Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.
15.1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).
15.2. При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
15.3. Запрещается выезжать на переезд:
при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);
при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);
при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);
если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;
если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).
Кроме того, запрещается:
объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
самовольно открывать шлагбаум;
провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;
без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.
15.4. В случаях когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии и (или) знака 6.16, знака 2.5, если их нет — не ближе 5 м от светофора или шлагбаума, а при отсутствии светофора или шлагбаума — не ближе 10 м до ближайшего рельса.
(п. 15.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:
при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.
Часть 1. Железнодорожный переезд и его границы
Сегодня мы начинаем серию статей – «Правила проезда железнодорожного переезда», в которой будут рассмотрены разнообразные ситуации, которые могут возникнуть на железнодорожном переезде, а также правильное поведение в этих ситуациях.
Для начала хочу сказать о том, что ДТП на железнодорожных переездах происходят гораздо чаще, чем предполагают большинство водителей. Например, в прошлом году таких ДТП произошло аж 260. Конечно же по сравнению с количеством обычных ДТП это совсем даже не много, однако дорожно-транспортные происшествия с участием поезда всегда имеют очень тяжёлые последствия для водителя автомобиля и его пассажиров, поэтому оставлять их без внимания нельзя.
Поскольку железнодорожные переезды в городах встречаются не очень часто, многие водители забывают, каким образом их нужно правильно проезжать. Так что рекомендую Вам для освежения знаний прочитать все статьи серии «Правила проезда железнодорожного переезда».
В первой статье серии мы поговорим о знаках, которые устанавливаются перед железнодорожным переездом, и о границах железнодорожного переезда.
Приближение к железнодорожному переезду
Для того чтобы сообщить водителю, что он приближается к железнодорожному переезду в правилах дорожного движения имеются специальные знаки:
1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».
1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума».
Знак 1.1. обозначает, что автомобиль приближается к железнодорожному переезду со шлагбаумом, знак 1.2. — к железнодорожному переезду без шлагбаума.
У знаков 1.1. и 1.2. есть одна важная особенность — вне населённых пунктов они устанавливаются по 2. Это обусловлено тем, что проезд железнодорожного переезда требуется выполнять особо внимательно.
При этом первый знак устанавливается на расстоянии 150 — 300 метров от переезда.
Второй знак устанавливается на расстоянии не менее 50 метров. Т.е. при подъезде к железнодорожному переезду Вы сначала попадаете в зону действия первого знака, а затем в зону действия второго.
На территории населённых пунктов единственный знак 1.1 или 1.2 устанавливается на расстоянии 50 — 100 метров до переезда.
Кроме приведённых выше знаков 1.1. и 1.2. перед железнодорожным переездом за городом могут быть установлены знаки 1.4.1 — 1.4.6:
Эти знаки устанавливаются для информирования водителя о приближении к железнодорожному переезду. Количество полос на знаке показывает, насколько близко к переезду находится водитель. Чем меньше полос на знаке — тем ближе переезд.
Обычно знак с 3 полосами устанавливается вместе с первым знаком «железнодорожный переезд», а знак с 1 полосой вместе со вторым знаком «железнодорожный переезд». Знак с 2 полосами устанавливается примерно в середине между 1 и 2 знаками «железнодорожный переезд».
Т.е. если произвести несложные расчёты, то можно определить, что знак с 3 полосами располагается на расстоянии 150 метров, знак с 2 полосами на расстоянии 100 метров, а знак с 1 полосой на расстоянии 50 метров. Каждый из этих знаков обозначает границы отдельной зоны, в которой действуют собственные пункты правил дорожного движения. Об этом мы поговорим в одной из следующих статей серии.
Отмечу, что в населённых пунктах знаки 1.4.1 — 1.4.6 не устанавливаются, поэтому перед железнодорожными переездами в городах существуют лишь две зоны (после первого знака «железнодорожный переезд» и после второго).
Границы железнодорожного переезда
Границы железнодорожного переезда со шлагбаумом
Границы железнодорожного переезда со шлагбаумом определить достаточно просто. Они обозначаются самими шлагбаумами, расположенными с разных сторон от переезда.
Границы железнодорожного переезда без шлагбаума
Для обозначения границ железнодорожного переезда без шлагбаума существуют специальные знаки, которые устанавливаются с разных сторон от переезда:
1.3.1 «Однопутная железная дорога», 1.3.2 «Многопутная железная дорога». Обозначение необорудованного шлагбаумом переезда через железную дорогу:
1.3.1 — с одним путём, 1.3.2 — с двумя путями и более.
Соответственно, ориентируясь на эти знаки, можно определить границы переезда.
Уверен, что Вы теряетесь в догадках по поводу того, зачем водителю нужно уметь определять границы железнодорожного переезда. Все очень просто. Границы железнодорожного переезда образуют ещё одну, самую опасную зону, в которой действуют особые правила дорожного движения.
Удачи на дорогах!
Правила проезда железнодорожного переезда
Часть 2. Остановка и стоянка вблизи железнодорожного переезда
Добрый день, уважаемый читатель.
В первой статье серии «Правила проезда железнодорожного переезда» речь шла о приближении к железнодорожному переезду и о знаках, которые устанавливаются перед железнодорожными переездами. Как Вы, наверное, помните, в ходе статьи мы выявили несколько зон на железнодорожном переезде и вблизи него, для каждой из которых действуют разные пункты правил дорожного движения, т.е. двигаться в каждой из зон нужно по-особенному.
В этой статье речь пойдет о правилах остановки и стоянки вблизи железнодорожного переезда, а также о штрафах за нарушение этих правил.
Напомню, что на железнодорожном переезде и вблизи него можно выделить следующие зоны:
-
Непосредственно железнодорожный переезд, обозначенный шлагбаумом или одним из знаков 1.3.1 и 1.3.2.
-
50 метров до железнодорожного переезда, обозначенные вторым знаком 1.1 или 1.2, а также знаками 1.4.3 и 1.4.6 вне населённых пунктов:
-
100 метров до железнодорожного переезда.
В населённых пунктах эта зона ограничивается первым знаком 1.1 или 1.2:
Вне населённых пунктах эта зона ограничивается знаками 1.4.2 и 1.4.5:
-
Больше 100 метров до железнодорожного движения. Если рассматривать такую зону за городом, то в её пределах могут попасться первые знак 1.1 или 1.2, а также знаки 1.4.1 и 1.4.4:
В четвёртой зоне действуют обычные правила дорожного движения поэтому в статьях я не буду заострять на ней Ваше внимание. Что касается зон 1-3, то о каждой из них я расскажу более подробно в ходе этой серии статей.
Остановка на железнодорожном переезде и вблизи него
Итак, рассмотрим правила остановки на железнодорожном переезде и вблизи него.
Если Вы разобрались с разбиением железнодорожного переезда и подъезда к нему на зоны, то понять правила остановки для Вас не составит никакого труда:
12.4. Остановка запрещается:
…
на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
…
Т.е. остановка запрещена только на самом железнодорожном переезде (зона 1).
Кроме того, есть и еще один пункт правил дорожного движения, относящийся к остановке на железнодорожном переезде:
15.3. Запрещается выезжать на переезд:
…
если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;
…
В принципе эти пункты правил во многом напоминают пункты раздела 13, относящиеся к проезду перекрёстков. Однако не могу не напомнить, что в отличие от автомобилей на перекрёстке, поезд не сможет остановиться перед железнодорожным переездом даже при самом огромном желании машиниста и всех пассажиров, т.к. его тормозной путь даже при минимальной скорости составляет сотни метров. Ну а огромный вес железнодорожного состава приводит к тому, что в случае ДТП от автомобиля за считанные секунды остаются лишь обгорелые остатки.
Никогда не рискуйте собственной жизнью и жизнью Ваших пассажиров. Ни при каких обстоятельствах не останавливайтесь на железнодорожном переезде. Чуть ниже я расскажу о том, что нужно сделать при вынужденной остановке на железнодорожном переезде.
Стоянка на железнодорожном переезде и вблизи него
Во-первых, стоянка, также как и остановка, запрещена на железнодорожном переезде, т.е. в зоне 1:
12.5. Стоянка запрещается:
…в местах, где запрещена остановка;
Кроме того, стоянка запрещается в 50 метрах от железнодорожных переездов (в зоне 2):
12.5. Стоянка запрещается:
…ближе 50 м от железнодорожных переездов.
Отмечу, что стоянка запрещена не только перед переездом, но и после него (в пределах зоны 2).
Вынужденная остановка на железнодорожном переезде
Еще раз напомню, что нужно приложить все усилия, чтобы избежать остановки на железнодорожном переезде. Однако если такая стоянка все же произошла, то действовать нужно очень быстро и решительно.
Порядок действий приводится в пункте 15.5 правил дорожного движения:
15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда.
Одновременно водитель должен:
-
при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
-
оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
-
при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днём с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарём). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трёх коротких звуковых сигналов.
Итак, в том случае, если Ваш автомобиль застрял на железнодорожном переезде, необходимо сражу же высадить пассажиров. Это очень важно, т.к. во-первых, вне автомобиля, застрявшего на переезде им будет гораздо безопаснее, во-вторых, два пассажира помогут Вам остановить приближающийся поезд, в-третьих, остальные пассажиры помогут подтолкнуть автомобиль и убрать его с железнодорожного переезда.
Все плюсы очевидны.
Итак, первым делом нужно попросить всех пассажиров покинуть салон транспортного средства как можно быстрее.
После этого нужно послать двух самых быстрых пассажиров бежать по железнодорожным путям в разных направлениях как можно дальше. При этом если пассажир увидит приближающийся поезд, он должен подать ему сигнал остановки круговым движением руки.
Что такое круговое движение руки, правила дорожного движения не уточняют. Однако я рекомендую выполнять его следующим образом: встать боком к приближающемуся поезду и вращать руку в плечевом суставе. Если действовать, таким образом, то машинист заметит Вас достаточно быстро.
Напоминаю, что тормозной путь поезда достаточно велик, поэтому бежать по железнодорожному полотну требуется как можно дальше.
Что касается водителя, то согласно требованию правил он должен подавать специальный звуковой сигнал, предназначенный для остановки поезда. Однако при наличии пассажиров я бы порекомендовал сначала отвести транспортное средство с переезда, чтобы избежать возможного ДТП. Если это все же не получится сделать, то остается только подавать звуковой сигнал тревоги.
Внимание! Настоятельно не рекомендую пытаться отбуксировать застрявшее на переезде транспортное средство, т.к. в случае приближения поезда и удара по застрявшему автомобилю будет уничтожен и буксирующий автомобиль, который тросом притянет под колеса поезда.
Штрафы за остановку и стоянку на железнодорожном переезде
Штрафы за остановку и стоянку не по правилам дорожного движения в настоящее время не слишком велики, возможно, поэтому нарушение правил остановки и стоянки до сих пор остаётся одни из самых распространенных нарушений.
Что касается железнодорожного переезда, то на нем могут быть применены следующие штрафы:
Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути
-
Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде –
влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.
Отмечу, что эта часть статьи касается только железнодорожного переезда, т.е. зоны 1. Остановка в зоне 2 карается совершенно другой статьей КоАП:
Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
-
Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 — 4 настоящей статьи, —
влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Хотя наказание за стоянку в зоне 2 не слишком велико, я не рекомендую оставлять там Ваш автомобиль, т.к. такая остановка может помешать другому транспортному средству покинуть железнодорожный переезд.
После прочтения этой статьи Вы знаете, каким образом нужно правильно выполнять остановку и стоянку вблизи железнодорожного переезда.
Удачи на дорогах!
Правила проезда железнодорожного переезда
Часть 3. Объезд и обгон
Добрый день, уважаемый читатель.
В третьей статье серии «Правила проезда железнодорожного переезда» речь пойдёт о выполнении манёвров объезд и обгон на железнодорожном переезде, а также вблизи него. Кроме того, будут рассмотрены и штрафы, предусмотренные за нарушение правил обгона и объезда на железнодорожном переезде.
Напомню, что в первой статье серии мы разбили железнодорожный переезд и прилегающую к нему дорогу на несколько зон, для каждой из которых действуют собственные пункты правил дорожного движения. Это относится, в том числе и к выполнению обгона и объезда.
Чтобы Вы лучше понимали, о чем идёт речь, для начала предлагаю рассмотреть различия понятий обгон, опережение и объезд.
Объезд — это манёвр, при котором Ваш автомобиль объезжает неподвижное транспортное средство или иное препятствие на проезжей части. Объезд может выполнять как с выездом на полосу встречного движения, так и без него.
Опережение — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Опережение может выполняться как с выездом на полосу встречного движения, так и без него. При этом опережение с выездом на полосу встречного движения называется обгоном.
Объезд на железнодорожном переезде
Правила дорожного движения ограничивают выполнение объезда вблизи железнодорожного переезда. Об этом свидетельствует пункт 15.3:
15.3. Запрещается выезжать на переезд:
…
Кроме того, запрещается:
объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
…
Рассмотрим особенности этого пункта:
1. Запрещается выполнять объезд исключительно с выездом на полосу встречного движения. Если ширина проезжей части позволяет выполнить объезд без выезда на встречную полосу, то такой манёвр не будет являться нарушением правил дорожного движения.
2. Запрещается выполнять объезд исключительно транспортных средств. Объезд, например, кучи строительного мусора, выполнить можно, даже если это потребует выезда на полосу встречного движения.
3. Запрещается объезжать транспортные средства, стоящие перед железнодорожным переездом. Напомню, границы железнодорожного переезда обозначаются шлагбаумом или одним из знаков 1.3.1 и 1.3.2.
Т.е. если перед переездом выстроилась очередь из 10 машин, то объезжать их нельзя.
Обгон на железнодорожном переезде
Ограничения, относящиеся к обгону на железнодорожном переезде, приводятся в пункте 11.4 правил дорожного движения:
11.4. Обгон запрещён:
на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
Во-первых, обгон запрещён непосредственно на железнодорожных переездах. О том, как определить границы переезда, я писал чуть раньше в этой статье.
Во-вторых, обгон запрещается за 100 метров до железнодорожного переезда. Для того чтобы без рулетки определить, где начинаются 100 метров до переезда, нужно сделать следующее:
Вы должны четко представлять, едете Вы по населённому пункту или вне его.
Если Вы в населённом пункте, то 100 метров начинаются сразу же после первого знака 1.1 или 1.2.
Вне населённых пунктов 100 метров начинаются после знаков 1.4.2 и 1.4.5 (знаки с двумя красными полосками):
Отмечу, что если после того, как Вы начали выполнять обгон, Вы заметили один из знаков, перечисленных выше, то манёвр лучше не завершать. В этом случае, чтобы не нарушить правил требуется пропустить обгоняемое транспортное средство и перестроиться на попутную полосу вслед за ним.
Штрафы за нарушение правил выполнения обгона и объезда
на железнодорожном переезде
Поскольку и обгон, и объезд, запрещённые вблизи железнодорожных переездов, должны сопровождаться выездом на полосу встречного движения, штрафы за их выполнение предусмотрены статьей 12.15 кодекса об административных правонарушениях:
Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия —
влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —
влечёт наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырёх до шести месяцев.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —
влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Таким образом, объезд препятствия вблизи переезда наказывается штрафом в размере 1 000 — 1 500 рублей, а обгон и объезд не препятствия — лишением прав на срок от четырёх месяцев до одного года. Как Вы видите, наказания предусмотрены весьма серьезные, поэтому вблизи железнодорожных переездов следует ездить весьма осторожно.
Напомню, что опережение и объезд без выезда на встречную полосу не являются нарушением правил дорожного движения, и штрафов за них не предусмотрено.
Удачи на дорогах!
Правила проезда железнодорожного переезда
Часть 4. Движение через железнодорожные пути
Добрый день, уважаемый читатель.
В последней статье из серии «Правила проезда железнодорожного переезда» будут рассмотрены особенности движения через железнодорожный переезд.
Напомню, что в предшествующих статьях серии речь шла о том, как определить границы железнодорожного переезда, как правильно остановиться вблизи железнодорожного переезда и как правильно выполнить обгон, объезд или опережение перед переездом.
В этой статье будут рассмотрены ситуации, в которых разрешено движение через железнодорожные пути, а также штрафы за неправильное пересечение железнодорожных путей.
Где можно пересекать железнодорожные пути?
Ответ на вопрос «Где можно пересекать железнодорожные пути?» однозначно даётся в пункте 15.1 правил дорожного движения:
15.1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).
Место движения через железнодорожные пути здесь определено достаточно чётко — это железнодорожный переезд. В других местах движение через железнодорожные пути запрещается.
Правила движения через железнодорожные пути
Правила движения через железнодорожные пути рассматриваются в пунктах 15.2, 15.3 и 15.4 правил дорожного движения.
15.2. При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
Сам по себе пункт 15.2 ничего не запрещает, он лишь говорит о том, что проезжать железнодорожные пути следует с особой внимательностью, учитывая все детали сложившейся ситуации. Это не удивительно, т.к. ДТП на железнодорожных переездах всегда связаны с человеческими жертвами.
15.3. Запрещается выезжать на переезд:
-
при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);
-
при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);
-
при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращён к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарём или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);
-
если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;
-
если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).
Кроме того, запрещается:
-
объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
-
самовольно открывать шлагбаум;
-
провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;
-
без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.
Итак, выезд на железнодорожный переезд запрещается в ситуациях, когда выполняется хотя бы одно из перечисленных условий: красный сигнал светофора, закрытый шлагбаум, запрещающий сигнал дежурного, затор за переездом, к переезду приближается поезд.
Отмечу, что если все эти условия выполняются одновременно, то сомнений у водителя обычно не возникает и он спокойно останавливается перед переездом. А вот в том случае если, например, шлагбаум уже поднялся, поезд проехал, но красный сигнал продолжает гореть, водитель может начать движение и получить за это нарушение наказание в виде лишения прав. Будьте внимательны и не спешите въезжать на переезд в спорных ситуациях.
Что касается второй части пункта 15.3, то она ограждает водителей от самовольного открытия шлагбаума, а также провоза нестандартных транспортных средств.
Где останавливаться перед железнодорожными путями
Пункт 15.4 правил дорожного движения подробно описывает выбор места остановки перед железнодорожными путями:
15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет — не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего — не ближе 10 м до ближайшего рельса.
Останавливаться нужно:
1. У стоп-линии:
2. У знака 2.5:
3. У светофора.
4. Не ближе 5 метров от шлагбаума. В данном случае нужно оставить между автомобилем и шлагбаумом столько места, чтобы туда мог влезть еще один автомобиль.
5. Не ближе 10 метров от ближайшего рельса.
Применять эти пункты нужно в порядке их перечисления.
Штрафы за неправильное движение через железнодорожные пути
Штраф за движение через железнодорожные пути вне железнодорожного переезда
Штраф за движение через железнодорожные пути вне железнодорожного переезда предусмотрен статьей 12.10 кодекса об административных правонарушениях:
Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути
1. Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде —
влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трёх до шести месяцев.
Как Вы видите, штраф достаточно суров, поэтому если вдруг при движении на внедорожнике по деревенскому полю Вы вдруг заметили перед собой пару рельсов, за которыми экипаж ГИБДД расположился на пикник, рекомендую воздержаться от пересечения железнодорожного полотна.
Штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора
на железнодорожном переезде
Наказание за выезд на железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме, запрещающем сигнале светофора, запрещающем жесте дежурного по переезду предусмотрено частью 1 статьи 12.10:
Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути
-
Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде —
влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трёх до шести месяцев.
Что касается выезда на переезд при наличии поезда рядом с переездом или при наличии затора за переездом, то наказание за них предусмотрено второй частью 2 статьи 12.10:
-
Нарушение правил проезда через железнодорожные переезды, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, —
влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Штраф за неправильную остановку перед переездом
Неправильный выбор места для остановки перед железнодорожным переездом также относится ко второй части статьи 12.10 и наказывается штрафом в размере 1 000 рублей.
На этом серия статей, посвященная правилам проезда железнодорожных переездов, подошла к концу.
Удачи на дорогах!
Железнодорожный переезд является местом повышенной опасности. И движение через него, как и по другим участкам автодорог, регулируется соответствующими статьями ПДД. Поэтому в отношении данных участков автодорог предусматриваются более жесткие нормы ПДД. Это участок автодороги, на данном отрезке дороги всегда устанавливаются специальные знаки, предупреждающие об опасности.
Согласно правилам проезда на железнодорожных переездах, пересекать ЖД полотно возможно только в отведенных для этого местах. Пренебрежение этим правилом карается штрафными санкциями или лишением водительского удостоверения сроком до 12 месяцев. Согласно нарушения ч. 1 п. 12.10 – штраф 1000 руб или лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев. Согласно нарушению ч. 2 п. 12.10 предусмотрен штраф в размере 1000 руб. Согласно нарушению ч. 3 ст. 12.10, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.10 – лишение права управления транспортным средством сроком на 12 месяцев.
Правда, многие автомобилисты все же идут на нарушение норм переезда железной дороги. Отчасти это можно объяснить тем, что поезда не всегда курсируют по путям. Соответственно, водители, видя свободную дорогу и стремясь быстрее достигнуть путь назначения, сознательно идут на нарушение правил переезда. Подобные действия требуют отдельного рассмотрения.
ЖД переезд бывает двух основных типов:
1. Регулируемый. На таких переездах устанавливается будка дежурного, который регулирует транспортный поток на данном участке. Кроме того, при приближении поезда включается звуковая сигнализация. Данный вид оборудован опознавательными знаками и специальными конструкциями, которые также служат в качестве предупреждающих сигналов: — светофор, — шлагбаум; — щит, препятствующий дальнейшему проезду.
2. Нерегулируемый. Возле него обязательно устанавливаются соответствующие дорожные знаки, оповещающие водителя, в частности, о необходимости совершить остановку, прежде чем проехать через жд полотно.
Железнодорожный переезд обязательно оснащается специальными дорожными знаками.
1. Первый дорожный знак, 1.4.1, фигурирующий в правилах, установлен за 150-300 метров до железнодорожного полотна. На нем размещены три наклонные черты красного цвета. На той же опоре размещается также знак с индексом 1.2 в случаях, когда пути не оборудованы шлагбаумом. Именно с этой точки водитель должен начать снижение скорости. Здесь пока еще разрешен обгон медленно движущихся автомобилей. Чтобы дорожные знаки оставались всегда доступны взору автомобилисту, их дублируют на другой стороне автомагистрали.
2. Второй знак с индексом 1.4.1 и двумя наклонными полосами установлен на расстоянии 100-200 метров от железнодорожного полотна. На данном отрезке автомагистрали запрещается совершение обгона. Пересечение переездов осуществляется только в один ряд. Если ширина магистрали позволяет организовать многорядное движение, на дорогу наносится соответствующая разметка, а рядом с ней устанавливаются дополнительные знаки.
3. Третий знак с индексом 1.4.1 , и одной наклонной полосой монтируется на расстоянии в 50-100 метров. На этом отрезке запрещен не только обгон, но и стоянка автомобилей. Когда предусматривается шлагбаум, дополнительно устанавливается знак 1.2.
Возле ЖД полотна запрещается:
• разворачивать автомобиль;
• совершать обгоны;
• двигаться задним ходом;
• останавливать автомобиль.
Прямо перед рельсами обязательно размещаются дополнительные дорожные знаки с индексами 1.3.1 или 1.3.2. Они указывают на ширину железнодорожного полотна. Первый тип знака сообщает об однопутной дороге, второй – многопутной.
Пересечении ЖД дороги запрещается:
• если движущийся поезд находится в пределах видимости;
• шлагбаум закрыт;
• на светофоре загорелся запрещающий сигнал;
• дежурный подает запрещающий сигнал;
• сразу за переездом наблюдается автомобильная «пробка».
Остановку необходимо совершать возле:
• знака «Stop»;
• у Стоп-линии.
При отсутствии указанных знаков остановка совершается:
• за 5 метров до шлагбаума;
• за 10 метров до ЖД полотна.
При пересечении железнодорожных переездов рекомендуется учитывать качество дорожного полотна. Движение через пути следует совершать строго под прямым углом. Когда из строя выходят светофор и шлагбаум, обязанности регулировщика транспортного потока на железнодорожном переезде берет на себя дежурный. Если на данном участке дороги установлен знак 1.3.2, то пересекать пути сразу после прохождения поезда строго запрещается. Необходимо, чтобы состав удалился на расстояние, позволяющее осмотреть второй путь на предмет приближающегося встречного состава. Достаточно часто переезды снабжены специальным знаком 2.5. Он сигнализирует о том, что пересечение этого отрезка автомагистрали возможно только после полной остановки машины. Совершить ее необходимо для того, чтобы убедиться в отсутствии приближающихся поездов. Во избежание ДТП данное действие рекомендуется выполнить вне зависимости от наличия тех или иных предупреждающих знаков, шлагбаумов и иного.
Введение штрафных санкций за несоблюдение правил пересечения железнодорожных путей призвано обеспечить безопасность на автодорогах и сохранить жизнь и здоровье людей!
Как проехать жд переезд
Последнее обновление: 20.06.2021
Комментариев нет
Железнодорожным переездом называют место пересечения железнодорожных путей с дорогами в одном уровне.
Ответ на вопрос «как проехать жд переезд» достаточно простой, и укладывается в несколько фраз.
Необходимо подъехать к переезду, убедиться в том, что движение через жд пути в данный момент времени не запрещается, затем, переключиться на низшую передачу (если на авто механическая КП) и проехать через жд переезд.
В случае, если в данный момент времени движение через жд пути запрещено (эти случаи перечислены в пункте 15.3 ПДД), то подъехав к переезду, следует остановиться в определенных ПДД местах (они указаны в пункте 15.4), и дождаться, пока движение через жд пути станет разрешено.
15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет — не ближе 5 метров от шлагбаума, а при отсутствии шлагбаума — не ближе 10 метров до ближайшего рельса.
Со стороны подъезда безрельсового транспорта применяют автоматическую светофорную сигнализацию, автоматические (и не автоматические) шлагбаумы, устройства заграждения в виде подъемных барьеров, а также оповестительную сигнализацию (звенит звонок).
В статье Светофоры на железнодорожных переездах были рассмотрены виды светофоров, устанавливаемых на железнодорожных переездах. Ниже по тексту их применение будет описано более подробно.
На действующих переездах, оборудованных сигнализацией, наличие жд светофора — это минимум. Другими словами, жд переезд со светофором может быть без шлагбаума. Но шлагбаум на переезде без светофора не бывает.
По настоящий день еще можно встретить жд переезды без светофора (не имеющие никакой сигнализации). В основном, это отдельные ветки ж/д путей, используемые периодически, т.е. непостоянно. С них и начнем.
Проезд жд переезда без светофора
Если на действующем ж/д переезде не установлен светофор (т.е. жд переезд без светофора), то на данном переезде также не будет и шлагбаума.
В таких случаях на дороге перед путями будет установлен знак 2.5 «Движение без остановки запрещено».
Вместе со знаком 2.5 устанавливают знак 6.16 «Стоп линия» и (или) наносят разметку 1.12, имеющую то же значение, что и знак 6.16, указывающие место, где необходимо остановиться, чтобы осмотреться на предмет безопасного проезда перед дальнейшим движением через пути.
В этом случае ПДД требуют остановиться, чтобы уступить дорогу, но сами понимаете, поезд и автомобиль находятся в разных «весовых категориях». Если вы этого не сделаете, то может случиться так, что после столкновения с поездом, штрафовать уже будет некого …
Известно, что разметка со временем может стереться, а знак «Стоп линия» может по разным причинам отсутствовать. В таком случае необходимо будет остановиться перед знаком 2.5 «Движение без остановки запрещено».
После того, как оцените обстановку и убедитесь в отсутствии приближающегося поезда (локомотива или др.), ПДД разрешают проследовать через пути.
Проезд жд переезда со светофором
При автоматической светофорной сигнализации жд переезд оснащают переездными светофорами, о них шла речь в статье Светофоры на железнодорожных переездах.
Красные огни светофоров направлены в сторону автомобильной дороги. В норме они не горят, указывая на отсутствие поезда на подходе к жд переезду.
При приближении поезда к переезду красные огни переездных светофоров начинают поочередно мигать, одновременно звонит звонок. С этого момента движение транспортных средств через жд переезд запрещается.
После того, как поезд проследует через переезд, красные огни светофоров гаснут (если есть бело-лунный фонарь, то он включается), звонок выключается, и транспортным средствам разрешается движение через переезд.
Принцип простой: при разрешающем сигнале светофора (не горят красные фонари либо мигает бело-лунный фонарь) движение через переезд разрешается, при запрещающем сигнале (мигающий красный (ые)) проезд через жд пути, соответственно, запрещается.
Это требование действует всегда. Поэтому есть смысл понять, как работает переездная сигнализация, после чего станет ясно, как безопасно и без нарушений проехать жд переезд.
Как проехать жд переезд со светофором без шлагбаума
Приближение к ж/д переезду с автоматической светофорной сигнализацией без шлагбаума обозначается знаком 1.2.
С момента, как начнут мигать красные огни переездного светофора, и зазвенит звонок, движение через переезд запрещается. Необходимо остановиться у стоп-линии, а если ее нет, то на расстоянии не менее 10 метров до ближнего рельса.
Так же при наличии ж/д светофора перед жд переездом можно встретить и знак 2.5 «Движение без остановки запрещено». Эта комбинация противоречит ГОСТ, тем не менее, она еще встречается, и может вызывать недоумение.
В соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 знак 2.5 НЕ должен устанавливаться на жд переездах со светофором.
Но поскольку данная комбинация знака и светофора есть реальность, а знак 2.5 относится к группе знаков приоритета, то возникает вопрос: чем руководствоваться в таком случае?
Эта ситуация рассмотрена в статье Знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» перед ж/д переездом.
При работающей светофорной сигнализации следует подчиняться сигналам светофора, а если светофор не работает (выключен), тогда следует руководствоваться требованием знака 2.5.
Как проехать жд переезд со светофором и шлагбаумом
Приближение к жд переезду с автоматической светофорной сигнализацией со шлагбаумом обозначается знаком 1.1.
На переездах с автоматическим шлагбаумом в дополнение к переездному светофору движение автотранспорту преграждается брусом шлагбаума. Для лучшей видимости шлагбаум окрашен красными и белыми полосами и оборудован тремя фонарями красного цвета.
Когда поезд приближается к переезду и срабатывает звонок вместе со светофорной сигнализацией, шлагбаум опускается не сразу, а по истечении некоторого времени (обычно 5-10 секунд).
Если водитель уже подъехал близко к въездному шлагбауму, и в момент включения сигнализации мог не увидеть включившихся красных огней светофоров, то этого времени достаточно, чтобы проехать переезд и выехать за шлагбаум.
Заградительный барьер устроен таким образом, что если он поднят, то заехать на переезд уже невозможно, но если автомобиль оказался между поднятыми заграждениями, то возможность выехать остается. Под весом автомобиля барьер опускается, правда, легковой авто может получить повреждения.
После того, как шлагбаум опустится в горизонтальное положение, огни светофора и на брусе продолжают «гореть», а звонок продолжает работать (иногда он выключается). При закрытом шлагбауме проезд запрещен, ПДД обязывают остановиться на расстоянии не менее 5 метров от шлагбаума или перед стоп-линией.
После того, как поезд проследует переезд, шлагбаум поднимается в вертикальное положение, огни на брусе и светофоре гаснут, и движение машин через переезд вновь разрешается.
Несмотря на полную автоматизацию на железнодорожных переездах дежурят специалисты. Автоматика устроена с учетом возможности перевода управления сигнализацией в ручной режим.
Дежурный по ж/д переезду — это регулировщик, который всегда может вмешаться в процесс, если что-либо пойдет не по плану. Все его требования по отношению движения через переезд обязательны для выполнения.
Еще необходимо помнить, что проезд через ж/д переезд запрещен в следующих случаях:
- при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду;
- при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме;
- при заторе за переездом, который вынудит остановиться на путях;
- если в пределах видимости приближается поезд (локомотив).
О других запретах в непосредственной близости от ж/д переезда можно прочесть в статье Предупреждающие дорожные знаки 1.1 — 1.4.6.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 20.06.2021
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Железнодорожный переезд – крайне опасный участок дороги. Именно здесь совершаются тяжелейшие ДТП, потому что груженый состав, идущий со скоростью 80 км/ч, имеет остановочный путь около километра! Он физически не может остановиться мгновенно.
Поэтому железнодорожные переезды стараются хорошо оборудовать и обозначить. Это и светофоры, и шлагбаумы, и нередко – дежурный по переезду. А в последнее время все чаще стали устанавливать барьеры-автоматы.
Пересекать железнодорожные пути можно только по железнодорожным переездам.
Даже если переезд открыт, необходимо убедиться в отсутствии приближающегося поезда. Ведь в случае возникновения препятствия на путях машинист должен перейти во вторую секцию локомотива (чтобы выжить), а не тормозить, как этого хотелось бы вам.
Ниже разберем случаи, когда выезжать на железнодорожный переезд категорически запрещено.
Самые очевидные причины не бросаться под поезд – это закрытый (или начинающий закрываться) шлагбаум, запрещающий сигнал светофора или дежурного по переезду. Даже если они противоречат друг другу, лучше остановиться.
Допустим, шлагбаум пошел на закрытие. А светофор продолжает гореть разрешающим сигналом (может, «залипло» какое-то реле…). Это не важно! Главное – появился запрещающий сигнал в виде шлагбаума. А значит, движение через переезд запрещено.
Или наоборот: загорелся запрещающий сигнал светофора – их там целых два. Некоторым водителям мало одного Плюс пошел звуковой сигнал, говорящий о приближении поезда. А шлагбаум в этот момент еще открыт – возможно, у двигателя сгорел предохранитель или заржавела проволока… В России всякое бывает. Но, несмотря на это, запрет уже действует. Выезжать на переезд нельзя!
Если дежурный по переезду в оранжевой жилетке машет красным фонарем (ночью) или флажком (днем) либо грудью (и разведенными в стороны руками) перекрыл движение – остановитесь. Это тоже сигналы запрета.
Если за переездом пробка, не стоит выезжать на рельсы.
Затор может заставить водителя остановиться прямо на переезде. Сзади едущие транспортные средства его «подопрут», и он попросту окажется жертвой поезда заложником ситуации. Машину на фото слева, выехавшую на ж/д-пути в запрещенный момент поезд «протащил» по рельсам несколько десятков метров.
Остановиться перед переездом необходимо и в случае, когда в пределах видимости появился поезд. Тут уж без комментариев.
Не допускается объезжать по встречке стоящие перед переездом автомобили.
Переезды, как правило, места довольно узкие. И водитель, выехавший на чужую половину дороги, перекрывает движение встречному потоку, что грозит ДТП на переезде.
А следующий пункт ПДД вероятно существует только в нашей стране.
Нельзя самовольно открывать шлагбаум. Не вами он поставлен
Чтоб не повредить рельсы, через переезд не разрешается проезжать на тракторах или строительных машинах. Да и тихоходам, движущимся менее 8 км/ч, без разрешения железнодорожного начальника на пути лучше не выезжать.
Когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака или светофора. А если их нет – не ближе 10 метров до ближайшего рельса.
Если на переезде есть шлагбаум, то не стойте ближе 5 метров, а при его отсутствии стойте не ближе 10 метров от ближайшего рельса.
В случае вынужденной остановки на переезде водитель должен первым делом избавиться от пассажиров.
Только после этого водитель обязан принять сто граммов для храбрости меры по освобождению переезда.
Не стоит пытаться «реанимировать» двигатель в машине с пассажирами. Особенно, видя приближающийся поезд. Пусть хотя бы кто-то будет в безопасности.
Что можно сделать, если двигатель «заглох» в самый неудачный момент?
Пускай мотор не запускается. Зато, если у вас «механика», можно включить первую передачу, запустить стартер, и автомобиль поедет. Конечно, домой за 100 километров (и даже за 10) так уехать не получится – просто спалите стартер. Однако сдвинуть машину на 10-15 метров в критичной ситуации вполне реально. Освободите переезд и, возможно, сбережете жизнь себе и не только.
Если сдвинуть транспортное средство не получается, то необходимо предупредить об этом машиниста приближающегося поезда.
Для этого водитель должен послать высаженных пассажиров в обе стороны вдоль железнодорожных путей на 1000 метров. Если пассажир один, то в сторону худшей видимости ж/д-полотна. Они должны попытаться остановить поезд, размахивая руками по кругу, желательно с яркой тряпкой в ладонях. В ночное время ее должен заменить факел или фонарь (на худой конец фонарик на мобильном телефоне).
В этой время водителю следует оставаться в автомобиле, чтобы подавать звуковой сигнал общей тревоги из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов. А при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигналы остановки.
Надеемся, с вами ничего подобного никогда не случится. Но теперь вы, по крайней мере, знаете, что делать в случае чрезвычайной ситуации
Говорить о том, что железнодорожный переезд – место повышенной опасности, излишне: об этом напоминают и плакаты с происшествиями, расположенные у каждого второго переезда, и видеоролики с авариями в Интернете, которые появляются практически каждый день. Однако правила здесь порой нарушают даже те водители, которые делать этого не собирались. А наказания за нарушения на переезде предусмотрены весьма суровые. Давайте вспомним все нюансы того, что нельзя делать на железнодорожном переезде, как правильно его пересекать и чем рискуют нарушители.
Кажется, что разобраться с проездом переездов несложно: ведь есть отдельный раздел 15 ПДД, регламентирующий движение через железнодорожные пути. Однако на практике не все важное содержится в одном разделе. Давайте сначала вспомним, как обозначается переезд, а затем выясним, что запрещено делать на переезде и вблизи него.
Как обозначается железнодорожный переезд?
Все помнят про «паровоз, забор и красные полоски»: все они говорят о том, что впереди железная дорога. Однако со всем этим стоит разобраться поподробнее, особенно с полосками – от них, как мы выясним позже, зависит кое-что важное.
Итак, сам железнодорожный переезд со шлагбаумом и без обозначается соответственно знаками 1.1 и 1.2: забор на знаке говорит о наличии ограждения, а паровоз – об отсутствии.
Под знаком 1.2 располагаются знаки 1.3.1 или 1.3.2: они обозначают соответственно однопутную и многопутную железную дорогу. Это необходимо для того, чтобы водители могли точнее планировать проезд через пути.
Кроме того, на редко используемых железнодорожных переездах может быть установлен знак 2.5 «Движение без остановки запрещено». В таком случае водитель перед пересечением переезда должен просто остановиться перед стоп-линией или знаком, чтобы убедиться в отсутствии приближающегося поезда.
Кроме знаков на переезде может иметься светофор для подачи красных мигающих сигналов и устройство для подачи звукового сигнала. Еще один вариант – светофор с круглым бело-лунным мигающим сигналом. Согласно пункту 6.16 ПДД, круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд, а при выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
Ну а на подъезде к железнодорожному переезду вне населенных пунктов устанавливаются знаки 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду». Для того, чтобы понять логику и порядок их установки, нужно обратиться к ГОСТ 52289. Во-первых, он уточняет, что знаки 1.4.1-1.4.3 устанавливают с правой стороны дороги, а знаки 1.4.4-1.4.6 – с левой. Правила установки знаков таковы, что число полос на знаке уменьшается по мере приближения к переезду: знак 1.4.1/1.4.4 с тремя полосами устанавливается дальше всего, 1.4.2/1.4.5 следует за ним, а знак 1.4.3/1.4.6 с одной полосой устанавливается ближе всего к переезду. К тому же ГОСТ регламентирует точное расстояние для установки знаков: знаки 1.4.1/1.4.4 устанавливаются за 150-300 метров до переезда, а 1.4.3/1.4.6 – за 50-100 метров до переезда. На эти знаки часто не обращают большого внимания, но на самом деле они играют важную роль. Чтобы ее понять, надо вспомнить, что запрещено делать на переезде и рядом с ним.
Как правильно остановиться на переезде?
Правила остановки перед закрытым переездом указаны в пункте 15.4 ПДД. Согласно ему, в случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет – не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего – не ближе 10 м до ближайшего рельса.
Что нельзя делать на переезде и рядом с ним?
Большая часть запретов, связанных с железнодорожными переездами, содержится в соответствующем пункте 15.3 раздела 15 ПДД. Давайте перечислим то, что касается легковых автомобилей.
Запрещено выезжать на переезд при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме независимо от сигнала светофора. То есть, даже если светофор выключен, но шлагбаум закрыт или закрывается, пересекать переезд запрещено.
Запрещено выезжать на переезд при запрещающем сигнале светофора независимо от положения и наличия шлагбаума. Это тоже важное условие: часто шлагбаум открывается до выключения светофора и звукового сигнала, и многие водители считают, что открытие шлагбаума уже разрешает движение. На самом деле это не так, и проезд под открытым шлагбаумом при включенном светофоре наказывается точно так же, как и объезд закрытого шлагбаума.
Запрещено выезжать на переезд при запрещающем сигнале дежурного по переезду. Запрещающий сигнал дежурного похож на запрещающие сигналы регулировщика: дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками.
Запрещено выезжать на переезд, если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде. Эти очевидным правилом тоже часто пренебрегают, не соблюдая дистанцию до впередиидущего автомобиля в плотном потоке. В результате автомобиль впереди останавливается сразу за переездом, а водитель, не соблюдающий дистанцию, оказывается заперт на переезде. Так что перед пересечением путей стоит отпустить впередиидущую машину подальше и убедиться, что она освободила место для безопасного пересечения переезда.
Запрещено выезжать на переезд, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина). Стоит понимать, что это правило работает в любых условиях – при выключенном запрещающем светофоре, открытом шлагбауме и так далее. Возможные неисправности техники никто не отменял, а тормозной путь состава массой в сотни тонн может измеряться километрами. Поэтому приближающийся поезд означает безусловный запрет пересекать переезд.
Запрещено объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства. Этот пункт тоже нередко нарушают особо резвые и бесстрашные водители, которые объезжают всех перед открытием шлагбаума или сразу после него. Однако такой маневр правилами строго запрещен пунктом 15.3 ПДД.
Запрещено самовольно открывать шлагбаум. Комментарии здесь излишни, а запрет нацелен на тех, кто отчаянно пытается «успеть» на тот свет, проезжая не на тот (то есть на красный).
Запрещен разворот на железнодорожном переезде. Этот пункт открывает список запретов, указанных не в пункте 15.3, а в ПДД в целом – об этих условиях порой забывают, поскольку они не собраны в одном месте, как остальные. Например, когда мы выясняли, где запрещен разворот, мы уточняли, что пункт 8.11 в том числе содержит и железнодорожные переезды.
Запрещен обгон на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними. Об этом мы тоже говорили в подробном материале об обгонах: это запрещено пунктом 11.4 ПДД. И именно здесь на первый план выходят знаки 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду», о которых мы говорили выше. Как мы помним, знаки 1.4.1/1.4.4 с тремя полосами устанавливаются за 150-300 метров до переезда, а 1.4.3/1.4.6 с одной полосой – за 50-100 метров до переезда. То есть, начинать обгон не стоит уже при проезде знака 1.4.1/1.4.4, а начатый обгон нужно как можно скорее завершить. Ну а выезд на встречную полосу после знака 1.4.3/1.4.6 – это уже гарантированное нарушение правил.
Запрещена остановка на железнодорожных переездах. Это установлено пунктом 12.4 ПДД, и об этом мы говорили в материале о том, где запрещена остановка, и в целом пункт совершенно очевиден: остановка на путях – это опасно.
Запрещена стоянка на железнодорожных переездах и ближе 50 метров от железнодорожных переездов. Требование пункта 12.5 о запрете стоянки на путях в комментариях не нуждается, однако далеко не все водители помнят, что стоянка запрещена и на расстоянии ближе 50 метров от переезда с любой стороны дороги.
Какое наказание предусмотрено за нарушение правил на железнодорожном переезде?
Наказание за нарушение правил движения через железнодорожные пути регламентируется статьей 12.10 КоАП.
Часть 1 статьи 12.10 предусматривает наказание за следующие нарушения:
- пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда;
- выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду;
- остановка или стоянка на железнодорожном переезде;
- проезд через нерегулируемый железнодорожный переезд, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).
Любое из нарушений, перечисленных выше, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев.
При этом повторное совершение правонарушения из списка выше, согласно части 3 статьи 12.10, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год.
Ну а часть 2 статьи 12.10 регламентирует санкции за нарушения, не указанные в части 1. За них предусмотрено только денежное наказание: «нарушение правил проезда через железнодорожные переезды, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей».
Железная дорога встречается нечасто на пути водителей, поэтому многие забывают правила ее переезда практически сразу после сдачи экзамена в ГИБДД, особенно если их повседневные маршруты не пересекаются с ЖД путями. Но выучить особенности переезда на железной дороге будет довольно легко. Если в ПДД все изложено сухо, то в этом материале объясняется более доступно, как проехать через железную дорогу.
Переезд со шлагбаумом
Самый простой из всех возможных видов пересечения автомобильной и железной дороги. Дело в том, что он обозначается соответствующими знаками, а опущенный шлагбаум исключает неправомерный проезд в нарушение закона.
- Первые знаки 1.4.1 и 1.4.4 устанавливаются за 150 или 300 метров от ЖД путей. Расстояние зависит от места пересечения. За городом расстояние составляет 300 м. В городе это расстояние вдвое меньше — 150 м.
- Вторые ориентиры 1.4.2 и 1.4.5 монтируют на расстоянии до 100 или 200 м. Расстояние также зависит от местности — в пределах населенного пункта или на загородной трассе.
- Третья пара 1.4.3 и 1.4.6 устанавливается за 50 или 100 метров до пересечения.
- Знак 1.1 в виде пиктограммы железнодорожных рельс со шпалами монтируется за 150 или 300 м и за городом дублируется до 6 раз.
Локомотивы, дрезины и иная железнодорожная техника в данных условиях имеет приоритет движения. Водителям автомобилей запрещено совершать обгон (за исключением интервала между табличками 1.4.1-1.4.4 и 1.4.2-1.4.5, где можно обогнать тихохода), парковаться ближе 50 м до переезда, останавливаться на нем, разворачиваться, ехать задним ходом. Самовольно открывать шлагбаум тоже нельзя.
Существующие правила дополняют такое пересечение светофором. Но иногда встречается ситуация, когда автомобильная дорога пересекается с железной, переезд не оборудуется подъемно-опускным устройством, а устанавливается только светофор.
Правила проезда путей со светофором
Обозначение переезда при отсутствующем подъемно-опускным устройством выполняется знаками 1.2, серией 1.4, а также 1.3.1 (однопутная дорога) и 1.3.2. (многопутная дорога). Стоит заметить, что установленная по ПДД световая сигнализация работает аналогично автомобильной и упрощает проезд через такое пересечение. Водителю стоит запомнить:
- светофор может иметь 1, 2 и 3 секции;
- запрещающий сигнал отмечается мигающим красным, причем на двух- и трех-секционных установках он мигает попеременно;
- верхняя секция с белым лунным сигналом может мигать или гореть и это означает, что движение автомобилей разрешено, локомотивов и дрезин к пересечению не приближается.
Такой переезд обязательно дополняется табличками. Они обозначают тип пересечения и минимальное безопасное расстояние для остановки автомобиля перед ним. Но иногда можно встретить нерегулируемые пересечения, то есть даже без световой сигнализации.
Как правильно совершить переезд со стоп-линией
Обычно, такие развязки есть на неоживленных ЖД-путях. Шансы встретить на таком пересечении поезд или дрезину минимальны, но они все же есть. Поэтому в целях безопасности игнорировать Правила движения нельзя. Нарушение может привести не просто к штрафу, а к человеческим жертвам.
Правила проезда таких пересечений регламентируются ПДД и они предельно простые. При наличии стоп-линии и знаков 1.3.1 или 1.3.2, 2.5, 6.16 необходимо:
- обратить внимание на ЖД пересечение и таблички;
- сбросить скорость;
- остановиться у стоп-линии, если ее нет — у таблички 6.16, при ее отсутствии — у таблички 2.5;
- убедиться в отсутствии подъезжающего локомотива или дрезины;
- если поезда или дрезины нет — продолжить движение, если транспортное средство на рельсах есть, то его придется попустить.
Игнорировать требования законодательства не стоит. Штрафные санкции предусмотрены немаленькие.
Ответственность за нарушение правил проезда
Что будет, если нарушить ПДД и осуществить переезд не по правилам? В лучшем случае нарушителя будет ждать штраф. Так, за остановку и стоянку на переезде в соответствии со статьей 12.10 КоАП с водителя взыщут 1000 р. или лишат прав на срок от 3 до 6 месяцев. А если встать ближе, чем за 50 м, то штраф будет не таким суровым — 500 руб. в 2022 году.
Обгон и объезд штрафуются уже по статье 12.15, т. е. минимум 1000 руб. и максимум — лишение прав на 3 месяца или пол года. Предусмотрен также штраф за нарушение места пересечения с ЖД путями. Если проехать рельсы в неположенном месте, стоит быть готовым заплатить 1000 руб. в соответствии со статьей 12.10 КоАП.
При этом стоит понимать, что штрафные санкции не накладываются за вынужденную остановку в неположенном месте. Например, если сломалось транспортное средство. Но в этом случае водитель обязан предпринять все усилия для перемещения заглохшей машины. При этом нужно высадить всех людей из автомобиля сразу, как только автомобиль остановится и не сможет продолжить движение.
По возможности нужно отправить 2-х человек в разные направления по путям для информирования машиниста о препятствии. Делается этого круговыми движениями с фонариком или факелом (в условиях темноты или недостаточной видимости) или яркой материей. Тормозной путь поезда составляет порядка 1 км, поэтому бежать нужно на большое расстояние. Если послать некого, то нужно бежать либо в сторону с худшей дальностью обзора, либо при появлении поезда.
Узнать правила проезда железнодорожных путей и обучиться другим нюансам вождения можно на курсе обучения на категорию «B» в автошколе «Вектор». Тщательная теоретическая и практическая подготовка поможет сдать экзамен на правила в ГИБДД и чувствовать себя уверенно с первых же дней самостоятельного управления машиной. Запишитесь на тестовое занятие по телефону, или же оставьте заявку на сайте.