Повышение безопасности работников подрядных организаций на основе управления профессиональными рисками
07.10.2020 11:29:00
Сложившаяся в последние годы в крупных и средних компаниях ситуация высокого травматизма персонала подрядных организаций привела к возобновлению интереса многих работодателей к проблеме повышения безопасности указанных работников. Несмотря на то, что использование подрядных работ распространено достаточно широко, до настоящего времени не сформировалась единая точка зрения на способы решения данной проблемы.
Сложившаяся в последние годы в крупных и средних компаниях ситуация высокого травматизма персонала подрядных организаций привела к возобновлению интереса многих работодателей к проблеме повышения безопасности указанных работников. Несмотря на то, что использование подрядных работ распространено достаточно широко, до настоящего времени не сформировалась единая точка зрения на способы решения данной проблемы.
Некоторые работодатели возможность улучшения безопасности связывают в основном с регламентацией процесса допуска подрядных организаций к работам. Другие ― видят резервы безопасности в организации надзора и контроля за работой персонала подрядных организаций, включая применение технических средств контроля и штрафных санкций. Вполне очевидно, что отсутствие универсального решения проблемы свидетельствует о ее сложности и многоаспектности.
АНАЛИЗ ПРИЧИН ТРАВМАТИЗМА
Анализ показывает, что подавляющее число травм наблюдается, как правило, у работников подрядных организаций, занятых на строительно-монтажных, электромонтажных и других видах работ, связанных с выполнением работ на высоте. Наибольшее число травм происходит по причине именно падения работника с высоты (до 40% причин травм, в том числе смертельных), а также падения предметов на работника. Причем 50 % случаев травматизма являются повторными. Наряду с несоблюдением требований безопасности при работе на высоте большое количество нарушений выявляется также по причинам отсутствия у работников необходимых СИЗ. Кроме того, имеют место механическое повреждение глаз (наиболее тяжелая травма), воздействие пыли высокой концентрации и токсических растворителей красок. Среди травм отмечаются также повреждения опорно-двигательного аппарата из-за поднятия тяжестей, воздействие вибрации, холода, ветра, жары, темноты и другие травмы.
Изучение первопричин показывает, что наибольшее число несчастных случаев с персоналом подрядных организаций, работающим на высоте, происходит из-за выполнения работ с неисправными приспособлениями или их отсутствия, неприменения СИЗ и коллективных средств защиты, выполнения работ вблизи открытых технологических проемов или у края здания (сооружения), применение средств подмащивания, не соответствующих требованиям охраны труда, обрушение некачественно изготовленных или незакрепленных элементов конструкций, а также из-за неосторожных действий работниками при переходе от одного рабочего места к другому на высоте. Следует отметить, что непосредственно сами работы, выполняемые на стройплощадке персоналом подрядной организации, зачастую характеризуются высоким уровнем ручного, низкоквалифицированного труда, связанного с выполнением так называемой «грязной» работы. В ряде случаев указанный характер работы предопределяет уровень контингентов привлекаемых работников, не отличающихся высокой исполнительской дисциплиной и, как правило, безразличных к своему обучению и повышению квалификации.
С другой стороны, большое количество разовых работ, выполняемых работниками подрядных организаций на стационарных и нестационарных рабочих местах, для обеспечения безопасности требует высокой обученности и мотивированности персонала, так как при выполнении работ повышенной опасности необходимо проявлять большую осторожность. При этом можно лишь констатировать, что мотивация работников на безопасное выполнение работ является важным резервом повышения безопасности при производстве подрядных работ. Целью же мотивации должно быть достижение заинтересованности работника в безопасности при выполнении работ, связанных с риском для жизни и здоровья, формирование у него понимания ценности жизни.
Дополнительными причинами такого положения могут быть высокая текучесть кадров среди специалистов подрядчика и преобладание небольших объемов подрядных работ. За рубежом это усугубляется также вследствие использования наемных работников не полный рабочий день, особенно когда такими работниками являются рабочие-мигранты, для которых неквалифицированная работа служит средством для существования.
Из сказанного следует, что одной из важных причин травматизма при выполнении работ подрядными организациями являются недостаточная организация выполнения работ, слабая мотивация персонала на безопасное выполнение работ и отсутствие должного контроля за состоянием охраны труда со стороны руководителей. Причиной низкой организованности является выполнение подрядных работ без проектов производства работ (ППР), призванных, как известно, обеспечивать безопасность подрядных работ.
Следует отметить, что перед руководителями, ответственными за организацию работ по договору подряда, зачастую не ставится конкретной цели по организации безопасной работы персонала подрядной организации (например, недопущение смертельных случаев, связанных с падением работников с высоты и т.п.). Внимание руководителей направлено в большей степени на контроль соблюдения нормативных требований, и в меньшей степени на анализ рисков и принятие конкретных мер управления действиями персонала на стройплощадке или в зоне выполнения монтажных работ по недопущению травмирования работников.
РОЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Вполне очевидно, что необходимо изменение такого положения дел. Новый подход должен обеспечить переход от «хорошей» организации как разовой акции показательного выполнения требований к заинтересованной работе в рамках системы управления охраной труда (СУОТ). Согласно ст. 212 ТК РФ в настоящее время создание и обеспечение функционирования СУОТ является обязанностью работодателя.
Для обеспечения сохранения жизни и профессионального здоровья работников, включая и персонал подрядных организаций, посетителей и т.д. СУОТ должна базироваться на концепции управления профессиональными рисками. В результате за счет управления рисками, связанными с выполняемыми в организации видами деятельности, и осуществления необходимой координации этими видами деятельности, уровни рисков на основе превентивных мер могут быть понижены до приемлемых.
Согласно п. 3.13 OHSAS 18001:2007 [2], система управления (как часть общей системы управления организацией)
― это совокупность взаимосвязанных элементов* используемых для выработки политики и целей в области охраны труда, и достижения этих целей.
______________________
* планирование, организация и функционирование, проверка и корректировка, анализ СУОТ со стороны высшего руководства
Рассматривая СУОТ как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов, следует обращать внимание на ключевое слово «взаимосвязанных», иногда говорят – «взаимодействующих» элементов, а также на то, что эти элементы не являются постоянными. Нельзя забывать и о функциях и соответствующих задачах по охране труда, которые определены рекомендациями [4]. Опыт свидетельствует о том, что до тех пор, пока все элементы системы не будут между собой согласованы и адаптированы к фактическим условиям, общие результаты могут оказаться неполноценными, даже если отдельные части системы управления эффективны.
Под взаимодействием здесь понимаются согласованные действия работников различных направлений деятельности в организации. Обеспечить такие согласованные действия работников можно, если в организации в рамках СУОТ сформирована необходимая для этого система координации, а также создана коммуникационная среда (виды информации и коммуникационные каналы).
Применительно к подрядным работам в стандарте OHSAS 18001:2007 (п. 4.4.6 (в) содержатся требования, согласно которым организация должна внедрить и поддерживать в актуальном состоянии средства и методы управления, относящиеся к подрядчикам и другим посетителям зоны выполнения работ.
Эти средства должны включать общие меры:
― определение критериев выбора подрядчиков;
― сообщение требований по охране труда организации к подрядчикам;
― оценка, мониторинг и периодическая повторная оценка характеристик подрядчиков, а также меры контроля:
― входной контроль;
― определение знаний и характера поведения перед выдачей разрешения на использование оборудования;
― предоставление рекомендаций и обучения в случае необходимости;
― технические средства (предупредительные электронные табло и вывески);
― административный контроль;
― организация мониторинга поведения посетителей на территории предприятия и руководства их работой.
Для возможности своевременного обмена информацией между заказчиком и подрядной организацией работодатель должен разработать и поддерживать соответствующие процедуры коммуникации с подрядчиками и другими посетителями зоны выполнения работ (п. 4.4.3.1 OHSAS 18001:2007). Изложенные требования стандарта OHSAS18001:2007 необходимо дополнить указаниями Руководства МОТ ILO-OSH 2001 [3].
В частности, мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:
― включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;
― устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы (при этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия);
― включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации;
― обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы, в зависимости от необходимости;
― методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации;
― гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками).
Анализ причин травмирования способствовал изменению сложившегося ранее подхода в организации работы с подрядчиками. Например, в ряде крупных компаний получает распространение практика оценки деятельности подрядных организаций по охране труда и публикации рейтингов подрядчиков. Разрабатываются программы улучшения взаимодействия с подрядными организациями, которые по мнению специалистов позволят снизить индекс травматизма [1].
В частности, на этапе предварительного выбора подрядчика предприятие-претендент должно будет знакомиться со статистикой травматизма в организации Заказчика, изучать основные положения охраны труда. Работники подрядных организаций, ответственные за проведение работ, должны будут проходить обучение в системе безопасности Заказчика. Для злостных нарушителей требований охраны труда службами охраны труда некоторых компаний предложено составлять «черный» список подрядных организаций и отдельных специалистов. Параллельно идет разработка схемы мотивации работников сторонних организаций по соблюдению требований охраны труда. При новом подходе это необходимо, так как зачастую для работника, равно как и для инспектирующих лиц, главной задачей является выполнение требования, а не собственно безопасность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что меры управления процессом взаимодействия с подрядными организациями являются важной частью СУОТ, которая служит фундаментом для обеспечения безопасности при выполнении подрядных работ. При этом одной из основных целей организации работ с подрядчиками в рамках СУОТ является руководство деятельностью, координация усилий, достижение согласованности в работе на основе доверия при осуществлении систематического контроля выполнения персоналом подрядной организации требований по охране труда. Высшее руководство должно поощрять эффективные формы взаимодействия на основе демократического стиля руководства, предусматривающего широкое вовлечение работников при определении путей повышения безопасности работ, и способствовать формированию более высокого уровня культуры безопасности компании.
РОЛЬ ППР ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ
Было отмечено, что высокий уровень травмирования по причине недостаточной организованности, как правило, наблюдается в организациях, где подрядные работы выполняются без применения ППР. По существу, отсутствие ППР ведет не только к снижению качества работ, но и непосредственно к нарушению технологии производства работ, и соответственно к реализации не всегда продуманных и безопасных решений.
При этом непродуманность, как правило, является следствием неоправданной импровизации. Работа без ППР, из-за отсутствия письменно зафиксированных требований охраны труда к выполняемой работе неизбежно приводит к снижению требовательности руководителей к соблюдению персоналом требований охраны труда, обязательных для исполнения при производстве подрядных работ, в том числе с применением предусмотренного оборудования, инструментов, приспособлений, сырья и материалов. Практикой подтверждается, там, где на стройплощадке нет порядка, работы проводятся не в соответствии с технологическим процессом, отсутствует контроль соблюдения требований охраны труда, там, как правило, наблюдаются случаи травмирования работников. Это и понятно, такая организация работ не может обеспечить снижения травматизма, так как в этом случае не представляется возможным на стадии планирования предварительно оценивать риски, связанные с выполняемой работой, и своевременно принимать превентивные меры по их снижению, контролировать выполнение конкретных требований охраны труда.
Особенно большие риски могут возникать из-за отсутствия ППР при выполнении подрядных работ на ответственных промышленных объектах повышенной опасности. Работы, выполняемые специалистами подрядной организации в этом случае должны быть особенно тщательно организованы и проводиться с учетом установленных в рамках СУОТ процессов (процедур).
Роль ППР в подобных работах трудно переоценить, так как он призван быть важнейшим рабочим документом, содержащим выверенный и согласованный порядок технологических операций (последовательность работ), перечень конкретных требований по охране труда к каждой выполняемой работе (операции), предварительно оцененные риски, связанные с этими работами, расположения на площадке оборудования, применения приспособлений, инструментов, сырья и материалов. Из этого следует необходимость отхода от принятого ранее в ППР формального изложения общих положений по охране труда, вместо указания конкретных требований по охране труда для каждой работы (операции), предусматриваемой технологическими картами, идентифицированные опасности и мероприятия по снижению предварительно оцененных рисков, связанных с выполняемой работой, а также мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Кроме того, ППР должен содержать графическую часть, иллюстрирующую технологический процесс производства работ, включая схематичную планировку оборудования с указанием зон выполнения работ, связанных с различными рисками, а также маршруты безопасного передвижения персонала.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА ЗАКАЗЧИКА
И ПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Для обеспечения безопасности персонала организация взаимодействия Заказчика по вопросам охраны труда с подрядными организациями должна включать все необходимые этапы:
― предварительный квалификационный отбор и заключение договора;
― допуск к производству работ;
― выполнение подготовительных мероприятий;
― производство работ;
― завершение и сдача работ;
― контроль за выполнением требований охраны труда.
Выше показано, что общим требованием к обеспечению безопасности подрядных работ является необходимость их выполнения на основе согласованных ППР и с учетом процедур (процессов), установленных в рамках СУОТ. Выполнение данного требования служит основой для необходимого взаимодействия должностных лиц, ответственных за организацию безопасного выполнения подрядных работ.
В частности, одним из условий обеспечения безопасности персонала является хорошо продуманная процедура допуска подрядной организации к выполнению работ. Как правило, к проведению работ на оборудовании и территории Заказчика допускаются подрядные организации, прошедшие процедуру лицензирования и аккредитации на выполнение определенного вида работ в соответствии с действующими нормативными документами. Допуск к выполнению работ на оборудовании и территории Заказчика должен осуществляться после оформления акта-допуска. При этом актом-допуска должны быть определены места, границы, сроки выполнения работ и мероприятия, направленные на обеспечение безопасности, а также безопасную эксплуатацию работающего оборудования. Опыт показал, что безопасность персонала существенно зависит от качества выполнения подготовительных мероприятий, которые должны быть закончены до начала производства работ. Окончание подготовительных работ должно быть принято по Акту.
Важнейшим элементом взаимодействия являются инструктажи по охране труда, при этом перечень конкретных требований к безопасности и охране труда передается Заказчиком подрядной организации до начала работ.
Наряд-допуск как средство для обеспечения безопасности также должен развиваться в направлении более широкого использования предварительного оценивания рисков, связанных с планируемой работой, а также применения более эффективных мер по снижению рисков, в том числе технических средств контроля доступа в опасные зоны и средств, позволяющих сохранять жизнь работников, в случае их падения с высоты или падения предметов на человека.
Действия персонала подрядной организации при возникновении аварийной ситуации должны быть описаны в «Плане ликвидации аварийной ситуации» (ПЛАС), который необходимо согласовать с соответствующими службами Заказчика. Представитель Заказчика по охране труда должен довести до руководителей и производителей работ подрядной организации схему оповещения при несчастных случаях, принятую у Заказчика.
Заказчик и подрядная организация должны осуществлять регулярный контроль за выполнением подрядных работ на основе действующих процедур контроля и процедур, введенных дополнительно исходя из анализа состояния безопасности и соблюдения требований по охране труда. Формы контроля могут различаться. Необходимо иметь в виду, как плановые, так и внеплановые формы контроля. Кроме того, возможно организовать патрулирование, оперативные и комплексные проверки, а также применение технических средств наблюдения за оперативной обстановкой, например, видеонаблюдение.
В заключение можно констатировать, что существенного повышения безопасности при производстве подрядных работ возможно достичь на основе управления профессиональными рисками. Для этой цели необходимо обеспечить проведение подрядных работ на основе согласованных с Заказчиком ППР при осуществлении организации работ с учетом оптимизированных процедур (процессов), установленных в рамках СУОТ, т.е. в рамках эффективно функционирующей СУОТ предприятия в целом.
Авторы:
Н.И. Симонова,
С.В. Вихров
В.В. Иванов
Клинский институт охраны и условий труда
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Мониторинг условий и охраны труда в Российской Федерации – 2014/Под редакцией В.А. Коржа, Д.Н. Платыгина. Авторский коллектив: Кузнецова Е.А., Кутуева О.В., Михина Т.В., Редченко Н.Б., Савосин А.В., Яринских Л.И. ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России Москва, 2015. – 34 с.
2. OHSAS 18001:2007 Occupational health and safety management systems – Requirements.
3. МОТ-СУОТ 2001 ILO-OSH 2001 Руководство по системам управления охраной труда. Guidelines on occupational safety and health management systems, ILO-OSH 2001 (ISBN 92-2-111634-4, Geneva).
4. Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (Приложение к постановлению Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14).
5. Н. Симонова, С. Вихров, В. Иванов. Заказчик и подрядчик. Взаимодействие и контроль // «Охрана труда и социальное страхование», № 5, 2016.
БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА
Отборная и актуальная информация на электронной почту
Все публикации
1) Устанавливают мероприятия по применению подрядчиками и их работниками требований организации по охране труда, а также обеспечивают своевременную корректировку этих мероприятий. 2) Мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны: а) включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков; б) устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия; в) включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации; г) обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы в зависимости от необходимости; д) методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; и е) гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками). [ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.10.5] |
Важнейшим в системе управления охраной труда является обеспечение безопасности работ при нахождении работников нескольких работодателей на одной промышленной площадке, в одной рабочей зоне. Особенно актуально это для крупных организаций, которыми принята политика, направленная на освобождение от любых непрофильных функций, и, как следствие, осуществляется передача всех сервисных работ подрядным организациям.
Подрядчики (и субподрядчики) являются одним из ключевых факторов, влияющих на результаты деятельности подрядодателя <1> в области охраны труда. Поэтому подрядодателю следует применять к подрядчикам концепцию «единой охраны труда», согласно которой работники подрядчиков обязаны соблюдать эквивалентные по уровню требования охраны труда и безопасного производства работ. Другими словами, уровень охраны труда у подрядчиков не должен быть ниже, чем у подрядодателя.
———————————
<1> Этот новый термин введен для более внятного изложения, позволяющего однозначно именовать организацию — заказчика работ — основного работодателя и организацию-подрядчика (генерального подрядчика) — работодателя для своих работников.
Организация-подрядодатель для поддержания должного уровня своей охраны труда и безопасности производства должна активно работать с подрядчиками, принуждая их привести организацию работ по охране труда в соответствие с требованиями системы управления охраной труда подрядодателя.
Целесообразно, чтобы договор на проведение подрядных работ определял ответственность подрядчика и организации-подрядодателя за согласованные действия по безопасному ведению работ.
Работники подрядчика, работающие на промышленной площадке и объектах организации, должны иметь удостоверения о соответствующих проверках знаний по охране труда.
Контроль за безопасностью осуществления субподрядных работ возлагается на руководителя структурного подразделения подрядчика, на объектах которого работает субподрядчик, и соответствующее должностное лицо подрядчика. Желательно назначать для этого специального супервайзера за безопасностью работы подрядчиков.
Для обеспечения безопасного ведения работ подрядными организациями в рамках эффективно функционирующей системы управления охраной труда необходимо предусмотреть следующие мероприятия по организации безопасного ведения подрядных работ, которые образуют три основных этапа.
Первый этап связан с учетом показателей деятельности потенциального подрядчика по обеспечению требований охраны труда (согласно представленной претендентом на подряд информации при выборе подрядчика на этапе проведения конкурса/тендера).
Для этого организация-подрядодатель предоставляет претенденту на подряд:
— систему критериев по охране труда, необходимых для объективной оценки состояния охраны труда у претендента на подряд;
— формы предоставления претендентом информации по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда;
— систему интегральных показателей, позволяющих использовать полученную информацию при подведении итогов конкурса (тендера).
Например, одним из обязательных условий участия в конкурсе (тендере) на проведение работ может являться предоставление претендентом следующих данных:
— сведения о производственном травматизме и острых профессиональных заболеваниях за последние пять лет (в абсолютных и относительных цифрах с указанием причин);
— сведения о руководителях и специалистах: образование, стаж работы по специальности, подготовка в области охраны труда, повышение квалификации за последние пять лет;
— сведения об организации работ по охране труда: наличие службы или специалиста по охране труда, комитета по охране труда, уполномоченных по охране труда, порядок проведения инструктажей и подготовки, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, результаты мониторинга условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда, специальной оценки условий труда и т.п.) и др.
Весьма перспективным видится проведение до стадии конкурса (тендера) инспекционного аудита деятельности претендента в области охраны труда.
Второй этап связан с официальным разграничением обязанностей и ответственности организации-подрядодателя и организации-подрядчика в области охраны труда при заключении договора на проведение подрядных работ и юридически грамотное их оформление.
Одновременно с подписанием договора на выполнение подрядных работ может подписываться «Соглашение о разграничении обязанностей и ответственности сторон по безопасному производству работ», которое является неотъемлемой частью договора, имеет потому юридическую силу и регулирует следующие вопросы:
а) порядок допуска подрядчика на объекты организации-подрядодателя;
б) порядок взаимодействия организации-подрядодателя и подрядчика при проведении подрядных работ;
в) обязанности, права и ответственность организации-подрядодателя;
г) обязанности, права и ответственность подрядчика в области:
1) подготовки персонала;
2) обеспечения персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты;
3) расследования инцидентов, аварий и несчастных случаев (а также острых отравлений);
4) ведения документации в области охраны труда;
5) функционирования системы управления охраной труда;
6) другое.
Третьим этапом является осуществление организацией-подрядодателем производственного контроля за соблюдением требований охраны труда и безопасности производства при выполнении работ подрядчиком на объектах организации-подрядодателя.
Такую систему производственного контроля за соблюдением требований охраны труда и безопасности производства работ следует сделать неотъемлемым элементом системы управления охраной труда организации-подрядодателя. В рамках осуществления этапов производственного контроля в программы контроля включаются отдельные элементы обеспечения безопасности со стороны подрядчика. В отдельных случаях проводятся комплексные целевые проверки подрядчиков.
Практика свидетельствует, что наличие эффективно функционирующих систем управления охраной труда как у организации-подрядодателя, так и у подрядчика значительно упрощает процедурное и документальное оформление взаимоотношений и выполнения требований охраны труда.
На тему безопасности подрядных организаций (далее – БПО), как об одном из процессов в Системе управления охраной труда на предприятии, говорят редко и сухо. Почему? Не секрет, что в течение последних 10 лет, «благодаря» многим реорганизациям функций в крупных компаниях, часть сотрудников оказалась в аутсорсинге или на подряде. При этом необходимо учитывать тот факт, что работы повышенной опасности, ранее проводившиеся силами ремонтных служб предприятий, теперь выполняются силами подрядных организаций (далее – ПО). Зачастую между новоиспеченным заказчиком и подрядчиками выстроилась «берлинская стена» — вы не мы, и нам не до ваших происшествий, ведь в статистику заказчика они не попадут. К сожалению, такой подход говорит о низкой корпоративной культуре в целом и культуре производственной безопасности в частности.
Ольга Нгуен
Руководитель проектов HSE компании ООО «БРеалИТ»
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
При выходе на публичное предложение ценных бумаг на известных биржах (Initial Public Offering или IPO) крупнейшие добывающие и перерабатывающие компаний РФ вынуждены были провести организационные преобразования, выразившиеся в оптимизации численности работников, поскольку многочисленный штат персонала мешал установлению высокой рыночной оценки компании. Как правило, под сокращение попал персонал вспомогательных обслуживающих и ремонтных служб. На диаграмме представлено процентное соотношение доли персонала в штате компаний по категориям до IPO и после.
- 50% — технологический персонал
- 20% — ремонтный персонал
- 10% — работники служб логистики
- 20% — офисные сотрудники
При формировании ежегодных публичных отчетов крупными холдингами используются мировые показатели, являющиеся основными индикаторами эффективности работы компаний в области охраны труда (далее — ОТ). Один из них — LTIFR (Lost Time Injury Frequency Rate), который означает коэффициент частоты травм с потерей трудоспособности.
Проведенные оптимизации ремонтных служб, вывод их на аутсорсинг (либо в дочерние зависимые общества, либо на коммерческую основу договорных отношений) дали компаниям возможность улучшить свои показатели эффективности работы в сфере ОТ. Т.е. в расчетах LTIFR учитывали травматизм только с собственным персоналом.
Но самым травмоопасным видом работ является не производство продукции, не эксплуатация действующего оборудования, а как раз производство ремонтных работ, которые теперь выполняют сотрудники ПО на оборудовании заказчика, не зная при этом особенностей производства, опасных и вредных факторов, защиты от них.
Таким образом, компании формируют внутреннюю культуру производственной безопасности на своей промышленной площадке, не учитывая, как правило, проблем, связанных с перераспределением трудовых ресурсов.
К чему приводит такой подход:
- снижение компетенций работников на аутсорсе;
- низкая культура безопасности подрядчиков может негативно влиять на культуру безопасности собственного персонала;
- низкое качество работ;
- простои, неполадки технологического процесса;
- равматизм на территории заказчика, а в перспективе рост LTIFR в связи с ростом травматизма среди сотрудников ПО;
- репутационные риски «небезопасного» производства заказчика;
- частые санкции госорганов.
Отличия персонала подрядных организаций от собственного:
- высокая текучесть кадров, частая смена локаций;
- высокий травматизм и аварийность;
- отсутствие мотивации к соблюдению требований безопасности;
- заработная плата ниже;
- сотрудники подрядчика не обучены корпоративным требованиям, инструментам по безопасности;
- низкая культура безопасности.
В дополнение к вышесказанному мы оценили по «Методике расчёта показателей производственного травматизма» опасность травмирования по основным категориям персонала.
Сравнительная таблица показателей опасности травмирования по основным категориям персонала
Показатели | Офисные сотрудники | Технологический персонал | Работники служб логистики | Ремонтный персонал ПО |
---|---|---|---|---|
Коэффициент частоты травматизма | 1,8 | 1,9 | 1,3 | 14,2 |
Потенциал опасности травмирования | 0,013 | 0,036 | 0,028 | 0,214 |
Коэффициент опасности работ, КОП | 0,034 | 0,09 | 0,076 | 0,67 |
Из этого следует, что работы ремонтного персонала ПО наиболее опасны: коэффициент опасности работ в 7,5 раз больше, чем аналогичный показатель технологического персонала. При этом мерой опасности ситуаций, в которых реализуются опасные и вредные производственные факторы, способные оказывать влияние на травмирование работников, является риск. Предупреждение риска травмирования персонала ПО с помощью методов и различных средств должно обязательно осуществляться на предприятии-источнике опасности, т.е. у заказчика.
Помимо законодательных обязанностей работодателя в сфере труда РФ по обеспечению безопасности работников при осуществлении технологических процессов, эксплуатации оборудования, по принятию мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников, по разработке мероприятий по профилактике несчастных случаев и повреждения здоровья работников, часть компаний, вышедших на международный уровень, разрабатывают и внедряют дополнительные корпоративные функции в систему управления охраной труда (далее — СУОТ), например — «Стратегия безопасности ПО».
Развивая СУОТ, лишь немногие компании разрабатывают и внедряют процедуры «безопасности ПО», выстраивают партнерские отношения, берут на себя в рамках корпоративных систем и отчетность по травматизму в ПО. Для этого, например, в общие корпоративные требования к ПО включают требования к предоставлению подрядчиками отчетности по их травматизму. Эти требования являются приложением к договорам на оказание услуг/работ на территории и в интересах компаний. В итоге, лишь некоторые компании интегрируют в свои СУОТ системы управления ПО, передают знания и инструменты эффективной работы, обеспечивая приоритет безопасности на своей производственной площадке и конкурентоспособность в целом (так называемая стратегия «ЦЕЛЬ-НОЛЬ»).
Как выстроить эту систему и сделать ее эффективной?
Организация и поддержание эффективной системы управления БПО требует от компании вложения существенных трудовых ресурсов. Узким местом в организации системы БПО при этом являются коммуникации с представителями HSE функции подрядчика и бумажная работа. Решение этой проблемы позволило бы без увеличения штата настроить процессы БПО. Ещё одна проблема — отсутствие оперативного контроля у заказчика за подрядными организациями.
Есть несколько этапов, которые бы позволили организовать и поддерживать эффективную систему управления БПО. Рассмотрим основные.
I Этап. «Предварительная квалификационная оценка по ОТиПБ»
Цель.
Определить готовность подрядчиков обеспечить необходимый уровень безопасности на объектах Заказчика.
Как это сделать.
Всем потенциальным партнерам (поставщикам услуг и работ) перед тендером предлагается к заполнению Анкета (опросный лист). Данную Анкету специалисты ОТиПБ подрядчика передают специалистам ОТиПБ заказчика для проверки вместе с документами о СУОТ, квалификации сотрудников и опыте работы.
Результат.
Получить экспертное заключение от службы ОТиПБ заказчика по специальной методике проведения предварительной квалификационной оценки подрядчика (каждому подрядчику присваивается рейтинг).
Дополнительно желательно провести заказчиком очный аудит подрядчика на крупных инвестиционных проектах, уникальных и сложных работах.
II Этап. «Выбор подрядчика»
Цель.
Выбрать подрядчика, способного обеспечить безопасность работ (согласно результатам предварительной квалификационной оценки или оценки подрядчика, полученной в процессе либо после окончания работ).
Как это сделать.
В заседаниях тендерного комитета заказчика обязательное присутствие сотрудника ОТиПБ при выборе подрядчика. Это надо для учета результатов предварительной квалификационной оценки, учета взаимодействия сотрудников ОТиПБ заказчика и подрядчика, учета предыдущего опыта производства работ на территории подрядчика (происшествия, штрафы, нарушения и т.д.)
Результат.
Протокол заседания тендерного комитета.
III Этап «Заключение договора»
Цель.
Заключить договор с подрядчиком, который учитывает результаты предварительной и детальной оценки рисков и в который включены мероприятия по обеспечению безопасности.
Как это сделать.
Процедура заключения договора с подрядчиком включает в себя требования согласования ППР до подписания договора с оценкой рисков запланированных работ. Приложением к договору является ППР, который согласован между заказчиком и подрядчиком до подписания договора. Необходимо ознакомить работников подрядчика под роспись с локальными нормативными правовыми актами заказчика в области ОТиПБ (со штрафными санкциями, с правилами, стандартами и нормами).
Результат.
Подписанный договор с приложениями норм ОТиПБ заказчика.
Также можно создать у заказчика выделенную функцию ОТиПБ — единого центра по работе с подрядчиком.
Дополнительно — создание системы KPI для подрядчика.
IV Этап «Подготовка объекта работ и документации»
Цель.
Заказчик уверен в наличии у подрядчика ресурсов для безопасного выполнения работ на границах участков ведения работ, в способности выполнить объем и содержание работ, последовательность их выполнения, меры безопасности с учетом результатов оценки рисков.
Как это сделать.
Необходимо совместно заказчику и подрядчику определить границы участков ведения работ, объем и содержание подготовительных работ, последовательность их выполнения, меры безопасности с учетом результатов оценки рисков. Заказчику выполнить мероприятия по подготовке оборудования (объекта) к ремонту и обеспечению безопасности предстоящих работ. Заказчику сделать отметку в наряде-допуске. Сотрудники подрядчика прошли вводные инструктажи, допущены на промплощадку заказчика. Имеются материально-технические ресурсы для фотофиксации состояния места производства работ. Утверждены приказы, распоряжения, инструкции, регламент, СЗ, ППР, ПОР, тех. карта, ведомость дефектов и т.д.
Результат.
Подписаны наряды-допуски, план корректирующих мероприятий, готовность к старту работ подтверждена.
Дополнительно можно обучить методике «оценки рисков», методике «расследования происшествий», методике «поиск опасностей», методике «ПАБ» сотрудников подрядчика.
V Этап «Допуск к работам»
Цель.
Подтверждение выполнения необходимых мер безопасности со стороны заказчика и подрядчика, возможности ведения ремонтных работ.
Как это сделать.
Необходимо выполнить технические и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность ведения ремонтных работ, работники подрядчика допущены к производству работ (проведены инструктажи, тренинги), оформлены и выданы наряд-допуски, акты сдачи оборудования в ремонт, выполнены критичные мероприятия плана корректирующих мероприятий до начала работ.
Результат.
Письменное разрешение заказчика на производство работ в отведенной ремонтной зоне, старт работ.
Дополнительно можно обучить руководителей подрядчика по программе «Лидерство в ОТиПБ», визуализировать рабочие места.
VI Этап «Производство работ и контроль»
Цель.
Безопасная работа подрядчика с соблюдением принятых и установленных норм и правил.
Как это сделать.
Надо провести оценку рисков на рабочих местах силами подрядчика, организовать контроль производства работ заказчиком и эффективный механизм воздействия на подрядчика, регулярно взаимодействовать подрядчику и заказчику с результатом в виде плана по постоянному улучшению безопасности работ. Надо установить контактные лица с правом принятия решений, регулярно проводить совещания УПБиОТ с руководством подрядчика, визуально идентифицировать работников ПО, добиться адекватного реагирования подрядчиком на выявляемые нарушения/замечания, внедрить систему тренингов для сотрудников подрядчика.
Результат.
Предупреждение и отсутствие аварий, несчастных случаев, инцидентов при производстве работ подрядчиком на территории заказчика.
Дополнительно — совместные визиты заказчика и подрядчика на место производства работ, внедрение системы мотивации «я работаю безопасно», «светофор» и т.д.
VII Этап «Оценка по результатам работ»
Цель.
Объективная и достоверная интегральная оценка подрядчика, дальнейшее сотрудничество.
Как это сделать.
Приемка рабочего места и оборудования, актуализация технической документации и инструкций по результатам ремонтов/модернизаций, ознакомление работников с изменениями по результатам ремонтов/модернизаций, заполненная ремонтная и монтажная документация.
Результат.
Акты нарушений, предписания, база данных ПО с указанием рейтинга, поощрение сотрудников подрядчика за качественный и безопасный труд, реестр нежелательных контрагентов. Применение результатов оценки при последующих выборах подрядчика.
Дополнительно — внедрение системы внутренней сертификации и поощрения Подрядчика на комитетах БПО Заказчика.
Как применить цифровой подход в системе БПО?
Организация и поддержание эффективной системы управления БПО требует от компании вложения существенных трудовых ресурсов. Узким местом в организации системы БПО при этом являются коммуникации с представителями HSE функции подрядчика и бумажная работа. Решение этой проблемы позволило бы без увеличения штата настроить процессы БПО. Ещё одна проблема — отсутствие оперативного контроля у заказчика за подрядными организациями.
Чтобы упростить взаимодействие с подрядчиками, сократить время на обработку информации и при этом предоставить функции оперативного контроля, описанные выше этапы можно перевести в цифровой формат, где в едином информационном пространстве работают и заказчик, и подрядчик — так называемый «Личный кабинет партнера».
Цели реализации системы «Личный кабинет партнера»:
- сокращение трудозатрат на занесение информации о работниках ПО;
- полный контроль за работниками подрядной организации и наличия у них разрешительных документов на работы;
- сокращение времени допуска подрядчика до выполнения работ;
- оформление электронного наряд-допуска;
- внедрение корпоративных инструментов по выстраиванию эффективной культуры безопасности у подрядчика.
Возможности системы «Личный кабинет партнера»:
- Автоматизированный входной контроль и рейтинг: получение и обработка данных о ПО, их сотрудниках и подрядных компаниях на промплощадке.
- Автоматизированный расчет показателей и анализ по результатам проверок ПО: количество и оценка нарушений, отстранение в срок, нарушители, штрафы, происшествия с подрядчиками, Кт, Кч, LTIFR, количество отработанных часов, интегральный рейтинг ПО.
- Доступ ко всем Регламентам и НТД заказчика: справочно имеются ссылки на регламентирующие документы с требованиями, чтобы подрядчики подрядчики могли изучить их.
- Формирование заявок на обучение: направление подрядчиками заявок на инструктажи, тренинги, контроль за расписанием посещения обязательных мероприятий, необходимых для допуска на производственную площадку заказчика.
- Оформление заявок на пропуска: оформление подрядчиками и согласование всеми службами заказчиками заявок на личные пропуска, допуска транспортных средств и подъемных сооружений на территорию заказчика.
- Заявки на производство работ: планирование в каких работах по нарядам-допускам на территории заказчика будет участвовать персонал подрядчика. Система поможет в проверке на соответствие требованиям оборудования и персонала подрядчика, который необходимо направить на производственную площадку заказчика. Службы, отвечающие за безопасное производство работ заказчика, своевременно оставят вам свои пожелания и комментарии, чтобы подрядчики могли подготовить соответствующие квалифицированные кадры к производству работ.
- Уведомления на электронную почту: каждое событие в Системе, к которому причастен конкретный сотрудник, идет в совокупности с уведомлением на электронную почту, поэтому невозможно пропустить важные моменты на пути к совместной и, главное, безопасной работе с заказчиком.
- Формирование единой отчетности: в системе под корпоративные требования заказчика все подрядчики формируют отчеты производственной безопасности, при этом большую часть отчётных показателей система рассчитает сама на основе данных в Системе (по происшествиям, нарушениям, нарушителям, проведенным инструктажам и тренингам и т.д.).
- Система заранее предупредит, когда у сотрудников подрядчика и сотрудников субподрядных организаций подходит к окончанию срок аттестации, квалификации, срок проверки знаний, медосмотра и т.д., поэтому всегда можно заблаговременно направить ответственный персонал на устранение замечаний.
- Система согласования: практически на каждой задаче настроены алгоритмы согласования заказчиком документов подрядчика (например, заявки на подъемные сооружения, заявки на пропуска, заявки на тренинги и обучения). Обратная связь в режиме реального времени 24/7 экономит трудозатраты обеих сторон процесса.
В процессе выполнения строительно-монтажных или любых иных видов подрядных работ любой подрядчик (в том числе субподрядчик) стремится обеспечить максимальную скорость, полноту и эффективность выполнения того или иного проекта.
Между тем, ввиду многогранной специфики деятельности по выполнению подрядных работ на практике достаточно затруднительно подрядчику углядеть абсолютно за всеми связанными и вытекающими из таковой деятельности аспектами.
Одним из таких аспектов, как правило, неожиданным являются происходящие несчастные случаи с работниками подрядчика во время выполнения подрядных работ, которые, как правило, случаются ввиду нарушения либо всеми работниками, либо отдельными из них правил техники безопасности и охраны труда, либо непринятия ответственными за безопасность на производстве лицами мер по её обеспечению.
Несчастные случаи на производстве могут происходить как по вине самих работников подрядчика, так и по вине самого подрядчика как работодателя, степень вины в таких ситуациях определяется в процентном соотношении, от которой зависят дальнейшие правовые последствия.
Порядок действий подрядчика при несчастных случаях с его работниками на законодательном уровне регламентируется в главе 20 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК (далее – ТК РК).
Прежде всего следует отметить, что установленный главой 20 ТК РК порядок действий подрядчика как работодателя при несчастных случаях, связанных с трудовой деятельностью, применяется непосредственно когда такие случаи произошли:
- с работниками, с которыми подрядчиком как работодателем заключен соответствующий трудовой договор согласно ТК РК;
- с работниками направляющей стороны (сторонней компании в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица), которые были задействованы для выполнения работ в интересах, под управлением и контролем подрядчика как принимающей стороны, на основании заключенного договора на оказание услуг по предоставлению персонала, согласно ст.687-1 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
Ответственность за организацию расследования и регистрацию несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний на производстве несет работодатель и принимающая сторона, согласно п.6 и 7 ст.186 ТК РК.
Важно иметь в виду, что перечень лиц, с которыми происходят несчастные случаи на производстве, которые в свою очередь подлежат расследованию и учету в рамках положений главы 20 ТК РК является исчерпывающим. Так, например, согласно п.1 ст.186 ТК РК к данному перечню относятся работники, лица, обучающиеся в учебных заведениях, при прохождении ими профессиональной практики, военнослужающие, и другие.
Не менее важно обратить внимание на отрезок времени, в который произошла конкретная ситуация, поскольку, от данного обстоятельства будет зависеть сам факт относимости/не относимости таковой ситуации к несчастному случаю.
Как следует из п.2 ст.186 ТК РК, например учету как несчастный случай будет подлежать ситуация, произошедшая:
- перед началом или по окончании рабочего времени при подготовке и приведении в порядок рабочего места;
- в течение рабочего времени на рабочем месте, по пути следования работника, работника направляющей стороны, деятельность которых связана с передвижением между объектами обслуживания, в том числе по заданию работодателя или принимающей стороны, а также во время командировки при исполнении трудовых обязанностей;
- при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем или принимающей стороной.
С другой стороны, п.3 ст.186 ТК РК предусмотрены ситуации, при которых они не будет учитываться как несчастные случаи. Так, например:
- при выполнении пострадавшим по собственной инициативе работ или иных действий, не входящих в функциональные обязанности работника, и не связанных с интересом работодателя, в том числе в период перерыва для отдыха и приема пищи;
- в случае, когда основной причиной явилось состояние алкогольного, наркотического опьянения;
- в результате преднамеренного (умышленного) причинения вреда своему здоровью, а также при совершении пострадавшим уголовного правонарушения.
При расследовании несчастных случаев в обязанности подрядчика как работодателя входят согласно п.1 ст.187 ТК РК:
«1. Работодатель обязан:
1) организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшему и при необходимости его доставку в организацию здравоохранения;
2) сохранить до начала расследования обстановку на месте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, (состояние оборудования и механизмов, орудия труда) в таком же виде, как в момент происшествия, при условии, что это не угрожает жизни и здоровью других лиц, а нарушение непрерывности производственного процесса не приведет к аварии, а также произвести фотографирование места несчастного случая;
3) немедленно проинформировать о несчастном случае близких родственников пострадавшего и направить сообщение в государственные органы и организации, определенные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами;
4) допускать членов комиссии по специальному расследованию к месту происшествия для расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью.
Работодатель немедленно в течение суток сообщает о несчастном случае, связанном с трудовой деятельностью, по форме, установленной уполномоченным государственным органом по труду в государственные органы и лицам, указанным в п.2 ст.187 ТК РК.
Работодатель незамедлительно, но не позднее трех рабочих дней, как ему стало известно о наступлении несчастного случая, уведомляет страховую организацию, с которой у него заключен договор на страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, как установлено п.2-1 ст.187 ТК РК.
Перечень мероприятий, проводимых при расследовании несчастного случая, и за счёт работодателя установлен в п.3 ст.187 ТК РК.
В случае, если подрядчик при несчастном случае выступает в роли принимающей стороны пострадавших работников сторонней организации, то на него возлагаются аналогичные обязанности, установленные вышеуказанными пп.1, 2 и 4 п.1 ст.187 ТК РК. Наряду с этим, он также обязан, согласно пп.3 ст.187-1 ТК РК, немедленно проинформировать о несчастном случае направляющую сторону.
По состоянию на 13 октября 2021 г. функции государственных органов, указанных в п.2 ст.187 ТК РК, например, в пределах города Алматы исполняют:
- местный орган по инспекции труда — коммунальное государственное учреждение «Управление социального благосостояния города Алматы»;
- территориальное подразделение уполномоченного органа в области промышленной безопасности – республиканское государственное учреждение «Департамент Комитета промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан по городу Алматы»;
- территориальное подразделение государственного органа в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения — Республиканское государственное учреждение «Департамент санитарно-эпидемиологического контроля города Алматы Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан»;
- правоохранительный орган – Департамент полиции города Алматы.
Сообщение в рамках вышеуказанного п.2 ст.187 ТК РК о несчастном случае подлежит направлению подрядчиком-работодателем по форме, согласно приложению 1 к Приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1055 «Об утверждении форм по оформлению материалов расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью». В указанном приказе содержатся также иные формы документов, оформляемых при расследовании и учете несчастных случаев.
Для расследования несчастного случая создается комиссия в порядке, установленном ст.188 (для подрядчика в качестве работодателя) и ст.188-1 (для подрядчика в качестве принимающей стороны) ТК РК.
Порядок расследования несчастных случаев, оформления материалов такого расследования и последующий учет регламентируются статьями 189 и 190 ТК РК.
Подготовлено юристом,
Нурсеит Азизом
13 октября, 2021г
У организаций часто возникает необходимость выполнить работы, не связанные с основной деятельностью, например, ремонт помещений или спил деревьев. Зачастую на них нанимают подрядчиков по договорам ГПХ. Это накладывает на принимающую сторону определенные обязательства
Новые требования к СУОТ
Раньше от работодателя, нанимающего подрядчиков, требовалось только провести для них вводный инструктаж и позаботиться, чтобы они не причинили вред собственным сотрудникам. Нанимающая сторона также должна сделать ограждения опасных зон, определить время и порядок проведения совместных и совмещаемых работ.
В идеале нужно заключать договор с подрядчиками, имеющими все необходимые лицензии, допуски, соответствующее обучение работников.
В 2021 году в ст. 214 разд. Х ТК РФ в обязанностях работодателя появилось требование перед началом работ или оказания услуг согласовать с работодателем-подрядчиком мероприятия, которые минимизируют возможный вред здоровью работников. С 1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 № 656н, который конкретизировал перечень таких мероприятий.
Теперь работодателю в системе управления охраной труда необходимо пересмотреть порядок взаимодействия с подрядными организациями или разработать отдельное положение.
Приказ № 656н предусматривает четыре направления:
- Организационные мероприятия.
- Технические мероприятия.
- Мероприятия по обеспечению исполнителей средствами индивидуальной защиты.
- Лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия.
Образец положения о взаимодействии с подрядными организациями вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Новые мероприятия в СУОТ
Организационные мероприятия
Отправная точка здесь — назначение обоими работодателями ответственных за безопасную организацию работ в соответствии с требованиями норм по охране труда. Эти сотрудники составляют единый перечень вредных или опасных производственных факторов, опасностей, включающий:
- факторы, присутствующие на территории, но не связанные с характером выполняемых работ;
- факторы, возникающие при производстве работ или оказании услуг;
- идентифицированные опасности с оценкой уровней профессиональных рисков для здоровья работников и учетом вероятности возникновения и тяжести последствий отдельных заболеваний и состояний.
Это необходимо, чтобы исключить риски, которые могут возникнуть для работников обеих сторон.
Примеры
При выполнении подрядчиком работ на высоте у штатных сотрудников появляется риск падения на них предметов.
На работников подрядчика может воздействовать повышенный шум от установленных в помещении нанимателя производственных агрегатов.
Работодатели составляют план мероприятий по эвакуации и спасению людей в аварийной ситуации и при спасательных работах, согласуют мероприятия по снижению угрозы здоровью сотрудников.
После этого стороны утверждают акт-допуск, который станет основанием для производства определенных работ. Также составляется график совместных и совмещаемых работ.
Нанимающий подрядчиков работодатель обязан:
Обучение по охране труда в Контур.Школе
Профпереподготовка, обязательное обучение. Удостоверения. Дипломы
Расписание курсов
- проводить мониторинг хода работ по утвержденному им порядку;
- согласовывать подключение подрядчика к энергоносителям на своей территории;
- проводить инструктаж по охране труда для работников подрядчика при проведении конкретных работ на своем объекте;
- разработать инструкции по охране труда, учитывающие специфику работы, подготовить документацию по охране труда и обеспечить ей подрядчика, в том числе документами в электронном виде (Приказ № 656н);
- мониторить, соблюдают ли подрядчики требования охраны труда.
Некоторые работодатели в договоре подряда прописывают ответственность подрядчика за нарушения требований к безопасности. Это может быть и лишение права доступа на территорию, и штрафные санкции, и даже расторжение договора.
Технические мероприятия
К ним относятся:
- определение границ опасных зон при проведении работ, рабочих мест и мест установки защитных ограждений и знаков безопасности;
- обеспечение знаками опасности и прочей разметкой;
- устранение воздействия вредных факторов на работников, в том числе путем корректировки графика работ;
- установка средств коллективной защиты: отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования, тепловых и воздушных завес и пр.;
- регулярная уборка на территории и в помещениях, включая удаление отходов производства, очистку воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.
Дополнительно корректируется освещение территории и рабочих мест работодателей, в служебных и бытовых помещениях, местах прохода работников по территории.
Если необходимо, на время выполнения работ устанавливаются предохранительные или защитные устройства для обеспечения безопасной эксплуатации производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.
Определяются пути безопасных проходов, в том числе временных, а также изменение маршрутов движения транспорта по территории, чтобы обеспечить безопасность работников.
Работодатель также обязан определить рабочие места, на которые нужен наряд-допуск.
Обеспечение исполнителей СИЗ
Организация, на чьем объекте проводятся работы, не обязана обеспечивать подрядчика средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Но не исключен и вариант, когда наниматель предоставляет средства защиты сотрудникам подрядчика.
Пример
Для работы в условиях повышенного шума работодатель может выдать задействованным подрядчикам беруши.
В любом случае необходимо определить места хранения СИЗ, предусмотренных правилами и нормами охраны труда для конкретных видов работ. Также сотрудники должны быть в курсе, где хранить и утилизировать смывающие и обезвреживающие средства.
Лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия
Работодатель должен проинформировать подрядчика о том, где на территории располагается медпункт и где найти аптечки.
- Стороны вправе предусмотреть в договоре подряда будет пункт о том, что подрядчик сам обеспечивает своих работников укомплектованными медицинскими аптечками.
Заранее стороны определяют порядок совместного использования санитарно-бытовых помещений (гардеробных, душевых, умывальных комнат, санузлов, комнат обогрева и приема пищи), чтобы не было пересечения штатных сотрудников и работников подрядчика.
На случай аварии или несчастного случая работодатель должен обеспечить беспрепятственный подъезд машин аварийных служб.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Образец положения по работе с подрядчиком в целях предотвращения вреда здоровью работников
415.3 КБ
Скачать
- Утвердите правила допуска подрядчиков к работе.
- Запросите и согласуйте документы с подрядной организацией.
- Определите ответственных.
- Составьте договор с подрядчиком.
- Оформите документы для допуска к работе.
- Проведите подготовительные мероприятия.
- Проконтролируйте подрядчика при выполнении работ на территории организации.
Как утвердить правила допуска
Чтобы начать работу с подрядными организациями, утвердите правила их допуска к работе. Для этого разработайте отдельный ЛНА или добавьте новый раздел в положение о СУОТ.
Внесите правила допуска подрядчиков к работам на территории организации в раздел в положение о СУОТ, если договоры на подрядные работы заключают реже одного раза в год (п. 7 приказа Минтруда от 29.10.2021 № 776н). Как разработать положение о СУОТ, читайте в материале Системы.
Разработайте отдельный ЛНА, если подрядчики регулярно выполняют работы в организации. Укажите в нем перечень документов, который должен предоставить подрядчик перед допуском к работам. Пропишите правила, по которым организуете работы. В договоре с подрядчиком сделайте ссылку на положение (абз. 2 п. 7 приказа Минтруда от 29.10.2021 № 776н).
Включите в документ:
- способы информирования работников подрядчиков об условиях труда;
- подготовку подрядчиков по охране труда;
- способ связи с подрядчиками;
- контроль работ;
- контроль выполнения требований по охране труда.
Кроме того, определите порядок, по которому будете отслеживать ход производства работ и изменения условий труда на территории. Это следует из пункта 8 Примерного перечня мероприятий, утвержденного приказом Минтруда от 22.09.2021 № 656н (далее – Перечень № 656н).
Пропишите периодичность проведения инспекций или аудитов соблюдения требований охраны труда. Укажите документы, которые нужно проверить по охране труда у подрядчика, а также наличие у работников подрядчиков СИЗ.
Закрепите порядок, по которому подрядчик сможет уведомлять вас обо всех происшествиях с его работниками, в том числе травмах и болезнях.
Какие документы запросить и что согласовать
До начала работ запросите у подрядной организации документы, в которых указаны:
- ответственные лица подрядчика за безопасность работ;
- квалификация организаторов и исполнителей работ;
- наличие у работников обучения по охране труда.
ПРИМЕР
Какие документы подтвердят квалификацию работников подрядной организации
Если подрядчики будут подключаться к электрическим, тепловым, водопроводным, газовым и прочим сетям снабжения, запросите:
- документы о назначении лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию сетей;
- результаты аттестации по промышленной безопасности;
- удостоверения обслуживающего персонала.
Совместно с представителем подрядчика согласуйте три документа.
Мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников
Согласуйте с подрядчиком план мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (ч. 5 ст. 214 ТК). Для этого используйте Перечень № 656н. Конкретные мероприятия и условия производства работ пропишите в договоре или сделайте приложение к договору (п.3 Перечня № 656н). Например, добавьте в договор отдельный раздел «Охрана труда при выполнении работ».
В документе отразите четыре вида мероприятий:
- организационные;
- технические;
- обеспечение СИЗ;
- лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.
Единый перечень вредных и опасных производственных факторов
Совместно с представителями подрядчика составьте единый перечень вредных и опасных производственных факторов, опасностей. В перечень включите факторы и опасности, которые:
- есть на территории, но не связаны с характером выполняемых работ;
- возникают в результате производства работ или оказания услуг;
- идентифицировали при оценке профрисков.
Это указано в пункте 2 Примерного перечня мероприятий, утвержденного приказом Минтруда от 22.09.2021 № 656н (далее – Перечень № 656н).
ПРИМЕР
Как выявить вредные и опасные производственные факторы и опасности
План мероприятий по эвакуации и спасению работников
Составьте план мероприятий по эвакуации и спасению работников при авариях и спасательных работах. (п. 2 Перечня № 656н). Разработайте документ с учетом специфики деятельности организации и выполняемых подрядчиком работ.
Как определить ответственных
Обязательных правил, по которым можно распределить обязанности по охране труда между заказчиком и подрядчиком, в настоящее время нет. В случае если организация привлекает для работы на своей территории организацию-подрядчика, распределение обязанностей по охране труда происходит по договоренности между компаниями. В том числе организации могут руководствоваться пунктом 4.10.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007. Этот ГОСТ не обязателен для применения и носит рекомендательный характер.
Определите ответственных за безопасную организацию работ в соответствии с требованиями норм и правил по охране труда (п. 1 Перечня № 656н). Со стороны заказчика это может быть руководитель или главный специалист подразделения по работе с подрядчиками. Назначьте ответственного работника приказом. Такой работник будет отвечать за взаимодействие с подрядчиком и безопасную организацию работ.
ВНИМАНИЕ
Специалист по охране труда не должен отвечать за безопасную организацию работ
У него нет организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций. Специалист по охране труда должен оказать методическую поддержку и проводить контроль по охране труда.
Подрядная организация также должна назначить ответственного. Это следует из пункта 1 Переченя № 656н.
СИТУАЦИЯ
Как определить ответственных за безопасную организацию работ на высоте
Права и обязанности заказчика и подрядчика читайте в памятках.
Памятка. Права и обязанности заказчика
Памятка. Права и обязанности подрядчика
Ответственного за электрохозяйство и его заместителя назначают из числа руководителей и специалистов потребителя, то есть из числа работников подрядной организации (п. 1.2.3 Правил технической эксплуатации).
Распределите с подрядной организацией обязанности по проведению инструктажей. Для этого отразите условия в договоре.
ПРИМЕР
Как прописать в договоре обязанности по проведению инструктажей
Заказчик проводит вводный инструктаж с сотрудниками подрядной организации, информирует подрядчика о возможных опасностях на территории проведения работ и мерах по предупреждению и ограничению их воздействия, а также следит за тем, соблюдают ли сотрудники подрядной организации требования охраны труда (ГОСТ 12.0.230-2007).
Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда, работник, на которого работодатель приказом возложил эти обязанности, или лицо, оказывающее услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору.
Инструктажи по охране труда на рабочем месте – первичный, повторный, внеплановый и целевой, проводят по условиям договора между заказчиком и подрядчиком. На практике также используют положения ГОСТ 12.0.230-2007 и в договоре прописывают, что инструктажи по охране труда на рабочем месте проводит руководитель работника подрядной или другой сторонней организации.
Какие документы оформить, чтобы организовать инструктажи по охране труда, читайте в материале Системы.
Как составить договор
Коммерческие организации могут составлять договоры подряда самостоятельно. Государственные организации для закупок работ и услуг должны использовать типовые контракты и условия контрактов, которые разместили на сайте закупок.
ВНИМАНИЕ
Утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству и реконструкции объекта капитального строительства.
Для составления договора на выполнение работ по строительству используют приказ Минстроя от 14.01.2020 № 9/пр.
Чтобы обеспечить охрану труда на территории организации и разграничить ответственность за безопасность работ, внесите в договор подряда отдельный раздел. Его можно назвать «Охрана труда при выполнении работ». Отразите в разделе мероприятия по предотвращению случаев травматизма и условия производства работ, которые согласовали с подрядчиком (п. 3 Перечня № 656н).
ПРИМЕР
Образец оформления раздела «Охрана труда при выполнении работ»
Дополните раздел отдельным подразделом «Мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников». Пропишите в нем конкретные мероприятия и условия производства работ.
ПРИМЕР
Какие мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников прописать в договоре
Внесите в договор условие для подрядчика — обеспечивать представителям заказчика возможность контролировать ход работ. Обяжите подрядчика в течение суток информировать обо всех происшествиях, в том числе авариях и угрозах аварий, несчастных случаях.
ПРИМЕР
Как прописать в договоре возможность контроля работ
Заказчик может внести в договор обязанность подрядчика выполнить работы лично. Если такое условие не отразили в документе, подрядчик имеет право привлечь к исполнению своих обязательств других лиц – субподрядчиков (ч. 1 ст. 706 ГК). Если подрядчик заключает с нанимаемыми работниками гражданско-правовые договоры, то это тоже договоры субподряда.
Заказчик несет ответственность по соблюдению требований охраны труда только перед подрядчиком. Подрядчик и субподрядчики в части охраны труда взаимодействуют между собой так же, как и заказчик с генподрядчиком.
Если не запрещаете привлекать к работам третьих лиц, закрепите в договоре ответственность генподрядчика:
- привлекать к работам только квалифицированный, обученный и обеспеченный СИЗ персонал;
- следить за тем, чтобы работники субподрядчиков соблюдали требования охраны труда.
Внесите в договор условие согласовывать привлечение субподрядчиков и назначать ответственных за контроль безопасности субподрядных работ.
Какие оформить документы для допуска к работам
Подготовьте комплект документов для допуска подрядчика к работам на территории организации.
Для строительных работ используйте формы документов из приложений к Правилам по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утвержденным приказом Минтруда от 11.12.2020 № 883н.
Акт-допуск
Определите, для каких работ будете оформлять акт-допуск. Документ оформляют, например, для работ на высоте и в электроустановках, для строительно-монтажных работ. В нем определяют условия допуска и выполнения работ работниками подрядчика на территории заказчика.
Акт-допуск составляйте до начала работ и утверждайте совместно с подрядчиком. Документ подтвердит разрешение на производство работ (п. 4 Перечня № 656н).
Наряд-допуск
Наряд-допуск оформляет подрядчик. Заказчик подтверждает в наряде-допуске выполнение мероприятий по безопасности. Подрядчик может использовать один наряд-допуск для нескольких видов работ (п. 17, 18 Правил № 883н). Справочник готовых нарядов-допусков смотрите в материале Системы.
График работ
Если работы выполняют разные подрядные организации, составьте график совместных и совмещаемых работ. Это может быть журнал или отдельный документ (п. 5 Перечня № 656н). Приложите график к договору с каждым подрядчиком.
Схема подключения потребителей
Составьте и согласуйте схемы подключения потребителей, если подрядчикам для работы нужно подключиться к электрическим, тепловым, водопроводным, газовым и прочим сетям снабжения (п. 9 Перечня № 656н).
Приказ о допуске к выполнению работ
После проведения подготовительных мероприятий издайте приказ о допуске к выполнению работ подрядной организации. Как провести подготовительные мероприятия читайте ниже.
Как провести подготовительные мероприятия
Проведите подготовительные мероприятия перед тем, как начать работы с подрядной организацией. Мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников указаны в Перечне № 656н.
Границы опасных зон
Определите границы опасных зон на территории. При необходимости установите защитные ограждения и знаки безопасности. Решите, на каких рабочих местах работы нужно выполнять по наряд-допуску.
Воздействие вредных факторов
Примите меры, чтобы снизить уровень воздействия вредных производственных факторов на работников на их рабочих местах. Измените график работы или устраните влияние вредных факторов на время работ подрядной организации. (п. 19 Перечня № 656н).
Предохранительные устройства
Если работы проводят на паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникациях, оборудовании и сооружениях — проверьте, чтобы на время выполнения работ установили предохранительные, защитные и сигнализирующие устройства или приспособления. В остальных случаях такие устройства и приспособления устанавливают там, где это предусмотрено проектной документацией, включая производственное оборудование (п. 15, 18 Перечня № 656н).
Содержание путей движения работников и транспорта
Проверьте устройство тротуаров, переходов, галерей, в том числе временных. Посмотрите маршрут движения транспорта, убедитесь в его безопасности для работников (п. 23 Перечня № 656н).
Освещение рабочей зоны
Проконтролируйте исправность искусственного освещения и доступ естественного света на рабочие места, в служебные и бытовые помещения, в местах прохода работников по территории и на самой территории (п. 21 Перечня № 656н).
Защитные ограждения и знаки безопасности
Проверьте установку защитных ограждений и знаков безопасности на территории. На производственном оборудовании, органах управления и контроля, элементах конструкций, коммуникациях и других объектах должны быть сигнальные цвета и знаки безопасности. Дополнительно на оборудовании указывают его название и кому оно принадлежит (п. 16, 17 Перечня № 656н).
Средства коллективной защиты
Если возможно нарушение показателей микроклимата и чистоты воздушной среды, на территории установите или реконструируйте средства коллективной защиты:
- отопительные и вентиляционные системы;
- системы кондиционирования;
- тепловые и воздушные завесы.
В цехах и на участках проверьте общеобменную, а на стационарном рабочем месте — местную вентиляцию (п. 20 Перечня № 656н, п. 12, 14 ПОТ, утвержденные приказом Минтруда от 11.12.2020 № 884н).
Место хранения СИЗ
Предусмотрите места хранения для СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств с учетом особенностей использования. Если для отдельных видов работ требуются дежурные СИЗ, также необходимо определить места их хранения (п. 24 Перечня № 656н). Если работники используют одноразовые СИЗ, смывающие и обезвреживающие средства, предусмотрите места их утилизации на территории.
Комнаты отдыха
Проверьте, чтобы для работников подготовили комнаты отдыха и психологической разгрузки в рабочее время, а также определили порядок совместного использования:
- гардеробных;
- душевых;
- умывальных;
- санузлов;
- комнат обогрева;
- охлаждения и приема пищи.
Газированная соленая вода
Для работников горячих цехов и участков оборудуйте места с аппаратами или устройствами с газированной соленой водой (ст. 216.3 ТК, п. 27–30 Перечня № 656н).
Аптечки
Определите на территории места хранения аптечек для оказания первой помощи. Если на территории есть здравпункт, проинформируйте работников подрядчика о месте его расположения и режиме работы (п. 26, 31 Перечня № 656н).
СОВЕТ
Определите места расположения аптечек для оказания первой помощи на время выполнения работ подрядчиком
Расположите аптечки на специальных санитарных постах для оказания первой помощи. Санитарные посты представляют собой открытые или закрытые не на ключ шкафы. Их располагают в местах, где работники подрядчика смогут быстро получить доступ к аптечке.
Воспользуйтесь чек-листом, чтобы организовать подготовительные мероприятия перед работами подрядчика.
Чек-лист. Какие подготовительные мероприятия провести перед работами подрядной организации
Инструктажи по охране труда
До начала работ проведите с работниками подрядчика вводный инструктаж (п. 10 Перечня № 656н). Включите в него правила безопасного передвижения по территории и объектам организации, это позволит снизить травматизм работников на незнакомой территории.
Обеспечьте работников подрядчика необходимой документацией и инструкциями по охране труда, составленными с учетом конкретных работ (п. 11, 12 Перечня № 656н).
Руководителей, специалистов и уполномоченных по охране труда подрядной организации проинструктируйте отдельно. Ознакомьте их со спецификой организации и проведения работ на предприятии. Рекомендуем проводить совместный обход территории предприятия, производственных помещений, участков и площадок (п. 10 Перечня № 656н).
Как провести вводный инструктаж по охране труда, читайте в материале Системы.
Проследите, чтобы сотрудникам подрядчика проводили первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи, в том числе по инструкциям, которые разработали с учетом специфики работ на территории заказчика (п. 11 Перечня № 656н). Инструктажи проводит непосредственный руководитель работ подрядной организации.
Инструктаж по схемам электроустановок
Работники, которые вправе руководить работами и выдавать наряд-допуски, дополнительно проходят инструктаж по схемам электроустановок. Это следует из пункта 47.5 ПОТ, утвержденных приказом Минтруда от 15.12.2020 № 903н.
Инструктаж проводит руководитель подразделения или уполномоченный им работник организации-владельца электроустановок.
СИТУАЦИЯ
Нужно ли выдавать СИЗ работникам подрядной организации
Как проконтролировать подрядчика
Заказчик вправе проверять ход и качество работы подрядчика, даже если это условие не внесли в договор. В процессе контроля заказчику запрещено вмешиваться в работу подрядчика (ч. 1 ст. 715 ГК).
Чтобы проконтролировать подрядчика при выполнении работ, у заказчика должен быть беспрепятственный доступ на территорию. Разрешено использовать дистанционное аудио-, видео-, фотонаблюдение за безопасным производством работ. Если решите воспользоваться дистанционным наблюдением, предоставьте подрядчику доступ к дистанционным видам контроля и сообщите работникам об этом. Сделать это можно во время инструктажа (ст. 216.2 ТК, п. 14 Перечня № 656н).
СОВЕТ
Проследите, чтобы подрядчик выполнял технические и санитарно-бытовые мероприятия, которые указали в договоре и акте-допуске.
Инспектируйте места производства работ до их начала, проверяйте наличие защитных ограждений и знаков безопасности, предохранительных и сигнализирующих устройств, наличие СИЗ.
Контроль позволит избежать травматизма среди работников подрядчика. Если несчастный случай произойдет, то заказчик сможет доказать, что предпринимал необходимые действия, чтобы их не допустить. В этом случае нести ответственность и платить компенсацию за ущерб здоровью пострадавшего заказчик не будет.
Контролируйте, чтобы территорию и производственные помещения убирали и своевременно удаляли отходы производства. Следите за чистотой воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей (п. 22, 24, 25 Перечня № 656н).
Заказчик должен организовать взаимодействие подрядных организаций, если они работают на одной территории без взаимных договоров. Организуйте между подрядчиками непрерывную связь и координацию до начала, во время и после окончания работ, информируйте их и допускайте к работам (п. 6, 7 Перечня № 656н). Если в ходе работ потребовалось изменить график производства совместных и совмещаемых работ, проинформируйте об этом всех подрядчиков и согласуйте с ними документ.
Следите за тем, как работники подрядчика соблюдают требования охраны труда. Сделайте запись в общем журнале работ, если работники нарушат требования, которые указаны в акте-допуске. Далее проинформируйте о нарушениях ответственного за безопасность работ от подрядной организации и определите срок для их устранения. При повторной проверке убедитесь, что нарушения устранили.
Если подрядчик не устраняет нарушения в срок и игнорирует требования охраны труда, заказчик вправе расторгнуть договор подряда и потребовать возмещения убытков (ч. 3 ст. 715 ГК).
Если работники подрядчика травмируются на вашей территории, обеспечьте беспрепятственный допуск и сопровождение автомобилей скорой медицинской помощи к месту несчастного случая (п. 32 Перечня № 656н).
ПРИМЕР
Кто расследует несчастный случай, если работы проходили под руководством подрядчика
Какая ответственность
Работодателю грозит ответственность по пункту 1 статьи 5.27.1 КоАП, если он неправильно организует охрану труда с подрядчиками. ГИТ может выписать административный штраф:
- на должностных лиц – от 2000 до 5000 руб.;
- ИП – от 2000 до 5000 руб.;
- юридических лиц – от 50 000 до 80 000 руб.