Три года назад, на ночь глядя, мы поехали с братом в природный парк «Оленьи ручьи», чтобы забраться в пещеру Дружба и сфотографировать её залы, освещая пространство фонариками. Тогда опыта у меня совсем не было и блин получился комом. Но в начале марта, видимо, что-то такое витает в воздухе, заставляющее фотолюбителей брать рюкзак с аппаратурой и спускаться в подземелье. По крайней мере, вчера мы с женой сели в машину и поехали искать, затерянный в снегах в Первоуральском районе заброшенный железнодорожный туннель. Давайте сегодня посмотрим пару снимков из этого пешего похода выходного дня и обсудим, как правильно фотографировать в полной темноте, чтобы фотографии получились красивыми. Само собой, узнаем, как до нашей достопримечательности добраться на автомобиле и на общественном транспорте.
Как доехать до Дидинского туннеля
Находится тоннель между городом Ревда и поселком Дружинино. Мы решили добраться на машине, поэтому двигались по Московскому тракту до 303-го километра и там свернули налево. Здесь – небольшая «дикая парковка», где мы и оставили наш автомобиль (GPS координаты: 56.857609, 59.714586). Мне показалось рискованным ехать дальше по заснеженной дороге с глубочайшей колеёй куда-то в неизвестность, в гору. Да и как мы сможем разминуться, если навстречу попадется какой-нибудь лесовоз?
Карта со схемой, как проехать на машине к Дидинскому тоннелю, если двигаться из Екатеринбурга по Московскому тракту.
От перекрестка до Дидинского тоннеля идти пешком 5,5 километров, то есть весь пеший поход выходного дня получится 11 километров. У нас прогулка заняла около 4-х часов, так как дорога нелегкая: идти по узкой колее, проложенной автомобилями; половину пути придется подниматься круто в гору.
День стоял солнечный и не очень морозный (- 60С). Вокруг – красивый еловый лес и сугробы. Как сказал, дорога не очень простая, но мы за физическими нагрузками сюда и отправились.
За все время прогулки к Дидинскому тоннелю встретили три автомобиля – полноприводные «Нивы» с внедорожной подготовкой. Видно, что их экипажи приехали за адреналином экстремального вождения по заснеженному зимнему лесу.
Зимой автомобильная дорога заканчивается у высоковольтной линии: на открытом пространстве под ЛЭП намело снега больше 1 метра глубиной и даже вездеходы не смогли через этот участок перебраться. Но тропинка для пешеходных туристов существует. Если посмотреть на карту маршрута, добравшись до этой точки, нужно взять правее метров 300, где мы уже увидим продолжение пути к нашей достопримечательности. Кстати, с этой точки видна гора Волчиха, куда я поднимался для фотосъемки осенью 2013-го.
Карта со схемой похода выходного дня к Дидинскому тоннелю. Как добраться до него пешком.
Чтобы дойти до Дидинского тоннеля, нужно выйдя из лесу, свернуть влево и затем, не доходя 50 метров до железной дороги, сделать еще один поворот и идти вниз 500 метров. Там мы увидим портал входа в это подземное сооружение.
Фото 3. Дидинский тоннель. Как мы сходили в поход выходного дня зимой. Камера Никон Д610, объектив Никон 24-70/2,8. Параметры съемки: выдержка 1/160 секунды, экспокоррекция +0,3 EV, диафрагма f/3.5, ИСО 100, фокусное расстояние 28 мм.
Построен Дидинский тоннель в 1918 году в неспокойное для нашей страны время, когда по железной дороги Сибири перемещались эшелоны с белополяками. Длина сооружения 1123.7, ширина 4.65 и высота 6.1 метра соответственно. По слухам, во время прокладки нитки бригады проходчиков, двигающиеся с разных концов, не смогли попасть в одну точку, поэтому в середине туннель имеет зигзаг. Но вообще, свет в конце видно…
При проектировании что-то там не учли, или во время гражданской войны белополяки намешали песка в цемент, но с гидроизоляцией у сооружения были проблемы. Поезда двигались с малой скоростью. Руководство Свердловской железной дороги в 1995 году приняло решение его закрыть, рельсы разобрать. А туристы сразу стали рассматривать Дидинский тоннель в качестве объекта урбантрипа.
Вот и мы с супругой зимним вечером 7 марта превратились в диггеров (люди, обследующие подземные коммуникации, линии метро, канализационные коллекторы, вентиляционные каналы и заброшенные шахты, военные бункеры).
Да, вернемся к вопросу, как доехать до Дидинского туннеля, если нет в распоряжении автомобиля. Можно добраться сюда на электричке (см. график на Яндекс-Расписания), выйдя на станции «Остановочный пункт 1590 км». Тогда переходим дорогу так, чтобы оказаться с северной стороны и идем вправо 1,5 километра.
Кстати, Гугл-Карты утверждают, что через тоннель можно проехать на автомобиле. А еще они предлагают альтернативный маршрут через Ревду, по которому можно подъехать к О.П. 1590 км с южной стороны, через дачный поселок. Правда, не знаю, чистится ли там дорога зимой.
Как фотографировать в полной темноте (заброшенные шахты, коллекторы) на примере Дидинского тоннеля
Итак, мы добрались до Дидинского тоннеля и зашли внутрь. К счастью, перед своим пешим походом мы догадались одеть утепленные резиновые сапоги и взять с собой фонари. Несмотря на то, что на улице стоит минусовая температура, в 50-ти метрах от входа в сооружение разлилась большая лужа. Посветили: глубина небольшая (по щиколотку) и через 15 метров начинается «суша». Форсируем. Здесь «на твердь земную» свет снаружи уже не доходит – темно, хоть глаз выколи о свисающие со сводов ржавые провода.
Пробую сделать снимок, и, чтобы показать масштабы, ставлю перед камерой человека. Вот, какое фото у меня получается.
Фотография 4. Дидинский тоннель. Необработанный RAW.
Если в графическом редакторе Лайтрум пройти маской, осветлить тени и подправить цветовой баланс, получаем результат чуть лучше.
Фото 5. Как фотографировать в заброшенной шахте или в коллекторе. Дидинский тоннель в Первоуральском районе Свердловской области. Пеший поход выходного дня. 20 секунд, +0.67EV, 160, 24.
Как видим, результативный снимок получился далеко не на 5 баллов. Что же не так? Как можно было снять сцену в Дидинском тоннеле лучше?
Во-первых, при выдержке 20 секунд никто не сможет стоять неподвижно, будет микросмаз. Т.е. для посветки модели нужно было применять внешнюю вспышку, которой у меня нет. Выход – отвести фотомодель намного дальше, чтобы не было заметно небольшого смаза из-за ее движения. Заодно и масштабы сооружения были бы показаны более наглядно.
Во-вторых, снимать этот сюжет не одним кадром, как сделал я, а несколькими, склеивая их потом в Photoshop, используя при этом маски, чтобы «затереть» ненужные участки изображения. Например, в отчете про пеший поход выходного дня к скалам Петра Гронского я показал фотографию ржавой машины, собранную из 15-ти кадров.
Как снято это фото в Дидинском тоннеле? Поставил свою полнокадровую зеркалку на Nikon D610 на штатив Sirui T-2204X с головкой G-20KX, по внутрикамерному гироскопу выровнял горизонт. Режим съемки – «М», автоспуск через 5 секунд.
Опытные фотографы используют для освещения при съемке в темноте метод «световой кисти»: светят фонарем, постоянно его перемещая. При этом нужно заранее продумать карту освещения – например, 10 секунд ближний план, 5 секунд подсветка теней, 8 секунд – задний план и т.п.
Только вот, диггеры в своих обследованиях подземных коммуникаций пользуются профессиональными фонарями с очень мощным световым потоком. Цена таких устройств доходит до 500-та долларов США. Свет у них получается, почти как от прожектора. У меня же в распоряжении было 2 налобных светодиодных фонарика, купленных для путешествия в город Варанаси в Индии, чтобы не наступить в темном переулке на коровью лепешку, и еще один – ручной, которым я освещал ледяной натюрморт в соответствующем уроке фотографии для новичков. Стоимость каждого – 3.5 доллара.
Конечно, с таким оборудованием задача получения качественной фотографии Дидинского тоннеля несколько усложняется. Но как можно было получить лучшее изображение? Заранее составляем план освещения:
- Камера на штатив. Обязательно отключаем стабилизатор на объективе, чтобы не было микросмаза. Контровая подсветка налобными фонариками. Модель ставим дальше от фотоаппарата. И лучше было использовать мой сверхширокоугольный объектив Samyang 14/2.8 Подхожу вплотную слева и «рисую» фонарем так, чтобы получить 70% экспозиции. Стоять нужно рядом, так как плотность светового потока падает пропорционально квадрату расстояния до объекта. Т.е., если человек стоит у окна на расстоянии 1 метр и получилась выдержка 5 секунд, то затем, если его отвести на 3 метра, время для получения такой же экспозиции вырастет в 9 раз, т.е. до 45 секунд.
- Второй кадр – становлюсь справа и подсвечиваю теневую часть портрета, 30% экспозиции. Таким образом у нас получился красивый светотеневой рисунок на нашей фотомодели.
- Девушка уходит, и мы начинаем делать кадры самого туннеля. Их потребуется несколько, так как мощности дешевого фонарика не хватает для хорошего освещения. В каждом снимке получаем небольшой участок с правильной экспозицией. Кроме того, при выдержке 5-10 секунд цифровых шумов будет меньше, чем при 30 секундах и дольше.
- Все снимки сшиваем в Photoshop, вытирая масками ненужные места и используя разные режимы наложения слоев.
Советы профессиональных фотографов по съемке в темных тоннелях, заброшенных шахтах, коллекторах и пещерах
Выбор оборудования для фотосъемки под землей:
- Зеркальный или беззеркальный фотоаппарат, способный снимать в формате RAW.
- Объектив – ширик или фишай, которым легко снимать в тоннелях (см. примеры фото на Nikon D800 и Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor). Хотя, здесь всё зависит от нашей творческой задумки, можно и телевик применить, если место позволяет.
- Обязательно иметь штатив. В таких местах всегда много грязи, песка, трипод быстро выйдет из строя, поэтому лучше купить недорогую модель для подземных съемок.
- Пульт дистанционного управления, чтобы была возможность сделать выдержку больше 30 секунд, и вообще с ним удобнее.
- Различные источники света (газовые лампы, фонарики с направленным и рассеянным пучком, цветные насадки, свечи, факела и лучины).
- Чтобы передать текстуру стены, лучше во время съемки стать ближе к ней, а не так как я в этой фотосесси: находился посередине.
- Объекты, что расположены ближе к фотокамере, лучше освещать рассеянным светом, а те, что дальше – жестким.
Вот такой урок фотографии по съемке в темноте у меня получился. Идеальный снимок пока не снял. Но вы, дорогой читатель, теперь вооружены знаниями и советами, можете отправиться в Дидинский туннель и получить шикарный снимок. Выслать его мне для публикации в блоге со своими замечаниями и рекомендациями.
М-г-м… Но должен же я был показать вам, как это сооружение выглядит изнутри? Со стороны входа естественный свет проникает на некоторое расстояние внутрь. Вот что получается, если мы фотографируем со штатива.
Фото 6. Дидинский тоннель. Вот эту лужу пришлось форсировать. Кстати, профессионалы советуют фонарем не освещать воду, только свод шахты – тогда получим красивое отражение в ней. Поход выходного дня зимой. 6 секунд, f/9.0, ISO 100. Обратили внимание, что ширик Самъянг 14/2,8 лучше здесь подходит?
На этом рассказ про пеший поход выходного дня к очередному интересному месту в окрестностях Екатеринбурга заканчиваю. По случаю, поздравляю прекрасную половину аудитории моего сайта с Праздником Весны. Желаю, чтобы ваша красота, таланты и приятный характер ослеплял окружающих мужчин, как фонарик в темноте, но не заставлял их бежать подальше. 😉 И, чтобы в вашей жизни, в отличие от снимка выше, в конец тоннеля всегда просматривался свет…
Отчет о походе в природный парк «Оленьи ручьи». Карта с описанием как добраться на автомобиле и на автобусе. Рассказ про съемку второго зала в пещере «Дружба». |
|
Пеший поход к скалам Петра Гронского в окрестностях Екатеринбурга. Как проехать. Фотография машины, которую я также освещал световой кистью и собирал из нескольких снимков. | |
Если вы поедете в Дидинский тоннель, ваш маршрут пройдет мимо горы Волчиха. Там – горнолыжный комплекс. Но никто не мешает подняться на вершину и полюбоваться окрестностями. | 4. Прошлой зимой мы с женой отправились на отдых в Таиланд. Взяли напрокат машину и проехали по стране больше 3000 км. Фотографии огромной пещеры Phraya Nakhon Cave. | ||
13. А во время путешествия дикарями по Китаю мы поехали искать пещеру Crown Cave. Она такая большая, что внутри ездит поезд и плавают лодки. На выходе мы заблудились и еле нашли выход. | Еще один объект для урбантрипа – заброшенный металлургический завод в Нижнем Тагиле. Мы поехали туда после посещения выставки вооружений Russia Arms Expo – 2015. |
Дидинский тоннель в Первоуральске — инженерная конструкция начала ХХ века. Это заброшенный железнодорожный путь, являющийся популярной местной достопримечательностью. Далее я расскажу, где находится Дидинский тоннель в Свердловской области, как туда можно добраться и что увидеть внутри.
Где находится Дидинский тоннель и как до него добраться
Достопримечательность находится в Свердловской области, на ж/д перегоне Ревда — Дружинино. Назвали его так через небольшой поселок Дидино, который находится рядом и входит в городской округ Первоуральска. Точные координаты Дидинского туннеля следующие — 56.818633, 59.696867.
Есть два варианта проезда в Дидинский подземный коридор в Первоуральске — собственный транспорт (авто) или общественный (электричка).
Добраться до инженерной конструкции можно в среднем за 1,5–2 часа. Расстояние по маршруту Екатеринбург — Дидинский туннель составляет практически 60 км.
На электричке
Доехать на электричке можно за 1 час 36 минут. В день есть 4 рейса — 08:27, 14:21, 17:33, 20:45. На железнодорожном вокзале Екатеринбурга можно спросить, как добраться на электричке до Дидинского туннеля и узнать точное расписание рейсов.
Железнодорожный транспорт курсирует ежедневно. Отправление со станции Екатеринбург-Пассажирский, а выходить нужно на остановке 1590 км (не в поселке Дидино, оттуда до достопримечательности дальше). С платформы 1590 км нужно пешком прогуляться 500 м непосредственно к сооружению — необходимо спуститься, пройти дачный поселок и, дойдя до прежней насыпи железной дороги, повернуть направо, двигаться прямо ко входу.
На автомобиле
Автомобиль — один из самых комфортных вариантов проезда в Дидинский подземный коридор в Первоуральске. Коротко расскажу о том, как добраться на машине до Дидинского тоннеля: из Екатеринбурга стоит выехать на Ново-Московский тракт, затем — на региональную дорогу Р-242 (Пермь — Екатеринбург). После проезда через реку Чусовая в Ревде на развилке повернуть налево, по указателям двигаться в сторону населенного пункта Гусевка, проехав который нужно повернуть направо в направлении Дидино.
Некоторые водители едут по трассе Р-242 в Хомутовку, минуя Ревду, но там состояние дорог хуже — в основном грунтовка. Пользуясь навигатором, можно посмотреть, где находится Дидинский тоннель в Первоуральске, и какие дороги ведут к этой достопримечательности.
История и особенности тоннеля
В некоторых публикациях дата основания Дидинского тоннеля в Первоуральске — 1913 год. Однако, как утверждают официальные источники (пресс-служба Свердловской железной дороги), история Дидинского тоннеля в Свердловской области началась в 1918 году. Решение о его возведении было принято в ходе строительства железнодорожного сообщения между Екатеринбургом и Казанью еще в конце XVIII века. Однако строительство началось только в 1914 году, к нему привлекались местные жители и военнопленные. Работы велись вручную, без тяжелой техники.
Масштабы и величественность достопримечательности впечатляют. Дидинский подземный коридор в Первоуральске имеет 1123,7 м в длину, ширина составляет 4,65 м, высота — 6,1 м. С обеих сторон находятся красивые въезды, похожие на средневековые крепостные башни с зубцами и бойницами. Своды выложены камнем, некоторые участки забетонированы. В стенах также находится около 20 небольших ниш, где могут прятаться рабочие во время движения поезда, и 3 больших с колодцами. Снизу — канал для прохождения воды, сверху — вентиляционная система.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! В последний раз состав прошел через Дидинский тоннель в декабре 1995 года. Причиной закрытия являлось сильное обводнение. Зимой работники постоянно счищали лед с рельсов, скорость поездов в это время достигала 10 км/час.
Дидинский подземный коридор эксплуатировали 77 лет.
Проблема водоотведения
В Дидиниском тоннеле в Первоуральске всегда остро стояла проблема с водоотводом. Для того чтобы грунтовые воды сходили после зимы, была создана сложная дренажная система. Летом она помогала справляться с лужайками и подтоплениями. Зимой работники железной дороги были вынуждены очищать рельсы от наледи. Впоследствии Дидинский подземный коридор в Первоуральске начал разрушаться под действием сырости. Это все послужило запуску новой железнодорожной ветки.
Вопрос водоотвода до сих пор остается актуальным. Дренажная система полностью разрушена, поэтому внутри скапливается много воды. Зимой она замерзает, а летом (даже в жаркие месяцы) не всегда успевает растаять.
Мифы и легенды
С этой достопримечательностью в Первоуральске связано множество мифов и таинственных историй. Согласно рассказу местных жителей, в период гражданской войны через Дидинский тоннель в Первоуральске отступали в Сибирь эшелоны А. В. Колчака, а солдаты оставили внутри сокровища. Этот факт до сих пор не дает покоя кладоискателям, которые верят в правдивость этой легенды и часто приезжают сюда на поиски золота.
Дидинский подземный коридор в Первоуральске имеет еще одну легенду. Строительство началось с двух сторон, по планам инженеров посередине должна была пройти стыковка. Руководитель проекта ошибся в своих расчетах, из-за чего получился небольшой изгиб. Согласно рассказам, это настолько расстроило главного инженера, что тот покончил жизнь самоубийством. Теперь его дух бродит по подземному коридору.
Окрестности заброшенного объекта
Дидинский тоннель в Первоуральске в свое время играл стратегическую роль, поэтому охранялся солдатами из военной части, которая размещалась рядом. На местности можно отыскать даже пулеметные доты. Затем Дидинский подземный коридор стал объектом наблюдения поста стрелковой команды ВОХР.
Над Дидинским тоннелем в Первоуральске расположена шахта. Она поражает своей глубиной (около 46 м) — если бросить предмет, то вниз он будет лететь долго, а если в середину смахнуть снег, то он поднимется вверх через поток воздуха.
Рядом с действующим железнодорожным полотном есть вышка высотой 30 м. При сильном ветре можно заметить, как она раскачивается. На нее иногда поднимаются туристы, чтобы насладиться потрясающим видом на десятки километров вокруг.
На территории поселка Дидино находится водонапорная башня. В интернете можно найти фото Дидинского тоннеля в Свердловской области, интересных мест в окрестностях.
Советы любителям индустриального туризма
Во время посещения подземного коридора в Дидино следует соблюдать правила безопасности и взять вещи, которые пригодятся во время прогулки:
- теплая одежда (шапки, носки, курицы), ведь из-за сквозной вентиляции, повышенной влажности там холодно в любое время года;
- высокие резиновые сапоги летом;
- фонарики, ведь внутри темно, а схема Дидинского тоннеля в Первоуральске предполагает изогнутую форму коридора, поэтому не сразу виден конец;
- вода и перекус, идти придется чуть больше 1 км.
Будьте внимательны, исследуя Дидинский тоннель в Первоуральске, ведь в теплое время года некоторые участки настолько затапливаются водой, что их невозможно пройти. С каждым годом стены коридора начинают больше осыпаться, ветшают колодцы, с потолка могут упасть блоки. Опытные любители индустриального туризма не советуют отправиться на прогулку в Дидинский тоннель в Первоуральске без помощи других, лучше это делать в составе организованной группы. Не стоит гулять внутри и людям с клаустрофобией, ведь потолки дренажной системы очень низкие, в некоторых местах придется идти почти на корточках.
Дидинский тоннель в Первоуральске привлекает туристов в любое время года — здесь много путешественников и зимой, и летом. Едут сюда за впечатлениями, ведь его масштабы и внешний вид удивляют.
Тоннель острых ощущений
Поделиться
В часе езды от уральской столицы, около полузаброшенной деревни Дидино есть удивительный объект, который неизменно притягивает любителей тайн, стимпанка и просто интересных объектов для исследования. В следующем году железнодорожный тоннель, который тянется на 1 километр 123 метра, отпразднует своё столетие: его открыли в 1918 году. Первыми поездами в тоннеле были эшелоны Белой армии, отступавшей на восток. Последние составы прошли здесь в 1995 году. С тех пор объект остался заброшен, и навещают его порой только редкие туристы.
Состояние тоннеля было плачевным уже 25 лет назад, так что поезда могли двигаться по нему со скоростью не больше 10 километров в час. С тех пор объект обветшал ещё больше, и всё же ходить по нему не опасно, если не залезать в тёмные шахты, ведущие в дренажный ход под тоннелем. Рельсы изнутри давно исчезли, скорее всего, были сданы как металлолом. Зато здесь царят сумерки и летучие мыши.
По-настоящему величественный вход в тоннель.
Поделиться
Почувствовать себя в декорациях постапокалиптического мира приезжают самые разные люди. О своём путешествии к Дидинскому тоннелю E1.RU рассказали три женщины, которые посетили объект независимо друг от друга: студентка кинологического факультета УГАУ Алёна Иванникова, логопед Евгения Волжина и it-специалист Лидия Идиатулина.
«Об этом месте я узнала ещё лет в 12, посещая сайты заброшенных мест в относительной близости Екатеринбурга, — рассказывает 19-летняя Алёна Иванникова. — И вот наконец-то моя маленькая мечта осуществилась, мы с друзьями отправились изучать это таинственное и сказочное место. Приехав, мы были просто потрясены масштабами этого сооружения, оно выглядит очень величественно!»
Алёна Иванникова приехала за приключениями с друзьями.
Поделиться
Зайти в тоннель можно с обеих сторон, но сейчас одна из них затоплена: уровень воды доходит почти до колена.
«Лучше иметь при себе резиновые сапоги, — советует Лидия Идиатулина. — В боковых ответвлениях на нижних ярусах тоже вода».
В затопленной части тоннеля воды по щиколотку.
Поделиться
Двигаться лучше всего по центральному, основному тоннелю, где когда-то лежали рельсы. По бокам тянутся вентиляционно-дренажные ходы, по которым тоже можно идти, но в полусогнутом состоянии. Есть ещё верхний ярус: сюда попадают по полуразрушенным деревянной и каменной лестницам. Там же расположена комната-пещера, около которой есть выход в вентиляционный колодец. В нём и сейчас сильным потоком дует ветер.
В тоннеле встречаются боковые ходы, посередине — вентиляционная шахта.
Поделиться
«Подниматься по лестнице надо крайне аккуратно, так как дерево уже дряхлое от воды, — предостерегает Алёна. — Поднявшись наверх ещё и по каменной лестнице, мы видим небольшой, скорее всего, вентиляционный канал с кучей тупиков. Любителям пощекотать нервы там понравится. Надо только быть предельно осторожным, так как по правую руку недалеко от входа — обрыв и не очень устойчивый пол. Мы решили не рисковать и направились в другую сторону. Ходить пришлось в согнутом состоянии, так как потолок там в основном низкий».
Дидинский тоннель — место для тех, кто не боится темноты.
Поделиться
У Дидинского тоннеля есть не только плюсы, но и минусы, свойственные заброшкам. «Мне было интересно посмотреть это место, как кошке интересно узнать, что в коробке, — признаётся Евгения Волжина. — Тоннель привлекал своей темнотой, атмосферой. Внутри оказалось темно, мрачно, холодно, сыро и загадочно, но грязно. Стены изрисованы, валяются банки от пива».
На входе архитектор поместил «средневековые» башенки с зубцами.
Поделиться
Осенью ехать по трассе — одно удовольствие.
Поделиться
Поделиться
Путь из Екатеринбурга на машине займёт 1,5–2 часа. «Дорога к тоннелю грязная — настоящее месиво, каша», — предупреждает Евгения Волжина. Вся поездка заняла у неё четыре часа, половину из этого времени потратили на дорогу.
Добраться можно и за полтора часа на электричке «Екатеринбург — Дружинино». Проигнорируйте станцию «Дидино» и выходите на площадке 1 590 км. Направо с площадки уходит лесенка, нужно спуститься по ней, не пересекая железнодорожных путей. Дальше идите около ста метров прямо по дороге между домами, а потом сворачивайте вправо на лесную просеку, где когда-то лежали рельсы. Прямо по курсу увидите величавый вход в тоннель.
А так можно доехать на электричке.
Поделиться
Наши собеседницы сообщили, что поблизости от Дидинского тоннеля нет практически никакой цивилизации. Поэтому к путешествию стоит хорошенько подготовиться. Не забудьте:
— фонарики;
— тёплые вещи (кое-где в тоннеле лежит лёд);
— резиновые сапоги (местами тоннель затоплен);
— еду и термос с чаем;
— одежду, которую не жалко запачкать, влажные салфетки.
Путешествие в Дидинский тоннель особенно понравится тем, кто любит острые ощущения. «Если хочется нового, избежать унылых дней, познать темноту — приезжайте!» — говорит Евгения Волжина.
Со стороны похоже на вход в другой мир.
Поделиться
Мрачный объект под мрачным небом.
Поделиться
Другой вход в тоннель.
Поделиться
Кстати, Дидинский тоннель привлекает внимание не только простых туристов, но и целых творческих коллективов. Так, здесь устраивали фотосессию девушки из студии танцев «Нашествие». А совсем недавно, в августе, в заброшенном тоннеле прошел фестиваль легендарных рок-баллад в скрипичной аранжировке. Действо подсветило файер-шоу. Музыканты исполняли не только классику, но и произведения групп Nirvana, Metallica и Queen.
Проведение новогодних праздников было совмещено с туризмом…так как ехать черт его не знает куда зимой не комильфо то выбираем маршрут попроще, а именно – едем в сторону Екатеринбурга и не доезжая Ревды сворачиваем направо с трассы на вполне приличную грунтовку.
Менее 10 км и мы возле сегодняшней точки
Расписывать об истории этого тоннеля лишнего не буду – информации полно в интернете, скажу лишь что и это также как и Виадуки – следы Великого Сибирского Пути Транссибиирская железнодорожная магистраль (Транссииб)
Доездинг по грунтовке до входа в тоннель оказался много проще чем я предполагал, и доступен любому автомобилю с колесной формулой 4WD независимо от типа привода, а также, при хорошей сноровке и доле везения и моноприводу но это гораздо сложнее, в крайнем случае вполне можно прогуляться по лесу и насладиться прекрасными видами горы Белая о которых будет далее…но вернемся к тоннелю…
На входе в тоннель большое количество практичеси стандартных автомобилей – это известное место для поездки выходного дня, с семьей и детьми.
Мы же берем фонарики и отправляемся в путь, идея проехать через тоннель на машине откладывается до тез пор пока не проверим что там внутри.
Сильный сквозняк, и температура много теплее чем на улице, мы видим много таких-же как и мы сталкер-посетителей
Немного фото по инженерке
Дренаж ливневых стоков
Вентшахта с выходом на поверхность
И ниша-укрытие для путевых рабочих
Из всего многоообразия фото внутри единственное оказалось боле –менее нормального качества
Мы проходим тоннель насквозь и оказываемся со стороны противоположного входа
С этой стороны сейчас гораздо меньше посетителей
В целом мы не зря пошли пешком – проезд через тоннель геометрически легко возможен но – большая часть тоннеля, за исключением пожалуй около ста метров с одной стороны и менее 50-ти с другой – сплошной каток, с очень гладким и кое где подтаявшим льдом – вероятность облокотиться где-нибудь в тоннеле о стену с последующим ремонтом кузовщины более чем реальна
Из за сильного сквозняка и дабы не идти одним и тем же путем два раза возвращаемся к автомобилю не через тоннель, а по поврехности
Не зря пошли сверху – ничуть не менее интересно чем через техноген
И здесь тоже остатки различных сооружений, вентшахта, и сооружения для тех, кто должен был охранять тоннель
Выдвигаясь в обратный путь делаем фото в одном из живописных мест в районе ЛЭП
И далее, на обратном пути на вершине горы Белая
В целом по отчетам я ожидал какого то рубилова, страшных кренов и обрывов на доездинге, но все оказалось буквально по детски просто.
Сам тоннель безусловно интересен, но меня ничуть не меньше впечатлили и виды на горе, вероятно это связано с зимним периодом но в тех отчетах, что читал перед поездкой про гору, никто не писал – хотя путь к тоннелю и подавляющего большинства идет именно через нее, если бы я не был ограничен во времени и знал заранее протяженность и сложность маршрута, то вероятно прогулялся бы пешком, а так место отличное, особенно для поездки выходного дня с семьей и детьми.
В Свердловской области сохранился заброшенный железнодорожный тоннель длиной более 1 км. Он впечатляет своим внешним видом и внушительной длиной. Построенный более века назад тоннель в наши дни превратился в популярную достопримечательность, посмотреть на которую едут со всего Урала и летом и зимой.
История и особенности Дидинского тоннеля
Тоннель находится на железнодорожном перегоне Ревда – Дружинино. Своё название он получил по расположенному рядом небольшому посёлку Дидино, сейчас превратившемуся в дачный. Тоннель пробили в низкой части начинающегося неподалёку Коноваловского увала, знакомого каждому екатеринбургскому туристу по его высшей точке – горе Шунут-камень.
Когда же был построен Дидинский тоннель? Краеведу Борису Майданику в пресс-службе Свердловской железной дороги сообщили, что тоннель открыли в 1918 году. В некоторых публикациях про это место фигурирует 1913 год. Думаю, стоит доверять официальной информации – 1918 год.
Длина Дидинского тоннеля, по тем же данным СвЖД, достигает 1123,7 м, ширина 4,65 м, высота 6,1 м. Тоннель имеет красивые въездные порталы, напоминающие средневековые крепостные башни с зубцами и бойницами.
Своды тоннеля выложены камнем. Местами камни выпали – тоннель находится в аварийном состоянии и ходить по нему небезопасно, хотя это никого не останавливает. Некоторые участки тоннеля в советское время были забетонированы, встречаются и «заплатки» из толстых железных листов. Кое-где можно заметить ещё сохранившиеся изоляторы, к которым крепилась контактная сеть.
В стенах тоннеля имеется 16 маленьких ниш для укрытия рабочих при прохождении поезда и 3 больших с колодцами для попадания в дренажные и вентиляционные штольни. Внизу проходит ещё один небольшой тоннель для отвода воды, а вверху расположен вентиляционный канал.
При желании можно спуститься в дренажный коллектор и пройтись по нему. Он находится ниже уровня тоннеля.
По воспоминаниям, раньше тоннель закрывали с обеих сторон брезентовыми шторами. Перед приближающимся поездом их открывали.
Последний поезд прошёл по Дидинскому тоннелю в декабре 1995 года. Таким образом, тоннель эксплуатировался 77 лет. Его закрыли из-за сильной обводнённости, с которой не справлялась даже мощная дренажная система. Работникам приходилось постоянно счищать с путей лёд, а скорость прохождения поездов по тоннелю снижали до скромных 10 км/ч. После закрытия тоннеля поезда пошли по построенному неподалёку наземному обходному пути. Для этого прорезали гору, а также проложили насыпь. Странно, что не сделали так изначально, предпочтя пробивать дорогостоящий тоннель. Видимо, в то время пробить тоннель было выгоднее, чем делать высокую насыпь.
После выведения тоннеля из эксплуатации некоторое время он был закрыт решётками, но вскоре их спилили. Постепенно слава о необычном месте широко разлетелась по региону. Теперь каждые выходные здесь бывает немало туристов.
Лучшее время для посещения тоннеля – это зима, когда вода внутри почти везде замерзает и пройти его насквозь не составит труда. Лишь у восточного портала есть незамерзающий участок, но и его можно обойти около стены. В холодное время года внутри намерзают красивые ледяные образования. Из минусов – зимой может быть невозможно попасть в дренажную систему и вентиляционную шахту, так как входы в них постепенно затягиваются льдом.
Летом пройти тоннель насквозь можно лишь в высоких сапогах (или ограничиться привходовой частью и незатопленным участком у западного портала). Особенно обводнена восточная часть тоннеля. Это связано с обвалами в дренажной системе, из-за чего вода не уходит. Высота воды может доходить до колена. Внутри холодно, лёд местами сохраняется всё лето. Сверху капает вода.
Владельцы внедорожников и квадроциклов любят щегольнуть перед пешими туристами и друг другом и проехать тоннель насквозь, создавая опасность для находящихся внутри. Хотя лучше бы прошлись по нему пешком и оценили царящую в нём необычную атмосферу.
Тоннель имеет небольшой изгиб, поэтому увидеть свет в конце тоннеля можно не сразу и не везде. Тоннель пробивали сразу с двух сторон, идя навстречу друг другу. По недавно придуманной кем-то легенде тоннель получился искривлённым из-за ошибки проектировщика, после чего ответственный за строительство тоннеля инженер якобы покончил жизнь самоубийством (стоит ли говорить, что это не соответствует действительности). Есть и ещё одно предание для доверчивых туристов: о будто бы спрятанном в тоннеле золоте Колчака.
Окрестности Дидинского тоннеля
Тоннель был стратегическим объектом, который тщательно охраняли. Некоторое время этим занималась располагавшаяся тут воинская часть. Над тоннелем можно разыскать сохранившиеся пулемётные доты. Найти их бывает непросто – местность зарастает, а тропинки к ним есть не всегда. Позже за тоннелем присматривал пост охраны стрелковой команды ВОХР.
Но особенно на поверхности над тоннелем впечатляет вентиляционная шахта. Дна не видно, а брошенный вниз предмет летит долго. Ходить тут нужно осторожно. Глубина шахты достигает внушительных 46 м. Если зимой смахнуть в шахту снег, то из-за потока воздуха он поднимается вверх. GPS-координаты шахты: N 56° 49.102´; E 59° 42.350´ (или 56.818367°, 59.705833°).
По другую сторону от действующей железной дороги есть высокая вышка (метров 30 в высоту). При желании на неё можно подняться (если нет страха высоты). Если дует ветер, вышка немного раскачивается, усиливая впечатление. Сверху открывается вид на десятки километров вокруг. GPS-координаты вышки: N 56° 48.988´; E 59° 42.377´ (или 56.816467°, 59.706283°).
UPD. По сообщению наших читателей, вышку снесли.
В посёлке Дидино сохранилась водонапорная башня, стоявшая около теперь уже разобранного участка железной дороги. В ней выходит на поверхность родник.
Казань-Екатеринбургская железная дорога
Немного о самой железной дороге. Здесь проходит линия Московско-Казанской дороги (Казань — Екатеринбург). В прошлом её называли Казань-Екатеринбургской железной дорогой (или сокращённо Казанбургской).
Проектные работы были проведены в 1910 году. Из-за начавшейся вскоре первой мировой войны строительство затянулось, а потом вспыхнула революция, гражданская война. Последний участок дороги долгое время оставался недостроенным. Когда в 1918 году движение по Казанбургской дороге открыли, сначала поезда ходили до станции Дружинино, откуда по Западно-Уральской дороге попадали на станцию Кузино и по Пермской железной дороге следовали в Екатеринбург. Полностью достроили эту железную дорогу лишь в 1920-х годах. Она существенно сократила путь с Урала до Москвы.
Кстати, из-за сложного рельефа на Казань-Екатеринбургской железной дороге помимо тоннеля построили несколько красивых мостов-виадуков, в частности в Красноуфимском районе Свердловской области и в Октябрьском районе Пермского края. Есть виадук и неподалёку от тоннеля – на окраине посёлка Дружинино.
Видео из поездки ураловедов в Дидинский тоннель
Как добраться до Дидинского тоннеля?
Сюда просто доехать на общественном транспорте. Нужно сесть на электропоезд Екатеринбург – Дружинино. Тоннель находится между остановочными пунктами Дидино и 1590 км. От остановки «1590 км» идти намного ближе – нужно спуститься под горку, пройти через небольшой дачный посёлок и дойдя до бывшей насыпи железной дороги повернуть направо. Вскоре дорожка приведёт ко входному порталу, до которого от места остановки электрички всего-то несколько сотен метров.
Можно доехать до Дидинского тоннеля и на машине. Нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь. После того как проедете отворот на Хомутовку, вскоре (через 6 км) влево в гору будет уходить плохонькая грунтовка. Признаком, что это именно та дорога, может служить лежащая тут в канаве у трассы железная труба. После дождей и в межсезонье по этой дороге лучше не ездить. От Московского тракта до тоннеля около 6 км. Расстояние от Екатеринбурга — 63 км, от Перми — 310 км.
Можно проехать и по дороге Ревда – деревня Гусевка – коллективные сады «Криогеник» – площадка «1590 км». Сориентироваться поможет размещённая ниже карта.
UPD. Остановочный пункт «1590 км» в 2022 году Свердловская железная дорога переименовала в «Дидинский тоннель».
GPS-координаты Дидинского тоннеля (западный вход): N 56° 49.118´; E 59° 41.812´ (или 56.818633°, 59.696867°).
Учитывайте, что в тоннеле всегда холоднее, чем на поверхности. Обязательно понадобится хороший фонарик, очень желательны и сапоги. Желаю вам интересных путешествий по Уралу!
Павел Распопов
Читайте также:
- 11 самых запоминающихся «заброшек» Урала
- Екатеринбург подземный
- Городок Чекистов и его подземелья
Дидинский тоннель (Свердловская область) на карте:
Недалеко от населенного пункта Дидино, который расположен в Свердловской области (65 км от областного центра Екатеринбург), находится одна из достопримечательностей — Дидинский туннель. Он имеет размер 1120 х 4,7 х 6,5 метра.
История туннеля
Этот объект интересен как архитектурное сооружение. Два противоположных входа в подземный коридор были оформлены в виде крепостного входа в старославянскую крепость с бойницами. Туристов-экстремалов поражает, что подземный проход был вырублен в гранитной скале, практически ручным способом без применения какой-либо техники.
По подземному коридору в начале XX столетия проходили железнодорожные составы, и он сейчас является популярным среди туристов и любителей урбантрипа (вид туризма, где происходит ознакомление со старыми заброшенными объектами).
Разные источники дают разное время постройки подземного железнодорожного прохода. Считается, что строительство относится к 1913 году. Регулярное движение началось в 1918 году.
С обеих сторон Дидинского туннеля, возле входа, располагаются ниши на высоте порядка пяти метров. Предполагается, что в них раньше могли находиться небольшие статуэтки религиозного содержания — внутри углубления можно найти осколки белого мрамора.
Через 77 лет эксплуатации движение поездов было закрыто в связи с тем, что сооружение из-за грунтовых вод начало постепенно разрушаться, этим создавалась опасность прохождения железнодорожных грузовых и пассажирских составов.
Что было сначала?
Изначально через Дидинский тоннель в Свердловской области проходила железнодорожная ветка, соединяющая Казань и Екатеринбург.
Через некоторое время по подземному туннелю сообщение стало осуществляться только в одну сторону — поезда курсировали по маршруту «Свердловск — Дружинино». В обратном направлении составы проходили по другому пути, объезжая туннель.
Дидинский подземный участок железной дороги считался важным стратегическим объектом, территория которого с момента его открытия круглосуточно охранялась солдатами железнодорожной военизированной охраны.
Что сейчас с тоннелем?
Сейчас туристы, исследующие заброшенные сооружения (сталкеры), могут осмотреть сохранившиеся деревоземляные оборонительные огневые точки, установленные в свое время с двух сторон подземного коридора и многие другие предметы, связанные с особо охраняемым объектом.
Дидинский тоннель в Свердловской области возведен таким образом, что имел для того времени сложную дренажную систему, которая исполняла роль отвода талых и грунтовых вод. Для этого были сооружены три шахты, имеющие вход в дренажные колодцы.
Сейчас сооружение не действует, поэтому в середине объекта всегда, даже в теплое время года, находится вода, а в центральной части туннеля вода превращается в лед, который не тает до середины августа. Поэтому в туннеле, при высокой температуре на поверхности, постоянно довольно холодно (не выше +10°).
Если посетить объект весной, то можно осмотреть капельные ледяные наросты (сталактиты). По всей длине коридора образовались свешивающиеся с потолка минеральные известковые образования. В центре туннеля сооружен вентиляционный колодец в виде шахты глубиной более 50 метров. Любители острых ощущений могут спуститься и осмотреть дренажное устройство.
Система безопасности
При строительстве объекта была удачно продумана система безопасности: в стенах подземного коридора были сооружены шестнадцать углублений (ниши), которые служили для того, чтобы работник путевого хозяйства на время прохождения поезда мог укрыться.
Сохранившиеся технические документы свидетельствуют, что строительство началось одновременно с двух сторон по замыслу главного инженера, должны были соединиться в определенной точке, но по причине ошибки, допущенной при проектировании, этого не произошло.
Поэтому сквозной коридор с открытия железнодорожного движения имел дугообразный вид. Таким способом была исправлена неточность в расчетах. Кривизна выполнена с учетом, что просматривался противоположный вход.
Миф
Существует миф, который гласит, что руководителем Белого движения во время Гражданской войны адмиралом Российского флота Александром Колчаком при отступления в Сибирь в районе Дидинского туннеля была закопана часть золотого запаса царской России. Эта легенда основывается на том факте, что через это искусственное сооружение проходили эшелоны армии Колчака.
Как добраться до Дидинского тоннеля на машине?
Добраться до Дидиновского тоннеля (название происходит от поселка Дидино, возле которого находится сооружение) можно двумя способами. На машине можно доехать только в сухую погоду. То есть в слякоть осенью и зимой к Дидинскому тоннелю ехать не стоит. Сначала надо проехать по Новомосковскому шоссе в сторону Перми до населенного пункта Ревда (50 км от Екатеринбурга).
Вот вы почти и доехали. А как же дальше ехать? Как добраться до Дидинского тоннеля на машине? Затем нужно свернуть налево на грунтовую дорогу, которая находится между поселками Ревда и Первомайский. После поворота до подземного сооружения примерно пять километров.
История и достопримечательности города Ревды
У любителей истории, направляющихся к туннелю, особый интерес вызывает районный центр Ревда. Через него проезжают, он считается одним из старейших населенных пунктов Урала, расположенный на берегу одноименной реки.
Интересным фактом является географическое расположение города. Ревда является самым близким городом от условной границы, разделяющую Европу и Азии.
Основатель горнозаводской промышленности в Уральском регионе Акинфей Демидов на месте будущего города возвел доменную шахту для выплавки чугуна, которая первого сентября 1734 года выдала первую партию сплава (98,5 кг).
Эта дата считается основанием Ревды. Раньше на этой территории проживали башкиры. Демидов выкупил эти земли, построил рабочее поселение, в котором в дальнейшем проживали переселенцы из России.
В 1929 году населенному пункту был присвоен статус поселка городского типа, а через шесть лет Ревда становится городом, где начинается развиваться городская инфраструктура.
Туристы могут посетить музейный комплекс «Демидов-центр», который находится рядом с усадьбой Демидовых, она сохранилась до нашего времени без изменений. Музейные экспозиции, расположенные в шести залах, посвящены развитию горной промышленности на Урале и истории Ревдинского завода Демидова.
В центральной части города находится Геологический музей, где основной экспозицией является одна из крупнейших в мире коллекции минералов Уральского региона. В одном из залов имеется музейный раритет — коллекция сувениров, изготовленная из редких пород уральского камня краеведом Михаилом Хомутовым.
Большой популярностью пользуется у туристов посещение родника Святой Платониды (10 км от райцентра). Природный ключ находится на месте старообрядческого уединенного жилища отшельников, который назван в честь Матушки Платониды, погибшей за православную веру.
Христиане-староверы считают, что источник является целебным благодаря Святой Платониде, которая проживала в этом ските. На улице Чайковского есть здание, в нем расположен музей, посвященный казачеству, который является единственным в Уральском регионе. Туристы могут ознакомиться с экспозициями, где представлены предметы быта, оружие, исторические документы прошлых веков и другие экспонаты.
Как добраться железнодорожным транспортом?
Как добраться до Дидинского тоннеля на машине, описано выше Но можно воспользоваться и электричкой: сообщением Екатеринбург–Дружинино. При этом ехать следует до остановки «Платформа 1590 километр».
Сойдя с электрички, надо пройти вниз по поселку до насыпи бывшей железной дороги примерно 300 метров. Потом необходимо повернуть направо, и через сто метров будет вход в Дидинский туннель.
Достопримечательность поселка Дидино
Если добираться до поселка Дидино, то можно посетить природную достопримечательность — гору Белая, которая имеет высоту 565 метров и является самой высокой точкой районного центра города Первоуральска (50 км от Екатеринбурга).
Как утверждают старожилы, название «Белая» получено по той причине, что на горе раньше выпадает и позднее сходит снег, по сравнению с другими местами этого района. Приятного путешествия по уникальным объектам Свердловского края!
-
Главная
- /
- Урбантрип
- /
- Дидинский тоннель.
В сегодняшней статье мы немного уйдём от рассказов о природе Урала, а расскажем об урбантрипе. Урбантрип — это вид туризма, где в качестве достопримечательностей выступают заброшенные объекты.
Это еще один занимательный маршрут выходного дня. Не менее интересный, чем природные достопримечательности Урала, хоть и имеет рукотворное происхождение. Речь пойдет о Дидинском тоннеле, расположенном на железнодорожном перегоне станция Ревда и станция Дружинино, близ поселка Дидино. По названию поселка получил свое название и тоннель. Вообще окрестности Ревды изобилуют природными достопримечательностями, об этом уже, нами написано много статей. Вот так вот, всего в 60 км от города миллионника, можно увидеть много всего интересного и получить заряд бодрости, как говорится — совместить полезное с приятным.
Дидинский тоннель история.
Строительства тоннеля началось 1914 году и длилось несколько лет. Первый поезд прошел по нему 1918 году, а последний поезд в декабре 1995 года, таким образом тоннель эксплуатировался по назначению 77 лет. По некоторым данным, при строительстве тоннеля, в расчетах были допущены ошибки, поэтому тоннель не прямой и имеет небольшой угол. Длина тоннеля составляет 1123,7 км. По всей длине тоннеля имеется 16 небольших ниш в рост человека, для укрытия работников во время прохождения поезда. И три ниши с колодцами, которые ведут вентиляционным и дренажным штольням. Параллельно основному тоннелю, чуть ниже уровня земли, проходит дренажный тоннель, для стока грунтовых вод. Скорость прохождения поездов в тоннеле снижалась до 10-15 км в час, особенно в зимний период, так как грунтовые воды выходили на поверхность и замерзали, а смотрителям приходилось откалывать лед с путей.
Как и все интересные туристические места, Дидинский тоннель имеет свои легенды. Первая из них связана с проектировщиком. Якобы он допустил ошибку в расчетах и именно по этой причине тоннель не прямой. Также говорится, что он не смог простить себе такой непрофессиональной ошибки и застрелился. Но данных об этом нет ни в одном источнике, все это людская молва, которая передавалась из уст в уста и дошла до нашего времени. Другая легенда связана с золотом Колчака. Так как запуск тоннеля как раз пришелся на начало гражданской войны, он выполнял важную стратегическую роль. При отступлении в сторону Сибири Колчак использовал его, как схрон для награбленного золота. Но никто и никогда не находил здесь золота и даже его следов.
Дидинский тоннель как добраться?
Добраться до тоннеля можно несколькими способами.
Как всегда мы рассказываем о пеших маршрутах. Первый способ подойдёт тем кто любить ходить пешком. Так же по этому маршруту до тоннеля ездят все внедорожники, а в сухую погоду проедет практически любой кроссовер.
Отправляемся из Екатеринбурга на машине по трассе Екатеринбург-Пермь, после Ревды примерно через 15 — 18 километров с левой стороны будет съезд с трассы (координаты GPS: N 56° 51.466’ E 059° 42.855’). Здесь оставляем машину и идём в поход до тоннеля любуясь красотой Уральской природы.
Маршрут будет пролегать по хорошей грунтовой дороге. Первые метров 500 дорога будет вилять. Далее на протяжении 4 км дорога будем абсолютно прямая, вплоть до просеки с ЛЭП. По пути будет свороток на гору Белая, есть указатели. Но по собственному опыту можем сказать, делать там нечего, так как гора невысокая и вся поросла лесом. Останцов, которые возвышались бы над основанием нет. Окрестности с высоты не видны, просто красивый лес, как и везде на Урале. А вот остановиться на просеке под ЛЭП очень рекомендуем. В ясную погоду оттуда открывается изумительный вид на гору Волчиху и бескрайние просторы окрестностей, уходящих за горизонт. Здесь получаются отличные фото, непременно сделайте несколько кадров.
Далее дорога сворачивает с просеки и идет через лес к тоннелю. Немного не доходя до современного железнодорожного полотна дорога будет раздваиваться. Как в сказке: направо пойдёшь — к западному входу придёшь, налево пойдёшь — к восточному.
Вход в тоннель с востока подтоплен. Не имея высоких резиновых сапог, конечно же туда не попасть. Можно только снаружи осмотреть строение. Вход в тоннель очень красивый, сделан из камня и напоминает кладку готических замков. Имеет форму высокой арки, высотой 6,1 метр, а шириной 4,65 метра. По бокам округлые башни с бойницами.
Западный вход в тоннель сухой, можно попасть во внутрь тоннеля и пройтись по нему, почти до конца. Необходимо с собой иметь фонарик и непромокаемую обувь. Ходить по тоннелю следует аккуратно, так как много препятствий в виде выпавших из потолка камней, местами сверху течет вода. Проходя по тоннелю, вы увидите ниши и входы в дренажные штольни, остатки креплений для электрификации. После закрытия тоннеля в конце 20 века, ж/д полотно и все что могло представлять ценность или опасность было демонтировано. Несмотря ни на что, тоннель впечатляет. Для его постройки не жалели ни денег, ни людей. В любой день, даже в будний, Вам обязательно встретятся здесь люди или автомобилисты, которые проезжают тоннель насквозь.
В Советское время, тоннель и прилегающая к нему территория охранялась, так как объект имел стратегическое назначение. Здесь располагалась военная часть, она и занималась охраной. Даже сейчас можно в лесу над тоннелем увидеть полуразрушенные военные объекты.
Вторым способом можно доехать практически к самому западному входу совершенно на любой машине. Проезжаем через весь город Реж в направлении деревни Гусевка. От Гусевки идёт грунтовая дорога до Дидинского тоннеля. Качество дороги желает быть лучше, сильно не разгонишься.
Едем по ней до самой железной дороги, там будут садовые участки. Оставляем машину в удобном месте и надо будет перейти на другую сторону железнодорожного полотна по маленькому и узкому тоннельчику под ним. Для проезда машин он практически не пригоден. Ещё метров триста и мы у западного входа в Дидинский тоннель.
Третьим способом можно добраться до платформы Дидино на электричке с железнодорожного вокзала Екатеринбурга в сторону станции Дружинино. Такой вполне интересный способ доехать до тоннеля для большой компании с детьми. Загородный отдых вдали от города обеспечен и запомнится на долго. С собой нужно взять перекус и хорошее настроение. От платформы Дидино до восточного входа в тоннель всего пара километров. Или до ехать до платформы 1590 километр и практически сразу попасть к западному входу. Расписание электричек уточняйте по телефону или на сайте железнодорожного вокзала Екатеринбурга.
Берегите природу в походах.