Какие компании спонсировали гитлера американские

В 1939 году началась Вторая мировая война. Западные державы вступили в военное противостояние с гитлеровской Германией и ее союзниками. Что интересно, еще за считанные месяцы до начала войны западный мир в целом довольно лояльно воспринимал утвердившийся в Германии режим. И связано это было с тем, что Адольф Гитлер провозглашал одной из главных своих задач борьбу с «большевизмом», а Советский Союз властные элиты и США, и Великобритании, и Франции просто ненавидели.

Помимо этого, не стоит забывать и о том, что Германия до начала 1940-х годов имела весьма тесные связи с британским и, особенно, с американским бизнесом. Деловые круги Третьего рейха и западных держав поддерживали неплохие отношения, основанные на выгодном финансовом и торговом сотрудничестве. Не зря на Нюрнбергском процессе подсудимый Ялмар Шахт, бывший при Гитлере президентом Имперского банка, заявил американскому адвокату:

Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе.

В словах Шахта содержалась не просто доля истины, а сама истина. Дело в том, что американские концерны продолжали вести дела с германскими компаниями после прихода Адольфа Гитлера к власти.

Поскольку по итогам Первой мировой войны Германия имела множество ограничений, в том числе касавшихся и военной промышленности, первое время Третий рейх не мог перевооружать свою армию, не опираясь на сотрудничество с американскими компаниями. На выпуск военной продукции к началу 1940-х годов были переориентированы многие немецкие заводы, в том числе и те, что принадлежали американским концернам.

Как известно, начало 1930-х гг. было далеко не лучшим в экономическом отношении периодом в истории ХХ века. Голод в Восточной и Центральной Европе, экономический кризис в странах Западной Европы, Великая депрессия в США… Даже американская экономика, поднявшаяся во время Первой мировой войны, трещала по швам. В США было более 15 миллионов безработных, социально-экономическая ситуация в стране стремительно ухудшалась. Исправить ухудшающееся положение США могла лишь большая война в Европе.

Как и во время Первой мировой войны, американские элиты последствий боевых действий в европейских странах не боялись. США надежно защищены от Европы мировым океаном, а перебросить на Американский континент такое количество войск и техники, которое бы позволило разгромить американскую армию, не представлялось возможным ни для одной европейской страны, в том числе и для гитлеровской Германии. Зато американские корпорации могли бы неплохо нажиться на поставках воюющим странам оружия, военной техники, автомобилей, топлива, продовольствия. Чем глобальнее была бы война, тем больше выгоды получили бы от нее американские компании и экономика США в целом.

К середине 1930-х годов американские корпорации очень активно действовали на территории Германии, обзаведясь в этой стране более чем 60 филиалами. Американский капитал контролировал около 300 германских компаний, включая «Стальной трест». В Германии был построен крупнейший в мире нефтеперегонный завод, а строительство профинансировала компания «Стандарт Ойл», принадлежащая Джону Рокфеллеру. Надо ли говорить, какую роль в приготовлениях к войне играло производство нефтепродуктов!

Американской корпорации «Дженерал Электрик» принадлежали немецкие фирмы, работавшие в сфере радиотехники, компании «Дженерал Моторс» — знаменитый немецкий «Опель». В Кельне функционировал завод, построенный американской компанией «Форд».

Про связи «Дженерал Моторс» и «Опель» стоит рассказать особо. Контролировавший «Дженерал Моторс» Дюпон не скрывал своих симпатий к национал-социалистским идеям и финансировал не только гитлеровскую партию, но и аналогичные политические структуры в Соединенных Штатах. В 1930-е годы на заводах «Опель» в Германии производилась автомобильная техника для нужд германской армии.

Таким образом, немецкая промышленность развивалась при самом активном участии американского бизнеса. Интересно, что американские корпорации контролировали практически все отрасли, которые имели стратегическое значение в военном отношении. В случае начала войны автомобильная, радиотехническая, нефтехимическая промышленность быстро была бы переведена на военные рельсы. Учитывая же, что американские корпорации владели крупными долями в капитале немецких фирм, деловые круги США в случае начала войны в Европе стали бы получать баснословные доходы. Ведь в условиях боевых действий военные заказы не останавливаются.

Естественно, американские предприниматели прекрасно понимали, что большая европейская война способна реанимировать находящуюся в кризисном состоянии экономику США, дать работу миллионам безработных, обеспечить загруженность производственных мощностей, а самим воротилам гарантировать многомиллионные доходы.

Контакты между американскими деловыми кругами и элитой Третьего рейха были установлены на очень высоком уровне. Многие высокопоставленные деятели нацистской партии и германского руководства были связаны с американскими промышленниками и финансистами и лоббировали их финансовые интересы.

Еще в первой половине 1920-х гг. западные олигархи финансировали Национал-социалистскую рабочую партию Германии через банки Швеции и Швейцарии. Кстати, обе страны в годы Второй мировой войны сохраняли нейтралитет и так и не были оккупированы гитлеровскими армиями, хотя взять их под контроль вермахту ничего не стоило. После 1926 года ключевую роль в финансировании гитлеровцев стали играть собственно германские банковские и промышленные структуры, тесно связанные с американским бизнесом.

В 1930 г. Ялмар Шахт посетил с визитом Соединенные Штаты. Он встретился с американскими бизнесменами и обрисовал им свое видение возможной смены власти в Германии и утверждения Адольфа Гитлера на посту главы государства. Надо сказать, что американским финансистам идея смены власти и последующей борьбы с большевизмом и Советским Союзом пришлась по душе. По крайней мере, американские предприниматели стали куда активнее вкладываться в развитие германской экономики.

В мае 1933 года Ялмар Шахт вновь прибыл в США. На этот раз американские партнеры организовали ему встречу с самим президентом США Франклином Рузвельтом. Этот визит главного банкира Германии в Соединенные Штаты был еще более удачным, чем предыдущий. Германия получила американские инвестиции на сумму более миллиарда долларов. Эти средства были направлены на развитие германской промышленности.

Как американские корпорации поддерживали Гитлера

Шахт и Монтегю

Вслед за американцами подтянулись и англичане – в июне 1933 года Шахт встретился с главой Британского банка Н. Монтегю, после чего Лондон предоставил Берлину кредиты на общую сумму в два миллиарда долларов.

Масштабы помощи Германии со стороны ведущих американских корпораций поражали. Так, «Стандарт ойл» вложила в Германию 120 млн долларов, «Дженерал Моторс» — 35 млн долларов, «ИТТ» — 30 млн долларов, «Форд» — 17,5 млн долларов. И надо понимать, что миллион долларов 1930-х годов – это отнюдь не современный миллион долларов.

Важную роль в сотрудничестве между американским бизнесом и германскими чиновниками играл барон Курт фон Шредер – представитель известной в Германии и в США банкирской семьи. В США и в Великобритании находились филиалы банка Шредера, причем в американском филиале банка одно время работал на руководящих должностях Аллен Даллес, который во время Второй мировой войны выдвинулся на очень значимые позиции в американской разведывательной службе и отвечал, в частности, за разведывательные операции на территории Германии.

Чтобы иметь представление о масштабах влияния Шредера на германскую политику, достаточно отметить, что персональный счет в банке Шредера имел сам фюрер Гитлер – как раз с 1933 года, когда он и пришел к власти. Банк выделял определенную денежную сумму на расходы шефа СС Генриха Гиммлера.

Без поддержки связанных с США немецких банков Гитлер, безусловно, не смог бы прийти к власти – любая политическая деятельность требует немалых средств. Но НСДАП финансировалась такими банками как Deutsche Bank, Deutsche Kredit Gesellschaft, Henry Schroeder Bank of New York. Стоит отметить, что в близкий круг Шредера входили Карл Линдеманн и Эмиль Хелфриш. Эти люди руководили германскими структурами «Standard Oil», принадлежавшей Рокфеллеру, и они же состояли в «кружке Гиммлера», сочувствуя нацизму.

В 1940 г. Курт фон Шредер был включен в совет директоров Третьего рейха по экономическим вопросам и в Управление почты рейха, которое отвечало за коммуникации и тесно сотрудничало с телефонной компанией «1Т&Т». Акционером телефонной компании был собственной персоной Вальтер Шелленберг (на фото) — начальник VI управления (Служба разведки за рубежом) Главного управления имперской безопасности РСХА.

Развитию филиалов компании «Форд» на территории Германии покровительствовал лично рейхсмаршал Герман Геринг – человек, пользовавшийся в гитлеровской Германии колоссальным влиянием и замешанный в самых темных и грязных финансовых схемах, приносивших их участникам миллионные прибыли.

Герингу было, за что благоволить американскому бизнесу. Самолеты «люфтваффе» заправлялись топливом, произведенным на американских предприятиях. И такая парадоксальная ситуация сохранялась даже после начала Второй мировой войны. Гитлеровская авиация, сражавшаяся с британскими самолетами в небе над Англией, летала на американском топливе.

Интересно, что сотрудничество американских предпринимателей с США не прекратилось даже после того, как США вступили во Вторую мировую войну против Германии и ее союзников. Руководствуясь древним принципом non olet, американские компании продолжали сотрудничать с вражескими странами – Германией, Японией, Италией. Они выполняли заказы своих немецких партнеров, не гнушаясь поставлять им стратегически важные товары.

13 декабря 1941 года президент США даже издал специальный указ, который допускал ведение бизнеса с компаниями вражеских государств, если на то не было соответствующего запрета со стороны Министерства финансов США. Но в американском Минфине сидели тоже не глупые люди, которые прекрасно понимали, что война – войной, но для США это шанс обогатиться. Поэтому на контакты американских корпораций с гитлеровской Германией никто не обращал особого внимания. И американские корпорации продолжали исправно поставлять для нужд вермахта сталь и авиационные двигатели, топливо и каучук.

Интересно, что ни один танкер рокфеллеровской компании «Стандарт ойл» так и не был потоплен германскими подводными лодками. Не это ли свидетельствует о тех особых отношениях, которые установились у Рокфеллеров, Дюпонов и прочих американских воротил с Герингами, Гиммлерами и Шелленбергами?

Поэтому и недоумевал на Нюрнбергском процессе Ялмар Шахт, отмечавший, что если уж карать деловых людей за сотрудничество с гитлеровским режимом, то начинать можно и с американских промышленных и финансовых воротил. Ведь они, пока американские солдаты гибли на Тихом океане, а затем и в Европе, наживались, торгуя стратегически важными товарами и поставляя их гитлеровской Германии. Но к словам Шахта никто тогда не прислушался, поскольку все правила игры, как известно, диктует победитель, а не побежденный.

Как только гитлеровская Германия была повержена, все вернулось на круги своя. Многие «бонзы» гитлеровского режима, не говоря уже о промышленниках и финансистах, так и не понесли никакого реального наказания за свою поддержку фюрера. Более того, вскоре после победы над гитлеровской Германией США и Великобритания приступили к выстраиванию новой политической системы в подконтрольной им Западной Германии. После создания ФРГ американский бизнес продолжил активное сотрудничество со своими западногерманскими партнерами. Но это уже совсем другая история.

Ни для кого не секрет, что многие современные мировые корпорации берут свое начало в конце XIX-начале XX веков. Во время Второй мировой войны большинство из них не только не утратили своего влияния, но и сумели приобрести значительную выгоду. Часть – за счет сотрудничества с правительством нацистской Германии. Inkazan расскажет о том, какие из всемирно известных компаний, в свое время поддерживавших нацистов, на сегодняшний день работают в Казани.

Экономика Третьего рейха представляла собой государственно-монополистический капитализм, который включал в себя элементы экономического планирования и программирования – государство активно вмешивалось в экономические процессы. Во время Второй мировой войны нацистская Германия повсеместно применяла труд пленных и репрессированных людей, среди которых были как немцы, так и представители иных государств.

Во время Нюрнбергского процесса бывший президент Имперского банка Ялмар Шахт в беседе с американским адвокатом заявил: «Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе. Вы обязаны будете предъявить обвинение американцам. Автозавод «Опель», например, ничего не производил, кроме военной продукции. Владела же этим заводом ваша «Дженерал моторс». Практически до окончания войны, имея специальное разрешение на торговлю с Германией, Италией, Японией, вела свой бизнес американская телекоммуникационная компания ITT. Не остановил производство во Франции после оккупации ее немцами автогигант «Форд», при этом особое покровительство деятельности «Форда» в Европе оказывал лично Герман Геринг, возглавлявший промышленный концерн «Рейхсверк Герман Геринг».

Одним из ярких представителей компаний, сотрудничавших с нацистами, является страховая фирма Allianz. Организация была создана в Германии в 1890 году. Генеральный директор Allianz Курт Шмит помимо ведения своего бизнеса занимал должность министра экономики в правительстве Гитлера. Шмит делал все возможное для того, чтобы его фирма получала как можно больше государственных заказов.

Компания Allianz застраховала всех работников и все предприятия в знаменитом концентрационном лагере Освенцим. Помимо этого, Allianz является одной из главных компаний, которая занималась страхованием жизни немецких граждан, живущих во время войны и после нее. В результате, еще до Холокоста, Allianz получила огромные прибыли благодаря полисам страхования жизни, оплаченным евреями. После войны выжившие евреи, пытавшиеся получить страховку за себя или погибших членов своей семьи, чаще всего получали отказ, объяснимый отсутствием официальных документов. Само собой разумеется, что во время Холокоста нацисты не выдавали документов, подтверждающих смерть евреев.

В Казани офис данной страховой компании располагается на ул. Н. Ершова в ТРК «Корстон».

В 1930-е годы компании Krupp и Thyssen стали одними из крупнейших в Германии компаний, занимавшихся металлургией и машиностроением.

Старший сын Августа Тиссена Фриц, которому перешло дело отца, всячески ратовал за свержение Веймарской республики. Компания Thyssen стала одним из первых германских концернов, финансировавших нацистскую партию. С началом Второй мировой он порвал с нацистами и бежал из страны, но был пойман во Франции и заключен в тюрьму, а затем — в концлагерь. После разгрома Третьего рейха Тиссена реабилитировали и вернули ему 15% собственности, отнятой во время национализации.

Круппы также были близки с властью. Предприятие всегда находило общий язык и с императорами, и с канцлерами, и с фюрером. Krupp AG занималась созданием и продажей тяжелого вооружения еще во время Первой мировой войны, однако расцвет предприятия пришелся на период правления Адольфа Гитлера. Krupp AG стало основой военной мощи рейха – именно здесь производилась львиная доля танков и запчастей к ним. Предприятие известно и созданием сверхтияжелого орудия «Дора».

После разгрома нацисткой Германии обе фирмы пришли в упадок и восстановиться им удалось лишь после объединения в 1980-е годы.

На сегодняшний день 20 лифтов от компании thyssenkrupp Elevator установлено в инновационном городе Иннополис.

Хуго Фердинанд Босс основал свою компанию в 1923 году, когда Германия пребывала в состоянии экономического коллапса. В 1930-е годы владелец швейной фабрики вступает в НСДАП. Решение Хуго принесло успех – его фирма получает крупные заказы на пошив военной формы, объемы доходов и производства увеличиваются в разы.

Производство униформы для нацистов шло настолько активно, что, в конце концов, Хуго начинает ввозить рабов из Польши и Франции в качестве дополнительной рабочей силы.

В 1997 году сын Хуго, Зигфрид Босс, в интервью одному из австрийских журналов заявил: «Конечно, мой отец состоял в нацистской партии. Но кто в то время в ней не состоял?»

Сам Хуго Босс неоднократно утверждал, что сотрудничество с нацистами было необходимостью, но некоторые историки придерживаются другого мнения. Например, Роман Кестер, автор заказанной самой компанией книги «Hugo Boss: 1942-1945″ считает, что основатель фабрики сочувствовал курсу партии.

В Казани один из фирменных магазинов модного дома находится прямо в центре города, на ул.Островского.

Генри Форд открыто выражал свои националистические взгляды. В 1918 году Форд приобрел в собственность газету, которая публиковала антисемитские статьи.

Аннетта Энтона из «Детройт Ньюз» брала у Гитлера интервью в 1931 году и отметила портрет Генри Форда у него над рабочим столом. «Генри Форда я считаю своим вдохновителем», — отозвался Гитлер об американском автомобильном магнате.

В 1938 г. на свой 75-летний юбилей он получил нацистскую медаль «Выдающемуся иностранцу».

В 1940 году завод Форда во Франции на оккупированной немцами территории наладил производство авиадеталей и грузовиков, которые поступали в распоряжение Третьего рейха.

«Внезапное начало войны в сентябре 1939 г. привело к полному переключению заводов GM и «Форд» в странах оси на производство самолетов и грузовиков», — отмечалось в докладе юридического комитета Сената США в 1974 г. — В общей сложности дочерние предприятия GM и «Форд» построили приблизительно 90% бронированных 3-тонных полугрузовиков и более 70% средних и больших грузовиков Рейха. Эти средства передвижения, в соответствии с донесениями американской разведки, служили «основой транспортной системы немецкой армии»».

На допросе в 1946 году нацистский деятель Карл Краух, работавший в годы войны в руководстве филиала одного из предприятий Форда в Германии, заявил, что благодаря тому, что Форд сотрудничал с нацистским режимом, «его предприятия не были конфискованы»

Стоит отметить, что концерн форда активно сотрудничал как с нацистской Германией, так и со странами антигитлеровской коалиции.

В Казани работают сразу несколько официальных представителей компании Ford. Их автосалоны расположены по всему городу.

Основатель корпорации Metro Group Отто Байсхайм служил в элитном подразделении войск СС, «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Подразделение пользовалось личным покровительством Адольфа Гитлера. Его участники занимались охраной высших чинов нацистской Германии. Отто Байсхайм был награжден Железным Крестом второй степени. В последствии, молодой офицер был пленен британскими войсками.

Отто Байсхайм – одна из самых загадочных фигур в большом немецком бизнесе. Этот мультимиллиардер за всю свою жизнь не дал ни одного интервью.
В Казани магазин расположен на улице Мулланура Вахитова.

Американская компания по производству напитков вела двойную игру. Она поддерживала как американские, так и нацистские войска. Так, в 1941 г., когда в Германии закончился специальный сироп для приготовления Колы, и немецкий филиал компании не смогла приобрести необходимый ингредиент в Америке из-за военных ограничений.

Поэтому специально для нацистов компания изобрела новый напиток: фруктовую газированную воду, названную Фантой.

В действительности задолго до этого слово «фанта» ассоциировалось с группой поющих женщин из экзотических стран. Позже это стало неофициальным напитком нацистской Германии.

Филиал предприятия в Казани располагается на ул. Магистральная.

Основатель одной из крупнейших мебельных корпораций IKEA Ингвар Кампрад принимал участие в шведской нацистской организации. он был близким другом шведского нациста Пера Энгдала и с 1942 по 1945 годы являлся членом его партии «Новое шведское движение».

В интервью, которое Кампрад дал в 2010 году, он сказал: «Пер Энгдал — это великий человек, и я буду придерживаться этого мнения до самой смерти». Кампрад вплоть до 1955 года был членом нацистского движения.
Позже Кампрад подтвердил достоверность этой информации и сообщил, что горько сожалеет об этом эпизоде своей биографии. В письме к сотрудникам Ikea он извинился перед евреями.

Казанский магазин IKEA является одним из самых популярных мест для покупки мебели среди горожан.

Сегодня Соединенные Штаты Америки претендуют на то, чтобы называться «исключительной нацией», которая точно знает, по какую сторону истории следует быть.

А знаменитые американские бренды ныне приводят в пример как достойнейший образец для подражания. Однако один из оказавшихся на скамье подсудимых Нюрнбергского процесса немецкий банкир сказал:

IBM.
Девиз этой американской компании, являющейся одним из ведущих производителей в мире программного и аппаратного обеспечения, а также иных популярных сервисов, звучит как «Думай». Кто бы мог сегодня подумать, что IBM во время Второй мировой войны поставляла свою продукцию для созданной нацистами машины уничтожения миллионов ни в чем не повинных людей. Используя американские счетно-вычислительные машины IBM и поставляемую ею бумагу, фашисты с немецкой педантичностью рассчитывали списки неблагонадежных лиц, которых следует отправить в концентрационные лагеря, а также осуществляли перепись населения оккупированных Германией стран. Американская компания к концу Второй мировой увеличила свой капитал в три раза. По некоторым данным, владельцы IBM не брезговали принимать в качестве оплаты золото, которое нацисты изымали для последующей переплавки у узников концлагерей.

Exxon.
Эта престижная американская нефтяная компания ранее называлась Standard Oil of New Jersey и принадлежала знаменитому на весь мир миллиардеру Рокфеллеру. Компания Рокфеллера активно продавала топливо и ГСМ Третьему Рейху во время Второй Мировой войны. Люфтваффе бомбил Великобританию и Советский союз на американском горючем. Причем в рамках программы ленд-лиза в отношении СССР Standard Oil of New Jersey постоянно срывала поставки, задерживая их или осуществляя не в полном объеме. Помимо поддержки авиации Третьего Рейха, компания Рокфеллера заправляла и немецкие субмарины, для чего на Канарских островах ею была создана заправочная станция. Кроме того, семейство Рокфеллеров помогло в меру сил Гитлеру и с производством пороха, поставив 10 000 тонн хлопка, используемого в качестве ингредиента для приготовления.

Fanta.
Этот популярный напиток был создан на территории воюющей Германии знаменитой компанией Coca-Cola. Солдаты Вермахта с удовольствием пили апельсиновую газировку, разводя водой порошок из американских пакетиков.

Pratt & Whitney.
Сегодня авиационные двигатели производства этой американской компании ставятся на российские лайнеры МС-21. А во время Второй Мировой войны основной транспортный самолет Третьего Рейха «Юнкерс-52» летал на лицензионных двигателях Pratt & Whitney.

General Motors.
Этому известному американскому автоконцерну принадлежит немецкий бренд Opel. На мощностях его заводов в Германии производили авиадвигатели для Messerschmitt-262 и большую часть комплектующих для бомбардировщиков Junkers-88. Также Opel поставлял для нужд Третьего Рейха бронетехнику.

Ford.
Знаменитый Генри Форд предпочел вместо сотрудничества с Великобританией собирать на территории оккупированной немцами Франции автомобили и авиационные двигатели. Основной рабочей лошадкой Вермахта была продукция Ford, и это отнюдь не были трофеи. Не секрет, что Генри Форд активно поддерживал НСДАП, и его портрет висел в кабинете Адольфа Гитлера еще до начала Второй Мировой войны.

«Генри Форда я считаю своим вдохновителем«, – говорил сам фюрер.

Справедливости ради, надо упомянуть, что Генри Форд получил инсульт, когда после окончания Второй мировой войны увидел кадры кинохроники из нацистских лагерей смерти.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Камеди вумен в самолете в бизнес классе смотреть
  • Капитализация компании как рассчитать по балансу
  • Кей строй строительная компания официальный сайт
  • Кзот работа в ночное время перерыв между сменами
  • Клининговая компания чистодел отзывы сотрудников