Оказание транспортных услуг при отсутствии транспорта: можно ли организации на ОСНО заключить договор перевозки с третьей компанией?
Добрый день. Наша организация (компания «Б») на общем налогообложении. Есть компания «А» которая попросила компанию «Б» оказать грузоперевозку. У нас нет своего транспорта, но он есть у компании «С». можно ли заключить договор перевозки с компанией «С», взять ее расходы себе на затраты (а они без НДС там ИП) и выставить от себя траснпортные услуги для компании «А» с наценкой и НДС (будет договор на оказание экспедиторских услуг, возмездный, без компенсации транспортных расходов? в ТТН перевозчик для компании «А» будет компания «Б». Спасибо.
Добрый день!
Пока активисты либо штатные эксперты форума не ответили на Ваш вопрос, посмотрите материалы, которые автоматически были найдены по теме Вашего вопроса. Возможно, они окажутся полезными для Вас. После просмотра материалов ответьте, пожалуйста, на вопрос, помогла ли вам эта информация. Если информация помогла, нажмите «Да». Если ссылки не пригодились, нажмите «Нет».
Новости и статьи
Расходы на такси: когда и как их можно учесть при ОСНО и УСН 16 августа 2018
Что изменится в 2018 году: налоги, взносы, пособия, бухучет, налоговая и статистическая отчетность, онлайн-кассы 30 декабря 2017
Что изменится в 2017 году: налоги, страховые взносы, КБК, пособия, налоговая отчетность, онлайн-кассы 27 декабря 2016
Что изменится в 2015 году: налоги, страховые взносы, МРОТ, пособия и отчетность 29 декабря 2014
Вопросы на форуме
Оформление наемных водителей в транспортно-экспедиционную компанию 30 июля 2013
ИП на ЕНВД и договор поставки 17 декабря 2012
Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через Контур.Экстерн
Добрый день!
В принципе, можно и так.
Но учтите, что расходы на реального перевозчика всё-равно нужно подтверждать документально.
Кроме того, при проверке у заказчика может получиться «конфуз»: налоговики проверят по данным ГИБДД — у Вас автомобилей нет. И поставят расходы у заказчика под сомнения.
Особенно, когда он считает, что перевозили ваши автомобили…
Успехов!
Цитата (Александр Погребс):Кроме того, при проверке у заказчика может получиться «конфуз»: налоговики проверят по данным ГИБДД — у Вас автомобилей нет. И поставят расходы у заказчика под сомнения.
Особенно, когда он считает, что перевозили ваши автомобили…
Извините за может не понимание ситуации, просто никогда не сталкивалась с экспедиторскими услугами, но вот на просторах интернета нашла информацию, что возможно расчеты с перевозчиком осуществлять будет сам экспедитор и брать на себя всю ответственность за груз. Иными словами, такой договор транспортной экспедиции будет оформлен как договор оказания услуг (мы не хотим раскрывать коммерческую тайну и показывать разным клиентам расценку перевозчика). В ТТН грузооправитель будем мы, а не клиент (заказчик перевозки), клиенту будет отдано экспедиторское поручение, а в пункте перевозчик будет написан истинный перевозчик. Поэтому получается, если налоговая у Клиента запросит накладные и сделает запрос в базу ГИБДД машины реальные. Поправьте меня пожалуйста где я ошибаюсь?….
Добрый день!
Цитата (tlsplusplus):В ТТН грузооправитель будем мы, а не клиент (заказчик перевозки), клиенту будет отдано экспедиторское поручение, а в пункте перевозчик будет написан истинный перевозчик. Поэтому получается, если налоговая у Клиента запросит накладные и сделает запрос в базу ГИБДД машины реальные.
Да, это нормально.
Но учтие, что в данном случае налогом у Вас будет облагаться вся стоимость услуг, а не вознаграждение или разница…
И НДС Вы должны будете выставить клиенту со всей суммы перевозки, а не только со своей части.
Сочетать налоги только с вознаграждения и сохранение коммерческой тайны не получится.
Либо Вы полностью раскрываете перед заказчиком стоимость перевозки и своей части и платите при этом налоги только со своего вознаграждения (а оплата реальному перевозчику пройдет у Вас транзитом).
Либо Вы скрываете от клиента свою «коммерческую тайну» и платите налоги со всей суммы. Включая и НДС.
Успехов!
Автоматическая сверка счетов‑фактур с контрагентами снизит риск доначислений НДС
Цитата (Александр Погребс):Да, это нормально.
Но учтие, что в данном случае налогом у Вас будет облагаться вся стоимость услуг, а не вознаграждение или разница…
И НДС Вы должны будете выставить клиенту со всей суммы перевозки, а не только со своей части.
Спасибо большое за ответы. Мы именно так и хотим, чтобы полностью платить НДС с отгрузки.
Содержание
- Виды компаний
- Регистрация деятельности
- Преимущества и недостатки бизнеса
- Организационные моменты
- Подбор персонала
- Посреднические услуги
- Финансовые вложения и прибыль
- Реклама
- Рентабельность
- Выводы
Транспортная компания – это самый выгодный и надежный бизнес. Спрос на услуги грузоперевозок постоянно растет, поэтому он будет приносить высокую стабильную прибыль. Перед тем как открыть транспортную компанию с нуля, начинающий предприниматель должен тщательно изучить данную сферу и ознакомиться со всеми нюансами этого бизнеса.
Виды компаний
Перед тем как составить бизнес план транспортной компании и приступить к его реализации, нужно в первую очередь определиться с направлением деятельности.
Существует несколько видов транспортных компаний:
- Организации, которые доставляют небольшие грузы в пределах одного города;
- Фирмы, выполняющие доставку товаров в склады, магазины и прочее. При этом они могут транспортировать грузы как по территории нашей страны, так и в ближайшее зарубежье;
- Транспортировка сборных грузов. Для этих целей используют автопоезда, которые выполняют грузоперевозки в разные страны;
- Компании, которые работают с промышленными предприятиями. Они транспортируют разные виды товаров внутри страны. Для этого используют самосвалы, тягачи и другую технику;
- Посреднические фирмы. Поскольку такие организации не имеют собственного транспорта, они занимаются поиском компании грузоперевозчика, оформлением всех необходимых сопроводительных документов и финансовой составляющей.
Регистрация деятельности
Если вы решили открыть транспортную компанию по грузоперевозкам, в первую очередь определитесь с формой ведения бизнеса. Чаще всего начинающие предприниматели регистрируются как индивидуальный предприниматель или ООО.
Если говорить о форме налогообложения, самый оптимальный вариант – это ЕНВД. Его главное преимущество состоит в том, что в таком случае вы сможете подключить к работе до 20 автомобилей. Для индивидуального предпринимателя, самая выгодная форма налогообложения – ЗНДФЛ. Посредникам, лучше выбрать упрощенный налог. Перед тем как открыть транспортную компанию и принять окончательное решение о форме ведения бизнеса, тщательно обдумайте все особенности ее будущей деятельности.
Еще один важный момент – этот расчетный счет в банке. Это особенно актуально для тех предпринимателей, которые открывают компанию на долгосрочную перспективу. Многие клиенты предпочитают работать по безналичному расчету, поэтому не имея расчетного счета в банке, вы можете потерять крупных заказчиков.
Преимущества и недостатки бизнеса
Чтобы выяснить, стоит ли открывать свой бизнес в 2023 году, следует ознакомиться с преимуществами и недостатками грузоперевозок.
Преимущества:
- Небольшую транспортную компанию можно открыть с минимальными вложениями;
- Большие перспективы развития;
- Высокий доход (при успешной деятельности).
Недостатки:
- Крупные вложения в покупку транспорта;
- Компания несет полную ответственность за сохранность груза;
- Сложности с поиском клиентов и отсутствие стабильного дохода на старте.
Организационные моменты
Итак, вы приняли окончательное решение, открываем транспортную компанию, что нужно сделать в первую очередь? Сначала арендуйте офис. Безусловно, можно сэкономить деньги, работая на дому, но такой бизнес не будет приносить хорошего дохода. Если финансовые средства не позволяют вам арендовать собственное помещение, можно снять офис в колл-центре. Небольшая диспетчерская служба поместится на 20 кв. метрах. После этого приступайте к выбору и покупке служебных автомобилей.
Для грузоперевозок в черте города обычно используют Газели. Они простые в обслуживании, маневренные и экономно расходуют топливо. Для перевозки продуктов питания лучше приобрести тентованные автомобили. А вот для перевозки объемных грузов больше подходят автомобили с прицепами. Скоропортящиеся продукты перевозят в изотермических фургонах или рефрижераторах. Если вы планируете заняться переездами или доставкой мебели, самый лучший вариант – это ЗИЛ Бычок. Такой автомобиль может без проблем передвигаться по узким городским улочкам.
Составляя бизнес план транспортной компании по грузоперевозкам, следует учесть следующие важные моменты:
- Хищения. Вы должны предусмотреть систему контроля еще на этапе планирования бизнеса – видеонаблюдение, личные проверки отчетной документации, охрана и прочее;
- Сервис. Чтобы клиенты были довольны качеством услуг, обратите особое внимание на уровень сервиса. Постарайтесь предотвратить задержки груза или хамство персонала. Если клиент останется доволен, он обязательно воспользуется услугами вашей компании в следующий раз;
- Контроль перевозчиков. Все машины должны быть оборудованы GPS;
- Качество грузоперевозок. Обеспечьте рабочих склада, необходимым оборудованием и расходными материалами, чтобы они могли компактно уложить груз и надежно его закрепить. Установите определенный уровень «боя». При его превышении изымайте разницу с заработной платы грузчиков. В таком случае они будут более ответственно относиться к своей работе. Можно ввести систему штрафов, но не стоит делать ее слишком жесткой, поскольку с низкими зарплатами вы никогда не добьетесь качественной работы.
По мнению экспертов, транспортная компания как бизнес — это очень перспективное и прибыльное дело, которое при грамотном подходе может приносить хорошую прибыль.
Подбор персонала
На этапе становления бизнеса можно ограничиться небольшим количеством сотрудников, на которых можно возложить по несколько функций. В целях экономии, некоторые обязанности должен взять на себя и владелец компании. Самое главное – не переусердствовать в этом деле, поскольку если вы перегрузите сотрудников разнопрофильной работой, производительность труда может существенно снизиться.
Для работы в транспортной компании вам понадобятся:
- Водители;
- Диспетчер;
- Складские рабочие;
- Техник-механик;
- Экспедитор;
- Бухгалтер.
Нанимая персонал на работу, следует отдавать предпочтение специалистам, которые имеют опыт работы в сфере грузоперевозок. Особое внимание обратите на ведение бухгалтерского учета. Такое дело ни в коем случае нельзя доверять дилетантам. Если ваши финансовые возможности не позволяют нанять в штат профессионала, можно обратиться за помощью в аудиторскую компанию.
Посреднические услуги
Если у вас нет стартового капитала на покупку транспорта, можно начать свой бизнес с посреднических услуг. Давайте разберемся, как открыть транспортную компанию без транспорта.
Работа диспетчера грузоперевозок – это сложное и очень ответственное дело. Многие предприятия, которые не имеют собственного транспорта, обращаются за помощью к компаниям посредникам. Они находят подходящие автомобили, оговаривают условия оплаты, сроки доставки и другие организационные моменты. Если доставка выполнена успешно, посредник получает свой процент от общей стоимости услуги.
Финансовые вложения и прибыль
Перед тем как открыть транспортную компанию по перевозке грузов, нужно примерно подсчитать предстоящие расходы и будущую прибыль. Если вы планируете начать бизнес с двух автомобилей, приблизительные расходы будут выглядеть следующим образом:
- Закупка техники – 900 тыс. рублей;
- Ремонтные работы и ГСМ – 40–45 тыс. рублей;
- Аренда офисного помещения – 10 тыс. рублей;
- Зарплата – 40 тыс. рублей;
- Реклама – 15 тыс. рублей;
- Дополнительные расходы – 30 тыс. рублей.
Всего, для того чтобы открыть такой выгодный бизнес в 2023 году понадобится примерно 1 млн 200 тыс. рублей. Данная схема предполагает штат, состоящий из трех сотрудников – диспетчер, водитель и грузчик. Если возникнет необходимость использовать два автомобиля одновременно, на первых порах за руль может сесть владелец компании. Бухгалтерский учет следует отдать на аутсорсинг. Все первоначальные затраты окупаются в течение 1–2 лет. Если отказаться от покупки собственной техники и использовать для работы арендованные автомобили, срок окупаемости сокращается вдвое.
Теперь поговорим о прибыли. Разные автомобили приносят разный ежемесячный доход:
- Газель – от 10 тыс. рублей;
- Бычок – от 20 тыс. рублей;
- Автомобили с грузоподъемностью 5 т – от 25 тыс. рублей;
- Фуры – от 100 тыс. рублей и выше.
Такую прибыль получают небольшие предприятия. При этом они вовремя выплачивают зарплату сотрудникам и платят все налоги. Подводя итог, хотелось бы отметить, что грузоперевозки – это самая выгодная идея малого бизнеса для маленького города, которая прекрасно работает в любых экономических условиях.
Реклама
Главная составляющая успеха любой транспортной компании – это поиск клиентов. От количества заказов во многом зависит эффективность работы предприятия. Для привлечения клиентов можно использовать следующие маркетинговые инструменты:
- Реклама в интернете и СМИ;
- Печатные объявления на остановках общественного транспорта и на подъездах;
- Сотрудничество с диспетчерскими службами;
- Информационные плакаты в местах большого скопления людей.
Если вы хотите открыть филиал транспортной компании для работы с юридическими лицами, чтобы наработать клиентскую базу, необходимо:
- Регулярно принимать участие в тендерах;
- Рассылать коммерческие предложения.
На этапе становления бизнеса придется отодвинуть рекламу на второй план. Начинающее предприятие не сможет сразу обрабатывать много запросов. Если реклама сработает, и вы не справитесь с работой, можно навсегда испортить себе репутацию. Исправлять такие ошибки очень трудно, поэтому не стоит сразу широко рекламировать свою деятельность. В первое время можно разместить рекламные объявления в СМИ и в интернете. Этого достаточно для начала деятельности. Со временем, когда бизнес начнет развиваться, можно создать собственную страничку в сети и заказать рекламные листовки.
Если вы решили открыть филиал транспортной компании в своем городе на базе крупного действующего предприятия, его работу могут усложнить претензии бывших клиентов. К тому же многие заказчики предпочитают работать с определенным менеджером, а не с компанией в целом. Самое главное – это качественное обслуживание и высокий уровень сервиса. Если клиенты будут довольны вашей работой, можно обойтись и без дорогостоящей рекламы, поскольку в таком случае на вас будет работать «сарафанное» радио.
Видео по теме Видео по теме
Рентабельность
По мнению экспертов, рентабельность грузовых перевозок находится на уровне 15–20%. Это достаточно высокий показатель по сравнению с другими видами малого бизнеса. Если постепенно развивать свое предприятие, можно буквально через 2 года выйти на постоянный приличный доход. Грузоперевозки – это отличный вариант для тех, кто ищет, на чем можно заработать в 2023 году.
Некоторые новички стараются повысить рентабельность бизнеса на этапе становления, посредством демпинга, то есть сильно снижают цены на услуги. Разумеется, их востребованность сразу повышается, поскольку клиентам гораздо выгоднее работать с новой компанией, чем с ее конкурентами. Но в таком случае существенно увеличиваются финансовые издержки, а это может привести предприятие к банкротству.
Чтобы снизить себестоимость грузоперевозок следует предпринять следующие действия:
- Замените малотоннажные автомобили большегрузной техникой;
- Установите лимиты на покупку горюче-смазочных материалов;
- Не отправляйте полупустые машины в рейс;
- Купите собственный погрузчик, чтобы избежать простоев.
Четкий контроль расходования денежных средств и грамотная организация всех бизнес процессов транспортной компании, поможет вам существенно снизить себестоимость услуг. Благодаря этому значительно повысится уровень рентабельности бизнеса.
Выводы
Транспортные услуги – это одно из самых перспективных направлений малого бизнеса в 2023 году. Открыть такую компанию может любой начинающий предприниматель. Больше всего сил, времени и денег уходит на раскрутку бизнеса. Но после того как вы наработаете собственную клиентскую базу, такое дело будет приносить приличную прибыль.
Логистикой называют весь процесс передачи товаров и услуг конечному потребителю: от закупки сырья у поставщиков до доставки заказа. То есть это все, что связано с поставками, доставками, перемещением продукции между филиалами и цехами, хранением, отгрузкой.
Разбираемся, как правильно организовать логистику начинающему предпринимателю. Спойлер: придется хорошо потрудиться, но это более чем окупится в дальнейшем.
Что такое логистика
Часто думают, что логистика — это просто организация доставок: заказали ГАЗель, выдали товар, проконтролировали, чтобы груз вовремя доехал к получателю. На самом деле нет.
Логистика — это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю на всех этапах производства. Главная цель логистики — минимизировать затраты на производственные процессы, а значит, снизить расходы и повысить прибыль. Доставка заказов, выбор маршрута, контроль груза — тоже логистика, но лишь небольшая ее часть.
Работа над логистикой предполагает контроль поставок сырья, обеспечение предприятия запасами, обработку продукции на складе, организацию быстрого обмена информацией внутри компании. Специалисты оптимизируют бизнес-процессы, алгоритмизируют и автоматизируют все, что можно. Обычно всем этим занимается целый отдел, но если предприятие небольшое, это может взять на себя руководитель или поручить одному специалисту.
Логистика включает в себя:
- Управление транспортом. Логисты решают, какой вид транспорта оптимально использовать для конкретных перевозок, подбирают автомобили, следят за исполнением заказов. Также могут контролировать обслуживание ТС.
- Коммуникации. Одна из главных задач логистики — сделать так, чтобы заказы нормально обрабатывались, водители вовремя получали информацию о доставках, отделы внутри компании владели информацией, необходимой для работы.
- Обеспечение запасов. Это заказ новых партий сырья, обеспечение бесперебойных поставок товаров, управление запасами на складах.
- Оформление документов. В крупных компаниях именно логисты принимают участие в заключении контрактов с поставщиками, оформлении сопроводительных документов на грузы, таможенном оформлении товаров.
- Управление складами. В компетенции логистов управление всем, что происходит на складах: сортировкой, упаковкой, приемкой, отгрузкой товаров.
Без грамотной организации логистики начнется бардак: простои производства, потерянные заказы, долгая доставка продукции и, вследствие этого, — недовольство клиентов. В результате расходы на производство будут расти, а чистая прибыль — снижаться.
Логистика нужна всем компаниям, которые так или иначе доставляют товары покупателям или заказывают что-то у поставщиков.
Приведем пример: в небольшом городе работает магазин стройматериалов. Владелец купил ГАЗель, чтобы закупать товары в ближайшем крупном городе с оптовыми складами и привозить доски, металлопрофиль и металлопрокат клиентам. Даже при небольшом обороте он уже работает с логистикой:
- следит за наличием товаров в магазине и, когда что-то кончается, сам едет закупать новую партию или заказывает продукцию у поставщиков, договаривается с ними о времени доставки и следит, чтобы все привезли вовремя;
- когда покупатель приезжает или звонит, чтобы заказать доставку, передает данные о заказе грузчикам и водителю, чтобы те выполнили его.
То же самое можно сказать о ресторанах, суши-барах, маркетплейсах, зоомагазинах: все они получают поставки, а некоторые — доставляют заказы клиентам.
О том, в каких случаях еще компаниям нужна логистика, нам рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:
«На самостоятельную организацию внутренней логистики компании переходят по нескольким причинам:
— Организация новая, начинающая. На этапе становления самостоятельно выбирает оптимальные варианты доставки заказа от поставщика и/или конечному покупателю.
— Компания давно на рынке, но развивает новые услуги, связанные с необходимостью доставки партий грузов.
— Компания давно существует, но раньше закупала товар с доставкой силами своего поставщика, а теперь, в целях оптимизации, сама вывозит его со склада своего отправителя. А значит, перевозка грузов ложится на плечи ее сотрудников.
— Компания расширяет географию присутствия. Для новых регионов ей требуется организация новых логистических процессов.
— Компания расширяет варианты сбыта продукции, увеличивает объемы закупок. Ей требуются новые мощности и более выгодные варианты транспортировки»
Какие виды логистики бывают и какие нужны вашей компании
Бизнес-процессы и типы используемой логистики на предприятии будут зависеть от его сферы деятельности. Есть разные виды логистики:
1. Транспортная
Это обеспечение транспортной инфраструктуры и доставка заказов или получение сырья точно в срок, без задержек и материального ущерба. Конкретные работы зависят от того, есть ли у компании свой транспорт.
Если есть, логисты могут:
- подбирать транспортное средство под конкретный тип груза — рефрижератор для скоропортящихся товаров или КАМАЗ для сыпучих грузов;
- строить оптимальный маршрут доставки с учетом загруженности и состояния дорог, установленных знаков, необходимого времени доставки;
- контролировать состояние водителей и самих транспортных средств с помощью тахографа;
- составлять планы поставок или доставок в зависимости от информации, полученной от других отделов на предприятии.
Если собственного транспорта нет, логисты могут заказывать доставку у подрядчиков — транспортных компаний. В этом случае они просто будут получать информацию от других отделов, совершать заказы и контролировать ход их выполнения.
Единственные, кому не нужна транспортная логистика в широком понимании — это те, кто продает товары со склада самовывозом и получает сырье от поставщиков их транспортом. Тогда будут использоваться другие виды логистики.
2. Закупочная
Ее еще называют логистикой снабжения. Это обеспечение работы производства или продаж, если компания занимается перепродажей. К ней относится все, что связано с закупками расходных материалов, сырья, товаров.
В логистику снабжения входят:
- поиск поставщиков, которые могут предложить необходимые товары или сырье;
- сравнение условий у разных поставщиков, выбор самого выгодного предложения;
- составление, изучение и подписание договоров на поставки;
- контроль над исполнением обязательств со стороны поставщиков и принятие мер в случае, если они срывают сроки или привозят брак.
Основная цель такой логистики — обеспечить бесперебойную работу компании и по возможности оптимизировать затраты без потери качества.
3. Логистика запасов
Это создание запасов для определенной точки инфраструктуры, чтобы она работала бесперебойно. То есть компания должна постоянно иметь минимальное количество ресурсов, которое позволит не останавливать производство даже в случае каких-либо неблагоприятных внешних факторов.
Для логистики запасов характерно постоянное отслеживание наличия запасов, их обработка при необходимости: утилизация продуктов с истекшим сроком годности. Также специалисты будут заниматься заключением длительных контрактов на поставки и контролем над их исполнением.
Такое обычно не нужно начинающим предпринимателям, потому что они закупают сырье или товары по мере необходимости. Когда бизнес только начал развиваться, велик шанс сделать что-то не так, из-за чего производство остановится, а запасы станут не нужны.
Логистика запасов входит в закупочную логистику, но используют ее не всегда.
4. Таможенная
Это все то, что связано с импортом и экспортом. Цели таможенной логистики — минимизировать издержки, доставлять и получать товары в срок и без проблем. Кстати, сократить издержки можно не только за счет логистики — в блоге «ПланФакта» уже рассказывалось о 13 способах снизить расходы компании.
В этом случае логисты могут заниматься:
- поиском поставщиков за рубежом, оформлением договоров с поставщиками или клиентами;
- подготовкой документов для таможенных служб: сертификатов, лицензий на товар, других сопроводительных бумаг;
- оценкой соответствия продукции таможенным требованиям, определением стоимости и состояния товаров;
- оформлением документов непосредственно на таможенном посту и сопровождением груза уже после пересечения границы вплоть до загрузки или отгрузки товара.
Если возникают какие-то проблемы — например, таможенные органы требуют дополнительные документы — специалисты решают их.
Таможенная логистика нужна только тем, кто работает с импортом и экспортом. Если покупаете сырье в России и продаете готовую продукцию местным компаниям, она не нужна.
5. Информационная
Так называют внутренний и внешний обмен информацией. Внутренний — между разными отделами компании. Внешний — взаимодействие с покупателями, поставщиками и подрядчиками.
Цель информационной логистики — сделать так, чтобы все отделы вовремя получали информацию, необходимую для работы. Например, чтобы снабженец узнавал о том, что на производстве кончается краска, в этот же день, или чтобы заказ от клиента моментально поступал в обработку на склад и к курьеру.
Чаще всего проблемы информационной логистики решают с помощью CRM-систем. В них сотрудники видят информацию о закупках и сделках с покупателями и могут оперативно реагировать на все изменения. В блоге «ПланФакта» уже сравнивали 6 CRM-систем для бизнеса: посмотрите, какая подойдет вам.
Информационная логистика нужна всем без исключения. Просто если в условной компании работает пара менеджеров по продажам и один водитель-доставщик, для коммуникации необязательно использовать сложные решения: достаточно чата в Telegram или личного общения между сотрудниками.
6. Складская
Это все, что связано со складским хранением запасов, сырья, готовой продукции. Цели складской логистики — оптимизировать затраты на обработку материальных ценностей, соблюсти правила хранения продукции, не перегружать склад и вовремя отгружать с него товары.
В складскую логистику входят:
- обработка продукции на складе — маркировка, упаковка, перемещение внутри склада;
- оптимизация: специалисты с учетом планов и требований к конкретным продуктам решают, как и где хранить партии товаров;
- прием и отгрузка продукции — получение информации от других отделов, подготовка товара к транспортировке или подготовка мест хранения новой партии сырья.
У компании может даже не быть выделенного склада, но складская логистика будет ей нужна. Ее используют для управления сырьем, которое может находиться в производственном цеху, и готовой продукцией, которую отвозят на склад подрядчика.
Складская логистика нужна почти всем, потому что в подавляющем большинстве случаев компании что-то хранят: запасы продуктов в подсобных помещениях в магазине, игрушки на складе, песок для производства бетона.
Выделяют и другие виды логистики — производственную, сервисную и финансовую. Производственная по сути включает в себя логистику закупок: ее цель в том, чтобы все отделы вовремя обеспечивались предметами и средствами труда. Сервисная больше относится к маркетингу, так как ее задача — добавить нематериальные блага продукции за счет оптимального ассортимента, соблюдений условий хранения, своевременной отгрузки. Финансовая логистика больше относится к обязанностям финансового директора, а в небольших компаниях за все денежные потоки отвечает собственник или руководитель. Эти три вида логистики — не то, с чем нужно работать с первых дней: начинающему предпринимателю стоит сначала организовать основные бизнес-процессы.
Чтобы сделать это, важно понять, какие виды логистики понадобятся вашему предприятию. Отталкивайтесь от ниши и бизнес-процессов внутри компании. Например, занимаетесь производством тротуарной плитки: у вас есть цех с оборудованием, склад для хранения готовой продукции и отдельные помещения на территории для хранения сырья. Его привозят поставщики, а продаете плитку оптовым покупателям, которые приезжают сами. Значит, вам нужны:
- складская логистика, чтобы понимать, есть ли место на складе, и вовремя упаковывать плитку перед приездом клиента;
- закупочная, чтобы заказывать новую партию сырья, когда старая уже почти израсходована;
- информационная, чтобы вы могли видеть данные о состоянии продукции на складе и принимать решения о дальнейшей нагрузке на производство, а отдел продаж быстро информировал работников склада о поступившем заказе.
Также в работе будете использовать производственную логистику: со временем начнете оптимизировать затраты и перенесете бункер для песка ближе к цеху, чтобы тратить меньше времени и средств на его транспортировку по территории.
Как грамотно организовать логистику на предприятии
Начинающему бизнесу не обязательно создавать целый отдел логистики. Главное — выстроить бизнес-процессы так, чтобы в конечном итоге не терять деньги. Например, можно частично разделить функции отдела логистики между сотрудниками: пускай менеджеры по продажам передают информацию о заказах на склад грузчикам и водителю, а мастера на производстве сами информируют руководителя о том, что скоро нужно будет докупать сырье.
В целом организацию логистики можно разделить на четыре этапа.
1. Алгоритмизация бизнес-процессов
Чтобы сотрудники не запутались, кому сообщать данные и куда бежать, если клиент недоволен опозданием курьера, нужно разработать алгоритмы действий на каждый бизнес-процесс. Для этого распишите для каждого вида логистики, как сотрудники должны действовать. Например, для закупочной логистики:
- Как должны узнать, что сырье на складе скоро кончится — кто должен им это сообщить?
- Когда и в течение какого срока после сообщения о том, что сырье кончается, они должны оформить заявку на поставку или найти нового поставщика?
- Какие документы должны подготовить, чтобы обеспечить поставку, и кому их передать?
- Как должны проконтролировать поставку и узнать о том, что все доставили вовремя?
- Что должны сделать, если поставщик привез брак, или если задерживает доставку на 1-2 дня?
В результате ответов на вопросы должен получится четкий алгоритм действий: бизнес-процесс, позволяющий обеспечить сырье необходимыми для производства материалами.
Например:
- На складе остается всего 5 банок краски →
- Продавец сообщает об этом руководителю →
- Руководитель заказывает новую партию краски, сообщает продавцу о скором поступлении товара и бухгалтеру о необходимости подготовить документы →
- Бухгалтер готовит акты и оплачивает поставку →
- Продавец освобождает место на складе →
- Продавец отчитывается о том, была доставка или нет →
- Если что-то пошло не так, руководитель связывается с поставщиком →
- Если проблему можно решить, ждет, если нет — ищет другого поставщика
Расписать бизнес-процессы можно на бумаге или в Word: главное, чтобы была точно понятна последовательность действий
2. Формирование списка обязанностей
Исходя из того, какие виды логистики вам нужны, сформируйте список обязанностей, позволяющий обеспечить грамотную логистику каждого вида. В нашем примере обязанности будут выглядеть так:
- отслеживание наличия всех товаров из ассортимента на складе;
- своевременное информирование о доступном остатке и необходимости заказа новой партии товара;
- поиск поставщиков и заключение контрактов с ними;
- подготовка документов для получения новой партии товара;
- оплата поставки;
- подготовка складского помещения к приему товара;
- информирование о исполнении или неисполнении договора поставки;
- решение проблем с поставщиком, если они есть.
В список обязанностей должно входить все, что нужно для обеспечения закупочной логистики. Так же следует проработать логистику других типов, необходимую предприятию.
3. Поиск инструментов для оптимизации бизнес-процессов
Это важно, если у вас работают 10-15 сотрудников. Если вся компания состоит из 2-3 человек, можно заранее продумать пути оптимизации при росте, но пока ничего не внедрять.
Оптимизация — значит упрощение и ускорение работы сотрудников. Подумайте, как можно автоматизировать бизнес-процессы и какие инструменты использовать, чтобы все делалось вовремя. В нашем примере это могут быть:
- электронный документооборот, что позволит бухгалтерии тратить меньше времени на подготовку документов, а вам — на подписание договоров;
- система автоматизации склада, в которой будет виден остаток по каждой группе товаров из ассортимента, и можно будет настроить автоматическое уведомление о снижении запасов;
- переписка в мессенджере, посредством которой продавец будет отчитываться о том, поступила ли поставка или нет.
Также оптимизировать бизнес-процессы поможет CRM-система и другие инструменты: шаблонная подготовка документов, автоматически обновляемая база поставщиков, в которой можно сравнить условия поставок. Их внедрение всегда связано с доработками — об этом и о конкретных инструментах рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN:
«В нашей компании все отделы стремятся улучшать все процессы, внедряя все новые и новые методики, алгоритмы работы, Департамент логистики — не исключение. Значительное количество доработок возникает при внедрении любой программы, будь то программы учета товаров или программы маршрутизации транспортных средств. Одна и та же программа в разных компаниях внедряется по-разному, исходя из специфики товара и самой организации. В нашей компании работает целый проектный отдел, отдел SAP, которые обрабатывают входящие ТЗ (технические задания) и воплощают их в «жизнь». В нашей компании используется программа SAP с модулями EWM, ERP, WMS и программа для отслеживания транспортных средств «Телематика»
4. Распределение обязанностей между сотрудниками
Когда продумали бизнес-процессы и возможности их оптимизации, а также сформировали списки обязанностей, необходимых для обеспечения логистики, можете распределить их между сотрудниками. В примере от «ПланФакта» это выглядит так:
- руководитель ищет поставщиков, договаривается об условиях, заключает договор, сообщает продавцу о сроках поставки;
- бухгалтер готовит документы и оплачивает заказ;
- продавец вовремя сообщает об остатке на складе, готовит место для приема, принимает поставку и сообщает об этом руководителю.
Если видите, что обязанностей слишком много, возможно, придется нанимать на работу одного-двух сотрудников и передавать логистику или хотя бы часть бизнес-процессов им. О возможном распределении обязанностей «ПланФакту» рассказал Михаил Решетков, директор логистической компании «РТЛ»:
«Мы работаем с негабаритным оборудованием, и проекты занимают много времени. От подписания договора до исполнения может пройти 6-12 месяцев. Для реализации проекта формируется проектная команда, в которую входят специалисты оперативного отдела, таможенного и инженерно-строительного департамента. Работу специалистов координирует проектный менеджер, который ставит задачи по проекту, согласовывает с клиентом возникающие вопросы, контролирует общий ход выполнения проекта. В зависимости от масштаба и длительности проекта в проектной команде бывают задействованы от 5 до 15 специалистов.
Специалисты оперативного отдела занимаются оформлением необходимой документации, контролируют погрузку оборудования в соответствии с упаковочными листами/карго планом, контролируют подачу транспорта под погрузку или выгрузку.
Специалисты таможенного департамента берут на себя вопросы, связанные с таможенными процедурами. Еще до активной фазы реализации проекта мы знаем, какая задача стоит перед таможенным департаментом, т.к. эти вопросы прорабатываются на этапе подписания контракта.
Инженерно-строительный департамент берет на себя очень ответственный этап, связанный с обследованием и подготовкой маршрута перевозки. Негабаритная перевозка требует тщательной проверки качества дорожного полотна, мостовых сооружений, препятствий в виде ЛЭП, железнодорожных переездов, подъездных путей к площадке получателя. Достаточно часто приходится укреплять мостовые сооружения или строить объездной участок на маршруте из-за наличия препятствий. Получение разрешительной документации на перевозку негабаритного оборудования, согласование «окон» для прохождения ж/д переезда автоколонной или разрешение на демонтаж ЛЭП также является ответственностью инженерно-строительного департамента»
В идеале по мере развития бизнеса желательно сформировать отдел, который обеспечивал бы реализацию логистики на предприятии. Обычно отдел логистики включает в себя три уровня:
- Общее управление и планирование. Чаще им занимаются директора. Они изучают отчеты, координируют действия разных отделов, строят прогнозы, планируют дальнейшую нагрузку на производство в зависимости от результатов работы логистического отдела и отдела продаж.
- Программное управление. Менеджер по логистике контролирует работу конкретных подсистем и отвечает за определенный тип логистики. Он получает данные от сотрудников, формирует отчет и передает его руководству.
- Оперативное управление. Это все то, что непосредственно относится к бизнес-процессам: заключение контрактов с поставщиками, контроль отгрузки, складское управление. Специалисты не принимают самостоятельных решений, а работают по заданным вами алгоритмам.
Есть компании, в которых создан целый департамент логистики. Внутри него работа распределена по отделам. Об этом блогу «ПланФакта» рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN:
«Департамент внутренней логистики и производства состоит из нескольких отделов:
отдел доставки товаров по Москве и московской области;
— отдел региональной доставки товаров;
— транспортный отдел;
— склады с готовой продукцией;
— производственный отдел;
— отдел рекламаций.
В каждом отделе сотрудники распределены по функционалам, у каждого отдела есть свой руководитель»
На первых этапах развития предприятия за планирование, общее и программное управление отвечает собственник. Именно он формирует отчеты на основании данных, полученных от сотрудников, и принимает решение, что делать дальше. Например, если склад загружен на 90% — арендовать еще один или устроить распродажу.
Частые ошибки в логистике, которые могут привести к лишним расходам
Отсутствие автоматизации. Если все делается вручную, а данные о поставщиках или клиентах лежат в разных файлах и пересылаются друг другу по 10-20 раз в день, это значительно повышает риск ошибок из-за человеческого фактора. Не учли дозаказ при формировании партии товара — получили негативный отзыв от клиента и неустойку за опоздание с последующей доставкой.
Отсутствие связи между отделами. На складе получают информацию о заказе не сразу, а за 2-3 часа до отгрузки товара. Рабочие вынуждены торопиться, поэтому не могут качественно упаковать продукцию или вообще не успевают в срок. Возникает кавардак, который тоже способен принести убытки из-за простоев, неустоек, потерь клиентов.
Непродуманные бизнес-процессы. Сотрудники не знают, какие у них обязанности, куда сообщать о том, что скоро кончится кофе, а менеджеры по продажам не понимают, кому именно говорить о грядущей отгрузке по новой сделке. Заявки от покупателей обрабатываются дольше или производство вынуждено простаивать, потому что сырья нет.
Недостаточный контроль подрядчиков. И поставщиков, которые привозят расходные материалы. Это может привести к порче товара, срыву сроков доставки, несоблюдению надлежащих сроков хранения. Или просто к тому, что поставщик привезет брак, и вы потеряете время и деньги.
О других возможных ошибках, приводящих к потерям, блогу «ПланФакта» рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:
«Неспособность учесть все нюансы. Неопытные компании часто согласовывают контракты с подрядчиками, не учитывая деталей. Например, отправляют товар в контейнере железной дорогой, а на месте, когда контейнер доставляют конечному получателю на склад, оказывается, что у получателя есть возможность выгрузить его только верхом (краном). А конструкция контейнера не позволяет сделать такую выгрузку.
Заказчику не пришло в голову уточнить этот момент, а экспедитор не подумал за клиента и сделал так, как тот просил. В таких случаях экспедитор не виноват: он выполнил все условия по договору и заявке. Поэтому дополнительные расходы ложатся на плечи заказчика: возврат контейнера на станцию назначения, перегруз товара в более подходящий вид транспорта (чаще всего автомобильный), повторная доставка груза конечному получателю.
Страх пробовать новые варианты. Мы часто сталкиваемся с тем, что неопытные в грузоперевозках компании боятся менять привычный вид транспорта. Например, один из наших клиентов до сотрудничества с нами отправлял свою продукцию по всей России и в страны СНГ исключительно автомобильным транспортом. Если конечный покупатель находится на Дальнем Востоке, стоимость доставки могла достигать полумиллиона рублей и выше. Мы предложили им контейнерную перевозку по железной дороге. Затраты снизились втрое! Хотя ранее компания даже не рассматривала этот вариант.
Выход — анализируйте предлагаемые вам логистические решения, даже если есть неудачный опыт с этим транспортом или опыта вовсе нет. Правильный экспедитор поможет снизить затраты на логистику.
Работа с одной транспортной компанией. У нас есть пример: клиент возит медицинскую технику из Китая. После того как мы отправили ему наше коммерческое предложение, выяснилось, что экспедитор зарабатывает на нем сверхприбыль. В этом случае совет: обязательно сравнивайте коммерческие предложения от разных транспортных компаний. Вы удивитесь, насколько могут отличаться цены. Появляется насмотренность, понимание, как складывается стоимость, и общее представление о рынке. Не бойтесь задавать вопрос: почему у вас настолько дороже/дешевле. И обязательно надо соотносить стоимость перевозки и транзитное время. Часто очень дешевые предложения означают очень долгую доставку. Предприниматель должен понимать, что для него приоритетнее: стоимость или сроки.
Работа с гигантами рынка. Часто начинающие предприниматели обращаются за логистическими услугами к крупным транспортным компаниям. Но для таких компаний мелкий бизнес не приоритетен. Они работают с ним, но на своих условиях. И не всегда эти условия выгодные для заказчика: например, гиганты могут просить предоплату. У тех, кто только начинает перевозить грузы, обычно немного свободных денег. С мелкими или средними транспортными компаниями вероятнее договориться о партнерских условиях, в том числе по оплате. Сравнивайте предложения: отправляйте заявки как гигантам рынка, так и мелким ТК.
Распределение обязанностей между сотрудниками. У маленьких компаний нет отдела логистики. Вопросами транспортировки там занимается сотрудник, который, как правило, имеет еще и много разных других обязанностей. Это нормально на старте. Но по мере развития компании выделяйте штатную единицу, а впоследствии — и отдел для решения логистических задач. Даже самый хороший экспедитор не сможет полностью взять на себя решение всех ваших задач. Грамотный логист окупится.
Отсутствие планирования. Одна из ошибок неопытных предпринимателей — обращаться к транспортной компании с задачей доставить груз как можно скорее. А это означает, что цена на срочную транспортировку будет высокой. Сократить расходы на логистику можно с помощью правильного планирования с учетом времени на производство продукции, на предварительную организацию, транзит»
Организация грамотной логистики — сложный процесс для начинающего предпринимателя. Но важно сделать это как можно раньше, потому что логистика нужна всем. Грамотно выстроенные бизнес-процессы позволят работать без простоев, доставлять заказы клиентам точно в срок и производить качественный товар. Все это снизит затраты и повысит чистую прибыль.
Начнем с самого главного- ради чего все это затевается? Если не из идейных рассуждений о дороге, просторах и романтике жизни на колесах, а из желания извлечь прибыль, то нужно прежде всего понять, что грузоперевозки являются таким же видом предпринимательской деятельности, которая осуществляется на свой риск и направлена на систематическое получение прибыли.
Самое главное, о чем стоить задуматься в самом начале: какой можно ожидать доход? Даже опытные водители, у которых есть выход на стабильных клиентов, не могут точно сказать, когда их доходы покроют сумму, потраченную на приобретение транспорта. От форс-мажора в виде экономического кризиса или очередного постановления правительства не застрахован никто.
Условно все расходы можно разделить на несколько групп:
- Формально- юридические
- Эксплуатационные
- Непредвиденные и слабо прогнозируемые
К формальным расходам можно отнести: страховые взносы на ИП, обслуживание расчетного счета в банке, транспортный налог страхование транспортного средства, техосмотр, медицинская справа водителя, обслуживание технических средств слежения, оборудованных в машине, блок СКЗИ, карта водителя.
В целях экономии важно также иметь стоянку, на которой водитель- экспедитор может самостоятельно производить базовые ремонтные работы.
Кроме того, если нет постоянных гарантированных отгрузок с заводов с прозрачным планированием перевозок необходимо учитывать расходы на оплату электронного сервиса по поиску грузов.
К эксплуатационным расходам можно отнести расходы на топливо, охраняемые стоянки на трассе и расходы, неразрывно связанные с использованием автомобиля.
К непредвиденным расходам можем отнести внеплановый ремонт, штрафы, ДТП, криминал на дороге (хищение груза, шин и т. п.), и самое главное, риск повреждения или недостачи груза. Стоит напомнить, что ИП несёт ответственность по обязательствам всем своим имуществом, в том числе и тем, которое не используется для предпринимательской деятельности.
Так что же в итоге выгоднее: работать на транспортную компанию или самому искать заказы и крутить баранку?
В пользу наемной работы хочется отметить, что в обязанности коллег- диспетчеров и собственника входит обеспечение загрузки транспортного средства. ИП же чаще привязаны к сезонности перевозок и перебоям в производствах грузоотправителей.
Зачастую частникам сложно конкурировать с транспортными компаниями и предприятиями, которые держат автопарки для собственных нужд (например, для перевозки производимой продукции) , потому что вторые могут себе взять дешевую «обратку», для них это не основной бизнес и ставка за сторонний груз не столь принципиальна.
Резюмируя все доводы, хочется сказать, что предварительно нужно все взвесить, оценить долю обязательных формальных расходов, проанализировать стабильные загрузки по интересным направлениям перевозок, запастись деньгами на случай форс- мажора и, конечно, терпением, потому что практически все клиенты перешли на длительную постоплату (более 30 календарных дней), в связи с чем ясно, что очень быстро и много заработать уже не получится.
Пошаговая инструкция по открытию бизнеса по грузоперевозкам
Система регистрации
В сфере грузоперевозок многие работают со статусом ИП. Оформить его проще, можно платить фиксированный налог, который не зависит от доходов.
— Сейчас в России меняется система налогообложения для ИП. Кроме того, до недавнего времени клиенты работали с такими подрядчиками часто по серым схемам, оплачивая услуги наличными. Ныне практика уходит в прошлое. Налоговый контроль становится все жестче, бизнес «обеляется», поэтому такие схемы становятся скорее исключением, — рассказывает руководитель отдела транспортно-экспедиционного обслуживания ГК АРИВИСТ Юрий Баранов.
Эксперт отмечает, что заказчики грузоперевозок последнее время меньше хотят работать с индивидуальными предпринимателями. Причина в недоверии к такой форме организации бизнеса.
— Регистрируя ИП, вы серьезно снижаете пул потенциальных клиентов. Да и сама форма регистрации юрлица в виде ООО внушает больше доверия и кажется заказчиком лучшей гарантией, по сравнению с ИП, которого клиенты воспринимают как «частника». При регистрации ООО можно минимизировать личную ответственность самого владельца бизнеса по сравнению с ИП, — отмечает Юрий Баранов.
Из других обязательных инстанций можно отметить необходимость иметь в штате АТП (автопредприятия) сертифицированных специалистов по пожарной безопасности, по безопасности дорожного движения, по транспортной безопасности. Как правило, сотрудников с такими «корочками» берут на должность главного механика. Можно принять в штат специалиста уже с документами. Либо придется брать сотрудников без документов и отправлять их на обучение.
Для организации бизнеса по грузоперевозкам с нуля придется открывать счет в банке.
— Эффективнее всего оформить дистанционное банковское обслуживание, организовать систему электронного документооборота (ЭДО), спрос на который среди клиентов всё выше с каждым днем. Компании стараются уходить от бумажных документов, переходить в электронный формат взаимодействия. Для этого потребуется получать электронную подпись для ЭДО, доступ к банк-клиенту, устанавливать специальное программное обеспечение на компьютеры, — делится собеседник «Комсомолки».
Для функционирования любого автопредприятия обязательным является контроль за движением автомашин, соблюдением режима труда и отдыха водителей. У каждого водителя должна быть действующая карта для цифрового тахографа. По закону каждый грузовик должен быть оборудован таким, иметь сертификат поверки, а самому АТП потребуется специальное программное обеспечение и карта автопредприятия для считывания и хранения информации с тахографов.
Главное
• Чтобы открыть бизнес по грузоперевозкам лучше выбирать форму организации автотранспортного предприятия в виде ООО.
• В штат нужно принять специалистов по разным направлениям безопасности. Сотрудников можно обучить с нуля, если отправить их на курсы.
• Заведите счет в банке.
• Начинайте вести электронный документооборот, получите цифровую подпись.
Перечень документов
Подготовить все документы для ООО можно самостоятельно. Это не так уж сложно и по силам любому, кто готов вчитываться в законы. Если же возиться с документами неохото, то можно обратиться в банк или фирму, которая оказывает поддержку бизнесу. В первом случае зарегистрировать юрлицо помогут в обмен на открытие счета, во втором возьмут за свои услуги комиссионные.
Чтобы открыть ООО требуются:
- наименование;
- указать юридический адрес;
- паспортные данные всех учредителей;
- определиться с размером уставного капитала (от 10 000 рублей);
- распределить его доли;
- выбрать генерального директора.
При регистрации ООО нужно будет указать коды ОКВЭД — это классификатор, который охватывает практически все сферы бизнеса. Для грузоперевозок подойдет раздел 49.4. Более детально стоит рассмотреть коды:
- 49.41 — деятельность автогрузового транспорта;
- 49.41.1 — перевозка грузов спецавтотранспортом;
- 49.41.3 — аренда грузовиков с водителем;
- 49.42 — предоставление услуг по перевозкам.
- 52.10 — если планируете делать склад для грузов.
Также потребуется создать ООО и сделать два экземпляра. Оплатите госпошлину (4000 рублей) и сохраните квитанцию для подачи документов. Заполните заявление о создании юрлица по форме P11001 — оно есть в интернете на сайте налоговой. В ФНС также нужно предоставить протокол собрания собственников. Свои права на адрес нужно подтвердить копией свидетельства о праве собственности. Если помещение арендуется, то запросите у собственника гарантийное письмо.
Ответ из ФНС придет в течение пяти дней. Прежде чем начинать работу, стоит заказать фирменную круглую печать.
Кредит под залог квартиры
Советы эксперта и пошаговая инструкция как получить займ на свой будущий бизнес быстро и легко
Подробнее
Выбор места размещения
Тренд на удаленку силен как никогда. Но на этапе становления бизнеса по грузоперевозкам ни в коем случае нельзя дистанцироваться от организации работы. Перевести персонал из офиса на дом можно лишь когда предприятие начнет стабильно работать.
— Сам офис, конечно, нужен. Это место, где вы поставите пару-тройку столов для работы бухгалтера, делопроизводителя, кадровика и директора. Место, где будут вести и хранить кадровую, бухгалтерскую и прочую документацию. Эту работу нельзя отделить от необходимости присутствовать на автобазе, общаться с водителями, механиком. Поэтому первым делом выберете площадку под автобазу. Она должна быть в транспортной близости от основных маршрутов движения вашего автопарка, чтобы исключить лишние пробеги, затраты на топливо, потерю времени при осуществлении рейсов. А потом уже выбирайте место для офиса – оборудуйте офис либо на самой автобазе, либо в непосредственной близости от нее, — говорит Юрий Баранов.
Главное
• Офис нужен на этапе становления бизнеса.
• Если позже удастся отстроить стабильную работу, то можно перевести часть сотрудников на удаленку.
Немаловажен грамотный выбор локации под автобазу. Придется подумать о логистике, путях подъезда, чтобы минимизировать расходы на топливо и аккумуляцию техники.abb7c269Немаловажен грамотный выбор локации под автобазу. Придется подумать о логистике, путях подъезда, чтобы минимизировать расходы на топливо и аккумуляцию техники.
Заказ оборудования
Главным капиталом при открытии бизнеса по грузоперевозкам, станут машины. Прежде стоит определить для своего дела сегмент, в котором хотите работать. После этого начинайте изучать предложения на рынке техники.
— Изучайте все варианты любыми доступными способами – читайте отзывы в Интернете, задавайте вопросы в профессиональных блогах, спрашивайте рекомендации у знакомых из этой сферы. Говорите с водителями. Изучать вопрос нужно не только с точки зрения начальной цены, но и с точки зрения стоимости эксплуатации, сложности эксплуатации, надежности техники, ее долговечности, — отмечает эксперт.
Если не брать в расчет покупку автомобилей на старте – то именно эксплуатационные расходы составляют львиную долю всех затрат предприятия. Это и расходы на плановое техобслуживание, и расходы на ремонты, и затраты на топливо, масла, расходники, замену колес и т.д.
Но и сами грузовые авто стоят прилично. Если нет средств на покупку и оснащение целого автопарка, то самый верный в этом случае вариант – брать технику в лизинг.
— Сейчас рынок лизинговых предложений развился достаточно широко, чтобы можно было подобрать оптимальный вариант. Лизинг предлагают большинство крупных банков или их дочерние структуры. В деле автодилеры. Запрашивайте просчет в разных местах, выбирайте оптимальное предложение. В этом случае достаточно будет иметь начальный капитал на первый взнос и стартовые лизинговые платежи, — рассказывает руководитель отдела транспортно-экспедиционного обслуживания ГК АРИВИСТ Юрий Баранов.
Кроме того, по сравнению с другими вариантами, лизинг – это отличный и легальный способ снизить налогооблагаемую базу, получить налоговые вычеты по НДС. Что особенно актуально на этапе становления бизнеса, пока вы не вышли на планируемый и стабильный уровень доходов.
Вне зависимости от способа получения средств на покупку оборудования – берите заемные средства в той валюте, в которой планируете получать доход. Если будете работать на рынке международных автоперевозок – то можно рассмотреть варианты и в иностранной валюте. Если оказывать услуги по перевозкам на внутрироссийском рынке – только рубли.
Главное
• Самая большая трата при запуске бизнеса по грузоперевозкам — закупка автомобилей. Определитесь с сегментом и начинайте скрупулезный подбор моделей.
• Существенная часть расходов — эксплуатационные. Поэтому чем качественнее будет техника, тем выгоднее она отработает.
• Если стартовый капитал невелик — воспользуйтесь лизингом. С ним можно снизить налоги.
• Кредит на бизнес берите в той валюте, в которой будете получать доход.
Покупка расходных материалов
У техники в сфере грузовых перевозок достаточно большие пробеги. Так что расходные материалы будут нужны регулярно. Это и лампочки, и «дворники» на стекла, и тормозные колодки, диски, фильтры, жидкость стеклоомывателя и многое другое.
— Самыми качественными будут запчасти официальных производителей техники, однако, они же будут и самыми дорогими. Изучайте варианты покупки запчастей у производителей аналогов, но предельно внимательно оцените качество такой продукции, чтобы экономия в закупочной цене не сказалась на надежности и эксплуатационной долговечности, — говорит наш эксперт.
Старайтесь закупить наиболее востребованные запчасти заранее, чтобы они были у в наличии для максимально оперативной замены. Совершая оптовые закупки, можно договориться с поставщиком о скидке за объем, что также повысит рентабельность.
Перед тем, как начать закупать расходники, нужно найти крупных поставщиков с репутацией добросовестных контрагентов. Фирма должна предоставить гарантию на товары, работать официально и принимать оплату безналом и предоставлять закрывающие документы.
Собеседник советует отобрать двух-трех поставщиков для закупка расходных материалов на грузоперевозки. Так сможете сравнивать качество и надежность поставляемых деталей, а также отпускные цены и другие условия купли-продажи.
Лучший поставщик сможет отпускать запчасти и другие расходные материалы без предоплаты – это позволит получать запчасти быстрее, а платить за них постфактум. Отдельно проработайте вариант оплаты в рассрочку или с отсрочкой – это также позволит сперва получить деньги с клиентов за оказанные услуги, а потом уже расплатиться с поставщиками запчастей и расходников.
— Это важный момент, потому что в сфере грузоперевозок действует правило – сперва перевези, потом получи деньги за перевозку. То есть, сперва будете оказывать услугу и тратить средства на ее организацию, а уже потом получите заработанные деньги. Вопрос отсрочки платежей важен, если в наличии нет достаточных оборотных средств, — объясняет Юрий Баранов.
Главное
• Главными расходниками станут детали для автотранспорта. Их предстоит закупить много и часто, поскольку техника постоянно работает. Лучше покупать официальные запчасти, однако, они стоят дорого.
• На складе должны храниться все необходимые детали для оперативной замены. Техника не должна простаивать.
• Выбирайте надежных поставщиков, которые работают открыто, с документами.
• Договорить о постоплате и рассрочке. Это поможет решить проблему отсутствия оборотных средств.
Наем персонала
Наиболее важная составляющая любого бизнеса. Грузоперевозки с нуля — не исключение. Компетентные, профессиональные, мотивированные сотрудники не только работают качественно, но зачастую могут нивелировать ошибки и огрехи в планировании. Такой специалист справится с непредвиденными вопросами и добьется цели вопреки всем обстоятельствам.
— Если говорить про водителей – то, в первую очередь обращайте внимание на опыт. Как давно соискатель имеет водительское удостоверение соответствующей категории и работал ли он водителем в этой категории. Если опыт имеется – то обязательно нужно получить справки и рекомендации с предыдущих мест работы. Чем больше прежних работодателей опросите – тем шире и достовернее станет история соискателя. Из этих источников можете почерпнуть информация не только про профессионализм сотрудника, но и про его личностные качества – такие, как конфликтность, уживчивость в коллективе и другие важные характеристики, — советует Юрий Баранов.
Зачастую лучшим сотрудником оказывается тот, кто имеет большой опыт управления именно такой техникой, на которую вы ищете водителя. В одной и той же категории автомашин — особенно если говорить про большегрузы – очень много разных типов техники. У каждого свои особенности управления и эксплуатации. Сотрудник, который много лет успешно и безаварийно водил автомобилевоз, может оказаться совершенно неподготовленным за рулем фуры-контейнеровоза или бензовоза в силу серьезных отличий при управлении техникой разной направленности.
Профессия логист
Рассказываем все о главных составляющих этой интересной, но непростой профессии. А также как стать профессионалом в своей области.
Подробнее
Что касается других обязательных вакансий – все зависит от того, что вы готовы делать самостоятельно, а что делегировать. Если машин меньше пяти – вполне реально самому и выставлять счета, заключать договоры, производить оплату, контролировать поступление денег от клиентов и искать новых. Либо же отдать это менеджеру или партнеру, а самому заниматься контролем и ремонтом автомашин.
Автотранспортному предприятию потребуются:
- специалист по бухучету: как для ежедневной работы со счетами, так и для подготовки, подачи налоговой отчетности;
- специалист по кадровому делопроизводству: с сотрудниками нужно заключать грамотные трудовые договоры, вести трудовые книжки, оформлять отпуска, больничные и прочую документацию;
- механик: специалист, разбирающийся в автотехники, которые сможет компетентно оценивать состояние автомашин, определять требуемые ремонты, выбирать необходимые запчасти;
- делопроизводитель: занимается ведением и учетом поездок, просчетом расходов на ремонты, топливо и другую операционную деятельность АТП.
Эти сотрудники могут быть в штате, работать по совместительству или быть внешними периодическими консультантами на аутсорсинге.
— На начальном этапе грузоперевозчики находят грамотного юрист-консультанта. Он составляет проформ договоров, определяет необходимую документацию и правила ведения учета повседневной работы. Проверяет договоры контрагентов, которые не захотят принимать вашу проформу договора, а предложат свою. Если не имеете специального юридического образования – обязательно нужно найти того, кто будет вас консультировать по этим вопросам, иначе рискуете «вписаться в кабалу» с излишними и неправомерными обязательствами, сами того не заметив, — рекомендует Юрий Баранов.
Чтобы открыть бизнес по грузоперевозкам с нуля, обязательно потребуются начальник автоколонны. Это официально лицо, которое отвечает за предрейсовый осмотр автомашин и допуск их на линию перед каждым рейсом. Для этого и нужны озвученные выше «корочки». Как правило обязанности возлагают на главного механика.
По закону каждый водитель перед рейсом должен проходить медосмотр. Потребуются штатные медики либо договор с медицинским центром. Тогда водители будут проходить предрейсовое медосвидетельствование в другом месте или их человек будет приезжать к вам.
— Важно определиться с ремонтом подвижного состава. Если будете делать собственными силами, тогда помимо кучи специализированного оборудования и инструментов, потребуются механики, автослесари. Можно направлять автомобили на ремонты в специализированные станции техобслуживания – тогда достаточно будет одного специалиста, который будет разбираться в технике, — добавляет эксперт.
Главное
• Принимая на работу водителей, проверяйте кандидатов и интересуйтесь его опытом управления конкретного транспортного средства.
• Если АТП небольшое, то заниматься финансовыми документами можно самостоятельно.
• Найти на аутсорсе или принять в штат нужно: кадровика, бухгалтера, делопроизводителя, медика. Одним из важнейших сотрудников в штате будет начальник автоколонны.
• Если не обладает юридическим образованием и не разбираетесь в договорах, то для организации бизнеса по грузоперевозкам нужен юрист.
• Ремонт и обслуживание грузовых машин дело затратное: нужно инвестировать в инструменты и технику, а также нанимать специалистов. Если есть хороший механик, тогда можно найти подрядчиков из числа станций техобслуживания.
Как привлечь первых клиентов
- Предлагаем действенные пути поисков клиентов на начальном этапе организации бизнеса по грузоперевозкам.
- Максимально широко изучите и определите потенциальных клиентов на этапе просчета бизнес-модели. Когда начнете работать – уже будете знать, в какую сторону и к кому идти.
- Ищите клиентов среди знакомых и их знакомых. Расширяйте круг общения, не забывая про бизнес-интересы.
- Расширяйте свое присутствие до предела: официальный сайт, странички в мессенджерах и соцсетях, онлайн-карты, используйте рекламу, «сарафанное радио» и так далее.
- Постарайтесь найти тех, кто может вас порекомендовать потенциальным клиентам. Собирайте с довольных клиентов рекомендательные письма, грамоты и благодарности. Попросите дать разрешение на размещение информации о них на вашем сайте в качестве списка партнеров.
- Придумайте систему скидок и отсрочек платежей.
- Застрахуйте основные риски: ответственность автоперевозчика, экспедитора, целостности грузов, страхование по риску мошенничества. Сообщайте клиентам, что вы застрахованы – это повысит имидж и сможет покрыть реальные риски, которые неизбежны в любом бизнесе.
- Если не получается самостоятельно привлечь первых клиентов, то на первых порах можете найти более крупную компанию-перевозчика и стать их субподрядчиком. Крупные автоперевозчики, при нехватке парка, часто сами привлекают компании извне, забирая процент. Это позволит начать бизнес по грузоперевозкам, параллельно вникая во все нюансы и тонкости сферы. Такой вариант позволит наработать опыт на рынке, потому что многие заказчики перевозок не хотят работать с компаниями, которые только что открылись – им нужна бизнес-репутация, стаж.
— Будьте коммуникабельны. Будьте везде. И главное – делайте свою работу качественно, зарабатывайте себе положительную репутацию с самого первого шага. Привлечь клиента – это еще половина задачи, вторая половина – это его удержать, — советует Юрий Баранов.
Распространенные ошибки
— Одна из самых распространенных ошибок в этом бизнесе – начать закупать технику, нанимать сотрудников, организовывать деятельность, не изучив потенциальный рынок сбыта своих услуг и услуги, конкурентную среду, — объясняет эксперт.
Любое предприятие стоит начинать с составления бизнес-план, модели развития и деятельности. Просчитать все затраты, риски – как обязательные, так и вероятные. Потом начинать вкладывать средства и силы. Действовать наобум нельзя – это путь в никуда. В сфере грузоперевозок требуется большая инвестиция на старте — потерять ее, значит остаться с большими долгами на много лет.
— Сфера грузоперевозок широка и многообразна. Типы автотранспорта и регионы деятельности тоже. Можно в отдельные направления выделить контейнерные грузоперевозки, рефрижераторные перевозки, тентованные, негабаритные, перевозки пиломатериалов, металлолома, наливных грузов, насыпных и т.д.. Можно разделять перевозки на мелкотоннажные, среднетоннажные, крупнотоннажные, тяжеловесные, сборные. Вариаций очень много, и у каждого направления грузоперевозок будут свои требования, свои особенности и свои клиенты, — рассказывает Юрий Баранов.
Сколько стоит открыть бизнес по грузоперевозкам
— Сколько бы вы ни просчитывали – всего не учтешь. В любом случае могут возникнуть какие-то непредвиденные расходы. Как, например, проколотое колесо и многое-многое другое. Так что запас средств или источник, откуда их можно быстро взять, должен быть. А еще запас нервов, терпения и уверенности в том, что все получится. Дорогу осилит идущий или едущий! — резюмирует эксперт.
Статья расходов | Примерные траты, руб. |
---|---|
Автотранспорт | Расходы зависят от типа техники и планируемых масштабов. Цена «Газели» — от 1,5 млн, хороший седельный тягач — от 4,5 млн. |
Постановка на учет в ГИБДД | от 2000 за машину |
Страховка | 100 000 |
Оборудование (тахографы, аптечки, спутниковый маячок) | 150 000 |
Аренда стоянки и офиса (платеж за первый и последний месяцы, ЖКХ) | от 200 000 |
Зарплатный фонд на пять сотрудников офиса | 300 000 — 500 000 |
Юридические консультации | 20 000 |
Закуп расходников (топливо и запчасти) | 500 000 |
Договор с медцентром на предрейсовые осмотры | от 5000 |
Зарплатный фонд для водителей | от 500 000 |
Налоги | индивидуально |
Банковское обслуживание | комиссия с каждого платежа около 1% |
Канцелярия и офисная техника | 500 000 |
Затраты на «Платон» (если фуры больше 12 т) | индивидуально |
Проезд по платным автодорогам | индивидуально |
Оборотные средства | от 1 000 000 |