Как запросить отчет у управляющей компании


Прикреплённый файл: 65188985.doc

Генеральному директору

                                                                                                                             ООО «Управляющая компания»

от собственника____________________

___________________________________

___________________________________

Проживающего по адресу____________

___________________________________

___________________________________

ЗАПРОС
о предоставлении информации

В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 5 «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 (далее – Стандарт), управляющими организациями информация раскрывается путем, в том числе,

  • опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет;
  • предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 9 Стандарта, управляющей организацией раскрытию подлежат сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов) и сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным учета доходов и расходов).

Согласно подпункту «б» пункта 11 Стандарта, в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат, в том числе, сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:

  • План работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
  • Сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
  • Сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
  • Сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным или иным стандартам (при наличии таких стандартов).

На основании пункта 21 Стандарта, предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.

На основании изложенного,

ПРОШУ:

1. Предоставить сведения о доходах, полученных ООО «Управляющая компания» за оказание услуг по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: посёлок Томилино, ул.________________, д.___;

2. Предоставить сведения о расходах, понесенных ООО «Управляющая компания» в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: посёлок Томилино, ул.__________, д.___;

3. Предоставить сведения о выполнении обязательств по договору управления в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: посёлок Томилино, ул.______________, д._____, в соответствии с перечнем, содержащимся в подпункте «б» пункта 11 Стандарта;

4. Сообщить адрес электронной страницы в сети Интернет, на которой размещена запрашиваемая информация.

5. Запрашиваемую информацию прошу предоставить посредством почтового отправления на указанный обратный адрес.

Собственник ____________________ / ______________ /


Отчет управляющей организации перед собственниками – это ВАЖНО

В соответствии с жилищным законодательством РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.  Часть 2 ст. 161ЖК РФ обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать на своем общем собрании способ управления таким домом. При этом ЖКРФ предусматривает возможность выбора одного из нескольких способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, или управление управляющей организацией. 

Выбор способа управления не означает прекращения действия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме как органа управления данным домом или утрату им правомочий. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и предоставление коммунальных услуг. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (ст.161.1 ЖК РФ).

При выборе способа управления домом посредством управляющей компании, согласно ч. 11 ст. 162ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

Форма, сроки и порядок представления отчета могут быть согласованы только в договоре управления. Как правило, управляющая организация разрабатывает свою форму (удобную для составителей), указывает ее в качестве приложения к договору, а также определяет сроки, периодичность и порядок доведения отчета до собственников. Однако встречаются и иные ситуации — когда в договоре управления нет ни слова про отчетность исполнителя. В этом случае собственники на основании закона вправе требовать отчет в течение первого квартала календарного года.

Главная заинтересованная сторона в получении информации о выполненных (оказанных) управляющей организацией работах (услугах) — собственники помещений, поскольку выполненные работы (оказанные услуги) собственниками помещений оплачены.

При заключении договора управления стороны обязаны определить перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также коммунальных услуг, которые должны быть предоставлены управляющей организацией собственникам помещений в течение срока действия договора. В дальнейшем управляющая организация лишь выставляет собственникам счет (платежный документ) согласно договору. В свою очередь, приемки выполненных работ (оказанных услуг) в традиционном ее понимании (с подписанием акта между заказчиком и исполнителем) не происходит.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме N 491 (п.40) дают собственникам помещений право в соответствии с условиями договора:

— получать информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и выполненных работ (не позднее 5 рабочих дней с даты обращения);

— проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);

— требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

О порядке реализации указанных прав в нормативном документе не говорится. В частности, в каком виде должен быть составлен запрос и предоставлена информация о перечнях, объемах, качестве и периодичности услуг и работ? В платежном документе отсутствует информация о фактическом объеме, видах и стоимости оказанных услуг в отношении общего имущества многоквартирного дома в целом. В связи с чем, каждому отдельному собственнику данная информация недоступна. По сути, каждый отдельный собственник не информирован о техническом состоянии  всего дома, а лишь имеет сведения касающиеся только его доли в общем имуществе.

Таким образом, интерес собственников помещений понятен — они хотят знать соотношение уплаченных ими (предъявленных к уплате) сумм с объемом и видами запланированных (фактически выполненных) работ и услуг. Поэтому с точки зрения собственника отчет управляющей организации должен быть максимально детализирован, наполнен исчерпывающей информацией о состоянии общего имущества, выполненных работах, их стоимости, причем эта информация должна быть предоставлена в понятном, удобном виде (таблицы, графики, диаграммы).

 Добиться этого собственники могут, только если настоят на утверждении конкретной формы отчета как приложения к договору управления.

Отчет управляющей организации лучше утверждать на общем собрании собственников помещений. Ведь отчет является своеобразным актом о выполнении работ и оказании услуг. Однако закон не указывает на такую необходимость. Таким образом, утверждение отчета необходимо, только если это специально предусмотрено договором управления. Кроме того, в договоре управления целесообразно прописать условия о порядке утверждения отчета, представления на него возражений. В целом же возражения по отчету следует рассматривать в качестве претензии потребителей (ст. 29Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей») с соответствующими последствиями. Собственникам помещений необходимо твердо отстаивать свои права.

Итак, чтобы с легкостью реализовывать свои права на получение информации о проделанной работе (оказанной услуги) по управлению домом управляющей организацией и отстаивать свои интересы, собственникам помещений многоквартирного дома необходимо объединиться и проявить свою активность: подготовить проект договора управления (или дополнительное соглашение к договору управления) с указанием в нем условий определяющих порядок предоставления отчета управляющей организацией, утвердить его на общем собрании собственников помещении и передать управляющей организации для исполнения.  

 В настоящее время, в дополнение к отчету о выполнении договора управления, в соответствии с ч.10  ст.161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со «Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На территории Орловской области органом, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора, является Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области.

В процессе предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирных домов УО взаимодействует с РСО по ряду вопросов. Кто бы ни являлся исполнителем КУ, УО для выполнения своих обязанностей необходимы сведения, которые есть только у поставщика ресурсов. Поговорим о том, какую информацию и как УО может получить у РСО.

По каким вопросам УО обращается к поставщику услуг

Основными вопросами, по которым УО может обратиться в РСО для предоставления информации, можно считать:

1. Реестр показаний ИПУ, установленных в доме.

Не являясь исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых жителям МКД при прямом договоре, управляющая организация поставляет ресурсы для содержания общего имущества МКД (ОДН). От показаний индивидуальных счётчиков зависит сумма, которую РСО выставит к оплате управляющей организации.

Чтобы проверить достоверность расчётов платы за коммунальную услугу на содержание общего имущества, УО необходимы данные о показаниях счётчиков в жилых помещениях. При прямом договоре эти данные есть только у РСО.

2. Качество предоставленных потребителям коммунальных услуг.

Управляющая организация отвечает за качество предоставляемых коммунальных услуг в границах балансовой принадлежности. РСО несёт ответственность за качество КУ до стены МКД.

Поэтому, если жители дома жалуются на некачественные коммунальные услуги, УО должна вместе с РСО разобраться, кто виноват в ситуации. Без информации поставщика ресурсов сделать это будет сложно.

3. Ответы на жалобы и обращения жителей МКД.

Управляющая домом организация принимает жалобы и обращения жителей многоквартирного дома. Иногда, чтобы ответить на них, УО требуются пояснения или сведения от ресурсоснабжающей компании.

Поговорим о том, как УО получить от РСО эти и другие сведения, даже если поставщик ресурсов отказывается их предоставлять.

Прямые договоры не сняли с УО ответственность за качество услуг

Прямые договоры не сняли с УО ответственность за качество услуг

Как УО получить у РСО показания счётчиков

Первое, что нужно сделать УО для получения реестра показаний до обращения в РСО, – пересмотреть договор, заключённый с РСО. Согласно пп. «е-1» п. 18 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, в договор должен быть включён пункт об обязательствах РСО по предоставлению исполнителю КУ показаний ИПУ и иной информации, необходимой для определения объёмов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации.

Поскольку УО даже при прямых договорах остаётся исполнителем КУ, предоставляемой на содержание общего имущества МКД, она имеет право на получение указанной в ПП РФ № 124 информации.

Также следует помнить, что, согласно ч. 10 ст. 157.2 и ч. 11 ст. 161 ЖК РФ, РСО обязана предоставлять лицам, управляющим многоквартирными домами, данные о показаниях ИПУ в МКД.

Если РСО не исполняет этого обязательства, УО следует направить в компанию письмо с требованием предоставить сведения о показаниях ИПУ и расчётах платы за КУ. Бывает, что поставщик ресурса отказывается поделиться данными, УО напомнить РСО о

  • наличии обязательств предоставлять такие данные согласно договору;
  • требованиях ч. 10 ст. 157.2 и ч. 11 ст. 161 ЖК РФ.

Если письменные обращения со ссылками на законодательство не помогают, следующим шагом может стать встреча руководства УО и РСО. Когда переписка и переговоры не привели к результату, УО остаётся только подать иск в суд.

Как истребовать у РСО показания индивидуальных приборов учёта

Как истребовать у РСО показания индивидуальных приборов учёта

Как УО внести в договор с РСО обязанность по обмену информацией

Рассмотрим ситуацию, когда в договоре между УО и РСО нет пункта об обязательстве последней предоставлять данные о расчёте платы за ресурс, потреблённый при содержании общего имущества МКД.

В таком случае можно внести такую обязанность поставщика услуг в договор, подписав дополнительное соглашение. Изменения в договор вносятся двумя способами:

  • добровольно, т.е. по соглашению сторон;
  • через суд – при несогласии РСО на изменение договора (ч. 2 ст. 452 ГК РФ).

Подать иск о понуждении к заключению договора или внесению в него изменений можно в том случае, если использованы все возможности досудебного урегулирования спора (определение Тверского областного суда от 15.07.2014 по делу № 33-2277). То есть до обращения в суд УО должна попробовать договориться с поставщиком КУ.

При подготовке иска о принудительном заключении договора или дополнительного соглашения УО следует сделать акцент на обязанности РСО предоставлять управляющей организации сведений согласно требованиям ЖК РФ и ПП РФ № 124 (постановление АС Московской области от 30.01.2015 №Ф05-16224/2014).

Договоры ресурсоснабжения между УК и РСО подлежат лицензионному контролю

Договоры ресурсоснабжения между УК и РСО подлежат лицензионному контролю

Как УО вести переговоры с РСО по вопросам качества услуг

Вопросы качества предоставляемых коммунальных услуг также требуют взаимодействия УО и РСО. Ресурсоснабжающей организации выгодно, чтобы ответственность за некачественную услугу легла на управляющую организацию. В таком случае именно УО должна будет возместить потребителю моральный и материальный ущерб, равный перерасчёту платы за КУ (п. 103 ПП РФ № 354, п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22).

Для более эффективного общения УО и РСО по вопросу предоставления КУ ненадлежащего качества следует обговорить в договоре право УО обратиться в РСО по данному вопросу, сроки предоставления поставщиков услуг информации в адрес УО, в том числе в случаях, когда РСО потребуется обращаться в сторонние организации (например, сетевые).

Как управляющим компаниям отсудить у РСО до нескольких млн рублей

Как управляющим компаниям отсудить у РСО до нескольких млн рублей

Что делать, если РСО не отвечает на запросы

Случается, что на запрос УО какой-либо информации, РСО не отвечает или тянет с ответом. В таком случае поставщик ресурсов нарушает Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Согласно ч. 4 ст. 1 № 59-ФЗ, действие закона распространяется не только на госорганы, органы МСУ и должностных лиц, но и на организации, осуществляющие публично значимые функции. Такими организациями признаются и УО, и РСО (постановление Забайкальского краевого суда от 01.12.2016 по делу № 4А-559/2016, постановление Верховного Суда Республики Марий Эл от 19.07.2016 по делу № 4А-186/2016).

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 12 № 59-ФЗ, РСО обязана ответить не позднее 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Обращение регистрируется не позднее трёх дней с момента его поступления в организацию (ч. 2 ст. 8 № 59-ФЗ). Лишь в исключительных случаях срок может быть продлён ещё на 30 дней, о чём РСО обязана уведомить УО в письменном виде.

Если РСО не ответила на запрос управляющей организации или сделала это с несоблюдением сроков, то УО может обратиться с заявлением в прокуратуру. В таком случае РСО может быть привлечена к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ с наложением штрафа до 10 000 рублей.

Поэтому, направляя обращение в РСО, управляющая организация может напомнить адресату о требованиях № 59-ФЗ и последствиях их неисполнения.

Работа с обращениями граждан в ГИС ЖКХ

Работа с обращениями граждан в ГИС ЖКХ

Как УО действовать, чтобы получить от РСО информацию

Управляющая организация, которой необходимо получить от РСО, следует предпринять следующее:

  1. Направить в РСО официальное письмо с соответствующей просьбой, сославшись на пункты договора, ЖК РФ и других нормативно-правовых актов.
  2. При отказе поставщика услуг – организовать личную встречу для разрешения ситуации.
  3. При отсутствии в договоре пунктов, обязывающих РСО предоставлять сведения, инициировать заключение дополнительного соглашения для внесения изменений в договор. При отказе РСО подписать допсоглашение – направить в суд иск для принуждения поставщика услуг к подписанию документа.
  4. Если в договоре есть условия о предоставлении ресурсоснабжающей компанией сведений в УО, но РСО этого не делает, то управляющая организация должна подать иск в суд.
  5. УО следует обращать внимание на сроки ответов РСО на запросы. При нарушении требований № 59-ФЗ УО может подать жалобу в прокуратуру для привлечения поставщика КУ к ответственности.

Но прежде, чем переносить спор в суд, УО следует приложить все усилия для разрешения ситуации в досудебном порядке.

Как найти годовой отчет по договору управления в ГИС ЖКХ

Ежегодно отчитываться перед жителями дома — одна из главных обязанностей любой управляющей организации.  

Согласно Жилищному кодексу  УК, ТСЖ, ЖСК ежегодно, до 1 апреля, если иной срок не установлен в договоре управления, должны  разместить отчёт о выполненных работах по договору управления за прошлый год  в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). 

Жители  МКД могут самостоятельно найти годовой  отчёт в ГИС ЖКХ: 

 1. Наберите в браузере адрес сайта ГИС ЖКХ — dom.gosuslugi.ru; 

 2. На главной странице найдите вкладку «Реестры» ➡️ «Реестры объектов жилищного фонда». Вам предложат найти Ваш дом по адресу, либо по названию УК. 

 3. Внизу нажмите ссылку «Сведения об объекте жилищного фонда». В графе «Управляющая организация» должна быть ссылка «Информация об управлении МКД». 

 4. Откройте данную ссылку. Появится окно с подзаголовками от «Общей информации» до «Использования общего имущества», после которого имеется также кнопка — список (четыре синих горизонтальных полоски). 

 5. Нажмите на эту кнопку и выберите пункт «Отчёт по управлению».

 6. Далее необходимо указать отчётный период. После чего должна появиться ссылка на файл с возможностью его скачивания.

Отчетность управляющей компании по управлению многоквартирным домом

Отчет управляющей компании перед собственниками предоставляется ежегодно не позднее истечения первого квартала текущего года за прошедший год. Эта норма установлена ЖК РФ (п.11 ст.162). Она может изменяться условиями договора с управляющей компанией (УК).

Особенности предоставления отчетности УК

Особенности предоставления отчетности УК

Форма, содержание отчетности, порядок ее предоставления не установлены законодательные актами. А значит, коммунальщики могут определять ее самостоятельно. Исключение – форма, содержание отчетности, порядок ее предоставления установлены договором, заключенным собственниками многоквартирного дома (МКД) с УК.

Собственникам рекомендуется проявить инициативу на стадии обсуждения и заключения соглашения с коммунальщиками. Если проигнорировать вопрос предоставления отчетности, последняя может стать формальной отпиской. Поэтому необходимо определить форму и перечень вопросов, по которым УК должна ежегодно отчитываться перед владельцами квартир.

Для справки! Не обязательно расписывать условия отчетности в самом договоре. Они оформляются приложением к соглашению собственников с УК.

В условия вписываются все те вопросы, ответы на которые имеют право получить владельцы квартир в соответствии правительственным постановлением от 13.08.2006 №491. К ним относятся:

  1. Сведения об оказанных услугах и проводимых коммунальщиками работах, их перечне, объеме и качестве, периодичности;
  2. Информация об установленных тарифах, их расчет, наличии задолженности, в том числе и перед ресурсоснабжающими компаниями;
  3. Данные о планах на наступивший календарный год по управлению МКД.

Период отчета управляющей компании перед собственниками МКД можно изменять. Не обязательно дожидаться первого квартала года, следующего за отчетным. В соглашении с УК можно сместить его на вторую половину декабря отчетного периода.

Преимущество определения конкретной формы отчета в договоре – собственники получают прозрачные сведения о том, сколько и за что они платят. Но это только в том случае, если они серьезно подходят к этому вопросу на стадии заключения соглашения.

В действительности на форму отчетности при подписании договора редко обращают внимание. Результат – ежегодно собственники получают непонятный отчет, которые составлен бухгалтером и предназначен для специалистов. Обычным гражданам он не понятен. Поэтому они не понимают, за что и кому какие суммы платят.

Если годовой отчет управляющей компании не предоставлен, к ответственности ее привлечь не выйдет. Наказания за это не предусмотрено. Но собственники могут на этом основании инициировать досрочное расторжение договора с УК и выбрать другую компанию для управления МКД.

Как получить отчет управляющей компании ЖКХ?

Как получить отчет управляющей компании ЖКХ?

Ознакомиться с годовым отчетом УК можно на общем собрании, которое организуется коммунальщиками, чтобы продемонстрировать результаты работы, ответить на вопросы. Другой вариант – запросить годовой отчет.

Для справки! Документ обязательно составляется в письменной форме, подписывается руководителем и секретарем УК, подпись которых скрепляется печатью организации.

Варианты, когда управляющая компания должна предоставить годовой отчет:

  • на общем собрании собственников МКД;
  • по запросу собственника;
  • в другом случае, предусмотренном условиями договора УК с владельцами квартир МКД.

Универсальный вариант, как запросить отчет у управляющей компании, – направить письменный запрос. В этом случае коммунальщики должны предоставить отчет в течение 5 дней. Отказ в предоставлении или нарушение сроков можно обжаловать в Роспотребнадзоре, государственной жилищной инспекции, местной администрации, прокуратуре.

Для справки! За нарушение сроков или отказ в предоставлении отчета должностные лица УК привлекаются в административной ответственности по ст. 5.39 КоАП. Она предусматривает штраф до 10 т.р.

Кроме привлечения к административной ответственности, факт отказа в предоставлении отчетности можно использовать как основание для расторжения договора с УК. Для этого на общее собрание представляются соответствующие материалы:

  1. Письменный запрос;
  2. Фиксация отсутствия ответа, например, повторное письмо или жалоба в контролирующие органы на незаконные действия УК;
  3. Уведомление контролирующих органов о том, что информация в заявлении подтвердилась и о привлечении должностных лиц УК к ответственности.

Таким образом, недобросовестное отношение коммунальщиков к годовой отчетности может стать причиной существенных финансовых потерь. Даже отсутствие упоминание о ней в условиях договора не освобождает от ежегодной подготовки обобщенных данных за истекший период.

Как использовать отчетность УК собственникам?

Как использовать отчетность УК собственникам?

Для владельцев квартир МКД предоставляемые отчеты коммунальщиков дают возможность проконтролировать эффективность финансово-хозяйственной деятельности УК. Они могут:

  1. Сравнить стоимость всех работ и услуг со среднерыночными по району или городу;
  2. Обнаружить нарушение условий договора;
  3. Высказать объективные пожелания и предложения по повышению эффективности управлением МКД.

Например, в МКД могут быть реальные проблемы с течью крыши. А из отчета видно, что существенная часть денег идет на облагораживание придомовой территории. Собственники могут потребовать перенаправить средства на устранение более важной проблемы.

Предоставленный отчет может стать одним из основных документов в материалах на расторжение договора с УК. Его данные – отправная точка для установления признаков неоправданного завышения стоимости услуг. А отказ в предоставлении отчета – объективно указывает на недобросовестное отношение коммунальщиков к исполнению обязанностей.

1. Заявления о предоставлении информации, согласно Правилам № 416

Здесь и далее, Правила № 416 – это Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416.

1.1 Заявление о предоставлении информации о показаниях общедомовых приборов учета и расходе коммунальных ресурсов собственниками и нанимателями

Согласно требованиям абзаца 3 пункта 34 Правил № 416, Управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) — письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о:

— помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии),

— суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг,

— объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Данная информация может понадобиться вам для проверки правильности начислений платы за отопление, а также коммунальные ресурсы, потраченные на общедомовые нужды.

[Образец заявления в формате *.docx]

Рекомендуем направлять данное заявление через ГИС ЖКХ.


В рекомендации показано, как отчитаться по исполнению договора управления МКД.

УО обязана ежегодно предоставлять собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Это предусмотрено ч. 11 ст. 162 ЖК РФ.

Чтобы отчитаться по договору управления МКД с соблюдением законодательства, необходимо разобраться:

  • в какой форме составить отчет;
  • что включить в отчет;
  • кому и в какие сроки представить отчет;
  • способы представления отчета;
  • как утвердить отчет;
  • ответственность за непредставление отчета.

В какой форме составить отчет УО по договору управления МКД

Отчет об исполнении договора управления МКД составляется УО в свободной форме. Форма отчета не утверждена законодательно и определяется сторонами договора.

Минстрой России указывает, что форма отчета может быть утверждена решением общего собрания собственников помещений в МКД (приказ от 31 июля 2014 г. № 411/пр). По аналогии можно сказать, что по решению сторон форма отчета по договору управления МКД может быть утверждена приказом ТСЖ (ЖК, СПК), приказом застройщика.

Ситуация: как УО предложить свою форму отчета по договору управления МКД

Разработайте форму отчета по договору управления МКД и предложите контрагенту (собственниками помещений в МКД, правлению ТСЖ, ЖК, СПК, застройщику) рассмотреть ее и вынести на утверждение вместе с текстом самого договора управления МКД.

Если утвердить форму отчета вместе с условиями договора управления МКД не удалось, воспользуйтесь ч. 7 ст. 45 ЖК РФ и проведите общее собрание собственников помещений в МКД по своей инициативе.

В интересах УО разработать свою форму отчета по исполнению договора управления МКД и предложить ее другой стороне договора.

Ситуация: как указать в договоре управления МКД, что УО составляет отчет по договору в свободной форме

Все необходимые сведения УО размещает в открытом доступе в рамках раскрытия информации.

Для этого достаточно не указывать, что форма отчета должна быть кем-либо утверждена. Включите в договор управления МКД следующее условие: «УО ежегодно в течение I квартала текущего года представляет собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора управления МКД за предыдущий год, а также размещает отчет в ГИС ЖКХ».

Пример утверждения формы отчета УО о выполнении договора управления МКД, заключенного с ТСЖ

УО разработана форма отчета о выполнении договора управления МКД. Форма 12 января 2016 г. официально направлена в правление ТСЖ на рассмотрение, указан разумный срок для ее утверждения – до 5 февраля 2016 г. В рабочем порядке в форму отчета сторонами внесены правки, предложенные председателем правления ТСЖ. Вопрос об утверждении формы отчета по выполнению договора управления МКД уставом ТСЖ не отнесен к компетенции правления ТСЖ, общего собрания членов ТСЖ. Приказом председателя правления ТСЖ от 3 февраля 2016 г. № 11-2/16 утверждена форма отчета УО по выполнению договора управления МКД.

Что включить в отчет по договору управления МКД

Стороны договора управления МКД самостоятельно решают, что необходимо включить в отчет УО о выполнении договора.

Минстроем России утверждена примерная форма отчета управляющей организации (приказом от 31 июля 2014 г. № 411/пр). Согласно примерной форме отчет содержит информацию о:

  • соответствии перечня, объемов и качества работ/услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества требованиям жилищного законодательства и техническим регламентам;
  • видах и характеристиках фактически выполненных работ и/или оказанных услуг по договору управления с указанием даты их выполнения;
  • случаях нарушения условий договора управления (число и даты нарушений, количество связанных с нарушениями случаев снижения платы за содержание и ремонт жилого помещения);
  • видах коммунальных услуг, предоставляемых в течение отчетного периода;
  • произведенных расчетах с РСО;
  • случаях нарушения периодичности и качества предоставления коммунальных услуг, в том числе по вине УО;
  • рассмотрении поступивших от собственников помещений обращений, сведения о принятых УО мерах, данные о числе выявленных по результатам рассмотрения обращений собственников фактов причинения ущерба общему имуществу действиями (бездействием) УО и сведения о возмещении такого ущерба или об устранении порчи общего имущества;
  • использовании средств из резервов, предназначенных на проведение ремонтных (в том числе непредвиденных) работ, а также случаев превышения стоимости таких работ над суммами созданных резервов (в случае формирования соответствующих резервов);
  • изменениях перечня работ, услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, перечня работ (услуг) по управлению МКД в соответствии с порядком, установленным условиями договора управления с указанием количества, даты и содержания соответствующих изменений;
  • суммах, полученных УО по заключенным от имени собственников помещений в МКД договорам об использовании общего имущества, направлении расходования таких сумм;
  • результатах сверки расчетов за оказанные услуги и выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
  • суммах, начисленных и поступивших в отчетном периоде взносов на капитальный ремонт, его размер на дату составления отчета, а также о суммах, использованных в отчетном периоде средств такого фонда по назначениям (в случае его формирования на специальном счете регионального оператора);
  • взысканиях, штрафах, и иных санкциях к УО со стороны органов госжилконтроля и надзора, а также судебных исках, в которых истцом или ответчиком выступает УО.

Ситуация: можно ли ограничиться публикацией сведений в рамках раскрытия информации и не составлять отчет УО по выполнению договора управления МКД

Нет, нельзя. УО может брать за основу отчета по выполнению договора сведения, раскрываемые в соответствии с законодательством. Однако одна обязанность не подменяет другую.

В обязанности УО входит раскрывать сведения о своей деятельности по управлению МКД (ч. 10 и 10.1 ст. 161 ЖК РФ) и представлять отчет о выполнении договора управления МКД (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ). Форму отчета УО по договору управления МКД определяет или самостоятельно, или по согласованию сторон договора управления.

Ситуация: может ли УО исключить отдельные положения из примерной формы отчета управляющей организации, утвержденной Минстроем России

Да, может. УО вправе исключить и (или) добавить отдельные положения. Приказом Минстроя России от 31 июля 2014 г. № 411/пр утверждена примерная форма отчета, ее применение не обязательно для УО.

Кому и в какие сроки представить отчет по договору управления МКД

Отчет о выполнении договора управления представляется УО своему контрагенту: собственникам помещений в МКД, правлению ТСЖ, ЖК, ЖСК, застройщику.

УО обязана предоставить отчет о выполнении договора управления МКД только собственникам помещений в МКД (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ). В отношении других контрагентов такую обязанность нужно закреплять условиями договора.

Пример того, что УО может не предоставлять отчет о выполнении договора управления МКД застройщику

Между ООО «Единый заказчик» и застройщиком заключен договор управления в отношении МКД, введенного в эксплуатацию.

Условиями договора, заключенного сроком на три месяца, не предусмотрено предоставление УО отчета о его выполнении. Законом также не установлена обязанность УО предоставлять отчет о выполнении договора управления застройщику.

Стороны не имеют взаимных претензий.

Стороны условиями договора управления МКД определяют срок предоставления отчета о его выполнении. Если стороны не закрепили такой срок в договоре, то УО предоставляет собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора управления ежегодно в течение первого квартала текущего года за предыдущий год.

Ситуация: как определить, что УО предоставила отчет о выполнении договора управления МКД вовремя

Ознакомьтесь с условиями договора управления. Если договором не установлен срок предоставления отчета УО, то законным сроком считается первый квартал текущего года за предыдущий год (до 31 марта ежегодно).

Каким способом представить отчет о выполнении договора управления МКД

УО обязана разместить отчет о выполнении договора управления в ГИС ЖКХ (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ). Другие способы представления отчета следует урегулировать условиями договора управления МКД. Удобными способами могут быть:

  • размещение отчета в помещениях общего доступа (в подъездах МКД, лифтах и проч.);
  • размещение отчета в офисе УО, на официальном сайте УО;
  • направление отчета в письменной форме (например, всем собственникам помещений в МКД, председателю совета МКД, председателю ТСЖ).

Пример размещения отчета о выполнении договора управления МКД

В соответствии с условиями договора отчет о его выполнении УО размещает на первом этаже в каждом подъезде МКД не позднее 31 марта текущего года за предыдущий год.

УО подготовлен отчет о выполнении договора управления МКД за 2015 год, заключенного с ТСЖ «Пушкина, 12». Отчет 20 марта размещен на стендах информации, находящихся на первом этаже в каждом подъезде МКД.

Как утвердить отчет о выполнении договора управления МКД

Законодательством не установлен обязательный порядок утверждения отчета, подготовленного УО в соответствии с ч. 11 ст. 162 ЖК РФ. Поэтому порядок утверждения отчета УО о выполнении договора управления МКД определите в самом договоре.

В зависимости от способа управления МКД отчет может утверждаться:

  • решением общего собрания собственников помещений в МКД или решением совета МКД, председателя совета МКД (при управлении МКД УО);
  • решением общего собрания членов ТСЖ, ЖСК, СПК или решением правления, председателя правления соответствующего жилищного объединения;
  • застройщиком (при управлении новостройкой до проведения открытого конкурса по отбору УО).

Пример утверждения отчета УО о выполнении договора управления МКД

В условиях договора управления МКД указано, что отчет УО о выполнении договора утверждается решением правления ТСЖ. Подготовленный отчет УО официально направила в правление ТСЖ. Отчет рассмотрен на заседании правления ТСЖ и принят в редакции УО, о чем сделана соответствующая запись в протоколе заседания правления.

Ситуация: как узаконить утверждение отчета УО о выполнении договора управления МКД председателем совета МКД

Достаточно в условиях договора управления указать, что отчет о выполнении договора УО направляет председателю совета МКД на утверждение.

Если договор управления уже заключен, то возможно внести в него необходимые изменения (см. рекомендации Как внести изменения в договор управления МКД).

Какая ответственность предусмотрена за непредставление отчета о выполнении договора управления МКД

Закон не рассматривает непредставление УО отчета о выполнении договора управления МКД как правонарушение. Ответственность за это не предусмотрена.

Стороны по договору управления МКД могут самостоятельно в договоре предусмотреть ответственность УО в случае неисполнения обязанности, предусмотренной ч. 11 ст. 162 ЖК РФ и договором.

Ситуация: какую ответственность УО за непредставление отчета можно предусмотреть в условиях договора управления МКД

В договоре управления МКД можно предусмотреть материальную ответственность за непредставление отчета о выполнении работ и услуг по нему.

В таком случае условиями договора должно быть закреплено, что в случае непредставления отчета о выполнении договора управления МКД УО выплачивает другой стороне неустойку в определенном размере.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как запросить смету у управляющей компании
  • Как написать письмо компании на английском
  • Как зарабатывают страховые компании на дмс
  • Как написать стратегию продвижения бизнеса
  • Как заработать в компании nl international