Какие песни пели крестьяне во время работы в полях

Обрядовые песни сопровождают наш народ с незапамятных времен. Их поет мать младенцу, с ними дети учатся играм, работе по дому, в поле. Повзрослевшим парням и девицам славянские песни помогают общаться, выбирать суженных на всю жизнь. Весенняя и осенняя страда, длинные зимние вечера и короткие летние ночи имеют свои ритуалы, особые танцы и, разумеется, песни. Для любого волшебства, для общения с ушедшими предками, Богами есть свои песни.

Славянские песни – в работе подмога 

Пение постоянно разливалось при выполнении тяжелой монотонной работы. И вовсе не от того, что к труду они относились с прохладцей. Отнюдь. Когда вместе трудятся много человек, когда их движения должны быть согласованы, без вспомогательных приемов не обойтись. Роль организатора брали на себя обрядовые песни. Они задавали ритм, не позволяли устать, впасть в уныние. При работе в поле на задорные и звонкие куплеты возлагалась еще одна роль – установить тесный контакт с Матерью Сырой Землею, напитаться ее силой, договориться о хорошем урожае. 

Хоровод на Купало

Вечер за прялкой требовал иных напевов – неспешных, протяжных, вьющихся, как нитка в руках умелой мастерицы. 

Праздничные обрядовые песни славян душу веселят 

И расти ей помогают. Расти и тянуться к мудрости предков, просветленности и могуществу Богов. А как иначе? Каждый праздник был связан с важным событием в природе и требовал выказывать особое уважение ее силам, которые вступали в свои права и могли сделать жизнь обильной или скудной, беспечной или тяжелой. Повседневные же славянские песни чаще всего помогали забыть о тревогах в семейном кругу или среди друзей. Такие посиделки приносили отдых и покой после тяжелого дня, сплачивали близких.

мифы и легенды о славянских богах

Читайте книги сказок о славянских Богах!

Свадебная славянская песня

Щекотала ласточка

Щекотала ласточка
Этож у нас ранёшенько на дворе,
Ой, на дворе, на дворе
Щекотала ласточка на заре,
Плакала девчоночка на море,
На белом, на камушке сидючи,
На быструю реченьку глядючи,
По бережку батюшка гуляя,
Гуляй, гуляй, батюшка, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У батюшки жалости не многа,
Не снял меня со камушка белова,
По бережку маменька гуляя,
Гуляй, гуляй, маменька, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У маменьки жалости не многа,
Не сняла дв с камушка белова,
По бережку миленький гуляя,
Гуляй, гуляй, миленький, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У милого жалости поболе,
Он снял меня со камушка белова,

Обрядовые песни русского народа для особых случаев 

Как легко сказки и волшебство в жизни славян бок о бок уживались с ежедневным трудом, так одни и те же славянские песни могли исполняться в быту и по великим праздникам. Определенные песни пелись в честь важных событий в жизни: когда на девушку впервые надевали понёву, когда мальчик превращался в мужчину, готового защищать свой дом. 

Пели обрядовые песни на Коляду-Солнцеворота, на встречу Ярилы, в Купальскую ночь и на праздник Авсеня. У каждого праздника свой смысл, у каждого из Богов просят чего-то ценного для всего рода в это время года. Просили всего сразу: щедрого урожая и сытой зимы, скорого прихода весны и рождения здоровых деток. 

Обрядовые песни — отражение самой души нашего народа. Они облекают в слова, которые могут достучаться до природы и до высших сил, просьбы каждого человека, семьи, рода.

Летние обрядовые песни: праздник жизни и молодой силы

В славянском кологоде находится своё время для всякого праздника, а каждому празднику – своя песня. Летние обрядовые песни полны жизненной силы. Они напоминают о праздниках молодой любви и о пробуждении природы. В самую короткую ночь лета исполняют купальские песни, а в другое время песня сопровождает работу. 

Песни на Купало 

Летние песни связаны с самым известным праздником – Днём Купало или Купальской ночью. Празднование приходится на самую короткую ночь года, но продолжается часто дольше неё. Обычно молодёжные гуляния и хороводы у костров продолжались с неделю.  

Один из мотивов купальских песен – история Бога Купало и Богини Костромы. В песнях повторяется история о брате и сестре, которые по незнанию полюбили друг друга и поженились. В песне упоминается «травица, что братец с сестрицей». Скорее всего, это цветок Иван да Марья – девушки традиционно украшают им купальские венки и используют его в обрядах. 

Шинкарочка молода

— Шинкарочка молода, 
Дай мне меду и вина, 
Дай мне меду и вина. 
— А скинь же ты синь жупан,
Тогда тебе меду дам,
Тогда тебе меду дам. 
— На что тебе синь жупан,
Коли у меня грошей жбан,
Коли у меня грошей жбан?
— Коли у тебя грошей жбан,
Я за тебя дочку ‘тдам,
Я за тебя дочку ‘тдам.
Спрашивает детина:
— Откуль родом, дивчина.
Откуль родом, дивчина.-
По батюшке — Карповна,
По матушке — Войтовна.
Спрашивает дивчина:-
Откуль родом, детина,
Откуль родом, детина?
— По батюшке — Карпович,
По матушке — Войтович,
По матушке Войтович.
Бог дай, мати пропала
— Брата с сестрой свенчала,
Брата с сестрой свенчала.
— Пойдем, сестра, у лесок,
А скинемся травицей,
А скинемся травицей.
А скинемся травицей,
А что братец с сестрицей,
А что братец с сестрицей.
Будут девки краски рвать,
Нас с тобою поминать,
Нас с тобою поминать:
— Вот то ж та травица,
Что брахненька й сестрица,
Что брахненька й сестрица.

Летние обрядовые песни могут описывать и природу на Купало, например, короткую ночь: 

Купалинка, купалинка, ночь маленька

Купалинка, купалинка, ночь маленька, ночь маленька. 
Чтоб я знала, чтоб я знала что ночь мала, что ночь мала.
Я б сидела, я сидела б вышивала, вышивала.
Вышивала, вышивала б черным шелком вышивала.
Милому платочек
Сама сяду у ворот, я коника привяжу, я конику прокажу.
Купаленкааа, купаленка, ночь маленька, купаленка.
Ночь маленька, ночь маленька ня выспишься, ночь маленька.
Шубка коротка, шубка коротка не накрыешься, шубка коротка.
Купаленка,купаленка темная ночка, купаленка.
Темная ночка, темныя ночка, где твоя дочка, темная ночка?
Моя дочка, моя дочка в агароде, моя дочка.
В агароде, в агароде гряды полет, в агароде.
Гряды полет, гряды полет, слезы ронит, гряды полет.
Купалинка, купалинка ночь маленька, ночь маленька.
Купалися, купалися две подружки, две подружки.
Купалися, купалися говорили, говорили.
Подружка ты моя, подружка моя дорогая, подружка моя.
По розь росли, по розь росли, вместа вышли, вместа вышли.
Купалинка, купалинка ночь маленька, ночь маленька.
Купалися, купалися две сястрицы, две сястрицы.
Сястрица моя, сястрица моя дорогая, дорогая.
Вместе росли, вместе росли — по розь вышли, по розь вышли.

Купалинка

Купалинка, купалинка – темная ночка,
Темная ночка, а де ж, твоя дочка?
Темная ночка, а де ж, твоя дочка?
Моя дочка у садочку – ружу, ружу полыть
Ружу, ружу полыть – белы ручки колыть
Ружу, ружу полыть – белы ручки колыть.
Кветочки рветь, Кветочки рветь,
Вяночки звиваеть, вяночки звиваеть
Вяночки звиваеть, слезки проливаеть
Купалинка, купалинка – темная ночка…

Девки, бабы на купальню

Девки, бабы —
На купальню!
Ладу-ладу,
На купальню!
Ой, кто не выйдет
На купальню,
Ладу-ладу,
На купальню!
Ой, тот будет
Пень-колода,
Ладу-ладу,
Пень-колода!
А кто пойдёт
На купальню,
Ладу-ладу,
На купальню!
А тот будет
Бел берёза!
Ладу-ладу,
Бел берёза!

Марья Ивана,
Марья Ивана
В жито звала,
В жито звала:
«Пойдём, Иван,
Пойдём, Иван,
Жито глядеть,
Жито глядеть!»
«Чьё жито,
Чьё жито
Лучше из всех,
Лучше из всех?
Наше жито,
Наше жито
Лучше из всех,
Лучше из всех!
Колосисто,
Колосисто,
Ядрянисто,
Ядрянисто,
Ядро — с ведро,
Ядро — с ведро
Колос — с бревно,
Колос — с бревно!»

Иван да Марья,
Иван да Марья!
Иван Марью кличет,
Иван Марью кличет:
«Иди, Марья, домой,
Иди, Марья, домой,
Неси, Марья, ключи,
Неси, Марья, ключи!
Замкнём ведьме зубы,
Замкнём ведьме зубы!
Которая ведьма
Коров закликает,
Коров закликает,
Молоко сбирает, —
Ой, чур, чур, ведьма!
Ой, чур, чаровница!»


Обряд очищения на солнечный излом, Купало

Защитный обряд солнечного излома, на Купало

Для самого сильного в году укрепления защиты, отбрасывания худа

Обрядовые песни второй половины лета 

Купальские гуляния – время небольшого перерыва, отдыха от работ в полях. После недели гуляний славяне возвращались к трудам: начиналось время покоса, а позже жатвы.  

Покосные сопровождают работу или исполняются после неё. В таких песнях часто упоминается встреча доброго молодца и красной девицы, которые помогают друг другу в работе: 

Болит-шумит буйная голова

Что болит-шумит буйная голова,
Не глядят на свет веселые глаза,
Что не видят глаза с неба солнечных лучей.
Из лучей таки, лучей туманчик выпадал,
А из того тумана частый мелкий дождь пошел;
Он прибил-примял всю шелковую траву.
Сено тут косила красна девица душа.
По прокосьицу у ней добрый молодец идет.
«Тебе бог помочь, душа девица!»
— «Поди мне на помочь, душа добрый молодец!»
— «Не сечет у тебя булатная коса,
Притомилась ты, душа девица!
Помогу я тебе, свет-сударушка,
Разуважу тебя, государыня!
Не плачь, не горюй, душа девица!
Не тужи, не скорби ты, хорошая!
Положись ты на меня, на удаль молодецкую!» 

Сенокосные песни часто были протяжными, похожими на хороводные напевы. Подобно тому, как сам сенокос был переходным временем между купальскими гуляниями и жатвой, эти песни напоминают одновременно и трудовые, и любовные. 

Жатвенные песни более быстрые, бойкие. Они настраивают на совместный труд. Эти песни, скорее, можно отнести к осенним, хотя сама жатва и начиналась в конце лета. 

Осенние обрядовые песни славян

Осенние песни в обрядовом фольклоре появляются ещё с августа. Нынче мы привыкли отмерять осень с 1 сентября. Встарь же первые напоминания о ней появлялись ещё в конце лета, вместе с началом сбора урожая. Именно работам в поле и радости в честь щедрых даров Матери Земли посвящены почти все песни в этот период. Отдельно можно выделить песни, посвящённые одному из праздников поздней осени – Осеннему Макошью. 

Жнивные песни 

Жнивными называют песни, которые встарь исполняли во время жатвы. Чаще всего песня помогала в труде, придавала сил и вдохновляла людей. Но было у осенних обрядовых песен и другое значение – сотворить волшебство.  

В песнях описывался богатый урожай, который принесла земля. Часто во время начала жатвы было ещё не известно, удастся ли вовремя убрать весь урожай, успеть до дождей, которые погубят зерно. Потому с помощью песен люди притягивали хороший исход жатвы. Помогали песни и вернуть земле силу, чтобы на следующий год она вновь дала богатый урожай. 

Примеры обрядовых песен на жатву:

Жали мы, жали 

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле Зажелтело, стоя?
Иваново поле (здесь называли имя владельца поля)
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые! 

Отдельные песни исполнялись во время обряда «завивания бороды», которую делали из небольшого количества колосьев, специально оставленных не сжатыми: 

Вьем-вьем бороду 

«Уж мы вьем-вьем бороду 
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!»
(В песню подставляли имя и отчество хозяина поля)
«И говорило аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти,
Не хочу я, аржаное жито,
Да в пола стояти
Колосом махати!
А хочу я, аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, аржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали!»

Ещё одну песню исполняли уже в доме, когда приносили туда богато украшенный последний сноп. Каждый домочадец после обрядовой песни съедал зёрнышко из этого снопа: 

«К этому хозяину
Приходили бы купить и займовать!
Кто зернышко съест,
Если девушка – замуж идти,
Парень – жениться,
Если женщина – дитя родить,
Если корова – телушку родить,
Если овечка – двойничков принести». 

Обрядовые песни на праздник Макошь 

В конце октября празднуют десятую Макошину Пятницу. В этот праздник женщины и девушки славят Богиню Макошь, делают обрядовое рукоделие, а после праздника начинают трёпку льна. Празднику Макошь посвящены свои обрядовые песни. 

Например, вот такая: 

Вейся, вейся, кудель

«Вейся, вейся, кудель, 
На Макошин день!
Прядись, пряженька,
Славься, Матушка!
Лён да полотно —
Матушкино добро.
Прядись, пряженька,
Славься, Матушка!
Беленым холстом
Тебе поднесём.
Прядись, пряженька,
Славься, Матушка!
Честно деревце
Кругом обовьём.
Прядись, пряженька,
Славься, Матушка!
Кругом обовьём,
Молоком польём.
Прядись, пряженька,
Славься, Матушка!
Молоком польём,
Хлеба поднесём.
Прядись, пряженька,
Славься, Матушка!
Хлеба поднесём,
Славу воспоём!
Прядись, пряженька,
Славься, Матушка!»

Эту песню исполняют во время обряда плетения пояса. Для такого пояса каждая женщина приносит ниточку из своего дома, а сам пояс плетут вокруг дерева. После обряда его оставляют в дар Богине Макошь. 

Обрядовые песни на День Макошь подойдут и для создания обережного рукоделия, посвященного этой Богине. Прежде чем творить такое рукоделие женщина традиционно приносила верчу Богине Макошь и уже после бралась за работу. 

Колядки — зимние обрядовые песни

Сейчас петь колядки учат маленьких ребятишек, которым пытаются привить любовь к истории родной страны. При этом не раскрывается глубинный смысл веселых куплетов. Те, кто постарше, нечасто возвращаются к детским развлечениям или предаются им со смехом, подтрунивая друг над другом. Встарь в шумных гуляниях, играх принимали участие все от мала до велика. С утра гурьба детворы распевала колядки по дворам, стучалась в двери, за что получала желанные сладости. Днем по деревням отправлялась молодежь, которой доставалось угощение посущественней – пироги. К ночи колядовать шли взрослые. Для них веселье заканчивалось щедрым и веселым застольем в доме одного из соседей. Посиделки с обрядовыми песнями продолжались до утра.

Большая статья про Колядки

Ой, коляда, коляда,
Посконная борода.
Таусень! Таусень!

Открывай ворота,
Выноси-ка пирога!
Таусень! Таусень!

Кто подаст лепешки —
Золоты окошки!
Таусень! Таусень!

Уж ты, бабушка, подай,
Ты, Варварушка, подай!
Таусень! Таусень!

Подавай, не ломай,
Неси целый каравай.
Таусень! Таусень!

Собрание жнивных (жатвенных) русских народных песен, которые поются при уборке урожая, жатве.
 

«Жали мы, жали…»

«На лен роса пала…»

«Над рекою, над рекою…»

«По заре, матушка…»

«Я дорогою шла, я широкою…»

Источники жнивных песен:

1. Archive.org — Русские народные песни, собранные П. В. Шейном. Ч. 1., Москва. 1870.


Какие песни пели крестьяне во время работы?


Труд крестьянина был нелегким, всю работу крестьяне выполняли вручную. Чтобы облегчить себе труд, они пели песни, ведь с песней работалось легче. Какие песни пели крестьяне во время работы?

Просмотров: 97 | Добавил: (27.04.2022) (Изменено: 27.04.2022)

Всего ответов: 2

Обсуждение вопроса:

Всего ответов: 2

Порядок вывода комментариев:


Аватар

0

аgent

27.04.2022 оставил(а) комментарий:


Аватар

0

El_Storm

27.04.2022 оставил(а) комментарий:

Трудовые песни. Они исполнялись тяжело, в ритме работы. В трудовых песнях сила, мощь, страдания и надежды на лучшую жизнь.

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

Русские песни: о чем пел народ

«Душа русского народа вся отражена в песне, как в зеркале. В ней он изливал и грусть безысходную, и радость, и веселье», — считал Митрофан Пятницкий, основатель знаменитого на весь мир хора, исполнитель и собиратель фольклора.

Лейся, песня

Этномузыковеды считают, что фольклор – это выражение народных знаний и представлений о мире и человеке. Чтобы понять русскую народную музыку, нужно представить себе уклад жизни того времени, когда она зародилась. Крестьяне все время проводили за работой – то в поле, то по дому: сенокос, заготовка дров, сбор грибов и ягод, стирка, готовка, прядение, вязание, вышивание… Занятия монотонные, долгие, утомительные. Новостей немного, все сплетни давно известны, воду в ступе толочь не всем по нраву — вот и сопровождали все песней.
Работают жнецы – поют. Бабы идут за водой – поют. Солдаты на привале – поют. Чтобы человек ни делал, чем бы ни занимался, он всегда мог петь. Это помогало самому скрасить тоску, отогнать злые силы, призвать на помощь добрые, померяться умением с соседом, себя показать и на других посмотреть. Общая песня объединяет, делает человека частицей своего народа и в социальном, и в историческом плане.
А почему именно песня? Здесь все просто: она доступна всем, и исполнять ее можно в любое время. Пропевались и заговоры на удачу, на помощь добрых сил в задуманном или уже начатом деле. А когда была возможность, подыгрывали песенникам на рожках, свирелях, свистульках, трещотках и ложках, а иногда и гуслях. В VIII веке появилась балалайка, в XIX – гармошка.

Календарные песни

Каждое время года знаменовалось своими песнями. В русском календаре сошлись две традиции: христианская и языческая, существовавшая ранее. Многие праздники наложились друг на друга, например, встреча зимы с летом, древнее Встречанье совпало с церковным Сретением, отмечаемым 14 февраля.

Встреча весны, Пасха

У древних славян было два крупных сезона: лето и зима, когда природа живет и засыпает. Приход весны имел большое значение, потому что начинался новый земледельческий цикл. Очень важно было задобрить богов, призвать благословение на свою землю. Пелись заклички, «жаворонки», в которых звали весну и просили ее принести с собой «ясно солнышко, тепла дождичка» – того, что нужно для щедрого урожая, приплода скота. В этот период разрешались даже особые исполнительские приемы, например, гуканье, которое оказывало особое магическое действие на природу.
Ой, весна-красна, что ты нам принесла?
Красным девушкам пы зялёнам вянку,
Малым детушкам па краснам яйцу,
Молодым молодушкам па люльке, па чапцу.
Средокрестные песни сопровождали время, когда «пост переломился». В это время пекли кресты, которые хранили до первого выезда в поле, где пахарь его съедал сам или отдавал лошади.
В некоторых местах заклички заменяли ранневесенними хороводами, для которых было очень важно, что идти нужно посолонь, то есть по солнцу. А дальше – Пасха, на которую в некоторых губерниях исполнялся волочёбный обряд: в первые три дня по дворам ходили ряженые – волочёбники — и пели особые песни, в которых благословляли хозяев. В конце обычно звучали слова «Христос воскресе — сын Божий». Ряженые изображали духов предков, пришедших из иного мира, их надо было всячески задабривать. Пойти по дворам мог любой. В основном это были старики и дети, а вот молодым незамужним девушкам это строго запрещалось, чтобы не накликать беды. Если же хозяева в шутку начинали отказываться от подношения, их «запугивали» такими припевками:
Кто не дасть яечка – дак сдохнеть овечка;
Кто не дасть кока – вырветь вока.
Волочёбные песни плавно переходили в егорьевские или микольские, которые связаны со скотоводческими обрядами.
Свет – Ягорья по полю ходить, Христос воскрес, сын Божий!
По полю ходить, коров пасеть, Христос воскрес, сын Божий!
К Егорию обращались, и просто выгоняя на пастбище коров: «Батюшка Ягорий, спаси нашу скотинку, всю животинку, от волка-медведя, от всякого зверя».
В народную традицию вошло и исполнения тропаря Пасхи. Его пели «наперялив, наперябив или наперямену». Канонический текст не меняли, а вот напев преобразовали в народный, кое-где дополнив его своим припевом.
В верхнем Поволжье был другой пасхальный обходной обряд — вьюнишник. Он продолжал начавшееся на Масленицу чествование новобрачных. Молодых величали как состоявшуюся семейную пару. При этом дети тоже могли пригрозить чрезмерно домовитой хозяйке: «Не дашь яйца – потеряешь молодца».
Взрослые пели пожелания добра и процветания, поучения, как правильно жить, а завершали пение величальным рефреном «Ой, вьюница, ой, молодая!» или «Вьюнец-молодец, вьюница-молодица!»

Летние праздники, уборка урожая

На Троицу и Купалу считалось, что граница в потусторонний мир истончается и на землю приходит всякая нечисть — жечь костры и плести венки нельзя, чтобы не навлечь беды. Но именно эти действия позволяют заглянуть в будущее. В это время провожают весну и встречают лето. Обряд в разных местах носит название «проводы русалки», «проводы или похороны кукушки», «Купала».
Все плохое провожали, сжигали старые вещи, куклу-купалу. В этот же период были и противоположные, свадебные традиции, когда женили Русалку и Руслаима, Ведмедя и Ведмедицу, Кукушку и Кокуна. Троицкие и купальские песни пели по дороге к месту, где проходит ритуал, во время завивания венков, кумления. Русальные песни на Брянщине во время хода с куклой русалки, в купальскую ночь – купальные песни-обереги: «Выйди, ведьма, с жита вон, а не выйдешь – то сожжем».
Такое пение сопровождали ритуальными шумами – битьем по металлу или дереву, чтобы прогнать нечистую силу.
После «макушки лета» начиналась жатва. Это единственный обряд, не приуроченный ни к какому церковному празднику. Жатвенные песни распространены в Псковской, Смоленской и Брянской областях, на границе с Украиной и Белоруссией. При уборке ржи (жита) исполнялись житвенные, а яровые хлеба жали с яринными. Зажиночные знаменовали начало страды, жатвенные звучали во время работы на поле, а дожиночные – по окончании работ.

Были песни и замашные (при уборке конопли), льняные, картофельные, восенные. Когда уставшие жнеи шли с работы, вся деревня слышала песню:
Ох, наша жита реденька, забалела сярединка,
Ой, нам пора дамой идти, на тёплаю вячерюшку,
На тёплаю вячеряшку, на мягкую пастелюшку.
А когда крестьянин видел край поля и приближался долгожданный конец работы, он пел:
Как на нашей нивке сягодни обжинки. Слава Богу!
Видить моё око, что край недалёко. Слава Богу!
До краю дожнемся, горелки напьемся. Слава Богу!

Зимние песни: святки, масленица

Дальше шли святочные песни и колядование. Полевые работы давно закончены, урожай обработан, заготовки сделаны. Приходит Новый год, Рождество. Ряженые и колядовщики ходят по дворам, славят хозяев, желают им всяческих благ и собирают угощение. Исполняются и церковные песни, и народные колядки. Святочные гадания тоже сопровождаются песнями. Гадательные песни могли работать и как заклинания.
На святки молодежь собиралась на игрища (вечорки, вечереньки). На них не принято было работать, как на супрядках и посиделках, где пряли, плели лапти, сучили веревки. Пелись святошные, хороводные, плясовые песни. Хороводы предназначались для выбора пары. Выражение «припевать жениха» пошло оттуда.
Следом за святками приходила Масленица. После поста разговлялись, пекли блины, ходили друг к другу в гости и, конечно, пели: «Ах ты, Масленица-кривошейка! Устречаем мы тебя хорошенько!»
Песни были разные, вся деревня «трещала». Проводы зимы, встреча весны, шутливые перебранки между группами поющих, осуждение тех, кто не вышел замуж и не женился, – вот сюжеты масленичных песен. Веселились настолько шумно, возможно, и потому, что наступал Великий пост, во время которого было запрещено петь.

Песни «за жизнь»

Песнями сопровождались и все основные события в жизни человека: рождение и крестины, свадьба, похороны. Дети слышали сначала колыбельные, а потом потешки и прибаутки. Чуть вырастая, слушали сказки, скоморошины и небылицы, а потом и былины.
Лирические песни пели на посиделках и в поле за работой, и во время отдыха. Их основной сюжет — переживания влюбленных, парней, идущих на службу, молодых женщин, живущих при суровой свекрови, и так далее.
Мастеровой люд придумывал трудовые артельные припевки, даже выкрики разносчиков рифмовались и укладывались на музыку. Позвать подруг, с которыми отправились в лес по ягоды-грибы, тоже можно было с помощью припевок (лесных кличей). Русский народ выразил в песне всю свою жизнь. По песням этнографы восстанавливают многие обряды. К сожалению, сейчас интерес к народной музыке угасает.
Народная песня в том виде, как ее исполняла, например, Людмила Зыкина, – это не совсем то, что можно услышать на празднике в деревне, сохранившей свои традиции. Это концертное исполнение, которое развилось уже в конце XIX века, когда народные песни стали исполнять люди с музыкальным образованием. Это очень красиво, легче в восприятии, способствует популяризации, но русский хоровод с пересеками, рожками и многоголосьем – это что-то сакральное, языческое, что заставляет вибрировать каждую клетку организма в заданном ритме. Это можно сравнить с камланием шаманов, горловым пением у бурятов, африканскими танцами под звуки тантамов – завораживает и уносит в неведомые дали. Наши предки так медитировали, хотя и не знали такого слова.
Специалисты говорят, что музыкальный язык – один из самых абстрактных. Он обретает смысл и значение только в определенной культурной традиции, и для того чтобы его понимать, нужно обладать слуховым опытом и знаниями. Поэтому слушайте фольклор – вам откроется много нового. А лучше посетите выступление народного коллектива из глубинки или казачьего хора – того, который придерживается старинных традиций.

Читайте наши статьи
на Дзен

Жатвенные обряды заключали летний цикл. Начало и конец жат­вы сопровождались особыми обычаями, обрядами и песнями. Жатвенный обрядовый комплекс растянут по времени и приурочен к пограничью двух сезонов. Связано это с тем, что уборка озимых (рожь, пшеница) приходится на летнее время, а яровые (овес, ячмень) убирают уже осенью, поэтому некотрые исследователи отно­сят его уже к осеннему циклу (В. И. Чичеров).

Обрядовые действия сопровождали жнивные (жатвенные) песни. Исследо­вателями уже было отмечено, что песни, специально связанные со жни­вом (сбором урожая), были встречены только в некоторых местах бывшей Архангельской губернии, на Псковщине и главным образом в районах Смоленщины, граничащих с Белоруссией и Украиной. Среди восточнославянских на­родов этот жанр более всего известен белорусам.

Смоленские же земли являются по сути дела восточной окраиной ареала жатвенных песен. Бо­лее того, зафиксированные здесь напевы представляют собой местные версии основных песенных типов жнива, бытующих в Белоруссии. Вы­деляются три группы жатвенных песен:

  • 1) зажиночные, исполняемые в первый день жатвы;
  • 2) песни собственно жатвенные, сопровождавшие трудную уборочную работу жней;
  • 3) обжиночные, или дожиночные, ис­полнявшиеся по окончании всех работ.

Первый раз жатвенные песни начинали звучать на зажинках и ис­полнялись в течение всего периода уборки хлебов. На севере Смолен­щины было не принято петь во время работы на поле.

Значительное место среди собственно жнивных песен занимают обрядовые лирические песни на семейные темы. В них наиболее ярко отражено предвзятое отношение семьи мужа к молодой невестке. В одной из песен женщина желает смерти свекру и свекрови:

Убей, Боже, свекра на постельке, свекрову ли печки.

Основным принципом организации этих песен является синтакси­ческий параллелизм с противопоставлением родного и чужого дома:

Я у татки жила, двадцать лет летовала, я й горя не знала.
Як я у свекорки один год годовала, все горе узнала…
Я у татки жила — хлеб-солю я ела, на работе песни пела.
Як я у свекорки — мед-вино не пьется, а на сердце пякется.

В зачине многих жатвенных песен показан образ жаркого пред­закатного солнца и мотив отправления после тяжелой работы домой:

А солнушко за бор, за бор,
А солнушко за бор, за бор.
Пора, жнеюшки, домой, домой.

В обрядовых  песнях жатвы эти начальные формулы выполня­ют сигнальную функцию. Произнесение формулы «Пора-пора домой идти» означает окончание работы, она имеет значение и для участни­ков жатвы, и для всей общины (дома слышат пение и готовят ужин — «вечерю»). Формула «Солнышко за лес катится» также означает регламентацию времени работы с позиции традиционного сознания: день — время живых, ночь — время мертвых.

Поэтика жнивных песен тяготеет к развернутым олицетворени­ям. Песни говорят о ржаном колосе, о самом поле как о живых су­ществах. Антропоморфные черты убираемых хлебов представлены во многих песнях.

Чаще всего жатвенные песни (вне зажиночного и дожинального обрядов) исполнялись по дороге домой после тяжелого трудового дня.

Жатвенные (жнивные) песни — примеры, названия, тексты, слова.

Жну я, молода, жну я, тороплюся…

Жну я, молода, жну я, тороплюся,
Да назад поглядаю, да назад поглядаю:
Много ли нажала, много ли нажала?
А придешь домой ни к татке, ни к мамке,
К свекору, к свекрови, к свекору, к свекрови.
Не пытают: болит ли середина,
Ломят ли белы рученьки, ломят ли белы рученьки?
А спытают: много ли нажала,
Далеко прогнала, далеко прогнала?

Пора, бабки, во двор…

Пора, бабки, во двор.
На дворе не рано,
У меня мати чужая.
Я в двор не пойду
— Тута заночую,
Журбы не почу[ю].
Буду ночевать
В темненьком лесе,
Под белой березой.
Буду проклинать
Свекора, свекровку,
Деверя й золовку.
Побей, боже,
Свекорку в поле
Да сохами-боронами.
Побей, боже,
Свекрову ли печи
Кирпичиной в плечи.
Побей, боже,Деверьку в дорозе
На лютом морозе.
Побей, боже,
Золовку в таночку,
В червоном веночку.
Побей, боже,
Милого ли стола
Мягкими пирогами.

А ты, солнце, солнце красное…

А ты, солнце, солнце красное,
Чего рано за лес катишься?
А я к своему татке в гости йду
Через три луга зеленые,
Через три реки студеные.
Иду-иду да[й] пристаиваю.
А мой татка у воротиках стоит,
Моя мамка у окошечко глядит:
— Чего, чадо, запозднилася,
Ти травкою ты припутана,
Ти росою ты примочена?
— Припутана дробными детушками,
Примочена горькими слезами.

И говорило аржаное жито…

И говорило
Аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
-Не хочу я,
Аржаое жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти.
Не хочу я,
Аржаное жито,
Да в поле стояти,
Колосом махати.
А хочу я,
Аржаное жито,
Во пучок взвязаться,
В засенку ложиться.
А чтоб меня,
Аржаное жито,
Во пучок взвязали,
3 меня рожь выбирали.

По материалам книги: «Смоленская земля в памятниках русской словесности» Под редакцией В.В. Ильина.

Смотрите также:

  • осенние обрядовые песни
  • календарно — обрядовые песни русского народа
  • обрядовые песни от зимних до осенних

жнивные песни

Обрядовые песни.

Справочное пособие.

Береза акварели стилизованная Иллюстрация штока - иллюстрации насчитывающей  акварель, тщательно: 106848905

Руководитель
работы: Чуйкова Н.П.,

учитель
русского языка и литературы.

Новокузнецк

2022

Содержание

1.     Часть 1.
Введение
………………………………………………….….……3

2.     Часть 2.
Сила песни
…………………………………………………….…4

3.     Часть 3.
Частушки
…………………………………………………..……..7

4.     Часть 4.
Обрядовые песни зимних праздников
…………………………8

4.1.  Гадание на святки………………………………………………………9

4.2.  Обрядовые песни,
связанные со встречей нового года………………9

4.3.  Колядки………………………………………………………………..11

5.     Часть 5.
Весенние обрядовые песни
……………………………………13

5.1.  Весенние
обрядовые песни на Благовещенье………………………13

5.2.  Песни волочебные………………………………………………….…14

5.3.  Обрядовые песни
на Масленицу…………………………………….14

6.     Часть 6.
Обрядовые песни на Ивана Купала
…………………………16

6.1.  Троицкие
обрядовые песни………………………………………..…17

6.2.  Петровские песни………………………………………………….….18

7.     Часть 7.
Жатвенные песни
………………………………………………18

8.     Часть 8.
Трудовые песни
…………………………………………………20

Данное
справочное пособие предназначено для учителей литературы и учащихся. Оно
поможет при подготовке к урокам литературы по теме «Устное народное творчество.
Обрядовые песни».

Русский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  DepositphotosРусский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  DepositphotosЧасть 1

Введение

Петь – природная потребность человека. Лирические
и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали
русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в
его великом историческом пути.

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения,
впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном
переводе он означает «народная мудрость», «народное знание» и обозначает
различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие
термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная
словесность. Термин «устное творчество народа» отражает устный характер
фольклора в отличие от письменной литературы.14

http://www.serp-ksm.ru/_nw/3/62786437.jpg

Жанры фольклора:

·         
народные
сказки

·         
предание

·         
обрядовые
песни

·         
пословицы

·         
поговорки

·         
загадки

·         
былины

Свойства фольклора:

·       
анонимность
(отсутствие автора)

·       
вариативность
(существует несколько вариантов одного сюжета)

·       
неотъемлемая
связь с жизнью народа

Жанры народной песни:

·         
исторические

·         
семейно-бытовые

·         
любовные

·         
обрядовые

·         
календарные

·         
колыбельные

·         
плясовые

·         
военные

·         
разбойничьи

·         
трудовые

·         
частушки

Обряды –
это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С
принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от
языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с
языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются
древнейшими произведениями фольклора.

Календарно — обрядовые песни относятся к
древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи
с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам
года.

 Обрядовые песни — это песни, которые исполнялись во время самых
разнообразных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не
будут выполнены все обрядовые действия и сопровождающие их песни, то не будет
достигнут желаемый результат.

Русский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  DepositphotosРусский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  Depositphotos

Часть 2

Сила
песни

Язычеством
называют древнюю веру человека в силы природы.
Корень «язык», «языч» здесь не случаен. Связь с силами природы люди устанавливали
через язык, речь, через молитву (от слова молвить). Первые песни были
молитвами. Обращения в них к Солнцу, к Месяцу, к Земле-матушке, Зорьке,
Звездам, Ветру сохранились в песнях до нашего времени.

Молитвы
были не только просьбами защитить или одарить. С помощью песен люди пытались
активно менять действительность. Песня могла лечить и, напротив, быть
проклятьем, могла подарить смелость, охранить в бою или обессилить врага. В
песне исполнители выступали от имени богов, передавали их волю. Песней помогали
богам. Поэтому считают: что споешь, то и исполнится!

К
началу важного дела нужно тщательно готовиться, необходимо на него настроиться.
Совсем так же, как настраиваем мы музыкальные инструменты, чтобы правильно, без
фальши сыграть красивую мелодию. Нельзя играть на разлаженных струнах.

Весной - Разное > Ретро открытки - ЭтоРетро.ru - старые фото городовЛад
творили весной, когда природа просыпалась. Нужно было помочь природе, позвать,
кликнуть весну, напомнить, что ее ждут, чтобы ничего она не забыла:

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Жизнь земледельца зависит от
природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее
воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие
земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время
совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая.

С течением времени
земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских
праздников. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия
и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была
одна:  способствовать жизненному благополучию крестьян, потому календарным
песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство
музыкального напева.

Урок-конспект по теме: "Старинные весенние праздники"Весенние песни назывались веснянками.
Они похожи на заговоры, каковыми и вправду являлись в старинные времена. Они
пелись протяжно, как призыв издалека:

Дай, весна, добрые годы,

Годы добрые, хлебородные!

Зароди жито густое,

Жито густое, колосистое!

Календарные ритуалы по-своему
организовали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на
хаотические и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И
магически, и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою
очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой
этот быт зависел.

Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг
подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за
солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней,
которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей.
Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать,
разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы
игровые и орнаментальные или, по-другому, кружевные.

Скачать обои листья, дерево, листва, рисунок, зеленые, белый фон, береза,  раздел живопись в разрешении 600x1024В орнаментальном
хороводе участники ходят кругами, заплетают из хороводной цепи различные
фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня». Песни в таком хороводе
связаны с картинами родной природы, коллективным крестьянским трудом:

Берёзонька
кудрявая,

Кудрявая,
моложавая.

Под
тобою, берёзонька,

Не
огонь горит,

Не
мак цветет,


Красные девушки

В
хороводе стоят,

Про
тебя, берёзонька,

Всё
песни поют.

Старинные головные уборы: костюм замужних русских женщин, необычные  головные уборы.Песни игрового
содержания отличаются пружинистым танцевальным ритмом, поэтому их еще
называют частыми. Частые песни легко узнать по четкому ритму стиха и
напева. Это изначально связано с ритмом пляски, хотя не все частые песни были
плясовыми. В них рисуются светлые стороны крестьянской жизни, народные гуляния,
веселые или шуточные бытовые сценки. В частых песнях нередко встречаются
разнообразные припевы: «ай – люли», «ой дуду», «люли – люли», они
подчеркивают ритм песни, её плясовой характер:

Светит,
светит месяц

Далеко,
не близко,

То-то
люли, то-то люли,

То-то
люлюшки мои!

Как
во поле, поле

Девка
просо полет,

То-то
люли, то-то люли,

То-то
люлюшки мои!

Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками.
В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне,
отражающей сценки из народной жизни.

По
улице мостовой,

Чем занимались мужчины на Руси? | МИР ИСТОРИИ - WOH | Яндекс ДзенПо
широкой столбовой,

По
широкой столбовой

Шла
девица за водой.

За
ней парень молодой,

Кричит:
«Девица, постой,

Красавица,
подожди!

Пойдем
вместе за водой,

За
холодной, ключевой».


«Ах ты, парень-паренек,

Твой
глупенький разумок!

Не
кричи во весь народ,

Мой
батюшка у ворот;

Зовет
меня в огород

Чесноку,
луку полоть».

Русский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  DepositphotosРусский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  DepositphotosЧасть
3

Частушки

С исчезновением старинных плясок и приходом модных городских
танцев песни стали меняться. В это время особо ярко зазвучали частушки.
Эти короткие песенки называли в разных местах по-разному: припевки, пригудки,
приговорки, прибаски, прибаутки, вертушки и коратушки.

Частушка считается изобретением поздним, городским.
Появилась она в конце XIX – начале XX веков. Но
исследователи обнаружили глубокие корни современных веселых куплетов. Частушка
тоже была связана с обрядом.

Ой,
ни кукушечка кукует,

Не
соловьюшко поет.

А
не родимая ли мамынька

Мне
голос подает?

http://www.playcast.ru/uploads/2015/02/16/12154537.gifБыло
и особое время для исполнения частушек: после заката, во время кукования
кукушки или в праздники.

Были частушки жнивные, сенокосные, качельные, плясовые,
свадебные, корильные, веселые частушки-скоморошины, изображавшие
действительность в абсурдном, смешном виде, частушки рекрутские, поминальные.

Частушка помогала избавиться от тоски. В коротеньких песнях
главным был не сам обряд, а внутренний мир человека. Хорошо звучит частушка под
балалайку или гармошку. В XIX веке нередко исполнялись частушки «под
язык»: один поет, а остальные подражают голосами каким-нибудь музыкальным
инструментам.

Частушки благополучно дожили до наших дней. Этот жанр весьма
популярен и сейчас. На любой злободневный момент русский народ готов
откликнуться короткой и остроумной песенкой.
Русский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  Depositphotos

Русский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  DepositphotosЧасть
4

Обрядовые
песни зимних праздников

Зимний период русского народного
земледельческого календаря начинался с октября. Обычно с Покрова (1/14 октября)
крестьяне приступали к зимним работам. После Покрова скот переводили в хлев на
зиму, конопатили щели в стенах, утепляли избы. С Покро­ва начинались осенне —
зимние сборища молодежи — «посиделки».

Новогодняя обрядность и обрядовая поэзия
своими элементами име­ли праздничные сборища и игры, песни, призывавшие
благополучие в семью и урожай в поле (общеславянское наименование — «колядки»,
среднерусское — «овсень», «таусень», севернорусское — «виноградье»), гадания на
Святки (подблюдные песни) и т. д.

В дни празднования Нового года охотно
гадали: считалось, что это время самое подходящее для того, чтобы узнать
грядущую судь­бу. Песни, которыми сопровождались эти календарные гадания, на­зывали
подблюдными’, их действительно пели над блюдом — чашей. Подблюдная песня — это
песня-символ, песня-иносказание. Однако иносказания этих песен прозрачны: пели
о курочке, что вырыла «зо­лотой перстень», — верная примета замужества; пели о
воробье, что глядит на чужую сторону, — быть на чужбине и т. д.

Гадание на святки

👍 Ходит кот по лавочке… 🐱 | Сказки для детей. Рассказы и сказки с  картинкамиХодит
котик по лавочке…

Ходит
котик по лавочке,

Водит
кошечку за лапочки,

Ой,
лю-ли.

Кому
песня, тому и добро,

Ой,
лю-ли.(к свадьбе)

И
саночки-малеваночки,

Только
сесть да поехати,

Ой,
лю-ли.

Кому
песня — тому и добро,

Ой,
лю-ли.(к дороге)

Сидит
кошечка у печурочки,

А
вокруг нее котеняточки.(к большой семье)

Нивка
узенька,

Снопы
частеньки.(к бедноте)

Курочка-рябушечка

Копается
около чужого огорода. (к богатству)

Обрядовые песни, связанные со встречей Нового года

Зимняя обрядовая песня оповещала о
наступлении Нового года.

Новый год пришел,

Старый
угнал,

Себя
показал!

Ходи,
народ,

Солнышко
встречать,

Мороз
прогонять!

1 января утром мальчики-подростки ходят
«засевать». По двое, по трое, иногда в одиночку заходят в каждую избу, не минуя
ни одной. Войдя в хату, дети разбрасывают по полу зерна ржи, овса, проса и
прочее и говорят:

Ходит
Илья на Василья,

http://i006.radikal.ru/0712/d8/b7ec0b387dd3.pngНосит трубу жестяную,

А
другую просяную –

Зароди,
боже,

Жита-пшеницу,

Всякую
пашницу.

В
доме – добро,

В
поле – зерно.

В
доме – пирожисто,

В
поле – колосисто.

Васильева
мать

Пошла
шендровать –

Заросилася,
замочилася,

На
престоле стояла,

Золотой
крест держала.

А
вы, люди, знайте,

Богу
свечку ставьте,

А
нам грошик дайте.

Здравствуйте,
хозяин с хозяичкой!

С
Новым годом,

С
новым счастьем,

С
новым здоровьем!

Хозяева дают детям лепешку, пирог, кусок
сала или копейку, и они бегут в следующую хату, а на их место являются другие.
Хозяева никогда не выгоняют их и дают всем, сколько бы их ни приходило. Отцы
рассуждают так: «Я твоему дам, а ты моему – вот и поквитаемся».

b41e7178dbaf52749fb5cf3f35411260
Новый год
пришел,

Старый
угнал,

Себя
показал.

Ходи,
народ,

Солнышко
встречать,

Мороз
прогонять!

Колядование — один из основных обрядов
новогоднего праздника, сопровождаемого песнями и обходами соседей.

В колядках часто можно встретить
уподобление хозяев дома солн­цу, месяцу, звездам — один из элементов аграрных
обрядов, возвели­чивавших солнце.

Заклички, колядки, зазывалки — тематическая подборка | ПараФразТип новогодней песни-просьбы
заключает в себе требование обря­дового одаривания колядующих и реальную деталь
обряда — полу­чение ими обрядовой еды. Этот тип иногда встречается в форме са­мостоятельной
песни и почти всегда входит в другие тексты как их составная часть.

Колядка — просьба о вознаграждении колядующего
— иногда при­нимала форму требования, перерастающего подчас в угрозу «навлечь
беду». Этим подчеркивалось, что колядующие приходят не как про­сители, а как
лица, совершающие обряд, который должен принести восхваляемым хозяевам
богатства.

Обрядовые песни колядки

Девочки, колядки!

Девочки,
колядки!

Душечки,
колядки!

Да
кидайте гребени

За
грядки,

Да
кидайте гребени за грядки.

Девочки,
колядки!

Душечки,
колядки!

Да
пеките блины

Да
ладки,

Да
пеките блины

Да
ладки.

А ехала коляда…

А
ехала коляда

С
конца в конец,

Готовимся к Рождеству Христову УЧИМ КОЛЯДКИ! Колядка "А у етот двор пришла  коляда" , подблюдная.. | ВКонтактеЗаехала каляда

К
Васильку, к Васильку.

Ты,
Василька, не гуляй,

Вари
пиво,

Жени
сына Иваньку, Иваньку.

А
ехала каляда

С
конца в конец.

Заехала
каляда

К
Егорью, к Егорью.

Ты,
Егорий, не гуляй,

Вари
пиво,

Отдавай
дочку

Марьечку,
Марьечку.

Замыкает осенне-зимний цикл народных
календарных праздни­ков масленица, которая является как бы неким мостом,
соединяю­щим зиму и лето. По христианскому календарю она праздновалась за 56
дней до Пасхи, в неделю, предшествующую наступлению Великого Поста. Многие
исследователи относят этот праздник уже к весенне­-летнему циклу.

Русский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  DepositphotosРусский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  DepositphotosЧасть
5

Весенние
обрядовые песни

Русский календарь открывается встречей
весны. Исполнение вес­нянок обычно связывалось с календарными датами,
отмечающими прилет птиц. Основными датами «кликания весны» на Смоленщине были:
1/14 марта (день Евдокии), 9/22 марта (праздник сорока му­чеников, в народе —
Сороки), и 25 марта (7 апреля) — Благовещение, когда, как говорят в народе,
«весна зиму поборола».

Весенние календарно — обрядовые песни
(веснянки) исполнялись ,чтобы приблизить приход весны. Их кликали, взобравшись
на крыши  или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны,
поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам,
жаворонкам:

Жаворонки,
жавороночки!

Прилетите
к нам,

Принесите
нам лето теплое,

Унесите
от нас зиму холодную.

Нам
холодная зима надоскучила,

Руки,
ноги отморозила.

Весенние обрядовые песни на
Благовещенье

В Благовещенье дети закликают весну:

Веселые календарно - обрядовые песни«Весна-красна,

На
чем пришла?» –

«На
жердочке,

На
тоненькой,

На
досточке,

На
славненькой,

С
хлебами обильными,

Со
льном высокиим».

Песни волочебные

Волочебники волочилися…

Волочебники
волочилися.

Обрядовые песни волочебные | Бесконечная ЦиСад мой зеленой, вишневый.

Волочилися
— намочилися.

Сад
мой зеленой, вишневый.

Прошли
речку — нашли свечку.

Сад
мой зеленой, вишневый.

Прошли
другую — потеряли тую.

Сад
мой зеленой, вишневый.

По улице по широкой…

По
улице по широкой

Христос
воскрес, сын Божий.

Не
шум шумит, не гром гремит,

Файл:Semik crop.jpg — ВикипедияХристос воскрес, сын Божий.

Шумят,
гремят волочебнич(и)ки.

Христос
вокрес, сын Божий.

Волочебнич(и)ки
— люди добрые.

Христос
воскрес, сын Божий.

Не
допутливые, не допытливые.

Христос
вокрес, сын Божий.

Обрядовые песни на Масленицу

Ты прощай, прощай…

Ты
прощай, прощай,

Наша
широкая,

Ты
не в среду пришла

И
не в пятницу.

Познавательно-тематическое занятие "Масленица" ⋆ Планета ДетстваТы пришла в воскресенье,

Всю
недельку веселье,

С
хмельным пивом и вином,

С
блинами, пирогами

Да
с оладьями.

Блины
масленые,

Шаньги
мазаные.

Мы
каталися с горы

От
зари и до зари.

А
сегодня,в воскресенье,

Наше
кончилось веселье.

Прощай,
прощай,

Наша
масленица!

Костер догорает. Подошел парень, взял у
малышей куклу и бросил в огонь. Поднялся столб огня и дыма; полетели искры.

Масленица
загорела,

Всему
миру надоела, – раздалась песня детворы.

Масленица. История и традиции (очень кратко)Обманула, провела,

Годика
не дожила, –

До
поста довела,

Ах,
масленица, обманщица.

Довела
до поста, –

Сама
удрала.

Масленица,
воротись,

В
Новый год покажись.

Песня прекратилась. Догорел костер.
Кто-то бросил в него кусок снега. Закончился календарно — обрядовый цикл
зимнего периода.

Русский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  DepositphotosРусский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  DepositphotosЧасть 6

Обрядовые песни

на Ивана Купала

В весенне-летней обрядности выделяются
также обрядовые песни, приуро­ченные к празднованию Ивана Купалы и к Петрову
дню. Это время наиболее пышного расцвета растительности, а вместе с тем и
начала созревания злаков.

Празднование Ивана Купалы происходило в
период летнего солн­цеворота, в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю, с 6 на 7
июля — по новому, и совпадало с днем Иоанна Крестителя.

День Иван Купала по старому стилю отмечают 24 июняВ праздничном распорядке важнейшая роль
отводилась костру. Символическое его назначение информантами еще осознавалось в
связи с прославлением солнца, его могущества. Костер поддерживал­ся всю ночь с
ритуальной целью, чтобы быть с хлебом весь год. Аграрно-магический характер
имели заключительные моменты по­сле сгорания костра: золу и угли разгребали и
уносили на огороды, рассыпали по грядкам и полям  с тем, чтобы был хороший
урожай.

Известен был на Смоленщине и обычай
купальских обходов домов. Девушки останавливались у каждого дома, пели песни,
за что полу­чали угощение.

Вся ивановская ночь проходила с весельем.
У костра водили хоро­воды, пели обрядовые купальские песни, проводили игры,
прыгали через костер. Веселье со­провождалось музыкой, смехом, шумом —
«нечистая сила всего этого боится».

Песен, непосредственно связанных с
купальским обрядом, со­хранилось немного. Ушли из бытования многие песни,
имевшие не­когда аграрно-магическое значение.

Петров день (29 июня/12 июля) близок по
времени с днем Ивана Ку­палы, и на него с этого праздника был перенесен ряд
обрядовых дей­ствий. Подобно ивановской ночи, петровская также считалась
временем разгула нечисти. Стремясь уберечься от нее, хозяева многих домов всю
ночь поддерживали свет. Широко был распространен обычай «карау­лить солнце».
Утром участники празднества поднимались на высокие места, ждали восхода солнца,
караулили, как оно играет. Пели песни.

Троицкие обрядовые песни

Купалочка, Купала…

Купалочка, Купала,

http://u3a.niuitmo.ru/COURSES/course483/files/HtmlStuff/img_23.jpgГде ты зиму зимовала?


Зимовала я в овраге

Под
осиновой корягой.


Купалочка, Купала,

Где
ты лето летовала?


Летовала я в лесочке,

Под
малиновым кусточком.

Как
солнце заиграло,

Пошла
я за Ивана.

Ой, Купаленка…

Ой,
Купаленка,

Ночка
маленька.

http://www.toguchin.org/uploads/posts/2014-06/1402898076__dsc0591.jpgА я не спала,

Золоты
ключи брала,

Зарю
размыкала,

Росу
отпускала.

Роса
медовая,

Трава
шелковая.

Месяц
увидал

Ни
слова не сказал.

Солнце
увидало —

Росу
подобрало.

Петровские песни

Жатвенные песниОй, мала петровская ночка…

Ой,
мала петровская ночка,

Арелье,
ладо!

Не
спи — проспи, моя дочка,

Арелье,
ладо!

Иди
на горушку гулять,

Арелье,
ладо!

Мать-зарю
величать,

Арелье-ладо!

Красно
солнышко встречать,

Арелье, ладо!

Русский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  DepositphotosРусский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  Depositphotos

Часть
7

Жатвенные
песни

Жатвенные обряды заключали летний цикл.
Начало и конец жат­вы сопровождались особыми обычаями, обрядами и песнями.
Жатвенный обрядовый комплекс растянут по времени и приурочен к пограничью двух сезонов.
Связано это с тем, что уборка озимых (рожь, пшеница) приходится на летнее
время, а яровые (овес, ячмень) убирают уже осенью, поэтому некоторые
исследователи отно­сят его уже к осеннему циклу (В. И. Чичеров).

Обрядовые действия сопровождали жнивные
(жатвенные) песни. Исследо­вателями уже было отмечено, что песни, специально
связанные со жни­вом (сбором урожая), были встречены только в некоторых местах
бывшей Архангельской губернии, на Псковщине и главным образом в районах
Смоленщины, граничащих с Белоруссией и Украиной. Среди восточнославянских на­родов
этот жанр более всего известен белорусам.

Смоленские же земли являются по сути
дела восточной окраиной ареала жатвенных песен. Бо­лее того, зафиксированные
здесь напевы представляют собой местные версии основных песенных типов жнива,
бытующих в Белоруссии.

Вы­деляются три группы жатвенных
песен:

·Зажиночные, исполняемые в первый
день жатвы;

·Песни собственно жатвенные, сопровождавшие трудную уборочную
работу жней;

· Обжиночные, или дожиночные, ис­полнявшиеся по окончании всех
работ.

Песня — душа народа. Календарно-обрядные песни | Авторская платформа  Pandia.ruПервый раз жатвенные песни
начинали звучать на зажинках и ис­полнялись в течение всего периода уборки
хлебов. На севере Смолен­щины было не принято петь во время работы на поле.

Значительное место среди собственно жнивных
песен занимают обрядовые лирические песни на семейные темы. В них наиболее ярко
отражено предвзятое отношение семьи мужа к молодой невестке. В одной из песен
женщина желает смерти свекру и свекрови:

Убей, Боже, свекра на постельке,
свекрову ли печки.

Основным принципом организации этих
песен является синтакси­ческий параллелизм с противопоставлением родного и
чужого дома:

Я
у татки жила,

Двадцать
лет летовала,

Я
й горя не знала.

Як
я у свекорки один год годовала,

Все
горе узнала…

Я
у татки жила — хлеб-солю я ела,

На
работе песни пела.

Як
я у свекорки — мед-вино не пьется,

А
на сердце пякется
.

В зачине многих жатвенных песен показаны
образ жаркого пред­закатного солнца и мотив отправления после тяжелой работы
домой:

А
солнушко за бор, за бор,

А
солнушко за бор, за бор.

Пора,
жнеюшки, домой, домой.

Методический материал по литературе на тему "Жнивные песни Сибири"В обрядовых  песнях жатвы
эти начальные формулы выполня­ют сигнальную функцию. Произнесение формулы
«Пора-пора домой идти» означает окончание работы, она имеет значение и для
участни­ков жатвы, и для всей общины (дома слышат пение и готовят ужин —
«вечерю»). Формула «Солнышко за лес катится» также означает регламентацию
времени работы с позиции традиционного сознания: день — время живых, ночь —
время мертвых.

Поэтика жнивных песен тяготеет к
развернутым олицетворени­ям. Песни говорят о ржаном колосе, о самом поле как о
живых су­ществах. Антропоморфные черты убираемых хлебов представлены во многих
песнях.

Чаще всего жатвенные песни (вне
зажиночного и дожинального обрядов) исполнялись по дороге домой после тяжелого
трудового дня.

Жну я, молода, жну я,
тороплюся…

Жну
я, молода, жну я, тороплюся,

Да
назад поглядаю, да назад поглядаю:

Много
ли нажала, много ли нажала?

А
придешь домой ни к татке, ни к мамке,

К
свекору, к свекрови, к свекору, к свекрови.

Не
пытают: болит ли середина,

Ломят
ли белы рученьки, ломят ли белы рученьки?

А
спытают: много ли нажала,

Русский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  DepositphotosРусский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  DepositphotosДалеко прогнала, далеко
прогнала?

Часть
8

Трудовые
песни

Трудовые песни – это жанр песенного фольклора,
отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот
или иной трудовой процесс.  Песни трудового народа являлись способом
организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося
несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое
содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом
были организующей командой,  служили сигналом к объединению усилий,
началу  или завершению определенного трудового процесса.

Трудовые песниРазличия
в видах трудовой деятельности, требовавших концентрации усилий большой группы
людей, привели к появлению разных типов трудовых песен, различных по ритму,
содержанию, структуре. 

Общеизвестным примером такой трудовой
песни является бурлацкая «Дубинушка». Это название  стало известно многим
после появления данной песни в творчестве Федора Шаляпина. Бурлаки, шедшие по
берегу реки и тянувшие бечевой барку, создали песни-припевки, помогавшие им в
работе.

Пение таких песен давало возможность
одновременно напрягать силы, выполняя тяжкую коллективную работу. То же
назначение — объединить силы работающих в едином движении, в одновременном
напряжении мускулов и энергии — имели песни рабочих на лесоразработках и
лесосплавах. 

Назначение этих песен:  быть сигналами для одновременности
движений многих работающих;  отнесение каждой песни к отдельному движению
привело к тому, что трудовая песня приобрела форму короткой
припевки. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно
были важны при работе совместной.

Примеры названий трудовых песен:

·       
Дубинушка
(Эх, ухнем!)

·       
Бурлацкая

·       
Урожайная (
авторская, не относится к фольклору)

Трудовые песни

Наша
барка на мель села,

Эй,
ребята, берись смело,

Подернем,
подернем, эй!

Раз,
два, эй! Еще раз, эй!

Еще!
Эй! Раз! Взяли!

И-эх-ма,
бра-атцы, дюжо жарко!

И-эх!
Никому-то нас не жалко!

О-ой,
дубинушка, У-ухнем!

Ой-е-ей,
ой-е-ей,

Дует
ветер верховой!

Мы
идём-о-ом босы, голодны,

Каменьс-о-ом
ноги порваны.

Ты
подда-а-ай, Микола, помочи,

Доведи-и-и,
Микола, до ночи!

Эй,
ухнем! Да ой, ухнем!

Ша-агай
крепче, друже,

Ло-ожись
в лямку тз’же!

Ой-ой,
оё-ёй… 

План урока:

Фольклор в литературе

Календарно-обрядовый фольклор

Жанровые разновидности календарно-обрядового фольклора

Фольклор в литературе

С английского «folk» обозначает «народ», а «lora» — мудрость, то есть «мудрость народа».

Фольклор – это УНТ (устное народное творчество), отражающее весь богатый опыт старшего поколения.

У фольклора есть ряд отличительных особенностей:

  1. Устное творчество. Фольклор появился задолго до письменности. Сказки, предания, былички передавались из уст в уста;
  2. Отсутствие автора (анонимность). Так как произведения фольклора не записывались, а пересказывались друг другу, то невозможно назвать человека, который их придумал;
  3. Коллективное творчество. Каждый человек добавлял в произведение что-то свое;
  4. Вариативность. У одной и той же истории несколько вариантов развития сюжета;
  5. Синкритизм фольклора. В фольклорном произведении сочетаются разные виды жанров, искусств. Например, девушки пели песни и водили хоровод (песня + танец).

Фольклор – очень важный этап в истории развития литературы. Он послужил основой для возникновения письменной литературы. Более того, благодаря устному народному творчеству мы знаем историю своей Родины, мировоззрение своих прадедов и даже отголоски славянской религии прослеживаются в этом многообразномколлективном творчестве.

Разновидности жанров фольклора

Всё богатство фольклорных жанров можно разделить на несколько групп:

  1. Трудовые песни. Эти произведения исполнялись крестьянами, когда те работали в поле, либо крестьянки напевали их, выполняя работу по дому;
  2. Свадебный фольклор. Молодые люди вступали во взрослую жизнь. Их надо было подготовить к этому важному моменту. Родные делали все для того, чтобы жизнь новой семьи складывалась благополучно;

Особое внимание уделялось невесте. Девушка покидала отчий дом и переходила в чужую семью.

  1. Похоронные причитания. Переход человека в иной мир сопровождался особыми обрядовыми действиями и причитаниями;
  2. Необрядовый фольклор. К нему относятся малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы). Вся мудрость народа заключается в этих небольших жанрах УНТ;
  3. Устная проза. Люди рассказывали необычные истории (бывалщины и былички), которые часто носили мистический, а иной раз и фантастический характер;
  4. Детский фольклор. Пестушками, потешки, прибаутки, колыбельные песни – все это предназначалось для того, чтобы развлечь и успокоить ребенка;
  5. Героический эпос. Стихи, песни (военные, духовные, героические), легенды, повествующие о жизни, подвигах богатырей и великих людей;
  6. Художественное творчество. Сказки, романсы, частушки и многие похожие жанры фольклора. В них люди выражали свое творчества;
  7. Фольклорный театр;
  8. Календарно-обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовый фольклор

Устное народное творчество являлось важнейшей частью быта. Фольклор сопровождал все важнейшие стороны крестьянской жизни: полевую работу, свадьбы, троица, колядки, крестины.

Люди считали, что если все обрядовые песни и действия не будут исполнены, то в доме можно не ждать счастья, урожай не созреет, а в семье согласия не будет. Поэтому точное исполнение обряда – дело для народа очень серьезное.

Обряд – определенная последовательность традиционных действий, которыми передается мировоззрение и обычаи.

Календарно-обрядовые песни получили свое названия из-за связи с распорядком полевых работ по годовому циклу.

Жанровые разновидности календарно-обрядового фольклора

Календарно-обрядовые песни, относительно их жанровой разновидности, объединяются в несколько групп:

  • рождественские песни (Рождество,Колядки, Святки);
  • песни, исполняемые на Масленицу;
  • песни, исполняемые весной (Весняник);
  • песни, исполняемые летом (день Ивана Купала, Троица);
  • жнивные песни (уборка урожая).

А теперь давайте немного подробнее поговорим про каждую группу календарно-фольклорных песен.

Рождественские песни

Рождественские праздники являлись значимыми днями для многих людей. Они продолжались с 24.12 по 6.01. Это время зимнего солнцестояния, которое разделяло календарные циклы между собой.

maslyanica

В сочельник (24.12) крестьяне приходили к соседям в гости и исполняли своеобразные песни-заклинания. Их называли колядками. Колядующие пели хозяевам домов песни, в которых были пожелания им здоровья, благополучия, счастья, добра и богатства. Колядки имели «заклинательный», магический характер.

Можно заметить, что эти песни простые. В них колядующие обращаются к хозяевам дома и желают им всяческих благ. А вот концовка колядок отличается. Иногда в финале присутствует просьба о вкусном гостинце, а иногда угроза.

В ответ добродушные хозяева одаривали своих гостей своим «богатством»: калачами, кренделями, конфетами и другими вкусностями. Радостное настроение всеобщей щедрости царило на протяжении всех святочных дней. Так начинался новый календарный цикл и заряжал народ радостью и добрым отношением к ближнему.

Масленичные песни

После Рождества наступала Масленица. Это был очень веселый и радостный праздник, но он играл важную роль в жизни русского народа. Обрядовые песни, исполняемые на Масленицу, помогали солнышку продвинуться по кругу. Тем самым люди прогоняли зиму и весело встречали весну.

 maslyanica stol 

Солнце и огонь – являлись главными символами этого праздника. И его символичные изображения входили во все атрибуты этого шумного праздника! Все обрядовые действия совершались с одной целью – поскорее прогнать зиму и встретить красавицу-весну. Вот ключевые обряды, совершаемые на Масленицу:

  1. На Масленицу по селу крестьяне устраивали катание на лошадях (подгоняли приход весны). Такие катания до сих пор устраиваются во многих городах. Особенно детки не прочь прокатиться на ухоженных лошадках;
  2. Люди носили горящие колеса на длинных шестах, которые напоминали пылающее солнце;
  3. Русские женщины пекли вкусные румяные блины. Блины – любимое угощение в масленичную неделю;
  4. Сжигали соломенное чучело на костре.

Проводы зимы сопровождались играми, народными забавами, шутками и смехом. Считали, что если обряд совершен неверно, то обильного урожая в будущий год можно не ждать.

А также можно заметить, у календарно-обрядовых песен довольно простая форма. Они легко запоминаются. Песни построены на повторах. В масленичных песнях, которые поются во время праздника, Масленица упоминается в сатирическом тоне. Никто не грустил – все счастливы и рады приходу весны. Люди старались побыстрее прогнать морозную зиму.

Во время изготовления соломенного чучела поются более ласковые и душевные песни. Масленицу ласково называют Авдотьюшкой и рядят ее в чистые одежды, украшают яркими лентами и платками.

Весенние песни (веснянки)

Еще одной жанровой разновидностью календарно-обрядового фольклора являются весенне-летние песни. В теплые дни Великого поста было принято «закликать» весну. Крестьянские ребятишки поднимались на пригорочки или на крыши и начинали кликать.

velikij post

Это были уже не песни, а кликанья. Маленькие четверостишия были довольно просты и легко запоминались. В них было очень много повторений и обращений.

Детки кричали, из-за всех сил звали весну. Накричавшись вволю, ребятишки довольные возвращались домой, либо приступали к своим обычным забавам и играм.

Летние песни

Летние праздники начинались с Троицы. Молодые девушки убегали в рощицу и «завивали» белые березки. После этого «завитое» деревце срубали, ходили с ним по деревне и распевали веселые песни.

Эти обрядовые действия и душевные песни обеспечивали русский народ богатым урожаем на весь следующий год. Обратите внимание на то, что в этих песнях много обращаются к березоньке. Летние песни пропитаны теплом, нежностью и любовью к родной природе.

devushka letom 

Кульминация годичного цикла приходится на ночь 25 июля. Это День Ивана Купала. Считалось, что в эту ночь начинают безобразничить русалки. Цель этого праздника – отогнать нечистые силы, пока они не уничтожили зреющий урожай, а также подготовить поле для жатвы.

Песни на день Ивана Купала напевные, лирического характера. Они напевны и изобилуют обращениями к Купале. Причем, из песен невозможно понять, какого пола был Купала.

Жнивные песни

Календарно-обрядовые песни не только сопровождали людей во время праздников, но и помогали выполнить тяжелые трудовые работы. Существует большое количество жнивных песен. Их исполняют в период жатвы, уборки урожая, сенокоса. Такие песни разделяются исходя от работы, которую выполняют крестьяне.

Жатва начиналась с благодарности за первый «именинный» сноп. Его вязали «всем миром» (люди всей семьи, деревни были включены в этот процесс). «Именинный» сноп украшали, переносили в деревню и хранили до следующего года. Ему пели обрядовые песни. Очень сильно почитали «живую матку» (колосья с особо крупными зернами).

Обратите внимание на то, что житные песни изобилуют уменьшительно-ласкательными суффиксами. Это показывает, что к зерну в народе относились с большим уважением! Благодаря хорошему урожаю, люди были сыты весь год.

zhatva

Очень важным моментом являлось «завивание козлу бороды». Конечно, ни о каком животном здесь речи не идет. Все крестьяне, участвовавшие в жатве, собирались вместе и на корню завязывали последний сноп. Это делалось для того, чтобы почва оставалось плодородной и дарила богатые урожаи в последующие годы.

Крестьянам было важно восстановить силы Земле-Матушке, но и о себе они не забывали. Чтобы поддержать собственные силы, жнецы ложились на последний сноп, катались по нему и пели обрядовые песни.

Наличие жанрового разнообразия календарно-обрядовых песен указывает на то, что к каждому событию годичного цикла на русской земле было особое отношение. Обрядовый фольклор был чрезвычайно важен для русского народа. Без него не обходилось ни одно важное событие. По содержанию и поэтическим особенностям календарно-обрядовых песен можно понять мировоззрение крестьян и их отношение к жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какие поддержки есть малому бизнесу от государства
  • Какие предметы нужно сдавать на директора компании
  • Какие преимущества могут быть у страховой компании
  • Какие провода идут на генератор газель бизнес 4216
  • Какие различные виды бизнеса как они взаимосвязаны