Если вы хотите ездить в общественном транспорте зайцем надо быть морально готовым к тому, что иногда вас могут разоблачить, и хоть и изредка оплачивать проезд придётся.
Могут ли соседние пассажиры сдать кондуктору?
Не помню таких случаев на практике, хотя какой-нибудь ребёнок заучка в теории может сдать вас кондуктору.
Как проехать зайцем в автобусе или троллейбусе
Какой русский не любит халяву? Чтобы бесплатно ездить в общественном транспорте есть несколько методов:
- Прикинуться шлангом, морду «кирпичом» и смотреть в окно, помогает в 99% случаев, кроме тех, когда кондуктор точно знает что вы зашли в автобус и не заплатили;
- Идти в сторону кондуктора и отвлечь вопросом «уже час еду когда остановка музей будет?», это собьёт с толку, кондуктор растеряется;
- Включить музыку в наушниках и не обращать внимания, тут всё зависит от настойчивости кондуктора, многие не станут связываться и пойдут дальше;
- Идти к выходу в стиле я давно еду и пора выходить;
- Вертеть в руках билетик такого же цвета. Имейте в запасе в кармане несколько разных билетов;
- Сделать вид что спите и держать в руке билет обратной стороной где не видно номер и цвет;
- Попытаться заплатить за проезд купюрой 5000 рублей, обычно у кондуктора нет сдачи и выгнать в таком случае он вас не может.
Если это пригородная электричка и вы налегке, то всё намного проще, вы можете перебегать из вагона в вагон от контролёров, доезжая до станции назначения бесплатно. Данный метод не подойдёт для людей в возрасте.
Как не уступать место в автобусе
Если вы очень устали и не желаете уступать место и очень устали, скажите что у вас проблемы с ногой и не могли бы вы попросить кого-нибудь ещё, а так же вы можете сделать вид что не слышите собеседника.
Когда уступать не стоит точно? При грубых и истерических наездах, если вас пытаются пристыдить, что вы должны и обязаны уступить место. Уступать или нет ваша личная инициатива, а истериков надо игнорить.
Пассажир вправе сесть в транспорт (почти) без ограничений, проехать до своей остановки и получить компенсацию, если что-то произошло в пути. Подробности в нашей статье!
Что делать, если нужно провезти санки, могут ли дети ездить без билета, как получить компенсацию в случае форс-мажора – ответы на эти и другие вопросы дают эксперты Роскачества.
В этом материале мы рассмотрим только права потребителей в городском общественном наземном транспорте, то есть в автобусах, трамваях, троллейбусах. Ими пользуется большинство, и, казалось бы, никаких сложностей тут быть не может. Однако спорные и непонятные ситуации могут возникнуть в любой момент. И в этом случае необходимо понимать, как действовать, чтобы не нарушить закон, но и не ущемить свои права.
Покупка билетов и право проезда
Пассажир имеет право:
1. Уехать на транспорте, если есть свободные места
Это право закреплено в ст. 24 Устава автомобильного транспорта. На практике это означает, что водитель не может препятствовать поездке пассажира, если в салоне есть свободные места, а пассажир не нарушает правила перевозки (например, на нем нет пачкающей одежды, он не отказывается платить, и так далее). Под «свободными местами» понимаются как сидячие, так и стоячие. Если возникают спорные ситуации, необходимо обратиться к техническим характеристикам автобуса, в них должно быть указано количество тех и других мест.
Это правило особенно актуально для регионов, где работают маршрутные такси, так как некоторые водители могут весьма вольно распоряжаться местами, придерживать их для определенных людей или в принципе не сажать пассажиров, например, рядом с собой.
2. Проехать до нужной остановки и выйти на ней без дополнительных напоминаний
Водитель должен провозить пассажиров по всему маршруту. Если остановка присутствует в списке, пассажир должен иметь возможность до нее добраться и на ней выйти. Любые изменения в маршруте или его сокращение незаконны, и можно жаловаться в администрацию перевозчика, если такое происходит.
Что касается выхода из транспорта, водитель должен останавливаться на каждой остановке без дополнительных напоминаний. Особенно это касается маршруток, которые зачастую работают только «по запросу», в результате чего пассажиры, оказавшиеся на этом маршруте впервые, легко могут пропустить, когда им выходить.
Из этого правила, впрочем, есть исключение – остановки по требованию (это должно быть указано в маршруте). Однако обратите внимание, что, если на этой остановке есть люди, водитель в любом случае должен остановиться, даже если в салоне никто не просил об этом.
3. Проехать до своей остановки, даже если нет билета: для детей до 16 лет, путешествующих без сопровождения взрослых
Это нововведение действует с марта 2021 года (ч. 22 ст. 20 Устава автомобильного транспорта). Теперь ребенок до 16 лет может проехать в городском транспорте даже в том случае, если он потерял проездной или родители не продлили его действие. Высадить или оштрафовать за отсутствие билета и отказ его купить нельзя, но только в том случае, если ребенок едет без сопровождения взрослых. Если подростку 16 лет и больше, а также если нарушает взрослый, контролер может либо потребовать оплатить проезд, либо высадить «зайца» на ближайшей остановке. Также на нарушителя может быть наложен штраф.
Проезд (в том числе с детьми) и провоз багажа
Здесь пассажир вправе:
4. Бесплатно провозить детей до семи лет при условии, что они не занимают отдельного места
В городском и пригородном транспорте так можно перевозить детей до семи лет. В междугородных автобусах, как правило, можно не покупать отдельный билет на ребенка до пяти лет. Если же автобус оборудован ремнями безопасности (то есть предполагается, что пассажир пристегивается, а сделать это с ребенком на коленях нельзя), то это правило не действует, зато ребенку можно купить билет с существенной скидкой.
Еще один интересный нюанс заключается в том, что в автобусах с ремнями детей до семи лет (до 12, если не подходят ремни безопасности) следует перевозить в автомобильных креслах, иначе это будет нарушением правил ПДД. Обычно не уточняется, кто именно обеспечивает наличие кресел, но, так как именно перевозчик отвечает за безопасность пассажиров, предоставлять кресла, по идее, должен он.
5. Провозить ручную кладь, а также лыжи, санки, детские коляски бесплатно
Длина, ширина и высота ручной клади не должны превышать 120 см суммарно. Перевозчик может установить дополнительные правила, в которых будут указаны более масштабные габариты (но не менее, потому что такие величины указаны в правилах, действующих на федеральном уровне). Также перевозчик может расширить перечень предметов, которые разрешено взять с собой в салон (например, включить в него чемоданы, велосипеды и так далее). В любом случае каждый перевозчик обязан разрешить бесплатно провозить одну пару лыж в чехле (на пассажира), санки, детскую коляску, инвалидное кресло. При этом ручная кладь должна не только отвечать требованиям по габаритам или виду, но и быть провозима так, чтобы не мешать другим пассажирам (не перегораживать никакие проходы и так далее), она не должна пачкать других людей в салоне, иметь неприятные запахи и так далее.
6. Провозить животных и даже птиц, если последние в клетках с глухим дном
Важно при этом то, что любое животное должно по правилам быть в клетке с глухим дном. Без клетки можно взять с собой в салон только собаку-поводыря. Однако перевозчики в регионах могут устанавливать более мягкие требования и правила. Так, например, в Московской области можно провозить собак в автобусах – маленьких на руках, крупных в салоне, но при этом собака должна быть в наморднике и на поводке.
7. Получить компенсацию за утерю багажа
Чаще всего багаж провозится вместе с пассажиром, но возможны и другие варианты. Если что-то произошло в пути и багаж утерян или по вине перевозчика пришел в негодность, перевозчик обязан компенсировать убытки. За каждые сутки в просрочке в возврате багажа пострадавшему выплачивается 3% от платы за багаж за каждый день просрочки. Для получения выплат необходимо проследить, чтобы был составлен акт о просрочке.
8. Получить компенсацию, если во время поездки произошло ДТП
Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).
Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.
Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.
В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.
Если поездка не состоялась, прервалась, возникли сложности в процессе
В данном случае права пассажира таковы:
9. Если транспорт сломался, можно бесплатно пересесть в другой от того же перевозчика
Это правило актуально для всех видов городского транспорта, в том числе для маршрутных такси. Если мест в следующем автобусе или трамвае нет, эту проблему решает перевозчик. Если по какой-то причине пассажир все же не может уехать в разумное время, он может требовать компенсацию за проезд.
10. Вернуть деньги (или часть денег) за проезд в случае форс-мажора
Если пассажир не мог завершить поездку по вине перевозчика (например, если транспорт сломался), стоимость билета должна быть уменьшена пропорционально преодоленному расстоянию. Это актуально в том случае, если перевозчик не может предоставить другой вид транспорта по независящим от него причинам (форс-мажор – например, погодные условия).
Кстати, если автобус сломался, можно вернуть все деньги, так как за сохранность транспорта отвечает перевозчик. Но только при условии, что перевозчик не сможет в конечном итоге доставить до нужного места (то есть предоставить другое транспортное средство для перемещения).
Как быть, если ваши права нарушены?
Если перевозчик нарушил ваши права и не собирается исправляться, можно подать претензию в адрес руководства или обратиться в суд. Обратите внимание, что, если сначала подавать претензию, а потом идти в суд (естественно, при условии, что претензия не удовлетворена), можно получить больше денег за счет штрафа, который присуждается за отказ добровольно компенсировать убытки.
Подавать претензию необходимо в двух экземплярах, один останется у вас, на нем должны поставить подпись и дату. Оформить претензию можно в течение года после происшествия, ответить перевозчик должен в течение 30 дней. Если вам не отвечают или ответ вас не удовлетворяет, можно обращаться в суд.
Как проехать в автобусе или троллейбусе с кондуктором и не купить талончик? И возможно ли такое? Последнее подорожание общественного транспорта в Минске спровоцировало в комментариях на нашем портале обсуждение способов обмануть кондуктора и проехать «зайцем». Оказывается, вариантов не так уж и мало. Но насколько они действенны? Один из кондукторов минского автобусного парка на условиях анонимности согласился прокомментировать многочисленные уловки «зайцев».
«Зайцы»: «музыканты», «сони» и «коллекционеры»
«Ззаходим и прямо перед кондуктором демонстративно пробиваем талон (ранее уже пробитый и не единожды). Очень редко кто из них смотрит на талон… Хоть и не совсем бесплатно едете, но каждая вторая поездка точно будет бесплатная… «(Евгений, Минск)
— Дело не в том, что кондуктор не хочет проверять оплату проезда или такой доверчивый. Кондукторы отлично видят этот ход. Но… кондуктор своего рода психолог. У некоторых таких «экономных», по 2-3 раза пробивающих талончик «зайцев», требовать показать билет – себе дороже.
Кто честно пробивает талон – спокойно его демонстрирует. Тот же, кто пытается смухлевать, сжимает его в руке так, чтобы был виден лишь краешек. И можешь делать что угодно, хоть головой потолок автобуса прошибить – но тебе этот талон в руки не дадут. Даже кричат, что мы не имеем права его брать в руки. Хотя это не мое право, а моя обязанность – проверить талон. Поэтому в таких случаях надеемся на контролеров. Увидишь контроль на остановке – просишь зайти в автобус и проверить на наличие «зайцев». Все-таки контролеров трое.
А вообще с пробитыми по несколько раз талончиками разные казусы бывают. Раз одна немолодая женщина предъявила настолько «замученный» талон, что не удержалась, посоветовала ей тихонько: «Ну поменяйте вы уже талон… Сколько можно его пробивать? Он уже свое отжил.» Через некоторое время снова встретила ее в автобусе. Предъявила новенький, по всем правилам пробитый талон и сказала: «Спасибо, что не опозорили меня на весь автобус. Но мне все равно так стыдно стало…»
Бывают и другие ситуации. Зашел в автобус молодой парень, стал рядом со мной. Через остановку спрашиваю: «Вы оплатили проезд?» «Конечно!», отвечает. Долго копался в кармане, извлек непробитый разорванный пополам талончик и, глядя мне в глаза, заявил, что билет порвался, когда он его пробивал. «Молодой человек», говорю, «не знаю, что и сказать: вы вошли в автобус, встали рядом со мной, я видела, что вы и попыток не делали оплатить проезд. А сейчас достали порванный талончик и нагло доказываете, что пробивали его»… Вышел на следующей остановке.
«Вспоминаем студенческие годы? Тогда не забудьте пробитые талоны потом намочить и проутюжить — будут как новые)))». (Nocturne)
— Талончики заклеивают, замазывают, слюнявят… И утюжат, естественно. Талоны пробивают несильно – чтобы дырок не было. Если хорошо всмотреться, то утюженные талоны заметны.
«Еще наблюдал пару раз когда кондуктору давали купюру в 100 тысяч, а у него не было нужной суммы на сдачу». (Nocturne)
— Да, это также хорошо известный ход. Мы такие купюры называем «проездными». Как-то раз мне за день три раза их давали. Всем троим нашлась сдача…
Также отмечу, что теперь в автобусах постоянно озвучивается информация о том, чтобы при покупке талонов у кондуктора или водителя давали купюры достоинством не выше Br10 тыс.
Некоторые контролеры отвечают людям с такими купюрами «взаимностью» – имеют при себе заготовленную пачку сдачи из банкнот номиналом 100, 500 и 1000 рублей.
«Заходите в автобус, пробираетесь чуть дальше от двери, вставляете в уши наушники, включаете музыку и наслаждаетесь поездкой. Не всякий кондуктор будет вас тормошить и спрашивать оплату.» (Der Гость)
— Я так люблю этих «музыкантов» обилечивать! Раз пять к нему громко обращаешься: «Молодой человек, оплачиваем проезд!» Дергаешь его за рукав – реакция мгновенная: «Что вы меня трогаете!!!»
Стоит отметить, что такие «музыканты» в большинстве своем – люди несмелые. В открытую заявить, что он не будет платить, он не может. Но, воткнув наушники в уши, надеется, что «авось повезет!» Такие обычно оплачивают проезд.
Есть еще категория «сонь»: садится в автобус и сразу засыпает. Автобус и сотню метров не проедет, а он уже даже храпит! Тут уж стоит пошутить: «Чего это вы так быстро заснули? Оплатите проезд, потом спите – я вам и «Калыханку» спою». Человек начинает улыбаться «во сне», а потом и вовсе «просыпается» и платит.
«Хитроумный способ псевдобесплатного проезда моего приятеля, изобретённый им ещё в 90-ые. Чел ездил по одному маршруту, список транспорта не меняется (как правило). Он напробивал коллекцию талонов на все варианты и по номеру приходящего автобуса доставал нужный. Но когда приходил незнакомый автобус на рейс — его разочарованию не было предела — нужно было пробивать всё-таки талон. Один недостаток системы — нужно время от времени актуализировать список» (Messerschmitt Bf.109)
— Также далеко не уникальный способ. Хочу предупредить – пусть люди не забывают, что код в компостерах меняется. Примерно раз в месяц. Кроме того, сейчас часто автобусы перебрасывают с маршрута на маршрут. Пусть и в пределах 1 колоны. Так что теперь собирать коллекцию талонов практически бессмысленно.
«Ещё вариант: собираешь кучу пробитых талонов и когда кондуктор подходит говоришь, что уже покупал. она просит показать и ты достаёшь это всё и говоришь «ищите»» .(SergSTI)
— А кондуктор ничего и не будет искать! Это дело пассажира – дать мне тот талон, который он пробил именно в этом автобусе или троллейбусе. Да, если честно, теперь такого я не встречала. Раньше было, теперь нет.
«Чаще всего не платят женщины в возрасте 45-55 лет»
На этом варианты «бесплатного» проезда от наших читателей закончились. Но остались вопросы у нас самих.
— Тамара Александровна, а вообще – много сейчас в транспорте «зайцев»?
— Если честно, то все зависит от маршрута. Если взять, например, маршрут №24 (дс Зелёный Луг-6 — ул. Воронянского – ИФ), то, даже несмотря на то, что на нем реже работают контроллеры, «зайцев» совсем немного – даже бабульки за проезд платят без споров! А если говорить, например, о маршруте №87 (ДС «Зеленый Луг» — АС Автозаводская), то желающих проехать бесплатно значительно больше. На маршруте №13 (дс Зелёный Луг-6 – Макаёнка) тоже «зайцев» хватает – как правило, на 13-м едут 2-3 остановки и платить ох как не хочется!
— Нежелающих платить становится больше?
— Нет, наоборот – их все меньше. Еще три года назад работать было намного тяжелее: кондукторов еще было мало, люди привыкли ездить «бесплатно» и очень не хотели платить. Скандалить начинал буквально каждый третий. Теперь такого нет.
И если честно, многое зависит от… настроения кондуктора. Если у тебя нет настроения, ты просто делаешь свою работу – платят хуже. Если же настроение хорошее, ты можешь пошутить с пассажирами, поговорить с ними – проблем с оплатой не возникает. Кстати, люди очень любят общаться с кондукторами. На любые темы.
— Можно ли нарисовать портрет наиболее типичного «безбилетника»?
— Если разбирать по категориям, то студенты, в основном, ездят с проездными. Талончики покупают единицы. Иногда молодежь любит пошутить, вроде «мы уже заплатили» или «мы не будем платить». Но видно, что это шутка и они оплачивают проезд. В этом отношении у нас молодежь неплохая.
Бабульки разные бывают. Часто их желание заплатить зависит… от самого кондуктора. Как правило, они ездят по одним и тем же маршрутам и нередко от них можно услышать: «Этому кондуктору заплачу, потому что он хороший!» Другие заводят стандартную «песню»: «Я за свою жизнь уже все заплатила! Я всегда платила!»
Мужчины редко не платят. Разве что совсем уж пьяный – и то, пытается ковыряться в карманах.
Чаще всего пытаются проехать «зайцем» женщины в возрасте 45-55 лет. И, кстати, очень хорошо заметно, когда они пытаются обмануть – глаза так и бегают. Стандартным является диалог: «Вы оплатили?» «Да!», «Предъявите, пожалуйста», «Ой, далеко проездной лежит…» А в конце концов оказывается, что проездной забыли «в другой сумке».
— Конфликты часто бывают?
— Некоторые, похоже, только и ждут того, чтобы поскандалить и выплеснуть негативную энергию. Они видны, как только заходят в автобус. И как бы ты культурно к ним не обращался, конфликта не миновать.
Сегодня две дамы заявили: «Не будем платить, мы на следующей остановке выходим!» С одной стороны, даже если вы едете одну остановку оплачивать проезд надо. С другой – они перед этим уже две проехали! Следующий аргумент: «Нам зарплату не повышают!» Так все не повышают. Но практически все оплачивают проезд. Но так они и вышли не заплатим. Но что ты с ними сделаешь – в драку не полезешь и силой отбирать деньги не будешь…
Часто сами пассажиры требуют «справедливости». Зайдет пьяный вусмерть человек – не пустить его в автобус я не имею права. И о какой оплате может идти речь, если он уже не помнит, где у него карманы и где он находится? Тем не менее, некоторые особо «бдительные» пассажиры (чаще пассажирки) интересуются: «А почему с него за проезд деньги не берете?» Приходится отшучиваться: «Будете в его состоянии – и с вас не возьму».
— Как вообще относятся к кондукторам пассажиры?
— К сожалению, ситуация такова, что кондуктор практически не имеет никакой защиты. Пассажир может тебя обругать, оскорбить, оклеветать. И ответить ты ему никак не можешь.
Недавно был случай: кондуктор на 87-м маршруте потребовала оплатить проезд у пассажирки. Та так и не оплатила, а, выйдя из автобуса, позвонила в парк и заявила, что кондуктор пьян. Кондуктора сняли с маршрута, приказали ехать в парк, отправили на медосмотр – хотя мы и так проходим медосмотр каждую смену. Кондуктор была трезвой и ее отправили работать обратно на маршрут. Но она потеряла значительную часть рабочего дня, да и настроение оказалось окончательно испорченным. А человек, который ее оклеветал, не понес никакой ответственности.
Другая ситуация. Возникла потасовка в автобусе. Одна из пассажирок вызвала милицию, сообщила мне, что на одной из остановок будет ждать машина. Но, когда мы подъехали, милиции там все еще не было. В салоне к этому времени царил мир и водитель отказался ждать – у него есть график движения.
У милиционеров возникли претензии к пассажирке – дескать, был ложный вызов. В результате крайней оказалась я: эта девушка написала жалобу, что, дескать, я ее оскорбляла, бегала по салону и показывала неприличные жесты и т.д. Пришлось писать объяснительную. Меня на 10% лишили премии – при этом считается, что мне поверили и не наказали, а просто «отреагировали на жалобу». Наказание – лишение премии минимум на 50%.
Недавно, сразу после последнего подорожания проезда, возник очередной конфликт: пассажирка, недовольная тем, что я ей продала талончик номиналом Br600 устроила грандиозный скандал: «Я дала вам 900 рублей, дайте мне такой талончик!» Но ведь не я талончики рисую! Она была неправа, но вполне может написать жалобу, и в ней напишет, что я ее оскорбляла и т.д. Пришлось у других пассажиров брать номера телефонов, чтобы те в случае чего подтвердили мою правоту…
— Если честно, на форумах пишут, что кондукторы чуть ли не все наглые, грубые и злые…
— Это пишут, обычно, те люди, которые не хотят оплачивать проезд. Я уверена, что на тех, кто регулярно платит за проезд, кондукторы никогда голос не повысят и плохого слова не скажут. Ну а если человек 10 минут препирается, что платить не будет и, как правило, первым начинает оскорблять кондуктора – некоторые не выдерживают… Никто из «зайцев» культурно не отказывается от оплаты. Ни один не сказал: «Извините, пожалуйста, я не буду вам платить». «Ходишь здесь с протянутой рукой! Не буду платить, мне зарплату не повышают!» – вот это в порядке вещей.
Кондукторы такие же люди, как и пассажиры. Они не роботы. И готовы даже пойти навстречу. Бывает, у человека украли кошелек. Горе у него. Не будешь же его выгонять из автобуса, чтобы он 10 километров домой пешком шел! Но если ты едешь на рынок и утверждаешь, что у тебя нет Br900 на талончик – извините, это ни в какие ворота не лезет.
Сергей Киеня
Interfax.by
Автобус
На обычном автобусе «зайцем» проедет кто угодно. Но в последние годы транспортники устроили им засаду, внедряя автоматическую систему контроля пассажиропотока (АСКП). Средние двери — только на выход, передняя ведет к турникету.
На маршруте 290-го система АСКП введена недавно. Подходит автобус, на остановке человек сорок. Большинство пассажиров выстраиваются в очередь к передней двери, другие готовятся ловить удачу. Двери открываются, часть пассажиров выходит, и какая-то ловкая гражданка бросается на прорыв в среднюю дверь. Водитель начеку: нажал кнопку и защемил проныру створками. Немного подержав ловкачку (в воспитательных целях) зажатой, водитель все же приоткрывает дверь. И… шустрая женщина ныряет в салон.
Между тем у передней двери идет посадка. Протискиваться в салон приходится по узкому проходу, перегороженному трехзубой вертушкой, наискосок мимо кабины. В том же проходе женщина-контролер, которую призван был заменить АСКП, по старинке обилечивает граждан. Засекаю время: обычный пассажир (молодой, без багажа, заранее приобретший карточку и умеющий ею пользоваться) попадает в салон секунд за пятнадцать. Сноровку приходится проявлять тем, у кого в руках громоздкие сумки. Вещи приходится поднимать над головой, второй рукой выдергивать из электронного кондуктора карточку, а вертушку толкать бедром. Это упражнение занимает еще секунд 10. Процедура растягивается на две-три минуты, когда автобус штурмует пенсионерка с клюкой и тележкой на колесиках. Она долго копается в сумке в поисках своей социальной карты. Очередь скандалит.
Наконец подходит и мой черед. Воспользовавшись советом бывалого зайца, я сохранил магнитную карту, использованную в обычном автобусе: при проходе через АСКП автомат надрывов и проколов «не замечает».
Вот как прокомментрировал ситуацию сотрудник пресс-службы «Мосгортранса» Андрей Митрофанов:
— Система АСКП позволила увеличить собираемость средств на оборудованных маршрутах более чем в полтора раза. К 1 июня планируется оснастить АСКП до 60 процентов городского транспорта. Все жалобы и пожелания пассажиров мы принимаем по «горячей линии».
Троллейбус
Метро «Китай-город», троллейбус N 2, также оборудованный АСКП. На остановке плачет пенсионер: его не пустили в троллейбус сами пассажиры. Своей социальной картой москвича он открыл «вертушку», но замешкался, и пройти не успел. Дело в том, что при повторном использовании карточка срабатывает через шесть-семь минут — это защита от злоупотреблений. Раздраженные и торопящиеся пассажиры, конечно, столько ждать не стали и выставили старика. К счастью для ветерана, вскоре подошел троллейбус.
Перепрыгиваю с автобуса на троллейбус и обратно. Дважды сталкиваюсь с контролерами и объявляю себя согласно легенде неимущим. Мне вежливо предлагают выйти на следующей остановке, других санкций не применяют. Минут через сорок оказываюсь на «Соколе». Про себя отмечаю: больше половины наземных линий вернулись сейчас к системе работы с кондуктором.
Трамвай
Метро «Университет», трамвай N 14. На этом маршруте кондуктора нет, за билетом необходимо протискиваться к водителю, платить пятнадцать рублей, потом еще искать действующий компостер. Зайцев здесь особенно много, но и проверяющих достаточно. Вежливо пропустив всех пассажиров, в салон запрыгивают трое крепких молодых людей в кожаных куртках. По-военному блокируют двери, дожидаются отправления и начинают «досмотр». Резко проводят перед лицом картонкой — надо понимать, служебным удостоверением. В руках у них белые листочки, пробитые компостером: по ним они сличают дырочки на билетах пассажиров. Когда очередь доходит до меня, заученно отвечаю: билета нет, сотни на штраф тоже. Рядом со мной сидит тощий юный заяц с аналогичной проблемой. Реакция у проверяющих мгновенная: «По полтиннику с носа, одна квитанция на двоих и езжайте дальше».
Жалобно объясняем, что денег нет. Бригада командует нам «на выход», грозно обещая «разобраться в отделении». Впрочем, на улице контролеры резко снижают таксу: согласны и на 20 рублей с человека. Мы молчим как партизаны. Поскольку я на голову выше «бригадиров», они ограничиваются витиеватой матерной фразой в мой адрес. У моего же хлипкого товарища по несчастью ловко обшаривают карманы и, вот незадача, находят заветную сотню. Бригадиры сразу веселеют, хлопают юношу по плечу и даже… выписывают квитанцию. Это клочок бумаги, отпечатанный явно кустарным образом, без печати, но с подписью.
Никакого отношения к «Мосгортрансу» и властям вообще эти люди не имеют, это обычный рэкет. Если нарвешься на них вечером, когда на улице малолюдно, деньги лучше отдать. В противном случае могут побить, отобрать мобильный телефон.
— Нелегальные контролеры в городе попадаются, и мы работаем над этой проблемой совместно с МВД, — комментируют мой рассказ в «Мосгортрансе». — Скоро все наши сотрудники будут носить форменную одежду, нагрудное удостоверение и иметь специальную смарт-карту для входа в салон. Никто другой проверять билеты у пассажиров не будет иметь права.
Метро
Метро — самый защищенный от «ушастых» вид транспорта. Однако они есть и здесь. В часы пик у касс традиционно скапливаются долгие очереди, самые молодые и нетерпеливые банально перепрыгивают турникет с разбегу. Другие пассажиры, постарше и похитрее, обманывают примитивную технику. Дело в том, что турникеты в метро оборудованы с обеих сторон световыми датчиками-глазками. Ловкачи прикрывают рукой глазок на противоположной стороне турникета, и «кусачки» не срабатывают.
Впрочем, можно поступить и проще. Взмахнув перед носом вахтерши потрепанным студенческим билетом, вступаю на эскалатор.
В вагоне в уме подсчитываю, сколько же денег сэкономил. Получилось не хило: две поездки на метро по 13 рублей, десяток на наземном транспорте по 11, итого 136. Если же подсчитать возможные штрафы, то больше тысячи.
Кстати
Депутаты Мосгордумы рассматривают несколько предложений по поводу увеличения штрафа за безбилетный проезд в столичном городском транспорте. По мнению вице-мэра Москвы Валерия Шанцева, «время для повышения штрафа уже наступило».