Традиция изготовления автомобилей для Ватикана по специальному заказу появилась в 60-е годы прошлого века. Инженерам и автопроизводителям приходилось учитывать множество пожеланий, в результате чего с конвейера порой сходили по-настоящему уникальные автомобили.
Когда в «папамобилях» появился стеклянный купол? Какая компания рискнула разбавить однотонную гамму гаража понтифика? И как Ватикан идет в ногу со временем и пересаживается на электромобили? Об этом – Тимофей Баженов в программе «Как устроен мир».
Замена трону
Бронеавтомобиль папы римского даже внешне очень отличается от привычных автомобилей. В народе транспортное средство понтифика называют «папамобиль». Он оснащен высоким пуленепробиваемым стеклянным куполом с лучшими защитой, обзором и высоким потолком с подсветкой.
«Он немного выбивается из общей концепции. Этот автомобиль похож на своеобразный кабриолет, но с оригинальной конструкцией типа аквариума, чтобы папа мог встать в полный рост», – говорит историк Дмитрий Дзебоев.
До начала XX века главным средством передвижения понтифика являлся переносной трон. Но конструкция была настолько тяжелой, что нести ее должны были двенадцать крепких мужчин. Кстати, трон используется и до сих пор, но только во время рукоположения нового главы католической церкви.
Фото: © Скриншот видео
История с покушением
Транспортом для путешествий на дальние расстояния служили кареты. Постепенно их заменили автомобили. Каждый понтифик выбирал машину на свой вкус. Например, Иоанн Павел II предпочитал открытые внедорожники. Однако 13 мая 1981 года стало понятно, что такой транспорт небезопасен. Во время поездки по ватиканской площади Святого Петра в папу выстрелил религиозный фанатик Мехмет Али Агджа. Понтифик был тяжело ранен в живот, но выжил. После этого ему пришлось навсегда попрощаться с открытыми автомобилями.
«После покушения на Иоанна Павла II появились «папамобили», которые были защищены пуленепробиваемыми стеклами, броней. Такой автомобиль выдерживает автоматные очереди, а сама конструкция и размеры «папамобиля» позволяют увидеть его издалека», – рассказывает историк Наталья Макагонова.
Mercedes для папы
Компания Mercedes-Benz сотрудничает с Ватиканом почти 100 лет. Довольно долго Иоанн Павел II передвигался на уникальном автомобиле, созданном на базе «мерседесовского» M-класса. Немецкие инженеры практически полностью перестроили стандартный кроссовер, сделав основной акцент на безопасности понтифика. Окрашенный в белый перламутр автомобиль имел не только бронированный кузов, но и пуленепробиваемую кабину с опускающимися стеклами, сидя в которой папа мог приветствовать прихожан.
Фото: © TASS/DPA
Гораздо раньше – в 1980 году – понтифик передвигался на внедорожнике Mercedes-Benz 230 G. Для своего времени G-класс для Его Святейшества представлял собой практически эталон в плане безопасности и комфорта. Для того чтобы папе было не жарко под палящим солнцем, инженерам Mercedes-Benz пришлось даже заново разработать систему кондиционирования.
Раритетный суперкар
Выпущенный специально для папы Иоанна Павла II экземпляр Ferrari Enzo был продан на аукционе чуть менее чем за один миллион долларов. От обычных суперкаров Ferrari Enzo папы римского отличался неокрашенным задним карбоновым крылом и используемым для болидов «Формулы-1» эксклюзивным цветом Rosso Scuderia – что заметно разбавило исключительно белую гамму автомобилей понтифика.
В 2015 году некогда подаренный папе и впоследствии им проданный Ferrari Enzo был в очередной раз выставлен на аукцион. На этот раз торги завершились на отметке в шесть миллионов долларов.
В ногу со временем
Не так давно в гараже нынешнего папы римского Франциска произошло пополнение. Французская компания Renault представила понтифику доработанную версию кроссовера Dacia Duster. От обычного кроссовера он отличается не только уменьшенным на 30 миллиметров дорожным просветом, что позволяет с большим комфортом подниматься на борт, но и съемной стеклянной надстройкой. В итоге при внешнем сходстве Duster для понтифика со стандартным кроссовером имеет совсем немного общего.
Фото: © Кадр youtube.com
Американская компания – производитель электромобилей Fisker создает для папы римского первый «папамобиль», который будет передвигаться исключительно на электрической тяге. «Электропапамобиль» сделают на базе кроссовера компании. Он будет представлять собой внедорожник, способный проехать на одном заряде до 560 километров и оборудованный традиционным пуленепробиваемым куполом. При его производстве используют также переработанные пластиковые бутылки, выловленные из океана. Из них сделают коврики.
Звезда экрана
Ульяновский автозавод представил особый УАЗ Пикап, переделанный в автомобиль для понтифика. Машина была создана специально для съемок второго сезона сериала «Молодой папа», который назвали «Новый папа».
В 2018 году внедорожники УАЗ начали продаваться в Европе, в том числе в Италии. Продюсеры сериала увидели автомобиль и решили, что пикап может стать идеальным «папамобилем». В частности, он получил переделанную заднюю часть кузова, а также традиционную прозрачную кабину. «Папамобиль» на базе УАЗ Пикап оснащается 2,7-литровым четырехцилиндровым двигателем ЗМЗ, который способен работать как на бензине, так и на природном газе.
Еще больше о том, как устроен мир, самые интересные факты и истории – в программе Тимофея Баженова «Как устроен мир». Новые выпуски смотрите на РЕН ТВ.
Какая компания выпустила больше всего папамобилей — специально разработанных автомобилей для публичных поездок Папы Римского?
Citroen? Renault? Fiat? Mercedes-Benz?
4
Citroen
Renault
Fiat
Mercedes-Benz
#Сложность: 5000
#Пандарина
Похожие вопросы
Что изображено на логотипе Mercedes-Benz?
#Сложность: 5
#Пандарина
Какую специальность получил будущий папа римский Франциск до принятия сана?
#Сложность: 100
#Пандарина
Как называется модель Mercedes-Benz Type 300?
#Сложность: 200
#Пандарина
Для создания какого советско-японского фильма компании «Фуджифильм» пришлось разработать специальный негатив?
#Сложность: 3000
#Пандарина
Случайные вопросы
Что будет происходить на Марсе, если верить советской песне?
#Сложность: 5 000 руб.
#СССР
#Песни
#Кто хочет стать миллионером?
#Сложность: 50
#Пандарина
Спутником какой планеты является Титан, превосходящий по размерам планету Меркурий?
#Космонавтика и космос
#Сложность: 25 000 руб.
#Кто хочет стать миллионером?
#Другое
#Сложность: 200
#Пандарина
Где произрастает растение, из которого приготавливают фиточай «Ройбуш»?
#Растения
#Сложность: 200
#Пандарина
Какой самолёт доставил Юрия Гагарина на Внуковский аэродром для торжественной встречи?
#Авиация
#Сложность: 1500
#Пандарина
Папамобиль, несмотря на свое забавное название, призван выполнять весьма важную миссию – служить транспортным средством главе католической церкви. Легкомысленное прозвище почтенному автомобилю придумали журналисты. Впервые оно появилось в прессе при Иоанне Павле II, и несмотря на недовольство папы, быстро прижилось и сейчас используется повсеместно.
Первый автомобиль появился в гараже Ватикана в самом начале ХХ века, но прошло еще несколько десятилетий, прежде чем понтифики окончательно приняли и оценили по достоинству своих «железных коней». В своей истории папамобиль прошел долгий и нелегкий путь от переносного трона до современного мощного внедорожника. Об основных вехах и поворотных моментах на этом пути и пойдет речь.
Sedia Gestatoria
В наше время кажется абсолютно естественным, что глава церкви передвигается на автомобиле. Однако достойным понтифика его признали далеко не сразу. С давних времен основным средством передвижения папы была Sedia Gestatoria — это вариант паланкина, представляющий собой богато украшенный переносной трон, снабженный двумя опахалами. Чтобы сдвинуть эту чрезвычайно тяжелую конструкцию с места, требовались усилия 12 сильных мужчин, так называемых palafrenieri.
Дальних поездок верховный понтифик обычно не совершал, и Sedia Gestatoria служила в основном для перемещения папы из Ватикана на службу в Собор Святого Петра и обратно. Этот «вид транспорта» был окончательно забыт лишь при Иоанне Павле II, но до сих пор Sedia Gestatoria используется в церемонии рукоположения каждого нового понтифика.
Для того чтобы совершить более длительную поездку, папы предпочитали использовать традиционные кареты, запряженные лошадьми. Но в конце XIX века произошло событие, которое заставило понтификов, за ненадобностью, оставить и их.
В 1870 году на карте Италии официально перестала существовать независимая Папская область, которая вместе с Римом перешла под контроль итальянского правительства. В знак протеста папа Пий IX объявил себя «пленником Ватикана», и навсегда отказался покидать свое крошечное государство. С тех пор, папы не могли выезжать за пределы Ватикана вплоть до 1929 года, когда Бенито Муссолини заключил со Святым Престолом Латеранское соглашение, прервавшее добровольное заточение понтификов.
Первый папамобиль
Несмотря на изоляцию, первый автомобиль появился у папы Пия X уже в 1909 году, то есть практически на заре автомобилестроения. Это был роскошнейший Itala 20/30. Такой необычный по тем временам подарок преподнес понтифику кардинал Фалерн, архиепископ Нью-Йорка. Однако за все время пребывания в папском гараже, автомобилю удалось проехать лишь 12 километров, папа всего раз прокатился на нем по саду Ватикана и оставил дорогую игрушку со словами: «Я родился бедным, жил бедным, и желаю умереть бедным».
А вот преемник консервативного папы, Пий XI, напротив, не стал протестовать против технического прогресса. Он не просто прослыл большим любителем нового вида транспорта, но и стал первым понтификом, который сам научился управлять автомобилем. К тому же именно ко времени его правления относится Латеранский договор с Муссолини, позволивший папе свободно перемещаться по стране.
Руководители крупных автомобильных фирм тут же просчитали, сколько выгод может принести такая реклама, как создание папамобиля, и наперебой принялись предлагать Ватикану свои разработки. Однако сначала понтифик отдавал предпочтение только итальянским маркам. В гараже Пия XI насчитывалось 16 автомобилей. Римская церковь тратила деньги только на их содержание, так как изначально повелось, что машины понтифику дарились.
Французы против немцев
Первой иностранной маркой, сумевшей победить монополию итальянцев, стал Ситроен. Французская компания подарила папе роскошный, бордовый с позолотой, Citroen C6E Lictoria, с салоном, отделанным сиреневым бархатом. На сиденьях была вышита монограмма святого Христофора – покровителя всех путешественников и водителей.
От Ситроена не отставал и Мерседес, презентовавший главе католической церкви лимузин Mercedes 460 Nurburg, который был еще роскошнее по отделке. Этот автомобиль очень понравился Пию XI и он часто катался на нем по дорожкам вокруг Латеранского дворца. Эта машина прожила очень долгую жизнь, на ней любил ездить даже Иоанн Павел II.
Следующий папа, Пий XII предпочитал другой автомобиль марки Мерседес – кабриолет 320. Машин этой серии было выпущено так мало, что сегодня даже невозможно найти ее изображение.Вообще, Мерседес очень ответственно относился к созданию папамобилей. С 1965 года, когда папе Павлу VI подарили новый Mercedes-Benz S600 Pullman Landaulet, в компании сложилась традиция – при каждом обновлении модели S-класса, на его базе обязательно строился и новый папамобиль.
Идеальный папамобиль
Но не только европейские машины претендовали на место в гараже Ватикана. Павел VI имел в своем распоряжении японский внедорожник Toyota Land Cruiser. Папе машина пришлась по вкусу, но его появление на людях в этом автомобиле вызывало недовольство среди верующих. Главной заслугой Тойоты стало то, что с момента ее появления в Ватикане, всем стало понятно — именно внедорожник должен стать идеальным папамобилем. Большие машины с дизельным двигателем обеспечивали плавный ход на минимальной скорости, и к тому же в таком просторном автомобиле с высокой посадкой наместник святого Петра был очень хорошо виден своей пастве.
Папа Иоанн Павел II предпочитал передвигаться уже исключительно в открытых внедорожниках. Это оказалось большой ошибкой. 13 мая 1981 года, приветствуя паству в скромном и демократичном Fiat Campagnola, понтифик стал жертвой покушения. На Иоанна Павла II напал религиозный фанатик Мехмет Али Агджа. Папа был ранен в живот, но выжил.
С этого момента начинается новая эра в истории папамобилей. Они стали бронированными, так как кроме удобства понтифика, нужно было позаботиться и о его безопасности.
Броня крепка
Первым бронированным папамобилем стал Land Rover 109, который оснастили высоким пуленепробиваемым стеклянным колпаком. Решение оказалось очень удачным, и по этому принципу теперь выпускаются все автомобили для понтифика. Вслед за Ленд Ровером был построен и Рендж Ровер.
В 1982 году Иоанн Павел прибыл с официальным визитом в Великобританию, где ему был презентован, наверное, самый экстравагантный папамобиль в истории. Это огромный, 24-тонный трехосный вездеход Leyland Constructor, построенный на базе настоящего грузовика. Его бронированный кузов был способен выдержать автоматную очередь, а высокий кузов позволял прихожанам увидеть папу даже из последних рядов восхищенной толпы.
Однако сам папа предпочитал англичанам немца, конечно же Мерседес. На своем любимом Mercedes-Benz G230 за 23 года Иоанн Павел II объехал практически весь мир. Поэтому неслучайно, что именно этот автомобиль стал самым узнаваемым папамобилем во всей истории.
К концу жизни, уже очень больному понтифику пришлось пересесть в другой автомобиль, Mercedes ML430, который был специально оборудован приспособлениями для размещения в инвалидной коляске. Клиренс был понижен до минимально возможного, а в салоне появились аппарели для въезда коляски.
На пути к демократии
Преемник легендарного папы, Бенедикт XVI оказался небольшим любителем поездок. Но в вынужденных передвижениях по стране по-прежнему предпочитал Мерседес, отвергнув машины таких известных моделей, как Volkswagen Touareg и BMW Х5. Инженеры из Штутгарта оснастили папамобиль новым колпаком, который стал теперь еще больше и прозрачнее.
Нынешний папа Франциск оказался и вовсе аскетом. С его приходом гараж Ватикана заполнили автомобили бюджетных моделей. Теперь понтифик может выехать к пастве на Skoda Rapid или Dacia Duster.
А вот роскошный Lamborghini Huracan, подаренный папе в 2017 году, до Ватикана так и не доехал. Франциск благословил машину и она была продана на аукционе за 715 тысяч долларов.
Уже давно ведутся разговоры о том, чтобы оснастить автомобиль главы католической церкви не бензиновым, а электрическим мотором. Выполнить такой заказ взялась немецкая компания Solar World, специализирующаяся на изготовлении солнечных батарей. Но пока этот проект в разработке.
«Если бы Христос это видел!»
Все автомобили в гараже Ватикана имеют номерной знак с порядковым номером и аббревиатурой SCV, что означает «Stato della Citta del Vaticano» — государство и город Ватикан. Когда на автомобиле выезжает папа, номер любого из них меняют на SCV 1, по аналогии с тем, как самолет президента страны всегда считается «бортом №1». Жизнерадостные итальянцы тут же придумали этому номеру забавную расшифровку: «Se Cristo Vedesse», что в переводе означает «Если бы Христос это видел!».
Не так давно в гараже понтифика произошло пополнение. Небезызвестная французская компания презентовала Франциску доработанную версию кроссовера Dacia Duster, продающегося на нашем рынке под брендом Renault.
Впрочем, скромный Duster не долго привлекал к себе внимание, ведь он далеко не единственный и отнюдь не самый дорогой «Папамобиль» за всю историю этого неофициального названия, которое автоматически прикрепил к себе любой автомобиль Папы Римского. О самых интересных из них сегодня и пойдет речь в материале Daily-Motor.Ru.
Традиция изготовления для понтифика автомобилей по специальному заказу появилась в 60-х годах прошлого века. Инженерам и автопроизводителям приходилось учитывать множество пожеланий, в результате чего с конвейера порой сходили по-настоящему уникальные автомобили.
Взять хотя бы Duster, на котором Франциск передвигается сейчас. От обычного кроссовера он отличается не только уменьшенным на 30 миллиметров дорожным просветом, что позволяет с большим комфортом подниматься на борт, но и съемной стеклянной надстройкой. В итоге при внешнем сходстве Duster для Папы Римского со стандартным кроссовером имеет совсем немного общего.
В 2017 году Папа Римский получил в подарок дорогущий итальянский суперкар. Вскоре после того, как понтифик оставил на капоте Lamborghini Huracan свою подпись, автомобиль был выставлен на аукцион. Новый владелец заплатил за итальянский суперкар «от Папы» 820 тысяч долларов США.
И это далеко не предел. Выпущенный специально для Папы Иоанна Павла II 400-экземпляр Ferrari Enzo был продан на аукционе чуть менее чем за один миллион долларов. От обычных суперкаров Ferrari Enzo Папы Римского отличался неокрашенным задним карбоновым крылом и используемым для болидов Формулы-1 эксклюзивным цветом Rosso Scuderia. В 2015 году некогда подаренный Папе и впоследствии им проданный Ferrari Enzo был в очередной раз выставлен на аукцион. На этот раз торги завершились на отметке в 6 миллионов долларов.
Свое почтение Ватикану традиционно высказывала и компания Mercedes Benz. Довольно долго Иоанн Павел II передвигался на уникальном автомобиле, созданном на базе «мерседесовского» M-класса.
Немецкие инженеры практически полностью перестроили стандартный кроссовер, сделав основной акцент на безопасность понтифика. Окрашенный в белый перламутр автомобиль имел не только бронированный кузов, но и своеобразный стеклянный колпак, изготовленный из бронестекла.
Гораздо раньше – в 1980 году – Папе Римскому пришлось передвигаться на внедорожнике Mercedes-Benz 230 G. Для своего времени G-класс для понтифика представлял собой практически эталон в плане безопасности и комфорта.
Для того, чтобы Папе было не жарко под палящим солнцем, инженерам Mercedes Benz пришлось заново разрабатывать систему кондиционирования. Интересно, что прижимистые немцы сперва лишь одолжили доработанный G-класс Папе Римскому, а в качестве подарка передали автомобиль Ватикану только лишь через год после начала его использования понтификом.
Правивший с 1963 по 1978 год Папа Римский Павел VI преимущественно передвигался на Mercedes Benz 600 Pullman Landaulet. Кроме большого центрального сиденья построенный специально для Папы роскошный автомобиль имел поднятую на 70 миллиметров складную крышу и увеличенные задние двери. Впрочем, даже без этих изменений узнать автомобиль понтифика не представляло труда.
Литеры SCV на номерном знаке однозначно говорили о том, что он принадлежит государству Ватикан.
Ошибочно считать, что во все времена Ватикан принимал в дар исключительно представительские Mercedes Benz и итальянские суперкары. Скорее наоборот. В 2015 году для передвижения по Вашингтону Папа Римский использовал скромный Fiat 500L.
В том же году на Филиппинах понтифик использовал переоборудованный пикап Isuzu D-Max. А за два года до этого Франциск получил от неизвестного священника Ренцо Зокка подарок в виде миниатюрного Renault 4. Старенький автомобильчик произвел на Папу настолько большое впечатление, что он тут же сел за руль и сделал несколько кругов вокруг Ватикана. Оказалось, что Renault 4 в свое время был очень популярен на родине папы в Аргентине.
Не остался Ватикан в стороне и от всеобщей автомобильной электрификации. Для того, чтобы правивший с 2005 по 2013 год Бенедикт XVI мог передвигаться по своей резиденции, использовался электрический фургончик Renault Kangoo Maxi ZE. А вот для официальных выездов, где во главу угла ставилась безопасность Папы Римского, французский электрокар сочли слишком медленным.
На другом экологическом полюсе находится 24-тонный грузовик Leyland Constructor. Папа Римский использовал эту огромную машину в 1982 году во время визита в Великобританию. Примечательно, что к этому времени в официальном гараже Ватикана находилось несколько внедорожников Range Rover, но в угоду безопасности понтифик был вынужден передвигаться на окруженном телохранителями огромном грузовике.
В 1988-1989 годах один из двух выпущенных Leyland Constructor перевозил Папу во время его визитов в Замбию, Ботсвану и Зимбабве. В 2006 году не имевший себе аналогов грузовик был продан на аукционе. В отличие от Ferrari и Lamborghini его цена не кажется космической: всего 56 тысяч долларов.
Передвигаться на хорошо защищенных от нападения автомобилях папа Римский стал после того, как в 1981 году на него было совершено покушение. Желая быть ближе к народу, понтифик использовал небольшой внедорожник, созданный на базе Fiat Panda. Кроме поручня, за который Папа мог бы держаться в движении, никакими другими элементами защиты Fiat Campagnola не обладал.
С тех пор лишь единожды понтифик пренебрег своей безопасностью. В 1982 году Папа Римский выехал на стадион Ноу Камп на небольшом незащищенном автомобиле, который сразу же после этой непродолжительной поездки отправился в музей.
From Wikipedia, the free encyclopedia
The popemobile is a specially designed motor vehicle used by the pope of the Catholic Church during public appearances.[1] It is usually considered the successor to the antiquated sedia gestatoria and was designed to allow the pope to be more visible when greeting large crowds.
There have been many different designs for popemobiles since Pope Paul VI first used a modified Lincoln Continental to greet crowds in New York City in 1965. Some are open air, while others have bulletproof glass walls to enclose the pope, deemed necessary after the 1981 assassination attempt of Pope John Paul II. Some allow the pope to sit, while others are designed to accommodate him standing. The variety of popemobiles allows the Roman Curia to select an appropriate one for each usage depending upon the level of security needed, distance, speed of travel, and the pope’s preferences.
The vehicle registration plates of Vatican City all begin with the letters «SCV», an abbreviation of the Latin Status Civitatis Vaticanae («Vatican City State»), followed by the vehicle fleet number. The registration plate for the Ford Focus currently used by Pope Francis is «SCV 00919».[2] In the past, the popemobile has typically used registration plate «SCV 1», although plates numbered «SCV 2» to «SCV 9» have also been used.[3]
History[edit]
One of the two popemobiles coachbuilt on Leyland Constructor chassis for Pope John Paul II’s visit to the United Kingdom in May/June 1982.
SEAT Panda popemobile used by John Paul II during his visit to Spain in October/November 1982.
The precursor to the popemobile was the sedia gestatoria, a chair carried on the shoulders of papal attendants. This fell out of use after the incumbency of Pope Paul VI in 1978. Pope John Paul I, who succeeded Pope Paul VI and reigned for only 33 days before his death, was the last pope who used the sedia gestatoria.[4]
Since the beginning of the twentieth century, many automotive manufacturers have produced specially designed vehicles for the pope. The Ford Motor Company produced a series of cars based on its presidential limousines used in the United States. The custom-built 1964 Lehmann-Peterson was used by Pope Paul VI in his 1965 New York City visit and was reused in 1970 in Bogotá. Later, Paul VI used a Mercedes-Benz 600 Pullman-Landaulet. However, the term «popemobile» did not come into common usage until the pontificate of Pope John Paul II.
The first time that John Paul II traveled to his home country, the white vehicle was based on the Polish mark FSC Star, a small truck from a firm in Starachowice. For John Paul II’s visit to Ireland in 1979, Ford Ireland donated a D series truck which was adapted by OBAM coachbuilders; in 2017 it was available for private rental in Dublin.[5] It was bigger than the truck used later in Vatican City. Another popemobile was a modified Mercedes-Benz with a small windowed enclosure in the back where the pope sits. A converted 230 G Mercedes-Benz G-Class was built for John Paul II’s visit to Germany in 1980.[6] A later model was presented to John Paul II in June 2002 based on a Mercedes-Benz M-Class sports-utility vehicle built in the United States. A Fiat Campagnola was used during transit within Vatican City and during Masses at St. Peter’s Square.[citation needed]
Following the attempted assassination of John Paul II in 1981, the popemobile was fitted with bulletproof glass. British Leyland supplied both Leyland T45 lorry-based and Range Rover SUV-based armored popemobiles in 1982 for the pope’s visit to the United Kingdom. One of the two T45-based vehicles used was sold at auction in 2006 for 37,000 GBP, the other is kept in the British Commercial Vehicle Museum in Leyland, UK.[7] One of the Range Rovers is exhibited at the National Museum of Funeral History (Houston, Texas).[8] The pope used a popemobile derived from the SEAT Panda model during his visit to Spain in 1982; this specific car was open-air with a grab handle in front so that the pope could stand still and greet the crowds while moving.[9] The pope entered the Camp Nou football stadium in Barcelona,[10] driving through the assembled crowds celebrating Mass for a congregation of over 121,000 on 17 November 1982.
During the pope’s visit to Canada in 1984, a modified GMC Sierra was used as a base, rebuilt by the Thibault Fire Engines Company in Pierreville, Quebec. It was subsequently used for the 1998 papal visit to Cuba and was displayed at the Canada Science and Technology Museum in Ottawa in 2005. The second truck built by the Thibault Fire Engines Company[11] was sent back to the Vatican in 1984.[12]
During the papal visit to the United States in September 1987, a pair of Mercedes-Benz 230 G popemobiles were flown to Washington, D.C., and modified by the United States Secret Service to provide access to the papal compartment from the driver’s cabin, a design that continued to be used after the trip.[13] One of these vehicles has been retired and is currently on display at the Mercedes-Benz Museum in Stuttgart, Germany.
Philippine automobile manufacturer Francisco Motors produced the popemobile for John Paul II’s visit to Manila for World Youth Day 1995. It was funded by voluntary contributions and had bulletproof windows and bombproof parts. For John Paul II’s visit to Portugal, UMM created a special popemobile based on a 1992 chassis from the Alter II. It featured a 40 mm (1+5⁄8 in) armored glass box on the rear with a chair for the pope. It also had air conditioning and outside loudspeakers connected to a microphone in the rear.
In 2002, John Paul II requested that the media stop referring to the car as the popemobile, saying that the term was «undignified».[1] The popemobile most often used by Pope Benedict XVI when traveling abroad was a modified Mercedes-Benz M-Class sport utility vehicle with a special glass-enclosed room with its own oxygen supply built into the back of the vehicle. The pope enters through a rear door and ascends several steps. He sits in a chair made from white leather with gold trim which is then elevated into the glass room by a hydraulic lift, allowing the pope to be more easily seen. In addition to the driver, there is room for one passenger (usually a security agent) in the front of the vehicle. The glass-enclosed rear of the vehicle also has room for two papal aides who can sit in the area in front of the pope’s elevated chair. The vehicle’s security features include bulletproof glass windows and roof, able to withstand explosions, and reinforced, armored side panels and undercarriage designed to resist bomb blasts. At 2011 prices, the popemobile cost approximately 345,000 GBP.[14]
On June 6, 2007, a German man tried to jump into Benedict XVI’s uncovered popemobile as the pontiff began his general audience. The pope was not hurt and did not even appear to notice that the man had jumped over the protective barrier in the square and had grabbed onto the white Fiat popemobile as it passed. At least eight security officers were trailing the vehicle as it moved slowly through the square. They subsequently grabbed the man and wrestled him to the ground, before he was interrogated by Vatican police.[15]
In 2019, Pope Francis received a Dacia Duster to be used as the popemobile during his visit to Romania.[16]
Usage by Francis[edit]
Pope Francis in a Jeep in Ecuador, 2015.
Pope Francis shows a preference for a simpler lifestyle and simpler cars. As a cardinal, he often used public transport.[17] On the night of his election, he rode with the other cardinals in a minibus back to their hotel instead of using a papal limousine.[18] For trips within the Vatican City, he uses a small Ford Focus from the Vatican motor pool. He also drives himself around the city in a 1984 Renault 4 presented to him by Italian Father Renzo Zocca.[19]
A Kia Soul was used as the Popemobile in August 2014 when he visited South Korea.[20]
Italian automaker Fiat, the traditional supplier of papal cars, supplied Pope Francis with the Fiat 500L used for his visit to the United States on 22–27 September 2015.[21] Fiat also supplied the Jeep Wrangler he used in Ecuador in July 2015.[22]
During his visit in the Philippines, the Popemobile’s model was an Isuzu D-Max.[23]
Gallery[edit]
See also[edit]
- Transport in Vatican City
- Index of Vatican City-related articles
- Sedia gestatoria
References[edit]
- ^ a b Daniel Stone (April 14, 2008). «A Peek Inside the Popemobile». Newsweek. Retrieved September 21, 2010.
- ^ «Pope Francis uses Ford Focus». blogspot.com. 16 September 2013. Retrieved 25 December 2013.
- ^ Guglielmo Evangelista. «LE TARGHE E I VEICOLI DELLA CITTÁ DEL VATICANO» (PDF) (in Italian). Retrieved May 7, 2013.
- ^ The last days of Johannes Paulus I (Albino Luciani 1978) (Television production) (in Italian). Retrieved 24 April 2014.[dead YouTube link]
- ^ Sheridan, Colette (5 June 2017). «The Popemobile used during his visit to Ireland can now be hired for Stags and Hens». Irish Examiner. Retrieved 4 October 2021.
- ^ Mercedes-Benz Museum – section C4 Gallery of Celebrities – 1980 230 G Popemobile
- ^ «Popemobile goes up for auction». The Times. 21 July 2006. Retrieved 12 February 2021.
- ^ «Yes, Houston is Home to the National Museum of Funeral History». Houstonia. 30 June 2016. Retrieved 15 June 2021.
- ^ The Evolution Of The Popemobile Jalopnik, September 26, 2008
- ^ Where JFK meets the Queen and Khrushchev Audi USA News, March 4, 2008
- ^ ‘Popemobile’ Plush, Impervious Thibault Fire Engines
- ^ Canadian Popemobile going on display CBC News, April 7, 2005
- ^ Petro, Joseph (2005). Standing Next To History. pp. 224–225. ISBN 0-312-33221-1.
- ^ Day, Matthew. «Popemobile to go green». The Telegraph. Telegraph Media Group Limited. Archived from the original on June 24, 2011. Retrieved 14 February 2013.
- ^ Man tries to breach Benedict XVI security The Times of India, 6 June 2007
- ^ «Pope Francis receives exclusive Dacia Duster as new Popemobile». Romania Insider. 29 November 2019. Retrieved 2020-05-13.
- ^ Fisher, Max (2013-03-13). «New pope, Jorge Mario Bergoglio, rode the bus because he gave up his limo». The Washington Post. Retrieved 2021-08-17.
{{cite news}}
: CS1 maint: url-status (link) - ^ Zwartz, Barney (2013-03-14). «Pope Francis’ spontaneous first steps». The Sydney Morning Herald. Retrieved 2021-08-17.
- ^ «Pope Francis to drive his own popemobil inside Vatican City»
- ^ Seoul, Associated Press in (2014-08-14). «Pope Francis makes big impression with small car in South Korea». the Guardian. Retrieved 2022-09-19.
- ^ Peralta, Eyder (2015-09-25). «The Pope, His Black Fiat And The Symbolism Behind It». NPR.org. Retrieved 2021-08-17.
{{cite web}}
: CS1 maint: url-status (link) - ^ Linkhorn, Tyler (2015-08-22). «Pope to ride in Jeep Wrangler». The Blade. Retrieved 2021-08-17.
{{cite web}}
: CS1 maint: url-status (link) - ^ «Higher Horsepower — An Illustrated 215-year History of the Popemobile». The Washington Post. September 2015.
External links[edit]
Wikimedia Commons has media related to Popemobile.
Look up Popemobile in Wiktionary, the free dictionary.
- Popemobile by Thibault Fire Engine
- 22.04.2019
- /
-
За рулем,
Автоистория - /
-
Никита Прохоров
Ватикан таит в себе невероятное количество тайн и загадок, малая часть из которых попадает на страницы Дэна Брауна. Главой Католической церкви, а также верховным правителем Святого Престола, хранителем тайн является Папа Римский. Испокон веков каждому из правителей было положено транспортное средство для перемещения внутри и вне границ государства. Начиная палантинами с носильщиками и заканчивая бронированными лимузинами. Каждый автомобиль изготавливался индивидуально под нужды правителя, и Папа Римский – не исключение. Машины для главы Католической церкви получили неглавное название «Папамобили».
Первым папамобилем стал автомобиль Itala 20/30, произведенный в начале 20-ого века, который был подарен понтифику кардиналом Фарленом. Однако большую часть своей жизни лимузин провел в стенах гаража по причине затворничества Папы.
Решение «римскому вопросу» положило правление Бенито Муссолини, когда понтифику впервые разрешилось покидать стены Ватикана. В связи с этим главе церкви был преподнесен Citroen CE6 Lictoria (лимузин отделанный позолотой и бархатом построенный совместными усилиями французских и итальянских мастеров).
Почему Mercedes-Benz?
Впервые о безопасности понтифика при выездах на транспортном средстве задумались после покушения на Иоана Павла II. Больше всех в этом преуспел немецкий бренд Mercedes-Benz, автомобили которого преобладают в гараже Папы Римского. Более 80 лет сотрудничества Ватикана и немецкого автогиганта, десятки и даже сотни различных модификаций, среди которых бронированные внедорожники Gelandewagen и ML со специальным прозрачными бронекапсулами, позволяющими понтифику стоять в полный рост, а также специальная серия лимузинов Pullman с дополнительным пуленепробиваемым защитным стеклом на крыше.
Первым немецким автомобилем в «святом гараже» стал Mercedes-Benz 460 Nurburg 1930 г.в. Примечательно, что «немец» стоял на голову выше «француза» по уровню отделки салона. Золотая и серебряная вышивка, дорогие ткани, искусно обработанное дерево, а также трон вместо заднего дивана – признаки настоящего папамобиля. Также автомобиль был оснащен специально системой навигации для водителя. У Папы располагался набор кнопок со стандартными пунктами назначения движения, у водителя же выбранная точка отображалась на световом экране. Таким образом, понтифик, не говоря ни слова, мог выбрать конечную точку маршрута движения.
Спустя 20 лет после Первой Мировой войны Папе Римскому был подарен Mercedes-Benz S600 Pullman. После этого, каждая новая генерация Mercedes-Benz S-Class выходила со специальной открытой версией для понтифика.
В 1975 году с приходом моды на внедорожники, Папе был преподнесен Toyota Land Cruiser 70 серии кабриолет в исключительно белом цвете. Джип поразил главу Католической церкви пониженной передачей, позволяющей двигаться со скоростью пешехода, а также очень высокой посадкой. Кроме того, внедорожник был удобен для миссионерских поездок Папы в отдаленные уголки планеты, где дорожная инфраструктура оставляла желать лучшего. Как и говорилось ранее, после покушения на Иоанна Павла II, ехавшего на Fiat Compagnola (джипе с открытым верхом) было принято решение создать максимально безопасный папамобиль.
Так, Mercedes-Benz представил свой уникальный G-class с интегрированной в кузов пуленепробиваемой прозрачной бронекапсулой, позволяющей вставать понтифику в полный рост и приветствовать публику. Несколько генераций легендарного внедорожника побывало в гараже Папы Римского. Лишь в последние годы жизни первоиерарх выбирал ML 430 с механизмом закатывания инвалидной коляски, так как из-за проблем со здоровьем Папа уже не мог перемещаться самостоятельно.
Отметим, что все последующие понтифики также отдавали свое предпочтение квадратному немецкому внедорожнику, однако жесткую прозрачную крышу было решено сменить на легкую быстросъемную обтекаемую капсулу, прозрачность стекол которой создавала эффект их полного отсутствия.
В кино
Все киноманы и любители сериалов, наверняка, знают сериал про Папу Римского – «Новый Папа». В новом сезоне киносаги о главе католической церкви продюссеры выбрали UAZ Pickup в качестве папамобиля. Доработанный итальянским тюнинг-ателье внедорожник получил бронекапсулу и ряд доработок, типичных для папамобиля. Номерной знак, как и полагается, — «SCV 1». Премьера нового сезона сериала состоится осенью этого года. Теперь роль главы Ватикана будет исполнять Джон Малкович, сменивший по сюжету истории самого молодого Папу в истории, которого сыграл известный актер Джуд Лоу.
Папамобиль — неофициальное название специально разработанного автомобиля для публичных поездок папы римского. Слово образовано сложением слов «папа» и «автомобиль». Заменил Sedia Gestatoria.
Содержание
- 1 Папамобили
- 1.1 Cadillac
- 1.2 Citroen
- 1.3 Fiat
- 1.4 Land Rover
- 1.5 Mercedes Benz
- 1.5.1 1930 — Mercedes-Benz Typ Nürburg 460
- 1.5.2 1960 — Mercedes-Benz Typ 300 d Landaulet
- 1.5.3 1965 — Mercedes-Benz 300 Pullman Landaulet
- 1.5.4 1966 — Mercedes-Benz 300 SEL Landaulet
- 1.5.5 1967 — Mercedes-Benz 300 SEL lang
- 1.5.6 1980 — Mercedes-Benz 230 G mit Sonderaufbau
- 1.5.7 1985 — Mercedes-Benz 500 SEL
- 1.5.8 1997 — Mercedes-Benz S 500 lang Landaulet
- 1.5.9 2002 — Mercedes-Benz ML 430
- 1.5.10 2007 — Mercedes-Benz G 500 (Audienzwagen)
- 1.6 Seat
- 1.7 Star
- 1.8 Lancia
- 1.9 Renault
- 2 Происшествия
- 3 Образ в культуре
- 4 Примечания
- 5 См. также
- 6 Ссылки
Папамобили
Cadillac
Citroen
В 1929 году компания Citroen подарила Папе римскому в честь разрешения покидать пределы Ватикана Citroen CE6 Lictoria темно-бордового цвета. Автомобиль имел 2,4 литровый двигатель V6 и разгонялся до максимальной скорости в 105 км/ч. Citroen CE6 Lictoria получил номер SCV 5. Папамобиль наездил всего 155 км и был отправлен в музей Museo delle Carrozze.[1]
Fiat
Land Rover
В 1982 году использовался Папой во время своего визита в Англию на переоборудованном Range Rover.
Mercedes Benz
1930 — Mercedes-Benz Typ Nürburg 460
1960 — Mercedes-Benz Typ 300 d Landaulet
1965 — Mercedes-Benz 300 Pullman Landaulet
1966 — Mercedes-Benz 300 SEL Landaulet
1967 — Mercedes-Benz 300 SEL lang
1980 — Mercedes-Benz 230 G mit Sonderaufbau
1985 — Mercedes-Benz 500 SEL
Mercedes-Benz 500 SEL
Mercedes-Benz 500 SEL
1997 — Mercedes-Benz S 500 lang Landaulet
Mercedes-Benz S 500 lang Landaulet
2002 — Mercedes-Benz ML 430
Mercedes-Benz ML 430
В 2002 году для публичных выездов главы католической церкви папы римского Иоанна Павла II был разработан новый папамобиль на базе внедорожника Mercedes-Benz M-класс.
Очередной «Папамобиль» оснащен специальной стеклянной пуленепробиваемой кабиной с опускающимися стеклами, сидя в которой Папа может приветствовать встречающих его людей. В задней части этой кабины имеется специальная откидывающаяся наклонная плоскость, по которой можно поднимать внутрь и спускать кресло на колесиках для главы католической церкви. Внутри кабины имеется специальный микрофон и громкоговоритель, при помощи которого Папа может общаться с водителем или выступать перед собравшимися.
Для этого «Папамобиля», обычный внедорожник M-класс претерпел довольно сильные изменения, которые коснулись в основном задней части кузова. При этом неизменной осталась кабина водителя и 4,3-литровый двигатель. В то же время подвеска внедорожника была усилена и стала более мягкой, для обеспечения максимального комфорта единственного пассажира.[2][1]
2007 — Mercedes-Benz G 500 (Audienzwagen)
Seat
Seat Marbella (Einzelstück)
Во время своего визита в Испанию в 1982 году Иоанн Павел II использовал Автомобиль, в основе которого лежал Seat Marbella (Panda). Автомобиль был уникальным и использовался только один раз.
Star
Lancia
Иоанн Павел II использовал также Lancia Thesis Giubileo.
Renault
5 сентября 2012 года компания Renault сделала дар Бенедикту XVI два новых электромобиля. Они были специально разработаны для нужд Понтифика и Ватиканской жандармерии на базе модели Renaul Kangoo Maxi [3].
Происшествия
6 июня 2007 во время поездки папы Бенедикта XVI в его открытый белый Fiat попытался запрыгнуть 27-летний гражданин Германии. Папа не пострадал и, вероятно, даже не заметил, как нарушитель порядка перепрыгнул ограждение и попытался на ходу уцепиться за папамобиль. По меньшей мере 8 сотрудников службы безопасности помешали нарушителю и повалили его на землю. Мужчина был задержан полицией Ватикана и отправлен в больницу для психиатрического обследования.
Также житель немецкого города Дортмунда позвонил в полицию, когда увидел, что папа римский Бенедикт XVI едет в своем «папамобиле» непристегнутым. Инцидент произошел в городе Фрайбурге во время сентябрьского визита понтифика в Германию. Если вина главы Ватикана будет доказана, ему грозит штраф до 2,5 тысяч евро, сообщает Sky News. Возмущенный житель Дортмунда, имя которого СМИ не называют, не поверил своим глазам, когда увидел, что Бенедикт XVI не пользуется ремнями безопасности, хотя его автомобиль оснащен ими в полной мере. Мужчина сразу позвонил в полицию, заявив, что понтифик подвергает опасности не только собственную жизнь, но и здоровье окружающих. По словам мужчины, папа Римский разъезжал по городу не пристегнутым более часа. Как заявили сотрудники адвокатского бюро The Sundermann, представляющего интересы жителя Дортмунда, у юристов есть несколько высокопоставленных свидетелей, которые могут подтвердить, что Бенедикт XVI нарушил закон. По словам юристов, разъезжающего без ремня папу вполне могли видеть архиепископ Фрайбурга и глава Немецкой католической ассоциации. Власти города подтвердили, что получили заявление, в котором житель Дортмунда обвиняет папу в нарушении правил дорожной безопасности. В ближайшие дни решится вопрос, будут ли Бенедикта XVI, который является гражданином Германии, судить как рядового немца или же на него как на главу Ватикана распространяется правило дипломатической неприкосновенности. Представители папы римского пока никак не комментировали эту новость.[источник не указан 211 дней]
Образ в культуре
Папамобиль можно увидеть во многих сериях мультсериала «Папский городок». Одна из серий (девятый эпизод первого сезона) даже полностью посвящена ему: папский автомобиль отправился в путешествие по Риму, был перекрашен, украден и пр.
Также образ Папамобиля был использован создателями второй части мультфильма «Тачки». По сюжету Папамобиль посещает второй этап мировых гонок, которые проходят на итальянском курорте Порто Корса.
Примечания
- ↑ 1 2 Алексей ЕСАКОВ Его высокопреосвященство…. Авторевю (2005). Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012. Проверено 17 октября 2009.
- ↑ У папы римского новый автомобиль. Лента.ру (4 июля 2002).(недоступная ссылка — история) Проверено 17 октября 2009.
- ↑ Ватикан получил в дар два новых электромобиля
См. также
Паромобиль
Ссылки
Папамобиль на Викискладе? |
Папские ритуалы, символы и церемониал