Какие первоочередные действия необходимо предпринять работнику компании или подрядной организации

Повышение безопасности работников подрядных организаций на основе управления профессиональными рисками

07.10.2020 11:29:00

Сложившаяся в последние годы в крупных и средних компаниях ситуация высокого травматизма персонала подрядных организаций привела к возобновлению интереса многих работодателей к проблеме повышения безопасности указанных работников. Несмотря на то, что использование подрядных работ распространено достаточно широко, до настоящего времени не сформировалась единая точка зрения на способы решения данной проблемы.

Сложившаяся в последние годы в крупных и средних компаниях ситуация высокого травматизма персонала подрядных организаций привела к возобновлению интереса многих работодателей к проблеме повышения безопасности указанных работников. Несмотря на то, что использование подрядных работ распространено достаточно широко, до настоящего времени не сформировалась единая точка зрения на способы решения данной проблемы.

Некоторые работодатели возможность улучшения безопасности связывают в основном с регламентацией процесса допуска подрядных организаций к работам. Другие  видят резервы безопасности в организации надзора и контроля за работой персонала подрядных организаций, включая применение технических средств контроля и штрафных санкций. Вполне очевидно, что отсутствие универсального решения проблемы свидетельствует о ее сложности и многоаспектности.
 

 

АНАЛИЗ ПРИЧИН ТРАВМАТИЗМА

 
Анализ показывает, что подавляющее число травм наблюдается, как правило, у работников подрядных организаций, занятых на строительно-монтажных, электромонтажных и других видах работ, связанных с выполнением работ на высоте. Наибольшее число травм происходит по причине именно падения работника с высоты (до 40% причин травм, в том числе смертельных), а также падения предметов на работника. Причем 50 % случаев травматизма являются повторными. Наряду с несоблюдением требований безопасности при работе на высоте большое количество нарушений выявляется также по причинам отсутствия у работников необходимых СИЗ. Кроме того, имеют место механическое повреждение глаз (наиболее тяжелая травма), воздействие пыли высокой концентрации и токсических растворителей красок. Среди травм отмечаются также повреждения опорно-двигательного аппарата из-за поднятия тяжестей, воздействие вибрации, холода, ветра, жары, темноты и другие травмы.

 
Изучение первопричин показывает, что наибольшее число несчастных случаев с персоналом подрядных организаций, работающим на высоте, происходит из-за выполнения работ с неисправными приспособлениями или их отсутствия, неприменения СИЗ и коллективных средств защиты, выполнения работ вблизи открытых технологических проемов или у края здания (сооружения), применение средств подмащивания, не соответствующих требованиям охраны труда, обрушение некачественно изготовленных или незакрепленных элементов конструкций, а также из-за неосторожных действий работниками при переходе от одного рабочего места к другому на высоте. Следует отметить, что непосредственно сами работы, выполняемые на стройплощадке персоналом подрядной организации, зачастую характеризуются высоким уровнем ручного, низкоквалифицированного труда, связанного с выполнением так называемой «грязной» работы. В ряде случаев указанный характер работы предопределяет уровень контингентов привлекаемых работников, не отличающихся высокой исполнительской дисциплиной и, как правило, безразличных к своему обучению и повышению квалификации.

С другой стороны, большое количество разовых работ, выполняемых работниками подрядных организаций на стационарных и нестационарных рабочих местах, для обеспечения безопасности требует высокой обученности и мотивированности персонала, так как при выполнении работ повышенной опасности необходимо проявлять большую осторожность. При этом можно лишь констатировать, что мотивация работников на безопасное выполнение работ является важным резервом повышения безопасности при производстве подрядных работ. Целью же мотивации должно быть достижение заинтересованности работника в безопасности при выполнении работ, связанных с риском для жизни и здоровья, формирование у него понимания ценности жизни.

 
Дополнительными причинами такого положения могут быть высокая текучесть кадров среди специалистов подрядчика и преобладание небольших объемов подрядных работ. За рубежом это усугубляется также вследствие использования наемных работников не полный рабочий день, особенно когда такими работниками являются рабочие-мигранты, для которых неквалифицированная работа служит средством для существования.

 
Из сказанного следует, что одной из важных причин травматизма при выполнении работ подрядными организациями являются недостаточная организация выполнения работ, слабая мотивация персонала на безопасное выполнение работ и отсутствие должного контроля за состоянием охраны труда со стороны руководителей. Причиной низкой организованности является выполнение подрядных работ без проектов производства работ (ППР), призванных, как известно, обеспечивать безопасность подрядных работ.

 
Следует отметить, что перед руководителями, ответственными за организацию работ по договору подряда, зачастую не ставится конкретной цели по организации безопасной работы персонала подрядной организации (например, недопущение смертельных случаев, связанных с падением работников с высоты и т.п.). Внимание руководителей направлено в большей степени на контроль соблюдения нормативных требований, и в меньшей степени на анализ рисков и принятие конкретных мер управления действиями персонала на стройплощадке или в зоне выполнения монтажных работ по недопущению травмирования работников.

РОЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

 
Вполне очевидно, что необходимо изменение такого положения дел. Новый подход должен обеспечить переход от «хорошей» организации как разовой акции показательного выполнения требований к заинтересованной работе в рамках системы управления охраной труда (СУОТ). Согласно ст. 212 ТК РФ в настоящее время создание и обеспечение функционирования СУОТ является обязанностью работодателя. 

 
Для обеспечения сохранения жизни и профессионального здоровья работников, включая и персонал подрядных организаций, посетителей и т.д.  СУОТ должна базироваться на концепции управления профессиональными рисками. В результате за счет управления рисками, связанными с выполняемыми в организации видами деятельности, и осуществления необходимой координации этими видами деятельности, уровни рисков на основе превентивных мер могут быть понижены до приемлемых.

 
Согласно п. 3.13 OHSAS 18001:2007 [2], система управления (как часть общей системы управления организацией) 

 это совокупность взаимосвязанных элементов* используемых для выработки политики и целей в области охраны труда, и достижения этих целей.
______________________
* планирование, организация и функционирование, проверка и корректировка, анализ СУОТ со стороны высшего руководства

 
Рассматривая СУОТ как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов, следует обращать внимание на ключевое слово «взаимосвязанных», иногда говорят – «взаимодействующих» элементов, а также на то, что эти элементы не являются постоянными. Нельзя забывать и о функциях и соответствующих задачах по охране труда, которые определены рекомендациями [4]. Опыт свидетельствует о том, что до тех пор, пока все элементы системы не будут между собой согласованы и адаптированы к фактическим условиям, общие результаты могут оказаться неполноценными, даже если отдельные части системы управления эффективны.

Под взаимодействием здесь понимаются согласованные действия работников различных направлений деятельности в организации. Обеспечить такие согласованные действия работников можно, если в организации в рамках СУОТ сформирована необходимая для этого система координации, а также создана коммуникационная среда (виды информации и коммуникационные каналы).

 
Применительно к подрядным работам в стандарте OHSAS 18001:2007 (п. 4.4.6 (в) содержатся требования, согласно которым организация должна внедрить и поддерживать в актуальном состоянии средства и методы управления, относящиеся к подрядчикам и другим посетителям зоны выполнения работ.

Эти средства должны включать общие меры

― определение критериев выбора подрядчиков; 
― сообщение требований по охране труда организации к подрядчикам; 
― оценка, мониторинг и периодическая повторная оценка характеристик подрядчиков, а также меры контроля
― входной контроль; 
― определение знаний и характера поведения перед выдачей разрешения на использование оборудования; 
― предоставление рекомендаций и обучения в случае необходимости; 
― технические средства (предупредительные электронные табло и вывески); 
― административный контроль; 
― организация мониторинга поведения посетителей на территории предприятия и руководства их работой.

Для возможности своевременного обмена информацией между заказчиком и подрядной организацией работодатель должен разработать и поддерживать соответствующие процедуры коммуникации с подрядчиками и другими посетителями зоны выполнения работ (п. 4.4.3.1 OHSAS 18001:2007). Изложенные требования стандарта OHSAS18001:2007 необходимо дополнить указаниями Руководства МОТ ILO-OSH 2001 [3].

В частности, мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны: 

― включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков; 
― устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы (при этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия); 
― включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации; 
― обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы, в зависимости от необходимости; 
― методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации
― гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками).

Анализ причин травмирования способствовал изменению сложившегося ранее подхода в организации работы с подрядчиками. Например, в ряде крупных компаний получает распространение практика оценки деятельности подрядных организаций по охране труда и публикации рейтингов подрядчиков. Разрабатываются программы улучшения взаимодействия с подрядными организациями, которые по мнению специалистов позволят снизить индекс травматизма [1].

В частности, на этапе предварительного выбора подрядчика предприятие-претендент должно будет знакомиться со статистикой травматизма в организации Заказчика, изучать основные положения охраны труда. Работники подрядных организаций, ответственные за проведение работ, должны будут проходить обучение в системе безопасности Заказчика. Для злостных нарушителей требований охраны труда службами охраны труда некоторых компаний предложено составлять «черный» список подрядных организаций и отдельных специалистов. Параллельно идет разработка схемы мотивации работников сторонних организаций по соблюдению требований охраны труда. При новом подходе это необходимо, так как зачастую для работника, равно как и для инспектирующих лиц, главной задачей является выполнение требования, а не собственно безопасность.

 
Таким образом, можно сделать вывод о том, что меры управления процессом взаимодействия с подрядными организациями являются важной частью СУОТ, которая служит фундаментом для обеспечения безопасности при выполнении подрядных работ. При этом одной из основных целей организации работ с подрядчиками в рамках СУОТ является руководство деятельностью, координация усилий, достижение согласованности в работе на основе доверия при осуществлении систематического контроля выполнения персоналом подрядной организации требований по охране труда. Высшее руководство должно поощрять эффективные формы взаимодействия на основе демократического стиля руководства, предусматривающего широкое вовлечение работников при определении путей повышения безопасности работ, и способствовать формированию более высокого уровня культуры безопасности компании.
 

РОЛЬ ППР ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ

 
Было отмечено, что высокий уровень травмирования по причине недостаточной организованности, как правило, наблюдается в организациях, где подрядные работы выполняются без применения ППР. По существу, отсутствие ППР ведет не только к снижению качества работ, но и непосредственно к нарушению технологии производства работ, и соответственно к реализации не всегда продуманных и безопасных решений.

 
При этом непродуманность, как правило, является следствием неоправданной импровизации. Работа без ППР, из-за отсутствия письменно зафиксированных требований охраны труда к выполняемой работе неизбежно приводит к снижению требовательности руководителей к соблюдению персоналом требований охраны труда, обязательных для исполнения при производстве подрядных работ, в том числе с применением предусмотренного оборудования, инструментов, приспособлений, сырья и материалов. Практикой подтверждается, там, где на стройплощадке нет порядка, работы проводятся не в соответствии с технологическим процессом, отсутствует контроль соблюдения требований охраны труда, там, как правило, наблюдаются случаи травмирования работников. Это и понятно, такая организация работ не может обеспечить снижения травматизма, так как в этом случае не представляется возможным на стадии планирования предварительно оценивать риски, связанные с выполняемой работой, и своевременно принимать превентивные меры по их снижению, контролировать выполнение конкретных требований охраны труда.

  

 
Особенно большие риски могут возникать из-за отсутствия ППР при выполнении подрядных работ на ответственных промышленных объектах повышенной опасности. Работы, выполняемые специалистами подрядной организации в этом случае должны быть особенно тщательно организованы и проводиться с учетом установленных в рамках СУОТ процессов (процедур).

 
Роль ППР в подобных работах трудно переоценить, так как он призван быть важнейшим рабочим документом, содержащим выверенный и согласованный порядок технологических операций (последовательность работ), перечень конкретных требований по охране труда к каждой выполняемой работе (операции), предварительно оцененные риски, связанные с этими работами, расположения на площадке оборудования, применения приспособлений, инструментов, сырья и материалов. Из этого следует необходимость отхода от принятого ранее в ППР формального изложения общих положений по охране труда, вместо указания конкретных требований по охране труда для каждой работы (операции), предусматриваемой технологическими картами, идентифицированные опасности и мероприятия по снижению предварительно оцененных рисков, связанных с выполняемой работой, а также мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Кроме того, ППР должен содержать графическую часть, иллюстрирующую технологический процесс производства работ, включая схематичную планировку оборудования с указанием зон выполнения работ, связанных с различными рисками, а также маршруты безопасного передвижения персонала.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА ЗАКАЗЧИКА
И ПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

                                                                                                                                                                 
Для обеспечения безопасности персонала организация взаимодействия Заказчика по вопросам охраны труда с подрядными организациями должна включать все необходимые этапы: 

― предварительный квалификационный отбор и заключение договора; 
― допуск к производству работ; 
― выполнение подготовительных мероприятий; 
― производство работ; 
― завершение и сдача работ; 
― контроль за выполнением требований охраны труда.

Выше показано, что общим требованием к обеспечению безопасности подрядных работ является необходимость их выполнения на основе согласованных ППР и с учетом процедур (процессов), установленных в рамках СУОТ. Выполнение данного требования служит основой для необходимого взаимодействия должностных лиц, ответственных за организацию безопасного выполнения подрядных работ.

 
В частности, одним из условий обеспечения безопасности персонала является хорошо продуманная процедура допуска подрядной организации к выполнению работ. Как правило, к проведению работ на оборудовании и территории Заказчика допускаются подрядные организации, прошедшие процедуру лицензирования и аккредитации на выполнение определенного вида работ в соответствии с действующими нормативными документами. Допуск к выполнению работ на оборудовании и территории Заказчика должен осуществляться после оформления акта-допуска. При этом актом-допуска должны быть определены места, границы, сроки выполнения работ и мероприятия, направленные на обеспечение безопасности, а также безопасную эксплуатацию работающего оборудования. Опыт показал, что безопасность персонала существенно зависит от качества выполнения подготовительных мероприятий, которые должны быть закончены до начала производства работ. Окончание подготовительных работ должно быть принято по Акту.


 

 
Важнейшим элементом взаимодействия являются инструктажи по охране труда, при этом перечень конкретных требований к безопасности и охране труда передается Заказчиком подрядной организации до начала работ.

 
Наряд-допуск как средство для обеспечения безопасности также должен развиваться в направлении более широкого использования предварительного оценивания рисков, связанных с планируемой работой, а также применения более эффективных мер по снижению рисков, в том числе технических средств контроля доступа в опасные зоны и средств, позволяющих сохранять жизнь работников, в случае их падения с высоты или падения предметов на человека.   

 
Действия персонала подрядной организации при возникновении аварийной ситуации должны быть описаны в «Плане ликвидации аварийной ситуации» (ПЛАС), который необходимо согласовать с соответствующими службами Заказчика. Представитель Заказчика по охране труда должен довести до руководителей и производителей работ подрядной организации схему оповещения при несчастных случаях, принятую у Заказчика.

 
Заказчик и подрядная организация должны осуществлять регулярный контроль за выполнением подрядных работ на основе действующих процедур контроля и процедур, введенных дополнительно исходя из анализа состояния безопасности и соблюдения требований по охране труда. Формы контроля могут различаться. Необходимо иметь в виду, как плановые, так и внеплановые формы контроля. Кроме того, возможно организовать патрулирование, оперативные и комплексные проверки, а также применение технических средств наблюдения за оперативной обстановкой, например, видеонаблюдение.

 
В заключение можно констатировать, что существенного повышения безопасности при производстве подрядных работ возможно достичь на основе управления профессиональными рисками. Для этой цели необходимо обеспечить проведение подрядных работ на основе согласованных с Заказчиком ППР при осуществлении организации работ с учетом оптимизированных процедур (процессов), установленных в рамках СУОТ, т.е. в рамках эффективно функционирующей СУОТ предприятия в целом.

Авторы:
Н.И. Симонова,
С.В. Вихров
В.В. Иванов
Клинский институт охраны и условий труда

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
1. Мониторинг условий и охраны труда в Российской Федерации – 2014/Под редакцией В.А. Коржа, Д.Н. Платыгина. Авторский коллектив: Кузнецова Е.А., Кутуева О.В., Михина Т.В., Редченко Н.Б., Савосин А.В., Яринских Л.И. ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России Москва, 2015. – 34 с.
2. OHSAS 18001:2007 Occupational health and safety management systems – Requirements.
3. МОТ-СУОТ 2001 ILO-OSH 2001 Руководство по системам управления охраной труда. Guidelines on occupational safety and health management systems, ILO-OSH 2001 (ISBN 92-2-111634-4, Geneva).
4. Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (Приложение к постановлению Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14).
5. Н. Симонова, С. Вихров, В. Иванов. Заказчик и подрядчик.  Взаимодействие и контроль // «Охрана труда и социальное страхование», № 5, 2016.

  

БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 

Отборная и актуальная информация на электронной почту


 

 

Все публикации

У организаций часто возникает необходимость выполнить работы, не связанные с основной деятельностью, например, ремонт помещений или спил деревьев. Зачастую на них нанимают подрядчиков по договорам ГПХ. Это накладывает на принимающую сторону определенные обязательства

Новые требования к СУОТ

Раньше от работодателя, нанимающего подрядчиков, требовалось только провести для них вводный инструктаж и позаботиться, чтобы они не причинили вред собственным сотрудникам. Нанимающая сторона также должна сделать ограждения опасных зон, определить время и порядок проведения совместных и совмещаемых работ.

В идеале нужно заключать договор с подрядчиками, имеющими все необходимые лицензии, допуски, соответствующее обучение работников.

В 2021 году в ст. 214 разд. Х ТК РФ в обязанностях работодателя появилось требование перед началом работ или оказания услуг согласовать с работодателем-подрядчиком мероприятия, которые минимизируют возможный вред здоровью работников. С 1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 № 656н, который конкретизировал перечень таких мероприятий.

Теперь работодателю в системе управления охраной труда необходимо пересмотреть порядок взаимодействия с подрядными организациями или разработать отдельное положение.

Приказ № 656н предусматривает четыре направления:

  1. Организационные мероприятия.
  2. Технические мероприятия.
  3. Мероприятия по обеспечению исполнителей средствами индивидуальной защиты.
  4. Лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия.

Образец положения о взаимодействии с подрядными организациями вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Новые мероприятия в СУОТ

Организационные мероприятия

Отправная точка здесь — назначение обоими работодателями ответственных за безопасную организацию работ в соответствии с требованиями норм по охране труда. Эти сотрудники составляют единый перечень вредных или опасных производственных факторов, опасностей, включающий:

  • факторы, присутствующие на территории, но не связанные с характером выполняемых работ;
  • факторы, возникающие при производстве работ или оказании услуг;
  • идентифицированные опасности с оценкой уровней профессиональных рисков для здоровья работников и учетом вероятности возникновения и тяжести последствий отдельных заболеваний и состояний.

Это необходимо, чтобы исключить риски, которые могут возникнуть для работников обеих сторон.

Примеры
При выполнении подрядчиком работ на высоте у штатных сотрудников появляется риск падения на них предметов.
На работников подрядчика может воздействовать повышенный шум от установленных в помещении нанимателя производственных агрегатов.

Работодатели составляют план мероприятий по эвакуации и спасению людей в аварийной ситуации и при спасательных работах, согласуют мероприятия по снижению угрозы здоровью сотрудников.

После этого стороны утверждают акт-допуск, который станет основанием для производства определенных работ. Также составляется график совместных и совмещаемых работ.

Нанимающий подрядчиков работодатель обязан:

Обучение по охране труда в Контур.Школе

Профпереподготовка, обязательное обучение. Удостоверения. Дипломы

Расписание курсов

  • проводить мониторинг хода работ по утвержденному им порядку;
  • согласовывать подключение подрядчика к энергоносителям на своей территории;
  • проводить инструктаж по охране труда для работников подрядчика при проведении конкретных работ на своем объекте;
  • разработать инструкции по охране труда, учитывающие специфику работы, подготовить документацию по охране труда и обеспечить ей подрядчика, в том числе документами в электронном виде (Приказ № 656н);
  • мониторить, соблюдают ли подрядчики требования охраны труда.

Некоторые работодатели в договоре подряда прописывают ответственность подрядчика за нарушения требований к безопасности. Это может быть и лишение права доступа на территорию, и штрафные санкции, и даже расторжение договора.

Технические мероприятия

К ним относятся:

  • определение границ опасных зон при проведении работ, рабочих мест и мест установки защитных ограждений и знаков безопасности;
  • обеспечение знаками опасности и прочей разметкой;
  • устранение воздействия вредных факторов на работников, в том числе путем корректировки графика работ;
  • установка средств коллективной защиты: отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования, тепловых и воздушных завес и пр.;
  • регулярная уборка на территории и в помещениях, включая удаление отходов производства, очистку воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

Дополнительно корректируется освещение территории и рабочих мест работодателей, в служебных и бытовых помещениях, местах прохода работников по территории.

Если необходимо, на время выполнения работ устанавливаются предохранительные или защитные устройства для обеспечения безопасной эксплуатации производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

Определяются пути безопасных проходов, в том числе временных, а также изменение маршрутов движения транспорта по территории, чтобы обеспечить безопасность работников.

Работодатель также обязан определить рабочие места, на которые нужен наряд-допуск.

Обеспечение исполнителей СИЗ 

Организация, на чьем объекте проводятся работы, не обязана обеспечивать подрядчика средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Но не исключен и вариант, когда наниматель предоставляет средства защиты сотрудникам подрядчика.

Пример
Для работы в условиях повышенного шума работодатель может выдать задействованным подрядчикам беруши.

В любом случае необходимо определить места хранения СИЗ, предусмотренных правилами и нормами охраны труда для конкретных видов работ. Также сотрудники должны быть в курсе, где хранить и утилизировать смывающие и обезвреживающие средства.

Лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия

Работодатель должен проинформировать подрядчика о том, где на территории располагается медпункт и где найти аптечки.

  • Стороны вправе предусмотреть в договоре подряда будет пункт о том, что подрядчик сам обеспечивает своих работников укомплектованными медицинскими аптечками.

Заранее стороны определяют порядок совместного использования санитарно-бытовых помещений (гардеробных, душевых, умывальных комнат, санузлов, комнат обогрева и приема пищи), чтобы не было пересечения штатных сотрудников и работников подрядчика.

На случай аварии или несчастного случая работодатель должен обеспечить беспрепятственный подъезд машин аварийных служб.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образец положения по работе с подрядчиком в целях предотвращения вреда здоровью работников
    415.3 КБ

Скачать

приобрести
скачать (162.2 kb.)


    Смотрите также:

  • Для проверки знаний инженерно-технических работников подрядных организаций по «Золотым правилам по безопасности труда» (Документ)
  • Для проверки знаний инженерно-технических работников подрядных организаций по «Золотым правилам по безопасности труда» (Документ)
  • Для проверки знаний инженерно-технических работников подрядных организаций по «Золотым правилам по безопасности труда» (Документ)
  • С. В. Буров 2021 г. Билеты для проверки знаний работников подрядных организаций по организации безопасного производства одновременных работ (Документ)
  • Билеты для проверки знаний работников подрядных организаций по пожарной безопасности (Документ)
  • Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте (Документ)
  • Билеты для проверки знаний по охране труда(ЖКХ) (Вопрос)
  • Билеты для проверки знаний руководителей и специалистов подрядных организаций по охране труда при работе на высоте (Документ)
  • Тест по золотым правилам ТНК ВР (Шпаргалка)
  • Билеты для квалификационной проверки знаний по охране труда (Документ)
  • Фураев М.С. Техника безопасности при разборке зданий и сооружений (Документ)
  • Яшный В.Г. Обучающая программа и тесты по технике безопасности дя электромонтёров (Документ)



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Генерального директора

по промышленной безопасности,

охране труда и окружающей среды

ООО «РН-Юганскнефтегаз»

______________ С.В. Буров

«_____» __________ 2021 г.

БИЛЕТЫ

для проверки знаний работников подрядных организаций

по «Золотым правилам безопасности труда»

Разработчик: Управление по работе с подрядными

организациями ООО «РН — Юганскнефтегаз»

Нефтеюганск – 2021г.

Билет № 1


  1. Какие первоочередные действия необходимо предпринять работнику Компании или подрядной организации при выявлении или возникновении условий, представляющих угрозу собственной жизни и здоровью окружающих людей?

  1. Сообщить об этом непосредственному или вышестоящему руководителю и продолжить работу до поступления приказа о её прекращении.

  2. Убедится в собственной безопасности, сообщить об этом непосредственному руководителю и продолжить работу.

  3. Немедленно приостановить работу до устранения опасных условий.

  4. Вызвать службу экстренного реагирования.

На тему безопасности подрядных организаций (далее – БПО), как об одном из процессов в Системе управления охраной труда на предприятии, говорят редко и сухо. Почему? Не секрет, что в течение последних 10 лет, «благодаря» многим реорганизациям функций в крупных компаниях, часть сотрудников оказалась в аутсорсинге или на подряде. При этом необходимо учитывать тот факт, что работы повышенной опасности, ранее проводившиеся силами ремонтных служб предприятий, теперь выполняются силами подрядных организаций (далее – ПО). Зачастую между новоиспеченным заказчиком и подрядчиками выстроилась «берлинская стена» — вы не мы, и нам не до ваших происшествий, ведь в статистику заказчика они не попадут. К сожалению, такой подход говорит о низкой корпоративной культуре в целом и культуре производственной безопасности в частности.

Ольга Нгуен

Руководитель проектов HSE компании ООО «БРеалИТ»

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

При выходе на публичное предложение ценных бумаг на известных биржах (Initial Public Offering или IPO) крупнейшие добывающие и перерабатывающие компаний РФ вынуждены были провести организационные преобразования, выразившиеся в оптимизации численности работников, поскольку многочисленный штат персонала мешал установлению высокой рыночной оценки компании. Как правило, под сокращение попал персонал вспомогательных обслуживающих и ремонтных служб. На диаграмме представлено процентное соотношение доли персонала в штате компаний по категориям до IPO и после.

Процентное соотношение доли персонала по категориям до IPO и после
  • 50% — технологический персонал
  • 20% — ремонтный персонал
  • 10% — работники служб логистики
  • 20% — офисные сотрудники

При формировании ежегодных публичных отчетов крупными холдингами используются мировые показатели, являющиеся основными индикаторами эффективности работы компаний в области охраны труда (далее — ОТ). Один из них — LTIFR (Lost Time Injury Frequency Rate), который означает коэффициент частоты травм с потерей трудоспособности.

Проведенные оптимизации ремонтных служб, вывод их на аутсорсинг (либо в дочерние зависимые общества, либо на коммерческую основу договорных отношений) дали компаниям возможность улучшить свои показатели эффективности работы в сфере ОТ. Т.е. в расчетах LTIFR учитывали травматизм только с собственным персоналом.

Но самым травмоопасным видом работ является не производство продукции, не эксплуатация действующего оборудования, а как раз производство ремонтных работ, которые теперь выполняют сотрудники ПО на оборудовании заказчика, не зная при этом особенностей производства, опасных и вредных факторов, защиты от них.

Таким образом, компании формируют внутреннюю культуру производственной безопасности на своей промышленной площадке, не учитывая, как правило, проблем, связанных с перераспределением трудовых ресурсов.

К чему приводит такой подход:

  • снижение компетенций работников на аутсорсе;
  • низкая культура безопасности подрядчиков может негативно влиять на культуру безопасности собственного персонала;
  • низкое качество работ;
  • простои, неполадки технологического процесса;
  • равматизм на территории заказчика, а в перспективе рост LTIFR в связи с ростом травматизма среди сотрудников ПО;
  • репутационные риски «небезопасного» производства заказчика;
  • частые санкции госорганов.

Отличия персонала подрядных организаций от собственного:

  • высокая текучесть кадров, частая смена локаций;
  • высокий травматизм и аварийность;
  • отсутствие мотивации к соблюдению требований безопасности;
  • заработная плата ниже;
  • сотрудники подрядчика не обучены корпоративным требованиям, инструментам по безопасности;
  • низкая культура безопасности.

В дополнение к вышесказанному мы оценили по «Методике расчёта показателей производственного травматизма» опасность травмирования по основным категориям персонала.

Сравнительная таблица показателей опасности травмирования по основным категориям персонала

Сравнительная таблица показателей опасности травмирования по основным категориям персонала

Показатели Офисные сотрудники Технологический персонал Работники служб логистики Ремонтный персонал ПО
Коэффициент частоты травматизма 1,8 1,9 1,3 14,2
Потенциал опасности травмирования 0,013 0,036 0,028 0,214
Коэффициент опасности работ, КОП 0,034 0,09 0,076 0,67

Из этого следует, что работы ремонтного персонала ПО наиболее опасны: коэффициент опасности работ в 7,5 раз больше, чем аналогичный показатель технологического персонала. При этом мерой опасности ситуаций, в которых реализуются опасные и вредные производственные факторы, способные оказывать влияние на травмирование работников, является риск. Предупреждение риска травмирования персонала ПО с помощью методов и различных средств должно обязательно осуществляться на предприятии-источнике опасности, т.е. у заказчика.

Помимо законодательных обязанностей работодателя в сфере труда РФ по обеспечению безопасности работников при осуществлении технологических процессов, эксплуатации оборудования, по принятию мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников, по разработке мероприятий по профилактике несчастных случаев и повреждения здоровья работников, часть компаний, вышедших на международный уровень, разрабатывают и внедряют дополнительные корпоративные функции в систему управления охраной труда (далее — СУОТ), например — «Стратегия безопасности ПО».

Развивая СУОТ, лишь немногие компании разрабатывают и внедряют процедуры «безопасности ПО», выстраивают партнерские отношения, берут на себя в рамках корпоративных систем и отчетность по травматизму в ПО. Для этого, например, в общие корпоративные требования к ПО включают требования к предоставлению подрядчиками отчетности по их травматизму. Эти требования являются приложением к договорам на оказание услуг/работ на территории и в интересах компаний. В итоге, лишь некоторые компании интегрируют в свои СУОТ системы управления ПО, передают знания и инструменты эффективной работы, обеспечивая приоритет безопасности на своей производственной площадке и конкурентоспособность в целом (так называемая стратегия «ЦЕЛЬ-НОЛЬ»).

Как выстроить эту систему и сделать ее эффективной?

Организация и поддержание эффективной системы управления БПО требует от компании вложения существенных трудовых ресурсов. Узким местом в организации системы БПО при этом являются коммуникации с представителями HSE функции подрядчика и бумажная работа. Решение этой проблемы позволило бы без увеличения штата настроить процессы БПО. Ещё одна проблема — отсутствие оперативного контроля у заказчика за подрядными организациями.

Есть несколько этапов, которые бы позволили организовать и поддерживать эффективную систему управления БПО. Рассмотрим основные.

I Этап. «Предварительная квалификационная оценка по ОТиПБ»

Цель.

Определить готовность подрядчиков обеспечить необходимый уровень безопасности на объектах Заказчика.

Как это сделать.

Всем потенциальным партнерам (поставщикам услуг и работ) перед тендером предлагается к заполнению Анкета (опросный лист). Данную Анкету специалисты ОТиПБ подрядчика передают специалистам ОТиПБ заказчика для проверки вместе с документами о СУОТ, квалификации сотрудников и опыте работы.

Результат.

Получить экспертное заключение от службы ОТиПБ заказчика по специальной методике проведения предварительной квалификационной оценки подрядчика (каждому подрядчику присваивается рейтинг).

Дополнительно желательно провести заказчиком очный аудит подрядчика на крупных инвестиционных проектах, уникальных и сложных работах.

II Этап. «Выбор подрядчика»

Цель.

Выбрать подрядчика, способного обеспечить безопасность работ (согласно результатам предварительной квалификационной оценки или оценки подрядчика, полученной в процессе либо после окончания работ).

Как это сделать.

В заседаниях тендерного комитета заказчика обязательное присутствие сотрудника ОТиПБ при выборе подрядчика. Это надо для учета результатов предварительной квалификационной оценки, учета взаимодействия сотрудников ОТиПБ заказчика и подрядчика, учета предыдущего опыта производства работ на территории подрядчика (происшествия, штрафы, нарушения и т.д.)

Результат.

Протокол заседания тендерного комитета.

III Этап «Заключение договора»

Цель.

Заключить договор с подрядчиком, который учитывает результаты предварительной и детальной оценки рисков и в который включены мероприятия по обеспечению безопасности.

Как это сделать.

Процедура заключения договора с подрядчиком включает в себя требования согласования ППР до подписания договора с оценкой рисков запланированных работ. Приложением к договору является ППР, который согласован между заказчиком и подрядчиком до подписания договора. Необходимо ознакомить работников подрядчика под роспись с локальными нормативными правовыми актами заказчика в области ОТиПБ (со штрафными санкциями, с правилами, стандартами и нормами).

Результат.

Подписанный договор с приложениями норм ОТиПБ заказчика.

Также можно создать у заказчика выделенную функцию ОТиПБ — единого центра по работе с подрядчиком.
Дополнительно — создание системы KPI для подрядчика.

IV Этап «Подготовка объекта работ и документации»

Цель.

Заказчик уверен в наличии у подрядчика ресурсов для безопасного выполнения работ на границах участков ведения работ, в способности выполнить объем и содержание работ, последовательность их выполнения, меры безопасности с учетом результатов оценки рисков.

Как это сделать.

Необходимо совместно заказчику и подрядчику определить границы участков ведения работ, объем и содержание подготовительных работ, последовательность их выполнения, меры безопасности с учетом результатов оценки рисков. Заказчику выполнить мероприятия по подготовке оборудования (объекта) к ремонту и обеспечению безопасности предстоящих работ. Заказчику сделать отметку в наряде-допуске. Сотрудники подрядчика прошли вводные инструктажи, допущены на промплощадку заказчика. Имеются материально-технические ресурсы для фотофиксации состояния места производства работ. Утверждены приказы, распоряжения, инструкции, регламент, СЗ, ППР, ПОР, тех. карта, ведомость дефектов и т.д.

Результат.

Подписаны наряды-допуски, план корректирующих мероприятий, готовность к старту работ подтверждена.

Дополнительно можно обучить методике «оценки рисков», методике «расследования происшествий», методике «поиск опасностей», методике «ПАБ» сотрудников подрядчика.

V Этап «Допуск к работам»

Цель.

Подтверждение выполнения необходимых мер безопасности со стороны заказчика и подрядчика, возможности ведения ремонтных работ.

Как это сделать.

Необходимо выполнить технические и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность ведения ремонтных работ, работники подрядчика допущены к производству работ (проведены инструктажи, тренинги), оформлены и выданы наряд-допуски, акты сдачи оборудования в ремонт, выполнены критичные мероприятия плана корректирующих мероприятий до начала работ.

Результат.

Письменное разрешение заказчика на производство работ в отведенной ремонтной зоне, старт работ.

Дополнительно можно обучить руководителей подрядчика по программе «Лидерство в ОТиПБ», визуализировать рабочие места.

VI Этап «Производство работ и контроль»

Цель.

Безопасная работа подрядчика с соблюдением принятых и установленных норм и правил.

Как это сделать.

Надо провести оценку рисков на рабочих местах силами подрядчика, организовать контроль производства работ заказчиком и эффективный механизм воздействия на подрядчика, регулярно взаимодействовать подрядчику и заказчику с результатом в виде плана по постоянному улучшению безопасности работ. Надо установить контактные лица с правом принятия решений, регулярно проводить совещания УПБиОТ с руководством подрядчика, визуально идентифицировать работников ПО, добиться адекватного реагирования подрядчиком на выявляемые нарушения/замечания, внедрить систему тренингов для сотрудников подрядчика.

Результат.

Предупреждение и отсутствие аварий, несчастных случаев, инцидентов при производстве работ подрядчиком на территории заказчика.
Дополнительно — совместные визиты заказчика и подрядчика на место производства работ, внедрение системы мотивации «я работаю безопасно», «светофор» и т.д.

VII Этап «Оценка по результатам работ»

Цель.

Объективная и достоверная интегральная оценка подрядчика, дальнейшее сотрудничество.

Как это сделать.

Приемка рабочего места и оборудования, актуализация технической документации и инструкций по результатам ремонтов/модернизаций, ознакомление работников с изменениями по результатам ремонтов/модернизаций, заполненная ремонтная и монтажная документация.

Результат.

Акты нарушений, предписания, база данных ПО с указанием рейтинга, поощрение сотрудников подрядчика за качественный и безопасный труд, реестр нежелательных контрагентов. Применение результатов оценки при последующих выборах подрядчика.

Дополнительно — внедрение системы внутренней сертификации и поощрения Подрядчика на комитетах БПО Заказчика.

Как применить цифровой подход в системе БПО?

Организация и поддержание эффективной системы управления БПО требует от компании вложения существенных трудовых ресурсов. Узким местом в организации системы БПО при этом являются коммуникации с представителями HSE функции подрядчика и бумажная работа. Решение этой проблемы позволило бы без увеличения штата настроить процессы БПО. Ещё одна проблема — отсутствие оперативного контроля у заказчика за подрядными организациями.

Чтобы упростить взаимодействие с подрядчиками, сократить время на обработку информации и при этом предоставить функции оперативного контроля, описанные выше этапы можно перевести в цифровой формат, где в едином информационном пространстве работают и заказчик, и подрядчик — так называемый «Личный кабинет партнера».

Цели реализации системы «Личный кабинет партнера»:

  • сокращение трудозатрат на занесение информации о работниках ПО;
  • полный контроль за работниками подрядной организации и наличия у них разрешительных документов на работы;
  • сокращение времени допуска подрядчика до выполнения работ;
  • оформление электронного наряд-допуска;
  • внедрение корпоративных инструментов по выстраиванию эффективной культуры безопасности у подрядчика.

Возможности системы «Личный кабинет партнера»:

  • Автоматизированный входной контроль и рейтинг: получение и обработка данных о ПО, их сотрудниках и подрядных компаниях на промплощадке.
  • Автоматизированный расчет показателей и анализ по результатам проверок ПО: количество и оценка нарушений, отстранение в срок, нарушители, штрафы, происшествия с подрядчиками, Кт, Кч, LTIFR, количество отработанных часов, интегральный рейтинг ПО.
  • Доступ ко всем Регламентам и НТД заказчика: справочно имеются ссылки на регламентирующие документы с требованиями, чтобы подрядчики подрядчики могли изучить их.
  • Формирование заявок на обучение: направление подрядчиками заявок на инструктажи, тренинги, контроль за расписанием посещения обязательных мероприятий, необходимых для допуска на производственную площадку заказчика.
  • Оформление заявок на пропуска: оформление подрядчиками и согласование всеми службами заказчиками заявок на личные пропуска, допуска транспортных средств и подъемных сооружений на территорию заказчика.
  • Заявки на производство работ: планирование в каких работах по нарядам-допускам на территории заказчика будет участвовать персонал подрядчика. Система поможет в проверке на соответствие требованиям оборудования и персонала подрядчика, который необходимо направить на производственную площадку заказчика. Службы, отвечающие за безопасное производство работ заказчика, своевременно оставят вам свои пожелания и комментарии, чтобы подрядчики могли подготовить соответствующие квалифицированные кадры к производству работ.
  • Уведомления на электронную почту: каждое событие в Системе, к которому причастен конкретный сотрудник, идет в совокупности с уведомлением на электронную почту, поэтому невозможно пропустить важные моменты на пути к совместной и, главное, безопасной работе с заказчиком.
  • Формирование единой отчетности: в системе под корпоративные требования заказчика все подрядчики формируют отчеты производственной безопасности, при этом большую часть отчётных показателей система рассчитает сама на основе данных в Системе (по происшествиям, нарушениям, нарушителям, проведенным инструктажам и тренингам и т.д.).
  • Система заранее предупредит, когда у сотрудников подрядчика и сотрудников субподрядных организаций подходит к окончанию срок аттестации, квалификации, срок проверки знаний, медосмотра и т.д., поэтому всегда можно заблаговременно направить ответственный персонал на устранение замечаний.
  • Система согласования: практически на каждой задаче настроены алгоритмы согласования заказчиком документов подрядчика (например, заявки на подъемные сооружения, заявки на пропуска, заявки на тренинги и обучения). Обратная связь в режиме реального времени 24/7 экономит трудозатраты обеих сторон процесса.

1) Устанавливают мероприятия по применению подрядчиками и их работниками требований организации по охране труда, а также обеспечивают своевременную корректировку этих мероприятий.

2) Мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:

а) включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;

б) устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;

в) включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации;

г) обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы в зависимости от необходимости;

д) методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; и

е) гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками).

[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.10.5]

Важнейшим в системе управления охраной труда является обеспечение безопасности работ при нахождении работников нескольких работодателей на одной промышленной площадке, в одной рабочей зоне. Особенно актуально это для крупных организаций, которыми принята политика, направленная на освобождение от любых непрофильных функций, и, как следствие, осуществляется передача всех сервисных работ подрядным организациям.

Подрядчики (и субподрядчики) являются одним из ключевых факторов, влияющих на результаты деятельности подрядодателя <1> в области охраны труда. Поэтому подрядодателю следует применять к подрядчикам концепцию «единой охраны труда», согласно которой работники подрядчиков обязаны соблюдать эквивалентные по уровню требования охраны труда и безопасного производства работ. Другими словами, уровень охраны труда у подрядчиков не должен быть ниже, чем у подрядодателя.

———————————

<1> Этот новый термин введен для более внятного изложения, позволяющего однозначно именовать организацию — заказчика работ — основного работодателя и организацию-подрядчика (генерального подрядчика) — работодателя для своих работников.

Организация-подрядодатель для поддержания должного уровня своей охраны труда и безопасности производства должна активно работать с подрядчиками, принуждая их привести организацию работ по охране труда в соответствие с требованиями системы управления охраной труда подрядодателя.

Целесообразно, чтобы договор на проведение подрядных работ определял ответственность подрядчика и организации-подрядодателя за согласованные действия по безопасному ведению работ.

Работники подрядчика, работающие на промышленной площадке и объектах организации, должны иметь удостоверения о соответствующих проверках знаний по охране труда.

Контроль за безопасностью осуществления субподрядных работ возлагается на руководителя структурного подразделения подрядчика, на объектах которого работает субподрядчик, и соответствующее должностное лицо подрядчика. Желательно назначать для этого специального супервайзера за безопасностью работы подрядчиков.

Для обеспечения безопасного ведения работ подрядными организациями в рамках эффективно функционирующей системы управления охраной труда необходимо предусмотреть следующие мероприятия по организации безопасного ведения подрядных работ, которые образуют три основных этапа.

Первый этап связан с учетом показателей деятельности потенциального подрядчика по обеспечению требований охраны труда (согласно представленной претендентом на подряд информации при выборе подрядчика на этапе проведения конкурса/тендера).

Для этого организация-подрядодатель предоставляет претенденту на подряд:

— систему критериев по охране труда, необходимых для объективной оценки состояния охраны труда у претендента на подряд;

— формы предоставления претендентом информации по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда;

— систему интегральных показателей, позволяющих использовать полученную информацию при подведении итогов конкурса (тендера).

Например, одним из обязательных условий участия в конкурсе (тендере) на проведение работ может являться предоставление претендентом следующих данных:

— сведения о производственном травматизме и острых профессиональных заболеваниях за последние пять лет (в абсолютных и относительных цифрах с указанием причин);

— сведения о руководителях и специалистах: образование, стаж работы по специальности, подготовка в области охраны труда, повышение квалификации за последние пять лет;

— сведения об организации работ по охране труда: наличие службы или специалиста по охране труда, комитета по охране труда, уполномоченных по охране труда, порядок проведения инструктажей и подготовки, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, результаты мониторинга условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда, специальной оценки условий труда и т.п.) и др.

Весьма перспективным видится проведение до стадии конкурса (тендера) инспекционного аудита деятельности претендента в области охраны труда.

Второй этап связан с официальным разграничением обязанностей и ответственности организации-подрядодателя и организации-подрядчика в области охраны труда при заключении договора на проведение подрядных работ и юридически грамотное их оформление.

Одновременно с подписанием договора на выполнение подрядных работ может подписываться «Соглашение о разграничении обязанностей и ответственности сторон по безопасному производству работ», которое является неотъемлемой частью договора, имеет потому юридическую силу и регулирует следующие вопросы:

а) порядок допуска подрядчика на объекты организации-подрядодателя;

б) порядок взаимодействия организации-подрядодателя и подрядчика при проведении подрядных работ;

в) обязанности, права и ответственность организации-подрядодателя;

г) обязанности, права и ответственность подрядчика в области:

1) подготовки персонала;

2) обеспечения персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты;

3) расследования инцидентов, аварий и несчастных случаев (а также острых отравлений);

4) ведения документации в области охраны труда;

5) функционирования системы управления охраной труда;

6) другое.

Третьим этапом является осуществление организацией-подрядодателем производственного контроля за соблюдением требований охраны труда и безопасности производства при выполнении работ подрядчиком на объектах организации-подрядодателя.

Такую систему производственного контроля за соблюдением требований охраны труда и безопасности производства работ следует сделать неотъемлемым элементом системы управления охраной труда организации-подрядодателя. В рамках осуществления этапов производственного контроля в программы контроля включаются отдельные элементы обеспечения безопасности со стороны подрядчика. В отдельных случаях проводятся комплексные целевые проверки подрядчиков.

Практика свидетельствует, что наличие эффективно функционирующих систем управления охраной труда как у организации-подрядодателя, так и у подрядчика значительно упрощает процедурное и документальное оформление взаимоотношений и выполнения требований охраны труда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Каким образом оценить вовлеченность высшего руководства компании на результативность внедрения ит
  • Какими двумя способами google реклама поможет достижению ваших бизнес целей выберите два варианта
  • Какова максимальная продолжительность времени работы для работников занятых на работах с вредными
  • Какое требование установлено к освещению в зонах работ на открытых площадках в ночное время ответ
  • Какой бизнес процесс является источником исходных данных для бизнес процесса формирования бюджета