Как принудительное использование законов отражается на деятельности компаний

Вариант 1. «Переселение компаний»

Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер – автор серии работ о том, как компании преуспевают на мировой арене. Его выводы парадоксальны: в условиях глобального рынка значение страны увеличивается, а не уменьшается; строгие правительственные стандарты помогают, а не вредят компаниям.

Немецкая фирма «Сименс» (медицинское оборудование) испытывала трудности, конкурируя с американскими компаниями, и перевела свою главную базу в США. В области медицины огромным преимуществом США является структура спроса – множество независимых больниц и независимых врачей, самостоятельно принимающих решения. Поэтому там есть все условия для нововведений. Всегда есть возможность испытать новое лекарство, лабораторный анализ и инструмент. В других странах медицинские системы имеют более сложную и жесткую структуру, в большей степени национализированы: все врачи проходят одинаковую подготовку и могут применять в своей практике лишь одобренные процедуры. В такой атмосфере едва ли мыслимы нововведения. Поэтому иностранные врачи и предприниматели приезжают в Америку, чтобы открыть фирмы медицинского профиля.

Какую роль играют правительственные регламентации в конкурентоспособности компаний? Следует различать два вида таких регламентации. Первый вид – регулирование стандартов качества продукции, ее безопасности и влияния на окружающую среду. Здесь строгие правила помогают делу, лишают компании самодовольства и принуждают к улучшениям. В идеале нужны такие стандарты, которые слегка опережали бы время. Если вы примете нормы, не отвечающие мировым стандартам, это повредит вашим компаниям. Но если ваши нормы будут несколько строже, чем в Германии и Японии, это поможет вашим компаниям стать мировыми лидерами в соответствующих отраслях. Второй вид – регулирование конкуренции с помощью контроля цен или ограничения выхода на рынок. Такие меры ослабляют конкурентоспособность компаний, что подтверждается наблюдениями по всему миру.

Англичане сильны в таком бизнесе, как аукционная продажа произведений искусства, потому что они регулируют ее мало. По той же причине они лидируют в страховании. США преуспели в области здравоохранения, потому что регламентируют эту сферу меньше, чем другие страны. Аналогичное положение и с развитием банков в Швейцарии. Единственная сложность при отмене прямых регламентаций заключается в необходимости обеспечить адекватное соперничество. Нельзя снимать ограничений с компаний, не заручившись гарантией, что они не сольются и не образуют монополии. Потребитель всегда платит больше там, где нет конкуренции.

Вопросы к ситуации

<!–[if !supportLists]–>1.<!–[endif]–>Опишите в понятиях сложности, подвижности и неопределенности условия среды, в которых приходится действовать медицинским компаниям в США и Германии? Почему фирмы стремятся работать в США?

<!–[if !supportLists]–>2.<!–[endif]–>Как принудительное использование законов отражается на деятельности компаний?

<!–[if !supportLists]–>3.<!–[endif]–>Какие факторы внешней среды, кроме законодательства, необходимо учитывать компаниям при «переселении»?

Анализ законодательства, влияющего на деятельность предприятия

Макросреда – совокупность демографических, экономических, природных, научно-технических, политических, культурных и прочих факторов, не зависящих от компании, фирмы, но оказывающих серьезное влияние на деятельность предприятия. Таких факторов много, еще больше их различных сочетаний, поэтому выделим и перечислим наиболее часто встречающиеся при проведении анализа внешней среды:

· экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции

· отношения между деловыми кругами и правительством

· правительственные расходы

· антимонопольное законодательство

· денежно-кредитная политика

· государственное регулирование

· размеры государственных бюджетов

· регулирование занятости населения

· антимонопольное законодательство

· расстановка политических сил

Некоторые из этих факторов воздействуют на все коммерческие организации, например, изменения в налоговом законодательстве. Другие — только на небольшое количество фирм, действующих на рынке, например, антимонопольное законодательство. Третьи — существенны, прежде всего, для политических организаций, например, расстановка политических сил. Однако в той или иной мере, прямо или опосредованно, политические и правовые факторы воздействуют на все организации.

Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.

Дополнительно усложняют деятельность организации постановления местных органов управления, число которых непрерывно множится. Они также заметно влияют на деятельность организации, давая разрешение на выбор места для офиса, под предприятие, устанавливая тарифы на телефон, на электроэнергию, тепловую энергию и т.п.

Говоря о законодательстве, регулирующем осуществляемую ООО «Мираж» деятельность, следует отметить ряд законов. Прежде всего, это ГК РФ, который определяет понятие юридических лиц, их правоспособность, ответственность, разделяет их на коммерческие и некоммерческие организации, говорит об обязательности государственной регистрации, о возможности реорганизации, о последствиях ликвидации и т.д.

Кроме того, есть специальный закон для ООО. Это ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», который конкретизирует более подробно положения ГК РФ, касающиеся ведения деятельности данной организационно-правовой формы юридического лица.

ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», определяющий момент и порядок государственной регистрации.

НК РФ, устанавливающий систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, права и обязанности налогоплательщиков и т.д.

ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирующий отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», благодаря которому можно понять подлежит ли указанная деятельность лицензированию.

ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». Основой законодательства о рекламе является ФЗ «О рекламе», вступивший в силу с 1 июля 2006 г. в своей основной части; некоторые положения закона начали действовать с 1 января 2007 г.

Цели данного Федерального закона определены его первой статьей. Согласно указанной статье, закон призван способствовать развитию рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечению в Российской Федерации единства экономического пространства. Кроме того, закон обязан обеспечить реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы посредством предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно ст. 4 ФЗ «О рекламе», законодатель признает приоритет данного закона по сравнению с другими нормативными актами, регламентирующими порядок регулирования рекламной деятельности. Законом определено, что отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Одним из таких нормативно-правовых актов является Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе». Данное постановление одной из функций Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) устанавливает контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы и наделяет службу полномочиями по принятию соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе приказов, определений, постановлений в пределах своей компетенции в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе. В определении Федеральной антимонопольной службы четко определено, что полномочия данной службы распространяются на сферу рекламной деятельности.

В целях установления взаимодействия между Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультурой) по осуществлению контроля за соблюдением средствами массовой информации законодательства Российской Федерации о рекламе заключено Соглашение об информационном взаимодействии между указанными службами — Приказ Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2005 г. № 165 «О взаимодействии Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия». Согласно ему, Стороны организуют регулярный и оперативный обмен информацией по вопросам, касающимся соблюдения законодательства о рекламе, осуществляют взаимные консультации и оперативный обмен документами, справочными и иными материалами, необходимыми для проведения контрольных мероприятий в пределах своих полномочий. В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений законодательства о рекламе Стороны планируют и проводят совместные мероприятия по проверке материалов и сообщений, распространяемых в средствах массовой информации.

Некоторые сферы распространения рекламы, помимо ФАС, контролируются также иными органами и службами. В частности, порядок размещения наружной рекламы определен Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Данный документ принят постановлением Госстандарта РФ от 22 апреля 2003 г. № 124-ст. Проект документа был разработан при участии Главного управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел России (ГУ ГИБДД СОБ МВД России).

Также следует учитывать следующее:

1) СНиП 2.01.07–85 Нагрузки и воздействия;

2) СНиП 2.02.01–83 Основания зданий и сооружений;

3) СНиП 2.03.01–84 Бетонные и железобетонные конструкции;

4) СНиП 2.03.06–85 Алюминиевые конструкции;

5) СНиП 11-23-81 Стальные конструкции;

6) СНиП 2.25.07–80 Деревянные конструкции;

7) СНиП 2.03.11–85 Защита строительных конструкций от коррозии;

8) СНиП 2.22–81 Каменные и армокаменные конструкции;

9) СНиП 2.01.02–85 Противопожарные нормы.

Кроме нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения практически в любой сфере деятельности, в том числе и в рекламной, существуют общепризнанные нормы, не являющиеся законодательными, тем не менее принимаемые как основа корректного поведения в данной области. Таким является Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты. Однако документ, названный кодексом и подписанный в Москве в 1995 г. рядом общественных организаций, в данном случае не является обязательным для исполнения, а носит лишь рекомендательный характер и может применяться судами в качестве справочного документа в рамках законодательства.

2.8.2. Анализ документации ООО «Мираж»

Анализ документации организации дал следующие результаты:

1. В п.1.10 Устава не указан почтовый адрес общества.

2. В п.3.6 Устава сказано, что «Общество отвечает по своим обязательствам всеми своими активами. Общество не отвечает по обязательствам государства и участников Общества. Государство не отвечает по обязательствам Общества».

В соответствии с п.1 ст.3 ФЗ «Об ООО» «Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом», также п.4 этой же статьи говорит: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Таким образом, целесообразно представить п.3.6 в другой редакции: «Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Общество не отвечает по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и участников Общества. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечает по обязательствам Общества».

3. В п.3.9 Устава сказано, что «Филиалы и представительства учреждаются Общим собранием участников и действуют в соответствии с Положениями о них». Согласно п.1 ст.5 ФЗ «Об ООО» «Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества». Следовательно, п.3.9 Устава необходимо дополнить и изложить в следующей редакции: «Филиалы и представительства учреждаются по решению Общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества».

4. В п.4.1 Устава сказано, что «Уставный капитал Общества составляет восемь тысяч четыреста (8 400) рублей и оплачивается денежными средствами». В ст.14 же ФЗ «Об ООО» сказано, что «Размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей». Т.е. данное положение Устава прямо противоречит закону, поэтому уставный капитал необходимо увеличить уставный капитал.

5. В п.4.2 прописаны доли каждого из участников общества, но они не соответствуют действительности. Сказано: «номинальная стоимость доли Ивановой Е.А 2200 руб., что составляет 50 % уставного капитала;

номинальная стоимость доли Иванова Е.И. 2200 руб., что составляет 50% уставного капитала.

Всего 8400 рублей — 100% уставного капитала».

П.2 ст.14 ФЗ «Об ООО» гласит: «Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества.

Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли».

Таким образом, номинальная стоимость доли каждого из участников должна составлять 4200 руб.

6. В п.4.8 Устава не сказано, что в течение трех рабочих дней после принятия обществом решения об уменьшении его уставного капитала общество обязано сообщить о таком решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п.3 ст.20 ФЗ «Об ООО»).

7. В п.6.8 Устава сказано, что «Участник, желающий продать свою долю (ее часть) третьему лицу, подает соответствующее заявление лицу, выполняющему функции исполнительного органа Общества, в котором должно быть выражено его намерение продать свою долю (часть доли) третьему лицу и цена продажи. Лицо, выполняющее функции исполнительного органа, обязано немедленно известить всех участников о предстоящей продаже доли в целях обеспечения их права преимущественной покупки». В п.5 ст.21 ФЗ «Об ООО» говорится «Участник общества, намеренный продать свою долю или часть доли в уставном капитале общества третьему лицу, обязан известить в письменной форме об этом остальных участников общества и само общество путем направления через общество за свой счет оферты, адресованной этим лицам и содержащей указание цены и других условий продажи». Следовательно, участник должен сам извещать и общество, и участников общества, а не как сказано в Уставе лишь про извещение общества.

8. В п.12.8 Устава не указано место нахождения исполнительного органа.



Расчетные и графические задания Равновесный объем — это объем, определяемый равенством спроса и предложения…

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности…

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями…

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм…

ние организации, менеджер обязан уметь выявлять существен­ ные факторы внешней среды. Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. Этой цели служит предлагаемое учебное пособие. Оно предназна­ чено для того, чтобы ознакомить с инструментарием и методами, имеющимися у руководителя для планирования, организации, мотивации и контроля внутренней среды в ответ на внешние из­ менения. Выжить и эффективно функционировать в быстро меняющемся окружении может только та организация, которая вовремя перестроится и приспособится к окружающей среде.

Давая определение внешней среды, не нужно пытаться объ­ ять необъятное и учитьшать все ее факторы. Руководитель дол­ жен офаничить учет внешнего окружения только теми фактора­ ми, которые решающим образом влияют на успех организации. Исходя из этой предпосылки за основу определения внешней среды можно использовать трактовку американского управленца Джералда Белла: «Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные уч­ реждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям ор­ ганизации» [76, с. 114]. Все названные факторы прямо и непосре­ дственно влияют на операции организации, поэтому их можно отнести к факторам прямого воздействия.

Однако термин «внешняя среда» охватывает более широкий спектр факторов: экономические условия, потребителей, проф­ союзы, конкурирующие организации, природные факторы, действующее законодательство и др. Эти взаимосвязанные фак­ торы влияют на функционирование предприятия, на его произ­ водственную, инновационную, коммерческую, финансовую дея­ тельность. Внешняя среда и предприятие не просто сосуществу­ ют, они активно взаимодействуют и взаимопроникают.

Факторы внешней среды подразделяются на две основные группы: прямого и косвенного воздействия; обобщенная схема их влияния на функционирование предприятия изображена на рис. 3.2 (с позиций его реального или возможного взаимодей­ ствия).

Факторы прямого воздействия (с прямыми и обратными связями) непосредственно влияют на функционирование предприятия и испытывают на себе его влияние. К данной груп­ пе относят: поставщиков трудовых, финансовых, информаци-

70

КОСВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ 1 Полити-

Экономические факторы

Рис. 3.2. Схема влияния факторов внешней среды на организацию

онных, материальных и прочих ресурсов, потребителей, органы государственной власти и управления, местную администра­ цию, конкурентов, контактные аудитории средств массовой ин­ формации и пр.

Факторы косвенного воздействия (одностороннего воздей­ ствия) охватывают состояние экономики, природные, социаль­ но-политические, нормативно-правовые факторы и т. д.

71

При проведении операций предприятие вынуждено прежде всего учитывать внешнюю среду прямого воздействия. Так, про­ давая свою продукцию на рынке, предприятие должно иметь в виду покупательский спрос на нее, а также позицию конкурен­ тов. Предприятие конечно же стремится продать подороже как можно больше продукции, но будет ли эта продукция куплена во­ обще, если цены будут неприемлемыми для потребителя или зна­ чительно выше цен на продукцию конкурентов. Аналогично сталкиваются интересы при покупке необходимых материальных ресурсов у поставщиков, при получении кредитов в банках, опре­ делении уровня заработной платы и условий труда, а также при выплате различных налогов в бюджет и т. д.

Кроме факторов прямого воздействия руководитель должен учитывать также внешнюю среду косвенного воздействия. Среда косвенного воздействия не оказывает прямого влияния на опера­ ции фирмы, так как при этом не сталкиваются интересы двух сто­ рон, нет выбора вариантов. Среда косвенного воздействия не влияет на состояние фирмы в настоящее время. В то же время такие факторы, как новые технологии, экономический спад, инфляция, политические изменения в соседнем государстве, от­ ношение прессы к данному бизнесу или бизнесмену, отражаются на деятельности предприятия в будущем и могут даже оказаться решающими. Влияние факторов косвенного воздействия опосре­ довано через изменение факторов среды прямого воздействия. Например, экономический спад приведет к сокращению числа рабочих мест, а следовательно, к уменьшению доходов населения и спроса на продукцию. Применение же новой технологии предприятием даст ему выигрыш в качестве продукции, а значит, укрепит его позиции на рынке и снизит позиции того, с кем он конкурирует Поэтому менеджер обязан предусматривать влия­ ние факторов среды косвенного воздействия, реагировать на них вовремя.

Реакция предприятия на изменение факторов прямого и кос­ венного воздействия различна: предприятие может перестроить внутреннюю среду и начать политику активного приспособления или претворять в жизнь политику противодействия. К факторам косвенного воздействия предприятие вынуждено максимально приспосабливать свои внутренние переменные — цели, задачи, структуру, технологию, персонал и др.

72

3.2. Контрольные вопросы

Что такое организация?

Когда деятельность организации можно считать успешной? В чем заключаются различия между горизонтальным и верти­

кальным разделением труда?

Как организации взаимодействуют с внешней средой? Для чего необходимо управление в организации?

Что необходимо для успеха организации?

Каковы определения эффективности, производительности? Какие основные внутренние переменные организации следу­

ет учитывать руководству?

Что такое цели? Какие цели бывают у организации?

Какова взаимосвязь структуры организации и разделения труда в ней?

Почему сфера контроля оказывает существенное влияние на структуру организации?

Почему задачи разрабатываются в соответствии с разделени­ ем труда в организации?

Какое влияние специализация задач оказывает на производи­ тельность труда?

Какие крупные перевороты в технологии оказали существен­ ное влияние на управление?

Каковы определения таких понятий, как «потребности», «спо­ собности», «восприятие», и их влияние на поведение людей?

Каковы компоненты социотехнической подсистемы органи­ зации?

Почему руководство обязано осознавать взаимосвязь внут­ ренних переменных?

3.3. Вопросы для дискуссии

Приведите примеры нескольких организа­ ций, которые добились успеха.

Как внешняя среда влияет на организацию? Покажите на примере.

Может ли руководитель, найдя нетрадиционное решение, обеспечить успех организации? Приведите пример.

Какие ресурсы используются разными организациями? По­ кажите на примере.

73

Поясните, почему разработка целей является мощным сред­ ством координации со стороны руководства?

Какая из внутренних переменных — цели, технология или лю­ ди — наиболее важная?

В чем заключается взаимосвязь различных подходов к вьщелению внутренних переменных — модель «Алмаз» Г. Ливитта, мо­ дель 7-S консалтинговой компании «МакКинси», 5 факторов М. X. Мескона, интефальный подход 3. П. Румянцевой, синте­ зирующее предложение В. Н. Парахиной. На каком из вариантов остановились бы вы, если бы было необходимо проанализиро­ вать внутреннюю среду организации, вьщелить ее сильные и сла­ бые стороны?

Как тип производства влияет на применяемую технологию? Какие изменения в технологии позволили индивидуализиро­

вать массовое производство?

Насколько значимым фактором внутренней среды является организационная культура? Есть ли ее проявления в той органи­ зации, где работаете или учитесь вы?

Можно ли считать, что факторы внешней среды косвенного воздействия влияют на организацию слабее, чем факторы прямо­ го воздействия? Почему?

Какие факторы внешней среды влияют на вашу организацию? Проранжируйте их по силе влияния на деятельность органи­

зации.

Есть ли факторы, которые оказывают на ваше предприятие (предприятия города, края, области, республики или РФ в целом) резко отрицательное влияние? Как отразить эту уфозу или смяг­ чить это воздействие? Кто должен предпринять эти меры?

Проведите PEST — анализ для вашей организации. Чем отли­ чается он от приведенного примера на рис. 3.4 учебного пособия «Основы теории управления»?

3.4. Ситуации для анализа

Ситуация 1. Концерн «Энергия»’

Успешный вариант конверсии и вхождения в рынок крупного предприятия продемонстрировал воронеж­ ский концерн «Энергия». За шесть лет он удвоил выпуск продук-

‘ См.: Новости менеджмента. — 1992. — № 31. — С. 6.

74

ции, утроил объемы научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, в 4 раза и более увеличил производство товаров народного потребления. Концерну удалось сохранить темпы жилищного и социального строительства, своими силами им был построен кирпичный завод. Все это было осуществлено при неизменной численности работающих.

В концерне «Энергия» задумались над }1еизбежностью кон­ версии раньше других. Не пользуясь льготами, положенными «чистым» оборонщикам, коллектив концерна был вынужден постоянно решать проблему выживания. Годы ушли на разработ­ ку и реализацию комплексной профаммы, за основу которой были взяты известные направления мировой экономической на­ уки — «теория успеха» и «управление на спаде».

Первым серьезным шагом в реорганизации концерна стало формирование научно-производственных комплексов (НПК). Для промышленности России создание НПК на базе конструк­ торских отделов и производственных цехов — не новинка. Одна­ ко в концерне «Энергия» довели эту идею до логического завер­ шения, объединив научные, производственные и экономические интересы. НПК занялись маркетингом: изучением спроса; разра­ боткой, производством и сбытом продукции. В концерне образо­ вано 20 НПК. На них легла основная тяжесть перехода с военной продукции на мирную, и они справились с этой задачей.

В 1989 г концерн выступил инициатором создания и учреди­ телем коммерческого банка «Энергия». Открытие банка решило проблему финансовой самостоятельности подразделений кон­ церна.

Работники концерна стали получать зарплату через свой банк, а это позволило внедрить систему самокредитования. Ведь далеко не все работники берут зарплату со своих счетов пол­ ностью, и невостребованные суммы можно пустить в оборот. Поэтому резко (в 5 раз) сократился удельный вес кредитов Гос­ банка РФ.

Концерн «Энергия» отказался от традиционной вертикаль­ ной (линейно-функциональной) структуры управления произ­ водством. Сейчас в нем более 100 экономически и юридически самостоятельных предприятий. Различна численность их работ­ ников, разнообразны формы собственности. В целом «Энергия» — это акционерное общество закрытого типа. Более 80% работни­ ков стали совладельцами собственности, выкупив акции.

75

Идеология, принятая в концерне «Энергия», такова: коллек­ тив — это семья. Она гарантирует всем ее работникам постоянную работу, но не постоянное место работы, которое может меняться в зависимости от экономической целесообразности.

Вопросы для обсуждения ситуации

Какая цель была у концерна до экономических преобразо­ ваний?

Как изменились цели в ходе преобразований?

Как изменились остальные внутренние переменные под вли­ янием цели?

Какие социальные ценности характеризуют руководителей концерна «Энергия»? Можно ли это назвать частью организаци­ онной культуры концерна?

Ситуация 2. Система бирж «Алиса»’

Декларация независимости государства «Алиса» провозглаше­ на на июньском (1992 г) «Большом совете президентов». Соглас­ но «Единому положению о системе бирж» «Алиса» будут созданы единые институты «государства»: кредитно-ипотечный банк, страховой фонд, службы налогового планирования, маркетинга, рекламы, безопасности и лоббирования. В Положение включены пункты о взаимном зачете платежей между членами системы (как расчетные единицы будут использоваться собственные деньги «алиски») и о мобилизации средств ее участников для финансиро­ вания проектов, признанных наиболее перспективными, с после­ дующим долевым участием в прибыли. Помимо основного поло­ жения разрабатываются конкретизирующие его документы о едином юридическом, коммерческом, производственном, финан­ совом и информационном пространстве системы, а также о еди­ ной политике в области «public relations». По оценкам экспертов, необходимость перестройки системы «Алиса» связана с сущест­ венными финансовыми затруднениями, возникшими в результа­ те стагнации торговых операций, дефицита свободных денежных средств и осложнения в платежных отношениях в рамках СНГ, повлиявших на взаимодействие между подразделениями систе­ мы, оказавшимися в разных государствах Содружества.

‘ См.: Коммерсантъ. — 1992. — № 27. — С. 7.

76

Несмотря на масштабность заявления, речь идет лишь о стрзтстурной (хотя и достаточно серьезной) перестройке в нап­ равлении консолидации и централизации системы, «цементиро­ вания» ее организационного строения.

Вопросы для обсуждения ситуации

Если судить по приведенной ранее информации, какие фак­ торы внешней среды прямого воздействия стали причиной за­ труднений в деятельности системы бирж «Алиса»?

Какие социокультурные факторы учтены при разработке дек­ ларации?

Каковы взаимосвязь факторов внешней среды прямого и кос­ венного воздействия и их влияние на организацию?

Ситуация 3. Переселение компаний’

Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер — ав­ тор серии работ о том, как компании преуспевают на мировой арене. Его выводы парадоксальны: в условиях глобального рынка значение страны увеличивается, а не уменьшается; строгие пра­ вительственные стандарты помогают, а не вредят компаниям.

Немецкая фирма «Сименс» (медицинское оборудование) ис­ пытывала трудности, конкурируя с американскими компаниями, и перевела свою главную базу в США. В области медицины ог­ ромным преимуществом США является структура спроса — мно­ жество независимых больниц и независимых врачей, самостоя­ тельно принимающих решения. Поэтому там есть все условия для нововведений. Всегда есть возможность испытать новое лекар­ ство, лабораторный анализ и инструмент. В других странах меди­ цинские системы имеют более сложную и жесткую структуру, в большей степени национализированы: все врачи проходят оди­ наковую подготовку и могут применять в своей практике лишь одобренные процедуры. В такой атмосфере едва ли мыслимы но­ вовведения. Поэтому иностранные врачи и предприниматели приезжают в Америку, чтобы открыть фирмы медицинского про­ филя.

См.: Новости менеджмента. — 1992. — № 10. — С. 5.

77

Какую роль ифают правительственные регламентации в кон­ курентоспособности компаний? Следует различать два вида та­ ких регламентации. Первый вид — регулирование стандартов ка­ чества продукции, ее безопасности и влияния на окружающую среду. Здесь строгие правила помогают делу, лишают компании самодовольства и принуждают к улучшениям. В идеале нужны такие стандарты, которые слегка опережали бы время. Если вы примете нормы, не отвечающие мировым стандартам, это повре­ дит вашим компаниям. Но если ваши нормы будут несколько строже, чем в Германии и Японии, это поможет вашим компани­ ям стать мировыми лидерами в соответствующих отраслях. Вто­ рой вид — регулирование конкуренции с помощью контроля цен или офаничения выхода на рынок. Такие меры ослабляют конку­ рентоспособность компаний, что подтверждается наблюдениями по всему миру.

Англичане сильны в таком бизнесе, как аукционная продажа произведений искусства, потому что они регулируют ее мало. По той же причине они лидируют в страховании. США преуспели в области здравоохранения, потому что регламентируют эту сферу меньше, чем другие страны. Аналогичное положение и с развити­ ем банков в Швейцарии. Единственная сложность при отмене прямых регламентации заключается в необходимости обеспечить адекватное соперничество. Нельзя снимать офаничения с ком­ паний, не заручившись гарантией, что они не сольются и не об­ разуют монополии. Потребитель всегда платит больше там, где нет конкуренции.

Вопросы для обсуждения ситуации

Опишите в понятиях сложности, подвижности и неопреде­ ленности условия среды, в которых приходится действовать ме­ дицинским компаниям в США и Германии? Почему фирмы стре­ мятся работать в США?

Как возросло в последнее время число и сложность законов в России? Приведите примеры фирм, которые «перевели свой офис» из России в другую страну? Что повлияло на их решение?

Как принудительное использование законов отражается на деятельности компаний?

Что такое «оффшорная» зона? Что такое «свободная эконо­ мическая зона»? Чем вызвано появление последних в структуре экономики РФ?

78

Какие факторы внешней среды, кроме законодательства, не­ обходимо учитывать компаниям при «переселении»?

Ситуация 4. «Форд» вчера, сегодня и завтра’

Г. Форд был великим руководителем, представляющим собой архетип авторитарного предпринимателя прошлого. В начале XX в. на фирме «Форд Мотор» только один человек принимал решения с любыми последствиями. Общие же принципы Форда были сум­ мированы в одной фразе: «Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль ос­ тается черным». Форд сделал свою модель «Ти» настолько деше­ вой, что ее мог купить практически любой работающий человек.

Примерно за 12 лет Г. Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество. Бо­ лее того, он сделал это, постигнув, как построить автомобиль, продаваемый всего за 290 долл., и платя своим рабочим одну из самых высоких ставок того времени — 5 долл. в неделю. Так мно­ го людей купили модель «Ти», что в 1921 г фирма «Форд Мотор» контролировала 56% рынка легковых автомобилей США и заод­ но почти весь мировой рынок.

В то время как фирма «Форд Мотор» сохраняла верность чер­ ной модели «Ти» и традиции, согласно которой босс командует, а остальные выполняют, фирма «Дженерал Моторс» ввела в прак­ тику частые замены моделей, предлагая потребителю широкий ассортимент стилевых и цветовых оформлений и доступный кре­ дит. Доля «Форд Мотор» на рынке резко сократилась, а рейтинг ее руководителей сильно снизился. В 1927 г фирма была вынуж­ дена остановить сборочный конвейер, чтобы переоснастить его под выпуск запоздавшей модели «А». Это позволило фирме «Дженерал Моторс» захватить 43,5% автомобильного рынка, ос­ тавив фирме «Форд Мотор» менее 10%.

Несмотря на жестокий урок, Г. Форд так и не смог прозреть. Вместо того чтобы учиться на опыте «Дженерал Моторс», он про­ должал действовать по-старинке. В следующие 20 лет фирма «Форд Мотор» едва удерживалась на третьем месте в автомобиль-

См.: Виханский О. С,Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент»

/Под ред. А. И. Наумова. — М.: Гардарика, 1998.

79

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое принудительное разделение организаций

В статье 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ перечислены случаи, когда допускается принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход.

Подобные шаги предпринимаются по решению суда в отношении монопольных компаний, а также компаний, занимающих доминирующее положение на том или ином рынке.

Суд может принять решение о принудительном разделении коммерческой организации в случае систематического осуществления ей монополистической деятельности, если она занимает доминирующее положение на каком-либо рынке.

Иск об этом может подать антимонопольный орган (в отношении финансовой организации, поднадзорной Центральному банку РФ, иск антимонопольного органа должен быть согласован с Банком России). Суд может также принять решение о выделении из состава компании одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу.

Действующее регулирование основано на норме части 1 пункта 2 статьи 57 ГК РФ), согласно которой в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. Доминирующим положением признается также положение хозяйствующего субъекта, позволяющее устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Основным квалифицирующим признаком в данном определении является возможность оказания хозяйствующим субъектом (группой лиц) влияния на товарный рынок, а также возможность ограничения конкурентной среды на данном рынке.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются (или могут являться) недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ).

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Федерального закона № 135-ФЗ, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Отметим, что антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

Процесс реорганизации юридического лица регулируется действующим законодательством Российской Федерации и учредительными документами самой компании. Согласно статье 57 ГК РФ основными формами реорганизации юридических лиц являются:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

Наряду с основными формами ГК РФ не запрещает проводить и смешанную реорганизацию, то есть реорганизацию с одновременным сочетанием вышеперечисленных форм, когда, например, из состава одной организации выделяется новое юридическое лицо с одновременным присоединением к другому.

Кроме того, допускается реорганизация с участием двух и более организаций, в том числе разных организационно-правовых форм, если возможность такого преобразования предусмотрена самим ГК РФ или другим законом.

Слияние и присоединение используются организациями для укрупнения организаций, разделение и выделение – при их дроблении, а в случае преобразования меняется только организационно-правовая форма юридического лица, участвующего в реорганизации.

Реорганизация юридических лиц сопровождается правопреемством. Иными словами, права и обязанности реорганизуемой компании не прекращаются (как в случае ликвидации), а переходят к ее правопреемнику, в качестве которого обычно выступает новое юридическое лицо (одно или несколько), «наследующее» полностью или частично объем прав и обязательств «старой» организации.

Согласно статье 58 ГК РФ такими правопреемниками при реорганизации выступают:

  • при слиянии – вновь созданная компания, возникшая в результате слияния двух и более фирм, прекративших свое существование;
  • при присоединении – действующая компания, присоединяющая к себе одну или несколько фирм, прекративших свою деятельность;
  • при разделении – вновь созданные юридические лица, возникшие при разделении фирмы-предшественника, прекратившей свою деятельность;
  • при выделении – одна или несколько компаний, выделившихся из состава фирмы-предшественника. При этом фирма-предшественник продолжает работать;
  • при преобразовании – новая компания другой организационно-правовой формы, появившаяся на месте «старой», прекратившей свое существование.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

  • существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
  • отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30 и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
  • существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением. Срок, который определен указанным решением, не может быть менее чем 6 месяцев.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как рассчитать затраты времени на выполнение единицы работы в человеко часах
  • Как с бизнес карты перевести деньги на карту сбербанка без комиссии физ лицу
  • Как сменить реквизиты для перечисления алиментов в службу судебных приставов
  • Как создать управляющую компанию многоквартирного дома с нуля самостоятельно
  • Как составить график работы на 3 человека по 12 часов без ночных смен пример