Тест по теме: « Денежная масса.
Инфляция» ( для решения на уроке)
1. Если количество бумажных денег
увеличивается и превышает потребности товарообмена, то
1) покупательная способность бумажных денег
возрастает
2) цены на товар падают
3) покупательная способность бумажных денег
падает, и цены на товары растут
2. Вещи, обладающие
неизменной стоимостью
1) не существуют
2) существуют – это драгоценные металлы
3) существуют, это валюта развитых стран
4) существуют, это полезные ископаемые
3. При
увеличении скорости обращения количество бумажных денег, необходимое для
оборота
1) увеличится 2) уменьшится 3)
останется прежним 4) нет правильного ответа
4. От чего
зависит стоимость денег
1) от затрат на их изготовление
2) от материала, из которого они сделаны
3) от возможности обменять их на какой-либо
товар
4) от всего вышеперечисленного
5.Что такое
деньги
1) всеобщий эквивалент всех товаров 2) предмет потребления
3) ценные бумаги
4) золото
6.
Инфляционный спрос – это
1) возможность выразить стоимость товара в
денежной единице
2) ситуация, когда имеется слишком много
денег, но малое количество товара
3) дополнительный выпуск денежных знаков
4) возможность накапливать богатства
7.
Предприятия покупают дорогостоящие товары. Люди стремятся тратить деньги
сейчас. Такие действия обусловлены
1) ростом инфляции 2) подъёмом экономики
3) товарным дефицитом 4) товарным перепроизводством
8. Если
норма обязательных денежных резервов уменьшается, то это приводит к
_____________ денежной массы в обращении
1) уменьшению 2) стабилизации 3)
увеличению 4) нет правильного ответа
9. Укажите, какое из приведенных здесь
утверждений является правильным. Инфляция – это:
1) долговременное повышение цен на
небольшую группу отдельных товаров;
2) долговременное повышение общего уровня
цен на товары и услуги:
3) кратковременное (сезонное) повышение
общего уровня цен на всё или большую часть товаров и услуг.
10. Укажите, какие из перечисленных
здесь источников спроса на товары и услуги порождают избыточный спрос:
1) увеличение суммы выплаченной заработной
платы вследствие роста занятости;
2) расходование накопленных ранее
сбережений;
3) прирост продаж товаров и услуг в кредит;
4) увеличение выплат пенсий и других
социальных пособий за счёт доходов государственного бюджета;
5) повышение процентной ставки;
6) рост дефицита государственного бюджета;
7) увеличение выплат пособий по безработице
вследствие роста числа безработных.
11. Укажите, какие социальные группы
несут большие потери от инфляции:
12. Если фактическая инфляция превышает
ожидаемую инфляцию, то в этом случае проигрывают:
13. Последствия инфляции для потребителя
проявляются в том, что
1) повышается покупательная
способность;
2) увеличиваются расходы государства на
социальные
выплаты;
3)
увеличивается потребительский бюджет;
4) снижаются реальные доходы.
14. Инфляция 3% в месяц представляет
собой:
1) подавленную; 2) ползучую;
3) галопирующую; 4) гиперинфляцию.
15. Менее всего пострадают от
непредвиденной инфляции:
1) те, кто получают фиксированный
номинальный доход;
2) те, у кого номинальный доход растет, но
медленнее, чем повышается уровень цен;
3) те, кто имеют денежные сбережения;
4) те, кто стал должником, когда цены были
ниже.
16. Инфляция обычно сопровождается
(последствия):
1) отсутствием экономического
ущерба; 2) повышением занятости;
3) перераспределением богатства и
доходов; 4) все предыдущие ответы верны.
17. Инфляция спроса вызывается
следующими причинами:
1) рост издержек
производства; 2) энергетический кризис и рост
стоимости нефти;
3) рост безработицы;
4) милитаризация экономики и рост военных расходов.
18. Инфляция издержек вызывается
следующими причинами:
1) милитаризация экономики и рост военных
расходов;
2) рост дефицита госбюджета;
3) рост стоимости сырья в результате
энергетического кризиса;
4) чрезмерное инвестирование в тяжелую
промышленность.
19. Инфляция, рост которой обусловлен
ростом затрат производства, ростом цен на готовую продукцию, приводящих к увеличению
денежной массы в обращении — это:
1) ползучая инфляция; 2) инфляция
спроса; 3) инфляция издержек; 4) галопирующая инфляция.
20. В рыночной экономике инфляция, как
правило, проявляется в форме:
1) роста курса национальной валюты и массового
перемещения отечественных товаров за границу;
2) установления административного
ценообразования по всем товарным группам;
3) дефицитности экономики, снижения
качества товаров и услуг и функционирования <черного> рынка;
4) роста цен на товары и услуги, снижения
покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы.
21. Выбрать денежные факторы, влияющие
на уровень инфляции:
1) милитаризация экономики; 2)
дефицит бюджета; 3) чрезмерное регулирование экономики;
4) рост государственного долга; 5)
эмиссия бумажных денег.
22.Скрытая инфляция характеризуется:
1) Отсутствием платежеспособного спроса
населения;
2) Значительным увеличением общего уровня
цен;
3) Ростом цен в государственной торговле
при стабильных ценах в частной и кооперативной торговле;
4) Дефицитностью экономики, снижением
качества товаров и услуг, функционированием «черного» рынка.
23.Галопирующая инфляция и гиперинфляция
характерны:
1) Развивающихся стран и стран,
перестраивающих свою экономическую систему; 2) Развитых стран;
3) Всех
стран; 4) Стран с высоким
уровнем государственного сектора экономики.
24.При инфляции капитал:
1) Устремляется в сферу высоких
технологий;
2) Перемещается из сферы обращения в сферу
производства;
3) Перемещается из сферы производства в
сферу обращения;
4) Функционирует без изменения отраслевой
принадлежности.
25.Денежные факторы инфляции
определяются:
1) Структурной несбалансированностью
экономики, политикой монополий, политической нестабильностью в обществе;
2) Дефицитом госбюджета, увеличением
государственного долга, перекредитованием народного хозяйства;
3) Только долларизацией экономики;
4) Только структурной несбалансированностью
экономики.
Правительство приняло меры по стабилизации курса национальной валюты и снижению инфляции. Какая экономическая функция государства проявилась в данном факте?
Поддержание устойчивости денежной системы |
|
Производство общественных благ |
|
Правовое регулирование экономики |
|
Наполнение государственного бюджета |
Установите соответствие между термином и определением
Сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период
Количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определенный период на свои номинальные доходы
Какие социальные группы несут потери от инфляции?
Пенсионеры
Коммерческий банк
Страховые компании
Представители малого бизнеса
Инфляция – это
Обесценивание денег |
|
Выпуск в обращение новых денег |
|
Кризис |
|
Падение спроса |
Заполните место пропуска в предложении.
– это та часть дохода, которая не идёт на потребление.
В чем проявляется негативное влияние инфляции на семейный бюджет?
Происходит обесценивание сбережений |
|
Сокращаются доходы государственного бюджета |
|
Снижается качество товаров и услуг |
|
Увеличивается потребление предметов роскоши |
Заполните место пропуска в предложении.
– объём товаров и услуг, который можно приобрести на некоторое количество денег в данный момент.
Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. В результате инфляции покупательная способность населения растет.
Б. Инфляция не характерна для современной российской экономики.
Оба суждения верны |
|
Оба суждения неверны |
|
Верно только А |
|
Верно только Б |
Слайд 1Инфляция и
семейная экономика
Цель урока:
Рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и
на распределение доходов между экономическими агентами.
Слайд 2I. Номинальные и реальные доходы
количество денег, полученное в определённый период независимо
от налогообложения
Номинальный доход
Как по-другому ещё можно назвать номинальный доход?
Источники доходов!
Слайд 3Номинальные и реальные доходы
Почему денег всё время не хватает?
Слайд 4Номинальные и реальные доходы
количество товаров и услуг, которое можно купить на
располагаемый доход в течение определенного периода
Реальный доход
Номинальный доход
Реальный
доход
Слайд 5Номинальные и реальные доходы
Номинальный доход
Реальный
доход
Доходы
Цены на товары и услуги
Слайд 6 Инфляция ведет к резкому росту разницы между реальными
и номинальными доходами семьи.
Реальный доход семьи
Номинальный доход семьи
Сумма денег, полученная гражданином или семей в целом за определенный период времени.
Объем товаров и услуг, которые гражданин или семья могут приобрести на номинальный доход.
Слайд 7Инфляция- это
…процесс обесценивая денег, который появляется в виде долговременного повышения цен
на товары и услуги
Вчера
Сегодня
Слайд 8…таким образом
темп роста номинального дохода
темп роста уровня цен
Реальный доход
при
увеличении
дохода на 20 %, а росте цен на 30 %, мы получим:
120/130 x 100 % = 7,7 %
Слайд 9Задачи государства:
снижать уровень инфляции;
поддерживать рост реальных доходов населения
Слайд 10Закрепляем:
Инфляция — это…
а)кратковременное (сезонное) повышение общего уровня цен на большую часть
товаров и услуг
б)массовый выброс товаров на рынки сбыта для сбивания цен
в)долговременное повышение общего уровня цен на товары и услуги
г) повышение цен на социально значимые виды товаров
Слайд 11Закрепляем:
2. Какие социальные группы несут потери от инфляции?
а)представители малого бизнеса
б)сотрудники коммерческого
банка
в)государственные служащие
г) собственники фирм, занимающихся добычей и переработкой природного сырья
д)работники страховой компании
Слайд 12
Работник городской библиотеки является государственным служащим и получает
заработную плату из государственных источников, значит, его номинальный доход является фиксированной величиной.
При наличии непредвиденной инфляции государственные органы не успеют быстро повысить его номинальную заработную плату с учетом роста цен и реальный доход библиотекаря значительно снизится.
Слайд 13II. Формы сбережения граждан
на покупку дорогостоящих товаров
на образование
на непредвиденные обстоятельства
Слайд 14Виды сбережений:
вклады и депозиты в банках в рублях и валюте, в
том числе на пластиковых картах;
наличные деньги на руках у населения;
вложения населения в ценные бумаги;
запасы средств населения в наличной валюте;
резерв страховых взносов населения.
Слайд 15Закрепляем:
Семья делает сбережения с целью
а)предотвращения обесценивания денег в условиях роста инфляции
б)приобретения
товаров и услуг первой необходимости
в)оплаты коммунальных услуг
г)приобретения дорогостоящих товаров и услуг
Слайд 16Банковские услуги
с. 161
составить развёрнутый план по теме
«Виды банковских услуг»
Слайд 17Вопросы и задачи
Обсудим ситуацию.
Четверо друзей выиграли в лотерею
по 1 млн.руб. каждый. Ваня Иванов положил деньги в Сбербанк на текущий счет из расчета 10% годовых. Петя Петров положил свой миллион на срочный депозит из расчета 90% годовых. Маша Смирнова купила пылесос. А Света Семенова зашила свои денежки в подушку.
Годовой темп инфляции составил 90%. При этом пылесосы подорожали за год в 2,5 раза. Удачно ли Ваня, Петя, Маша и Света распорядились своими деньгами?
Слайд 18
Маша наиболее удачно распорядилась своими деньгами.
Цена на пылесосы выросла за год в большей степени, чем цены на другие товары. Это значит, что если бы Маше удалось полностью сохранить стоимость денег, положив их под 90% годовых, она все равно не смогла бы через год купить заветный пылесос.
В условиях сильной инфляции сберегать деньги невыгодно. Более эффективным способом сохранения их стоимости является покупка товаров длительного пользования или недвижимости.
Слайд 19
Света наименее удачно распорядилась своими деньгами. В условиях
высоких темпов инфляции хранение денег в наличной форме – невыгодное дело. За прошедший год они обесценились почти в 2 раза. Это значит, что теперь на них можно купить почти в 2 раза меньше товаров и услуг.
Слайд 20Задание на дом:
П.20
выполнить задания
1 и 3 из рубрики
«В классе
и дома».
Слайд 21Закрепляем:
Какие услуги предоставляют гражданам банки?
2) Какие виды вкладов предлагаются клиентам
при открытии счета в банке?
3) За что банк выплачивает процент вкладчикам?
4) На каких условиях можно получить банковский кредит?
5) С какой целью клиенты банка берут потребительский кредит?
6) Существуют ли причины, препятствующие получению кредита?
7) Заинтересовано ли государство в развитии форм сбережения и кредитования населения?
Урок обществознания в 8 классе, Тема: «Инфляция и семейная экономика»
Дата: _________________________
Цель:рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами; проанализировать функции сбережений в современном обществе; рассмотреть понятие потребительского кредита и основные принципы пользования потребительским кредитом;развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы;воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная.
Понятийный аппарат: инфляция, реальные доходы, номинальные доходы, сбережения, банковский кредит, потребительский кредит.
План:
I. Номинальные и реальные доходы.
II. Формы сбережения граждан.
III. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам.
- Что влияет на объём и структуру потребительских расходов?
- Какова связь между доходом и потреблением?
- Назовите различные виды страховых услуг.
- Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?
(ученик зачитывает сообщение: какими страховыми услугами пользуется ваша семья).
- Мотивация
Подумайте!
- От чего зависит благополучие домашнего очага?
- Как сберечь и увеличить свои доходы?
(ученики размышляют и дают ответы)
Экономическая деятельность семьи направлена на удовлетворение потребностей все членов семьи. Успешность решения этой задачи зависит от, того насколько эффективно семья распоряжается своими ресурсами, в первую очередь денежными. Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.
- Изучение новой темы
Вспомни:
- В чём заключаются рыночные отношения в экономике?
- Почему возникает неравенство доходов?
- Какие меры проводятся для социальной поддержки населения с низкими доходами?
(ученики отвечают на вопросы)
- Номинальные и реальные доходы.
Врыночной экономики, как вы уже знаете, цены на товары изменяются в зависимости от изменения спроса и предложения: одни товары дешевеют, другие дорожают. Для рынка характерны и колебания общего уровня цен. Однако для современной экономики стало правилом изменение уровня цен на товары и услуги преимущественно в одном направлении — их рост.
- Работа над определением:
Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги, называется инфляцией.
(записывают определение в тетрадь)
- Для усвоения учащимися сущностных признаков этого понятия учительставит и обсуждает следующие вопросы:
1) Что является причиной инфляции в рыночной экономике?
2) Какое влияние оказывает инфляция на уровень жизни, благополучие отдельных людей, семей?
3) Кто и как пострадал из вас, ваших родственников, знакомых от инфляции? Приведите примеры.
(учащиеся приводят примеры)
- Игра «Да, нет».
Какие из перечисленных факторов могут (прямо или косвенно) стать причиной инфляции:
- Рост цен на большинство товаров (не может стать причиной инфляции, поскольку это её определяющий признак).
- Увеличение денежной массы (причина инфляции).
- Уменьшение нормы обязательных резервов ЦБ (может стать причиной инфляции, т.к. произойдёт увеличение денежной массы).
- Ожидание хорошего урожая (не может стать причиной инфляции, люди могут ожидать снижение цен).
- Ожидание плохого урожая ( может стать причиной инфляции, т.к.у населения формируются ожидания роста ценна сх продукцию).
- Снижение цен на электроэнергию (не вызовет инфляцию, снижение затрат для большинства товаропроизводителей).
- Увеличение закупочных цен на зерно (может вызвать инфляцию, инфляция издержек).
- Успешная забастовка шахтёров, добившихся повышения зарплаты в два раза (может стать причиной инфляции, это повлечёт за собой удорожание энергоносителей – инфляция издержек)?
Безусловно, благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов. Доходы, получаемые в рыночной экономике, рассматриваются как номинальные, так и реальные.
- Работа над определением:
Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени. Примеры.
Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы. Примеры.
(записывают определение в тетрадь, с последующим коментированием)
Люди последние десятилетия живут в ситуации, когда цены на товары и услуги постоянно повышаются. При этом цены растут, как правило, быстрее, чем, например, заработная плата или пенсии.
- Работа с учебником, стр. 216-217
Какое влияние оказывает инфляция (рост цен) на уровень жизни населения, каждой семьи, отдельного человека?
(ученики отвечают на вопрос, примерный ответ)
Ответ:Инфляция действует на реальные доходы отдельных граждан и семей по-разному. Если зарплата работающих членов семей растёт пропорционально росту цен или семья владеет дачей, квартирой (их стоимость растёт вместе с инфляцией), то она ничего не потеряет. Серьёзно страдает от инфляции жизненный уровень тех, кто имеет фиксированные доходы: пенсионеров, студентов, получающих стипендию, инвалидов, многодетных семей, работников бюджетных отраслей (врачей, учителей, работников культуры и др.). Цены на товары и услуги растут регулярно, а доходы названных категорий граждан пересматриваются правительством периодически и повышаются практически всегда с опозданием, отставая от темпов инфляции. Люди, откладывающие деньги, отказываясь от потребления, несут напрасные жертвы. Их накопления тоже могут обесцениться, а каким образом, об этом речь пойдёт позднее.
- Формы сбережения граждан.
- Сообщение учащегося (о формах сбережения)
Во многих семьях полученный доход распадается на две части: одна предназначена для удовлетворения личных потребностей, другая образует сбережения. Как отмечают экономисты, с ростом дохода семьи растёт и сумма её сбережений.
- Работа над определением:
Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.
(записывают определение в тетрадь)
- Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию. (Подумайте, какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ.)
(ученики обдумывают и высказывают свои точки зрения)
Сбережения нужны многим людям, чтобы реализовать в будущем свои планы. Важно, чтобы накопительство не стало главной или единственной целью жизни, не переросло в болезненную страсть и не превратило человека в раба вещей.
- Работа с документом стр. 219
Создание сбережений – одна из функций семьи в обществе. Семья реализует эту функцию, взаимодействуя с банками, страховыми фондами. Денежные средства семьи, предоставленные этим организациям на определённых условиях, пополняют инвестиционные возможности экономики, т. е. могут быть использованы для вложения в различные объекты экономической деятельности и получения положительного социального эффекта (например, в новое строительство или расширение действующих предприятий, реконструкцию старых предприятий, строительство школ, больниц и др.).
- Решение ситуации (работа с учебником) стр. 220-221
(ученики разбирают ситуацию)
Человек, имеющий свободные деньги, может вложить их в создание собственного дела или присоединить свою долю к коллективному предпринимательскому проекту. Однако это дело рискованное, далеко не всем по силам и требует, как правило, немалых средств. Многие наши соотечественники в период перехода к рыночной экономке, в условиях высокого уровня инфляции, направляли значительную часть своих сбережений на покупку валюты.
- Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
- Работа с текстом учебника стр. 221-223.
Составить развернутый план по теме «Виды банковских услуг»
1. Какие услуги предоставляют гражданам банки?
2. Открытие и ведение банковского счета.
3. Предоставление кредитов.
4. Формы кредита.
V. Закрепление
- Разбор ситуаций:
- Инженер приборостроительного завода жалуется соседу: «Администрация завода каждый год дает прибавку к зарплате, но инфляция ее съедает». В чем смысл этого разговора?
- Три старшеклассника копили деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Из-за болезни одного из них поездку пришлось отменить. Сергей положил деньги на текущий счет в банк под 12 процентов годовых. Андрей купил новый велосипед, а Егор решил хранить деньги дома до следующего лета. Годовой рост уровня цен составил 30 процентов. При этом велосипеды подорожали в 1,5 раза. Кто из друзей наиболее рационально распорядился своими деньгами? Поясните свой ответ.
Проверить результативность усвоения изученного поможет выполнение учащимися задания 2 из рубрики «В классе и дома», а также использование следующих заданий:
1) Выбери верное утверждение.
Инфляция — это
а) кратковременное (сезонное) повышение общего уровня цен на большую часть товаров и услуг
б) массовый выброс товаров на рынки сбыта для сбивания цен
в) долговременное повышение общего уровня цен натовары и услуги
г) повышение цен на социально значимые виды товаров
2) Какие социальные группы несут потери от инфляции?
а) представители малого бизнеса
б) сотрудники коммерческого банка
в) государственные служащие
г) собственники фирм, занимающихся добычей и переработкой природного сырья
д) работники страховой компании
VI. Итог.
Подведение итогов, выставление оценок
VII. Домашнее задание.
§ 20; написать мини – сочинение: «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их — искусство». (Б. Ауэрбах (1812-1882), немецкий писатель)
С этим файлом связано 248 файл(ов). Среди них: ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ.docx, русская песня.docx, ИОМ и прогр наставнич.docx, Картинки для описания на немецком языке.pptx, Фонетическая зарядка 3 кл..pptx, Cкороговорки на немецком c переводом.pptx, об организации контроля в начальной школе.doc, характеристика на ученика3класса.doc, практическая 1.docx, отчет по практике (2).docx, отчет по практике.docx, urok_braziliya-tropicheskiy_gigant.doc, Рабочая программа вероятность и статистика.docx, Рабочая программа алгебра 8 класс.docx, Рабочая программа физика 7 класс.docx, Рабочая программа алгебра 7 класс.docx, Практическая работа № 3. История.docx, Практическая работа 2.docx, эссе учителя.docx, Практическая работа № 1 Влазнева.docx, тест опора и движение.docx, Технологическая карта урока по химии _Знаки химических элементов, phpgLz9VI_ematerialnaya-sfera-hozyajstva3.ppt, русский язык.docx, анализ рег 4класс ШСОШ.docx, 2-а класс КОМПЛЕКС. РАБОТА.docx, 77a0de2299e89ea1b40a0c3ca355fbfa.pdf, песня.docx, Статья _Классификация методов обучения_.docx, и.docx, sovremennoe_uchebnoe_zanyatie_v_usloviyah_vvedeniya_obnovlennyh_, кейс.docx, азбука финансов.docx, Тестовая работа по новым ФГОС ОО.docx, Олимпиадные задания 2018-19.doc, практическая 3.6.docx, план воспитания на 2022-2023.doc, доклад на родительском собрании.docx, Подлесная ВП.docx, план безопасности.doc, ktp_po_vospitaniju_2022-2023 (1).docx, kalendarnyj_plan_vospitatelnoj_raboty.docx, Практическая работа 5.docx, Практическая работа к разделу 2.2 «Страна_ патриотизм».docx, ОТКРЫТ УРОК.pptx, конспект.docx, разработка урока по ФГ.doc, Контрольно-измерительные материалы по ОДНКНР(5-9кл).docx, выступление на РМО ин.яз.doc, mbou_sputnikovskaja_sosh-plan_raboty_s_odarennymi_ (1).docx и ещё 238 файл(а).
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: контрольная экономика.doc, Контрольная работа Институциональная экономика Халилова Эмиллаdo, Копылов М.И. Экономика отраслевых рынков.docx, Курсовой экономика.docx, Российская экономика в системе мировых связей. Хисамутдинов А.А., Поведенческая экономика.docx, курс экономика.rtf, Практикум нац экономика.docx, 3 — Мировая экономика 05.02.docx, Реферат институционная экономика.docx
Урок обществознания в 8 классе, Тема: «Инфляция и семейная экономика»
Дата: _________________________
Цель:рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами; проанализировать функции сбережений в современном обществе; рассмотреть понятие потребительского кредита и основные принципы пользования потребительским кредитом;развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы;воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная.
Понятийный аппарат: инфляция, реальные доходы, номинальные доходы, сбережения, банковский кредит, потребительский кредит.
План:
I. Номинальные и реальные доходы.
II. Формы сбережения граждан.
III. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам.
- Что влияет на объём и структуру потребительских расходов?
- Какова связь между доходом и потреблением?
- Назовите различные виды страховых услуг.
- Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?
(ученик зачитывает сообщение: какими страховыми услугами пользуется ваша семья).
- Мотивация
Подумайте!
- От чего зависит благополучие домашнего очага?
- Как сберечь и увеличить свои доходы?
(ученики размышляют и дают ответы)
Экономическая деятельность семьи направлена на удовлетворение потребностей все членов семьи. Успешность решения этой задачи зависит от, того насколько эффективно семья распоряжается своими ресурсами, в первую очередь денежными. Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.
- Изучение новой темы
Вспомни:
- В чём заключаются рыночные отношения в экономике?
- Почему возникает неравенство доходов?
- Какие меры проводятся для социальной поддержки населения с низкими доходами?
(ученики отвечают на вопросы)
- Номинальные и реальные доходы.
Врыночной экономики, как вы уже знаете, цены на товары изменяются в зависимости от изменения спроса и предложения: одни товары дешевеют, другие дорожают. Для рынка характерны и колебания общего уровня цен. Однако для современной экономики стало правилом изменение уровня цен на товары и услуги преимущественно в одном направлении — их рост.
- Работа над определением:
Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги, называется инфляцией.
(записывают определение в тетрадь)
- Для усвоения учащимися сущностных признаков этого понятия учительставит и обсуждает следующие вопросы:
1) Что является причиной инфляции в рыночной экономике?
2) Какое влияние оказывает инфляция на уровень жизни, благополучие отдельных людей, семей?
3) Кто и как пострадал из вас, ваших родственников, знакомых от инфляции? Приведите примеры.
(учащиеся приводят примеры)
- Игра «Да, нет».
Какие из перечисленных факторов могут (прямо или косвенно) стать причиной инфляции:
- Рост цен на большинство товаров (не может стать причиной инфляции, поскольку это её определяющий признак).
- Увеличение денежной массы (причина инфляции).
- Уменьшение нормы обязательных резервов ЦБ (может стать причиной инфляции, т.к. произойдёт увеличение денежной массы).
- Ожидание хорошего урожая (не может стать причиной инфляции, люди могут ожидать снижение цен).
- Ожидание плохого урожая ( может стать причиной инфляции, т.к.у населения формируются ожидания роста ценна сх продукцию).
- Снижение цен на электроэнергию (не вызовет инфляцию, снижение затрат для большинства товаропроизводителей).
- Увеличение закупочных цен на зерно (может вызвать инфляцию, инфляция издержек).
- Успешная забастовка шахтёров, добившихся повышения зарплаты в два раза (может стать причиной инфляции, это повлечёт за собой удорожание энергоносителей – инфляция издержек)?
Безусловно, благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов. Доходы, получаемые в рыночной экономике, рассматриваются как номинальные, так и реальные.
- Работа над определением:
Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени. Примеры.
Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы. Примеры.
(записывают определение в тетрадь, с последующим коментированием)
Люди последние десятилетия живут в ситуации, когда цены на товары и услуги постоянно повышаются. При этом цены растут, как правило, быстрее, чем, например, заработная плата или пенсии.
- Работа с учебником, стр. 216-217
Какое влияние оказывает инфляция (рост цен) на уровень жизни населения, каждой семьи, отдельного человека?
(ученики отвечают на вопрос, примерный ответ)
Ответ:Инфляция действует на реальные доходы отдельных граждан и семей по-разному. Если зарплата работающих членов семей растёт пропорционально росту цен или семья владеет дачей, квартирой (их стоимость растёт вместе с инфляцией), то она ничего не потеряет. Серьёзно страдает от инфляции жизненный уровень тех, кто имеет фиксированные доходы: пенсионеров, студентов, получающих стипендию, инвалидов, многодетных семей, работников бюджетных отраслей (врачей, учителей, работников культуры и др.). Цены на товары и услуги растут регулярно, а доходы названных категорий граждан пересматриваются правительством периодически и повышаются практически всегда с опозданием, отставая от темпов инфляции. Люди, откладывающие деньги, отказываясь от потребления, несут напрасные жертвы. Их накопления тоже могут обесцениться, а каким образом, об этом речь пойдёт позднее.
- Формы сбережения граждан.
- Сообщение учащегося (о формах сбережения)
Во многих семьях полученный доход распадается на две части: одна предназначена для удовлетворения личных потребностей, другая образует сбережения. Как отмечают экономисты, с ростом дохода семьи растёт и сумма её сбережений.
- Работа над определением:
Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.
(записывают определение в тетрадь)
- Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию. (Подумайте, какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ.)
(ученики обдумывают и высказывают свои точки зрения)
Сбережения нужны многим людям, чтобы реализовать в будущем свои планы. Важно, чтобы накопительство не стало главной или единственной целью жизни, не переросло в болезненную страсть и не превратило человека в раба вещей.
- Работа с документом стр. 219
Создание сбережений – одна из функций семьи в обществе. Семья реализует эту функцию, взаимодействуя с банками, страховыми фондами. Денежные средства семьи, предоставленные этим организациям на определённых условиях, пополняют инвестиционные возможности экономики, т. е. могут быть использованы для вложения в различные объекты экономической деятельности и получения положительного социального эффекта (например, в новое строительство или расширение действующих предприятий, реконструкцию старых предприятий, строительство школ, больниц и др.).
- Решение ситуации (работа с учебником) стр. 220-221
(ученики разбирают ситуацию)
Человек, имеющий свободные деньги, может вложить их в создание собственного дела или присоединить свою долю к коллективному предпринимательскому проекту. Однако это дело рискованное, далеко не всем по силам и требует, как правило, немалых средств. Многие наши соотечественники в период перехода к рыночной экономке, в условиях высокого уровня инфляции, направляли значительную часть своих сбережений на покупку валюты.
- Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
- Работа с текстом учебника стр. 221-223.
Составить развернутый план по теме «Виды банковских услуг»
1. Какие услуги предоставляют гражданам банки?
2. Открытие и ведение банковского счета.
3. Предоставление кредитов.
4. Формы кредита.
V. Закрепление
- Разбор ситуаций:
- Инженер приборостроительного завода жалуется соседу: «Администрация завода каждый год дает прибавку к зарплате, но инфляция ее съедает». В чем смысл этого разговора?
- Три старшеклассника копили деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Из-за болезни одного из них поездку пришлось отменить. Сергей положил деньги на текущий счет в банк под 12 процентов годовых. Андрей купил новый велосипед, а Егор решил хранить деньги дома до следующего лета. Годовой рост уровня цен составил 30 процентов. При этом велосипеды подорожали в 1,5 раза. Кто из друзей наиболее рационально распорядился своими деньгами? Поясните свой ответ.
Проверить результативность усвоения изученного поможет выполнение учащимися задания 2 из рубрики «В классе и дома», а также использование следующих заданий:
1) Выбери верное утверждение.
Инфляция — это
а) кратковременное (сезонное) повышение общего уровня цен на большую часть товаров и услуг
б) массовый выброс товаров на рынки сбыта для сбивания цен
в) долговременное повышение общего уровня цен натовары и услуги
г) повышение цен на социально значимые виды товаров
2) Какие социальные группы несут потери от инфляции?
а) представители малого бизнеса
б) сотрудники коммерческого банка
в) государственные служащие
г) собственники фирм, занимающихся добычей и переработкой природного сырья
д) работники страховой компании
VI. Итог.
Подведение итогов, выставление оценок
VII. Домашнее задание.
§ 20; написать мини – сочинение: «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их — искусство». (Б. Ауэрбах (1812-1882), немецкий писатель)
Тип урока: Изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная.
Цель :познакомить учащихся со способами эффективного использования денежных ресурсов и различными формами сбережения как важными функциями семьи в экономике.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие потребительского кредита и основные принципы пользования потребительским кредитом;
2. Развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы;
3. Воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.
Понятийный аппарат: инфляция, реальные доходы, номинальные доходы, сбережения, банковский кредит, потребительский кредит.
План изучения нового материала
I. Номинальные и реальные доходы.
II. Формы сбережения граждан.
III. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам.
- Что влияет на объём и структуру потребительских расходов?
- Какова связь между доходом и потреблением?
- Назовите различные виды страховых услуг.
- Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?
Сообщение: какими страховыми услугами пользуется ваша семья.
3 Переход к новой теме.
Вспомни:
- В чём заключаются рыночные отношения в экономике?
- Почему возникает неравенство доходов?
- Какие меры проводятся для социальной поддержки населения с низкими доходами?
Как вы думаете:
- От чего зависит благополучие домашнего очага?
- Как сберечь и увеличить свои доходы? Зачем люди копят деньги?
4. Изучение новой темы
I. В рыночной экономики, как вы уже знаете, цены на товары изменяются в зависимости от изменения спроса и предложения: одни товары дешевеют, другие дорожают. Для рынка характерны и колебания общего уровня цен. Однако для современной экономики стало правилом изменение уровня цен на товары и услуги преимущественно в одном направлении — их рост.
Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги, называется инфляцией.
Для усвоения учащимися сущностных признаков этого понятия учителю полезно поставить и обсудить следующие вопросы: 1) Что является причиной инфляции в рыночной экономике? 2) Какое влияние оказывает инфляция на уровень жизни, благополучие отдельных людей, семей? 3) Кто и как пострадал из вас, ваших родственников, знакомых от инфляции? Приведите примеры.
Безусловно, благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов. Доходы, получаемые в рыночной экономике, рассматриваются как номинальные, так и реальные.
Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени. Примеры.
Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы. Примеры.
Россияне последние десятилетия живут в ситуации, когда цены на товары и услуги постоянно повышаются. При этом цены растут, как правило, быстрее, чем, например, заработная плата или пенсии.
Какое влияние оказывает инфляция (рост цен) на уровень жизни населения, каждой семьи, отдельного человека? (Работа с учебником. Стр. 156-157.)
Ответ: Инфляция действует на реальные доходы отдельных граждан и семей по-разному. Если зарплата работающих членов семей растёт пропорционально росту цен или семья владеет дачей, квартирой (их стоимость растёт вместе с инфляцией), то она ничего не потеряет. Серьёзно страдает от инфляции жизненный уровень тех, кто имеет фиксированные доходы: пенсионеров, студентов, получающих стипендию, инвалидов, многодетных семей, работников бюджетных отраслей (врачей, учителей, работников культуры и др.). Цены на товары и услуги растут регулярно, а доходы названных категорий граждан пересматриваются правительством периодически и повышаются практически всегда с опозданием, отставая от темпов инфляции. Люди, откладывающие деньги, отказываясь от потребления, несут напрасные жертвы. Их накопления тоже могут обесцениться, а каким образом, об этом речь пойдёт позднее.
II. Формы сбережения граждан.
Сообщение учащегося.
Во многих семьях полученный доход распадается на две части: одна предназначена для удовлетворения личных потребностей, другая образует сбережения. Как отмечают экономисты, с ростом дохода семьи растёт и сумма её сбережений.
Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.
Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию. (Подумайте, какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ.)
Сбережения нужны многим людям, чтобы реализовать в будущем свои планы. Важно, чтобы накопительство не стало главной или единственной целью жизни, не переросло в болезненную страсть и не превратило человека в раба вещей.
Создание сбережений – одна из функций семьи в обществе. Семья реализует эту функцию, взаимодействуя с банками, страховыми фондами. Денежные средства семьи, предоставленные этим организациям на определённых условиях, пополняют инвестиционные возможности экономики, т. е. могут быть использованы для вложения в различные объекты экономической деятельности и получения положительного социального эффекта (например, в новое строительство или расширение действующих предприятий, реконструкцию старых предприятий, строительство школ, больниц и др.).
Человек, имеющий свободные деньги, может вложить их в создание собственного дела или присоединить свою долю к коллективному предпринимательскому проекту. Однако это дело рискованное, далеко не всем по силам и требует, как правило, немалых средств. Многие наши соотечественники в период перехода к рыночной экономке, в условиях высокого уровня инфляции, направляли значительную часть своих сбережений на покупку валюты.
III. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Работа с текстом учебника стр. 160-162.
Составить развернутый план по теме «Виды банковских услуг»
1. Какие услуги предоставляют гражданам банки?
2. Открытие и ведение банковского счета.
3. Предоставление кредитов.
4. Формы кредита.
5. Закрепление
Разбор ситуаций:
- Инженер приборостроительного завода жалуется соседу: «Администрация завода каждый год дает прибавку к зарплате, но инфляция ее съедает». В чем смысл этого разговора?
- Три старшеклассника копили деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Из-за болезни одного из них поездку пришлось отменить. Сергей положил деньги на текущий счет в банк под 12 процентов годовых. Андрей купил новый велосипед, а Егор решил хранить деньги дома до следующего лета. Годовой рост уровня цен составил 30 процентов. При этом велосипеды подорожали в 1,5 раза. Кто из друзей наиболее рационально распорядился своими деньгами? Поясните свой ответ.
Проверить результативность усвоения изученного поможет выполнение учащимися задания 2 из рубрики «В классе и дома», а также использование следующих заданий:
1) Выбери верное утверждение.
Инфляция — это
а) кратковременное (сезонное) повышение общего уровня цен на большую часть товаров и услуг
б) массовый выброс товаров на рынки сбыта для сбивания цен
в) долговременное повышение общего уровня цен натовары и услуги
г) повышение цен на социально значимые виды товаров
2) Какие социальные группы несут потери от инфляции?
а) представители малого бизнеса
б) сотрудники коммерческого банка
в) государственные служащие
г) собственники фирм, занимающихся добычей и переработкой природного сырья
д) работники страховой компании
6. Домашнее задание.
§ 20; написать мини – сочинение:
«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их — искусство». (Б. Ауэрбах (1812-1882), немецкий писатель)