Как проехать перекресток если у всех помеха справа

Все водители и даже некоторые пешеходы, слышали о том, что на дороге действует так называемое правило «помехи справа». Причем, каждый трактует это правило по-своему. Например, многие считают, что нужно уступать дорогу всем автомобилям, приближающимся справа не зависимо от других условий, что, конечно же, в корне неверно. Так что же такое на самом деле «помеха справа»?

Правило «помехи справа» применяется в двух ситуациях: при одновременном перестроении и при движении на нерегулируемых перекрестках или в других местах, где очередность проезда не оговорена правилами. По сути, правило «помехи справа» это последнее (а не первое) правило, которое нужно применять на дороге. Последнее не в том смысле, что его не нужно знать, а в том, что применяется оно после других правил.

Кстати, такого понятия, как «помеха справа« в правилах дорожного движения вообще нет.

Одновременное перестроение

В правилах дорожного движения про перестроение говорится следующее:

«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

Рассмотрим все по порядку, т.к. случаев перестроения может быть множество.

1. Вы едете по своей полосе, а автомобиль перестраивается с соседней полосы. Уступать ему Вы не обязаны, независимо от того, движется автомобиль справа от Вас или слева. Можете сделать это только по собственному желанию. Правило «помехи справа» не действует.

2. Вы хотите перестроиться на соседнюю полосу. Другие автомобили не перестраиваются. В этом случае придется подождать, пока автомобили на соседней полосе не закончатся. Правило «помехи справа» не действует.

3. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится слева от Вас. Автомобиль на левой полосе также выполняет перестроение. По правилам дорожного движения автомобиль должен уступить Вам дорогу, причем это не зависит от того, куда перестраивается он. Действует правило «помехи справа». Хотя в данной ситуации Вы имеете преимущество, врываться на левую полосу с криком «Ура! Правило помехи справа действует!» не стоит. Лучше немного подождать и убедиться, что дорогу Вам действительно уступают.

4. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится справа от Вас. Автомобиль на правой полосе выполняет перестроение. В этом случае дорогу должны уступить Вы. Действует правило «помехи справа».

Обобщенные правила перестроения

На основе всего вышесказанного можно получить обобщенные правила перестроения:

1. Если я не перестраиваюсь, то и уступать никому не должен.

2. Если я перестраиваюсь направо, то уступить дорогу должен всем.

3. Если я перестраиваюсь налево, то меня должны пропустить (могут и не пропустить) только те, кто перестраивается одновременно со мной.

Разбираемся, как работает принцип «помеха справа», действительно ли он универсален, кому должен уступать водитель, и есть ли исключения из правила.

Содержание:

  1. Что это
  2. Когда действует
  3. На перекрестке
  4. Во дворе
  5. Штрафы

Что такое «Помеха справа»

Водители используют термин «правило правой руки», он же «помеха справа». Это сокращенная выдержка из пункта 8.9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» [1].

Полный текст: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

Это означает, что при отсутствии регулировщиков вы должны пропускать машины, которые оказались по правую руку от вас. То же касается и других водителей: если они слева относительно вашего транспортного средства, у вас есть приоритет проезда.

👉 «Слетают через 100 метров». Что говорят те, кто сдавал на права по-новому

Когда действует правило «Помеха справа»

Принцип считается универсальным, но многое зависит от ситуации. Так, чтобы руководствоваться этим правилом, должны быть соблюдены три основных условия:

1. Пути движения водителей пересекаются

Например, принцип не работает, если на перекрестке вы поворачиваете направо, как и едущий с той стороны автомобиль. Здесь не возникает конфликта, при котором непонятно, кто кому должен уступить.

2. Ситуация не регулируется другими ПДД

В первую очередь, водитель ориентируется на дорожные знаки и основные сценарии взаимодействия на дороге. «Помеха справа» применяется при их отсутствии. Например, при движении с заправки или места парковки, когда одновременно выезжаете вы и машина напротив. При повороте налево она становится «помехой справа», и вы обязаны уступить ей дорогу.


Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Подобная ситуация — одновременное перестроение двух машин по ходу движения. Например, по одной трассе движется машина и мотоцикл справа от нее. Они равнозначны, но приоритет будет у мотоциклиста, так как он — «помеха справа» для водителя автомобиля, и последний должен уступить.

3. Участники движения равнозначны

В противном случае следует руководствоваться другими ПДД. Принцип «правой руки» не применим к ситуациям, когда один из участников движения уже имеет преимуществ. Когда на перекрестке встречаются машина и трамвай, либо дорогу переходит человек, водитель автомобиля должен уступить, независимо от того, с какой стороны находится.

👉 В МВД рассказали о самых частых ошибках во время экзамена на права

Помеха справа на перекрестке

Раздел 13 ПДД регулирует сценарий проезда на перекрестке [2]. Но «правило правой руки» можно применять и в этих случаях. Водитель должен пропустить того, кто справа (при равных возможностях с другими участниками дорожного движения). Большое значение имеет динамика ситуации: подъезжая к перекрестку, ваша машина равна с другими транспортными средствами до тех пор, пока не выяснится, кто куда поворачивает.

Казалось бы, правило очевидно и универсально. Тем не менее, для него есть исключения, о которых стоит помнить.

Когда правило не действует

Есть несколько строго регламентированных ПДД ситуаций, которые не позволяют ориентироваться на «правую руку»:

— конфликт с трамваем (последний всегда в приоритете, например, если вы едете по одной дороге, и трамвай поворачивает направо);

— неравнозначность позиций (приоритет на дороге обусловлен правилами ПДД при выезде на круговую дорогу);

👉 Знак «Уступи дорогу»: функции, исключения и последствия (памятка)

— наличие знаков и светофора, предписывающих приоритетные правила.

Помеха справа во дворе

В соответствии с п. 17.3 ПДД, при выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения [3]. Когда транспортные средства не имеют особого статуса, применяйте правило «помеха справа». То есть, если машины одновременно выезжают из двора, водитель слева уступает дорогу другому автомобилю. Учитывайте наличие знаков и светофоров, если они есть. На приоритет движения не влияет ширина и направление трассы, правило работает на любой дороге, в том числе узких улицах среди жилых массивов спальных районов.

Правило ПДД «Помеха справа» — это сухая трактовка нескольких пунктов ПДД России, касающихся проезда нерегулируемого (не обозначенного знаками, регулировщиком или работающим светофором) участка дороги. В этих пунктах говорится, что если траектории автомобилей пересекаются, но очередность проезда невозможно определить Правилами, то приоритет имеет то ТС, которое приближается с правой стороны. Водители метко окрестили этот пункт правилом «правой руки» и активно используют во многих случаях.

Как понимать правило равнозначных дорог

Обычно у новичков и неопытных водителей возникают трудности с тем, как понять правило «Помеха справа», потому что Правила дорожного движения конкретно такую формулировку не содержат.
На деле все просто и понятно: когда траектории автомобилей пересекаются в равнозначных ситуациях, первым проезд осуществляет ТС, приближающееся справа.

Вчерашние ученики хорошо видят такой пример на картинках, но реально могут неправильно истолковать дорожную ситуацию, когда применяется это правило. Именно поэтому необходимо твердо знать, что такое помеха справа, при каких случаях она возникает.

Как применяется на перекрестке

Правило ПДД «помеха справа» на перекрестке работает, когда:

  • Участок представляет собой пересечение равнозначных дорог, на нем не установлен светофор. На первое могут указывать символы 1.6 и 2.2. Если их нет, обе дороги должны быть с одинаковым покрытием. Асфальт только на одной из них делает ее главной, другую – второстепенной. И применение правила в этом случае невозможно.
  • На участке сходятся неравнозначные пути, но главный уходит в сторону. Светофора при этом тоже быть не должно. Ситуация подпадает под пункт 13.10: «В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.». А если так, то условие правой руки как раз и работает. Автомобили, к которым прочие ТС приближаются с этой стороны, должны предоставить им дорогу.

Не применяется условие при следовании через перекресток в следующих случаях:

  • Участок представляет собой схождение неравнозначных путей, то есть один является главным, а пересекающий его – второстепенным. Здесь приоритет у транспорта, движущегося по первой дороге. Он может первым ехать прямо, сворачивать в любую сторону. И не имеет значения, что кто-то приближается к нему с правого фланга по второстепенной.
  • На перекрестке организовано круговое движение, и нет знаков приоритета. Тогда преимущество у тех, кто уже едет по кольцу. Автомобили, стремящиеся попасть на него, уступают. Практически это выглядит так же, как проезд по перекрестку с дорогами неравного значения. Кольцо выполняет роль главной дороги.
  • На участке стоит светофор с дополнительной секцией. Когда на ней горит зеленый одновременно с таким же сигналом основного прибора, одни ТС получают преимущество, другие обязаны ждать. Уступать должны автомобили, движущиеся под дополнительную «стрелку», если вместе с ней зажегся красный на основном светофоре. Преимущество имеют все остальные вне зависимости от направления движения.

Регулируемый перекресток тоже не попадает под влияние правила «помеха справа». На нем очередность проезда диктуется сигналами светофора либо инспектора.

Смотрите в этом видео о правилах равнозначных дорог:

Когда работает правило «Помеха справа»

На дорогах общего пользования почти все действия водителей жестко регламентируются знаками, светофорами, регулировщиком. На нерегулируемых участках дороги – это могут быть равнозначные перекрестки, территории двора, АЗС, парковки гипермаркета, полосы попутного направления многополосной дороги, водители руководствуются правилом «правой руки». Это помогает понять, кто должен уступить дорогу, а кто воспользуется преимуществом.

Когда действует этот пункт правил:

  • п.8.4, если два ТС едут в одном направлении по многополосной дороге и собрались одновременно перестроиться на соседнюю полосу, первым проезжает то ТС, что справа;
  • п.8.9 – широкое толкование всех случаев, когда траектории автомобилей пересекаются, но по ПДД специально не оговорено, у кого преимущество проезда, значит, справа;
  • п. 13.3, если перекресток стал нерегулируемый, например, светофор вышел из строя или перешел на ночной режим мигающего желтого, а дорожных знаков приоритетного проезда нет, первым движение начинает тот, кто справа;
  • п.13.10, когда оба ТС едут по главной, но на перекрестке она меняет направление и водители по ПДД оказываются на равнозначном перекрестке, первым проезжает приближающийся справа;
  • п. 13.11, на перекрестке равнозначных дорог, за исключением круга, преимущество у правого ТС.

Если коротко, то согласно ПДД правило «правой руки» действует в основном:

  • во дворе или территориях без разметки и знаков (парковки, АЗС, промплощадки);
  • при одновременном перестроении едущих в попутном направлении ТС;
  • на перекрестке равнозначных дорог.

Видео: Помеха справа. Правила равнозначных дорог.

Что такое помеха справа на дороге в ПДД? Определение

Как уже сообщалось, в правилах нет указания на данный термин, поэтому выводить его придется самостоятельно. При этом сначала укажем формулировку, которая, по нашему мнению, точно соответствует действительности, а ниже поясним из чего она вытекает.

Правило правой руки (помеха справа) – это норма, означающая, что при любом маневре транспортное средство, расположенное справа, имеет преимущество, если иное не вытекает из других норм ПДД, указаний разметки, дорожных знаков, светофора или сигналов регулировщика. Другими словами, это правило, действующее по умолчанию, на ничем не регулируемых участках дорожного движения.

Что важно учитывать

В ПДД идут навстречу водителям, кто не умеет анализировать или отвлекся от дорожной ситуации, не ориентируется в сложных моментах и испытывает проблемы при разъезде с другими автомобилями:

  • Во-первых, было введено правило, согласно которому, если водитель сомневается, что он на главной дороге, то должен вести себя, будто он на второстепенной – всем уступать.
  • Во-вторых, подробно расписали пункты ПДД про приоритетный проезд автомобиля, который приближается с правой стороны. Но чтобы лучше понимать, когда именно начинает работать правило «помеха справа», важно знать, что такое перекресток равнозначных и неравнозначных дорог, нерегулируемый перекресток, прилегающая территория, как быть, если траектория движения пересекается с траекторией трамвая.

Т.е. прежде чем применять такой способ определения приоритетного проезда, водитель должен четко понимать, как по ПДД правильно трактуется его ситуация, где конкретно он сейчас находится.

Кто должен уступить дорогу?

Ситуаций может быть больше, чем позволят рассмотреть рамки одной статьи, но разберем самые частые и основные – остальные же могут быть легко выведены из этих. Как это выглядит, будет отдельно указано на картинках.

При перестроении по полосам движения

Два автомобиля движутся в одном направлении. Осуществляется перестроение. Кто кого должен пропустить? Всегда ли прав тот, кто с правой стороны? Давайте вспомним п.8.4 ПДД, в соответствии с которым:

  • Если перестраиваются оба автомобиля одновременно, преимущество у того, кто движется справа.

    Помеха справа при перестроении

  • Если один из автомобилей не перестраивается, а продолжает движение по своей полосе, то преимущество у него, вне зависимости от расположения относительно второго ТС (справа или слева).

    Помеха справа при перестроении

Отсюда вытекают и еще несколько типичных ситуаций, трактовка которых вызывает сложности.

При сужении дороги

Существует неверное понимание, что в случае сужения дороги всегда применяется норма помехи справа. Это не совсем так – ситуация так же зависит от обстоятельств:

  • Если сужение происходит за счет уменьшения левой полосы, преимущества у тех, кто движется по правой.

    Помеха справа при сужении дороги

  • Если сужаются обе полосы, т.е. перестроение происходит из обеих полос движения, преимущества так же у тех, кто находится справа.

    Помеха справа при сужении дороги

  • Если же сужается правая полоса, т.е. ТС, находящиеся слева, продолжают движение по своей полосе без перестроения, а правые вынуждены «вливаться» в их ряд, то преимущества у участников движения левой полосы.

    Помеха справа при сужении дороги

Разумеется, все это (как и в других случаях) актуально только при отсутствии дополнительных регулирующих факторов – разметки, знаков, светофоров и/или сотрудников ДПС (ГАИ), регулирующих движение.

Во дворах и на стоянках

Во всех этих случаях так же действуют нормы, диктуемые разметкой, знаками и т.п. Однако, если эти факторы отсутствуют, т.е. транспортные средства находятся на неких участках с разрешенным движением, но без дополнительной регулировки, прямо действует правило правой руки, т.е. преимущества всегда у тех, кто находится справа.

При этом очень важным будет точное понимание таких понятий, как перекресток, прилегающая территория, т.е. оценка типа участка дороги, чтобы определить преимущества.

На перекрестке

Пересечение перекрестка регулируется отдельными нормами, но логика в целом та же. Прежде всего, действуют сигналы сотрудника ГИБДД, светофора, знаков и разметки, и только в их отсутствии применяется норма помехи справа, ситуации при которой будем рассматривать далее.

Кроме прочего, есть в ПДД РФ четкие указания на следующие случаи:

При проезде равнозначных перекрестков

Если перекресток не является круговым, то при равнозначных дорогах напрямую действует правило правой руки – то есть преимущество имеют те, кто расположен справа.

Помеха справа на перекрестке

При проезде неравнозначных перекрестков

Не вызывают вопросов случаи, когда перестроение происходит с главной на второстепенную, или наоборот. В этих ситуациях преимущество у тех ТС, что располагаются на главной.

Помеха справа на перекрестке

Но бывают варианты, когда главная и второстепенная не пересекаются под прямым углом, а поворачивают. Например, главная сворачивает направо, а встречная второстепенная в противоположном направлении. Если выезда с дороги одного типа на другой не происходит, то в рамках однотипной дороги используется норма помехи справа.

Помеха справа на перекрестке

8(800)350-23-68

Дмитрий Константинович

Эксперт сайта «Юрист-консультант»

Задать вопрос

Другими словами, если движение продолжается только по главной или, наоборот, только по второстепенной, то другие машины на тех же только главных или только второстепенных дорогах, пропускают те автомобили, что располагаются справа от них.

При повороте

Если под поворотом подразумевается движение по перекрестку, то и правила его пересечения будут тем же, что описаны выше. Некоторые вопросы появляются при поворотах на прилегающие территории или выездах из них, но в подавляющем большинстве случаев они определены знаками.

Если же регулирующих факторов нет, если ситуация трактуется неоднозначно, лучше применять правило правой руки, и считать, что у всех, находящихся справа, преимущество.

Штраф за нарушение правила «третьей руки»

В таблице штрафов дословно нет статьи за нарушение правила «помеха справа». Но при невыполнении требования уступить право приоритетного проезда согласно правилу «Помеха справа» в действие вступают определенные статьи КоАП:

  • ст.12.13 ч. 2 – если нарушение произошло на перекрёстке, в качестве наказания предполагается штраф 1000 р.;
  • ст. 12.14.ч. 3 – нарушение правил приоритетного проезда за исключением ст. 12.13.ч. 3 и 12.17 КоАП, в качестве наказания выносится устное предупреждение или выписывается штраф 500 р.;
  • ст. 12.17 – в ней речь идет о не предоставлении права преимущественного проезда маршрутному транспортному средству или автомобилю с включенными проблесковыми маячками, спец. звуковым сигналом (сиреной), наружными цветографическими схемами, здесь выписывается штраф от 500 до 3 000 р., или лишение права управления на 1-3 месяца в зависимости от сложности случая.

Таким образом, в протоколе об АПН инспектор ДПС укажет нарушение конкретного пункта и выпишет штраф по подходящему под ситуацию пункту КоАП за невыполнение требования предоставить приоритетный проезд.

Правило «Помеха справа» действует только в тех случаях, если случай не укладывается в рамки, описанные в ПДД.

Применение правила при перестроении

Перестроения можно разделить на 2 группы:

  1. Простые (перестраивается только одно транспортное средство);
  2. Сложные или обоюдные, название говорит само за себя, в данном случае происходит одновременное перестроение ТС.

    Все тонкости применения правила помеха справа

При простом перестроении вопросов нет правила всегда предписывают уступать дорогу тому участнику, который что-то меняет. И здесь уступает тот, кто перестраивается. А вот при одновременном (обоюдном) перестроении, очередность определяется применением правила помехи справа.

Преимущества трамваев

  1. Ситуация, когда он выезжает из депо. Это объясняется тем, что депо является прилегающей территорией.
  2. Ситуация, когда поворачивает на сигнал дополнительной секции светофора в то время как основная предписывает остановку.

Во всех остальных случаях трамвай имеет преимущество, не зависящее от обстоятельств:

  • на пересечении равнозначных проезжих частей, без уточнения направления его движения;
  • на регулируемых перекрестках, без учета траектории. С условием, что водитель трамвая двигается на разрешающий сигнал светофора;
  • на пересечении неравнозначных дорог. При условии въезда на него по главной дороге.

Как не запутаться, помеха справа или слева

Начинающий водитель, подъезжая к сложному участку дороги, может растеряться и забыть, должен он пропустить другое ТС, или следует ехать без задержек. И начинает судорожно вспоминать правила ПДД: помеха справа или слева обязывает уступать.

У большинства машин на российских дорогах руль располагается с левой стороны. То есть уступать необходимо в тех случаях, когда оппонент приближается со стороны находящегося рядом с водителем пассажира.

Сложности применения правила

Кроме универсальных условий, в которых предполагается применение правила правой руки, необходимо обращать внимание на обязательные факторы, сопутствующие ситуации. Водитель обязан их учитывать. К обязательным условиям относятся:

  • Пересечение траектории. При движении автомобили, у которых определяется приоритет проезда, будут пересекаться. Если следовать правилу помехи, то можно уверенно разъехаться в своих направлениях без сложности.
  • Равнозначность дорог и участников. Участок, на котором требуется выявить привилегированное авто, является пересечением равнозначных по всем характеристикам дорог. Также не работает правило для таких пар, как автомобиль и пешеход, автомобиль и трамвай.
  • Очередность проезда не предусмотрена в других пунктах ПДД. Если задействуется помеха справа (как понять ее, мы описали выше), то нужно быть уверенным, что в реальных условиях нет повода для применения иных пунктов из Правил дорожного движения.

Ориентирование во дворе

Правило ПДД «помеха справа» во дворе многоквартирного дома тоже должно соблюдаться, если речь об участниках движения с одинаковым статусом. Все перемещения транспорта и пешеходов на этих территориях регламентируются пунктом 17 ПДД. Подраздел 17.3 гласит:

При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

Но кто может ехать первым, а кто должен подождать, если машины следуют одновременно из двора, никаким иным правилом или знаком не регламентируется. Значит, действует пункт 8.9. Уступить обязан тот, к кому оппонент приближается справа.

Это не относится к пешеходам. Их автомобили, выезжая из двора, обязаны пропустить в любом случае.

Примеры ситуаций

Если говорить о такой особенности, как «помеха справа», правило ПДД диктуют поведение автомобилистов в следующих обстоятельствах:

  • На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог машина V следует прямо, а D находится справа от него и собирается свернуть. Если ему нужно направо, оба авто могут разъехаться по непересекающимся траекториям. В отсутствие такой возможности V должен уступить. Обязательно придется пропустить автомобиль D, когда тот сворачивает налево (пути точно пересекутся) или едет тоже прямо.

  • V и D ехали навстречу друг другу. Первому нужно свернуть налево, второму направо, то есть они намереваются поехать в одном направлении. Но для V горят основной и дополнительный разрешающий сигналы, а для D – основной красный и дополнительный зеленый. Второй является для первого помехой справа. Тем не менее уступить должен именно D, так как здесь работает не правило правой руки, а пункт13.5 ПДД.
  • Машина V едет по дороге мимо арки, ведущей из двора. Оттуда выезжают автомобили D и L, причем второй находится правее. Машина V должна проследовать первой, так как она находится на главной дороге. Автомобиль D обязан пропустить V и L. Ведь первый находится на приоритетном направлении, а второй приближается справа. Машина L должна уступить только V.

Рекомендуем прочитать о том, как избежать ДТП при перестроении. Из статьи вы узнаете о правилах перестроения, примерах ДТП при перестроении, штрафах за нарушение. А здесь подробнее о том, кто виноват в ДТП на повороте.

Правило правой руки на парковках не менее важно, чем на дорогах. О нем стоит помнить в любых условиях. Ведь если не уступить проезд, легко не только нарваться на штраф, но и стать виновным в ДТП.

Кто имеет преимущество при сужении дороги

О требованиях пункта 8.4 сказано выше. При перестроении ТС преимуществом обладает автомобиль, находящиеся справа. Пункт 8.9 вносит уточнение в это правило. Если выбранные направления движения автомобилей имеют точку пересечения, а приоритетность проезда невозможно определить другими способами, то дорогу должен уступить водитель, к которому ТС приближается справа.

На практике, стоит ориентироваться на то с какой стороны происходит сужение проезжей части. Если слева, то участник в левой полосе должен предоставить преимущество помехи справа. Если сужение находится справа, то водителю этой полосы придется менять траекторию движения левее и уступать дорогу тем, кто находится в левом ряду.

В ПДД оговорено, что перестроение в свободный ряд должно быть выполнено заранее – сразу после установленного знака «Сужение дороги». В этом случае удастся избежать заторов и неразберихи на сложном участке проезжей части.

Определение понятия

Для начала необходимо разобрать понятие «помеха справа». Эта информация позволит чётко понимать суть дальнейшего разговора и не путать это правило с другими понятиями из ПДД. Такое понятие актуально на тех участках дороги, которые не оборудованы регулировочными знаками.

Помеха справа цитирует пункт из ПДД под номером 8.9. Суть этого пункта сводится к следующему: отсутствие какой-либо регламентированной формы, которая направлена на регулирование последовательности проезда ТС, предусматривает разъезд водителей с учётом наличия помехи с правой стороны. Нужно чётко понимать, что автомобиль, который выступает той самой помехой справа, должен быть пропущен. Только после этого можно начинать движение при условии отсутствия других машин по правую сторону.

Теперь разберёмся с не менее важным вопросом, который часто становится камнем преткновения, — как определить помеху справа. При подъезде к участку дороги, который не оборудован регулировочными знаками, необходимо убедиться в их полном отсутствии. Стоя на развилке, обращаем внимание на ТС, которые относительно к вашему авто находятся с правой стороны. Такие участники дорожного движения как раз и будут считаться преградой, которой нужно предоставить право на проезд.

В том случае, если линии передвижения (ваша и автомобиля справа) совпадают, то придётся уступить дорогу и дождаться завершения манёвра другой машиной. Только в том случае, если с правой стороны не будет машин, можно продолжать движение.

Мы разобрали что означает помеха справа и в теории вроде бы всё понятно. На практике возникает ряд спорных ситуаций, которые могут поставить в ступор. Эти ситуации необходимо детально изучить, чтобы на дороге не возникало проблем.

Проблемы на перекрёстках

Помеха справа на перекрёстке — распространённая ситуация, с которой водитель может сталкиваться по несколько раз на день. Обязательно нужно знать правила пересечения нерегулируемых перекрёстков. Эти знания помогут свободно ориентироваться на дороге, не создавать проблем для других участников дорожного движения и избегать аварийных ситуаций.

На перекрёстках правило правой руки действует следующим образом: при наличии равных возможностей у водителей пропускать нужно транспорт, который находится по правую сторону. Сложность связана с динамичностью движения, которая характерна для крупных городов с большим количеством транспорта. Есть ситуации, когда это правило не действует. О них мы поговорим дальше.

Помеха справа на перекрёстке

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

(п. 13.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2017 N 1276)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Регулируемые перекрестки

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Нерегулируемые перекрестки

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 26.10.2017 N 1300.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.2017 N 1300)

(см. текст в предыдущей редакции)

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.11(1). При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

(п. 13.11(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Из ПДД нам известно, что при отсутствии знаков приоритета на перекрестке водителю следует пропустить транспортное средство, приближающееся справа, так называемая «помеха справа». Следует помнить, что дорога с покрытием всегда является главной, по отношению к грунтовой, но к нашему случаю это не относится.

Так вот, мы так привыкли, что дорога прямо всегда главная, а на примыкающих под углом дорогах висят «треугольники», что даже не обращаем уже внимание на нюансы и свято верим, что едущий прямо всегда прав. Однако ж в случае Т образного перекрестка равнозначных дорог, а при отсутствии каких-либо знаков, дороги являются равнозначными, если мы едем по прямой (верхняя часть бувкы T), помеху справа нужно пропускать! Это по правилам, но о них обычно вспоминают только в группе разбора ДТП.

Вот посмотрите реальную ситуацию. Передо мной едет внедорожник, мы подъезжаем к Т образному перекрестку, никаких знаков приоритета нет, справа выезжает автомобиль, он едет по правилам, у него нет помехи справа, а вот у внедорожника, как и у меня эта помеха есть и мы должны уступить ему дорогу! Но едущий впереди внедорожник не обращает на это внимания, так как едет прямо и считает, что прямо всегда главная. Я не буду утверждать, что он ПДД вообще не знает, скорее просто это потому, что такие перекрестки большая редкость, а на основной массе таких перекрестков знаки висят и прямо там главная, вот тут многие и становятся жертвой привычки и невнимательности. ДТП не случилось только потому, что водитель Нивы, выезжающей справа, скорее всего едет тут не первый раз и знает про этот нюанс, поэтому предпочитает пропустить летящих прямо, нежели попадать в ДТП, хотя по правилам … ну вы поняли.

  • Популярные статьи
  • ПДД, ШТРАФЫ
  • Все тонкости применения правила помеха справа

Все тонкости применения правила помеха справа

Доброго времени суток уважаемые читатели! На днях попав в несколько неприятных ситуаций на дороге и находясь в шоке от езды некоторых «водителей» в очередной раз решил написать несколько слов о правилах дорожного движения. Совсем недавно я писал о том как можно быстро выучить ПДД, так как повторюсь еще раз, что их знание всеми участниками движения – это залог нашей с Вами, дорогие водители безопасности. Сегодня на очереди правило, которое объясняют в любой автошколе еще до начала курса вождения. Причем самое интересное, что оно в большинстве своем известно только водителям, а пешие участники не всегда понимают, о чем идет речь. Итак, Вашему вниманию правило помеха справа.

   Как понимать и когда применяется «помеха справа»

Как такового, правила с названием «помеха справа» или правило «правой руки» в тексте ПДД Вы никогда не найдете, но любой водитель Вам с легкостью расскажет его суть. В разделе 8 ПДД можно прочесть следующее:

Все тонкости применения правила помеха справа

Это и есть не что иное, как правило «помехи справа». И поменяется оно только случаях, когда:

  • транспортные средства равнозначны: как известно трамвай в большинстве своем имеет преимущество (кроме случая выезда из депо), поэтому данную фразу необходимо понимать в следующей интерпретации, что все транспортные средства безрельсовые или наоборот, необходимо определить очерёдность проезда трамваев;
  • транспортные средства находятся в равных условиях, например оба движутся по главной/второстепенной/равнозначной дороге или на зеленый сигнал светофора;
  • определить очередность проезда более привычными способами (дорожные знаки, светофор) не представляется возможным.

Все тонкости применения правила помеха справа

То, есть данное правило действует при разъезде на парковке у супермаркета, во дворах и на любых прилегающих территориях. Но его не нужно применять, если Вы выезжаете из двора или с другой прилегающей территории, так как даже при отсутствии знаков приоритета, выезжающий должен уступить дорогу.

   Определение очередности проезда перекрестков

Согласно разделу 13 ПДД очередность проезда любого перекрестка определяется по:

  1. жестам регулировщика, именно он главный на перекрестке, его жесты имеют больший вес, чем сигналы светофора и знаки приоритета, то есть если на светофоре горит зеленый и у Вас главная дорога, а регулировщик запрещает движение, то ехать ни в коем случае нельзя;
  2. сигналам светофора, в «табеле о рангах» они находятся ниже регулировщика, но выше чем знаки приоритета;
  3. собственно самим знакам приоритета, таким как главная дорога, пересечение со второстепенной дорогой, уступите дорогу, движение без остановки запрещено и др. Если на перекрестке отсутствует регулировщик и светофор, то ориентируемся по ним;Все тонкости применения правила помеха справа
  4. дорожному покрытию, в отсутствие знаков по нему всегда можно ориентироваться, ведь дорога с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон) всегда будет главной по отношению к грунтовой дороге.Все тонкости применения правила помеха справа

Если очередность не удается определить, используя вышесказанное, то самое время применить хорошо известное в кругах водителей правило «правой руки».

Пример:

Автомобиль, назовем его «А» движется прямо на зеленый сигнал, навстречу ему также на зеленый едет автомобиль «Б», который хочет повернуть налево. Вот назревает конфликтная ситуация: у обоих горит зеленый, а траектории движения пересекаются. Выход из ситуации возможен, только с применением правила «правой руки». Когда автомобиль «Б» приступит к повороту, то у него будет помеха справа в виде приближающегося автомобиля «А», поэтому он и должен уступить дорогу.Все тонкости применения правила помеха справа

Не забывайте, что при определении очерёдности проезда автомобиля и трамвая правило «помеха справа» применять ни в коем случае нельзя, это может обернуться серьёзным столкновением с 20-ти тонной махиной.

   Применение правила при перестроении

Перестроения можно разделить на 2 группы:

  1. Простые (перестраивается только одно транспортное средство);
  2. Сложные или обоюдные, название говорит само за себя, в данном случае происходит одновременное перестроение ТС.Все тонкости применения правила помеха справа

При простом перестроении вопросов нет правила всегда предписывают уступать дорогу тому участнику, который что-то меняет. И здесь уступает тот, кто перестраивается.
А вот при одновременном (обоюдном) перестроении, очередность определяется применением правила помехи справа.

   Правило не действует

Существует один весьма интересный пример, который я просто не мог не привести. Представьте себе перекресток равнозначных дорог, по каждой из которых к этому пересечению приближается автомобиль и на перекрестке они оказываются одновременно (картинка расположена ниже). Кто должен уступить дорогу?Все тонкости применения правила помеха справа

Это – единственная ситуация, в которой не работает правило «помеха справа», да и вообще ПДД эту ситуацию не регламентируют. Водители в данном случае сами должны определить очередность проезда. Например «моргание» фарами встречного автомобиля, можно понять как предоставление им преимущества. А как только одно ТС проехало, то остальные легко разъедутся по правилу правой руки.

На этом будем прощаться, и не забывайте быть в курсе изменений ПДД. А Вы знаете, зачем рисуют вафельную разметку на перекрестках, и какой штраф грозит водителю за пересечение СТОП-линии?

С уважением, автор блога Андрей Кульпанов

  • Юрист Консульт
  • >
  • Статьи
  • >
  • Автоюрист
  • >
  • ПДД

Правило правой руки в ПДД при наличии помехи справа

Выражение «помеха справа» известно даже тем, кто вовсе не является водителем. Эта норма представляется как некое основополагающее правило дорожного движения, вокруг которого выстраивается все остальное. Однако те, кто заглядывал в ПДД РФ, никаких «правил правой руки» обнаружить там не смог. По крайней мере ничего, что называлось бы именно так или аналогично.

Тем не менее, такое правило действительно существует и является довольно важной составляющий общих норм. Где искать помеху справа и как использовать эти требования ПДД на практике – подробно рассмотрим в данной статье.

Что такое помеха справа на дороге в ПДД? Определение

Как уже сообщалось, в правилах нет указания на данный термин, поэтому выводить его придется самостоятельно. При этом сначала укажем формулировку, которая, по нашему мнению, точно соответствует действительности, а ниже поясним из чего она вытекает.

Правило правой руки (помеха справа) – это норма, означающая, что при любом маневре транспортное средство, расположенное справа, имеет преимущество, если иное не вытекает из других норм ПДД, указаний разметки, дорожных знаков, светофора или сигналов регулировщика. Другими словами, это правило, действующее по умолчанию, на ничем не регулируемых участках дорожного движения.

Где действует и когда применяется правило?

Обратимся непосредственно к правилам дорожного движения. Возьмем несколько основных пунктов, из которых можно выстроить разбор всех типичных ситуаций.

Пункт ПДД РФ Пояснение
8.4 При перестроении в рядах попутного движения преимущество у тех ТС, что движутся, не меняя направления. При одновременном маневре нескольких автомобилей, преимущество у тех, кто находится справа.
8.9 При пересечении траекторий двух ТС, если нет регулирующих данную ситуацию ПДД РФ, преимущество у того, кто справа.
13.11 На равнозначных перекрестках, при отсутствии регулирующих передвижение норм, преимущество у тех, кто справа. Исключение – перекрестки с круговым движением.
13.10 На неравнозначных перекрестках движение по главным дорогам, т.е. без маневра главная-второстепенная, регулируется правилами равнозначного перекрестка. Аналогично и при движении только по второстепенным, без выезда на главную.

Дмитрий Константинович

Эксперт сайта «Юрист-консультант»

Задать вопрос

Надо еще раз акцентировать внимание на круговом перекрестке. Ранее и на него распространялось правило правой руки. Однако некоторое время назад в ПДД России был внесен пункт 31.11(1), устанавливающий преимущество тех, кто находится внутри круга.

Перечисленных четырех пунктов нам будет достаточно, чтобы на примерах определить чьи машины имеют преимущество в конкретных ситуациях.

Кто должен уступить дорогу?

Ситуаций может быть больше, чем позволят рассмотреть рамки одной статьи, но разберем самые частые и основные – остальные же могут быть легко выведены из этих. Как это выглядит, будет отдельно указано на картинках.

При перестроении по полосам движения

Два автомобиля движутся в одном направлении. Осуществляется перестроение. Кто кого должен пропустить? Всегда ли прав тот, кто с правой стороны? Давайте вспомним п.8.4 ПДД, в соответствии с которым:

  • Если перестраиваются оба автомобиля одновременно, преимущество у того, кто движется справа.

    Помеха справа при перестроении

  • Если один из автомобилей не перестраивается, а продолжает движение по своей полосе, то преимущество у него, вне зависимости от расположения относительно второго ТС (справа или слева).

    Помеха справа при перестроении

Отсюда вытекают и еще несколько типичных ситуаций, трактовка которых вызывает сложности.

При сужении дороги

Существует неверное понимание, что в случае сужения дороги всегда применяется норма помехи справа. Это не совсем так – ситуация так же зависит от обстоятельств:

  • Если сужение происходит за счет уменьшения левой полосы, преимущества у тех, кто движется по правой.

    Помеха справа при сужении дороги

  • Если сужаются обе полосы, т.е. перестроение происходит из обеих полос движения, преимущества так же у тех, кто находится справа.

    Помеха справа при сужении дороги

  • Если же сужается правая полоса, т.е. ТС, находящиеся слева, продолжают движение по своей полосе без перестроения, а правые вынуждены «вливаться» в их ряд, то преимущества у участников движения левой полосы.

    Помеха справа при сужении дороги

Разумеется, все это (как и в других случаях) актуально только при отсутствии дополнительных регулирующих факторов – разметки, знаков, светофоров и/или сотрудников ДПС (ГАИ), регулирующих движение.

Во дворах и на стоянках

Во всех этих случаях так же действуют нормы, диктуемые разметкой, знаками и т.п. Однако, если эти факторы отсутствуют, т.е. транспортные средства находятся на неких участках с разрешенным движением, но без дополнительной регулировки, прямо действует правило правой руки, т.е. преимущества всегда у тех, кто находится справа.

При этом очень важным будет точное понимание таких понятий, как перекресток, прилегающая территория, т.е. оценка типа участка дороги, чтобы определить преимущества.

На перекрестке

Пересечение перекрестка регулируется отдельными нормами, но логика в целом та же. Прежде всего, действуют сигналы сотрудника ГИБДД, светофора, знаков и разметки, и только в их отсутствии применяется норма помехи справа, ситуации при которой будем рассматривать далее.

Кроме прочего, есть в ПДД РФ четкие указания на следующие случаи:

При проезде равнозначных перекрестков

Если перекресток не является круговым, то при равнозначных дорогах напрямую действует правило правой руки – то есть преимущество имеют те, кто расположен справа.

Помеха справа на перекрестке

При проезде неравнозначных перекрестков

Не вызывают вопросов случаи, когда перестроение происходит с главной на второстепенную, или наоборот. В этих ситуациях преимущество у тех ТС, что располагаются на главной.

Помеха справа на перекрестке

Но бывают варианты, когда главная и второстепенная не пересекаются под прямым углом, а поворачивают. Например, главная сворачивает направо, а встречная второстепенная в противоположном направлении. Если выезда с дороги одного типа на другой не происходит, то в рамках однотипной дороги используется норма помехи справа.

Помеха справа на перекрестке

Дмитрий Константинович

Эксперт сайта «Юрист-консультант»

Задать вопрос

Другими словами, если движение продолжается только по главной или, наоборот, только по второстепенной, то другие машины на тех же только главных или только второстепенных дорогах, пропускают те автомобили, что располагаются справа от них.

При повороте

Если под поворотом подразумевается движение по перекрестку, то и правила его пересечения будут тем же, что описаны выше. Некоторые вопросы появляются при поворотах на прилегающие территории или выездах из них, но в подавляющем большинстве случаев они определены знаками.

Если же регулирующих факторов нет, если ситуация трактуется неоднозначно, лучше применять правило правой руки, и считать, что у всех, находящихся справа, преимущество.

В каких случаях помеха справа не действует?

Исходя из всего рассмотренного, можно определить и обратные ситуации – когда правило правой руки не применяется:

  • Если это однозначно вытекает из действия сигналов регулировщика, светофора, действия знака или разметки.
  • Если транспортное средство не осуществляет поворота, разворота, перестроения, а продолжает двигаться в своей полосе, при отсутствии дополнительных регулирующих факторов.

Еще раз обратим внимание на круговое движение (перекресток, на котором организовано круговое движение – п.13.11(1) ПДД РФ). В этом случае преимущество у тех, кто находится внутри круга, а значит и на них помеха справа не распространяется.

Далее консолидируем вопросы по теме правила правой руки, которые наиболее часто возникают у наших читателей. Обязательно изучите их, если типичные ситуации отличаются от произошедшей с вами.

⚖️ Действует ли помеха справа на парковке?

⚖️ Кто виноват в ДТП при перестроении?

⚖️ Кто должен уступить при одновременном перестроении?

⚖️ Кто виноват в ДТП при выезде с парковки с помехой справа?

⚖️ Если водитель движется по главной дороге, а светофор не работает, должен ли он уступать помехе справа?

⚖️ Возможно ли признание обоюдной вины в ДТП, если помеха справа была в «мертвой зоне»?

⚖️ Действует ли помеха справа во дворе жилого дома и должен ли я пропускать автомобиль слева, двигающийся по прямой?

Надеемся, что смогли прояснить ситуацию с помехой справа во всех подробностях. Однако любой рассматриваемый случай – это обобщение, в жизни же ситуации могут быть совершенно иными, состоящими сразу из нескольких различных нюансов.

Если вы оказались в ситуации, когда самостоятельно защитить свои права не удается, обратитесь за помощью к нашим автоюристам. Для первой бесплатной консультации достаточно написать сообщение через форму, расположенную ниже, или позвонить по указанным на сайте телефонам.

Другие юридические услуги

  • Документы на авто
  • ДТП
  • Купле-продажа автомобиля
  • Лишение водительских прав
  • ОСАГО
  • Постановка на учет автомобиля в ГИБДД
  • Проверка авто
  • Транспортный налог
  • Штрафы ГИБДД

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Клининговая компания в ноябрьске по уборке квартир
  • Клининговая компания в сосновоборске красноярского
  • Клининговая компания в стерлитамаке цены на услуги
  • Клининговая компания в тобольске по уборке квартир
  • Клининговая компания какая система налогообложения