Какие молитвы можно слушать во время работы по дому

Допустимо ли прослушивание Евангелия и Апостола во время работы по дому?

Здрав­ствуй­те, под­ска­жи­те, про­слу­ши­ва­ние Еван­ге­лия, Апо­столь­ских Посла­ний и их тол­ко­ва­ний  во вре­мя выпол­не­ния дел по дому (убор­ка, готов­ка , и т.д.), во  вре­мя рабо­ты, во вре­мя вожде­ния авто и т.д. допу­сти­мо ли? Если нет то что мож­но про­слу­ши­вать во вре­мя выпол­не­ния этих дел, чтоб голо­ва была заня­та полез­ной инфор­ма­ци­ей?

Здрав­ствуй­те, я пола­гаю, что это вполне умест­но. Если умест­но молить­ся во вре­мя повсе­днев­ных дел, то поче­му бы не про­слу­шать и Писа­ние?

Думаю, что мож­но. И даже, по мое­му мне­нию, очень хоро­шо.

С ува­же­ни­ем,

Мне кажет­ся, этот вопрос бли­зок к дру­го­му: мож­но ли есть во вре­мя транс­ля­ции бого­слу­же­ния по ТВ. Там счи­та­ют, что это небла­го­го­ве­ние. А ведь на бого­слу­же­нии чита­ют и Еван­ге­лие, и тол­ко­ва­ние Свя­тых Отцов во вре­мя про­по­ве­ди. По-мое­му, во вре­мя дел нуж­но молить­ся, да и то не длин­ной молит­вой, а луч­ше крат­кой, из 2х слов. Так и от дела мень­ше отвле­ка­ет, и вни­ма­ние боль­ше к сло­вам молит­вы.

Пола­гаю, все зави­сит от того, спо­соб­ны ли Вы сосре­до­то­чен­но слу­шать Писа­ние во вре­мя выпол­не­ния раз­лич­ных дел. Если спо­соб­ны, то ника­ких про­блем не вижу.

Мне кажет­ся, слу­шать само Писа­ние не вполне умест­но, пото­му что труд­но сохра­нить необ­хо­ди­мое бла­го­го­вей­ное вни­ма­ние. А вот слу­шать цер­ков­ные тол­ко­ва­ния очень хоро­шо. И вооб­ще свя­то­оте­че­ские тво­ре­ния. Под­бе­ри­те, что Вам боль­ше понят­но и под­хо­дит, и начи­най­те.

Можно ли слушать записи чтения канонов, акафистов и т. п., занимаясь домашними делами?

Здравствуйте! Недавно открыл для себя, что в сети интернет можно скачать аудиозапись практически любого Канона или Акафиста, а также множество самых разных православных песнопений и записей богослужений. Подскажите, пожалуйста, можно ли их включать и слушать во время, когда занят домашними делами, например, готовлю еду, занимаюсь делами на компьютере или делаю еще что-то по дому? Также интересует, позволительно ли засыпать под подобные записи? Или же их можно слушать только не отвлекаясь ни на какие более дела? Заранее спасибо за ответ! Спаси вас Христос! Валерий.

священник Николай Гулейко

Отвечает священник Николай Гулейко:

Здравствуйте, Валерий!

Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет: «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Это значит, что любое человеческое занятие не только может, но и должно совершаться с памятью о Боге, с молитвой к Нему. Поэтому вполне допустимо прослушивание православных песнопений во время домашних дел. Только надо отдавать себе отчет в том, что это не является полноценной заменой церковной или домашней молитве — им надо уделять свое внимание без остатка.

С уважением, священник Николай Гулейко.

  • Кто пишет тексты акафистов и молитв святым?
  • В чем разница: просить святого или Бога?
  • Можно ли в домашнем чтении Псалтыри по усопшим читать в воскресные дни?
  • Мне непонятны молитвы, которые читаются на Литургии. Можно ли в это время молиться своими словами?

Сейчас в сети Интернет можно скачать запись любой молитвы, православных песнопений или богослужения. Но вот можно ли их слушать во время занятий домашними делами, поездки и т. п.

Подпишитесь и читайте нас в:

в Google News

в Telegram

в Яндекс.Дзене

Грехом такое «чтение» молитв назвать сложно, но поступать так нежелательно. Если вы развалились на постели и слушаете в аудиозаписи молитвенные слова, то это недопустимо. Ведь душа здорового человека обязана трудиться, понуждать себя к молитве, а не лениться. Для молитвы необходимо собираться, а не расслабляться. Если же вы заняты неотложными делами, так как зачастую многим катастрофически не хватает времени на работу, готовку, уборку и прочее, то позволить себе слушать молитвы можно.

Апостол Павел в Послании к коринфянам пишет: «Едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 ;Кор. 10. 31). Это значит, что любое человеческое занятие не только может, но и должно совершаться с памятью о Боге, с молитвой к Нему. Поэтому вполне допустимо прослушивание православных молитв и песнопений во время домашних дел. Только надо отдавать себе отчет в том, что это все же не является полноценной заменой церковной или домашней молитвы, им надо уделить свое внимание без остатка.

Что касается молитвы, то имеет значение не способ восприятия нами слов (он может быть визуальным, посредством чтения, а может быть и посредством слушания), а усвоение этих слов себе. То есть, читая или слушая молитвенные слова, мы должны их произносить мысленно, чтобы обращение к Богу было уже нашим собственным, пусть и при помощи аудиозаписи.

На самом деле, это не очень хорошо, когда мы доводим до автоматизма такие базовые для религиозной жизни понятия, как молитва, пост, покаяние. Ведь с наушниками в Царство Божье не пускают. Туда нагими уходят, такими же, как и сюда приходили.

Источник фото: pixabay.com

Не богохульство ли слушать молитвы или духовные песнопения, когда занимаюсь домашними делами?

Часто слушаю молитвы, например Псалом 90, или пение сестер Дивеевского монастыря «Честнейшую херувим» фоном, когда работаю или занимаюсь какими-то делами.

Не является ли это богохульством?
…………………………………….
Антон Б. , Братск — (belas)

Ответ

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-93767/?stt=1044
…………………………………….
Ответ: о.Димитрий Смирнов


Метки

благоговение , домашняя работа , молитва

«У меня работа отнимает всё время и все силы. Когда мне молиться? Кручусь, кручусь целыми днями. Только и выспаться, что в воскресенье».

Я слышал такие речи. Вы, вероятно, тоже. И нужно согласиться с тем, что множество наших людей придавлены суетой и зарабатыванием денег. Им вроде бы действительно некогда молиться. Святое дело – участие в службах, служение Богу – по необходимости пренебрегается и чахнет. Вслед за этим вся жизнь перекашивается и движется не прямо, а боком. Очевидно, нужно искать выход, и он возможен в виде соединения работы с молитвой.

Воскресную Литургию, конечно, ничто не заменит. Но повседневные дела вполне могут быть смешаны с молитвой и растворены ею. Сам труд может быть аналогом молитвы и делом святым. Вы видели (по фильмам, а может, и в жизни), как поплевывают на руки, приступая к труду, люди. Это поплевывание имеет ритуальный характер. Когда-то все христиане мыли руки перед вступлением в церковь. Руки на молитве когда-то воздевали все, и эти руки должны быть чистыми. У католиков до сих пор в каждом храме при входе есть специальные сосуды с водой, куда богомольцы окунают пальцы, заходя в храм. У нас сейчас только священники моют руки перед службой. Только они и воздевают руки перед Богом сегодня в Православии. Но вот такое традиционное поплевывание на руки перед тем, как взяться за лопату или топор, – это переиначенное мытье рук перед святым делом. Потому что труд – это аналог молитвы. Кстати, и на пальцы перед крестным знамением наши предки дули или символически плевали, что тоже есть измененная форма омовения. Трудиться так же свято, как и разговаривать с Богом. Можно учиться соединять то и другое.

Есть труды, которые при самом совершении молиться не возбраняют. Это всякий механический труд вроде косьбы, чистки картофеля, вскапывания грядок или другого монотонного дела, которое совершается автоматически и ум при этом относительно свободен. Любая краткая молитва – «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя», «Богородице Дево», «Боже, очисти меня, грешного» или иная – уместна при этом и трудиться не мешает. Руки делают, а ум молится.

Тексты многих молитв стоит заучивать наизусть, чтобы молиться при самых разных занятиях

Именно для того, чтобы молящийся был избавлен от необходимости открывать молитвенник, читать слова из книги, тексты многих молитв стоит заучивать наизусть. Отрывки Евангелия, псалмы Давидовы должны становиться нашей собственностью, принадлежностью нашей памяти, а не только содержанием читаемых книг. Тогда можно будет усладить или укрепить душу молитвой и в очереди, и при поездке в транспорте, и при посещении спортзала. Многим известна на практике эта тайна молитвенного предстояния Богу при самых разных занятиях, по внешности не располагающих к молитве.

Мне бы хотелось садиться в транспорт, за рулем которого сидит тайно молящийся водитель. Ум его будет полезно занят, и ему не придется включать «Шансон» или «Радио Дачу», издеваясь над ушами пассажиров. При этом и вести машину он должен будет внимательнее, поскольку имя Божие, находясь в памяти человека, делает человека ответственнее и собраннее. Хотелось бы, чтобы и мастер станции техобслуживания, бортируя колесо моей машины или возясь в ее моторе, не матерно ругался и не просто свистел под нос, а время от времени в уме призывал Бога в помощь. Хотелось бы мне, заходя в кафе или ресторан, надеяться, что повар, готовящий мое блюдо, не перемигивается с официанткой и не рассказывает анекдот, а помнит Бога посреди работы и молится Ему.

Вы можете счесть это мечтой и фантазией, а я вам скажу, что это не то и не другое. Это вполне возможная реальность. Ее отсутствие в нашей жизни или (скажем так) очень редкое присутствие зависит только от малого числа богомольцев, стремящихся служить Богу на своем малом месте. Это дело зависит только от нашей воли, поскольку никто не властен над тем, о чем мы думаем, исполняя свои прямые служебные обязанности.

У тебя нет времени или сил пойти на всенощную. Согласен. Но прочесть по памяти «Помилуй мя, Боже» посреди ежедневных трудов у тебя всегда есть и время, и силы. Дело только за желанием. Вот это желание и нужно возбуждать в душах человеческих, напоминая и уча, что призыванию Бога в молитве и словесному служению Ему, по сути, ничто, кроме рассеянности и маловерности, не мешает.

Отдельно нужно говорить о людях, занятых умственным трудом. Если штукатур посреди работы может умом молиться, то учитель, проверяющий тетради, нет. Его ум занят. Так же занят и ум диспетчера в аэропорту или системного администратора в фирме. Всем им, чей ум на работе загружен и без того, нужно молиться перед началом трудов. Это им нужно, подув на пальцы, перекреститься или, поплевав на руки, сесть за клавиатуру. Таких работ всё больше и больше.

Тем, кто занят трудом умственным, нужно молиться перед началом работы

Труд механизируется и автоматизируется, а человек превращается в приставку к сложным механизмам. Он и сам рискует со временем превратиться в робота или компьютер на радость футурологам и голливудским режиссерам. И для того, чтобы оставаться человеком, нужно молиться. Машина обгонит человека по производительности труда, машина не устанет и не уснет. Но она никогда не обратится к Богу с благодарностью или просьбой о помощи, а человек должен это делать. В этом его главное отличие как от машины, так и от бессловесного животного.

    

Наконец, есть те, кто работает не с кирпичом, не с глиной, не с файлами и гигабайтами, а с людьми. Чиновник, администратор, начальник, врач, судья, менеджер. Эти люди разговаривают, убеждают, ругаются, просят, настаивают, пишут протоколы и резолюции. Они проводят совещания, допрашивают (следователи), объясняют (учителя) и так далее. Этой многомиллионной армии ответственных работников можно напомнить о примере афонского старца Силуана. Тот, ежедневно имея общение с десятками рабочих в монастыре, имел за правило никогда не заговаривать с человеком, прежде чем кратко не помолится о нем. Формально это не трудно, но требует от человека настоящей веры и любви к людям.

Афонский старец Силуан, прежде чем заговорить с кем-либо, кратко молился об этом человеке

Вот директор школы вызывает к себе родителей ученика-хулигана, измучившего весь класс. Самое время, когда они уже в приемной, помолиться Богу, говоря: «Господи, помоги сказать правильные слова. Вразуми, как поступить. Дай мне твердость, если нужна твердость. Дай сострадания, дай разума».

    

Очевидно, слова могут быть самыми разными. Но сама молитва нужна. И так же доктор на приеме, говоря очередному посетителю: «Войдите!», может молиться о нем и о себе. Никто не мешает делать так же начальнику в приемный день. И бригадиру в отношении рабочих. И командиру о солдатах. Далее можно думать по аналогии. Кстати, военным о том, что «без молитвы ружья не заряжать», раньше всех нас Суворов сказал. Стоит только примериться к особенностям жизни крановщиков, дальнобойщиков, таксистов, продавцов, чтобы каждому найти свои слова, свое время и свой способ разумного служения Богу. И тогда молящегося посреди работы человека непременно потянет и в храм. Та малая молитва, творимая в миру, потянет человека в Дом Молитвы, в храм святой на Литургию. Человек, почувствовав силу молитвы и сладость ее, повлечется в то место, где всё ради молитвы создано и всё молитвой дышит.

Ведь кто как живет, тот так и молится. И если живем мы без молитвы в быту, то нас и в святое воскресенье душа в храм не зовет. Жажды нет. Крылья обрезаны. Кисло и скучно на душе.

Молиться надо всем. Это общий труд всех верующих душ. Молиться надо везде, то есть посреди трудов и на отдыхе. Молиться нужно по возможности всегда. Это нелегкий труд, но ожидаемые плоды его – это преображение повседневной жизни из тягостной и беспросветной в службу Богу. И это, конечно, внутреннее изменение человека. Его сердечный переход из состояния сына века сего в состояние сына Царствия.

Сын Царствия никогда не скажет: «Когда мне молиться? Я все время работаю». У него молитва и работа не разделены пропастью, но и то, и другое делается перед лицом Божиим, во славу Божию и силой Божией.

Протоиерей Александр Билокур отвечает на вопросы прихожан:

– Как вы относитесь к этой притче? Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь, станет у тебя на душе плохо – ты иди в храм, тебе всегда там легче будет». Вырос человек. И стало ему жить невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!»… А тут подошла одна женщина и говорит ему: «Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили». Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос: «Что ты, дитя моё, плачешь?» Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит: «Господи! Меня в храм не пускают!» Обнял его Иисус: «Не плачь, они и Меня давно туда не пускают».

– Эту притчу составил человек, не читавший Евангелия. Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18). Также Спаситель говорит: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Поэтому, несмотря на грехи прихожан и даже священнослужителей, Иисус Христос присутствует в Церкви и в каждом православном храме, так как храм – это Его дом, и здесь Он не Гость, а Хозяин. Не впустить Христа может человек в своё сердце. Потому Спаситель и говорит: «Стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Описанные в притче «святые осы» – церковные прислужницы – стали редкостью в православных храмах, они или уже вымерли, или «перевоспитались». Исключения составляют местные «юродивые», а точнее, сумасшедшие, на которых не стоит обращать внимания. Что с больных можно взять? Их только можно пожалеть и не обижаться.

– Пришла сегодня в церковь поставить свечки, оставила пакет на подоконнике с личными вещами. Когда начала забирать, поняла, что украли белое полотенце прямо из пакета! Может, это какой-то знак?

– Знак того, что нельзя оставлять пакет и сумку без присмотра. В святом месте нередко орудуют мелкие воришки и карманники или просто душевно болящие клептоманы.

– Я устроился на новую работу, и там часто говорят плохими словами (матами). Я тоже когда-то так говорил ещё в школе, но потом понял, что это плохо. И вот теперь я замечаю за собой, так как мы постоянно общаемся, что сам могу сказать праздные слова, пока это не маты. Я ребят не осуждаю, стараюсь молиться за них. Как быть?

– Если на улице шум или с улицы доносится неприятный запах гари или дыма, вы закрываете все окна и форточки своей квартиры. Так точно поступайте, когда извне греховного мира в вашу душу пытается проникнуть смрад злоречия и скверно-словия, закрывайте двери своего сердца и молитесь, чтобы Господь простил и вразумил хулителей и ругателей, а вам даровал мудрость, терпение и смирение, защитил, избавил и очистил вас от «всякия скверны».

– Господь ждёт от нас смирения. Как можно и нужно ли смиряться с людской наглостью, жадностью и глупостью?

– Господь ожидает нашего смирения перед Ним, перед Его святой волей и всеблагим Промыслом. Но это не означает, что мы должны быть терпимы ко злу, греху и неправде. Святые отцы учат: «Люби грешника, но ненавидь грех». Человека, даже самого грешного, мы должны прощать, терпеть и проявлять к нему снисхождение. Но с наглостью, жадностью и глупостью как с явлением нужно вести непримиримую борьбу, не допуская его развития и особенно проявления в своей жизни.

– Можно ли слушать акафист, лёжа перед сном? Я в последнее время засыпаю под акафист, слушаю через наушники из Интернета. Не грех ли это?

– Если прослушивание в аудиозаписи церковных песнопений, акафистов и других молитвословий являются для вас звуковым фоном, то их можно слушать лёжа, также занимаясь и различными делами.

– Я стараюсь быть спокойнее, не нервничать, стараюсь одёргивать себя и оправдывать людей, если они плохо со мной поступили. Но часто не сдерживаюсь. Я спокойный по натуре человек, но, если задеть меня за живое, как, например, коллега по работе не так давно, становлюсь колючей, неразговорчивой с этим человеком. Понимаю, что это гордыня. Почему так происходит, я ведь правда хочу исправиться, но мои попытки какие-то неуклюжие, желание есть, а силы мало. Исповедываюсь и причащаюсь, стараюсь, но мало получается. Что мне делать, может, молитвы есть?

– В нашей жизни не бывает случайностей и совпадений. Любые жизненные обстоятельства, встречи и знакомства, а тем более люди, с которыми мы ежедневно сталкиваемся на работе, – всё это попущено Богом, по Его святой воле и всеблагому Промыслу. Вы – православная христианка. И должны не просто верить в Бога и в факт Его существования, но и полностью доверять Ему. Вы ежедневно в молитве говорите: «Да будет воля Твоя…», и Господь по вашей просьбе и Своей воле посылает на вашем пути людей с их немощами, слабостями и недостатками. Мы все, православные христиане, на пути духовного спасения должны стараться достигать совершенства: «И будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Вы никогда не научитесь прощать, если вас не будут обижать, вы не научитесь терпеть, если вас не будут раздражать, вы не научитесь смиряться, если вас не будут оскорблять и унижать. Поэтому все, даже сами плохие люди, – это ваши «учителя» в «школе» духовного возрастания. Вы сами видите, что оценки ваши неудовлетворительные, поэтому чаще делайте «работу над ошибками», которая заключается в самоанализе, в осознании своих грехов, в покаянии и подготовке к исповеди. Для научения в смирении читайте ежедневно Псалтырь по одной кафизме в день, на каждой «Славе» добавляйте молитву преп. Ефрема Сирина (без поклонов).

– Я работаю в детском центре дополнительного образования педагогом по вокалу. С детьми мы изучаем разную музыку, я стараюсь приобщить их к православной культуре. У меня в классе висели две иконы, директор центра сняла эти иконы и запретила мне вешать их, мотивируя тем, что занимаются дети разных вероисповеданий. За это я ещё и выговор получила! Как мне быть?

– Чтобы у вас не было проблем с руководством, во время занятий вы можете приносить и ставить на стол или на инструмент складень с иконами Спасителя и Богородицы.


←Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Что правильнее при нехватке времени – слушать вечерние и утренние молитвы в аудиозаписи по дороге на учебу/работу, молиться своими словами или читать правило, но в сокращенном виде?

Подъем ранним утром, позднее возвращение домой – удел большинства людей, работающих в офисах и на производствах. Нередко рабочий день ненормирован и занимает много больше положенных восемь часов.  

Как в ситуации временного цейтнота должным образом исполнять молитвенное правило? Слушать в аудиозаписи по дороге, молиться своими словами, читать правило в сокращенном виде?

Епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан

Епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан

Епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан
Настроить жизнь согласно духовным приоритетам

Можно посоветовать человеку выбрать такой образ молитвы, который позволит остаться в сердечном внимании в обращении к Богу. Остаешься во внимании при прослушивании аудио – пожалуйста, если нет – читай, если и это не выходит – молись от всего сердца краткими молитвами. Если же человек не умеет правильно распределить время либо занимается самообманом, говоря себе, что утром лучше поспать лишних 15 минут, исполнение утреннего правила в дороге не будет полезным. Такому человеку можно посоветовать краткую молитву: «Господи, помоги мне осознать необходимость молитвы дома, стоя перед иконой в тишине и благоговении! Помоги мне исправиться, дай мне сил, укрепи мою волю в нужный час воспевать Твою славу, благодарить Тебя за все!»

Священник Максим Казаков

Священник Максим Казаков

Священник Максим Казаков,
настоятель храма святого благоверного великого князя Александра Невского в Александровке г. Зеленограда
Читать в пути молитвы наизусть

Когда, например, вечером нет возможности читать все правило – просто падают люди от усталости, лучше прочитывать хотя бы две-три молитвы, которые помещены в конце молитвенного правила. А до этого, когда мы идем с работы, лучше молиться вслух или, если невозможно, про себя те самые молитвы читать. Слушать в записи? Не стоит этим увлекаться. Душа может молчать при этом.

Протоиерей Николай Балашов,
настоятель храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке
Кратко помолиться дома, а в пути продолжить

Думаю, что краткий и абсолютно исчерпывающий ответ на этот вопрос дал еще две тысячи лет тому назад апостол Павел призывом «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5, 17). Непрестанно молиться – означает ли это, что мы должны всю жизнь не выходить из уголка под иконами? Ответ ясен. Полагаю, стоит кратко помолиться дома, а потом, если времени недостает, продолжить молитву в дороге. Соответственно, слушая в машине молитву, и сами молимся. Конечно, если не просто произносим молитвословие губами и не витаем где-то. Это уже не есть молитва.

Подъем ранним утром, позднее возвращение домой – удел большинства людей, работающих в офисах и на производствах. Нередко рабочий день ненормирован и занимает много больше положенных 8 часов. Как в ситуации цейтнота должным образом исполнять молитвенное правило? Слушать в аудиозаписи по дороге, молиться своими словами, читать правило в сокращенном виде?

Протоиерей Виктор Горбач,
настоятель храма святителя Иннокентия Московского г. Южно-Сахалинска, руководитель Миссионерского и Молодежного отделов Южно-Сахалинской епархии
Найти время для Бога

Утренние и вечерние молитвы в среднем занимают всего двадцать минут в сутки. Так неужели у нас нет этих 20 минут для Бога? Конечно, лучше прочитать две-три молитвы чем совсем ничего не читать или во время долгой дороги лучше включить в магнитофоне канон или молитвы, чем отвлекаться на прослушивание зачастую малополезных радиостанций. Но сокращение или отмена молитвенного правила не должны стать нормой нашей жизни. Даже если мы уже давно не открывали молитвослов, не вставали на правило, будем помнить о том, что утренние и вечерние молитвы – это крайне важная часть духовной жизни христианина.

Протоиерей Леонид Калинин

Протоиерей Леонид Калинин

Протоиерей Леонид Калинин,
настоятель храма священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье
Важна полноценная молитва

Для меня, по крайней мере, нет разницы. Я так же сосредоточенно могу молиться при прослушивании аудиозаписи правила, как и при непосредственном чтении текста. Может быть, некоторым людям это сложнее, поэтому пусть каждый делает так, как ему удобно. Но очень важно, чтобы молитва была полноценной.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мц.Татианы при МГУ
Лучшая молитва – на пешем ходу

Думаю, что самое правильное – это встать перед иконами, обязательно две минуты помолчать перед началом молитвы. И потом начинать не спеша. Увы, лично у меня так бывает редко. Когда выезжаешь из дома в шесть часов утра, сосредоточиться можно только в машине. Когда долго едешь, мысли очень уж суетны, а так молитвы звучат и могут «зацепить». Правда, когда я ездил на электричке (уже можно сказать «когда-то»), то молился намного больше и качественнее. Но все же самая лучшая для меня молитва – на пешем ходу. Тогда даже и Иисусову молитву можно творить.

Игумен Алексий (Иванов)

Игумен Алексий (Иванов)

Игумен Алексий (Иванов),
настоятель храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове
Хотя бы часть, но по молитвослову

Каждому человеку нужно обязательно читать тексты по молитвослову, может быть, не все, но какую-то часть. Аудиокассеты и другие приспособления – это уже для какой-то категории верующих людей с какими-то, может быть, отклонениями. Своими словами? Этим методом тоже увлекаться не надо.

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах
В молитве под аудиозапись греха нет

Догмы тут быть не может: кому-то легче и удобнее так молиться, а кому-то совсем по-другому. Мне кажется, главное в ином. Ведь все происходит от нехватки времени. Время – это самое ценное. И мы должны, ограничивая себя в другом, принести эту нашу жертву Богу. Стоит, по слову митрополита Антония Сурожского, «научиться останавливать время». И тогда мы сможем молиться с чувством, с толком, с расстановкой. Ну а уж если приходится молиться, слушая аудиозапись, – греха в этом никакого нет.

Протоиерей Константин Кобелев,
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырском тюремном замке (СИЗО №2)
Не вычитывать, а молиться

Лучше всего – как бы то ни было с делами и как бы мало не было времени – перед уходом из дома подойти к иконе и прочитать «Отче наш». Читая, надо не вычитывать, а молиться с полным сосредоточением своих душевных, умственных и даже физических сил. И после этого – вперед! Есть машина – сел, включай магнитофон и слушай молитвенное правило. Едешь в метро – читаешь по молитвослову или по мобильнику, можно одновременно с прослушиванием аудиозаписи в наушниках плейера. То, что это техника, смущать ни в коем случае не должно, никакого греха в этом нет. Я знал людей совершенно святой жизни, некоторые из них были уже совсем ослепшие после лагерей. Они молились под запись правила, что звучала из магнитофона. Но вот то, что нужно обязательно сделать, – помолиться хоть пять минут с детьми. В любой ситуации. И тогда молитва навсегда вой­дет в их сердце. А что может быть дороже?

Лариса Беляева

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какая туристическая компания самая надежная сегодня
  • Какие нужны данные для перевода денег по реквизитам
  • Какой бизнес начать девушке с небольшими вложениями
  • Какие американские компании сотрудничали с гитлером
  • Какие нужны реквизиты для перевода денег на телефон