Чтобы окончательно закрыть тему автопутешествия из Москвы в Питер, следует подробно остановиться на трассе М10 «Россия». Именно эту дорогу стоит выбирать, в качестве бесплатного аналога коммерческой М11. К 2020 году на бесплатной трассе произошли положительные перемены, по крайней мере, с последней нашей поездки. Приятные впечатления о «России» остались и у наших друзей, буквально недавно завершивших поездку в Питер. В общем рассказываю.
Трасса М10 «Россия» из Москва — Питер
Дорога М10 построена более 200 лет назад и является одной из старейших автомагистралей страны. Сложно переоценить и её значимость. Трасса соединяет две столицы нашей родины и проходит через города Тверь и Великий Новгород. Сначала о самом главном:
- Протяженность дороги около 670 км.
- Среднее время в пути от Москвы до Санкт-Петербурга по М10 «Россия» составляет 10 часов (при удачном выборе времени выезда можно проехать и быстрее)
- Трасса М10 проходит через большое количество населенных пунктов, с ограничением скоростного режима в 60 км/ч (местами 50 и 40), вне населенных пунктов разрешенный скоростной режим 90 км/ч
- Качество асфальтового покрытия хорошее, местами отличное
- Четкая разметка, асфальтированная обочина и прочие блага цивилизации
- Проезд по трассе М10 бесплатный
- По дороге можно попасть в заторы и пробки, особенно на выезде из Москвы, при проезде Торжка, Крестцов и Вышнего Волочка, а также на подъезде к Санкт-Петербургу
- Вдоль трассы развитая инфраструктура: кафе, АЗС, места отдыха, достопримечательности, хороший прием мобильных сетей
Многие автотуристы объезжают неудачные участки М10 по платной трассе М11, что позволяет сократить время в пути. Как минимум рекомендуется участок М11 с объездом Вышнего Волочка с 258 км по 334 км по платной дороге. Стоимость проезда этого участка составит 280 рублей. Для регулярных рейсов между Москвой и Питером выгоднее выбирать бесплатную трассу, чтобы не переплачивать за дорогу. Однако о выборе маршрута для разовой поездки стоит подумать дополнительно.
Бесплатный маршрут из Москвы в Питер по М10
Для выбора бесплатного маршрута по М10, придется нажать пару кнопок в навигаторе. Ведь изначально карты Яндекс строят маршрут от Питера до Москвы по трассе М11 Нева. А если вы изучали вопрос (или читали статью выше), то знаете, что проезд по М11 обойдется вам до 2090 рублей, в зависимости от времени выезда, дня недели и наличия транспондера. А это, согласитесь, не мало, при расстоянии порядка 700 км. Итак, первым делом в навигаторе выбираем построение маршрута бесплатных дорог.
Трассу М10 можно считать условно бесплатной. Проезд по ней действительно не нужно оплачивать, как это происходит на коммерческих дорогах. Однако не стоит забывать о сопутствующих тратах и удорожании поездки. Поэтому прежде чем выбрать бесплатный маршрут до Питера, необходимо учесть следующие моменты:
- Время в пути из Москвы до Санкт-Петербурга по трассе М10 примерно на 2-4 часа больше, чем по платному аналогу. Средняя скорость в пути 66 км против 105 км
- При соблюдении скоростных режимов расход топлива на М10 будет больше из-за неравномерной езды. Правда, по М11 автолюбители часто едут с превышением скорости, превращая автомобиль в шайтан-трубу, сжигающую бензин. Так что вопрос экономии на топливе сугубо индивидуален
- На трассе М10 много населенных пунктов, ограничений скорости, а следовательно, и камер, и постов ДПС. Даже у меня при всем моем старании, редко удавалось вернуться из Питера без одного-двух штрафов за незначительное превышение скорости.
В целом, если никуда не торопиться, а наоборот посвятить путешествие заездам в города и просмотру достопримечательностей, то трасса М10 выступает прекрасной альтернативной платной дороге.
Некоторые особенности трассы М10
По результатом последних поездок август 2020, могу сказать, что дорога вполне приличная. Асфальтовое покрытие в хорошем состоянии, нет ям, колеи и других неудобств, заставляющих выбирать платные объезды. Дорога отреставрирована, на своём протяжении имеет разное количество полос:
- Первый участок от Москвы протяженностью 20 км имеет 6 полос
- Далее до Валдая на трассе М10 движение осуществляется в 4 полосы
- Далее есть небольшие участки в 2 полосы от Валдая до Крестцов, местами в три полосы (что помогает не плестись за тихоходами)
- Потом снова идет 4 полосная дорога почти до самого Питера
- Последние 20 км пригорода Санкт-Петербурга М10 становится снова 6-ти полосной
Самый неудачный участок между селом Зизино и Торжком — это, пожалуй, единственное место, где качество асфальта ниже среднего. Поэтому тут скорость передвижения сильно снижается. Последние годы трасса М10 немного разгрузилась, даже Вышний Волочёк, где раньше можно было простоять долгие часы, теперь проходится достаточно быстро.
Трасса, в основном, предназначена для размеренной езды, с посещением достопримечательностей и городов. Лучше всего рассматривать дорогу М10, как часть отпуска и путешествия по России. Если цель поездки только Санкт-Петербург, то лучше ещё раз всё взвесить.
Опасности трассы М10 «Россия»
В силу своей популярности и востребованности маршрута, трафик тут достаточно насыщенный, а особенности рельефа создают зоны с плохой видимостью (подъемы, спуски, повороты). В целом, к опасностям и неудобствам поездки по М10 между Питером и Москвой можно отнести:
- Изменение скоростного режима от 30 до 90 км/ч
- Зоны с плохой видимостью дороги, повышающие риск ДТП
- Большое количество грузовых автомобилей, вследствие чего часто встречаются выезды на встречку и обгоны в неположенных местах, могущие привести к ДТП
- В зимнее время часто возникают многочасовые заторы с участием больших машин
- По статистике М10 является одной из самых аварийных трасс, кстати М11 наоборот, считается одной из самых безопасных
Личные впечатления и отзывы о поездке по бесплатной трассе М10 из Москвы в Питер
Завершить рассказ хочу личными впечатлениями о трассе М10. В Питер на машине мы с Настей начали ездить, когда трассы М11 ещё не было, то есть не было альтернатив бесплатной трассы, ровно как и проблем выбора маршрута. Признаюсь, в то время М10 слегка напугала, своими заторами:
- Долгий выезд из Москвы
- Объезд Волочка по какой-то грунтовой дороге и всё равно потерянные часы
- Часы ожидания в узких местах и на реверсах при ремонте трассы
- А ещё куча штрафов и нервов, в финале ещё и разбитая машина (это уже другая история)
Питер нас встретил плохо, дорога не понравилась и я стал думать, что больше не поеду в Культурную столицу, однако я ошибался. Довелось нам проехаться по М11 в тот год, когда на ней не брали плату. Нам очень понравилось. Чуть позже, когда платная трасса заработала, мы объезжали по ней Вышний Волочек, засевший в памяти со времен первых поездок. А потом снова прокатились по платной трассе, уже оплачивая весь проезд. Возвращение на М10 в 2020 году приятно удивило качеством дороги и не столь сумасшедшим трафиком. Ездить вполне можно.
Моё мнение такое: М11 — бездушная и быстрая дорога. Да, по ней при желании можно ставить скоростные рекорды (попадались отчеты туристов, преодолевающих расстояние от Москвы до Питера менее чем за 5 часов на машине). Но М11 — это просто трасса, позволяющая быстро добраться из пункта А в пункт Б. М10 — это дорога с историей. Она пролегает через четыре области и более чем через 60 населенных пунктов. Здесь есть что посмотреть и где остановиться.
На трассе М10 «Россия» инфраструктура достаточно развита, чтобы не испытывать проблем с поиском места для ночлега, кафе и интернета. Заправки, парковки, магазины и прочие удобства. А при желании можно составить себе карту достопримечательностей и заглянуть в интересные места по дороге в Питер, Карелию или обратно.
Ещё один плюс трассы М10, для самых принципиальных — это то, что вам не придется в очередной раз платить за дорогу, ведь вы итак платите налоги и акцизы на бензин. В общем, людям открытым к путешествиям, трасса М10 прекрасно подойдет. Хорошей дороги.
Ни гвоздя ни жезла.
Трасса М11 – настоящий телепорт из Москвы не только до Санкт-Петербурга. Все населенные пункты и достопримечательности Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской области стали гораздо доступнее для жителей и путешественников. Возможность гарантированно доехать до северной столицы за семь часов чарует. Стоимость проезда, впрочем, кусается — за проезд от Москвы до Питера в прошлый раз мы заплатили более 1800 рублей, и это при наличии транспондера. 350 рублей до аэропорта Шереметьево тоже выглядит недешево, хотя это всего на 150 рублей дороже автобуса аэроэкспресса от метро Ховрино, едущего по той же трассе.
Ждать снижения тарифов в обозримом будущем не стоит, но это не повод не пытаться сэкономить на проезде, тем более, что это на мой взгляд возможно. На основании нескольких поездок по трассе М11 я подготовил этот материал по лайфхакам, которые проверил лично – это работает. Возможно, есть и другие способы экономии, которые я не нашел, так что делитесь своим опытом в комментариях.
Видео-обзор: Все лайфхаки и секреты трассы М11
В материале будет много цифр, так что не спешите – сначала сварите кофе.
Что нужно знать о трассе М11 «Нева»
Трасса М11 – современная платная магистраль от Москвы до Санкт-Петербурга протяженностью 669 км. На трассе удобно устроена система оплаты: берете билет на въезде и оплачиваете проезд только один раз на выезде в зависимости от пройденного расстояния, в отличие от, например, М4 или ЗСД в Питере.
То, что дорога поделена на участки, которыми управляют разные компании простой водитель не заметит. Например, участок от Москвы до Солнечногорска принадлежит СЗКК (Северо-Западная Концессионная Компания), далее Автодору (это госкомпания).
На дороге есть барьерное ограждение, разделяющее потоки, отличное дорожное покрытие, в целом продуманные развязки и съезды, отсутствие перекрестков, лимит скорости 110 -130 км/ч в зависимости от участков – все это способствует комфортному вождению. Действует служба аварийных комиссаров.
На трассе есть организованные места остановки для отдыха, на них есть чистые и оборудованные всем необходимым бесплатные туалеты.
Среди недостатков трассы могу отметить отсутствие в настоящий момент освещения от Шереметьева до Солнечногорска (проблема временная, насколько мне известно, есть планы его сделать), малое количество АЗС, неполное покрытие сотовой связи, и, конечно, высокую стоимость проезда. Также стоит учитывать, что на быстрой платной трассе есть один бесплатный и медленный участок – 59 километров объезда Твери.
Полный размер
Впереди объезд Твери, платная дорога кончается вот с таким вдохновляющим видом
Появится ли платник на этом маршруте? Проектирование в стадии разработки, возможно через пару-тройку лет мы уже сможем никуда не съезжать. Но пока так.
Проезжайте через пункты оплаты в «дешевое» время
Этот лайфхак самый простой, и работает на все способы оплаты. Система тарификации по всей трассе устроена таким образом, что стоимость проезда зависит от дня недели, направления движения и времени суток.
Самый низкий тариф действует в ночное время, с часу ночи до шести утра. Самый высокий – в пятницу вечером с 14 до 1 ночи в сторону области, когда все едут за город, и в воскресенье вечером с 14 до 1 ночи, когда все едут обратно.
Но мало кто знает, что под временем подразумевается не время въезда на «платник», а фактическое время выезда с него через пункт оплаты.
То есть если вы заехали в пятницу вечером на М11 до полуночи, во время действия максимального тарифа, а выехали перед Тверью сразу после часа ночи, то при оплате наличными или картой заплатите 450 рублей вместо 1010, экономия составит 560 рублей.
Используйте подходящий транспондер
Использование транспондера позволяет проезжать пункты оплаты без остановки, по специально выделенным полосам, очередь в которые обычно сильно меньше, чем к будкам с кассами. Также это дает возможность экономить на проезде, хотя скидки на М11 по транспондеру несколько меньше, чем, скажем, на трассе М4.
Как я уже говорил ранее, разные участки дороги обслуживаются разными компаниями, заключившими между собой соглашения об интероперабельности, и размер скидки по разным транспондерам (М11 от СЗКК, и T-Pass от «Автодора») значительно различается. Так, максимальную суммарную скидку на М11 дает именно «родной» транспондер, несмотря на то, что участок от Солнечногорска до Санкт-Петербурга находится под управлением «Автодора».
Например, проезд от Москвы до Питера с выездом в среду днем обойдется в 2120 рублей, а с транспондером М11 – 1722 рубля, а с «автодоровским» — 1702 рубля. То есть, «автодоровский» транспондер выгоднее на 20 рублей, но только в рамках разовой поездки в Питер. Зато у транспондера М11 есть такие плюшки, как абонементы, о которых я еще расскажу.
Различается и стоимость транспондеров – М11 выдают бесплатно (получить можно в офисах на дороге около Москвы, они есть с двух сторон трассы. Есть еще абонентская плата 50 рублей в месяц – она взымается только при наличии поездок в этот месяц), а T-Pass стоит минимум 1350. Сами устройства идентичны 😊 это австрийский Kapsch TRP-4010.
Еще один технический нюанс – чтобы не было проблем с чтением транспондера на ПВП, лучше закрепить его на правильном месте – в отмеченной шелкографией радиопрозрачной зоне за зеркалом заднего вида. К транспондеру М11 при покупке можно попросить несколько дополнительных креплений бесплатно, а в случае с T-Pass они продаются по 100 рублей за штуку.
Полный размер
Так выглядит полоса только для транспондеров
Какой конкретно транспондер правильный лично для вас? Зависит от того, по какой дороге вы чаще ездите. Все транспондеры работают на ЦКАД, М11, платных участках М1, М3, М4, но скидка везде разная. Если чаще ездите по М4, чем по М11, то берите T-Pass, я поступил именно так. Если ездите только по М11, то и брать нужно транспондер М11. Скидка на М4 по нему значительно меньше, чем по T-Pass. Но в любом случае, с любым транспондером по любой трассе вы сможете проезжать пункты оплаты по выделенным полосам без остановки, это как минимум очень удобно.
Получайте максимальную выгоду с двумя транспондерами
Для тех, кто максимально заморочен на получении выгоды, существует вариант с использованием на трассе М11 сразу двух транспондеров – М11 и T-Pass, на соответствующих участках трассы. Как по мне, вариант не самый удобный, стоит заморочиться, только если у вас есть часто используемый на М4 транспондер T-Pass, и нужно иногда ездить по М11. В чем заморочка? Нужна ловкость рук и дополнительные маневры. При выезде из Москвы, вам нужно въехать на дорогу с транспондером М11, а T-Pass убрать в специальный металлизированный пакет, выданный при оформлении. Пакет не пропускает радиосигнал устройства.
Полный размер
Транспондер и радионепрозрачный пакет
Перед Солнечногорском необходимо съехать на пункт оплаты, оплатить проезд транспондером М11, но не съезжать на М10, а, держась левее, продолжить следование по дублеру М-11. В этот момент необходимо поменять транспондеры, то есть достать T-Pass, убрать М11 в «радиопакет», и въехать обратно на М-11.
Для частых поездок покупайте абонементы
Помимо скидок по транспондерам, на М11 существуют абонементы, адресованные тем, кто ездит по одному и тому же маршруту раз в день или несколько дней. Скажу так – без них автомобилей на трассе было бы значительно меньше. Принцип работы абонементов очень простой – чем чаще ездишь, тем меньше стоит одна поездка. Абонемент привязывается исключительно к «родным» транспондерам М11.
Абонементы подразделяются на несколько групп:
— Абонементы на 10, 20 и 30 поездок
— «Дачные» абонементы на выходные (2 поездки) и на месяц (8 поездок)
— «Рабочие» абонементы для поездок по будним дням
Математика ценообразования тут довольно простая. Предположим, мы ездим на дачу в Тверской области один раз в неделю, в выходные.
В пятницу вечером туда, в воскресенье вечером обратно. Без транспондера проезд по платнику встанет в 2020 рублей. Если съезжать с платника после часу ночи, цена будет 900 рублей, но для людей с детьми, которые вечером должны нормально поужинать и лечь спать, это не вариант. С транспондером М11 такой вариант выйдет в 1720/780 рублей, с T-Pass – 1916/855 рублей соответственно.
Если купить абонемент «Выходной день (2 поездки)» на сегмент Москва-Солнечногорск, то стоимость проезда в «дорогое» время получится 1150 рублей (туда-обратно) + 260 рублей * 2 поездки = 1670 рублей.
Абонемент «Дачный (на 8 поездок)» стоит 3600 рублей, т.е. одна поездка 450 р. Итого поездка туда обратно будет стоить 900 рублей + 260 рублей * 2 поездки = 1420 рублей. Это самый выгодный вариант, если вы ездите на дачу раз в неделю.
Еще есть абонемент на 10 поездок, по которому на данном маршруте можно достичь суммы 1330 рублей, подойдет для регулярных поездок.
Слово «регулярно» ключевое – абонемент действует 31 день, и неизрасходованные поездки сгорают. Пропустили один выезд, и вся экономия улетучилась. Так что вариант с абонементом «Выходной день» мне кажется более разумным.
Недавно на М11 запустили новый абонемент «Рабочий день». Он дает дополнительную скидку на обратную поездку по тому же маршруту в тот же день. Но есть секрет: купить его можно только через мобильное приложение «Транспондер М11». Скидка на поездку обратно – от 20 до 150 рублей. Размер скидки зависит от того, куда и когда вы едите по М11. Очевидный нюанс — абонемент работает только в будние дни, поэтому и называется «Рабочий день». Скидка небольшая, но ее просто получить.
Не попадайте на повышенный тариф для внедорожников или при езде с боксом и велосипедами на крыше
Тариф за проезд по «платникам», и М11 не исключение, зависит от класса транспортного средства. В первую, самую дешевую категорию, попадают мотоциклы, легковые автомобили с прицепом и без них, но важно, высотой не более 2 метров.
В полосах для транспондеров распознавание класса ТС происходит автоматически, электроника определяет при помощи датчиков высоту автомобиля и количество его осей. Так, по умолчанию в систему «зашито», что автомобиль первого класса имеет высоту до двух метров. То есть при установке больших колес, бокса или багажника с велосипедами или другим грузом на крышу, система может присвоить вам второй класс и списать деньги по более высокому тарифу.
Примечательно, что те, кто пользуется кассой оплаты в обычной полосе, от этого застрахованы – там класс ТС выбирает оператор ручками. Конечно, если вы подозреваете, что метровый диван на крыше может привести к повышенной тарификации, вы можете заехать в обычную полосу, дать транспондер кассиру, чтобы он считал с него штрихкод (если тот не стерся) и вручную все правильно списал.
Но проще всего проехать через транспондерную полосу как обычно, и потом проверить, сколько списалось в приложении. Если класс авто по данной поездки не совпадает с фактическим, там же через приложение можно это оспорить, случай будет рассмотрен «вручную», и вам вернут на счет лишнее списание.
Не спешите, чтобы не терять время на АЗС
Малозагруженная современная трасса, на которой камеры контроля скорости пока встречаются редко, так и подмывает утопить в пол правую педаль, и дать машинке хорошенько продышаться. Для некоторых водителей и 300 километров в час на М11 – не предел (при разрешенном лимите в 110-130 км/ч).
Если даже абстрагироваться от очевидной социальной безответственности таких поступков, опасности для окружающих и повышенных выбросов вредных веществ в атмосферу, очевидная логика состоит в том, что на высокой скорости расход топлива существенно возрастает; и если ехать очень быстро, то бак опустеет за несколько сотен км. И в этот момент гонщика будет ждать неприятный сюрприз.
Дело в том, что нормальных АЗС на трассе мало – заправиться без большой очереди можно только на бесплатном объезде Твери, и далее уже под Питером.
Между ними – лишь крошечные «контейнерные» АЗС с максимум четырьмя колонками. Провести на такой колонке полтора часа в летний «час пик» – вообще нормальная ситуация.
Как-то проехав от Москвы до Питера по М11 на Porsche Cayenne S с тремя вынужденными заправками, я дважды за день наблюдал едва крадущийся автомобиль «Ока» — сначала на съезде на М11 со МКАД, затем уже на подъезде к Питеру. Комментарии, думаю, излишни.
Мой Peugeot Traveller 4х4 позволяет доехать до Питера на одном баке дизтоплива при адекватной манере езды.
Используйте калькулятор и приложение
Чтобы планировать свои расходы на перемещение по трассе, я советую заранее пользоваться калькулятором на сайте m11-neva.ru. В случае использования транспондера, обязательно поставьте приложение – так вы можете легко отслеживать списания, пополнять баланс, а также пользоваться промо-акциями, например, «рабочий» абонемент на 2 поездки можно купить только в приложении.
Что делать при ДТП на трассе М11
При незначительном ДТП с другим автомобилем нужно быстро сфотографировать взаимное расположение ТС и переставить автомобили на обочину, после чего покинуть машину, перелезть за барьерное ограждение и вызвать аварийного комиссара по сотовому номеру *2011. В случае поломки или серьезного ДТП, когда автомобиль не может передвигаться, необходимо немедленно покинуть автомобиль и ждать, когда приедет аварийный комиссар и патруль ДПС.
Полный размер
Вид на старую трассу с моста через Волгу в районе Завидово
В любом случае, до решения проблемы всем пассажирам и водителю нужно находиться за барьером. Иначе мелкое ДТП может стоить вам жизни, когда в стоящий посередине дороги автомобиль врежется невнимательный водитель.
На дороге также можно воспользоваться эвакуацией до ближайшей клиентской парковки в пределах дороги М11.
По моим наблюдениям, на М11 ДТП случаются сильно реже, чем на других трассах, не только потому, что тут меньше машин, но и потому, что безопасности водителей уделено должное внимание: встречные потоки разделяются ограждением, где-то бетонным (или «нью-джерси», по-научному), где-то металлическим.
В отличие от многих других российских трасс, когда проводятся ремонтные работы, это место заблаговременно огораживается дорожными конусами для того, что водитель мог заранее перестроиться. Плюс по трассе установлены электронные табло, на которых отображается информация о строительных работах или ДТП. На трассе круглосуточно работает уже упомянутая служба аварийных комиссаров.
Они с определенной регулярностью проводят патрулирование дороги, также просматривают ситуацию на камерах, в случае необходимости выезжают на место происшествия. Например, если это авария, загораживают своим автомобилей с проблесковыми маячками полосу, на которой произошла авария. Таким образом, снижают риск для других водителей врезаться в стоящий автомобиль.
Это уже отработанная схема, которая перекочевала с платных дорог Франции. Французская компания Vinci играла не последнюю роль в создании М11, а теперь еще и в обслуживании дороги.
***
Читайте также:
— Заехал на ЦКАД без транспондера. Как оплатить проезд, и неоднозначные впечатления от новой дороги.
— Тест трассы М11, Porsche Cayenne S, болида Ligier JS53 Evo2, и при чем тут 24 часа Ле-Мана
Спасибо за внимание! Надеюсь, материал был вам полезен. Буду рад вашим репостам и комментариям. Делитесь своим опытом. Если вы знаете другие лайфхаки по езде по трассе М11 – буду рад вашим дополнениям!
На чтение 19 мин Просмотров 110к.
Обновлено 16.03.2022
Скоростная трасса М11 называется «Нева» и соединяет Москву и Санкт-Петербург. Построена дорога в обход населенных пунктов и дублирует бесплатную трассу М10. Мы ездили по М11 в мае 2019 и в июле 2020 года. В первую поездку отсутствовал участок от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода и был не достроен участок в районе Твери. Сейчас строительство завершено и можно с комфортом домчаться из одной столицы в другую за 6-7 часов.
В статье расскажу где останавливаться на отдых, как заправляться, как платить и проезжать КПП, сколько стоит, как сэкономить и других нюансах проезда по трассе М11.
Главное о трассе М11
Протяженность и сколько ехать
Трасса М11 занимает примерно 622 км.
Дорога считается полностью достроенной, хотя и есть участок около Твери, где придется с неё съехать и проехать довольно неприятный участок около 60 километров . О планах закрыть эту брешь пока не слышно.
В остальном трасса производит положительное впечатление.
Поездка из Санкт-Петербурга в Москву и обратно стала комфортной и быстрой, занимает примерно 7 часов. с учетом остановки на отдых. Без остановок можно доехать за 6 часов. По обычной дороге М10 это занимало примерно 9-10 часов.
Две столицы стали ближе друг к другу!
Съезд и заезд на трассу М11
В Санкт-Петербурге начинается с отметки 679 км. Съезд с КАД перед съездом на Пулковское шоссе. Также есть заезд со стороны Колпино.
Когда въезжаете в Санкт-Петербург будьте внимательны. На указателях написано либо направо на Московское шоссе (или КАД), либо прямо на ЗСД. На самом деле там где «на Московское шоссе/КАД» имеется в виду на КАД в сторону севера города, с ближайшим съездом на Московское шоссе, без возможности заезда на ЗСД.
А «на ЗСД» — выезд на КАД в южную сторону (Таллинское шоссе, Кронштадт) с ближайшим съездом на Дачном проспекте. То есть вы сначала выедете на КАД, а потом, при желании, можете заехать на ЗСД. На ходу можно подумать, что это только заезд на ЗСД.
Ниже маршрут для въезда на юг Санкт-Петербурга, съезд с КАД на Дачный проспект:
Вид сверху на развязку КАД и М11 в Санкт-Петербурге:
Продолжать движение по платному ЗСД после трассы М11 не обязательно. Если нет пробок, то вполне можно проехать по бесплатной КАД или через город. ЗСД пересекает Петербург по диаметру, конечная точка в районе Белоострова, съезд на Скандинавское, Зеленогорское и далее Приморское шоссе. Проезд по всей ЗСД с транспондером обойдется в 327 рублей, один участок — 50-80 рублей.
В Москве дорога М11 начинается с отметки 15 км.Съехать и заехать можно с 78-го километра МКАД.
Маршрут съезда с МКАД на М11 в Москве:
Разрешенная скорость, полосы и камеры
На трассе М11 разрешено ехать на скорости 110 — 130 км/час.
Со скоростью 130 км/час можно ехать почти по всему участку от Новгорода до Твери. На остальных — 110 км/час.
Планируется увеличить ограничение на некоторых участках до 150 км/ч.
На трассе есть предупреждения о камерах слежения за скоростным режимом, но я не заметил ни одной, кроме тех что следят за безопасностью движения.
Дорога в основном двухполосная по каждой стороне. Ближе к Москве и Санкт-Петербургу и на крупных развязках по 3 полосы в каждую сторону. На въездах и выездах с пунктов отдыха и второстепенных заездах всегда есть полоса разгона, что очень удобно, чтобы влиться в поток.
Освещение и указатели
Трасса М11 хорошо освещена ночью. Почти везде по центру стоят фонари на обе стороны.
По ходу много указателей о съездах к населенным пунктам, а также информация о оставшемся пути и названия рек и ручьев.
Также часто встречаются электронные табло с указанием разрешенной скорости и различными объявлениями или предупреждениями.
Самые ценные на мой взгляд указатели, это о расстоянии до ближайшей АЗС и пункта отдыха. Таких там много.
Вот, например, предупреждение о препятствии на М11:
Или вот такое недвусмысленное оповещение о том, что нельзя сбивать шлагбаум:
Разрыв трассы в Твери
В районе Твери дорога прерывается. Разрыв начинается в районе Твери на 209-м километре со стороны Санкт-Петербурга и 147-м километре со стороны Москвы. Там нужно будет съехать на обычную трассу М10, проехать порядка 60 километров, и снова заехать на следующий участок платной дороги М11.
На карте ниже проложен маршрут по этому участку. Можете оценить время на поездку.
Этот неприятный участок проходит через населенные пункты и промышленные зоны. Участок депрессивный, виды некрасивые, ограничение скорости почти везде 40 км/час. Многие попадают на штрафы за нарушение скоростного режима.
Связь на трассе
Связь на трассе оставляет желать лучшего. Интернета практически нет нигде. Голосовая связь местами пропадает.
У нас был Билайн и Мегафон. Говорят, что вышки МТС стоят чаще и перебоев нет.
Для экстренных случаев есть короткий номер для связи с оператором *2011. Только непонятно, можно ли до него дозвониться при отсутствии сотовой связи.
Цены, транспондер и способы экономии
Дорога полностью платная. Каждый участок имеет свою цену. Вся дорога, кроме одного участка, принадлежит компании Автодор. По ссылке таблица всех участков Автодора, а по этой ссылке цены «золотого участка» СЗКК.
Стоимость проезда по трассе М11 от Москвы до Санкт-Петербурга
Цена проезда по трассе М11 зависит от следующих факторов:
- в рабочие дни: понедельник — четверг дешевле, в выходные пятница-воскресенье — дороже.
- днем с 6 утра до 1 ночи дороже, ночью дешевле.
- с транспондером дешевле на 15-40%.
- тип транспортного средства (грузовикам дороже)
- число преодоленных участков (важно где съехать, есть второстепенные съезды в небольшие населенные пункты, где вообще нет КПП).
Если ехать от Москвы до Санкт-Петербурга и наоборот никуда не съезжая, то вся платная дорога делится на три участка (расчет с учетом транспондера Автодора и без него):
- Москва — Солнечногорск: 15-58 км. Стоимость 300 рублей ночью (с 01:00 — 06:00), 600-750 рублей днём. Скидки по транспондеру нет, т.к. владелец не Автодор. С транспондером СЗКК — 240 рублей ночью, 500-600 рублей днём.
- Солнечногорск — Тверь: 58-147 км. Цена в будни днем 175/250 руб. с транспондером/без транспондера. В выходные днем 203/290 руб. Ночью цена одинакова в будни и выходные — 127,5/150 руб.
- Тверь — Санкт-Петербург: 208-684 км. Цена в будни 816/1360 руб. с транспондером/без транспондера. В выходные 912/1520 руб. Не зависит от времени суток.
Таким образом поездка в одну сторону в выходные днём без транспондера обойдется в 650+290+1520=2460 руб.
С транспондером в выходные 650+203+912=1766 руб.
С транспондером в будни 650+175+816=1641 руб.
Как видно из расчета основную экономию дает транспондер и проезд в выходные дни. На ночном проезде по большей части дороги, вопреки существующему мнению, экономия не существенная и работает только на одном участке Автодора — Солнечногорск — Тверь (76 руб. экономии в одну сторону).
На «золотом участке» СЗКК 15-58 км. можно сэкономить на ночном проезде 350 рублей в одну сторону.
Транспондер Автодора дает экономию примерно 700 рублей в одну сторону, поэтому его стоит купить.
Транспондер СЗКК даст экономию примерно 150 рублей днем и 60 рублей ночью на «золотом участке» в одну сторону.
Общий путь туда и обратно нам обошелся в 3356 рублей с транспондером. В Москву мы ехали по тарифу выходного дня. Обратно в будний день. На обратном пути еще была скидка 5% по программе лояльности транспондера Автодор (об этом ниже).
Для расчета стоимости проезда по трассе М11 с транспондером Автодора можно воспользоваться калькулятором по ссылке.
Для сравнения в мае 2019 в одну сторону из Санкт-Петербурга в Москву почему-то получилось всего 462 рубля. За второй участок плату не взяли. На обратном пути списали за три участка 500 + 462 +80 = 1042 рубля.
«Золотой участок» трассы М11 15-58 км.
Один участок М11 на подъезде к Москве (15-58-й км.) принадлежит компании «Северо-западная концессионная компания», он самый маленький и самый дорогой — 650 рублей за 43 километра! Поэтому его называют «золотым участком».
«Золотой участок» находится в самом начале платной дороги М11 со стороны Москвы. Отметка 15 км., съезд с 78 километра МКАД.
Построен в обход Химок и заканчивается в Солнечногорске, съезд на 58 километре. Координаты пункта взимания платы (ПВП): 56.138476, 37.047376.
Поэтому если нет пробок, можно сэкономить 650 рублей, съехав или заехав на ПВП 58 км. «Солнечногорск» — Ленинградское шоссе.
Ниже проложен маршрут, где вы можете выбрать вариант проезда этого участка по платной и бесплатной дороге, сравнив время.
Транспондер
Транспондер — это небольшое электронное устройство, которое позволяет преодолевать пункт оплаты без остановки. Деньги списываются автоматически с лицевого счета.
Кроме удобства, он еще позволяет сэкономить до 40% почти на всех платных дорогах России (зависит от того, какой дороги транспондер вы покупаете) .
Как выбрать транспондер
Платные дороги в России строятся разными организациями и у каждой есть своя система скидок и свой транспондер. Однако купив транспондер одной компании, вы можете им пользоваться на всех платных дорогах России. Между собой у них есть «роуминг», называется интероперабельность.
Всего у нас четыре оператора платных дорог и, соответственно, у каждого свой транспондер.
Оператор и дорога | Название и стоимость транспондера |
«Автодор», М4, М3 и М11 (кроме 15-58 км.) |
T-Pass, 1000-3000 руб., аренда 2 руб. в сутки. |
«Магистраль Северной столицы», ЗСД в Санкт-Петербурге |
ЗСД, бесплатная аренда при минимальном взносе 1000 руб. |
«Северо-западная концессионная компания», М11 15-58-й км (обход Химок, дорога в Шереметьево) |
15-58М11, аренда 50 руб. в мес., 1000 руб. выкупная стоимость. Нет скидки на многих участках Автодора. |
«Новое качество дорог», М1 «Беларусь» — северный обход Одинцово |
Главная дорога, аренда 50 руб. в мес., 800 руб. выкупная стоимость. |
Однако есть один нюанс. У всех разная скидка. Изучив этот момент, я пришел к выводу, что выгоднее всего купить транспондер Автодора T-Pass. У Автодора больше всего дорог, на свои трассы он дает максимальную скидку, на чужие такую же как и оригинальный транспондер, кроме «золотого участка» СЗКК. Другие транспондеры дают скидку не на все дороги.
Что касается трассы М11, то чтобы получить скидку 40% по транспондеру T-Pass нужно проехать подряд 4 участка и более. При проезде 3-х участков будет скидка 30%, 1-2 участка скидка 15%. Так что прерывать поездку невыгодно.
Транспондер Автодора T-Pass можно купить:
- удобнее всего на Озоне, 1200-1500 рублей.
- в интернет магазине Онлайнтрейд — 1250 рублей.
- дешевле всего на сайте магазина Автодора 1000 рублей плюс доставка или взять в аренду за 2 рубля в сутки.
- можно купить в офисах Автодора и на некоторых пунктах оплаты в рядом стоящих офисах.
- также его можно купить на АЗС «Лукойл, ВР, ТНК, Роснефть, Шелл и Газпромнефть.
Я взял на Озоне, с учетом акции и бесплатной доставки получилось 1050 рублей.
Регистрация транспондера и личный кабинет
После покупки транспондер нужно зарегистрировать и завести личный кабинет. Далее в личном кабинете нужно пройти идентификацию, указав паспортные данные.
Если покупаете в офисе, то паспортные данные будут введены там.
Чтобы пользоваться транспондером на дорогах любого оператора, нужно в личном кабинете подключить специальную бесплатную опцию роуминга под названием Интероперабельность.
Обязательно подключите «Интероперабельность» в личном кабинете. Иначе вам просто не откроется шлагбаум на пунктах взимания платы не принадлежащих этому оператору. На табло появится надпись «недостаточно средств».
Программа лояльности Автодор для транспондера T-Pass
У Автодора действует программа лояльности по которой начисляются баллы за каждый оплаченный проезд.
Баллы можно конвертировать в скидку на 1 календарный месяц.
За каждый пункт взимания платы начисляется 100 баллов. Если проехали более 100 км., то по 100 баллов на каждые 50 км.
Компенсация происходит по следующей схеме:
Подробные условия программы лояльности тут.
Как пополнить транспондер
Способов пополнить лицевой счет транспондера много.
- С помощью банковской карты. Самый простой и наиболее выгодный способ. Делается это через личный кабинет с авторизацией. Либо без авторизации по ссылке (нужно знать номер мобильного телефона, к которому привязан транспондер, либо номер договора или устройства). В личном кабинете также есть возможность пополнить с электронных кошельков.
- Сервис пополнения с помощью USSD запроса, то есть путем набора комбинации цифр на телефоне. Удобно, если нет доступа к интернет. Но взимается комиссия порядка 5%. Для регистрации нужно набрать *390*1*1# и вызов. Узнать баланс *390*1*1*1#. Оплатить можно как с заранее привязанной банковской карты (*390*1*2*1*сумма_пополнения*2#), так и с номера телефона (*390*1*2*1*сумма_пополнения*1#). Подробнее тут.
- Оффлайн пополнить можно в точках продаж Автодора, салонах Мегафон, Связной и Евросеть, терминалах Элекснет, на АЗС Лукойл, банкоматах Сбербанка.
- В Сбербанк онлайн и интернет банках некоторых других банков.
Кэшбэк по банковским картам за оплату проезда и пополнение транспондера
Некоторые банки дают приличный кэшбэк за пополнение транспондера и за оплату проезда по платным дорогам. Также бывают дополнительные акции.
При начислении кэшбэка, банк ориентируется на МСС код который присваивается при оплате. У Автодора МСС 4784 — Дорожный и мостовой сборы.
Вот подборка карт, по которым кэшбэк максимальный по МСС 4784:
- Тинькофф Блэк — 5% если выпадет категория «Транспорт».
- Тинькофф Drive — 5%.
- Карта Urban Кредит Европа банка — 5% кэшбэк.
- Ренессанс Drive 365 — 5% при тратах от 15 до 20 тыс. руб. в месяц.
Акция по картам МИР
При оплате проезда по трассам М3, М4 и М11 или пополнении транспондера Автодор картой МИР будет начислен кэшбэк 20%, максимум 300 рублей в месяц.
Акция действует до 15 октября 2020 года. Карту нужно предварительно зарегистрировать на сайте программы лояльности МИР — privetmir.ru.
Официальные условия акции тут.
Пункты оплаты и проезда
На платной дороге М11 «Москва — Санкт-Петербург» действует закрытая система взимания платы. То есть в большинстве случаев при въезде вы берете билет (талон) или проезжаете с транспондером и ничего не платите. Плата взимается при выезде по предъявлению билета или списывается с транспондера.
Пунктов взимания платы (ПВП) много, они в основном стоят на второстепенных съездах. Если вы едете никуда не заезжая от Москвы до Санкт-Петербурга, то вам встретится только четыре пункта (58-ой, 147-ой, 209-й и 679-й километры).
Над каждой полосой проезда в ПВП установлены вот такие информационные знаки.
Будьте внимательны. Полосы с зелеными знаками только для проезда с транспондером. С желтыми для оплаты картой, наличными или для получения талона. Есть полосы только для оплаты картами (значок карты), наличными (значок монеты) и с присутствием оператора (рука с деньгами). Значки могут быть совмещены, значит там могут проезжать все указанные категории.
При въезде обязательно берите билет или чек и сохраняйте его до выезда. Его нужно будет предъявить для расчета стоимости проезда. Если не предъявите, то рассчитают по тарифу максимальной дистанции.
Если едете без транспондера, оплата происходит на выезде по предъявлении талона кассиру, наличными или картой.
Проще всего ездить с транспондером. Не нужно ни о чем думать. Просто въезжаете и выезжаете с прикрепленным к стеклу датчиком. Шлагбаум открывается автоматически.
При проезде с транспондером выдерживайте дистанцию метров 5-10 с машиной перед вами. Если вдруг на транспондере машины впереди вас нет денег, то шлагбаум может открыться по вашему транспондеру, если вы приблизитесь к ней впритык.
Не забывайте про услугу «Интероперабельность». Ее нужно подключить в приложении транспондера. Иначе на дорогах, принадлежащий другому оператору, например, на «золотом участке» шлагбаум не откроется.
АЗС на трассе М11
Количество АЗС на трассе М11 выросло по сравнению с прошлым годом. Кроме Лукойла там появились Газпромнефть и Роснефть.
Заезжать на трассу лучше с полным баком и дальше уже ориентироваться на указатели о ближайших АЗС. Но надо понимать, что так делают большинство, и примерно ближе к Твери у всех пустеет бак. АЗС на этих участках перегружены и возможны очереди. Поэтому лучше заправляться пораньше, когда чуть меньше половины бака.
Если заправиться при съезде у Твери, то можно обойтись и без заправок на платной дороге. Тем более, что на М11 цена на бензин немного выше.
АЗС Лукойл
АЗС Лукойл встречаются двух типов: контейнерные и обычные с минимаркетом.
Обычные заправки встречаются редко, в основном ближе к Твери и Москве.
Контейнерные представляют собой несколько контейнеров, в каждом автомат с определенным видом топлива. В основном дизель и АИ-95.
Сначала может показаться, что заправляться там сложно. Но на самом деле процедура простая и выглядит так:
- подъезжаете к контейнеру, так чтобы хватило длины шланга.
- снимаете пистолет и заливаете бензин до оплаты.
- подходите к оператору в рядом стоящем контейнере и оплачиваете картой или наличными.
Встречаются также контейнерные заправки без оператора с предоплатой. Оплата в терминале картой или наличными до заправки.
Все скидки и бонусы Лукойла действуют, баллы списываются и начисляются.
АЗС Газпромнефть
АЗС Газпромнефть полностью автоматические. Оплата картой или наличными до заправки. Бонусные карты применяются, баллы начисляются и списываются.
При заправке вы установите количество литров. Если в бак не поместилось, с вас сначала спишут полную сумму. Если платили картой, то деньги вернуться на нее автоматически. Если платили наличными, то для возврата нужно запросить в терминале ваучер. По нему можно будет в дальнейшем заправиться на таких же АЗС.
Если на карту деньги не вернулись, то с помощью штрихкода или номера на чеке нужно на том же терминале Газпромнефть произвести процедуру распечатки чека окончательного расчета или «ваучера». Всегда сохраняйте чек.
Способы экономии на АЗС
Кроме скидок по картам лояльности существует ещё несколько методов хорошей экономии на заправках. Эти способы многократно перекрывают смешные 0,5-2% от карт лояльности, а иногда и суммируются с ними.
Суть способов заключается в оплате на АЗС «правильными» банковскими картами с большим кэшбэком и покупки топлива через приложения. В целом скидка на бензин может достигать 26%.
Приложения для АЗС с хорошей скидкой
- Приложение «Бензубер» — можно заправляться без обращения в кассу на следующих АЗС : Neste, Shell, Газпромнефть, Татнефть, GreenGas, Фаэтон, Автогаз, ГазЭкоСеть и других. По промокоду EMJCXEH начислят 100 рублей в подарок после заправки на 500 рублей. Промокод нужно вводить в приложении до заправки. Установить приложение.
- Приложение Газпромнефть. Заправка без посещения кассы на любых АЗС Газпромнефть. По промокоду 1-1SUD-459 начислят 100 рублей после заправки на 1000 рублей.
- Яндекс.Заправки. Часто бывают скидки при оплате через приложение. А для того, чтобы получать бонусы нужно оформить платную подписку «Плюс«. Используйте промокод C8YW74PXDB или проходите по ссылке для получения бесплатной подписки на 90 дней. Заправка на АЗС: Роснефть, BP, Neste, Shell, Фаэтон, Газпромнефть (Nord Point), Белул и других.
Для указанных приложений на трассе М11 подходят только АЗС Газпромнефть и Роснефть. Поэтому, для максимальной экономии, лучше заправить полный бак до заезда на трассу.
Банковские карты с большим кэшбэком на АЗС
Есть много банковских карт, которые дают до 5% кэшбэк на АЗС. Поэтому здесь я приведу только те которые, дают больше и где не требуется выполнять сложных условий. На сегодняшний момент таких две:
- Карта банка «Открытие» — «OpenCard», бесплатная без всяких условий. Кэшбэк за оплату на АЗС или в приложениях с МСС кодом АЗС: 6% или 11%. Чтобы получать 6% достаточно раз в месяц пополнить в интернет банке мобильник рублей на 10 или выполнить любой другой платеж. Чтобы получать 11% кэшбэк нужно ещё держать на счетах от 500т.р. или по кредитной карте выполнять условие — гасить льготный период минимальными ежемесячными платежами.
- Карта Тинькофф Drive — 10% кэшбэк на АЗС. Карта платная. Для получения такого кэшбэка требуется выполнять соотношения покупок в разных категориях.
Пункты отдыха и кафе
Пунктов отдыха на трассе достаточно много. Почти каждые 20 километров. Это очень удобно и делает путешествие комфортным.
Пункты хорошо оборудованы, места их расположения красивые, среди лесов. Там приятно находиться. Представляют из себя выделенное место с расчерченной парковкой для фур и легковых автомобилей. На территории среди газонов есть лавочки и столики с навесами, где можно расположиться с собственно едой. В стороне стоят баки для мусора и туалеты.
Пункты отдыха встречаются разного дизайна. Самый интересный встретился недалеко от Новгорода.
Там есть памятник героям Великой отечественной войне, информационные стенды и часовня.
На новых участках туалеты чистые, удобные.
А вот кафе встречаются редко. В основном это маленькие MCafe.
И большие при заправках Mgrillcafe.
Поэтому лучше еду брать с собой и кушать за столиками на пунктах отдыха.
Главное, что нужно знать о трассе М11
- На трассе много пунктов отдыха, почти каждые 20 км.
- Количество АЗС на пути выросло по сравнения с 2019 годом. Однако большинство заправок не очень удобные и бывают очереди. Лучше заправить полный банк до съезда и потом еще раз на съезде в Твери или на 2/3 пути. На М11 цены на бензин немного дороже, особенно на АЗС Лукойл.
- Кафе по дороге мало. Лучше взять с собой и перекусить на пунктах отдыха.
- Для проезда лучше купить транспондер Автодора T-Pass. Сэкономите до 40%, что с лихвой окупит его стоимость.
- Не забудьте подключить в транспондере бесплатную услугу «интероперабельность», чтобы он работал на дорогах любых операторов.
- Участок перед Москвой 15-58 км. самый короткий, но самый дорогой. 44 км. за 650 рублей. Если нет пробок, можно сэкономить съехав или заехав в Солнечногорске.