Как проверить что участник закупки не является офшорной компанией

Проверка сведений, содержащихся в документах, на их соответствие установленным требованиям — это обязанность комиссии заказчика при рассмотрении заявок, которые поступили от участников тендера. С 2021 года у заказчиков обязанностей станет больше.

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Нововведения

С 1 января 2021 года вступает в силу Постановление №917 от 18.07.2019, согласно которому Генпрокуратура начнет передавать операторам торговых площадок данные о наличии у участников закупки нарушений по ст. 19.28 КоАП за последние два года. Если организации привлекались к ответственности за дачу незаконного вознаграждения, принять участие в тендере не удастся. Проверять эти сведения с 2021 года придется комиссиям заказчика.

Принципы

Перечень требований к участникам и порядок их применения регламентирован в ст. 31 №44-ФЗ. Эти нормы касаются всех поставщиков без исключения. В этой же статье сказано, кто проверяет соответствие участников закупки требованиям, которые установил заказчик, — закупочная комиссия. Запрещено такую обязанность перекладывать на исполнителей, кроме случаев, когда речь идет о соответствии дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ.

Если выяснится, что организация необходимым условиям не отвечает либо предоставила недостоверную информацию, то заказчик обязан отстранить ее от участия в процедуре или отказать в заключении контракта. Рассмотрим подробнее каждое требование.

Соответствие требованиям, установленным законодательством, к поставщикам товаров, работ или услуг (п. 1 ч. 1)

Здесь речь идет о наличии у поставщика определенных документов, которые необходимы для выполнения тех или иных видов работ (услуг), являющихся предметом сделки, например:

  1. Лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.
  2. Выписка из электронного реестра членов СРО.
  3. Лицензия на фармацевтическую (медицинскую) деятельность.

Членство организации в СРО и действительность свидетельства о допуске к определенному виду работ проверяют несколькими путями:

  • официальным запросом в партнерство;
  • запросом оригинала документа у компании;
  • с помощью онлайн-сервисов (НОСТРОЙ, НОПРИЗ);
  • поиска сведений о компании в электронном реестре партнерства, которое выдало свидетельство.

Инструкция, как проверить участника закупки в СРО с помощью сервиса НОСТРОЙ:

Шаг 1. Зайти на главную страницу сайта.

Реестр СРО

Шаг 2. Перейти на вкладку «Реестр членов СРО».

2

Шаг 3. Вбить в строку поиска данные организации и нажать кнопку «Поиск».

Поиск в СРО

Шаг 4. Выбрать в результатах поиска нужную компанию и открыть информацию об организации, нажав на ее название.

Результат поиска в едином реесте СРО

Также заказчик вправе потребовать от поставщика наличие лицензии, которая действует в течение исполнения контракта.

Закупочная комиссия вправе выбирать способ контроля соответствия участника данным требованиям, в №44-ФЗ такие способы не установлены.

Непроведение ликвидации (п. 3 ч. 1)

Это касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также должно отсутствовать судебное решение о признании поставщика банкротом, об открытии конкурсного производства.

Проверяют статус организации бесплатно на портале «Вестник государственной регистрации». Выписки из этой базы имеют юридическую силу.

Неприостановление деятельности (п. 4 ч. 1)

За организацией должны отсутствовать административные правонарушения, из-за которых суд приостановил ее работу на дату подачи заявки. Единого источника, где проверяют такую информацию, нет. Заказчик запрашивает данные:

  • на сайте ФССП РФ;
  • у лицензирующих и контролирующих органов в виде справки.

Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч. 1)

Недоимки должны отсутствовать за календарный год, предшествующий дате подачи заявки, и комиссия обязана проверить участников закупки на предмет соответствия требованиям по задолженности. Ее размер не превышает 25% балансовой стоимости активов участника. Поставщик, который подал заявление об обжаловании этих сумм и не получил ответа, соответствует этому требованию.

Для подтверждения комиссия запрашивает справку из ФНС, разрешено обратиться к реестру ФССП.

Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1)

Требование распространяется непосредственно на участника (физлицо) либо на его руководителей и главного бухгалтера (для организаций). Необходимо, чтобы эти лица не были дисквалифицированы, правомочны занимать должности и заниматься деятельностью, связанной с предметом контракта. А в течение двух лет до момента подачи заявки поставщик не привлекался бы к ответственности за взятки, незаконную предпринимательскую деятельность.

Процедура проверки регламентирована Приказом МВД №660 от 27.09.2019 (получение справки об отсутствии судимости).

Подробнее: «Проверяем участников закупок на наличие судимости».

Также в помощь заказчику здесь будут реестры, такие как:

Сайт генпрокуратуры

Или

Поиск дисквалифицированный на сайте ФНС

Наличие прав на результаты интеллектуальной деятельности (п. 8 ч. 1)

Правило применимо, если в результате заключения контракта покупатель приобретает права на такие результаты. Сюда же относится создание произведения искусства (литературы), прокат национального фильма.

Комиссия проверяет подлинность патентов, предоставленных исполнителем в составе заявки. Подтверждают наличие прав бухгалтерские и технические документы, нотариальные копии бумаг (для литературы).

Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1)

Между должностными лицами заказчика и поставщика не должно быть родственных связей. Правила проверки в законе не установлены, поэтому заказчик действует по своему усмотрению, но так, чтобы исключить близкие отношения, а значит, и возможность влияния сторон сделки друг на друга.

Подробнее: «Составляем справку об отсутствии конфликта интересов для тендера».

Для заказчиков, которые находятся на государственной (гражданской) службе, действуют специальные правила по конфликту интересов. Эксперты КонсультантПлюс подготовили готовое решение.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ.

Участник не является офшорной компанией (п. 10 ч. 1)

Еще одно единое требование — то, что участник закупки не является офшорной компанией, которая зарегистрирована в государстве или на территории с льготным налоговым режимом. Список таких мест утвержден Приказом Минфина №108н от 13.11.2007.

Стоит отметить, что оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию на запрет участия в закупках для таких компаний при открытии лицевого счета. Прохождение процедуры аккредитации участника на ЭТП уже доказывает, что требование соблюдено.

Отсутствие ограничений для участия в тендере (п. 11 ч. 1)

В законе нет уточнения, о каких ограничениях идет речь. Предполагаем, что дело касается любых ограничений, которые накладываются на участников нормативными актами, Правительством РФ (санкции, национальный режим и т.п.).

Способ контроля — на усмотрение заказчика.

Отсутствие в РНП (ч. 1.1)

Установление этого требования — не обязанность покупателя. Заявки от организаций, которые входят в реестр недобросовестных поставщиков, возвращаются или отстраняются.

В п. 6 ч. 11 ст. 54.4, п. 5 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ, указано, кто проверяет участника закупки на РНП 44-ФЗ — электронная площадка, и при наличии сведений о потенциальном поставщике в РНП возвращает его заявку. Проверка проходит в автоматическом режиме, если заказчик установил такое требование при размещении тендера. Сотрудники заказчика, которые рассматривают заявки, размещают протоколы рассмотрения заявок, дополнительно проверяется соответствие требованию отсутствие сведений в РНП по 44-ФЗ с помощью функционала единой информационной системы. При выявлении сведений вправе отстранить участника за предоставление недостоверных сведений до заключения контракта.

Подробнее: «Как работать с реестром недобросовестных поставщиков с 2020 года».

РНП

С 1 января 2022 г. п.10 ч.1 ст. 31 добавили словами «участник закупки не является офшорн компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в соста учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридическ лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающ десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества» В заявке участник продекларировал только то что он не является офшорной компанией, подлежит ли так заявка отклонению и на основании какого пункта

Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) определено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

В пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что при осуществлении закупки Заказчик устанавливает, в том числе, требование о том, участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.

Из части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованию, указанным в пунктах 35, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Таким образом, Марийское УФАС России приходит к выводу, что комиссия по осуществлению закупок заказчика праве проверить участника закупки на предмет соответствия требованию, предусмотренному пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и в случае установления несоответствия участника данному требованию обязана отстранить его от дальнейшего участия в закупке.

Одновременно, обращаем Ваше внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Марийское УФАС России является территориальным органом ФАС России и при осуществлении деятельности руководствуется Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15. Указанным нормативно-правовым актом Марийское УФАС России не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Содержание

  • Виды требований
  • Что всегда требуется от поставщиков
  • Как подтвердить соответствие требованиям
    • Таблица. Документы для подтверждения соответствия участника единым требованиям

На всем протяжении процедуры закупки — от подачи заявки до определения исполнителя контракта — участник должен соответствовать единым требованиям. Если это не так, то вступить в отношения с таким исполнителем заказчик не сможет. И даже если сначала участник соответствовал всем условиям, а затем выяснилось, что перестал, контракт заключить с ним заказчик не должен. Если же контракт уже заключен, его придется расторгнуть. В статье расскажем о том, какие существуют требования к поставщикам.

Виды требований

Требования подразделяются на 3 типа:

  1. Единые. Это требования, которые заказчик обязан установить в закупке. Все они изложены в пункте 1 статьи 31 закона 44-ФЗ.
  2. Необязательные. Требования, которые заказчик вправе предусмотреть. Это часть 1.1 статьи 31 закона, в соответствии с которой заказчик может потребовать отсутствия поставщиков в РНП, отсутствия в реестре сведения об учредителях, директоре и членах коллегиального исполнительного органа.
  3. Дополнительные. Такие требования регулируются частью 2 статьи 31 закона и устанавливаются Правительством в отношении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, аналогичных закрытых конкурсных процедур или аукциона. Также носят обязательный характер для включения в документацию, если установлены.

Сегодня расскажем только о первой части — о единых требованиях.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Что всегда требуется от поставщиков

Под едиными подразумеваются такие требования, которым должны отвечать все участники закупок вне зависимости от ее объекта и прочих параметров. Вот их список:

  1. Участник должен соответствовать условиям, которые закон предъявляет при осуществлении определенных работ и услуг или при поставке определенных товаров. Подразумевается наличие допусков, лицензий и прочих разрешений.

    Например, таким требованием является наличие лицензии на установку средств пожарной безопасности, если заказчик закупает монтаж этих средств. Если же закупается, скажем, комплексный ремонт здания, то иметь лицензию на монтаж пожарного оборудования поставщик не должен. В таком случае у подрядчика должен быть допуск СРО на осуществление работ по строительству и монтажу.

  2. Участник должен быть полностью дееспособным. Это значит, что в его отношении не должна быть начата процедура ликвидации или банкротства, а его деятельность не должна быть приостановлена (КоАП дает право контролирующим органам приостанавливать деятельность организации при некоторых административных правонарушениях).
  3. Поставщик должен быть добросовестным исполнителем обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей. Размер его задолженности за последний год не должен быть более чем четверть балансовой стоимости активов по данным последней отчетности. Физические лица, которые входят в руководящий состав участника, не должны иметь непогашенной судимости за экономические преступления. Также им не должно быть назначено наказание в виде дисквалификации или запрета на ведение деятельности, связанной с поставкой объекта закупки.
  4. Если при исполнении госконтракта поставщик должен передать заказчику результаты интеллектуальной деятельности, то он должен обладать исключительными правами на них. Требование не распространяется на закупку создания произведений искусств и прокат национального фильма.
  5. Между заказчиком и потенциальным исполнителем не должно быть конфликта интересов. Это значит, что руководитель заказчика, сотрудники контрактной службы, члены закупочной комиссии либо контрактный управляющий не может быть в определенных отношениях с лицом, входящим в руководство участника, или с участником-ИП. Под отношениями в данном случае понимается брак и близкое родство — дети, родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, усыновители и усыновленные.
  6. Участник не должен быть компанией, зарегистрированной в офшоре.
  7. С 1 июля 2018 года требования к потенциальным поставщикам будут расширены. У них должны отсутствовать ограничения для участия в закупках. Такие ограничения могут быть введены, например, в закупках только для субъектов малого предпринимательства.

Как видно, никаких условий о наличии у участника опыта исполнения подобных контрактов, каких-либо финансовых ресурсов или персонала, в единых требованиях нет. Условия подобного рода относятся к разряду дополнительных и могут быть установлены в соответствии с постановлением № 99 от 2 февраля 2015 года.

Что же касается требования об отсутствии в РНП, то оно включается заказчиком по своему усмотрению.

Как подтвердить соответствие требованиям

Существуют два способа подтверждения соответствия требованиям: декларация и представление документов.

Декларация может быть в виде отдельного документа или в составе заявки. Конкретной формы закон не предусматривает, поэтому составляется она произвольно. Обычно это документ, в котором поставщик указывает свое наименование, юридический адрес, ИНН, а также подтверждает, что соответствует на дату подачи заявки единым требованиям.

Иногда требуется подтвердить соответствие требованиям иным документом. Из следующей таблицы видно, в каких случаях может применяться декларация, а когда — определенные документы.

Таблица. Документы для подтверждения соответствия участника единым требованиям

Требования Основание для требования Документы, которые предоставляет участник НПА
Участник должен соответствовать требованиям законодательства к лицам, поставляющим товар, или оказывающим услуги, которые представляют собой объект закупки Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Лицензия Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ
Свидетельство о допуске, которое выдала саморегулируемая организация Статья 52 ГК РФ, приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624
Другие Письмо Минэкономразвития от 28.05.2015 № Д28и-1542
Постановление Правительства от 29.12.2015 № 1457, письмо Минэкономразвития и ФАС от 28.04.2016 № 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16
Статья 49 ГК РФ
Отсутствие судебного решения о банкротстве участника, непроведение ликвидации участника Пункт 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
Деятельность участника закупки не должна быть приостановлена Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
Участник не должен иметь недоимки по налогам, сборам Пункт 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Письмо Минэкономразвития от 30.09.2015 № Д28и-2971
Участник не должен быть судим за преступления в сфере экономики, не должен быть дисквалифицирован Пункт 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Письмо Минэкономразвития от 28.01.2015 № Д28и-166
Участник должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (если заказчик приобретет по контракту права на такие результаты) Пункт 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
У участника и заказчика не должно быть конфликта интересов Пункт 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016
Участник закупки не является офшорной компанией Пункт 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Выписка из ЕГРЮЛ Письмо Минэкономразвития от 08.02.2016 № Д28и-224; обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016

Одна из основных обязанностей закупочной комиссии — проверка участника закупки на соответствие требованиям по статье 31 44-ФЗ. Такая работа важна, т. к. нацелена на отстранение от участия в закупке недобросовестных компаний. 

Основные положения

Контрактное законодательство в ст. 31 44-ФЗ с последними изменениями перечисляет требования, общие для всех участников всех закупок, проводимых в порядке 44-ФЗ. Это означает, что независимо от вида проводимой процедуры, предмета закупки и организационно-правового статуса заказчика, он обязан предъявлять к потенциальным контрагентам эти требования. Несоответствие компании даже одному из них исключает получение ею контракта.

Та же норма 44-ФЗ отвечает на вопрос, кто проверяет соответствие участников закупки требованиям закона, — это делает сам заказчик, исследуя заявку каждого потенциального контрагента и проверяя его с помощью сторонних источников, сервисов и ресурсов. Если заказчик выявил несоответствие лица требованиям, он обязан отстранить его от участия в закупке или отказаться от заключения с ним контракта — комиссия обязана проверить участников закупки на предмет соответствия требованиям на всем протяжении процедуры, вплоть до заключения контракта. Допуск контрагента, который заведомо требованиям не соответствует, грозит для заказчика административной ответственностью по ст. 7.30 Кодекса об административной ответственности РФ.

Заказчик обязан проводить проверку самостоятельно и не вправе перекладывать ее на третьих лиц, в том числе на оператора электронной площадки, — оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию на запрет участия в закупках по формальным основаниям, перечисленным в Постановлении Правительства от 14.09.2019 № 1202.

Декларацию о соответствии единым требованиям, предусмотренным п. 3-5, 7-11 ч. 1 ст. 31 закона 44-ФЗ, участнику закупки необходимо предоставить в составе заявки на участие в любой конкурентной процедуре.

Рассмотрим подробнее, как проверить соответствие установленным требованиям по 44-ФЗ в 2022 году.

Соответствие поставщиков требованиям специального законодательства (п. 1 ч. 1)

Смысл п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ сводится к необходимости иметь специальные разрешения или допуски, например, членство в СРО. Проверить участника на наличие такого разрешения — обязанность заказчика.

В качестве подтверждения членства в саморегулируемой организации претендент предоставляет соответствующее свидетельство, но заказчику следует проверить его действительность с помощью:

  • запроса оригинала этого документа;
  • официального запроса в саму СРО;
  • с помощью онлайн-реестров.

Постановлением Правительства № 945 от 25.05.2022 утверждены правила формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций. Постановлением утверждены состав сведений, содержащихся в указанном реестре, и порядок его формирования и ведения.

Реестр сформируют и займутся ведением Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) в электронном виде на своих сайтах в интернете.

Инструкция, как проверить участника закупки в СРО с помощью сервиса НОСТРОЙ:

Шаг 1. На главной странице НОСТРОЙ перейти в Единый реестр членов СРО.

Главная страница НОСТРОЙ

Шаг 2. На появившейся странице выбрать вкладку «Реестр членов СРО», а затем в строке поиска ввести известную о компании информацию. Заполнить достаточно только одно поле, но чем больше информации поисковик получит, тем результативнее найдет нужную компанию.

Реестр НОСТРОЙ

Шаг 3. Нажать «Ввод» и получить перечень найденных организаций, подходящих по предоставленным параметрам.

Шаг 4. Найти искомую компанию, кликнуть по ее названию и ознакомиться с информационной карточкой.

На сайте сервиса НОПРИЗ порядок проверки контрагента не отличается от сервиса НОСТРОЙ.

Единый реестр НОПРИЗ

Еще требование к участникам закупок, в соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, указывает, как правило, на необходимость обладания специальным разрешением для участия в отдельных процедурах. По законодательству о лицензировании, ряд работ или услуг выполняются исключительно лицами, которые обладают лицензией. В соответствии с частью 2 статьи 9 закона № 99-ФЗ, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.

Информация о наличии лицензии является открытой и общедоступной. После 01.01.2022 подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31, т. е. наличие у участника лицензии, является только выписка из реестра лицензий.

Вот пример госзакупки с этим требованием:

Пример закупки в ЕИС с требованием о предоставлении лицензии

Непроведение ликвидации (п. 3 ч. 1)

Требование распространяется на участников — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Заказчики проверяют, чтобы на момент закупки в отношении контрагента отсутствовало решение арбитражного суда о признании банкротом и открытии конкурсного производства. Для проверки этого обстоятельства удобно использовать интернет-издание «Вестник государственной регистрации».

Неприостановление деятельности (п. 4 ч. 1)

Санкция за ряд административных правонарушений, перечисленных в КОАП РФ, предполагает приостановление деятельности хозяйствующего субъекта на несколько месяцев. В течение этого времени компания не вправе вести деятельность и, соответственно, участвовать в госзакупках. Факт вынесения решения суда о приостановлении работы устанавливается с помощью сайта службы судебных приставов, где по наименованию компании доступна вся информация о возбужденных в ее отношении исполнительных производствах.

Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч. 1)

Для участника тендера, претендующего на исполнение госзаказа, недопустимо иметь задолженности перед бюджетом. Отсеиваются компании, у которых такая задолженность за последний календарный год возникла и составляет более четверти балансовой стоимости активов.

Участник аукциона требованию на запрет участия в закупках соответствует, если:

  • по задолженности ему предоставлена рассрочка или иное подобное послабление;
  • компания инициировала официальное обжалование документа, установившего задолженность, но решение по этому обжалованию еще не вынесено.

Проверка наличия или отсутствия у компании долгов доступна на сайте ФССП или ФНС.

Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1)

Заказчики проверяют отсутствие неснятой и непогашенной судимости по некоторым статьям УК РФ, наложенного запрета на занятие определенной деятельностью или административной дисквалификации у следующих лиц:

  • претендента — физического лица;
  • членов коллегиального исполнительного органа участника — юридического лица;
  • руководителя участника — юридического лица;
  • главного бухгалтера.

Подтверждается отсутствие судимости с помощью справки, полученной в МВД РФ и через реестр ФНС РФ.

Проверка отсутствия судимости

Привлечение компании к административной ответственности (п. 7.1 ч. 1)

Требование состоит в том, чтобы в течение двух лет, предшествовавших тендеру, участник не привлекался к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. Проверка этого факта теперь осуществляется только на сайте ЕИС.

Проверка прокуратуры

Наличие интеллектуальных прав (п. 8 ч. 1)

Требование актуально для закупок объектов интеллектуальной собственности: произведений литературы и искусства и иные, перечисленные в Гражданском кодексе РФ. Заказчик проверяет патенты и иные документы, предоставленные в качестве подтверждения этих прав.

Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1)

Конфликт интересов — это ситуация, когда должностное лицо заказчика уполномочено принимать решения в ходе тендеров. Как пример — руководитель организации, член комиссии или руководитель контрактной службы состоит в родстве с лицом, заинтересованным в победе одного из участников. Такое положение вещей негативно сказывается на прозрачности конкурентной закупки, ее честности и интересах конкуренции.

Участник не является офшорной компанией (п. 10 ч. 1)

Офшорная зона — это государство или территория, на которых действуют льготные налоговые режимы, их перечень приведен в Приказе Минфина № 108н от 13.11.2007. Будущий контрагент заказчика не вправе являться компанией, зарегистрированной в таком регионе.

Тот факт, что участник закупки не является офшорной компанией, подтверждается уже тем, что он прошел регистрацию на электронной площадке — площадка не зарегистрирует офшорную компанию.

ВАЖНО!

Приказом Минфина № 83н от 26.05.2022 установлен перечень государств и территорий для промежуточного (офшорного) владения активами в России, документ вступает в силу 01.01.2023.

Отсутствие ограничений для участия в закупках (п. 11 ч. 1)

Речь идет о любых ограничениях, которые возможны на территории РФ. В частности, санкции или национальный режим. Чаще всего проверка на предмет отсутствия ограничений для кандидатур осуществляется закупочной комиссией. Соответствие этому требованию подтвердят, к примеру, сведения из выписки ЕГРЮЛ или ЕГРИП (их нотариальные копии). Такую информацию направит оператор электронной площадки в составе заявки.

Требование об отсутствии сведений об участнике в РНП (ч. 1.1 ст. 31 закона о контрактной системе)

РНП (реестр недобросовестных поставщиков) — это информационный ресурс, куда включаются сведения о лицах, ранее допустивших серьезные нарушения в сфере госзакупок.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, устанавливать требование о ненахождении участника в РНП заказчик не обязан.

Если заказчик не воспользовался правом установить требование об отсутствии поставщика в РНП по любым основаниям, тогда он обязан с 01.07.2022 устанавливать требование об отсутствии информации об участниках закупки в Реестре недобросовестных поставщиков, включенной в связи с отказом от исполнения контракта из-за введения в отношении заказчика санкций (пп. «б» п. 1 Постановления 2571 от 29.12.2021).

Проверяют наличие участника закупки в РНП в специальном разделе ЕИС.

Реестр недобросовестных поставщиков из ЕИС

Дополнительные требования к участникам закупки

В соответствии с п. 2 и п. 2.1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки. Полный перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлен Постановлением Правительства № 2571 от 29.12.2021.

Если заказчик не устанавливает дополнительные требования в конкурентном способе закупки, а начальная максимальная цена составляет 20 млн и более, то придется установить требование о наличии опыта участника закупки (универсальная предквалификация).

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова

Полина ГольцоваЮрист
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Другие публикации автора

Эта статья о том, что нужно уточнять у поставщика по 44-ФЗ. В этой статье вы узнаете, что для начала проверьте, соответствует ли предмет договора роду деятельности потенциального поставщика. Проверить это можно по коду ОКВЭД. Каждому виду деятельности соответствует определенный код. Главная Информация. регион, вид деятельности, количество работников, период существования, размер выручки.

Проверка сведений, содержащихся в документах, на их соответствие установленным требованиям — это работа заказчиков, нацеленная на отсев от участия в закупке компаний, которые, в силу закона, не могут получить контракт. Критерии такого отсева перечислены в Федеральном законе № 44-ФЗ, с 2023 года они будут ужесточены.

Основные положения

Федеральный закон № 44-ФЗ в ст. 31 перечисляет требования, общие для всех участников всех закупок, проводимых в порядке 44-ФЗ. Это означает, что независимо от вида проводимой процедуры, предмета закупки и организационно-правового статуса заказчика, он обязан предъявлять к потенциальным контрагентам эти требования. Несоответствие компании даже одному из них исключает получение ею контракта.

Та же норма 44-ФЗ отвечает на вопрос, кто проверяет соответствие участников закупки требованиям закона — это делает сам заказчик, исследуя заявку каждого потенциального контрагента и проверяя его с помощью сторонних источников, сервисов и ресурсов. Если заказчик выявил несоответствие лица требованиям, он обязан отстранить его от участия в закупке или отказаться от заключения с ним контракта — комиссия обязана проверить участников закупки на предмет соответствия требованиям на всем протяжении процедуры, вплоть до заключения соглашения. Допуск компании, которая заведомо требованиям не соответствует, грозит для заказчика административной ответственностью по ст. 7.30 Кодекса об административной ответственности РФ.

Заказчик обязан проводить проверку самостоятельно и не вправе перекладывать ее на третьих лиц, в том числе на оператора электронной площадки, — оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию на запрет участия в закупках по формальным основаниям, перечисленным в постановлении правительства от 2022-08-01 № 1202.

С 2023 года правила проверки обновятся: на площадки от органов Прокуратуры поступит информация о том, не привлекался ли претендент к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в последние два года. Если привлекался, он отсеивается.

Рассмотрим подробнее действующие требования, указанные в ст. 31 44-ФЗ.

Соответствие требованиям к поставщикам закупаемых ТРУ (п. 1 ч. 1)

Не всеми видами экономической деятельности хозяйствующие субъекты вправе заниматься, руководствуясь исключительно собственным желанием — в ряде случаев необходимы специальные разрешения, например, лицензия или членство в СРО: проверить участника на наличие такого разрешения — обязанность заказчика. Подробнее: «Инструкция по вступлению в СРО и оплате компенсационного взноса».

В качестве подтверждения членства в саморегулируемой организации претендент предоставляет соответствующее свидетельство, но заказчику следует проверить его действительность с помощью:

  • запроса оригинала этого документа;
  • официального запроса в саму СРО;
  • с помощью онлайн-реестров.

Каждая СРО ведет реестр своих членов и публикует его на своих ресурсах, имеются и общие реестры, такие как НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Как проверить поставщика по 44-ФЗ?

Найти информацию о поставщике можно, прежде всего, в Единой информационной системе (ЕИС) госзакупок в разделе «Реестр контрактов, заключенных заказчиками». Это единая база данных, где содержится информация о заключенных контрактах как в рамках 44 — ФЗ, так и 223- ФЗ.

Как проверить поставщика?

Как проверить поставщика на надежность? Изучить сайт поставщика. Запросить пакет документов у поставщика. Получить сведения об организации с помощью сервиса на сайте Федеральной Налоговой службы (ФНС). Получить сведения об организации на других сервисах. Проверить адрес контрагента. Уточнить, какой бизнес ведет контрагент.

Какие единые требования заказчик должен установить к участникам закупки?

финансовых ресурсов для исполнения контракта, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Какие единые требования предусмотрены к участникам закупки?

Единые требования к участникам закупки 223-ФЗ регистрация в качестве как юридического лица или ИП, наличие лицензий, свидетельств (в зависимости от объекта тендера), непроведение процедуры ликвидации, банкротства, отсутствие приостановки деятельности, отсутствие задолженности по налогам и сборам.

Как проверить участника закупки?

Для того чтобы проверить информацию о том, зарегистрированы ли Вы в ЕИС: В ЕИС перейдите в раздел «Поставщикам», В блоке «Организации» перейдите в раздел «Единый реестр участников закупок », По ИНН осуществите поиск организации.

Кто устанавливает дополнительные требования к участникам закупок?

4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В каком случае заказчик применяет дополнительные требования к участникам закупки?

Дополнительные требования, предусмотренные приложением 1 к Постановлению № 99, устанавливаются для случаев проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ?

Если закупка осуществилась, то денежные средства возвращаются всем участникам закупки, за исключением победителя, после подписания итогового протокола закупки. Победителю внесенные денежные средства в качестве обеспечения заявки вернутся позже — после того, как он внесет обеспечение исполнения контракта.

Какие документы подтверждают соответствие СТ 14 44 ФЗ?

для пищевой продукции — декларация о стране-производителе с указанием кода этой страны по ОКСМ, для лекарств ЖНВЛП — сертификат СТ — 1 или заключение о происхождении, для медицинских изделий — сертификат о происхождении или акт экспертизы с указанием доли импортного сырья.

Что должен сделать участник закупки по 223 ФЗ если он подает заявку в письменной форме?

Заказчик имеет право запросить дополнительные документы в зависимости от предмета закупки. Если заявка на участие подается в письменной форме, все листы заявки на участие должны быть прошиты в единый том, содержать опись входящих в состав данного тома документов с указанием количества листов.

Инструкция, как проверить участника закупки в СРО с помощью сервиса НОСТРОЙ:

Шаг 1. Единый реестр членов СРО.Соответствие требованиям к поставщикам закупаемых ТРУ (п. 1 ч. 1). На главной странице НОСТРОЙ перейти в Единый реестр членов СРО.

Шаг 2. Проверка компании в реестре членов СРО.Соответствие требованиям к поставщикам закупаемых ТРУ (п. 1 ч. 1). На появившейся странице выбрать вкладку «Реестр членов СРО», а затем в строке поиска ввести известную о компании информацию — заполнить достаточно только одно поле, но чем больше информации поисковик получит, тем точнее найдет нужную компанию.

Шаг 3. Нажать «Ввод» и получить перечень найденных организаций, подходящих по предоставленным параметрам.

Шаг 4. Найти искомую компанию, кликнуть по ее названию и ознакомиться с информационной карточкой.

Непроведение ликвидации (п. 3 ч. 1)

Требование распространяется на участников — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Заказчики проверяют, чтобы на момент тендера в отношении претендента отсутствовало решение арбитражного суда о признании банкротом и открытии конкурсного производства. Для проверки этого обстоятельства удобно использовать интернет-издание «Вестник государственной регистрации».

Неприостановление деятельности (п. 4 ч. 1)

Санкция за ряд административных правонарушений, перечисленных в КОАП РФ, предполагает приостановление деятельности хозяйствующего субъекта на несколько месяцев. В течение этого времени компания не вправе вести деятельность и, соответственно, участвовать в госзакупках. Факт вынесения решения суда о приостановлении работы устанавливается с помощью сайта Службы судебных приставов, где по наименованию компании доступна вся информация о возбужденных в ее отношении исполнительных производствах.

Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч. 1)

Для участника тендера, претендующего на исполнение госзаказа, недопустимо иметь задолженности перед бюджетом. Отсеиваются компании, у которых такая задолженность за последний календарный год возникла и составляет более четверти балансовой стоимости активов.

Участник аукциона требованию на запрет участия в закупках соответствует, если:

  • по задолженности ему предоставлена рассрочка или иное подобное послабление;
  • компания инициировала официальное обжалование документа, установившего его задолженность, но решение по этому обжалованию еще не вынесено.

Проверка наличия или отсутствия у компании долгов доступна на сайте ФССП или ФНС.

Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1)

Заказчики проверяют отсутствие неснятой и непогашенной судимости по некоторым статьям УК РФ, наложенного запрета на занятие определенной деятельностью или административной дисквалификации у следующих лиц:

  • претендента — физического лица;
  • членов коллегиального исполнительного органа участника — юридического лица;
  • руководителя участника — юридического лица;
  • главного бухгалтера.

Подтверждается отсутствие судимости с помощью справки, полученной в МВД РФ и через реестр ФНС РФ. Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1).Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1).

Привлечение компании к административной ответственности (п. 7.1 ч. 1)

Требование состоит в том, чтобы в течение двух лет, предшествовавших тендеру, участник не привлекался к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. Проверка этого факта возможна с помощью реестра Генеральной прокуратуры РФ. Привлечение компании к административной ответственности (п. 7.1 ч. 1).Привлечение компании к административной ответственности (п. 7.1 ч. 1).

Наличие интеллектуальных прав (п. 8 ч. 1)

Требование актуально для закупок объектов интеллектуальной собственности: произведений литературы и искусства и иные, перечисленные в Гражданском кодексе РФ. Заказчик проверяет патенты и иные документы, предоставленные в качестве подтверждения этих прав.

Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1)

Конфликт интересов — это ситуация, когда должностное лицо заказчика, уполномоченное принимать решения в ходе тендеров, например руководитель организации, член комиссии или руководитель контрактной службы, состоит в родстве с лицом, заинтересованным в победе одного из участников. Такое положение вещей негативно сказывается на прозрачности тендера, его честности и интересах конкуренции.

Участник не является офшорной компанией (п. 10 ч. 1)

Офшорная зона — это государство или территория, на которых действуют льготные налоговые режимы, их перечень приведен в приказе Минфина № 108н от 13.11.2007. Будущий контрагент заказчика не вправе являться компанией, зарегистрированной в таком регионе.

Тот факт, что участник закупки не является офшорной компанией, подтверждается уже тем, что он прошел регистрацию на электронной площадке — площадка не зарегистрирует офшорную компанию.

Отсутствие ограничений для участия в тендере (п. 11 ч. 1)

Закон не уточняет, о каких ограничениях идет речь, подразумеваются любые ограничения, которые возможны на территории РФ, например санкции или национальный режим.

Отсутствие в РНП (ч. 1.1)

РНП — реестр недобросовестных поставщиков — это информационный ресурс, куда включаются сведения о лицах, ранее допустивших серьезные нарушения в сфере госзакупок. Подробнее: «Реестр недобросовестных поставщиков: все, что нужно знать».

Устанавливать требование о ненахождении участника в РНП заказчик не обязан — соответствие требованию отсутствия сведений в РНП по 44 ФЗ проверяется одним тем фактом, что заказчик получил заявку участника. Если бы участник состоял в РНП, площадка завернула бы его заявку, и до заказчика она бы не дошла вовсе. То, кто проверяет участника закупки на РНП 44 ФЗ, указано в п. 6 ч. 11 ст. 54.4 и п. 5 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ — электронная площадка. Отсутствие в РНП (ч. 1.1).Отсутствие в РНП (ч. 1.1). Она же возвращает заявку участнику, не прошедшему проверку по этому критерию.

Предъявление дополнительных требований к участникам закупок с 2023 года: разъяснения Минфина

В 2023 году законодательство о контрактной системе претерпело значительные изменения. В связи с этим Минфин выпустил информационное письмо, разъясняющее отдельные вопросы организации закупочного процесса. В частности, в документе описано, в каких случаях необходимо устанавливать дополнительные требования в 2023 году и от чего зависит необходимость их применения.

Доптребований к участникам станет больше

Предлагается расширить перечень дополнительных требований для участников закупок с офсетными контрактами. Если нововведение примут, компаниям придется подтверждать опыт, объем выручки или объем капвложений — по выбору.

Скачать проект постановления об изменении доптребований по Постановлению 2571

Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 31

1. При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

6) утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1) участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ)

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:

а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;

б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;

в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1) участник закупки не является иностранным агентом;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

(п. 11 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

2.1. Если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

7. Указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.

8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. При осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:

1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;

2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 390-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. Положения части 10 настоящей статьи не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию об идентификационном номере заявки на участие в закупке, поданной таким победителем, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такие же, как и победитель такой закупки, цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги или предложение о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Участником закупок для государственных и муниципальных нужд не может быть офшорная компания. Минфин предлагает уточнить формулировки закона.

Норма ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ устанавливает, что в закупках по контрактной системе на могут участвовать офшорные компании. Минфин предлагает уточнить эту норму.

В частности, участником закупок по Закону № 44-ФЗ не могут быть:

  • офшорные компании;
  • компании, в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица имеются офшорные компании;
  • компании, выгодоприобретателями которых являются офшоры. 

Законопроект находится в стадии обсуждения, которое завершится 5 марта 2021 года.

Решения для крупного бизнеса

Продукты для оптимизации бизнес-процессов холдингов и филиальных структур — от поиска контрагентов до сдачи отчетности​.

Узнать больше

Решения для крупного бизнеса

Продукты для оптимизации бизнес-процессов холдингов и филиальных структур — от поиска контрагентов до сдачи отчетности​.

Узнать больше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как провести конкурс по выбору управляющей компании сроки образец
  • Как продлить время работы двигателя на сигнализации старлайн а 93
  • Как проехать в крематорий на общественном транспорте в петербурге
  • Как проехать до кузьминского кладбища от метро рязанский проспект
  • Как проехать до покровского монастыря к матроне в москве на метро