Какие виды конфликта интересов выделяет компания

Конфликт интересов — ситуация, с которой сталкиваются как сотрудники частного бизнеса, так и государственных органов и корпораций. Законодательство и внутренние нормативные документы требуют, чтобы такие конфликты были урегулированы. Иначе они могут нанести ущерб компании, гражданам или государству. 

Содержание

  • Статьи федерального закона
  • Виды конфликта интересов
    • Конфликт интересов у госслужащих
    • Конфликт интересов в организациях (сделки с заинтересованностью)
  • Причина конфликта интересов
    • Личная заинтересованность
    • Получение выгоды
    • Наличие полномочий
  • Типовые ситуации конфликта интересов
    • На гражданской службе
    • На государственной службе
    • В частном бизнесе
  • Как уведомить о конфликте интересов
    • Для государственных служащих
    • Для сотрудников бизнеса
  • Как происходит урегулирование конфликта интересов
    • Для государственных служащих
    • Для сотрудников бизнеса
  • Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов
  • Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса
  • Как API Контур.Фокуса поможет выявить конфликт интересов

focus-api

Статьи федерального закона

Конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнением им своих обязанностей или полномочий. Такое определение закреплено в п. 1 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Аналогичное определение и на гражданской службе (п. 1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Иными словами — это противоречие личных целей должностного лица с интересами организации или государственного органа, где человек занимает определенную должность.

Пример

Руководителю отдела маркетинга Петрову В.В. была поставлена задача — разработать фирменный стиль и логотип компании для повышения узнаваемости бренда. Петров обращается в брендинговое агентства своего брата.

У Петрова есть личная заинтересованность — его родственник получит дополнительный доход от выполнения заказа. Однако компания, где работает Петров В.В., может понести убытки, так как руководитель отдела маркетинга не проанализировал цены и качество услуг других агентств.

Важно! Конфликт интересов — это не преступление. Противоправным деянием будет нанесение ущерба организации, гражданам, субъекту РФ или государству.

Например, Петров В.В. из примера выше выбрал брендинговое агентство своего брата потому, что у него низкие цены и много положительных отзывов. Компания только выиграет от такого сотрудничества.

Виды конфликта интересов

Конфликт делят на две категории в зависимости от того, в какой сфере он возник: в частном бизнесе или на государственной службе. От этого меняется процедура его выявления и урегулирования.

Конфликт интересов у госслужащих

Конфликт интересов на государственной службе — ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнением им своих обязанностей или полномочий (п. 1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Возникает риск причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ и государства в целом.

Пример

Налоговый инспектор Васильева Д.А. проводит выездную налоговую проверку ООО «Башня» — компании ее брата. В результате проверки был обнаружен факт неуплаты налога на прибыль.

Однако Васильева Д.А. умолчала о данном нарушении, так как за это ее брату грозила налоговая и уголовная ответственность. Пострадали региональный и федеральный бюджеты, которые лишились части налога на прибыль.

На государственной службе конфликт интересов часто связан с иными противоправными деяниями, например, превышением должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получением взятки (ст. 290 УК РФ), служебным подлогом (ст. 292 УК РФ) и так далее.

Конфликт интересов в организациях (сделки с заинтересованностью)

Конфликт интересов в бизнесе возникает при заключении сделок, в которых заинтересована не организация, а лицо, принимающее решение. Они так и называются — сделки с заинтересованностью (ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Ущерб может быть нанесен не только самой компании, но и ее учредителям и акционерам. Часто причиной совершения такой сделки становится коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Пример

Иванов И.И. — контролирующее лицо АО «Парабола», владеет 51 % акций компании. Он дал директору распоряжение на совершение сделки по продаже крупной партии товаров по себестоимости компании его супруги. Из-за недополучения прибыли пострадает и сама «Парабола», и ее акционеры.

По закону не все сделки, имеющие признаки заинтересованности, относятся к таковым. Исключениями являются следующие ситуации (п. 7 ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 2 ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ):

  • сделки, совершенные лицом, владеющим 100 % акций и одновременно являющимся руководителем организации;
  • сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, при условии, что компания неоднократно в течение длительного времени проводила аналогичные сделки;
  • сделки, заключаемые на открытых торгах, если условия проведения торгов предварительно утверждены советом директоров общества;
  • операции совершенные во время реорганизации путем слияния или присоединения;
  • выкуп обществом собственных акций или покупка собственных облигаций;
  • размещение облигаций путем подписки, доступных неограниченному кругу лиц;
  • размещение акций общества и эмиссия ценных бумаг, конвертируемых в акции общества;
  • сделки, в которых заинтересованы все учредители и акционеры;
  • сделки, сумма которых не превышает 0,1 % от балансовой стоимости всех активов компании и так далее.

Причина конфликта интересов

Возникновение конфликта интересов обусловлено рядом причин, о которых мы расскажем далее.

Личная заинтересованность

Личная заинтересованность — это возможность должностного лица или связанных с ним лиц извлечь выгоды при принятии какого-либо решения. Выгода — это доходы в виде денег, имущества, имущественных прав, встречного оказания услуг и так далее (п. 2 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). 

Важно! Связанные лица — это не только родственники, но даже люди и организации, с которыми должностное лицо связано имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Пример

Представитель пожарной инспекции не выписывает штраф компании своего одноклассника за встречную услугу — постройку гаража. У инспектора есть личная заинтересованность не наказывать родственника.

Получение выгоды

Получение выгоды прямо следует из личной заинтересованности. Конфликт возникает только там, где сотрудник, служащий или связанные с ним лица могут получить деньги, имущество, встречное исполнение услуг и так далее. 

Пример

Руководитель отдела закупок компании «Альфа» и директор компании «Бета» — родственники. При выборе потенциального поставщика, руководитель отдела закупок «Альфы» лоббирует интересы компании «Бета». Он не получает от родственника вознаграждение, но помогает ему получить  прибыль за счет своей компании. В этом и заключается «иная личная заинтересованность». При этом нередки случаи, когда за такую помощь влиятельный родственник получает какое-либо вознаграждение.

Наличие полномочий

Конфликт интересов возникает только в том случае, если у одной из сторон есть достаточно полномочий для принятия того или иного решения.

В соответствии с п. 3 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта должны:

  • государственные и муниципальные служащие;
  • служащие Центрального банка РФ;
  • работники госкорпораций и публично-правовых компаний;
  • работники ПФР, ФСС, ФФОМС и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании Федеральных законов;
  • лица, замещающие должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
  • работники, занимающие должности по перечням, установленными федеральными государственными органами;
  • иные категории лиц в случаях, предусмотренных Федеральными законами.

В бизнесе конфликт интересов выражается в виде заинтересованности сотрудника совершить ту или иную сделку. О них обязаны сообщать: (ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ):

  • члены совета директоров (наблюдательного совета);
  • единоличный исполнительный орган;
  • контролирующие лица;
  • лица, имеющие право давать обществу обязательные указания.

Кроме того, организация во внутренних документах может расширить перечень лиц, которые обязаны сообщать о заинтересованности.

Важно! Для признания заинтересованности вышеперечисленные лица, их родственники или подконтрольные им организации должны быть стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке с заинтересованностью.

Типовые ситуации конфликта интересов

Разберем несколько примеров конфликта интересов в сфере государственной службы и бизнеса.

Важно! Подробный Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на госслужбе приведен в Информации Минтруда РФ от 19.10.2012 года. Кроме того, Минтруд РФ периодически публикует Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов.

focus-api

На гражданской службе

Должностное лицо органа власти принимает решение о выделении бюджетных ассигнований организациям, где учредителями являлись родственники должностного лица.

Начальник отдела госзакупок федерального органа узнал, что в одной из закупок будет принимать участие организация, где работает его супруга. При личной беседе с женой он предложил ей обратиться к директору организации-участника с предложением дать взятку для победы в конкурсе. С целью сокрытия факта коррупции сумму взятки выплатили жене в виде премии.

Руководитель структурного подразделения госоргана состоит в близком родстве со специалистом, работающим в этом же подразделении. Было выявлено, что руководитель неоднократно премировал данного специалиста.

Руководитель государственного органа принимает на вакантную должность своего родственника, необоснованно отметая другие кандидатуры.

Работник государственного органа отвечает за приемку товаров и услуг. Поставку осуществляет организация, которая ранее предоставила этому лицу значительную скидку на свою продукцию в магазине.

Начальник финансово-экономического отдела органа власти получает от своих подчиненных дорогостоящий подарок за несколько дней до представления к премированию.

На государственной службе

Оперуполномоченный по особо важным делам обнаружил в машине иностранной гражданки охотничьи патроны. Было возбуждено уголовное дело. В ходе оперативно-разыскных мероприятий было установлено, что абонентский номер лица, у которого иностранная гражданка купила патроны, зарегистрирован на жену служащего. Имея доступ к материалам уголовного дела, он внес изменения в объяснительную гражданки и изменил абонентский номер.

Строительная компания построила для прокурора дом, предоставив при этом большую скидку. После этого прокурор вышел на проверку деятельности компании и умолчал о части нарушений.

В частном бизнесе

Генеральный директор ООО «Аврора» заключает договор беспроцентного займа с ООО «Браво», где работает его супруга. 

Руководитель отдела закупок заключает договор со снабжающей организацией по завышенным ценам на условиях «кэшбэка».

focus-api

Как уведомить о конфликте интересов

Порядок уведомления о конфликте отличается у государственных служащих и сотрудников организаций. Поэтому далее рассмотрим эти ситуации отдельно.

Для государственных служащих

Госслужащий обязан уведомить своего нанимателя сразу, как только ему стало известно о возникшем конфликте интересов (п. 2 ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Порядок и форму уведомления определяет работодатель.

Например, в ФНС форма и порядок уведомления о возникновении конфликта интересов утверждены Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 № ММВ-7-4/250@, в Минфине — Приказом Минфина РФ от 07.04.2020 № 57н, в Минобороны — Приказом Минобороны РФ от 02.06.2016 № 320.

Приказы также утверждают порядки подачи уведомления: каким способом предоставляют уведомление, на чье имя подают, в какие сроки рассматривают и так далее.

Госслужащий может составить уведомление в произвольной форме. Главное отразить следующую информацию:

  • ФИО и должность руководителя госоргана или его заместителя;
  • ФИО и должность подателя уведомления;
  • описание ситуации, которая привела или может привести к конфликту интересов;
  • меры, которые служащий может предложить или уже предпринял для устранения конфликта интересов;
  • намерен ли служащий присутствовать на заседании комиссии по урегулированию конфликта;
  • дату и подпись подателя уведомления.

К уведомлению прикладывают документы, подтверждающие изложенную информацию.

Важно! Если у госслужащего имеются хоть малейшие сомнения о наличии конфликта интересов, рекомендуется направлять уведомление. Так как если в дальнейшем будет установлено, что конфликт все таки был, а служащий об это не уведомил, то к нему могут применить наказание в виде увольнения (п. 3.2 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Сотрудник может подать уведомление лично или направить почтой с уведомлением о вручении и описью вложений. Если госслужащий сдает документ лично, то сотрудник, принимающий уведомление, должен его зарегистрировать и сделать отметку о принятии на копии.

Для сотрудников бизнеса

Как мы писали выше, некоторые категории лиц обязаны уведомлять общество о совершении сделок с заинтересованностью. Сделать это нужно не позднее чем за 15 дней до даты совершения такой сделки, если Уставом не предусмотрен другой срок (п. 3 ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 1.1 ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Заинтересованное лицо направляет уведомление организации, которая затем рассылает его всем не заинтересованным в сделке участникам. При наличии совета директоров и правления уведомление направляется и им.

Для АО рекомендуемая форма и порядок уведомления утверждены Указаниями Банка России от 03.04.2017 № 4338-У.  ООО разрабатывают форму самостоятельно. В уведомлении заинтересованное лицо должно раскрыть информацию, предусмотренную п. 2 ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ:

  • о подконтрольных ему юрлицах;
  • о юрлицах, где он занимает должность в органах управления;
  • о родственниках, из-за которых возник конфликт интересов, и о подконтрольных им компаниях;
  • об известных, совершаемых и предполагаемых сделках, в которых он может быть признан заинтересованным;
  • о лицах, являющихся сторонами сделки с заинтересованностью, выгодоприобретателях, цене, предмете и иных существенных условиях.

Как происходит урегулирование конфликта интересов 

У госслужащих процедура урегулирования конфликта интересов строго регламентирована. А вот у бизнеса этот процесс более гибкий.

Для государственных служащих

У государственных служащих порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов закреплен в:

  • ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ;
  • Указе Президента РФ от 22.12.2015 № 650;
  • Положении о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденном Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

Уведомление служащего о конфликте интересов рассматривает комиссия по профилактике коррупционных и иных правонарушений. На практике такую комиссию организуют на базе кадровой службы. 

В состав комиссии включают: председателя, его заместителя, секретаря и членов. В федеральных органах власти состав комиссии шире, в нее включают:

  • председателя комиссии в лице руководителя госоргана;
  • секретаря комиссии в лице руководителя подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  • членов комиссии в лице служащих из других подразделений госоргана;
  • представителя Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции;
  • представителей научных организаций и образовательных учреждений, чья деятельность связана с государственной службой.

После предварительного рассмотрения материалов комиссия составляет мотивированное заключение. Его вместе с уведомление и другими документами передают председателю комиссии в течение:

  • 45 дней — если при рассмотрении уведомления комиссия направляла запросы;
  • 7 дней — если запросы не направлялись.

После этого председатель комиссии в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления документов председателю.

Комиссия выносит одно из решений:

  • о признании наличия личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов — тогда комиссия вынесет рекомендации госслужащему или его руководителю о мерах, которые нужно предпринять;
  • о несоблюдении госслужащим требований об урегулировании конфликта интересов — тогда комиссия вынесет рекомендации о применении к сотруднику мер ответственности;
  • об отсутствии конфликта интересов.

Меры по урегулированию конфликта принимает сам госслужащий или его руководитель (п. 4, 5, 7 ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Меры, принимаемые сотрудником Меры, принимаемые представителем нанимателя

Самоотвод

Отказ от выгод, которые могут стать причиной конфликта интересов

Передача ценных бумаг (долей, паев) в доверительное управление

Перевод служащего на другую должность или в другое подразделение

Изменение должностных (служебных) обязанностей

Отстранение служащего от работы с сохранением заработной платы на период до разрешения конфликта

Для сотрудников бизнеса

Заинтересованное в сделке лицо обязано о ней уведомить общество, но получать согласие на ее совершение не обязательно. Однако некоторые лица в компании могут этого потребовать. 

Согласие дает Совет директоров или общее собрание участников (акционеров). Для этого заинтересованному лицу нужно собрать большинство голосов.

Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов

В первую очередь урегулирование конфликта интересов снижает риск нанесения ущерба компании, обществу, субъекту РФ или государству в целом. Это превентивный метод борьбы с такими правонарушениями, как коррупция.

Кроме того, за отказ от урегулирования и предотвращения конфликта интересов гражданский служащий и представитель его нанимателя, если ему стало известно о таком конфликте, несут ответственность в виде увольнения (п. 3.2, 4.1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В бизнесе урегулирование конфликта интересов в первую очередь необходимо самой компании и ее учредителям. Уведомление о наличии заинтересованности поможет другим участникам определить, в чьих интересах и насколько добросовестно действует заинтересованное в сделке лицо.

Важно! Если лицо совершит сделку с заинтересованностью и не уведомит об этом других участников общества, его могут привлечь к ответственности за нанесенный компании ущерб.

Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса

В малом и среднем предпринимательстве (МСП), где нет акционеров и большего количества учредителей, конфликт интересов также возникает, но уже на уровне рядовых сотрудников.

Пример

Менеджер по продажам может предоставлять покупателю огромную скидку не для того, чтобы продать дополнительную партию или наладить отношения, а чтобы забрать разницу между реальной и номинальной ценой себе «в карман».

Поэтому даже на уровне МСП стоит разработать положение о конфликте интересов, где будет зафиксировано:

  • что такое конфликт интересов;
  • кто обязан отчитываться о сделках с заинтересованностью;
  • как уведомлять руководителя о таких сделках;
  • какие мероприятия провести для урегулирования конфликта;
  • кто отвечает за рассмотрение уведомлений и выдачу рекомендаций для урегулирования конфликта;
  • какое наказание предусмотрено за неуведомление о личной заинтересованности.

Такой подход повышает эффективность работы компании. Сотрудники понимают возможную ответственность и поэтому не ставят личную заинтересованность во вред интересам бизнеса.

Как API Контур.Фокуса поможет выявить конфликт интересов

Автоматическая проверка  контрагентов с помощью API Контур.Фокуса позволяет снизить риски в работе с клиентами и поставщиками. Например, выявить конфликт интересов с участниками тендера можно еще на этапе подачи заявок. Возможности сервиса позволяет составить полное досье на претендентов: включая состав учредителей и группу компаний, куда она входит, а также выявить возможные прямые и косвенные связи с вашими сотрудниками. Например,  можно сформировать список ИНН сотрудников и их родственников. Если на ручное выявление связей по открытым источникам уйдет несколько часов, то возможности API Контур.Фокуса ускоряет этот процесс до минуты. Это высвобождает время на выявление взаимосвязей участников конкурса с ключевыми сотрудниками, которые задействованы в принятии решений по тендеру. 

focus-api

Конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность сотрудника влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им трудовых обязанностей.

Содержание:

  1. Виды и типовые ситуации конфликта интересов
  2. Выявление конфликта интересов
  3. Место конфликта интересов в карте рисков
  4. Как реагировать на выявленные случаи?
  5. Истинные причины конфликта интересов
  6. Инструменты по урегулированию
  7. Как предупредить конфликт интересов на службе?

Суть конфликта в том, что возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами, законными интересами его работодателя, способное привести к причинению вреда, нарушению прав, законных интересов, утрате имущества или снижению деловой репутации работодателя.

Определение конфликта интересов, содержащееся в Федеральном Законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», распространяется на государственных служащих и иных лиц, указанных в федеральных законах (в том числе на работников государственных корпораций, ЦБ РФ, Пенсионного Фонда РФ и т.п.).

Также конфликт интересов регулируется:

  • ФЗ от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 02.03.2007 № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
  • Практиками правоприменения в сфере конфликта интересов № 3 (подготовлены Минтрудом России);
  • «Методическими рекомендациями по вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих» (подготовлены Минтрудом России).

Виды и типовые ситуации конфликта интересов

Основные виды конфликта интересов возникают между:

  • Участниками Общества;
  • Органами управления Общества и его участниками;
  • Органами управления, руководителями подразделений, сотрудниками Общества и клиентами;
  • Обществом и руководителями подразделений, сотрудниками Общества при осуществлении ими должностных обязанностей.

Ряд ключевых областей регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

  • Выполнение отдельных функций в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность;
  • Выполнение иной оплачиваемой работы, кроме основной, как совмещение и т.п.;
  • Владение ценными бумагами, банковскими вкладами и др.;
  • Получение подарков и услуг;
  • Имущественные обязательства и судебные разбирательства, риски привлечения к ответственности;
  • Явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) и др., в том числе с иностранным элементом);
  • Взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы (уникально для госслужащих).

Но недостаточно соблюдать требования нормативных актов. Важно принимать, включать в привычку и совершенно сознательно выполнять установленные принципы.

Комплаенс STAFF — это неотъемлемый элемент системы соответствия обязательным нормам и добровольным правилам, который задает стиль ведения бизнеса (модель поведения), где каждый сотрудник, руководитель и бенефициар уверен в прошлом, действует с должной осмотрительностью в настоящем, чувствует защищенность своего будущего и уверен в стабильном развитии бизнеса.

Выявление конфликта интересов

На первоначальном этапе установления и последующего отражения в протоколе указывается информация о лицах, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, выражающаяся в возможности получения этими лицами доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) в результате осуществления должностным лицом своих полномочий и обязанностей. Такими лицами могут быть:

  • Само лицо, на которое в соответствии с антикоррупционным законодательством РФ распространена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее — должностное лицо);
  • Близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) должностного лица;
  • Иные граждане или организации, с которыми должностное лицо и/или лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Выявить конфликт интересов можно следующими способами:

  • Локальным актом в компании должно быть предусмотрено самостоятельное уведомление сотрудником компании о наличии конфликта интересов и мониторинг;
  • При мониторинге анализируется возможность принятия личной заинтересованности лица на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий);
  • В случае установления того факта, что личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), фиксируется факт наличия конфликта интересов;
  • При решении вопроса о привлечении к ответственности лица, не исполнившего обязанности по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, устанавливаются обстоятельства, которые могут повлиять на определение конкретной меры ответственности.

Место конфликта интересов в карте рисков

Конфликт интересов — элемент карты рисков в разделе коррупционных рисков. В зависимости от наличия (вероятности) конфликта интересов и тяжести его последствий при срабатывании риск может увеличиваться или снижаться.

Карта рисков как простой и наглядный инструмент поможет защитить бизнес и его ключевых персон, принимающих решения. Перечень критических и катастрофических рисков необходимо дополнить теми, которые пока находятся в части неосознанных рисков. Это поможет распознать, увидеть, устранить и обеспечить защищенное будущее. Даст возможность стабильно и успешно расти бизнесу, работать на полную лицам, принимающим решения.

Как реагировать на выявленные случаи?

Поступившая информация должна быть тщательно проверена уполномоченным на это лицом с целью оценки серьезности возникающих для компании рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.

По результатам проверки поступившей информации должно быть установлено, является или не является возникшая (предполагаемая) ситуация конфликтом интересов. Ситуация, не являющаяся конфликтом интересов, не нуждается в специальных способах урегулирования.

В случае, если конфликт интересов имеет место, то могут быть использованы следующие способы его разрешения:

  • Ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать его личные интересы;
  • Добровольный отказ работника компании или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;
  • Пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;
  • Временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;
  • Перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;
  • Передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;
  • Отказ работника от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
  • Увольнение работника из компании по инициативе работника;
  • Увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Истинные причины конфликта интересов

Возникновение конфликта интересов бывает осознанным (преднамеренным) и неосознанным.

Основу указанного конфликта составляет наличие возможного противоречия между, с одной стороны, личными (как правило — корыстными, эгоистическими) и, с другой стороны, общественными (публичными) интересами. В общем виде это возможный или реальный конфликт между социальными субъектами, имеющими разные интересы.

Рассматривая конфликт как противоречие интересов, можно констатировать, что он основан на появлении ситуации, когда управленческое решение должно приниматься в условиях разнополярности интересов лица, принимающего такое решение, и общественного интереса.

Инструменты по урегулированию конфликта интересов

Основными принципами управления конфликтом интересов являются:

  • Обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
  • Индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;
  • Конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
  • Соблюдение баланса интересов организации и работника при урегулировании конфликта интересов;
  • Защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов.

Как предупредить конфликт интересов на службе?

С сотрудниками нужно регулярно проводить разъяснительную работу (тренинги, обучение) — не реже раз в квартал доводить до них следующую информацию с фиксацией ознакомления в письменном виде и тестированием:

  • Что понимается под конфликтом интересов и личной заинтересованностью;
  • У каких работников имеется обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
  • Какими могут быть ситуации и обстоятельства, свидетельствующие о конфликте интересов;
  • Каков порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей;
  • Какова ответственность за неисполнение этой обязанности.

Закон обязывает принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в отношении государственных, муниципальных служащих и иных категорий лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работа в частных компаниях должна быть отрегулирована в части конфликта интересов внутренними документами и процессами самих компаний.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

3. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 133-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какие вопросы задавать компании на собеседовании
  • Какие компании спонсировали гитлера американские
  • Камеди вумен в самолете в бизнес классе смотреть
  • Капитализация компании как рассчитать по балансу
  • Кей строй строительная компания официальный сайт