«Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» актуализирована в соответствии с директивами Правительства России и одобрена на заседании правления компании. В ближайшее время обновленный вариант документа будет вынесен на рассмотрение совета директоров ОАО «РЖД».
«При актуализации мы исходили из директив правительства и опыта компании в части цифровой трансформации и импортозамещения, а также результатов оценки «цифровой зрелости» и технологического развития, проведенных ведущими консультантами. В соответствии с директивами велось взаимодействие и отработка замечаний с Минтрансом и Минцифры России», – сказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. Он также подчеркнул, что актуализированная стратегия увязана с «Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» и стратегическими документами государственного уровня, в частности, отраслевой стратегией цифровой трансформации, разработанной Минтрансом России.
Основные цели «Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» – это обеспечение цифрового лидерства, расширение продуктовой линейки транспортных услуг, повышение эффективности бизнес-процессов и обеспечение технологической безопасности.
При актуализации оценивался текущий статус цифровых проектов и перспективы, уточнялись их эффекты и ключевые показатели эффективности. В числе наиболее перспективных: внедрение технологии информационного моделирования (BIM-системы) в управлении жизненным циклом объектов, автоматизированное планирование ремонтов и текущего содержания инфраструктуры, интегрированная система взаимодействия с клиентами в части грузовых перевозок, внедрение смарт-контрактов на блокчейн-платформе и другие.
«Очень серьезно был расширен блок по кадровому обеспечению цифровой трансформации. Для нас это важнейшее направление, поскольку именно от этого зависит итоговый успех. Масштабные программы цифровой трансформации реализуют все крупнейшие компании, и нам необходимо не просто привлекать и подготавливать высококвалифицированный персонал, но и удерживать специалистов, укрепляя бренд работодателя для «цифровых» специальностей», – отметил Евгений Чаркин.
В стратегии детально проработаны вопросы импортозамещения в области ИТ. В компании реализуется план по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, по всем классам ПО определены целевые значения.
Мониторинг эффективности реализации актуализированной стратегии будет проводиться Минцифрой России по перечню из 20 ключевых показатели эффективности, которые включают, в том числе, долю расходов на закупку российского программного обеспечения и увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий.
Минувший 2020 год стал первым годом реализации Стратегии цифровой трансформации, которая реализуется в компании. Что уже сделано и какие планы сформированы на следующий год, «Вестнику» рассказали заместители генерального директора ОАО «РЖД», курирующие различные направления деятельности холдинга.
Сергей Кобзев, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – главный инженер
– Какие технологии и где были внедрены в курируемых вами подразделениях в этом году? Как вы оцениваете их эффективность?
– 2020-й – первый полный год реализации Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД». Сегодня в работе находятся 49 из 55 проектов, предусмотренных Стратегией, успешно реализованы четыре, а ещё два готовятся к запуску в следующем году.
В рамках цифровых проектов применяются современные цифровые технологии, в частности на основе технологии цифрового моделирования в строительстве (BIM) созданы цифровые двойники пилотных объектов, на основе распределённых реестров разрабатывается доверенная среда локомотивного комплекса, обеспечен контроль жизненного цикла деталей грузовых вагонов, внедряются смарт-контракты в сфере грузовых перевозок.
В марте правление компании утвердило Программу развития информационных технологий ОАО «РЖД» на период до 2025 года. Этот документ увязывает развитие IT-инфраструктуры и проекты Стратегии цифровой трансформации и определяет технологическую основу для внедрения прорывных цифровых технологий, цифрового покрытия сквозных процессов и систематизации процессов управления данными. Налажена работа с новыми идеями и инициативами по проектам в сфере цифровой трансформации.
Завершается формирование цифрового субхолдинга под управлением компании «РЖД-Технологии», возросла эффективность работы входящих в него компаний. Например, ООО «ОСК «ИнфоТранс», сервисная компания в сфере IT, вышла на безубыточность, выросло и качество предоставляемых услуг.
Отдельно хочу остановиться на том, что использование цифровых технологий помогло компании справиться с вызовами коронавирусной инфекции. В начале пандемии всего за несколько дней была решена уникальная задача: на удалённый режим работы были переведены 115 тыс. сотрудников. При этом удалось соблюсти все требования информационной безопасности, обеспечить устойчивую работу корпоративных систем, ввести в действие системы мгновенного обмена сообщениями и мобильной видео-конференц-связи. Недавно это пришлось сделать во второй раз.
– Какие цифровые решения планируется внедрить в следующем году?
– В следующем году мы продолжим работу по оптимизационным, методическим и организационным задачам цифровой трансформации. Мы видим ряд проектов, имеющих потенциал дальнейшего развития и получения дополнительных эффектов, а также внушительный набор новых цифровых инициатив.
В следующем году планируются утверждение и реализация Концепции прослеживаемости жизненного цикла материальных активов ОАО «РЖД» с использованием технологий маркировки. Это обеспечит наполнение информационных систем компании актуальной информацией о состоянии материальных ресурсов от момента их производства до выбытия из эксплуатации. Планируем развитие собственной технологической базы Интернета вещей для сбора ключевой информации в режиме реального времени и повышения точности информации, с которой мы работаем. Продолжится работа по внедрению технического зрения, технологий дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта в производственные процессы компании, созданию системы экологического мониторинга на сети железных дорог и многим другим проектам. Результаты этой работы будут видны всем – нашим клиентам, партнёрам, государству.
Справка
В начале пандемии всего за несколько дней была решена уникальная задача: на удалённый режим работы были переведены 115 тыс. сотрудников. При этом удалось соблюсти все требования информационной безопасности, обеспечить устойчивую работу корпоративных систем, ввести в действие системы мгновенного обмена сообщениями и мобильной видео-конференц-связи
Олег Валинский, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги
– Какие технологии и где были внедрены в курируемых вами подразделениях в этом году? Как вы оцениваете их эффективность?
– В этом году мы существенно продвинулись в реализации проектов Стратегии цифровой трансформации и перешли от оцифровки процессов к их автоматизации. Запущен «личный кабинет машиниста», разработаны алгоритмы автоматического планирования работы локомотивных бригад, расчёта баланса парка локомотивов, реализованы первые версии систем сопровождения операционной деятельности эксплуатационных локомотивных депо, выпущенные на новой платформе. Заключено соглашение о взаимовыгодном обмене данными с компаниями, выполняющими сервисное обслуживание локомотивов, ведутся работы по наполнению такими данными доверенной среды локомотивного комплекса. Выполнен ряд интеграций Единой корпоративной системы управления локомотивным комплексом (ЕК АСУТ) с производственными и статистическими системами.
Кроме того, началась опытная эксплуатация смарт-контрактов в процессах взаимодействия с нашими партнёрами, выполняющими сервисное обслуживание локомотивов.
Стартует пилотная эксплуатация алгоритмов автоматического подбора и оповещения локомотивных бригад, а также новых версий линейных АРМ в ЕК АСУТ. Пилотная эксплуатация будет происходить в пяти эксплуатационных локомотивных депо – Рыбное, Кинель, Новосибирск, Иркутск и Хабаровск.
Хочу подробнее остановиться на основных задачах.
«Личный кабинет машиниста» – это мобильное приложение, предназначенное для получения работником локомотивной бригады служебной информации. Оно работает на личных мобильных устройствах с доступом к основным автоматизированным системам и информационным ресурсам ОАО «РЖД» через Интернет.
В «личном кабинете» есть производственный и информационный блоки. Производственный блок позволяет ознакомиться с датой и временем назначенной явки, с материалами предрейсового и других видов инструктажей, позволяет вести электронный формуляр машиниста, вводить информацию по замечаниям машиниста с передачей в АСУ НБД ЗМ, вести журнал технического состояния локомотива формы ТУ-152, а также передавать фотографии дополнительных документов в расшифровку.
Информационный блок должен сообщать машинисту о плановом графике работы, наступлении контрольных сроков прохождения процедур, необходимых для допуска к эксплуатационной работе, просмотр лицевого счёта с данными о выполненной работе, параметрах расхода топливно-энергетических ресурсов, расчётах участковой и технической скорости, о наличии соответствующих приказов в ходе допуска к работе и поездке. С помощью информационного блока можно ознакомиться с нормативной и технической документацией. А работники могут оперативно обменяться сообщениями.
«Личный кабинет машиниста» должен способствовать росту культуры отношений работников в коллективах, стать каналом обратной связи с Дирекцией тяги. Для этого в системе предусмотрен ряд социальных сервисов, таких как форум для обсуждения вопросов, блоги для выдвижения инициатив, система рейтингов социальной активности пользователей, выдвижение предложений по улучшению работы.
Система ЕК АСУТ призвана автоматизировать управление локомотивным парком, локомотивными бригадами и деповской инфраструктурой.
С 2018 по 2019 год были реализованы базовые функции ЕК АСУТ, которые позволяют получать справочную информацию и вести учёт состояния локомотивного парка, формировать данные и осуществлять мониторинг загрузки сервисных локомотивных депо, анализировать работу локомотивов из группы риска, составлять рейтинг приёмщиков локомотивов, анализировать работу подразделений.
В 2020 году основной упор был сделан на реализацию инструментов сопровождения процессов линейного уровня – дежурных по депо, приёмщиков локомотивов, диспетчеров сервисных локомотивных депо, техников по замерам и нарядчиков локомотивных бригад. Также реализована вторая очередь баланса парка локомотивов, и мы приступили к разработке систем диагностической аналитики.
Важным направлением работы является построение модели управления жизненным циклом локомотива на базе доверенной среды локомотивного комплекса. Переход на взаимодействие с сервисными компаниями с применением технологии блокчейн повысят прозрачность и точность расчётов за оказанные услуги.
В 2020 году мы существенно увеличили количество и качество моделей. Построены модели для прогнозирования неисправностей по сериям 2ЭС6, 2ЭС10, ЭС4К, ЭС5К, ТЭМ2а и многим другим.
К перспективным проектам относится внедрение смарт-контрактов в систему взаимодействия и взаиморасчётов с сервисными компаниями. Реализация проекта будет способствовать формированию единой информационной среды благодаря наличию достоверной информации о процессах и статусе исполнения процедур операционной деятельности. В результате Дирекция тяги и сервисные компании создадут архитектуру прозрачного бизнес-процесса ремонта, возникнет полное доверие сторон к исполнению заявленных пробегов локомотивов, коэффициента готовности к эксплуатации и других расчётных показателей, появится удобство во взаиморасчётах по автоматически сформированным актам и платёжным документам.
– Какие цифровые решения планируется внедрить в следующем году?
– В следующем году планируется не только развитие цифровых сервисов, о которых я рассказал выше, но и завершение работы по следующим направлениям. Это оперативное планирование работы локомотивных бригад и локомотивов, создание системы аналитики и мониторинга исполнения процессов и задач в увязке с показателями работы подразделений.
В декабре мы планируем получить базовый функционал программного обеспечения, который позволит анализировать и визуализировать показатели работы дирекции с возможностью детализации анализа вплоть до объекта управления (локомотива или локомотивной бригады). Это программное обеспечение позволит прогнозировать работу с тяговыми ресурсами.
Первым шагом является интеграция имеющихся систем ОАО «РЖД» в ЕК АСУТ и дальнейшая агрегация необработанных данных из этих систем.
Второй шаг – это построение математической модели с применением инструментов бизнес-анализа и машинного обучения, которая будет использовать сырые данные из систем прогноза эксплуатационной работы ОАО «РЖД» и на основе зависимостей рассчитывать потребность в парке локомотивов.
Третьим шагом является расчёт работы. В 2019 году мы завершили первую очередь баланса парков локомотивов, который является наиболее подходящим инструментом планирования распределения локомотивов и организации дальнейшей их работы. И в 2020 году реализованы работы по развитию этого функционала.
Четвёртый шаг – это расчёт планируемых и фактических затрат по всем элементам модели для дальнейшего управления отдельными элементами затрат и формирования мероприятий по организации процессов.
Последний, пятый шаг этой цепочки – необходимость реализовать на стороне ЕК АСУТ инструмент менеджмента целей и задач, который позволит фиксировать принятые решения и в дальнейшем оценивать их эффективность на всех уровнях управления, устанавливать целевые параметры показателей и реализовывать мониторинг их выполнения в режиме реального времени.
Говоря о проектах цифровой трансформации, необходимо отметить ещё один важный аспект преобразований, происходящих в локомотивном комплексе. Цифровая трансформация – это не только разработка современных IТ-проектов и смена поколений цифровых платформ. Важнейшую роль при внедрении IТ-решений играют изменения в социальной среде, вызванные этими преобразованиями. Они должны найти позитивный отклик среди работников, положительно повлиять на корпоративное мышление и культуру в компании. Перед руководителями Дирекции тяги всех уровней управления стоит задача заинтересовать в этих преобразованиях трудовые коллективы и привлечь их к реализации этих проектов.
Геннадий Верховых, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции инфраструктуры
– Какие технологии и где были внедрены в курируемых вами подразделениях в этом году? Как вы оцениваете их эффективность?
– В Центральной дирекции инфраструктуры до 2025 года должно быть реализовано восемь цифровых проектов. Это создание цифровой модели и предиктивная аналитика (прогноз) по техническому состоянию путей; автоматизированное планирование работы по ремонтам и текущему содержанию на основании данных прогноза; предиктивная аналитика технического состояния на основе данных мобильных средств диагностики; предиктивная аналитика (прогноз технического состояния) устройств СЦБ на основе данных диагностики; формирование программ текущего содержания и ремонта на основе прогноза технического состояния объектов ЖАТ (автоматики и телемеханики); информационная система управления жизненным циклом путевых машин и механизмов; cистема автоматизированного ведения и обновления технической документации и предиктивный анализ технического состояния грузовых вагонов за счёт внедрения средств диагностики подвижного состава на ходу поезда.
Реализация данных цифровых инициатив осуществляется преимущественно по Программе цифровизации ОАО «РЖД», а также Плану научно-технического развития ОАО «РЖД» и инвестиционной программе Центральной дирекции инфраструктуры.
Кроме инициатив Центральной дирекции инфраструктуры, предусмотренных Стратегией цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года, в настоящее время уже реализуются следующие цифровые технологии.
Реализуется проект по переходу на принципиально новый подход к организации рынка грузовых вагонов и их ключевых деталей и узлов, а также учёта рельсовой продукции на основе технологии распределённого реестра.
В 2019 году был успешно реализован пилотный проект создания «Сервиса контроля жизненного цикла колёсных пар грузового вагона» на платформе «Распределённый реестр данных». Изначальной предпосылкой послужил дефицит колёсных пар. Дефицит порождает вторичный рынок, который создаёт риск контрафакта. Риск приобретения и установки на вагон некачественной продукции возрастает.
В 2020 году проведена разработка программного обеспечения для целевого проекта «Сервис контроля жизненного цикла грузовых вагонов» на платформе «Распределённый реестр данных» (далее – РРД ГВ), расширен функционал и состав участников. К объектам учёта в системе добавлены два новых узла (литые детали – боковая рама и надрессорная балка), а также реализован сервис покупки-продажи деталей между участниками и расширено взаимодействие РРД ГВ с внешними автоматизированными системами. Планируется расширение состава участников, включение в проект предприятий – участников СОЖТ.
В распределённом реестре фиксируется весь процесс, начиная от текущего состояния существующих на рынке комплектующих, переходя к производителям новых деталей и вагонов, затем к ремонтным предприятиям и заканчивая владельцами вагонов, которые их эксплуатируют. Весь жизненный цикл грузовых вагонов, ключевых деталей и узлов может становиться доступным в создаваемой доверенной среде. По результатам пилотного проекта по колёсным парам были проведены оценки, согласно которым сроки ремонта колёсных пар могут сократиться более чем в пять раз. В доверенной среде все процессы и согласования между партнёрами происходят гораздо быстрее и эффективнее.
Ценность системы РРД ГВ заключается в том, что она призвана стать единым решением, в котором каждый участник становится полноправным реестродержателем (так как участник должен развернуть собственный блокчейн-узел на своих ресурсах, который поддерживает работоспособность РРД ГВ и наполняет данными из автоматизированных систем участника). При участии в системе подавляющего большинства ключевых игроков рынка грузовых вагонов станет возможен переход рынка на качественно новый этап цифровой трансформации.
Также в 2020 году реализуется проект «Сервис контроля жизненного цикла рельсов с применением технологии блокчейн» (ЕК АСУИ РРД Рельсы), призванный обеспечить единое информационное пространство для ОАО «РЖД» и внешних участников (заводов-изготовителей), предоставляющий участникам достоверную информацию с надёжной идентификацией рельсов на всех этапах жизненного цикла, от этапа поставки с завода, оприходования и перераспределения на складах до сварки в плети, укладки в путь, изъятия из пути и списания в лом.
Проведена работа по разработке и апробации цифрового двойника инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД» на пилотном участке МЦК Владыкино – Белокаменная, разработан проект концепции реализации данной технологии в инфраструктурном комплексе ОАО «РЖД». В настоящее время цифровой двойник оформлен Центральной дирекцией инфраструктуры как новая инициатива Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД».
Поясню: цифровой двойник инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД» – принципиально новая информационно-аналитическая платформа, предназначенная для поддержки принятия решений по содержанию инфраструктуры, а также для моделирования эксплуатационной работы, предиктивной аналитики и прогнозу технического состояния объектов инфраструктуры и планируемых ремонтов.
В Центральной дирекции инфраструктуры совместно с ООО «РЖД-Технологии» прорабатывается пилотный проект технологии автоматизации бизнес-процессов, использующей программных роботов Robotic Process Automation (RPA), в т.ч. предназначенной для автоматизации рутинных операций по подразделениям ЦДМ, ЦДИСР, ЦДИНОТ, ЦДИРБ.
Технологии Интернета вещей формируют принципиально новый подход к объектам физического мира как к комплексу объектов, автоматизированных средств сбора информации, цифровых двойников и систем аналитики. Центральной дирекцией инфраструктуры совместно с ООО «РЖД-Технологии» ведётся работа по определению необходимых продуктов для целей и задач дирекции.
Направление «Интернет вещей инфраструктуры» предполагает дооснащение объектов инфраструктуры и объектов, непосредственно или косвенно влияющих на объекты инфраструктуры, автоматизированными устройствами сбора информации для создания цифровых двойников объектов, данные о которых в дальнейшем будут использоваться для аналитики и прогнозирования состояний.
В сравнении с применяемыми в настоящий момент устройствами, работающими по технологиям, схожим с принципами Интернета вещей, такими как автоматизированные контроллеры и датчики, устройства, работающие с применением технологии «Интернет вещей», должны существенно упростить процессы установки и эксплуатации, а благодаря высокой автономности предоставить принципиально новые возможности.
Большое внимание уделяется развитию ядра Единой корпоративной платформы по работе с технической документацией (далее – ЕКП ТД) в части автоматизации моделирования реакции инфраструктуры на объёмы эксплуатационной работы на базе идентификации занятия путевого развития в зависимости от поездного положения для цифрового двойника ОАО «РЖД» (Сервис МЦД-И) и развитию ядра ЕКП ТД в части моделирования реакции инфраструктуры на объёмы эксплуатационной работы проектируемых станций для цифрового двойника ОАО «РЖД» (Сервис МЦД-С).
– Какие цифровые решения планируется внедрить в следующем году?
– Основные задачи в рамках реализации цифровых инициатив Центральной дирекции инфраструктуры следующие:
– обеспечить в 2021 году реализацию технологии цифрового двойника инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД» на Московском центральном кольце;
– обеспечить в 2021 году развитие функциональных возможностей Единой корпоративной автоматизированной системы управления вагонного хозяйства ЕК АСУВ за счёт построения новых моделей предиктивной аналитики на базе информации, получаемой от интегрированных постов автоматизированного приёма и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях (ППСС);
– обеспечить в 2021 году развитие отраслевых автоматизированных систем управления в части совершенствования процесса эксплуатации и обслуживания искусственных сооружений;
– обеспечить в 2021–2022 годах реализацию автоматизации процесса приёмки объектов после выполнения капитальных ремонтно-путевых работ;
– обеспечить реализацию заявок Центральной дирекции инфраструктуры в рамках Программы цифровизации ОАО «РЖД» на 2021 год.
Дмитрий Пегов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам пассажирского комплекса
– Какие технологии и где были внедрены в курируемых вами подразделениях в этом году? Как вы оцениваете их эффективность?
– В 2020 году был запущен новый сайт ОАО «РЖД», стартовая страница которого ориентирована в первую очередь на пассажира. На ней расположен набор блоков про основные услуги: билеты, бонусная программа, акции и контактная информация.
Обновлён дизайн электронных билетов на поезда дальнего следования. Новые билеты стали более понятными, функциональными и персонализированными для пассажира.
Расширен функционал АСУ «Экспресс-3» по предоставлению дополнительных сервисов, а также скидок при оформлении проездных документов. Например, теперь можно оформить электронный проездной документ на сайте ОАО «РЖД» по удостоверению депутата Государственной думы Российской Федерации.
С февраля в поездах АО «ФПК» внедряется в эксплуатацию Система идентификации и обслуживания пассажиров, которая позволяет каждому проводнику вагона получать из АСУ «Экспресс» на устройство контроля электронных билетов актуальную информацию об операциях с проездными и перевозочными документами. Теперь купить и вернуть билеты на многие поезда можно вплоть до самого момента отправления.
Для оперативного информирования пассажиров о чрезвычайных ситуациях и задержках поездов запущены push-уведомления в мобильном приложении «РЖД Пассажирам».
В приложении добавилась опция отслеживания появившихся свободных мест в поездах, на которые уже нет мест. В дальнейшем этот функционал планируется расширить до отслеживания класса и типа места.
Совместно с Пенсионным фондом России, Минтрудом и Росжелдором на полигонах АО «Московско-Тверская ППК» и АО «Северо-Западная ППК» реализован совместный пилотный проект «Оформление и учёт проездных документов в пригородном железнодорожном сообщении пассажирам льготной категории с использованием технологии распределённых реестров (блокчейн)». Сейчас прорабатывается вопрос внесения необходимых изменений в нормативно-правовые акты для последующего тиражирования указанной технологии на полигонах других пригородных пассажирских компаний.
Растёт потребность в расширении каналов продаж проездных документов и внедрении бесконтактных способов оплаты. Все кассы оснащены терминалами для безналичной оплаты, также реализована возможность безналичной оплаты в пути следования пригородных поездов. Развиваются мобильные сервисы, растёт число пользователей Единого клиентского мобильного приложения «РЖД Пассажирам», в 2020 году посредством данного канала оформлено 1,7 млн билетов. Сейчас это крупнейший канал электронных продаж билетов на поезда ОАО «РЖД», как дальние, так и пригородные.
Для удобства пассажиров реализуется интеграция системы продаж пригородных пассажирских компаний с городским транспортом в шести городах: Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Уфе, Самаре, Нижнем Новгороде и Москве.
В целом мы сделали довольно много, при этом не стеснялись двигаться небольшими шагами. Тот же функционал отслеживания билетов – пассажиры просили его много лет, но он несколько выпадал из стратегий и программ. В этом году мы проанализировали обратную связь от пассажиров, взяли и сделали несколько давно напрашивавшихся дел.
Следует отметить, что в условиях непростой эпидемиологической ситуации мы в целом успешно внедрили – постоянно или на время – ряд важных сервисов для такого необычного периода. Это и дистанционная рассадка пассажиров, и возможность выкупить купе целиком, и более удобный дистанционный возврат билета.
– Какие цифровые решения планируется внедрить в следующем году?
– Похоже, что 2021 год для цифровых сервисов в пассажирском комплексе должен стать годом онлайн-информации о поездах: пассажиры (разумеется, в рамках допустимого с точки зрения безопасности) должны видеть информацию об опоздании поезда, путях прибытия, получать по электронным каналам информацию по текущей ситуации на своём маршруте. Казалось бы, эти простые на первый взгляд задачи уже потребовали и ещё потребуют существенной перестройки ряда сервисов и систем.
В целом мы стараемся идти к концепции удобной и быстрой продажи любых типов билетов через любые каналы с помощью любых разумных способов оплаты. Этот блок задач включает в себя множество доработок разных систем – и внедрение ряда модулей новой системы «Экспресс НГ», и подключение к Системе быстрых платежей Банка России, и авторизацию на сайте через портал госуслуг, и многое-многое другое. В условиях жёсткой конкуренции мы должны быть быстрыми и предоставлять пользователям удобный сервис. Например, на «Рускеальском экспрессе» мы тестируем услугу поздравления пассажира с днём рождения, причём есть несколько разных опций для поздравления.
Хочется привлечь к комплексу цифровых услуг Дирекцию железнодорожных вокзалов: у них есть многое, что интересно пассажиру и что можно было бы ввести в единый процесс бронирования. Например, бизнес-залы на вокзалах, камеры хранения, услуги носильщика или возможность остановиться на ночь в комнатах отдыха.
Мы будем принимать меры по расширению спектра туристических продуктов и услуг, в том числе доступных для бронирования через цифровые каналы продажи.
Важнейшей частью нашей работы является повышение удобства маломобильных пассажиров. Благодаря подключению к ГИС ФРИ (Федеральный реестр инвалидов) мы можем, заранее обладая информацией о пассажире, предоставить ему бронирование всех нужных именно ему услуг в режиме онлайн, без тяжёлого похода в кассу.
Работы очень много: быстрое развитие цифровых услуг требует найма в ОАО «РЖД» соответствующих специалистов, что в своём роде тоже вызов для нас.
- Полный переход на СМЭВ 3 должен быть осуществлен до:
а) 2023 +
б) 2025
в) 2026 - Технологии цифровой трансформации бизнеса широко применяются в:
а) разработке цифровых услуг и товаров или модернизации старых под современные технологии
б) разработке улучшенной модели развития бизнеса, построенной на цифровизации и стремлении к модернизации
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа - В 2020 году работа по цифровизациии государственных и муниципальных услуг должна дойти до оценки не менее … по 5-балльной шкале уровня удовлетворенности качеством их оказания:
а) 4
б) 2,3
в) 3,7 + - Преимуществами цифровой трансформации является:
а) возможность использовать инновационные инструменты
б) возможность собирать, анализировать и хранить огромные объемы информации
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа - Технология виртуальной реальности позволяют интегрировать информацию с объектами реального мира в форме текста, а технология дополненной реальности позволяют погрузить человека в иммерсивный виртуальный мир, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти - Преимуществами цифровой трансформации является:
а) улучшение клиентского опыта
б) гибкость различных бизнес-процессов, а также их ускорение
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа - В Российской Федерации программными нормативными документами развития блокчейна является дорожная карта развития сквозной цифровой технологии:
а) Системы прямого реестра
б) Системы заимствованного реестра
в) Системы распределенного реестра + - Технологии цифровизации позволяют организовать максимально персонализированное взаимодействие, которое предпочитает большинство клиентов, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти - Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена в … году:
а) 2020
б) 2018
в) 2019 + - Цифровизация бизнеса предполагает не только установку дополнительного оборудования и обновление ПО, но и фундаментальное преобразование рабочих процессов. Верно ли данное утверждение:
а) не верно
б) верно +
в) верно лишь отчасти - Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики является одной из ключевых целей национальной программы «Цифровая экономика», так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти - Тип технологии, которая будет способствовать успешной трансформации, является … вопросом:
а) первоочередным
б) второстепенным +
в) главным - Не менее … предприятий крупного и среднего бизнеса передают официальную статистическую отчетность в электронном виде с 1 января 2021 года:
а) 90% +
б) 80%
в) 70% - Показатель цифрового развития организации или отрасли, характеризующий уровень её цифровой трансформации:
а) цифровой возраст
б) цифровая зависимость
в) цифровая зрелость + - Сенсорика включена в перечень сквозных цифровых технологий в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика», так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти - Направление … необходимо сконцентрировать на формировании, развитии и поддержании в актуальном состоянии корпоративной культуры и модели управления текущими процессами, а также выстраивания системы преодоления сопротивления изменениям:
а) Данные и модели
б) Культура и взаимодействие +
в) Процессы - Должностное лицо, ответственное за реализацию стратегии цифровой трансформации и достижение определенных в стратегии цифровой трансформации целей, с необходимым уровнем полномочий:
а) руководитель по цифровому планированию
б) руководитель по цифровому проектированию и процессам
в) руководитель по цифровой трансформации + - По направлению … целесообразно акцентировать целеполагание на формировании ценности на каждом этапе разработки и пилотирования прорывных технологий, а также применении итеративного подхода с постоянным анализом результатов и корректировкой планов реализации в режиме реального времени:
а) Культура и взаимодействие
б) Продукты и проекты +
в) Люди и компетенции - Отвечает за изучение процессов, потребностей и «клиентов» в организации межведомственных взаимодействий, а также внедрение процессного подхода и проектирование новых цифровых сервисов:
а) руководитель по работе с данными
б) руководитель по цифровой трансформации
в) руководитель по цифровому проектированию и процессам + - Направление … предполагает комплексную разработку, тестирование и эксплуатацию IT-решений на базе комбинации собственной и облачной инфраструктуры, релевантной ожидаемым нагрузкам и трансформационным эффектам:
а) Продукты и проекты
б) Инфраструктура и сервисы +
в) Процессы - Отвечает за своевременное обеспечение подразделений необходимыми данными и аналитикой, их хранение и обработку:
а) руководитель по работе с данными +
б) руководитель по цифровой трансформации
в) руководитель по цифровому проектированию и процессам - В направлении … среди ключевых целей необходимо выделить построение системы сбора, обработки и аналитики данных, выявление на их основе паттернов и построение прогностических моделей с дальнейшим внедрением, направленным на применение для поддержки принятия управленческих решений:
а) Инфраструктура и сервисы
б) Данные и модели +
в) Люди и компетенции - В каждом из обязательных региональных проектов в области цифровой экономики обязательно наличие показателей, соответствующих показателям федеральных проектов, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти - Для направления … целесообразно выделить в качестве ключевых целей трансформации своевременную и качественную их инвентаризацию, непрерывное совершенствование существующих процессов для улучшения клиентского опыта и снижения затрат, а также внедрение новых процессов, необходимых для реализации деятельности с применением новых технологий:
а) Продукты и проекты
б) Процессы +
в) Культура и взаимодействие - Процесс внедрения организацией цифровых технологий, сопровождаемый оптимизацией системы управления основными технологическими процессами:
а) цифровая проекция
б) цифровое планирование
в) цифровая трансформация + - Для направления … релевантной трансформационной целью является непрерывное развитие актуальных для реализуемых проектов компетенций и формирование клиентоцентричного мышления, подразумевающего помимо ориентации деятельности на заказчиков и потребителей глубинного осознания своей собственной роли и цели в процессе внедрения изменений:
а) Данные и модели
б) Люди и компетенции +
в) Инфраструктура и сервисы - Цифровая трансформация призвана … продажи и рост бизнеса:
а) ускорить +
б) замедлить
в) поддерживать на определенном уровне - Цифровая трансформация — это не просто эволюция ИТ, а целостное изменение бизнеса, затрагивающее всю организацию, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти - Уровень цифровой трансформации предприятий:
а) различается по странам +
б) не различается по странам
в) везде одинаков - Определяющим фактором цифровой трансформации является:
а) ее востребованность
б) ее темп +
в) ее перспектива
- Главная
- »
- Новости
- »
- Транспорт
РЖД расписала свои цифровые достижения на ближайшую пятилетку
29 октября 2019
Монополия намерена сформировать восемь электронных платформ
Совет директоров ОАО «РЖД» утвердил Стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года, сообщает пресс-служба монополии. Документ, в частности, определяет приоритетные направления деятельности, а также необходимые для реализации поставленных задач ресурсы и технологии.
В рамках стратегии РЖД сформирует восемь цифровых платформ, каждая из которых представляет технологические решения для взаимодействия участников транспортного рынка. В их числе платформы мультимодальных грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом, тягового подвижного состава и платформа непроизводственных процессов.
В общей сложности РЖД планирует реализовать более 50 «цифровых проектов» на базе технологий Big Data, распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления и других. В их реализацию РЖД намерена инвестировать 150 млрд рублей до 2025 года. В результате доля грузовых перевозок, доступных к оформлению в электронном виде, должна вырасти до 75% через шесть лет.
Экономический эффект от цифровой трансформации для компании составит 150 млрд рублей, а для экономики страны – 400 млрд рублей.
Напомним, 4 сентября во Владивостокском порту была запущена в работу система электронного оформления импортных грузов «ИНТЕРТРАН». С ее помощью контейнерный поезд с товарами из Японии был отправлен в Москву с использованием исключительно электронных документов. Это позволило сократить время оформления в порту на четверо суток. LR
Тэги: РЖД, цифровизация, инвестиции, стратегия развития
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики — станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
- 14.03.2023 Siemens Mobility хочет судится с РЖД в другом месте
- 27.02.2023 РЖД «просит» передать за безопасность
- 20.02.2023 Экспорт зерна по железной дороге уперся в погранпереход «Самур»
Евгений Чаркин, один из ведущих топ-менеджеров России в сфере информационных технологий, сегодня возглавляет цифровую трансформацию ОАО «РЖД». Гость студии общества «Знание» рассказал о том, какие шаги крупнейшая компания страны делает в этом направлении своего развития.
Цифровизация российской экономики – это целая новая культура, это вызов и цель номер один для всех отраслей. Цифровизация ОАО «РЖД» полностью связана с остальными государственными программами и задачами. Мы стали первой компанией, которая очень системно подошла к этому вопросу. Без изменения бизнес-процессов и корпоративной культуры технологические нововведения не будут работать, особенно для такой масштабной компании, как «РЖД». Мы начали эту работу более 50 лет назад, создали специальные комитеты, назначили управляющих. Наши традиции цифровизации очень глубокие.
Направления технологических изменений
>Цифровая трансформация – это не просто автоматизация, а изменение процессов взаимодействия с партнерами. Огромный объём данных, доступных компании, мы должны научиться использовать как актив, во благо нам и нашим клиентам. Мы активно занимаемся внедрением машинного интеллекта. Беспилотное ведение поездов, поддержка качества решений с помощью биг даты, речевые сервисы делают работу более удобной, быстрой, безопасной. Есть технология «интернет вещей», которая собирает информацию с помощью датчиков. Сама по себе она будет приносить мало пользы, но совместно с биг датой и искусственным интеллектом она помогает предсказывать будущие сложности в работе. Также на основе виртуального двойника железной дороги мы создаем копию реального мира, с помощью которого можем максимально эффективно моделировать и контролировать ситуацию, избегая ошибок в управленческих решениях.
Тренды и культура
Конечно, мы не можем игнорировать тенденции, ставшие ещё более явными во время пандемии, которая стала колоссальным потрясением как для компании, так и для всего мира. Тем не менее она стала проверкой и дала подтверждение тому, что мы движемся в правильном направлении. Переход на безбумажный документооборот, бесконтактное взаимодействие, комплексная цифровая услуга на единой платформе – все эти тренды будут развиваться, и они полностью учтены в нашей стратегии. В 2017 году мы получили указание от президента о преимущественном использовании отечественного программного обеспечения. Это вопрос технологического суверенитета, независимости и безопасности страны – то, насколько мы можем быть независимыми и создавать конкурентоспособные высокоэффективные решения. Это очень важный для нас аспект.
Еще одной особенностью становится изменение некоторых профессий, но любой талантливый и неравнодушный человек всегда будет востребован. Автоматизация направлена на освобождение от действий с низкой добавленной стоимостью и даёт возможность заняться трудом, сфокусированном на качественном росте. Это планирование, аналитика, креатив, создание нового продукта. Сейчас вообще нехватка кадров. Например, в квантовых коммуникациях, которые мы хотим активно использовать. Это очень защищённая сеть связи, минимально подверженная взломам. Для ее развития нужно несколько десятков тысяч специалистов, которые уже сейчас должны обучаться. Сегодня их всего несколько штук. Время летит быстро, этим нужно заниматься на уровне и заказчиков, и государства.
Сегодня к нам предъявляются совершенно новые требования – это честность, объективность информации, гибкость и скорость.По-другому уже не получится встроиться в стремительно меняющийся мир. От этого во многом зависит успех преобразований. Умение задавать правильные вопросы, признавать ошибки и учиться на них, получать из них ценность – такая культура и лежит в основе нашей деятельности.
В дополнение к теме
Цифровизация РЖД
Если рассматривать весь жизненный цикл, то затраты на построение железнодорожной сети, оснащенной цифровыми решениями, и построение классической железной дороги сопоставимы. Более того, оцифровка позволит оптимизировать железнодорожные расходы в долгосрочной перспективе.
Для проведения цифровой трансформации ОАО «РЖД» (transformation) в масштабах всей России потребуется создание единого открытого централизованного подхода к управлению трафиком. Большинство операторов организованы в мощные региональные подразделения, которые контролируют свои собственные бюджеты и устанавливают приоритеты развития в своем регионе. Цифровые технологии часто рассматриваются как дополнение к привычным способам управления трафиком, поэтому становятся менее приоритетными при наличии бюджетных ограничений.
Таким образом, региональным управляющим подразделениям компании «РЖД» необходимо внедрить новые модели и навыки управления, при этом ответственность за технологические разработки будет возложена на головную структуру в масштабе всей страны. Эта новая роль будет включать в себя полную ответственность за развертывание цифровой железнодорожной инфраструктуры, включая:
- технологии информационного моделирования (BIM-системы);
- автоматизированное планирование ремонтов и обслуживания составов;
- внедрение смарт-контрактов на блокчейн-платформе;
- интегрирование системы организации грузоперевозок, прочее.
Реализация стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД», подчеркивает Евгений Чаркин, невозможна без адаптации нормативно-правовой базы. Даже когда технологический и организационный путь к оцифровке систем управления движением поездов и управления движением ясен, проблемы правового регулирования могут замедлить внедрение новых систем. Например, модернизация технологии сигнализации требует от операторов в российских регионах модернизации дополнительных элементов участка сети до современных стандартов, что значительно увеличивает затраты и может потребовать новых процессов выдачи государственных разрешений с решением председателей комиссий.
Кроме того, стратегия современного процесса утверждения часто основывается на проекте или маршруте, а это означает, что утверждение требуется для каждой новой технологии в каждой отдельной ситуации, что делает модернизацию трудоемкой и дорогостоящей. Подход к утверждению, основанный на конкретном технологическом решении, позволит ускорить согласование и централизованно утвердить его, а затем развернуть по всей сети железных дорог России. Новые подходы к тестированию и новые концепции безопасности также будут необходимы, поскольку отрасль переходит на более алгоритмические программные решения для поддержки управления трафиком железнодорожных составов. Управление в цифровизированой системе после трансформации потребует использования новых подходов управления не только в «РЖД», но и в государственных контролирующих структурах, советах и комитетах.
Особенности финансирования цифровизированной сети железных дорог
Сегодня структуры финансирования РЖД, адаптированные к логике цифрового управления, требуют существенных первоначальных затрат на запуск в эксплуатацию или масштабирование, а затем более скромного регулярного финансирования при подключении новых регионов. Эта новая модель представляет собой фундаментальный сдвиг парадигмы, при котором затраты на digital-технологии превращаются из капитальных в текущие расходы. Это имеет далеко идущие последствия для всех основных заинтересованных сторон в железнодорожной отрасли: поставщики технологий увидят переход от разовых, индивидуальных проектов к долгосрочным контрактам, как и соглашения между «РЖД» и поставщиками товаров, доставляющими продукцию на млрд рублей по железной дороге.
Какие преимущества даст цифровизация РЖД
Замена устаревших технологий управления системой управления железнодорожным транспортом является ключевым элементом цифровизации «РЖД». В то время как сегодняшние системы могут иметь от 100 до более чем 1000 механических и электрических сигнальных коробок, они будут заменены новыми цифровыми центрами блокировки и управления, лишь немногие из которых необходимы для управления даже самыми большими железнодорожными системами. Крупномасштабная оцифровка такого рода обеспечит следующие существенные выгоды для пассажиров и операторов:
- Повышенная пропускная способность. Увеличение спроса на железнодорожные перевозки в Москве и России за последнее время привело к тому, что многие системы достигли предела своей пропускной способности. Оцифровка может увеличить пропускную способность на 20% в год и более на многих линиях без строительства дополнительных путей.
- Менее дорогие и более эффективные услуги. Региональные подразделения ОАО «РЖД» получат больше прибыли от более эффективной эксплуатации и обслуживания поездов. Они также выиграют от более низких затрат на оборудование, потому что потенциально более 90% сигнальных коробок могут быть заменены несколькими центрами управления.
- Повышенное технологическое лидерство. Автоматизация и создание стандартов, требуемых переходом на цифровые технологии, позволят российской железнодорожной отрасли стать более конкурентной и привлекательной для инвестиций.
- Повышенная экологическая устойчивость. Цифровизация обеспечивает минимизацию эксплуатационных расходов, что будет иметь ключевое значение для вклада железнодорожной отрасли в достижение общих целей по развитию экологического транспорта.
- Шанс сделать отрасль перспективной. Только преобразованная в цифровую форму железнодорожная система сможет конкурировать в транспортной отрасли будущего.
Сегодня директорами подразделений активно тестируются новые варианты организации маршрутов поездов в зависимости от пропускной способности ветки, пассажиропотока, доступности и других факторов.
Цели цифровой трансформации ОАО «РЖД»
Основные направления цифровой трансформации ОАО «РЖД» включают:
- создание общего информационного пространства для решения логистических задач с целью повышения доходности грузоперевозок;
- создание общего информационного пространства для повышения доходности пассажироперевозок;
- формирование цифровых технологий для обновления железнодорожной инфраструктуры;
- создание автоматизированных систем управления с использованием интернета вещей, обработки больших данных, цифрового моделирования, искусственного интеллекта.
Согласно заявленным целям, все поездные операции должны достичь максимально возможной степени автоматизации, сортировочные станции иметь необходимое для автоматизированной сцепки и маневрирования подвижных составов. Внедрение этих и других цифровых технологий позволит холдингу «РЖД» снизить издержки и повысить эффективность эксплуатации имеющейся железнодорожной инфраструктуры, а также повысить доходность от заказов бизнеса.
Российская железнодорожная отрасль может развиваться и использовать инновационные технологии для повышения качества предоставляемых услуг. Цифровизация имеет основополагающее значение для возможности железных дорог превратиться в экономически жизнеспособный вид транспорта, и Россия находится в хорошей стартовой позиции для успешной цифровой трансформации сети железных дорог. Задача серьезная, окно возможностей узкое, и вся отрасль, независимо от ролей, должна быть готова к сотрудничеству и изменениям.