Ильдар Шайхутдинов, основатель Института финансового развития бизнеса (входит в рейтинг крупнейших оценочных компаний RAEX) и эксперт в области интеллектуальной собственности и финансового развития бизнеса, рассказывает, с какими проблемами с точки зрения привлечения финансирования компании сталкиваются на разных этапах развития и как подготовиться к поиску инвестиций, кредитованию, выпуску облигаций, акций или продаже бизнеса.
Стартапы: капитализируйте идею и не отдавайте долю
Российские стартапы часто неправильно выбирают форму привлечения инвестиций. Многие отдают долю в уставном капитале в обмен на деньги.
Так, предприниматель привлекает 30 миллионов рублей в обмен на 30% доли в компании. Уставный капитал составляет 100 тысяч рублей. В кассу компании в виде продажи 30% уставного капитала поступает 30 тысяч рублей. Основная сумма инвестиций в виде наличных каким-то образом заводится в компанию. Например, по договору займа.
В итоге основатель отдает 30% компании и остается должен несколько десятков миллионов рублей по документам. Он ставит себя и бизнес в полную зависимость от настроений инвестора.
Чтобы поступить грамотнее, достаточно понимать, что любой бизнес начинается не с уставного капитала, а с проработанной идеи, знания рынка, ресурсной базы.
Эти три фактора представляют собой результаты интеллектуальной деятельности, которые, в соответствии с 4 частью ГК РФ, можно оформить как собственность в виде ноу-хау, патентов, базы данных и так далее. А затем провести оценку и учесть стоимость нематериальных активов в уставном капитале.
В качестве правовой формы в данном случае я рекомендую выбирать не ООО или ИП, а акционерное общество. Это позволит вам не отдавать долю в бизнесе в обмен на инвестиции, а предложить инвестору акции.
Это более цивилизованная форма привлечения денег, которая решает несколько задач. Вы увеличиваете уставный капитал и финансовую привлекательность проекта, защищаете интеллектуальную собственность и сохраняете достаточную независимость от инвестора. Деньги поступают в компанию в полном соответствии с законодательством.
Малый бизнес: увеличивайте долю собственного капитала
Когда у компании появляются активы и растут финансовые показатели, она становится интересной для банков. Банковские sales-менеджеры сначала заманивают молодых бизнесменов, как русалки моряков, и предлагают попробовать финансовые продукты на очень выгодных условиях. Однако согласования часто тянутся два-четыре месяца и в большинстве случаев банки отказывают малым компаниям или предлагают ставку на несколько процентов выше заявленной.
Предприниматели оказываются в невыгодном положении: время и ресурсы потрачены, договоры с партнерами под будущий кредит заключены, а обещанных денег либо нет, либо они стоят дорого. Почему так происходит?
Банки оценивают бизнес через призму финансовых показателей — текущих и прогнозных. Структура баланса — первое, на что стоит обратить внимание. Если собственный капитал стремится к нулю или отрицательный — это негативный фактор для банка. В первом случае банк, скорее всего, увеличит ставку на 2% и выше, во втором — откажет.
Поэтому перед тем, как обратиться за займом в банк, проверьте, какую долю составляет собственный капитал, потому что именно он отражает финансовую устойчивость вашего бизнеса, а не размер выручки или прибыли.
Поставьте задачу финансовому директору структурировать баланс так, чтобы увеличить долю собственного капитала. Сделать это можно за счёт интеллектуальной собственности.
Средний бизнес: сбалансируйте дебиторскую задолженность и неликвиды
Более зрелые компании с оборотом в несколько миллиардов рублей могут привлечь финансирование через выпуск ценных бумаг, например, облигаций. Здесь распространен следующий сценарий: компания нанимает специалистов для проведения Due Diligence, а в процессе выясняется, что ряд активов не имеет ценности. Просроченная дебиторская задолженность, неликвидные запасы — это уже не активы, а балласт, который придется списать за счет прибыли. Часто компании этого не делают, так как сумма списания больше прибыли, и эта операция уведет компанию в убыток.
В результате рейтинг компании снижается, а ставки привлечения инвестиций вырастают. А из-за уменьшения прибыли компании могут возникнуть проблемы с выплатой дивидендов акционерам.
Я вижу следующий вариант. Инвестор оценивает объем выручки, прибыли и динамику их роста. Важно понять, что активы — это не только станки и оборудование, недвижимость или сервера, это еще и технологии, рецептуры, технологические карты, конструкторская документация, методологии, стандарты, внутренние положения компания, IT-системы и так далее. Вся документация, отсутствие которой привело бы бизнес к хаосу, является ноу-хау компании. Если они соответствуют признакам охраноспособности и имеют коммерческую ценность, их нужно оценивать и ставить на баланс в составе нематериальных активов.
Крупные компании: корректируйте расходную часть EBITDA
Ключевым показателем успеха крупных компаний, которые уже вышли или планируют выйти на IPO, является капитализация и размер EBITDA.
Среди разных подходов к оценке наиболее распространён, особенно для непубличных компаний, вариант, когда показатель EBITDA умножается на отраслевой мультипликатор. Затем из полученной суммы вычитается сумма задолженности. Если размер EBITDA составляет сто миллионов, отраслевой мультипликатор равен пяти и компания должна банку еще сто миллионов, её стоимость составит четыреста миллионов.
Чтобы увеличить стоимость компании, необходимо влиять на показатель EBITDA, а именно на расходную составляющую. Основные расходы — это обычно затраты на сырье и материалы, энергоресурсы, R&D, заработную плату, налоги, амортизацию оборудования и т.д.
Когда компания развивается, старается снизить себестоимость, улучшить качество или выпустить новые продукты, она несет расходы на зарплату инженерам проектного офиса, сырье, лабораторные, командировочные, консультационные расходы и т.д.
Ключевая проблема в том, что компании не капитализируют расходы, связанные с развитием бизнеса, а списывают как текущие. Хотя по международным стандартам такие расходы нужно капитализировать как актив.
Получается, что инвестиции в развитие не увеличивают прибыль компании, не улучшают показатель EBITDA, а напротив — снижают их и увеличивают себестоимость продукции. К слову, часто именно в этом выражается превосходство западных компаний над российскими с точки зрения инвестиционной оценки.
Как увеличить стоимость компании
В примерах, которые я привел, компании на разных этапах развития не капитализируют интеллектуальную собственность и теряют инвестиционную привлекательность.
Объекты интеллектуальной собственности, правовые формы, процессы постановки на учет и капитализации будут разными для разных компаний. Но есть общие принципы, которые рекомендую внедрить самостоятельно или силами специалистов:
- Проведите инвентаризацию нематериальных активов — выявите, какие идеи и технологии делают вашу компанию конкурентной. Сюда можно отнести товарные знаки, IT-разработки, логистические решения, рецептуры, клиентские базы и многое другое.
- Оцените активы и поставьте на баланс компании. Многие компании оформляют права на ИС и ставят их на баланс по цене равной размеру госпошлины. Они допускают большую ошибку, потому что не увеличивают капитализацию компании и не защищают активы от перепродажи недобросовестными сотрудниками и партнерами.
- Создайте регламентную базу по охране, капитализации и коммерциализации интеллектуальной собственности. Коммерциализация — это получение дохода от использования интеллектуальной собственности. К слову, топ рейтинга Forbes сегодня представляют компании, которые не продают продукт, а дают доступ к интеллектуальной собственности, например, к технологии или к аудитории.
Список регламентов, которые стоит внедрить:
- Стандарт по управлению интеллектуальной собственностью в организации. Документ о том, как мы трансформируем идеи в собственность и цифровые активы.
- Положение о размере и сроках выплаты авторского вознаграждения. Кроме зарплаты сотрудники, ответственные за результаты интеллектуальной деятельности, должны получать авторское вознаграждение согласно статье 13 70 ГК РФ. Если в компании нет этого положения и практики, сотрудники всегда могут оспорить права на интеллектуальную собственность и претендовать на доход от коммерциализации;
- Регламент по оформлению служебных заданий;
- Положение о ноу-хау;
- Положение об оформление НИОКР — то есть алгоритм оформления в финансовом учете механизма создания новой продукции или технологии;
- Положение о нематериальных активах. Документ о порядке трансформации результатов интеллектуальной деятельности, оценке, капитализации и коммерциализации.
Фото: Vitali Michkou/shutterstock
Как увеличить собственный капитал
Собственный капитал является экономическим объектом учета и анализа работы предприятия. Увеличение капитала возможно при правильном ведении финансовой политики. Финансовое состояние является основой расчета собственного капитала и участвует в системе бухгалтерского учета. Анализ капитала нужно проводить для выявления его основных составляющих и определения изменений финансовой устойчивости.
Вам понадобится
- Предприятие с достаточным собственным капиталом, желание увеличить капитал.
Инструкция
Изменение собственного капитала зависит от привлеченного капитала и заемного капитала. Для нормального функционирования предприятия нужен достаточный денежный капитал, чтобы осуществлять финансовую деятельность. Собственный капитал определяется суммарной стоимостью имущества предприятия. Совокупность вкладов акционеров представляет собой уставной капитал, а резервный капитал является гарантированной защитой для кредиторов. При переоценке основных средств и незаконченного строительства происходит прирост стоимости имущества, который называется добавочным капиталом. Чистая прибыль распределяется между акционерами в виде дивидендов или используется для пополнения оборотных средств и накопления имущества. Рост собственного капитала зависит от нераспределенной прибыли, которая увеличивается с каждым годом.
Некоторые организации свою прибыль размещают в банках на депозитах до востребования. Очень удобная программа, разработанная специально для юридических лиц практически в каждом банке страны. Смысл в том, что денежные средства можно снимать с депозитного счета в тот момент, когда они понадобились. Точно таким же образом сумму можно увеличивать до нужного уровня. Банк ежемесячно или 2 раза в месяц зачисляет предприятию проценты по депозиту на текущий счет. Для управления средствами лучше использовать клиент-банк, чтобы не ездить в банк несколько раз день для переброски средств.
Для увеличения собственного капитала предприятие может сдавать свое имущество в аренду, принимать безвозмездную финансовую помощь, привлекать инвесторов. Увеличение скорости оборота приводит к увеличению капитала, но в то же время требует высокую производительность труда, совершенствование системы управления, сбыта и снабжения. Также приходится сокращать производственный цикл и снижать трудоемкость продукции.
Обратите внимание
Хорошо обдумывайте каждое принимаемое решение, риск должен быть оправдан.
Полезный совет
Периодически проводите анализ капитала, чтобы вовремя выявить потери и предотвратить последующие.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Источники собственного капитала можно разделить на несколько базовых категорий. Рассмотрим специфику тех источников собственного капитала, которые относятся российскими экспертами к ключевым.
Каковы основные типы источников формирования собственного капитала?
В российской экспертной среде распространен подход, в соответствии с которым источники собственного капитала (СК) классифицируют, исходя из их корреляции с основными компонентами, формирующими СК. Современные экономисты выделяют:
- уставный, резервный, добавочный капиталы;
- нераспределенную прибыль.
Изучим, каким образом каждый из них формируется и становится одним из источников собственного капитала.
Как формируются уставный, резервный и добавочный капиталы?
Уставный капитал — это денежная либо выраженная в стоимостных показателях имущества сумма, вложенная в предприятие его учредителями или владельцами. Уставный капитал может пополняться либо уменьшаться в соответствии с нормами, прописанными в уставе фирмы.
Увеличение соответствующего компонента собственного капитала, как правило, осуществляется за счет:
- перераспределения стоимости текущих активов (например, перевода части резервного капитала в уставный);
- дополнительных вкладов собственников;
- вкладов со стороны третьих лиц, например, в виде портфельных инвестиций.
АО в дополнение к указанным способам могут пополнить собственный уставный капитал за счет дополнительной эмиссии акций либо увеличения стоимости текущих.
Другой источник СК — добавочный капитал — ресурс, который образуется вследствие факторов, прямо не связанных с коммерческой деятельностью фирмы, однако способных значительно повлиять на размер собственного капитала в силу рыночных факторов. Это может быть обусловлено:
- ростом стоимости внеоборотных активов по факту переоценки;
- эмиссионным доходом для АО (который получен без увеличения стоимости акций либо выпуска новых, то есть по итогам удорожания акций в силу рыночных причин);
- ростом курса валюты, в которой изначально номинирован уставный капитал.
Еще один компонент СК — резервный капитал — ресурс, который формируется, как и уставный капитал, вне прямой зависимости от рыночных факторов. Его наличие предопределяется необходимостью в усилении степени финансового суверенитета фирмы и оптимизации управления активами.
Резервный капитал формируется главным образом за счет отчислений от нераспределенной прибыли либо, как и в случае с уставным капиталом, за счет взносов собственников фирмы.
В этом смысле резервный капитал и нераспределенную прибыль в принципе можно рассматривать в едином контексте — как общий источник собственного капитала. Изучим специфику нераспределенной прибыли как важнейшего компонента СК подробнее.
Как формируется нераспределенная прибыль?
Нераспределенная прибыль, в свою очередь, напрямую зависит от коммерческой деятельности фирмы, от успешности продаж товаров и услуг. Наименование данного источника собственного капитала обусловлено тем, что к соответствующего типа прибыли относится та, что не была распределена учредителями фирмы в виде дивидендов, фондов либо резервов.
Есть и иная интерпретация сущности нераспределенной прибыли — как чистой прибыли, которая уменьшена на размер дивидендов и необходимых отчислений, в том числе в резервный капитал компании.
Нераспределенная прибыль может быть источником формирования собственного капитала в части практически любых его компонентов — уставного, добавочного либо резервного капитала. Вместе с тем, если деятельность фирмы недостаточно успешна, нераспределенная прибыль может приобретать отрицательные значения. В этом случае она становится непокрытым убытком, который, наоборот, может потребовать восполнения за счет иных компонентов СК.
Нераспределенная прибыль фиксируется в привязке к отчетным периодам. То есть вполне возможно, что она будет иметь положительные значения в предыдущие годы, однако формировать непокрытый убыток в текущем году. В этом случае возможно восполнение «просадок», зафиксированных в текущем году, из ресурсов, приобретенных в прошлые годы.
Ознакомиться с особенностями работы бухгалтера с различными элементами СК вы можете в статьях:
- «Определяем рентабельность собственного капитала (формула)»;
- «Правила и методы оценки статей бухгалтерского баланса»