Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5г.Кимовска
________________________________________________________________
Исследовательская
работа
МОЖНО
ЛИ УВИДЕТЬ ВРЕМЯ?
Выполнил:
Кувшинов
Владислав
ученик 3 Б класса
Руководитель: Майорова И.В.
учитель начальных классов
Кимовск,
2016
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие
сведения о времени…………………………………………….5
1.1 Что такое время?……………………………………………………………………………………….5
1.2. Виды часов………………………………………………………………………7
1.2.1. Живые часы……………………………………………………………..7
1.2.2. Солнечные часы или часы на
небе……………………………………9
1.2.3. Ночные
часы…………………………………………………………..11
1.2.4. Огненные
часы…………………………………………………………13
1.2.5. Часы без
стрелок………………………………………………………15
1.2.6. Часы нашего
времени…………………………………………………17
1.2.7. Биологические
часы…………………………………………………..19
Глава 2. Практическая часть. Изготовление
часов…………………………20
2.1. Опрос учеников………………………………………………………………..20
2.2. Изготовление песочных часов………………………………………………..21
2.3. Изготовление водных часов…………………………………………………..22
2.4. Измерение
времени……………………………………………………………23
2.5. Изготовление огненных (восковых)
часов……………………………………24
2.6. Вывод……………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………..28
Приложение
………………………………………………………………………29
Введение.
Исследовательская
работа посвящена такому понятию как время. Можно ли его увидеть? Ответить на
этот вопрос довольно сложно, потому что понятие «время» — это что-то глобальное
и нематериальное. Его нельзя попробовать на вкус, определить цвет или потрогать
на ощупь.Еще в незапамятные времена человек столкнулся не только с
необходимостью ориентироваться в пространстве, считать, измерять расстояния и
площади, определять массу, но и ориентироваться во времени и уметь его
измерять.
История взаимоотношений человека и времени представляет
собой постоянные и трудоёмкие попытки разума разделить общий поток времени на
определенные, более-менее понятные и конкретные отрезки. С некоторого момента
человеку перестало хватать разделения временного потока на день (бодрствование)
и ночь (сон). Постепенное усложнение человеческого разума вело к потребности
найти ту самую мерку, благодаря которой можно измерить время. Но измерять его пальцами или шагами было нельзя. И эту мерку надо
было искать в природе.
Главное свойство
времени состоит в том, что оно длится, течет непрестанно. Оно безостановочно. И
с этойпроблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок
календаря или глядя на часы. Т. е. время – это особая величина. Время идет
само, независимо от того, хотим мы этого или не хотим.
Значит, проблема
определения, и измерения времени была актуальна и остаётся актуальной для
человечества на протяжении его существования.
Задачи:
·
прочитать и проанализировать литературу,
которая описывает понятие «время» и его измерения.
·
познакомиться с историей возникновения
часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
·
узнать о принципах работы часов.
·
выяснить всё о роли часов в жизни
человека.
·
провести опыты и эксперименты по изучению
свойств времени.
·
сделать выводы.
Гипотеза: мы предполагаем «Если
время существует, то его можно увидеть».
Объект исследования:
процесс измерения времени.
Предмет исследования:
приборы для измерения времени.
Методы исследования:
сбор информации, анкетирование, анализ, изучение литературы, практическая
работа.
Глава 1. Общие сведения о времени
1.1.
Что такое время?
Время – это одно из
самых загадочных явлений во Вселенной. С одной стороны
его очень сложно объяснить, с другой стороны его можно измерить. Что же такое
время? До сегодняшнего дня, ответ, который возникает, на этот вопрос, так и
остается не разгаданным, так как даже наука, не может дать точного определения
этому понятию. Еще в древние времена лучшие ученые пытались разгадать ответ,
который смог бы разрешить вопрос. Время – одна из
основных жизненных ценностей, по сути своей – сверх ценность.
Открыв словарь Ожегова
мы взяли несколько понятий которые характеризуют время:
1.
Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами,
часами.
2. Промежуток той
или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена
часов, дней, лет.
3. Определённый
момент, в который происходит что-нибудь
4. Период, эпоха.
5. Пора дня, года.
Опираясь на толковый словарь
русского языка В. И. Даля, время- это
·
Длительность бытия,
·
Последовательность существования;
·
продолжение случаев, событий;
·
дни за днями и века за веками;
·
последовательное течение суток за сутками.
Универсальные
свойства времени — длительность, не повторяемость, необратимость.
Таким образом
«время» — свойство нашего мира, благодаря которому мы можем наблюдать события и
анализировать их. Для того чтобы было понятно как измерять происходящие
события, ориентироваться в них, люди придумали единицы измерения.Ещё в
глубокой древности человек искал способы измерять время. Потребовалось измерять
время сутками. Потом был придуман календарь – появились понятия недель,
месяцев, годов. Которые в свою очередь исчислялись десятилетиями, веками и тысячелетиями.
Одновременно человек
стремился более точно измерять короткие промежутки времени. И со временем
появились часы.
1.2.
Виды часов.
1.2.1. Живые часы
Часы! Какая распространенная и всеми известная
вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в
кармане, дома и на улице, часы в школе и на космодроме, на вокзале, в
автомобиле, часы на самолете и на подводной лодке. Одни часы — круглые, другие
— квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину,
а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь.
Как много значат в нашей жизни эти маленькие
стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Представим себе,
что завтра во всем мире сразу испортятся все часы. Какой страшный беспорядок
это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один
капитан не сможет определить, где находится корабль. На заводах работа станет
невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. А в школах?
Учитель математики продержит вас в классе не сорок, а сто сорок минут, пока у
вас не зайдет ум за разум. Сейчас трудно представить, что когда – то часов и в
самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с гирями. Не было даже
бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите,
пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и
цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко
только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над
головой? Настал полдень. В полдень в хорошую погоду я ходил купаться на речку.
И в это время солнце всегда стояло у меня над головой. Со временем я перестал
смотреть на часы и ориентировался по солнцу. Солнце снова опускается к земле?
Скоро вечер. Мы и сейчас ещё, вместо того чтобы сказать « в таком – то часу»,
говорим: «на рассвете», «в полдень», «на закате», « в сумерки. Летом я жил у
бабушки в деревне, иногда помогал ей по хозяйству. И заметил, что в деревне
люди узнают время по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают
крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку – ка – ре – ку!”. Еще солнце не
взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Скоро утро! Довольно спать! Но по
пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки
свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать,
то лиса петуха унесет и съест. А если нет петуха? И придумал человек часы более
надежные: они и с жердочки не свалятся, и лиса их не унесет.
1.2.2.Солнечные часы или часы на небе
Ты замечал когда – нибудь, как изменяется твоя
собственная тень в течение дня? Утром она длинная, в полдень короткая, а
вечером опять удлиняется. Однажды человек обратил внимание на тень, что падала
на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а
движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень
тоже круг пробежала. Смотрел, человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и вот
что придумал: вкопал в землю столб, а вокруг столба круг начертил. Подумал,
посчитал и разделил круг на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло
солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.
Глядел человек на свое изобретение и радовался. Еще бы! Ведь он придумал
инструмент для измерения времени – солнечные часы! И хотя появились они очень
давно, у них уже были и круг – циферблат, и тень – стрелка. Правда на
циферблате тогда еще не было цифр, и стрелка была всего одна, да и работали
часы только в солнечные дни, но все равно польза от них была огромная.
Считалось, что солнечные часы самые надежные, ведь они никогда не убегают и не
опаздывают.
И все — таки эти часы
были не самым удобным изобретением – ведь их нельзя было брать с собой в дорогу.
Тогда придумали часы, которые назывались карманными. Они были небольшие, и их
вполне можно было бы поместить в кармане, но карманов жители древнего города
еще не придумали. Вот и носили такие часы на шнурке, цепочке или прикрепляли к
тросточкам из дорогого дерева.
Долго служили людям такие
часы, некоторые дожили и до наших дней. Что ж скажем им спасибо за верную
службу. И все – таки этим часам было далеко до наших теперешних. Вряд ли вы
были бы довольны своими часами, если бы они шли только в ясную погоду, а ночью
и в плохую погоду стояли. А между тем, солнечные часы вели себя именно таким
образом.
Предположим, что у
человека есть только солнечные часы. Как он сможет определить время после
заката солнца? Как ему узнать время, если он окружен высокими домами или
деревьями с густой кроной? А, кроме того …погода. Облачное небо самовольно
«выключало» природные часы.
В странах, где облака
редко закрывают солнце, они могут принести пользу. Но что делать там, где небо
почти всегда серое, часто покрыто тучами, где дни коротки, а солнце является
редким гостем. Как тут воспользоваться солнечными часами. Поэтому солнечные
часы имели еще одно название «дневные» Одна восточная мудрость гласит, что один
восточный властелин решил
доставить радость своим подданным и привез им, не знавшим, что такое часы, из
своих странствий солнечные часы. Этот подарок изменил жизнь людей в его
царстве. Они научились распределять свое время, стали более точными, аккуратными,
надежными, прилежными, и в результате все разбогатели. Наступило полное благоденствие. Когда царь
умер, его подданные стали думать, как бы им достойно отметить заслуги умершего.
А так как солнечные часы являли собой символ благосклонности царя к своим
подданным и были причиной их успехов, то они решили построить вокруг солнечных
часов великолепный храм с золотым куполом. Когда же храм был возведен и купол
возвышался над солнечными часами, солнечные лучи уже не могли дойти до часов и
тень, которая показывала людям время, исчезла. Люди перестали быть точными,
исполнительными, прилежными. Каждый пошел своим путем. А царство распалось.
Сегодня солнечные часы
можно увидеть в. Санкт – Петербурге. В музее Арктики и Антарктики хранятся трое
солнечных часов, обнаруженных при раскопках в Сибири.
1.2.3. Ночные часы.
Очень давно – вероятно, в
одно время с солнечными часами – были изобретены и ночные часы.
Как часто мы слышим
выражение «сколько воды утекло». О какой воде идет речь? – спросишь ты. Куда
она утекла? Откуда? Эта фраза давным — давно утратила всякий смысл, и люди
повторяют её, как попугаи, не думая, что она значит. А значит она вот что.
Когда – то люди
догадались, что время можно измерять с помощью воды.
Если наполнить водой самовар и приоткрыть кран, вода вытечет.
Предположим для этого нужно час времени. Если мы, не трогая кран, снова нальем
в самовар воды, столько же, сколько раньше, она вытечет в то же самое время –
не в полчаса и не в полтора часа, а ровно в час.
Значит самоваром можно
пользоваться как часами. Для этого надо только каждый раз, когда он опустеет,
наполнять его снова.
Такие часы были в ходу
две тысячи пятьсот лет назад. Только, конечно, воду наливали не в самовар –
самоваров тогда не было, — а в высокий конусообразный сосуд с отверстием около
дна. Время – вода – вытекало из чаши капля за каплей, секунда за секундой,
впитываясь в почву и исчезая навсегда. Особые люди, приставленные к часам, на
восходе солнца наполняли сосуд водой. Когда вся вода выливалась, они громкими
криками извещали об этом жителей города и снова наполняли сосуд. Такие часы
показывали время и днем и ночью, и даже в плохую погоду, не забывай только воды
подливать.
Первые водяные часы, ещё
их называли «клепсидрой», что в переводе означает «воровка воды», были
поставлены в Риме на городском рынке рядом с солнечными часами. Сделано это
было для того, чтобы по солнечным часам проверять водяные.
Часы охранялись служащим,
который наполнял их водой в строго определенный момент. Караульные были вроде
ходячих часов и выкрикивали время «Одиннадцать часов спокойно».
Кстати, первый будильник
на земле тоже был водяным – и будильником, и школьным звонком одновременно.
Этот прибор созывал учеников на занятия.
Не могли, например,
обходиться без часов судьи. Чтобы не затягивать судебного заседания, они
назначали каждому, кто хотел произнести речь, определенное время. А для этого
нужны были часы.
Судьи пользовались
водяными часами самого простого устройства. Это был сосуд с отверстием на дне,
из которого вода выливалась приблизительно в четверть часа. Поэтому, когда
хотели сказать, что речь такого – то длилась целый час, говорили: «Его речь
продолжалась четыре клепсидры». «Ваше время истекло», — говорят и сегодня
докладчику.
С водяными часами связано еще одно
интересное выражение – «Чистое время». Если в период выступления говорящего
кто – то прерывал, служитель затыкал отверстие в водяных часах. При продолжении
выступления отверстие открывали. Таким образом, каждый выступающий имел равное,
чистое время.
1.2.4. Огненные часы
Водяные часы долго еще оставались редкостью.
Через много лет можно уже было найти кое – где в богатых монастырях и во
дворцах клепсидры с боем. Но большая часть монастырей и почти все население
деревень и городов по – прежнему обходились без часов.
Более удобными и не требующими постоянного
надзора, были огненные часы. Наши предки подметили, что равномерно горящее
пламя за равное время потребляет всегда одно и то же количества масла или
воска.
Тогда стали использовать свечи, масляные лампы,
фитили для измерения времени или шнурки с узелками. Когда пламя доходило до
узелка, проходил определенный промежуток времени.
Были в ходу и свечи с отметками, по которым можно
было узнавать время, пока свеча горела. Когда свеча сгорала до определенной
насечки, это означало, что прошел час. В одно время эти часы стали такими
популярными, что на вопрос «Сколько времени?», отвечали «Три свечи» или «Одна
свеча».
Иногда такими свечами измеряли длину пути.
Громадные свечи, метровой длины, медленно тлели в течение длительного времени.
Путники говорили, что они прибудут в другой город, когда сгорят три свечи, а
чтобы доехать до соседней деревни, достаточно одной свечи.
Ночь обычно разделяли на три свечи и сказать, что
сейчас две свечи, было все равно, что сказать: прошло две трети ночи.
Высказывание «прожигать время» связано именно с «огненными часами»
Шахтеры Древнего мира, добывая руду для выплавки
серебра и железа, задумались о продолжительности своего трудового дня. Как
измерить рабочее время, когда идти на обед, подниматься на поверхность.
Солнечные часы бесполезны, водяные – неудобны. И решили использовать
необходимый им для работы светильник ещё и для измерения времени.
В глиняную лампу наливалось такое количество
масла, чтобы его хватило на рабочую смену. Когда масло было на исходе, рудокоп
знал, что нужно подниматься наверх.
В Китае употреблялись огненные часы несколько
иной конструкции: из специальных сортов дерева, растертого в порошок,
приготовлялось тесто, из которого раскатывались палочки, придавая им
разнообразную форму, например форму спирали. Такие палочки или спирали могли
гореть месяцами, не требуя обслуживающего персонала.
В Китае, говорят, и сейчас еще пользуются
«огненными будильниками». Из опилок и смолы делают прутик, который кладут в
небольшую лодочку. Поперек лодочки вешают два медных шарика. Один конец прута
зажигают. Когда пламя доходит до нитки, она сгорает, и шарики со звоном падают
в стоящую под лодочкой металлическую тарелку – получаются огненные часы с боем,
или один шарик падает в то время, когда нужно проснуться, — получается
будильник.
Масляные лампы того времени горели неровным
коптящим пламенем. Поэтому для определения времени они не очень — то годились.
С ними мирились, потому что других часов не было: на безрыбье и рак рыба.
1.2.5. Часы без стрелок
Примерно две тысячи лет тому назад человек
изобрел еще один прибор для измерения времени — песочные часы. Они ровесники
водяных часов и даже похожи на них. Только вместо воды песочные часы
наполнялись песком.
Чтобы такие часы «ходили», их надо время от времени
переворачивать, чтобы песок из верхней склянки пересыпался в нижнюю, а потом
наоборот. Если водяные часы могли показывать время целый день и даже больше, то
песочные часы действовали всего несколько минут.
Необходимо сказать, что точность песочных часов
зависела от качества песка. Простой песок не годился. Приготовление песка для
таких часов в старину считалось делом, требующим особого умения. Рецепты его
приготовления хранили в строжайшем секрете. Песок кипятили в лимонном соке,
потом сушили, просеивали и снова кипятили. И так девять раз. Говорили, что
лучший песок получается из мраморных опилок. Кроме песка, для часов использовали
молотую яичную скорлупу и цинковую или свинцовую пыль.
Песочные часы служат нам до сих пор. Сегодня их
можно встретить в лаборатории у химиков, у врача в больнице. Даже повара
пользуются ими, чтобы сварить яйца по вкусу – всмятку или вкрутую.
Рыцари на турнирах использовали песочные часы.
Схватка заканчивалась, когда песок из верхней части пересыпался в нижнюю.
Знаете ли вы, что за склянки упоминаются в
приказе времен Петра I? Это песочные часы, морские склянки. Они, не боявшиеся
качки, служили для измерения времени на корабле. «Отбить склянки» означало бить
в корабельный колокол по песочным часам по определенной системе. Особый сигнал
– три тройных удара в колокол звучал в полдень.
Отличался сигнал и при смене вахт. В комплект
корабельных склянок входило несколько песочных часов, рассчитанных на разные
интервалы времени. Самые большие часы, четырехчасовые, назывались «часы –
вахта». У вахтенного матроса, несшего службу времени на корабле, было
специально оборудованное место, где были установлены морские склянки, подвешен
колокол и укреплен циферблате часовой стрелкой. Матрос обязан был следить за
склянками, вовремя их переворачивать, бить в колокол и переставлять вручную
стрелку на деревянном циферблате. Во время сражения, согласно уставу, этой кропотливой
работой не занимались.
1.2.6. Часы нашего времени
Потребность
в более точном измерении отрезков времени с развитием производства и
общественных отношений неуклонно возрастала. Лучшие умы работали над решением
этой проблемы. Изобретение механических часов – эпохальное событие,
которое произошло в Средние века, ведь они – самый сложный прибор, созданный в
те годы. В свою очередь, это послужило толчком к дальнейшему развитию науки и
техники.
Первые
механические часы были придуманы где-то около 1350 года. В центре круглого
циферблата помещалась стрелка, соединенная осью с системой зубчатых колесиков и
шестерней. Груз, привязанный веревкой к катушке, поворачивал ее силой тяжести,
что, в свою очередь, приводило в движение всю систему, поворачивая стрелку
вокруг своей оси. Первые часы появлялись в средневековых монастырях, чтобы
сзывать монахов на службы. Самые старые из действующих на сегодняшнее время
часов были установлены на соборе английского города Солсбери. И вот уже более
шестисот лет они исправно отсчитывают время. К середине XVI века в большинстве
городов Европы появились общедоступные часы на городских ратушах, башнях и
соборах.
Первые башенные
часы, появившиеся в России, были установлены в Московском Кремле в 1404
году. Они были изготовлены монахом Афонского монастыря Лазарем Сербиным.
Великий Князь Василий I, сын Дмитрия Донского, купил это изобретение и повелел
установить на башне своего дворца. По его приказу каждый час дежурный звонарь
ударял по колоколу молотом.
В
XIV-XV веках были созданы первые напольные и настенные часы. Поначалу
они были довольно тяжелыми, так как приводились в действие с помощью груза,
который надо было подтягивать каждые 12 часов.
Во
второй половине XV века были созданы первые часы с пружинным двигателем.
Источником энергии в таких часах была стальная пружина, которая во время
раскручивания поворачивала колеса часового механизма.
Настольные и
напольные часы долгое время являлись предметом гордости их хозяина. Они
свидетельствовали о его положении в обществе и финансовом благополучии. Такие
часы не только показывали время, они представляли собой изысканную деталь
интерьера.
Высота
самых первых напольных часов была не менее 180 см.
В конце
XVI века появились настольные часы. Они имели одну стрелку, но два циферблата:
один циферблат показывал время, а другой существовал для установки будильника.
Будильники.Современный
человек постоянно куда-то спешит и опаздывает. Именно поэтому будильники
сегодня настолько популярны, что они встроены в любой бытовой прибор, будь то
телевизор или стиральная машина, микроволновая печь или кухонная плита.
Будильники есть в каждом мобильном телефоне.
Самыми
новейшими часами являются атомные, которые, только представьте себе,
ошибутся за 6 миллионов лет всего-навсего на 1 секунду. Вот это точность!
1.2.7. Биологические часы.
Кроме того, что есть часы, которыми мы привыкли
пользоваться, существует так называемые биологические часы, когда организм
каждого человека, приспосабливается к определенным условиям. Люди не имея
часов, чувствуют время. И не только люди, но и животные и растения. Человек
обладает хорошо развитым чувством времени. Он даже может проснуться в тот час,
в который запланировал со вчерашнего вечера. Что же это за часы, которые внутри
каждого из нас? Это биологические часы. А в более сложном варианте – биоритмы –
это периодически повторяющиеся чередования во времени каких-либо состояний
организма. У человека, например, это ритмы биения сердца, сна, бодрствования,
температуры тела. По последним научным данным в организме человека выявлено
около 300 суточных ритмов.
Есть предположение, что биологические часы находятся в
мозгу человека и время ощущается не одним участком мозга, а всем мозгом
целиком. Это удалось проверить с помощи компьютера, в который была заложена
математическая модель сети нервных клеток мозга. Также удалось установить, что
музыкальный слух тесно связен с чувством времени, с точностью работы
биологических часов.
Глава 2. Практическая часть.
Изготовление часов
2.1. Опрос учащихся
Прежде чем приступить к
экспериментальной части темы я решил узнать, насколько интересна эта проблема
ребятам. Для этого мы с моим руководителем составили анкету и провели
анкетирование учащихся третьих и шестых классов МБОУ СОШ № 5. Цель этой работы
заключается в том, чтобы определить, как меняется восприятие времени у детей
разного возраста. (Приложение 1).
Из
результатов анкетирования мы делаем вывод, что с возрастом восприятие времени у
детей действительно меняется.
2.1. Изготовление песочных часов
Мне стало интересно, можно ли самому изготовить часы.
Насколько они могут быть применимы в повседневной жизни. Для этого проведем
несколько опытов.
Для изготовления песочных часов нам понадобится:
— две маленькие стеклянные бутылочки;
— одна пробка от этих бутылочек;
— песок (окрашенная мелкая соль);
— клей;
— изолента;
— сверло.
Бутылочки необходимо подготовить, т.е. тщательно
высушить, чтобы в них не было влаги. В крышке необходимо просверлить отверстие.
К горлышку одной из бутылочек приклеиваем крышку обратной стороной. Ждем, пока
клей высохнет. В другую бутылочку насыпаем песок. В качестве песка мы
использовали мелкую соль, которую окрасили гуашью. Цвет выбрали натурального
песка, а затем все хорошо просушили.Далее прикручиваем оба сосуда друг к другу
и фиксируем место скрутки изолентой для большей прочности. Проверяем работу часов
– песок пересыпается. Теперь остаётся замерить время, за которое песок
пересыплется из одного сосуда в другой.
2.2. Изготовление водных часов
Для
изготовления водных часов, иначе они называются клепсидра, нам
потребуется:
— две пластиковые бутылки ёмкостью 0,5л;
— две пластмассовые соломинки;
— клей;
— вода;
— сверло;
— секундомер;
— два CDдиска.
Эти часы работают по принципу песочных часов, только
вместо песка здесь присутствует вода. Склеиваем две пробки между собой. Пока
они сохнут, мы возьмём CD диски и приклеим их ко дну бутылок. Это делается для того, чтобы
наши часы были устойчивы. Возвращаемся к нашим пробочкам, просверливаем в них
два отверстия. В эти отверстия вставляем соломинки каждую с противоположной
стороны. С одной стороны трубочка должна быть длинной, а с другой немного
выглядывать из пробочки. Место, где вставлялись трубочки нужно залить клеем.
Для того чтобы уменьшить скорость перемещения воды по соломинке нам нужно
уменьшить отверстие. Для этого берёмдлинный конец трубочки, отступив немного от
края, сгибаем и приклеиваем. Далее нам понадобиться шило. Им мы проделаем
небольшое отверстие чуть выше места сгиба.
Теперь мы берём наши бутылочки. В одну наливаем воды, а
на другую накручиваем пробку. Затем скручиваем их между собой. Проверяем, как
работают наши часы. Берём секундомер и замеряем время, за которое вода
перетечет из одной бутылочки в другую. Мы справились.
2.2.3. Измерение времени
Мы изготовили песочные и водные часы. Теперь нам нужно
измерить время, за которое пересыпается песок и переливается вода из одного
сосуда в другой. Для этого нам понадобятся:
— песочные часы;
— водные часы;
— секундомер.
Сначала берём песочные часы. Переворачиваем их и
включаем секундомер. Время, за которое переместился песок равно 2минуты 4
секунды. Такую же процедуру проделываем и с водными часами. Время, которое для
этого потребовалось равно4 минуты 4 секунды.
Проведя замеры, мы можем сказать, что данные виды часов пригодны
для измерения небольших промежутков времени.
Где же их можно использовать? В настоящее время они
применяются в медицине. Для проведения физиопроцедур. Многие повара используют
их для приготовления блюд. Также можно использовать в играх, на выполнение
заданий которых,требуется определённое время. Самое главное, часы всегда будут
самым лучшим подарком, потому что время бесценно.
2.2.4.Огненные (восковые) часы
Попробуем сделать часы, которыми можно замерить более
длинный промежуток времени. Они называются восковые или огненные. Для
изготовления таких часов нам потребуются:
— две свечи;
— подставка под свечи;
— маркер;
.— электронные
часы;
— зажигалка.
Устанавливаем свечи на подсвечники. Одну
из них зажигаем и сразу включаем часы. Каждый час делаем на второй свече
отметки, на сколько первая свеча уменьшилась. Нам понадобилось для проведения
этого опыта 11 часов.
2.3. Выводы.
Работая в рамках этого проекта, я собрал всевозможную
информацию из интернета, энциклопедии, о времени и его измерении. Для
реализации поставленных задач всю найденную информацию мне необходимо было
изучить, проанализировать и выделить главную. На практике проверил работу
песочных, водяных и огненных часов. Узнал, как определяли время до изобретения
механических часов, впервые узнал, что существуют биологические часы, которые
напоминают нам подъемом или спадом биологических процессов в организме о
наступлении утра, обеда или вечера.
И теперь мы подошли к главному вопросу нашей темы —
Можно ли увидеть время?
Так, что же такое время? Время есть не что иное, как искусственно-придуманная
человеком мера измерения расстояния между событиями. Если эти события
поставить на одну прямую, то мы можем представить ход времени. Например,
наблюдать за кем-либо, как этот объект с течением времени растёт, достигает
определённых результатов и при этом, фиксируя все изменения. Мы можем увидеть
своеобразную дорогу из прошлого через настоящее, уходящую в будущее.
В качестве наглядного примера покажу, как изменялся я
сам от рождения до настоящего времени. Для этого использовали шаблон часов и
фотографии. Каждая цифра на часах соответствует году моего рождения.
Рассматривая данное пособие, мы можем увидеть промежуток
времени длинной в девять лет. Только фиксированные физические изменения,
которые происходили со мной на протяжении этого периода, позволяют нам увидеть
ход времени. Время идёт, и вместе с ним меняюсь я.
Моя гипотеза о том, что время все-таки можно видеть
частично подтвердилась. Время нельзя увидеть как определённый предмет,
потрогать его и почувствовать запах. Оно не имеет ни рамок, ни границ. Только
благодаря событиям, которые происходят в жизни человека и всего человечества,
мы можем увидеть, как время идёт. Время словно быстрая река, его невозможно
остановить. Взяв песок в кулак, невозможно его удержать, тоже самое происходит
и со временем, поэтому так важно его ценить, ценить не только его, но и свою
жизнь.
2.4. Заключение.
При работе над данной темой я узнал много нового о
времени и его измерении.
Наблюдая за попытками человека упорядочить течение
времени, сделать его для себя более понятным, нельзя не отдать дань уважения
пытливому разуму, заставляющему прогресс двигаться вперед. Но вместе с тем
нельзя также и удивиться времени как таковому, для которого не существует ни
рамок, ни границ, а его единственный порядок – постоянное движение вперед с
непостижимой скоростью. Может быть, оно и к лучшему.
Прочитав много
информации о времени, я понял, что знать время и уметь его определять по
часам – это несложно. Самое главное научиться беречь время, не проводить его
бесполезно. Ведь время бежит всегда только вперед и его нельзя остановить. А
увидеть его можно только оглянувшись назад, оценив действия, поступки и события
которые мы совершаем.
За всю нашу жизнь проходят миллионы часов,
которые, к сожалению никогда не вернуться. Раньше я не придавал значения словам
взрослых людей «Не трать время зря». А теперь понял, что то, чему я не научился
в свое время из – за лени, или из — за слабости характера уже упущено. Это
время мне никогда не вернуть. А компенсировать свое упущенное придется за счет
своего будущего, так необходимого мне времени. Правы были герои произведения
«Сказка о потерянном времени» когда говорили, что человек, который понапрасну
теряет время, сам не замечает как стареет.
2.5.
Список использованной литературы
1.
Большая детская энциклопедия. Перевод с
англ. Кима А. И.; Демыкина В.В. – М., 2005.
2.
Большая энциклопедия знаний.- М.: Эксмо,
2011.
3.
Большая энциклопедия «Почемучек»- пер. с
англ. Е.В. Комиссарова, В.А. Жукова, Е.А. Степанцевой, Н.В. Новиковой. – М.:
ЗАО «РОСМЕН — ПРЕСС», 2013.
4.
Детская энциклопедия. Открытия и изобретения.
Под ред. Артемова О. В. и др. – М., 2008.
5.
Детская энциклопедия Я познаю мир. Автор —
сост. Савин А. П. и др. – М., 1997.
6.
Полный энциклопедический справочник
школьника.—М., 2008.
7.
Черненко Г.Т. Школьный путеводитель Часы и
время.– М., 2004.
8.
Интернет ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://sav—files.narod.ru/
http://images.yandex.ru/
http://
dreamworlds.ru/ http:// allfacts.net *
Приложение
1
АНКЕТА
Фамилия_____________________________________________________________________
Имя
_____________________________________________________________________
Класс
_____________________________________________________________________
Что такое время?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы определяете время?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как
люди измеряли время в древности?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими часами вы
пользуетесь?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли время
почувствовать?____________________________________________________
Можно ли время
увидеть?_________________________________________________________
Слайд 1
Исследовательский проект Старшей группы № 8 Педагоги: Образенко Т.А. Попова Д.Ю.
Слайд 2
Участники проекта: дети, родители, воспитатели Сроки проведения: краткосрочный – 1 неделя Говорят: часы стоят. Говорят: часы спешат. Говорят: часы идут, Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, Но часы висят на месте. В. Орлов
Слайд 3
Проблема, её актуальность Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы- круглые, другие- квадратные, одни–толстые, другие- тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Мы предложили детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы… Сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет не возможной– ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Мы рассказали детям, что сейчас трудно представить, но когда-то часов и в самом деле не было– ни каких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из– за гор и зонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? На стал полдень. Наш рассказ вызвал интерес у детей- они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе разговора также было выявлено, что у детей не достаточно знаний о разновидностях современных часов.
Слайд 4
Задачи проекта: Познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. Узнать о принципах работы часов. Выяснить всё о роли часов в жизни человека. Провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени.
Слайд 5
ГИПОТЕЗА «Если время существует, то его можно увидеть»
Слайд 6
Карта детских идей ЧТО ЗНАЕМ? ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ? ГДЕ МОЖЕМ ОБ ЭТОМ УЗНАТЬ? Время идёт (Арина) Часы идут (Ваня) Часы бывают разной формы (Арина) Часы бывают наручные, настенные, электронные ( Данилл ) Часы бывают с кукушкой (Семен) По часам определяют во сколько надо идти в детский сад (Саша) Время года –это время (Кирилл) Смена суток –время (Артем) Время смотрят по часам (Ксюша Е.) Время идёт, а его не видно (Ева) Из чего делают часы? (Саша) Как двигаются часы? (Артем) Как устроены песочные часы? (Кирилл) Как в часах появилась кукушка?( (Семен) Как раньше определяли время? (Женя) Какие часы были раньше? (Ева) Если есть время, как его можно увидеть? (Ксюша Е.) Можно ли самим сделать часы? (Таисия) В библиотеке (Саша) В интернете (Арина) В книгах (Ксюша Е.) Спросить у родителей (Матвей) Посмотреть по телевизору (Полина) Спросить у друзей ( Данилл )
Слайд 7
Предполагаемые продукты проекта: Коллекция часов Модели часов Коллаж «Такие разные часы »
Слайд 8
Этапы реализации проекта I этап. Подготовительный. Постановка проблемы Подбор наглядных пособий Подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки) Подбор материалов для проведения исследования Подбор дидактических, развивающих игр по теме Подбор материалов для изобразительной деятельности Беседы с родителями по теме проекта
Слайд 9
IIэтап. Деятельностный. (сетевая паутинка по проекту по направлениям развития /образовательным областям) Образовательная область «Речевое развитие» Беседы : «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по-разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «Измерение времени», «Современные часы» Чтение художественной литературы О. Анофриев «Тик -Так», В. Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин ), «Песочные часы» МирошниковаИрина , «Стихи про часы и о времени». Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о временных отношениях Знакомство со сказками «Двенадцать месяцев», «Сказка о потерянном времени» Е. Шварц. Словесные игры «Найди лишнее слово», «Назови пропущенное слово» Образовательная область«Социально-коммуникативное развитие» Дидактические игры: «Веселая неделька», «Где мое место», «Угадай, что за время года», «Когда это бывает?», «Веселые часы», «Каждому предмету своё время», «Кто быстрее», «Кто больше знает», «Выбери, что нужно для часов», «Кто потрудился», «Путешествие в страну часов», «Узнай который час?», «Какие часы ты знаешь?». Проблемно-игровые ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»Сюжетно-ролевые игры: «Магазин часов», «Часовая мастерская» Посещение виртуального музея «Часы прошлого и будущего»
Слайд 10
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рисование: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь», «Часы будущего» Ручной труд: «Часы», изготовление водяных часов, изготовление огненных часов Аппликация: «Будильник» Лепка: «Цветочные часы» Образовательная область«Физическое развитие» Физ. минутки: «Часы», «Осень», «Весна -красна» Гимнастика для глаз «Веселая неделька» Пальчиковые гимнастики о временах года Подвижные игра: «День –ночь». Образовательная область«Познавательное развитие» Образовательные ситуации: «Четыре принцессы», «Путешествие в страну точного времени» Образовательные ситуации: «Путешествие в прошлое часов», «В гостях у гнома –часовщика» Эксперимент с песочными часами «Течёт ли время?» Эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать» Эксперимент с водяными часами Эксперимент с огненными часами Задание соедини по точкам
Слайд 11
III этап. Завершающий. Презентация продуктов деятельности родителям Оформление коллекции часов Выставка поделок моделей часов Викторина«Часы такие разные» Обсуждение итогов проекта.
Слайд 12
Фото материалы по этапам проекта
Слайд 13
Экскурсия в виртуальный музей часов Сегодня день торжественен и строг. Открыта дверь, музей гостей встречает. С.Михалков
Слайд 14
Лепка «Цветочные часы» Цветочные часы так сказочно красивы, В них яркий свет прелестных лепестков… Тихонова Валентина
Слайд 15
Аппликация «Часы Медведь» А у нас, по всей квартире, Громко часики ходили! А потом вдруг тихо встали… Видно -ноженьки устали! Т. Уманская
Слайд 16
Ручной труд «Часы будильник» Кто выводит звонко трели Когда мы ещё в постели? (будильник)
Слайд 17
«Часы настенные» На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Стрелка та не для красы -Время скажут вам… (настенные часы)
Слайд 18
А есть часы настенные – Чинные, степенные! Не убегают, не отстают! вовремя бьют! Маятник: туда –сюда… Сегодня, завтра и всегда! Эльмира Котляр
Слайд 19
Коллаж «Такие разные часы» Время –что это такое? Говорят, оно живое: Ходит, бегает, летит И на месте не стоит.
Слайд 20
Коллекции часов
Слайд 21
Водяные часы Водяные часы неудобны –все время приходится доливать воду.
Слайд 22
Огненные часы Дети убедились, что по этим часам нельзя определить точное время, и они не удобны в применении в настоящее время. После очередной беседы про старинные часы, дети предложили сделать огненные часы своими руками.
Слайд 23
Опыт с песочными часами Мы предложили детям сесть за стол возле песочных часов. Просили перевернуть часы и соответственно 1 и 3 минуты рисовать фигуры по трафарету на бумаге. Наблюдали и сравнивали объем выполненной работы за разные временные интервалы. Вместе с песчинками, которые текут в песочных часах «течет» и время. Дети экспериментальным убедились путем убедились, что время течет.
Слайд 24
Эксперимент с секундомером Наблюдали, сколько кругов обежит стрелка секундомера, пока в песочных часах пересыпается песок. Путем наблюдений за секундной стрелкой установили, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать. Выяснили, что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) -это минута, а прыжок с черточки на черточку -секунда.
Слайд 25
В ходе проекта ребята пришли к выводу о том, что время это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать и почувствовать через протяженность действий.
Проектная деятельность
по познавательному развитию
«Можно ли увидеть время?»
(краткосрочный)
Старшая группа
Введение
Усатое солнышко
Спряталось за стёклышко.
Шевелит усами
Зовут (Часами)
Часы! Какая распространенная и всем известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы – круглые, другие – квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь.
Давайте представим себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы… Что тогда будет? (Будет страшный беспорядок. Магазины будут работать, как захотят. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.)
Сейчас трудно представить, но когда-то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из-за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой — настал полдень.
Так что же такое время? Можно ли увидеть время?
Гипотеза проекта
«Если время существует, то его можно увидеть»
Вид проекта: Познавательно- исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 18.05-25.05)
Задачи проекта:
• Познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
• Выяснить всё о роли часов в жизни человека.
• Провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени.
Актуальность
Время – это одно из самых загадочных явлений во Вселенной. С одной стороны , его очень сложно объяснить, с другой стороны его можно измерить. Мы часто слышим, что нужно торопиться, чтобы успеть что- то сделать, потому что время «бежит» или «идёт», что время «течёт» быстро и мы опаздываем. Так что же такое время? Можно ли его увидеть?
Основная часть
Мы с ребятами в группе задумались над этим вопросом. Первое, что мы выяснили, что мы знаем о времени? (Мы знаем что время определяют по часам, что они бывают разной формы и размера, что часы «идут»,что по ним можно определить когда идти в садик, когда надо кушать, когда ложиться спать).
А затем мы стали думать, что же мы хотим ещё узнать о часах? (Из чего делают часы? Как они устроены? Как раньше определяли время? Если есть время, как его можно увидеть? Можно ли самим сделать часы?)
Тогда мы стали думать, где найдём необходимую информацию? (в книгах, в интернете, можно спросить у родителей, посмотреть по телевизору, спросить у друзей)
Сделать самим солнечные часы, песочные, водяные, огненные (свечка) .
И тогда мы поймём почему люди говорят время бежит, скачет, течёт и т. д.
В начале мы решили узнать, как раньше люди жили без часов? Как они определяли время?
Оказывается, часы были и раньше, но в те давние времена они были другие — живые! Догадайтесь, что такое «живые часы»? Какие они могли быть? (Это петух, птицы, цветы).
Затем люди придумали солнечные часы,но они оказались неудобны (в пасмурную или дождливую погоду солнечные часы ничего не показывают. Их нельзя взять с собой в квартиру. Время они показывают не точно)
Тогда люди стали придумывать другие часы. Они их сделали из песка. И назвали их песочные. Но они тоже оказались не очень удобными для людей.
Мы дома с папой и мамой сделали для друзей в детский сад солнечные, песочные, водяные и огненные часы.
Есть такие высказывания «Сколько воды утекло», «Время течёт» Что это означает?
Мы с ребятами и воспитателя провели эксперимент с песочными часами
«Течет ли время?».
Гипотеза: предположили, что
Время- это песчинки, которые находятся в песочных часах. Если они стекают (песчинки) сверху вниз, то можно предположить, что время течет.
Описание эксперимента с песочными часами:
Ставили песочные часы на стол и пробовали собрать игрушки, пока стекают песчинки. Одевались на улицу и пробовали за 1 минуту обрисовывать фигуры по трафарету на бумаге, перекладывать фасоль из одной емкости в другую. Потом мы попробовали с ребятами просто сидеть 1 и 3 минуты без задания и сделали вывод, что когда мы заняты делом, то и время течет быстрее.
Эти же опыты мы провели и с водяными часами.
Вывод: Вместе с песчинками, которые текут в песочных часах «течет» и время, так же узнали, что означает высказывание «Сколько воды утекло» -это значит, что прошло много времени.
Потом провели эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать».
Гипотеза: Предположить, что время не только течет, а если у него есть «ноги», значит, оно может прыгать, бегать и скакать.
Описание эксперимента:
Наблюдали, сколько кругов обежит стрелка секундомера, пока в песочных часах пересыпается песок.
Измеряли за какое время можно подняться на второй этаж, спуститься вниз, пробежать змейкой по группе и т. д.
Вывод: Путём наблюдений с детьми за секундной стрелкой установили, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать.
Увидели, что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) — это минута, а прыжок с черточки на черточку — секунда.
Эксперимент с фотографиями: «Время и фотографии».
Гипотеза: Предположить, что время движется вместе с нами, не стоит на месте.
Описание эксперимента:
Воспитатели попросили нас принести свои фотографии (разные периоды детства).
Рассмотрели фотографии, мы пришли к выводу, что все живое развивается и растет и вместе с ним идет время.
Эксперимент с огненными часами
Высказывание «прожигать время» связано именно с «огненными часами».
Огненные часы измеряли время по количеству сгоревшего воска в свече. Такие часы показывали время неточно и тоже были не удобны в использовании.
Тогда человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы.
Не могу понять никак —
Где в часах сидит Тик-Так?
Разобрал я весь будильник,
Там деталей целый воз!
Стрелок, винтиков, пружинок,
Разных зубчатых колёс.
Нет Тик-Така! Где Тик-Так?
Не поймать его никак.
Починил часы мой папа,
Вновь будильник заходил.
Видно, он поймал Тик-Така
И на место посадил.
А ещё есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки – это электронные часы.
Какие будут часы в будущем? Мы с ребятами пофантазировали и нарисовали такие часы, вот что у нас получилось.
Заключение:
В ходе исследования мы с ребятами пришли к выводу о том, что время- это такое понятие, которое нельзя пощупать, мы его можем только осознать, почувствовать через протяженность действий или событий.
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Презентация, доклад на тему Исследовательская работа по теме Можно ли увидеть время?
Содержание
-
1.
Исследовательская работа по теме Можно ли увидеть время? -
2.
Объект исследования: процесс измерения времени.Предмет исследования: приборы -
3.
Задачи:прочитать и проанализировать литературу;познакомиться с историей возникновения -
4.
Живые часы -
5.
Слайд 5 -
6.
Слайд 6 -
7.
Слайд 7 -
8.
Слайд 8 -
9.
Часы без стрелок -
10.
Слайд 10 -
11.
Глава 2. Практическая часть. Изготовление часов -
12.
Слайд 12 -
13.
Песочные часы -
14.
Водные часы -
15.
Спасибо за внимание!
Объект исследования: процесс измерения времени.Предмет исследования: приборы для измерения времени.Методы исследования: сбор информации, анкетирование, анализ, изучение литературы, практическая работа.
Слайд 1МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ ВРЕМЯ?
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №
5 г. Кимовска
Слайд 2Объект исследования: процесс измерения времени.
Предмет исследования: приборы для измерения времени.
Методы исследования:
сбор информации, анкетирование, анализ, изучение литературы, практическая работа.
Слайд 3 Задачи:
прочитать и проанализировать литературу;
познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями;
узнать о
принципах работы часов;
выяснить всё о роли часов в жизни человека.
Методы исследования: сбор информации, анкетирование, анализ, изучение литературы, практическая работа.
Слайд 11Глава 2. Практическая часть.
Изготовление часов
Как увидеть
время
Название проекта
Выполнила Клепикова Марина
Тип проекта : исследовательский
Участники проекта : дети подготовительной группы «Сказка», воспитатели группы, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: 2 недели (краткосрочный)
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие»,
« Познавательное развитие», « Художественно- эстетическое», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»
Режим работы: во время и вне образовательной деятельности.
Актуальность проекта
Часы! Распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак необойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома в автомобиле, часы в самолете и на кораблях . Одни часы — круглые, другие – квадратные ,одни–толстые, другие–тонкие. Время раньше определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Эти рассказы сотрудников музея леса вызвали интерес у детей – они захотели узнать, еще больше о часах и времени. В процессе разговора также было выявлено, что у детей недостаточно знаний о времени. Гипотеза: «Если время существует, то его можно увидеть»
Модель трех вопросов
Задачи проекта:
- Познакомиться с историей
возникновения часов, их
разновидностями в прошлом и
настоящем;
- Узнать о принципах работы часов;
- Выяснить всё о роли часов в жизни
человека;
- Провести опыты и эксперименты по
изучению свойств времени.
Предполагаемые продукты проекта:
Коллекция часов
Модели часов
Коллаж «Такие разные часы»
Этапы реализации проекта I этап. Подготовительный .
- Постановка проблемы;
- Подбор наглядных материалов;
- Подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки);
- Подбор материалов для проведения исследования;
- Подбор дидактических, развивающих игр по теме;
- Подбор материалов для изобразительной деятельности;
- Беседы с родителями по теме проекта.
II этап. Практический
«Речевое развитие»
— Беседы: «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по-разному?», «Измерение времени», «Современные часы»;
— Чтение художественной литературы: Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин), «Песочные часы»Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени». Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о временных отношениях;
— Знакомство со сказками «Двенадцать месяцев», «Сказка о потерянном времени» Е. Шварц;
— Словесные игры «Найди лишнее слово», «Назови пропущенное слово».
«Социально-коммуникативное развитие»
— Дидактические игры: «Веселая неделька», «Где мое место», «Угадай, что за время года», «Когда это бывает?», «Веселые часы», «Каждому предмету своё время», «Кто быстрее», «Кто больше знает», «Выбери, что нужно для часов», «Кто потрудился», «Путешествие в страну часов», «Узнай который час?», «Какие часы ты знаешь?».
— Проблемно-игровые ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
— Сюжетно-ролевые игры: «Магазин часов», «Часовая мастерская»
«Художественно-эстетическое развитие»
— Рисование: «Такие разные часы», «Часы будущего»;
— Ручной труд: «Часы», изготовление водяных часов, изготовление огненных часов;
— Лепка: «Цветочные часы».
«Физическое развитие»
— Физические минутки: «Часы», «Осень», «Весна -красна»;
— Гимнастика для глаз «Веселая неделька»;
— Пальчиковые гимнастики о временах года;
— Подвижные игра: «День –ночь».
«Познавательное развитие»
— Образовательные ситуации: «Четыре принцессы», «Путешествие в страну точного времени»;
— Образовательные ситуации: «Путешествие в прошлое часов», «В гостях у гнома –часовщика»;
— Эксперимент с песочными часами «Течёт ли время?»;
— Эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать»;
— Эксперимент с водяными часами;
— Эксперимент с огненными часами;
— Задание соедини по точкам.
III этап. Завершающий.
- Презентация продуктов деятельности родителям;
- Оформление коллекции часов;
- Выставка поделок моделей часов;
- Экскурсия в библиотеку семейного чтения;
- Викторина«Часы такие разные»
ВЫВОД детей : время нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать и почувствовать через протяженность действий.
Фотоотчет
«Модели часов»
Библиографическое описание:
Седых, А. Е. Как увидеть время? / А. Е. Седых, А. Н. Анисимова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 7 (27). — С. Т.2. 21. — URL: https://moluch.ru/young/archive/27/1651/ (дата обращения: 24.03.2023).
Время — что это такое?
Говорят оно живое
Ходит, бегает, летит
И на месте не стоит.
Наша жизнь течет по часам. Когда выйти на школьный автобус? Как не пропустить любимые передачи по телевизору? Мы посмотрим часы — и все впорядке! В каждом доме есть часы. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду.
Представьте себе, что завтра все часы испортятся… Какой будет страшный беспорядок!
Магазины будут работать когда захотят. Мы бы опаздывали в школу, а родители — на работу.
Мне рассказывали, что раньше не было никаких часов, ни с пружинками, ни с батарейками, ни с гирями. Раньше время определяли по пению птиц цветам, по закатам и рассветам. Или смотрели на тень и солнечное небо. Точного времени не знал никто, люди измеряли время приблизительно.
Я подумал, если время существует, то его можно увидеть?
И захотел узнать, как люди определяли время много лет назад, какие были часы раньше и как они работали.
Для этого собрал коллекцию часов, изучал модели первых часов, провёл опыты, наблюдал за временем и сделал самодельные часы.Часы бывают разные. Одни часы — круглые, другие — квадратные, одни — толстые, другие — тонкие. Есть часы величиной с горошину, есть часы, такие огромные, что и на машине не увезёшь.
Провёл первый опыт на Солнечных часах, потому что они появились первыми. И понял, что ночью и в облачный день не «работают».
Второй опыт был с Водяными часами. Вода равномерно капает через отверстие. Приходилось часто доливать воду. Оказались неудобными.
Третий опыт был на Огненных часах. Такие часы раньше были будильниками. В этих часах медленно тают отметки на свече. Они оказались опасными.
Четвертый опыт провела на песочных часах. Ими можно определить короткое время. Оказывается они тоже неудобные, потому что каждый раз надо переворачивать.
После своих опытов убедился, что такими часами нельзя определить точное время.
Наблюдал, сколько кругов обежит тонкая длинная стрелка, пока пересыпается песок. Убедился, что время не только течет, но и прыгает, скачет и бежит. Узнал, минута — это пробег стрелки по кругу, а секунда прыгает и скачет с черточку на черточку.
В ходе проекта я узнал очень много интересного и полезного о часах и времени. Оказывается, часами измеряется время. Сутки и неделя — это время. Времена года, год — это тоже время. Мне исполнилось 7 лет — это тоже измерение времени.
И самое главное, понял, что время абстрактное понятие. Его нельзя пощупать и увидеть. Можем только осознать и почувствовать через свои действия.
Основные термины (генерируются автоматически): час, время, точное время, опыт.
Похожие статьи
Система синхронизации по абсолютному точному времени
Это сокращает время передачи и предохраняет от возможных ошибок систем синхронизации.
Чтобы измерить время распространения радиосигнала каждый спутник ССН излучает сигналы точного времени, используя синхронизированные с системным временем атомные часы.
Время и течение событий | Статья в журнале «Молодой ученый»
В статье рассматриваются различные понятия времени. На основе материала по данной теме проведен анализ способов измерения времени, определена связь силы тяготения со скоростью течения событий.
Пространственно-временные представления и особенности их…
Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает вращение
О днях, месяцах, часах дети говорят как о предметах и даже «одушевляют» время: «Куда ушло
Историческое время (его глубина) недоступны дошкольнику. В его личном опыте нет и не…
Интерактивные модели часов для использования в начальной…
Время — центральная тема программы по математике на протяжении 2–4 классов.
Заметим, что создатели данного манипулятора не позаботились о точном расположении часовой
Разработанный нами ЭОР «Интерактивные модели часов для использования в начальной…
Часовщик: Я слышал, что дети целый год изучали время и часы…
– познакомить детей с различными часами, развивать представление о времени; – развивать чувства времени, учить регулировать свою
Людям я часы чиню, Завожу, чищу детали, Чтобы люди время знали. Ведущий: Здравствуй, Часовщик. А у нас всё в порядке, все часы работают…
Особенности вычисления временных интервалов в Excel
Рассмотрены различные варианты определения количества полных лет, месяцев и дней между датами с помощью формул Excel, макрокоманд Excel и недокументированных возможностей Excel. Приведен метод определения високосного года. Описаны параметры функций…
Художественное время как важнейшая композиционная…
Изображение времени — это неотъемлемая часть любой картины мира. Изображение это является условным. Восприятие времени человеком субъективно: оно может растягиваться, пробегать, замедляться или останавливаться.
Формирование представлений о времени у детей дошкольного…
Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определённую систему
В обыденной жизни вместо слова «сутки» часто говорят «день», хотя точнее день — это
В процессе эмпирического опыта, самостоятельно дети приобрести эти знания о частях…
Особенности временных ориентаций | Статья в журнале…
Ключевые слова: хроносоциология, временная перспектива. М. Хайдеггер писал в своей работе «Время и бытие»: «Времени нет без человека». Вряд ли можно найти более фундаментальное понятие, так влияющее на нашу жизнь, чем время.
Автор: Сейкина Екатерина Кирилловна
Место работы/учебы (аффилиация): ГБОУ СОШ №4 г.о. Сызрань, Самарская область,
На уроках мы знакомимся с Великими людьми. Одним из них недавно стал Петр Ильич Чайковский – русский композитор. Но когда я столкнулась с его биографией, мне стало интересно: почему две даты рождения и смерти? На мой вопрос ответ звучал так: «Время раньше отсчитывалось по-другому». А у всех ли в мире отсчет времени одинаков? Количество дней в году бывает разным. Например, в Израиле от 353 до 355. Новый год наступает в странах в различные дни. В Китае, к примеру, в промежутке с 21 января до 21 февраля. И календари отличаются. Но исторически сложилось, что у всех в сутках 24 часа, в часе 60 минут, в минуте 60 секунд. Значит, все часы ведут счет одинаково. Я столкнулась с проблемой: какую роль играют часы в определении времени? Объектом стал процесс изучения принципа работы часов, а предметом изучения — изготовление макетов часов своими руками.
В течение дня мы обращаемся к часам настолько часто, что иногда даже не замечаем, как узнав время, через 5 минут снова смотрим на циферблат. Без этого гаджета тяжело будет распределить дела в дне, вовремя лечь спать, наладить систему питания и многое другое. Поэтому данная тема стала актуальной для нас и общества.
Целью нашей работы стало объяснение отсчета времени с помощью часов через создание макетов.
На пути к ее достижению мы определили следующие задачи:
- Изучить историю часов.
- Рассмотреть разновидности часов.
- Изготовить часы в домашних условиях.
- Объяснить, как часы отсчитывают время.
Мы использовали в работе теоретические и практические методы:
- Анализ.
- Обобщение.
- Сравнение.
- Эксперимент.
Гипотеза исследования состоит в том, что возможно изготовить несколько видов часов своими руками. В результате мы хотели бы получить знания о происхождении и принципе работы различных видов часов.
Исследовательская работа состоит из введения, в котором определены основные понятия. В первом пункте описана история часов. Во втором мы рассмотрели их разновидности. В третьем пункте представлены результаты по изготовлению часов своими руками и объяснение отсчета времени с помощью часов.