Как проехать на кольскую сверхглубокую скважину

Автопутешествие к самой глубокой скважине мира. По Кольскому полуострову на своём авто

Кольская сверхглубокая скважина — одно из величайших достижений науки Советского Союза. Занесённая в Книгу рекордов Гиннеса, олицетворяющая мощь и прогресс советской инженерной мысли, ставшая одним из символов стремления человека к познанию мира.

Фотоотчёт о самостоятельном автопутешествии к уникальному сооружению. Что сейчас представляет из себя этот уникальный объект, который по праву является гордостью нашей российской истории. 

Тундра в районе расположения Кольской сверхглубокой. Кольский полуостров

Тундра в районе расположения Кольской сверхглубокой. Кольский полуостров

Кольская сверхглубокая скважина. Немного истории

Будучи школьником ещё во времена позднего СССР, учась в мурманской средней школе, я хорошо был осведомлён о Кольской сверхглубокой. О ней нам рассказывали на уроках, и в атласах и учебниках по истории и географии родного Кольского полуострова о ней обязательно упоминалось – как об одном из выдающихся достижений советской науки и инженерии. А открытки с видами самой буровой, с её возвышающейся закрытой башней, увенчанной пятиконечной звездой, над сопками тундр Заполярья, были известны каждому школьнику или взрослому:

Кольская сверхглубокая на советских открытках

Кольская сверхглубокая на советских открытках

Кольская сверхглубокая, или, как этот объект назывался официально – «Кольская экспериментальная опорная сверхглубокая скважина» (сокращённо: СГ-3), была не единственной сверхглубокой подобного типа в СССР. Сверхглубокими скважинами назывались (по советской классификации) скважины глубиной свыше 7000 м. В начале 60-х годов ХХ века в Союзе была утверждена комплексная научно-техническая программа (первая в мире, к слову) «Изучение недр Земли и сверхглубокое бурение».  Однако именно здесь, на Кольском полуострове, нашим учёным-геологам удалось достичь максимальной глубины бурения. Это случилось в 1990 году, когда бур Кольской сверхглубокой достиг глубины в 12 262 метра. В 1991 году это достижение было занесено (пост-фактум) в Книгу рекордов Гиннесса как самое глубокое вторжение человека в земную кору. Коим оно и остаётся таковым до сих пор.

(Отмечу, что до 2008 года СГ-3 была и самой длинной скважиной в мире. Но сейчас этот рекорд не единожды побит. Правда, здесь учитывается не глубина бурения, а общая длина скважины. Рекорд принадлежит также нашей стране. В 2017 году пробуренная под острым углом к поверхности земли нефтяная скважина на шельфе Сахалина Z-44 Чайво (Россия) достигла общей длины в 15 км).

СГ-3. Почему бурили на Кольском полуострове

Озеро у Кольской сверхглубокой

Озеро у Кольской сверхглубокой

Как я уже упоминал выше, программа по исследованию литосферы Земли с помощью бурения сверхглубоких скважин была заложена в СССР в 60-х годах прошлого века. И именно Кольская сверхглубокая скважина была проектом исключительно научно-исследовательской направленности. Место бурения, Кольский полуостров, было выбрано не случайно. Именно здесь, в мурманском Заполярье, в северо-восточной части Балтийского щита, находится область сочленения рудоносных докембрийских структур, типичных для фундаментов древних платформ. И именно здесь, на Кольском полуострове, толщина слоя осадочных пород земной поверхности имеет минимальные значения. Кольский полуостров — одно из немногих мест на материковой поверхности Земли, где чехол осадочных пород практически полностью отсутствует. А поверхность сложена породами очень древнего происхождения, возрастом около 3 млрд лет.

В 1968 году Кольской  геологоразведочной экспедицией сверхглубокого бурения (Кольская ГРЭ) под руководством Д. М. Губермана было выбрано место для закладки будущей буровой установки. И 24 мая 1970 года, в годовщину 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (эпоха Советского Союза, как-никак) и была заложена Кольская сверхглубокая.

(Давид Миронович Губерман был бессменным руководителем проекта СГ-3. Губерман — советский и российский геолог, доктор технических наук, заслуженный геолог РСФСР. С самого начала проекта (включая геологоразведку) и до последних дней существования СГ-3 занимал должность директора Научно-производственного центра «Кольская сверхглубокая». Изначально проект подразумевал бурение до 15 000 метров, однако по ряду причин бурение было остановлено на 12 262 метрах).

Законсервированная скважина Кольской сверхглубокой. 2021 год

Законсервированная скважина Кольской сверхглубокой. 2021 год. На крышке оставлена надпись «СГ 12 261 м». Расхождения по метражу (с разницей в несколько метров) присутствует и в различных источниках.

Кольская сверхглубокая. Трудный путь к «центру» Земли

К бурению скважины приступили 24 мая 1970 года. И до глубин в 7000 метров процесс происходил без проблем. Так было до тех пор, пока бур проходил через однородные прочные граниты. Глубже семи тысяч метров начались менее прочные слоистые породы. Что стало вызывать обвалы в стволе скважины. При этом буровую колонну заклинивало осыпавшейся породой и обрывало головку бура. Далее оставшаяся часть бура цементировалась из-за естественных причин. И следующий ствол приходилось бурить рядом, с отклонением от первичного направления. Так, со временем, структура скважин стала походить на крону дерева, с расходящимися от ствола ветвями в разные стороны. Из-за проблем с грунтом бурение шло с большими трудностями, в течении многих лет, с перерывами. Из-за неравномерного разрушения пород, геологических неоднородностей и других причин, ствол скважины искривлялся, и на максимальной глубине отклонение от вертикали устья скважины составило 840 метров.

К 1990 году скважина СГ-3 достигла глубины 12 262 метра. При этом колонна вновь оборвалась и бурение было прекращено. В 1994 году бурение прекратили окончательно.

Один из проспектов времён СССР, найденный мной на СГ-3

Один из проспектов времён СССР, найденный мной на СГ-3

За время работ на буровой Кольской сверхглубокой функционировало до 16 исследовательских лабораторий. В процессе исследований и бурения применялось самое современное оборудование. Был выстроен целый комплекс с мощным научно-исследовательским потенциалом. А количество работающих на Кольской сверхглубокой достигало более 500 человек.

После развала СССР финансирование проекта было остановлено.  К 2008 году проект был полностью закрыт за нерентабельностью. Комплекс научно-производственных цехов был заброшен. Часть оборудования было демонтировано и так… закончилась жизнь Кольской сверхглубокой.

Дорога к Кольской сверхглубокой

Забегая вперёд, замечу: да, я знал, что в настоящее время от СГ-3 остались лишь следы былого величия. Она превратилась в привычную, одну из многих «заброшек» наследия СССР. Считаю это крайне несправедливым. Кольская сверхглубокая — одно из самых выдающихся достижений нашей науки и истории. Об этом нужно помнить. Есть информация, что власти Мурманской области в 2020 году приняли решение восстановить СГ-3 как туристический объект. Надеюсь, что планам этим будет суждено сбыться. А пока… нам ещё предстояло добраться до СГ-3. И найти, конечно же, саму скважину. Или то, что хотя бы от неё осталось. Я имею в виду само место, куда уходил в толщу земной коры бур СГ-3. Итак…

Наша дорога к Кольской сверхглубокой началась из Мурманска. И далее, по этапно выглядела так:

Из Мурманска нужно двигаться по дороге Р21 (Е105) в сторону Норвегии. Эта дорога отличного качества. Чем дальше от Мурманска и ближе к норвежской границе, тем более в пейзажах начинают преобладать зоны тундр с невысокими возвышенностями:

Р 21 (Е 105) в сторону норвежской границы. Путь на Кольскую сверхглубокую

Р 21 (Е 105) в сторону норвежской границы. Путь на Кольскую сверхглубокую

Места красивые. А ехать по этой дороге — одно удовольствие.

По Р-21 (Е-105) доезжаем до Заполярного (около 160 км от Мурманска) и, не въезжая в город, следуем транзитом далее (ориентир — АЗС на выезде из города). Далее, от Заполярного, навигатор может показать более короткую дорогу на Кольскую сверхглубокую. Через город и с выездом к горно-металлургическому комбинату. Однако этим маршрутом не проехать. Понятное дело, что на территорию комбината (или через неё) вас никто не пустит. Потому, проехав транзитом Заполярный, движемся дальше.

После Заполярного на дороге Р-21 (Е-105) встретится КПП. (Приближаемся к приграничной зоне, как-никак). Меня остановили, проверили документы. Спросили о цели моего маршрута. Я погранцу так и сказал: «Еду на Кольскую сверхглубокую». Служивый сильно удивился: «Так там ничего же нет. Что там делать?». Объяснил я, что хочу сам посмотреть на место, где когда-то стояла буровая, да Детёнышу своему показать, рассказать. Отдать, так сказать, дань памяти достижениям наших отцов. Пограничник кивнул уважительно и пожелал счастливой дороги.

Поворот на грунтовую дорогу к СГ-3

Далее на Р-21 (Е-105) будет развилка. Поворачиваем налево, в сторону города Никель. На дорогу 47К 086. Эта дорога также отличного качества, но сильно не гоним, скоро будет незаметный съезд на грунтовку.

Дорога 47К 086. Кольский полуостров. Мурманская область

Дорога 47К 086. Кольский полуостров. Мурманская область

Примерно в 11-12 км от развилки, от той самой, где мы сделали поворот на Никель с Е-105, слева по ходу движения, можно будет увидеть незаметный съезд. Ориентиром могут служить видимые части строений горно-металлургического комбината и терриконы отвалов:

Автопутешествие на Кольскую сверхглубокую. Съезд на грунтовку

Автопутешествие на Кольскую сверхглубокую. Съезд на грунтовку

Пугаться качества этой грунтовой дороги — не нужно. Как на фото вверху выглядит только съезд с 47К 086. Я спокойно проехал на своём «пузотёре». (О моей машине можно почитать по ссылке: Здесь)

На кадре ниже видно саму 47К 086: 

Дорога к Кольской сверхглубокой

Дорога к Кольской сверхглубокой

Далее, съехав с асфальтированной дороги мы поворачиваем налево. И едем по хорошо укатанному грейдеру в сторону Заполярного, в обратном направлении. До едва заметного съезда в тундру. На кадре ниже он у красной вешки:

Грунтовая дорога на СГ-3

Грунтовая дорога на СГ-3

Чтобы было понятнее и нагляднее, я нарисовал схематичную карту маршрута. С обозначениями.

Схема маршрута на Кольскую сверхглубокую

Обозначения на карте (ниже):

От Заполярного влево по пунктиру движемся по отличным асфальтированным дорогам до синей галочки (это место съезда на грунтовую дорогу). Съезжаем;

Серая линия — сама грунтовка. Также движемся по пунктиру (в обратном направлении и почти параллельно асфальтированному шоссе, около 10 км) до буквы «Р» (здесь мы оставили свою машину и далее уже отправились пешком к СГ-3. На «пузотёре» от знака «Р» к СГ-3 не проехать. Сможете ли вы преодолеть этот участок, если у вас джип с высоким клиренсом, вы можете решить, посмотрев фото ниже. Самолично я видел «Ниву» и УАЗ «буханку», которые преодолели последний участок дороги в тундре. Этим машинам — это по силам).

Да, на карте крестиками я заштриховал дорогу, которую может вам предложить навигатор. Она идёт через территорию комбината (вряд ли вас пропустят).

От буквы «Р» на карте, где мы оставили свой авто, до Кольской сверхглубокой (как потом выяснилось), около 3,5-4 км. Этот, последний, этап мы преодолели налегке и пешком.

Карта. "Как добраться на своём авто на Кольскую сверхглубокую". Схема маршрута на Кольскую сверхглубокую

Карта. Схема маршрута на Кольскую сверхглубокую

 Последние метры к объекту СГ-3

От места, где мы оставили машину, да и вообще с дороги СГ-3 не видно. Той самой башни (самой буровой установки), с красной звездой на макушке сейчас нет. И потому идти пришлось по навигатору, без явных ориентиров. Но это стоит того. Окружающие пейзажи — наши, настоящие северные. И они великолепны:

Тундра у СГ-3. В глубине кадра терриконы горно-металлургического комбината и грунтовая дорога, по которой мы и приехали

Тундра у СГ-3. В глубине кадра терриконы горно-металлургического комбината и грунтовая дорога, по которой мы и приехали

Пейзаж Кольского полуострова:

Тундра летом

Тундра летом

Дорога, по которой мы шли, явно была бы для нашего автопутешествия непроходимым этапом:

Дорога на Кольскую сверхглубокую

Дорога на Кольскую сверхглубокую

Я чуть отставал от Детёныша, так как постоянно останавливался поснимать окружающую красоту:

Скромная растительность тундры. Пушица

Скромная растительность тундры. Пушица

Цветущая летом тундра:

Растительность тундр Кольского полуострова

Растительность тундр Кольского полуострова

Вдоль дороги, по которой мы шли, стали появляться следы былой человеческой деятельности. Поваленные столбы на бетонных опорах (Возможно, они когда-то являлись частью ограждения периметра СГ-3. Объект был секретным):

Поваленный столб у дороги к СГ-3

Поваленный столб у дороги к СГ-3

Наконец, преодолев очередной небольшой подъём, мы увидели главную цель нашего путешествия.

Детёныш впереди меня преодолевает очередную сопку

Детёныш впереди меня преодолевает очередную сопку

Там, вдалеке, посреди пустой и безлюдной тундры, было видно несколько  зданий. Что сказать? Выглядит это несколько потусторонне. И ни одной живой души вокруг. Так вот ты какая, Кольская сверхглубокая!

Кольская сверхглубокая скважина. 2021 год

Кольская сверхглубокая скважина. 2021 год

Честно признаюсь, что мы были очень обрадованы тем, что нашли то, чему было посвящено это наше автопутешествие. Издалека Сверхглубокая производила впечатление вполне сносно сохранившегося объекта. Теперь нам оставалось пройти считанные метры. И мы испытывали некоторое волнение по поводу того, сможем ли мы найти саму скважину. То самое место, куда врезался рекордно глубокий во всей истории человечества бур к центру Земли.

Как выглядит Кольская сверхглубокая (СГ-3) сейчас

По мере приближения к объекту нам стали попадаться артефакты заброшенности. Вот, пустые ржавые бочки, наваленные посреди цветущей тундры:

Бочки в тундре

Бочки в тундре

Останки коммуникаций:

Окружающие пейзажи у Кольской сверхглубокой

Окружающие пейзажи у Кольской сверхглубокой

А навстречу, попался нам УАЗ-ик, едущий от Кольской сверхглубокой В нём явно была не группа туристов. Сидящие двое мужчин в кабине «буханки» более смахивали на каких-то рабочих. Впрочем, мысль по этому поводу почему-то появилась только одна. На СГ-3 давно не ведутся никакие работы. А данные джентльмены скорее походили на тех, кто приезжал на заброшенный объект чем-либо поживиться. К примеру, цветметом или чем-то подобным.

Тот самый УАЗ-ик

Тот самый УАЗ-ик

Увидев вблизи здания СГ-3, и чуть позже, после подробного осмотра того, что здесь осталось, невольно стали напрашиваться грустные мысли. Мысли о том, что растащено здесь всё полностью и окончательно. И это печально. Ну а чем тут можно поживиться мародёрам, совсем не понятно. Да и бог им судья. Вот так, к примеру, выглядят корпуса Кольской сверхглубокой сейчас:

Кольская сверхглубокая

Кольская сверхглубокая

Разбросанные по всему периметру объекта, вот эти тонкие листы железа, скорее всего, когда-то были облицовкой стен башни буровой. Но из-за их «коммерческой непрактичности» (небольшой вес на единицу площади) так и остались здесь невостребованными любителями прибрать «безхозное» к рукам.

Здания производственных цехов на СГ-3 выглядят угнетающе:

Корпуса зданий СГ-3

Корпуса зданий СГ-3

Разруха и завалы заброшенности:

Корпуса Кольской сверхглубокой

Корпуса Кольской сверхглубокой

Нагромождение листов железа и зияющие дыры окон:

СГ-3 сейчас

СГ-3 сейчас

Внутри корпусов также царит пустота и разруха:

Внутри производственных корпусов Кольской сверхглубокой

Внутри производственных корпусов Кольской сверхглубокой

Интерьеры производственных корпусов Кольской сверхглубокой

Вот старый электрический щит. (Странно, что кабель уцелел и ещё не срезан):

Распределительный электрический шкаф

Распределительный электрический шкаф

Брошенная мебель и следы былого человеческого «присутствия»:

Бытовой хаос

Бытовой хаос

Напомню, что на СГ-3 работало до 500 человек. Здесь же работающие на Кольской сверхглубокой и жили. И потому, в одном из зданий, на втором его этаже, мы оказались в коридорах пустых комнат:

Осматриваем интерьеры объекта

Осматриваем интерьеры объекта

Здесь кто-то жил когда-то:

Интерьер одной из жилых комнат СГ-3

Интерьер одной из жилых комнат СГ-3

На стене с облупившейся штукатуркой – панель бытового электрического счётчика (точнее то, что от него осталось):

Электрический щиток

Электрический щиток

Под ногами, среди гор мусора, то тут, то там, нам попадались какие-то ведомости, отчёты и документы, которые отсылали нас в советское прошлое и к былой жизни и атмосфере действовавшей когда-то, уникальной буровой:

Правила пожарной безопасности для геологоразведочных предприятий и организаций

Правила пожарной безопасности для геологоразведочных предприятий и организаций

А вот литература по геологии:

Листы справочника по геологии

Листы справочника по геологии

Акт о списании вольтметра, датированный 1987 годом:

Акт о списании оборудования

Акт о списании оборудования

Фрагмент Закона СССР о трудовых коллективах:

Советское трудовое законодательство

Советское трудовое законодательство

Или вот – фрагмент, возвращающий в прошлое СССР времён начала Перестройки. Кто жил в то время, тот помнит, что в те годы стал издаваться в СССР немецкий журнал Burda. Он пользовался большой популярностью у советских женщин. Ибо был посвящён модной одежде. А на его страницах публиковались выкройки моделей:

Обложка советского журнала и выкройки из журнала Burda

Обложка советского журнала и выкройки из журнала Burda

Лаборатория с предупреждениями о радиоактивности

Как я уже упоминал, на СГ-3 работало до 16 научных лабораторий. А сама скважина имела своей целью исключительно научно-исследовательские цели. На Кольской сверхглубокой использовалось самое современное оборудование того времени. Ныне, как видно из моих предыдущих кадров, ничего от всего этого было величия, увы, совсем не осталось. Было ли это демонтировано или расхищено «несунами» — история умалчивает. Но всё же, некоторые артефакты научной тематики нам попалось.

К примеру, помещение химлаборатории:

Химлаборатория. Кольская сверхглубокая

Химлаборатория. Кольская сверхглубокая

Среди нагромождений разбитой мебели — железные ящики с предупреждениями о возможной радиоактивности:

Осторожно, радиоактивность!

Осторожно, радиоактивность!

О радиоактивности (небольшое «лирическое» отступление)

Земные породы «фонят». И фон этой радиоактивности различен, и зависит от множества факторов. Я сейчас пишу о естественном фоне природной радиации. Который может быть как крайне низким, так и достаточно высоким и опасным для человека. Фонят, к примеру, и гранитные набережные Северной Столицы. (Один из самых высоких уровней радиации выдаёт ограждение у Троицкого моста). Однако фон этот, хоть и существует естественным образом, всё же безопасен для человека. Хотя, по нынешним нормативам, камень, которым изначально облицованы некоторые набережные Санкт-Петербурга, сейчас бы уже не использовался. (Повторюсь, при всём при этом, и старые «грязные» граниты набережных безопасны для человеческой жизни).

Шкафы с остатками реагентов в химлаборатории СГ-3:

Реагенты и реактивы

Реагенты и реактивы

Скважина СГ-3 12 262 м

Побродив по интерьерам корпусов Сверхглубокой, мы отправились искать главную цель нашего этого путешествия. Саму скважину.

Нам посчастливилось обнаружить её без особого труда. Вот здесь когда-то, между корпусами, почти по центру всего комплекса, возвышалась колонна буровой. От самой колонны, конечно же, ничего сейчас не осталось. Буровая была демонтирована:

Кольская сверхглубокая. Место, где находится скважина

Кольская сверхглубокая. Место, где находится скважина

Но сама скважина осталась.

Кто-то заботливо расчистил вокруг её останков мусор. А сама скважина выглядит сейчас как заваренная и завинченная на мощные болты и гайки стальная крышка-заглушка. Вот она, на переднем плане кадра:

Крышка скважины

Крышка скважины

Кто-то заботливо написал краской на крышке: «СГ. 12 621 м» (Разные источники упоминают глубину скважины с разницей в 1-2 метра):

Кольская сверхглубокая. Крышка скважины

Кольская сверхглубокая. Крышка скважины

Стоя над этой крышкой колодца в «преисподнюю», испытываешь странные чувства. Трепет, от того, что под тобой отверстие глубиной, превышающей Марианский жёлоб, и к нему приложили руку наши учёные, инженеры и рабочие. И грусть. От того, что так бездарно и безалаберно мы относимся к своему прошлому. И не смогли сохранить Кольскую сверхглубокую, как памятник нашей славной истории. (Хочется надеяться, что слова администрации Мурманской области не являются пустословием. И Кольскую действительно восстановят, и сделают из неё настоящий туристический объект).

Кольская сверхглубокая

Кольская сверхглубокая

Отмечу, что несомненно СГ-3 нужно восстанавливать в туристическом или научно-исследовательском плане (она может быть использована и в научных целях, и сейчас, как мне кажется). Несомненно, у объекта и огромный туристический потенциал. Даже сейчас, в таком состоянии, сюда приезжают такие же как и мы туристы. Немного, конечно. Но всё же. Когда мы только пришли на СГ-3, мы встретили пару молодых людей, которая также занималась осмотром объекта. А к концу нашего посещения, на горизонте, в тундре, на той самой тропинке, по которой мы и пришли сюда, мы увидели «Ниву Шевроле». На которой к СГ-3 ехала группа туристов из нескольких человек:

Туристы

Туристы

Ещё несколько кадров с СГ-3

Цель нашего этого автопутешествия была достигнута. Мы нашли то, зачем сюда добирались. Сделав ещё несколько кадров СГ-3 и окружающих пейзажей (они здесь великолепны) — мы стали собираться в обратный путь:

Артефакты былой жизни сверхглубокой

Артефакты былой жизни сверхглубокой

Вид сверху, с одного из корпусов:

Место, где когда-то стояла сама буровая

Место, где когда-то стояла сама буровая

Вид из окна:

Лето в тундре

Лето в тундре

Пейзажи у СГ-3:

Тундра Кольского полуострова

Тундра Кольского полуострова

Снял Детёныша у одного из окон, с видом на тундру:

Фото на память

Фото на память

Когда-то по периметру объекта было ограждение:

Артефакты Кольской сверхглубокой

Артефакты Кольской сверхглубокой

На обратном пути мы встретили ту самую «Ниву», что ехала на Кольскую сверхглубокую. С туристами была собака. И из-за специфики дороги, её плохого качества, и от возможности двигаться только очень медленно и осторожно, пассажиры, видимо, выпустили животное на улицу. И собака радостно дефилировала рядом с машиной:

У Кольской сверхглубокой

У Кольской сверхглубокой

Немного ещё интересного о СГ-3 и о её легендах. Карта расположения Кольской сверхглубокой

Различные легенды о том, что бурение прекратили из-за того, что, дескать, там, на глубине, были слышны какие-то крики, о разной дьявольщине и чертовщине, конечно же вымысел. Фильм с названием «Кольская сверхглубокая» не смотрел, он не имеет ничего близкого к самой Кольской сверхглубокой, к её настоящей истории (да и не люблю подобную «фантастику»).

Интересный факт: температура внутри скважины по мере её заглубления росла. На пяти километрах глубины окружающая температура превысила 70°C, на семи — 120°C, а на глубине 12 километров датчики уже фиксировали более 200°С выше нуля.

Карта, где находится Кольская сверхглубокая (обязательно посмотреть схему в тексте вверху, навигатор может вести не туда):

Вид Кольской сверхглубокой. Возвращаемся обратно:

Кольская сверхглубокая скважина (СГ-3). Современный вид

Кольская сверхглубокая скважина (СГ-3). Современный вид

Наше путешествие подошло к концу. Мы собирались поехать в Териберку. Там мы бывали уже неоднократно, но оказаться на Кольском полуострове и не побывать на берегу Баренцева моря, на берегу Северного Ледовитого океана, как-то совсем непростительно. Да и нравится нам там очень.

О Териберке я уже писал. Подробный отчёт о ней по ссылке. Рекомендую:       На своём авто в Териберку

Мурманская область. Кольский полуостров. Продолжение следует…

А здесь:

«Северное меню» сайта:

Группа Автопутешествия и приключения Drunky Horse в ВК здесь: Паблик Дранки в ВК».

Оставить комментарий или подписаться на обновления сайта можно ниже:

Подписаться  на новые статьи на  сайте:

В 50-70 годах прошлого века мир менялся с невероятной скоростью. Появились вещи, без которых сложно представить сегодняшний мир: появился интернет, компьютер, сотовая связь, покорение космоса и морских глубин. Человек стремительно расширял сферы своего присутствия во Вселенной, но о строении своего «дома» – планеты Земля он все еще имел довольно приблизительные представления. Хотя уже тогда идея сверхглубокого бурения была не нова: еще в 1958 году американцы запустили проект «Mohole». Его название образовано от двух слов:

Moho – поверхность, названная в честь Андрия Мохоровичича – хорватского геофизика и сейсмолога, выделившего в 1909 году нижнюю границу земной коры, на которой происходит скачкообразное увеличение скорости сейсмических волн;
Hole – скважина, дырка, отверстие. Исходя из предположений, что толщина земной коры под океанами гораздо меньше, чем на суше, недалеко от острова Гуаделупе было пробурено 5 скважин глубиной около 180 метров (при глубине океана до 3,5 км). За пять лет исследователи пробурили пять скважин, собрали множество образцов из базальтового слоя, но до мантии не дошли. В итоге, проект был признан неудавшимся и работы свернули.

Проект Мохол Mohole project CUSS ship

Судно CUSS, силами которого осуществлялся проект Mohole

Одной из главных целей экспедиции «По дорогам Заполярья» стала Кольская сверхглубокая скважина (или объект СГ-3) – самая глубокая в мире.

Впервые я узнал о ней еще в 2004 году, учась на первом курсе геологического факультета РГУ нефти и газа, на лекции по общей геологии. И с тех пор надеялся увидеть все своими глазами.

Времена изменились и, некогда труднодоступная, территория объекта СГ-3 находится сейчас в непосредственной близости к горно-обогатительному комбинату Кольской горно-металлургической компании. А проезд к скважине и вовсе проходит через технологические дороги.

Если ехать по навигатору, то после г. Заполярный он приведет к КПП горно-обогатительного комбината. На территорию охрана, разумеется, не пустит, а про Кольскую сверхглубокую якобы ничего не слышала.

как доехать до кольской сверхглубокой скважины

Трек записан с помощью сервиса LocMe

Руководству комбината ожидаемо надоело постоянное паломничество к Кольской сверхглубокой разного рода нео-сталкеров, любителей геологии и охотников за металлом, поэтому дорогу к скважине перекопали экскаваторами и для верности пересыпали булыжниками.

0_1ba4ee_6fa4f9bc_orig

Поэтому мы возвращаемся на место, где в последний раз работал мобильный интернет и ищем по спутнику накатанную альтернативную дорогу. Найдя заветную отворотку, поднимаем гидропневматическую подвеску нашего Toyota Land Cruiser 200 Executive в верхнее положение, и ползем холмами в сторону скважины.

Дорога, как и полагается настоящему приключению, изобиловала разного рода препятствиями – броды, камни, даже озера.

Уже вернувшись в Мурманск и анализируя gps-трек (мы писали весь маршрут с помощью сервиса locme.ru, о нем я расскажу позже), я заметил, что на скважину мы ехали не оптимальным маршрутом и где-то сбились с пути, а вот обратно проехали уже как надо. О чем, я ни капли жалею.

0_1ba4ef_d513d2b0_orig

Трек записан с помощью сервиса LocMe

И вот, взобравшись на очередной холм, нам открывается вид на некогда величественный научно-производственный комплекс Кольской сверхглубокой скважины.

Кольская сверхглубокая скважина состояние kola superdeep well


Стремясь занять лидирующее положение во всех отраслях сразу, в 1962 году СССР запустил свою программу сверхглубокого бурения.

На подготовку проекта ушло 4 года: главная сложность заключалась в том, что согласно геотермическому градиенту (физической величине, описывающей увеличение температуры горных пород с глубиной), температура на глубине 10 км должна составлять порядка 300°С, а на 15 км — почти 500°С. На такую температуру не были рассчитаны ни буровой инструмент, ни измерительная аппаратура. К 1970 году, как раз к 100-летию со дня рождения Ленина, площадка под бурение была найдена – древний кристаллический щит Кольского полуострова. По данным отчета Института физики Земли, за миллиарды лет Кольский щит остыл, температура на глубине 15 км не должна была превышать 150°С. Согласно примерному разрезу, первые 7 километров должны быть сложены гранитными толщами верхней части земной коры, а ниже начинаться базальты. Площадку для буровой выбрали на северной оконечности Кольского полуострова близ озера Вильгискоддеоайвинъярви (по-фински это значит «Под волчьей горой»). К бурению скважины, проектная глубина которой составляла 15 километров, приступили в мае 1970 года.

Несмотря на нетривиальную задачу, никакое специальное оборудование для работ не разрабатывалось – работали тем, что есть. На первых этапах применялась буровая установка «Уралмаш 4Э» грузоподъемностью 200 тонн и легкосплавные алюминиевые трубы. Дорогой алюминий использовался по целому ряду причин: трубы из «крылатого металла» имеют гораздо меньший вес, а при температурах свыше 150-160 градусов сталь серийных труб размягчается и хуже держит многотонные нагрузки — из-за этого возрастает вероятность опасных деформаций и обрыва колонны. Кольская сверхглубокая скважина kola superdeep well старое фото трубы Когда скважина достигла глубины 7000 метров, на площадке смонтировали новую буровую установку «Уралмаш 15000» — одну из самых современных на тот момент. Мощная, надежная, с автоматическим спускоподъемным механизмом, она могла выдержать колонну труб длиной до 15 км. Буровая превратилась в полностью обшитую вышку высотой 68 м, непокорную сильным ветрам, бушующим в Заполярье. Один только вес буровой колонны при 15-километровой глубине достигал бы 200 тонн. А сама установка могла поднимать груз вплоть до 400 тонн. Рядом выросли ремонтно-механический завод, научные лаборатории и кернохранилище. Кольская сверхглубокая скважина kola superdeep well старое фото Не так давно я уже рассказывал, как устроено бурение скважины: в 70е годы наибольшим распространением пользовалось роторное бурение, когда вся колонна труб проворачивалась ротором, находящимся на поверхности. Такой метод отлично подходил для относительно неглубоких скважин, но, когда длина ствола приближается к 7000, а то и 10000 метрам, роторное бурение становится бессильно. На СГ-3 бурение велось с помощью турбобура – гидравлического двигателя, вращение которого обеспечивалось энергией циркулирующего бурового раствора. Установленные на нижнем конце колонны 46 метровые секции вращали буровое долото. Кольская сверхглубокая скважина kola superdeep well старое фото Ни в СССР, ни в мире на тот момент не было опыта бурения в породах кристаллического фундамента на подобных глубинах и помимо чисто технологических проблем, работа осложнялась 100% отбором керна. Проходка за один рейс, определяемая износом буровой головки, составляет обычно 7-10 м (рейс, или цикл, – это спуск колонны с турбиной и буровым инструментом, собственно бурение и полный подъем колонны.) Само бурение занимает 4 часа, а на спуск и подъем 12-километровой колонны уходит около 18 часов. При подъеме колонна автоматически разбирается на секции (свечи) длиной по 33 м. В среднем за месяц удавалось пробурить 60 м. На проходку последних 5 км скважины было использовано 50 км труб. Такова степень их износа. Кольская сверхглубокая скважина kola superdeep well старое фото долото


Подъезжая к территории СГ-3, мы увидели «Буханку» и людей, суетливо складывающих внутрь куски железа. Это картина давно стала привычной для некогда передового научного центра – предполагалось, что Кольская сверхглубокая скважина после завершения ее проходки будет превращена в уникальную природную лабораторию для исследования с помощью специальных приборов глубинных процессов, протекающих в земной коре. Однако в 2008 году объект был окончательно заброшен, а все более-менее ценное оборудование демонтировано. С этого момента начался период разворовывания всего, что представляло хоть какую-то ценность – в первую очередь металла.

Расхитители металла, впрочем, оказались достаточно компанейскими ребятами, искренне удивились, зачем мы приехали сюда из Москвы – «тут же ничего не осталось!» и показали легендарную скважину. Сейчас она законсервирована, а ее устье закрывает стальная плита. Что происходит в самом стволе – не знает никто.

Кольская сверхглубокая скважина состояние kola superdeep well

На базе СГ-3, помимо непосредственно буровой, работало несколько НИИ, собственное конструкторское бюро, токарный цех, кузница. Самые смелые технические решения рождались прямо на площадке, реализовывались своими силами и через несколько дней уже опробовались в работе. Все это требовало энергии и Кольскую сверхглубокую обслуживала собственная подстанция. Сейчас энергоблок выглядит вот так, когда-то здесь работало 48 человек.

0_1ba4ca_a7e86ffc_orig

У входа свалены ящики с уникальным оборудованием. Все ценное вырвано “с мясом”:

0_1ba4e0_85e552a5_orig

А чуть поодаль стоят опоры линии электропередач. Все провода, разумеется, давно срезали.

Согласно директиве «сверху» на СГ-3 использовалось только отечественное оборудование, да и не могло быть по-другому: на первых порах скважина была сверхсекретным режимным объектом. До глубины 7 км использовали серийные приборы. Работа на больших глубинах и при более высоких температурах потребовала создания специальных термобаростойких приборов. Особые трудности возникли на последнем этапе бурения; когда температура в скважине подошла к 200оС, а давление превысило 1000 атмосфер, серийные приборы работать уже не могли. На помощь пришли геофизические ОКБ и профильные лаборатории нескольких НИИ, изготовившие единичные экземпляры термобаростойкого оборудования. Конкурс на трудоустройство составлял десятки человек на место, а прошедшим суровый отбор сразу же давали квартиру. В то время, когда рядовой советский инженер получал 120 рублей в месяц, инженер на Кольской сверхглубокой зарабатывал невероятные 850 рублей – три зарплаты и можно купить машину. Всего в на Кольской сверхглубокой работало около 300 человек.

Глубина в 7000 метров оказалась для Кольской сверхглубокой роковой

Глубина в 7000 метров оказалась для Кольской сверхглубокой роковой. Выше по разрезу бурение проходило относительно спокойно, бур проходил через однородные прочные граниты. Но после этой глубины буровая головка вошла в менее прочные слоистые породы, и ствол никак не удавалось держать вертикально. Когда в первый раз скважина прошла отметку 12 км, ствол отклонился от вертикали на 21°. Хотя буровики уже научились работать при невероятной кривизне ствола, дальше углубляться было нельзя. Скважину предстояло перебурить с отметки 7 километров. Чтобы получать вертикальный ствол в твердых породах, нужен очень жесткий низ бурильной колонны, дабы он входил в недра, как нож в масло. Но возникает и другая проблема — скважина постепенно расширяется, бур болтается в ней, как в стакане, стенки ствола начинают рушиться и могут придавить инструмент. Решение этой задачи получилось оригинальным — была применена технология маятника. Бур искусственно раскачивался в скважине и подавлял сильные колебания. За счет этого ствол получался вертикальным. 6 июня 1979 года случилось первое историческое событие. Буровики отрапортовали о достижении отметки в 9584 метра. Кольская скважина стала самой глубокой скважиной в мире, превзойдя американскую нефтяную рекордсменку «Берту Роджерс» (9583 метра).

6 июня 1979 года буровой мастер Федор Атарщиков сделал в вахтенном журнале торжествующую запись: «Забой — 9584 метра. „Берта Роджерс“, чао, гуд бай».

В начале 1980-х произошло и второе историческое событие. Кольская сверхглубокая прошла 11 022 метра, обойдя Марианскую впадину. На такую глубину внутрь собственной колыбели человечество еще не попадало. Одна из самых распространенных аварий при бурении – это прихват бурового инструмента, ситуация, когда осыпающиеся стенки скважины блокируют колонну и не дают вращаться инструменту. Зачастую попытки вытащить прихваченную колонну заканчиваются ее обрывом. Искать инструмент в 10-километровой скважине бесполезно, такой ствол бросали и начинали новый, чуть выше. Обрыв и потеря труб на СГ-3 случались многократно. В итоге в своей нижней части скважина выглядит как корневая система гигантского растения. Разветвленность скважины огорчала буровиков, но оказалась счастьем для геологов, которые неожиданно получили объемную картину внушительного отрезка древних архейских пород, сформировавшихся более 2,5 млрд. лет назад.

0_1ba4f4_95a3cbae_orig


Проходя по пустынным коридорам комплекса, несмотря на общую чудовищную разруху, чувствуешь былое величие того, что здесь происходило. В одном из кабинетов пол усеян редкой научной литературой – выпуски журнала «Дефектоскопия» за несколько лет и методичка по расчету бурильных колонн для сверхглубоких скважин – уникальность научного труда примерно сопоставима с «инструкцией по полету на Луну для чайников», если бы она существовала.

В другом – чудом сохранившееся рабочее место бурового мастера. Первая скважина в России была пробурена в 1864 году на Кубани. С тех пор и поныне – мастер почти всегда работает непосредственно на буровой площадке – чтобы видеть и контролировать все происходящее. А на Кольской сверхглубокой было не так! Оператор сидел аж в 250 метрах от устья и наблюдал за всем удаленно, в том числе за параметрами бурения. Космос! Кольская сверхглубокая скважина kola superdeep well старое фото пульт управления буровой мастер

Стены обшарпаны, стекла выбиты суровым северным ветром, но не оставляет чувство, что вот-вот в кабинет зайдет лаборант и выгонит непрошенных гостей.

0_1ba4c1_4720080f_orig

0_1ba901_824df548_orig

В сентябре 1984 года была впервые достигнута глубина в 12 066 метров, и тут случился очередной обрыв буровой колонны. Это стало настоящей трагедией для буровой бригады, ведь пришлось начинать все практически заново, все с тех же 7 километров, вновь и вновь проходя трещины и каверны нижнего слоя земной коры. Тогда же, в рамках Всемирного геологического конгресса, работы, проводимые в Заполярье, рассекретили. В научном мире скважина СГ-3 произвела настоящий фурор. В поселок Заполярный отправилась большая делегация геологов и журналистов. Посетителям показали буровую в действии, доставали и отсоединяли 33-метровые секции труб. Вокруг находились десятки точно таких же буровых долот, как и то, что лежало на стенде в Москве. СССР подтвердил статус передовой державы в области глубокого бурения.

В июне 1990 года, когда СГ-3 достигла глубины 12 262 м, начались подготовительные работы к проходке до 14 км, вновь произошла авария. На отметке 8 550 м колонна труб оборвалась. Продолжение работ требовало долгого и дорогостоящего обновления техник, так что в 1994 году бурение Кольской сверхглубокой прекратили. Все возможности современной техники были исчерпаны. Через 3 года она попала в Книгу рекордов Гиннесса и до сих пор остается непревзойденной.

Что же дало сверхглубокое бурение на Кольском полуострове человечеству?

Прежде всего, она опровергла простое двуслойное строение Земли. Составленный на основании керна СГ-3 геологический разрез оказался прямо противоположным тому, что ученые представляли себе ранее. Первые 7 километров были сложены вулканическими и осадочными породами: туфами, базальтами, брекчиями, песчаниками, доломитами. Глубже лежал так называемый раздел Конрада, после которого скорость сейсмических волн в породах резко увеличивалась, что интерпретировалось как граница между гранитами и базальтами. Этот раздел был давно пройден, но базальты нижнего слоя земной коры так нигде и не появились. Наоборот, начались граниты и гнейсы. Одной из важнейших целей бурения было получить керн (цилиндрический столбик горной породы) во всю длину скважины.  Самый длинный в мире керн разметили, как линейку, на метры и уложили в соответствующем порядке в ящиках. Сверху указаны номер ящика и номера образцов. Всего таких ящиков на складе почти 900.

Сейсмические разделы в недрах, как оказалось, это не границы слоев из пород разного состава. Скорее они указывают на изменение петрофизических свойств пород с глубиной. При высоком давлении и температуре свойства настолько меняются, что граниты по своим физическим характеристикам становятся похожи на базальты, и наоборот. Считалось, что с глубиной и ростом давления пористость и трещиноватость пород уменьшаются. Однако, начиная с 9 километровой отметки, толщи оказались аномально пористыми и трещиноватыми. По густой системе трещин циркулировали водные растворы. Позднее этот факт подтвердили другие сверхглубокие скважины на континентах. На глубине оказалось гораздо жарче, чем рассчитывали: на целых 80°! На отметке 7 км температура в забое была 120°С, на 12 км — достигла уже 230°С. В образцах Кольской скважины ученые обнаружили золотое оруденение. Вкрапления драгоценного металла находились в древних породах на глубине 9,5—10,5 км. Впрочем, концентрация золота была слишком мала, чтобы заявлять о месторождении — в среднем 37,7 мг на тонну породы, но достаточная, чтобы ожидать его и в других подобных местах. Кольская сверхглубокая скважина  состарила Землю на целых 1,5 миллиарда лет: жизнь на планете появилась раньше, чем предполагалось. На глубинах, где считалось, что нет органики, обнаружили более 17 видов окаменевших микроорганизмов – микрофоссилий, а ведь возраст этих глубинных слоев превышал 2,8 миллиарда лет. И еще более десятка узконаправленных открытий.

Всего на территории СССР было пробурено около 30 сверхглубоких скважин

Немногие знают, но на территории бывшего СССР было пробурено более 30 сверхглубоких скважин (на сегодняшний день все или почти все они уничтожены). По специальным транссектам (линиям измерений) их соединили между собой, получив региональные геологические профили длиной многие тысячи километров. Вдоль транссект размещалось специальное геофизическое оборудование, которое фиксировало все процессы, происходящие в недрах, в едином времени. В качестве источников возбуждения (импульса, который фиксировался в скважинах) до 1991 года применялись подземные ядерные взрывы.

Этот принципиально новый технический и методический подход к решению регионального глубинного строения земной коры и верхней мантии был основан на комплексировании данных сверхглубокого и глубокого бурения, а также сейсмического глубинного зондирования и других геофизических и геохимических методов. Для территории СССР была разработана система взаимной увязки данных геофизических профилей, опирающихся на опорные сверхглубокие скважины. Все это позволило провести достаточно детальное районирование, в первую очередь перспективных с точки зрения нефте- газо- и рудоносности зон, в масштабах всей страны.

Цена восстановления 100 миллионов рублей?

В своих интервью директор геологического института Кольского научного центра РАН утверждает, что за 100 млн. рублей можно хоть сейчас восстановить комплекс Кольской сверхглубокой скважины, открыть на ее базе научно-технический центр и обучать специалистов по шельфовому бурению. Мне совершенно очевидно, что это не так. И вопрос,к сожалению, не в деньгах. Уникальный объект, по масштабу и значимости для человечества сравнимый разве что с полетом человека в космос, утерян. И утерян безвозвратно.

0_1ba4c6_b4b02b71_orig

После СГ-3 в мире предпринималось и предпринимается немало попыток заглянуть в глубинные горизонты недр Земли, но к сожалению, ни один проект не приблизился по значимости к работе, проведенной в Заполярье.

— Что же самое главное показала Кольская скважина?
— Господа! Главное, она показала то, что мы ничего не знаем о континентальной коре

Как проехать к Кольской сверхглубокой скважине?

Точки, координаты и др.

  1. Из Мурманска по автодороге А138 двигаемся в сторону г. Никель;
  2. В точке 69.479533, 31.824395 будет КПП, где проверят документы;
  3. Едем дальше до 69.440422, 30.594060 где сворачиваем налево;
  4. Продолжаем движение по технологической дороге до  69.416088,  30.684387;
  5. Засыпанная дорога должна быть по правую руку в точке  69.408826,  30.661051;
  6. Едем дальше и внимательно смотрим отворотку по левую руку. Я съезжал тут:  69.414850,  30.613894;
  7. Далее двигаемся по накатанной тропе, но в точке  69.411232,  30.608956 необходимо держаться правее.
  8. Координаты самой скважины  69.396326,  30.609513.

Дождь, туман, десять градусов по Цельсию. Это называется полярное лето… Уходящий в небо грейдер — технологическая дорога, и здесь нас быть не должно. Прижимаемся вправо, к обочине, чтобы пропустить идущую навстречу колонну тяжелых грузовиков. Высокие кузова до верха загружены черным гравием — сульфидной медно-никелевой рудой. Поднимаемся выше, и вот уже вязкое облако облепило наши «Форды», засверкали учащенно поводки стеклоочистителей. Но видимость от этого не стала лучше — в густой белой вате мне видны только задние фонари впереди идущего автомобиля. Осторожно пробираемся между терриконами.

Внезапно в тумане вырастают огромные бетонные постройки, похожие на заводские корпуса. Добро пожаловать на объект СГ-3, также известный как Кольская сверхглубокая скважина. Точнее, то что от нее осталось…

Беспощадная штука — история. Ее страницы вырывают, переписывают, меняют местами. То, что знал каждый советский школьник или студент, ныне не имеет никакого значения, ему нет места в переполненной различными развлечениями памяти. Под научными достижениями понимается новое приложение для смартфона. Достижения российской науки малоизвестны. Достижения советской науки высмеиваются или вовсе забыты. А между тем, по ряду направлений советские ученые были на самом деле впереди планеты всей. Касалось это и геологических исследований.

Именно с научными целями в 1970 году стартовал проект Кольской сверхглубокой скважины. Место близ города-завода Никель в Мурманской области было выбрано неслучайно — во-первых, благодаря уже известному обилию в этом регионе ценных ресурсов (никель, апатиты, титан, медь и так далее). Во-вторых, именно здесь нижняя граница земной коры подходит максимально близко к поверхности. А это значит, что бурение тут сверхглубокой скважины помогло бы не только выявить запасы полезных ископаемых (в частности, исследовать глубинное строение Печенгского месторождения никеля), но и ответить на вопросы о строении Земли, о котором в те годы ученые имели весьма приблизительное понимание. Среди прочих задач была всесторонняя отработка технологии глубинного бурения, с целью совершенствования нового поколения аппаратуры для наблюдения, исследования, автоматизации и контроля бурового процесса.

Поначалу бурение производилось серийной установкой «Уралмаш-4Э», предназначенной для нефтяных скважин. До глубины в 2000 метров ствол проходился стальными бурильными трубами, которые позже были заменены на алюминиевые из-за их меньшего веса и большей прочности. На конце размещался турбобур — турбина длиной в 46 метров с разрушающей коронкой на конце, приводившаяся в движение глинистым раствором, который закачивали в трубу под давлением в 40 атмосфер.

По достижению отметки в 7264 метра, проходка осуществлялась более совершенным комплексом «Уралмаш-15000», который был воплощением советской науки и техники. Система работала с большим количеством электроники и автоматики. Твердосплавные коронки были заменены на алмазные. В условиях высокой плотности грунта, ресурс коронок не превышал четырех часов, т.е. от шести до десяти метров углубления. После этого необходимо было поднять и разобрать всю многотонную колонну 33-х метровых труб, что ближе к 12-ти километровой глубине занимало не менее 18 часов.

Вы спросите, зачем все эти сложности? Дело в том, что практически каждый метр проходки сопровождался научным открытием. В лучшие годы на СГ-3 работало почти два десятка научных лабораторий. Изучение образцов породы, поднятых в керне, и спуск в скважину специального оборудования полностью перевернул теоретические знания ученых о строении Земли. Так, гранитный пояс оказался намного толще, чем считали ученые. Базальта на ожидаемой глубине не оказалось вовсе — вместо него пошли пористые гранитные породы, что проводило к множественным обвалам и авариям на буровой. На огромной глубине были обнаружены окаменевшие микроорганизмы, что позволило утверждать, что жизнь на планете появилась как минимум на полтора миллиарда лет раньше, чем считалось до этого. Не подтвердились и утверждения ученых о температурных режимах в недрах планеты — там оказалось гораздо жарче…

Разумеется, бурение такой глубокой скважины было очень затратным. Обвалы грунта приводили к авариям, искривлениям ствола. Очередная авария на глубине в 12 262 метра, практически совпавшая по времени с распадом СССР, оказалась последней в истории Кольской сверхглубокой. Финансировать этот проект было некому. В середине девяностых скважина была законсервирована. Еще через десять лет — окончательно заброшена, при этом оставаясь на тот момент самой глубокой скважиной в мире (и единственной, пробуренной с научными целями).

Разумеется, потом станция, некогда дарившая миру десятки научных открытий каждый год, была полностью разграблена.

Все строения разрушены, включая 70-им метровую башню, в которой размещалась буровая установка. На объекте СГ-3 редкие посетители чувствуют себя сталкерами.

Громко хрустят под ногами обломки прежнего мира. Битое стекло, керамика, ржавое железо, обломки кирпича.

Перед главным корпусом лежит остов гусеничного транспортера.

В стенах корпусов — проломы. Очевидно, кто-то таким образом вытаскивал дорогостоящее оборудование.

В бывших лабораториях разбросаны химикаты.

Вместо дорогостоящей электроники, электрики и автоматики — пустые шкафы, сорванные с креплений.

Внезапно в облаке тумана раздается тарахтение дизеля. Инстинктивно пригибаюсь за рухнувшие перекрытия. К разрушенному зданию неспешно подъезжает старый микроавтобус Mercedes. Открытая задняя дверь хлопает по ржавому кузову. Охотники за металлом продолжают свое черное дело…

А вот и она, Кольская сверхглубокая. Что от нее осталось?

Только ржавая крышка с надписью 12 226 метров. Надпись с ошибкой, так как реальная глубина — 12 262 м. Одной из гаек уже не хватает, но почему-то крышку еще не утащили. Боятся?

Местные легенды гласят, что записывающая аппаратура фиксировала в скважине нечеловеческие крики… Конечно, ученые давно нашли этому научное объяснение. Но что мы помним и знаем теперь о науке?

Дождь усилился. Останки Кольской сверхглубокой окончательно скрылись во влажной туманной толще. Не хочется говорить о символичности этой ситуации, но других мыслей после посещения СГ-3 не остается.

Будущее цивилизации, забывающей свое прошлое, не может вызывать ничего, кроме опасения…

  • Достопримечательности и самые интересные места России
  • >>
  • Достопримечательности Кольского полуострова
  • >>
  • Кольская сверхглубокая скважина, Кольский полуостров

Кольская сверхглубокая скважина – амбициозный научно-исследовательский проект советских времен.
Расположена она в 150 км от Мурманска, неподалеку от поселка Заполярный.
Почти 20 лет (с 1990г. до 2008г.) была самой глубокой скважиной в мире. Ее глубина — 12 262 метра.

Кольская сверхглубокая скважина, Кольский полуостров

Кольская сверхглубокая скважина.

Во второй половине 20 века сверхглубокие скважины пытались пробурить в нескольких странах, но глубина остальных скважин не превышала 9 км.
К 1983 году глубина скважины уже достигала 12 километров, но работы были приостановлены на время проведения геологического конгресса.
После возобновления работ произошла авария, в результате которой бурение пришлось начинать заново с глубины 7 км.
Для того, чтобы повторно достичь отметки в 12 000 метров потребовалось 7 лет.

В 1990 году при бурении на глубине 12 тыс. метров геологи записали непонятные звуки, после чего колонна оборвалась.
Это привело к появлению нескольких забавных легенд, а во многих газетах 90х годов скважина называлась «дорогой в ад».
После этой аварии было еще несколько обрывов колонн и работы прекратились. Из-за отсутствия финансовой государственной поддержки в 90е годы объект был заброшен. Все оборудование разворовано либо сломано, и на сегодняшний день сюда имеет смысл ехать только любителям развалин и заброшенных зданий.

Кольская скважина сегодня

Разрушенное здание.

Тут
есть подробная статья с описанием процесса бурения, историей скважины, воспоминаниями одного из работников кольской сверхглубокой и результатами проведенных исследований.

Как добраться Кольской сверхглубокой?

На автомобиле: это единственный простой путь доехать до Кольской сверхглубокой скважины. Из Мурманска нужно доехать до пос. Заполярный. Дальше с трассы p10 «Кола» нужно свернуть налево на Никель. Координаты поворота: 69.461795, 30.692058. По трассе на Никель нужно переехать железную дорогу и после нее свернуть налево. Координаты поворота: 69.440234,30.594780.
Дальше дорогу лучше спросить у местных, т.к. вокруг действующие карьеры и дороги постоянно меняются.

Дорога к кольской сверхглубокой скважине. Отвалы.

Дорога к кольской сверхглубокой скважине. Отвалы.

Добираться до сверхглубокой скважины на общественном транспорте долго и последние 15 км придется либо ехать на такси, либо топать пешком. До пос. Заполярный можно добраться на автобусе Мурманск-Никель. Расписание здесь. http://murmanbus.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=51 Время в пути –3,5 часа, стоимость билета – 390 руб. Можете попросить водителя высадить вас уже на трассе «Заполярный»-Никель, и немножно сократить пешую часть маршрута. До Заполярного можно доехать и на пассажирском поезде, но дорога в один конец займет около 6 часов. Поезда ходят ежедневно, кроме субботы, расписание лучше уточнить по тел. (8152) 48-41-71. Дорогу от Заполярного лучше спрашивать у жителей поселка.

Кольская сверхглубокая скважина на карте

Кольская сверхглубокая скважина фото

Вы можете авторизоваться через:

FacebookVkontakte

Удивительная скважина расположена в Мурманской области в 15 км к востоку от посёлка Никель и 12 км к западу от города Заполярный. Ее глубина составляет 12 262 метра, диаметр верхней части — 92 сантиметра, диаметр нижней части — 21,5 сантиметра.

Кольская экспериментальная опорная сверхглубокая скважина (СГ-3) занесена в книгу рекордов Гиннеса как самое глубокое вторжение человека в земную кору.

В отличие от других наиболее крупных сверхглубоких скважин, которые бурились с практическими целями — для добычи нефти, газа или геологоразведочных работ, Кольская скважина была пробурена исключительно для решения научно-исследовательских задач.

Скважину заложили в 1970 году в честь 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Изначально она имела статус секретного объекта, поскольку находилась в пограничной зоне, по соседству со стратегическими месторождениями полезных ископаемых, а кроме того, СССР охранял свой научный приоритет в исследовании литосферы.

В начале 1980-х Кольская сверхглубокая прошла 11 022 метра, обойдя Марианскую впадину. В сентябре 1984 года была впервые достигнута глубина в 12 066 метров, но случился обрыв буровой колонны. Это стало настоящей трагедией для буровой бригады. Тогда же, в рамках Всемирного геологического конгресса, работы, проводимые в Заполярье, рассекретили.

После 1991 года исследовательский центр начал приходить в упадок. Официально бурение было остановлено в 1992 году. Продолжение работ требовало долгого и дорогостоящего обновления техник.

К 1995 году финансирование работ почти полностью прекратилось, а в 2008 году решением главы управления Росимущества по Мурманской области научно-производственный центр при скважине был ликвидирован «ввиду нерентабельности».

В результате сверхглубокого бурения на Кольском полуострове было получено много ценнейших сведений о земных недрах, опровергнуто простое двуслойное строение Земли, обнаружилось, что температура в глубине земной коры совершенно не такая, как ожидали ученые. Оказалось, что на глубине в пять километров она составляет 75 градусов Цельсия, на семи — доходит до 120 градусов, а на глубине в 12 километров достигает 220 градусов.

Кольская сверхглубокая скважина послужила источником городской легенды о «колодце в ад». Легенда гласит, что когда скважину пробурили до глубины 14,5 км, буровики наткнулись на пустоты, спустили вниз микрофон, способный работать при чрезвычайно высоких температурах, и другие датчики. Температура внутри достигала 1100 °C — это был жар огненных палат, из которых, якобы, можно было услышать человеческие крики Впрочем, несмотря на все расследования и опровержения, история про колодец в ад до сих пор остаётся одной из самых популярных городских легенд современности.

Сейчас легендарная скважина законсервирована, а ее устье закрывает стальная плита.  

Тур «Глаз в Преисподнюю» на Кольскую сверхглубокую скважину

В 1970 года началось бурение Кольской сверхглубокой скважины, которая через 21 год попадёт в Книгу рекордов Гиннесса как самая глубокая в мире, а в западных странах стала известна как «колодец в ад» увидеть каждому

В туре мы узнаём о секретах СГ-3, её работе и причинах закрытия , а также полюбуемся природой, окружающей этот объект

Кольская сверхглубокая скважина

Легендарная Кольская Сверхглубокая скважина, глубиной в 12262 метра, за 24 года своей работы сделала немало невероятных научных открытий, о ней знали и восхищались во всем мире. Но к сожалению, в 1994 году работы на скважине полностью остановились.

Был ли этому причиной банальный недостаток финансирования? Или же здесь приложили руку «мистические силы», не желающие раскрывать свои тайны? Для ответа на этот вопрос мы отправимся прямо в эпицентр событий – в заброшенную лабораторию, занимавшуюся изучением СГ-3

После исследования объектов СГ-3 мы с вами перекусим и отправимся в Мурманск. По желанию всей группы на обратном пути посетим еще одно место памяти ВОВ – общественную историко-краеведческую экспозицию Титовский рубеж.

В одном из самых крупных из них, мемориальном комплексе «Долина Славы», мы сделаем остановку. Она простирается между сопок на несколько километров, изредка прерываясь перевалами, ручьями и болотами. Именно здесь, в 1941 году, было остановлено стремительное наступление немецких войск, получивших приказ о захвате Мурманска

Чтобы добраться до Кольской сверхглубокой, мы преодолеем расстояние в ~ 200 км. Дорога, практически до границы с Норвегией, займет около 3х часов. По пути вас будут ожидать невероятные красоты Севера , а также большое количество мест памяти событиям ВОВ.

К сожалению, даже полноприводные авто могут проехать не везде. И после отворотки с дороги, около 5 км до сверхглубокой мы прогуляемся пешком. Наш путь будет украшать природа этого места: цветущая тундра и холмы, реки и озера.

Мы с вами пройдемся по местам, где когда-то «творилась история». Осмотрим останки лаборатории, места исследования недр нашей планеты, заглянем в цехи с бывшим оборудованием, места проживания ученых, и конечно же, увидим ту легендарную скважину, углубившуюся на глубину более 12 км.

Наш гид расскажет вам интересные факты и легенды о научной работе скважины, а в одном из кабинетов вы сможете изучить оставленную документацию исследований.

Мы всегда с радостью и как можно скорее ответим на все ваши вопросы, даже если находимсяМна краю света — в Териберке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как проехать на красную площадь москвы на метро
  • Как проехать на метро без карты тройка в москве
  • Как проехать от метро алтуфьево до леруа мерлен
  • Как проехать на метро святая матрона московская
  • Как проехать от москвы до звенигорода на машине