Какие функции государство передает бизнесу

Почему государство выделяет гранты бизнесу? Как получить, на что потратить

С 2019 года в законодательстве появилось понятие «социального предпринимательства». Это любые бизнес-проекты, направленные на достижение общественно полезных целей и решение проблем граждан. На реализацию подобных планов государство готово выделять деньги. Расскажем, как получить гранты и на что их можно потратить.

Почему государство выделяет гранты бизнесу? Как получить, на что потратить

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

В чем заинтересованность государства

Заручиться финансовой поддержкой государства предприниматель может, если его проект несет реальную пользу обществу, помогает решить острые проблемы в регионе и снимает часть задач с самих чиновников.

Например, гранты получают компании, которые:

  • предоставляют рабочие места социально уязвимым категориям граждан (инвалидам, малоимущим, беженцам, пенсионерам и молодым специалистам);
  • производят товары и услуги для вышеперечисленных граждан, удовлетворяют их нужды;
  • решают социально значимые проблемы в обществе, т. е. ведут деятельность в сфере оказания педагогических услуг, отдыха и оздоровления детей, дошкольного образования, культурного просвещения и т. д.

Таким образом, достигается некое сотрудничество между государственным аппаратом и представителями бизнеса, одинаково выгодное для обеих сторон.

  1. Бюджет выделяет денежные средства в виде гранта – безвозмездно, но под жестким контролем целевого расходования. При этом «закрывается» какая-либо социально значимая проблема страны или региона.
  2. Предприниматель получает деньги, которых ему не хватает для развития и реализации проекта.

Безусловно, система грантов является сегодня важным и действенным стимулом для достижения социально полезного результата и развития гражданских инициатив.

Академия правовых и финансовых советников дает возможность освоить новое направление и работать из любой точки мира. «Правовой советник по грантам» – бесплатный практикум для бухгалтеров и юристов. Пошаговый план действий для роста и развития в этой нише.

«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке!» Работает ли это правило при получении гранта

Потратить государственные деньги на покупку автомобиля, заграничные командировки или покрытие долгов компании, конечно, не получится.

Грант выдается на конкретные цели для реализации проекта, а потому расходование средств строго подконтрольно (придется предоставлять отчеты и хранить все чеки).

Какую именно сумму выделит государство и на что ее можно будет потратить, зависит от вида гранта. В 2022 году категорий финансирования несколько.

Существуют микро-гранты на текущие нужды малого и среднего бизнеса (оплату аренды, покупку оборудования, участие в выставках) и крупные гранты на развитие бизнеса или для поддержки некоторых сфер (IT, туризм и т. п.).

Например, сельскохозяйственники (фермеры) вправе претендовать на грант в сумме от 1,5 до 30 млн руб. Государство таким образом стимулирует развитие сельского хозяйства в России, приток населения из городов в села, поддерживает малый бизнес. Участники программы «Развитие семейных животноводческих ферм» могут направить деньги на следующие нужды: разработку проекта будущей фермы, строительство и ремонт помещений, покупку и монтаж оборудования, формирование поголовья скота.

Три главные составляющие для получения госфинансирования

  1. Актуальность и социальная значимость бизнес-проекта, связь с приоритетными направлениями развития страны или региона.
  2. Наличие подробного и правильно оформленного бизнес-плана. БП должен содержать анализ рынка, финансовые расчеты, план производства, анализ рисков и т.п.
  3. Наличие заполненной заявки на получение гранта и пакета документов. В него обычно входит анкета участника, свидетельства ИНН и ОГРН, учредительные документы фирмы, документы и т.п.

Как подготовиться к подаче заявки на грант, и какие ошибки на этом этапе чаще всего допускают предприниматели, расскажет Ирина Муравьева на практикуме

«Правовой советник по грантам».

Получение гранта на открытие бизнеса и развитие существующего: в чем отличия

Порядок обращения за грантом на создание новой компании и развитие (поддержку) уже существующего проекта кардинально отличается.

1. Финансовую помощь на регистрацию бизнеса государство выдает только официально неработающим гражданам, состоящим на учете в Центре занятости населения.

Если вы планируете запустить социально значимый коммерческий проект с «чистого листа», пошаговая инструкция будет такой:

  • увольнение с официальной работы по найму или прекращение деятельности ИП;
  • обращение в местный Центр занятости и регистрация в качестве безработного;
  • разработка бизнес-плана и предоставление его на рассмотрение специальной комиссии региона,
  • регистрация в ФНС в качестве ИП.

Если решение комиссии окажется положительным, с предпринимателем заключается контракт. Этот документ гарантирует получение гранта до 300 тысяч рублей. Деньги небольшие, но этого хватит для покрытия части аренды, закупки материалов и оборудования.

2. Государственные гранты для развития уже существующих компаний выдаются на конкурсной основе. Для этого бизнесмену необходимо собрать определенный пакет документов и соответствовать критериям получения финподдержки.

Чтобы оставаться в курсе актуальных конкурсов, отслеживайте их проведение на официальных сайтах администрации региона, района или города.

На трехдневном практикуме «Правовой советник по грантам» вы узнаете подробности о грантах в сфере туризма, IT, сельского хозяйства в 2022 году, а также отдельно разберете кейсы социальных проектов от действующих специалистов по государственной поддержке. Узнаете о востребованности на рынке специалистов по грантам и сколько можно зарабатывать в этой нише.

Дополнительные источники информации о получении грантов

Предпринимателям, заинтересованным в привлечении финансирования для реализации своих социально значимых проектов, советуем изучить также следующие ресурсы и программы:

  • сайт центра «Мой бизнес» в конкретном регионе, городе;
  • сайт Института поддержки малого и среднего предпринимательства – содержит полный перечень организаций, куда бизнес может обратиться за помощью;
  • Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», среди его направлений деятельности – «Импульс добра», «Социальный предприниматель», «Прямые инвестиции в социальное предпринимательство»;
  • проект «Я-гражданин» от Общественной палаты;
  • сайт Комитета общественных связей Москвы, который организует конкурс на получение субсидий для НКО;
  • сайты региональных фондов поддержки предпринимательства.

Если бизнес-проект действительно стоящий с точки зрения социальной значимости и практической пользы обществу, шанс получить финансовую поддержку от государства или региона – достаточно высок. Необходимо только детально проработать бизнес-план и грамотно оформить заявку.

О всех тонкостях сопровождения бизнеса в получении гранта на специальном практикуме от Академии правовых и финансовых советников.

Какие функции государство должно отдать бизнесу

25 лет госаппарат держался за функции, с которыми явно не мог справиться, и только сейчас бизнес начал понемногу осваивать ранее запретные территории.

Коментарі

1342

«Можно пока мы будем говорить, я буду подписывать? Чувствую, выходные пройдут плодотворно», — садится за стол и кладет перед собой увесистую папку замминистра экономического развития Юлия Клименко.

«Мы занимаемся, почему-то, государственным заказом для университетов. При чем тут Минэкономики? Он состоит из 600 страниц, которые я должна подписать, у меня сидит 6 человек, которые готовят этот госзаказ год! 12 месяцев они решают, что слесарей в следующем году за государственные деньги будет обучаться 6 штук, а сантехников — 10 штук. Отдать эту функцию мы не можем, потому что это прописано в законе». По словам Клименко, сейчас МЭРТ ведет переговоры с Министерством образования, чтобы эту функцию передать. Но это не выход, нужно кардинально менять закон, уверена замминистра.

Госзаказ был оправдан для плановой экономики, но тогда государство не только оплачивало студентам обучение, но и имело возможность использовать полученных специалистов по назначению. Сейчас у Минэкономики нет ни ресурсов, ни полномочий для этого. «Если мы обеспечили обучение по госзаказу, мы даже не знаем, работает ли этот человек по специальности, или он дворником работает. Это большая коррупционная ловушка для тех же университетов, которые специально нагоняют госзаказ, чтобы существовать — если к ним никто не хочет идти, то хотя бы бюджетники придут», — говорит Клименко. Не государство, а рынок должен создавать спрос на специалистов той или иной специальности, и рынок должен предлагать соответствующее образование.

Но госзаказ — это лишь одно из проявлений советского наследия — у нашего вроде как рыночного государства слишком много несвойственных обязанностей и функций, которые не только высасывают деньги из бюджета, но и создают бесконечное множество коррупционных рисков.

Бизнес сделает это лучше

Джаба Эбаноидзе, экс-замминистра юстиции Грузии, год назад приехал в Украину для того, чтобы реформировать регистрационную службу. Идея была в том, чтобы разделить функцию регистраторов на фронт- и бэк-офис. Бэкофис при этом должен заниматься анализом документов и принимать решение, абсолютно не пересекаясь с клиентами. Функция фронт-офиса, в свою очередь сводится к тому, чтобы принять документы и передать их на обработку. Бэк-офисы предлагалось сделать более централизованными, а количество фронт-офисов увеличить за счет нотариусов и банков. Выгоды для государства очевидны — мотивация для коррупции и очереди сводятся к нулю, а затраты на содержание персонала сокращаются.

Эбаноидзе уверяет, что такая схема выгодна и самому бизнесу. Монетизация сервиса, конечно, не впечатляет, но зато обеспечивает банку поток потенциальных клиентов, ведь клиенты регистратора — это владельцы компаний, объектов недвижимости и т.д. Заемщик, который берет ипотечный кредит в банке, обязательно должен зарегистрировать право собственности, это может стать дополнительным сервисом банка.

Сами банки готовы были пойти на такие условия, но Минюст отказался разделять обязанности, а значит передавать нужно функцию полностью. При низкой монетизации ответственность слишком велика, и, как показал пилотный проект с Ощадбанком, банки к ней не готовы. Поэтому законопроект, который будет рассмотрен в Раде, предполагает передачу функций лишь частным нотариусам.

Кроме законопроекта о регистраторах, Минюст готовит еще один подарок — аутсорсинг функций исполнительной службы. С тем, что нам нужны частные исполнители, согласны и в Кабмине, и в Администрации президента — очевидно, что исполнительная служба со своими задачами не справляется. Часто добившись справедливости в суде, компании не могут этим воспользоваться, а это негативно отражается на бизнесе. Частный сектор готов доплачивать за услугу, лишь бы служба работала эффективно.

Законопроект уже в процессе разработки и должен появиться в Раде до конца лета. Идея в том, чтобы ввести в Украине смешанную государственно-частную систему исполнительной службы. Таким образом, выгодные дела, например, долги крупных компаний будут передаваться бизнесу. При этом частные исполнители будут сертифицироваться Минюстом так же, как нотариусы, а государственные продолжат заниматься мелкими рутинными делами, такими как взыскание алиментов или платы за коммунальные услуги.
Бизнес проверяет бизнес

Однако есть вещи, которые государство должно передавать рынку, но пока не может. «Про частный налоговый аудит можно пока даже не мечтать», — говорит Эбаноидзе. Именно он, будучи главой Службы доходов Грузии в свое время позволил аудиторским компаниям проводить налоговые проверки субъектов хозяйствования. Это позволило сократить штат налоговиков, улучшить качество проверок, и самое главное, по мнению Эбаноидзе, ликвидировало разночтения Налогового кодекса. Бизнес и налоговая, часто трактовали законодательство по-своему, но совместная работа заставила обе стороны прийти к единому мнению. «Первые 6 месяцев было очень много вопросов. Но налоговая садилась с аудиторами за стол, я закрывал их на ключ и не выпускал, пока не было готового решения. Через год бизнесу уже не было на что жаловаться». Для Украины такая система была бы эффективной, потому что у налоговой никогда не хватит ресурсов проверить всех.

Так или иначе, и аудиторов нужно проверять. Есть два пути контроля. При первом Фискальная служба выборочно перепроверяет отчеты аудиторов. При втором — нанимает компании, которым делегируют функцию контроля, но не налоговых проверок. При этом за найденные нарушения контролеры должны получать хорошие бонусы, а за обнаруженные просчеты — лишаться возможности работать на рынке. Но любой из этих путей возможен только при условии нормальной работы ГФС, потому что, общаясь с коррумпированным чиновником, пусть даже через аудиторов, бизнес будет давать взятки, а уклонисты будут и дальше уклоняться. Дело в том, что в Украине не с той стороны подошли к реформам: реформы нужно начинать с создания институций, способных на дальнейшие реформы. Такой системы сейчас не существует. Институция должна быть самоокупаемой, а зарплата служащего должна быть, как минимум, $700-800″, — считает Эбаноидзе.

Давно лежит на поверхности тема сертификации и лицензирования. Рыночные методы регулирования экономики предполагают, что рынок лучше знает, кому быть его частью. Например, функция лицензирования туристических операторов во всем мире осуществляется саморегулируемыми организациями, но в Украине ее выполняет МЭРТ, так как получил ее в наследство от Гостуризма УССР. В итоге, выдача лицензий превратилась в источник взяточничества, вместо того, чтобы быть инструментом контроля. «Мы готовы эти функции отдать СРО, но проблема в том, что их в Украине нет», — сетует Клименко. «Всего в Украине я насчитала около 600 ассоциаций. Я не знаю, как им можно передать функции, если они настолько раздроблены. Есть ассоциации, в которых 5-6 членов. У малого и среднего бизнеса нет ассоциации, в которую из 400 тыс. компаний на рынке входит хотя бы 250 тыс. Все настолько раздроблено, что передать им ничего невозможно, а если передать — то как их контролировать?», — объясняет замминистра экономики.

Проблема в том, что у нас очень слабый закон об СРО. Нужен понятный механизм — если ассоциация объединяет более 60% рынка, тогда ей можно передать функцию лицензирования, а государство оставляет за собой функцию контроля. Например, если человек несправедливо получил отказ в выдаче лицензий, у него должно быть право пожаловаться в государственный орган. Но сегодня нет ни законодательства, ни зрелости рынка. Если сейчас передать сертификацию, мы получим все ту же коррупционную схему, но она перейдет от государства в частные структуры.
Бизнес помогает строить

Постепенно, благодаря усилиям международных организаций, в Украине начинает приживаться такой инструмент, как государственно-частное партнерство. Для государства — это возможность развития местной инфраструктуры и повышения качества публичных услуг за счет частных инвестиций, для бизнеса — возможность заработать на масштабных проектах. Татьяна Короткая, заместитель бизнес-омбудсмена и соавтор Программы развития ГЧП в Украине объясняет, что сейчас реализуются в основном небольшие проекты локального значения в области образования, электронных сервисов и энергоэффективности.

«Когда речь идет о ГЧП ожидается, что проекты будут масштабнее, а значит — интереснее для крупных инвесторов. В Украине это могли бы быть проекты, связанные с улучшением портовой инфраструктуры, аэропорты, дороги. В сфере коммунального хозяйства темой –лидером мог бы служить комплекс мероприятий по обращению с отходами», — перечисляет Короткая.

Восстановление некоторой разрушенной инфраструктуры Донбасса также возможно на основании ГЧП. Отдельным социально значимым, и потому особенно важным для Украины, должно стать ГЧП в сфере здравоохранения.

Но говорить о масштабах, по словам Короткой, можно будет тогда, когда в Украине будет создана соответствующая законодательная база, и первый шаг парламент уже сделал, приняв в первом чтении законопроект о ГЧП.
Избавиться от мелочей

Советская модель госуправления оставила нам в наследство систему, при которой у каждого ведомства на балансе было (и остается) много непрофильных подразделений и активов. Каждому министерству достались больницы, санатории, печатные издания и т.д. И если для того, чтобы отказаться от лишних функций нужно менять законодательство, то избавиться от «мелочей» можно волевым решением руководства. Видимые успехи на этом пути делает Национальный банк: там уже отказались от своего телеканала БТБ, типографию закрыли, печатные издания перевели в электронный формат, а функцию офисной полиграфии собираются передать на аутсорсинг. Как сообщили в Нацбанке, на аутсорсинг будут также переданы функции обеспечения питанием сотрудников НБУ, медицинские услуги и автотранспортное хозяйство. Кабмин тоже отличился, передав столовую сети ресторанов быстрого питания «Еврохата».

Однако передача неключевых функций на аутсорсинг, например, функций Facility Management (услуги по обслуживанию зданий, сооружений и помещений), замедляется большими объемами, разветвленной инфраструктурой и необходимостью уточнения технических параметров объектов. По словам начальника управления стратегии и реформирования банковской системы НБУ Михаила Видякина, во внутренней хозяйственной деятельности НБУ, включая территориальные управления, занято около 1000 человек персонала, и ситуацию нужно менять. Сейчас готовятся документы — технические задания для проведения тендера и выбора подрядчика, рассказывает он.

Что касается санаториев, домов культуры и прочих объектов, которые не генерируют ничего, кроме убытков, их тоже стоит продавать. Джаба Эбаноидзе считает, что проще всего передать их на баланс МЭРТ и выставить на открытый аукцион. При этом, сначала нужно продать самые привлекательные с коммерческой точки зрения объекты, а для реализации всего остального привлечь риелторов, делится опытом грузин. Если выставить объект на аукцион, но заявок не поступит, он сразу потеряет в цене. Поэтому потенциальных покупателей нужно искать до аукциона, чтобы, как минимум, обеспечить стартовую заявку.

Законодательством предусмотрены все необходимые условия для проведения госзакупок, связанных с аутсорсингом неключевых функций — путем проведения открытого тендера, но реально доступ к тендерам бизнес, в особенности малый и средний, получил лишь сейчас. Видякин считает, что в связи с запуском системы электронных торгов, госорганы могли бы поделиться с частным сектором целым рядом непрофильных функций — это обучение персонала, проведение исследований и опросов, тот же facility management, уборка, климатотехника, мелкие ремонты, медицинские услуги, охрана, услуги, перевозки, отдыха и питания. Список можно продолжать — у бизнеса есть много возможностей помочь государству.

По материалам http://delo.ua

Роль государства в экономике

Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Эксперт в области финансовой грамотности и инвестиций. Образование высшее экономическое. Опыт работы в банке – более 15 лет. Регулярно повышает квалификацию и проходит курсы по финансам и инвестициям, что подтверждено сертификатами Банка России, Ассоциации Развития Финансовой Грамотности, Нетологии и других образовательных платформ. Сотрудничает со Сравни.ру, Тинькофф Инвестиции, ГПБ Инвестиции и другими финансовыми изданиями. treskova@brobank.ru
Открыть профиль

Как правило, роль государства сильнее всего проявляется в периоды нестабильности и кризиса. Однако даже в стабильные периоды власть применяет разные методы и инструменты для сохранения устойчивости. Какие цели, задачи и функции у государства, расскажет специалист сервиса Бробанк.

  1. Что такое госрегулирование в экономике страны

  2. Какие функции и цели госрегулирования экономики

  3. Какие методы использует государство при регулировании экономикой

  4. Фискальная политика

  5. Денежно-кредитная политика

  6. Какие инструменты применяет власть для поддержания стабильности в стране

  7. Какие последствия

Что такое госрегулирование в экономике страны

Госрегулирование в экономике — это целый комплекс мер, путей и методов, которые помогают направлять экономическое развитие страны в заданном русле. Власти действуют через ценообразование, социальную сферу, эмиссионные механизмы, фискальную политику и многие другие экономические рычаги.

Жесткую государственную политику используют при командных экономических системах. Для них характерны плановый режим, централизация, монополизация ресурсов и директивное, а не рыночное, установление цен на товары и услуги. Перестройка экономики с плановой на рыночную сопровождается сложными макроэкономическими процессами.

В переходный период роль государства может усилиться или наоборот, свестись к минимуму. Второй вариант возможен в двух случаях:

  • власть целенаправленно уменьшает степень влияния, чтобы рынок сам постепенно пришел к равновесию;
  • власть утратила возможность управления процессом — законы в стране не соблюдаются, решения не исполняются, наступает кризис.

При рыночной экономике цена формируется исходя из двух показателей: спроса и предложения

При рыночной экономике роль государства менее ощутима, чем при командной. Цены в стране формируются под влиянием законов спроса и предложения. Если предложения мало, а спрос высокий, цены растут. Однако это при благоприятных условиях стимулирует производителей и наблюдается экономический рост.

При развитой рыночной экономике хорошо развита конкуренция и, как правило, есть право на частную собственность. Хотя при таком укладе власть меньше влияет на рынок, ее наличие и участие остается весомым для сохранения социального равновесия в стране. Главная роль у государства — перераспределение доходов и стабильное функционирование всех отраслей экономики для всех слоев населения.

Госуправление необходимо при любом типе экономической системы в стране — командной, рыночной или смешанной. Как минимум для установления ориентиров по темпам роста ВВП, уровню инфляции, контроля денежной массы на внутреннем рынке, поддержания стабильного валютного курса и многих других макроэкономических показателей.

Какие функции и цели госрегулирования экономики

Главные цели государственного регулирования в экономике:

  • соблюдение экономической стабильности и создание условий для экономического роста и повышения эффективности;
  • обеспечение экономической безопасности;
  • предотвращение экономических кризисов;
  • контроль уровня инфляции;
  • создание условий для полной занятости населения.

Основные функции государственной власти в экономике страны:

  • сбор и публикация достоверной информации;
  • помощь социально незащищенным слоям населения;
  • контроль качества товаров и услуг;
  • перераспределение денежных потоков;
  • формирование бюджетной политики и ее соблюдение;
  • установление правил внешнеэкономической политики;
  • введение стимулирующих или сдерживающих мер в зависимости от спада или роста экономики;
  • стандартизация процессов и методов контроля;
  • сохранение конкуренции и борьба с монополизацией рынков;
  • разработка законодательства в сфере экономики и права;
  • регуляция и контроль денег в экономике;
  • создание общественно необходимых благ.

В современных социально-экономических условиях рынок не обеспечивает справедливого распределения доходов. Поэтому именно государство берет на себя:

  • заботу об инвалидах, стариках и других социально-уязвимых категориях граждан;
  • гарантии по трудоустройству, предпринимая меры для предотвращения массовой безработицы;
  • развитие науки, так как для бизнесменов такие вложения могут показаться слишком рискованными, дорогими и долгое время не приносить доходов.

То есть государственная власть в целом стремится к соблюдению социально-экономических и политических принципов внутри страны.

Какие методы использует государство при регулировании экономикой

Государство использует разные методы в процессе регулирования экономики:

  1. Правовые — это любая законодательная деятельность, которая связана с экономическими процессами. Например, антимонопольное законодательство, право на частную собственность, защита малого и среднего бизнеса, защита прав потребителей, трудовое законодательство и многие другие законы, постановления и подзаконные акты.
  2. Административные — это прямое вмешательство власти в производственные процессы в стране. Это могут быть квоты, лицензирование, госстандарты качества или госзаказы.

Государство применяет фискальную и монетарную политику для выполнения актуальных экономических задач

Для достижения своих экономических задач и целей государство использует:

  • фискальную политику. Ее проводит правительство страны. В РФ — это Минфин и налоговая служба;
  • монетарную или денежно-кредитную политику. Ее разрабатывает и внедряет главный финансовый регулятор страны или центробанк. В РФ — это Банк России.

Оба направления взаимосвязаны и взаимозависимы, но степень их гибкости и скорость влияния на экономику отличаются.

Фискальная политика

Фискальная политика направлена на государственное регулирование экономики с помощью государственных расходов, налогов, сборов и пошлин. Если власти хотят простимулировать экономику, в стране:

  • увеличивают расходы бюджета, например, выделяют субсидии;
  • снижают сумму поступлений в доходную часть, например, снижают налоги.

Это приводит к тому, что у производителей и населения появляется больше денег, которые они могут потратить на покупку товаров и услуг. В итоге наступает экономический рост.

Государству сложнее влиять на экономику через налоги, так как их заранее анонсируют и просчитывают. Это не самый удобный инструмент. Поэтому гораздо чаще власть выбирает другой путь влияния — государственные расходы. Они включают пособия, пенсии, субсидии, расходы на здравоохранение, образование, целевую помощь компаниям из некоторых отраслей производства.

Госрасходы — это более гибкий и точечный инструмент государственного управления. Можно оказать разовую поддержку тем отраслям, которые попали в сложную экономическую ситуацию, или ввести временные пособия семьям с детьми. Как правило, госрасходы растут в период экономического спада и снижаются, когда экономика растет.

Фискальная политика ограничена размером государственного долга. Если власти будут постоянно субсидировать и дотировать всех, кому трудно справляться с кризисом — это увеличит долги государства. При росте государственного долга вырастут и расходы на его обслуживание. Поэтому размер государственного долга — это значимый показатель при формировании бюджета и последующем перераспределении доходов и расходов.

Денежно-кредитная политика

Монетарная политика не менее значима для экономики и стабильности страны. За счет объема денежной массы власть регулирует курс национальной валюты, инфляцию и темпы экономического развития. Также как и фискальная, денежно-кредитная политика может приводить к стабилизации или, наоборот, к кризису, если ориентиры или инструменты были подобраны неверно.

Центробанк реализует денежно-кредитную политику через:

  • операции на открытом рынке — это покупка-продажа государственных ценных бумаг — облигации федерального займа и еврооблигации. Государство продает или покупает свои ценные бумаги и тем самым влияет на объем денежной массы, которая находится в обращении;
  • обязательные резервы — это средства коммерческих банков, которые выступают своеобразной гарантией по обязательствам банка перед его клиентами. Такие резервы — это неприкосновенный запас. Банки не могут использовать эти деньги для своих коммерческих целей;
  • ключевую ставку — это ставка Центробанка, по которой он кредитует коммерческие банки, а также принимает от них деньги на вклады.

Операции на открытом рынке являются средством регулирования денежного предложения в стране

Самый эффективный способ влияния на экономику страны — операции на открытом рынке. Через них государство может изъять и влить большой объем денег. Самый медленный путь влияния через ключевую ставку. Как правило, эффект от ее снижения или поднятия наступает не раньше, чем через 3-5 месяцев, после того как Центробанк примет решение и озвучит его.

Какие инструменты применяет власть для поддержания стабильности в стране

Основные инструменты воздействия государства на экономику страны:

  • налоги — за счет налоговых ставок государство воздействует на экономику — замедляет или ускоряет развитие;
  • инвестиции — чаще всего предполагает прямое вложение средств государства в какую-то определенную отрасль экономики;
  • дотации — обычно это суммы из бюджета, которые выделяют для преодоления кризиса и сохранения приемлемого уровня цен на социально-значимые категории товаров и услуг;
  • ключевая ставка — ставка Центробанка, от которой зависит под какой процент бизнес и население смогут получить кредиты и разместить вклады;
  • регулирование цен — это политика государства для сдерживания цен на социально-значимые группы товаров. В странах с рыночной экономикой может не встречаться в классическом виде. В РФ предельные цены на некоторые группы товаров правительство устанавливает по ПП №530 от 15 июля 2010 года.

Кроме перечисленных государство может использовать радикальные и функциональные инструменты контроля. Радикальные:

  1. Денежная реформа. К ней прибегают, если в стране наблюдается гиперинфляция в сотни или миллионы процентов. Национальная валюта обесценивается с такой скоростью, что деньги вообще теряют какую-либо ценность и утрачивают свою основную функцию, как средство платежа. Население и бизнес предпочитают хранить накопления в других валютах или приходят к бартерному обмену. Наступает глубокий финансовый кризис. Государство принимает решение изъять старые деньги и ввести новые. Денежную реформу применяют только в крайних случаях.
  2. Либерализация цен. Применяют при смене одного экономического режима на другой, обычно при переходе с командной экономики на рыночную. Государство перестает контролировать цены на товары и услуги, и они приходят к равновесию только на основе спроса и предложения.

Функциональные инструменты государственного контроля — это:

  • регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке, например, введение ограничений по покупке ценных бумаг;
  • лимиты на объем выдаваемых потребительских кредитов, например, за счет увеличения обязательных резервов, которые должны оставаться в Центробанке;
  • сокращение объема кредитования бизнеса. Обычно такие ограничения носят рекомендательный характер, но большинство коммерческих банков могут им последовать, что создаст эффект удорожания кредитных денег для производителей.

Государство влияет не только на внутреннюю, но и на внешнеэкономическую деятельность через торговое и валютное регулирование. Например, вводит квоты, таможенные пошлины, субсидии налоги и другие заградительные или поощрительные методы, в зависимости от потребностей страны.

Так, например, для защиты отечественных производителей могут вводить заградительные таможенные пошлины и квоты, тогда импортерам становится невыгодно ввозить свои товары. А если внутренние потребности в каком-то товаре или сырье не удовлетворены, ограничения могут снимать, тогда в страну приходят импортеры.

Государство может поддержать отечественных производителей с помощью введения таможенных пошлин и квот

Какие последствия

Все методы и инструменты государственной экономической политики тесно взаимосвязаны. Решение в одной сфере обязательно скажется и на других. То есть изменение ставки налогов обязательно отразится на государственном бюджете и объеме денежной массы, которая находится в обращении.

Изменения в фискальной и денежно-кредитной политике повлияют на инвестиции, уровень занятости и доходов, объем производства и размеры чистого экспорта. Ни один из рычагов госполитики не удастся применить в отрыве от других.

Комментарии: 0

Министерство экономики подготовило законопроект по сокращению роли государства в экономике, в котором предлагается передать частному бизнесу 27 государственных функций. Spot спросил предпринимателей и экспертов, какие еще функции нужно передать частному сектору.

Министерство экономики предложило передать 27 государственных функций частному бизнесу. В проекте постановления президента говорится, что в стране всё еще сохраняется большое количество несвойственных, дублирующих, изживших себя и не отвечающих современным требованиям видов государственных и контрольных функций, что затрудняет ведение бизнеса и предпринимательской деятельности.

Так, к примеру, документом предлагается вернуть частные охранные агентства, отмененные в 2014 году, передать 11 функций Минюста частным нотариусам и многое другое.

Spot спросил предпринимателей и экспертов, как они оценивают эту инициативу и какие государственные функции, по их мнению, следует передать частному бизнесу.

Хикмат Абдурахманов

Председатель Ассоциации международного бизнеса и технологий (АМБиТ), председатель Общественного совета при хокимияте Ташкента

В отношении того, что частному бизнесу стоит передать и до сих пор у нас не передано, я бы отметил в первую очередь высшее образование. В Узбекистане до сих пор есть квоты в системе высшего образования и только государственные вузы.

Это не очень хорошо сказывается на качестве образования, вызывает нехватку учебных мест, в результате возникают элементы коррупции. Многие едут учиться за рубеж, кто-то вообще остается без высшего образования. Поэтому один из пунктов, который я точно бы рекомендовал, — идти на открытие частных вузов, совместных или национальных.

Второй вопрос — частные охранные агентства. Их функции передали МВД, что считаю нецелесообразным, потому что во всем мире есть охранные агентства, это международная практика. Неважно, что охраняется — частные территории, государственные объекты — главное, чтобы это был лицензируемый вид деятельности, и его однозначно нужно возвращать. Таким образом будут созданы рабочие места, генерироваться дополнительные налоги, чего нет в МВД, Эффективность тоже низкая, я думаю.

В любом случае частный сектор сделает всё это эффективнее и проще, надо только соблюдать определенные стандарты.

Еще один вид деятельности, который настало время пересмотреть — это аналитические виды деятельности, социальные опросы любой формы, которые на сегодняшний день проводит организация «Ижтимоий фикр», по сути принадлежащая государству.

Во всем мире анализом данных занимаются частные исследовательские компании. Сейчас XXI век, эпоха big data, то есть очень важно анализировать информацию с разных ракурсов.

Это будет большой вклад в развитие конкуренции: люди будут принимать решения на основе цифр и данных, а не интуиции или каких-то домыслов. Однозначно наступило время, когда соцопросы надо делегировать частному сектору.

Также можно отдельно отметить повышение эффективности национальных компаний, таких как «Узбекистон хаво йуллари» и другие операторы, транспортные компании. Могу привести в пример Сингапур: авиакомпания Singapore Airlines принадлежала когда-то государству, но потом государство осознало, что необязательно заниматься управлением и владеть компанией на 100%. Ее сделали акционерной: часть купили иностранцы, часть — местные частные компании.

Государство оставило за собой право владения «золотой акцией», которая дает право вето. Когда одна акция остается у государства, оно может держать контрольный пакет голосов. Есть много современных способов достигать своих целей.

Иными словами, нужно развивать фондовый рынок, национальные компании делать акционерными, разрешать населению выкупать эти акции. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию корпоративного управления и транспарентности национальных компаний, которые являются национальным достоянием и сейчас, конечно, не совсем эффективно управляются. Мы это видим, когда пользуемся их услугами.

Самый лучший вариант — оставить государству какую-то долю либо в виде золотой акции, либо контрольного пакета, но при этом уважать других акционеров, позволять нанимать внешнее управление, повышать эффективность через внедрение корпоративного управления и так далее. Это тоже своего рода делегирование власти со стороны государства в адрес частного сектора.

Ботир Арифджанов

Основатель Paynet и LeBazar, председатель Общественного совета по вопросам развития информационных технологий и коммуникаций

Я считаю, что это архиважный проект, который как отвечает духу времени и направлению, в котором движется наше государство в целом: минимизация присутствия государства в экономике и предоставление больших возможностей для частного сектора. Принятие законопроекта покажет готовность государства делать реальные шаги навстречу предпринимателям.

Многие функции со стороны государства до сегодняшнего дня недостаточно эффективно выполнялись. Если передать их бизнесу, управление будет более эффективным.

Более чем уверен, что спектр функций, которые возможно передавать в частные руки, очень широк, это только начало.

Помимо того, что перечислено в перечне, считаю, нужно добавить кадастровые услуги (измерительные работы и другие вопросы). Государственный кадастр должен только вести реестр, всё остальное можно отдать частникам. Также актуально передать проведение аукционных торгов с точки зрения применения высоких технологий, чтобы все вопросы касательно прозрачности процесса были сняты.

Почему я считаю это важным: во-первых, мы все знаем и в теории, и на практике, что государство — самый неэффективный управленец, не сравнимый по эффективности с частным сектором. Государство должно максимально отходить от управления.

Это упрощает задачи и для государства: оно выдает требования со своей стороны и потом просто прослеживает, насколько они выполняются. В любом случае, если они не выполняются, всегда есть возможность поменять провайдера тех или иных функций или услуг.

Азиза Умарова

Исполнительный директор по Евразии консалтингового бюро Smartgov.consulting (Узбекистан, Сингапур)

На мой взгляд, документ подготовлен с рядом хороших предложений. В Узбекистане наблюдается чрезмерное госрегулирование в экономике. Поэтому передача как можно большего количества функций частному сектору сыграет только на пользу.

Однозначно, нам следует стремиться к конкурентному рынку, где потребитель обладает правом выбора, голосуя своими деньгами.

У нас многие сферы, к сожалению, искусственно монополизированы. Как следствие, потребители вынуждены мириться с монополистами, имея на выходе плохое качество и неэффективное ценообразование. Пора взять курс на дерегулирование, запрет на создание любых новых необоснованных госмонополий и высвобождение пласта функций для частного сектора.

Вячеслав Кан

Основатель Torg.uz (ныне — OLX.uz), основатель и руководитель Центра развития и профориентации MyWay, депутат районного Кенгаша народных депутатов города Ташкента от партии УзЛиДеП

Мне кажется, что передача 27 государственных функций частному бизнесу — очень своевременный и правильный шаг, в духе многочисленных реформ, проводимых руководством страны. Частное предпринимательство, основываясь на здоровой рыночной конкуренции, сможет оказывать все перечисленные услуги намного эффективнее государственных органов. Причем государство оставляет за собой право контроля и регулирования данных сфер благодаря лицензированию и аккредитации. Важно, чтобы это происходило прозрачно, без бюрократических проволочек.

Надеюсь, что указанные в проекте функции — только начало: чем больше сфер будет отдано предпринимателям, тем быстрее и эффективнее будет развиваться вся экономика страны.

Среди того, что стоит передать в частные руки, хотелось бы выделить образование. Хикмат Абдурахманов уже говорил про высшее образование, и я его полностью поддерживаю. Причем важно не только открывать новые частные и зарубежные вузы, но и поменять подход к определению специальностей, квот, программе обучения. Всё это должно решаться не распоряжениями, а запросами рынка, в тесном контакте с предприятиями, которые нуждаются в новых кадрах.

Большая проблема и в системе школьного образования. Если новое Министерство дошкольного образования активно внедряет новые формы собственности, принимает активные решения для улучшения ситуации с дошкольным образованием, то в системе среднего образования, кроме, пожалуй, внедрения школьной формы, изменений не видно. А ведь от правильного обучения и воспитания нашей молодежи зависит будущее нашей страны. Мне кажется, что в этой сфере можно и нужно вносить много изменений, направленных на развитие и продвижение проводимых реформ.

Ранее Spot писал, что частному бизнесу передали организацию питания военнослужащих Национальной гвардии, некоторые автозаправки, ряд функций государственных медучреждений, контролирующие функции в строительстве, вывоз бытовых отходов.

5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества

как субъектов инновационного развития

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:

создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;

поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;

развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах;

расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Основными субъектами, заинтересованными в переходе к инновационной социально ориентированной экономике, являются не только занятые в экономике знаний и высоких технологий (потенциально около трети занятых в экономике), но и более широкие слои работников и представителей бизнеса, которые сталкиваются с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждаются в активном технологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях.

В целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально-экономической политики необходимо выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей:

эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты;

функционирование механизмов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений;

равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений;

высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам;

широкий общественный консенсус по основным вопросам развития России.

Наиболее полно данным требованиям отвечает эффективно работающая демократическая система, которая обеспечивает не только свободу частных интересов и договорных отношений, но и создает предпосылки для активизации инновационных процессов. Только воплотив в повседневную практику жизни общества формулу развития «демократия — человек — технологии», Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

Открыть успешное дело — сложная задача, которая требует много сил, энергии и денег. Сократить финансовые расходы можно с помощью льгот, грантов и других программ от государства. Вместе с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство» рассказываем о мерах поддержки, которыми стоит воспользоваться.

5 мер государственной поддержки для бизнеса, о которых знают не все. А зря!

1. Льготный кредит

Получить такой заём могут представители малого и среднего бизнеса или самозанятые, если платят налог на профессиональный доход, до 2024 года в одном из банков‑партнёров (их 101). Льготная ставка кредита рассчитывается по формуле: ключевая ставка Банка России плюс не более 2,75%, поэтому итоговое значение может меняться. Заём по программе выдают на развитие бизнеса или предпринимательской деятельности, пополнение оборотных средств и рефинансирование старого кредита. В зависимости от целей срок на погашение может быть от года до 10 лет.

Чтобы получить кредит, нужно отвечать ряду условий.

  1. Бизнес должен быть в приоритетной отрасли — розничная и оптовая торговля, сельское хозяйство, внутренний туризм, наука и техника, здравоохранение, образование, обрабатывающая промышленность, ресторанный бизнес или бытовые услуги.
  2. Бизнес должен быть зарегистрирован на территории России и включён в Единый реестр МСП.
  3. Выручка за прошедший календарный год не может быть выше двух миллиардов рублей, а число работников — больше 250 человек.
  4. Общая сумма задолженностей по налогам, сборам и прочим обязательным платежам — не выше 50 тысяч рублей.
  5. Отсутствие долгов по зарплате.
  6. Компания не должна быть в процессе банкротства.

2. Гранты на реализацию проектов в разных сферах

Если у вас есть крутая идея, а средств для её воплощения не хватает, можно поучаствовать в одном из конкурсов для предпринимателей. И таких достаточно. Например, есть шанс побороться за грант на реализацию социальных проектов и получить от 100 до 500 тысяч рублей или даже до одного миллиона для предпринимателей в Арктической зоне. Окончательную сумму определяет конкурсная комиссия. Потратить деньги можно на аренду и ремонт помещения, закупку мебели, продвижение проекта и многое другое, но только не на уплату налогов и погашение кредитов.

Другой вариант — конкурс для предпринимателей, желающих развивать внутренний и въездной туризм. Максимальный размер гранта здесь три миллиона рублей. Получить их можно за разработку новых маршрутов, идеи по улучшению инфраструктуры и благоустройства уже существующих направлений.

Действующие конкурсы для малого и среднего бизнеса собраны на официальных государственных порталах. Найти такой ресурс в своём регионе можно в перечне на сайте Министерства экономического развития.

Узнать больше о программах поддержки можно на портале «Мой бизнес», созданном Министерством экономического развития и национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство». Здесь можно почитать новости, проверить изменения в законах, посетить бесплатные вебинары и получить консультации от специалистов разных профилей: юристов, экономистов, бухгалтеров и кадровиков. Кроме того, на сайте «Мой бизнес» собрана база полезных сервисов, которые помогут развивать своё дело и быстрее решать сложные вопросы.

Открыть своё дело

3. Программы обучения для предпринимателей

Иногда сложно самостоятельно разобраться в тонкостях ведения бизнеса. Потребуется либо совершать ошибки и учиться на них, либо перечитать много литературы. А можно пойти третьим путём и записаться на бесплатные курсы для предпринимателей от государственных центров «Мой бизнес». Там уже отобрана только нужная, официальная и актуальная информация.

Варианты образовательных программ есть как для начинающих предпринимателей, так и для опытных бизнесменов, которые хотят усовершенствовать своё дело. На курсах можно понять, как работать с личным брендом, эффективно продвигать свой товар или услуги, решать правовые вопросы и искать пути для развития компании. Выбрать нужный курс можно с помощью специалистов на онлайн‑консультации.

Альтернативный способ получить знания не проходя полноценное обучение — вебинары и онлайн‑форумы на портале «Мой бизнес». На них можно послушать лекции от экспертов и задать им вопросы.

4. Льготная налоговая ставка для самозанятых

Специальный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые получают доход не от работодателей, а напрямую от заказчиков, ввели в 2019 году. Он позволяет платить всего 4% от прибыли, если вы получаете её от физлиц, или 6% — от юрлиц или индивидуальных предпринимателей. Никаких других отчислений нет.

Льготная налоговая ставка даёт возможность не терять большую сумму доходов, при этом вести дела легально. Кроме того, специальный режим не требует заполнения деклараций, позволяет совмещать бизнес с официальной работой по трудовому договору и не обязывает платить страховые взносы.

Чтобы пользоваться льготной ставкой, нужно просто зарегистрироваться в качестве самозанятого на портале «Мой налог». Но, прежде чем перейти на специальный режим, убедитесь, что ваш бизнес соответствует следующим требованиям:

  • У вас нет наёмных работников, с которыми заключён трудовой договор.
  • Годовой доход не превышает 2,4 миллиона рублей.
  • Вид деятельности не входит в перечень исключений.

5. Бизнес‑инкубаторы

Начинать бизнес можно прямо дома: контактировать с сотрудниками удалённо и при необходимости снять складское помещение. Но если хочется иметь отдельное место для работы, стоит поискать бюджетные варианты. Так, у государства можно арендовать офис на срок до 10 лет по цене ниже, чем у частных собственников.

Однако полноценное помещение и его обустройство может стать непосильной нагрузкой на бюджет молодого бизнеса. Поэтому для поддержки предпринимателей были созданы государственные бизнес‑инкубаторы и коворкинги — общий офис сразу для нескольких компаний. Стоимость аренды здесь минимальная, а ещё не нужно тратиться на покупку компьютеров, принтеров и прочих необходимых вещей — всё уже есть и готово к использованию.

В бизнес‑инкубаторах также предусматриваются комнаты для совещаний, конференц‑залы и беспроводной интернет. Плюс можно получить бесплатную консультационную поддержку от юриста и бухгалтера.

Проверить, какие бизнес‑инкубаторы открыты рядом с вами, можно на карте в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе» портала «Мой бизнес». Там же собраны и все другие организации, полезные для предпринимателей. Например, технопарки, центры поддержки экспорта, микрофинансовые организации и
отделения центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес».

В последних можно очно получить профессиональную консультацию и ряд услуг, в том числе зарегистрироваться как юридическое лицо и провести аудит. Также в центрах «Мой бизнес» проходят обучающие мероприятия по предпринимательству.

Узнать подробнее

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Российские власти осознают, что без помощи государства при открытии малого бизнеса запустить производственные процессы сложно, а без начинающих предпринимателей экономика встанет. Поэтому предлагают много вариантов безвозмездно получать бюджетные деньги — от налоговых послаблений и льготных программ кредитования до субсидий, грантов и преимуществ в госзакупках.

Какие меры поддержки государства есть для организаций и ИП

Свободный и честный бизнес — это основа государственной экономики. Бизнес организует денежные потоки, производит блага, дает рабочие места — роль его сложно переоценить. Все государства, и Россия в том числе, стараются разрабатывать системы стимулирования бизнеса и поддержки предпринимателей.

Выделяются следующие виды помощи индивидуальным предпринимателям от государства в 2023 году и меры поддержки юрлицам:

  • финансовые — выплата различных денежных сумм на развитие бизнеса или, наоборот, предоставление льгот по обязательным платежам, например по налогам;
  • имущественные — предоставление льготных возможностей получения недвижимости или земли, например в аренду;
  • информационные и образовательные — по всей стране создаются центры поддержки предпринимательства, которые консультируют по вопросам ведения бизнеса, обучают или позволяют обмениваться опытом с другими предпринимателями, работающими в том же субъекте.

Особенное значение система поддержки предпринимательства приобрела в условиях санкций и возможного экономического кризиса.

Поддержка предпринимателей работает одновременно на несколько целей:

  • стимулирование граждан к созданию собственных бизнесов и, соответственно, повышение экономической активности;
  • поощрение малого и среднего бизнеса как экономической основы государственной экономики;
  • направление средств и сил в наиболее приоритетные сферы — существуют отдельные программы поддержки, например, инновационных направлений бизнеса.

Немалая часть мер госпомощи ориентирована на малый и средний бизнес. Субъектами малого и среднего предпринимательства являются организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, описанным в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007. В числе таких критериев, например:

  • среднесписочная численность работников: до ста человек для малого бизнеса и от 101 до 200 — для среднего;
  • уровень дохода за календарный год: до 120 млн рублей — микропредприятие, до 800 млн рублей — малое, до 2 млрд — среднее.

В соответствии со ст. 4.1 № 209-ФЗ ведется единый реестр субъектов МСП. Реестр находится в ведении налоговой службы и содержит информацию обо всех организациях, подходящих под критерии МСП.

Субсидии от центра занятости

Центры занятости — это структуры, основная задача которых — помощь гражданам в поиске работы и законных источников заработка. Кроме подбора подходящих обратившемуся гражданину вакансий, центры занятости предлагают широкий спектр образовательных программ, с помощью которых гражданин вправе повысить квалификацию, получить дополнительную специальность и тем самым повысить шансы на рынке труда.

Поскольку бизнес — это один из видов законной занятости, центры занятости в том числе поощряют граждан, намеренных уйти в предпринимательство. Один из вариантов, как получить 300 тысяч от государства на открытие бизнеса, — заключить социальный контракт. Обратите внимание, что такой договор гражданин подписывает с региональными властями и по локальному законодательству. Потому некоторые условия, пакет документов, правила получения денежных средств и отчетность по ним иногда отличаются. Помимо этого, разнится и размер выплаты: в Москве и Санкт-Петербурге она достигает 250 тысяч рублей, а в Татарстане — только 150.

Но даже если начинающему предпринимателю одобрена небольшая сумма субсидии от центра занятости на открытие бизнеса в 2023 году и ее недостаточно для стартового капитала, то этих средств хватит на оплату расходов, связанных с организацией бизнеса, среди которых:

  • нотариальные действия;
  • услуги юриста, нанятого для составления необходимых документов и консультирования будущего предпринимателя;
  • государственные пошлины;
  • первоначальная закупка бланков, необходимого оборудования, аренда помещений — в зависимости от того, на что выданы средства в рамках социального контракта.

Получить единовременную субсидию от центра занятости сможет гражданин, который состоит на учете в качестве безработного и подал заявление о намерении открыть бизнес. Еще один важный критерий — его текущий доход ниже прожиточного минимума в регионе проживания.

Гранты

Законодательством предусмотрена поддержка и в форме грантов, например в Фонде содействия инновациям. Организация поддерживает современные, инновационные направления деятельности, стартапы, молодых ученых. Объем финансирования зависит от конкретной программы и достигает 15–30 млн рублей.

Для получения гранта необходимо подать заявку, которая включает в себя в том числе подробный бизнес-план. Грант предполагает определенную цель — деньги предоставляются на какой-то срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), в течение которых получатель средств достигает заявленного результата и отчитывается в этом.

В числе возможных целевых показателей, например, такие, как:

  • разработка объекта интеллектуальной собственности и официальная регистрация прав на него;
  • организация деятельности предприятия и трудоустройство определенного количества сотрудников;
  • выпуск в производство и продажа собственного продукта;
  • достижение определенного уровня выручки.

При недостижении заявленного результата фонд вправе потребовать возврата предоставленных денег.

Как учитывать грант на развитие бизнеса

Вопрос: Мы получили из регионального бюджета финансовую поддержку в виде гранта на развитие бизнеса как малое предприятие. На УСН не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ гранты являются средствами целевого финансирования. Мы применяем УСН с объектом налогообложения «доходы». Можно ли не включать полученный грант в доходы?

Ответ: сумму гранта вы должны включить в состав внереализационных доходов. А вот порядок такого включения будет зависеть от того, предоставлен грант в рамках Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — закон № 209-ФЗ) или нет. Поясним подробнее.

Читать полностью в КонсультантПлюс

Федеральные и региональные программы поддержки бизнеса

Постановлением Правительства РФ № 316 от 15.04.2014 утверждена федеральная программа, нацеленная на повсеместное развитие бизнеса и улучшение предпринимательского климата в стране. В частности, программа имеет направление, ориентированное на поддержку малого и среднего предпринимательства, и предполагает выделение бюджетных средств на финансирование льготного кредитования организаций, ведущих свою деятельность в приоритетных областях, например, в:

  • сельском хозяйстве;
  • туризме;
  • здравоохранении;
  • общественном питании;
  • науке и разработке новых технологий.

Программа предполагает софинансирование финансовой помощи бизнесу региональными бюджетами, и как получить деньги на развитие малого бизнеса от государства в 2023 году в конкретном регионе, объясняют на ресурсе администрации субъекта или сайте регионального органа власти, специализирующегося на проблемах предпринимательства.

Отдельные субъекты РФ организуют собственные региональные меры поддержки малого предпринимательства, суть и требования которых содержатся на региональных информационных ресурсах и у местных центров поддержки предпринимательства.

Налоговые и кредитные каникулы

Федеральный закон № 477-ФЗ от 29.12.2014 ввел еще одну форму финансовой поддержки — вплоть до 2025 года действуют налоговые каникулы для предпринимателей в первые два года их деятельности.

Налоговые каникулы — это период, в течение которого налог имеет нулевую ставку. Рассчитывать на нее вправе индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную или патентную систему налогообложения и ведущие деятельность в таких сферах, как научная, производственная или социальная.

Предоставление налоговых каникул урегулировано и на региональном уровне: каждый субъект РФ самостоятельно определяет, какие виды экономической деятельности вправе рассчитывать на фискальное послабление и устанавливать ограничения, например, по численности сотрудников организации.

Помимо этого, Федеральным законом от 03.04.2020 № 106-ФЗ введены кредитные каникулы, в рамках которых предприниматели, занятые в отдельных отраслях экономики (перечень см. в постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 № 337), смогут получить отсрочку платежей по кредитным договорам на срок до 6 месяцев. Кредитные каникулы действуют до 31 марта 2023 г., и не исключено, что власти их продлят.

Поддержка субъектов МСП, участвующих в госзакупках

Заказчики обязаны не менее 25 % своих годовых закупок проводить исключительно среди СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций. Так, законодатель гарантирует, что не менее 25 % бюджетных денег, переданных заказчикам в распоряжение, уйдет малому предпринимательству.

Помимо этого, тех исполнителей контрактов по 44-ФЗ, которые не сумели выполнить свои обязательства в результате введённых санкций, не включат в реестр недобросовестных поставщиков (см. постановление Правительства РФ от 21.03.2022 № 417).

Дополнительные меры поддержки из-за санкций

Особо важной стала помощь начинающим предпринимателям от государства в 2023 году и компаниям с многолетним стажем в период действия евро-американских санкций. Многие предприятия в одночасье остались без возможности работать, зарабатывать на оплату труда сотрудников, текущих расходов, налогов, платежей, не говоря уже о формировании активов и резервов.

В такой ситуации адекватной мерой стали прямые деньги на бизнес от государства в 2023 году по программе стимулирования найма сотрудников. На каждого нового работника, в трудоустройстве которого заинтересованы власти (перечень см. в постановлении Правительства РФ от 13.03.2021 № 362), работодатель получит субсидию в размере трехкратного МРОТ на 1 января 2022 года (13 890 рублей) или 1 января 2023 года (16 242 рубля), увеличенного на сумму страховых взносов, и районный коэффициент (если он установлен в регионе). Для получения выплаты необходимо соблюсти ряд условий, в том числе подать заявление и список вакантных мест в органы службы занятости через личный кабинет на портале «Работа в России».

Еще одна форма, в которой оказывают помощь ИП от государства в 2023 году, — льготное кредитование. Власти постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1764 установили максимальные ставки по кредитным договорам (соглашениям) на развитие предпринимательской деятельности:

  • 15,75 % годовых при ключевой ставке ЦБ РФ выше 13 % годовых;
  • 13,25 % годовых при ключевой ставке ЦБ РФ ниже 13 % годовых.

Помимо этого, имеется Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках которой предлагают оборотные кредиты сроком до 1 года для рефинансирования ранее полученных займов и инвестиционные кредиты на срок до 3 лет по ставке не выше 15 % для малых предприятий и 13,5 % — для средних. Список банков, которые участвуют в такой программе, представлен на сайте Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

Помимо этого, компании вправе рассчитывать еще на:

  • приостановление плановых проверок со стороны органов государственного и муниципального контроля (см. постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). Мораторий на налоговые проверки предусмотрен только для ИТ-компаний;
  • продление сроков сдачи отчетности и документов по требованию;
  • отсрочку по уплате страховых взносов (см. подробности в постановлении Правительства РФ от 29.04.2022 № 776 в редакции, действующей с 01.03.2023);
  • компенсацию 50 % стоимости программного обеспечения российских производителей за счет средств бюджета.

На некоторую помощь вправе рассчитывать и самозанятые — плательщики налога на профессиональный доход. Для них тоже есть кредитные каникулы, льготные займы, микрокредиты до 500 тысяч рублей на пополнение оборотных средств и финансирование текущей деятельности. Подробности — в Программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. решением Совета директоров АО «Корпорация «МСП» от 15.03.2022, протокол № 131).

Как узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать ваша компания

Чтобы узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать конкретная фирма и как безвозмездно получить субсидию на бизнес от государства в 2023 году, необходимо обращаться за разъяснениями в профильные органы или организации, работающие в регионе, где работает бизнес:

  • в каждом регионе имеется центр развития и содействия предпринимательству. Такие центры ведут образовательную и консультационную деятельность, помогают в спорных вопросах и информируют о государственных программах и других возможностях получить финансирование деятельности;
  • налоговые органы проконсультируют по проблемам налогообложения и налоговым каникулам;
  • центр занятости — по вопросу субсидии на оформление бизнеса.

Дополнительно на сайте правительства РФ появился специальный раздел, где перечислено, какие субсидии можно получить от государства малому бизнесу по федеральному законодательству в связи с введенными санкциями и экономическими трудностями.

Скриншот главной страницы правительственного сервиса

На главной странице сайта необходимо выбрать, кому предназначена помощь (в нашем случае — бизнесу). Для предпринимателей сегодня предусмотрено около 85 различных мер поддержки, а сам раздел регулярно дополняется и обновляется.

Скриншот страницы правительственного сервиса с информацией о мерах поддержки для бизнеса

Нажмите на любую интересующую вас информацию, чтобы получить полное описание предлагаемой помощи, сроки действия, условия получения, список НПА, которые ее регулируют.

Еще по теме:

  • какие меры поддержки бизнеса предусмотрены;
  • какие антикризисные меры действуют в закупках;
  • меры господдержки подрядчиков в строительной сфере.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какой двигатель на газель бизнес 2017 года
  • Какая зарядка должна быть на газели бизнес
  • Каким выгодным бизнесом заняться в деревне
  • Каким бизнесом в наше время лучше заняться
  • Какой должен быть срок окупаемости бизнеса