Как распределяется время по работе группы с кейсом

Ключевые слова: кейс, образовательная
технология, модератор, секретарь, шкипер,
проблема, конкретная ситуация, кресельный кейс,
полевой кейс.

Цель: актуализация знаний педагогов о
применении метода кейсов в
учебно-воспитательном процессе

Задачи:

  • Расширить знания о методе кейсов и их
    применении в воспитательно-образовательном
    процессе.
  • Формировать навыки практической работы над
    кейсом.

Участники: педагоги, две группы по 3 человека

Дидактический материал: рабочая тетрадь,
карточки, клей, ручки, кейсы (по количеству
участников), видеопрезентация по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийный
проектор, экран, ноутбук, портфель

Ожидаемые результаты:

Получат знания:

  • что представляет собой кейс-технология;
  • особенности применения данного метода в
    обучении;
  • какие учебные задачи решаются при
    использовании кейс-технологий в учебном
    процессе;
  • разновидности кейс-технологий, соответствующие
    разным целям
    обучения;
  • правила и алгоритм разработки кейсов для
    обучения;

Выработают умения:

  • анализировать конкретные ситуации (кейсы);
  • применить метод анализа конкретной ситуации в
    обучении;
  • подбирать варианты кейсов к конкретному
    учебному курсу.

План проведения:

1. Введение — 2 мин.

— вступительное слово.

2. Основная часть — 8 мин.

— теоретические основы кейс-метода;

— закрепление материала с помощью рабочей
тетради.

3. Практическая часть -17 мин.

— работа с кейсом;

— защита кейса.

4. Подведение итогов работы — 3 мин.

Ход мастер-класса

(звучит динамичная мелодия, методист выходит
с портфелем в руках, все общение с педагогами
идет с помощью компьютерной презентации)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Современный мир диктует свои правила.
Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены
действовать, чтобы все успеть и не остановиться в
развитии, поэтому на смену платью пришел деловой
костюм. Огромный поток информации захватывает
нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в
курсе происходящих событий, иметь возможность
оперативно принимать нужное решение, поэтому
вместо клатча я держу в руках объемный кейс (стоп
музыка).

Кстати кейс — это еще и современный метод
обучения, который зародился в бизнесшколе США, а
позднее стал использоваться и в образовании.
Именно о нем я мы сегодня будем говорить.

Итак, метод конкретных ситуаций или кейс-стади.
Для его понимания мне помог мой кейс и каждому из
вас я приготовила такой же (раздает портфели).

Предлагаю заглянуть внутрь портфеля и
познакомиться с содержимым, которое поможет
разобраться в содержании кейс-метода. Возьмите
рабочую тетрадь и мы начинаем работать.

Ключевым понятием метода является слово кейс,
происхождение которого определяется как casus
(лат.) — запутанный необычный случай или case
(англ.) — портфель, чемоданчик. Исходя из
этих слов, разработчики метода сформулировали
определения, вы их можете увидеть в своей
тетради. Каждый из вас может выбрать наиболее
понравившийся вариант определения и приклеить
его в рабочую тетрадь. Определение какого автора
вам понравилось больше? (ответы)

Я остановилась на следующем определении: (на
слайде) На мой взгляд, это исчерпывающее
определение.

Кейс-метод можно рассматривать как
синергетическую, то есть объединяющую в себе
несколько технологий, он позволяет погрузить
группу в проблемную ситуацию и путем подбора
решений найти выход.

Концептуальной основой кейс метода являются
более простые методы познания: их вы можете
увидеть на экране. Поэтому кейс-метод относится к
понятию интерактивное обучение.

Метод анализа конкретных ситуаций дает
возможность действовать, искать выход, не боясь
негативных последствий возможных в реальной
жизни, тем самым получая опыт решения проблем.

Основу кейс-метода составляет сам кейс, т.е.
описание конкретной ситуации, а так же является
техническим заданием и источником информации.

Прошу обратить внимание на слайд и прочесть
определение Марины Малининой, специалиста
центра социальных инноваций (читают слайд).

А вот главное, что должен содержать в себе кейс:

  • Проблему, предполагающую несколько вариантов
    ее решения;
  • Вспомогательную информацию;
  • Задание;

Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои
источники. Тезис о том, что жизнь является
источником кейсов вряд ли у кого вызывает
сомнение. Наряду с этим, другими источниками
является:

  • Художественная и публицистическая литература;
  • Произведения искусства — музыка, изо, кино;
  • Статистические данные;
  • Научные статьи, монографии.
  • Интернет — отличается безграничной
    масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Существует разные классификации кейсов у таких
авторов, как С.Б.Ступина, З.Ю.Юлдашев, Г.А.Брянский,
О.В.Козлова. Авторы определяют их как «маленькие
наброски» (небольшие по содержанию), большие не
структурированные (объемом до 40 страниц текста),
обучающие (в рамках учебного курса) и др. Наиболее
приемлемой и понятной считаю классификацию
Никитина Валерия Яковлевича. Он разделил кейсы
на «кресельные» — специально сконструированные
и «полевые» — основанные на реальном
фактическом материале.

Создание кейса, это увлекательный, но
трудоемкий процесс. В рамках данного семинара мы
не будем останавливаться на этом. Но я
подготовила вам информационные карточки,
которые находятся внутри рабочей тетради,
обратиться к которым вы сможете, когда займетесь
разработкой кейсов. А мы пойдем дальше.

Для успешного внедрения кейс-метода в практику
необходимо освоить методику работы, предлагаю
рассмотреть ее практически: я в роли педагога, а
вам предлагаю роль обучающихся.

Для удобства работы методика представлена в
виде таблицы и приведена для вас в рабочей
тетради. Давайте обратимся к ней. В первом
столбике указаны фазы работы: до занятия, во
время занятия, после занятия. В каждой фазе
педагогу и обучающимся прописано определенное
действие. Так до занятия педагог разрабатывает
или подбирает кейс. Ребенок может получить кейс
до занятия либо в начале занятия — это зависит от
задачи.

Во второй фазе педагог организует рабочее
пространство. Рассаживает детей на подгруппы,
так чтобы им удобно было общаться, решая кейс. Мы
с вами уже так распределились. На занятиях с
использованием кейс-метода зрителей нет,
участвуют все. В сегодняшних условиях берем
только две подгруппы, так как мы ограничены во
времени.

Сейчас приступаем к рассмотрению второй фазы
кейс-метода, она в таблице обозначена желтым
цветом.

Участники в группах выбирают «модератора»,
координирующего работу, «секретаря» —
фиксирующего результаты работы и «шкипера» —
представляющего проект на общее обсуждение. Тоже
самое, я предлагаю сделать и вам. Определите, кем
вы сегодня будете и прикрепите бейджики,
соответствующие вашей роли.

Прежде чем начать решать кейс, необходимо
познакомиться с алгоритмом работы. В рабочей
тетради поэтапное решение кейса представлено в
виде лестницы. Название этапа обозначено на
ступеньке, а содержание раскрыто на желтых
карточках. Вам необходимо к каждому этапу
подобрать соответствующее содержание. На
выполнение этого задания отводится 2 минуты (идет
работа в группе, методист по мере необходимости,
подходит к каждой группе).

Давайте проверим правильность выполнения
задания. (методист озвучивает правильное
расположение этапов работы с кейсом с помощью
слайда).

Вот перед вами алгоритм работы с кейсом.
Деятельность каждого действующего лица
осуществляется в рамках реализации каждого из
этапов.

Подробно с функциями секретаря и модератора
можно познакомиться на желтых информационных
листах (вынимает из своего портфеля, раздает).

Остается только уточнить содержание четвертой
ступени и последней фазы работы с кейсом, в
таблице она обозначена красным цветом. Публичную
презентацию принятого решения осуществляет
шкипер. Он кратко оглашает содержание и суть
проблемы, озвучивает предложенные варианты и
представляет альтернативный вариант,
обосновывая его значимость (отдает карточки с
описанием функций шкиперам).

Итак, у вас есть всё необходимое для решения
кейса.

Получите кейс и приступайте к работе (раздает
пакеты).

Время работы с кейсом 7 минут (методист, по мере
необходимости, подходит к группам для уточнения
или разъяснения заданий).

Время истекло. Прошу шкипера первой группы
представить итоги работы (защита кейса).

Теперь свой кейс защищает шкипер второй
команды (защита кейса).

Уважаемые коллеги, хотелось бы обратиться к вам
с вопросом: в рамках каких занятий можно
использовать данные кейсы? (ответы аудитории).

И сейчас резюмируя вышесказанное, остановлюсь
на значении кейс-метода в
воспитательно-образовательном процессе
учреждения дополнительного образования, на тех
особенностях о которых необходимо помнить:

— Ориентир образования на формирование умений и
навыков, а также на сотворчество педагога и
ученика;

— Метод предназначен для получения знаний по
тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на
поставленный вопрос;

— Педагог выступает в роли ведущего,
генерирующего вопросы, фиксирующего ответы,
поддерживающего дискуссию;

— Кейсы могут использоваться как в процессе
обучения, так и в процессе контроля знаний.

Все это определяет наличие достоинств и
недостатков данного метода, на которые я хочу
обратить ваше внимание. На лицо преобладание
преимуществ. Их много, вы их видите на слайде.

И к счастью, только один недостаток — это
трудоемкость подготовительной работы педагога,
так как готовых кейсов по дополнительному
образованию не разработано. Зато это открывает
перспективы профессиональной реализации
каждого из нас.

Первый шаг в этом направлении я уже сделала.

В моем портфеле есть еще одно отделение. В нем я
храню самостоятельно разработанные и
апробированные кейсы, которые в дальнейшем
планирую опубликовать в сборнике. С
удовольствием поделюсь наработками с вами
(демонстрирует кейсы.)

Ну что ж все содержимое моего портфеля перед
вами. Настал черед паковать чемоданы. И вам я
предлагаю сделать тоже самое. Сегодня вы уйдете с
первоначальным багажом знаний по кейс-методу, но
я надеюсь, что он будет пополняться новыми
разработками, желаю успехов вам на этом поприще.
И помните: умный учится на чужих ошибках, а очень
умный на кейсах! (звучит музыка) Коллеги, нам пора
идти дальше. В добрый путь!

  • Приложение 1
  • Приложение 2

Кейс-метод в учебном процессе

Идея обучения с помощью кейсов зародилась и впервые была реализована в Гарвардской школе бизнеса. Предложенный метод зарекомендовал себя как эффективный в практике бизнес-образования, поэтому и получил распространение во многих университетах мира.
 
Заметим, что на качество обучения влияет не только формат подачи материала, но и мотивация самих студентов к обучению. Об этом мы рассказывали ранее в материале

30 правил мотивации студентов Гарварда


 
Гарвардская школа бизнеса выделяет значительную часть времени на разбор кейсов, сохраняя приоритетное значение case-study в обучении бизнесу. Поэтому каждый студент Гарварда за время своего обучения решает сотни кейсов. Методология case-study применяется не только в бизнес-образовании, но и в юриспруденции, медицине и других направлениях.  
 
В России эта методология применяется относительно недавно, начиная с 90-х годов, но многие вузы уже подхватили идею коллег с Запада и активно применяют ее в своих учебных планах.

Давайте разберемся, что же из себя представляет кейс-метод и почему его стоит использовать во время занятий.

Прежде всего, кейс 一 описание конкретной ситуации в любой сфере, а также описание определенной проблемы или задачи. Решить кейс — значит понять проблему, проанализировать все имеющиеся данные и предложить один или несколько вариантов решения проблемы.

Кейс-метод является интерактивной технологией обучения, поскольку вовлекает всех ее участников в дискуссию. Студенты должны применить полученные теоретические знания, свои личные качества и умения для решения практической задачи, предложенной в кейсе. Кейсы решаются в условиях ограниченного времени, вводные данные могут противоречить друг другу.

Очевидно, что абсолютно все занятия не могут быть построены исключительно на решении кейсов. Преподаватель также должен уметь проводить интересные семинары. О том,

как их подготовить

, мы рассказывали ранее.

Кейс-метод отличается от традиционного подхода в обучении. В таблице ниже отражены главные отличия этих методов обучения.

Таблица. Отличия кейс-метода от традиционного подхода в обучении

Для чего нужен кейс-метод

Кейс направлен на формирование практических навыков решения проблемной ситуации, приближенной к жизни. Кейс-метод формирует креативность мышления, гибкость в принятии решений у студентов, способствует развитию soft skills: умения работать в команде, убеждать и искать компромиссы.
 
Креативность студентов и умение находить новые нестандартные решения помогает развить дизайн-мышление. Подробнее о том, что это такое и как его применить в обучении,

читайте в нашем материале

.  

Какие бывают разновидности кейсов
По источнику исходной информации выделяют следующие виды кейсов:

  • основанные на фактическом материале. Варианты решения заложенной в кейсе проблемы могут существовать в реальности и применяться в настоящее время;
  • смоделированные кейсы (предполагаемые ситуации).

 
По степени сложности кейсы бывают:

  • низкой сложности (это иллюстрация к теории на занятии, такие кейсы подразумевают нахождение ответов на поставленные вопросы);
  • средней сложности (небольшое описание ситуации, эти кейсы требуют обсуждения содержания и решаются чаще всего на занятии);
  • высокой сложности (это ситуации-проблемы, которые предполагают проведение исследовательской работы от нескольких дней до нескольких месяцев с представлением результатов). 

 
По формату использования выделяют три вида кейсов:

  • executive-кейсы (объем: до 2 страниц). Используются в качестве иллюстрации теоретического материала для проверки узких навыков; 
  • тематические кейсы (объем: 3–5 страниц). Предназначены для разбора в аудитории, иногда требуют предварительной подготовки студентов;
  • полноформатные (гарвардские) кейсы (объем: 20–25 страниц). Их особенность в том, что студентам предоставляется большой объем информации, которую нужно «отфильтровать». Такие кейсы предполагают самостоятельную командную работу в течение нескольких дней с презентацией полученных результатов. 

VUCA-кейсы
VUCA (volatility ー нестабильность, uncertainty ー неопределенность, complexity ー сложность, ambiguity ー неоднозначность).

VUCA 一 концепция, описывающая не временное состояние среды, а новую современную реальность, к которой важно адаптироваться и быть готовым на уровне компетенций, поведения и мышления.

Чем полезны VUCA-кейсы
Кейсы, разработанные на основе VUCA-концепции, учат студентов принимать решения в условиях неполноты/ограниченности информации, находить смысл в противоречивой и разнородной информации, а также искать связи между разными факторами.

VUCA-кейсы позволяют развить вариативность мышления, способность переключаться между разными альтернативами, отказываться от своего решения в пользу лучшего для конкретной ситуации. Кроме того, такие кейсы помогают сформировать коммуникативную модель принятия решений, терпимость к противоречиям. Также немаловажно, что решение VUCA-кейсов помогают студентам научиться сохранять психологический комфорт в ситуации информационной перегрузки.

Как составить хороший кейс 
Чтобы решение кейса дало необходимые результаты, к его составлению стоит подойти ответственно и учесть основные требования. 
 
Кейс должен быть ориентирован на конкретную аудиторию. Содержание кейса должно соответствовать уровню знаний студентов.
 
Преподавателю и студенту должно быть понятно, зачем написан кейс. Стоит обозначить, какие учебные цели могут быть достигнуты с его помощью. Рекомендуется моделировать ситуации, с которыми будущим молодым специалистам придется столкнуться в своей профессиональной деятельности. 
 
Убедитесь в достоверности фактов. Как правило, самостоятельно кейсы не придумывают авторы, они опираются на реальные события, которые связаны с учебным предметом. Допускается подготовка кейсов на основе открытых публикаций и ситуаций, с которыми обычно сталкивается компания. Желательно, чтобы кейс строился на реальных событиях, в центре которых находятся лица, принимающие решения.
 
У описываемой ситуации должен быть проблемный характер. Кейс должен быть структурирован таким образом, чтобы давать возможность студентам самостоятельно добывать нужную информацию из текста. Проблема должна задевать читателя, побуждать к поиску решения. Важно, чтобы кейс не имел очевидного и единственного верного решения. В ходе решения кейса между студентами должна возникнуть дискуссия для лучшего усвоения учебного материала.

Кейс должен быть живо и увлекательно описан. Здесь важно заинтересовать студентов и пробудить у них желание обсудить материал. Это возможно с помощью грамотного сторителлинга (от англ. storytelling 一 рассказывание историй). Сторителлинг как основа хорошего кейса способен донести до аудитории историю и заинтересовать ее. Есть принципы, учитывая которые, вы сможете написать хорошую историю: 

  • история имеет эмоциональную окраску;
  • у этой истории есть сверхзадача: вам понятно, как вы хотите повлиять на студентов. История содержит определенный конфликт, столкновение интересов или обстоятельств;
  • у истории есть своя композиция: завязка, кульминация, развязка;
  • история должна содержать вывод, но студент должен выйти на него самостоятельно.  

Учитывайте эти принципы для построения кейса, он не оставит студента равнодушным. 
 
Не допускайте прямого авторского (то есть вашего) комментария. В кейсе описывается ситуация, к которой его составитель вряд ли имеет отношение, поэтому рассказы от своего лица считаются неуместными. 
 
Учитывайте межфункциональные аспекты деятельности организации в кейсе. Если в контексте кейса рассматриваются проблемы отдела маркетинга, то они они должны быть связаны с вопросами отдела финансов, стратегического планирования и других. 
 
Учитывайте временной аспект проблемной ситуации в кейсе. Студенты должны быть ориентированы относительно последовательности  происходящих в кейсе событий и времени.
 
Предоставьте необходимое количество информации. Кейс должен содержать необходимое количество информации для решения. При составлении кейса следует стремиться к тому, чтобы избегать информационной напряженности, выстраивать кейс так, чтобы впоследствии избегать споров о фактах. То, что может быть воспринято как новое, обязательно должно быть объяснено (информация о компании, продукте и прочее).   

При подготовке кейсов необходимо придерживаться определенной структуры:

  • текст самого кейса;
  • вопросы для обсуждения;
  • приложения (таблицы, справки).

 
Этапы разработки кейсов  
1 этап определение учебных целей кейса: для какой аудитории  он будет подготовлен, какой уровень подготовки требуется для работы, какие навыки он поможет развить и какие учебные задачи поможет решить.
 
2 этап 一 поиск компании и установление контакта с ней. Кейс может быть составлен на основе вторичной информации, доступной в СМИ, тогда согласований с компанией не требуется. Если кейс большой, обойтись только вторичной информацией не получится. 
 
Если вы нашли компанию, на основе данных который вы хотели бы подготовить учебный кейс, постарайтесь ее чем-то заинтересовать или задействуйте свои связи, чтобы ваше сотрудничество состоялось. 
Почему компании может быть интересно принять участие в разработке кейса:

  • компания получит дополнительный инструмент распространения информации о себе и своей продукции;
  • при решении кейса студенты могут затронуть вопросы, о которых сотрудники компании не думали;
  • студенты могут предложить такие решения, которые уже сегодня можно будет внедрять в компании;
  • после успешного решения кейса компания может предложить работу студенту, и тем самым обзавестись ценным сотрудником.

3 этап 一 сбор первичной и вторичной информации, необходимой для составления кейса. Когда вы договорились с компанией о совместном учебном проекте, можно приступать к сбору данных для кейса. Узнайте, кто бы вам мог предоставить материалы и рассказать больше о жизни компании. На встречах с представителями компании рекомендуется меньше говорить и больше слушать, ни в коем случае не вступать в споры. 
 
4 этап 一 разработка текста кейса. Разумно начинать с разработки плана кейса и ключевых тезисов. При подготовке кейса держите в голове задачу, которую решает этот кейс. На этом этапе формируется описание проблемы, компонуется собранный в компании материал.
 
5 этап 一 рецензирование и апробация кейса. Рецензирование позволяет устранить структурные, смысловые и стилистические огрехи. Апробация нужна для того, чтобы проверить эффективность кейса в аудитории.
 
6 этап 一 согласование кейса с компанией. На этом этапе необходимо получить разрешение на публикацию и широкое использование кейса. Желательно, чтобы компания предоставила разрешение в письменном виде. 
 
7 этап 一 публикация кейса. Кейсы могут публиковаться как с методическими указаниями, так и без них.  

Где найти готовые кейсы

Высшая школа менеджмента СПбГУ 一 крупнейший центр создания учебных кейсов по практике ведения бизнеса в России.

На начало 2021 года в коллекции ВШМ СПбГУ насчитывалось 244 единицы материалов: 143 кейса и 101 методическая рекомендация для преподавателей по работе с кейсами. С коллекцией кейсов можно ознакомиться

на странице

.

Changellenge активно сотрудничает с ведущими компаниями из разных отраслей и проводит кейс-чемпионаты. В открытом доступе представлены кейсы для

Coca Cola HBC Russia

и

НИПИГАЗ

.

На платформе Changellenge собрано более 100 кейсов, разработанных совместно с Danone, МТС, СИБУР, Сбербанк, Unilever другими крупными компаниями. Кейсы адаптированы под учебную программу вуза. Доступ к базе кейсов открыт тем вузам, которые оформили подписку.

В заключении статьи хотим поделиться интересными фактами о кейсах:

  • Каждый год в Гарвардской школе бизнеса создаются кейсы на основе реальных бизнес-ситуаций (в среднем 350 кейсов);
  • На написание кейса в Гарварде уходит 1–4 месяца;
  • Во время Второй мировой войны преподаватели Гарварда подготовили 600 специальных кейсов для обучения военных сотрудников;
  • В Гарвардской школе бизнеса распространена практика, когда реальный прототип главного героя кейса присутствует при его разборе (лично или в видеорежиме), отвечает на вопросы студентов, комментирует их решения и объясняет, как и почему он поступил в реальной ситуации.
  • Считается, что чаще всего героями кейсов являются топ-менеджеры. Однако существуют кейсы, которые посвящены деятелям культуры, спортсменам или общественным лидерам. Например, есть кейсы, посвященные бывшему главному тренеру «Манчестер Юнайтед» сэру Алексу Фергюсону, теннисистке Марии Шараповой и даже Леди Гаге.


На основе описанных требований к составлению кейсов и конкретных примеров при желании вы самостоятельно сможете разработать собственные варианты для учебных занятий. Или пойти по более простому пути и использовать удачные кейсы коллег.

Понравился ли Вам материал?

Организация работы с кейсом

Вариантов
очень много, это возможность для
творчества самого преподавателя. Мы
предлагаем максимально обобщённую
модель занятия, по которой может быть
организована работа.

Этапы
организации занятия:

  1. Этап
    погружения в совместную деятельность1.

Основная
задача этого этапа: формирование
мотивации к совместной деятельности,
проявление инициатив участников
обсуждения. На этом этапе возможны
следующие варианты работы:

Текст
КС может быть роздан студентам до
занятия для самостоятельного изучения
и подготовки ответов на вопросы. В начале
занятия проявляется знание слушателями
материала КС и заинтересованность в
обсуждении. Выделяется основная
проблема, лежащая в основе КС, и она
соотносится с соответствующим разделом
курса.

  1. Этап
    организации совместной деятельности.
    Основная задача этого этапа – организация
    деятельности по решению проблемы.
    Деятельность может быть организована
    в малых группах, или индивидуально.
    Слушатели распределяются по временным
    малым группам для коллективной подготовки
    ответов на вопросы в течение определенного
    преподавателем времени. В каждой малой
    группе (независимо от других групп)
    идет сопоставление индивидуальных
    ответов, их доработка, выработка единой
    позиции, которая оформляется для
    презентации. В каждой группе выбирается
    или назначается «спикер», который будет
    представлять решение. Если кейс грамотно
    составлен, то решения групп не должны
    совпадать. Спикеры представляют решение
    группы и отвечают на вопросы (выступления
    должны содержать анализ ситуации с
    использованием соответствующих методов
    из теоретического курса; оценивается
    как содержательная сторона решения,
    так и техника презентации и эффективность
    использования технических средств).
    Преподаватель организует и направляет
    общую дискуссию.

  2. Этап анализа и
    рефлексии совместной деятельности.
    Основная задача этого этапа – проявить
    образовательные и учебные результаты
    работы с кейсом. Кроме того, на этом
    этапе анализируется эффективность
    организации занятия, проявляются
    проблемы организации совместной
    деятельности, ставятся задачи для
    дальнейшей работы. Действия преподавателя
    могут быть следующими: Преподаватель
    завершает дискуссию, анализируя процесс
    обсуждения КС и работы всех групп,
    рассказывает и комментирует действительное
    развитие событий, подводит итоги.

Результаты работы с кейсом

Как
мы уже говорили, метод кейс-стади имеет
очень широкие образовательные возможности.
Многообразие результатов, возможных
при использовании метода можно разделить
на две группы – учебные результаты –
как результаты, связанные с освоением
знаний и навыков, и образовательные
результаты – как результаты образованные
самими участниками взаимодействия,
реализованные личные цели обучения.

Учебные

Освоение
новой информации

Освоение
методов сбора данных

Освоение
методов анализа

Умение
работать с текстом

Соотнесение
теоретических и практических знаний

Образовательные

Создание
авторского продукта

Образование
и достижение личных целей

Повышение
уровня профессиональной компетентности

Появление
опыта принятия решений, действий в
новой ситуации, решения проблем

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

О чем речь? Кейс-метод – это инструмент образовательного процесса, с помощью которого решаются сложные задачи, не имеющие одного верного решения. Данный способ требует творческого подхода, а разбираемая ситуация должна быть реальной.

Где применяется? Метод кейсов известен давно, еще с античности, но полное признание получил примерно в 20-х годах ХХ века. Сегодня эта технология применяется и в вузах, и в бизнес-школах, и в детсадах. При этом требования и этапы схожи для каждой из этих сфер.

Суть кейс-метода

Кейс (от англ. сase) представляет собой описание некой конкретной ситуации или случая, включающего в себя проблему, требующую решения. Как правило, строится на реальных фактах.

Суть кейс-метода

Таким образом, решить кейс – значит провести анализ предлагаемой ситуации или случая и найти наиболее рациональное решение проблемы. Например: юрист решает кейс, анализируя все подробности дела, учитывая тонкости законодательства в конкретной ситуации и предлагая клиенту наилучший выход из ситуации.

Сотрудники любой сферы решают кейсы каждый день. Врач, ставя пациенту диагноз и выбирая лечение, также анализирует существующие проблемы и ищет оптимальный путь для их устранения. В менеджменте кейс-метод используется постоянно. Он присутствует на всех этапах бизнес-процесса. Ведь имеет значение каждая деталь: какой продукт выбрать для продажи, как его лучше прорекламировать, с какими партнёрами сотрудничать.

Методы кейс-технологии активно применяются и в образовании. Этот современный подход к обучению очень эффективен и показывает высокие результаты. Если сравнивать с традиционными способами, то данная технология имеет ряд плюсов:

  • Практическая направленность.

Такой вид организации обучения позволяет использовать теоретическую базу знаний для решения практических проблем. Кейс-метод в обучении позволяет более полно погрузиться в понятия и проблемы, связанные с организацией и развитием бизнеса. Он более эффективен, чем прослушивание лекций или практика, предусмотренная обучением, так как она предполагает исключительно узкий участок работ.

Дидактические игры: суть, этапы и примеры

  • Интерактивный формат.

Использование кейс-метода делает усвоение материала более эффективным. Ученики максимально вовлечены в решение проблемы и вынуждены активно участвовать в разработке концепции для выхода из ситуации. Если работа идёт в команде, то все участники решают проблему от лица главного героя кейса. Важно, что педагогический метод кейсов направлен именно на совершенствование способности к выработке знаний, а не просто на их получение.

  • Конкретные навыки.

Использование кейс-метода позволяет получить те навыки, которых нет в обучающем курсе, но которые окажутся необходимыми при выполнении работы. Это так называемые «мягкие навыки».

Суть кейс-метода

По сути, ситуации метод-кейсов представляют собой жизненные случаи и их последующий разбор. Поэтому аналоги такого типа обучения существуют с древних времён. Можно привести примеры кейс методов, известных ещё с античности: военачальники Спарты разбирали со своими подопечными реальные и гипотетические ситуации, имеющие место на поле боя. Сократ любил обсуждать с учениками всевозможные жизненные случаи и пути их решений.

Виды кейсов

Кейсы подразделяются на виды по разным основаниям.

По сложности

  • Иллюстративные учебные ситуации.

Такие кейс-методы направлены на то, чтобы на конкретном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в предложенных обстоятельствах. В данном случае ситуации представляют собой описание конкретной проблемы в определённый период времени, что позволяет выявить и чётко сформулировать все влияющие на принятие решения аспекты. Цель такого кейса – верно диагностировать предложенную ситуацию и сформировать наиболее оптимальное решение для выхода из неё.

  • Учебные ситуации.

Этот вариант представляет собой более сложную ситуацию, чем в предыдущем случае. В нём проблема не обозначается чётко. Обучающимся предлагается выборка статистических данных, проведённых опросов, различных исследований и т.д. Цель такого кейса – научить самостоятельно выявлять проблему в конкретной ситуации с последующим поиском оптимальных путей её решения на основе имеющихся ресурсов.

  • Прикладные упражнения.

В них описывается конкретная ситуация, для которой необходимо найти решение. Цель такого кейса заключается именно в поиске пути разрешения проблемы.

Виды кейс-методов по целям и задачам обучения

  • Направленные на обучение анализу и оценке.
  • Обучающие принятию решений по устранению проблем.
  • Изображающие проблему, решение или концепцию в целом.

Деление по степени информационной насыщенности

  • Структурированный (highly structured) кейс.

Информация в нём изложена ёмко и чётко. Для того чтобы решить проблему, необходимо применить определённые формулы или модели. Имеют конкретное оптимальное решение.

  • «Маленькие наброски» (short vignetts).

Такие кейсы обычно содержат не только основную информацию в объёме до 10 страниц, но и дополнительные данные в виде приложения. Они знакомят с ключевыми понятиями ситуации. При их решении ученик должен использовать собственные знания для устранения проблемы.

  • Большие неструктурированные кейсы (long unstructured cases).

Обладают большим объёмом информации до 50 страниц и представляют собой самый сложный для анализа вид учебных заданий кейс-метода. При описании ситуации представлена очень подробная информация, включающая в себя и ненужные детали. Необходимые же сведения, наоборот, могут отсутствовать. Задача обучающегося заключается в том, чтобы распознать ценность информации и сделать выводы на основании имеющихся знаний.

  • Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases).

При решении этих кейсов ученики должны применять не только теоретические знания и практические навыки, которые у них уже есть, но и выработать новые умения. Такой тип обучения направлен на развитие способности создавать новые решения в тривиальных обстоятельствах.

Виды кейсов

По степени воздействия источников выделяют следующие типы кейс-методов

  • Практические кейсы.

Представляют собой реальные жизненные ситуации. Основная задача такого типа кейса – детально и подробно описать обстоятельства. Таким образом, он представляет собой практическую модель ситуации. Как правило, учебное назначение заключается в закреплении знаний, умений и модели принятия решений в конкретно обозначенной ситуации. Такие кейсы отличаются максимальной детализацией и наглядностью. Их суть заключается в формировании способности к наиболее рациональной деятельности.

Классические и современные методики обучения чтению

  • Обучающие кейсы.

Их основная задача заключается именно в обучении. Такие кейс-методы представляют собой типичные ситуации, с которыми ученику предстоит столкнуться в реальной жизни и в профессиональной деятельности. При этом жизненные обстоятельства здесь достаточно условны, так как на первом месте стоит воспитательная задача. Предлагаемый сюжет может быть не реальным, а гипотетическим, но при этом соответствующим жизненным реалиям.

Требования к кейсам

  • Научно-исследовательские кейсы.

Предназначены для проведения исследовательской деятельности. При этом представленная модель направлена на получение новых знаний о вариантах её развития и наиболее грамотного поведения в ней. Такой кейс-метод строится в соответствии с принципами создания исследовательской модели и применяется чаще всего как способ повышения квалификации специалистов, а также для профессиональной переподготовки.

Требования к кейсам

Для того чтобы кейс выполнил свои функции, а его решение принесло необходимый результат, существует ряд основных требований к его составлению:

  • Кейс должен быть составлен в соответствии с уровнем знаний аудитории.
  • Преподавателям и ученикам должна быть понятна суть ситуации. При этом важно понимать, какие учебные цели преследует обучение данному кейсу. Как правило, разбираемые ситуации должны быть приближены к реальным, с которыми специалисту доведётся столкнуться в будущем в ходе своей профессиональной деятельности.
  • Достоверность фактов также играет немаловажную роль. Как правило, кейсы составляются на основе реальных событий, имеющих непосредственное отношение к изучаемому предмету. Кроме того, они могут быть сформулированы на основе абстрактных ситуаций, с которыми обычно сталкиваются компании в данной сфере деятельности. Всё же желательно, чтобы кейс описывал реальные обстоятельства и предлагал ситуацию с позиции лиц, непосредственно принимающих решение.
  • Описываемая ситуация должна носить характер проблемы. При этом кейс должен быть составлен таким образом, чтобы решение задачи было неясным, что будет давать ученикам возможность самостоятельно найти необходимые пути выхода из ситуации. Предложенная проблема должна быть актуальной и располагать к дискуссии о возможных методах её решения. Это способствует наилучшему усвоению учебного материала и развитию самостоятельного мышления.
  • Кейс должен быть увлекательным и красочным. Он должен заинтересовать студентов. Это возможно с помощью грамотного сторителлинга (от англ. storytelling 一 рассказывание историй). Благодаря использованию этого метода становится возможным донести до аудитории всю суть ситуации и заинтересовать обучающихся в поиске решения проблемы.

Есть принципы, которые позволяют сделать историю красочной и увлекательной:

  • Яркая эмоциональная окрашенность истории.
  • Обозначенное столкновение обстоятельств или интересов. При этом параллельно решается еще одна задача: возможно четко обозначить, как именно педагог хочет повлиять на студентов.
  • Соблюдение правил композиции: наличие завязки, кульминации и развязки.
  • История должна предполагать определенный вывод, к которому студент должен прийти самостоятельно.

Если учитывать эти принципы при построении кейса, он станет для студентов увлекательным и будет способствовать приобретению новых знаний и умений.

Этапы применения кейс-метода

Чаще всего данный тип обучения происходит в аудитории. Как правило, самостоятельно проводится только подготовительный этап.

Подготовительный этап

Выполняется преподавателем с целью провести соответствующую подготовку к занятиям и включает в себя:

  • Формирование фактов и определение взаимоотношений участников в ходе анализа проблемы кейса.
  • Моделирование предполагаемой ситуации, а именно: её предпосылки, развитие и оптимальное завершение.
  • Определение тех вопросов и аргументов, которые должны появиться у участников обсуждения в том случае, если их ход мыслей идёт в верном направлении.
  • Составление плана домашних заданий.
  • Разработка системы оценок учащихся при различных вариантах решения кейса.

Новый ФГОС 2022: изменения в работе педагога и школы

Студенты же на подготовительном этапе должны изучить текст ситуации, который был дан педагогам, и выполнить указанные преподавателем задания.

Реализация кейса

Ясно, что для анализа будет использоваться какая-либо ситуация. В качестве кейса может быть применено и художественное или публицистическое произведение. Такая история, как правило, включает в себя все необходимые элементы. В ней есть действующие лица с определённым типом взаимоотношений и мыслей, а также с проблемами, требующими решения.

Этапы применения кейс-метода

Контекст кейса может быть самым разнообразным: эмоциональным, социальным, деятельным и пр. Это может быть сделано для того, чтобы участники учились выявлять основную проблему из общей массы информации. Иногда практикуются такие кейсы, часть трудностей в которых является ложными. Это помогает студентам научиться качественно и грамотно выявлять и устранять несущественные моменты, выявляя саму суть.

Диагностика ситуации

Этот этап метода кейсов включает в себя три основные части:

  • В первой части даётся характеристика реальному состоянию объекта с учётом существующих параметров.
  • Во второй части определяется то состояние объекта, которое должно быть при успешном применении заданных параметров.
  • Третья часть представляет собой сравнение реального и желаемого состояния объекта.

В случае если реальное и желаемое состояние объекта не отличаются друг от друга, можно продолжить работу с кейсом на предмет выявления других проблем. Если же будут выявлены несоответствия в данном моменте, то необходимо установить их суть и выработать пути устранения.

Этапы применения кейс-метода

Выработка альтернатив

На данном этапе диагностики ситуации происходит поиск альтернативных путей, которые решат обозначенную проблему. При этом выработка альтернатив является качественно новой фазой диагностики.

На этой стадии задача студентов заключается в том, чтобы выявить максимальное количество вариантов, которые аннулируют возникшие трудности. Успешным результатом считается разработка нескольких рациональных путей для этого, которые подлежат дальнейшему анализу.

Разработка конспектов уроков: требования, элементы, советы профессионалов

Процесс обсуждения кейса предполагает собой решение и других задач, помимо развития познавательной деятельности и самостоятельности:

  • Повышение мотивации при групповой работе.
  • Создание атмосферы между учащимися, благоприятной для обсуждения темы и ведения дискуссий.
  • Оценка уровня подготовки студентов и их знаний по различным вопросам.
  • Стимуляция умственной работы учеников.
  • Выработка энтузиазма у учащихся при обсуждении разных ситуаций.
  • Анализ правильности выполнения студентами рабочих заданий и упражнений.
  • Проверка освоенности материала и способности применять теоретические знания на практике.
  • Формирование у студентов навыков дедукции, а также креативного подхода к ситуациям в разных областях.

Обсуждение выводов

Завершающий этап применения кейсов. Во время него учитель обсуждает с учениками установленные ими в ходе решения кейса проблемы и пути их решения. Как правило, этот этап происходит в форме дискуссии с заранее определённой целью и результатами, а также с установленным регламентом.

Необходимо, чтобы высказать свою точку зрения мог каждый участник группы. При этом он должен чётко аргументировать свою позицию. Преподавателю важно организовать слаженную работу всей группы. Для этого нужно сдерживать наиболее активных участников и грамотно подталкивать к высказыванию в беседе тех, кто имеет пассивную позицию.

Также важно учитывать эмоциональный и проблемный аспекты. Педагог должен умело управлять эмоциональными состояниями учащихся, а также концентрировать их внимание на наиболее важных вопросах.

Как правило, этап обсуждения выводов меньше поддаётся преподавательскому контролю, чем начальный. Ведь, если на начальном этапе ученики должны высказывать все мысли и эмоции, которые им приходят в голову, то в конце, напротив, нужно прийти к чёткому и конкретному результату, соответствующему целям кейса.

В качестве завершающего этапа можно использовать следующие методы:

  • Составить краткое резюме на основе тех выводов, которые были сделаны в ходе решения кейса.
  • Акцентировать внимание на дополнительных вопросах, которые были упущены в процессе обсуждения.
  • Предоставить ряд новых данных в том случае, если при их применении дальнейшее развитие решение проблемы может отличаться от реализованного.
  • Позволить учащимся самостоятельно сформулировать итоги. Это может быть сделано в индивидуальном или групповом виде. В зависимости от требований педагога, выводы могут быть устными или письменными.

Кейс-метод активно используется в организациях, деятельность которых направлена на обучение людей. Выявлено, что он существенно увеличивает результативность образовательного процесса и учит применять теоретические знания на практике. Кроме того, кейс-метод формирует мотивацию для получения новой информации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как рассчитать выплату за преданность компании ржд
  • Как рассчитать объем шин для транспортной компании
  • Как рассчитать рыночную стоимость компании формула
  • Как рассчитать стоимость часа работы преподавателя
  • Как рассчитать трудоемкость работ в человеко часах