе девелопер обращается в Банк с заявкой на получение кредита. Для
организации проектного
финансирования заёмщик готовит пакет документов. Перечень документации может различаться в зависимости от
особенностей проекта.
Банк проводит предварительный анализ полученного комплекта документов и готовит предложение застройщику.
Оно
включает:
обеспечение, требуемое к оформлению
Предложение является индивидуальным, условия зависят от концепции и экономики проекта, деловой
репутации и опыта
реализации аналогичных проектов.
Этап 2. Получение решения Коллегиального органа
Если застройщик согласовывает предварительное предложение, то банк запрашивает полный комплект
документов и
проводит детальную оценку проекта, нуждающегося в проектном финансировании, в том числе проводит
расчёт
показателей эффективности, анализ потенциальных рисков, значимость и вероятность их реализации.
По результатам детального анализа предложение банка уточняется дополнительными условиями. После этого
комплект
документов, включающий предложение, направляется на Коллегиальный орган для принятия решения. Если
Коллегиальным
органом принято положительное решение, то сделка переходит на следующий этап.
Этап 3. Подписание кредитно-обеспечительной документации и реализация проекта
Если застройщик согласен с одобренными банком условиями, то осуществляется подготовка
и заключение
кредитно-обеспечительной документации. Подготовленный комплект документов направляется на подписание
заёмщику.
После заключения договора банк выдаёт кредитные средства застройщику в соответствии с условиями
договора.
Преимущества и недостатки проектного финансирования
Привлечение дополнительных средств бесспорно помогает развитию проекта. Выделим основные преимущества
использования проектного финансирования:
привлечение средств, достаточных для развития проекта
возможность реализации проекта, находящегося на начальной стадии
снижение рисков за счёт их распределения между участниками
отсутствие жёстких требований к финансовому состоянию собственника проекта
К недостаткам проектных инвестиций можно отнести:
расходы на сделку для оформления пакета документов
высокие проценты по кредиту, связанные с рисками проектного финансирования
жёсткий контроль проекта со стороны инвесторов
риск потери независимости организатора проекта из-за размывания доли собственников
Венчурное и проектное финансирование — в чём разница?
Главное отличие венчурного финансирования — высокая и очень высокая степень риска
проекта и, как следствие,
премия за него. Как правило, такие проекты связаны с разработкой принципиально новых, наукоёмких
продуктов и
технологий.
Проектное финансирование — сложный инструмент, его использование требует досконального знания
проекта.
Ознакомьтесь с вариантами реализации проектного финансирования, изучите потенциальные преимущества
и недостатки
для принятия взвешенного решения.
В большинстве случаев
при обсуждении вопросов преимущества и недостатков применения в России механизмов
государственно-частного партнерства (ГЧП) возникает вопрос о стимулах и системе финансирования
со стороны частного бизнеса в инвестиционных проектах государства.
Ответы на поставленные
вопросы зачастую интересуют именно частный капитал. Правильный подход и выстраивание
единой системы, даже с учетом непростых отношений с государством, возможен при четком
понимании рисков и что самое интересное – доходности проекта.
Сотрудничество государства и частного инвестора – возможно
Как любое партнерство, ГЧП требует увязки
интересов сторон. Если государству нужно решить определенную задачу, то бизнесу нужно
получить определенную прибыль. Потребность в привлечении бизнеса к решению государственных
задач возникает обычно не по тем проектам, которые обеспечивают высокую прибыль и
быструю отдачу средств, а по проектам, связанным с инфраструктурой или крупными сооружениями,
отдача от вложений в которые придет не скоро. Поэтому важно заранее просчитать варианты
возврата вложенного капитала и определить хотя бы минимальные гарантии доходности.
Это особенно важно для проектов с большими объемами вложений, множественными рисками
и длительными сроками реализации: в ходе их осуществления могут смениться и власть,
и персональные участники, и конъюнктура – политическая и экономическая.
Для начала напомним, что
успешная реализация ГЧП-проектов предполагает наличие шести основных условий:
1) стороны партнерства должны быть представлены
как государственным, так и частным сектором экономики;
2) взаимоотношения сторон ГЧП должны быть
зафиксированы в официальных документах (соглашениях, контрактах и др.);
3) взаимоотношения сторон ГЧП должны носить
партнерский, то есть равноправный характер;
4) стороны ГЧП должны иметь общие цели и
четко определенный государственный интерес;
5) стороны ГЧП должны распределять между
собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов;
6) стороны ГЧП должны объединить свои вклады
для достижения общих целей.
Для бизнеса наибольший
интерес и проблематику представляют два последних пункта. В предлагаемой статье мы
подробно рассмотрим именно эти основополагающие признаки ГЧП-проектов.
Где взять средства, а главное, как?
Существующие сегодня
в России источники финансирования не отличаются разнообразием, они немногочисленны
и скудны. Например, в промышленности
основным таким источником были и остаются собственные средства предприятий. При этом предприятия используют
собственные средства не потому, что таковых достаточно, а потому, что других источников
мало или же их сложно найти (получить).
Привлечение международного капитала является
некоторым стимулом для развития финансовых рынков и институтов России. Кроме того,
частично оно способствует развитию широкой практики среднесрочного и долгосрочного
банковского кредитования — важного фактора для финансирования ГЧП-проектов.
На сегодняшний день потребности в долгосрочном проектном финансировании
(ПФ) в России очень велики. Для освоения и использования зарубежного опыта в данной
области при участии Центробанка РФ в Москве был учрежден Российский банк проектного
финансирования. При министерстве экономике РФ были созданы Российский центр проектного
финансирования и Российский центр содействия иностранным инвестициям. Позднее в соответствии
с постановлением Правительства РФ Центр проектного финансирования был преобразован
в ЗАО «Федеральный центр проектного финансирования». С целью координации
работ по финансированию инвестиционных проектов был создан Российский финансово-банковский
союз. По инициативе Правительства РФ создана качественно новая структура —
Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. В этот совет входят видные
российские предприниматели, а также представители зарубежных фирм, осуществляющих
масштабные инвестиции в российскую экономику.
Тем не менее, как само понятие, так и
реализация ПФ находятся на первичном, «ознакомительном» уровне, так что
организация долгосрочного ПФ и рефинансирования в крупных размерах с предоставлением
надежного обеспечения по займам станет совершено новым для России явлением. Кроме
того, решающее значение приобретает поддержка ГЧП-проектов со стороны международных
финансовых институтов.
ПФ – это метод привлечения долгосрочного
заемного финансирования для крупных проектов посредством «финансового инжиниринга».
За рубежом принято считать, что этот метод основан на займе под денежный поток, создаваемый
только самим проектом, но это все зависит от детальной оценки создания проекта, операционных
рисков и рисков дохода и их распределения между инвесторами, заимодавцами и другими
участниками на основании контрактов и других договорных отношений.
ПФ – относительно новая финансовая
дисциплина для Российского рынка, получившая, однако, широкое распространение за
последние 20 лет на Западе. В отличие от других методов финансирования проектов,
ПФ является единой системой, определяющей все аспекты разработки проекта и договорных
соглашений.
Говоря о структуре ПФ более подробно,
можно выделить две его составляющих:
— собственный капитал, предоставленный
инвесторами проекта;
— заемный капитал проектного финансирования,
предоставленный одной или несколькими группами лиц.
Заемный капитал ПФ приоритетен: доход
инвесторов от собственного капитала в этом случае больше зависит от успешности проекта
в целом.
Контракты, заключенные частным инвестором,
обеспечивают поддержку ПФ, в частности путем перераспределения рисков среди других
участников проекта на основании контрактов, частично формирующих гарантии для заимодавцев.
Ключевые вопросы – от формирования системы регулирования
до разработки контракта и от выбора приоритетов до оценки эффективности и результативности
проектов – должны быть тщательно проработаны.
ПФ в том виде, в каком оно появилось
на Западе, подразумевает следующее:
— кредиторы в качестве обеспечения
выделенных на данный проект денег не требуют залога активов, а соглашаются принять
в этом качестве будущие финансовые потоки от проекта;
— присутствие большого количества участников. Каждый участник принимает
на себя небольшую часть общего риска исполнения проекта — таким образом, риски «дробятся»
становясь приемлемыми для всех участников. Отношения между участниками закреплены
множеством контрактов[1].
Также проектные контракты такого рода
могут включать в себя:
— соглашение о проекте. Оно может представлять
собой либо соглашение о производстве и продаже продукции (например, соглашение о
покупке энергии), на основании которого продукция, произведенная в рамках проекта,
будет продаваться по формуле долгосрочного ценообразования, либо концессионный договор
с представителями органов государственной власти. Этот орган дает частному инвестору
право реализовывать проект и получать от него прибыль, предоставляя услуги, или же
такое право предоставляется государству (например, в рамках постройки в сфере ЖКХ)
либо непосредственно населению (например, платная автомобильная дорога);
— другие проектные контракты. Примером
может быть контракт на поставку сырья и топлива, согласно которому топливо или другое
сырье для проекта будет поставляться в согласованных объемах и по согласованной цене,
или соглашение о правительственной помощи (соглашение на предоставление государственной
гарантии закупок или налоговые льготы для инвестиций в проект).
В отличие от корпоративного займа, ПФ
не подразумевает создание бизнес-отчетов, служащих основанием для принятия решения
о предоставлении финансирования. Тем не менее заимодавцы должны быть уверены, что:
— вложенные ими средства будут возвращены
в полном объеме, учитывая дополнительный риск высокого уровня долга, свойственного
сделкам ПФ и ГЧП-проектам;
— проект может быть выполнен в оговоренные
сроки и с оговоренным бюджетом, что он является работоспособным, а прибыли от него
будут достаточно, чтобы возместить расходы. Необходимо убедиться в том, что возможные
проблемы, связанные с недостатком времени, не приведут к срыву проекта.
Таким образом, заимодавцы должны оценить
сроки контрактов с особой тщательностью: эти сроки закладывают основу для расчета
стоимости проекта, операционного денежного потока и размера рисков.
Заимодавцы должны убедиться, что риски
распределены между соответствующими участниками проекта (помимо частного инвестора),
а где это невозможно, снижены или устранены.
Заимодавцы склонны напрямую или косвенно
участвовать в переговорах по условиям проектных контрактов, а потому эта процедура
может стать причиной замедления и срыва проектов. Тем не менее, обойтись без нее
нельзя, и на данном этапе всегда необходима правовая поддержка.
Эта поддержка может быть оказана лишь
в случае, если подготовка и представление ГЧП-проектов отвечают высоким профессиональным
требованиям. Так, участие ведущих финансовых и юридических консультантов позволит
существенно снизить уровень рисков (в части проработки, составления и подписания
необходимого пакета контрактов; подготовки рекомендаций по минимизации выявленных
рисков; проведения необходимых консультаций и переговоров), что обеспечит более выгодные
условия финансирования. Как правило, услуги такого рода оказывают только крупные
юридические фирмы, уже накопившие необходимый опыт в анализируемой области.
Приведем пример исходя
из нашей действительности. Например, окупаемость постройки обходной дороги рассчитывается
исходя из трафика около 20 тыс. автомобилей в сутки. Частный инвестор, планирующий
вложения в такой проект, всегда поинтересуется, кто примет риск более низкого транспортного
потока. Дело в том, что необходимо присутствие какой-нибудь бесплатной альтернативы,
а то, что является несомненным благом с позиции потребителей, для кредитора несет
повышенный риск: трудно предугадать, какой вариант выберут водители – необходимый
для получения дохода транспорт может «уйти» на бесплатную трассу.
Еще пример. По некоторым
данным, при инвестировании в проект дороги «Москва–Санкт-Петербург»
бизнес будет компенсировать свои затраты за счет взимания платы на участках, близких
к столицам. При этом на удаленных отрезках трассы компании получат еще и преимущественное
право на реализацию придорожных проектов (логистические центры, туристическо-развлекательные
комплексы и т.д.).
У нас
все по-своему, но с западным уклоном
Рассматривая ПФ в сегменте уже российского
рынка и российского понимания, отметим, что ПФ-инструментарий может быть как краткосрочным
(до года), например в рамках торгового финансирования, так и долгосрочным (до 20
лет).
Краткосрочное финансирование используют в основном
торговые компании, закупающие продукцию для последующей перепродажи в России.
В сделке участвуют четыре стороны: российский банк, его клиент — покупатель, зарубежный
банк и его клиент — продавец. Российский банк привлекает средства иностранной
кредитной организации на покупку товаров для своего клиента, а с зарубежным
экспортером рассчитывается иностранный банк (в рамках лимитов, открытых
на российскую кредитную организацию). Далее российский заемщик возвращает деньги
своему банку, а тот, в свою очередь, рассчитывается с зарубежным банком-партнером.
Основные инструменты, используемые при краткосрочном
торговом финансировании, — документарные аккредитивы и банковские
гарантии. Российский банк открывает на покупателя аккредитив, далее этот аккредитив
подтверждается иностранной кредитной организацией. Зарубежный банк выплачивает экспортеру
сумму, которую ему должен импортер, но лишь после того, как продавец представит
все необходимые документы, предусмотренные аккредитивом. Кроме того, покупатель страхуется
от приобретения продуктов ненадлежащего качества. Платежная гарантия предоставляется
экспортеру по поручению импортера российским банком и подтверждается зарубежной
кредитной организацией – в этом случае страхуются только риски продавца, а покупателю
предоставляется рассрочка платежа.
При долгосрочном финансировании в сделке
может участвовать еще одна сторона, например западное Экспортное кредитное агентство
(ЭКА), предоставляющее свои гарантии иностранному банку. Таким образом, западный
банк страхует свои риски при предоставлении средств российскому финансовому институту,
а тот, в свою очередь, финансирует своего клиента.
Как правило, работать с ЭКА выгодно лишь
в случае, когда коммерческие заимодавцы не хотят предоставлять финансирование в данной
стране или будущее проекта представляется туманным. Кроме того, ЭКА поддерживают
прежде всего экспорт оборудования, а не всю сумму платежа по контракту. Так, энергетические
и инфраструктурные проекты подразумевают значительные расходы, связанные со строительными
работами в рамках контракта (обычно эти работы выполняют местные подрядчики) –
такие расходы ЭКА могут компенсировать в размере не более 15% от итоговой суммы по
контракту[2].
Эти расходы также могут быть частично возмещены из вклада инвесторов в собственный
капитал, но если необходим значительный объем строительных работ (например, для дороги),
экспортные кредиты не всегда не могут обеспечить достаточное финансирование.
Процентная коммерческая ставка, выплачиваемая
по экспортным кредитам, как правило, бывает привлекательной, если ее возможно использовать.
Более того: она фиксируется в момент согласования кредита, т.е. задолго до завершения
финансирования. Это бывает полезно при планировании финансирования, поскольку устраняет
проблемы, связанные с изменениями процентной ставки.
Помимо вышесказанного, привлечение ЭКА
может обеспечить определенную политическую поддержку проекта. Эта поддержка может
быть полезной как для инвесторов, так и для заимодавцев, но сама по себе эта возможность
редко становится поводом к использованию покрытия ЭКА.
Во многих странах существуют специализированные
организации для развития финансирования, предоставляющие несвязанные кредиты[3]
на ограниченную сумму или прямые инвестиции в собственный капитал проектов. Вот некоторые
из этих организаций[4]:
— Франция.
Агентство участия в экономической кооперации (PRO—PARCO—Société de Promotion et de Participation pour la Coopération Economique) – обеспечивает инвестиции в собственный
капитал и кредитование для проектов в развивающихся странах, в которых не обязательно
должны участвовать другие французские организации.
— Германия.
Немецкая компания по развитию и инвестициям (DEG) – государственная организация, которая предоставляет
долгосрочные займы и инвестиции в собственный капитал для проектов.
— Италия.
Итальянская ассоциация зарубежных предприятий – Simest предоставляет кредиты и инвестирует в собственный капитал.
— Нидерланды.
Голландский банк инвестиций в развивающиеся страны (FMO) предоставляет кредиты и инвестиции в собственный капитал.
Акции не обязательно должны быть чисто голландскими.
— Швеция.
Агентство Swedfund
International AB предоставляет инвестиции в собственный
капитал или кредиты для проектов совместных предприятий, в которых обязательно должны
участвовать шведский партнер.
— Великобритания.
Корпорация CDC Capital Partners специализируется на инвестициях в собственный капитал
для проектов, в которых нет других британских партнеров.
— Объединенные
Арабские Эмираты. Фонд развития Абу-Даби – независимый общественный институт,
который осуществляет прямое кредитование, выдает гранты и инвестирует в собственный
капитал в проектах, реализуемых в арабских, африканских, азиатских и других развивающихся
странах. Кредиты выдаются сроком на 7 – 25 лет по льготной процентной ставке.
— США.
Американский экспорт гарантируется Экспортно-импортным банком США – U.S. Exim, созданным еще в 1934 году. Он обеспечивает долгосрочное кредитование (как
правило, до 55% от суммы расходов по проекту). Поддержка осуществляется на следующих
условиях: менее 85% от цены контракта или 100% от суммы вложений со стороны США.
Если в проекте участвует американский экспорт, Экспортно-импортный банк США согласен
поддерживать и неамериканские банки.
—
Канада. Корпорация развития
экспорта (EDC) осуществляет
прямое кредитование экспортных кредитов на коммерческой основе, а также предоставляет
гарантии экспортных кредитов для коммерческих банков (в Канаде и за ее пределами)
или размещает облигации. Корпорация покрывает до 90% политических и коммерческих
рисков, но не компенсирует процентные выплаты в период строительства.
Основным источником финансирования остаются
международные финансовые организации (МФО), также известные под названием многосторонних
кредитных организаций или многосторонних банков развития. В большинстве случаев эти
банки принадлежат правительствам: так, Всемирный банк принадлежит правительствам
разных стран мира, а другие подобные банки – правительствам регионов, в которых
они находятся, и иных развитых стран.
МФО не только выступают в качестве заимодавцев
для проектов, но также играют роль в процессе мобилизации финансирования частного
бизнеса для проектов в развивающихся странах, к которым, по некоторым утверждениям,
относится и Россия. Стимулом для участия заимодавцев из бизнес-сектора в финансировании,
организуемом МФО, является статус «привилегированного кредитования»[5].
Чтобы проиллюстрировать это на примере,
рассмотрим наиболее крупные и известные у нас МФО. Первым номером в списке будет
Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development (IBRD), известный как Всемирный банк (ВБ). Общеизвестно, что ВБ предоставляет кредиты
для правительства, а потому может показаться, что значимость его деятельности в процессе
ПФ, которое всегда является прерогативой частного бизнеса, ограничена. Тем не менее
возрастающая важность финансирования инфраструктуры по всему миру неизбежно ведет
к изменениям в деятельности ВБ, например в рамках привлечения правительств стран
в качестве посредников. Так, возможен следующий вариант: ВБ предоставляет кредиты
для правительства, а оно передает их частному инвестору для целей реализации ГЧП-проекта.
(Отметим, однако, что подобная операция чаще всего осуществляется через местный банк
развития или агентство.) Кроме того, что немаловажно, ВБ может кредитовать частного
инвестора напрямую под гарантии государства.
Помимо ВБ, важное место в списке финансовых
институтов занимает Международная финансовая корпорация (МФК). МФК – крупнейший
источник финансирования проектов развития инфраструктуры (развитие портов, систем
газопровода, объекты здравоохранения и образования): она может инвестировать до $100
млн. в проект с лимитом 25% от общей суммы расходов (50% для расширения существующего
проекта). Срок погашения кредита может составлять 20 лет. Кроме того, МФК может осуществлять
незначительные инвестиции в собственный капитал (обычно 5 – 15%, но не более
35%).
Не последнюю роль играет такой финансовый
институт, как Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) (далее – ЕБРР). Он был создан
для поддержания деятельности частного сектора, способствования усиления финансовых
организаций юридических систем, а также для развития инфраструктуры, необходимой
для поддержания частного бизнеса. По последним данным, ЕБРР выделил 1,9 млрд. евро
на проекты более чем в 120 муниципальных образованиях, в том числе 500 млн евро на
13 проектов в России (в числе которых проект строительства Юго-западных очистных
сооружений в Санкт-Петербурге).
В большинстве случаев Банк участвует
в ГЧП-проектах, требующих долгосрочного финансирования. Он обеспечивает до 35% вложений
в акционерный капитал и выдает кредиты сроком на 15 лет на покрытие до 70% расходов
по проекту со льготным периодом до 3–4 лет, предоставляя частичные гарантии
рисков, кредитные и специальные гарантии. Кроме того, ЕБРР может оказывать содействие
муниципальным органам власти при подготовке проведения конкурсов и разработки концессионных
соглашений.
ЕБРР – наиболее близкий финансовый
институт для отечественного частного инвестора. Каждые два года Банк корректирует
свою стратегию взаимоотношений с Россией; так, в 2006–2008 гг. он намерен сосредоточить
внимание на секторах, которые «вносят наиболее существенный вклад в развитие
уровня конкурентоспособности и диверсификацию российской экономики», а также
на проекты, осуществляемые в рамках ГЧП (особенно в сфере развития инфраструктуры
и транспорта). Одним из новых направлений Банка должно стать кредитование и поддержка
инфраструктурных проектов, софинансируемых из Инвестиционного фонда РФ.
Состоявшиеся
примеры ПФ в ГЧП: у них и у нас
Нарицательным примером использования ПФ может служить строительство
«Евротоннеля» под Ла-Маншем стоимостью несколько миллиардов фунтов стерлингов.
Синдицированный кредит был предоставлен 198 банками, гарантами выступали 50 международных
банков. Лидеры по объемам заключенных сделок менялись достаточно часто: сначала это
были американцы, потом страны Юго-Восточной Азии, после азиатского кризиса конца
90-х лидерство вернулось к США, а от них перешло к западноевропейцам.
В России проекты такого рода под силу лишь крупным игрокам. В
качестве примера назовем газпромовский проект «Голубой поток», признанный
сделкой 2000 года авторитетным The Project Finance Magazine. ООО «Газэкспорт»
(дочернее предприятие «Газпрома») и турецкая государственная энергетическая
компания Botas подписали долгосрочный контракт на поставку природного газа в Турцию.
Общая стоимость газа, который предполагается поставлять в эту страну на протяжении
более чем 20 лет, составляет $25 млрд.
Среди других крупных проектов в нашей стране, реализуемых по
схеме проектного финансирования, можно назвать громадный «Сахалин-2» –
проект по добыче нефти и газа с северо-восточного шельфа острова. ОАО «Тюменская
нефтяная компания» с помощью ПФ провело финансирование двух своих крупнейших
проектов — реабилитацию Самотлорского месторождения и реконструкцию Рязанского НПЗ.
Следует отметить также проект «СеверТЭК» по добыче нефти в Республике Коми
(спонсоры – компания ЛУКОЙЛ и финский энергетический концерн Fortum), инфраструктурный
проект Белкомур.
Можно привести примеры финансирования
и «менее бюджетных» ГЧП-проектов. Так, совсем недавно Внешэкономбанк (ВЭБ)
и Deutsche Bank подписали
соглашение о сотрудничестве в области поддержки совместных проектов в рамках ГЧП.
Согласно документу стороны намерены оказывать содействие участникам ГЧП при выборе
схем финансирования крупных инвестиционных проектов, в том числе на принципах ПФ
с предоставлением страхового покрытия со стороны западноевропейских экспортных агентств.
Кроме того, финансовые институты намерены проводить совместные консультации при формировании
структуры обеспечения проектов на основе ГЧП и рассматривать возможность организации
совместного финансирования проектов.
Для более эффективной реализации поставленных
целей ВЭБ намерен создать Центр ГЧП, соучредителями которого могут стать ВБ и ЕБРР.
По некоторым данным, для финансирования инфраструктурных проектов ВЭБ получил из
бюджета 180 млрд. руб. (минимальный кредит — 1 млрд. руб.).
Общий знаменатель
С позиции используемых методов разработки
и реализации, модели и проекты ГЧП можно рассматривать в качестве развития классических
методов и процедур ПФ, применяемых как в России, так и за рубежом.
Перечислим общие черты моделей ПФ и ГЧП:
— наличие проекта, назначение, структура
и реализация которого имеют уникальный характер;
— создание самостоятельной проектной компании,
как правило, располагающей автономными ресурсами и являющейся институциональной основой
реализации проекта;
— выплата процентов и погашение основной
суммы долга за счет будущих денежных потоков, генерируемых проектом. Это означает,
что капиталоемкие проекты требуют разработки особой концепции финансирования, ориентированной
на достаточно длительный срок;
— анализ чувствительности будущих денежных
потоков к существенным факторам и рискам, а также определение критических факторов
успеха;
— выявление областей риска, их оценка и распределение
между партнерами/участниками проекта;
— составление договора, обеспечивающего беспрепятственную
реализацию проекта, в качестве главной цели всех его участников;
— четкое определение пределов ответственности
и обязательств партнеров.
И
в заключение
В статье представлен далеко не полный
перечень возможных участников финансирования со стороны частного инвестора: мы назвали
лишь основные направления. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что ПФ – комплексное
мероприятие, сложное как с организационной, так и с финансовой точки зрения. Оно
включает в себя многосторонние договоренности (юридические и финансовые), при которых
нельзя забывать об оценке рисков и анализе коммерческих перспектив: в отличие от
других методов финансирования, ПФ – единая система, определяющая все аспекты
разработки проекта. Если есть уверенность и необходимость в работе в рамках ГЧП-проектов,
использование ПФ потребует владения теоретической базой — хотя бы в схематичном порядке.
Для непосредственного ее применения необходима поддержка специалистов.
Понимание основ ПФ, связи конкретной
части проекта со всей структурой ПФ и воздействие структуры на ГЧП-проект необходимо
не только финансовому директору и заимодавцам, но и всем участникам проекта: представителям
государственной власти, подрядчикам, поставщикам оборудования и топлива, покупателям
продукции, которая будет создана в рамках проекта, и другим участникам проектных
контрактов. Это позволит по завершении проекта избежать многочисленных долгов и непонимания
дальнейшего выхода из кризиса и получить полноценное, сформировавшиеся «детище»,
приносящее своим «родителям» радость и обеспеченную старость.
[1] Например, кредитные средства
выдаются не одним банком, а синдицированный кредит (кредит,
предоставляемый несколькими кредиторами одному заемщику) выдает пул (временное
объединение ряда самостоятельных компаний для достижения определенных целей) банков. Кроме того, кредиты
выдаются субординированные. Это означает, что одна его часть обладает приоритетом
перед другой – погашается в первую очередь и из самых надежных источников.
Кроме того, еще одна часть денег занимается на фондовом рынке с помощью высокодоходных
облигаций. Эту продажу нужно организовать – с помощью инвестбанка. Естественно,
надо не забыть о двух главных действующих лицах: спонсоре проекта (компании, которая
его инициировала), обычно он вносит 20–40% капитала, и проектной компании (специально
созданной для реализации проекта фирмы в форме SPV – компания специального
назначения). Разнообразные риски, возникающие
на разных этапах проекта, страхуются страховыми компаниями. Оборудование предоставляет
лизинговая компания (Журнал «Экономика России: ХХI
век» № 18).
[2] Соглашение по условиям официальной поддержки экспортных кредитов от 1978
года, касающееся руководящих принципов для экспортных кредитов, подписано Австралией,
Канадой, ЕС, Японией, Кореей, Новой Зеландией, Норвегией, Швейцарией и США (то есть
большинством крупных экспортеров). Оно гарантирует наличие действительного кредитного
рынка, и стремиться препятствовать конкуренции стран в предложении наиболее благоприятных
условий финансирования экспорта. Конкуренция между ЭКА ограничивается имеющимися
в наличии суммами кредитной поддержки (объема риска, который они соглашаются принять
для отдельного проекта в отдельной стране). Соглашение не имеет юридической силы,
но в некоторых регионах (например, ЕС) юридическую силу имеют отдельные его положения.
[3] Кредиты, не
связанные с приобретением товаров или услуг из страны происхождения ЭКА.
[4] Э.Р. Йескомб. Принципы проектного
финансирования. – М.; СПб.: Вершина, 2008.
[5] Привилегии предоставляют МФО, когда ресурс для выплат внешним кредиторам
ограничен и не предполагает составления нового графика для кредитов.