Какая компания создала провальный проекта графический интерфейс bob

Хроники Боба

Время на прочтение
15 мин

Количество просмотров 4.5K

15-летию легендарного провала посвящается

Как максимально точно намекнуть, что программа поганая и толку от неё нет? Очень просто: сравните её с Microsoft Bob. Расскажите о печально известном приложении Windows 3.1, призванному помочь комьютерным новичкам, официальный релиз которого состоялся ровно пятнадцать лет назад 31 марта 1995 года, — и вам не надо будет что-то добавлять. Все от OS X до Twitter, и до Google Wave, и до (что неизбежно) Windows Vista усвоили этот урок.

Боб, ставший ругательством, надолго пережил, короткий период жизни Боба как продукта. Вряд ли подавляющее большинство людей, сейчас использующих его как синоним к «полный технический провал», хоть раз работали с этим продуктом. Так же мало, как количество реальных водителей Ford Edsel среди шутников о нём.

Но Боб стартовал не как продукт, над которым нужно смеяться. Сейчас кажется очевидным, откуда взялась у Боба такая репутация, но в 1995 даже ученые мужи, всегда имеющие сомнения, оценили идею как предвестника того, в какую сторону должны развиваться пользовательские интерфейсы. И даже при этом Боб скончался всего год спустя, Microsoft продолжала бобизровать многие приложения и в последствии – наиболее заметно в офисах с 97 по 2003, все версии которых содержали пресловутого «помощника Офис», больше известного как Скрепка.

Рождение Боба

Боба породил продукт, дебютировавший в 1991 и здравствующий поныне: Microsoft Publisher. Это было первое приложение от Microsoft, упрощавшее сложные задачи с помощью мастеров (визардов), проводящих пользователей через них шаг за шагом.

После завершения работы над Publisher, его разработчики Карен Фрайз и Барри Линнетт задумались чтобы еще реализовать. Их умы все еще были заняты тем, как сделать программы более доступными для новичков. Что было логичным: в 1995 средняя американская семья не имела дома компьютера. (Когда Microsoft выпускала Боба, использовались прогнозы, что 46 процентов семей будут иметь компьютер к 1997 – и этот процент казался удивительно высоким.)

Фрайз и Линнетт провели фокус-группы, где продемонстрировали неофитам интерфейс с анимированной уткой в качестве экранного помощника. В интервью The Wall Street Journal Фрайз вспомнил реакцию одного из участников: «Этот парень был очень эмоционален – он схватил мою руку… Он сказал: «Сэкономьте деньги на всей этой документации, а мне дайте эту утку, которая всегда будет на экране и подскажет, что мне делать».

После они сочинили провокационный внутренний документ доказывающий, что Publisher всё еще очень сложен в использовании, и запросили средства на разработку нового интерфейса для неопытных пользователей, который будет находиться поверх всех окон Windows. Билл Гейтс был заинтригован. Он дал зеленый свет проекту с кодовым именем Мастер Данных, позже переименованному в Утопию (Utopia), и который в итоге был выпущен как Microsoft Bob.

Мелинда Френч была назначена руководителем проекта. Работая в Microsoft с 1987, она была помолвлена с Гейтсом в 1993 и вышла за него в 1994. Эти факты позволили многим заключить, что Боб был изначально провальной идеей, которая бы никогда бы не запустили, если бы не требовалось занять Мелинду. Но Мелинда стала даже большим сторонником Боба, чем его создатели. В интервью Wall Street Journal она так отозвалась о работе Фрайза и Линнетта: «Они меняли ход вещей в создании приложений – я хотела быть частью этого».

Хотя Journal и сообщал о том, что в Microsoft есть сомневающиеся, все прочие и внутри, снаружи компании поднимали преждевременные тосты за здравие Боба. Во время работы над Утопией в качестве консультантов были приглашены два стэндфордских профессора, Клиффорд Насс и Байрон Ривз. Их исследование доказывающее, что люди приписывают человеческие качества машинам, показало свою важность.

Позже Ривз заметил в Стэндфордской газете:

Задачей для Microsoft было сделать компьютер более простым в использовании и в развлечениях. Я и Клиф беседовали с ними в декабре 1992 и сказали, что им нужно сделать его более социальным и естественным. Мы рассказали, что людям нравится устанавливать социальные связи – разговаривать и реагировать на сигналы вроде личного обращения. Также люди хорошо взаимодействуют с естественной средой, например, перемещением людей и предметов в помещении, потому, если интерфейс будет общаться с пользователем, используя эти врожденные человеческие качества, документация вообще не потребуется.

В итоге Насс и Ривз присоединились к команде Microsoft в пресс-туре по популяризации Боба и концепции «социальных интерфейсов» в целом. «Демонстрируя бета-версию, эти двое ученых подводили итог своих исследований, которые утверждали, что люди считают социальные интерфейсы полезными, удобными и эффективными», вспоминает главный редактор PCWorld Стив Фокс; «А оба наших журналиста пытались не хихикать во время этой презентации».

8-го июля 1994 Microsoft зарегистрировала патент на идею и технологии Боба, детально описывающий вид этого интерфейса «реального мира» и внутренние аспекты типа инструментов создания и анимации помощников. Это был первый из многих патентов, которые создаст компания в области анимированных помощников.

В конце концов наработки для Боба – от говорящей утки Фрайза до университетских исследований Насса и Ривза – вылились в пакет для повышения персональной производительности, в котором мультяшные персонажи обучали пользователей приложениям, используя в качестве заднего плана картины дома. Персонажи назывались «личными проводниками» и состояли из собаки по имени Ровер (проводник по умолчанию), кошки, кролика, черепахи, угрюмой крысы, гаргульи и Вильяма Шекспира собственной персоной, а так же многих других. Все они сидели в правом нижнем углу экрана, давая инструкции в балунах и выполняя цирковые номера в то время, когда вы пользуетесь программой. (Еще они могли громко говорить, но нечасто – звуковая карта являлась рекомендованной опцией, но не обязательным оборудованием.)

Пакет включал в себя восемь программ: текстовый процессор, почтовик, календарь, адресную книгу, чековую книжку, программу личных финансов, домашнюю бухгалтерию и тест по географии. Microsoft считала, что и она и сторонние производители выпустят дополнительные программы, которые можно будет установить в среде Боба.
Хотя продукт уже давно был в игре, у него всё ещё не было имени. Согласно Wall Street Journal, Microsoft выдвигала названия такие как Домашний Фундамент, Суть Дома, Галерея, пока её рекламное агентство, Wieden & Kennedy, не предложило имя Боб в сентябре 1994. Microsoft расхваливало это название как «привычное, близкое и дружелюбное» и выкупило у технаря из Бостона по имени Боб Антия Bob.com, чтобы иметь возможность раздавать пользователям адреса в этом домене. (Много позже кончины Боба, Microsoft заключила сделку с другим парнем по имени Боб на выкуп домена windows2000.com.)

Боб был персонифицирован как улубающаяся рожица в очках Билла Гейтса, но хотя программа и носила имя Боб, такого персонажа в ней не было. Он появлялся только как декоративный элемент – например, в медальке на ошейнике Ровера.

В октябре 1994 дизайнер из Microsoft, Винсент Коннар, увидел бету Боба и заявил, что старый добрый шрифт Times New Roman в сплывающих подсказках совершенно не согласуется с игривым стилем приложения. Он начал работу над агрессивно простым шрифтом, ставшим известным как Comic Sans; шрифт не был включен в Боба, но позже стал поставляться с Windows. Comic Sans закончил как и персонажи Microsoft Боб: большинство его не полюбило.

Пришествие Боба


7-го января 1995 Билл Гейтс ступил на трибуну Шоу Потребительской Электроники (Consumer Electronics Show) и представил Боба миру. Он продемонстрировал программу и заявил, что это социальный интерфейс, первый экземпляр нового подхода, который пришёл, чтобы захватить компьютеры. Он даже продемонстрировал футуристичный прототип Сына Боба из Microsoft Research: Пиди, визгливого 3D-попугая, исполняющего репертуар «Слез от страха» по голосовым командам Гейтса.

Многие властители Голливуда были в первом ряду: Стивен Спилберг, Дэвид Геффен, Джефри Каценберг и Барри Диллер. Некоторые обозреватели истолковали их присутствие как знак того, что Боб представляет собой новую конвергенцию программных и развлекательных индустрий. «Они увидели новый тип творчества и то, как оно манит музыкальные и анимационные компании из Голливуда», заявил Гейтс Associated Press.

Даже если кто из бывших на шоу и не смог посетить речь Гейтса, бобомания была неизбежна. Рейсы в Вегас комплектовались салфетками с Бобом, самолет с флагом «Добро пожаловать, Боб» кружил над конференц-центром, а заслуженные горожане ходили по улицам с рекламными щитами Боба до полного изнеможения.

А это репортаж (да, с арабскими субтитрами и на английском) о Бобе:

В ретроспективе во всю эту феерию нужно было добавить огромную ложку дегтя: на последующих шоу в Вегасе Microsoft в том же стиле расхваливала и другие свои провалы – Windows Smart Displays, Tablet PCs, Smart Watches. Но тогда в 1995 зрители встретили Боба с уважением. Даже если они и не сходили с ума от Боба, то всерьез восприняли его как указатель направления развития ПО.

Вестник индустрии Soft-Letter считал Боба тупым, но важным:

На первый взгляд все эти прыжки и ужимки кажутся просто ненормальным проектированием интерфейса, но на самом деле выделяющиеся персонажи Боба имеют цель: они закрепляют то, что Microsoft называет своим новым «социальным интерфейсом» между человеком и компьютером. В своем выступлении Гейтс раскрыл интригующие принципы дизайна Боба, принципы, которые, как он считает, станут «следующим большим шагом в эволюции интерфейсов». Вкратце, Гейтс предполагает, что следующее поколение высокопроизводительных ПК откажется от традиционных графических интерфейсов в пользу «социального» взаимодействия с человекоподобными агентами, способными понимать, обучаться и интерпретировать пожелания пользователя. Сначала эти агенты смогут обеспечить крайне ограниченный интеллект и способности решать задачи, но они поумнеют и станут выполнять более сложные задачи, как только у ПК появится достаточно мощностей для обработки реалистичных симуляций.

Многие увидели в Бобе следующую ступень развития вроде той, которую создала Apple десятилетием ранее.

Канадский сотрудник Microsoft сообщил Toronto Star об исследование показавшем, что 84 процента домашних пользователей маков предпочитают интерфейс Боба. Несколько газет сразу же сообщили со ссылкой на тайные источники, что Apple ведет работы над созданием бобоподобного интерфейса.

Аналитик Чарльз Финни, Welty&Co, назвал продукт Microsoft угрозой самому существованию её конкурента из Купертино. «Боб станет еще одним гвоздем в гроб Apple, если конечно Apple не удастся каким-то образом еще раз поднять стандарты в простоте использования», заявил он Associated Press. Благодаря таким громким заявлением Боб и не был забыт, как неудачная шутка в тот же 1995 год.

Боб идет в массы

Как и многие продукты Microsoft и до, и после, Боба анонсировали до того как он был завершен. Официально программа не поступала в магазины до 31 марта 1995, почти три месяца после премьеры в Вегасе. Он продавался по 99$ — довольно дорого, даже по меркам той эры, когда большинство программ продавались гораздо дороже, чем могли быть проданы в последующие годы.

Но цена Боба не была столь важна в сравнении с аппаратными требованиями. Программе требовался ПК с 486 процессором, 30Мб свободного дискового пространства и — по словам Puget Sound Business Journal «огромным объемом памяти» — 8Мб оперативки, что было в два раза больше чем на среднестатистическом ПК 1995 года. Новички смогли бы использовать Боба, только обладая необычно мощными компьютерами.

В рекламе Боба и даже на его коробке Microsoft продолжала утверждать, что это настолько простой продукт, что документация не требуется. Ну возможно, программа поставлялась с 29-страничным буклетом с инструкциями, который назывался первым выпуском журнала «Боб», а не документацией.

Более того, Microsoft Press, издательство компании, выпустило 210-страничный том, названый «Дома с Бобом», что кажется немного великоватым пакета, для которого не предполагается инструкций. («Microsoft Боб для чайников» — милое название! – была запланирована, но её отменили до публикации.)

С приближением даты выхода, Microsoft подняла вторую рекламную волну. Компания заручилась поддержкой звездного компьютерного новичка, киноактера Мерфи Брауна, и назвала 31 марта «Днём Microsoft Боба». Покупателям предлагались построение «технологического профиля», для определения наиболее подходящего персонажа. CompUSA запланировал два дня демонстраций Боба. Gateway 2000, NEC, Micron и другие лидеры рынка объявили о своем намерении включить Боба в поставку своих домашних ПК.

Провал Боба

Хотя вся подготовка к выходу Боба была сделана правильно, Microsoft допустила одну грубую стратегическую ошибку. Она стала раздавать экземпляры Боба журналистам в декабре 1994, и в то же время запретила какие-либо публикации, кроме тех, что базировались на материалах шоу в Вегасе, до официального выпуска 31 марта. Но обзоры Боба начали появляться в январе, что было бы хорошо, если бы они были полны восторга. Но большинство содержало что угодно, но не восторг. Технические журналисты, некоторое время использовавшие Боба, были впечатлины гораздо меньше тех, кто видел только демонстрации.

Стефан Манес, The New York Times:

Боб – убогий помощник. Он хранит свои данные в форматах, которые мало какие программы могут прочитать. Он упорством меняет положение кнопок «ОК» и «Отмена», которое в общем является стандартом. К тому же этот домовой Боб до дурости непоследователен. Нажатие Ctrl+L на рабочем столе, позволяет вам регулировать громкость; то же самое в адресной книге, вызовет списки рассылок. Снова и снова Боб указывает вам, что делать, но не дает этого сделать, пока вы не нажмете «ОК».

Вильям Касей, The Washington Post

На данном этапе инструменты настройки Боба весьма поверхностны. Вы не можете добавить своих персонажей, переименовать тех, что поставляет Microsoft, создать своё расположение комнат или построить дом. Вы даже не можете добавить свою комнату, и должны использовать только зашитые в Боба.

Джон Дикинсон, Computer Shopper:

К сожалению, комнаты, как и персонажи Боба, кажутся пришедшими из детсада. Они нарисованы так, будто целевая аудитория – это дети до 12, и большая часть их поведения будет неприемлема для людей, серьезно настроенных на то, чтобы получить максимум от своего ПК, соответственно – для большинства взрослых.

Михаил Пуцел, The Boston Globe:

Если бы это было сделано кем-то другим, а не крупнейшим мировым производителем ПО с огромным влиянием на рынок, вы бы никогда не услышали об этой программе и даже не пытались бы её тестировать. Боб просто утонет в болоте, где умирают тихой смертью плохие продукты.

Правда не все критики оценивали Боба как фиаско. Ларри Маджид, Los Angeles Times, был менее категоричным:

Боб не предназначен для посвященных. Он разработан для миллионов людей, которые будут пользоваться компьютером впервые. Его интерфейс должен подталкивать людей к изучению, а его придурковатые персонажи являются всего лишь комичным оформлением, которое позволит новичкам преодолеть свои фобии. Но как только люди освоят азы, я думаю, они охладеют к нему, и он будет только раздражать.

А Вольт Моссберг, ведущий и тогда, и сейчас колонку в The Wall Street Journal, был в целом оптимистичен:

Завтра Боб поступит в продажу, и я рекомендую его всякому, кто разочаровался в Windows, или тем, кому она кажется слишком отчужденной, неважно новичкам или опытным, но обычным пользователям. Это непопулярная точка зрения в компьютерных изданиях и в среде компьютерных экспертов. Они все довольно негативно отзываются о Бобе, называя его слишком простым, банальным и высокомерным. На самом деле высокомерно утверждение, что все, кому не нравятся современные компьютерные интерфейсы, ошибаются. Как и во всех новинках, в Бобе присутствуют шероховатости и проблемы. Но он является серьезной попыткой создать что-то для нетехнарей, желающих освоится с компьютером.

Но в целом было очевидно, что продвижение Боба в технических кругах – это способ нарваться. Потому очень сложно понять, зачем Microsoft дала рекламу Боба в августовском номере гиковской библии Wired, месяцами позже провального выхода. Тон сообщения похож на детские оправдания:

Раз и готово. Реально приятно работать с компьютером, которому не наплевать на тебя. Вот зачем в нём Боб. С Бобом вы можете настроить свой компьютер так, чтобы он работал как вам нравится. Боб использует новейшую программную разработку: социальный интерфейс. Которую можно описать как «по-настоящему хорошую программу, делающую компьютер приятным и дружелюбным к вам». Боб поможет заполнить чековую книжку, написать письмо, получить электронную почту, вести записи в календаре, сохранить контакты, поиграть в GeoSafari и научиться работать с программами для Windows. И всё это с комфортом. У Боба есть личные помощники, анимированные экранные персонажи, которые помогут вам на каждом шаге. Боб так прост в использовании, что с ним даже не поставляется руководство пользователя. Всё что вам нужно – это компьютер с 8-ю мегабайтами. Чтобы познакомится с Бобом, обращайтесь к поставщикам в вашем регионе. Боб не фантазия и он очень удобный, не правда ли?

К тому времени было абсолютно понятно, что Боб в беде. До того как Боб пошёл в продажу, Microsoft предсказывала, что он станет одним из бестселлеров наравне с Microsoft Works и Encarta. Но в соответствии с исследованием рынка от PC Data, за всё время было продано только 58000 копий Боба. (Для сравнения, PC Data утверждает, что Microsoft продала 2.75 миллиона копий Windows 95 за первый месяц продаж, начавшийся в августе 1995.)

В начале 1996 Microsoft прекратила выпуск продукта. Она выпустила два дополнительных продукта для Боба: Bob Plus Pack и Great Greeting for Microsoft Bob. Но Боб 2.0, который находился в разработке, так никогда и не вышел. Также как не вышел Боб для Мака — версия, о которой Microsoft начала рассуждать еще до выхода версии для Windows. Это был примечательно короткий цикл жизни продукта, привлекшего столько внимания, особенно если учесть известную славу Microsoft выпускать версии новых продуктов до тех пор, пока они не станут популярными.

«Наибольшей загадкой для меня является то, как смогли так быстро убить Боба, когда главой департамента, создавщего его, была Мелинда Френч Гейтс», удивляется технический писатель и недрогнувший почитатель Боба Роджер Каденхэд. «Я пытался однажды взять у неё интервью, но PR служба Microsoft мне не позволила. У меня только один вопрос: почему вы позволили Бобу умереть в 1996 – вы знаете кого-нибудь в Microsoft, у кого было достаточно власти для спасения проекта?»

Я знаю. Мне провал Боба не кажется чем-то сложным: провал был неизбежен. Даже если взять во внимание боящихся компьютеров взрослых, желающих чтобы им помогали антропоморфные животные и неодушевленные предметы, то те что были в Бобе казались занудными и инфантильными. Они были плохо нарисованы и анимированы, плоско шутили и делали раз за разом одни и те же механические движения, что делало потерю доверия неизбежной. Даже звуковые эффекты раздражали. Microsoft пригласила Голливуд на премьеру Боба, но он был создан инженерами и академическим исследователями, а не экспертами из мира развлечений – что Боб наглядно и демонстрировал.

Конечно существуют и другие теории гибели продукта. Некоторые озвучены высокопоставленными людьми, работавшими над продуктом:

Боб пожирал ресурсы. Это заявление лично Билла Гейтса. «Microsoft Боб – это продукт, выпущенный пару лет назад, который использовал мультяшных персонажей, помогающих людям работать», писал он в 1997. «К сожалению, программе требовалась большая производительность, чем мог предоставить средний компьютер, а это довольно узкий рынок».

Плохо объяснили назначение Боба. «Мы много рассказали о концепции этого пользовательского интерфейса, но мы недостаточно рассказали о том, что делает Боб», заявил Orange Country Register бывший менеджер продукта из группы разработки Боба в 1997. Этим он говорит, что недостаточно полно было рассказано о пакете Боба, включающим в себя текстовый процессор, электронную почту, чековую книжку и другие приложения.

Боб был слишком грубым наброском хорошей идеи. «Проблема радикально новых вещей в том, что первые реализации обычно ужасны», размышлял Клифф Насс из Стэндфорда в 1999. «Но все ужасные продукты, если они новые, имеют некоторые функции, за которые можно простить всё. Индустрия нетерпима к разработкам, которые в целом плохи, но имеют потенциал… Она работает только с вещами, которые в среднем лучше.»

Боба убили эксперты. «Технические звезды говорили мне, что они похоронят Боба», писала Моника Харрингтон, занимавшаяся пиаром продукта. «Они не только не любили его, они были даже злы на то, что он был разработан. Это было личной неприязнью».

Боб не дотянул до поставленной планки. Харрингтон: «Ожидалось, что Боб будет продуктом меняющим стиль жизни, а он таким не стал.»

Ни один из этих диагнозов не дает нам полного представления, но в каждом из них есть доля правды. Еще следует принять во внимание, что Боб вышел всего за пять месяцев до Windows 95 – операционной системы, которая была менее топорная чем предыдущие версии. «Важно поговорить о Бобе во временном контексте», заявил Двайт Силверман из Houston Chronicle. «Он был выпущен до Windows 95 (хотя его можно использовать и в ней), в эру Windows 3.1, которая по большей части является надстройкой над DOS. Тогда было много альтернативных сред: Compaq’s Tabworks (которая была неплоха) и среда, которая поставлялась с ПК Packard Bell и использовала ту же «комнатную» метафору как у Боба. С выходом Windows 95, все эти надстройки потеряли свою актуальность, и Боб в том числе».

Мой дядя Боб


Оставил ли Боб потомство? Очевидно, что потомки есть в более поздних попытках Microsoft внедрить бобоподобный функционал в наиболее популярные программы. Например, гораздо большее количество людей работало со «Скрекой» и другими помощниками в Microsoft Office, чем с Бобом. (Как продемонстрировал Роджер Каденхэд, код помощников Office 97 настолько близок к Бобу, что возможно перетаскивать его персонажей в офис.)

Почти через семь лет после Боба, Microsoft вернула его главного героя в качестве помощника по поиску в Windows XP. Он был абсолютно не к месту, особенно в Windows XP Professional. Но если учесть, что XP всё еще самая популярная операционная система в мире, у Ровера еще есть работа.

В статье «За кулисами Боба» ветеран Microsoft Тэнди Тровер пишет о боковой ветви развития Боба Microsoft Agent. Agent – это платформа для создания бобоподобных персонажей для программ или веба. Этот пакет тоже не стал популярным. (Одно из мест где он использовался программа BONZIBuddy от Bonzi, для рекламных объявлений с говорящей обезьяной, получившую репутация еще хуже чем у Боба.)

Когда Скрепка была молода, несколько газет заявили, что она и другие персонажи являются доказательством преждевременности Боба. Но помощники так же были высмеяны как и Боб. А в конечном счете, все последующие социальные интерфейсы погибли: компания искоренила помощников в офисе, прибила помощника поиска в Vista и прекратила поддержку Microsoft Agent в Windows 7 (хотя, неофициальная поддержка всё еще доступна).
Более того, ни одна из технических компаний не имела успеха с чем-либо даже отдаленно напоминающим Боба, и даже особо не пыталась развить идею. Билл Гейтс обвинил Боба в чрезмерных требованиях к ресурсам, но в 2010 самый слабый нетбук способен запустить трехмерного попугая с голосовым управлением, которое он демонстрировал в 1995, но никто их не делает. Если кто-то сейчас оживит идею говорящих помощников-животных, то каждый обзор будет вспоминать Боба в первом параграфе. И не лучшими словами.

Более того…

Некоторые аспекты интерфейса Боба живы и даже полезны. Архивариус Боба Дан Роуз, являющийся его фанатом – «социальный интерфейс давал персональному компьютеру личность и, я считаю, это очень хорошей идеей» — провёл захватывающее расследование, показывающее что части Боба выжили в Windows 7 в виде всплывающих балунов с подсказками. Бесчисленные сайты, использующие пошаговые инструкции, делают это с помощью меню, являющихся отголосками интерфейса Боба и Publisher. А когда Apple Решила убедится, что iPad прост в использовании, она приняла тоже, что Microsoft сделала в девяностых, — они решили запускать все приложения в полноэкранном режиме.

Я вижу части Боба в Siri, новом приложении для iPhone, создатели которого описывают его как «персонального помощника». Вы говорите запрос в ваш iPhone; Siri слушает, преобразует в текст, выделяет смысл и выдает вам информацию. Что примечательно, оно хорошо работает. Но создатели Siri, среди которых как и у Боба есть стэндфордские исследователи, не считают необходимым дополнять его говорящими животными, пытающимися быть милыми. Как и Боб, программа выдает балуны с информацией в виде беседы, но не привязывает её к персонажу. Балуны сами по себе антропоморфны, а большего Siri не надо.

Это всё заставляет меня думать, что Боб пошел не той дорогой. Я понимаю, что пользователи в 2010 гораздо более развитые чем полтора десятилетия назад. Но скорее всего новички в 1995 приняли бы что-то более изящное, нежели уси-пуси зверинец Боба. Что-то, что относилось бы к ним как разумным взрослым, которые оказались незнакомы с компьютером.

Если б Microsoft направило Боба в этом направлении – сразу или серией обновлений – был бы немалый шанс, что сейчас его бы вспоминали как отправную точку. Может есть какая-то альтернативная реальность, в которой продукты также часто сравнивают с Бобом как и у нас, но это комплимент?


Еще статьи по теме:
A Guided Tour of Microsoft Bob
Bob and Beyond: A Microsoft Insider Remembers
The Secret Origins of Clippy: Microsoft’s Bizarre Animated Character Patents


Заметившим ошибки — заранее спасибо, кидайте, пожалуйста, в личку

Продукты для дома и офиса

Антивирус PRO32

  • Для дома

  • Для бизнеса

  • Защитит от вредоносных программ;
  • Защитит в сети;
  • Поставит родительский контроль;
  • Не будет нагружать систему
  • Применяет технологию эвристического обнаружения вредоносного ПО;
  • Использует технологии многоуровневой безопасности;
  • Исследует и предотвратит угрозы

Getscreen

Удаленный доступ Getscreen

  • Для дома

  • Для бизнеса

  • Поможет работать из дома, даже если рабочий компьютер в офисе;
  • Позволит удаленно управлять телефонами, планшетами, ТВ приставками;
  • Даст возможность удаленно помогать близким и родственникам
  • Поможет работать из дома;
  • Позволит организовать работу техподдержки;
  • Даст возможность администрировать корпоративные сети

MyPrivacy

Защита приватности данных MyPrivacy

  • Скроет геолокацию;
  • Защитит приложения паролем;
  • Создаст безопасное хранилище;
  • Проконтролирует доступ к социальным сетям

Passwork

Менеджер паролей
Пассворк

  • Пароли будут всегда под рукой;
  • Можно проводить аудит безопасности паролей;
  • Подойдет для совместной работы

О компании PRO32

Уже 17 лет поставляем IT‑решения

C 2005 года доставляем IT‑продукты для бизнеса любого размера, государственных структур
и домашних пользователей. В наш продуктовый портфель входят решения для обеспечения
кибербезопасности, менеджер паролей, сервис удаленного доступа и приложение для защиты приватности
пользователя на смартфонах.

Наши возможности

400

сертифицированных партнеров

28

компаний-дистрибьюторов

Обеспечиваем безопасность компаний от малого и среднего
бизнеса до крупных корпораций

Тысячи российских и международных компаний доверяют PRO32 защиту своего бизнеса

Решения для бизнеса

Аналитическая компания CB Insights опубликовала примеры самых неудачных продуктовых решений крупных компаний. В список из 101 пункта вошли проекты Apple, Pepsi, Google, BIC и других брендов. Редакция vc.ru приводит самые примечательные примеры.

Читать далее…

Смартфон Facebook Phone (2013 год)

В 2013 году Facebook представила собственный интерфейс для смартфонов под управлением ОС Android, получивший название Facebook Home. Первым телефоном с этим интерфейсом стал HTC First, который так и называли — Facebook Phone. На главном экране отображались сообщения от друзей и уведомления. Из-за низкого спроса компания AT&T, продававшая устройства, резко снизила их стоимость с $99 до 99 центов. В 2016 году проект свернули.

Игра «Инопланетянин» от Atari (1982 год)

В 1982 году Atari выпустила для своей приставки Atari 2600 игру E.T. the Extra-Terrestrial, основанную по мотивам одноимённого фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин». Только на покупку лицензии компания потратила более $20 млн. Atari выпустила четыре млн картриджей, 2,5 млн из которых в итоге были возвращены. Игровые эксперты назвали этот проект главным финансовым провалом Atari, а игру — одной из причин, вызвавших кризис игровой индустрии 1983 года.

Twitter Peek (2009)

Компания Peek в 2009 году выпустила аппарат Twitter Peek, при помощи которого пользователи Twitter могли проверять ленту и отправлять твиты. Однако устройство показывало только 20 последних сообщений, и пользователи сочли его бесполезным.

Virtual Boy от Nintendo (1995 год)

В 1995 году японская Nintendo выпустила игровую консоль Virtual Boy, способную отображать трёхмерную графику. Эффект достигался путём проекции двух отдельных образов (чёрный и красный) на две линзы с высоким разрешением, установленные в специальный игровой шлем. В 1996 году консоль была снята с производства после многочисленных жалоб покупателей на нестабильную работу устройства и сильную нагрузку на глаза.

Солнцезащитные очки со встроенным MP3-плеером от Oakley (2005 год)

Производитель очков и аксессуаров Oakley в 2005 году выпустил солнцезащитные очки со встроенным MP3-плеером Oakley Thump. Как пишут аналитики из CB Insights, очки были слишком дорогими ($495), выглядели «ужасно немодно», а звук в плеере был очень слабым.

MP3-плеер Zune от Microsoft (2006 год)

В 2006 году Microsoft выпустила MP3-плеер Zune, который должен был составить конкуренцию iPod. Пользователи отзывались об устройстве положительно. В частности, их привлекала функция обмена музыкой с другими владельцами Zune. Но этого, пишет CB Insights, было недостаточно, чтобы обойти по популярности плеер от Apple. В 2011 году Microsoft объявила о прекращении производства Zune.

Игровая приставка Pippin от Apple (1995 год)

В середине 90-х Apple предприняла свою единственную попытку создать игровую приставку. В 1995 году компания представила Pippin — консоль, предназначенная как для игр, так и для выхода в интернет. Apple намеревалась продавать лицензию на устройство сторонним компаниям. Единственной фирмой, которая занималась выпуском Pippin, была японская Bandai. Всего было выпущено от 42 тысяч до 100 тысяч устройств.

Графический интерфейс Bob от Microsoft (1995 год)

В 1995 году Microsoft выпустила графический интерфейс для работы на компьютере Bob, который должен был помочь пользователям ориентироваться в собственных файлах и упростить работу. Но сервис давал очень большую нагрузку на процессор, и проект свернули.

Сотовый телефон от ESPN (2006 год)

Американский кабельный спортивный канал ESPN в 2006 году представил собственный мобильный телефон с доступом к уникальному контенту компании. Эта идея была обречена на провал с самого начала, пишет CB Insights: «Это была неуклюжая раскладушка с паршивым интерфейсом, которая стоила $300».

Трёхмерный виртуальный мир от Google (2008 год)

Google Lively — это виртуальный 3D-мир, где пользователи могли создавать собственных персонажей и пространства, а также добавлять туда музыку или видео. Проект был запущен в 2008 году, через пять лет после старта аналогичного сервиса Second Life от Linden Lab. 31 декабря 2008 года Google закрыла Lively. Одной из причин провала проекта аналитики CB Insights называют отсутствие маркетинга и доступность сервиса только на Windows.

Сервис eWorld от Apple и AOL (1994 год)

В 1994 году Apple в партнёрстве с AOL запустила проект eWorld. Сервис позволял в удобном интерфейсе просматривать почту, новости, документы на компьютере и многое другое. В eWorld были интегрированы приложения более 400 компаний. Однако из-за высокой стоимости пользования сервисом и его недоступности на других платформах кроме Macintosh проект был закрыт.

Google Wave (2009)

В 2009 году Google Запустил веб-сервис Wave, объединяющий электронную почту с чатами, сервисами для совместного редактирования документов и другими платформами. Проект был призван упростить обмен контентом между пользователями. Однако люди не смогли найти сервису применение и в 2012 Google закрыл Wave.

Носимый миникомпьютер Poma от Xybernaut (2002 год)

В 2002 году компания Xybernaut представила носимый миникомпьютер Poma, с помощью которого можно было проверять электронную почту и слушать музыку. Poma работал на Windows CE и стоил $1,5 тысячи. Несмотря на принадлежность к носимым устройствам, Poma был совершенно не портативен, отмечает CB Insights.

Проверить уровень, усовершенствовать скилы.

Аналитическая компания CB Insights опубликовала примеры самых неудачных продуктовых решений крупных компаний. В список из 101 пункта вошли проекты Apple, Pepsi, Google, BIC и других брендов. Редакция vc.ru приводит самые примечательные примеры.

New Coke от Coca-Cola (1985 год)

В середине восьмидесятых годов Coca-Cola, столкнувшаяся с серьёзной конкуренцией со стороны других производителей газированных напитков, решила изменить классическую формулу своего напитка и запустить новый бренд — New Coke, немного послаще оригинальной «колы». Несмотря на успешные слепые тесты, компания столкнулась с многочисленными обвинениями со стороны потребителей, которые заявляли, что Coca-Cola не предоставила им выбора. В итоге Coca-Cola вернулась к классической формуле.

Смартфон Facebook Phone (2013 год)

В 2013 году Facebook представила собственный интерфейс для смартфонов под управлением ОС Android, получивший название Facebook Home. Первым телефоном с этим интерфейсом стал HTC First, который так и называли — Facebook Phone. На главном экране отображались сообщения от друзей и уведомления. Из-за низкого спроса компания AT&T, продававшая устройства, резко снизила их стоимость с $99 до 99 центов. В 2016 году проект свернули.

Игра «Инопланетянин» от Atari (1982 год)

В 1982 году Atari выпустила для своей приставки Atari 2600 игру E.T. the Extra-Terrestrial, основанную по мотивам одноимённого фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин». Только на покупку лицензии компания потратила более $20 млн. Atari выпустила четыре млн картриджей, 2,5 млн из которых в итоге были возвращены. Игровые эксперты назвали этот проект главным финансовым провалом Atari, а игру — одной из причин, вызвавших кризис игровой индустрии 1983 года.

Twitter Peek (2009)

Компания Peek в 2009 году выпустила аппарат Twitter Peek, при помощи которого пользователи Twitter могли проверять ленту и отправлять твиты. Однако устройство показывало только 20 последних сообщений, и пользователи сочли его бесполезным.

«Обезжиренные» чипсы от Frito-Lay (1998 год)

В конце девяностых производитель чипсов Lays Cheetos — Freto-Lay — запустил новую линейку «обезжиренных» чипсов Wow, в которых использовался синтетический заменитель жира олестра. Запуск новинки закончился жалобами потребителей на серьёзные проблемы с пищеварением и судебными исками.

Pepsi Crystal (1992 год)

В девяностых PepsiCo выпустила Pepsi Crystal — тот же Pepsi, но без кофеина. Такой ход в компании объяснили стремлением укрепить интерес людей к здоровому питанию. Но идея не нашла отклика, поскольку потребители, привыкшие к классическому Pepsi, были смущены прозрачным напитком со вкусом цитрусов.

Virtual Boy от Nintendo (1995 год)

В 1995 году японская Nintendo выпустила игровую консоль Virtual Boy, способную отображать трёхмерную графику. Эффект достигался путём проекции двух отдельных образов (чёрный и красный) на две линзы с высоким разрешением, установленными в специальный игровой шлем. В 1996 году консоль была снята с производства после многочисленных жалоб покупателей на нестабильную работу устройства и сильную нагрузку на глаза.

Солнцезащитные очки со встроенным MP3-плеером от Oakley (2005 год)

Производитель очков и аксессуаров Oakley в 2005 году выпустил солнцезащитные очки со встроенным MP3-плеером Oakley Thump. Как пишут аналитики из CB Insights, очки были слишком дорогими ($495), выглядели «ужасно немодно», а звук в плеере был очень слабым.

MP3-плеер Zune от Microsoft (2006 год)

В 2006 году Microsoft выпустила MP3-плеер Zune, который должен был составить конкуренцию iPod. Пользователи отзывались об устройстве положительно, в частности, их привлекала функция обмена музыкой с другими владельцами Zune. Но этого, пишет CB Insights, было недостаточно, чтобы обойти по популярности плеер от Apple. В 2011 году Microsoft объявила о прекращении производства Zune.

Игровая приставка Pippin от Apple (1995 год)

В середине девяностых Apple предприняла свою единственную попытку создать игровую приставку. В 1995 году компания представила Pippin — консоль, предназначенная как для игр, так и для выхода в интернет. Apple намеревалась продавать лицензию на устройство сторонним компаниям. Единственной фирмой, которая занималась выпуском Pippin, была японская Bandai. Всего было выпущено от 42 тысяч до 100 тысяч устройств.

Графический интерфейс Bob от Microsoft (1995 год)

В 1995 году Microsoft выпустила графический интерфейс для работы на компьютере Bob, который должен был помочь пользователям ориентироваться в собственных файлах и упростить работу. Но сервис давал очень большую нагрузку на процессор, и проект свернули.

Сотовый телефон от ESPN (2006 год)

Американский кабельный спортивный канал ESPN в 2006 году представил собственный мобильный телефон с доступом к уникальному контенту компании. Эта идея была обречена на провал с самого начала, пишет CB Insights: «Это была неуклюжая «раскладушка» с паршивым интерфейсом, которая стоила $300».

Трёхмерный виртуальный мир от Google (2008 год)

Google Lively — это виртуальный 3D-мир, где пользователи могли создавать собственных персонажей и пространства, а также добавлять туда музыку или видео. Проект был запущен в 2008 году, через пять лет после старта аналогичного сервиса Second Life от Linden Lab. 31 декабря 2008 года Google закрыла Lively. Одной из причин провала проекта аналитики CB Insights называют отсутствие маркетинга и доступность сервиса только на Windows.

Читать далее

Наверняка такое случалось с каждым: гуляя по бескрайнему пространству сети, наткнулся на полузабытый рекламный ролик из детства. Ролик, красочно описывающий преимущества товара, которого давным-давно нет на прилавках, а все потому, что он исчез так же быстро, как и появился. История рекламной индустрии знает множество таких примеров. Причин у провала продукта на рынке может быть множество: бездарная маркетинговая стратегия, неудачное время и место, а также соотношение цена-качество. Мы рассмотрим 22 наиболее ярких примера необдуманных рекламных кампаний, которые не принесли ничего, кроме убытков:

1. 1958 — Ford Edsel

История запуска этого автомобиля — любимый для Билла Гейтса пример того, «как не надо делать». Само название «Edsel» стало синонимом слова провал. Компания Ford инвестировала $400 млн. в новый автомобиль, представив его широкой публике в 1958 году. Предполагалось, что он займет нишу «среднедорогих» автомобилей на рынке. Однако, американцы упорно отказывались его приобретать, заявляя, что во времена экономического спада им нужны более экономные транспортные средства. Компанией были предприняты отчаянные попытки заинтересовать публику в новой модели. Так, в рекламной акции принимали участие звезды масштаба Луи Армстронга и Френка Синатры. Тем не менее, из 53 млн телезрителей, посмотревших ролик по телевизору, единицы отправились на следующий день в ближайший пункт продажи автомобилей. В итоге, производство было закрыто в 1960 году.

2. 1975 — Sony Betamax

1970-е годы ознаменовались прорывом в области видеоаппаратуры для бытового использования. Видеомагнитофон «Betamax» был рассчитан на использование кассет размером с записную книжку, но такой размер сокращал время записи до одного часа. Этот факт, а также то, что год спустя компания JVC представила миру формат VHS, и стали причиной того, что «Betamax» так и не сумел отвоевать себе место на потребительском рынке.

3. 1985 — New Coke

В начале 1980-х Кока-Кола проигрывала позиции компании «Пепси». Маркетологи бренда не смогли придумать ничего лучше, чем напиток, практически ничем не отличающийся по вкусу от своего конкурента.

Во время тестирования «Новая Кока» показала себя хорошо, однако сразу после запуска продукта оказалось, что это было заблуждение. Кампания была свернута через несколько недель, а вскоре бренд вернулся к старой рецептуре, сменив название на «Coca-Cola Classic».

4. 1989, 1992 — Pepsi A.M. и Crystal

В 1989 году маркетологи Pepsi попыталась составить конкуренцию самому распространенному утреннему напитку — кофе, выпустив газированную воду «для тех, кто пьет колу на завтрак». Кампания продлилась год, и была свернута. Затем, уже в 1992 году, была сделана новая попытка, на этот раз под лозунгом «Кристальный Pepsi», но и тут ничего не получилось, и в 1993 году о напитке все благополучно забыли.

5. 1989 — «Бездымные» сигареты Р. Дж. Рейнолдса

В 1980-х гг., как раз когда борьба с курением в Америке начала понемногу набирать обороты, производитель сигарет Р. Дж. Рейнолдс вложил $325 млн в создание сигарет без дыма. Но курильщикам они не пришлись по вкусу, и через четыре месяца были сняты с производства.

6. 1990 — Coors Rocky Mountain Spring Water

Это был очень интересный эксперимент по расширению товарного ассортимента от пивоваренной компании Coors. Однако выяснилось, что любители пива предпочитают, чтобы производители их любимого напитка продолжали выпускать пиво, а не минеральную воду.

7. 1993 — Apple Newton

Карманный компьютер Newton от Apple доказывает, что когда-то компания знавала не самые лучшие времена. Эта модель была плоха практически с любой стороны: цена начиналась от $700, она был слишком громоздким для карманной модели, и настолько плохо распознавала рукописный ввод, что этот факт даже высмеяли в одном из эпизодов телесериала «Симпсоны».

8. 1995 — Microsoft Bob

Microsoft Bob задумывался как простой графический интерфейс для работы на ПК. Разработкой проекта занималась жена Билла Гейтса, Мелинда. Через год после запуска Bob был ликвидирован. Причиной же стало то, что Боб был графической надстройкой над стандартным оконным интерфейсом, который, в свою очередь, был графической надстройкой над MSDOS-средой. Такая многослойность была не по силам слабым процессорам, и чаще всего пользователь просто подолгу любовался на песочные часы вместо указателя мыши.

9. 1996 — McDonald’s Arch Deluxe

В 1996 компания McDonald’s анонсировала выход нового продукта под названием «Arch Deluxe». Он предназначался для гурманов, то есть, как раз для тех людей, кто не составляет основную целевую аудиторию данной сети ресторанов. Чтобы получить признание среди искушенной публики, корпорация потратила $100 млн, но так и не добилась успеха.

10. 1997 — Orbitz soda

Несмотря на то, что газированная вода, которая выглядела, как лавовая лампа, нравилась детям, вкусной она не была. Попробовавшие ее люди говорили, что она напоминает им сироп от кашля. Яркая, но невкусная газировка продержалась на прилавках всего год. Тем не менее, ее до сих пор можно купить на eBay.

11. 1998 — Frito-Lay WOW!Chips

«Слишком хорошо, чтобы быть правдой» — так думал почти каждый потенциальный покупатель, прочитавший на пачке чипсов «WOW!» о том, что они обезжиренные. И действительно, ничто не достается даром, в том числе и обезжиренные чипсы, ведь в их состав входили вещества, вызывавшие диарею и желудочные колики практически у каждого, кто их пробовал.

12. 1999 Йогурт от Cosmopolitan

В 1999 году журнал Cosmopolitan предпринял попытку запуска собственного йогурта. Но к тому времени рынок кисломолочных продуктов оказался достаточно заполненным, а основная целевая аудитория журнала, как известно, с ужасом считала лишние калории, и в прибавке веса не нуждалась.

13. 2006 — Microsoft Zune

Плеер Zune был создан как противовес популярному iPod. Но ничего не получилось. А причиной всему то, что в целом неплохой продукт так и остался в отстающих, не сумев показать, чем же он лучше продукции Apple. Но есть и хорошая новость — его можно купить вместе с бутылкой Orbitz.

14. 2006 — Мобильный телефон Sanyo

Этот мобильный телефон был представлен в январе 2006 года компанией ESPN. Предполагалось, что устройство также откроет доступ к уникальному контенту компании. Но никто так и не купил мобильный телефон за 400$, и производство вскоре свернули.

15. 2006 — HD DVD

HD DVD задумывался как преемник DVD-диска. Начал выпускаться компанией Toshiba в марте 2006 года. Возможно, его ждал успех, если бы не компания Sony и формат Blu-ray. Последний гвоздь в крышку гроба HD DVD забили Warner bros., отдав предпочтение Blu-ray 4 января 2008 года.

16. 2007 — Joost

Joost, изначально известный как «The Venice Project» — это веб-сервис, позволявший просматривать различные телеканалы с помощью интернета. Пользователи могли составлять собственные плейлисты, и общаться друг с другом с помощью встроенного чата. Проект так и не был запущен из-за множества технических проблем, возникших при его разработке.

17. 2008 — Google Lively

Google lively был полностью трехмерным виртуальным миром, где пользователи могли создавать собственные комнаты, обустраивать их по своему вкусу, а также добавлять музыку и видеоролики из YouTube. Однако грянувший в том же году глобальный экономический кризис не позволил проекту жить и развиваться.

18. 2009 — JooJoo

Когда на свете существует iPad от Apple, который стоит $499, планшетный компьютер за такую же цену, но более слабый по своим техническим характеристикам, просто не может выжить. JooJoo появился в 2009 году, а в 2010 о нем уже никто не вспоминал.

19. 2009 — The Nook

Устройство для чтения электронных книг Nook было анонсировано в 2009 году. Компания возлагала большие надежды на этот проект, однако желающих приобрести девайс практически не нашлось. Возможно, все дело было в его цене — $249, которая была достаточно высокой, а может быть в довольно громоздком дизайне.

20. 2011 — Qwikster

В 2011 году Рид Хастингс, генеральный директор компании Netflix, заявил, что собирается запустить сервис по продаже DVD-дисков по почте под названием Qwikster. Это заявление вызвало шквал негатива со стороны клиентов, и не было реализовано.

21. 2011 — HP Touchpad

Компания HP прекратила выпуск планшетов TouchPad и смартфонов на webOS примерно через полтора месяца после их выпуска. За 49 дней в продаже было куплено всего 25 тысяч планшетов. Причина такого низкого спроса в том, что устройство не принесло с собой ничего нового, и не стало заменой iPad, как предполагалось.

22. 2013 — Facebook Home

Приложение Facebook Home — это социальная оболочка для мобильных устройств на android. Менее чем через месяц после релиза, цена двухгодовой подписки на услугу упала с $99 до $0,99, но практически никто, кроме самых отъявленных фанатов Facebook не заинтересовался приложением. Многие пользователи также отметили, что после установки Facebook Home мобильные гаджеты стали работать заметно хуже.

В этом году исполняется 25 лет Windows 95, и людям есть что сказать об этом. Моей любимой частью Windows 95 была печально известная программа под названием Microsoft Bob. Это был большой провал, но мне все равно он нравился.

Забытый кусок истории Windows

Windows 95 была революционной операционной системой, которая представила множество концепций, которые мы используем до сих пор. Знаковые функции, такие как меню «Пуск», панель задач, проводник Windows и корзина, впервые появились в Windows 95.

Одна вещь, которую не вспоминают с любовью с тех дней, — это Microsoft Боб. Он был выпущен в 1995 году в виде компакт-диска за 99 долларов и также поставлялся на некоторых компьютерах с Windows 95. Именно так я впервые наткнулся на Боба в детстве, и эти отношения я помню по сей день.

На самом базовом уровне Microsoft Bob был альтернативой типичному интерфейсу рабочего стола. Вместо столбцов со значками и меню «Пуск» ваш рабочий стол был виртуальной комнатой. Каждый, кто использовал компьютер, мог создать свою собственную комнату, которая была частью большого виртуального дома.

Опыт Боба начался у входной двери. Чтобы войти в систему, вы буквально щелкнули дверным молотком, чтобы открыть защищенные паролем профили пользователей. От металлического звона дверного молотка до хлопка пузырей при нажатии на меню — процесс входа в систему был ностальгическим шведским столом звуковых эффектов.

Входная дверь и молоток в Microsoft Bob.https://www.howtogeek.com/wp-content/uploads/2020/08/bob-startup.mp3

Как только вы оказались внутри, появилась ваша комната. Когда дело дошло до выбора комнаты, было удивительно много вариантов. Вы можете выбрать как тип комнаты (чердак, гараж, кухня и т. Д.), Так и стиль (замок, с привидениями, ретро и т. Д.), Который вам нужен.

Комнаты также можно было легко настроить. Была большая библиотека объектов, которые вы могли добавлять и перемещать по своему усмотрению. Вы также можете изменить внешний вид объектов. Чтобы исследовать дом, вам просто нужно щелкнуть одну из дверей и выбрать новую комнату для посещения.

Меню комнаты в Microsoft Bob.

И снова комнаты использовались как рабочие столы. Объекты были ярлыками для приложений Windows. У Боба был собственный набор приложений, но вы также могли добавить ярлыки ко всем обычным приложениям Windows. На изображении ниже я добавил несколько игр на книжную полку.

В

Ваш полезный «личный гид» наблюдает за всем этим из угла экрана. Большинство людей помнят, что это собака Ровер, но вы могли выбрать и других персонажей. У всех были милые имена и предыстории. Персональный гид как бы действовал как меню «Пуск» с множеством опций, к которым вы могли получить доступ в любое время.

Собака Бродяга делится информацией о Бодлере на рабочем столе комнаты Microsoft Bob.

Для кого был Боб?

Есть ряд хорошо задокументированные причины почему Microsoft Боб потерпел неудачу, но его главный недостаток мог быть просто отсутствием самосознания.

Когда вы впервые смотрите на красочный интерфейс Боба, забавные инструменты для дизайна интерьера и мультяшных компаньонов, кажется, что он ориентирован на детей. Вероятно, это не тот интерфейс, который вы бы использовали, если бы были знакомы с компьютерами.

У чего-то вроде Боба в 1995 году был гораздо больший потенциал, потому что не так много людей имели или использовали компьютеры. Однако взрослым, которые только начинали их использовать, это, вероятно, показалось снисходительным. Представьте, что вам 35 лет, и у вас есть мультяшная собака, которая держит вас за руку, открывая приложение-календарь.

Ровер собаки

Неспособность Microsoft понять аудиторию Боба впервые была продемонстрирована, когда технические журналисты рассмотрели ее перед запуском Windows 95. Поскольку Microsoft продавала Боба как программное обеспечение для «всех», технически подкованные журналисты рассматривали его как таковое. Конечно, техническим журналистам не нужен был упрощенный интерфейс, поэтому обзоры не были добрыми.

Microsoft Bob мог бы работать как нишевый продукт, но это было противоположностью того, чего хотела Microsoft. Весь маркетинг был о том, как «все в вашей семье» полюбят Боба. Вместо того чтобы сосредоточиться на сильных сторонах Боба для новичков, Microsoft выдвинула их как нечто, что должен использовать каждый.

Маркетинговая брошюра для Microsoft Bob.

Почему я любил Боба

Первым компьютером, который я помню, был Gateway 2000 под управлением Windows 95. У меня был компьютер большую часть жизни, но я также помню, когда они были новыми.

Я очень быстро освоил компьютеры (я хорошо помню, как использовал MS-DOS для игры в Commander Keen). Тем не менее, мне было всего около 9 лет, так что я был в подходящем возрасте, чтобы оценить Боба. У меня не было проблем с использованием стандартного рабочего стола, но Боб был просто веселее. К тому же это не казалось снисходительным для такого молодого человека.

Меню оформления объектов Ровера в Microsoft Bob.

Одно из моих любимых занятий в Бобе было отремонтировать комнаты и все настроить. Я был из тех парней, которые реорганизовали свою настоящую спальню просто ради удовольствия. Спустя годы после Боба мне нравилось делать то же самое в The Sims.

Еще мне и моим сестрам нравилось в Бобе ГеоСафари игра-викторина, в которой был свой личный гид по слонам по имени Хэнк. Это было познавательно, но весело, так что не хотелось учиться.

Викторина в

Главное, что мне понравилось в Microsoft Bob, — это наличие собственного «пространства». Моя комната в Бобе была частью компьютера, который полностью принадлежал мне. Я мог заставить его выглядеть так, как я хотел, играть в игры и просто чувствовать себя «как дома» за компьютером.

На самом деле немного забавно, что я так любил Боба, потому что я использовал его совсем не так, как предполагалось Microsoft. Я не помню, как запускал приложения из интерфейса Боба, но тогда единственными приложениями, которые меня интересовали, были MS Paint и Hover.

Спальня в детстве Джо и личный гид горгульи в Microsoft Боб. Мой любимый стиль спальни и личный гид.

То, как я использовал Боба, объясняет, почему это в конечном итоге провалилось: Microsoft не понимала, для кого это было. Боб получил бы большую пользу от более целенаправленного подхода. Лучше всего было бы полагаться на игру и продвигать ее как инструмент, чтобы научить детей пользоваться компьютером. Боб определенно научил меня работать с компьютером.

Постоянный отпечаток Боба

Анимированный подарок горящего кухонного стола в Microsoft Bob.

В то время как Боб был неудачником (и не ошибитесь, он потерпел серьезную неудачу), его часть продолжится в будущих продуктах Microsoft. Персональные гиды — самый очевидный пример.

Клиппи спрашивает, не нужна ли вам помощь в написании письма. Виртуальный помощник Clippy.

Печально известный помощник Clippy в Microsoft Office — самый известный, но не единственный. Фактически, Microsoft на самом деле вернул Ровер в качестве помощника по поиску в Windows XP. Сегодня у многих из нас есть цифровой помощник — вы, вероятно, используете Siri или Google Assistant каждый день.

Хотя некоторые идеи, использованные в Бобе, опережали свое время, их реализация была неправильной. Понять традиционный интерфейс рабочего стола не так уж сложно, и людям не нужно, чтобы приложение часов выглядело как физические часы. Точно так же профили пользователей работают так же хорошо, как комнаты в виртуальном доме.

Ясно, однако, что социальные и личные концепции Боба были разумными. В настоящее время принято взаимодействовать с программным обеспечением в диалоговом режиме. Приложения и веб-сайты проведут вас через процесс настройки, используя обычный язык. Siri и Google Assistant буквально разговаривают с нами как с людьми. Боб просто зашел слишком далеко.

К сожалению, Майкрософт Боб всегда будет помнить как об одной из самых больших ошибок компании. Для меня это приятное воспоминание из первых дней работы с Windows. Даже самые странные продукты могут найти любящую аудиторию. Надеюсь, на пенсии к тебе хорошо относятся, Боб.

В

АрхивСтатьи

Пятнадцать лет назад в Microsoft считали, что компьютерный интерфейс должен походить не то на настоящие столы и комнаты, не то на популярные тогда игры-квесты.

Знаете ли вы, как зовут пса породы золотистый ретривер, который появляется, когда вы выбираете функцию поиска в Windows XP? Нет? Знакомьтесь: Ровер — заслуженный ветеран компании Microsoft. Этот лохматый друг человека поселился в продуктах компании более пятнадцати лет назад.

10 марта 1995 года Microsoft выпустила первую (и единственную) версию удивительного и неоднозначного по тем временам продукта — Microsoft Bob.

Если взглянуть на Боба с позиции нынешнего компьютерно просвещённого племени, то, кроме улыбки, этот Desktop Environment (то бишь среда рабочего стола операционной системы) вызовет, может быть, немного ностальгии по канувшим в Лету шестнадцатиразрядным программам. А между тем цель, которую ставили перед собой разработчики Microsoft Bob, — самая благородная: создание пользовательской среды операционной системы на основе парадигмы «Окружающий нас мир».

Сейчас, когда ребёнок умеет произносить слово «файл» чуть ли не раньше, чем «агу», эта парадигма не сработает. А вот в далёкие 90-е интерфейс командной строки персональных компьютеров и даже оконно-файловый GUI для большинства пользователей был сродни заклинаниям магов. Открыть папку, в которой открыть папку, в которой создать папку, в которой создать новый текстовый документ. «Авада Кедавра» и «Ридикулус», короче.

Установив же программу Microsoft Bob, пользователь с самых первых шагов попадал в мир привычных ему вещей. А регистрацией в системе была имитация стука в дверь.

На пороге нас встречал дружелюбный и всегда готовый помочь пёс Ровер, а весь компьютерный мир умещался в гостиную, кухню и прочие штатные помещения обыкновенного дома. При этом комнаты эти были наполнены вещами для повседневных компьютерных дел: настенными и настольными календарями, картотекой адресов друзей или клиентов, писчебумажными принадлежностями для графоманства, лотками для входящей и исходящей почты и даже книгой рецептов.

Назначение большинства предметов в гостиной Microsoft Bob было интуитивно понятным. Любителям квестов было где вдоволь пощёлкать мышкой.

Создание текста в Microsoft Bob было наполнено подсказками. Ошибиться было практически невозможно.

В виртуальном доме Microsoft Bob была даже кухня. Например, для того чтобы хранить рецепты.

Даже далёкому человеку было очень просто сообразить, как, например, написать письмо, поскольку при работе с электронной почтой в Microsoft Bob мастер подсказок помогал выбрать шаблон оформления, разыскать имя в адресной книге, вложить в письмо фотографию или рукопись нетленного романа. Напомню, все это работало в 1995 году — всего через десяток лет после появления первых IBM PC. Программа, как и большинство тогдашнего софта, была 16-битной и не блистала графическими возможностями, поражающими воображение.

Среди заявленных для Боба системных требований были:

  • процессор не ниже Intel 486SX;
  • целых 8 мегабайт оперативной памяти (немыслимая в 1995 году роскошь);
  • 32 мегабайта дискового пространства;
  • Super VGA-видеокарта, отображающая не меньше 256 оттенков;
  • флоппи-диск для установки и работы с документами, мышь и модем, работающий с пропускной способностью 9,6 килобит в секунду.

Трудился Боб под управлением операционной системы Microsoft Windows 3.1. Впрочем, в силу программной совместимости его легко можно было запустить на Windows 95 и даже на Windows 98.

Почему же Microsoft Bob заглох на предрелизной версии 1.0? Главная причина — волна насмешливо-едкой критики в стиле «на кого рассчитан этот детский квест?». Технологической причиной было то, что, работая под управлением Windows 3.1, Боб был графической надстройкой над стандартным оконным интерфейсом, который, в свою очередь, был графической надстройкой над MSDOS-средой. Такая многоярусность заставляла слабые процессоры выть от натуги, и работа в виртуальном доме Боба чаще всего выливалась в длительный просмотр песочных часов на месте указателя мыши.

Проект Microsoft Bob закрыли, отведя ему почётное место в базе знаний разработчиков MSDN.

Если вы думаете, что этот проект Microsoft — единственный провал подобных интерфейсов, то сильно ошибаетесь. Примерно в те же годы схожий проект Magic Cap, ориентированный на мобильные устройства, тоже заблудился в дебрях детского квеста и не нашёл дороги к широкой публике. И это при том, что им занимался один из проектировщиков GUI для компьютеров Apple Билл Эткинсон (Bill Atkinson).

Боб умер, но дело его живёт. Ведь именно на нём были откатаны «мистер Скрепка» из 32-разрядного Microsoft Office и всплывающие «баллоны» уведомлений в современных версиях Windows. А золотистый ретривер по кличке Ровер до сих пор весело приветствует пользователей Windows XP.

Статья «Microsoft Bob: рабочий стол образца 1995-го» предоставлена изданием Mobi.ru.

Читайте также на mobi.ru

  • Ericsson R380s: первый телефон на Symbian
  • Предварительный обзор ОС Android 3.0 Honeycomb: горшочек мёда для планшетов
  • Трудности переезда: мигрируем с Windows Mobile на Android
  • HP PAVILION dm1-2100er: распаковка
  • Samsung S8530 Wave II: обзор мультимедийного смартфона на платформе bada
  • Lenovo IdeaPad U260: обзор металлического 12,5-дюймового ноутбука

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Какие документы должна предоставить транспортная компания заказчику
  • Как отправить реквизиты своей карты сбербанка через сбербанк онлайн
  • Как отследить посылку транспортной компании кит по номеру накладной
  • Как перевезти вещи в другой город через транспортную компанию форум
  • Как перевести деньги на реквизиты организации через сбербанк онлайн