Соответствие финансовых и хозяйственных операций требованиям законодательства определяется в момент ревизии ФХД. Это один из самых важных и ответственных видов проверок. Она предусматривает контроль всех видов финансово-хозяйственной деятельности.
В момент ревизии проверяется грамотность ведения бухгалтерского учета и отчетности. Особое внимание уделяется налогообложению и своевременному перечислению платежей в бюджет, и внебюджетные фонды.
Цель ревизии и ее основные задачи
Во время ревизии устанавливается, как используются финансовые средства и куда направляются денежные потоки. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности определяет отсутствие нарушений по отмыванию денег, полученных преступным путем. Таким образом, анализируются не только исходящие, но и входящие денежные потоки. Также важно соблюдение безутратности денег и материальных ценностей.
Проведение ревизии предусматривает проверки по фактическим операциям и документально:
- подтверждение финансовых операций соответствующими договорами и документами;
- целевое использование кредитов, полученных в банках, и осуществляемых расчетов;
- проведение сделок с ценными бумагами, дисконтными и процентными векселями, акциями, облигациями;
- своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами и проведение их в полном объеме;
- проверяются все статьи доходов и расходов, образование прибыли или убытков от хозяйственной деятельности;
- следование требованиям законодательства и правилам бухгалтерского учета;
- начисления и расчеты по заработной плате, расчетные операции с физическими лицами;
- затраты на текущую деятельность компании;
- как осуществляется учет нематериальных активов;
- направление средств в инвестиции с формированием диверсифицированного инвестиционного портфеля;
- получение и распределение прибыли.
На основе глубокого анализа и финансово-экономического контроля становится понятным уровень управления компанией и соответствие требованиям законодательства. Этот контроль также касается обеспечения сохранности имущества владельцев. Определяется эффективность осуществления хозяйственной деятельности, рентабельность, самоокупаемость и выход на точку безубыточности нового предприятия.
Подготовка к проведению проверки
К моменту ревизии необходимо подготовить абсолютно все заключенные договора, бухгалтерские проводки и первичные документы. Это касается всех финансовых и хозяйственных операций. Также учитывается определенный период, в котором проводится проверка.
Ревизия материальных ценностей проводится путем полной инвентаризации. Результаты сверяются с соответствующими статьями баланса. Она проходит по месту нахождения имущества в присутствии материально ответственных лиц. Также инвентаризации подлежат финансовые обязательства, запасы, в том числе, иных предприятий, которые учитываются бухгалтером. Этот порядок распространяется также на имущество, которое не учтено в балансе.
Подготовка проводится также проверяющими. Ознакомительный этап проверки включает особое задание, изучить деятельность компании.
Оно поможет в дальнейшем правильно оценить проводимые операции и способы отражения их в бухучете. Также понимание деятельности повлияет на методы контроля и сами результаты ревизии, которые вносятся в отчет.
Подготовка к ревизии включает две важных задачи:
- сбор и изучение информации о праве собственности, управлении и проводимых сделках в компании, выяснение особенностей работы отрасли в целом;
- оценить достаточность предоставленного материала для проведения ревизии.
В случае появления вопросов может проводиться встречная проверка контрагентов компании.
Правила проведения ревизии ФХД
Правильный контроль финансов и хозяйственной деятельности предусматривает определенную последовательность, и проводится в соответствии с общими правилами. Подготовка, основная часть, порядок и проведение ревизии одинаковы для разных видов деятельности.
Во время контроля объекта осуществляется сбор информации на подготовительном этапе. В результате потребуются весомые доказательства, которые станут подтверждающей базой. С этой целью проводятся разные виды контрольных процедур:
- аналитических, предусматривающих проведение глубокого анализа;
- детальная проверка оборотов, отображаемых в бухгалтерском учете, и сальдо по счетам;
- оценка действующей системы контроля.
Объемы и вид информации определяются ревизорами. Основная задача — получение достоверных данных. Ведь в некоторых случаях могут намеренно искажать предоставляемую информацию.
Проверяющие применяют разные подходы и методы для проведения ревизии:
- Еще на этапе планирования проверки при проведении аналитических исследований они выявляют участки, где возможно присутствуют риски;
- Изучение разных участков деятельности позволяет понять, где необходимо в первую очередь проводить проверку;
- Далее разрабатывается общий план и программа ревизии;
- Проверяющие проводят сверку документов компании на месте;
- Также могут проверить контрагентов, которые поддерживают деловые связи с проверяемой компанией.
Это позволяет обнаружить ошибки при наличии или искажении информации.
Оценивание бухгалтерского учета и подробное документирование исследований предусматривает:
- блок-схемы, графики, заметки;
- список с типовыми вопросами;
- специальные тесты;
- проверочные листы;
- протоколы, акты;
- список замечаний.
Члены ревизии разрабатывают разные методики для проведения контроля и оценки состояния финансово-хозяйственной деятельности. Они планируют процедуру проверки и при обнаружении недостатков вносят их в итоговый документ.
Отчет ревизионной комиссии
На завершающей стадии ревизии рассматриваются существенные ошибки и недочеты в финансовой и хозяйственной деятельности. Все они вносятся в ревизионный отчет с указанием обнаруженных недостатков. Кроме замечаний предоставляются также рекомендации по их устранению.
Кроме ревизии может проводиться экспертиза финансово-хозяйственной деятельности по требованиям ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 года (в редакции от 20.07.2020 года). Она направлена на противодействие отмыванию денег, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности
Заказать услугу по ревизии и экспертизе можно на нашем сайте. Задайте вопрос, и получите консультации по контактному номеру. Воспользуйтесь обратной связью. Отправить заявку можно круглосуточно, в любое удобное время.
Возможно, вам будут интересны другие наши услуги:
- Инициативная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности
- Обязательная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности
- Консультация в области бухгалтерского учета
- Консультации в области налогового учета
- Обзорная проверка финансовой отчетности
- Аудит земельных участков
- Страховой аудит
- Налоговый аудит
- Инвестиционный аудит
- Аудит-контроллинг
Бухучет — одна из важнейших составляющих системы управления компанией. Чтобы владельцы и менеджеры организации могли быть уверены в том, что в этой области все в порядке, бухгалтеров необходимо контролировать. Для этого часто используется ревизия состояния бухгалтерского учета. Рассмотрим, как она проводится и какие задачи решает.
Понятие ревизии и ее задачи
Ревизия вообще — это проверка соответствия того или иного процесса установленным нормам. Таким образом, бухгалтерская ревизия представляет собой контроль за соблюдением законодательства о бухучете.
В широком смысле ревизией в бухгалтерии можно назвать и налоговую проверку. Близка к ней также бухгалтерская экспертиза, которую проводят правоохранительные органы при расследовании экономических преступлений.
Но в обоих этих случаях инициатором ревизии являются внешние структуры, а цели, мягко говоря, не совпадают с задачами бизнеса. Поэтому далее будем говорить только о ситуации, когда решение о проверке принимают владельцы компании или топ-менеджеры.
В этом случае бухгалтерская ревизия организации может решать следующие основные задачи:
- Объективная оценка финансового состояния бизнеса и стоимости активов. Это может понадобиться, например, при реорганизации компании или при изменении состава учредителей.
- Проверка профессионального уровня бухгалтерской службы. Руководители компании далеко не всегда являются специалистами в финансовой сфере, поэтому им трудно самостоятельно оценить квалификацию бухгалтеров. Следовательно, если возникают сомнения, то лучший способ разрешить их — провести детальную проверку учета.
- Выявление фактов недобросовестности сотрудников: халатность, нецелевое использование ресурсов, хищение и т.п. Например, иногда специалисты отдела снабжения производят закупки по завышенным ценам, получая вознаграждение от контрагентов. Найти таких нарушителей можно с помощью анализа расчетов и сопоставления цен на приобретаемые материалы с рыночным уровнем.
- Подготовка к внешним проверкам: налоговым, аудиторским, участию в тендерах. В двух последних случаях особое внимание обращают на ревизию бухгалтерской отчетности. Ведь классическая аудиторская проверка заключается именно в подтверждении достоверности отчетов. Также баланс с необходимыми приложениями в обязательном порядке входит и в комплект документов, предоставляемых на тендер.
Иногда ревизия бухгалтерских документов назначается и по форс-мажорным обстоятельствам: если по итогам уже прошедшей налоговой или аудиторской проверки были выявлены серьезные нарушения. Но лучше, конечно, не дожидаться подобного результата, а заранее продумать, кому можно доверить ведение бухгалтерского и налогового учета.
О преимуществах аутсорсинга
При передаче учета на аутсорсинг обязательной частью процедуры является ревизия текущего состояния дел. От ее результатов во многом зависит, как в дальнейшем будет происходить взаимодействие между заказчиком и бухгалтерской фирмой. Зачастую, до приема организации «в работу», ее учет необходимо существенно скорректировать, а в сложных случаях — даже полностью восстановить бухучёт.
Порядок проведения ревизии бухучета
В крупных компаниях ревизия, как правило, проводится собственными силами. Для этого предназначены специальные подразделения — службы внутреннего аудита.
Компании, относящиеся к среднему и малому бизнесу, обычно поручают проверку бухслужбы сторонним организациям: аудиторским или консалтинговым фирмам.
Как выбрать аудиторскую компанию и почему рейтинг крупнейших не единственный критерий?
Важно!
Независимо от исполнителей и цели проверки, она включает в себя следующие этапы:
- Документирование решения.
Руководитель компании издает соответствующий приказ. В нем отражаются состав ревизионной комиссии, сроки проверки ревизии и ее объект. Это может быть как весь бухучет, так и его отдельные разделы, например, касса, расчеты с контрагентами или начисление зарплаты. Если проверка поручается внешней организации, то это также отражается в приказе. Компании, имеющие штатную службу внутреннего аудита, обычно разрабатывают подробное положение, регламентирующее проведение проверок, а в приказе просто ссылаются на него. Сторонние же проверяющие работают по собственным регламентам, согласовав применяемые методики с заказчиком. - Подготовка.
На этом этапе проверяющие составляют план ревизии, исходя из установленного срока, и запрашивают у ответственных лиц необходимые документы. - Проведение проверки.
Методы, применяемые на этом этапе, зависят от того, какие разделы подлежат ревизии. Например, если речь идет об учете денежных средств или иных ценностей, то, кроме анализа документов, необходимо провести инвентаризацию. А при проверке расчетов может потребоваться сверка с контрагентами. - Оформление результатов.
Документально бухгалтерская ревизия оформляется в виде акта. Он включает в себя все выявленные нарушения и рекомендации проверяющих по устранению недостатков.
Использование результатов ревизии
По итогам проверки владельцы и руководство компании могут принять решение об изменении системы организации учета. Глубина реорганизации зависит от серьезности выявленных нарушений:
- Внесение изменений в учетную политику и регламент документооборота.
- Реорганизация бухгалтерской службы, полная или частичная смена кадрового состава.
- Передача бухгалтерского учета на аутсорсинг.
Ведение бухгалтерского учета сторонней организацией
Все перечисленные меры могут применяться как по отдельности, так и совместно.
Оставшаяся же часть финансовой службы проходит реорганизацию, осваивает новые регламенты и т.д.
Наш опыт
Штатные бухгалтеры чаще всего допускают ошибки при расчете зарплаты. В ходе проведения аудита мы выявляли недочеты в 85% случаев. А ведь нарушения, связанные с оплатой труда, являются самыми тяжелыми с точки зрения возможных последствий. Предприятием, допустившим их, могут заинтересоваться не только налоговики, но и трудовая инспекция, а также правоохранительные органы. Подробнее о ревизии начисления зарплаты мы рассказали здесь.
Вывод
- Если у владельцев бизнеса возникли сомнения в достоверности учетных данных — подтвердить или развеять их поможет ревизия бухучета.
- Проводить такую проверку можно как собственными силами, так и с привлечением внешних консультантов.
- Итоги ревизии могут стать причиной серьезных оргвыводов, вплоть до полного изменения подходов к организации учета.
Хотите читать советы налоговых экспертов и главных бухгалтеров?
Подпишитесь на обновления блога
7. Основные этапы и последовательность ревизии
В ревизионной работе следует выделить следующие этапы:
1) подготовительный;
2) проведение ревизии;
3) оформление результатов ревизии;
4) реализация результатов ревизии;
5) контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии.
Результат ревизии во многом зависит от ее подготовки еще до выезда на объект. Подготовительный этап ревизии заключается в сборе информации о ревизуемом субъекте, т. е. изучаются акты предыдущих ревизий, докладные записки, приказы и постановления по результатам проведенных ревизий, вообще все, что относится к данному предприятию. Также изучаются данные годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности предприятия, данные налоговой отчетности (расчеты и декларации). На основании собранной информации определяются задачи ревизии, подготавливается план проведения ревизии, руководитель ревизионной группы проводит ознакомительную работу на основании информации о предприятии, а также производит постановку конкретных задач ревизии перед членами ревизионной группы.
По прибытии на предприятие и предъявлении руководителю предприятия приказа или распоряжении о проведении ревизии приступают непосредственно к этапу проведения ревизии. Проводят обследование предприятия, осмотр помещений, цехов, служб аппарата управления, подразделений и мест хранения ТМЦ, подъездных путей, проводят инвентаризацию кассы, изучают первичные документы, сводные регистры, ведомости синтетического и аналитического учета, собирают объяснения и справки с работников, если в этом есть необходимость, проводят инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, поставщиками и покупателями (высылают извещения на предприятия с просьбой сообщить о состоянии расчетов или имеющихся претензий к ре-визируемому предприятию).
Если ведение бухгалтерского учета на предприятии запущено, руководитель ревизионной группы дает задание восстановить учет. В течение проверки для систематизации материалов ревизоры составляют рабочие документы, где отражают все обнаруженные факты нарушений. Результаты проверки оформляются актом (согласно действующим инструкциям и в соответствии с планом или программой ревизии). В акте указывают сведения об организации и ревизорах, результаты предыдущих проверок и факты выполнения решений по данным ревизиям, указывают способы и методы, использованные в ходе ревизии, способы проведения инвентаризации, результаты проверок по направлениям ревизии, размер причиненного ущерба.
Уже в ходе проверки ревизор должен принять меры по устранению выявленных нарушений, а также ставить вопрос о мере ответственности виновных лиц. При незначительных нарушениях результаты ревизии могут быть реализованы сразу после окончания ревизии, о чем сообщается в приложении к акту ревизии. А если выявлены факты хищений в крупных размерах, составляется промежуточный акт и передается в следственные органы. По результатам ревизии составляются выводы и предложения по устранению недостатков, которые представляются руководителю организации. Он рассматривает выводы и принимает решение по устранению недостатков. В дальнейшем выполнение этих решений должно быть проконтролировано.
Контрольно-ревизионные органы обеспечивают контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии, и, при необходимости, принимают другие предусмотренные законодательством РФ меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба, а также систематически изучают и обобщают материалы ревизий и на основе этого вносят предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в РФ законодательных и других нормативных правовых актов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
34. Основные принципы и этапы развития европейской валютной системы
34. Основные принципы и этапы развития европейской валютной системы
В 1949 г. был создан Совет Европы. В это же время возникли такие международные организации, как Организация европейского экономического сотрудничества (1948 г.), Организация североатлантического договора
Основные этапы противостояния
Основные этапы противостояния
Сегодня тема центральных банков в российских и мировых СМИ становится одной из приоритетных. Эти организации оказались под прицелом особенно острой критики со стороны политиков, общественных деятелей, экспертного сообщества после
26. Основные этапы и последовательность ревизии
26. Основные этапы и последовательность ревизии
В ревизионной работе следует выделить следующие этапы:1) подготовительный;2) проведение ревизии;3) оформление результатов ревизии;4) реализация результатов ревизии;5) контроль над выполнением решений, принятых по
1. Основные этапы становления и развития налогообложения
1. Основные этапы становления и развития налогообложения
История налогообложения насчитывает несколько тысячелетий. Однако следует отметить, что на первых этапах своего развития налог выступал как экономическая категория и только сравнительно недавно стал правовой
72. Основные этапы проведения анализа баланса
72. Основные этапы проведения анализа баланса
Методика проведения анализа баланса предусматривает следующие основные этапы.1. Предварительная оценка, включая оценку надежности информации, чтение информации и общую экономическую интерпретацию показателей
1.1. Основные этапы развития налогообложения
1.1. Основные этапы развития налогообложения
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:IV в. до н. э. – V в. н. э. –
30. Основные этапы развития кредитных отношений
30. Основные этапы развития кредитных отношений
1. зарождение кредитных отношений. Стали возникать при переходе от натурального к товарному хозяйству. С появлением денег появляется продажа товаров с отсрочкой платежа. Значительная роль ростовщичества в развитии кредита.
Основные этапы работы с программой
Основные этапы работы с программой
Порядок использования программы и последовательность выполнения основных действий в немалой степени может зависеть от особенностей организации учетных и управленческих процессов на конкретном предприятии. Тем не менее, правильная
2. Основные этапы формирования и развития мирового хозяйства
2. Основные этапы формирования и развития мирового хозяйства
В развитии современной мировой экономики и вовлеченности в нее национальных хозяйств выделяются несколько периодов.Первый период – 20–30-е годы XX в., которые характеризовались кризисными явлениями в развитии
3.2. Основные этапы трансформации
3.2. Основные этапы трансформации
Сейчас компаниями используются всего два варианта трансформации финансовой отчетности российских предприятий в соответствии с международными стандартами.Первый – это подход с точки зрения валюты, второй – подход с точки зрения
Лекция 1 Тема: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Лекция 1
Тема: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
В первой лекции рассматриваются этапы становления и развития экономической науки. Содержание экономических школ, теорий и концепций анализируется в свете трактовки ими предмета экономической теории. Особое
УРОК 10. Основные этапы работы с программой
УРОК 10. Основные этапы работы с программой
Порядок использования программы и последовательность выполнения основных действий и процедур в немалой степени может зависеть от особенностей организации учетных и управленческих процессов на конкретном предприятии. Тем не
3.4. Основные этапы метода проведения оценки
3.4. Основные этапы метода проведения оценки
На основании проведенного обобщения и анализа накопленного опыта по отдельным финансовым инструментам и операциям с ними можно предложить следующий порядок проведения оценки эффективности управления государственным
23. Основные этапы развития страхования в России
23. Основные этапы развития страхования в России
В эпоху Средневековья некоммерческий тип страхования существовал и на Руси. В своде законов «Русская правда» были зафиксированы правовые основы страховых отношений в Киевской Руси.В России страхование развивалось в
3.1. Основные черты и этапы развития экономики средневековья
3.1. Основные черты и этапы развития экономики средневековья
Экономика средневековья связана с развитием феодализма. Последний представляет универсальную стадию, которую прошли почти все народы мира. Однако ее формирование происходило в разных условиях. К примеру, если
Основные этапы по проектированию
Основные этапы по проектированию
После определения целей, задач и основных соглашений по моделированию дальнейшая последовательность шагов по проектированию моделей бизнес-процесса состоит в следующем.1. Систематизация и нормализация входных параметров для
Этапы проведения ревизии:
1.Установление
делового контакта
—
начальный этап проведения ревизии,
на котором ревизионная группа
представляется руководителю проверяемой
организации и предъявляет ему решение
(приказ, распоряжение) о проведении
данной ревизии. Проверяющие лица
знакомятся с руководителями
соответствующих служб и подразделений,
специалистами и должностными лицами
организации, которым сообщают о целях
и задачах предстоящей ревизии и
предлагают вносить соответствующие
предложения и заявления по изучаемым
вопросам.
2.Оповещение.
О проведении ревизии или проверки может
быть сообщено по местному радио, на
собрании работников, через руководителя
организации и внутрихозяйственных
подразделений, с помощью объявления.
Особое внимание уделяется налаживанию
постоянной связи с работниками
организации в целях использования
их помощи для глубокой проверки
деятельности данной организации и ее
должностных лиц.
3.Общее
ознакомление с объектами контроля
—
ревизионная группа или индивидуальный
исполнитель изучает на месте
делопроизводство, документооборот,
размещение аппарата управления
организации и его внутрихозяйственных
подразделений, места хранения денежных
средств, машин, оборудования и
товарно-материальных ценностей,
подсобные помещения, вспомогательные
и прочие производства, внутрихозяйственные
дороги, подъездные пути.
На
этом этапе ревизионная группа получает
определенное представление об объеме
предстоящих контрольно-ревизионных
работ, вносит согласованные уточнения
в план проведения ревизии или проверки
и предлагает руководителю организации
план контрольной инвентаризации
соответствующих видов товарно-материальных
ценностей, который является выпиской
из плана ревизии с учетом внесенных
корректировок.
4.Собственно
ревизия
—
основной этап. Заключается в выявлении
общей картины соблюдения законности
и целесообразности использования
имущества в ревизуемой организации в
соответствии с ее программой.
Рациональное
построение контрольно-ревизионного
процесса в ходе непосредственного
проведения ревизии — одно из условий
повышения оперативности и эффективности
экономического контроля. При этом
особенно широко следует применять
технические средства, способствующие
существенному усилению интенсификации
контрольно-ревизионного процесса.
Руководитель
проверяемой организации обязан создать
надлежащие условия для проведения
ревизии участникам ревизионной группы
(предоставить необходимое помещение,
оргтехнику, услуги связи, канцелярские
принадлежности, возможность выходить
на прямую связь с внутрихозяйственными
абонентами, а также использовать
электронную почту).
5.Определение
размера материального ущерба.
В
соответствии со ст. 238 ТК РФ к материальной
ответственности работники привлекаются
только при наличии прямого действительного
ущерба. Не допускается возложение на
работника материальной ответственности
за ущерб, причиненный в результате
нормального производственно-хозяйственного
риска. Не подлежат также взысканию с
работника недополученные доходы
(упущенные выгоды).
Размер
материального ущерба определяется на
основе действительных потерь,
исчисляемых: по денежным средствам —
по их номинальной стоимости; по
материальным ценностям — по рыночным
ценам, но не ниже стоимости имущества
по данным бухгалтерского учета с учетом
степени износа; по хозяйственным
процессам — по фактическим расходам.
Общее
правило возмещения работником
причиненного ущерба — его материальная
ответственность в пределах среднего
месячного заработка. Взысканию с
виновных лиц в полном размере материальный
ущерб подлежит только в строго
установленных ст. 243 ТК РФ определенных
случаях.
Для
обоснования размера материального
ущерба, выявленного в ходе ревизии
или проверки, наряду с промежуточными
актами инвентаризации при необходимости,
составляются также расчеты стоимости
недостающих ценностей или потерь по
рыночным ценам (со ссылкой на
соответствующие источники информации).
6.Оформление
результатов ревизии и проверок
означает
составление документов, обобщающих
результаты изучения объектов контроля
и, относится к заключительному этапу.
Результаты ревизии оформляются актом
ревизии, а проверки отчетом, справкой,
а в отдельных установленных случаях
актом проверки.
На
основе этих документов затем принимаются
необходимые меры по устранению выявленных
недостатков и нарушений, в связи с чем,
к их составлению предъявляются
определенные требования, соблюдение
которых в контрольно-ревизионной работе
является важным условием ее правильной
организации и обеспечения действенности
экономического контроля.
2.
Результаты-ревизии
оформляются актом,
который
подписывается руководителем
ревизионной группы, членами ревизионной
группы, руководителем и главным
бухгалтером ревизуемой организации.
Акт
ревизии считается
документом, обобщающим результаты
ее проведения и имеющим юридическую
силу, т.е. принимаемые в качестве
источников доказательства.
Акт
составляется, как правило, в трех
экземплярах. Один
экземпляр оформленного акта ревизии
вручается руководителю ревизуемой
организации или лицу, им уполномоченному,
под роспись в получении с указанием
даты получения. Другой — направляется
руководителю организации, назначившей
ревизию, а третий — остается в делах
контрольно-ревизионного отдела. Все
приложения к основному акту ревизии
нумеруются: в конце акта необходимо
перечислить все приложения к нему.
Для
ознакомления с актом ревизии отводится
5 рабочих дней. При наличии возражений
или замечаний по акту подписывающие
его должностные лица ревизуемой
организации делают об этом оговорку
перед своей подписью и одновременно
представляют руководителю ревизионной
группы письменные возражения или
замечания, которые приобщаются к
материалам ревизии.
Руководитель
ревизионной группы в срок до 5 рабочих
дней обязан проверить обоснованность
изложенных возражений или замечаний
и дать по ним письменные замечания.
В
случае отказа должностных лиц ревизуемой
организации подписать или получить
акт ревизии руководитель ревизуемой
группы в конце акта проводит запись об
их ознакомлении с актом и отказе от
подписи или получения акта.
В
этом случае акт ревизии может быть
направлен ревизуемой организации
по почте (заказным письмом) или иным
способом, свидетельствующим о дате
его получения. При этом к экземпляру
акта, остающемуся на хранении в
контрольно-ревизионном органе,
прилагаются документы, подтверждающие
факт отправления акта.
Состав
акта ревизии:
1.Вводная
часть
содержит
следующую информацию:
—
наименование темы ревизии;
—
дату и место составления акта ревизии;
—
кем и на каком основании проведена
ревизия (номер и дату удостоверения, а
также указание на плановый характер
ревизии или ссылку на задание);
—
проверяемый период и сроки проведения
ревизии;
—
полное
наименование и реквизиты организации,
идентификационный номер налогоплательщика
(ИНН);
—
ведомственная принадлежность и
наименование вышестоящей организации;
—
сведения
об учредителях;
—
основные
цели и виды деятельности организации;
—
имеющиеся у организации лицензии на
осуществление отдельных видов
деятельности;
—
перечень и реквизиты всех счетов в
кредитных учреждениях;
—
кто в проверяемый период имел право
первой подписи в организации и кто
является главным бухгалтером;
—
кем и когда проводилась предыдущая
ревизия, что сделано в организации
за прошедший период по устранению
выявленных недостатков и нарушений.
2.Описательная
часть. Состоит
из разделов в соответствии с вопросами,
указанными в программе ревизии. Здесь
могут быть выделены следующие разделы:
—
Денежные средства, кассовые и банковские
операции. Расчетные и кредитные операции.
—
Производство и реализация продукции.
—
Основные средства.
—
Товарно-материальные ценности.
—
Труд и заработная плата.
—
Затраты производства и себестоимость.
—
Прибыль, фонды и резервы.
—
Инвестиции.
—
Бухгалтерский учет, отчетность и
внутрихозяйственный контроль.
—
Выполнение решений по результатам
предыдущей ревизии.
—
Приложения к акту.
Все
записи в акте должны быть бесспорными,
точными и неопровержимыми.
В
акте ревизии не должна даваться правовая
и морально-этическая оценка действий
должностных и материально ответственных
лиц ревизуемой организации квалифицировать
их поступки, намерения и цели (в
частности «расхитил денежные средства»,
«присвоил государственное имущество»).
Вскрытые
ревизией факты злоупотреблений,
незаконного расходования средств и
другие нарушения, включенные в акт
ревизии, должны подтверждаться подлинными
документами, копиями документов и
бухгалтерских записей, промежуточными
актами, справками, расчетами, ведомостями,
объяснениями и т.д. При изъятии подлинных
документов на место изъятого помещают
копию с указанием на обороте основания
и даты изъятия подлинника или изъятые
подлинные документы оформляют описью,
подписанной ревизором и главным
бухгалтером ревизуемого предприятия.
Подлинные документы прилагаются к акту
ревизии в тех случаях, когда они являются
и средством преступления и доказательством
совершенного злоупотребления.
Промежуточные
акты необходимы в тех случаях, когда
факты, установленные в момент
проверки, не могут быть подтверждены
документами. Их составляют по результатам
инвентаризации кассы, материальных
ценностей, готовой продукции, основных
средств, состояния расчетов и по другим
операциям. Промежуточные акты
подписываются членами ревизионной
группы и должностными лицами. В основном
акте кратко излагается сущность
нарушений, отмеченных в промежуточных
актах, и делается ссылка на них.
Объем
акта ревизии не ограничивается, но
ревизующие должны стремиться к
разумной краткости изложения при
обстоятельном отражении в нем ясных
и полных ответов на все вопросы
программы ревизии.
Материалы
каждой ревизии представляются
руководителю ревизионного органа в
срок не позднее 3 рабочих дней после
подписания его в ревизуемой организации.
На последней странице акта ревизии
руководителем контрольно-ревизионного
органа либо уполномоченным им на то
лицом делается отметка: «Материалы
ревизии приняты», указывается дата и
им подписывается.
Материалы
каждой ревизии в делопроизводстве
контрольно-ревизионного органа должны
составлять отдельное дело с соответствующим
индексом, номером, наименованием и
количеством томов этого дела.
3.
В
случае выявления ревизорами признаков
преступления материалы ревизий
передаются правоохранительным органам
и могут служить поводом к возбуждению
уголовного дела.
При
возникновении необходимости проведения
документальной ревизии в процессе
следствия судебно-следственные органы
направляют постановление соответствующим
органам экономического контроля, на
основании чего издается приказ
(распоряжение) о ее назначении. В
постановлении кратко указывается
суть дела, объем ревизии, за какой период
и в какой срок она должна быть проведена,
какие виды операций и у каких материально
ответственных лиц следует их проверить,
перечень вопросов, подлежащих проверке.
Срок
проведения ревизии не должен превышать
одного месяца, поскольку промедления
с расследованием уменьшает актуальность
и вероятность полного выявления всех
злоупотреблений.
Задание
следственных органов затем принимается
в качестве программы ревизии, план
проведения которой разрабатывается
контролерами в строгом соответствии с
поставленными вопросами.
В
ходе проведения такой ревизии контролеры
призваны дать объективный ответ на все
вопросы, поставленные следственными
органами. Большое внимание должно
уделяться точности определения характера
нарушения, размера материального ущерба,
виновных лиц, ссылок на законодательные
и нормативные акты и документальному
подтверждению ответов на вопросы
следователя.
Ревизор
не только применяет специальные знания,
опыт, но и выполняет функции, присущие
в криминальном процессе лишь следователю.
Как результат, следователь получает
акт ревизии с приложенными к нему
документами и другими материалами
(изъятые документы, письменные объяснения
материально ответственных лиц, свои
заключения на них, промежуточные акты
инвентаризации, расчеты потерь в пределах
норм естественной убыли, расчеты
материального ущерба и т. д.). С его
помощью следователь устанавливает
фактические данные, которые важны
для дела, и использует их для обоснования
соответствующих обстоятельств.
Как
и при обычных ревизиях, в акте данной
ревизии не допускаются правовые и
морально-этические оценки и формулировки,
квалифицирующие действия должностных
и материально ответственных лиц.
В
качестве приемов контроля широко
используются изучение документов, их
встречная сверка, письменные объяснения
соответствующих лиц, инвентаризация,
а при необходимости экспертная оценка
бухгалтерских документов и записей,
письменный запрос соответствующих
организаций. Как правило, подлежащие
проверке вопросы, изучаются сплошным
методом, что позволяет более точно
определить сумму материального ущерба.
При
поиске подложных (недоброкачественных)
документов необходимо учитывать
следующие обстоятельства:
—
при попытке сокрытия в учете следов
преступления интеллектуальный подлог
совершается более простым способом,
т.е. путем «подгонки» и информационной
увязки данных в документах, «наглядно»
связанных между собой и, как правило, в
пределах непосредственной доступности
исполнителя;
—
ряд
взаимосвязанных документов по времени
составляется раньше сомнительного,
следовательно, для «увязки» их исправляют
задним числом. Это может вызвать
потребность в проведении
криминалистической экспертизы по
техническому исследованию документов;
—
часть документов защищена системой
нумерации в прошнурованных журналах,
которая затрудняет приведение всей
системы документальных данных в состояние
взаимоувязки. В связи с этим возможны
технические подделки, т.е. материальный
подлог, также требующий проведения
криминалистической экспертизы;
—
так называемые первичные документы в
общей информационной цепи не являются
истинно первичными, т.е. изначальными
(у первичного документа — расходного
кассового ордера на выплату перерасхода
подотчетной суммы — обязательно
должен быть источник информации: запись
в сводном учетном регистре, авансовый
отчет, приказ на командировку).
Поэтому
все указанные связи должны быть проверены.
При обнаружении разрыва цепи
последовательного оформления документов
встает вопрос о достоверности не только
первичных документов, но и данных
бухгалтерского учета и бухгалтерской
(финансовой) отчетности. В тоже время
отсутствие документов еще не означает,
что их вообще не было. Документы могли
быть утеряны, похищены, уничтожены.
Криминалистическая
экспертиза документов осуществляется
в специальных лабораториях путем
исследования доказательств с целью
установления преступлений и предотвращения
их в будущем. С помощью этого способа
можно обнаружить подделанный
(фальшивый) документ. Подделка документов
выражается в дописках, зачеркиваньях,
частичном или полном изъятии текстов
путем подчистки, вымывания, вытравления,
вырезания и вклеивания, в подделке
почерков лиц.
Подчисткой
называют
механическое изъятие штрихов текста
путем вытирания или соскребания острым
предметом. Основные признаки подчистки:
нарушения структуры верхнего пласта
бумаги, уменьшения толщины бумаги в
месте подчистки, расплыв чернильных
штрихов, повреждения знаков, линовки.
Вытравлением
называется
изъятия штрихов документа путем
химического разрушения или обесцвечивания
чернила. Ревизор может установить
признаки вытравления путем внимательного
обзора документа. Основные признаки
вытравления: матовые пятна на бумаге,
пожелтелые, локализованные участки
белой бумаги, изменение цвета и расплывания
штрихов.
Документы,
подлинность или правильность составления
которых вызывает сомнения либо
требует дополнительной проверки,
подлежат изъятию.
При
необходимости изъятия документов из
дел ревизуемой организации контролеры
должны получить письменное распоряжение
соответствующих судебно-следственных
органов и проводить указанное изъятие
с разрешения руководителя этой
организации.
Изъятые
документы прилагаются только к первому
экземпляру акта ревизии, направляемому
судебно-следственным органам. Передача
ревизионных материалов осуществляется
органом, назначившим данную ревизию,
путем направления письма с указанием
в нем перечня документов.
Так
как ревизионные материалы приобщаются
к уголовному делу, контролеры должны
особенно тщательно проверять все
сомнительные операции, имеющие различное
толкование проверяющих и проверяемых
лиц. В ходе проведения этой ревизии в
обязательном порядке должно быть
обеспечено присутствие материально
ответственных лиц, деятельность которых
подвергается проверке. При наличии
у них возражений или замечаний по
существу проверяемых вопросов контролеры
должны провести повторную проверку,
ознакомив эти лица с ее результатами.
4.
Руководитель
контрольно-ревизионного органа по
представленным материалам ревизии
в срок не более 10 календарных дней
определяет порядок реализации материалов
ревизии. Основная задача на этом
этапе состоит в оказании реальной
помощи в устранении вскрытых ревизией
недостатков и нарушений и в улучшении
работы данной организации.
Реализация
одного из основных принципов экономического
контроля такого, как действенность,
обеспечивается своевременным
принятием необходимых решений по
результатам его осуществления.
Основными
формами такой реализации являются:
устранение недостатков по мере их
выявления в ходе ревизии; обсуждение
результатов ревизии на ревизуемом
предприятии; передача дел в
судебно-следственные органы; принятие
вышестоящей организацией по результатам
ревизии решения в виде письма, распоряжения
или приказа.
Устранение
недостатков по
мере их выявления обеспечивается
указаниями должностных лиц непосредственно
тем должностным лицам ревизуемой
организации, в деятельности которых
вскрыты те или иные недостатки. Ревизор
ставит вопрос о мере ответственности
виновных, а при необходимости и об
освобождении от должности материально
ответственных лиц.
Ввиду
оперативности эта форма реализации
результатов ревизий и проверок
является одной из наиболее действенных,
в связи, с чем ее следует, как можно шире
использовать в контрольно-ревизионной
работе.
Обсуждение
результатов ревизии позволяет
вовлечь в дело их реализации сотрудников
организации, что способствует
значительному повышению действенности
экономического контроля. Должностные
лица, осуществлявшие ревизию,
подготавливают на основе акта ревизии
(отчета, справки проверки) сообщение
об ее основных результатах и совместно
с работниками ревизуемой организации
разрабатывают мероприятия по устранению
недостатков и улучшению ее деятельности.
Принятые
в ходе обсуждения решения оформляются
протоколом с приложением в необходимых
случаях перечня мероприятий, подлежащих,
выполнению по результатам проведенной
ревизии.
Передача
дел в судебно-следственные органы
осуществляется
при выявлении случаев хищений ценностей
в крупных размерах и других уголовно
наказуемых действий, требующих принятия
срочных мер. Такие факты должны быть
оформлены промежуточными актами,
которые прилагаются затем к материалам,
передаваемым в судебно-следственные
органы.
По
результатам ревизии руководитель
ревизионной группы разрабатывает выводы
и предложения. Выводы должны основываться
только на фактах, изложенных в акте
ревизии, а предложения вытекать из
этих выводов.
Выводы
не должны повторять содержания акта. В
них дают оценку основных нарушений,
установленных ревизией, и излагают,
в чем конкретно состоит вина должностных
лиц.
Выводы
должны вскрыть причины и следствия всех
фактов нарушений и злоупотреблений.
Предложения
по результатам ревизии должны основываться
на выводах, быть конкретными и четкими,
в них следует указывать, что должно
быть сделано и каким путем, кто является
ответственным и сроки выполнения.
Выводы
и предложения по результатам ревизии
представляются руководителю
организации, назначившей ревизию. Он
рассматривает результаты ревизии и
принимает решения по устранению
недостатков и нарушений, возмещению
материального ущерба, привлечению к
ответственности виновных лиц.
Решения
по результатам ревизий по линии
вышестоящих органов принимаются в
тех случаях, когда принятые в ходе
ревизии меры не обеспечивают устранение
всех недостатков и осуществляются
в следующих формах: письмо, распоряжение,
приказ, постановление, передача дел
в судебно-следственные органы.
Письмо
содержит
перечень основных недостатков в
деятельности ревизуемой организации,
вскрытых ревизией, и необходимые
меры для их устранения меры, которые
надлежит принять этой организации.
Письмо относится к документам переписки
и адресуется только ревизуемой организации
(до сведения подведомственных организаций
не доводится).
Распоряжение
составляется
в тех случаях, когда выявлены незначительные
недостатки и нарушения в деятельности
организации, не связанные с корыстными
целями отдельных работников и не являются
причиной материального ущерба.
Распоряжение в отличие от письма содержит
меры, обязательные к выполнению. Его
подписывает только руководитель
вышестоящего органа или его заместитель.
По юридическому значению оно приравнивается
к приказу. Оно состоит из констатирующей
части, в которой излагаются основные
недостатки, выявленные ревизией, и
распорядительной части, содержащей
обязательные для выполнения меры.
Приказ
издается в случаях выявления серьезных
нарушений и злоупотреблений, требующих
наложения на виновных дисциплинарных
взысканий или привлечения их к
ответственности. Состоит из констатирующей
(излагается содержание результатов
ревизии, отмечаются положительные
и отрицательные стороны деятельности
ревизуемой организации) и приказной
частей (состоит из двух разделов: в
первом — налагается дисциплинарное
взыскание на виновников; во втором
— излагаются конкретные мероприятия,
направленные на ликвидацию выявленных
нарушений и предупреждение повторения
их в дальнейшем). Приказ подписывается
руководителем вышестоящего органа и
обязательно доводится до сведения всех
подведомственных предприятий и
организаций.
Постановление
содержит принципиальные направления
дальнейшего улучшения постановки
контрольно-ревизионной работы и
сохранности ресурсов. Эта форма решения
присуща для министерств, ведомств и
общественных организаций.
Передача
дел в судебно-следственные органы
имеет целью возмещение причиненного
ущерба и привлечения к уголовной
ответственности лиц, допустивших те
или иные преступления.
Эффективность
ревизии зависит не только от качества
ее проведения, но и от организации
контроля за выполнением решения,
принятого по ее результатам.
В
практической работе применяются
различные способы контроля за
выполнением решения по результатам
ревизии. К ним относятся:
—
получение письменных отчетов о выполнении
предложений по итогам ревизии или
оперативной информации посредством
технических средств связи (телефона,
телефакса);
—
проверка
выполнения решения, принятого по
результатам ревизии, по данным
отчетности и другим материалам,
представляемым в ревизующий орган;
—
вызов
руководителя и специалистов организации
с отчетом о выполнении решения, принятого
по материалам ревизии;
—
проверка на месте, осуществляемая
работниками ревизующей организации;
—
проверка в ходе следующей ревизии и
отражение ее результатов в основном
акте ревизии.
Особому
контролю следует подвергать ход
рассмотрения переданных в
судебно-следственные органы дел, для
чего практикуется взаимная сверка
дел, при необходимости, представляются
дополнительные материалы, помогающие
ускорить рассмотрение представленных
материалов.
Формы
реагирования контролирующих органов
и организаций на выявленные нарушения
в результате ревизии весьма многообразны.
Они включают в себя полномочия,
направленные на:
—
пресечение
выявленных нарушений;
—
устранение причиненного ими вреда;
—
восстановление установленного порядка
и условий деятельности;
—
привлечение нарушителей к ответственности
— дисциплинарной, административной,
гражданско-правовой, уголовно-правовой;
—
устранение
причин и обстоятельств, способствующих
нарушениям.
5.
В
современных условиях на долю учетной
информации приходится около 60%.
Основным видом носителя записи данных
выступают в настоящее время различного
рода документы, систематизация которых
по отдельным вопросам трудовой
деятельности носит название дел,
а
формирование последних — делопроизводство.
Номенклатура
дел, под которой понимается
систематизированный список наименований
дел с указанием сроков их хранения,
утвержденный в установленном порядке
составляет основу делопроизводства.
Дела
системы делопроизводства по организации
контрольно-ревизионной работы:
Нормативные
акты по контрольно-ревизионной работе
—
здесь систематизируются законодательные,
инструктивные, учебно-методические и
практические материалы, регламентирующие
организацию как непосредственно
контрольно-ревизионной работы, так
и отдельные вопросы финансово-хозяйственной
организации, отдельных должностных
лиц, органов управления. Все эти документы
накапливаются и постоянно используются
в практической работе контрольно-ревизионного
аппарата. Срок хранения — постоянно.
Планы
по контрольно-ревизионной работе —
это дело формируется из перспективных,
годовых и квартальных планов работы
соответствующего контрольно-ревизионного
органа. Не рекомендуется хранить в
данном деле программы и планы проведения
отдельных ревизий, поскольку они по
своему содержанию представляют собой
составную часть контрольно-ревизионных
материалов. Срок хранения — постоянно.
Материалы
ревизий и проверок —
к этому делу относятся акты ревизий и
отчеты о результатах проверок, проведенных
собственными силами, привлеченными
лицами и другими контролирующими
органами. Здесь также хранятся программы
и планы проведения ревизий и проверок,
рабочие записи контролеров, промежуточные
акты, сличительные ведомости, копии
документов, письменные объяснения
должностных и материально ответственных
лиц. Рекомендуется также в этом деле
хранить копии решений, принятых по
результатам ревизий. Срок хранения —
постоянно.
Журнал
учета ревизий и проверок —
в нем указываются наименование проверенной
организации, дата проведения ревизии
или проверки, период, за который она
проведена, дата принятия решения по
ее результатам, срок, в который должна
быть представлена организацией информация
о выполнении решения. Срок хранения —
постоянно.
Переписка
по
вопросам контрольно-ревизионной работы
— систематизируются документы, относящиеся
к переписке контрольно-ревизионного
органа с другими организациями по
различным вопросам, связанным с
организацией контрольно-ревизионной
работы (повышением квалификации
работников контрольно-ревизионного
аппарата, сборам и представлением
информации о состоянии
контрольно-ревизионной работы, приказы,
указания). Срок хранения — не менее 5 лет.
Книга
протоколов служит для регистрации
заседаний ревизионной комиссии
хозяйственного общества, общественной
или кооперативной организации и служебных
совещаний в штатных контрольно-ревизионных
органах. В нее заносят содержание
обсуждавшихся вопросов, выступлений и
принятые решения. Срок хранения —
постоянно.
Кроме
того, ведут еще два дела:
—
«Заявления и жалобы работников
организации», где в течение 5 лет хранятся
все поступившие заявления, жалобы и
письма работников, а также материалы
по результатам их рассмотрения;
—
«Журнал регистрации входящей и исходящей
корреспонденции», в котором в
хронологической последовательности
регистрируется вся поступающая и
исходящая корреспонденция по
делопроизводству ревизионной комиссии.
Срок хранения — 3 года.
МОДУЛЬ
III.
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАДАНИЯ.
-
СЕМИНАРЫ
И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
(РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ)
На
практических (семинарских) занятиях
контролируется уровень восприятия,
знаний и качество работы студентов с
лекционным материалом и учебными
пособиями. Одновременно по всем вопросам
каждой темы анализируется дополнительная
литература, предусмотренная планами
практических занятий и самостоятельно
подобранные студентами работы. Содержание
изучаемого на практических занятиях
материала позволяет создавать на
занятиях проблемные ситуации и
организовывать дискуссии по самым
различным вопросам.
Организация
семинарских занятий предполагает
проведение практикума в форме выполнения
различных заданий и упражнений,
проведения деловых игр. Они позволяют
не только глубже осмыслить теоретическую
базу и познакомиться с практическими
методиками, но и приобрести навыки
исследования экономических проблем.
Освоение
данной дисциплины «контроль и ревизия»
предполагает планирование и организацию
разнообразной и систематической
самостоятельной работы студентов.
Основными задачами самостоятельной
работы являются:
-
углубление,
расширение и закрепление полученных
в рамках данной дисциплины теоретических
знаний; -
формирование
навыков самостоятельного изучения
научной литературы по экономическим
дисциплинам.
Исходя
из специфики и содержания дисциплины,
задач, решаемых в ходе ее изучения, можно
выделить следующие формы самостоятельной
работы студентов:
-
изучение
основной и дополнительной экономической
литературы; -
выполнение
домашних работ (рефератов); -
подготовка
к выступлениям с сообщениями; -
проведение
исследований по изучаемым проблемам; -
выполнение
контрольных и самостоятельных работ
Основными
видами текущего и промежуточного
контроля знаний являются контрольные
работы, выполнение тестовых заданий,
анализ домашних работ и обсуждение
докладов.
II.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ И ТЕСТЫ
Планы
практических и семинарских занятий
Семинарское
занятие №1.