Как проехать к памятнику пересвета в брянске

Александр Пересвет уроженец Брянска, монах Троицо-Сергиевой лавры, погиб на Куликовском поле. Памятник Александру Пересвету установлен в Брянске на Покровской горе – это самая высокая точка Брянска. Торжественное открытие памятника состоялось 1895 году. Это событие было приурочено к тысячелетию Брянска.

Величественная фигура Пересвета на коне, рядом восседает певец Баян с гуслями. Он своими песнями поднимал боевой дух воинов. За спинами древних героев возвышается стрела, напоминающая храм. На вершине стрелы скульптура женщины, олицетворяющая образ Родины, образ матери. В ее руках зажаты серп и молот — символы мастерства и хлебопашества, которые были основой Брянщины. Сюда обычно приезжают молодожены сделать несколько фотографий, прогуляться, завязать ленточку на памятнике. Очень популярное место у гостей и жителей города.

Памятник к 1000-летию Брянска

На самой высокой точке Брянска, Покровской горе, стоит величественный памятник, изображающий Баяна и Пересвета. Его открыли в 1985 году и приурочили это событие к тысячелетию Брянска. Да и место для его установки выбрано не случайно — Покровская гора была заселена уже в XIV веке и является древнейшей цитаделью города.

Скульптурная композиция изображает Александра Пересвета — героя Куликовской битвы, который победил татарского богатыря Челубея. По легенде он был выходцем из Брянска.
Рядом с ним восседает древний певец Баян с гуслями, который так же уроженец Придесенья. Он своими песнями поднимай боевой дух ратных воинов.

За спинами древних героев высится белоснежная стрела, издали напоминающая храм. Ее вершину венчает скульптура женщины, олицетворяющей образ Родины, образ Матери. В ее руках зажаты серп и молот — символы мастерства и хлебопашества, которые были основой Брянщины.

История посещения памятника

В самый-самый ветреный день новогодней поездки, наша дружная компания пошла к памятнику Пересвету в Брянске. Александр Пересвет — монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. По легенде в 1380 году Преподобный Сергий Радонежский благословил его и Родиона Ослябю на участие в Куликовской битве. Пересвет в схватке перед битвой одолел татарского богатыря Челубея, но и сам погиб. В Русской православной церкви причислен к лику святых. В Брянске в 1985 году ко дню тысячелетия города Брянска на Покровской горе. У подножия постамента с иноком сидит былинный певец и сказитель Боян. Хотя в путеводителях пишут чаще «памятник Пересвету», забывая о Бояне.

К памятнику поехали на автобусе маршрута №2. Вышли и на ближайшей остановке «Покровская гора». Город стоит на холмистой местности, это мы знали. Но то, что прогулка к памятнику обернется настоящим восхождением, и подумывать не могли. Зря. Знали бы заранее, прихватили бы царапки для обуви. Они были бы тут в самый раз. К памятнику русскому иноку-воину ведет дорога, поднимающая круто вверх. Всё бы ничего, да дорога после недавней череды оттепель-морозы, представляла собой каток или трассу для скелетона, слегка припорошенную свежевыпавшим снежком. На днях по образовательному каналу смотрели фильм про пингвинов. Мы тогда смеясь над тем, как они неуклюже взбирались по ледяному склону. Видели бы сейчас нас пингвины, они тоже бы смеялись. Но мы упорно шли вперёд, поддерживая друг друга и цепляясь за поручень вдоль дороги. Наконец показалась конечная цель подъёма, памятник Пересвету. Подходим ближе и видим. не героя богатыря, не инока или просто древнерусского воина, а какого-то ряженого, в лентах, остатках сдувавшихся шариков. Если представить памятник без всяких украшений и ленточек, то да, вырисовывается героический образ.

Уважаемые молодожёны, я понимаю, что вы преисполнены радости. В вашей жизни произошло важное, значимое событие. И я искренне вас поздравляю. Вы счастливы и хотите делиться этой радостью с миром. Пересвет — это воин, инок, героически погибший в бою. Я считаю, что яркие свадебные ленты здесь более, чем неуместны.

Обратно мы пошли другой дорогой, по улицам Арсенальной и Февральской, на проспект Ленина, путешествие по Брянску продолжалось.

Небольшая ремарка про Пересвета и Бояна. Пересвет умер в 1380 году, мужчиной в полном рассвете лет, иначе бы не отправили на битву. Боян упоминается в «Слове о полку Игрове». События, описанные в «Слове. » происходили в XII веке. Почему они вместе, что их связывает? Возможно оба уроженцы Брянской земли?

Александр Пересвет: история памятника

После битвы Дмитрий Донской распорядился отправить тела Пересвета и других героев в Москву для погребения, «чтобы воины и народы, взглядывая часто на их могилы, воспламенялись духом доблести».
В 1794 году при Екатерине II поставили над могилами надгробия. В 1870 году отлили памятник, но в 30 –е годы при Сталине памятник переплавили и на этом месте завод сделали. Теперь давний грех исправлен. Святые могилы можно снова увидеть.

Дата публикации: 29.05.2019

Другие интересные места Брянска

Куда сходить и что посмотреть в Брянске

А также

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Памятник к 1000-летию Брянска (Брянск, Россия) — описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Памятник к 1000-летию Брянска представляет собой скульптурную группу «Пересвет и Баян» и стелу, изображающую Родину-мать. Он был построен в 1985 году, автор произведения — скульптор Ю. Г. Орехов.

Юбилейный памятник находится на Покровской горе — это самая высокая точка в Брянске. Фигуры хорошо видны с набережной Десны.

Скульптуры изображают двух героев Куликовского сражения — воина-монаха Александра Пересвета и певца Баяна, который своими песнями провожал и воодушевлял воинов на ратные подвиги. Пересвет, хотя и был монахом Троице-Сергеевской лавры, родился в Брянске. А обладатель хрустального голоса Баян был родом из Черниговского княжества, куда входил и Брянск. По преданию, с поединка Пересвета с Челубеем началось Куликовское сражение. И Пересвет, и Баян погибли в бою.

За скульптурной группой двух воинов находится белая стела, ее очертания слегка напоминают контуры православного храма. На вершине стелы стоит фигура женщины — аллегорический символ Родины-матери.

Фигура женщины выполнена из бронзы, ярко сияющей в солнечные дни.

Женщина держит в руках серп и молот. Эти же символы есть и на гербе Брянской области, которая всегда славилась своими тружениками в поле и у станка.

Адрес: г. Брянск, улица Покровская Гора.

Брянская область

  • Где остановиться: для радиальных экскурсий по области удобнее всего остановиться непосредственно в Брянске. В поисках природы и уединения — в одном из санаториев, пансионатов или гостиниц Брянской области.
  • Что посмотреть: отправляясь в путешествуя по Брянской земле, стоит уделить внимание радушной столице этого края — городу Брянску. Кроме того, побывать в родовом поместье Тютчевых — Овстуге, дремучем и красивом заповеднике «Брянский лес», в одном из древнейших русских монастырей — Свенском Свято-Успенском в селе Супонево, а для любителей — еще и на ведущихся и поныне археологических раскопках в Хотылево-2.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия, Русская Антарктика и Арктика.
  • Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

Скоро на «Тонкостях»: Почему в аэропортах России все так дорого, а в заграничных аэропортах — нет?

Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент

В Брянске родился Александр Пересвет – легендарный монах-воин, который участвовал в Куликовской битве и пал в единоборстве с татарским богатырём Челубеем. Ежегодно 8 сентября отмечается день памяти инока-воина Пересвета. В этот день, 8 сентября 1380 года (22 сентября – по старому стилю), на Куликовом поле первым принял смерть в бою инок-воин Пересвет, указав русской рати путь к победе. И победа, столь важная для Руси, была достигнута, хоть и была битва крайне тяжела и кровава. А Александр Пересвет с этого дня навечно вошел в народную память.

Памятник Пересвету

Поединок перед Куликовской битвой

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда уже пошатнулось. Исход Куликовской битвы, по мнению историков, в большой степени был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Виктор Васнецов - «Поединок Пересвета с Челубеем»

Картина Виктора Васнецова «Поединок Пересвета с Челубеем»

По сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации. Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обычно начинал атаку первым – и обрекал своё войско на большие потери.

Русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами. Для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок.

От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы. Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя такой приём: благодаря огромной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русских вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть свободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехать до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русские преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 8 сентября по новому стилю (22 сентября по юлианскому календарю). Могила героя до сих пор так и не найдена.

История – и новые сведения

И в наше время появляется – как это ни удивительно – новая информация о святом воине.

В приемной у Святейшего Патриарха висит интересная картина – это подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого до того татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета – монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.

П.Рыженко Победа Песесвета

Картина Павла Рыженко «Победа Пересвета»

Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И, надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное – это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в их особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем – это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии – «Бон-по». В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира – демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом – чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов – в облачении русского монаха великой схимы – и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира. И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога – непобедимы.

Источники

https://ok.ru/empire/topic/68614492687324

https://interesnyefakty.com/stati/kochubey-i-peresvet-istoriya-poedinok-peresveta-s-chelubeem

На правом, высоком берегу Десны, красиво и свободно раскинулся на высоких холмах, утопая в зелени белыми церквями, бывший купеческий губернский, а ныне областной город — Брянск.
Знакомство с архитектурными памятниками города Брянска мы начали с древних храмов.
Именно они веками сохраняли черты древнего облика, вносили гармонию и выразительность в исторический силуэт и формировали город.

Покровская гора — самое высокое место города на котором была расположена древняя цитадель.

.

Здесь, на территории земляной крепости возвышается Покровский собор – историческая архитектурная доминанта города. Собор построен в 1699 году на месте старой одноименной церкви, существовавшей еще в XVI веке и упоминаемой в документах 1603 и 1613 годов, брянским помещиком Евстафием Алымовым.
В апреле 1919 года храм был закрыт и передан под школу. После её закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных архивных учреждений. Храм подвергался частичным переделкам, в 1970-х годах произведена реставрация, и собору возвращен первоначальный облик. Авторы проекта реставрации – архитекторы Э.М. Кодисова и Л.П. Бестужева.

.

Четыре главы храма расположены не по углам, как это обычно делалось в русских церквях, а ориентированы по сторонам света. Окна, пропорции и декор, ставни и ниши заимствованы из жилой архитектуры. Живопись проста и характерна для творчества брянских зодчих начала XVII века.

Улица «Покровская гора» ведет к Горне-Никольскому монастырю и к памятнику архитектуры в стиле русского барокко – Горне-Никольской церкви, или, как её называют в просторечье — храм «Верхний Никола».

Она построена в 1751 году, на средства брянских купцов Кольцовых. Как и другие брянские церкви, Никольская имела свою предшественницу, упомянутую в документах 1310 года.

.

После реставрационных и ремонтных работ Никольская церковь дождалась возрождения своей былой красы. Архитектор Л.А. Бестужева. Церковь выполнена «кораблём», её стиль архитектуры следует более древним образцам конца XVII века.

Первая половина XVIII века – это период развития Брянска как одного из торговых городов России. Рост центрального городского посада, его исторические связи с другими городами, привлекают к нему пожертвования и вклады горожан различных сословий. На их средства в 1738 году начинается возведение каменной Воскресенской церкви – четвертой в истории монастыря.
Через три года новая церковь становится одним из важных сооружений города, интересным образцом архитектуры стиля русского барокко.

В 1769 году к западной стене трапезной была пристроена колокольня, просуществовавшая почти до середины следующего столетия, когда она получила новое завершение. Облик ее характерен для архитектуры позднего классицизма первой трети XIX века.

Во время Великой Отечественной войны церковь лишилась верха здания. Простояв полвека в обезображенном виде, храм при реставрации 1984-1986-х годов обрел вид, который сложился в течение 1741–1840-х годов. Автор проекта реставрации архитектор-художник В.Н. Городков.

Центральный проспект города, а в прошлом Петропавловская улица,

.

приводит нас к Спасо-Гробовской, ныне Преображенской церкви. Её построили в 1904 году на свои средства брянские купцы — братья Могилевцевы. Годом позже на её колокольню перевесили колокола старой деревянной церкви, которая стояла на месте ещё более ранней церкви. С XIII века возле церквей погребали священнослужителей, в летописи упомянуто, что храм построен на гробах брянских владык Нектария и Нафанаила, поэтому церковь стала «Спасо-Гробовской» или — «что на владычных гробах».

Церковь имеет своеобразный, расширенный в боковые стороны двумя полукруглыми выступами квадратный план и трехапсидный алтарь. Колокольня поставлена над западным входом, связанным с церковью коротким переходом. Церковь пятиглавая: центральная глава поднята высоким шатром светового барабана над угловыми главами и главой колокольни.

Внешняя отделка декоративна и нарядна. Фасады украшены кирпичным орнаментом, аркадами, кокошниками, ширинками и балясинами. Спасо-Гробовская церковь — это красочное звено в ожерелье памятников архитектуры нагорья. Она замыкает перспективу части центрального проспекта города.

Рядом, в созвездии древних церквей и бывших монастырей, яркой звездой горит Троицкий собор.

Земля Пересвета. Троицкий собор

Введенская церковь, сейчас церковь Петра и Павла, Петро-Павловского монастыря построена в 1702 году местными помещиками Саловыми на месте древней деревянной церкви. За долгие годы своего существования здание неоднократно перестраивалась. В 1818 году губернским архитектором Ф.И. Петонди был представлен проект полного изменения древнего облика храма в ампирном стиле, но средств хватило лишь на пристройку портика к боковому входу, что спасло от утраты первоначальную архитектуру памятника.

.

Здесь на территории Петро-Павловского монастыря находился один из наиболее крупных храмов города – собор Петро-Павловского монастыря и романтическая скульптурная композиция «Самсон, раздирающий пасть льва», архитектора Н.А. Лебедева, утерянные навсегда.

В городском парке-музее им. А.К. Толстого установлен не только памятник русскому писателю…

Здесь, на территории бывшего городского кладбища, которое в ХVIII веке занимало часть бывшей Щепной площади, ныне это территория парка-музея им. А.К. Толстого и стадиона «Динамо»,

расположен Храм Рождества Богородицы, или всё, что от него осталось.
В октябре 1708 года Петр I на Щепной площади устроил смотр войск Брянского гарнизона, шедших на фронт, тогда на этом месте построили часовню. В память о пребывании в Брянске Петра I и Александра I по заказу и на средства местного купца А.А. Баева была построена новая каменная Рождественская церковь.

Мозаика храма Рождества Богородицы.

Она возведена в XVIII веке на месте деревянной кладбищенской церкви неизвестным зодчим и представляет собой бесстолпный купольный храм в стиле позднего классицизма.Трапезная храма и колокольня не сохранились до наших дней, в 1927 году храм был закрыт и использовался как морг, затем как спортзал. В 1990 году храм был передан церковной общине.

В парке работают аттракционы, проводятся культурно-массовые мероприятия и праздники. Главное украшение парка — обилие деревянной народной скульптуры на разные темы.

В Брянске, краю отважных партизан, помнят и почитают героев Великой Отечественной войны.
Курган Бессмертия — памятник павшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, ставший одним из символов города Брянска. Он расположен в Центральном парке культуры и отдыха «Соловьи» (им. 1000-летия Брянска).
Это искусственная земляная насыпь в виде пятигранного холма общим объёмом свыше 20 тысяч кубических метров и высотой 12 метров, которую венчает 18-метровый бетонный пилон в виде пятиконечной звезды.

У основания Кургана ступени широкой лестницы подводят к площадке, на фасаде которой надпись: «Жителям Брянска, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины. Курган Бессмертия сооружён в 1968 году».

В парке «Соловьи» есть ещё одна интересная достопримечательность — это стела на Кургане Бессмертия в виде дорической колонны. Она находится рядом с основным памятником и составляет единый архитектурный ансамбль с мемориалом.
В марте 2010 года Брянску было присвоено звание Города воинской славы. В связи с этим было решено открыть памятную стелу, посвященную этому событию. В День партизан и подпольщиков — 29 июня 2010 года, памятник был открыт.

На Покровской горе высоко взметнулась двадцатиметровая трёхгранная ажурная, облицованная светлым известняком стела, очертания которой напоминают контуры православного храма. На вершине стелы бронзовая фигура женщины — символ Родины.

Этот памятник открыт к Тысячелетию города Брянска в 1985 году.

У склона горы – скульптурная группа — на боевом коне уроженец Брянщины, герой Куликовской битвы, монах-воин Александр Пересвет, а у подножия памятника — легендарный певец, сказитель русской земли Баян с гуслями, воодушевлявший русские дружины перед битвами.

Фигуры Пересвета и Баяна видны издалека — с набережной Десны, а от памятника открывается вид на город. Этот мемориал стал одной из визитных карточек города.

Гостиница «Десна» находится в центре города, нормально в ней переночевали и позавтракали.

Перед ней сквер,

.

и памятник В.И. Ленину.

За спиной вождя начинается центральный бульвар, названный в честь первого космонавта Земли — Юрия Алексеевича Гагарина.

.

.

Пешеходная улица с современными домами и реконструированными купеческими,

.

с памятником Гагарину,

.

и всем учёным, прямо или косвенно своим умом повлиявшим на это событие.

Центральные улицы Брянска красуются высокими домами гражданской архитектуры 50-х годов,
среди них административные здания: управления внутренних дел, прокуратуры города и жилые дома в стиле 1957-1960 годов.

.

Украшение города — Брянский Государственный театр драмы им. А.К. Толстого, 1940-50-е годы, архитектор С.Ф. Скворцов.

Напротив театра, к 200-летнему юбилею, установлен памятник русскому поэту и дипломату
Ф.И. Тютчеву.

В селе Овстуг Брянской области, на родине поэта, расположен мемориальный историко-литературный музейный комплекс — усадьба XVIII века, которая неразрывно связана с именем Федора Ивановича Тютчева.

Он родился здесь в 1803 году и провёл своё детство. Сегодня в состав музея входит усадебный дом, ветряная мельница, хозяйственные постройки усадьбы Тютчевых и церковь успения Богородицы, рядом с которой расположена могила Ивана Николаевича Тютчева, отца поэта.

Чтобы сильно не утомлять читателя, скажу ещё о «парочке» интересных мест:
Брянский цирк открыт в 1976 году,

гостиница «Брянск» в 1985 году,

памятник жертвам Чернобыля, почему-то установлен возле Управления пограничной службы,

.

мемориальный сквер с Поклонным Крестом

и памятником памяти о 17 тысячи замученных и расстрелянных жителях Брянска в 1941-1942 годах при фашистской оккупации.

Славянская площадь, бывшая Соборная, украшена сквером и тишиной купеческих домов.

.

Черты уездного Брянска, запечатленные в камне, можно увидеть на отрезке улицы Калинина, старое название — Мясные ряды, здесь сохранился небольшой квартал старинной застройки. Купеческие дворики, сводчатые перекрытия, остатки декора и интересные самобытные детали фасадов разных архитектурных эпох, словно разноязычный говор толпы, заполнявшей некогда городской торг: лавок и магазинов, которые ещё хранят дух своей эпохи.

Памятник Александру Пересвету и Бояну на Покровской горе

#9 из 40 в Брянске

Фото Памятник Александру Пересвету и Бояну на Покровской горе

Покровский Переулок, 2, Брянск, Брянская обл., Россия, 241050

«Покровская гора» № 2, 6а, 11, 13, 31, 37

«Покровская гора» № 28, 38, 42, 49, 52, 88, 99, 100а, 179

«Покровская гора» № 1, 2, 4, 6, 13

Средняя: 9°С (мин. 9° — макс. 9°) Облачность: 100%

53.2445192°N, 34.3734853°E

Лучшие экскурсии с гидом по низким ценам

Поиск дешевых авиабилетов

Памятник Александру Пересвету и Бояну на Покровской горе на карте Брянска

Комментарии и отзывы

Добавить отзыв

Обновлено: 23.03.2023

Памятник А. Пересвету в Брянске – известный монумент, который установлен на самой высокой точке города – Покровской горе. А. Пересвет был уроженцем Брянска и монахом Троицо-Сергиевой лавры, который погиб на Куликовском поле. Легендарный воин-монах пал в единоборстве с не менее известным монгольским богатырем Челубеем. А. Пересвет является самым великим и известным брянским героем.

Торжественное открытие данного монумента было осуществлено в 1995 году ко дню тысячелетия Брянска. Выполнен памятник в виде величественной фигуры монаха, сидящего на коне. Рядом с А. Пересветом установлена фигура певца Баяна с гуслями. В свое время Баяну удавалось своими песнями поднимать дух воинов.

За спинами монументальных героев возвышается стела, которая напоминает храм. На вершине стелы можно увидеть скульптуру женщины, которая олицетворяет образ Родины и матери. В руках женщина держит серп и молот.




Будто сам я на бранном том поле мял ковыль на гривастом коне!

Будто сам был и пешим и конным, падал в травы под натиском орд,

но не дрогнул, отрезанный Доном.

Эпизоды Куликовской битвы осмыслены в произведениях ► В.Д. Динабургского и других брянских авторов.

Я тихо помолюсь за Пересвета,

За Дмитрия Донского помолюсь.

Александр Пересвет – легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря.

История подвига Пересвета знакома каждому. Когда перед битвой на Куликовом поле в 1380 г. предводитель объединенного русского войска Дмитрий Донской приехал за благословением к преподобному Сергию, молва о котором уже разошлась по всей Руси, тот отрядил ему в помощь двух троицких иноков, облачившихся по такому случаю в ратные доспехи и вспомнивших военные навыки своей юности. Именно Пересвет вышел от русского войска первым на поединок с татарским богатырем Челубеем, в котором погибли они оба. Как только это произошло, началась сама битва, окончившаяся исторической победой русских.

Пересвет и Ослябя были причислены Церковью к лику святых. Где их погребли, в точности не известно, но, по некоторым данным, их останки покоятся под спудом на территории московского Симонова монастыря, почти целиком уничтоженного в советские годы.

В Брянске инока Пересвета почитают особо. Он входит в Собор Брянских святых; возле Троицкого кафедрального собора в 2011 г. открыли памятник монаху-воину. Имя Пересвета носит и соборная колокольня.

Александр Пересвет (? — 8 сентября 1380) — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и одержал победу в единоборстве с татарским богатырём Челубеем. В Русской православной церкви причислен к лику святых.

Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске (был уроженцем села Супонево) и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Существует предание, что Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что стоит на реке Устье. Позже, видимо, после того, как Дмитрий Ольгердович, княживший в Брянске, перешёл на службу к Дмитрию Иоанновичу и переехал со всем двором в г. Переяславль-Залесский, иноки Пересвет и Ослябя попали в Троице-Сергиевский монастырь (тогда ещё не бывший лаврой). Достоверно известно только то, что в 1380 году они оба уже были послушниками этого монастыря. По другой версии, Пересвет стал послушником Троице-Сергиевского монастыря уже после своего переезда в Переяславль-Залесский.

Участие в Куликовской битве

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший монашеский чин).

Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем. Миниатюра Летописного свода Ивана Грозного

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

Сразу после гибели поединщиков началась сама битва — татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.

Погребение

По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке, при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.

Дни памяти

Поединок Пересвета с Челубеем на памятной монете Банка России

Александр Пересвет и Родион Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых. День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября), Всех Радонежских святых (6 июля) и 24 августа.

Реликвии

В Строгановском художественном училище хранится энколпион (нагрудный крест-мощевик), возможно, принадлежавший Пересвету.

Увековечивание имени

В топонимике имя Александра Пересвета также встречается. В частности, его имя носит город в Московской области. Также в честь Пересвета названа улица в Брянске и один из московских переулков неподалёку от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

В колеблющейся тьме, озаряемой всполохами пожарищ, встает перед
мысленным нашим взором то великое и страшное время. Небывалая беда
обрушилась на землю русскую. Нет, не внове были лязг мечей, кровь
и сожженные города — достаточно всего этого натерпелись люди и от
врагов, и от вчерашних друзей во время бесчисленных братоубийственных
мятежей и смут.
Одного лишь не сумели предусмотреть враги — что под кузнечным
прессом угнетения в горниле бед из московских, владимирских, тверских,
рязанских, брянских людей выкуется русский народ, что расправит он
могучие плечи и, словно сон дурной, стряхнет с них многовековое иго.
Еще тянулись в Орду обозы с ясаком, но уже тесал бревна для
будущего духовного центра России—Троице-Сергиевой обители —
преподобный Сергий Радонежский, скликал под свои знамена силу
великую князь Московский Дмитрий, будущий Донской, подрастал на
тихих берегах красавицы Десны брянский боярин Александр — будущий
герой битвы на поле Куликовом инок Пересвет.

За святую Русь. Александр Пересвет. Художник В. Волков.

Заместитель директора Брянского краеведческого музея, заслуженный работник культуры Российской Федерации В.П. Алексеев

Глава 7. Подвиг Пересвета

Вот татарские мергеры Тучей в нас пустили стрелы; Но заслон сторожевой Разогнал осиный рой. Тут, блюдя обычай старый, Пораздвинулись татары, И мурза их — Челубей, Первый из богатырей, Перед русскими полками, Насмехаючись над нами, Раззадорив скакуна, Заплясал, как сатана.

Зачинателю в ответ Александр Пересвет, Троицкий могучий инок, Выехал на поединок. Не кольчугой со щитом -Только рясой и крестом.

«Сказ о Куликовской битве» — О.Е. Вороничев


Куликовская битва, Александр Пересвет, Брянский областной краеведческий музей.

Александр Пересвет уроженец Брянска, монах Троицо-Сергиевой лавры, погиб на Куликовском поле. Памятник Александру Пересвету установлен в Брянске на Покровской горе – это самая высокая точка Брянска. Торжественное открытие памятника состоялось 1895 году. Это событие было приурочено к тысячелетию Брянска.

Величественная фигура Пересвета на коне, рядом восседает певец Баян с гуслями. Он своими песнями поднимал боевой дух воинов. За спинами древних героев возвышается стрела, напоминающая храм. На вершине стрелы скульптура женщины, олицетворяющая образ Родины, образ матери. В ее руках зажаты серп и молот — символы мастерства и хлебопашества, которые были основой Брянщины. Сюда обычно приезжают молодожены сделать несколько фотографий, прогуляться, завязать ленточку на памятнике. Очень популярное место у гостей и жителей города.

Памятник к 1000-летию Брянска

На самой высокой точке Брянска, Покровской горе, стоит величественный памятник, изображающий Баяна и Пересвета. Его открыли в 1985 году и приурочили это событие к тысячелетию Брянска. Да и место для его установки выбрано не случайно — Покровская гора была заселена уже в XIV веке и является древнейшей цитаделью города.

Скульптурная композиция изображает Александра Пересвета — героя Куликовской битвы, который победил татарского богатыря Челубея. По легенде он был выходцем из Брянска.
Рядом с ним восседает древний певец Баян с гуслями, который так же уроженец Придесенья. Он своими песнями поднимай боевой дух ратных воинов.

За спинами древних героев высится белоснежная стрела, издали напоминающая храм. Ее вершину венчает скульптура женщины, олицетворяющей образ Родины, образ Матери. В ее руках зажаты серп и молот — символы мастерства и хлебопашества, которые были основой Брянщины.

История посещения памятника

Обратно мы пошли другой дорогой, по улицам Арсенальной и Февральской, на проспект Ленина, путешествие по Брянску продолжалось.

Александр Пересвет: история памятника

На главную

Логотип

Памятник А. Пересвету в Брянске – известный монумент, который установлен на самой высокой точке города – Покровской горе. А. Пересвет был уроженцем Брянска и монахом Троицо-Сергиевой лавры, который погиб на Куликовском поле. Легендарный воин-монах пал в единоборстве с не менее известным монгольским богатырем Челубеем. А. Пересвет является самым великим и известным брянским героем.

Торжественное открытие данного монумента было осуществлено в 1895 году ко дню тысячелетия Брянска. Выполнен памятник в виде величественной фигуры монаха, сидящего на коне. Рядом с А. Пересветом установлена фигура певца Баяна с гуслями. В свое время Баяну удавалось своими песнями поднимать дух воинов.

За спинами монументальных героев возвышается стрела, которая напоминает храм. На вершине стрелы можно увидеть скульптуру женщины, которая олицетворяет образ Родины и матери. В руках женщина держит серп и молот.

Место рядом с памятником А. Пересвету любят посещать молодожены, которые организуют здесь фотосессии. Другими словами, достопримечательный объект пользуется большой популярностью среди брянчан. Многие приходят сюда для того, чтобы насладиться окружающим пейзажем.

Читайте также:

      

  • Биография брюса якова кратко
  •   

  • Отношение базарова к окружающим кратко
  •   

  • Характер дейенерис таргариен кратко
  •   

  • Россия в магатэ кратко
  •   

  • Культура и цивилизация общее и особенное кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как привлечь в компанию молодых специалистов
  • Как оформить реквизит адресат в таком случае
  • Как организовать бизнес по натяжным потолкам
  • Как поделиться реквизитами в сбербанк онлайн
  • Как проехать к театру стаса намина на машине