Какие бы вы предложили пути для развития малого бизнеса

Предложения по развитию малого и среднего предпринимательства

Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими аконотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.

  • Основные направления государственной поддержки, позволяющей реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства:
    • формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;
    • расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
    • системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.

Задачи повышения роли государственной поддержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обусловливают необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Это серьезная проблема, решение которой имеет большое практическое значение.

  • Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства должна носить комплексный характер и включать:
    • выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие малых предприятий и эффективность их деятельности;
    • оценку вклада (доли) государственной поддержки в получение социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и др.);
    • определение экономии на трансакционных издержках;
    • оценку социальных эффектов от поддержки малого бизнеса.

Обобщение результатов оценки эффективности по названным направлениям позволит дать ответы на вопросы: в какой степени государственная поддержка является помощью для саморазвития малых предприятий, и в какой степени она выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочный эффект и не обеспечивающего в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности малого бизнеса.

В настоящее время наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджет, позволяющие решать комплекс социальных задач. Поэтому социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать следующей системой показателей: снижение уровня безработицы; рост доходов; увеличение поступлений в бюджет за счет субъектов малого бизнеса. Достижение этих важнейших целей, которые преследует государство, поддерживая малое предпринимательство, в определенной степени можно принять за основной социальный результат государственной поддержки. Вместе с тем административное насаждение в малом предпринимательстве социально значимых видов деятельности неправомерно и неэффективно.

Оценка деятельности государства по правовой и финансовой поддержке малого предпринимательства

Общая динамика развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации имеет положительный характер. Количество занятых в малом предпринимательстве превысило 30 млн чел. Вклад в валовой внутренний продукт России от деятельности малых предприятий составляет около 12 %. Немаловажную роль в обеспечении этого роста играют принимаемые на различных уровнях государственной власти меры по развитию малого предпринимательства.

В декабре 2001 г. Государственный Совет Российской Федерации одобрил Концепцию государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Подтверждением неизменности курса государства на поддержку этого сектора экономики как стратегического направления развития страны стало ежегодное Послание Президента Российской Федерации, направленное в 2002 году Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором большое внимание уделено этому вопросу.

Вступление в действие Федерального закона от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятие в июле 2002 г. Федерального закона № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающего введение новых глав Налогового кодекса Российской Федерации («Упрощенная система налогообложения» и «Система налогообложения в виде единого социального налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности»), разработка МАП России проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», разработка проекта Федерального закона «О кредитной кооперации» и проекта Федерального закона «О взаимном страховании», а также приведение в соответствие с федеральным законодательством нормативных актов субъектов Российской Федерации — все эти меры по совершенствованию правового обеспечения малого предпринимательства, безусловно, имеют немалое значение для его развития.

В то же время участники IV Ассамблеи российских деловых кругов вынуждены констатировать, что нередко часть принимаемых на федеральном уровне решений и нормативных правовых актов отрицательно отражается на состоянии малого предпринимательства в стране и в значительной степени сокращает стимулы к занятию предпринимательской деятельностью у активной части населения. Наиболее яркими примерами таких действий федеральных властей могут служить: поправки к Налоговому кодексу, которые практически не снизили налоговую нагрузку на малый бизнес; новая система регистрации юридических лиц, не позволившая в полной мере реализовать принцип «одного окна» и сократить финансовые и временные затраты на регистрацию; принятие Административного кодекса, увеличившего количество контролирующих органов и узаконившего огромный разброс штрафных санкций.

  • По-прежнему сохраняется напряженная ситуация по всем основным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства:
    • в области нормативного правового обеспечения деятельности малых и средних предприятий до сих пор не разработаны объективные критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым, что в значительной степени сдерживает разработку специальных законодательных актов. Отсутствуют специальные законодательные акты, направленные на обеспечение финансовой и имущественной поддержки малого предпринимательства. На федеральном уровне дебатируется вопрос отмены Федерального закона № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» без адекватной замены его другим, более совершенным законодательным актом;
    • давление налогового «пресса» на малый бизнес возрастает, а нестабильность налогового законодательства приводит к тому, что предприниматели не могут уверенно планировать развитие своего бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Анализ практики применения Федерального закона и законодательных актов субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения, прежде всего по единому налогу на вмененный доход, свидетельствует о наличии серьезных несоответствий и нечеткости понятийного аппарата;
    • средства, выделенные на реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002 г., меньше бюджетов многих региональных программ, что не позволяет говорить о реализации серьезных мероприятий на федеральном уровне;
    • на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не создана действенная система защиты интересов предпринимателей. Это направление не является приоритетным в деятельности структур администраций, занимающихся проблемами малого предпринимательства. Действия контролирующих органов на местах, как правило, не скоординированы. Меры, предусмотренные пакетом законов по дебюрократизации экономики («О государственной регистрации юридических лиц», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности»), не дали ожидаемого результата. Напротив, предприниматели столкнулись с дополнительными административными барьерами.

В дальнейшем рост числа новых малых и средних предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями будет зависеть от следующих условий.

  1. Устранение административных ограничений для развития среднего и малого бизнеса, негативно влияющих на предпринимательский климат. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной Думой ФС РФ законов «о дебюрократизации». Иными словами, ограничение административного вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса необходимо установить на законодательном уровне.

В этой связи особую важность приобретает потребность в масштабной ревизии полномочий регулирующих органов, в упорядочении разрешительных, контрольных и надзорных функций государства по отношению к хозяйствующим субъектам. В организации такой ревизии могла бы принять участие и Российская Академия Бизнеса и Предпринимательства.

Представляется целесообразным сократить и четко регламентировать проверки предприятий, проводимые различными ведомствами. Применение государственных регулирующих механизмов нужно ограничить только задачами обеспечения безопасности производимой продукции, защиты интересов социально уязвимых групп населения, пресечения практики введения в заблуждение потребителей.

  • В целях повышения эффективности действия Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» необходимо:
    • провести на федеральном уровне и закрепить в законодательном порядке инвентаризацию функций органов государственного контроля с целью устранения необоснованного их дублирования, а также излишнего административного регулирования в области предпринимательской деятельности; резко сократить количество органов, осуществляющих по отношению к субъектам малого предпринимательства контролирующие, проверяющие, разрешительные и согласующие функции;
    • внести изменения и дополнения в закон РФ «О милиции» и иные законодательные акты, отдельные положения которых не соответствуют положениям закона РФ «О защите прав юридических лиц и ин- дивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
    • ввести в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации единой формы «Книги инспекторских проверок» субъектов малого бизнеса; обязать все контролирующие органы, включая органы внутренних дел, вручать руководителям предприятий ордер или иной документ, дающий право на осуществление контрольной функции, подписанный руководителем контролирующего органа, а также знакомить предпринимателей с результатами проверки и делать соответствующую запись в «Книге инспекторских проверок».

Следует существенно упростить регистрацию предприятий, сократить количество лицензируемых видов деятельности. Необходимо обеспечить на практике принцип «одного окна» при регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Все это поможет резко ослабить коррупционный «пресс», снизить потери средств предпринимателей, вынужденных создавать «резервы» от части объема продукции и доходов для «отступных». В результате у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы, выведенные из «тени». Должна будет возрасти величина вклада малых предприятий в ВВП, увеличится объем их инвестиций в основные фонды, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

Представляется целесообразным законодательно предусмотреть значительное упрощение системы бухгалтерского учета малых предприятий. Имеет смысл исключить возможность изменения форм отчетности в текущем отчетном периоде подзаконными актами.

Для государственных организаций при осуществлении ими контролирующих, разрешительных и согласующих функций нужно ввести запрет на требование от субъектов малого предпринимательства каких-либо документов, которые могут быть получены из других государственных организаций.

Одной из актуальных проблем в развитии малого и среднего бизнеса является проблема неналоговых платежей, взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при обращении предпринимателей за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами. Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи при выделении земельных участков, получении разрешений на торговлю и строительство, присвоение статистических кодов и т.д. Необходимо рассмотреть возможность законодательного ограничения оказания органами власти, бюджетными учреждениями платных услуг субъектам малого предпринимательства, связанных с выполнением возложенных на них функций.

Следует дифференцировать размеры штрафов для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних и отменить практику установления «вилок» штрафов.

  1. Необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры — вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства — медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п.

Необходимо ввести мораторий на внесение изменений в налоговое законодательство, ухудшающих положение малого и среднего бизнеса, до разработки новой системы налогообложения.

Целесообразны дальнейшие упрощение системы налогообложения для малых предприятий и разработка для предпринимателей и юридических лиц, относящихся к категории малого бизнеса, упрощенных форм налоговых деклараций. Имеет смысл отменить требование обосновывать необходимые расходы при расчете налогооблагаемой базы, поскольку для этого надо содержать немалый штат бухгалтеров.

Весьма важно, если малым предприятиям будет предоставлена возможность включать единый социальный налог (ЕСН) и платежи в Пенсионный фонд в сумму уплачиваемого ими единого налога с оборота. Итоговая ставка единого социального налога не должна превышать для малых предприятий 10—15 %. В этой связи необходимо внести изменения в статью 242 главы 24 Налогового кодекса РФ.

Возможно также установление минимального порога регистрации по налогу на добавленную стоимость (НДС). Малые предприятия с оборотом, не превышающим определенный уровень (например, 50 тыс. долл. в год), могут не являться плательщиками НДС. Это изменение налогового законодательства будет хорошим стимулирующим фактором для малого бизнеса, в особенности для предприятий сферы услуг.

Представляется целесообразным освободить от налогообложения средства, направляемые субъектами малого предпринимательства на развитие собственного производства.

Устанавливая такую систему налогообложения, как уменьшение суммы налогового платежа на некоторую долю процента за каждого заявленного наемного работника при условии, что его заработная плата находится на уровне средней по России, можно не только установить льготы малому бизнесу, но и решить проблемы занятости и обеспечения соответствующего уровня заработной платы наемным работникам.

  • Особого внимания заслуживают малые и средние предприятия в сельском хозяйстве. В этой связи необходимо:
    • внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, определяющие правовой статус крестьянских фермерских хозяйств как особую форму частной семейной собственности;
    • принять закон «О фермерском хозяйстве» и пересмотреть действующий механизм оборота сельскохозяйственных земель. Запретить местной администрации устанавливать минимальный размер участка, необходимый для выкупа при организации фермерского хозяйства. Дать возможность людям среднего достатка организовать семейные хозяйства;
    • внести в Государственную Думу ФС РФ предложение об изменении земельного налога. Установить максимальную ставку платы за землю 0,2 % от стоимости земли. Налоговым периодом определить год.

Налоги с малого бизнеса должны полностью поступать в региональные и местные бюджеты. Тем самым регионы будут заинтересованы в сборе таких платежей и, следовательно, в развитии малого бизнеса. В то же время предельные ставки налогов на малые предприятия должны быть зафиксированы на федеральном уровне. В этом случае малый бизнес будет защищен от излишнего давления в регионах.

  • 3. Концентрация финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и вне бюджетных источников по таким приоритетным направлениям, как:
    • создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
    • увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что может значительно расширить сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
    • эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса; передача государственных финансовых ресурсов на особо льготных условиях специализированным лизинговым компаниям для реализации лизинговых проектов для субъектов малого предпринимательства;
    • формирование, при активном участии государства, венчурных фондов для финансирования проектов малого инновационного бизнеса;
    • создание с использованием государственного имущества современных элементов инфраструктуры — бизнес-инкубаторов малого бизнеса, научных и инновационных парков («долины», анклавы в российских наукоградах — Арзамасе, Обнинске, Дубне, Пущине и т.д.);
    • оказание поддержки малым предприятиям в решении финансово-имущественных проблем, связанных с арендой недвижимости. В частности, установить обязательное резервирование производственных площадей и земельных участков с сетевыми коммуникациями, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания производственно-технологических зон малого предпринимательства. Запретить одностороннее расторжение договоров аренды земельных участков с субъектами малого бизнеса по инициативе административных органов без компенсации производственных затрат и без предоставления нового аналогичного участка. Ввести в практику меха- низм заключения договоров аренды нежилых помещений с субъектами малого предпринимательства на срок не менее 15 лет (при желании арендатора) с предоставлением им права выкупа данных помещений в рассрочку в течение действия договоров аренды.
  1. Налаживание межведомственной координациии установление контроля в сфере малого предпри- нимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента РФ.

При этом надо учесть, что создание нового органа исполнительной власти — министерства по поддержке и развитию малого предпринимательства — в полной мере не решит проблему межведомственной координации и контроля. Определяющее положение таких ведомств, как Минфин, Минэкономразвития и Минтруд России, сделает новый «старый» орган недееспособным. Его главная роль будет сведена к обычной бюрократической бумажной работе, подготовке программ, проектов законов и других документов, но не к при- нятию решений. Функции межведомственной координации и контроля за решениями в части развития и государственной поддержки малого предпринимательства целесообразно возложить на заместителя Председате- ля Правительства РФ. В сферу его дополнительных функциональных обязанностей тогда будет включена координация деятельности Минфина, Минэкономразвития, Минтруда, МАП, МНС, Минпромнауки, Минобразования России.

Принципиально важно разделить ответственность между государственными органами исполнительной и законодательной власти, отвечающими, с одной стороны, за формирование и проведение государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, а с другой — за меры по реализации федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства и упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам. Это направление может обеспечить государственная корпорация, создаваемая путем преобразования Федерального фонда помощи малому предпринимательству (ФФПМП) как действенного инструмента межведомственной координации под прямым контролем Минфина РФ. Соответствующие решения целесообразно инициировать указом Президента России и постановлением Правительства РФ.

  1. Активизация потребительского спросаи постепенное преодоление доминирующего (из-за бедности значительной части населения) консервативного типа потребительского поведения. Это условие имеет особое значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям. Последние нередко сужают ассортимент многих продуктов питания (молочных, мясных, кондитерских и т.п.), крайне вяло наращивают выпуск новой продукции. Это приводит к тому, что они практически не имеют средств для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий.
  1. Систематизация информации о потребностях малых предприятий в квалифицированных кадрах и реализация программы подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга и менеджмента и знакомых со спецификой малого предпринимательства.

Предложения по развитию кредитно-финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства

За последнее десятилетие в Российской Федерации так и не сложилось более-менее стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы поддержки малого предпринимательства. Хотя большинство малых и средних региональных банков кредитует сейчас в основном малое и среднее предпринимательство, инвестиционно-кредитное сотрудничество региональных банков и предприятий малого бизнеса не является в должной мере эффективным и прочным. Этому мешают общая экономическая ситуация в стране, нечетко обозначенная государственная политика в развитии малого предпринимательства, низкий уровень капитализации самих банков. Сдерживающим фактором расширения кредитования малого бизнеса остаются высокие риски, отсутствие правовых гарантий эффективного возврата кредита, слабость информационной базы по кредитным историям заемщиков. Вместе с тем даже в таких условиях региональные банки стремятся обеспечить финансирование малого предпринимательства на более полный производственный цикл.

Для преодоления ограничений кредитования малого бизнеса необходимо прежде всего создать систему гарантирования кредитно-финансовых рисков, которая бы включала ответственность государства, банка и заемщика.

  • 1. С этой целью федеральный центр и местные органы власти должны сформировать целевой гарантийный фонд за счет средств бюджета развития для обеспечения вложения банков с лимитом гарантий на один бизнес-проект. Такой фонд потребует отвлечения денежных средств из бюджета только в случае невозврата ссудной задолженности банку. Это позволит:
    • в отсутствие законодательной базы, защищающей финансовые интересы банков, распределить доли ответственности между банком, государством (в лице органов управления федерального, регионального и муниципального уровней) и субъектом малого бизнеса;
    • обеспечить увеличение ресурсной базы банков, так как наличие дополнительных гарантий и поручи- тельства привлечет вкладчиков и инвесторов;
    • активизировать инвестиционную деятельность в регионе;
    • стимулировать развитие малых предприятий как субъектов кредитного и инвестиционного процессов.

Сформировать координационный центр, необходимый для осуществления данной задачи, можно на базе представительств Ассоциации региональных банков России и банков — членов Ассоциации.

  1. Нужно также принять во внимание, что существующая в России система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, что для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступным. В то же время поручительство, не являющееся формой обеспечения, дает более широкие возможности для погашения долга, чем залог, так как поручитель отвечает перед банком всем своим имуществом, а не только заложенным.

Необходимо предусмотреть возможность внесения изменений в Инструкцию ЦБ РФ от 30 июня 1997 г. № 62а «О порядке формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам» в части классификации кредитов, предоставленных предприятиям малого бизнеса без залогового обеспечения.
Эти кредиты можно классифицировать как обеспеченные при условии предоставления данными предприятиями в качестве гарантии возврата кредита поручительства органов местного самоуправления.

  1. При решении проблем финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства следует также учесть, что бо,льшая часть предприятий малого бизнеса применяет упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения, в результате чего невозможно полностью проанализировать финансово-хозяйственную деятельность и стоимость имеющегося имущества. В этой связи необходимо скорейшее принятие закона, регламентирующего создание кредитных бюро и их деятельность по формированию информационной базы кредитных историй заемщиков как на федеральном, так и на межрегиональном и региональном уровнях. Необходимо подготовить совместно с банковским сообществом и принять закон «Об организации хранения кредитных историй и сопутствующей информации и доступа к ним».
  1. С проблематикой кредитования малого бизнеса тесно связаны вопросы совершенствования финансовых механизмов ипотечного кредитования. В этом смысле необходимо добиться обеспечения прав кредиторов на возврат кредитов, обеспеченных залогом жилья, при одновременной защите прав граждан на жилье.
  • Следующей важной задачей является создание условий удешевления кредитов для малых предприятий. Путями решения этой проблемы могли бы стать:
    • совершенствование нормативных требований Банка России, направленных на удешевление банковского бизнеса, что позволит снизить ставки по кредитам. При этом надо учесть, что рентабельность кредитования малых предприятий, как правило, заметно ниже рентабельности кредитования средних и крупных предприятий (для работы с большим количеством клиентов банк должен сформировать серьезный штат специалистов кредитных, юридических, операционных отделов, обеспечить их рабочими местами, средствами связи и т.д., что повышает себестоимость кредитования малого бизнеса);
    • изменение порядка формирования банками обязательных резервов, а именно: переход от конфискационного принципа к принципу лимитирования средств на корреспондентском счете в Банке России для бесперебойного осуществления расчетов;
    • рефинансирование под максимально низкие процентные ставки региональных банков со стороны ЦБ РФ под поручительство и казначейские гарантии финансовых органов субъектов Федерации и муниципальных властей, осуществляющих программы поддержки малого бизнеса;
    • законодательное разрешение банкам создавать собственные фонды кредитования малых предприятий по ставкам ниже рыночных. Целесообразно поэтому внести дополнения и изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и в главу 25 Налогового кодекса РФ, разрешающие банкам создавать собственные фонды кредитования малого предпринимательства по ставкам ниже рыночных за счет прибыли до уплаты налогов;
    • законодательное оформление как на федеральном, так и на региональном уровнях целевого субсидирования части коммерческой процентной ставки по банковским кредитам, предоставляемым предприятиям малого бизнеса. Такой опыт уже существует в ряде регионов (Ставропольский край, Республика Мордовия, Республика Татарстан и др.).
    • разработка системы компенсации государством процентов по кредитам, привлекаемым малыми предприятиями, в течение первых лет их деятельности. Для того чтобы местные власти были заинтересованы в осуществлении подобных программ, статьи расходов могут быть урегулированы, например, соотношением местных и федеральных бюджетов.

Важным направлением в создании кредитно-финансового механизма малого бизнеса должно стать развитие негосударственных небанковских организаций.

Микрофинансирование как поддержка субъектов малого предпринимательства, основой которого является предоставление небольших средств на короткий срок для предпринимательских целей, является одной из простых, но важных составляющих развития малого предпринимательства. Микрофинансовые организации могли бы обеспечить субъекты малого бизнеса минимально необходимым стартовым капиталом и оборотными средствами.

Целесообразно учесть опыт других стран, которые успешно применяют практику предоставления кредитов предпринимателям в кратчайшие сроки и без открытия расчетного счета. При этом, как показывает опыт, для банков должна быть разработана система защиты залоговых кредитов. Банку России необходимо проработать вопрос по усовершенствованию методики оценки степени риска заемщика — субъекта малого предпринимательства.

Дальнейшее развитие механизмов и структур микрокредитования и самофинансирования малых предприятий предполагает, в частности, аккумуляцию средств предпринимателей в специализированных структурах, работа которых осуществляется на принципах взаимности и субсидиарной ответственности участников. Деятельность таких кредитных кооперативов также могла бы осуществляться под патронатом региональных коммерческих банков. В этом случае кредиты банков будут направлены на пополнение фондов кредитования кредитных кооперативов.

В целях расширения источников кредитования малого и среднего бизнеса необходимо предусмотреть дополнительные налоговые преференции для инвесторов, финансирующих долгосрочные и (или) стартовые проекты субъектов малого предпринимательства. Например, это могут быть вычеты из налога на прибыль на полную сумму инвестиций, разбитую равными долями на весь срок окупаемости этой инвестиции.

Представляется целесообразным сделать более эффективным использование механизма лизинга оборудования и технологий для поддержки малого бизнеса. Особенно важно при этом участие местных властей. Часть лизинговых платежей должна субсидироваться государством или покрываться за счет льготы по уплате налогов.

Следует поддержать также рекомендации, данные Советом Ассоциации региональных банков России кредитным организациям — членам Ассоциации. Принятие региональными банками активного участия в работе региональных органов власти и финансовых институтов по расширению кредитования малого бизнеса; введение ими в практику своей деятельности некоммерческих консалтинговых услуг для субъектов малого предпринимательства, обеспечение внедрения новых банковских технологий для обслуживания малых предприятий — все эти меры, безусловно, будут способствовать совершенствованию кредитно-финансовых механизмов поддержки малого бизнеса.

В заключение отметим, что программы финансовой поддержки малых предприятий, микрокредитования, предоставления государственных гарантий, субсидирования процентных ставок за счет средств бюджетов могут быть реализованы только при внесении существенных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и действующее банковское законодательство.

Взято с сайта http://www.ex.ru/

Часть госпрограмм, которые были приняты до введения санкций, продолжают действовать. Но помимо них вводятся дополнительные меры для развития бизнеса в кризисных условиях.

На сегодняшний день государство предлагает широкий спектр мер поддержки как для начинающих предпринимателей, так и для уже работающих бизнесов. Эти меры становятся частью общей концепции развития бизнеса.

  • Проекты по поддержке бизнеса от Банка России
  • Цифровая платформа МСП как экосистема поддержки бизнеса
  • Социальный контракт на открытие бизнеса
  • Грантовая поддержка
  • Какие программы господдержки действуют в 2023 году
  • Поддержка малого агробизнеса в 2023 году
  • Федеральные программы поддержки бизнеса
  • Региональные программы поддержки
  • Поддержка самозанятых в 2023 году

На ближайшие два года Банк России разработал Дорожную карту поддержки малого и среднего бизнеса, ее основная цель — сделать более доступными кредиты. Но есть и другие меры поддержки, которые предусмотрены на 2023-2024 гг.:

  • распространение льготных программ на факторинг;
  • расширение возможностей бизнеса по использованию небанковских источников финансирования;
  • предоставление малому и среднему бизнесу доступа к сервису «Знай своего клиента» для проверки контрагентов;
  • снижение транзакционных издержек благодаря приему оплаты через Систему быстрых платежей.

journal

Оформите ИП бесплатно без визита в налоговую через сервис регистрации бизнеса в Контуре и получите год обслуживания в онлайн-бухгалтерии Эльба в качестве бонуса

Зарегистрировать ИП

Основным источником получения информации о мерах поддержки на сегодняшний день является Цифровая платформа МСП. По сути это система персонального подбора услуг, которые можно оформлять дистанционно.  

Постановление Правительства РФ от 21.12.2021 №2371 утвердило сроки запуска эксперимента по оказанию поддержки на базе цифровой платформы МСП. Он стартовал с 1 февраля 2022 года и продлится до 1 февраля 2025 года.

Поддержка затрагивает:

  • малый и средний бизнес;
  • самозанятых;
  • граждан, которые только собираются начать свое дело.

Предполагается, что новый подход максимально упростит открытие, ведение и развитие бизнеса. К платформе подключатся федеральные министерства и ведомства, институты развития, банки и страховые организации. Все они будут обмениваться нужной информацией через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Цель новшества — объединить в экосистеме все сервисы для МСП и позволить предпринимателям выбирать и получать необходимые меры поддержки дистанционно. Цифровая платформа обеспечивает адресный подбор и проактивное одобрение мер поддержки, а также предоставление услуг, которые требуются на разных этапах развития бизнеса, без личного присутствия предпринимателей. В 2023 году на платформе доступны более 20 различных онлайн-сервисов и порядка 350 мер поддержки.

У каждого пользователя платформы формируется свой цифровой профиль. Благодаря этому федеральные и региональные инструменты поддержки и сервисы предлагаются участникам с учетом потребностей и стадии развития бизнеса.

Для тех, кто планирует открыть свое дело и вести личное подсобное хозяйство, предусмотрены единовременные выплаты по социальному контракту (Постановлению Правительства от 29.06.2022 № 1160). В 2023 году максимальная выплата для ИП составляет 350 000 руб., а для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, — 200 000 руб.

Узнайте, как оформить социальный контракт и получить деньги на открытие бизнеса в 2023 году.

Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется как начинающему, так и опытному предпринимателю в форме софинансирования или на безвозвратной и безвозмездной основах.

Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.

Ближайший год однозначно будут поддерживать такие направления, как IT, туризм, АПК.

Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области. На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.

Проще воспользоваться поиском в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе» на сайте «Мой бизнес». Просто укажите на карте регион — и система выдаст информацию о местных отделениях, в том числе сайт, на котором можно найти всю информацию по поддержке.

Эта поддержка распространяется на все субъекты МСП, зарегистрированные лицами в возрасте от 14 до 25 лет. Минимальная сумма гранта — 100 000 руб., максимальная — 500 000 руб.

Деньги можно использовать на компенсацию аренды и ремонта нежилого помещения, приобретение необходимых стройматериалов и оборудования, оплату коммуналки и услуг электроснабжения и др. Ознакомиться с условиями программы.

Гранты для социального бизнеса

В 2023 году государство продолжит выдавать гранты до 500 000 руб. социальным предприятиям. Для регионов Арктической зоны сумма поддержки выше — до 1 млн руб.

На что можно потратить деньги:

  • аренда и ремонт помещения;
  • лизинговые платежи;
  • оплата коммунальных услуг;
  • приобретение оргтехники и оборудования;
  • покупка сырья, ПО, комплектующих для медтехники или протезно-ортопедических изделий;
  • переоборудование транспортных средств для перевозки маломобильных групп населения, в том числе инвалидов.

За подробной информацией стоит обращаться в региональные отделения Центра «Мой бизнес» либо узнать подробности через личный кабинет на цифровой платформе МСП.рф.

Ростуризм определил регионы, которые получат гранты в 2023 году.

Деньги выделят тем, кто:

  • планирует создавать и развивать пляжи на берегах морей, рек и озер, а также развивает национальные туристические маршруты;
  • создает кемпинги и автокемпинги;
  • приобретает туристическое оборудование, создает электронные путеводители, развивает турсреду для людей с ограниченными возможностями, приобретает оборудование для инфоцентров и пунктов проката, разрабатывает новые маршруты, включая маркировку, навигацию, организацию зон отдыха и др.

Условия программы. Суммы грантов составляют от 3 до 10 млн руб. в зависимости от типа проекта.

О мерах поддержки можно узнавать на официальном сайте Ростуризма.

В этом году государство планирует сделать более доступным российское ПО, усовершенствовать процесс получения заёмных средств, поддержать импорт, а также IT, турбизнес.

Поддержка импорта

Минэкономразвития еще в 2022 году выпустило Навигатор по мерам поддержки импорта в связи с санкционным давлением (Письмо Минэкономразвития РФ от 22.09.2022 № 35970-ДВ/Д12И), но некоторые меры продолжат действовать и в 2023 году. Речь идет об упрощении процедур таможенного оформления импортируемой продукции, о возмещении недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции и др.

Полный список мер поддержки импорта.

Поддержка IT

Поскольку в условиях санкционных ограничений растет интерес к отечественным разработкам и государство заинтересовано в удержании грамотных специалистов, то для IT-сферы подготовили комплексные меры. Они направлены как на сокращение финансового бремени компаний, так и на создание комфортных условий для работы.

Часть мер представлено на сайте Минцифры.

Кроме того, IT-компании могут рассчитывать на:

  • Налоговые льготы. До конца 2024 года ставка налога на прибыль будет нулевой (Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83).
  • Снижение ставки страховых взносов до уровня 7,6% (Федеральный закон от 14.07.2022 № 321-ФЗ).
  • До 3 марта 2025 года приостановлены внеплановые и плановые проверки для аккредитованных IT-компаний (Письмо ФНС РФ от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).
  • Освобождение аккредитованных IT-компаний на срок до трех лет от налогового, валютного контроля, других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
  • Упрощение процедуры трудоустройства иностранцев, привлекаемых для работы.
  • Предоставление возможности оформления льготной ипотеки сотрудникам IT-компаний.
  • Отсрочка от службы в армии для специалистов IT-компаний (Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 490).

Компенсация расходов на покупку российского ПО

В рамках нового механизма поддержки малого и среднего бизнеса у предпринимателей появилась возможность приобрести российское ПО на 50 % дешевле. Но для этого нужно соответствовать требованиям по среднесписочной численности работников и доходам.

В Минцифры отметили, что на реализацию этой меры поддержки до конца 2024 года выделено 7 млрд руб.

«Зонтичный» механизм для получения заёмного финансирования

«Зонтичный» механизм предоставления поручительств позволит бизнесу получать кредиты и снижать конечные процентные ставки по ним. Поручительство будет обеспечивать до 50% от суммы кредита, а предприниматель сможет получить его в «одном окне» банка.

Оплата комиссии за поручительство возложена не на предпринимателя, а на банк. Заёмщики со средним риском смогут увеличить объем привлеченных средств за счет поручительств и высвободить залоги, с низким риском — получить кредитные средства в среднем ниже на 1–2%.

Субсидирование МСП при размещении бумаг на бирже

Программа будет действовать до 2024 года и, как и прежде, доступ к ней получат те бизнесы, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов МСП (Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 № 2374). Она предполагает частичную компенсацию затрат на выпуск акций и облигаций (до 1,5 млн руб.) и выплаты по купонам (до 70 %).

Отбор эмитентов для участия в программе субсидирования осуществляется два раза в год — до 1 июля и до 1 октября календарного года.

Субсидии на возмещение процентов по кредиту

Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).

Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах.

Субсидии для животноводов. С 1 января 2023 года они могут рассчитывать на возмещение части затрат на выращивание крупного рогатого скота и последующее производство продукции (Постановление Правительства РФ от 01.12.2022 № 2201).

Для некоторых категорий аграриев условия поддержки будут смягчены: для фермерских хозяйств, занимающихся развитием семейных ферм, а также для сельскохозяйственных кооперативов, использующих гранты на укрепление материально-технической базы. По условиям предоставления поддержки они должны брать одного работника на каждые 10 млн руб.

Грант «Агротуризм». Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2309 ввело грант на проекты, связанные с сельским туризмом. С 1 января 2022 года малый аграрный бизнес может претендовать на сумму до 10 млн руб., если, например, занимается строительством или ремонтом помещений для приема туристов, создает развлекательную инфраструктуру, закупает туристическое оборудование и т.д.

Грант «Агропрогресс». В 2021 году поддержка расширилась за счет нового гранта «Агропрогресс» (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1932). На него могут претендовать сельскохозяйственные товаропроизводители, официально работающие не менее двух лет на сельской территории.

Сумма господдержки — не более 30 млн руб. Средства могут направляться на развитие базы по производству, хранению, переработке и реализации продукции, покупку, строительство новых объектов для производства и др.

«Агростартап». Начинающим аграриям (КФХ, ИП) подойдет грант на приобретение оборудования для переработки сельхозпродукции или на выращивание самой сельхозпродукции. Суммы: 3-5 млн руб.

Проект «Развитие овощеводства и картофелеводства». В 2023 году аграрии из Дальнего Востока и Калининградской области могут воспользоваться новым проектом «Развитие овощеводства и картофелеводства». Деньги можно потратить на проведение агротехнологических работ и производство картофеля и овощей в открытом грунте и теплицах с использованием технологии досвечивания.

Для сельхозпроизводителей установлен повышенный коэффициент при расчете и распределении федеральных субсидий: для регионов ДФО — 2, для Калининградской области — 1,2.

Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на несколько программ от различных ведомств и организаций.

Минэкономразвития России

Его интересы распространяются на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП.

Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.

Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.

Гранты на инновационные производства

Российская компания, планирующая запуск или расширение инновационного производства, может претендовать на грант в размере до 30 млн рублей. Минэкономразвития приступило к приему заявок от малого бизнеса.

К бизнесу есть требования:

  • Компания должна быть включена в Единый реестр СМП как микро- или малое предприятие.
  • Руководитель компании не должен иметь открытых договоров с Фондом содействия инновациям.

Грант можно получить только при условии софинансирования затрат за счет собственных или привлеченных средств в размере не менее 50% суммы гранта.

Корпорации МСП

Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др. 

На сайте корпорации можно узнать обо всех льготах, субсидиях и грантах, которые положены вашей компании.

АО «МСП Банк»

Занимается госпрограммой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.

Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.

Фонд содействия инновациям

Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам. Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов. Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

Минсельхоз России

Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры господдержки в 2023 году. Товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5%.

Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.

Региональные программы поддержки

Детали и условия программ поддержки, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. В поисковиках можно вбивать запрос таким образом: «региональный портал малого и среднего предпринимательства <город>».

Например, вводим запрос «региональный портал малого и среднего предпринимательства Саратов» и выходим на сайт, который дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.

Центры инфраструктуры МСП в регионах на сайте «Мой бизнес»

Поддержка самозанятых в 2023 году

Постановление Правительства РФ от 29.09.2020 № 1563 распространило на самозанятых меры поддержки, которые ранее были предусмотрены для МСП.

Теперь они смогут воспользоваться полным набором услуг, сервисов и финансовых инструментов в центрах «Мой бизнес».

Также они вправе претендовать на аренду коворкингов и бизнес-инкубаторов по льготным ставкам, займы в размере до 1 млн руб. от государственных МФО.

Вслед за 2020 годом, 2022 тоже подкинул бизнесу немало сюрпризов. Мы сняли маски, но получили внушительные ограничения, отложили в сторону антисептик и взяли в руки блокнот и ручку, чтобы разработать антикризисный план и понять, как выжить в новой реальности. Давайте поговорим о том, что же ждет нас впереди и есть ли перспективы для развития бизнеса.

Как развивать бизнес в 2022 году. 8 советов предпринимателям

1. Ищите новые ниши

Введенные ограничения сократили возможности выбора потребителей. Часть производителей полностью покинула российский рынок, кто-то приостановил свою деятельность, другие продали активы, находящиеся в России, другим компаниям, а это значит, что ассортимент во многих категориях товаров резко сократился и у потребителя просто нет того огромного выбора, который был даже в пандемию.

Как решить проблему: расширяйте свой ассортимент или ищите новые ниши для работы, вдруг вы уже давно засиделись на своем рынке и мечтаете о новом. Может вы станете новой Икеей или Макдоналдсом.

2. Привлекайте покупателей выгодной ценой

Не надо быть экономистом, чтобы понять, что вводимые ограничения непременно приведут к инфляционным процессам. По данным на конец апреля 2022 Центральный Банк заявлял о том, что годовая инфляция в России в 2022 году составит 18-23%. А это значит, что цены на многие товары уже значительно выросли, но вы наверняка и сами это заметили.

Как решить проблему: сдержать цены самостоятельно не удастся, но можно попробовать сыграть на масштабе — оставить старые цены на товары, за счет чего привлечь большее число покупателей. К тому же, по старым ценам можно распродать залежавшиеся складские остатки, а инфляция со временем нормализуется.

3. Оптимизируйте кадры

Уход с рынка иностранных компаний жестко ударил по российскому рынку труда. Безусловно, почти все иностранные компании приостановившие свою деятельность на территории Российской Федерации продолжили выплачивать своим сотрудникам заработную плату, однако, уровень её существенно снизился. Чтобы сохранить бизнес принимаются такие непростые решения, как выплата заработка в размере МРОТ, оплата простоя (соответственно без премий, бонусов и в размере только ⅔ от обычных окладов) и т. п. В связи с этим доходы у населения резко сократились. Некоторые предприятия полностью свернули работу и их сотрудники оказались безработными.

Как решить проблему: если вы давно задумывались о расширении бизнеса — вот он шанс, освободившаяся рабочая сила с радостью примет ваше предложение, в кризис люди не столь требовательны к заработной плате.

Государство даже предлагает поддержку для тех, кто принимает на работу вчерашних студентов, молодых сотрудников и не только. Постановление Правительства от 13.03.2021 № 362 предлагает выплаты в размере МРОТ взносы на каждого такого сотрудника в течение первых трех месяцев его работы.

4. Активизируйте маркетинг

Сокращение доходов заставляет людей все больше задумываться о том, что они покупают и для чего. Вновь внимание потребителей ориентировано на качество товара, срок его эксплуатации, надежность, долговечность, функциональные характеристики и т. д. Все меньше товаров приобретается просто потому что «захотелось» или «пришел — увидел и купил».

Как решить проблему: активизируем маркетинг. Убеждаем покупателя в важности и необходимости вашего товара, но без нажима. Нативно. Например, рассказав, как здорово снимать накопившийся стресс на пробежке по парку, вы можете сподвигнуть покупателя приобрести качественные беговые кроссовки.

Придется осваивать новые площадки для общения с вашей аудиторией. Например, на смену популярной сети с видео и фото контентом пришел VK. Общение многие блогеры-инфлюенсеры перенесли в новые мессенджеры, например, в Telegram .

5. Поменяйте поставщиков

Нарушение цепочек поставок привели к большим трудностям в доставке товаров из-за рубежа и, как следствие, повышению цен на все иностранные товары. У российских производителей, которые не связаны с иностранными комплектующими и не нуждаются в длинных логистических цепочках, сейчас полный картбланш по завоеванию рынка, главное, чтобы российский товар не уступал по качеству иностранному.

Как решить проблему: самое простое — найти замену иностранному поставщику на российском рынке, также большую популярность набирают поставки из Китая и в принципе из азиатских стран, дружественных России. Рассмотрите варианты параллельного импорта, его сейчас официально разрешили для многих видов товаров. Пример: автозапчасти, мебель, электроника, бумага, одежда, обувь и многое другое. Полный список вы найдете в Приказе Минпромторга № 1532 от 19.04.22.

6. Освойте внутренний рынок

В какую сферу деятельности не загляни, везде увидим переориентацию на отечественного производителя. Итальянское вино теперь заменяется крымским краснодарским, аргентинский сыр — белорусским. В сфере красоты тоже жесткие перебои с поставкой косметических и уходовых средств, поэтому многие мастера смахнули пыль с бабушкиных «рецептов красоты», а магазины косметики активно включают в ассортимент российские марки.

Как решить проблему: И снова маркетинг в помощь, пусть о вас говорят везде и все. Докажите, что отечественный производитель ничуть не хуже иностранного. В продвижении вам поможет как выход на готове торговые площадки — маркетплейсы, так и раскрутка собственного интернет-магазина. Удаленные покупки это уже даже не тренд, а необходимость.

7. Переходите на параллельный импорт

Мы уже выше о нем говорили. Чтобы завезти товары из за рубежа нужно подыскать партнера, который бы помог привезти товары в Россию. Параллельный импорт — это термин, который означает ввоз в страну товаров, на которых нанесен какой-либо товарный знак, без разрешения правообладателя этого товарного знака (то есть «параллельно» официальному импорту таких товаров через дилеров, уполномоченных правообладателем). Раньше, такие товары относили к «серому рынку», сейчас параллельный импорт разрешен официально, однако, цены на такие товары яно будут выше ( в т. ч. из-за логистики).

Как решить проблему: Лучше искать прямые каналы, например, обращаться напрямую к представителям и дилерам. Информацию о них можно найти на сайтах производителей и правообладателей. При покупке у посредников есть риски. Сейчас наверняка появится много мошенников, готовых заработать на ажиотаже и желании бизнеса продолжить продажу любимых россиянами зарубежных брендов..

8. Поменяйте валюту расчетов

Начало весны ознаменовалось резким скачком курсов валют, запретами на покупку иностранной валюты, а после и в целом сложности с проведением расчетов в валюте, в частности в евро и долларах США. К лету курс доллара достиг предельных минимумов с 2020 года. Часть банков отключена от SWIFT, что не позволяет проводить платежи в полном объеме. Конечно, такие колебания по разному сказываются на процессах ведения бизнеса.

Как решить проблему: Как минимум попробовать перейти на оплату в другой валюте, популярность растет у китайского юаня, а одной из самых надежных валют мира считается швейцарский франк. Попробуйте обговорить возможность расчетов в рублях, многие иностранные государства и отдельные компании не пренебрегают контрактами в российской валюте.

Мы запускаем цикл вебинаров.

Первый из них с Евгением Коганом (профессор ВШЭ, инвестбанкир, автор телеграм-канала bitkogan) пройдет:

6 июня в 19:00. Тема: «Вызовы и возможности в текущей действительности».

Обсудим основные риски для российской экономики в ближайшей перспективе, что будет с рублём, перспективы рынка недвижимости, идеальный портфель в турбулентное время. Не пропустите!

Посетить вебинар

Резюме: как выжить бизнесу в новой реальности

  • новые рынки сбыта (давно задумывались о том, чтобы выйти на новый рынок — это ваш шанс);
  • новые ниши для развития бизнеса (на месте ушедших из РФ компании);
  • расширение ассортимента товаров (пора сделать бюджетные версии своих товаров, переходить на покупку у российских производителей);
  • освоить онлайн (возможно в пандемию вы только задумывались об онлайн торговле, но так и не решились, сейчас — самое время);
  • активный маркетинг (сегодня нужно снова уделить большое внимание маркетингу, чтобы убедить покупателя в том, что ваш товар лучший).

В бизнес-среде часто звучит мнение, что долгосрочная стратегия развития – это инструмент для крупных и средних компаний, а малому бизнесу она не особенно нужна. Есть и другое мнение: качественно разработанная стратегия необходима для компаний любого уровня, так как помогает оценить потенциал бизнеса и вывести его на новый уровень. О том, почему малому бизнесу тоже нужна стратегия и как её разработать, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказал эксперт по стратегическому маркетингу Михаил Бакунин.

Досье

Михаил Бакунин, предприниматель из Санкт-Петербурга, управляющий партнёр консалтинговой компании 
Bakunin&Partners, директор маркетингового агентства 
Cool Content. Окончил Военный университет МО РФ, Российский экономический университет им. Плеханова, прошёл MBA в Стокгольмской школе экономики. Эксперт по стратегическому маркетингу и построению систем продаж, разработчик бизнес-игр и симуляций.

Михаил Бакунин

Зачем вообще нужна стратегия

Российская реальность нередко подбрасывает бизнесу сюрпризы. Но и мировая экономика, как показывают события последних недель, очень быстро может перейти в очень нестабильное состояние. В таких условиях компаниям, чтобы выжить, недостаточно уметь быстро адаптироваться к обстоятельствам, «ловить волну». И планы, которые рушатся как карточный домик, также не работают. А вот формализованная стратегия поможет оставаться на плаву и чувствовать уверенность даже в шторм. «Планы — ничто, планирование – всё», — говорил Дуайт Эйзенхауэр, генерал армии США. А военные начальники, как никто другой, знают, на что можно рассчитывать, когда всё вокруг рушится. 

Малый бизнес часто действует тактически, но довольно редко – стратегически. За мою многолетнюю практику в области консалтинга для компаний разного масштаба я не раз слышал мнение, в том числе от собственников бизнеса, что стратегия необходима компании, достигшей определенного объёма: выручки, продаж, сотрудников, клиентов. И потому небольшим фирмам достаточно иметь планы, да и то краткосрочные. Однако я постоянно убеждаюсь на практике, что стратегия является важным и универсальным инструментом бизнеса для бизнеса любого уровня, в том числе для небольших компаний.

Крайне важно, что разработка стратегии помогает, прежде всего, оценить потенциал бизнеса, его ресурсы, возможности компании по продвижению, ключевые отличия от конкурентов. Благодаря этому и лидер, и команда могут лучше понять, какую ценность для аудитории несут продукт или услуга, которые они предлагают. 

Поскольку стратегия предполагает создание долгосрочного плана развития, благодаря ей небольшая компания может чётко оценить свои перспективы на рынке, скорректировать в случае необходимости как бизнес-модель, так и планы по продвижению и отстраиванию от конкурентов. Добавление в этот план элементов визуализации даёт возможность по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывает поле для новых идей. 

Создание стратегии: общие правила

Сначала поговорим о тех общих шагах, которые предпринимаются компаниями любого масштаба при создании стратегии, недетализированного плана, охватывающего длительный период времени. Стратегия проходит красной линией через весь процесс принятия решений и влияет на все направления деятельности компании. Это как геймплан в спорте — видение спортсмена, как он будет побеждать, зная свои слабые и сильные стороны. Это своего рода проекция существующей роли организации в будущее, определяющая её дальнейшие шаги в достижении различных целей. Чтобы сформировать стратегию, руководство компании должно учесть ряд важных факторов. 

Для начала необходимо оценить те ресурсы и возможности, которые имеются в распоряжении организации. Так, у любой компании есть трудовые ресурсы – сотрудники и управленцы, обладающие определённой квалификацией. Если компания занимается производством, то могут быть в распоряжении собственные производственные мощности. Создание продуктов и услуг поддерживается оборотными средствами. Также у компании есть в распоряжении финансовые ресурсы, предназначенные для обеспечения его работы. Иногда в бизнесе присутствуют инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала его команды или сторонних инвесторов. 

Важным аспектом для развития любого бизнеса является наличие нематериальных ресурсов, поскольку именно они несут в себе значительную часть потенциала предприятия и его конкурентоспособности. К ним относятся товарные знаки, торговые марки, патенты, авторские права, контракты и лицензии, коммерческие секреты, базы данных, организационная структура и ноу-хау персонала. Одной из важных составляющих этой группы ресурсов является деловая репутация предприятия. 

Наличие в распоряжении компании различных ресурсов напрямую определяет её возможности для развития. А также ту цепочку ценностей, которые она готова предложить аудитории. В процессе формирования стратегии компания может определить, какие проблемы потенциальных и реальных клиентов она способна закрыть за счёт предоставления своих продуктов и услуг, какие ценности создать. Также должны быть проанализированы отношения с контрагентами, которые напрямую связаны со стратегией развития любой организации. 

Оценив ресурсы, имеющиеся в её распоряжении, компания может переходить к анализу сильных и слабых сторон, возможностей и угроз – — так называемому SWOT-анализу. Он поможет определить следующие характеристики:

  • сильные стороны
    (Strengths) — ресурсы, которые дают бизнесу преимущество перед потенциальными конкурентами;

  • недостатки (Weaknesses) — факторы, неблагоприятные для развития бизнеса;

  • возможности (Opportunities) — элементы среды, которые бизнес или проект могут использовать в своих интересах;

  • угрозы (Threats) — элементы среды, которые могут подорвать положение фирмы на рынке и/или затрудняющие движение к цели.

SWOT

Поскольку любая организация развивается не в вакууме, а в определённой бизнес-среде, которая в значительной мере определяет, насколько может реализоваться потенциал компании, при формировании стратегии также стоит обратить внимание на внешние факторы. Сделать это поможет анализ бизнес-среды — PEST, это аббревиатура от Political, Economic, Social и Technological.

PEST оценивает политическую обстановку (например, политические запреты могут серьёзно подорвать поток иностранных инвестиций в страну), экономические факторы (включающие, в том числе, инфляцию и оценку покупательской способности потребителей), технологические факторы (возможности для развития инноваций), социальные факторы (например, глобальная эпидемия, которая вносит коррективы в развитие бизнеса по всему миру).

PEST

Далее, компании необходимо оценить бизнес-модель, по которой она работает. Большинство организаций использует три основных: производитель (в сфере питания это могут быть как крупные корпорации вроде Nestle или «Лебедянского», так и совсем небольшие компании, например, снеки здорового питания «Живо»), дистрибьютор (любые сети косметики, продуктов, товаров для взрослых и т.д., а также небольшие точки по распространению эко-продуктов, например) и ритейлер
(как «Магнит», «ВкусВилл» или магазин у дома). Также довольно распространённой в регионах и на вторичных рынках является бизнес-модель франшизы, предполагающая использование модели и бренда материнского бизнеса, с выплатой процента головной организации. В качестве примера здесь можно привести франчайзинговую сеть McDonald’s по всему миру, федеральную сеть фирмы «1С» или небольшую сеть российских парикмахерских «Персона Лаб».

С распространением и развитием интернет-технологий появилось немало бизнес-моделей, делающих ставку на цифровизацию. Прежде всего, это электронная коммерция, предполагающая продажу товаров через интернет. В среде различных приложений сейчас распространена модель Freemium, предполагающая, что клиенты сначала пользуются продуктом или услугой бесплатно, а потом покупают «расширения»; пример — приложения для занятий спортом или фоторедакторы. 

Ещё недавно набирали популярность постепенно, а в последние недели просто взлетели из-за карантина по всему миру некоторые компании, работающие по принципу P2P, Peer-to-Peer, взаимообмена без посредников. Здесь в качестве примера можно привести ZOOM и eBay. Также набирают популярность сервисы предоставления контента по подписке, например, Netflix и Spotify. 

Благодаря растущей популярности шеринговой экономики получили большое распространение такие модели, как аренда вместо покупки (каршеринг, одежда и другие вещи напрокат) и краудфандинг
– коллективный сбор средств на удовлетворение общей потребности («Планета», Kickstarter и т.д.). А стремление найти новые ниши и креативно отстроиться от конкурентов породило такую модель, как айкидо, предполагающую дифференциацию, максимальное дистанцирование от конкурентов за счёт включения необычных элементов. Хорошим примером здесь служит Cirque du Soleil, который стал больше, чем цирком и театром и очень быстро завоевал признание в разных странах.

Такой многогранный анализ позволяет достаточно быстро, но и взвешенно взглянуть на положение компании, товара или услуги в отрасли. И по его результатам возможно уже составить план действий с указанием сроков выполнения, приоритетности выполнения и необходимых ресурсов на реализацию. Причём полезно бывает также провести такую оценку не только для своих ресурсов, но и для тех, что поставляют на рынок конкуренты.

Специфика малого бизнеса

Если шаги по созданию стратегии одинаковы для компаний разных масштабов, то в чём различие, в чём основная разница между большим и малым бизнесом? В первую очередь, конечно, это объём денег. Второе — центр принятия решений. Чем больше бизнес, тем сложнее структура организации, тем больше количество менеджеров, собственников, акционеров, контролирующих друг друга. Третье — иерархия менеджеров, исполняющих решения. Чем крупнее организация, тем она разветвлённее.

Стратегия — это не набор готовых решений, это масштабные цели, в соответствии с которыми принимаются различные решения в зависимости от той или иной ситуации.

Малому бизнесу не всегда интересны отвлечённые материи: миссия, глобальное видение и т.д. Здесь на первое место при разработке стратегии должны выходить прибыльность бизнеса и его устойчивость. Если нет дохода и прибыли, то нет и бизнеса. Поэтому хорошая стратегия всегда привязана к конкретным метрикам. Первая метрика — оборот, то, сколько суммарно денег клиенты платят компании за определённый период. И у нас два основных способа увеличить оборот:

  • Привлечь новых клиентов;

  • Стимулировать существующих покупать больше.

Здесь мы переходим к маркетинговой части стратегии. Задача маркетинга как раз и заключается в том, чтобы привлекать новых клиентов. Но с точки зрения стратегии важно обозначить, на какую именно аудиторию нацелена компания, способна ли она совершать повторные покупки. Ну и нужны ли повторные покупки бизнесу (некоторые сферы их не подразумевают).

Следующий за этим важный вопрос, способна ли компания привлекать желаемых клиентов и какова сумма привлечения каждого такого клиента. Эту информацию можно предполагать, то есть строить гипотезы. И проверять на практике: анализировать свои затраты и рассчитывать израсходованные средства на привлечение каждого клиента. Делать это можно по следующей формуле:

  • стоимость маркетинговых активностей разделить на количество привлечённых клиентов, совершивших покупки

К примеру, если у вас ресторан, то аренду помещения тоже можно закладывать в маркетинговые активности, ведь расположение заведения непосредственно влияет на количество посетителей. Поэтому, в том числе, можно рассчитать, сколько стоит клиент, привлекаемый на той или иной локации.

Таким образом, мы должны ответить на два важных вопроса:

  • Кто для нас самый желанный клиент?

  • Как мы привлекаем/будем привлекать таких клиентов?

Многие исследования и эксперты утверждают, что привлечение нового клиента может стоить до десяти раз больше, чем удержание и обслуживание существующих. То есть с финансовой точки зрения лояльные клиенты, совершающие повторные покупки, более полезны для компании.

Возникает ещё один важный вопрос:

  • Как стимулировать клиентов совершать повторные покупки?

Следующий набор показателей связан с прибылью, которая есть ни что иное, как доход за вычетом всех расходов и налогов. Соответственно, важно не только то, сколько привлекается денег, но и то, как ведётся управление различными затратами. Стоимость привлечения клиента относится к переменным расходам. Но также существуют и постоянные затраты, которыми тоже необходимо управлять. 

Следующая группа вопросов относится к внешней и внутренней стабильности бизнеса. Когда мы говорим о внешней стабильности бизнеса, то главное понимать, какие факторы и в какой степени прямо или косвенно влияют на наш рынок и бизнес. Для этого подойдёт упоминавшаяся выше модель PEST.

Внутренняя стабильность зависит от сотрудников, финансовой и бухгалтерской политики (например, управления дебиторской и кредиторской задолженностью), устава компании и взаимоотношения учредителей.

На первый взгляд, поскольку в малом бизнесе всего меньше (денег, руководителей и менеджеров), то и порядок (в виде формирования стратегии, в нашем случае) навести проще. Однако здесь нередко собственник является и руководителем, и советом директоров — такая сосредоточенность всей власти в одном лице ведёт к тому, что решения принимаются субъективно. Это отлично в том случае, если мы имеем дело с выдающимся предпринимателем. Но если нет? 

Когда центр принятия решений сосредоточен в голове одного человека, это имеет свои риски, поскольку существует большая вероятность, что он не видит целиком всю картину, а для любого бизнеса это важно. Как показывает практика, многие собственники, достигшие определённых успехов, вырастившие свой бизнес, имеющие своё видение, которое их никогда не подводило, оказываются не готовы к тому, что на масштабе некоторые вещи не работают. Не всё, что взлетает в начале пути, продолжает положительно влиять, когда компания растёт в объёме

И если есть желание продолжать рост и развитие, есть два пути: либо существующему руководителю совершенствоваться в управлении и прокачивать свои управленческие скиллы, либо нанять квалифицированного специалиста-управленца, который не только сможет помочь в бизнесе на определённом этапе, но также научит полезным для нового масштаба вещам. Без этого глубокого понимания, возможности анализировать положение компании текущее и желаемое, невозможно создать эффективную стратегию и расти.

Хотите ли вы строить свою стратегию или быть частью чужой стратегии? Решать только вам. 

Biz360

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш 
Telegram-канал

страницу в Facebook 
и 
канал на «Яндекс.Дзен». 

Открыть успешное дело — сложная задача, которая требует много сил, энергии и денег. Сократить финансовые расходы можно с помощью льгот, грантов и других программ от государства. Вместе с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство» рассказываем о мерах поддержки, которыми стоит воспользоваться.

5 мер государственной поддержки для бизнеса, о которых знают не все. А зря!

1. Льготный кредит

Получить такой заём могут представители малого и среднего бизнеса или самозанятые, если платят налог на профессиональный доход, до 2024 года в одном из банков‑партнёров (их 101). Льготная ставка кредита рассчитывается по формуле: ключевая ставка Банка России плюс не более 2,75%, поэтому итоговое значение может меняться. Заём по программе выдают на развитие бизнеса или предпринимательской деятельности, пополнение оборотных средств и рефинансирование старого кредита. В зависимости от целей срок на погашение может быть от года до 10 лет.

Чтобы получить кредит, нужно отвечать ряду условий.

  1. Бизнес должен быть в приоритетной отрасли — розничная и оптовая торговля, сельское хозяйство, внутренний туризм, наука и техника, здравоохранение, образование, обрабатывающая промышленность, ресторанный бизнес или бытовые услуги.
  2. Бизнес должен быть зарегистрирован на территории России и включён в Единый реестр МСП.
  3. Выручка за прошедший календарный год не может быть выше двух миллиардов рублей, а число работников — больше 250 человек.
  4. Общая сумма задолженностей по налогам, сборам и прочим обязательным платежам — не выше 50 тысяч рублей.
  5. Отсутствие долгов по зарплате.
  6. Компания не должна быть в процессе банкротства.

2. Гранты на реализацию проектов в разных сферах

Если у вас есть крутая идея, а средств для её воплощения не хватает, можно поучаствовать в одном из конкурсов для предпринимателей. И таких достаточно. Например, есть шанс побороться за грант на реализацию социальных проектов и получить от 100 до 500 тысяч рублей или даже до одного миллиона для предпринимателей в Арктической зоне. Окончательную сумму определяет конкурсная комиссия. Потратить деньги можно на аренду и ремонт помещения, закупку мебели, продвижение проекта и многое другое, но только не на уплату налогов и погашение кредитов.

Другой вариант — конкурс для предпринимателей, желающих развивать внутренний и въездной туризм. Максимальный размер гранта здесь три миллиона рублей. Получить их можно за разработку новых маршрутов, идеи по улучшению инфраструктуры и благоустройства уже существующих направлений.

Действующие конкурсы для малого и среднего бизнеса собраны на официальных государственных порталах. Найти такой ресурс в своём регионе можно в перечне на сайте Министерства экономического развития.

Узнать больше о программах поддержки можно на портале «Мой бизнес», созданном Министерством экономического развития и национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство». Здесь можно почитать новости, проверить изменения в законах, посетить бесплатные вебинары и получить консультации от специалистов разных профилей: юристов, экономистов, бухгалтеров и кадровиков. Кроме того, на сайте «Мой бизнес» собрана база полезных сервисов, которые помогут развивать своё дело и быстрее решать сложные вопросы.

Открыть своё дело

3. Программы обучения для предпринимателей

Иногда сложно самостоятельно разобраться в тонкостях ведения бизнеса. Потребуется либо совершать ошибки и учиться на них, либо перечитать много литературы. А можно пойти третьим путём и записаться на бесплатные курсы для предпринимателей от государственных центров «Мой бизнес». Там уже отобрана только нужная, официальная и актуальная информация.

Варианты образовательных программ есть как для начинающих предпринимателей, так и для опытных бизнесменов, которые хотят усовершенствовать своё дело. На курсах можно понять, как работать с личным брендом, эффективно продвигать свой товар или услуги, решать правовые вопросы и искать пути для развития компании. Выбрать нужный курс можно с помощью специалистов на онлайн‑консультации.

Альтернативный способ получить знания не проходя полноценное обучение — вебинары и онлайн‑форумы на портале «Мой бизнес». На них можно послушать лекции от экспертов и задать им вопросы.

4. Льготная налоговая ставка для самозанятых

Специальный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые получают доход не от работодателей, а напрямую от заказчиков, ввели в 2019 году. Он позволяет платить всего 4% от прибыли, если вы получаете её от физлиц, или 6% — от юрлиц или индивидуальных предпринимателей. Никаких других отчислений нет.

Льготная налоговая ставка даёт возможность не терять большую сумму доходов, при этом вести дела легально. Кроме того, специальный режим не требует заполнения деклараций, позволяет совмещать бизнес с официальной работой по трудовому договору и не обязывает платить страховые взносы.

Чтобы пользоваться льготной ставкой, нужно просто зарегистрироваться в качестве самозанятого на портале «Мой налог». Но, прежде чем перейти на специальный режим, убедитесь, что ваш бизнес соответствует следующим требованиям:

  • У вас нет наёмных работников, с которыми заключён трудовой договор.
  • Годовой доход не превышает 2,4 миллиона рублей.
  • Вид деятельности не входит в перечень исключений.

5. Бизнес‑инкубаторы

Начинать бизнес можно прямо дома: контактировать с сотрудниками удалённо и при необходимости снять складское помещение. Но если хочется иметь отдельное место для работы, стоит поискать бюджетные варианты. Так, у государства можно арендовать офис на срок до 10 лет по цене ниже, чем у частных собственников.

Однако полноценное помещение и его обустройство может стать непосильной нагрузкой на бюджет молодого бизнеса. Поэтому для поддержки предпринимателей были созданы государственные бизнес‑инкубаторы и коворкинги — общий офис сразу для нескольких компаний. Стоимость аренды здесь минимальная, а ещё не нужно тратиться на покупку компьютеров, принтеров и прочих необходимых вещей — всё уже есть и готово к использованию.

В бизнес‑инкубаторах также предусматриваются комнаты для совещаний, конференц‑залы и беспроводной интернет. Плюс можно получить бесплатную консультационную поддержку от юриста и бухгалтера.

Проверить, какие бизнес‑инкубаторы открыты рядом с вами, можно на карте в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе» портала «Мой бизнес». Там же собраны и все другие организации, полезные для предпринимателей. Например, технопарки, центры поддержки экспорта, микрофинансовые организации и
отделения центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес».

В последних можно очно получить профессиональную консультацию и ряд услуг, в том числе зарегистрироваться как юридическое лицо и провести аудит. Также в центрах «Мой бизнес» проходят обучающие мероприятия по предпринимательству.

Узнать подробнее

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Владелец офлайн- и онлайн-магазина верхней одежды для полных решил еще больше увеличить продажи. Он думает об открытии собственного производства. О том, чтобы шить оригинальные пальто с интересным дизайном, продавать их по цене ниже вещей раскрученных импортных брендов.

Владельцы сайта с онлайн-курсами веб-дизайна отказались от программы переквалификации психологов в коучей. И разработали новый продукт для веб-дизайнеров: доступ к платформе фриланс-проектов. Так они решили расширить аудиторию — продавать не только курсы новичкам, но и продукт для специалистов в этой сфере.

Такую стратегию называют стратегией вывода нового товара или стратегией развития продукта. Это может быть усовершенствованный старый товар, старый товар в новой упаковке или совсем новый товар, но предназначенный для той же аудитории.

Этап 1: оцениваем рынок. Растет ли рынок, увеличивается ли число заинтересованных пользователей с выводом нового продукта.

У владельца магазина верхней одежды больших размеров дела идут хорошо. Он договаривается с новыми постаматами, расширяет службу доставки, открыл пункты примерки одежды, число потенциальных покупателей увеличивается. То есть для него рынок растет.

Онлайн-школа для веб-дизайнеров успешно привлекает учеников, некоторых из них трудоустраивает в компании, но часть уходит на фриланс. Значит, тут рынок тоже увеличивается. Кроме этого, платформа для поиска заказов интересна выпускникам других онлайн-школ и офлайн-курсов.

Этап 2: оцениваем конкурентов и конкурентные преимущества товара. Есть ли на рынке конкуренты, выпускающие такой же или похожий товар, сколько их, какие у них преимущества. У вашего нового товара должны быть конкурентные преимущества, из-за которых его станут покупать. Нужно объективно оценить предложения, что уже есть на рынке, и на этапе разработки нового продукта решить, чем он будет отличаться. Например, ценой, функциями, удобством использования.

Предположим, у новых пальто нашего магазина нет аналогов на российском рынке: есть или дорогая одежда известных брендов, или дешевые и некачественные небрендированные вещи, пошитые неизвестно где. Собственное производство позволит занять нишу качественной верхней одежды больших размеров по доступным ценам.

У новой фриланс-платформы онлайн-школы дизайнеров нет преимуществ перед конкурентами. Похожих продуктов для фрилансеров на рынке много. Но собственная фриланс-платформа поможет продавать курсы веб-дизайна: можно привлечь учеников, которые хотят работать на фрилансе, доступом к лучшим заказам после обучения.

Этап 3: смотрим на влияние нового товара на продажи старого. Новый товар может полностью вытеснить старый, если направлен на ту же целевую аудиторию и имеет больше преимуществ. Это не всегда выгодно. Например, если вы продаете дорогие товары и ввели дешевый аналог с меньшей прибылью, переход покупателей на него приведет к убыткам.

В магазине верхней одежды для полных часть покупателей вместо дорогих вещей известных брендов начнет покупать новые российские пальто. Но у дорогих товаров останутся почитатели, которые не купят отечественный продукт. Зато новый товар привлечет тех, кто не может позволить дорогую верхнюю одежду, но хочет одеваться красиво и оригинально по доступной цене. От расширения ассортимента — одни плюсы.

Онлайн-курсам веб-дизайна собственная фриланс-платформа тоже дает преимущества. Она не оттягивает покупателей основного продукта, так как предназначена для обучившихся специалистов. Зато позволяет бывшим ученикам находить заказы, продлевает жизненный цикл клиентов.

Оцениваем, подходит ли вам стратегия вывода нового товара. Подходит, если рынок еще не исчерпан до конца, осталась часть аудитории, не охваченная старым ассортиментом товаров или услуг. Новый товар сможет привлечь новые сегменты вашей аудитории или удержать купивших клиентов. При этом у товара должны быть весомые конкурентные преимущества.

Также стратегия подходит компаниям, которые участвуют в конкурентной борьбе: например, появились сильные конкуренты у старого товара или новый товар усиливает конкурентные преимущества бизнеса.

Плюсы стратегии вывода нового товара в том, что покупатели уже знакомы с брендом, у них есть определенный кредит доверия к бизнесу, меньше средств нужно вкладывать в рекламу.

Чтобы понять, подходит вам стратегия вывода нового товара или нет, ответьте на вопросы из таблички.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какие документы нужны для клининговой компании открытия
  • Какие документы нужны для открытия бизнеса в казахстане
  • Какие документы нужны для открытия гостиничного бизнеса
  • Какие документы обязана предоставить страховая компания
  • Какие заводы входят в трубную металлургическую компанию