Какие в россии есть публично правовые компании

1. Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

2. Публично-правовая компания может быть создана на основании федерального закона или указа Президента Российской Федерации (далее также — решение о создании публично-правовой компании) и действует на основании решения о создании публично-правовой компании и утверждаемого Правительством Российской Федерации устава.

3. Публично-правовая компания может быть создана путем реорганизации государственной корпорации (за исключением государственных корпораций, указанных в части 4 настоящей статьи), государственной компании, акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация, федеральных государственных учреждений в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «О публично-правовой компании «Роскадастр», а также некоммерческой организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации на осуществление функций по формированию компенсационного фонда долевого строительства, на основании федерального закона, определяющего порядок такой реорганизации.

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 218-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ, от 30.12.2021 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Публично-правовая компания не может быть создана путем реорганизации в форме преобразования государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Публично-правовая компания может быть создана в целях проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.

Дата публикации: 24.12.2014 08:05 (архив)

С 01.09.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ, которым внесены существенные изменения в главу 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым акционерные общества делятся на публичные и непубличные общества, то есть деление АО на закрытые и открытые упразднено. Иными словами, организационно-правовая форма «акционерное общество» сохраняется, но изменяются типы таких хозяйственных обществ.

По новым правилам АО делятся на два типа: публичные и непубличные.

В силу п.1 ст.66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются к АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Таким образом, публичным может стать и общество, не отвечающее соответствующим признакам.

Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным выше, признаются непубличными.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, обязательно должно иметь фирменное наименование, которое фиксируется в учредительном документе (в АО это устав) и ЕГРЮЛ. Полное фирменное наименование публичного АО на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «публичное акционерное общество», сокращенное — полное или сокращенное наименование общества и слова «публичное акционерное общество» или «ПАО».

Непубличное общество становится (по своему усмотрению) публичным со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании, содержащем указание на то, что общество следует считать публичным. Фирменное наименование непубличного АО на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «акционерное общество», сокращенное — полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» или «АО» (Письмо ФНС России от 04.09.2014 № СА-4-14/17740@).

Как следует из общей нормы (абз.3 п.1 ст.53 ГК РФ) учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом должны быть включены в ЕГРЮЛ.

На основании п.11 ст.3 Федерального закона № 99-ФЗ АО, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными, причем вне зависимости от наличия в их фирменном наименовании указания на то, что общество является публичным. В связи с этим такие общества обладают правом публичного размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, хотя в их наименовании может отсутствовать указание на то, что общество является публичным.

В целях информирования инвесторов и иных заинтересованных лиц Банк России рекомендовал АО, отвечающим признакам публичных АО, ценные бумаги которых находятся в процессе размещения, раскрывать информацию о соответствии компании признакам публичных обществ. Учредительные документы (устав) и наименования АО, созданных до 01.09.2014, нужно привести в соответствие с нормами ГК РФ в новой редакции при первом изменении учредительных документов. Это требование Федерального закона № 99-ФЗ.

В п.7 ст.3 Федерального закона № 99-ФЗ добавлено, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с новыми нормами Гражданского кодекса не влечет возникновения необходимости внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Не нужна и перерегистрация юридических лиц, созданных до 01.09.2014. Следовательно, все выданные АО до 01.09.2014 правоустанавливающие, правоудостоверяющие, правопрекращающие и иные документы сохраняют свою юридическую силу, поэтому их замена в обязательном порядке не требуется. В частности, сказанное касается лицензий и иных разрешительных документов, выдаваемых Росприроднадзором и его территориальными органами (Письмо Росприроднадзора от 14.10.2014 № АА-03-04-36/16011).

В то же время юридические лица не лишены права обратиться в соответствующий орган за внесением изменений в выданные ранее документы (если соответствующим нормативным документом регламентирована процедура выдачи документа взамен ранее выданного). К примеру, законодательством о налогах и сборах не предусмотрен порядок замены уведомлений о постановке на учет в налоговых органах, и при приведении наименования АО в соответствие с гл.4 ГК РФ замена указанных уведомлений по основаниям, предусмотренным НК РФ, не нужна (Письмо ФНС России от 16.09.2014 № СА-4-14/18715).

Перерегистрация ранее созданных юридических лиц, указанных в ст.ст. 8, 9 ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ, в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не требуется.

Созданные до 01.09.2014 акционерные общества, отвечающие этим признакам, по умолчанию считаются публичными АО (по общему правилу фирменное наименование такого общества должно содержать указание на то, что общество является публичным). Общество, по всем признакам относящееся к непубличным, может стать публичным, если указание на это будет зафиксировано в его фирменном наименовании. Устав обществ, созданных до 01.09.2014, и их фирменные наименования должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями, что нужно сделать при первом изменении устава, осуществляемом на основании решения общего собрания акционеров.

Важно отметить, что при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная пошлина не взимается.

В 2014 году все хозяйственные общества в России, разделили на публичные акционерные общества (ПАО) и непубличные акционерные общества (АО), что стало отражаться в уставе и фирменном наименовании обществ. Деятельность данных хозяйственных обществ регулируется следующими законами:
• Федеральный закон от 26.12.1995-ФЗ №208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

• Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;


• Отдельные положения главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Общие понятия:

Публичное общество (ПАО) – форма организации юридического лица, при которой его акционеры пользуются правом отчуждать свои акции без необходимости согласования с другими акционерами. Форма собственности ПАО может быть разной: государственной, смешанной, частной. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются путем открытой подписки или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Непубличное общество (АО) — форма организации юридического лица, отличительной чертой которого является то, что акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц. Как правило, уставом непубличного общества предусматривается необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам.

Таблица.
Особенности и различия ПАО и АО.

Публичное акционерное общество
(ПАО)

Непубличное акционерное общество
(АО)

Уставной капитал:
100 тысяч руб.
Уставной капитал:
10 тысяч руб. 
Размещение и обращение акций:
акции и ценные бумаги размещаются путем открытой подписки и обращаются публично.
Размещение и обращение акций: акции и ценные бумаги нельзя размещать по открытой подписке или иным образом предлагать для приобретения неограниченному кругу лиц.  

Управление: 

совет директоров не менее 5 человек (коллегиальный орган управления). Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом
об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

Управление:
в случае если кол-во акционеров менее 50, совет директоров может не формироваться, и тогда функции совета директоров общества передаются общему собранию акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.       
Подтверждение принятых решений: состав акционеров и подтверждение принятых решений на общем собрании осуществляет регистратор общества. Подтверждение принятых решений: состав акционеров и подтверждение принятых решений на общем собрании может осуществляться регистратором или и нотариусом. 
Раскрытие информации:
ПАО обязаны раскрывать информацию в соответствии со ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг».  

Обязанность по раскрытию информации для ПАО содержится также в ст. 92
Закона об акционерных обществах, а также в Положении
Банка России от 30.12.2014 N 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (данное Положение
утрачивает силу с 01.10.2021 в связи с изданием Положения
Банка России от 27.03.2020 N 714-П, утвердившего новое Положение).

Раскрытие информации:

  • кол-во акционеров непубличного АО менее 50 — АО не обязано раскрывать никакую информацию в соответствии со ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • кол-во акционеров непубличного АО более 50 — информация раскрывается в ограниченном объеме.
Преимущественное право покупки акций: 
Акционеры публичного общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки:

  1. дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций публичного общества этой категории (типа);
  2. вновь размещаемых дополнительных акций новой категории (типа) и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг либо дополнительных привилегированных акций с преимуществом в очередности получения дивидендов и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций публичного общества.
Преимущественное право покупки акций:
в случае если уставом непубличного общества предусмотрена необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам. Указанное положение устава непубличного общества действует в течение определенного срока, предусмотренного его уставом, но не более чем в течение пяти лет со дня государственной регистрации непубличного общества либо со дня государственной регистрации соответствующих изменений в устав общества.

Единогласным решением собрания акционеров непубличного АО может быть установлено, что акционеры не имеют преимущественного права приобретения дополнительных акций и (или) эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Также это может быть предусмотрено уставом непубличного АО.

Ограничения:
нельзя установить обязанности акционеров общества, помимо предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Ограничения: установление обязанности акционеров общества, помимо предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации возможно только путем принятия решения о внесении изменений в Устав, принимаемых всеми акционерами единогласно. 
Привилегированные акции:
нельзя размещать привилегированные акции ниже стоимости обыкновенных.
Привилегированные акции:
можно размещать привилегированные акции ниже стоимости обыкновенных. 
Ограничение по количеству акции на одного акционера:
нет ограничений.
Ограничение по количеству акции на одного акционера Уставом непубличного общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру. Указанные положения могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества. 

В мире бизнеса существуют обновлённые названия — ПАО и АО, и те, которые существовали до принятия изменений: ОАО и ЗАО.
Согласно новым статьям ГК РФ, обязанность в срочном изменении наименования у таких организаций отсутствует. Однако, в случае необходимости внесения иных изменений в Устав общества потребуется одновременно перерабатывать Устав общества для приведения его в соответствие с требованиями действующего законодательства для публичного или непубличного акционерного общества.

Создание и регистрация публичных правовых компаний в России

В соответствии с нормами статьи 66.3 ГК РФ публичной правовой организацией является акционерное общество. Обязательным признаком такого юридического лица законодатель признает открытую подписку на ценные бумаги, либо размещение акций на рынке по правилам, устанавливаемым федеральными законами. Как показывает анализ поправок от 1 сентября 2014 года, далеко не все отечественные АО можно отнести к публичным объединениям. Как же создать такую корпорацию? На этот вопрос готовы ответить профессиональные юристы «ССГ Групп».

Особенности создания и регистрации ПАО

Правовое регулирование учреждения, регистрации и деятельности публичных акционерных обществ осуществляется новыми нормами ГК РФ (66.3 и 97-104 ГК РФ), а также общими положениями закона 208-ФЗ, прочими официальными актами.

Квалифицированные юристы, арбитражные адвокаты, аналитики провели исследование поправок и готовы оказать поддержку в создании ПАО. Процедура включает:

  • организацию собрания (принятие решения в присутствии независимого держателя реестра, заключение акционерного договора, утверждение устава);
  • оплату уставного капитала (с 1 сентября введен общий порядок, в соответствии с которым регистрация допускается при внесении ¾ всей суммы, если иное не установлено федеральными законами);
  • проведение оценки неденежных вкладов участников (в обязательном порядке привлекается независимый оценщик);
  • назначение руководства, ревизионной комиссии и прочих органов компании;
  • регистрация в ЕГРЮЛ (порядок остался уведомительным);
  • эмиссия и размещение акций (только после полной оплаты уставного капитала ПАО с учетом требований к количеству и номинальной стоимости привилегированных ценных бумаг).

Юристы «ССГ Групп» акцентируют внимание на особом правовом статусе публичной компании. Принимая решение о ведении бизнеса в этой организационной форме, заинтересованные лица должны учитывать строгие правила и повышенный размер санкций за нарушения. Избежать ошибок на начальных этапах деятельности ПАО позволит привлечение к сотрудничеству профессиональных правозащитников. Центр «ССГ Групп» предложит вновь созданным организациям различные схемы работы, включая комплексное абонентское и дистанционное юридическое обслуживание.

Правовые аспекты работы ПАО

Принимая поправки о публичности акционерных обществ, законодатель ввел целый комплекс дополнительных норм. Так, например, с 1 сентября 2014 года вступают в силу:

  • ограничения в сфере увеличения или уменьшения уставного капитала;
  • повышение степени ответственности акционеров, в том числе мажоритариев;
  • новый порядок оформления решений участников;
  • четкие требования относительно структуры управления юридическим лицом;
  • жесткие правила о предоставлении информации о результатах деятельности ПАО;
  • и многое другое.

Парламентарии уточнили нормы, регулирующие реорганизацию и ликвидацию акционерных обществ, возложили обязанность несения расходов на участников.

Таким образом, создавая публичную правовую компанию, потребуется внимательно изучить особенности ее юридического статуса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какие ваши ожидания от работы в нашей компании
  • Какие виды бизнеса приносят прибыль или убытки
  • Какие вопросы можно задать при покупке бизнеса
  • Какие вопросы решает управляющая компания дома
  • Какие выгоды дает электронный бизнес компаниям