Обязательность применения профессиональных стандартов у экспертов – до сих пор спорный вопрос. Расскажем, как подготовить организацию к их применению, как их внедрить, на что обратить внимание, как проверять наименование должностей (профессий), а также квалификационные требования, установленные в профстандартах.
Процедура внедрения профессиональных стандартов в организации – довольно трудоемкий и продолжительный процесс, который включает в себя множество отдельных этапов. При этом реализация каждого из них также содержит в себе много нюансов и особенностей, которые необходимо учитывать. Остановимся на наиболее важных моментах, которые должен учесть работодатель в своей работе.
С чего начать
Первое, с чего необходимо начинать процедуру внедрения профстандартов, – это с создания рабочей группы (комиссии), которая и будет заниматься данной работой, а также с поиска и подбора нужных профессиональных стандартов. Такой подбор осуществляется путем мониторинга официального сайта Минтруда РФ1 и отбора профстандартов, которые подойдут вашей организации.
Обратите внимание: любое действие комиссии рекомендуется оформлять актом, а любое решение по тому или иному вопросу – протоколом. Соответственно, например, результат работы по поиску профстандартов рекомендуется оформить произвольным актом, в котором указать те профстандарты, по которым будет вестись дальнейшая работа.
Стоит отметить, что закон не ограничивает работодателя в оформлении документов, которые он считает нужным оформить в процессе работы по внедрению профессиональных стандартов. К примеру, для удобства можно издать приказ о внедрении профстандартов в организации, изложив в нем перечень стандартов, подлежащих применению.
Наименования должностей / профессий
Как уже отмечалось ранее, внедрение профстандартов – это поэтапный процесс. И отдельно необходимо обратить внимание на основные зоны риска, которые могут возникнуть при неправильном применении профессиональных стандартов. В связи с этим особо нужно подчеркнуть такой этап, как проверка наименований должностей (профессий).
Напомним, ст. 57 ТК РФ определяет обязательные требования к содержанию трудового договора. При этом невыполнение данных требований создаст угрозу привлечения работодателей к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, где наложение штрафа на организацию предполагается в размере от 50 000 до 100 000 рублей. Причем ответственность, как уже отмечалось выше, может возникнуть за каждый неправильно составленный трудовой договор, вследствие чего размер штрафа может исчисляться миллионами. Поэтому очень важно соблюсти те требования, которые ТК РФ предъявляет к трудовому договору.
Итак, согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ одним из обязательных условий трудового договора является условие о трудовой функции. Трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. При этом указанная статья предъявляет требования к наименованию должности (профессии). Так, если ТК РФ или иными федеральными законами к определенной профессии или должности установлены ограничения или льготы (компенсации), то такая профессия или должность должна называться в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Поэтому чрезвычайно важно понять, существуют ли именно в федеральном законодательстве такие особенности для рассматриваемой должности (профессии). В случае если льготы или ограничения установлены, необходимо убедиться, что наименование данных должностей (профессий) соответствует тем вариантам наименования, которые предъявляет конкретный профстандарт к определенной должности (профессии).
Если при проведении такой работы будут выявлены отклонения, их, безусловно, необходимо устранить. Сделать это можно несколькими способами, самый простой из которых – перевести работника на вновь введенную должность (профессию) с «правильным» наименованием, а после перевода «ненужную» должность (профессию) исключить. Существуют и иные способы «переименования» должности (профессии). Однако во всех случаях необходимо руководствоваться нормами действующего трудового законодательства.
Квалификация работника
Еще одной зоной риска при работе с профессиональными стандартами являются их требования относительно квалификации работника. С 1 июля 2016 года в ТК РФ вступила в силу ст. 195.3. Фактически она говорит о том, что все работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части квалификационных требований.
Мнение эксперта
Шилова Марианна, главный юрисконсульт Центра экономических услуг
Подчеркну, что мнения специалистов по поводу обязательности применения профессиональных стандартов с 01.07.2016 разошлись. Все эксперты согласны, что стандарты обязательны в той части, которая предъявляет требования к квалификации работников (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ). Остальные положения профстандартов работодатели могут применять по своему собственному желанию (например, при разработке должностных или рабочих инструкций) с учетом специфики деятельности организации. А вот мнения по поводу того, для кого именно обязательны требования к квалификации, различны. Камнем преткновения стала ст. 195.3 ТК РФ, где сказано, что если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, то профстандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
В связи с этим одни считают, что профстандарты обязательны только для некоторых категорий работников, в отношении которых это прямо указано в законе (например, для педагогических работников или работников, занятых на подземных работах). Другие полагают, что профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом РФ, – сами по себе нормативные правовые акты и, следовательно, их необходимо выполнять всем работодателям.
Соглашаться или нет с последней точкой зрения – дело каждого работодателя, к сожалению, до сих пор нет ни официальных разъяснений, ни судебной практики по данному вопросу. Но если вы хотите исключить негативные последствия, то лучше начать постепенный переход на учет требований профстандартов. Ведь штрафы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ совсем не маленькие. Причем, учитывая тенденцию, складывающуюся в судебной практике, о привлечении работодателя к ответственности за каждое отдельное правонарушение по каждому отдельному работнику, штраф может составить значительные суммы (см., например, постановление Верховного Суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-12).
Профессиональный стандарт, в зависимости от того какую должность или профессию он описывает, предъявляет ряд требований к образованию, опыту работы, навыкам и умениям, которыми должен обладать работник, для того чтобы занимать описанную должность. Соответственно, при работе по внедрению профессиональных стандартов также нужно сравнить характеристики квалификации, указанные в профстандарте, с квалификацией, которой обладают работники на сегодняшний день.
При этом, как мы уже говорили выше, каждое действие в целях упрощения дальнейшей работы рекомендуется оформлять документально. Условно говоря, провели процедуру сверки уровня образования по профессиональному стандарту с уровнем образования работников – подготовили акт о результатах работы. И такие акты рекомендуется оформлять при каждой сверке (опыта, умений, навыков) для дальнейшего принятия решений по устранению подобных недостатков (при их наличии).
Утверждение дополнительных ЛНА
Также для регулирования работы по внедрению профессиональных стандартов можно разработать и утвердить ряд локальных нормативных актов, где подробно регламентировать процедуру внедрения. Путем принятия локального нормативного акта можно регламентировать вопросы устранения выявленных нарушений требований профстандартов, в частности:
- порядок, сроки, график направления работников на профессиональное обучение;
- порядок оценки, аттестации работников;
- порядок оформления совмещения, совместительства, расширения зон обслуживания, увеличения объема работы;
- порядок внесения изменений и дополнений в кадровые документы (при необходимости).
Однако следует помнить, что содержание подобных ЛНА никак не должно противоречить нормам, установленным трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, и ухудшать положение работника по сравнению с ними.
Внесение изменений в кадровые документы
Затронем и такой вопрос, как оформление кадровых документов в организации с учетом требований профессиональных стандартов. На практике при внедрении требований профстандартов обычно работодателям приходится изменять (или дополнять) такой документ, как должностная инструкция (или инструкция по профессии). Данная инструкция не является обязательным документом в организации. Тем не менее в большинстве случаев именно в этом документе конкретизируется трудовая функция работника, а также описываются те требования, которые предъявляются к работнику по образованию, опыту работы, необходимым знаниям, умениям и пр.
Согласно ст. 195.3 ТК РФ (которая вступила в силу с 01.07.2016) профессиональные стандарты должны применяться в качестве основы для определения квалификации работников. Иными словами, требования к квалификации, которые указаны в профстандарте, являются тем минимумом, который работодатель должен соблюдать. Отсюда можно сделать вывод, что, если в документах работодателя установлены требования к работникам ниже, чем в профессиональном стандарте, такие документы рекомендуется изменить и повысить требования до соответствующего уровня.
Как отмечалось ранее, обычно подобным документом является должностная инструкция (инструкция по профессии). При этом сложность внесения изменений в нее будет зависеть от того, каким образом она изначально была оформлена.
Мнение эксперта
Альберт Гиматдинов, ведущий юрисконсульт аудиторской компании МКПЦ
Порядок внесения изменений (и дополнений) в должностные инструкции (инструкции по профессии) работников зависит от того, каким образом инструкции были утверждены.
Если она в результате была оформлена приложением к трудовому договору (стала неотъемлемой его частью), то внесение изменений (и дополнений) нужно оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору в соответствии со ст. 72 ТК РФ. Работодатель вправе предложить работнику внести изменения (дополнения) в трудовой договор. Заключение такого дополнительного соглашения возможно только с согласия работника.
Если инструкция не являлась приложением к трудовому договору, а была утверждена в качестве отдельного документа, то ее необходимо будет утвердить в новой редакции. Стоит отметить, что если при изменении инструкции будет изменена трудовая функция работника, то утверждать новую редакцию без согласия работника будет бессмысленно: по общим правилам изменение трудовой функции работника возможно только с его письменного согласия (ст. 72, 72.1, 74 ТК РФ).
Добавим, что аналогичный порядок внесения изменений в инструкцию приведен в письме Роструда от 31.10.2007 № 4412-6.
В заключение поясним, что вышеуказанная работа должна осуществляться в отношении тех профессий и должностей, по которым уже приняты профессиональные стандарты, так как пока очередной профстандарт не утвержден, у работодателя не возникает обязанность по его применению. Поэтому важным этапом внедрения является мониторинг вновь принятых профессиональных стандартов. При выявлении «новых» стандартов их необходимо учитывать, анализировать и, в случае их применения в вашей организации, внедрять в установленном порядке.
Если при определении наименования должностей и при установлении квалификационных требований к своим работникам компания обязана руководствоваться профессиональными стандартами, их следует внедрить и закрепить применение соответствующими документами. Рассмотрим процедуру и последствия введения профстандартов в организации.
Порядок внедрения профессиональных стандартов
В процедуре внедрения профессиональных стандартов можно выделить пять этапов.
Этап 1 — создание рабочей группы. Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.
В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.
Указанные выше лица изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней с учетом видов деятельности компании и разрабатывают план внедрения профессиональных стандартов.
Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом. Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.
Этап 2 — утверждение плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. В документе указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения профессиональных стандартов.
План внедрения профессиональных стандартов может выглядеть следующим образом.
План внедрения профессиональных стандартов
Этап 3 — реализация установленных в плане мероприятий. На данном этапе исполнители определяют, для каких должностей профстандарты являются обязательными, проверяют соответствие квалификации работников профстандартам и вносят изменения в документы компании.
Определение должностей, по которым применяются профстандарты, производится путем сверки должностей, указанных в штатном расписании, с реестром утвержденных профессиональных стандартов, приведенных на сайте Минтруда России. Если выявлены какие-либо расхождения, их необходимо зафиксировать в протоколе заседания рабочей группы.
Проверка соответствия квалификации работников профессиональным стандартам проводится путем анализа раздела III профессионального стандарта «Характеристика обобщенных трудовых функций». Также необходимо изучить разделы: «Уровень квалификации», «Требования к образованию» и «Требования к опыту практической работы». Если обнаружены расхождения, их необходимо внести в протокол.
Следующим шагом является изменение в должностной инструкции требований к образованию, стажу и наименованиям должностей, по которым профстандарты являются обязательными. Отметим, что если должностная инструкция — неотъемлемая часть трудового договора, то ее изменение возможно только с согласия работника, путем оформления дополнительного соглашения к трудовому договору.
Кроме того, необходимо внести записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и личную карточку работника по форме Т-2 (утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
Далее вносят изменения в штатное расписание. Сделать это можно двумя способами: утверждением нового документа или изданием приказа о внесении изменений в действующее штатное расписание.
Последним шагом на данном этапе является подготовка проекта изменений в локальные нормативные акты компании. Так, если профстандарт является обязательным, то положение об оплате труда должно включать в себя систему оплаты с учетом квалификационных уровней, которые в нем указаны.
Пример
В компании есть штатная единица «Инженер по охране труда». В профессиональном стандарте, обязательном к применению, указано наименование должности «Специалист в области охраны труда».
Рабочая группа перевела работника на должность «Специалист в области охраны труда».
При этом были внесены изменения в должностную инструкцию работника (в первую очередь это наименование самой должности и должностные обязанности).
Также было составлено дополнительное соглашение к трудовому договору и внесены записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и в раздел III личной карточки работника Т-2.
В штатное расписание и локальные нормативные акты внесены следующие изменения:
- исключена позиция «Инженер по охране труда»;
- добавлена новая позиция «Специалист в области охраны труда».
Этап 4 — подведение итогов деятельности рабочей группы. На данном этапе рабочая группа составляет отчет о результатах проведенных мероприятий и представляет его руководителю организации на утверждение.
Этап 5 — разработка плана мероприятий по результатам внедрения профессиональных стандартов. Подведя итоги внедрения профессиональных стандартов, рабочая группа должна составить план дальнейших действий.
Он может включать в себя:
- организацию аттестации, которая необходима для определения квалификационного соответствия сотрудников требованиям профессиональных стандартов;
- мероприятия и условия по обучению сотрудников, которое необходимо, когда результаты аттестации показали, что сотрудники не обладают навыками, установленными в профстандарте;
- внесение изменений в трудовые договоры или заключение соглашений с работниками о прохождении и условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Документ утверждает руководитель организации.
Внедрение профессиональных стандартов: последствия
Внедрение профессиональных стандартов может вызвать некоторые сложности. Так, в связи с пересмотром документов, изменением системы оценки сотрудников, разработкой специальных программ обучения может увеличиться объем работы кадровых подразделений.
Вероятно возникновение финансовых издержек, связанных с обучением работников. Ведь ситуация, когда у сотрудника есть образование, но он работает не по специальности, сегодня не редкость. При этом для выполнения определенных видов деятельности законодательство обязывает работников пройти профессиональную переподготовку или получить образование. Например, специалисты с медицинским образованием обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. Причем на работодателя ложится прямая обязанность решить вопрос с таким обучением (ст. 196 ТК РФ). Также работодатель обязан обеспечить обучение лиц, которые поступают на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и периодическое обучение по охране труда (ст. 225 ТК РФ).
Компании придется отслеживать принятие новых профессиональных стандартов и вовремя внедрять их, чтобы избежать административного наказания. Нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, а именно (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):
- от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет — на должностных лиц;
- от 50 000 до 70 000 рублей — на юридических лиц.
Контроль за применением профессиональных стандартов и соответствием работников их требованиям будет осуществлять Федеральная служба по труду и занятости и, в частности, Государственная инспекция труда. В ходе проверок инспекторы в первую очередь проверят локальные документы на соответствие наименованиям должностей, а также соответствие уровня образования работников требованиям профстандартов. Для подтверждения уровня знаний и навыков сотрудников инспекторы могу запросить документы о проведенной аттестации или сертификации работников.
В заключение отметим, что внедрение профессиональных стандартов позволит работодателям качественнее оценивать своих работников, эффективнее подбирать кадры, а значит, повысить качество труда.
Источник: журнал «Актуальная бухгалтерия»
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Наличие профессиональных стандартов, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, позволяет более точно установить требования к квалификации работника при выполнении им трудовых функций, а также прийти к тождественности наименований в стандартах и квалификационных справочниках. О том, когда, как и в каких случаях применяются профессиональные стандарты и чем они регламентируются, мы и поговорим в данной статье.
Как известно, по общему правилу трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) (статьи 16 ТК РФ).
При составлении трудового договора необходимо учитывать, что в нем обязательно должны быть отражены сведения и условия, перечисленные в статье 57 ТК РФ. В частности, в трудовом договоре в обязательном порядке указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
В настоящее время действует ряд квалификационных справочников. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2002 г. N 787 установлено, что:
— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее — ЕТКС) состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих;
— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
Разработкой квалификационных справочников занималось Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики.
В настоящее время Минтрудом России разработан и утвержден ряд квалификационных справочников, но, тем не менее, до сих пор действуют и применяются выпуски, утвержденные Постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, перечень которых утвержден Постановлением Минтруда России от 12.05.1992 г. N 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России».
В большинстве своем квалификационные справочники (ЕТКС — по профессиям рабочих, ЕКС — по должностям служащих) носят рекомендательных характер, за исключением отдельных ситуаций.
Наличие квалификационных справочников позволяет стандартизировать характеристики основных видов работ, профессий, а также должностей руководителей, специалистов и служащих. Однако трудовое законодательство содержит не только понятие «квалификация работника», но и понятие «профессиональный стандарт».
Квалификация работника определяется статьей 195.1 ТК РФ как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника.
В свою очередь, профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Письма Минтруда России от 04.04.2016 г. N 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» (далее — Письмо N 14-0/10/В-2253) профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения.
В статье 195.3 ТК РФ содержится порядок применения профессиональных стандартов.
В силу части 1 названной статьи работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом под иными нормативными правовыми актами понимаются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты. Такие разъяснения содержатся в пункте 8 Письма N 14-0/10/В-2253.
Обратите внимание!
Как поясняет Минтруд России в пункте 6 Письма N 14-0/10/В-2253, ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
— согласно части 2 статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
— согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в пункте 7 Письма N 14-0/10/В-2253 уточнено, что обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.
На основании части 2 статьи 195.3 ТК РФ характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью 1 статьи 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Иначе говоря, в случаях, когда применять профессиональные стандарты необязательно, работодатель может использовать их, в частности, для того, чтобы определить наименование должностей (профессий, специальностей), трудовые функции работников, требования к их образованию и опыту работы.
На сегодняшний день утверждено достаточно большое количество профессиональных стандартов, перечислим лишь некоторые из них:
— профессиональный стандарт «Программист» утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 г. N 679н;
— профессиональный стандарт «Специалист по эксплуатации радиоэлектронных средств (инженер-электроник)» — Приказом Минтруда России от 31.07.2019 г. N 540н;
— профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» — Приказом Минтруда России от 06.10.2015 г. N 691н;
— профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» — Приказом Минтруда России от 15.06.2020 г. N 333н;
— профессиональный стандарт «Специалист в области медиации (медиатор)» — Приказом Минтруда России от 15.12.2014 г. N 1041н;
— профессиональный стандарт «Бухгалтер» — Приказом Минтруда России от 21.02.2019 г. N 103н;
— профессиональный стандарт «Аудитор» — Приказом Минтруда России от 19.10.2015 г. N 728н;
— так далее.
В завершении хотелось бы отметить следующее. Если работодатель, заключая трудовой договор, укажет в нем должность, профессию или специальность без учета положений ЕКС, ЕТКС или профессионального стандарта (если такая обязанность установлена законодательно), то он может быть привлечен к административной ответственности по пункту 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), который предусматривает штраф:
— для должностных лиц — в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
— для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — в размере от 5 000 до 10 000 руб.;
— для юридических лиц — в размере от 50 000 до 100 000 руб.
За повторное совершение аналогичного правонарушения возможно привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 5 статьи 5.27 КоАП РФ, который предусматривает, в частности:
— для должностных лиц — дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
— для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб.;
— для юридических лиц — штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб.
О том, что в случае несоблюдения обязательных требований законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ, сказано и пункте 13 Письма N 14-0/10/В-2253, где даны разъяснения о санкциях, которые будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов.
Семибратова А.В.
Приказ о внедрении профстандартов в организации утверждается в целях выполнения требований законодательства о применении профстандартов. Его структура может предполагать большое количество информационных блоков. Каких именно и каким образом их можно оформить при составлении соответствующего приказа?
Для чего нужен приказ о введении профессиональных стандартов?
Рассматриваемый документ является локальным нормативным актом организации, издаваемым в целях внедрения профстандартов в порядке, который определен постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. Его юрисдикция распространяется на:
- государственные и муниципальные учреждения, фонды;
- корпорации, предприятия и компании, в которых более 50% уставного капитала принадлежит государственным или муниципальным органам власти.
Указанные субъекты должны были до 01.01.2020 разработать и реализовать внутренние планы по внедрению профстандартов (п. 1, 2 постановления № 584). Также данные организации должны обеспечить соответствие своей деятельности нормам закона, которые регулируют применение соответствующих планов (п. 3 постановления № 584).
В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Ответы на эти вопросы вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите к разъяснениям.
Посредством приказа о введении профстандартов работа по созданию плана внедрения профстандартов, а также по его реализации может быть возложена на группу ответственных специалистов организации. Их деятельность может быть организована, к примеру:
- в форме комиссии;
- в форме специализированной рабочей группы.
Таким образом, рассматриваемый приказ будет выполнять функцию локального норматива, учреждающего соответствующую комиссию либо рабочую группу, а также определяющего порядок работы данной внутрикорпоративной структуры.
Узнать больше о комиссии по внедрению профстандартов вы можете в статье «Составляем приказ о создании комиссии по профстандартам».
Рассмотрим, каким образом может составляться приказ о внедрении профстандартов.
Приказ о переходе на профстандарты: структура и содержание документа
Итак, посредством документа, который мы рассматриваем в этом материале, руководство организации, попадающей под действие норм постановления № 584:
- распоряжается создать комиссию либо рабочую группу по разработке и реализации плана внедрения профстандартов;
- определяет круг задач, решаемых сотрудниками, которые входят в комиссию либо рабочую группу;
- определяет круг специалистов, отвечающих за контрольные функции в рамках решения соответствующих задач.
При этом отмеченные формулировки могут составлять основной информационный блок приказа.
Приказ подписывается руководством фирмы. Факт ознакомления с ним также удостоверяется подписями сотрудников, которые включены в перечни ответственных лиц по документу.
Деятельность комиссии либо рабочей группы, учреждаемой приказом, может дополнительно регламентироваться отдельным локальным нормативным документом — положением о соответствующей комиссии либо рабочей группе. Данный норматив может, в частности:
- детализировать те задачи, которые возлагаются на специалистов, отвечающих за разработку и реализацию планов по внедрению профстандартов;
- включать необходимые разъяснения по положениям постановления № 584.
Перечень действующих в настоящее время профстандартов вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Приказ о введении профстандартов: приложения
В качестве приложений к приказу о внедрении профессиональных стандартов как отдельных информационных блоков могут быть оформлены:
1. План введения профстандартов.
Соответствующий документ должен содержать (п. 1 постановления № 584):
- перечень профессиональных стандартов, которые применяются организацией;
- этапы внедрения профстандартов;
- данные о необходимых корректировках локальных нормативных документов организации;
- данные о необходимом обучении сотрудников в целях приведения их квалификации в соответствие с требованиями профстандартов.
2. Состав комиссии (рабочей группы) по внедрению профстандартов.
Здесь отражается перечень Ф. И. О. и должностей сотрудников, входящих в соответствующую комиссию (либо рабочую группу). Также можно отразить, за что конкретно несут ответственность те или иные специалисты при решении задач, предопределяемых требованиями постановления № 584.
3. Положение о комиссии (рабочей группе) по внедрению профстандартов.
Структура рассматриваемого документа может быть представлена разделами, отражающими:
- общие положения;
- цели и задачи комиссии (либо рабочей группы);
- функции комиссии (рабочей группы);
- права и обязанности ответственных специалистов;
- порядок взаимодействия ответственных сотрудников — друг с другом в рамках комиссии (рабочей группы) либо с коллегами, решающими иные задачи.
Где можно скачать образец приказа о внедрении профессиональных стандартов?
Загрузить образец приказа о внедрении профстандартов вы можете на нашем портале. Составленный нашими экспертами образец приказа о переходе на профстандарты представлен в формате Word.
Скачать образец
Итоги
Государственные, муниципальные структуры, а также предприятия, которые им принадлежат, обязаны были до 01.01.2020 сформировать и реализовать планы внедрения профстандартов. Для этого в данных организациях могут быть сформированы комиссии либо специальные рабочие группы. Главным локальным нормативным актом, посредством которого данные комиссии либо рабочие группы учреждаются, может быть приказ руководства о внедрении профессиональных стандартов. В виде приложений к нему могут быть оформлены: план по внедрению профстандартов, состав комиссии либо рабочей группы по внедрению профстандартов, а также положение о соответствующей комиссии либо рабочей группе.