КонсультантПлюс: примечание.
Если до 01.01.2021 начато проведение обязательного аудита организации, которая в соответствии с ч. 1 ст. 5 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 476-ФЗ) стала вправе не проводить такой аудит, указанные положения применяются к ней с отчетности за 2021 г.
1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:
1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;
4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей;
5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.
(п. 5 введен Федеральным законом от 16.04.2022 N 114-ФЗ)
(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 476-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Обязательный аудит проводится ежегодно.
КонсультантПлюс: примечание.
Ч. 3 ст. 5 применяется начиная с обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).
3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
(часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2021 N 435-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Добавить в «Нужное»
Обязательный аудит в 2023 году
Традиционно Минфин выпускает письмо с перечнем случаев обязательного аудита по итогам очередного календарного года. Однако письмо с перечнем тех, кто подлежит обязательному аудиту по итогам 2022 года, пока не вышло. Но к аудиту лучше подготовиться заранее, в частности, выбрать аудиторскую компанию и заключить с ней договор на проведение обязательного аудита.
Так какие организации подлежат обязательному аудиту по итогам 2022 года в соответствии с законодательством?
Обязательный аудит проводится в случаях, перечисленных в ч.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ, а также в иных федеральных законах.
В частности, обязательному аудиту подлежит бухгалтерская отчетность следующих компаний:
- публичные АО (вне зависимости от величины выручки и активов);
- организаций (за исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, ведущих свою деятельность в соответствии с Законом от 19.06.1992 N 3085-1), у которых доход, полученный от ведения предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном налоговым законодательством, за 2021 год составляет более 800 млн руб. и/или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2021 составляет более 400 млн руб.;
- организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ;
- организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
- организаций, для которых обязательный аудит предусмотрен специальным законом (например, застройщиков в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ);
- АО, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ и (или) муниципального образования
Причем организация должна проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности, даже если она является малым предприятием, но подпадает под какой-либо из указанных выше критериев.
Полный перечень случаев обязательного аудита подготовлен специалистами системы Консультантплюс.
Порядок проведения обязательного аудита 2022
Обязательный аудит проводится ежегодно, при этом конкретные сроки проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2022 год законодательно не установлены (ч. 2 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).
Вместе с тем, по общему правилу аудиторское заключение должно быть представлено в ИФНС либо вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Следовательно, к концу декабря 2023 г. не только должна быть проведена обязательная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности за 2022 г., но и составлено аудиторское заключение по итогам этой проверки.
Важно знать, что обязательный аудит могут проводить только аудиторские организации (ч. 3 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).
Подлежит ли консолидированная финансовая отчетность обязательному аудиту
Да, такая отчетность подлежит обязательному аудиту (ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ).
В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ указано, кто обязан регулярно проходить аудиторскую проверку. В первую очередь это предприятия с высокой доходностью (от 800 млн руб. в год), а также те компании, деятельность которых затрагивает интересы широкого круга людей.
Эксперты бухгалтерского консалтингового агентства «Простые решения» рассказали, что такое аудит, зачем он нужен и для кого его отменили в 2023 году.
- Что такое аудит
- Кто обязан проходить аудит
- Кого освободили от аудита в 2023 году
- Советы экспертов
Аудиторская проверка — это комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При анализе специалисты оценивают ведение бухгалтерской отчетности и законность проводимых операций. Аудит бывает обязательным. Такие проверки осуществляются в установленные законодательством сроки. Бывают и инициативные, когда анализ проводят по решению руководства.
Иногда аудиторскую проверку проводят частями. Например, первый этап включает оценку деятельности компании по итогам первого полугодия или второго и третьего кварталов, а второй этап — по завершении года.
Аудиторские проверки проводятся на основании Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Федеральных стандартов аудиторской деятельности.
Каждый специалист в сфере бухгалтерии знает, что обязанность проводить аудит возникает по требованию законодательства с целью контроля деятельности социально значимых предприятий. И поскольку до отчетной кампании за 2022 год остались считанные недели, уже пора готовить документы к проверкам.
Напомним, деятельность компании подлежит аудиту, если:
- сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн руб.;
- доход от предпринимательской деятельности (учитываемый для целей налогообложения) составляет более 800 млн руб. за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.
Это регламентирует ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Аналогично под поверку должны попадать те предприятия, форма организации которых — акционерные общества, как закрытые, так и открытые. Это требование зафиксировано в п. 5 ст. 67.1 ГК РФ и в п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208.
Согласно Федеральному закону от 16.04.2022 № 99-ФЗ и Федеральному закону от 16.04.2022 № 114-ФЗ в указанных выше нормативных актах (ст. 67.1 ГК РФ и ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208) произошли изменения, которые вступают в силу 1 января 2023 года.
Благодаря нововведениям ежегодно проводить аудит будут обязаны только открытые акционерные общества. Соответственно, для закрытых акционерных обществ с доходом до 800 млн руб. и суммой активов баланса до 400 млн руб. (включительно) отменена обязанность проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности.
Однако для непубличных обществ сохраняется право на проведение аудита по собственной инициативе, как и у любой другой организации. Правда для этого нужно коллегиальное решение тех аукционеров, которые имеют право голоса на общем собрании. Хотя они вправе проводить аудиторские проверки, если решение об этом примет общее собрание акционеров.
Аналитики рекомендуют не отказываться от аудита, даже если предприятие не обязано его проводить. Так, инициативный аудит помогает выявить ошибки в ведении учета и наладить грамотные бизнес-процессы. Такой аудит можно сравнить с профилактикой. Ведь лучше предотвратить болезнь, чем лечить ее последствия.
Иногда на аудите могут настаивать потенциальные инвесторы. А иногда проверка необходима при увольнения главного бухгалтера (чтобы подстраховать компанию на случай, если специалист вел учет с нарушениями).
Помните, аудиторское заключение не является отчетным налоговым документом и предоставлять его в налоговый орган не нужно. Однако при необходимости ФНС может запросить у аудиторов все материалы по той или иной проверке. А вот в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц результаты обязательного аудита подать вы будете обязаны (ч. 6 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ).
Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ
Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:
ВАЖНО! Обычные ООО подпадают под обязательный аудит в 2023 году, если налоговый доход за 2022 год превысил 800 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса за 2022 год превысила 400 млн руб.
Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.
Полный перечень критериев обязательного аудита отчетности за 2022 год см. здесь.
Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.
Как пройти обязательный аудит и сдать заключение, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность
Для акционерных обществ с 1 января 2023 года произошли определенные изменения в части проведения обязательного аудита.
Напомним, как было ранее. Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появлялось словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникала обязанность по проведению аудита (ст. 67.1 ГК РФ). При этом не имело значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играло роли и форма: ПАО или АО.
Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:
С 1 января 2023 г. непубличные акционерные общества освобождены от обязательного аудита. При этом они:
- не должны находиться в госсобственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципалитетов;
- не должны подпадать под аудит по другим основаниям (превышение выручки или валюты баланса над установленными лимитами, осуществление определенных видов деятельности).
Освобождение от обязательного аудита не запрещает непубличным АО проводить аудит по инициативе собственников, имеющих право голоса на общем собрании акционеров.
Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!
Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).
Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.
Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:
- «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг?»;
- «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)».
Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита
Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (ст. 5 закона «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ).
Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:
Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).
Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.
Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 800 миллионов — аудит неизбежен
В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.
Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:
Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.
Пример
Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2022 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.
Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано будет провести аудит за 2023 год и представить аудиторское заключение.
При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на доли процента. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.
Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.
Какова ответственность за непроведение обязательного аудита, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам
Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.
Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:
Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2022 год
Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года они существенно изменились. Теперь основная масса организаций сдает бухотчетность в ГИР БО и не сдает ее в Росстат.
Порядок представления отчетности и аудиторского заключения подробно описан в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать. В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.
Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит. Не станет исключением и аудиторское заключение за 2022 г. Его нужно будет направить в налоговую вместе с бухгалтерской отчетностью в электронном виде. Если же его не подготовят к этому моменту, то сдать его нужно будет не позднее 10 рабочих дней со дня подписания, но не позднее 31 декабря текущего года.
Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения узнайте здесь.
Итоги
Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).
Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.
Кто подлежит обязательному аудиту?
В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).
Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита
Нормативно-правовая основа |
Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту |
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ) |
Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам |
Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй |
|
Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб. |
|
Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб. |
|
Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88 |
Акционерные общества |
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42 |
Кредитные организации |
Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29 |
Страховые организации |
Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22 |
Общества взаимного страхования |
Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5 |
Организации — организаторы торговли |
Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5 |
Клиринговые организации |
Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50 |
Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда |
Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54 |
Жилищные накопительные кооперативы |
Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 |
Застройщики |
Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33 |
Кредитные потребительские кооперативы |
Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15 |
Микрофинансовые компании |
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22 |
Негосударственные пенсионные фонды |
Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35 |
Политические партии |
Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5 |
Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность |
Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.
ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.
Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.
В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.
Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.
Представление аудиторского заключения в ГИР БО
Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).
ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.
Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:
- если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
- если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;
Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.
Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.
Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе
Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).
В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).
Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.
За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.
Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):
- нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
- непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
- повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.
Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.
Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?
В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.
Особенности раскрытия информации акционерными обществами
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.
ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.
Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.