Как строительные компании закупают материалы

  • 44-ФЗ — общие правила госзакупок,
  • Градостроительный кодекс — нормативы в сфере строительства,
  • Постановление правительства от 01.07.2016 № 615 о правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту,
  • Постановление правительства от 04.02.2015 № 99 о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов,
  • Письмо ФАС о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.

zakupki

Найдите закупку мечты — в пару кликов

Найти

Электронный аукцион

С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень. В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

Об этапах электронного аукциона, его нюансах и о том, как готовить заявку, мы уже писали.

Открытый конкурс Если ОКПД 2 не входит в аукционный перечень, заказчик может объявить открытый конкурс, но на закупку не выше 50 млн. руб. (муниципальные объекты) и 150 млн. руб. (федеральные)
Конкурс с ограниченным участием Конкурс с предквалификацией заказчики могут объявить только на сложные и уникальные строительные объекты и ремонт дорог стоимостью больше 50 млн. руб. или 150 млн. руб.
Запрос предложений

Заказчик проводит процедуру в двух случаях:

  • если конкурс не состоялся,
  • если он расторг договор с победителем в одностороннем порядке.
Запрос котировок Если НМЦ не превышает 500 000 рублей
У единственного поставщика Если НМЦ до 100 000 руб. или до 500 000 руб.

Единые требования

44-ФЗ устанавливает единые требования к поставщикам и перечень обязательных документов (ч.1, ст.1 44-ФЗ). На определенные виды работ участники предоставляют свидетельства о допуске СРО. Перечень работ, для которых нужны допуски, есть в приказе Министерства регионального развития № 624.

В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать. 

В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам. Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207

Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.

Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.

Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.

Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, эту жалобу в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.

Дополнительные требования

В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования:

  • Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
  • Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
  • Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.

Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:

  • Копии выполненных контрактов и актов приемки.
  • Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
  • Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
  • Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.

Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.

zakupki

Риски при подготовке заявки

Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.

Неудобный формат документации

Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:

  • В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок.
  • Здесь заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.

Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.

В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение. Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.

Избыточные и противоречивые требования

Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.

Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.

Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.

Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.

Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.

К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.

Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах). В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании. «Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.

Скрытые работы и требования

Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.

Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.

Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.

zakupki

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Как участвовать в строительных тендерах


Светлана Аппба

Светлана Аппба
Эксперт контрактной системы в сфере закупок, методолог федеральной электронной площадки ТЭК-Торг
Специализация: закупки

дата: 14.12.2020


Содержание:

  1. Регистрация в едином реестре участников закупок (ЕРУЗ)
  2. Особенности предквалификации
  3. Особенности проведения строительных тендеров

Регистрация в едином реестре участников закупок (ЕРУЗ)

Самые крупные и интересные закупки — это закупки, связанные со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства и т. п. Чтобы участвовать в них, необходимо знать некоторые особенности в части предоставляемых документов, а также процедуры проведения такого тендера.

В соответствии с частью 1 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ) регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.

Во исполнение данной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1752 «О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 656» (вместе с «Правилами регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок»). Переводя «на русский», чтобы иметь возможность участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на любой из электронных площадок, утвержденных правительственным перечнем, нужно пройти регистрацию в едином реестре участников закупок.

Регистрация участника закупки в единой информационной системе и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года. При этом необходимо своевременно актуализировать информацию, которая была внесена в единый реестр участников закупок при регистрации, так как ответственность за неполноту, недостоверность, изменение информации и документов, формируемых для размещения в реестре участников, за несоответствие указанной информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также за действия, совершенные на основании указанных информации и документов, несет участник закупки.

Осуществление регистрации участников обеспечивается Федеральным казначейством путем информационного взаимодействия единой информационной системы с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (это сайт «Госуслуги», именно с него начинается регистрация), а также с электронными площадками.

Операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в единой информационной системе, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. Эта аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия электронной площадки с единой информационной системой и иными государственными информационными системами. При аккредитации оператор электронной площадки не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию, то есть после регистрации в ЕРУЗ регистрация на всех восьми электронных площадках для участника закупок происходит автоматически. По факту регистрация в ЕРУЗ может занять до недели, все зависит от корректной работы единой информационной системы, интеграции и работы сайта «Госуслуги», сайта налоговой и так далее.

Для участника закупки регистрация бесплатная.

Подробную инструкцию по регистрации можно найти на сайте zakupki.gov.ru в разделе «Материалы для работы в ЕИС» — «Информация для участников закупок» — «Регистрация участников закупок и пользователей в ЕИС».

После первого обязательного этапа переходим ко второму, характерному для строительных торгов.

Особенности предквалификации

В соответствии с частью 12 статьи 24.2 44-ФЗ в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 44-ФЗ, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 44-ФЗ.

Теперь по порядку разберемся с отсылочными нормами 44-ФЗ: часть 2 статьи 31 44-ФЗ гласит о том, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

  1. финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  2. на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  3. опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  4. необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Часть 3 статьи 31 44-ФЗ указывает на перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям. Данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (вместе с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов»).

Приложение № 1 этого постановления содержит таблицу, в которой указаны:

  • наименование товаров, работ, услуг, по которым необходимо предъявлять дополнительные требования;
  • сами дополнительные требования к участникам закупки;
  • документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Вся информация, требования и документы, которые необходимы заказчику по осуществляемой закупке в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, обязательно отражаются им в извещении и документации закупки.

Оператору электронной площадки направляются документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям. В течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем их получения, оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участник закупки предоставил документы, принимает решение:

  • либо о размещении таких документов или их копий в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
  • либо об отказе в размещении документов.

Отказ в размещении предоставленных документов возможен в двух случаях:

  1. Несоответствие перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.
  2. Нарушения порядка взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, в том числе при направлении документов.

Этот порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202 «О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки» (вместе с «Правилами взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки»). Однако стоит обратить внимание, что фактически оператор электронной площадки осуществляет лишь формальную проверку наличия необходимых документов. Оценку по их содержательной части проводит комиссия по закупкам заказчика.

Когда вы справились и со вторым этапом по предоставлению необходимых документов на строительный тендер, переходим к особенностям проведения самой процедуры.

Особенности проведения строительных тендеров

Здания и работы по возведению зданий, сооружения и строительные работы в области гражданского строительства, — все это, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, входит в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) на основании требований нормы статьи 59 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется.

Все бесконечные и беспощадные «формы 2» остались в прошлом. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). То есть проектную документацию внимательно изучили, приняли решение, что готовы участвовать — нажимаете галочку в «окошке» согласия и больше никаких форм не заполняете.

Протокол по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе в данном случае заказчик не оформляет, а электронный аукцион проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в нем. В перспективе планируется сократить этот срок до 1 часа.

Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном статьей 68 44-ФЗ.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • 2 основных сходства и различия закупок строительных работ по 44-ФЗ и по 223-ФЗ
  • Особенности закупки строительных работ по 44-ФЗ
  • Нюансы закупки выполнения строительных работ по 223-ФЗ
  • Новые требования законодательства к закупке строительных работ по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Закупка строительных работ считается одной из самых сложных в данном виде деятельности, так как требуется большое количество разнообразной технической документации. Кроме того, без изучения немалых объемов информации грамотно подготовить заявку просто не получится.

Специалистам, работающим в этой сфере, также необходимо четко понимать, чем отличаются строительные закупки по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ, какие особенности необходимо учитывать в каждом из случаев. Полный сравнительный анализ займет сотни страниц текста, поэтому остановимся лишь на основных моментах.

2 основных сходства и различия закупок строительных работ по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В первую очередь при организации закупок строительных работ важно понимать разницу между подходами к таким торгам по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Основные отличия состоят в следующем:

  1. При работе по закону 44-ФЗ устанавливаются дополнительные требования к претендентам на заключение контракта, зафиксированные постановлением Правительства РФ. Тогда как при использовании норм закона 223-ФЗ заказчик имеет право сам выдвигать подобные требования и вносить их в положение о закупках.
  2. Для договора по закону 44-ФЗ обязательным условием является поэтапная оплата произведенных исполнителем работ. Закон 223-ФЗ позволяет организатору торгов выбирать правила оплаты услуг, после чего они должны быть отражены в положении о закупках и контракте.

Среди сходств законов № 223 и 44 в сфере закупок строительных работ необходимо обозначить такие:

  1. Ключевым методом, применяемым законом 44-ФЗ для обоснования НМЦК, в данном случае является проектно-сметный. При использовании норм закона 223-ФЗ также необходимо определить сметную стоимость работ. Если строительство объекта осуществляется из бюджетных средств либо за счет юридических лиц, в которых более 50 % уставного капитала принадлежит РФ, региону или муниципалитету, определение сметной стоимости производится на основании нормативов, входящих в соответствующий федеральный реестр.
  2. Требуется обязательная проверка рассчитанной сметной стоимости, используемой для закупки выполнения строительных работ за счет бюджета или средств юридических лиц, в которых государству либо муниципалитету принадлежит более 50 %.

Особенности закупки строительных работ по 44-ФЗ

Особенности закупки строительных работ по 44-ФЗ

1.Способы выбора исполнителя.

В части 2 ст. 24 закона 44-ФЗ содержится перечень допустимых в данном случае конкурентных способов:

  • конкурсы, а именно открытый, предполагающий ограничения по участию исполнителей, проходящий в два этапа, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
  • электронный, закрытый аукционы;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Кроме того, допускается использование формата закупки строительных работ у единственного поставщика. При этом необходимо опираться на основания, предусмотренные законом 44-ФЗ.

2. НМЦК.

Данный показатель устанавливается и обосновывается за счет таких методов:

  • сопоставления рыночных цен или анализа рынка;
  • нормативного;
  • тарифного;
  • проектно-сметного;
  • затратного;
  • других подходов, согласно закону 44-ФЗ.

НМЦК

3. Общие требования к исполнителям, принимающим участие в торгах по 44-ФЗ.

Заказчик должен проследить, чтобы участники закупки строительных работ отвечали нормам, зафиксированным на законодательном уровне. Так, потенциальный исполнитель должен представить разрешительные документы. К последним относятся, например, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, лицензия. Копия последней предоставляется в обязательном порядке, если закупаются услуги, подлежащие непременному лицензированию, согласно нормам законодательства РФ.

Градостроительный кодекс РФ устанавливает особые требования к выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, от которых может зависеть безопасность всего объекта. Так, для осуществления подобной деятельности индивидуальные предприниматели или юридические лица должны иметь допуск, выданный саморегулируемой организацией.

Все остальные этапы строительства могут проводиться любыми физическими или юридическими лицами.

При организации закупки работ, для осуществления которых исполнителю необходимо иметь свидетельство, заказчик должен установить в тендерной документации соответствующее требование: вместе с заявкой нужно предоставить свидетельство с указанием видов работ, способных повлиять на безопасность объектов капитального строительства.

4. Список дополнительных требований к участникам закупки строительно-монтажных работ по 44-ФЗ.

Такие требования устанавливаются помимо единых норм. Так, заказчик может указать, что потенциальный исполнитель должен иметь:

  • денежные средства на оказание услуг по договору;
  • оборудование, иные материальные ресурсы в собственности либо на другом законном основании, необходимые для исполнения условий соглашения;
  • опыт работы в интересующей заказчика сфере, хорошую репутацию в деловых кругах;
  • штат сотрудников с квалификацией, необходимой для выполнения работ.

Организатор торгов может выдвинуть дополнительные требования, если тендер проводится в одном из таких форматов, как:

  • конкурс или закрытый конкурс, предполагающий ограничения по участию исполнителей;
  • двухэтапный конкурс, в том числе закрытый;
  • аукцион.

Список дополнительных требований к участникам закупки строительно-монтажных работ по 44-ФЗ

К отдельным видам закупок Правительство РФ установило дополнительные требования – при проведении подобных торгов все они должны присутствовать в тендерной документации, составляемой заказчиком.

5. Заявка.

Организатор торгов прописывает единые и дополнительные требования к исполнителям, а также прикладывает полный список документов, которые поставщику необходимо предоставить вместе со своим предложением. Кроме того, заказчик публикует инструкцию по заполнению заявки для участия в закупке, тендере на строительные работы. В противном случае будет считаться, что он нарушил закон 44-ФЗ.

В указанную выше инструкцию включаются рекомендации по заполнению документов, входящих в заявку. Кроме того, заказчик поясняет, каким образом фиксируются технические, функциональные характеристики товаров, которые планируется задействовать в процессе оказания услуг, а также их соответствие параметрам эквивалентности, установленным покупателем. Данное правило действует при подготовке торгов по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Нюансы закупки выполнения строительных работ по 223-ФЗ

Нюансы закупки выполнения строительных работ по 223-ФЗ

1. Заказчики.

В данном случае закупки строительных работ проводят организации, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 50 %. А именно:

  • государственные корпорации, компании;
  • публично-правовые компании;
  • субъекты естественных монополий;
  • организации, осуществляющие регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения, пр.;
  • автономные учреждения;
  • хозяйственные общества, где 50 % капитала получено от государства;
  • дочерние компании, в которых 50 % капитала является долей субъектов из п. 1–6, а также п. 7;
  • бюджетные учреждения, проводящие закупки на гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков для выполнения условий договоров;
  • ГУП и МУП, приобретающие ТРУ на гранты, собственные средства, пользующиеся услугами субподрядчиков по исполняемым контрактам, не расходуя средства соответствующих бюджетов – пункт действует при условии, что положение о закупках было утверждено и размещено до начала 2019 года;
  • ФГУП, входящие в перечень, согласно распоряжению Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016 г.

2. Обязанности и права покупателя.

Во время закупки строительных работ по закону 223-ФЗ ключевым внутренним документом считается положение о торгах, в котором расписан порядок и все этапы запланированной работы. После того как данный документ был утвержден, у организатора торгов есть 15 дней, чтобы разместить его в ЕИС.

В отдельном разделе плана также необходимо зафиксировать обязанность заказчика приобретать некоторую долю ТРУ у субъектов малого и среднего предпринимательства.

По закону, покупатель имеет право:

  • отказаться от сотрудничества с исполнителями, внесенными в РНП по законам 223-ФЗ и 44-ФЗ;
  • не публиковать информацию о процедурах, когда их сумма составляет менее 100 тысяч или 500 тысяч рублей, если выручка заказчика превышает 5 миллиардов рублей;
  • размещать все документы в ЕИС и на собственном сайте, однако данное правило не распространяется на информацию, относящуюся к гостайне.

Обязанности и права покупателя

3. Выбор исполнителя.

Закон 223-ФЗ позволяет заказчику выбирать среди множества конкурентных форматов торгов для проведения закупки строительных работ. Раньше допускалось использование только электронного аукциона или конкурса, о чем нужно было уведомить исполнителей в Положении о закупке. 1 июля 2018 г. в силу вступили поправки, согласно которым заказчик обязан прописать алгоритм проведения аукциона, конкурса, запроса предложений и котировок.

Также закон 223-ФЗ позволяет организатору торгов зафиксировать в положении другие способы определения поставщика. Так, он может использовать редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы, пр. В положении должны быть зафиксированы все условия проведения процедуры – от оснований до действий, к которым заказчик прибегнет, если закупка будет признана несостоявшейся.

Для неконкурентных способов закон 223-ФЗ, в отличие от законодательного акта 44-ФЗ, не предполагает наличия определенного списка. Отдельные виды юридических лиц сами определяют подобный формат. В данном случае главная задача заказчика состоит в том, чтобы соблюсти правила, касающиеся защиты конкуренции.

4. Закупка строительных работ по нормам закона 223-ФЗ.

Особенно внимательно стоит подойти к составлению ТЗ при подготовке к закупке строительных работ.

Данный документ обязательно включает в себя:

  • список необходимых услуг;
  • сроки выполнения условий договора, в том числе допускается прописать промежуточные сроки, отведенные для отдельных этапов;
  • требования к исполнителям;
  • наличие возможности привлечения субподрядчиков, если заказчик считает это необходимым;
  • условия оказания услуг.

Чтобы исполнители могли рассчитать стоимость работ, организатор торгов должен подготовить проектно-сметную документацию. При ее отсутствии в полном объеме у поставщиков недостаточно информации, чтобы сформировать ценовое предложение.

5. Единые и дополнительные требования к исполнителям.

В число единых требований, выдвигаемых законом 223-ФЗ, входят наличие лицензий, допусков СРО. Тогда как дополнительных требований больше, то их задает на свое усмотрение каждый заказчик, фиксируя информацию в положении о закупках. При работе по закону 44-ФЗ организатор торгов не может требовать от исполнителей наличия опыта проведения работ на определенном объекте (допустим, при строительстве больницы). Тогда как закон 223-ФЗ позволяет заказчику устанавливать столь жесткие правила.

Допускается расширение списка дополнительных требований при работе по закону 223-ФЗ. При проведении торгов в формате электронного аукциона заказчик может указать, что ему необходим исполнитель с определенным оборудованием и человеческими ресурсами.

Новые требования законодательства к закупке строительных работ по 44-ФЗ и по 223-ФЗ

1 июня 2019 г. вступили в силу поправки в законодательство в сфере закупок. Они затронули такие аспекты:

  1. Включение проектной документации в документацию.

    Часть 1 ст. 33 закона 44-ФЗ была дополнена пунктом 8, в соответствии с требованиями которого при закупке строительных работ, услуг по реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства документы о закупке должны включать в себя проектную документацию. Для ее утверждения используется порядок, зафиксированный законодательством в сфере градостроительства. Однако из этого правила существуют исключения.

    Закупка строительных работ по нормам закона 223-ФЗ

  2. Изменение условий договоров.

    В ст. 95 закона 44-ФЗ добавлены новые случаи, позволяющие скорректировать значимые положения соглашения в процессе исполнения.

  3. Проектно-сметный метод установления НМЦК.

    В п. 9 ст. 22 содержится обязанность организатора торгов определять НМЦК при помощи данного метода, если речь идет о работах по сносу объектов капитального строительства, и контракт заключается с единственным поставщиком.

    До внесения поправок проектно-сметный метод должен был использоваться при определении НМЦК соглашения с единственным поставщиком, когда предметом договора было строительство, реконструкция, капитальный ремонт и текущий объектов капитального строительства.

  4. Контрактная смета.

    С 27 июня 2019 г. сметные нормативы и цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости работ, не должны использоваться в процессе оказания услуг по договору.

    Это правило действует для всех организаторов закупок строительных работ по закону 44-ФЗ и для некоторых заказчиков, работающих на основе закона 223-ФЗ. Речь идет об автономных учреждениях, унитарных предприятиях, хозяйственных обществах, в которых более 50 % уставного капитала принадлежит Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям.

  5. «Короткие» аукционы.

    Данный формат закупки строительных работ претерпел серьезные изменения с июня 2019 года. Заказчик обязан опубликовать в ЕИС извещения о проведении подобного мероприятия минимум за 7 дней до завершения срока приема предложений исполнителей.

    «Короткие» аукционы

    На данный момент «короткие» аукционы позволяют заключать договоры на осуществление строительных работ, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Однако НМЦК не может быть выше 2 миллиардов рублей. До внесения поправок в закон допускалось проведение таких процедур для закупок с НМЦК до 3 миллионов рублей.

    Напомним, что при проведении обычных закупок извещение должно быть опубликовано в ЕИС за 15 дней до даты конца приема документов или ранее.

  6. Дополнительные требования к исполнителям.

    Не имея регистрации в ЕИС, исполнитель не может участвовать в торгах, если предметом договора являются некоторые виды ТРУ, а заказчик предъявляет к участникам дополнительные требования. Последние могут быть выставлены при закупке определенных видов подрядных работ только при условии установления НМЦК более 10 миллионов рублей.

  7. Ведение реестра участников.

    Данную функцию теперь обязаны выполнять операторы ЭТП – в реестр вносятся все исполнители, получившие аккредитацию на площадке. Обязательно указывается информация об участнике любой закупки, в том числе строительных работ, прилагаются документы, способные свидетельствовать о его соответствии дополнительным требованиям. Задача оператора ЭТП состоит в том, чтобы включить необходимые бумаги в реестр – на это дается пять рабочих дней с момента получения.

    Ведение реестра участников

  8. Отмена некоторых типовых соглашений.

    С 30 и 31 декабря 2019 г. перестали использоваться определенные типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы, ранее утвержденные Минстроем РФ.

  9. Возможность использования услуг дочерних обществ поставщика.

    С 8 января 2020 г. во время строительства, реконструкции объектов капитального строительства допускается привлечение дочерних обществ подрядчика. До внесения изменений в закон исполнитель был обязан выполнить все работы своими силами.

    Считается, что за счет данной поправки удастся упростить строительство и реконструкцию объектов капитального строительства компаниями, которые имеют структуру холдинга.

  10. Вывод определенного вида закупок из-под действия закона 44-ФЗ.

    С 8 января 2020 г. закон 44-ФЗ не распространяется на договоры об установлении сервитута в случаях, предусмотренных земельным законодательством. Поясним, что сервитут представляет собой ограниченное право пользования чужим земельным участком. Иными словами, закону 44-ФЗ теперь не подчиняются закупки ТРУ, осуществляемые для реализации публичных сервитутов. Среди последних можно назвать размещение ряда линейных объектов или проведение мелиоративных работ.

  11. Изменения, связанные с реализацией национальных проектов.

    С 8 января 2020 г. действуют скорректированные правила закупок строительных работ и оказания услуг по договорам в рамках национальных проектов, при условии, что последние определены Президентом РФ.

Главная страница » Вопросы пользователей » Вопросы 1С Бухгалтерия » Реализация материалов в строительной компании

Реализация материалов в строительной компании

Добрый день!
Работаю в программе Бухгалтерия предприятия 3.0(3.0.90.53) ОСНО
Строительная организация.
Реализуем часть строительных материалов. Правильно ли делаю, провожу реализацию строительных материалов через счет К 91.01(Реализация прочего имущества(материалов), а стоимость этих материалов и дополнительные услуги(доставка, простой автотранспорта, прогон) учитываю на счете Д91.02-К 10.08. Материалы, используемые в строительстве приходую на счет 10.01.

Содержание

  • Нормативная база
  • Способы закупки в строительстве
  • Какие требования предъявляются к поставщикам
    • Дополнительные требования
  • Уловки заказчиков
    • Некопируемая документация
    • Неадекватные требования
    • Словарные манипуляции
    • Наличие скрытых требования
  • Что делать, если замечено нарушение

Госзакупки в строительстве являются одними из самых сложных из-за больших объемов технической документации. Чтобы верно подготовить заявку, поставщику нужно изучить немало информации. Также будет полезно знать, на какие уловки идут заказчики с целью ограничить конкуренцию.

Нормативная база

Помимо закона № 44-ФЗ, который устанавливает основные правила госзакупок, потенциальному участнику строительных закупок следует вооружиться такими документами:

  • Градостроительным кодексом, устанавливающим нормативы в строительной сфере;
  • постановлением Правительства № 615 от 01.07.16 (отнесение поставщиков в список квалификации по капремонту);
  • постановлением Правительства № 99 от 04.02.15 (дополнительные требования при закупках сложных строительных объектов);
  • письмом ФАС № ИА/44536/16 от 01.07.16 о правилах составления заказчиками технического задания и инструкции по заполнению заявки.

Кроме того, будут полезны и другие подзаконные акты и разъяснения чиновников — о них будет упомянуто ниже.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Способы закупки в строительстве

Чуть менее года назад распоряжением Правительства № 471-р был обновлен перечень объектов, которые должны закупаться через электронный аукцион. В него вошли практически все закупки в сфере строительства, за исключением опасных, уникальных или технически сложных объектов, в том числе важных дорог. Таким образом, сейчас подавляющее большинство всех закупок в сфере строительства проводится посредством электронного аукциона.

Закупки в отношении уникальных, опасных и технически сложных объектов можно проводить через открытый конкурс. При этом установлено ограничение НМЦ контракта в размере 50 млн и 150 млн рублей соответственно для муниципальных и федеральных объектов. Если начальная цена контракта превышает эти значения, проводится конкурс с ограниченным участием.

Однако бывает так, что конкурс не состоялся. В этом случае заказчик может произвести закупку указанных выше работ путем запроса предложений. Также этот метод применяется в том случае, если контракт был заключен, но впоследствии расторгнут в одностороннем порядке.

Для небольших закупок в сфере строительства, НМЦ которых не превышает полумиллиона рублей, можно провести запрос котировок. Можно произвести закупку и у единственного поставщика, но со следующими ценовыми ограничениями: 100 тыс. рублей для муниципальных заказов и 500 тыс. рублей для федеральных.

Какие требования предъявляются к поставщикам

В общем случае заказчик предъявляет к участникам процедуры единые требования и указывает в документации, какие документы должны быть представлены. Учтите, что отдельные виды работ в строительной сфере могут потребовать свидетельство о допуске СРО. Рекомендуем ознакомиться с приказом Министерства регионального развития № 624, который содержит перечень таких допусков.

Следует внимательно ознакомиться с закупочной документацией — в ней должны быть перечислены все разрешения, допуски и лицензии, которые необходимо включить в заявку. Обратите внимание, что заказчик не имеет права требовать допуск, если он не предусмотрен для вашего вида деятельности.

Стоит также ознакомиться с содержанием постановления Правительства № 207, в котором содержатся требования к выдаче допуска. Следите за тем, чтобы при его выдаче были соблюдены все правила. Иначе заказчик может заметить, что СРО выдало допуск, закрыв глаза на какой-то незначительный факт, и на этом основании может отклонить вашу заявку.

Если заказчик включает в закупку разноплановые работы, они должны быть функционально и технологический связаны с объектом строительства. Если поставщик считает, что заказчик ограничивает конкуренцию, включая в одну закупку несвязанные работы, можно обратиться с жалобой в ФАС. Пример связанных работ — строительство здания и монтаж в нем лифтов.

Дополнительные требования

Проводя процедуру конкурса с ограниченным участием (для тех объектов, для которых это предусмотрено), заказчик указывает ряд дополнительных требований:

  • поставщики должны иметь опыт исполнения подобных контрактов, цена которых составляет не менее 20% от НМЦК объявленной закупки;
  • исполнитель должен иметь оборудование и объекты недвижимости, которые необходимы для исполнения контракта;
  • в штате поставщика должно быть определенное количество квалифицированных сотрудников (квалификация подтверждается документами).

В закупочной документации заказчик должен указать перечень документов, которыми участник сможет подтвердить свою квалификацию. Это могут быть, например, копии исполненных контрактов или перечень оборудования, которым располагает поставщик.

Обратите внимание, что заказчик может потребовать только те документы, которые он указал в техническом задании. Если он требует что-то сверх этого, то нарушает закон. Однако если какой-либо из документов вы не предоставите, заявка будет отклонена.

Уловки заказчиков

Не секрет, что порой заказчики желают ограничить конкуренцию с целью отдать закупку «своему» поставщику. Для этого они прибегают к различным ухищрениям, некоторые из которых рассмотрим ниже.

Некопируемая документация

Когда заказчик хочет осложнить поставщикам ознакомление с закупочной документацией, он размещает ее в формате, который нельзя скопировать. Например, в виде отсканированного документа, в том числе написанного от руки. Либо заказчик публикует документы в текстовом формате, но применяет форматирование, затрудняющее работу (разрывы страниц, нестандартные способы формирования таблиц и так далее). Учитывая сложность технической документации в строительстве, на обработку таких документов может уйти очень много времени. Недавно Минэкономразвития выпустило разъяснение, в соответствии с которым публикация технического задания в форматах, усложняющих поиск, копирование и обработку информации о закупке, является административным правонарушением.

Неадекватные требования

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние или неверные требования. Например, чтобы запутать поставщика, в техзадании указывают недействующие ГОСТы или характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях. Например, свойства строительных материалов, не указанные производителем в техпаспорте. В соответствии с разъяснениями ФАС, данными в письме № ИА/44536/16 от 01.07.16, устанавливать такие требования недопустимо.

Зачастую заказчики грешат тем, что указывают в ТЗ диапазонные значения какого-либо параметра, которые выходят за рамки нормативов. Например, ГОСТ на школьные парты устанавливает, что толщина стола должна быть не более 25 мм. Заказчик в закупочной документации указывает, что парты, которые он хочет закупить, должны иметь толщину 13–30 мм. При этом заявку участника, который предлагает парту толщиной 28 мм, заказчик отклоняет, поскольку она не соответствует ГОСТу. Важно знать, что указание значений вне параметров ГОСТ ФАС запрещает (упомянутое письмо № ИА/44536/16).

Словарные манипуляции

Правила русского языка едины для всех, но некоторые заказчики пытаются применять их по-своему. Так, в одной из закупок синонимы «около» и «примерно» употреблялись совершенно по-разному. Оба эти слова означали отклонение в пределах 10% от указанного значения, однако «около» – в меньшую сторону, а «примерно» – в большую. До этого невозможно догадаться, если не прочитать об этом в документации. Вот почему ее всегда следует тщательно изучать, а также заполнять заявку в строгом соответствии с инструкцией.

Наличие скрытых требования

В одной из закупок строительных работ победивший поставщик был неприятно удивлен: прежде чем начать сооружение дороги, ему пришлось произвести очистку участка от произрастающих там кустов. Ничего подобного в документации не указывалось, и заказчик за это не заплатил. Чтобы не попадать в такие ситуации, желательно предварительно посетить место будущего проведения строительных работ.

Что делать, если замечено нарушение

Если вы заметили, что заказчик нарушает правила, обращайтесь к нему за разъяснениями. А если это не помогает – жалуйтесь в ФАС.

Важно помнить, что обращаться за разъяснениями нужно официально, ведь иначе заказчик может не ответить на ваш вопрос. Но даже если он очень подробно все расскажет в приватном телефонном разговоре, впоследствии от этих слов он может попросту отказаться. Если же запрос подан через ЕИС, заказчик обязан опубликовать ответ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как считается преданность компании в оао ржд
  • Как считается стоимость компании для продажи
  • Как убрать на авито частное лицо на компанию
  • Как увеличить время автономной работы iphone
  • Как увеличить время работы андроид смартфона