Как правильно проехать регулируемый перекресток

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

(п. 13.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2017 N 1276)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Регулируемые перекрестки

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Нерегулируемые перекрестки

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 26.10.2017 N 1300.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.2017 N 1300)

(см. текст в предыдущей редакции)

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.11(1). При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

(п. 13.11(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Перекресток — место весьма опасное. Давайте разберемся, как правильно проезжать перекрестки. Приступаем.

Для начала вспомним, какие существуют виды перекрестков:

Крестообразный

Х-образный

У-образный

Т-образные

Также все перекрестки можно разделить на регулируемые и нерегулируемые.

Мы рассмотрим все возможные ситуации.

Крестообразный и Х-образный перекрестки очень похожи, поэтому рассмотрим их вместе.

Крестообразный и Х-образный регулируемые перекрестки

Итак, Вы приближаетесь к регулируемому крестообразному перекрестку. Что делать?

Заранее смотрите на сигнал светофора.

Если горит красный – не торопитесь, ускоряться не стоит – сэкономите топливо. Все равно придется остановиться. Подъезжаем и останавливаемся у стоп линии, пешеходного перехода (останавливаться на зебре запрещено), либо непосредственно перед пересечением, все зависит от разметки.

Останавливаемся, пропускаем пешеходов, ждем разрешающий сигнал и можно продолжать движение. Но помните правило 3 секунд! Посмотрите, все ли остановились на красный сигнал. Убедились, что Вас пропускают – можете смело продолжать движение.

Если вы хотите повернуть налево, не забудьте про «помеху справа»: Вы должны пропустить встречные авто. И не пугайтесь, если Вы уже выехали на перекресток и загорелся красный – Вы имеете право закончить маневр, другие водители обязаны пропустить Вас.

Если нужно повернуть направо, так же дождитесь зеленого сигнала, пропустите пешеходов, убедитесь в безопасности маневра и можете смело поворачивать. Еще одно при повороте налево, направо Вы обязаны пропустить всех пешеходов. И конечно же не забываем про поворотники.

Крестообразный Х-образный нерегулируемые перекрестоки

Тут ничего сложного нет.

Приближаемся к перекрестку и смотрим на знаки приоритета (если они есть). Знак «главная дорога» (без направления) – Вас все пропускают. Можете спокойно проехать во всех направлениях.

Бывает под знаком установлена табличка с направлением главной дороги. Помните если справа от Вас главная — справа пропускаем. А если едите по «главной» — то нет

Знак «уступи дорогу». Увидели знак – притормозите – Вы на второстепенной.

Пропустите всех водителей, находящихся на «главной» и можете приступать к маневру. При поворотах не забываем включать поворотники и пропускать пешеходов.

Если нет знаков приоритета, то вспоминаем про «помеху справа». Пропускаем машины справа, пешеходов и можно ехать дальше.

У и Т образные перекрестки тоже очень похожи, поэтому рассмотрим их вместе.

Регулируемые У и Т перекрестки

Тут все точно также.

Сразу смотрим на сигнал светофора: красный притормаживаем и останавливаемся, зеленый — едем дальше.

Загорелся зеленый: пропускаем пешеходов, смотрим по сторонам, все Вас пропускают – начинаем маневр.

Нерегулируемые У и Т перекрестки

Смотрим знаки. По «главной» – едем (пропускаем, только если направление главной дороги направо, а едем налево, либо прямо).

Убеждаемся, что маневр безопасен, и можно продолжать движение.

«Уступи»- уступаем. (Если слева от Вас авто, то его не пропускаем у него «помеха справа»).

Если Вы на главной, а Вас не хотят пропускать – уступите, пусть едет. Нарушили, не Вы.

Проезжать перекрестки несложно, просто нужно соблюдать правила и уважать других участников движения. Не рискуйте своей жизнью и жизнью своих близких, как говорится, «лучше в 6 дома, чем в 4 в морге».

Всем удачи на дорогах!

Правила проезда регулируемых перекрестков

Последнее обновление: 05.12.2022
81 комментарий

  • Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекресток
  • Проезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила
  • Правила проезда регулируемых перекрестков
  • Правила проезда нерегулируемых перекрестков
  • Проезд нерегулируемых перекрестков
  • Проезд т-образных перекрестков
  • Проезд перекрестков с круговым движением
  • Проезд перекрестков с трамвайными путями

Материал данной публикации посвящен правилам проезда регулируемых перекрестков.

Здесь будут рассмотрены общие правила движения через регулируемый перекресток в прямом направлении, а также правила поворотов направо или налево на перекрестке со светофором.

Теме «разворот на перекрестке», как варианту движения по траектории, схожей с поворотом налево, отведена статья Выполнение разворота. Часть 2.

Далее, в статье:

Признаки регулируемого перекрестка
Правила проезда регулируемых перекрестков
Перекресток со светофором. Движение прямо на перекрестке
Перекресток со светофором. Поворот направо на перекрестке
Перекресток со светофором. Поворот налево на перекрестке
Движение на перекрестке с регулировщиком

Что необходимо сделать в первую очередь на подъезде к любому перекрестку?

Приближаясь к любому перекрестку, в первую очередь необходимо определить его тип: регулируемый или нерегулируемый (алгоритм проезда через перекресток, пункт 2).

От типа перекрестка зависит последовательность дальнейших действий на въезде и выезде с перекрестка.

Ответ на вопрос как это сделать, или по каким характеристикам определить тип перекрестка, дает пункт 13.3 ПДД. И поскольку в данной статье речь идет о проезде регулируемых перекрестков, то самое время повторить их признаки.

Признаки регулируемого перекрестка:

  • Движение регулируется светофором;
  • Движение регулируется регулировщиком.

Признаки нерегулируемого перекрестка, а также порядок движения в соответствии с ними, подробно рассмотрены в следующих статьях данной серии: Правила проезда нерегулируемых перекрестков и Проезд нерегулируемых перекрестков.

Переходим к правилам проезда через регулируемый перекресток.

Правила проезда регулируемых перекрестков

  • Правило 1. Работающий в режиме «красный – желтый – зеленый» светофор отменяет действие знаков приоритета (пункт 6.15 ПДД).
  • Правило 2. Проезд допускается только на разрешающий сигнал светофора. При этом необходимо соблюдать рядность движения, согласно маневру занять соответствующую полосу на проезжей части.
  • Правило 3.  При включении для вас разрешающего сигнала светофора, необходимо уступить дорогу ТС, завершающим движение через перекресток и пешеходам, заканчивающим переход проезжей части вашего направления (пункт 13.8 ПДД).
  • Правило 4. Если светофор оборудован дополнительной секцией, то на ней стрелкой указано направление. Двигаться в направлении стрелки в такой секции разрешается, только если она включена.
  • Правило 5.  Если зеленая стрелка в дополнительной секции горит вместе с красным сигналом светофора, то движение в направлении зеленой стрелки разрешено, но требуется уступить дорогу ТС, едущим с других направлений.

Разрешенные направления движения при различных сигналах светофора, в том числе с одной или двумя дополнительными секциями можно посмотреть в разделе 6 ПДД.

  • Правило 6. Если движением на перекрестке управляет регулировщик, то его действия наделены высшим приоритетом. Это значит, что все его указания по порядку движения для водителей обязательны, даже если они противоречат сигналам светофора, знакам и дорожной разметке.

Другими словами, регулировщик на перекрестке главнее светофора, знаков и дорожной разметки.

Разрешенные направления движения при различных сигналах регулировщика (в виде картинки) можно посмотреть в пункте 6.10 ПДД.

Эти шесть правил применимы только к проезду регулируемых перекрестков.

Есть еще два требования: уступить дорогу пешеходам или велосипедам при поворотах направо или налево, и не выезжать на перекресток в случае затора (пункты 13.1 и 13.2 ПДД), но они относятся, скорее, к соблюдению приоритета.

Соблюдение приоритета во время разъезда с трамваем на перекрестке заслуживает отдельного внимания. При равных правах на проезд трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми ТС.

Этот вопрос рассмотрен в статье из этой же серии Проезд перекрестков с трамвайными путями.

Теперь несколько «бытовых» правил для благополучного (безаварийного) проезда перекрестка со светофором.

Поскольку работающий в режиме «красный-желтый-зеленый» светофор подразумевает регулируемый участок дороги, перечисленные ниже правила справедливы для движения на любых светофорах, кроме реверсивных и железнодорожных.

Переезд через ж/д пути, в т.ч. оборудованных светофорами, рассмотрен в статье Как проехать жд переезд.

Когда транспортный светофор работает в режиме «красный-желтый-зеленый», ПДД разрешают движение на зеленый сигнал и зеленый мигающий сигнал (пункт 6.2 ПДД).

Красный сигнал запрещает движение. Желтый сигнал запрещает движение, но допускает его, если для остановки потребуется применить экстренное торможение (пункт 6.14 ПДД).

В связи с этой возможностью (допуском), почти всегда появляется желание успеть проехать на желтый сигнал, включившийся после зеленого мигающего сигнала.

Если вы подъезжаете к светофору на зеленый мигающий сигнал (сигнал мигает 3 секунды), то в зависимости от расстояния до светофора, вашей скорости и прочих обстоятельств сразу же определитесь, будете ли вы пересекать перекресток или остановитесь.

Ваши намерения должны быть понятны другим водителям, едущим за вами:

  • если решили продолжить движение, ускоряйтесь с таким расчетом, чтобы за вами успел проехать следующий позади вас автомобиль (если его водитель изъявит такое желание);
  • если решили остановиться, заранее нажмите слегка на педаль тормоза, чтобы загорелись стоп-сигналы — едущий сзади поймет, и сам приготовится к остановке;
  • если же остановка на светофоре требует от вас интенсивного торможения (допустим, что у вас высокая скорость, вы надеялись успеть проехать, а впереди пошло что-то не так), то в процессе торможения (желательно еще ДО этого) обязательно контролируйте обстановку сзади своей машины.

Это необходимо для того, чтобы избежать наезда на вас движущегося сзади автомобиля. Лучше заехать за стоп-линию, и получить штраф, чем получить удар сзади. Но такую ситуацию лучше не допускать.

Подъезжая к перекрестку со светофором, на котором только что загорелся зеленый сигнал, всегда снижайте скорость, даже если дорога для движения свободна.

В таких обстоятельствах всегда существует вероятность столкновения с автомобилем завершающим проезд перекрестка с других направлений, особенно на «закрытых», плохо просматривающихся перекрестках.

Очень наглядный пример такой ситуации рассмотрен в статье Проезд на только что включившийся зеленый.

Если подъезжаете к светофору с «горящим» красным сигналом, то заранее снижайте скорость и старайтесь ехать так, чтобы при подъезде к нему уже включился зеленый сигнал, и вы могли проехать перекресток без остановки.

Если ваш автомобиль стоит на светофоре первым, и вы собираетесь продолжить движение в прямом направлении, то следует стартовать с разумным ускорением, чтобы не задерживать водителей, который едут сзади вас.

Если стоите на светофоре вторым (третьим, четвертым и т.д.), старайтесь трогаться одновременно или с минимальным отрывом от едущего перед вами автомобиля.

Теперь несколько слов о том, как не попасть в аварию на перекрестке.

Перекресток со светофором. Движение прямо на перекрестке

При встречном движении автомобилей на разрешающий сигнал светофора или регулировщика в направлении прямо или направо траектории движения машин взаимно не пересекаются, поэтому трудностей в проезде перекрестка обычно не возникает.

Но существуют несколько видов перекрестков, на которых даже при движении «прямо» требуется активно смотреть по сторонам.

Например, на некоторых перекрестках движение организовано таким образом, что для выполнения поворотов организуются дополнительные полосы.

Другими словами, одна широкая полоса до перекрестка раздваивается перед пересечением проезжей части, а после перекрестка опять переходит в одну полосу.

Доп полосы

На таких перекрестках дорожной разметкой 1.18 и знаками 5.15.2 указывается направление движения по полосе. Но бывает, что разметка стирается или ее не видно, а знаков 5.15.2 можно сразу не заметить.

В результате, автомобили с дополнительных полос, предназначенных для поворота, начинают тесниться к смежной полосе, чтобы поехать в прямом направлении. В подобной «тесноте» есть вероятность соприкоснуться бортами.

Две похожие ситуации подобного вытеснения с проезжей части рассмотрены в статьях Опережение по «новой» полосе и Опережение по полосе, предназначенной для поворота направо.

Вариант выхода из подобных ситуаций будет следующий. Если вы оказались не на той полосе, что вам нужно, или спохватились поздно, то следуйте указаниям знаков и дорожной разметки.

Если знаки требуют повернуть – поворачивайте. После этого ищите место, чтобы развернуться и возвращайтесь на этот перекресток, чтобы далее поехать в нужном вам направлении. А если хорошо знаете местность, можете проложить себе другой маршрут.

Проезжая любой перекресток, еще необходимо понимать следующее: соблюдение ПДД, безусловно, упорядочивает движение, но НЕ гарантирует безопасность. Безаварийный проезд можете себе обеспечить только вы сами.

В серии статей Дорожные ситуации. Проезд перекрестка прямо рассмотрены несколько типичных дорожных ситуаций, подтверждающих это высказывание.

В похожих ситуациях может оказаться любой автомобилист, есть смысл их просмотреть и запомнить. Там же есть варианты действий как избежать ДТП в похожих обстоятельствах.

Следующий вид перекрестков, которые необходимо проезжать с повышенным вниманием, когда одна из дорог, образующих перекресток, имеет широкую разделительную полосу.

Обычно, это газон с насаждениями, имеющий в поперечном сечении прямой срез. Ширина таких газонов может быть разной.

Соответственно, на перекрестке, образованном такой дорогой, образуется два пересечения проезжих частей. Не станем вникать в юридическое обоснование того факта, почему пересечений образуется два, а не одно, это не имеет значения.

Особенность таких перекрестков состоит в том, что на участке в разрыве разделительной полосы часто наносят сплошную (двойную сплошную) линию разметки, разделяющую встречные направления, и перед въездом на второе пересечение наносят стоп-линию (разметка 1.12 или ставят знак 6.16).

Так вот, на одних перекрестках все эти атрибуты в разрыве разделительной полосы имеются, а на других перекрестках их нет, либо есть что-то одно (как на рисунках ниже). Здесь и кроется опасность (по ситуации).

С разд полосой и стоп

Предположим, вы на зеленый сигнал светофора проехали первое пересечение, и собираетесь продолжить движение прямо. В этот момент зеленый сигнал светофора меняется на желтый или красный.

Как вам поступить в этом случае: остановиться или продолжить движение через второе пересечение?

Официальное решение на этот вопрос дает пункт 13.7 ПДД. Если на перекрестке есть Стоп-линия (разметка 1.12 или знак 6.16), то обязательно нужно остановиться перед ней.

Если же Стоп-линия отсутствует (стерлась разметка 1.12, не установлен знак 6.16), значит можно двигаться дальше и проехать следующее пересечение.

А теперь представьте следующую жизненную ситуацию. Перед вторым пересечением стоп-линии нет (отсутствует), значит, согласно пункту 13.7 вы имеете право закончить проезд перекрестка независимо от сигнала светофора на выходе.

В это же время, по пересекаемой дороге на включившийся зеленый сигнал начинает движение другой автомобиль и, нарушая пункт 13.8 ПДД (возможно, он вас не видит), резко ускоряется вперед.

В этой ситуации ваш автомобиль завершает выезд с перекрестка, а другой авто стартует на свой законный зеленый сигнал. Вероятность столкновения почти 100%-ая.

Разд полоса но без стоп

В подобной ситуации было бы целесообразно поступить следующим образом. Выезжая на перекресток, есть смысл прорабатывать в голове возможное развитие событий. Это называется прогнозирование дорожной ситуации.

Необходимо рассмотреть возможные варианты с учетом «мертвых» или «слепых» зон, т.е. с учетом того пространства, которое вы не можете видеть по каким-то причинам (закрыт обзор).

Проезжая один и тот же перекресток в разное время, нужно учитывать, что каждый раз ситуация изменяется: другая техника, другие погодные условия, возможен гололед, час «пик» и пр.

Если на пересекаемой дороге справа от себя вы видите, например, большой автобус, или больших размеров грузовик, то есть смысл предположить, что за ним, в «слепой» для вас зоне может находиться автомобиль меньших размеров, водитель которого также, в свою очередь, вас не видит.

Поэтому в ситуации с нашим перекрестком, даже если Стоп-линии нет, то после смены сигналов светофора целесообразно будет остановиться перед выездом на второе пересечение.

О выполнении разворота на перекрестках дорог, имеющих разделительные полосы, можно прочесть в одноименных статьях: Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой Часть1, Часть 2 и Часть 3.

Перекресток со светофором. Поворот направо на перекрестке

Когда вы стоите на перекрестке со светофором в первом ряду (перед стоп-линией), и намереваетесь повернуть направо, всегда обращайте внимание на автомобиль, стоящий слева от вас также в первом ряду.

Бывают случаи, когда автомобилист, стоящий слева, при включении зеленого сигнала светофора буквально срывается с места и, подрезая вас, уходит направо, успевая проскочить перед пешеходами.

Это нарушение, и разбираться в причинах такого поступка нет смысла, просто нужно быть внимательнее. В статье Поворот направо. Опасные ситуации похожие «нюансы» рассмотрены более подробно.

Поворачивая на перекрестке направо, пункт 13.1 ПДД требует уступить дорогу велосипедистам (если таковые имеются), которые движутся прямо либо по проезжей части, либо по отдельной велодорожке, и пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую вы поворачиваете.

Потенциально опасной является ситуация, когда велосипедист передвигается в потоке машин по краю проезжей части. Ему требуется мало места, и когда машин в потоке много, велосипед становится малозаметен. То же самое и с мопедом.

В таких случаях немаловажно своевременно их увидеть! Для этого есть смысл предполагать об их присутствии, или о возможном их появлении. Также придется крутить головой по сторонам.

Если светофор на перекрестке оборудован дополнительной секцией для поворота направо, то в зависимости от комбинации сигналов этого светофора, будет изменяться приоритет по отношению к встречным ТС.

Такую особенность необходимо учитывать, тем более, если у вас есть привычка поворачивать не в крайний правый ряд, как этого требует пункт 8.6 ПДД, а далее правой полосы.

Подробнее о приоритете в этих ситуациях — в статьях Поворот направо и пункт 8.6 ПДД и Приоритет на повороте на стрелку светофора.

Перекресток со светофором. Поворот налево на перекрестке

Технология поворота налево, а так же одновременного поворота налево вместе с встречным автомобилем описана в статье Проезд перекрестков. Въезд и выезд — общие правила.

Возвращаясь к теме безопасности в процессе поворота налево (не только на перекрестке), есть смысл обратить внимание вот на что.

Поворачивая налево, вы обязаны пропустить ТС, которые движутся навстречу вам в направлении «прямо» или «направо», а также пешеходов, переходящих проезжую часть, на которую вы поворачиваете.

Остановившись в середине перекрестка, и пропуская встречный автотранспорт, держите передние колеса своего автомобиля в положение «прямо».

В случае наезда на ваш автомобиль сзади или даже легкого удара в автомобиль сзади, на повернутых колесах он обязательно выкатится на встречную полосу, где в это время навстречу вам едут другие машины.

Ну, а встречный удар окажется намного сильнее предыдущего, который пришелся сзади.

Таким образом, порядок действий при повороте налево на регулируемом перекрестке будет следующий:

Исходное положение — вы стоите в крайнем левом ряду в ожидании разрешающего сигнала, указатель левого поворота должен быть включен.

  1. На разрешающий сигнал выезжаете примерно на середину перекрестка. Останавливаетесь, колеса держите прямо;
  2. Пропускаете встречные автомобили, а также встречных велосипедистов, которые движутся по правому краю своей проезжей части. Затем начинаете движение, быстро поворачиваете руль влево и проезжаете пересечение проезжих частей;
  3. Останавливаетесь перед пешеходным переходом. Пропускаете пешеходов и продолжаете движение. Выключаете левый «поворотник».

Схема проезда

Что касается техники поворота налево, то особых сложностей она не представляет. Техника выполнения любого поворота всегда одинаковая, изменяется только скорость и ситуационные обстоятельства.

Техника поворота изложена в статье Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота. Еще есть смысл ознакомиться с материалом статьи Как автомобиль поворачивает.

А с безопасностью на левых поворотах дело обстоит серьезнее. В статьях Поворот налево на перекрестке. Часть1 и Поворот налево на перекрестке. Часть 2 рассмотрены несколько вариантов взаимодействия участников, при которых с большой долей вероятности может произойти столкновение.

Движение на перекрестке с регулировщиком

Если движением на перекрестке руководит регулировщик, то все внимание на него. По статусу, указания регулировщика главнее сигналов светофора, дорожных знаков и разметки (пункт 6.15 ПДД).

В силу того, что регулировщик на дорогах встречается не часто, при его виде некоторые автомобилисты теряются, и общий порядок движения входит в ступор. В такие моменты не следует терять бдительность.

Как легко запомнить сигналы регулировщика:

Жесты (сигналы) регулировщика с описанием их значений приведены на сайте в пункте 6.10 ПДД. Там же есть рисунок с изображением разрешенных направлений движения при различных сигналах регулировщика.

Легко запомнить сигналы регулировщика поможет их формулировка, приведенная ниже:

  • Вытянутыми руками регулировщик указывает на те стороны перекрестка, откуда движение разрешается;
  • Безрельсовый транспорт движется из «рукава в рукав» регулировщика, при этом разрешается повернуть направо;
  • Повернуть налево и развернуться разрешено только в случае, когда траектория из «рукава в рукав» по ходу движения «поворачивает» налево;
  • Трамваи движутся только из «рукава в рукав» регулировщика;
  • Движение всегда запрещено со стороны спины регулировщика и со стороны правого бока, когда его правая рука вытянута вперед, как бы перекрывая движение.

Ждете «свой» разрешающий сигнал, и начинаете либо продолжаете движение.

А вообще, регулировщики тоже люди, они способны понять чужую забывчивость, и чтобы не задерживать весь поток, часто «объясняют» другими понятными жестами кому и куда в данном случае можно продолжить движение.

Тема следующей статьи из этой серии — правила проезда через нерегулируемые перекрестки.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «проезд регулируемых перекрестков» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Въезд на перекресток на смене сигналов светофора;
Поворот под стрелку в доп. секции светофора;
Приоритет на повороте на стрелку светофора;
Проезд на только что включившийся зеленый;
Проезд перекрестка на красный;
Не дал выехать с перекрестка;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 05.12.2022

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Проезд перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых, требует от каждого водителя дополнительной концентрации внимания и строгого соблюдения Правил дорожного движения

Помните, что при приближении к перекрестку необходимо снизить скорость, однако делать это необходимо постепенно, так как резко торможение может стать неожиданным для других водителей и спровоцировать ДТП. При подъезде к перекресткам с ограниченной видимостью будьте особо внимательным и осторожным. Выбирайте такую скорость движения, которая позволит вам в случае неожиданного появления опасности остановить автомобиль. Во избежание дорожно-транспортных происшествий напоминаем основные правила, которыми следует руководствоваться при проезде перекрестков:

— запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных Правилами дорожного движения;

— при желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета;

— на регулируемом перекрестке при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо;

— при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений;

— при включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления;

— на перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения;

— в случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам;

— на перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа;

— при повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

За нарушение Правил проезда перекрестков предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере одной тысячи рублей.

Проезд на запрещающий сигнал светофора влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей. За повторное правонарушение — в размере пяти тысяч или лишение права управления на четыре-шесть месяцев.

Помните, что при приближении к перекрестку необходимо снизить скорость, однако делать это необходимо постепенно, так как резко торможение может стать неожиданным для других водителей и спровоцировать ДТП. При подъезде к перекресткам с ограниченной видимостью будьте особо внимательным и осторожным. Выбирайте такую скорость движения, которая позволит вам в случае неожиданного появления опасности остановить автомобиль.

ГИБДД призывает участников дорожного движения быть бдительными и ответственными за рулем.

ОГИБДД МО МВД России «Уярский»

Для всех перекрестков существуют общие правила:

Первое. На любых пересечениях улиц необходимо удостовериться, что дорогу не собираются переходить пешеходы или проезжать велосипедисты. При повороте — и направо, и налево — водитель должен обратить внимание на ту часть дороги, куда поворачивает.

Второе. Запрещено выезжать на перекресток, если впереди образовался затор. Это вынудит водителя остановиться, что тем самым создаст препятствие для автомобилей, которые движутся в поперечном направлении. Для фиксации таких нарушений в 2018 году ввели «вафельную» разметку.

Третье. При равном праве на проезд, водитель, выезжающий справа, имеет преимущество. Это правило не касается только трамваев: их пропускать надо всегда.

Четвертое. При приближении к перекрестку важно постепенно сбросить скорость. Резкое торможение может стать неожиданным для других участников движения и спровоцировать аварию.

Проезд нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог

Перед перекрестком установлены знаки «Главная дорога» — его видят те, кто едет по главной дороге, и «Уступи дорогу» — для водителей, следующих по второстепенной.


Фото: osnova35.ru

При проезде по второстепенной дороге нужно уступить сначала машинам, проезжающим по главной дороге, а затем руководствоваться правилом «помехи справа». Если водитель едет по главной дороге, то у него приоритет. Только при повороте налево придется пропустить встречные автомобили.

Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог

На нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог необходимо соблюдать правило «помехи справа». При повороте направо уступать дорогу никому не нужно. Если налево — то уступить придется встречному автомобилю и машине справа. Если нужно проехать прямо — уступаем автомобилю справа. При развороте необходимо уступить всем.

Проезд регулируемых перекрестков

Регулируемый перекресток — это пересечение дорог, на котором движение транспортных средств управляется сигналами светофоров или регулировщика. Если светофор сломался или его отключили в ночное время, то действовать надо по правилам проезда нерегулируемого перекрестка. Если на пересечении дорог вы заметили регулировщика, то его сигналы — в приоритете.

На регулируемых перекрестках действует несколько правил:

— Работающий светофор для транспорта отменяет действие знаков приоритета, то есть планировать движение можно только по сигналам светофора или регулировщика.


Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

— Проезд допускается исключительно на разрешающий сигнал. При движении нужно соблюдать рядность. То есть при перемещении по правой полосе и при маневре водитель должен занять также правый ряд.

— Если светофор имеет дополнительные секции, то на стрелках указывается направление движения. Проезжать в направлении стрелки можно только в том случае, если она включена. Если стрелка горит, а в основной секции включен красный сигнал, то ехать можно только в направлении стрелки.

Проезд перекрестка с круговым движением

Круговые перекрестки обозначаются знаком «Пересечение с круговым движением». Ехать по такой дороге можно исключительно против часовой стрелки.

Водитель, въезжающий на круговой перекресток, должен уступить дорогу тем транспортным средствам, которые выезжают с круга. Это правило должно снизить количество заторов на дорогах с круговым движением.

Перед въездом необходимо включать правый поворотник. Уже на кольце поворотник надо выключить. Въезжать на перекресток с круговым движением можно с любой полосы. Но если вы въезжаете с правой полосы, то должны попасть также в правую. Если с левой, соответственно, в левую. Если перед перекрестком одна полоса, а на круге — две, то въезжать надо в правую, а затем перестраиваться при необходимости. При перестроении нужно включить левый поворотник.

Выезжать с кольца можно только с правой стороны. Здесь уже обязательно включить правый указатель поворота.


Фото: Яндекс.Карты

Проезд перекрестка: поворот налево

Поворот налево считается одним из самых сложных маневров в дорожном движении. Водитель обязан заранее перестроиться в левую полосу и уступить дорогу встречным автомобилям, которые едут прямо или направо. Дождаться, пока проедут все машины, находящиеся в приоритетной позиции, и только потом начать движение. Выезжать на середину пересечения дорог и там дожидаться своей очереди — запрещено.

Проезд Т-образного перекрестка

Если такой перекресток оборудован светофором, то особых трудностей быть не должно. Главное — соблюдать основные правила, то есть заранее сбросить скорость, перестроиться в необходимую полосу, включить нужный поворотник, дождаться разрешающего сигнала светофора и только после этого начать движение.

На нерегулируемом перекрестке также необходимо руководствоваться общими правилами. На таких перекрестках могут быть установлены знаки «Главная дорога» и «Уступи дорогу». Если их нет, значит, дороги равнозначные — необходимо соблюдать правило «помехи справа».

Проезд перекрестка с трамвайными путями

Трамвай практически всегда имеет преимущество перед безрельсовым транспортом. Но исключения все же есть.

Регулируемый перекресток, правила проезда и ошибки которые совершаем при движении на таких перекрестках.

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Особых причин рассматривать правила проезда регулируемых перекрестков сначала не было, если обратиться к Правилам дорожного движения, в них все достаточно  ясно разъяснено. К сожалению на наших дорогах не все так однозначно. Начнем по порядку, первый пункт в разделе «Регулируемые перекрестки».

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Регулируемый  перекресток, правила проезда

Здесь все понятно, при повороте налево или развороте, на разрешающий сигнал светофора, (основной сигнал светофора зеленого цвета) уступаем дорогу транспортным средствам, которые двигаются нам навстречу или выполняют поворот направо. Если встречные автомобили остановились, убеждаемся в безопасности и завершаем маневр. Возможно на их стороне, разрешающий сигнал светофора, уже сменился на запрещающий сигнал.

Далее, на снимке регулируемый перекресток, основной сигнал светофора красного цвета, дополнительная секция со стрелкой зеленого цвета разрешающая выполнить поворот направо, в данном случае Правила обязывают уступить дорогу транспортным средствам  движущимся с других направлений.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Проезд регулируемых перекрестков

Водители часто забывают, что при повороте направо, необходимо уступать дорогу не только транспортным средствам приближающимся слева, но и с правого направления. На снимке выше, водитель транспортного средства (серебристый автомобиль) приступил к выполнению разворота на регулируемом перекрестке и водители двигающиеся в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным сигналом светофора, обязаны уступить  дорогу.

Сегодня, пришлось очередной раз столкнуться с тем, что водители выполняя поворот направо, не обращали внимания на автомобиль, который готовился выполнить разворот на перекрестке. Еще раз, если мы двигаемся  в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, обязательно убеждаемся и уступаем при необходимости дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений!

Следующий важный пункт Правил дорожного движения.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

Настоящий пункт Правил, обязывает нас после въезда на регулируемый перекресток, завершить его проезд , даже если сигнал светофора сменился на желтый или красный.

Регулируемые перекрестки

Но если на перекрестке присутствуют другие светофоры (на снимке ниже), перед которыми есть стоп-линии (знаки 6.16), тогда мы должны руководствоваться сигналами данных светофоров.

Сигналы светофора и стоп линии

Важно не забывать про пункт Правил, который обязывает водителей, прежде чем начать движение на разрешающий сигнал светофора, уступить дорогу, участникам дорожного движения не успевшим освободить перекресток.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Теперь обратимся к нарушениям, которые водители совершают при проезде регулируемых перекрестков:

Одно из самых грубых нарушений Правил — проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора! В такой ситуации, очень велика вероятность возникновения аварийной ситуации.

Проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора.

Поэтому не  очень понятно, почему ответственность за данное нарушение, в соответствии со статьей 12.12 часть 1 КоАП РФ (Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи), предусматривает наложение административного штрафа в размере всего одной тысячи рублей.

На снимке регулируемый перекресток, водители въехавшие на него, создают помеху для движения транспортных средств с других направлений.

Проезд перекрестков

Запрет въезда на перекресток, при возникновении затора, прописан в Правилах дорожного движения.

13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Данное нарушение квалифицируется по части 1 статьи 12.13  (Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении) и влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

И в завершении сегодняшнего обзора, про желтый сигнал светофора.

6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Проезд перекрестка на желтый сигнал сфетофора

Из этого определения важно понять, что въезд на перекресток, при включении желтого сигнала светофора, разрешен только в одном случае. В случае, если для остановки водитель вынужден прибегнуть к экстренному торможению, во всех остальных случаях, водители обязаны останавливаться при включении желтого сигнала светофора в соответствии с пунктом 6.13 Правил.

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;

перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;

в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

Уважаемые читатели, если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях или в группе ВКонтакте ШКОЛА-ПДД. Возможно Вам будет интересно ознакомиться с правила проезда нерегулируемых перекрестков: Проезд нерегулируемых перекрестков.

Всем безопасной дороги!

Опубликовано 10 ноября 2016 года, обновлено 28 сентября 2020 года.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно создать страницу в вк для бизнеса
  • Как правильно ставить подушку кпп газель бизнес
  • Как правильно указать реквизиты счета сбербанка
  • Как правильно указать свои банковские реквизиты
  • Как правильно читать отчеты компаний инвесторам