Как узнать бенефициаров иностранной компании

ВОПРОС

Учредитель нашей организации – иностранная организация, владеющая 100% уставного капитала.

В соответствии с законодательством РФ, мы должны определить бенефициарного владельца. Мы написали учредителю официальное письмо с просьбой предоставить информацию о бенефициарных владельцах. В ответ получили письмо о том, что бенефициарный владелец не может быть определен.

При этом мы располагаем информацией, что учредителем нашего учредителя также является юридическое лицо.

Вопрос:

1. Достаточно ли будет наших действий и ответа от нашего учредителя для того, чтобы считать, что мы приняли все обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»?

2. Грозит ли нашей организации штраф за отсутствие информации о нашем бенефициарном владельце?

ОТВЕТ

1. Законом не установлено однозначных требований к действиям организации, направленным для установления бенефициарных владельцев. Однако представляется, что приведенных действий может быть недостаточно для избежания последствий непредоставления сведений о бенефициарных владельцах в установленном порядке, поскольку требуется подтверждение того, что организация предприняла все возможные меры по установлению бенефициарного владельца. Рекомендуется предпринять иные действия, такие как обращение к общедоступным источникам информации, запрос в уполномоченные органы страны учредителя, запрос доступа к учредительным документам учредителя, обращение к судебной практике и т.д.

2. За неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 14.25.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • для общества — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Помимо привлечения к административной ответственности могут быть применены иные последствия, в частности, отказ в совершении операций с денежными средствами, отклонение заявки при участии в госзакупках.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно пункту 1 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Росфинмониторингом подготовлены Методические рекомендации по установлению сведений о бенефициарных владельцах (далее — Методические рекомендации) в целях оказания методической помощи субъектам первичного финансового мониторинга по организации и осуществлению ими внутреннего контроля. Задача Методических рекомендаций — повышение эффективности процедур идентификации клиентов (представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), а также оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Методические рекомендации основаны на законодательстве в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, действующем на момент их опубликования. Согласно Методических указаний выявление бенефициарных владельцев может проводиться следующими способами:

  • а) включение в договор с клиентом (публичную оферту для клиентов) обязанности последнего представлять сведения о своих бенефициарных владельцах,
  • б) анкетирование клиента (направление клиенту запроса, составленного самостоятельно с учетом перечня сведений, необходимых для идентификации бенефициарного владельца, установленных соответствующими нормативными правовыми актами),
  • в) изучение учредительных документов клиентов — юридических лиц, устный опрос клиента с фиксированием сведений в анкете бенефициарного владельца клиента,
  • г) использование внешних доступных субъекту первичного финансового мониторинга на законных основаниях источников информации (например, общедоступные средства массовой информации, Интернет, коммерческие базы данных (СПАРК, X-Compliance, Коммерсант-Картотека и пр.).

Признание физического лица бенефициарным владельцем клиента должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у субъекта документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице, как непосредственно представленных клиентом, так и полученными субъектом самостоятельно.

Несмотря на то, что данные Методические указания имеют целью идентификацию бенефициарных владельцев клиентов организаций, а не собственных учредителей, указанные методы могут быть использованы всеми организациями по аналогии.

2.1. Как собирается информация о бенефициарах

Для получения обществом информации о своих бенефициарных владельцах нужно:

  • Подготовить запрос.

    Форма и содержание запроса не установлены законодательством, поэтому его можно составить в свободной форме.

  • Направить запрос всем своим участникам.

    Запрос рекомендуем направлять письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по адресам, находящимся в списке участников (акционеров), а также по иным адресам, имеющимся в распоряжении общества.

    Направление запроса таким образом позволит в случае необходимости доказать исполнение обязанности, установленной ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов (Информационное сообщение Росфинмониторинга «О порядке раскрытия юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах»).

  • Дождаться ответа.

    Лица, получившие запрос, обязаны представить необходимые сведения (п. 5 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов). Однако никакой ответственности за непредоставление сведений для них не предусмотрено.

Что делать, если лицо не ответило на запрос либо не представило сведения по нему

В такой ситуации рекомендуем:

  • Получить сведения из открытых источников информации.

    Например, запросить выписку из ЕГРЮЛ, посмотреть информацию в картотеке арбитражных дел и т.п.

    Если владелец доли в уставном капитале (акций) — иностранное юридическое лицо, то можно запросить выписку из торгового реестра страны учреждения либо происхождения иностранного лица.

  • Обратиться в суд с требованием о понуждении лица представить соответствующие сведения.

Совершение указанных действий позволит, по нашему мнению, подтвердить принятие обществом обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению своих бенефициаров, так как принятие таких мер обязательно в соответствии с п. 1 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов.

Кроме того, это позволит снизить риск привлечения общества к административной ответственности за неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах.

3. Каковы последствия нераскрытия информации о бенефициарных владельцах

За неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах общество привлекается к ответственности по ст. 14.25.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф в размере:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • для общества — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Если общество не представит информацию о бенефициарных владельцах организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, то в выполнении распоряжения общества о совершении операции могут отказать (п. 11 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, п. 15 Письма Росфинмониторинга от 15.02.2019 N 04-02-01/3276).

Готовое решение: Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах (КонсультантПлюс, 2019)

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 965365-6, который вводит обязанность юридических лиц устанавливать своих бенефициарных владельцев и допускает возможность получения этой информации инспекторами. После его принятия процесс получения таких сведений для налогового органа максимально упростится. Ведущий юрист «Пепеляев Групп» Владимир Воинов разбирался, зачем налоговикам эта информация и как они будут ее использовать. 

Перспектива 

Суть законопроекта № 965365-6 видна уже из его названия: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах». 

Содержание этой обязанности состоит из нескольких элементов, в частности:

  • обязанность юридических лиц устанавливать своих бенефициарных владельцев;
  • обязанность регулярно обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать эту информацию;
  • обязанность предоставлять информацию о своих бенефициарных владельцах по запросам Росфинмониторинга и иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ.

Таким образом, после вступления закона в силу налоговики смогут получать информацию непосредственно от проверяемых организаций.

Зачем ищут 

Практика показывает, что в ходе налоговых проверок повышенный интерес вызывают сделки налогоплательщика с контрагентами, которые тем или иным образом связаны с плательщиком. При описании подобных ситуаций налоговые органы и суды используют самые различные термины – аффилированные/взаимозависимые лица, подконтрольные организации, группы компаний и т.п. Однако в подавляющем большинстве случаев речь идет о том, что одна сторона сделки может прямо или косвенно контролировать действия другой, либо существует еще одно лицо, которое может контролировать (прямо или косвенно) действия обеих сторон. В российском налоговом законодательстве пороговое значение для признания наличия такого контроля установлено в размере 25% участия в капитале соответствующей организации (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Значит, если физическое прямо или косвенно владеет более 25% капитала организации, то это физическое лицо и есть конечный бенефициар этой организации.

Если налоговый орган установит конечного бенефициара, он сможет определить, являются ли плательщик и его контрагент взаимозависимыми лицами. А это в свою очередь расширяет возможности налоговых органов при доказывании получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Как ищут 

Для поиска конечного бенефициара налогоплательщика используют в первую очередь ЕГРЮЛ. При этом ведут его сами же налоговые органы. Подавляющее большинство российских юридических лиц действуют в форме ООО. Именно для таких компаний Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает необходимость внесения в ЕГРЮЛ сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале участников общества. Таким образом, получив сведения об участниках налогоплательщика и его контрагентах, инспекторы могут идти дальше «по цепочке», устанавливая «участников участников» и т.д. В конечном итоге они устанавливают физических лиц, контролирующих налогоплательщика и его контрагента. 

В некоторых случаях, следуя по цепочке участников, налоговые органы могут увидеть, что в ЕГРЮЛ внесены сведения об иностранном юридическом лице. А о его участниках ничего не известно. В связи с этим при поиске конечного бенефициара возникает вопрос о получении необходимой информации от иностранных государственных органов. 

Примером такого успешного для налоговых органов поиска конечного бенефициара российской компании стало Постановление АС Северо-Западного округа от 17.06.2015 № Ф07-3426/2015. В этом деле налоговый орган ссылался на выявление им «схемы», направленной на минимизацию налогообложения в РФ. Суть схемы, как утверждали налоговики, состояла в переносе налогооблагаемой прибыли с одной российской организации – арендатора на другую российскую организацию – арендодателя за счет завышения арендной платы. При этом совокупная налоговая нагрузка двух организаций уменьшалась за счет того, что арендодатель был освобожден от уплаты налога на прибыль в соответствии с действующим законодательством.

За счет полученной прибыли арендодатель выплачивал дивиденды, в том числе, зарегистрированной в Нидерландах иностранной компании. Налоговая служба в рамках ст. 27 Соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов сделала запрос иностранным налоговым органам с просьбой предоставить информацию о владельце этой компании. Из ответа следовало, что «конечным бенефициаром» иностранной компании был российский гражданин. Суд пришел к выводу, что этот гражданин мог оказать влияние на условия и результаты арендных сделок, и с учетом информации, полученной из-за рубежа, установил взаимозависимость арендатора и арендодателя. В результате он поддержал версию налоговиков о получении необоснованной налоговой выгоды. Таким образом, информация, полученная от иностранного налогового органа, была использована против российского плательщика. 

Роль соглашений 

Органы иностранного государства предоставят информацию, интересующую российских налоговиков, только при наличии соответствующего международного договора между РФ и соответствующим иностранным государством, который предусматривает такой обмен. Статья об обмене налоговой информацией есть в каждом соглашении об избежании двойного налогообложения. 

В соглашениях обычно прописано, что возможен обмен информацией необходимой для выполнения норм внутренних законодательств соответствующих государств. Другими словами, наша налоговая служба может получить из-за рубежа те сведения, которые имеют значение исключительно для «внутреннего» налогообложения в РФ, и при этом не интересны для иностранных налоговых органов. Упомянутое постановление АС Северо-Западного округа – яркий пример получения такой информации. Ведь она была использована в типично российском налоговом деле о необоснованной налоговой выгоде. 

Значение Конвенции 

Получить информацию наша налоговая служба также может с помощью Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Действие Конвенции распространяется и на некоторые территории, подконтрольные Великобритании и Нидерландам, в частности, такие как: Ангилья, Аруба, Британские Виргинские острова, острова Кайман, Кюрасао и Сен-Мартен, Гибралтар, острова Гернси и Джерси, остров Мэн, острова Теркс и Кайокс. Все эти территории включены в Перечень офшорных зон (утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н). Понятно, что вопрос о получении российскими налоговыми органами информации из этих офшорных зон требует дополнительного анализа в каждом конкретном случае (какую информацию они будут представлять, в отношении каких налогов, за какие периоды и т.д.). 

Конвенция предусматривает различные формы налоговой помощи, включая обмен информацией. Общий принцип состоит в том, что стороны обмениваются любыми сведениями, которые предположительно являются важными для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция (ст. 4 Конвенции). В Конвенции сказано: если информации, имеющейся в налоговых делах запрашиваемого государства, недостаточно для удовлетворения запроса, это государство принимает все необходимые меры для обеспечения запрашивающего государства запрашиваемой информацией. 

У налоговиков теперь есть мощный инструмент, позволяющий получать информацию от иностранных налоговых органов по самому широкому кругу вопросов, имеющих значение для налогообложения в РФ. В том числе по конечным бенефициарам российских компаний.

Найти бенефициара

В условиях нынешнего подхода к налоговому контролю достаточно остро обозначен вопрос раскрытия реальных владельцев бизнеса — бенефициаров, зачастую скрытых от посторонних глаз и управляющих компанией или группой компаний «из тени».

Сбор информации о бенефициарных владельцах компаний требуется главным образом для контроля за предпринимательской средой. Государство желает четко понимать, кто стоит за бизнес-структурами и несет ответственность за их деятельность.

Бенефициар- дирижер бизнеса

Бенефициар (от фр. benefice – «прибыль, польза») – выгодоприобретатель, то есть лицо, получающее выгоду от заключения какой-либо сделки.

В российском законодательстве понятие «бенефициар» используется, как правило, в контексте налогового контроля и «антиотмывочного» законодательства.

Бенефициар (или бенефициарный собственник, или бенефициарный владелец) – это реальный собственник бизнеса. Им может быть только физическое лицо – конкретный человек. Тот, кто фактически управляет компанией, контролирует активы, распоряжается ими и, в конечном итоге, получает прибыль компании.

С 3 февраля 2019 года вступил в силу зарегистрированный Минюстом 22.01.2019 г. приказ ФНС от 20.12.2018 г. № ММВ-7-2/824@, утвердивший формат запроса налогового органа о представлении юрлицом сведений о его бенефициарных владельцах. За непредставление запрошенных сведений по истечении пяти рабочих дней предусмотрена административная ответственность.

Бенефициар может не упоминаться в учредительных документах компании и финансово не участвовать в ее деятельности. Но он в полной мере пользуется правами владельца, хотя юридически это право может принадлежать другим лицам.

Зачастую личность бенефициара скрыта, данные о нем не афишируются и даже тщательно скрываются. Конфиденциальность бенефициара поддерживает номинальная компания, которая ведет деятельность без указания конечного владельца, или цепочка таких компаний. Для того, чтобы максимально скрыть сведения о личности бенефициара и в то же время обеспечить его участие в управлении компанией, придумываются всевозможные приемы оформления собственности и сложные схемы взаимодействия компаний внутри группы.

Кто эта таинственная персона – может быть известно лишь отдельным доверенным лицам из руководства компании. Но найти его можно. С помощью самого правдивого и понятного средства денег. По счетам, на которые бенефициару перечисляется прибыль.

Фискальные органы уделяют большое внимание поиску и выявлению бенефициаров. Особенно интересны контролерам компании, принадлежащие одному бенефициару, а также сложные схемы с несколькими уровнями владения, для которых нет явного объяснения. В этих случаях вызывает интерес цель создания сложной структуры бизнеса и возможность получения необоснованной налоговой выгоды.

Ты узнаешь его из тысячи…По делам, по счетам, по голосу…

Любое юридическое лицо обязано знать своих бенефициаров. И представлять по запросу налогового органа и Росфинмониторинга документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах или принятых мерах по поиску сведений о них.

Эта обязанность закреплена статьей 6 закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Даже если вы понимаете, что к финансированию терроризма вы не имеете никакого отношения, – воздействие этого закона вы точно уже ощущаете на себе. Например, в виде банковского контроля. Ссылаясь на этот закон банки вторгаются в нашу личную жизнь, запрашивая сведения о законности поступлений на счет, обоснованности платежей и снятия наличных.

В определении закона 115-ФЗ, бенефициарный владелец- это физическое лицо, который в конечном счете – как непосредственно напрямую, так и через цепочку звеньев — владеет или осуществляет контроль над юрлицом, или физическое лицо, от имени которого проводится сделка. Он может владеть прямо или косвенно долей более 25% в уставном капитале компании. Но это необязательно. Реальный собственник может ни юридически, ни финансово не влиять на работу компании, и находиться в тени. Но номинальные сотрудники управляют компанией четко по его указаниям.

Реально владеть собственностью компании может и несколько фактических владельцев – бенефициаров.

Не реже одного раза в год компании обязаны обновлять информацию о своих бенефициарах и хранить эти данные в течении 5 лет.

За непредставление информации по установлению своих бенефициарных владельцах или о принятых мерах по их установлению статье 14.25.1 КоАП предусмотрена ответственность – в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей, на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей. В том числе за то, что организация не предприняла всех возможных усилий по установлению своих бенефициаров. Размер штрафа — по протоколу налогового органа — определяет суд.

Ищи, кому выгодно. Как найти бенефициара

Если вы думаете, что найти бенефициара легко – вы заблуждаетесь. Зачастую это крайне творческий процесс.))

Если ваши учредители – юридические лица, вы делаете запрос в ЕГРЮЛ для выяснения, кто является их учредителями. Если у ваших учредителей тоже учредители юрлица — далее запросы в ЕГРЮЛ, и так по цепочке движетесь вглубь и пытаетесь найти конкретных физических лиц.

Если в своих запросах вы пересекли границу РФ, это вас не останавливает — вы направляете запрос в иностранный налоговый орган. Вряд ли вы получите ответ, но у вас останется документальное подтверждение ваших действий и принятых мер по выявлению бенефициаров.

Если найдено физическое лицо, ваша задача установить – номинальный это или реальный владелец, насколько он влияет на принятие решений – является ли он бенефициаром. Чаще бывает наоборот – «теневой» владелец, не имея доли в уставном капитале, дает указания директору через родственные связи, или детские страхи, или за солидное вознаграждение.

Не исключено, что реального бенефициара вы не найдете, и результат вы не получите. Зачастую бенефициары скрыты так тщательно, что их не могут найти даже правоохранительные органы. От вас требуется доказательство приложенных усилий – вы сделали все возможное, чтобы исполнить требования закона. Это освободит вас от штрафа.

Бенефициара надо не только установить, но и идентифицировать.

Вы должны получить полную информацию о физическом лице: его фамилию, имя, отчество, гражданство, паспортные данные, дату рождения, ИНН, если это иностранный гражданин и он находится в РФ вы должны указать номер его миграционной карты или вида на жительство (разрешения на проживание в России) и адрес проживания.

При сложной структуре собственности Росфинмониторинг рекомендует установить всех бенефициаров и проверить их на наличие/отсутствие в списке лиц, причастных к экстремистской деятельности, на сайте Росфинмониторинга.

Раскрытие сведений о бенефициарах в бухгалтерской отчетности

Важно помнить, что сведения о бенефициарах компания обязана раскрыть в пояснениях к годовому балансу. Это требует бухгалтерское законодательство. Кроме тех, кто имеет право на ведение упрощенного бухучета.

Если отчетность компании подлежит обязательному аудиту – аудитор изучает пояснение к балансу в разделе «Информация о связанных сторонах». Если аудитор посчитает сведения о бенефициарах недостаточным, он обязан представить заключение, указав замечание о недостаточности информации.

Совет. Несмотря на требования фискалов, я не советую указывать в пояснениях к балансу всю «подноготную» бенефициара компании– такие как паспортные данные, дату рождения и место проживания. Я бы не стала этого делать. Достаточно для идентификации указать его ФИО и ИНН.

Можно ожидать, что налоговые органы запросят подробности- они имеют на это право. Тогда по запросу налоговиков придется эти сведения раскрыть. Также, как и по запросу Росфинмониторинга, или по запросу налогового органа в части валютного контроля. Вы должны быть к этому готовы.

Скрытое управление компанией вызывает интерес у различных фискальных органов. Сведения важны для фискальных структур в целях противодействия легализации средств, полученных незаконным или преступным путем, финансовым махинациям, незаконному выводу денежных средств за рубеж и прочим преступным действиям.

Личность бенефициара интересует банк

При открытии счета компания заполняет анкету и указывает бенефициара. Обычно клиент указывает формальную информацию. И зачастую недостоверную. Как правило — это оформленные де-юре учредители.

У российских банков нет широких полномочий по выявлению реальных бенефициаров, как у налоговиков. Они, в основном, принимают информацию клиента. Банк может отказать в заключении договора компании, которая отказывается раскрыть сведения о бенефициаре.

Информация о конечных бенефициарах также важна банку для принятия решения о кредитовании. Исходя из личности бенефициара оценивается репутация компании и риски по ее кредитованию.

Кредитные организации, работающие в России, обязаны представлять информацию о бенефициарах в Росфинмониторинг. За сокрытие таких данных – штраф до 500 000 рублей.

Агенты по выявлению бенефициара

Обязанность по выявлению бенефициаров своих клиентов вменена организациям, проводящим сделки с деньгами и имуществом — страховым и лизинговым компаниям, участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, торгующим драгметаллами, посредникам в сделках купли-продажи имущества. А также аудиторам и адвокатам.

Финразведка советует этим организациям в договоре с клиентом предусмотреть пункт о раскрытии бенефициара, изучить учредительные документы и проводить анкетирование.

Представленную клиентом информацию Росфинмониторинг обязывает не просто собрать, а перепроверить — через публикации в СМИ, в коммерческих базах данных (СПАРК, и др.), в интернет-ресурсах. Если клиент отказался раскрыть бенефициара или представляет заведомо недостоверные сведения – об этом рекомендовано сообщить в Росфинмониторинг.

Сведения о владельцах бизнеса – до конечных бенефициаров — требуются при заключении контрактов с предприятиями государственной собственности. Без их представления договор заключен не будет. И, конечно,

Бенефициары – важный объект налогового контроля

Налоговики ведут поиск бенефициара для выявления схем оптимизации налогообложения и уклонения от уплаты налогов: при использовании офшоров, при дроблении бизнеса, при создании цепочки взаимозависимых лиц и других комбинаций. Ищут хранителей активов – юридических и физических лиц, и конечного выгодоприобретателя бизнеса – получателя налоговой выгоды.

Система контроля налоговых деклараций СУР АСК НДС-2 анализирует сделки, выявляет рисковые компании и выстраивает «дерево связей». Если у двух или более компаний один и тот же бенефициар, и они между собой совершают сделки, если в эту цепочку вплетены фирмы, неукротимо оптимизирующие налоги, — налоговый орган ставит под сомнение реальность операций, ищет получателя налоговой выгоды и выходит на проверку.

В зависимости от доказательных задач, налоговое законодательство применяет разные понятия лиц, участвующих в работе компании, такие как – заинтересованные лица, аффилированные лица, взаимозависимые лица, контролирующие лица.

Бенефициар — человек не бедный

Бенефициар, как правило, человек обеспеченный. Информационные ресурсы налоговой системы позволяют выявить всю российскую собственность каждого гражданина, включая членов его семьи, проанализировать перемещение имущества, в том числе с целью вывода на номинального владельца (хранителя активов).

Если за компанией числится недоимка по налогам, статья 45 налогового кодекса разрешает ее взыскать за счет взаимозависимых лиц. В судебном порядке. Если налоговая сможет доказать, что бенефициар прямо или косвенно повлиял на неуплату компанией налогов – суд может признать взыскание долга компании за счет ее бенефициара.

В случае взыскания налогов в результате налоговой проверки бенефициар может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам компании, если будет установлено его фактическое участие в управлении бизнесом через формально контролирующих лиц — номиналов.

Также к субсидиарной ответственности «серый кардинал» может быть привлечен, если будет доказано его влияние на действия, явившиеся причиной несостоятельности компании и доведения ее до банкротства. К этому вопросу у налоговой особый интерес.

А номинал может быть не так прост

Зачастую, номинальный руководитель компании является работником по трудовому договору. Его полномочия, как правило, существенно ограничены волей владельцев бизнеса. И финансовое состояние, как правило, не идет ни в какое сравнение с собственностью бенефициара. Поэтому, когда компания «летит» в банкротство, привлечение к субсидиарной ответственности ее номинального директора для налоговой менее эффективно, чем обращение к собственности ее бенефициара.

Привлечь собственника компании к субсидиарной ответственности сложнее, чем директора. Доказательства налоговой, как правило, строятся на показаниях должностных лиц, исполняющих указания «теневого» владельца бизнеса.

Одна из новелл ФНС — аналог «сделки со следствием» с номинальным директором. Он может быть частично и даже полностью освобожден от субсидиарной ответственности, если поможет налоговой установить реальных бенефициаров, раскрыть сведения об их имуществе и доходах, поделиться схемой вывода активов и помочь налоговому органу доказать все это.

Бенефициар — он и за границей бенефициар

Целенаправленное наступление по раскрытию бенефициаров налоговая служба продолжает и за пределами России, налаживая автоматический обмен информацией с зарубежными налоговыми органами. Готовность передавать информацию в Россию уже подтвердили 90 государств, в том числе Лихтенштейн, Великобритания, Сингапур, Швейцария, Бермуды, Британские Виргинские острова, Джерси, Ирландия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды.

Полученные данные используются для контроля валютного законодательства, трансфертного ценообразования, для выявления фактических получателей офшорных юрисдикций, фиктивных контрагентов, номинальных посредников и реальных бенефициаров.

Вместо заключения. И советы

Многие собственники бизнеса враждебно настроены к мерам по раскрытию их влияния, оперируя правом на сохранение конфиденциальности и защите личной информации. Да, это выбор – сохранить личную информацию или развивать бизнес.

Но формально относиться и игнорировать требования по раскрытию бенефициарных владельцев не стоит. Это достаточно серьезный вопрос и сбрасывать его в условиях нынешнего подхода к налоговому контролю совершенно нельзя. Немало вопросов в разных инстанциях, по которым вы можете споткнуться на проблеме «теневого» бенефициара.

А советы такие:

  1. Провести работу по поиску бенефициаров компании. Если реальные владельцы не найдены — документально подтвердите свои усилия по их поиску. Все данные храните у себя. Это убережет вас от штрафов.
  2. Все данные представляйте контролерам осмотрительно. И дозированно. На первичный запрос достаточно ФИО и ИНН.

В принципе, если вы не занимаетесь агрессивной оптимизацией и не скрываетесь от налогов, скрывать информацию о бенефициарах наивно. Контролеры могут их выявить и без вашего участия. Но вас могут привлечь к ответственности. А штрафы немалые.

Желаю всем узнать своих бенефициаров. Беречь бизнес. И вместе с ними его развивать.

Надеюсь, что было полезно.

Оригинал статьи доступен на портале E-xecutive.ru

Бенефициар: определение термина

Бенефициарным владельцем — это закреплено в законодательстве РФ — признается физлицо, которое прямо или при посредничестве третьих лиц владеет более чем 25% капитала юридического лица или же обладает возможностями для осуществления контроля за действиями данного юрлица (ст. 3 закона «О противодействии отмыванию доходов» от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Законом также предусмотрен статус бенефициарного владельца физлица (по умолчанию являющегося тем же физлицом, если нет оснований считать по-другому).

См. также «Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ».

Пример

Уставный капитал ООО «Салют» на 70% принадлежит ООО «Люкс», на 20% — Петрову В. С. и на 10% — Степанову А. В. При этом Степанову принадлежат 100% уставного капитала ООО «Люкс». Таким образом, Степанов — бенефициарный владелец ООО «Салют», несмотря на то что де-юре его доля в данной организации в 2 раза меньше, чем доля Петрова.

Таким образом, статус бенефициарного владельца — это юридическая категория, и ее характеристики прописаны на уровне общеотраслевых правовых норм. Однако какую позицию бенефициар может занимать в структуре управления бизнесом? Рассмотрим, каким образом ключевые позиции в фирме учредителя и генерального директора соотносятся со статусом бенефициарного владельца — это важно с точки зрения более детального понимания роли бенефициаров на различных уровнях правоотношений.

Бенефициар — учредитель или генеральный директор?

Принципиально не имеет значения, какую должность занимает человек в бизнесе — учредителя, директора или совладельца. Главное для установления статуса бенефициарного владельца — это соответствие роли человека в бизнесе критериям, определенным в ст. 3 закона № 115-ФЗ. Он может быть фактическим владельцем (не имея юридически закрепленной доли в бизнесе — особенности данного статуса мы рассмотрим далее в статье) и при этом генеральным директором или же де-факто принимать ключевые решения в управлении организацией, в то время как директором будет другой человек.

Конечно, в общем случае бенефициарный владелец — это учредитель фирмы (или один из них). Но не исключено, что он будет лицом, купившим необходимую долю уставного капитала впоследствии. Распространены случаи, когда бенефициарный владелец юридического лица — это учредитель той фирмы, которая владеет основной долей соответствующего юридического лица.

Пример

Гражданин Львов А. Е. владеет 55% акций в ПАО «Виктория», которое, в свою очередь, является владельцем 70% акций в ПАО «Алмаз». Фактически Львов не владеет акциями «Алмаза» напрямую, но является косвенным участником этого общества. Доля его косвенного участия составит 0,55 × 0,70 = 0,385, или 38,5%. Следовательно, Львов имеет преобладающее участие (более 25%) в капитале ПАО «Алмаз» и соответствует критериям бенефициарного владельца данной компании.

Итак, понятие бенефициара закреплено законодательно. Но можно ли говорить, что статус бенефициарного владельца — это то же понятие, что подразумевает другой распространенный термин — «фактический собственник»?

Бенефициар и фактический владелец (юрлица или физического лица) — одно и то же?

Понятие «фактический собственник» на уровне законодательства РФ, в свою очередь, не закреплено. В некоторых источниках права оно приводится в том же контексте, что и термин «бенефициарный владелец» (например, в письме Минфина РФ от 09.04.2014 № 03-00-РЗ/16236). Можно ли в связи с этим их отождествлять?

В принципе, это правомерно, и повод тому дает определение бенефициарного владельца, приведенное в законе № 115-ФЗ. В данном нормативном акте сказано, что бенефициар может соответствовать лицу, имеющему возможности влиять на решения, принимаемые юрлицом (даже несмотря на то, что ему, возможно, не принадлежат какие-либо доли в уставном капитале фирмы).

Вполне допустимо именовать «фактическим владельцем» человека, который по тем или иным основаниям является бенефициарным владельцем физлица. Более того, в данном случае правомерно говорить о некоторой «чистой форме» фактического владения, поскольку законодательством не предусмотрено выделение уставного капитала физлица. Например, бенефициарным (фактическим) владельцем физлица можно назвать получателя средств, указанного физлицом в своем завещании.

Таким образом, статус бенефициарного владельца — это юридическая категория, которая может отождествляться с понятием «фактический владелец», и лучше всего данное отождествление применять в контексте контроля за действиями юрлица или над физлицом. В контексте владения уставным капиталом юрлица лучше применять только термин «бенефициарный владелец».

Какие фирмы должны вести учет бенефициаров?

Обязательства по учету бенефициаров возлагаются на юридических лиц, не являющихся:

  • государственными или муниципальными структурами;
  • международными организациями;
  • эмитентами акций в рамках организованных торгов (при раскрытии информации по ценным бумагам в установленном порядке);
  • иностранными эмитентами акций в рамках торгов на иностранной бирже (при включении биржи в перечень, определенный Банком РФ);
  • иностранными субъектами правоотношений, не имеющими статуса юрлица и не предусматривающими наличие бенефициаров и должности генерального директора.

Организации обязаны знать своих бенефициаров, принимать при необходимости меры по получению сведений о них, перечисленных в подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ, обновлять данные сведения ежегодно, хранить полученные данные не менее 5 лет.

Кроме того, сведения о бенефициарах фирмы могут раскрываться в ее отчетности — в порядке, установленном законодательством (п. 7 ст. 6.1 закона № 115-ФЗ). Порядок раскрытия информации определен в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» и в рекомендациях аудиторам, содержащихся в Приложении к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01 (Письмо Росфинмониторинга от 29.07.2019 N 01-04-05/17015). В частности, информация о таких лицах раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Какие фирмы должны раскрывать своих бенефициаров?

Юрлица, а также ИП обязаны предоставлять сведения о бенефициарах по запросам (п. 6 ст. 6.1 закона № 115-ФЗ, п. 10 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209):

  • в Росфинмониторинг;
  • в ФНС.

Кроме того, при обращении в организацию или к ИП, которые осуществляют управление денежными средствами, юрлица и ИП предоставляют сведения о своих бенефициарных владельцах — это также их законная обязанность, предусмотренная п. 14 ст. 7 закона № 115-ФЗ. Объем данных сведений определен в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ.

Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Законодательно форма сведений о бенефициарных владельцах не утверждена. Но она должна включать в себя:

  • ФИО бенефициарных владельцев;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • паспортные данные (или сведения иного документа, удостоверяющего личность);
  • адрес места жительства;
  • ИНН.

Образец заполнения справки можно скачать ниже.

Скачать образец сведений о бенефициарных владельцах

Непредоставление фирмой в указанные государственные органы сведений о бенефициарных владельцах — это повод для применения в отношении нее санкций, предусмотренных ст. 14.25.1 КоАП РФ. А именно — штрафа на должностных лиц в величине 30 000–40 000 руб., на юрлиц — 100 000–500 000 руб.

Итоги

Бенефициарный владелец — это учредитель или директор, один из собственников или же фактический владелец фирмы (даже если де-юре какие-либо доли в уставном капитале организации ему не принадлежат), который обладает возможностями как минимум контролировать деятельность соответствующего хозяйствующего субъекта. При этом организационно-правовой статус данного субъекта значения не имеет — это может быть как юрлицо, так и ИП.

Для юридического определения статуса бенефициарного владельца необходимо, чтобы физлицо владело не менее 25% уставного капитала организации. Фирмы и ИП обязаны информировать Росфинмониторинг, ФНС, организации, управляющие денежными средствами, о своих бенефициарах по запросу.

Узнать больше об особенностях работы органов финансового контроля (которые, в частности, имеют полномочия запрашивать у юрлиц и ИП сведения об их бенефициарах) вы можете в статьях:

  • «Аудиторы будут сообщать в Росфинмониторинг обо всех подозрительных сделках»;
  • «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Источники:

  • закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ
  • КоАП

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.

Проверка контрагента – ​обязательный этап подготовки к заключению сделки. Если контрагентом является иностранная компания, то риски только увеличиваются. Ведь ее сложнее будет привлечь к ответственности. Да и у отечественных контрольно-надзорных органов в свете текущей ситуации в стране по контрагентам иностранного происхождения может оказаться больше вопросов, чем обычно. Поэтому и проверка таких потенциальных партнеров должна быть более тщательной.

Методика проверки иностранного контрагента базируется на тех же общих принципах, что и российского – ​анализ общедоступных баз данных и учредительных документов компании. Но есть и некоторые нюансы. Расскажем, как можно проводить такие проверки быстро и эффективно.

Использовать иностранные публичные реестры

Сведения об интересующем контрагенте можно получить на сайтах публичных органов государства, в котором он зарегистрирован. Некоторые сайты имеют русскоязычные варианты страниц. В большинстве же стран публичные реестры не имеют перевода на русский, но это затруднение можно преодолеть, используя браузер с автоматическим переводом или вставив ссылку в специальный онлайн-сервис, например «Яндекс.Переводчик» 1, Promt.one 2 и др.

Открытые базы данных иностранных государств. На портале ФНС России 3 содержатся ссылки на сайты официальных регистров иностранных государств. Эти регистры являются аналогами российского Единого реестра юридических лиц / индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ / ЕГРИП). Для поиска нужно знать юрисдикцию иностранного контрагента. Если, например, компания располагается в Лондоне, то, скорее всего, надо использовать сайт Регистрационной палаты Великобритании (Companies House) 4, которая ведет реестр всех британских компаний, их директоров и акционеров. Найдя контрагента в таком регистре, можно убедиться, что он действительно зарегистрирован и не ликвидирован на текущий момент. Также можно узнать реквизиты контрагента, как давно он зарегистрирован, кто им руководит и на какой адрес направлять корреспонденцию.

Публичные реестры иностранных государств. На сайте Налоговой палаты России 5 приведены ссылки на реестры, имеющие отношение к нотариальной деятельности. Например, можно найти реестр отмененных доверенностей или реестр специальных бланков нотариальных документов интересующего государства. Также есть ссылки на другие зарубежные официальные сайты: публичные кадастровые карты, лицензионные ре­естры, судебные базы данных и др.

Проверить через частные базы данных

Проверку иностранной компании можно проводить не только через официальные реестры того или иного государства. В Интернете есть и другие сервисы проверки иностранных контрагентов: как платные, так и бесплатные.

Kompass 6 – ​основанный в 1947 году международный каталог компаний и их услуг. На этом сайте в наглядной форме можно поискать сведения о юрисдикции контрагента, его организационно-правовой форме, годе основания, видах деятельности, уставном капитале, примерном количестве сотрудников, торговых марках, руководителях, направлениях экспорта и импорта.

Europages 7  – ​сервис, предоставляющий информацию о компаниях из европейских стран. Его преимущество в том, что в карточке компании указываются другие поставщики с аналогичной продукцией, работами или услугами.

Opencorporates 8 – ​одна из самых больших баз данных о компаниях со всего мира. В ней можно увидеть историю корпоративных событий интересующего контрагента: отстранение…

Найти имущество бенефициара в РФ и за рубежом: инструкция

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Эксперты рекомендуют искать активы должника через детективные агентства и юридических консультантов. Еще вошло в моду объявлять вознаграждение за предоставление сведений об имуществе контрагента. Иногда это позволяет сэкономить. Если же вы решили искать заграничные активы самостоятельно, проанализируйте перемещения должника за последнее время, установите наиболее посещаемые им юрисдикции, получите данные о денежных переводах. А вот изучать соцсети бесполезно — суды считают, что публикации в интернете не являются достоверными доказательствами.

1

Кто ищет? 

Должник обязан предоставлять сведения о своем имуществе финансовому управляющему (п. 9 ст. 213.9 Закона о банкротстве). Если он этого не делает, управляющий может сам запросить интересующую его информацию о российских активах, включая данные, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну, практически у любых лиц (п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве). 

Где искать?

Для поиска имущества в России, за счет которого можно удовлетворить требования кредитора, рекомендуется:

  • собрать информацию из открытых источников (коммерческих платформ, предоставляющих сведения о бухгалтерской отчетности и финансовом состоянии должника, сайтов ФССП, ЕФРСБ, Кад.Арбитр);
  • направить запросы, в том числе адвокатские. «В последнее время наметилась позитивная динамика ответов на адвокатские запросы, информацию передают достаточно подробную», — говорит адвокат КА Delcredere Антон Демченко.

3

Кто ищет?

По мнению Арбитражного суда Уральского округа, поиск активов должника за рубежом входит в полномочия управляющего (№ Ф09-5899/2018). Но эксперты рекомендуют для поиска иностранных активов обращаться к местным квалифицированным детективным агентствам или юридическим консультантам. «Наиболее эффективными в поиске активов можно назвать крупнейшие международные консалтинговые компании — к примеру, из большой четверки (PWC, Deloitte, Ernst & Young, KPMG)», — считает Илья Соболев, руководитель практики банкротства KDZ&partners . 

По мнению ведущего юриста Управления судебной практики юрфирмы Howard Russia Анастасии Третьяковой, если банкротство должника еще не инициировано, эффективней привлекать к поиску активов форензик-экспертов, которые обладают обширными знаниями в этой области. «Но это довольно дорого, поэтому в трансграничных банкротствах обязательства по финансированию часто берут на себя кредиторы. Также популярно заключать соглашения, предполагающие выплату гонорара успеха», — рассказал Евгений Карноухов, управляющий партнер, руководитель практики разрешения споров Alliance Legal CG.

Встречаются случаи, когда кредиторы публикуют информацию о выплате вознаграждения при предоставлении сведений об активах должника. Например, так поступило АСВ в марте этого года. Агентство объяснило отказ от привлечения внешних консультантов попыткой оптимизировать расходы на проведение процедур. К аналогичному методу поиска активов подошел банк ТРАСТ.

Где искать?

Для поиска зарубежных активов рекомендуется:

  • проанализировать перемещения должника за последнее время через пограничную и миграционную службы, авиа- и железнодорожных перевозчиков (№ А40-174439/16-175-261Б). Так можно установить наиболее посещаемые юрисдикции;
  • получить данные о денежных переводах. «Сведения о концентрации бизнес-интересов в конкретной стране можно почерпнуть из анализа основных контрактов и платежей, которые совершал должник», — считает партнер юркомпании ЗАО



    Федеральный рейтинг.

    группа
    Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)


    группа
    Банкротство (реструктуризация и консалтинг)


    группа
    Банкротство (споры high market)


    группа
    Разрешение споров в судах общей юрисдикции


    группа
    Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры)


    группа
    Международные судебные разбирательства


    группа
    Уголовное право


    группа
    Частный капитал

    Профайл компании


    Антон Красников;

  • мониторить поисковые системы. «При помощи поисковых сервисов нам удавалось найти информацию об иностранных компаниях, которыми владеют должники и члены их семьи, а также о судебных спорах с их участием», — сообщил Красников;
  • использовать автоматизированные скрининговые IT-решения (Dow Jones, Dun & Bradstreet, World-Check, Thomson Reuters, WorldCompliance, LexisNexis);
  • провести ручной поиск в коммерческих реестрах, реестрах финансовой отчетности, движимого и недвижимого имущества, а также в телефонных справочниках и адресных книгах. «Например, в Испании можно получить сведения из реестра недвижимого имущества онлайн. А в Германии в некоторых областях требуется участие адвоката», — сообщил Валентин Покровский, руководитель направления «Конкурентная разведка» юркомпании РКТ;
  • изучить иностранные СМИ и соцсети. Однако Арбитражный суд Московского округа признал, что публикации в интернете не являются достоверными доказательствами, свидетельствующими о наличии у контролирующего должника лица имущества за пределами России (№ Ф05-10157/2011).
Как включить активы в конкурсную массу?

При наличии достоверной информации о том, что на территории иностранного государства находится имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, арбитражный управляющий подает ходатайство в российский суд. Тот обращается с поручениями о предоставлении соответствующих сведений (ч. 4 ст. 256 АПК). Адвокат, руководитель группы по банкротству АБ Качкин и Партнеры Александра Улезко предупредила: если достоверных доказательств не будет, суд может отказать в запросе (№ А03-22271/2015).

Российский суд направит запрос в зависимости от наличия международного договора. Если он имеется — судебное поручение поступит в соответствующий компетентный орган иностранного государства. При отсутствии международного договора судебное поручение направляется через Минюст и МИД в порядке международной вежливости (принципа взаимности). 

Для включения иностранных активов в конкурсную массу требуется признание российского судебного акта в иностранной юрисдикции. Оно происходит по правилам процессуального законодательства государства, на территории которого это имущество находится, или в соответствии с международными договорами (ч. 1 ст. 213.26 АПК). Так, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа утвердил Положение о порядке, условиях и сроках реализации виллы, принадлежащей должнику и находящейся во Франции (№ А53-30102/2016). А Арбитражный суд Московского округа — Положение о порядке, условиях и сроках реализации жилого дома, находящегося в США (№ А40-2714/2017).

Если у должника есть кредиторы в тех юрисдикциях, где расположено его зарубежное имущество, суд не вправе вынести определение об утверждении положения о порядке, условиях и сроках реализации имущества должника.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как узнать время работы программы на паскале
  • Как узнать все свои реквизиты сбербанк карты
  • Как узнать дату открытия счета в сбер бизнес
  • Как узнать есть ли судебные дела на компанию
  • Как узнать ликвидирована ли компания или нет