Какие запчасти должна ставить страховая компания

Содержание статьи


Показать


Скрыть

13 апреля Банк России обнародовал проект изменений для методики определения расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО. Страховщикам разрешили временно рассчитывать это с учетом цен аналогов оригинальных запчастей. Узнали у экспертов, как это повлияет на стоимость ремонта и размеры выплат по ОСАГО.

Для чего нужны изменения?

Уход автомобильных компаний с рынка в феврале-марте поставил автостраховщиков в сложное положение: нужно проводить восстановительный ремонт в установленные сроки, а оригинальные запчасти стремительно исчезают из продажи.

Справочники запчастей и восстановительного ремонта, которые страховщики используют для расчета расходов, всегда формировали с учетом цен на оригинальное запчасти. Аналоги в них тоже фигурировали, но обязательно должны были учитываться цены на оригинальные запчасти. Теперь эту обязательность хотят исключить, объяснил руководитель проектного офиса страховой вертикали Банки.ру Александр Макаров. «Страховщики берут из этих таблиц стоимость тех или иных запчастей, которые нужно заменить в поврежденном авто, чтобы, сложив их с другими составляющими, получить итоговый размер возмещения, — пояснил он. — Актуализируют справочники по утвержденной Банком России в прошлом году новой методике, раз в 3 месяца».

Последний раз обновленные справочники стоимости ремонтных работ и запчастей вступили в силу 19 марта, но расчет в них базировался на ценах официальных автопроизводителей, которых сейчас просто нет.

#}

Ставка: от 5.5%

Платеж: 9 059 ₽

#}

«Теперь ЦБ хочет разрешить при формировании этого перечня исключить из него цены на оригинальные запчасти, если их нет на рынке или они поставляются из «недружественных» стран, — прокомментировал Александр Макаров. — Для автомобилей, произведенных в странах, которые не вводили санкции против России, стоимость ремонта по-прежнему будет рассчитываться с учетом цен оригинальных запчастей. И только при их отсутствии на рынке — на основе цен аналогов. Таким образом, по ряду запчастей будут учитываться только присутствующие на рынке сертифицированные аналоги. Это должно снизить стоимость некоторых запчастей, так как аналоги, как правило, дешевле оригиналов, и позволит страховым компаниям более точно прогнозировать свои расходы в связи с нестабильной обстановкой. Мы сможем избежать ситуации, когда размеры возмещений по ОСАГО непропорционально возрастут, что, естественно, скажется на финансовом положении страховых компаний и в итоге — на доступности ОСАГО для широкого потребителя».

Хотя еще в начале марта страховщики предлагали заменить в методике формулировку «оригинальные» детали для ремонта на «качественные». Но понятие «качественные» оказалось весьма размытым, потому что в России главным критерием определения качества запчастей является цена — она должна быть не меньше 30% от стоимости оригинальной запчасти. Например, если оригинал стоит 10 тыс. рублей, то все запчасти дешевле 3 тыс. рублей — некачественные. Но поскольку теперь нет оригинальных деталей, неизвестно, от чего отсчитывать 30% стоимости.

Оригинал не всегда лучше аналога, но точно дороже

Страховщики инициативу регулятора поддержали. Собственно, иначе быть и не могло, учитывая, что еще в начале марта они начали прорабатывать этот вопрос с регулятором. «РСА признателен Банку России за поддержку предложения страховщиков, — говорит президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. — Это существенно повысит доступность ремонта для автомобилей иностранных производителей. Кроме того, поспособствует развитию российской промышленности. Зачастую запчасти, оригинальная и неоригинальная, производятся на одном и том же российском заводе, на одном и том же оборудовании, одними и теми же рабочими, с одними и теми же стандартами качества, только оригинальная стоит в несколько раз дороже исключительно из-за бренда».

Это действительно так. Например, одно и то же лобовое стекло, которое производится на Борском стекольном заводе в Нижегородской области, до санкций с отметкой автопроизводителя стоило 25 тыс. рублей, а без отметки — 10 тыс. рублей. А после введения санкций оригинал или стало вовсе невозможно производить, или он стал дороже в несколько раз, дополнил Игорь Юргенс.

Автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто рассказал, что разница в ценах между оригиналом, выпущенным под брендом производителя, и аналогом существует во всем мире. «Оригинал — это коробочка с воздушными фильтрами, на которой написано сверху, условно, Mercedes, — объясняет он. — Если такая же коробочка с фильтрами сделана на заводе другой компании, который не может писать на ней Mercedes, а указывает только, для каких машин подходят фильтры, это уже будет считаться неоригинальной деталью. Раньше такие детали были под запретом для ремонта по ОСАГО. То есть их, конечно, продавали в России, но были даже судебные процессы в отношении тех, кто ввозил такие запчасти (имеет право ввозить только правообладатель товарного знака). Сейчас такие детали нам повезут из Китая, Турции, Малайзии и других стран в первую очередь Юго-Восточной Азии, потому что там сосредоточено огромное количество производителей. И, соответственно, цена будет считаться по этим аналогам. Раньше они были дешевле оригинальных запчастей, что будет сейчас — неизвестно».

Вопрос есть и к качеству аналогов. «Вопрос к качеству поставляемых аналогов всегда был и будет. Ремонтные организации на своем опыте будут из ряда предлагаемых вариантов неоригинальных запчастей выбирать для ремонта те, где качество максимально приближено к заводскому», — говорит руководитель управления урегулирования убытков по автострахованию компании «Абсолют Страхование» Игорь Поликарпов. А значит — более дорогие.

Как доставить в Россию аналоги?

В пояснении ЦБ говорится, что использование цен аналогов даст возможность пострадавшему в аварии получить деньги и отремонтировать машину, пусть не оригинальными, но новыми деталями. Это благая цель, хотя ее реализация зависит от многих факторов, прежде всего логистических.

Заместитель генерального директора по внешним связям «Ингосстрах» Илья Соломатин говорит, что сейчас количество запчастей на складах, мягко скажем, минимальное. И пополнять его в ближайшем будущем неоткуда. Особенно это касается популярных иностранных марок, которые сейчас уходят из России. «Но проблема немного сложнее — для того чтобы эти запчасти появились в России на складах, в автосервисах, у дилеров, нужно предпринять еще ряд усилий, в первую очередь Минпромторгу, — считает он. — Неоригинальные запчасти не материализуются в России сами по себе, их нужно доставить из стран Азии. Старые логистические пути — и морские, и сухопутные — сейчас перекрыты по санкционным причинам. И, как следствие, сроки доставки очень сильно выросли».

Об этом же говорит и Игорь Моржаретто: «Раньше все автодетали из Китая и Юго-Востока Азии везли морским путем, перегружая через европейские порты на другие корабли (так было дешевле логистически), то теперь морские ворота закрыты. И как будет осуществляться доставка, неизвестно». По его словам, автодетали производит огромное количество компаний, этот бизнес гораздо больше, чем производство самих автомобилей. «Но в России производителей мало, — продолжает он. — Иномарки, произведенные в России, какие-то запчасти… Но, как правило, это сложные узлы — запчасти везли из других стран. Это международное разделение труда, очень характерное для автопрома. Те же комплектующие для немецких машин делают в том числе в Китае, так получается выгоднее. И дело даже не в том, что в Китае дешевле производить — просто выгоднее выбрать одну фабрику и производить на ней комплектующие одного типа миллионными тиражами для разных компаний, например, тормозные колодки, которые практически не отличаются друг от друга. Сейчас возник логистический разрыв, и комплектующие, которые поедут из Юго-Восточной Азии, пока до нас не доехали. Автозаводы в Германии просто стоят, потому что нет комплектующих из России и Украины. Украина была крупнейшим в Европе поставщиком жгутов, а Россия поставляла титановые детали».

Сроки ремонта вырастут

Увеличение сроков поставки запчастей может привести к тому, что ремонт по ОСАГО растянется с 30 дней до неизвестности, пока не появятся нужные запчасти. Но по действующему законодательству, если автомобиль невозможно восстановить в течение 30 дней, страховщик обязан выплатить потерпевшему денежное возмещение. Приходится выкручиваться.

«Поэтому страховое сообщество еще месяц назад обратилось в ЦБ и правительство РФ с просьбой относиться к срокам ремонта более лояльно, потому что из-за отсутствия запчастей сложно провести ремонт в полном объеме в сроки, которые сейчас закреплены законодательно, — говорит Илья Соломатин. — Очевидно, что времени на доставку деталей требуется гораздо больше, чем прежде. Я уже не говорю о таких вещах, как таможенные процедуры. Поэтому мы рассчитываем, что и клиенты, и регуляторы с пониманием отнесутся к увеличению этих сроков. А пока замещение рынка запчастей не произойдет в достаточном объеме, будем предлагать страхователям возмещение в денежной форме». По всей видимости, законодательного продления сроков ремонта по ОСАГО до 60 дней и расширения тарифного коридора (увеличения на 30%) не избежать. Но пока эти вопросы не рассматриваются.

Приведет ли переход на аналоги к увеличению стоимости ремонта по ОСАГО?

Рискнем предположить, что цены на запчасти, даже неоригинальные, сейчас наверняка вырастут в цене. Для этого есть все предпосылки: проблемы с транспортной логистикой, курсовые колебания валют и возросший спрос на автодетали.

Илья Соломатин считает, что можно удержать рост цен в первую очередь на ремонт — это будет зависеть от подхода к доставке запчастей в Россию. «Если он будет частным и узким, то рост цен не остановится, — говорит он. — Если будет государственный подход и Минпром наладит каналы поставки в большом масштабе, то цены удержать удастся. Аналог запчасти всегда стоит дешевле».

Но возможность использовать аналоги, по словам Игоря Поликарпова, хотя бы позволит страховщикам с большей долей вероятности выполнить свои обязательства по ремонту машины, а не просто выплатить деньги, которых может не хватить на самостоятельный ремонт автомобиля. «Но ОСАГО при этом дешевле не будет, так как цена на неоригинальные запчасти приблизилась к цене на оригинальные или стала выше, чем была в декабре 2021 года. Некоторые запчасти уже подорожали на 50–100%, причем как оригинальные, так и неоригинальные», — добавляет он.

Игорь Моржаретто прогнозирует, что стоимость ремонта по ОСАГО однозначно вырастет, потому что стоимость комплектующих рванула до небес — за месяц раза в полтора. «Я думаю, что стоимость ОСАГО тоже вырастет, хотя и не так быстро и не в 1,5 раза — около 10% до конца года, — предположил он. — Во-первых, потому, что в конечном итоге стоимость запчастей пойдет вниз, курс «устаканится» и будет понятная ситуация. Во-вторых, потому, что страховое сообщество категорически не заинтересовано в росте цен на ОСАГО — полисы перестанут покупать. И так у нас сейчас 1–2 млн машин ездит без полисов. А если ОСАГО подорожает, да при падающих доходах населения, его просто перестанут покупать».

По мнению президента РСА Игоря Юргенса, расчет выплаты по ОСАГО с учетом цен аналогов оригинальных запчастей позволит сдержать рост стоимости полисов обязательной «автогражданки».

Переведут ли ремонт на бу детали?

Идея снятия законодательного запрета на использование в ремонте по ОСАГО бу запчастей время от времени всплывает. Последние события в экономике в очередной раз ее реинкарнировали. В начале марта эксперты рассматривали такую возможность, например, для ремонта не самых популярных марок авто. Для некоторых машин это может стать единственной возможностью провести ремонт.

«Существуют две диаметрально противоположные позиции насчет возможности использования в ремонте по ОСАГО бу запчастей, — пояснил Илья Соломатин. — Первая — это большой риск того, что на дорогах будет расти количество ДТП. Это позиция ЦБ. Вторая — страховщиков, которым нужно ремонтировать авто. На мой взгляд, нужно придерживаться середины. Мы давно так работаем с японскими праворульными машинами, популярными на Дальнем Востоке. Автопарк региона не такой новый, как в Японии или Корее, и запчасти для многих марок машин, используемых у нас, японцы давно не производят. То есть найти их можно только на вторичном рынке бу запчастей. Если вторичные детали находятся в пригодном состоянии, то я считаю, что их можно использовать. Если они сняты с машин, которые на развалах стоят годами и гниют, то, конечно, нельзя. Во многих странах есть рынок вторичных запчастей, нормальных и пригодных к использованию. Но тут встанет вопрос критериев пригодности».

Такие критерии определить непросто, да и не самое подходящее для этого сейчас время. Поэтому в Центробанке в очередной раз заявили, что использование б/у запчастей при ремонте автомобиля по ОСАГО недопустимо, потому что создает угрозу для всех участников дорожного движения.

По мнению РСА, этот вопрос все же необходимо и целесообразно прорабатывать, учитывая в первую очередь обеспечение безопасности эксплуатации отремонтированного таким способом автомобиля. «По нашему мнению, это решило бы вопрос с доступностью ремонта для автомобилей, не представленных в России официально — почти на всем Дальнем Востоке, Урале и в Сибири эксплуатируются именно такие транспортные средства (еще до введения санкций и ухода мировых брендов производителей автомобилей с российского рынка в 2022 году), — отметили в РСА. — Конечно, без четкого нормирования ситуаций, когда такой ремонт возможен, вводить такое условие как обязательное в закон нельзя (при этом и действующий закон позволяет это делать при наличии согласия потерпевшего). Но развивать эту деятельность в будущем, независимо от того, вернутся ушедшие в 2022 году производители автомобилей на российский рынок или нет, нужно».

Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru

На чтение 5 мин Просмотров 2.2к. Опубликовано 07.10.2022

Автовладельцев интересует, что полагается в 2022 г. при ремонте по ОСАГО: запчасти оригинал или аналог. Отвечает на этот вопрос последнее указание ЦБ. Ремонтировать авто необходимо оригинальными запчастями, но в отдельных случаях, например, при ремонте непопулярных марок.

В статье рассматривается информация об отредактированном законодательстве по обязательному автострахованию: возможно ли использование старых автозапчастей, имеется ли у страхового предприятия право отремонтировать автомобиль неоригинальными деталями, какие есть исключения и способы заставить страховое предприятие задействовать оригинальные запасные части.

Содержание

  1. Действующее законодательство о ремонте по ОСАГО
  2. Можно ли использовать запчасти, бывшие в употреблении
  3. Есть ли у страховщика право ремонтировать авто неоригинальными деталями
  4. Существующие исключения
  5. Способы заставить страховую ставить оригинал

Действующее законодательство о ремонте по ОСАГО

Согласно сообщению Центробанка, с 11.09.2022 г. берут в расчет расценки аналоговых автозапчастей в ценовых справочниках для определения стоимостного показателя авторемонта по ОСАГО, если оригинальной детали нет на рынке. Это применимо к маркам ТС, вне зависимости от государства их производства для обеспечения равных условий для автовладельцев.

До 11.09.2022 г., если оригинальной запчасти нет на рынке, сведения о ее цене не попадали в справочник. Из-за этого возникают осложнения при возмещении вреда по ОСАГО. Новый необходимый подход позволяет рассчитывать платежи по аналоговой стоимости, при этом отсеяв плохие автозапчасти.

Подход ЦБ, по словам страховщиков, позволяет определить цену авторемонта по расценкам на автозапчасти, имеющихся на рынке, и если в сегменте есть «не оригинал», то учитывают его цену. Тогда авторемонт по ОСАГО обеспечивается хорошими автозапчастями, присутствующими на рынке, которые встречаются по приемлемой цене и есть возможность дешевле отремонтировать поврежденную машину. Это подстрахует рынок от необъективного ценового роста на автозапчасти и позволит предотвратить возрастание расценок автостраховок.

Можно ли использовать запчасти, бывшие в употреблении

В 2022 г. установить старую деталь напрямую запрещено действующим законодательством только при замене автозапчастей. Если же речь идет о восстановлении узловой части или обоюдном согласовании этого вопроса, то применение старых запчастей допустимо. Соответственно, все зависит от экспертного заключения и наличия согласия застрахованного на процедуру использования старых деталей..

В 2022 г. неоднократно обсуждали вопрос о полном снятии законодательного запрета на использование в авторемонте по ОСАГО старых автозапчастей. В начале марта эксперты рассматривали этот момент, к примеру, для авторемонта не самых популярных марок авто. Для некоторых машин это единственная возможность их отремонтировать.
Встречаются две отличающиеся позиции насчет возможности использования в авторемонте по ОСАГО старых запчастей. Первая (позиция ЦБ) — риск, что на автодорогах возрастет число ДТП. Вторая — страховых предприятий, которым нужно ремонтировать авто.
По версии Российского Союза Автостраховщиков, этот вопрос надлежит проработать с учетом обеспечения безопасности эксплуатации отремонтированного таким способом ТС. Это разрешило бы проблему доступности авторемонта ТС, не представленных официально в РФ — в дальневосточных, уральских, сибирских населенных пунктах эксплуатируются подобные машины (еще до санкций и ухода зарубежных автопроизводителей с отечественного рынка в 2022 г.).

Есть ли у страховщика право ремонтировать авто неоригинальными деталями

Ремонт по ОСАГО неоригинальными запчастями допускается. Есть лишь условие вернуть транспорт в техническое состояние, в котором он был до аварии. Общая расчетная методика использует заниженные расценки на новые автозапчасти для многих ТС. Проверить лично стоимость автодеталей можно на портале РСА по кодировке автозапчасти и сравнить их с реальной ценой оригинальной и неоригинальной детали. Зачастую ставка по единой расчетной методике близка к аналогу, но встречаются и исключения.

Существующие исключения

Ранее было упомянуто, что не оригинал допустимо использовать при авторемонте в большинстве случаев: использовать вавторемонте по ОСАГО оригинальные запчасти или нет — решает по факту страховщик. Но есть и меньшинство: автомобили, возрастом до 2 лет. ФЗ №40-ФЗ регламентирует, что транспорт не старше 2 лет направляется на авторемонт к официальным дилерам. Последние не используют неоригинальные детали при авторемонте. Иначе в ряде случаев они нарушат договоренность с автопроизводителем, марку которых они уполномочены официально ремонтировать.

Способы заставить страховую ставить оригинал

Такой вариант сопряжен с большими сложностями:

  • сделать это возможно после авторемонта с установкой аналоговых запчастей;
  • авторемонт однозначно некачественный.

Рассматриваемый метод заключается в том, что авто в итоге должно быть приведено в исходное состояние. А поскольку страховщик вправе отремонтировать ТС аналоговыми деталями, то итог авторемонта оценивают уже после его реализации. И желательно, если это сделает эксперт.

Следующие недостатки аналогов:

  1. Такие кузовные элементы не сходятся со смежными, имеют видимые зазоры и неровную посадку.
  2. Кузовные несущие части, крепящиеся на болтах и другие могут не совпадать крепежными отверстиями, из-за чего работникам СТО приходится высверливать новые, что несет потерю качества автозапчастей.
  3. При окраске часто не удается попасть в базовый кузовной цвет, поэтому крашеные элементы различаются.

Цель застрахованного — обнаружить и не принимать ТС, отремонтированный недолжным образом, зафиксировать это в выданных актах СТО. Если он заберет таким образом отремонтированный авто, даже указав это в сопроводительной документации, то позже претензии не принимаются.

Выводы:

  1. В 2022 г. изменена расчетная методика касательно авторемонта в рамках ОСАГО: с 11 сентября в ценовые справочники будет включаться стоимость аналогов, если оригиналы сложно найти на рынке.
  2. Бывшие в употреблении детали прямо запрещено использовать лишь при замене запчастей, когда на это нет согласия страхователя.
  3. Аналоговые автозапчасти разрешено применять в авторемонте в рамках ОСАГО в большинстве случаев.

Главные мысли:

  1. Допустимо использовать неоригинальные детали в восстановительном авторемонте, если базовая цена оригинала не определяется.
  2. Б/у детали использовать в ремонте по ОСАГО запрещено, если иное не установлено соглашением между СК и страхователем.
  3. Исключения из общих правил — автомобили младше 2-х лет, ремонтировать которые допускается лишь в сервисных центрах официальных дилеров.

Ремонт по ОСАГО запчастями в оригинале или аналогами обусловлен экономическими причинами. Ремонтировать ТС следует в первую очередь оригинальными запчастями. Но в отдельных случаях, к примеру, при ремонте редко используемых в России марок, допустимо заменять поврежденные части аналогами. В статье рассмотрим, можно ли ремонтировать машину неоригинальными деталями и в каких случаях можно ставить оригинальные запчасти.

Содержание

  1. Действующее законодательство о ремонте по ОСАГО
  2. Можно ли использовать запчасти, бывшие в употреблении
  3. Есть ли у страховщика право ремонтировать авто неоригинальными деталями
  4. Существующие исключения
  5. Способы заставить страховую ставить оригинал

Действующее законодательство о ремонте по ОСАГО

Порядок проведения восстановительного ремонта в отношении поврежденных в аварии ТС регламентирован ст. 12 40-ФЗ, в частности пунктами 15.1–15.3. Действуют в этой сфере правоотношений и подзаконные акты, тематические судебные прецеденты:

  1. Положение ЦБ №755-П от 4.03.2021 г. о единой методике определения размера издержек по восстановительному ремонту.
  2. Информационное письмо ЦБ № ИН-018-53/77 от 1.06.2022 по отдельным вопросам, связанным с восстановительным авторемонтом в рамках ОСАГО.
  3. 8.11.2022 г. издано ПП ВС РФ, разъясняющее, как правильно применять судам нормы законодательства об ОСАГО. П. 49–62 посвящены восстановительному ремонту.

Можно ли использовать запчасти, бывшие в употреблении

По состоянию на второю половину 2022 г. действующее законодательство в соответствии с п. 15.1 ст. 12 №40-ФЗ напрямую запрещает задействовать в авторемонте по ОСАГО старые автозапчасти, включая восстановленные. Однако законодатель оставил существенную юридическую лазейку. Обозначенное правило действует, только если иное не определено заключенным между СК и страховщиком страховым или иным соглашением. Поэтому следует внимательно читать подписываемые страховые и другие соглашения.

В апреле 2022 г. РСА направило в ЦБ письменное предложение о редактировании правил обязательного страхования, в частности, касающихся авторемонта. Среди инициатив есть и предложение разрешить использовать б/у детали в ремонте поврежденного в аварии автотранспорта. Однако Центробанк высказался категорически против подобных законодательных изменений, ввиду того, что отсутствует сертификация качества для старых деталей и будет необходима экспертиза.

Есть ли у страховщика право ремонтировать авто неоригинальными деталями

В апреле 2022 г. ЦБ, по предложению РСА, ввел временные расчетные меры, позволяющие учитывать цену аналоговых деталей при определении объема издержек на ремонт аварийных авто, произведенных в недружественных странах. В августе этого же года ЦБ распространил эту меру на все автомобили независимо от страны производства. Такая мера применяется, если стоимость оригинальной запчасти невозможно узнать по базе РСА.

Указанное решение вступило в силу с 11.09.2022 г. Прямого запрета использовать неоригинальные детали в ходе ремонта не было в законодательстве об ОСАГО и раньше, а после указанного нововведения последние сомнения на этот счет отпадают. Ведь автомастерская не станет действовать себе в убыток, если страховщик посчитал полагающуюся выплату на ремонт по ценам аналогов.

Таким образом, если намечен ремонт по ОСАГО, выбирать запчасти оригинал или аналог — зависит от наличия искомой детали в справочнике РСА.

С 11.09.2022 г. в расчет берутся расценки аналоговых запчастей в ценовых справочниках для определения стоимостного значения ремонта по ОСАГО, если на рынке нет оригинальной детали. Это применяется повсеместно для обеспечения равноправия автовладельцев. Новый подход позволяет рассчитывать сумму возмещения по аналоговой стоимости, отсеяв заведомо некачественные автозапчасти. По мнению страховщиков, это подстрахует рынок от необъективного роста цен на запчасти и позволит предотвратить возрастание стоимости страховок.

Существующие исключения

Есть в №40-ФЗ и исключение. Речь идет о машинах младше 2-х лет. Их допустимо направлять на ремонт исключительно в СТО, заключившие договоры на сервисное обслуживание с производителями или официальными дилерами. Такие СТО редко используют аналоги. Только если подобные меры допускаются заключенным с автопроизводителем договором.

Способы заставить страховую ставить оригинал

В 2022 г. после ввода упомянутых новшеств, заставить СК оплатить оригинальные автозапчасти сложно. Сделать это получится, только если ремонт произведен некачественно или не в соответствии с законодательным требованием о приведении ТС в первоначальное техническое состояние. Направление претензий по качеству ремонта станет возможным лишь при наличии соответствующего экспертного заключения.

Это сложный юридический момент, поскольку требуется ли для необходимого технического восстановления установка исключительно оригинала, способен определить не каждый эксперт. Есть доля вероятности, что потребуется комплексная экспертиза, требующая немалых расходов. Сложность здесь заключается в том, что часто оригинальные и неоригинальные запчасти производит один и тот же российский завод на тождественном оборудовании с едиными стандартами качества. Разница же в цене возникает исключительно из-за бренда. Это усложняет процедуру признания ремонта некачественным.
В остальных ситуациях, если в ремонте по ОСАГО использовались неоригинальные запчасти, то доказать неправомерность действий СТО проблематично. Исключение — если СК оплатила расходы исключительно на оригинальные детали, а в ремонте задействованы аналоги. Но здесь опять же потребуется техническая экспертиза.

Что касается действий СК при расчетах ОСАГО, оплачивать оригинальные запчасти или нет, страховщик должен не по личному усмотрению, а при наличии объективных условий, не дозволяющих определить стоимость оригинала. Соответственно, если юрист или эксперт обнаружит несоответствие в этом моменте, то получится оспорить действия СК. Возможные дефекты при использовании аналоговых деталей:

  • кузовные части не сходятся между собой, видимые зазоры, неровная посадка;
  • кузовные несущие элементы, скрепляемые болтами, могут не совпадать крепежными отверстиями, ввиду чего работникам СТО приходится просверливать новые, что влечет потерю качества запчастей;
  • при покраске не удается попасть в первоначальный кузовной цвет, поэтому вновь окрашенные элементы отличаются и бросаются в глаза.

Для автомобилей, произведенных в странах, которые не вводили антироссийские санкции, стоимость ремонта по-прежнему будут рассчитывать с учетом цен оригинальных запчастей

Фото: АГН «Москва»

Банк России предложил рассчитывать стоимость ремонта по ОСАГО с учетом стоимости аналогов оригинальных запчастей. Так регулятор ответил на инициативу страховщиков — те предлагали разрешить ремонт по ОСАГО бывшими в употреблении деталями или китайскими аналогами.

Цены на рынке запчастей уже выросли в несколько раз, наблюдается дефицит, из-за санкций нарушены поставки, рассказывали Business FM участники рынка.

В ЦБ выступили против идеи чинить авто бывшими в употреблении деталями из-за опасений, что вырастет аварийность. Однако предложили вести расчет стоимости ремонта по-другому.

Теперь для ремонта авто от концернов из «недружественных стран» будут учитываться цены аналогов деталей, а для всех остальных, как и прежде, — цены оригинальных запчастей.

Это чисто техническое новшество, и проблем с дефицитом и ростом цен на детали оно не решит. Однако фактически ЦБ разрешил водителям ремонтироваться новыми аналогами, а не дорогими оригиналами, говорит президент Всероссийского союза автостраховщиков Игорь Юргенс:

— Мы сейчас при ремонте автомобилей по ОСАГО и по каско столкнулись с тем, что оригинальных запчастей нет, а в поправках в закон об ОСАГО сказано, что в основном надо делать как раз натуральное возмещение убытка, то есть ремонтировать, а не платить деньгами. Мы рассчитываем все это по соответствующим справочникам запчастей, там приблизительно 50 млн позиций, это большая работа, и она раз в три месяца должна обновляться, рассылаться дилерам, это все делается по соответствующей методике, которую утверждает ЦБ. Мы близки к завершению следующего квартального справочника, и там повышение цен где-то процентов на 30. Надо или ущемлять права потребителей и отдавать им деньгами, на которые тот все равно не сможет найти себе запчасти, или пойти на то, чтобы иметь возможность ремонтировать с теми аналогами оригинальных запчастей, которые не поставляются в РФ. В настоящий момент Турция, Китай, некоторые страны БРИКС и так далее начинают поставку такого рода запчастей.

— Будут страховщики повышать тарифы ОСАГО, чтобы этого не допустить?

— Мы находимся в диалоге с ЦБ. Он проверяет наши справочники, и мы, наверное, придем к заключению о том, что, к сожалению, расширение коридора возможно. Общая и средняя цена на ОСАГО до последнего месяца не поднималась, она где-то в районе 6 тысяч в среднем так и стоит по РФ. Мы думаем, что мы удержим для основной массы населения ОСАГО практически на таком же уровне с небольшим повышением.

Ранее страховщики предлагали ЦБ увеличить максимальный срок ремонта по ОСАГО в два раза — с 30 дней до 60, а еще изменить требования по удаленности станции авторемонта — с 50 километров до 150. Комментариев ЦБ по этому поводу пока не было.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

До недавнего времени страховые компании могли выбирать более выгодный для себя сценарий после автоаварий: если авто клиента новое, то ремонтировали, если старое и ставить новые детали дорого, то отказывались направлять машину на СТО и выплачивали ее владельцу деньги, рассказывает управляющий партнер ЮФ



Региональный рейтинг.

группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Интеллектуальная собственность


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market)



Семен Кирьяк. При этом такая выплата не всегда позволяла сделать ремонт полностью, добавляет эксперт.

Недооценили ущерб

В последние годы Верховный суд стал бороться с подобной практикой (дела № 86-КГ20-8-К2 и № 45-КГ20-26-К7), что и продемонстрировал снова в споре Сергея Долинина*. В его «Форд Фокус» врезалась Анна Погодаева* на «Форде Мондео». Женщину признали виновной в аварии. А пострадавший обратился в «Росгосстрах» с заявлением о наступлении страхового случая. Страховщик выдал ему направление на ремонт. На первую СТО Долинин не поехал, пожаловавшись на низкое качество их работы, а на второй мастера сами отказались исправлять «Фокус». Узнав об этом, «Росгосстрах» поменял свое решение и просто рассчитался с клиентом деньгами, перечислив жертве ДТП 65 600 руб.

Пострадавший посчитал такую сумму заниженной и заказал независимое исследование в ООО «Верхнекамский центр экспертизы и оценки». Специалисты установили, что стоимость восстановительного ремонта авто составляет без учета износа деталей 125 500 руб., а с учетом — 89 900 руб.

Тогда Долинин отправил претензию в «Росгосстрах» с требованием доплатить ему 59 900 руб. (125 500 – 65 600), но безрезультатно. После этого водитель пошел в суд. Первая инстанция его требования удовлетворила. Апелляция с таким выводом не согласилась и постановила выплатить истцу средства на ремонт с учетом износа деталей: 24 300 руб. (89 900 – 65 600). Пермский краевой суд обратил внимание на то, что этот подход обеспечит баланс экономических интересов всех участников спора и сохранит доступную цену на полис ОСАГО. Кассация поддержала решение апелляционной инстанции.

Владелец «Форда» пожаловался в Верховный суд, который сразу обратил внимание на то, что в таких ситуациях при восстановительном ремонте стоимость деталей рассчитывается без учета их износа (п. 59 Постановления ВС от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об ОСАГО»). СТО должны использовать только новые детали по общему правилу.

Если мастера не смогли исправить машину или отказались по каким-то причинам это делать, то всю ответственность за случившееся несет страховщик, выдававший направление к ним, пояснили судьи ВС. В том случае когда страховая компания не смогла должным образом организовать ремонт машины, фирма должна полностью расплатиться за убытки, которые понес из-за этого автовладелец.

Судебная коллегия ВС подчеркнула, что в рассматриваемой ситуации суды не нашли обстоятельств, дающих страховщику право на замену формы страхового возмещения с ремонта на выплату денег (дело № 44-КГ21-13-К7).  

Исключения, когда страховщик вместо ремонта машины платит ее владельцу деньги

• Полная гибель авто.

• Смерть потерпевшего.

• Потерпевший сильно пострадал в аварии и просит выплатить деньги.

• Цена ремонта превышает максимальный размер страхового возмещения (400 000 руб.).

• Страховщик и потерпевший заранее договорились на такой расчет.

Источник: п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО

Учитывая перечисленные обстоятельства, «тройка» судей под председательством Александра Киселева отменила акты апелляции и кассации, отправив дело на новое рассмотрение обратно в Пермский крайсуд [пока еще не рассмотрено. — Прим. Право.ru].

Эксперты: ВС закрепил подход о приоритете ремонта авто вместо выплат

По словам адвоката АБ S&K



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Частный капитал


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Семейное и наследственное право


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


1место
По выручке на юриста


18-20место
По количеству юристов


3место
По выручке

Профайл компании


Яны Платициной, ВС выработал обоснованную правовую позицию, направленную на защиту интересов автовладельцев в спорах со страховщиками, которые, как правило, намеренно занижают размер возмещения при наступлении страхового случая. 

Пострадавший, как и любой другой страхователь в аналогичной ситуации, вправе добиваться получения от страховщика стоимости восстановительного ремонта в полном размере, невзирая на то, в каком состоянии находилась машина на момент ДТП, добавила эксперт. 

Таким образом, ВС последовательно настаивает на исполнении общего правила: приоритетным способом является ремонт, поскольку он позволяет полностью восстановить состояние авто, резюмирует Кирьяк.

* Имена и фамилии участников дела изменены редакцией.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какие реквизиты указываются в гарантийном письме
  • Как узнать свой коэффициент в страховой компании
  • Как узнать свои реквизиты рнкб в приложении рнкб
  • Какие карты дают доступ в бизнес залы аэропортов
  • Какие реквизиты указываются в договоре на аренду