Как создать свою компанию по разработке игр с нуля

Моим первым бизнесом была студия по озвучке и саунд-дизайну для компьютерных игр. Я собрал друзей. Придумал название. Сделал хорошую экономику. Разослал письма в студии. И получил первый заказ на проект под издательством 1С. По итогу меня кинули на 3700 рублей, а разработчики развалились. Это было почти 15 лет назад.

Приблизительно с таким лицом мы отреагировали на первый заказ.  многосерийный х/ф «Кремниевая долина.»

В принципе, мне не жалко этих 3700 рублей за актерскую смену. Все равно игра вышла говном, разработчики не брали телефон, в титрах нас не было. А проверять вошел ли наш контент в финальный билд я даже не хотел. Зато эта ситуация меня научила хотя бы тому, что даже в 19 лет можно быть дурачком, но мир открыт для тебя.

До этого я работал гейм-дизайнером на нескольких любительских проектах. Ни один из них не дошел дальше альфа-версий. Шли годы, я стал играть в игры пореже, закончил ВУЗ, работал, открыл собственную компанию (рекламное агентство). Кстати, с тем же партнером, с которым у нас была студия.

Теперь же собственно коротко о том, что будет дальше по тексту. Этим постом я хочу начать обсуждение экономики и операционки игровых студий. Потому что в наших планах открыть направление мобильной разработки. И тут либо пилить приложения для ресторанов, либо подумать глубже. Почему я вообще заикаюсь про геймдев — читайте дальше.

Итак. Личный бэкграунд. Он важен для понимания мотивации и целей)Мне почти 34. Я с партнерами владею рекламным агентством средней руки. Имею опыт работы с США, Канадой (то есть не боюсь людей из Европы и других стран)))). По некоторым соображениям пока ссылочку давать на агентство не буду (публично). Агентство иногда даже работает с геймдевом. Но от случая к случаю (пару раз помогали Wargaming с мелкими задачами). Есть еще сторонние бизнес-проекты, но невнятные и не системно.

Профессиональные скиллы:

  • Маркетинг и реклама — вроде неплохо. Интервью иногда в газеты даю и студентов учу.
  • 3D — базово, но сам ручками моделил. Делал несколько модов для CS, пока это еще не было мейнстримом. Почти женился на CG-шнице. Не удалось)))
  • Видео, графика и анимация — знаю фотошоп на 3 из 5. Монтировать видео ручками могу сам. Продюсировал съемки видео даже в другой стране.
  • Вэб. Могу спродюсировать сайт от 0 до готового корпоративного портала или интернет-журнала. Руками сам не могу.
  • Звук — имею тут большой опыт по молодости и высшее образование. Но не захотелось работать в русском кино.
  • Код. Вот тут тоска. Я могу заставить C++ нарисовать линию на экране. На этом все. Нет личного опыта управления IT-командой.
  • Могу управлять коллективами в 20 и более человек.

Ключевое — понимаю, как работает то, что на экране телефона. Сколько делалась эта модель, как снимали тизер итд. Но управление таким проектом — тут вопрос…

Когда хочешь быть Доном Дрейпером. Но нет. многосерийный х/ф «Безумцы»

Год назад к нам в группу компаний присоединилась компания по разработке веб-сайтов. Очень, кстати, неплохие ребята. Никаких сайтов на тильде, WIX’e — только руками, только PHP, только хардкор.

В общем, эти ребята стали постоянно мне жужжать в уши про студию для разработки мобильных игр. Особенно для детей. Я много лет читаю DTF (особенно люблю про технологии разработки игр читать, аналитику рынка), до этого читал gamedev.ru. Общаюсь в тусовке немного. Поэтому я отмахивался, так как делать «3 в ряд» или adult мне не очень интересно. Да и рынок переполнен. Да и забот полон рот, и не в проворот итд.

На этой весной встал вопрос стратегического развития компании. А также в голове стало вроде щелкать получше уже, чем 15 лет назад. Я стал детально изучать экономику рынка, законы, прогнозы. Стало интересно. Очень.

Далее по тексту я выдвину несколько гипотез по созданию компании, которая может заниматься разработкой мобильных игр.

На ДТФ опять завезли «уникальный» топик. Как тебе такое, Илон Маск? просторы интернетов

Для кого игры этой компании: В условном будущем — идеальный образ компании.

Отдел по разработке игровых проектов для казуальных игроков. Интересный сэттинг продуктов, без жесткого доната. Не MMO, не сложная разработка, короткий цикл. Монетизация: внутриигровые покупки, покупки дополнений (на это будет делаться упор). Возможно, невысокая стоимость приобретения базового продукта.

Отдел по разработке продуктов для детей. Целевые группы потребителей — отцы детей в возрасте до 13 лет. Дети — как драйвер покупки. Матери — у меня нет статистики, как они часто покупают детям внутриигровые продукты. Хотелось бы в будущем сфокусироваться на обучающих продуктах. (в комментариях правильно пишут про сложности. Но тут есть много «хитростей» и тонкостей).

Отдел по разработке имиджевых продуктов. Это будет отдел, где два-три безумных фанатика будут радовать мою душу) Пилить киберпанковые визуальные новеллы, делать масштабные моды, прототипы, помогать молодым разработчикам. Все это нихрена не будет продаваться. ЗАТО! Это будет tone of voice компании и часть R&D-направления.

B2B направление. Тут будут пилиться промо-игры для брендов итд. Возможно, AR/VR-продукты. Но это и сейчас уже стоит не дорого, рынок еще глубже задемпингуют. Можно релизовывать через подрядчиков, а не штат.

Те виртуальные миры, которые мы не получили, а получили Second Life. х/ф «Газонокосильщик»

Какие игры будет делать эта компания?
Я был бы очень рад, если бы продукты этой компании приносили пользу обществу.
Я был бы очень рад, если бы эти игры вставали на экране смартфона рядом с иконками Plague Inc., Fallout Shelter.

И я бы рад был сказать, что эта компания никогда не будет делать Clash Of Clans и подобные игры. Но бизнес есть бизнес. И инвестор есть инвестор. Всегда.

А теперь о гипотезах.

К сожалению, я детально не владею экономикой небольших студий. А опыт гигантов сильно релевантен не будет. Поэтому вывожу здесь те гипотезы/параметры, которые хотелось бы учитывать.

1. Зарплаты держать в среднем на 10-20 процентов выше рынка, чтобы быть привлекательным HR-брендом. Желательно сделать доступными для сотрудников ДМС, обучение и другие плюшки.

2. Управлять компанией должен человек с релевантным опытом, желательно голодный. Пусть будет даже жадный. Но честный. Как выявлять нечестных сотрудников я знаю. Не хочу тратить на это время.

3. На старте команда должна быть минимальна. Но людей должно быть достаточно для разработки минимум 2, а лучше сразу 3 проектов. Цикл разработки должен быть коротким. Жизнеспособность продукта длительной. Ни про какой вариант «мы делаем Star Citizen» речи не идет.

4. Компания должна выйти на самоокупаемость и прибыль не позже чем через 2 (край 3) года после старта. Это связано с макроэкономической ситуацией, прогнозам по следующему кризису и ростом дешевых мобильных устройств для развивающихся стран.

5. Весь маркетинг ляжет на плечи существующего агентства. Там будут выращены дополнительные кадры, которые в случае провала останутся в основном бизнесе и закроют кадровый голод.

6. Компания планируется публичная. Мы будем рассказывать о себе, неудачах и успехах. Это связано с нашим видением правильного ведения бизнеса в стране.

7. Компания должна иметь возможность работать с иностранным рынком. При возможности — релокация в ближайшее зарубежье. Рига, Прага. Это поможет в реализации наших бизнес-задач по другим направлениям. Вопрос — есть ли смысл совсем загонять компанию «в глубинку» на старте? Не хотелось бы постоянно ездить в Пензу или Тверь.

8. Продукты исключительно в правовом поле. Никакого порно, безмерной расчлененки.

9. Сразу возникает вопрос сервиса и поддержки продуктов. Так как отсутствие клиентоориентированности может сильно уронить бренд.

10. Возникает вопрос core-механики первых проектов компании. Изначальный выбор «не туда» может на старте загубить компанию.

Когда хочешь сразу в «про птичек», но понимаешь, что тебе уже не 17 лет. Неизвестный дизайнер с заснеженных просторов Финляндии.

И это лишь немногие вопросы.Сейчас я бьюсь над вопросом стоимости и сроков разработки типовых продуктов. Почитаешь гугл и яндекс — возникает еще больше вопросов.

Один тут пилит игру за неделю и хорошо продает ее.

Тут команда неглупых людей делает игру год и не может выпустить ее до сих пор.

Другие — вкладывают 500-600 к в продукт, но за 3-6 месяца еле выходят в ноль. И историй таких масса. А уж какие самородки встречаются в #индиджем Так вообще диву даешься. Зачем они работают на кого-то?

Вывод: я буду прорабатывать эту тему и дальше. Буду делиться той информацией, которую смогу найти в интернете/выпросить у знакомых. Вдруг вам пригодится когда-нибудь! А если у вас есть опыт работы в такой компании или самостоятельной разработки — присылайте примеры (сделал эту игру за столько-то времени/денег), пишите комменты. Мне будет ценна любая информация.

PS: сразу отвечаю на вопрос — зачем я это пишу. Есть такой бизнес-подход, что когда вы придумываете идею — надо сразу ее рассказать. Потому что у ваших друзей, скорее всего, всегда есть кто-то, кто подскажет и поможет советом. А просто идеи ничего не стоят. Особенно, если их легко можно украсть.

А, возможно, здесь есть люди, у которых такой же запрос. И, может, это будут будущие соратники или подписчики блога))

PPS: это мой первый пост на DTF, поэтому пока разбираюсь с версткой.

Всем спасибо и хорошей недели!

От успокаивающих симуляторов ферм до хардкорного рубилова, где надо истреблять демонов, – рынок настолько широк, что практически кто угодно может найти свое место.

Индустрия компьютерных игр – это увлекательный и яркий сегмент мира развлечений. Писатели, разработчики и другие задроты-креативщики часто ищут способы присоединиться и рассказать свои истории – компьютеризировав их. От успокаивающих симуляторов ферм до хардкорного рубилова, где надо истреблять демонов, – рынок настолько широк, что практически кто угодно может найти свое место. Достаточно иметь хороший план и его придерживаться.

Итак, разбираемся, как создать компанию по разработке видеоигр.

Типы компаний по разработке видеоигр

Так же, как существует множество игр, существует и огромное количество разработчиков видеоигр. Они могут быть разными: от инди до разработчиков высокобюджетных хитов, от нишевых хобби до киберспортивных дисциплин. Некоторые компании сосредоточены на создании дорогих игр, которые расширяют границы ранее возможного, а другие состоят из одного энтузиаста с хорошей идеей, который воплощает ее на своем компьютере: создает музыку, код, графику и т. д., чтобы на выходе получить игру своей мечты.

Типы компаний по разработке видеоигр. Источник: WePlay Holding

Потенциал есть у игр от самых разных компаний – невозможно предугадать, что может стать хитом. И хотя перспектива привлечь инвесторов и стать топовой компанией может казаться привлекательной, работа небольшой инди-командой может означать, что в отношении своих игр ты получишь гораздо больше свободы творчества, пусть и в меньшем масштабе. Теоретически, инди-игры также являются менее рискованным продуктом, потому что они финансируются либо самостоятельно, либо через Kickstarter. В то же время, если провалится одна крупная игра, в которую вложили средства инвесторы, компания, скорее всего, не выкарабкается. Так что тебе решать, какой маршрут выбрать.

С чего начать

Создать компанию по разработке видеоигр – непростая задача, поэтому начинающим предпринимателям следует постараться как можно лучше подготовиться. Например, на каждом этапе создания игры должна быть четкая цель. В противном случае ты можешь позже столкнуться с болезненными препятствиями. Также, конечно, следует подумать о названии компании, которое поможет позиционировать ее на рынке, оформить юридические документы и прочие формальности, – наряду с действительно важными вопросами, которые придется решить.

Но давай поговорим о вещах, на которых должны сосредоточиться все издатели игр, как инди, так и широко известных.

С чего начать. Источник: WePlay Holding

Концепция игры

Возможно, самый важный шаг при создании видеоигр – это разработка концепции. Сложность игры может быть самой разной. Она может быть простой, как двухмерный сайд-скроллер, отправляющий игроков в короткое путешествие, или сложной, как эпическая сага с трехмерной графикой в высоком разрешении. Также игры могут содержать глубокую предысторию об устройстве мира или работать по принципу «бей плохих и побеждай».

Какой бы путь ты ни выбрал, хорошо обдумай и убедись, что идея выдерживает критику. И Mass Effect, и Super Mario пользуются огромной популярностью, хоть и являются представителями очень разных направлений. Самое важное в концепции игры – сделать ее целостной и интересной для игрока независимо от того, надо в ней давить грибы или спасать галактику.

Также будет не лишним любить идею. Страсть всегда способствует созданию оригинальных и увлекательных историй.

Спонсоры/инвесторы

Как мы уже упоминали в разделе о типах компаний, существуют различные способы получить финансирование для игры. Однако какой бы путь ты ни выбрал, важно знать, во что ввязываешься, и придерживаться выбранной линии.

Game Concept

Если речь идет о Kickstarter – ты должен быть готов активно рекламировать свою идею, проработать уровни вознаграждений и очень серьезно вложиться в то, чтобы спонсоры/инвесторы ощущали себя частью твоего успеха. Кроме того, убедись, что маркетинг и вознаграждения привлекательны и легко достижимы: предлагай компакт-диски с официальными саундтреками, включить имена в титры, личные письма благодарности, камео – все, что тебе будет приятно сделать. Однако не предлагай то, чего не сможешь выполнить. Это не пройдет даром для твоей репутации.

Однако если Kickstarter – не твой путь, нужно будет подойти к маркетингу по-другому. Вместо этого напиши бизнес-план, который будешь презентовать на встрече с инвесторами, чтобы они согласились вложиться в твою игру. Заполучи солидного инвестора, и твоя компания быстро превратится из двух человек, работающих в подвале, в светлый офис с полноценной креативной командой.

Собери команду

Хотя некоторые люди радуются возможности сделать игру самостоятельно от и до (вспомни создателей Stardew Valley и Undertale), для большинства лучше работать в команде. Она может – и будет – включать разработчиков, музыкантов, художников, писателей и маркетологов. Это зависит от размера игрового проекта и от того, насколько большой будет команда. У тебя может быть небольшой, но веселый коллектив из пяти человек в случае небольших игр, но иногда это могут быть и сотни людей, работающих вместе над созданием эпичных игровых впечатлений, достойных места в топе любого рейтинга. В любом случае, надежная группа людей вокруг тебя – жизненно важное условие успеха компании и игры.

Киберспорт: да или нет?

При создании игры нужно подумать о том, хочешь ли ты, чтобы она была однопользовательской или многопользовательской, и, что еще более важно, хочешь ли ты, чтобы она стала киберспортивной дисциплиной. Иногда простая идея может стать одной из самых популярных игр в мире, если заходит на сцену киберспорта. Например, инвесторы сначала не понимали идею бесплатной MOBA-игры, в которой принципиально не бывает однопользовательского режима. Тем не менее, эта многопользовательская игра с поддержкой патчей превратилась в гиганта – League of Legends, которая сегодня доминирует на киберспортивной сцене. Однако поддержка киберспорта – это огромная работа: в случае с LoL требуется постоянный выпуск патчей и обновлений. Соответственно, если ты предпочитаешь выпустить игру, а затем перейти к другому проекту, киберспорт, возможно, не твой вариант.

Киберспорт: да или нет? Изображение: WePlay Holding

Гейминг-конференции: в чем их важность

Для развивающихся, перспективных компаний, которые занимаются видеоиграми, киберспортивные конференции жизненно необходимы: на них можно не только перенять опыт лучших профессионалов в своей области, но также наладить связи и заинтересовать своими играми больше людей. Научно-исследовательские и бизнес-конференции отлично подходят для получения знаний, а на конференциях, ориентированных на фанатов, таких как PAX, можно продемонстрировать свою игру и заставить геймеров полюбить ее. Десяток новых фанатов, которые в восторге от игры, – и ее популярность может вырасти как на дрожжах!

Гейминг-конференции: в чем их важность. Источник: WePlay Holding

Ведущие компании по разработке видеоигр

Один из отличных способов создать свою компанию – понаблюдать за лучшими создателями в своей области и взять с них пример. Что касается видеоигр, много успешных компаний заполняют различные ниши и развлекают аудиторию. Однако в числе лучших следует отметить EA, Sony, Ubisoft, Nintendo, Blizzard, Epic Games, Square Enix и Bungie.

Ведущие компании по разработке видеоигр. Изображение: WePlay Holding


Разработка

Открыть свою игровую студию или студию разработки мобильных приложений? Вряд ли когда-то это было проще, чем сейчас. Но прежде чем начать, стоит учесть множество вещей – как минимум 72 важные детали. Ведущие эксперты области поделились своими мыслями, а мы разделили их по тематическим блокам. Сегодня речь пойдёт о первых шагах в основании своего бизнеса.

Avatar photo

Открыть свою игровую студию или студию разработки мобильных приложений? Вряд ли когда-то это было проще, чем сейчас. Но прежде чем начать, стоит учесть множество вещей – как минимум 72 важные детали. Ведущие эксперты области поделились своими мыслями, а мы разделили их по тематическим блокам. Сегодня речь пойдёт о первых шагах в основании своего бизнеса.

Самое начало 

  1. Прежде чем начать, спросите себя, зачем вы это делаете, и дайте самый честный ответ. Вы хотите славы или богатства? Хотите быть художником или влиятельной персоной в игровой индустрии? Любой ответ прекрасен. Просто убедитесь в ваших истинных целях, потому что создание игр – это непростой процесс и вам нужна такая цель, которая бы двигала вас вперед.
    Имре Желе, Bossa Studios
  2. Представьте, какой ваша студия будет через пять лет, и постоянно спрашивайте себя: то, что вы делаете, приближает вас к этой цели?
    Ден Пинчбек, The Chinese Room
  3. Удваивайте любые оценки времени. Вы можете прекрасно понимать, сколько займет та или иная вещь, но есть тысяча и одна причина, которые помешают вам.
    Уилл Рай, Hidden Armada
  4. Помните, что вы не просто создаете креативную команду – вы также начинаете коммерческое предприятие. Не думайте, что это слишком легко: вы либо преуспеете, либо сломаетесь.
    Саймон Беннетт, Roll7
  5. Относитесь к этому, как к бизнесу. Оформляйте все шаги документально и подписывайте соглашения со всеми, с кем работаете. Сразу ясно обозначайте права на интеллектуальную собственность и условия оплаты работы. Разберитесь с этим в самом начале, чтобы у всех было одинаковое понимание ситуации.
    Фрэнк Делис, Autodesk

5250034255_9c6258848a_b

  1. У вас будет много обязанностей: бизнес, PR, HR. Не бойтесь показывать, над чем вы работаете. Идеи дешевы, исполнение – это ключ.
    Марк Уильямсон, Tag Games
  2. Если вы маленькая инди-студия, будьте готовы тратить МНОГО времени на задачи, не связанные напрямую с разработкой игр.
    Чарли Церкавски, Guerilla Tea
  3. Подумайте о вашей аудитории. Какие платформы люди используют? Какие устройства? Что будет в будущем? Какие устройства они купят? Убедитесь, что ваш контент готов меняться вслед за ними, используя правильные кросс-платформенные инструменты с самого начала. Легко приспосабливаемая база игры с прицелом на будущее – гарантия того, что вы останетесь релевантными и увлекательными надолго.
    Чарли Пичи, Marmalade Technologies

Поиск финансирования

  1. Всегда имейте план Б, когда дело касается финансирования. Не важно, что это будет – сбережения, работа на фрилансе или продажа органов. Если что и нельзя гарантировать в видео-играх, так это заработок денег.
    Николль Хант, I Fight Bears
  2. Проведите исследование, чтобы понять, сколько денег вы можете получить. Убедитесь, что вы знаете о налоговых льготах и можете получить 20% от стоимости разработки обратно (речь идет о Великобритании), а также о льготах на исследования. Поймите, как оценивается та интеллектуальная собственность, что у вас есть: не только сами игры, но и техника, люди и навыки. Поймите, на каких инвесторов вам следует ориентироваться на той стадии, где вы сейчас находитесь.
    Джо Твист, UKIE
  3. Если вы можете сами профинансировать игру, то это стоит того. В отличие от лишнего давления или потери вашей интеллектуальной собственности. Вы увидите, как много времени занимают переговоры, формальности и юристы – пока вы просто можете взять и сделать это сами.
    Кэти Гуд, Preloaded
  4. Планируйте ваши финансы соответствующим образом. Избегайте всех затрат, которые не являются однозначно необходимыми. Вы можете многое получить бесплатно, если хорошо попросите и создадите интерес к тому, что делаете, например, продлите триальные лицензии на софт.
    Русс Кларк, Payload Studios
  5. Собирайте деньги на разработку, не на маркетинг. Легко найти деньги на маркетинг, если у бета-версии хорошие показатели. Сложно получить деньги на третью идею для игры, когда первые две уже провалились. Найдите инвесторов, которые понимают это.
    Саймон Эйд, Space Ape Games

4896996561_c257b8e3bf_b

  1. Не регистрируйтесь для выплаты налогов, пока это не будет необходимо. Узнайте о текущей ситуации с налогообложением игр.
    Фиона Стюарт, Formerdroid
  2. Источники финансирования часто устают от предоставления денежных средств людям: нет гарантии, что вы будете делать с деньгами то, что говорите. Вместо этого попросите ваши источники финансировать более осязаемые вещи, которые нужны разработчикам, такие как ПК и другое оборудование.
    Джо Браммер, Deco Digital
  3. Урок, который стоил нам (в буквальном смысле) дороже всего, — это выделение недостаточного бюджета на технологические нужды. Это как строить свой собственный дом: все, что вы внесли в бюджет первоначально, умножьте на четыре и, может быть, окажетесь близки. Игнорируйте этот совет на свой страх и риск!
    Джессика Карри, The Chinese Room
  4. Примите тот факт, что у вас должны быть хорошие отношения с профессионалами: бухгалтерами, юристами, людьми в банках.
    Парас Хона, Mediatonic
  5. Если вы собираетесь открыть собственную студию, но своих средств у вас не то чтобы много, сперва нужно привлечь некоторое стороннее финансирование, чтобы выдавать зарплаты сотрудникам, приобретать оборудование и программное обеспечение, а также посещать мероприятия. Для этого вам нужен прототип игры, чтобы успокоить инвесторов, и в этом помогают прежние профессиональные достижения.
    Дан Да Роша, Mudvark

В следующей части читайте советы про открытие офиса, найм сотрудников и выбор правильных инструментов!

Если вы нашли опечатку — выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.

Мероприятия

Telegram

Хотите создать компанию по разработке видеоигр? Если ДА, вот полное руководство по началу бизнеса по разработке видеоигр без денег и опыта .

Хорошо, поэтому мы предоставили вам подробный пример шаблона бизнес-плана по разработке видеоигры. , Мы также пошли дальше, проанализировав и составив образец маркетингового плана для видеоигр, подкрепленного действенными идеями партизанского маркетинга для компаний, разрабатывающих видеоигры. В этой статье мы рассмотрим все требования для создания бизнеса по разработке видеоигр. Так что наденьте свою предпринимательскую шляпу и давайте продолжим.

Зачем создавать компанию по разработке видеоигр?

Компания по разработке видеоигр обычно участвует в создании цифровых и интерактивных игр, которые могут быть играл на различных платформах от персональных компьютеров, игровых платформ до сотовых телефонов. Индустрия видеоигр находится в состоянии эволюции, предоставляя место более инновационным игрокам с момента ее появления в 20-м веке.

Если вы провели обширное исследование того, что вам нужно, чтобы начать этот бизнес и если у вас также есть соответствующий навык, вы можете начать собственное дело по разработке видеоигр. Если вы все еще не уверены в некоторых важных моментах, вам может потребоваться прочитать эту статью, чтобы получить больше знаний. Стиль

Создание компании по разработке видеоигр. Полное руководство

  • Обзор отрасли

<По данным Entertainment Software Association (ESA), в 2015 году индустрия видеоигр сделала скачок, когда выручка отрасли в Соединенных Штатах Америки выросла до 235 миллиардов долларов, что на 5 процентов больше, чем в 2014 году. Огромный скачок выручки можно объяснить увеличением продаж программного обеспечения, которое составило 16,5 млрд долларов от общей выручки, что на 7% больше, чем в 2014 году.

  • Интересная статистика о Индустрия видеоигр

Средний геймер — не подросток, а молодой человек, и может быть мужчиной или женщиной, причем 48% из них в возрасте от 36 лет составляют определены как женщины.В глобальном масштабе Россия, которая является девятой по величине страной по численности населения, обеспечивает лишь 9 процентов европейского рынка доходов от цифровых игр.

Из всех россиян, которые играют в игры, 60 процентов делают это через Интернет. В Соединенных Штатах Америки 51 процент домохозяйств имеют как минимум отдельную игровую приставку. Согласно статистике, 68 процентов владельцев игровых приставок владеют другими устройствами, которые могут играть в игры, но предпочитают играть на игровой приставке. Стиль

Согласно статистике, более 59 процентов американцев играют в видеоигры, что означает что более 150 миллионов человек в Соединенных Штатах Америки играют в игры с разным происхождением, полом, возрастом и социально-экономическим статусом. Средний возраст игрока в Соединенных Штатах — 31 год; только около 29 процентов видеоигр моложе 18 лет, доля тех, кто старше 50 лет играет в видеоигры, выше, чем те, кто младше 18 лет.

Как минимум 74 процента учителей K-8 используют цифровые игры в Чтобы повысить вовлеченность студентов, а также их мотивацию в классе. Кроме того, 56 процентов родителей подтверждают позитивность видеоигр в жизни своих детей.

По данным IBISWorld, индустрия разработки видеоигр стоит 22 миллиарда долларов и показала рост на 9,1 процента в период с 2011 по 2016 год. В мире насчитывается около 29 800 разработчиков видеоигр. В Соединенных Штатах Америки работают около 114 000 человек.

Также прогнозируется, что в течение следующих пяти лет отрасль продолжит расти. Это связано с тем, что операторы не только увеличили свои инвестиции в эту отрасль, но также смогли заранее успешно рекламировать эти игры, что привело к успешным франшизам и релизам.

Индустрия игр для социальных сетей также в индустрии видеоигр и принесла более 5 миллиардов долларов дохода для этого сектора с прогнозируемым ростом на 15,9 процента в периоды 2011 и 2016 годов. Эта отрасль в основном сосредоточена в западном регионе Соединенных Штатов Америки и на счетах около 39 процентов доходов отрасли. На Калифорнию в целом приходится 34,8 процента продаж отрасли из-за присутствия технологических компаний в Силиконовой долине.

Было установлено, что по состоянию на 2015 год 48 процентов видеоигр составляли женщины, что составляет один процент выше, чем в 2014 году. Кроме того, покупка видеоигр делится поровну между мужчинами и женщинами.В Соединенном Королевстве, согласно исследованию, 52 процента геймеров составляют женщины. Кроме того, было обнаружено, что 56 процентов геймеров-женщин в Великобритании играли на приставках, в то время как 68 процентов играли в онлайн.

Наблюдается рост числа зрителей в видеоиграх, особенно потому, что игровые каналы YouTube приносят более 3,5 миллиарда просмотров каждый месяц. В настоящее время все больше людей играют в видеоигры, а не настраиваются на спортивные мероприятия в Соединенных Штатах Америки.

Создание компании по разработке видеоигр Исследования рынка и технико-экономические обоснования

  • Демография и психография

Демографический и психографический состав тех, кто работает в индустрии разработки видеоигр, в основном мужчины, но не полностью ограничены мужчинами, поскольку женщины составляют 22% видео разработчики игр. Разработчики видеоигр также сталкиваются с расой, возрастом и социально-экономическим статусом, так как все больше людей с нетерпением ждут, чтобы проникнуть в отрасль и сделать себе имя.

Однако, хотя вы сможете успешно определить демографию компании, занимающейся разработкой видеоигр, она должна стать более привлекательной, так как все больше людей и организаций, ориентированных на бизнес, стремятся завоевать популярность в отрасли

Список нишевых идей в индустрии видеоигр, в которой вы можете специализироваться

Индустрия разработки видеоигр — это та сфера, где производят и распространяют видеоигры. осуществляются. Эти мероприятия включают проектирование, документацию, установку, а также услуги поддержки. Операторы в этой отрасли могут принять решение участвовать в одной или нескольких нишах в зависимости от масштаба бизнеса и их финансовых возможностей.

Небольшие компании обычно придерживаются одной или двух ниш, в то время как крупные компании из-за их финансовые возможности могут быть задействованы во всех нишах. Обычно ниши — это то, что выделяет компанию или чем они известны в отрасли.

Поэтому некоторые из нишевых областей, в которых компания-разработчик видеоигр может принять решение о выборе;

  • Экшн-видеоигры
  • Стрелялки
  • Спортивные видеоигры
  • Ролевые игры с приключениями
  • Ролевые видеоигры
  • Гоночные видеоигры
  • Стратегические видеоигры

Уровень конкуренции в индустрии разработки видеоигр

Бизнес по разработке видеоигр жесток в конкурентной борьбе, чтобы привлечь внимание геймеров, а также других операторов, таких как издатели в отрасли.Однако, конкурируя с другими в отрасли, нельзя находиться в определенном месте, хотя иногда это может иметь огромное преимущество.

Когда дело доходит до разработки видеоигр, все, что нужно, это создать видеоигру, которая зацепит среднего геймера и сделает игру вирусной или популярной. Вот почему серьезный разработчик игр должен получить серьезного и опытного программиста, а также хорошего графического дизайнера, независимо от того, каковы их цены, чтобы они могли обеспечить превосходный результат, который будет радовать клиентов.

Там Есть несколько разработчиков видеоигр по всему миру, которые даже не базируются в Соединенных Штатах Америки, но многие американцы зацепили их игру. Поэтому, если вы решите начать свой бизнес по разработке видеоигр в Соединенных Штатах Америки, вы должны знать, что вы будете конкурировать не только с игроками в Америке, но и во всем мире.

Список известных брендов в индустрии видеоигр

В каждой отрасли есть выдающиеся бренды, и это связано с различными причинами, такими как их рекламные стратегии, то, как долго они занимаются бизнесом, их инвестиционный портфель или количество разработанных ими игр, которые добились успеха. Прежде чем начать бизнес, лучше всего изучить лучших в отрасли, так как это поможет вам выработать стратегию и план игры.

Поэтому некоторые из ведущих компаний по разработке видеоигр в Соединенных Штатах Америки, а также во всем мире являются;

  • Electronic Arts
  • Ubisoft
  • Konami
  • Nintendo Co. Ltd
  • Activision Blizzard
  • Sony Corporation
  • Microsoft
  • King Digital Развлечения

Экономический анализ

Основными операторами в индустрии видеоигр являются разработчики, издатели, производители консолей и дистрибьюторы. Разработчики видеоигр — те, кто выполняет всю основную и основную работу, такую ​​как разработка и кодирование игр.

Стоимость разработки игры для PS3 и Xbox 360, например, превышает 10 миллионов долларов; и поскольку лишь небольшой процент игр приносят прибыль, остальные обычно финансируются издателем, который обычно отвечает не только за производство, но и за маркетинг игр. Это делает роль разработчиков очень ограниченной и впоследствии заставляет их очень мало зарабатывать на цепочке создания стоимости.

Согласно исследованию, проведенному группой аналитиков развлечений M2 Research, средняя стоимость разработки игры для консолей этого поколения оценивается от 18 до 28 миллионов долларов. Однако следует отметить, что более крупные игры обычно разрабатываются выше, чем упомянутые ранее суммы.

Чтобы обеспечить непрерывный успех бизнеса, компания-разработчик видеоигр обычно должна постоянно внедрять новые интеллектуальные свойства. Однако постоянное создание новых интеллектуальных свойств может быть довольно дорогим, и если игрокам не нравится ваша игра, вам необходимо убедиться, что у вас есть сильная существующая франшиза, с помощью которой можно смягчить эффект финансовых потерь.

Многие видеоигры В настоящее время разработчики обращаются за помощью к экономистам, поскольку экономика игр может пойти не так, особенно если учесть, что разработка видеоигр на консолях идет с угрожающей скоростью. Несмотря на то, что многое зависит от игры, издатели, работающие над названиями, могут использовать основную лицензию, чтобы сократить углы и снизить затраты. Однако следует отметить, что хотя это может быть сделано для игр среднего и низкого уровня, это не может быть сделано для огромных игр, которые являются хитом среди игроков.

Большинство компаний продают свои приставки изначально с убытком, чтобы чтобы привлечь клиентов к покупке их. Затем они обычно пытаются компенсировать потери от каждой проданной игры, а также через онлайн-подписки. Однако по мере того, как производится больше единиц, затраты начинают уменьшаться, и это связано с экономией на масштабе.

Создание компании по разработке видеоигр с нуля против покупки франшизы

Начало бизнеса по разработке видеоигр с нуля или покупка франшизы будет во многом зависеть от того, что Цели и задачи, которые имеет в виду предприниматель, а также финансовые возможности бизнеса. Начинать с нуля может быть сложнее, особенно когда в отрасли доминируют сильные игроки, занявшие огромную долю рынка.

Однако, Начать с нуля, вы можете контролировать свой бизнес так, как вы в состоянии решить, какие стратегии лучше всего подходят для вашего бизнеса. Большинство разработчиков видеоигр, начинающих с нуля, обычно уверены в возможностях создаваемой ими игры.

Возможные угрозы и проблемы, с которыми вы столкнетесь при создании компании по разработке видеоигр

Бизнес по разработке видеоигр, как и любой другой бизнес, сталкивающийся с угрозами и вызовами. Если вы собираетесь начать свой собственный бизнес по разработке видеоигр, то вы должны быть готовы к любым угрозам и вызовам, с которыми вы столкнетесь, особенно в присутствии уже известных разработчиков видеоигр в отрасли.

Таким образом, существуют некоторые проблемы и угрозы, с которыми вы, вероятно, столкнетесь при разработке видеоигр в Соединенных Штатах Америки; неблагоприятная государственная политика, глобальный экономический спад, который повлияет на покупку новых игр клиентами, которые могут предпочесть придерживаться своих старых игр, а также появление конкурента в отрасли. С вызовами и угрозами, с которыми сталкивается бизнес, ничего нельзя поделать, однако активность будет иметь большое значение для того, чтобы обеспечить устойчивость бизнеса к любым вызовам.

Создание компании по разработке видеоигр Юридические вопросы

  • Лучшее юридическое лицо, которое можно использовать для бизнеса по разработке видеоигр

Начать свой собственный бизнес по разработке видеоигр, это очень Важно, чтобы вы выбрали юридическое лицо, которое подходит для вашего бизнеса. Юридическое лицо должно быть юридическим лицом, которое обеспечит необходимые преимущества для вашего бизнеса по разработке видеоигр, такие как ограниченная ответственность, а также обеспечит, чтобы ваш бизнес выглядел достаточно профессионально при работе с издателями видеоигр и инвесторами.

Перед выбором юридическое лицо, однако, вы должны убедиться, что такие вопросы, как организация бизнеса, а также юридические вопросы, касающиеся интеллектуальной и физической собственности, были решены. Тем не менее, есть четыре объекта (единоличное владение, партнерство, корпорация и общество с ограниченной ответственностью), которые вы можете выбрать.Однако лучше всего обратиться за советом к адвокату или даже бухгалтеру, который поможет вам решить, какое юридическое лицо лучше всего подойдет для вашего бизнеса по разработке видеоигр.

Идеи Catchy Business Name Name, подходящие для видео Компания по разработке игр

Выбор имени для вашего бизнеса очень важен, так как это в значительной степени повлияет на то, как ваш бизнес рассматривается вашим потенциальным целевым рынком. Когда дело доходит до выбора имени для вашего бизнеса, вам необходимо убедиться, что вы создаете что-то уникальное, креативное и легко запоминающееся для вашего потенциального целевого рынка и даже для ваших конкурентов.

Если вы поэтому думаете, какие имена для выберите для своего бизнеса по разработке видеоигр, вот несколько броских имен для вас;

  • Arise Arts
  • Grandular Entertainment
  • Supercorp Ltd
  • Orangescope Group
  • Space Dane Gamers
  • Triple Power Ltd

Страховые полисы

Страховое покрытие в Соединенных Штатах Америки является обязательным для физических лиц и особенно предприятий. Поэтому при запуске вашего бизнеса по разработке видеоигр вам потребуются некоторые страховые полисы, которые помогут защитить вас от любой ответственности в ходе ведения вашего бизнеса.

Знание правильных страховых полисов на выбор может быть очень запутанным, поэтому вам нужно обратиться за советом к страховому агенту или брокеру, чтобы помочь вам выбрать, какие страховые полисы лучше всего подойдут для вашей разработки видеоигр

Ниже приведены некоторые основные страховые полисы, которые вам следует рассмотреть при покупке, если вы собираетесь открыть свою собственную компанию по разработке видеоигр в Соединенных Штатах Америки;

  • General Insurance
  • Страхование ответственности
  • Страхование от ошибок и пропусков
  • Компенсационное страхование работников
  • Страхование от утечки данных
  • Накладные расходы Страхование по нетрудоспособности
  • Страхование защиты платежей
  • Страхование ответственности по практикам занятости

Защита интеллектуальной собственности / Торговая марка

<В индустрии разработки видеоигр утечка и кража данных могут рассматриваться как очень серьезная проблема, поэтому разработчики видеоигр обычно еек для защиты своей интеллектуальной собственности. Даже несмотря на то, что подача заявки на охрану интеллектуальной собственности может занять очень много времени и стать стрессовым предприятием, если вы заинтересованы в защите разработанных вами произведений, вы должны принять все необходимые меры для обеспечения надлежащей защиты вашей собственности соответствующими органами.

Помимо защиты ваших данных, вы также можете защитить логотип компании, программное обеспечение, используемое при разработке вашей игры, ваши джинглы и даже ваши концепции медиа-производства, все, что вы почувствуете, если будете использовать конкурента. они должны быть защищены от вас.

Для подачи заявки на защиту интеллектуальной собственности вам потребуется обратиться к юристу, который понимает, в какой отрасли вы находитесь, и который хорошо разбирается в защите интеллектуальной собственности, чтобы начать процесс для тебя. Юрист должен будет подать заявление в USPTO, а также сообщит вам все, что от вас потребуется для успешного прохождения заявки.

Нужна ли профессиональная сертификация для создания компании по разработке видеоигр?

В сфере разработки видеоигр необходимы творческие и технические навыки для создания передовых игр, которые помогут привлечь нужный целевой рынок. Чтобы ваш бизнес выделялся и чтобы клиенты получали необходимую уверенность в ваших способностях, вы должны стремиться к получению правильных сертификатов в ваших областях специализации. Эти профессиональные сертификаты не являются обязательными, но они помогут вашей компании двигаться вперед.

Поэтому некоторые профессиональные сертификаты, которые вы должны приложить для приобретения своей компании по разработке видеоигр, являются;

  • Объект Языки ориентированного программирования (ООП), например, Java.C и C ++
  • Разработка программного продукта
  • Пользовательский интерфейс и дизайн пользовательского интерфейса (UI / UX)

Следует отметить, что чем больше квалификаций чем больше вы приобретаете, тем выше доверие вашего клиента и тем легче вам вступать в партнерские отношения с корпорациями Mega Games.

Список юридических документов, которые вам необходимы для управления компанией по разработке видеоигр

Вы не можете начать бизнес в Соединенных Штатах Америки, не имея надлежащих документов. Даже если вам повезет начать бизнес без надлежащих документов, пройдет совсем немного времени, прежде чем закон настигнет вас, и вам больше не разрешат заниматься этим бизнесом, независимо от того, сколько вы заработали.

Тем не менее, есть некоторые базовые документы, которые вам понадобятся для успешного ведения бизнеса по видеоиграм в Соединенных Штатах Америки.

  • Свидетельство о регистрации
  • Операционное соглашение для LLC
  • Бизнес-лицензия и сертификация
  • Бизнес-план
  • Страховой полис
  • Соглашение о неразглашении
  • Трудовое соглашение
  • Договорные документы
  • Онлайн-условия использования
  • Онлайн-документ о политике конфиденциальности
  • Идентификационный номер работодателя (EIN)
  • Федеральный налоговый идентификационный номер

Финансирование вашей компании по разработке видеоигр

Пока ваш бизнес остается концепцией, для ее воплощения требуется финансирование, которое показывает, насколько важны финансы для вашего бизнеса. Поиск стартового капитала может быть чрезмерно стрессовым, но это задача, которую предприниматель не может избежать, поэтому необходимо иметь бизнес-план. Бизнес-план — это документ, который показывает вашему инвестору, какие у вас планы относительно вашего бизнеса и насколько вы серьезно относитесь к этому бизнесу. Этот документ используется для убеждения инвесторов вкладывать средства в ваш бизнес.

Некоторые варианты, которые вам могут понадобиться при поиске стартового капитала для вашего бизнеса по разработке видеоигр:

  • Привлечение денег из личных сбережений и продажа личных акций.
  • Поиск льготных кредитов от друзей и членов семьи
  • Заявка на получение кредита в банке
  • Передача вашей бизнес-идеи ангелам-инвесторам для начального финансирования
  • Привлечение денег с сайтов краудфандинга, таких как «стартовый удар»
  • Привлечение денег от инвесторов и деловых партнеров

Выбор подходящего места для разработки вашей видеоигры Компания

Выбор правильного местоположения для вашего бизнеса видеоигр очень важен, так как вам не нужно физически находиться со своими клиентами по всей стране, а также по всему миру. границы.

Однако, прежде чем вы решите запустить бизнес по разработке видеоигр из дома, учтите тот факт, что другие уже созданные и успешные видео Компании, занимающиеся разработкой игр, готовы взять в аренду оборудование, чтобы убедиться, что они расположены рядом с центром деятельности.

В общем, выбор подходящего места для вашего бизнеса по разработке видеоигр означает получение места, которое наглядно и удобно для ваших сотрудников и клиентов; тот, который находится в индустрии видеоигр, а также тот, который находится в пределах вашего бюджета.

Создание компании, специализирующейся на разработке видеоигр, подробности о технических кадрах

Когда дело доходит до получения достаточного финансирования для вашего бизнеса по разработке видеоигр, вам может потребоваться сохранить постоянную работу и использовать ее для финансирования команда до первого продукта делает удар и начинает приносить доход, который будет финансировать бизнес.

Бизнес-модель бизнеса по разработке видеоигр требует, чтобы бизнес обладал значительным капиталом и рабочей силой, прежде чем он сможет продавать свои продукты для общественности.

Решение об аренде объекта для вашего бизнеса по разработке видеоигр должно зависеть от масштаба бизнеса и имеющегося бюджета. Если есть достаточно для аренды объекта, вы должны смотреть не только на обновление, но также на структурирование и возможное расширение.

Сотрудники, которые помогут вам начать свой бизнес по разработке видеоигр; Главный исполнительный директор, администратор и менеджер по персоналу, директор по развитию бизнеса, менеджер по маркетингу, менеджер по работе с клиентами, бухгалтер, графические художники, разработчики игр и программисты.

Это означает, что вам потребуется минимум 9 ключевых сотрудников чтобы иметь возможность эффективно управлять бизнесом по разработке видеоигр.

Процесс предоставления услуг, участвующий в компании по разработке видеоигр

В бизнесе по разработке видеоигр разработчик видеоигр создает игру (которая может быть один человек или группа людей). Компьютерные и консольные игры в основном всегда финансируются издателем, и на их разработку может уйти несколько лет. Инди-игры, с другой стороны, занимают меньше времени и часто производятся дешево отдельными лицами и небольшими разработчиками.

Постоянное увеличение вычислительной мощности ПК в сочетании с высокими ожиданиями потребителей сделало невозможным массовую игру. на ПК или видео консоль, которая будет производиться одним разработчиком. Средняя стоимость производства игры по состоянию на 2010 год составила 20 миллионов долларов.

Игры для ПК и консольных игр обычно разрабатываются в таких фазах, как подготовка к выпуску, концепция высокого уровня, этапы разработки, концепции, прототипы, документы по разработке игр и, наконец, производство. После первого этапа основное внимание уделяется дизайну, программированию и созданию уровней.

Создание компании по разработке видеоигр Маркетинговый план

  • Маркетинговые идеи и стратегии

Как компания, занимающаяся разработкой видеоигр, люди хотят видеть успех вашего продукта, поэтому прежде чем заниматься каким-либо маркетингом для своего бизнеса, убедитесь, что игра у вас есть. разработанный работает очень хорошо и был проверен на ошибки и другие дефекты.Если он выйдет на рынок и обнаружит ошибку или любой другой дефект, это окажет серьезное влияние на маркетинг вашего продукта.

Маркетинг вашего продукта является основным способом не только получения дохода, но и повышение осведомленности о вашем бизнесе; Вот почему необходимо провести тщательное исследование рынка, которое поможет вам определить, что средний геймер хочет увидеть в игре, прежде чем разрабатывать ее.

Ваш маркетинговый успех будет зависеть исключительно от того, какими каналами вы были. в состоянии использовать и сколько у вас есть бюджет. В индустрии видеоигр конкуренция очень интенсивна, и, чтобы ее заметить, вам нужно будет внедрить некоторые маркетинговые стратегии, которые повысят осведомленность вашей компании и позволят вам выделиться. Привлечение опытных маркетологов, которые в полной мере понимают отрасль, очень важно, чтобы вы не тратили впустую деньги, испытывая стратегии.

Возможно, вам придется попробовать комбинацию из нескольких стратегий, чтобы иметь возможность проникнуть на рынок и выгодно конкурировать. с вашими конкурентами. Вот некоторые из платформ, которые вы можете использовать для продвижения своего бизнеса по разработке видеоигр:

  • Представьте свой продукт и компанию, отправив по почте и новостные выпуски нескольким заинтересованным сторонам в отрасли.
  • Посетите семинары, конференции и выставки, посвященные видеоиграм, чтобы пообщаться с геймерами и продвигать свой продукт.
  • Рекламируйте свой продукт в журналах по видеоиграм, в местных и общенациональных газетах, а также на радио и телевизионных станциях.
  • Убедитесь, что ваш бизнес в области видеоигр указан в онлайн-каталогах и что ваш веб-сайт оптимизирован для поисковых систем.
  • Используйте Интернет (ваши социальные сети, такие как Facebook, Twitter, Google Plus) и другие платформы (популярный форум геймеров и блоги) для рекламы и продвижения вашего бизнеса.
  • Воспользуйтесь услугами креативного менеджера по маркетингу для проведения прямого маркетинга для вашего бизнеса видеоигр.

Стратегии для повышения узнаваемости бренда вашей видеоигры и создания фирменного стиля

Индустрия видеоигр процветает как для рекламы, так и для корпоративной идентичности, чтобы привлечь правильный целевой рынок. Чтобы преуспеть в этом бизнесе, вам нужно продумывать стратегии выбора, которые повысят узнаваемость вашего бренда и создадут фирменный стиль для вашего бизнеса.

В этой отрасли широко распространена одна вещь — компании готовы тратить огромную сумму денег ежегодно, чтобы повысить узнаваемость своего бренда, а также позитивно донести свой фирменный стиль до целевого рынка.

Video

Каждый разработчик видеоигр планирует начать свой бизнес, чтобы его игры стали очень популярными и работали за пределами национальных границ до международного уровня; и чтобы достичь этого уровня, необходимо потратить огромные деньги на продвижение бизнеса или разработанной игры.

При продвижении своего бизнеса по разработке видеоигр вам необходимо убедиться, что вы используете традиционные и нетрадиционные средства продвижения бизнеса. Часто целесообразно создавать бюджет, поскольку это заставит вас придерживаться только необходимых и эффективных рекламных стратегий для вашего бизнеса.

Если создание правильных рекламных стратегий может быть немного ошеломляющим, учитывая тот факт, что вы находитесь в В отрасли, где конкуренция ограничена, вы можете воспользоваться услугами консультанта по рекламе, который хорошо разбирается в этой отрасли, чтобы помочь вам создать эффективные рекламные стратегии для бизнеса по разработке видеоигр.

Платформы, на которых вы работаете поэтому вам нужно будет повысить ваш бренд и продвигать, а также рекламировать свой бизнес по разработке видеоигр;

  • Убедитесь, что вы создаете интерактивный веб-сайт и размещаете бесплатные версии своих игр, где геймеры могут загружать и играть, и если им это нравится, купите всю игру.
  • Посетите форум геймеров и разработчиков, чтобы рассказать о своей новой игре.
  • Используйте в своих социальных сетях, таких как Facebook, Twitter, Linkedin, Google Plus, Instagram и YouTube, чтобы повысить осведомленность о своей видеоигре.
  • Отправляйте новости о своей новой игре. для журналов о видеоиграх, местных газет, а также на радио и телевизионных станциях.
  • Создайте конкурс о вашем новом продукте и пригласите в него различных людей для повышения осведомленности.
  • Пообщайтесь с магазинами видеоигр и торговыми точками и разместите там рекламные листки ваших продуктов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как создать свою строительную компанию в блэк раша
  • Когда обращаться в страховую компанию после аварии
  • Как работает транспортная компания пэк в праздники
  • Как создать совещание в скайп бизнес через outlook
  • Кого можно призвать в домашних условиях в компании