Какая община сестер милосердия была создана в период крымской компании

Война и женщина – эти два слова кажутся несовместимыми, когда звучат вместе. Однако, женщины на войне сражались наравне с солдатами, только солдаты шли против пуль и оружия, а женщины всеми силами боролись за жизнь раненого бойца. Медсестры, или, как их называли, сёстры милосердия. Шли годы, а женщины так и оставались рядом с солдатами. Сестры милосердия помогали не только физическим трудом, перевязывая раны и останавливая кровотечения. Они помогали своей энергетикой, лаской и внимательность. И по сей день медсестры не отходят от больных, помогая им набираться сил, поддерживая и оказывая такое необходимое внимание.

Одним из первых авторов постсоветского периода, обратившихся к исследованию благотворительности, был П.В. Власов. В своей книге «Обитель милосердия» [1] он попытался обобщить все сведения о благотворительной деятельности в дореволюционной Москве, в том числе освещая деятельность некоторых общин сестер милосердия.

В сборнике, посвященном деятельности первых в России сестер милосердия, участниц обороны Севастополя 1855-1856 гг., собраны раритетные материалы из фондов редких книг научной библиотеки «Таврика» им. А. X. Стевена: воспоминания участников Крымской войны, письма сестер милосердия, отзывы современников о великом подвиге русских женщин. Книга иллюстрирована литографиями, рисунками и фотографиями середины XIX века [2].

Книга «Быть сестрой милосердия. Женский лик войны» [3] Елены Первушиной. представляет собой сборник воспоминаний сестер милосердия. Эти женщины спасли тысячи жизней в годы Крымской, Русско-японской и Первой мировой войны. Записки сестер милосердия как нельзя лучше рассказывают о героической работе.

Крестовоздвиженская община, основанная в Петербурге в самом начале Крымской войны (1853–1856), была одной из первых общин сестёр милосердия. Известный хирург профессор петербургской Медико-хирургической академии Н.И Пирогов назвал эту войну «травматической эпидемией». Хирург пытался добиться, чтоб его отправили на поле боевых действий, но Николай I отказывал врачу. Чтобы получить разрешение на выезд, Николай Пирогов обратился к великой княгине Елене Павловне, которая добилась для него царского разрешения; она и сама горячо желала оказать помощь фронту. Тогда Н.И. Пирогов подсказал Елене Павловне идею, что для раненых бойцов необходимо организовать медицинскую помощь на самом поле сражения. И великая княгиня принялась воплощать задумку в жизнь, решив образовать в войсках отряд сестёр милосердия. Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи в военно-полевых условиях.

Главным делом Елены Павловны стало основание Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Во время Крымской войны обеспечение русских войск было очень слабым – на фронте часто не хватало самых необходимых медикаментов, а самое главное помощи профессионального медицинского персонала. Те лекарства, которые поступали в полевые больницы, были либо суррогатами, либо недоброкачественной подделкой. Положение на фронте ухудшалось тем, что количество умерших от ранений и травм всё росло – от болезней и ран в госпиталях умирало больше бойцов, чем во время сражения на поле боя.

Великая княгиня была сильно обеспокоена серьезным положением в Севастополе. И тогда она обратилась к женщинам, имеющим российское подданство и не связанным узами брака, с призывом посвятить себя помощи больным и раненым защитникам Отечества. На призыв княгини отозвались тридцать русских женщин с самоотверженной готовностью помочь солдатам.

Община объединила в себе женщин разных сословий: среди них были вдовы и дочери помещиков, дворян, титулярных и коллежских советников, офицеров российской армии и флота, купцов, но вошли в общину и те, кто не имел высокого социального статуса.

Материальные затраты по обеспечению сестер милосердия Елена Павловна взяла на себя. Она также старалась воодушевить сестёр, готовившихся к нелёгким обязанностям по уходу за больными, настраивала их на духовное, религиозное начало, которое бы воодушевляло их в тяжёлых испытаниях и давало бы силы.

25 октября 1854 года были утверждены устав и правила Крестовоздвиженской общины сестёр попечения о больных и раненных в военных госпиталях. Согласно уставу общины, при уходе за ранеными они не имели права принимать от страждущих никаких денег, подарков и иных вознаграждений. После необходимого обучения и предварительного испытания княгиня надела каждой из сестёр милосердия специально учрежденный крест на голубой (Андреевской) ленте. Он имел две надписи: «Ты, Боже, крепость моя» и «Возьмите иго моё на себя». Женщины, посвятившие себя делам милосердия, дали обещание всеми силами служить своим братьям во Христе.

На следующий день сестры отправились в Севастополь, где их принял под свое руководство профессор Н.И. Пирогов. После литургии сестры дали клятву: «Доколе сил моих станет, употреблять буду все мои попечения и труды на служение больным братьям мои» [4]. Через некоторое время женский отряд пополнился новым составом сестёр, прибывшим на фронт. Так образовалась первая в мире женская община по уходу за ранеными в Крымской войне – Крестовоздвиженская община. Для сестёр милосердия была утверждена особая форма одежды: коричневое платье c белыми обшлагами, белый фартук и такого же цвета чепчик установленного образца.

Женщины во время войны трудились самоотверженно: помогали раненым, ухаживали за больными. До приезда сестёр милосердия многие раненые солдаты находились в ужасных условиях содержания: без какого-либо присмотра и должной медицинской помощи многие просто лежали на грязном полу без матраса. Но с помощью Крестовоздвиженской женской общины, а также при соблюдении специально принципа «сортировки» [5] больных, который установил хирург Н.И. Пирогов, в госпиталях восстановился порядок, и раненые стали получать должную медицинскую помощь и уход. Этот принцип «рассеивания больных» буквально произвел переворот в области военно-полевой хирургии.

Во время войны главным центром деятельности общины был Севастополь. Небольшие группы сестёр были также распределены по населённым пунктам: Бахчисарай, Симферополь, Перекоп, Херсон, Николаев.

Деятельность Крестовоздвиженской общины не прекращалась, даже когда закончилась Крымская война. Княгиня Елена Павловна настояла, чтобы община стала постоянным учреждением. В 1856 году по её инициативе была отчеканена медаль для награждения особо отличившихся сестёр милосердия.

От Крестовоздвиженской общины берёт свое начало Российское общество Красного Креста, которое было создано в 1867 году.

Сестры милосердия принимали участие во всех войнах второй половины XIX столетия. Они самоотверженно трудились на перевязочных пунктах, в госпиталях, спасая жизни многих тысяч людей. Своим примером сёстры милосердия показали, какой самоотверженной может быть русская женщина, как она готова пожертвовать многим для помощи, не жалея себя.

Подвиги сестёр милосердия всегда находили отклик в сердцах русского народа. Происходил подъём патриотического настроя среди солдат и военачальников. Молодые девушки шли на курсы сестёр милосердия и с гордостью служили Отечеству в военно-полевых условиях.

Развитие медицины во многом предопределило будущее страны, стали совершенствоваться методы лечения больных, как в военно-полевых условиях, так и в мирное время. Постоянное развитие, экспериментирование помогло добиться тех результатов, которые медицина имеет на сегодняшний день. Современные медики совершают не менее героические подвиги, «сражаясь» с новыми видами болезней и вирусами. Рискуя своим здоровьем, они разрабатывают и проверяют новые методы лечения и вакцины. Годами ищут решения для возможности избавить от неизлечимых болезней. Самое главное нам нужно верить в них и поддерживать, как верили бойцы своим сестрам милосердия.

О том, что противная сторона также осознавала религиозную подоплёку этой войны, свидетельствует, например, варварски-глумливая бомбардировка Одессы в православную Великую субботу 1854 г . французским и английским флотом, когда, в основном, пострадало мирное православное население


Сестры Крестовоздвиженской общины. 1854 год

Как известно, знаменитая община сестер милосердия, созданная Великой Княгиней Еленой Павловной во время Крымской войны (1854-56 гг.), возглавляемая начальницами А.П. Стахович, Е.А.Хитрово,Е.М.Бакуниной и главным врачом Н.И.Пироговым носила название Крестовоздвиженской. До сих пор это связывают либо с ошибочным утверждением о совпадении даты создания общины – 5 ноября 1854 г . – с двунадесятым церковным праздником Воздвижения Креста Господня 1 либо – весьма косвенно – с именем св. Елены, тезоименитой покровительницы Великой Княгини 2. Но именование общины «Крестовоздвиженская» по своему происхождению – монархическое и православно-патриотическое, что было совершенно очевидно всем её современникам, не оставивших нам по поводу этого никаких пояснений. При советской власти упоминания об Крестовоздвиженской общине появляются только после Великой Отечественной войны, когда о происхождении её имени сначала старательно молчали, а потом забыли.
Русско-турецкая война, начавшаяся в 1853 г ., имела, помимо прочих, и религиозные причины. Накануне её Наполеон III потребовал от турецкого султана передачи всех святых мест в Палестине и «ключей от Гроба Господня» в руки католиков. Речь шла, прежде всего, о храме Воскресения Христова, в котором хранился Крест Господень. По церковному Преданию, это тот самый Крест, чудесным образом обретенный святой царицей Еленой в 4 веке, на котором был распят Иисус Христос. Иерусалимский патриарх Макарий, прибывший на место священной находки, поднял (воздвиг) лежащий на земле Крест так, чтобы он был виден большой толпе народа, которая пришла ему поклониться. Поэтому само это событие, происшедшее 14 сентября, названо Воздвижением Креста Господня, в память о котором установлен ежегодный христианский праздник. Обретя Крест, св. Елена построила на Голгофе храм Воскресения Христова – величайшую святыню христианского мира. В течение многовековой истории храм несколько раз перестраивался и воздвигался заново, переходил в руки еретиков и вновь возвращался к православным. Св. Елена особо почитала св. Крест, как знамение воинских побед её сына, св. императора Константина. Так, перед битвой с нечестивым римским императором Максенцием св. Константину в полдень явился на небе Крест, изображенный звездами с надписью «Сим побеждай».
В середине девятнадцатого века претензии католиков на святые места попытались пресечь греческие иерархи, обратившись за помощью к своему православному могущественному собрату – России. По некоторым сведениям, эта просьба окончательно убедила императора Николая I начать войну с Турцией, позже переросшую в конфликт с Англией и Францией.
О том, что противная сторона также осознавала религиозную подоплёку этой войны, свидетельствует, например, варварски-глумливая бомбардировка Одессы в православную Великую субботу 1854 г . французским и английским флотом, когда, в основном, пострадало мирное православное население. Двунадесятый праздник Крестовоздвижения, отмечаемый 14 сентября 1854 года, проходил в обстановке большого патриотического подъема, так как в начале сентября войска неприятеля высадились в Крыму и начали осаду Севастополя.
Смысл праздника Воздвижения Креста Господня, как и любого другого церковного праздника, отражен в праздничном тропаре, кратком церковном песнопении. До Февраля 1917 он пелся так: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы Благоверному императору (имя рек) на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство»3. Потом, после падения монархии и в первые годы советской власти – со словами: «победы православным христианом». В дальнейшем пели – и до сих пор во многих православных храмах поют. – с «купюрой» – «победы… на сопротивные даруя». Православные греки и сегодня сохранили этот тропарь в том виде, как его пели ромеи, граждане Византийской империи: «победы василевсам на варваров даруя». Музыкальный мотив тропаря как патриотическая тема лег в основу финальной части Праздничной увертюры «1812 год» П.И. Чайковского, написанной им к освящению Храма Христа Спасителя. Недаром и воинские казачьи храмы в России часто называли Крестовоздвиженскими.
Таким образом, тропарь и праздник Крестовоздвижения имели монархический и военно-патриотический смысл. В России из-за поздних редакций тропаря первоначальный смысл праздника Воздвижения Креста Господня ускользает даже от людей церковных. Помимо праздничных дней тропарь Крестовоздвижения всенародно пелся в военное время и в первые годы гонений на православную Церковь при большевиках.
С песнопением «Спаси, Господи люди Твоя» Крестовоздвиженская община помощи раненым и больным воинам провожалась из Петербурга в Крым и следовала по всей России. Великая княгиня Елена Павловна, назвав созданную её общину Крестовоздвиженской, выразила этим общее чувство преданности православному монарху и православному отечеству в годину тяжких испытаний.


Н.И. Пирогов и сестры Крестовоздвиженской общины, 1855 год

Л.А. Карпычева

Опубликовано в: Информационный бюллетень ОВЦС. Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. М., 2004. Март. С. 5-6.

1 См., например: Учебник для сестер милосердия и пастырей, несущих служение в больнице. Под общей редакцией канд. мед. наук, председателя общества православных врачей Санкт-Петербурга, иерея Сергия Филимонова. Духовная цензура игумена Николая Парамонова. СПб. 2000. С.25.
2 Беляков Н.Е., Михалович В.А., Поташева Г.А. К истории Крествоздвиженской общины сестер милосердия и храма св. Елены. Доклад на конференции «Христианская благотворительность и помощь больному». СПб. 2003.
3 По-русски: «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние (наследие) Твое; даруй победы над врагами Благоверному Императору (имярек) и Крестом Твоим сохраняй Твой народ».

Источник: Сайт Санкт-Петербургской Покровской общины сестер милосердия

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Императрица Александра Фёдоровна и княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна

«Много было в ту войну патриоток, жертвовавших своим имуществом, но не много было пожертвовавших самими собой. Тут нужно было не только сострадание, но и самоотверженность, великодушие, твердость характера и помощь Божия. Ни разные лишения военного времени, ни ненастная погода, ни зной лета, ни гром орудий и осколки, ни ежедневные смерти, ни холерные и тифозные испарения, ничто не могло их удержать от добросовестного исполнения святого своего долга…» (из журнала «Русская старина»).
«Благословение вам Всевышнего и глубокая вам наша признательность, усердные помощницы! Честь и слава всем Сестрам милосердия!» (из газеты того времени).

Как это ни печально, но войны всегда сопровождали неразумное человечество в его многострадальной истории. И те, кто защищался, и те, кто нападал, равно не знали, останутся ли живы в конце сражения. Но, наверное, еще большим мучением была участь раненого – он вынужден был умирать на поле боя от страшных ран или потери крови, если только не мог сам себе как-то помочь или ему не могли оказать помощь его товарищи, но конец очень многих был печален… Буквально до середины XIXв. правильно организованной медицинской помощи раненым не было ни в Западной Европе, ни в России. Война считалась сугубо мужским занятием и, конечно, не могло быть и речи о какой-либо помощи со стороны женщин. Хотя к тому времени в больницах, в лечебницах при женских монастырях уход за больными существовал, но на самом театре военных действий, в перевязочных пунктах или лазаретах трудились только мужчины, как врачи, так и младший персонал.

Примечательно, что именно Крымская кампания стала переломной в этом вопросе. Смелая и совершенно новая мысль помочь раненым с помощью женского милосердия и участия пришла в голову замечательной женщине того времени – Великой Княжне Елене Павловне, супруге Великого Князя Михаила Павловича, брата Императора Николая I. Иностранка по происхождению, принцесса из Штутгарта, прибыла в Россию совсем юной, но уже успевшей получить блестящее образование в Париже. Знавшая несколько языков, знакомая с литературой, естественными науками и математикой, она в короткий срок также выучила русский язык и Историю Карамзина – язык и историю той страны, в которой ей предстояло жить.

Получив после венчания титул Великой Княгини и православное имя, Елена Павловна всей душой обратилась к своей новой Родине – России. Показав себя на редкость добросердечной и отзывчивой на чужие беды и страдания, стал первой ревнительницей и преемницей в деле попечения благотоворительных заведений, завещанных ей Императрицей Марией Федоровной. Княгиня отличалась незаурядным умом, прозорливостью, увлеченностью и кипучей энергией и уж если начинала какое-либо дело, то непременно доводила его до конца. Будучи очень скромной в своих личных потребностях, Елена Павловна неустанно занималась благотворительностью, которая поглощала большую часть ее собственных средств.

Императрица Александра Фёдоровна и княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна

В то время, когда об учреждении Общества Красного Креста еще никто и не помышлял, в голове Великой Княжны уже созрела человеколюбивая мысль о нем. Толчком тому явились военные события в Крыму. Осада Севастополя обнажила самое печальное состояние организации медицинской помощи в российской армии. Опытного медицинского персонала катастрофически не хватало. И Елена Павловна решилась обратиться к русским женщинам за помощью — отдать защитникам Севастополя свою заботу и свой бескорыстный труд. Ее поддержал известный хирург Н.И. Пирогов, но военное управление встретила эту идею весьма неохотно и недоверчиво (уж если самому Пирогову понадобилось несколько месяцев, чтобы убедить военных чиновников в своей необходимости на передовой…).

Тогда взгляд на военное дело был сильно отличен от современного и круг военного звания очень замкнут. Присутствие женщин у постели офицера, а тем более солдата, воспринималось как непростительное вольнодумство. Солдат выполнял свой долг и должен был умирать по форме — навытяжку, а его страдания мало кому приходило в голову обсуждать. Сам главнокомандующий А.С.Меньшиков встретил «затею» Елены Павловны и Пирогова крайне недоброжелательно и даже грубо, поинтересовавшись: «не открыть ли сразу же при фронте и венерологическое отделение…». В такой ситуации дело могли спасти только такая сильная воля и убежденность, какие были у Великой Княжны Елены Павловны. И она, сумев таки убедить Императора Николая I, человека далеко не мягкого, в необходимости этих мер, 25 октября 1854 года учреждает Крестовоздвиженскую общину Сестер милосердия о раненых и больных, с последующей их отправкой на театр военных действий в Севастополь.

Нужно сказать, что на призыв Великой Княжны отозвались очень многие женщины, причем из разных сословий (в том числе и из высших слоев общества). Быстро обученная и испытанная первая группа Сестер (28 человек), получив из рук Елены Павловны кресты на голубой ленте и ее благословение всеми силами служить своим братьям во Христе, отправилась в Севастополь к Н.И.Пирогову. Сама Великая Княгиня, оставаясь в Петербурге, отдалась неутомимой деятельности по устройству складов в нижних этажах Михайловского дворца для медикаментов и вещей, купленных на свои средства, а также по доставке их в Крым. За первым отрядом «добровольных помощниц» последовали еще несколько (в общей сложности в Крымской кампании приняли участие около 250 Сестер милосердия!). А спустя некоторое время уже не только больные и раненые отозвались о самоотверженном труде Сестер, но и все военные начальники, ранее так пренебрежительно отвергавшие их помощь. Это вызвало во всем обществе небывалый подъем и ревностное желание действовать на пользу раненым и больным чем можно. В Морское министерство и к Великой Княгине стали стекаться со всех сторон приношения деньгами и вещами; явилось еще много желающих вступить в ряды Сестер милосердия. В простеньких коричневых платьях и таких же накидках, на шее — голубая лента и крест с Распятием, в клеенчатых фартуках, за поясом которых незатейливый инструмент — ножницы, пинцеты и спринцовки, в простых ботинках (а то и в сапогах), самоотверженно сменившие домашний уют и достаток на бомбежки, холод, холеру и тиф, кровь и гной – эти женщины посвятили себя милосердию не на словах.

Они делали все: готовили еду, перевязывали, ассистировали на операциях, кормили и поили лежачих, мыли их и одевали, писали письма, занимались постелями и одеждой, медикаментами и процедурами – по 18-20 часов в сутки. Ранения были тяжелыми: от пуль, осколков ядер и мин, от штыков; в зимнее время – обморожения, в летнее – дизентерия и лихорадки, холера и сыпной тиф. Врачи только удивлялись их мужеству, выносливости, неутомимости и буквально преклонялись перед ними. А уж раненные вовсе в них души не чаяли, называя ласково «сестричками» за их нежную заботу, сердечное сочувствие, за слова утешения и поддержки. Врожденная женская чистоплотность, аккуратность, ловкость, а также благотворное нравственное влияние делали их уход идеальным. На перевязочных пунктах близ линии фронта и в полевых лазаретах осажденного Севастополя словно Божий Дар были эти благодеяния женского ухода – то, о чем раньше никто и не помышлял. Были среди них и те, кто добровольно ходил помогать прямо на передовую.

Вплоть до окончания войны сестры милосердия были в госпиталях не только Севастополя, но и Симферополя, Бахчисарая, Евпатории, Перекопа и других городах. И никому уже не приходило в голову шутить и видеть их голубую ленту лишь украшением «в цвет голубых глазок», как когда-то в начале. Их было много, но приведу пример лишь одной – лучшей помощницы хирурга Н.И.Пирогова – Екатерины Бакуниной (ей было 42 года). Родом из дворян, дочь губернатора Санкт-Петербурга, внучатая племянница М.И.Кутузова на деле оказалась идеальной Сестрой милосердия и ассистенткой в сложнейших операциях многих защитников Севастополя. В 1856 году Великая Княгиня Елена Павловна назначает ее главной – сестрой-настоятельницей, – и в этой должности она продолжает трудиться и после войны уже в С.-Петербурге в Крестовоздвиженской общине. В 1877-78гг. Е.Бакунина ездила уже с отрядом Красного Креста на Кавказский фронт, где также самоотверженно и энергично трудилась. А в своем имении устроила бесплатную больницу для крестьян со всей округи и была попечительницей земских больниц Тверской губернии. Именем Екатерины Бакуниной в 1954 году названа одна из улиц Нахимовского р-на Севастополя.

Даша Севастопольская

Ее почин – помощь раненым в боях под Севастополем – считается официально признанным самым первым – с 8 сентября 1854 года (то есть за два месяца до приезда русских сестер милосердия из С.-Петербурга и сестер из Англии вместе с Флоренс Найтингейл).

Скульптурный портрет Даши Севастопольской

Оборона Севастополя в период Крымской войны 1853-56гг. вошла в историю города одной из самых ее героических страниц. Наряду с регулярными войсками в боях принимали участие жители осажденного города. Среди них была и одна из самых первых русских сестер милосердия – Даша Севастопольская. Была эта молодая женщина круглой сиротой, дочерью убитого в Синопском сражении матроса Лаврентия Михайлова. Некого было ей спрашивать, поэтому и решила сама помочь «браткам», чем может: продала свой убогий домишко, что стоял на окраине Севастополя, купила татарскую лошаденку, бочонок спирту, бинтов, пластырей и иных медикаментов; оделась в матросский бушлат, сапоги и белую фуражку и отправилась за нашим отрядом на Альму, где ожидалось большое сражение. Пехота добродушно подшучивала над такой «морской кавалерией», но уже через день, когда полетела картечь да осколки ядер по рукам и ногам и «все разбитое, но еще живое» потянулось к тем кустам, где «пацаненок» в белой фуражке разложил свое нехитрое хозяйство. Засучив рукава, проворный «мальчишка» обмывал и бинтовал раны, нацеживая раненому чарку, чтобы унять боль. Изумленно глядели перевязанные усачи, угадывая все же в ловких, мягких руках и ласковом взгляде женщину: «Это же Ангел слетел сюда от престола Господня!».

Всю войну пробыла Даша сестрой милосердия (среди других женщин-сестер ее видел позднее и Н.Пирогов). О ее самоотверженности и мужестве было доложено самому Государю Императору, и 16 ноября 1856 года Дарье Михайловой была вручена заслуженная награда: золотая медаль «За усердие!» на Владимирской ленте, а также 500 рублей серебром (по выходе замуж было также обещана 1 тыс. руб. на обзаведение). В тот день Даша Севастопольская стала первой в России женщиной из народа, получившей высокую награду. После войны Даша вышла замуж за рядового Максима Хворостова и действительно получила тысячу рублей, на которые купила трактир на Бельбеке, а затем уехала с мужем в Николаев. Позже она вернулась в свой родной город, где и жила до конца своих дней. Была похоронена в 1910г. на кладбище юго-западнее Малахова кургана. В 1954 году, в дату столетия Обороны Севастополя, одна из улиц города – Четвертая, – была названа именем Даши Севастопольской, а в 2005г. ей был поставлен памятник как героине Крымской войны и первой сестре милосердия.

В ночь на 28 августа 1855г. русская армия вынуждена была оставить Севастополь. Несмотря на поражение, Императором Александром I было принято решение достойно отметить высокий героизм защитников города – впервые в истории России была учреждена медаль не «за победу» или «за взятие», а «За защиту Севастополя». Ею были награждены все участники обороны города, длившейся с 13 сентября 1854г. по 27 августа 1855г. Особым местом в указе было отмечено право на эту награду женщин, «которые несли службу в госпиталях или во время обороны Севастополя и оказали особенные услуги». Кроме того, по просьбе Великой Княгини Елены Павловны были вычеканены специальные 7 золотых и 145 серебряных медалей для выдачи сестрам милосердия в память об их служении. На одной стороне этих медалей перечислялись пункты в Крыму и Южной России, где сестры оказывали помощь раненым: «Севастополь, Перекоп, Бельбек, Бахчисарай, Симферополь, Херсон, Николаев». Для сестер же, работавших на Балтийском театре военных действий, предназначались медали с надписью: «Финляндия, Выборг, Свеаборг и Або». Чуть позже было выпущено еще 6 золотых и 200 серебряных медалей для Крымских сестер милосердия. Эту награду получили не только сестры Крестовоздвиженской общины, но и Одесской общины Сердобольных Вдов, а также жительницы Севастополя. На этих медалях было отчеканено просто: «Крым – 1854-1855-1856гг.». Сестры милосердия вернулись в С.-Петербург, и многие продолжили свою деятельность уже в мирной жизни. На частные пожертвования еще несколько общин, подобных Крестовоздвиженской, возникли в Москве и С.-Петербурге, и лишь в 1868г. Министром внутренних дел, в рамках государственной программы, было принято решение открыть ряд заведений по подготовке Сестер и Братьев милосердия. Это решение совпало с учреждением Общества Красного Креста, в ведении которого все подобные заведения стали состоять. Великая Княгиня Елена Павловна приняла в этом самое деятельное участие.

Автор: Юлия Самарина

Середина XIX века. Крымская война. Драма армий, тактик, солдат и просто живых людей. В то время, наверное, выражение «лучше бы меня убили», имела очень глубокий смысл.
Всего на театрах военных действий во время Крымской компании погибло 23 тыс. солдат союзнических армий и 47 тыс русских солдат. Но куда страшнее выглядят совсем другие цифры. Количество умерших от полученных ран или просто болезней. В армиях союзников — турок, англичан, французов и сардинцев — от ран умерло 24 тыс солдат, а от болезней почти 120 тысяч… Русская армия еще в два раза больше — 40 и 208 тысяч соответственно. Иными словами, от ран и болезней в то время умирало в 4 раза больше солдат, чем на поле боя..
В XIX веке проблема ухода за ранеными стояла как нельзя сильно. И именно во время Крымской войны, в Севастополе, возникает особое явление в истории России и мира. Здесь, по сути, впервые женщины осуществляют уход за ранеными и больными непосредственно на театре боевых действий. Удивительно, но в то время это был нонсенс. И в России и в Западной Европе слабый пол крайне редко работал в больницах и госпиталях.
Первыми, кто посвятил себя раненым и больным, были 150 приехавших в Крым сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, созданной княгиней Еленой Павловной.
В наши дни в Музее Шереметьевых, что в Михайловской казематированной батарее, экспонируется инсталляция одного из эпизодов во время обороны Севастополя 1854-1855 гг — сестра милосердия Крестовоздвиженской общины ухаживает за раненым русским офицером в госпитале, который был здесь расположен в те годы.
Оригинал поста

2. Крестовоздвиженская община была учреждена в октябре 1854 года по инициативе и на средства великой княгини Елены Павловны. В состав общины принимались женщины российского подданства (главным образом вдовы и девицы), принадлежавшие к «свободным состояниям» и известные «своим поведением и добросовестностью». Особо оговаривалось, что при уходе за ранеными, сестры не должны были принимать ни денег, ни иных подарков. Сестры милосердия напрямую подчинялись профессору Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга Н.И. Пирогову, которого по праву считают человеком, спасшим тысячи и тысячи русских солдат в той войне.

Русские сестры милосердия @Сергей Анашкевич

3. Для сестер милосердия была разработана и утверждена особая форма одежды, состоявшая из коричневого платья с белыми обшлагами, белого чепчика и такого же цвета фартука с карманами.
Русские сестры милосердия @Сергей Анашкевич

4. Главным отличительным признаком был специально учрежденный для общины позолоченный серебряный крест на голубой (Андреевской) ленте. На лицевой стороне креста была сделана надпись «Ты, еси, Боже, Крепость моя!», на оборотной — «Возьмите иго мое на себе»

Русские сестры милосердия @Сергей Анашкевич

5. В Крыму, благодаря своему таланту и неиссякаемой энергии, Н.И. Пирогов совершил настоящий переворот в области военно-полевой хирургии, применив так называемый принцип «рассеивания больных», иными словами сортировки их по видам и тяжести ранений и заболеваний. Была организована правильная эвакуация, в хирургии стала применяться гипсовая повязка и сохраняющее (консервативное) лечение огнестрельных ран. Так же именно во время Крымской войны, Пирогов стал массово применять наркоз во время операций (хотя многие считают, что наркоз впервые появился именно здесь, на самом деле это не так. Пирогов его применял еще в 1847 г. на Кавказе, а здесь применение наркоза стало именно массовым). Благодаря всем применяемым новшествам, а также активным действиям сестер милосердия, раненые и больных солдаты получили надежду на жизнь и выздоровление
Русские сестры милосердия @Сергей Анашкевич

6.  Раненых и больных в то время было так много, что сестрам в буквальном смысле, голову некогда было поднять. Раненые размещались во всех «публичных заведениях и во многих частных домах». Как писал Пирогов, до приезда сестер Крестовоздвиженской общины «…многие валялись без матрасов, в грязнейшем белье, на грязном полу, без всякого разбора и присмотра». За короткое время, благодаря правилам сортировки и труду сестер милосердия, был восстановлен порядок в госпиталях и солдаты начали получать должный и возможный уход.
Русские сестры милосердия @Сергей Анашкевич

7. По воспоминаниям офицеров, сапоги могли не сниматься с ноги месяцами. Это порождало дополнительные проблемы как для раненых, так и для здоровых людей — отсутствие элементарной санитарии в полевых условиях. Во многом этим и обуславливаются такие невероятные потери больными и умершими от ран по сравнению с погибшими.
Эффективность метода сортировки раненых особенно проявлялась при наплыве большого числа пострадавших во время крупных сражений. Медики и сестры в такие дни делились на четыре группы. Первая была обязана сортировать раненых, принимать на хранение их деньги и вещи; тех, которым нужна немедленная операция, передавать второй группе, легко раненых после перевязки отсылать в другие лазареты или возвращать в полки. Вторая группа принимала нуждающихся в немедленной операции и определяла их в операционные залы. Третья группа занималась уходом за ранеными, которым операция была назначена на следующий день или позже. Наконец, четвертая, состоявшая из одних сестер и священника, была назначена для безнадежно больных и умирающих, которым доставлялся последний уход и предсмертные утешения…
Русские сестры милоседрия @Сергей Анашкевич

8.  Письмо офицера жене, отправленное из Севастополя в январе 1855 г. И в этом солдатам часто тоже помогали сестры милосердия — ведь часто из-за ран, те не могли даже держать перо в руке. Или попросту были неграмотными.
Русские сестры милосердия @Сергей Анашкевич

9. Большинство снадобий того времени были фактически шарлатанскими. Всевозможные микстуры «От колик в животе, доктора Ферье» и подобные ему были весьма популярны в то время..
Русские сестры милосердия @Сергей Анашкевич

10. Ромашковый чай, камфорный спирт, хлористая вода, йод — предвестники современных антисептиков. Но в те тяжелые годы приходилось довольствоваться только этими средствами
Русские сестры милосердия @Сергей Анашкевич

11. Все представленные в инсталляции емкости были найдены на территории батареи и других мест, где располагались госпиталя и пункты ухода за ранеными.
Русские сестры милосердия @Сергей Анашкевич

12. В заключение следует подчеркнуть, что Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых во время крымской войны полностью справилась со своей задачей, не только помогая врачам спасти жизни многим тысячам раненых русских солдат, но и показав всему миру способности женщин, обозначив новое направление в области военной медицины — введение частной помощи на войне и женского ухода за ранеными.
Русские сестры милосердия @Сергей Анашкевич

13. Стоит также отметить, что в армии союзников также действовали 37 дам милосердия во главе с англичанкой Флоренс Найтингейл, которые по примеру русских сестер попечения помогали раненым английским солдатам. Позднее, в 1863 году, перехватив гуманистическую идею у русских и английских сестер милосердия, пятью жителями Женевы было создано Общество Красного Креста, названное Международным комитетом помощи раненым…
Русские сестры милосердия @Сергей Анашкевич

Сестры Крестовоздвиженской общины, Севастополь, 1855 год.

Крестовоздвиженская община сестёр милосердия — российская община сестёр милосердия, первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым во время войны, один из предшественников Международного движения Красного креста.

История

Крымская война

Великая княгиня Елена Павловна (1807—1873)

Община была создана в связи с началом Крымской войны по инициативе профессора Медико-хирургической академии Николая Ивановича Пирогова; покровительство общине взяла на себя великая княгиня Елена Павловна. Датой основания общины принято считать праздник Воздвижения Креста Господня[1] (отмечается 27 сентября по новому стилю, по старому стилю — 14 сентября, в XIX веке — 15 сентября).

Временный устав общины 25 октября 1854 года утвердил император Николай I, а 5 ноября в церкви Михайловского дворца (резиденции великой княгини Елены Павловны) состоялось торжественное посвящение первых сестёр милосердия. Основательница выделила общине 200 000 рублей[1].

На следующий день 32 сестры общины и группа врачей (Э. В. Каде, П. А. Хлебников, А. Л. Обермиллер, Л. А. Беккерс и доктор медицины В. И. Тарасов) выехали на театр военных действий вместе с действительным статским советником, хирургом Н. И. Пироговым. Руководить деятельностью общины на театре военных действий было поручено Пирогову. Первым главным врачом был назначен В. И. Тарасов.

Из 163 волонтерок около 110 принадлежали к привилегированным слоям общества (жены, вдовы, дочери чиновников и помещиков), около 25 были представительницами мещанства, 5 — духовенства; кроме того, было пять монашек[2].

Старшая сестра Крестовоздвиженской Общины Карцова Е. П.

С. Н. Сергеев-Ценский в своём романе-эпопее «Севастопольская страда» так описывает внешний вид сестёр общины накануне их отъезда в Крым:

На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и — самое главное и самое заметное — наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах.

С. Н. Сергеев-Ценский, «Севастопольская страда»

Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» описал прибывших в действующую армию сестёр милосердия, которые позднее были награждены медалью «За защиту Севастополя», среди них — Екатерина Михайловна Бакунина, Е. П. Карцева, А. П. Стахович, Екатерина Александровна Хитрово и другие. Из 120 сестёр Крестовоздвиженской общины, которые работали в осаждённом Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей.

В своей «Докладной записке об основных началах и правилах Крестовоздвиженской общины сестёр попечения», написанной 14 октября 1855 года, Н. И. Пирогов писал: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинам».

Позднее А. Ф. Кони сказал: «В этом Россия имеет полное право гордиться своим почином. Тут не было обычного заимствования „последнего слова“ с Запада — наоборот, Англия (…) стала подражать нам, прислав под Севастополь (…) мисс Найтингель со своим отрядом».[3]. Эта версия стала популярной в Российской империи и СССР. Однако на самом деле Флоренс Найтингейл о своим отрядом выехала из Великобритании уже 21 октября 1854 года (н.ст.), еще до утверждения устава Крестовоздвиженской общины. Согласно воспоминаниям сестры-настоятельницы Екатерины Бакуниной, ее вдохновлял пример Флоренс Найтингейл, а не наоборот: «В октябре месяце мы вернулись в Москву. С каким нетерпением мы хватались тогда за газеты; и вот, прочитала я, что французские сестры поехали в военные госпитали; потом в английские госпитали поехала мисс Найтингейл с дамами и сестрами. А что ж мы-то? Неужели у нас ничего не будет?«[4].

После Крымской войны

Екатерина Михайловна Бакунина (1810—1894)

Жетон Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия Красного Креста

Когда сёстры вернулись в Петербург с Крымской войны в сентябре 1856 года, община насчитывала 96 сестёр милосердия и 10 испытуемых. Они были направлены на работу в морские госпитали — Калинкинский (ныне — Военно-морской) и Кронштадтский, в больницу для чернорабочих (ныне — Александровская больница), Максимилиановскую больницу, Повивальный институт (ныне — НИИ акушерства и гинекологии имени Д. О. Отта). Сначала сёстры жили в специально нанятом для них доме на Петербургской стороне, затем — в Михайловском дворце.

В январе 1860 года община переехала в купленный у Л. Ф. Доста трёхэтажный ампирный особняк на набережной Фонтанки, тогда же великая княгиня Елена Павловна передала общине свою дворцовую церковь, которая заняла большой зал на втором этаже дворового флигеля. До 1882 года она была приписана к Екатерингофскому храму. В 1861 году община открыла собственную больницу на 16 мест и лечебницу для приходящих больных, ставшие очень популярными среди бедного населения. Спустя два года при общине начали работать трёх-четырёхгодичная школа для девочек и ясли для дневного пребывания до 100 детей[5].

С 1860 по 1863 год Крестовоздвиженскую общину по просьбе великой княгини Елены Павловны возглавлял известный в то время христианский активист Александр Гумилевский[6].

В послевоенные годы сестрой-настоятельницей Крестовоздвиженской общины была Екатерина Бакунина, летом 1860 года её сменила Е. И. Карпова, остававшаяся на этом посту до 1867 года. Для управления общиной был создан особый комитет под председательством Николая Пирогова, а с 1861 года его возглавил общественный деятель, писатель и музыкант Владимир Одоевский.

14 января 1863 года император Александр II утвердил «Положение о сёстрах Крестовоздвиженской общины, назначаемых для ухода за больными в военных госпиталях», а 10 мая 1870 года — штат и новый устав общины. Целью деятельности общины провозглашалось «безвозмездное христианское служение страждущим и неимущим»[5].

В 1860—1870-е годы больница неоднократно перестраивалась, возводились новые здания. В 1873 году, после смерти великой княгини Елены Павловны, руководство общиной было вверено её дочери, великой княгине Екатерине Михайловне.

В августе 1876 года отряд сестёр общины выехал на Балканы в зону военных действий в Черногории. Это был первый опыт деятельности общины в другой стране. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов более 30 сестёр под начальством старшей сестры Н. А. Щеховской оказывали помощь раненым[7]. Екатерина Бакунина, несмотря на свой 65-летний возраст, поехала на Кавказ в качестве руководительницы медицинских сестёр временных госпиталей, пробыв на фронте больше года.

В литературе наиболее полно образ сестры милосердия воспет в одном из «Стихотворений в прозе» Ивана Тургенева — «Памяти Ю. П. Вревской», посвящённом Юлии Вревской, участнице Русско-турецкой войны 1877—1878 годов.

Крестовоздвиженская община стала широко известна не только в России, но и за границей. Она участвовала в международной гигиенической выставке в Брюсселе в 1876 году, а сёстры Е. С. Высотская и С. П. Сухонен оказали помощь в создании первой общины сестёр милосердия в Болгарии в 1900 году по просьбе Болгарского общества Красного Креста.

С 1884 года в течение 14 лет главным врачом общины работал хирург Николай Вельяминов. По его инициативе была перестроена лечебница, возведён дом для служащих, организованы систематические курсы лекций для сестёр.

На 1 января 1891 года в общине было 119 сестёр милосердия и 19 испытуемых. В 1894 году, после смерти великой княгини Екатерины Михайловны, община перешла в ведение Российского общества Красного Креста.

В 1893—1897 годах по проекту архитектора общины Юлия Бенуа при участии Роберта Гёдике была возведена небольшая женская больница. К полувековому юбилею общины Бенуа в 1903—1904 годах полностью перестроил здание особняка на Фонтанке в неорусском стиле. На третьем этаже была устроена церковь на 1000 человек, 11 декабря 1904 года освящённая митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) во имя Воздвижения Креста Господня[5].

Отчёты о деятельности общины во время Первой мировой войны не были опубликованы, и статистика за этот период отсутствует[1].

После Октябрьской революции

После Октябрьской революции, в 1918 году, больница была изъята у Крестовоздвиженской общины и на её базе была открыта 10-я больница Петроградского губернского отдела здравоохранения (позднее — Балтийская клиническая центральная бассейновая больница), в 1919 году ей было присвоено имя профессионального революционера Григория Чудновского, которое она носила до 2002 года[8].
Община была ликвидирована в 1920 году, а её имущество было передано в ведение народного комиссариата здравоохранения РСФСР. Последним настоятелем Крестовоздвиженской церкви был протоиерей Иоанн Благодатов, при котором 28 сентября 1922 года был закрыт храм, помещение которого до 1993 года использовалось как спортзал больницы.

В 1990-е годы инициативная группа попыталась возродить деятельность Крестовоздвиженской общины.

В 2002 году на базе больницы был создан Северо-Западный окружной медицинский центр Министерства здравоохранения РФ. В 2011 году центр вошёл в состав Федерального государственного учреждения «Национальный медико-хирургический центр имени Пирогова».

В 2010 году движение «Воины жизни» начало кампанию по прекращению абортов в здании, принадлежавшем Крестовоздвиженской общине, и возвращению этого здания Русской православной церкви[9]. С этой целью движение провело несколько пикетов и митингов в Москве и Санкт-Петербурге, инициировано голосование за возвращение здания на сайте Демократор[10]. Поскольку в течение нескольких месяцев ответа со стороны администрации Петербурга не последовало, «Воины жизни» направили обращение с аналогичными требованиями, собравшее более тысячи подписей, президенту России[11].

17 июня 2011 года призыв движения поддержал в своём блоге председатель Совета Федерации России Сергей Миронов:

Недавно пришло письмо от православной молодёжи, которая просит вернуть церкви Крестовоздвиженский храм (Фонтанка, д. 154). Этот храм находится в здании, которое было построено для Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Сёстры спасали раненых в Севастополе во время Крымской войны. Эту общину сестёр милосердия создавал лично Николай Пирогов, знаменитый русский хирург. Сегодня, как пишут мне защитники этого храма, в нём находится абортарий. Вдумайтесь — абортарий в храме! Этого нет ни в одном городе России, и я думаю — в мире. А в Петербурге — есть! И печально и странно наблюдать за этой ситуацией. Будем её менять[12].

В 2013 году в часовне святых равноапостольных Константина и Елены при здании общины возобновлены регулярные богослужения. Настоятелем назначен иерей Сергий Сартаков[13][14].

См. также

  • Здание Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия
  • Хитрово, Екатерина Александровна
  • Вревская, Юлия Петровна
  • Международный день медицинской сестры
  • Найтингейл, Флоренс

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Крестовоздвиженская община сестёр милосердия Архивная копия от 17 июня 2013 на Wayback Machine // Энциклопедия благотворительности, Санкт-Петербург.
  2. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930 / Пер. с англ.. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — С. 616.
  3. З. Ермакова. Великая княгиня Елена Павловна. Дата обращения: 3 декабря 2010. Архивировано 18 июня 2008 года.
  4. Екатерина Михайловна Бакунина. Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (1854—1860 гг.). Дата обращения: 15 мая 2011. Архивировано 18 марта 2009 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Особняк Доста. Дата обращения: 15 мая 2011. Архивировано 8 октября 2017 года.
  6. Лепёхин М. П. Гумилевский // Православная энциклопедия. — М., 2006. — Т. XIII : «Григорий Палама — Даниель-Ропс». — С. 450—451. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6.
  7. Постернак А. В. Сёстры милосердия в Русско-турецкую войну (1877—1878) (1-я часть) Архивная копия от 8 октября 2017 на Wayback Machine
  8. О клинике (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 октября 2017. Архивировано 23 октября 2017 года.
  9. Петербургские пролайферы начали кампанию по защите прав верующих «Нет абортам в православном храме!» Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine Православие.ru.
  10. Голосование на сайте «Демократор» Архивная копия от 4 сентября 2011 на Wayback Machine.
  11. «Абортмахеры против христиан: борьба продолжается» Архивная копия от 14 октября 2017 на Wayback Machine. Сайт движения «Воины жизни».
  12. Вести от Сергея Миронова — ОБ ОТНОШЕНИИ К СВЯТЫНЯМ. Дата обращения: 6 сентября 2011. Архивировано 27 августа 2011 года.
  13. Храм-часовня Воздвижения Креста Господня и святой равноапостольной царицы Елены при Северо-Западном Окружном медицинском центре Архивная копия от 13 апреля 2016 на Wayback Machine.
  14. У стен возрождающегося храма в Пироговском центре отслужен молебен Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine.

Литература

В. В. Антонов, А. В. Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. — Санкт-Петербург: Издательство Чернышёва, 1996. — 328 p. — ISBN 5-85555-028-1.

Т. И. Грекова, Ю. П. Голиков. Медицинский Петербург. — Санкт-Петербург: Фолио-Пресс, 2001. — 415 p. — ISBN 5-7627-0163-8.

Ссылки

  • Екатерина Михайловна Бакунина. Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (1854—1860 гг.)
  • Военное духовенство и сестры милосердия в Крымской войне
  • За что женщин в России награждали медалями?

Крестовоздвиженская община сестёр милосердия — российская община сестер милосердия, первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым во время войны, прототип «Красного креста».

Великая княгиня Елена Павловна в числе сестёр милосердия, середина 1850-х годов

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Крымская война
    • 1.2 После Крымской войны
    • 1.3 После Октябрьской революции
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История

Крымская война

Была учреждена в Петербурге в начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны. Общину торжественно открыли 5 ноября 1854 г., в день праздника Воздвижения Креста Господня в церкви Михайловского дворца в присутствии одетых в форму сестер под началом старшей — А. П. Стахович. На следующий день 32 сестры общины и группа врачей (Э. В. Каде, П. А. Хлебников, А. Л. Обермиллер, Л. А. Беккерс и доктор медицины В. И. Тарасов) выехали на театр военных действий вместе с действительным статским советником, хирургом Н. И. Пироговым. Руководить деятельностью общины на театре военных действий было поручено Пирогову. Первым главным врачом был назначен В. И. Тарасов.

С. Н. Сергеев-Ценский в своём романе-эпопее «Севастопольская страда» так описывает внешний вид сестёр общины накануне их отъезда в Крым:

На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и — самое главное и самое заметное — наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах.

— С. Н. Сергеев-Ценский, «Севастопольская страда»

Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» описал прибывших в действующую армию сестёр милосердия, которые позднее были награждены медалью «За защиту Севастополя», среди них — Екатерина Михайловна Бакунина, Карцева, Стахович, Екатерина Александровна Хитрово и другие. Из 120 сестёр Крестовоздвиженской общины, которые работали в осаждённом Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей.

Жетон Крестовоздвиженской общины сестер милосердия Красного Креста

Здание Крестовоздвиженской общины сестер милосердия Красного Креста

В своей «Докладной записке об основных началах и правилах Крестовоздвиженской общины сестер попечения», написанной 14 октября 1855 г., Н. И. Пирогов писал: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинам».

Позднее А. Ф. Кони сказал: «В этом Россия имеет полное право гордиться своим почином. Тут не было обычного заимствования „последнего слова“ с Запада — наоборот, Англия (…) стала подражать нам, прислав под Севастополь (…) мисс Найтингель со своим отрядом».[1]

После Крымской войны

Когда сестры вернулись в Петербург с Крымской войны в сен­тябре 1856 г., община насчитывала 96 сестер милосердия и 10 испытуемых. Они были направлены на работу в морские госпитали — Калинкинский (ныне — Военно-морской) и Кронштадтский, в боль­ницу для чернорабочих (ныне — Александровская больница), Максимилиановскую больницу, Повивальный институт (ныне — НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта). Сначала сестры жили в специ­ально нанятом для них доме на Петербургской стороне, затем — в Михайловском дворце. В 1859 г. общиной был приобретен дом на набережной Фонтанки. В 1860 г. в нем была создана небольшая женская больница и лечебни­ца для приходящих больных, ставшие очень популярными среди бедного населения.

Общину возглавляла Е. М. Бакунина. В 1860 г. на посту настоятельницы Крестовоздвиженской общины ее сменила Е. И. Карпова.

После Крымской войны для управления Крестовоздвиженской общиной был создан особый комитет. Его председателем стал Н. И. Пирогов, а с 1861 г. — известный общественный деятель, писатель и музыкант В. Ф. Одоевский.

В 1863 г. был издан приказ военного министра о введении по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях.

Община стала широко известна не только в России, но и за границей. Она участвовала в международной гигиенической выставке в Брюсселе в 1876 г., а сестры Е. С. Высотская и С. П. Сухонен оказали помощь в создании первой общины сестер милосердия в Болгарии в 1900 г. по просьбе Болгарского общества Красного Креста.

В литературе наиболее полно образ сестры милосердия воспет в одном из «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева — «Памяти Ю. Вревской», посвященном Ю. П. Вревской, участницей Русско-Турецкой войны 1877—1878.

С 1884 г. в течение 14 лет главным врачом общины работал известный русский хирург Н. А. Вельяминов.

На 1 января 1891 г. в общине было 119 сестер милосердия и 19 испытуемых. В 1894 г., после упразднения ведомства Великой княгини Елены Павловны, община перешла в ведение Российского общества Красного Креста.

В 1897—1898 гг. были построены новые корпуса общины. В 1903—1904 здание общины было полностью перестроено архитектором Ю. Ю. Бенуа в неорусском стиле. На третьем этаже был устроен Крестовоздвиженский храм[2].

После Октябрьской революции

После Октябрьской революции 1917 г. больница Крестовоздви­женской общины получила имя Г. И. Чудновского, профессионального революционера, а в 2002 г. на базе больницы был создан Северо-Западный Окружной Медицинский центр Министерства здравоохранения РФ, переименованный в 2011 г. в Федеральное государственное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр им. Н. И. Пирогова». Община была закрыта в 1920 г.

В 90-е годы двадцатого века инициативная группа попыталась возродить деятельность Крестовоздвиженской общины.

В 2010-м году движение «Воины жизни» начало кампанию по прекращению абортов в здании, принадлежавшем Крестовоздвиженской общине (что, с точки зрения участников движения, является недопустимым кощунством), и возвращению этого здания Русской Православной Церкви[3]. С этой целью движением был проведен ряд пикетов и митингов в Москве и Петербурге, инициировано голосование за возвращение здания на сайте Демократор[4]. Поскольку в течение нескольких месяцев ответа со стороны администрации Петербурга не последовало, «Воины жизни» направили обращение с аналогичными требованиями, собравшее более тысячи подписей, президенту России[5].

17 июня 2011 года призыв движения поддержал в своём блоге председатель Госдумы РФ Сергей Миронов[6]:

Недавно пришло письмо от православной молодежи, которая просит вернуть церкви Крестовоздвиженский храм (Фонтанка, д. 154).Этот храм находится в здании, которое было построено для Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Сестры спасали раненых в Севастополе во время Крымской войны. Эту общину сестер милосердия создавал лично Николай Пирогов, знаменитый русский хирург. Сегодня, как пишут мне защитники этого храма, в нем находится абортарий.

Вдумайтесь — абортарий в храме! Этого нет ни в одном городе России, и я думаю — в мире. А в Петербурге — есть!

И печально и странно наблюдать за этой ситуацией. Будем её менять.

См. также

  • Даша Севастопольская
  • Екатерина Михайловна Бакунина
  • Елена Павловна Романова (Фредерика Вюртембергская)
  • Екатерина Александровна Хитрово
  • Юлия Петровна Вревская
  • Международный день медицинской сестры
  • Найтингейл, Флоренс

Примечания

  1. З. Ермакова. Великая княгиня Елена Павловна
  2. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Особняк Л. Ф. Доста — Крестовоздвиженская община сестер милосердия — Балтийская клиническая бассейновая больница
  3. Православие.Ru — Петербургские пролайферы начали кампанию по защите прав верующих «Нет абортам в православном храме!»
  4. Голосование на сайте «Демократор»
  5. Сайт движения «Воины жизни» — «Абортмахеры против христиан: борьба продолжается»
  6. Вести от Сергея Миронова — ОБ ОТНОШЕНИИ К СВЯТЫНЯМ

Литература

Т. И. Грекова, Ю. П. Голиков Медицинский Петербург. — Санкт-Петербург: Фолио-Пресс, 2001. — 415 p. — ISBN 5-7627-0163-8

Ссылки

  • История сестричества и ухода за больными
  • Екатерина Михайловна Бакунина. Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (1854—1860 гг.)
  • Военное духовенство и сестры милосердия в Крымской войне
  • За что женщин в России награждали медалями?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какие действия можно выполнять с папками во время работы на компьютере
  • Какие документы должна передать управляющая компания новой управляющая
  • Какие документы запросить у китайской компании при заключении договора
  • Какие документы собственник обязан предоставить в управляющую компанию
  • Какие задачи решает компания в процессе управления развитием персонала