Как поставить камеры в подъезде за счет управляющей компании

В обзоре судебной практики по установке в МКД видеонаблюдения мы рассматривали вопрос о том, оплачивается ли такая услуга в составе размера платы за содержание жилья или как дополнительная. В продолжении темы рассказываем о мнении ВС РФ, каким образом устанавливается плата за обслуживание видеокамер.

Суды признают обслуживание систем видеонаблюдения то частью обязательных услуг, то дополнительной услугой

Судебная практика по вопросам установки и оплаты систем видеонаблюдения, установленных в многоквартирных домах, большая. В основном в судах решаются вопросы:

  • законности установки камер наблюдения, оспаривания итогов ОСС;
  • источника финансирования услуг по техническому обслуживанию системы: в составе платы за содержание жилого помещения или как дополнительные взносы.

С одной стороны, Верховный суд РФ в определении от 20.06.2017 № 11-КГ17-13 указал, что видеонаблюдение – услуга, непосредственно направленная на надлежащее содержание общедомового имущества, обеспечение безопасности и сохранности имущества собственников жилых помещений. Поэтому суды выносят решение о том, что плата за обслуживание систем уже включена в размер платы за жилое помещение (дело № А70-2248/2017, решение Ленинского районного суда Тюмени от 21.01.2015 № 2-11092/2014).

С другой стороны арбитражные суда часто считают техническое обслуживание видеооборудования в МКД дополнительной услугой и признают право управляющих организаций взимать за это отдельную плату (дела № А70-15780/2017, № А41-12273/18). Сегодня мы рассмотрим дело № А76-56/2019, итог которому подвёл ВС РФ, также вставший на эту позицию и рассказавшим, каким образом определяется плата за подобную дополнительную услугу для собственников.

Обзор судебной практики по установке систем видеонаблюдения в МКД

Обзор судебной практики по установке систем видеонаблюдения в МКД

Обязательные услуги по содержанию МКД оплачиваются собственниками пропорционально их доле в общем имуществе

В одном из многоквартирных домов в Челябинской области собственники на общем собрании решили установить систему видеонаблюдения на общедомовой парковке и отдельно оплачивать её. Причём плата была фиксированной – 90 рублей в месяц с каждой квартиры, вне зависимости от количества проживающих и площади помещения.

Также в решении, принятом на общем собрании, была указана процедура индексации этой платы. Собственники дали управляющей организации право повышать установленную стоимость услуги не чаще одного раза в год и не более, чем на 15% от предыдущей. О повышении платы за систему видеонаблюдения УО, согласно протоколу ОСС, сообщает собственникам в платёжных документах.

Однако не все жители дома согласились с такой системой оплаты дополнительных услуг: группа собственников обратилась с жалобой в орган ГЖН. Инспекторы провели внеплановую документарную проверку и составили предписание об устранении нарушений.

Надзорное ведомство пришло к выводу, что УО не имеет права вести расчёт платы по тарифу с квартиры: плата должна определяться пропорционально доле каждого владельца помещения в МКД в праве общей собственности. Орган ГЖН предписал компании сделать жителям дома перерасчёт за весь год.

Управляющая домом организация подала иск в суд с требованием отменить предписание органа ГЖН и признать его незаконным. В обоснование своей позиции компания указала на то, что методику расчётов за услуги по видеонаблюдению установили сами собственники на общем собрании, и менять её в одностороннем порядке без признания протокола ОСС недействительным УО не имеет права.

Однако суд первой инстанции не посчитал, что управляющая организация действует в рамках законодательства. Он отметил, что исходя из смысла решений, принятых на ОСС, и п. 10 Правил № 491, плата за систему видеонаблюдения в местах общего пользования является составной частью платы за содержание общего имущества в МКД, поскольку такая услуга подразумевает обеспечение безопасности и сохранности имущества жителей дома.

Специфика видеонаблюдения в многоквартирных домах не предполагает индивидуального предоставления такой услуги собственникам отдельных помещений в доме. Поэтому плата за систему видеонаблюдение в местах общего пользования должна производиться каждым из собственников МКД соразмерно его доле в праве общей собственности. Иной порядок расчётов за содержание и ремонт общего имущества в законодательстве отсутствует. Иск УО был отклонён, а требование органа ГЖН сделать перерасчёт собственникам – оставлен в силе.

Дополнительные услуги УО и условия их предоставления жителям дома

Дополнительные услуги УО и условия их предоставления жителям дома

УО должна выносить на общее собрание вопрос о размере платы за услуги по видеонаблюдению в соответствии с НПА

Спор между УО и органом Госжилнадзора переместился в апелляционный суд. В жалобе управляющая организация указала, что принятое на ОСС решение о методике расчётов за видеонаблюдения является обязательным для компании. Протокол такого собрания не был никем оспорен, поэтому УО не может исполнить предписание надзорного органа – это было бы односторонним изменением условий договора.

Апелляционный суд при рассмотрении дела так же, как и коллеги из первой инстанции, придерживался позиции, что услуги по обслуживанию систем видеонаблюдения входят в состав услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Она не предоставляется отдельно какому-то одному собственнику, следовательно, носит признаки услуг по надлежащему содержанию ОИ в доме.

Принятая на ОСС методика расчёта платы за такие услуги противоречит положениям ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, п. 28 ПП РФ № 491. Плата за содержание системы видеонаблюдения в местах общего пользования должна вноситься каждым из собственников дома соразмерно его доле в праве собственности на общее имущество в МКД.

Суд не принял во внимание доводы УО о том, что протокол общего собрания не был никем оспорен, поэтому она не может в одностороннем порядке изменить принятые на этом собрании решения. В апелляционном определении указано, что у УО с момента вынесения предписания было достаточно времени, чтобы инициировать новое собрание. По мнению суда, компании следовало вынести на ОСС вопрос об изменении порядка начисления платы за обслуживание системы видеонаблюдения, чтобы привести его в соответствие с законодательством.

Видеонаблюдение как допуслуга оплачивается собственниками согласно принятой на ОСС методике

Перелом в деле произошёл в кассационном суде, куда обратилась управляющая организация. Она указала, что в минимальном перечне работ для надлежащего содержания общего имущества дома услуг по видеонаблюдению нет. Поэтому собственники имеют право определить плату за неё иначе, чем пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество. Это входит в полномочия общего собрания собственников, которое и приняло решение об оплате услуг по тарифу с квартиры.

УО настаивала на том, что принятые согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников обязательны для исполнения, и компания не имеет права менять их в одностороннем порядке. Следовательно, она не может сделать перерасчёт, как требует орган ГЖН. Кассационный суд, наконец, услышал эти доводы и встал на сторону управляющей домом организации, отметив, что:

  1. Услуги по охране имущества многоквартирного дома не относятся к коммунальным услугам, а также к расходам по содержанию и ремонту жилого помещения, а являются дополнительными (ст.ст. 30, 46, 154 ЖК РФ, ПП РФ № 491, ПП РФ № 290).
  2. Принятие решения об оказании собственникам многоквартирного дома дополнительных услуг отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в таком доме.
  3. Выбранный и утверждённый на ОСС способ определения платы за содержание системы видеонаблюдения в местах общего пользования – фиксированный платёж с каждого помещения в доме – не противоречит действующему законодательству.

Кассационный суд признал право собственников самостоятельно определять методику расчёта платы за дополнительные услуги, и такая методика может не быть основана на принципе пропорциональности доле каждого собственника в общедомовом имуществе. Требования органа ГЖН были признаны незаконными, предписание отменено.

Надзорное ведомство подало жалобу в ВС РФ, но суд отказался рассматривать её, указав, что предыдущая инстанция сделала правильные выводы. Орган ГЖН попытался сослаться на судебную практику, в которой плата за видеонаблюдение признавалась частью размера платы за содержание жилого помещения. Но Верховный суд РФ указал, что наличие такой судебной позиции не свидетельствует о нарушении судом единообразия в толковании и применении норм права, ведь решение в каждом деле принимаются с учётом обстоятельств конкретного спора.

Об обязательных для УО работах по содержанию общего имущества дома

Об обязательных для УО работах по содержанию общего имущества дома

Запомнить

Судебная практика по вопросам установки и обслуживания систем видеонаблюдения показывает, что даже у ВС РФ нет единой позиции по вопросу, является ли это частью услуг по надлежащему содержанию общего имущества собственников или дополнительной услугой. И соответственно, общее мнение, как УО взимать с собственников плату за такую работу, не сложилось.

Чтобы отстоять в суде право вести расчёт платы за обслуживание систем видеонаблюдения независимо от площади помещения и доли собственника в общем имуществе, управляющей организации необходимо доказать, что:

  1. Такое решение приняли собственники на общем собрании, и протокол ОСС не был оспорен в суде.
  2. Услуги по видеонаблюдению и обслуживанию таких систем не входят в минимальный перечень работ и услуг по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в МКД, следовательно, являются дополнительными. Вопрос об определении размера платы за них находится в компетенции ОСС, а управляющая организация только исполняет волю собственников.

А как такую услугу оплачивают собственники в домах под вашим управлением? Поделитесь в комментариях.



Источник фото: https://www.pexels.com/

Никогда Минстрой не отличался ни логичностью суждений, ни знанием законодательства смежных отраслей, но данным письмом наглядно показаны слабые «профильные» (а Минстрой «работает» не только с жилищным, но и с градостроительным законодательством) компетенции.

Вот как звучал заданный Минстрою вопрос:

«Инициатор ОСС вынес на голосование вопросы о целевом сборе на закупку системы видеонаблюдения для целей повышения безопасности жителей и гостей МКД, а также вопрос о включении системы видеонаблюдения, закупленной на указанные взносы, в состав общего имущества МКД.

Прошу пояснить, каким минимальным количеством голосов участников ОСС указанные решения (о целевом взносе и об увеличении состава ОИ) могут считаться принятыми?»

Минстрой ответил, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции ОСС относится принятие решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, указал Минстрой, решение об установке видеонаблюдения, возложения расходов
на собственников помещений в многоквартирном доме и принятия оборудования в состав общего имущества принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Мы полагаем, что установка видеонаблюдения никак не может являться реконструкцией МКД, ибо в соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Пункт 14.2 ст. 1 ГрК РФ указывает, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Установка ранее отсутствующей системы видеонаблюдения в МКД — не капитальный ремонт, очевидно.

Теперь интересное; ч. 1 ст. 25 ЖК РФ гласит, что переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Данная норма в равной мере распространяется как на жилые и нежилые помещения, так и на помещения, являющиеся ОИ МКД.

Поскольку в задаче у нас — установка системы видеонаблюдения, которая в большинстве случаев требует инженерных сетей, мы можем согласиться с тем, что имеем дело с переустройством помещения. Новомодные IP-камеры и прочие беспроводные устройства, кстати, требуют питания, а потому инженерные сети нужны в любом случае. Да, можно, конечно, монтировать беспроводную камеру прямо на распределительную коробку, но поскольку в итоге видеонаблюдение должно стать частью ОИ МКД, всё равно потребуется внести камеры в технический паспорт.

А теперь вернёмся к вопросу: сформулировано было чётко — сколько голосов требуется для принятия решений:

  1. о целевом взносе;

  2. об увеличении состава ОИ.

Минстрой ответил, что двумя третями от общего числа голосов принимаются решения:

  1. об установке видеонаблюдения;

  2. о возложении расходов на собственников помещений в МКД;

  3. о принятии оборудования в состав общего имущества.

А теперь следите за руками. Вот что написано в ч. 1 ст. 46 ЖК РФ:

«Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи».

Попробуйте найти по тексту оговорку насчёт «возложения расходов» с указанием квалифицированного большинства. Её нет.

Следующее упражнение: найдите оговорку о включении в состав ОИ с указанием квалифицированного большинства.

Таким образом, поскольку эти вопросы прямо не оговорены как исключения, для принятия по ним решения достаточно 50%+1 голос от числа голосов собственников, принявших участие в ОСС.

Ну а переустройство помещения (если рассматривать как таковое установку системы видеонаблюдения) действительно, требует 2/3 голосов от общего числа голосов собственников.

Мы знаем о сложившейся практике, когда любой
дополнительный взнос голосуется именно 2/3 голосов от общего числа, но делается это не в силу императивного требования ЖК РФ, а для минимизации риска оспаривания такого взноса в судебном порядке недовольным собственником, для перестраховки.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе тут.

Вопросы и ответы

В рамках какой программы создана городская система видеонаблюдения?

Городская система видеонаблюдения создана в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие цифровой среды и инноваций», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 9 августа 2011 года № 349-ПП.

Какие типы услуг организованы в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие цифровой среды и инноваций»?  

В рамках Государственной программы города Москвы «Развитие цифровой среды и инноваций» организовано 6 типов услуг: 

  • Подъездное видеонаблюдение – одна  камера видеонаблюдения (статичная) на подъезде жилого дома, выполненная в форме вызывной панели и предназначенная для обзора уличного пространства перед подъездом;
  • Дворовое видеонаблюдение – одна камера (управляемая) на жилом доме, предназначенная для обзора прилегающей территории, а так же контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства (уборка снега, вывоз мусора, освещение и пр.);
  • Видеонаблюдение мест массового скопления граждан – камеры (управляемые), предназначенные для использования в целях обеспечения безопасности жителей в местах массового скопления (выходы из метрополитена, площади, крупные торговые центры и пр.);
  • Видеонаблюдение в образовательных организациях – 4 статичные камеры на зданиях образовательных организаций (одна внутри здания у входной группы, три по периметру);
  • Видеонаблюдение ярмарок выходного дня и объектов торговли и услуг – камеры (управляемые), предназначенные для обеспечения безопасности на территориях торговых мест (крупных торговых центров, магазинов, общепита и т.д.), контроля за въездами/выездами, основными путями пешего подхода, местами массового скопления граждан на территориях ярмарок выходного дня и объектов торговли и услуг;
  • Видеонаблюдение в медицинских учреждениях – камеры (статичные), предназначенные для обеспечения безопасности в холлах медицинских учреждений.

Платят ли жители за установку камер?  

Создание городской системы видеонаблюдения финансируется за счет бюджета города Москвы. Дополнительное финансирование со стороны жителей не предусмотрено.

Кто имеет доступ к городской системе видеонаблюдения?  

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.02.2012 № 24-ПП «Об утверждении положения о государственной информационной системе «Единый центр хранения и обработки данных» (далее – ЕЦХД) доступ на постоянной основе в ЕЦХД для получения информации в режиме реального времени предоставляется федеральным органам государственной власти, Мэру Москвы и уполномоченным им должностным лицам, а также органам государственной власти города Москвы в целях осуществления ими своих полномочий согласно компетенции.

Кто устанавливает камеры?  

Городская система видеонаблюдения функционирует на базе сервисной модели, в рамках которой Департаментом информационных технологий города Москвы заказывается услуга по предоставлению изображений с определяемых точек. Ответственность за установку камер видеонаблюдения, организацию каналов связи и обслуживание несут операторы связи (АО «КОМКОР», АО «Ситроникс» и ПАО «Ростелеком»), с которыми заключены государственные контракты.  

Как узнать о наличии камеры на доме/подъезде?  

На официальном портале www.data.mos.ru в открытом доступе представлены  реестр камер дворового видеонаблюдения, реестр камер подъездного видеонаблюдения, а также реестр камер видеонаблюдения в местах массового скопления людей, с помощью которых вы можете узнать оборудован ли ваш дом или двор камерами видеонаблюдения и в каком количестве. Информация в реестрах актуализируется по мере развития городской системы видеонаблюдения.

Как зарезервировать архив с камеры?  

В случае происшествия гражданину необходимо оставить заявку на резервирование видеоархива с инцидентом по телефону горячей линии городской системы видеонаблюдения: (495) 587 00 02 в течение 5 календарных дней с момента происшествия.  Рекомендуемое время резервирования архива – за 12 часов до истечения регламентного срока хранения. Для этого оператору горячей линии следует сообщить дату, время и адрес происшествия, после чего гражданин получит номер заявки. Данный номер следует передать представителю правоохранительных органов при написании заявления о происшествии. Выгруженный по данной заявке архив будет сохранен на 30 календарных дней. 

Доступ к зарезервированному архиву могут получить только представители правоохранительных, судебных органов и адвокаты со своих рабочих мест либо (в случае отсутствия доступа к системе в территориальном подразделении), обратившись в Департамент информационных технологий города Москвы с письменным запросом. Полученный материал может оказаться ключевым свидетельством правонарушения и помочь в раскрытии преступления по «горячим следам».

Внимание!

Физическое лицо, имея на руках запрос на архив или доверенность от сотрудника правоохранительных органов, не может самостоятельно получить видеозапись!

Где хранятся архивные видеозаписи Городской системы видеонаблюдения?

Обработка и хранение данных городской системы видеонаблюдения осуществляется в Едином центре хранения и обработки данных (ЕЦХД). 

Сколько времени хранится архив с камер видеонаблюдения?  

Срок хранения архивной видеоинформации с камер подъездного и дворового видеонаблюдения  составляет 5 календарных дней, с камер видеонаблюдения  мест массового скопления граждан, объектов торговли, образовательных и медицинских организаций – 30 календарных дней. 

В случае подачи гражданином заявки на сохранение видеоархива с инцидентом по телефону горячей линии городской системы видеонаблюдения: (495) 587 00 02, запрошенная видеоинформация хранится в архиве еще 30 календарных дней, и в случае не истребования данной информации – уничтожается. 

Как установить камеру видеонаблюдения внутри подъезда?  

Установка  камер  видеонаблюдения  внутри  подъездов  не  предусмотрена  государственными контрактами.  Однако если собственники помещений в доме или управляющая компания установят такие камеры видеонаблюдения, есть возможность подключить их к городской системе видеонаблюдения. Для этого балансодержателю нужно направить соответствующую заявку в адрес департамента.

Планируется ли расширять городскую систему видеонаблюдения?

Запланировано проведение комплекса мероприятий по подключению внешних систем видеонаблюдения к государственной информационной системе «Единый центр хранения и обработки данных», таких как: 

  • Транспортная инфраструктура;
  • Объекты культуры;
  • Объекты спорта;
  • Объекты органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений;
  • Коммерческие организации.

Как защищена городская система видеонаблюдения от несанкционированного доступа?  

Сотрудникам правоохранительных органов города Москвы и органов исполнительной власти  организован доступ к городской системе видеонаблюдения со своих рабочих мест  в целях осуществления ими своих полномочий согласно компетенции. Доступ строго регламентирован – осуществляется только по персональным учетным записям, при выдаче которых пользователи подписывают документ о неразглашении конфиденциальной информации, а также о недопустимости передачи логина и пароля третьим лицам.

Где устанавливались камеры видеонаблюдения в рамках создания системы обеспечения безопасности города Москвы (далее – СОБГ)?  

В 2001 – 2006 годах устанавливалось по одной камере на подъездах жилых  домов. 

В 2007 году – по 2 камеры (как с внешней стороны подъезда, так и внутри подъезда) по тем адресам, где камеры до этого времени не устанавливались. 

В 2008 году проводились работы по модернизации видеокамер монтажа 2001 – 2006 годов, в рамках которых устанавливалось по 3 камеры – с внешней стороны подъезда, внутри подъезда и в панели экстренной связи.

В связи с высоким износом оборудования СОБГ, установленного до 2008 года, а также несоответствием указанной системы требованиям правоохранительных органов, СОБГ выведена из эксплуатации.

Законодательство не содержит запрета на установку камер в подъезде, следовательно, она разрешена. В качестве доводов в пользу установки камер владелец квартиры может ссылаться на следующие положения:  

Ст. 45 Конституции РФ указывает на то, что каждый гражданин может защищать свои интересы любыми способами, которые напрямую не запрещены законом.

В ст. 36 Жилищного кодекса   подчеркивается, что придомовая территория является местом общего пользования, а лестницы, подъезды принадлежат жильцам дома на праве общедолевой собственности. Соответственно, владелец недвижимости может защищать свои права любыми, не противоречащими законодательству способами.

Пункт 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод обеспечивает право на уважение личной жизни и неприкосновенность жилища.

Скрытая установка может быть воспринята, как нарушение неприкосновенности частной жизни и закона о персональных данных. Это указывает на то, что установить видеокамеру можно только открыто. Никакие способы ее маскировки или замуровывания в стену применяться не должны.

Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и для маскировки камеры использовать нельзя: такая возможность предусмотрена только для полицейских в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий  на основании ст. 6 Федерального закона от 1995 года №144-ФЗ; п. 2 Перечня видов специальных технических средств по Постановлению Правительства РФ от 1996 года №770.

Законодательно требование на получение согласия у других жильцов на установку камеры не предусмотрено, но владельцу камеры желательно договориться с ними и указать на все плюсы установки видеонаблюдения.

По ст. 247 ГК использование имущества, находящееся в долевой собственности, допустимо только по согласию с иными собственниками. Но эта норма действует только для малоэтажных домов на 2-8 квартир, которые находятся в общедолевой собственности, если они не обособлены в пользу каждого владельца.

В процессе доказательств своей позиции о незаконности установки камеры в подъезде соседи могут ссылаться на следующие нормы:

Ст. 23, 24 Конституции, которые гарантируют неприкосновенность частной жизни и запрещают сбор и хранение сведений о частной жизни лица без его согласия. Нарушение частной жизни еще надо доказать – перемещение лица по подъезду не относится к частной жизни и является территорией общего пользования. К нарушению частной жизни не могут относиться и камеры, установленные на подъезде, которые фиксируют вход и выход жильцов из подъезда.

Ст. 304 Гражданского кодекса, где сказано, что владелец жилья вправе требовать устранения любых нарушений его прав, даже если они не связаны с правом владения собственностью.

Дело 2-223/2016 ~ М-142/2016 Рыльского районного суда Курской области. Суд подтвердил, что установленные в местах общего пользования камеры не фиксируют внутреннее расположение квартир жильцов. Направлены на места общего пользования и не могут нарушать неприкосновенность частной жизни. Доводы истцов о том, что владелец системы видеонаблюдения собирает сведения об их частной жизни, являются предположением и ничем не обоснованы. При этом камеры установлены согласно положительному решению большинства жильцов подъезда, что подкреплено протоколом.

Из вызывающих некоторое непонимание решений можно отметить:

 Дело №2-1257/2015 ~ М-1361/2015 Предгорного районного суда Ставропольского края, где суд, установив, что камеры установлены в местах общего пользования, сделал вывод о том, что они все же собирают сведения о частной жизни жильцов и обязал ответчика демонтировать камеру в подъезде. При этом камеры снаружи дома суд посчитал законными и в иске отказал. Видимо причиной такого решения послужило отсутствие согласия жильцов дома, которое было истолковано судом как незаконный сбор данных о частной жизни. При этом иных доказательств, что владелец системы видеонаблюдения собирал какие-то сведения о частной жизни – суду представлено не было.

В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ «О персональных данных», все сведения, на основании которых может быть выполнена идентификацию личности, приравниваются к персональными.  Вместе с тем, использование систем видеонаблюдения на объекте с целью контроля обстановки не подпадает под действие данной правовой нормы, так как следует разделять два процесса: мониторинг ситуации с помощью камер и идентификацию субъекта по видеозаписи на основании его биометрических данных.

В случае совершения противоправных действий, зафиксированных камерой, идентификация лица, совершившего правонарушение, будет проводиться в рамках процедуры дознания, которая регламентируется Уголовно-процессуальным Кодексом РФ и Кодексом административного судопроизводства РФ.

На сегодняшний день законодательство не включает работы по установке оборудования для видеонаблюдения в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Однако в ряде случаев монтаж техники требует согласования и получения разрешения в государственных органах. В частности, Правительством Санкт-Петербурга с целью сохранения архитектурного убранства города было принято постановление, которое обязывает жителей многоквартирных домов перед установкой камер на фасадах зданий получать соответствующее разрешение Комитета по градостроительству и архитектуре.

Также стоит помнить, что в России запрещен сбор сведений о частной жизни граждан без их разрешения. Поэтому в местах, где устанавливаются видеокамеры, размещают объявления, которые информируют о том, что на территории проводится съемка.

Подготовлено прокуратурой Клепиковского района

Муж установил на окне нашей квартиры камеру, которая снимает двор, собираемся поставить такую же камеру в подъезде, на нашем этаже, поскольку неизвестные постоянно воруют велосипеды и коляски. Подскажите, нужно ли делать об этом оповещение, например, устанавливать табличку «Во дворе (в подъезде) работает видеонаблюдение»?

Законодательство не содержит запрета на установку камер в подъезде, следовательно, она разрешена. В качестве доводов в пользу установки камер владелец квартиры может ссылаться на следующие положения:  

Ст. 45 Конституции РФ указывает на то, что каждый гражданин может защищать свои интересы любыми способами, которые напрямую не запрещены законом.

В ст. 36 Жилищного кодекса   подчеркивается, что придомовая территория является местом общего пользования, а лестницы, подъезды принадлежат жильцам дома на праве общедолевой собственности. Соответственно, владелец недвижимости может защищать свои права любыми, не противоречащими законодательству способами.

Пункт 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод обеспечивает право на уважение личной жизни и неприкосновенность жилища.

Скрытая установка может быть воспринята, как нарушение неприкосновенности частной жизни и закона о персональных данных. Это указывает на то, что установить видеокамеру можно только открыто. Никакие способы ее маскировки или замуровывания в стену применяться не должны.

Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и для маскировки камеры использовать нельзя: такая возможность предусмотрена только для полицейских в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий  на основании ст. 6 Федерального закона от 1995 года №144-ФЗ; п. 2 Перечня видов специальных технических средств по Постановлению Правительства РФ от 1996 года №770.

Законодательно требование на получение согласия у других жильцов на установку камеры не предусмотрено, но владельцу камеры желательно договориться с ними и указать на все плюсы установки видеонаблюдения.

По ст. 247 ГК использование имущества, находящееся в долевой собственности, допустимо только по согласию с иными собственниками. Но эта норма действует только для малоэтажных домов на 2-8 квартир, которые находятся в общедолевой собственности, если они не обособлены в пользу каждого владельца.

В процессе доказательств своей позиции о незаконности установки камеры в подъезде соседи могут ссылаться на следующие нормы:

Ст. 23, 24 Конституции, которые гарантируют неприкосновенность частной жизни и запрещают сбор и хранение сведений о частной жизни лица без его согласия. Нарушение частной жизни еще надо доказать – перемещение лица по подъезду не относится к частной жизни и является территорией общего пользования. К нарушению частной жизни не могут относиться и камеры, установленные на подъезде, которые фиксируют вход и выход жильцов из подъезда.

Ст. 304 Гражданского кодекса, где сказано, что владелец жилья вправе требовать устранения любых нарушений его прав, даже если они не связаны с правом владения собственностью.

Дело 2-223/2016 ~ М-142/2016 Рыльского районного суда Курской области. Суд подтвердил, что установленные в местах общего пользования камеры не фиксируют внутреннее расположение квартир жильцов. Направлены на места общего пользования и не могут нарушать неприкосновенность частной жизни. Доводы истцов о том, что владелец системы видеонаблюдения собирает сведения об их частной жизни, являются предположением и ничем не обоснованы. При этом камеры установлены согласно положительному решению большинства жильцов подъезда, что подкреплено протоколом.

Из вызывающих некоторое непонимание решений можно отметить:

 Дело №2-1257/2015 ~ М-1361/2015 Предгорного районного суда Ставропольского края, где суд, установив, что камеры установлены в местах общего пользования, сделал вывод о том, что они все же собирают сведения о частной жизни жильцов и обязал ответчика демонтировать камеру в подъезде. При этом камеры снаружи дома суд посчитал законными и в иске отказал. Видимо причиной такого решения послужило отсутствие согласия жильцов дома, которое было истолковано судом как незаконный сбор данных о частной жизни. При этом иных доказательств, что владелец системы видеонаблюдения собирал какие-то сведения о частной жизни – суду представлено не было.

В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ «О персональных данных», все сведения, на основании которых может быть выполнена идентификацию личности, приравниваются к персональными.  Вместе с тем, использование систем видеонаблюдения на объекте с целью контроля обстановки не подпадает под действие данной правовой нормы, так как следует разделять два процесса: мониторинг ситуации с помощью камер и идентификацию субъекта по видеозаписи на основании его биометрических данных.

В случае совершения противоправных действий, зафиксированных камерой, идентификация лица, совершившего правонарушение, будет проводиться в рамках процедуры дознания, которая регламентируется Уголовно-процессуальным Кодексом РФ и Кодексом административного судопроизводства РФ.

На сегодняшний день законодательство не включает работы по установке оборудования для видеонаблюдения в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Однако в ряде случаев монтаж техники требует согласования и получения разрешения в государственных органах. В частности, Правительством Санкт-Петербурга с целью сохранения архитектурного убранства города было принято постановление, которое обязывает жителей многоквартирных домов перед установкой камер на фасадах зданий получать соответствующее разрешение Комитета по градостроительству и архитектуре.

Также стоит помнить, что в России запрещен сбор сведений о частной жизни граждан без их разрешения. Поэтому в местах, где устанавливаются видеокамеры, размещают объявления, которые информируют о том, что на территории проводится съемка.

Подготовлено прокуратурой Клепиковского района

Видеонаблюдение в подъезде. С чего начать.

В последнее время жители многоквартирных домов обеспокоены безопасностью, часто прибегают к установке системы видеонаблюдения в доме или подъезде (как минимум).

Видеонаблюдение в подъезде жилого дома решает множество задач: от обеспечения порядка, чистоты до выявления «закладок» с наркотиками, раскрытия квартирных краж.

Наиболее распространены следующие варианты установки:

Видеонаблюдение на этаже

Для чего: контроль входа в квартиру, наблюдение за тамбуром или этажной площадкой.

Как установить: самостоятельно или с соседями по лестничной площадке.

Видеонаблюдение в подъезде

Видеонаблюдение во всем подъезде

Для чего: контроль входа в подъезд, лифт, соблюдение чистоты и порядка в подъезде, предотвращение воровства и вандализма.

Как установить: только при получении согласия жителей подъезда (после проведения общедомового собрания).

Видеонаблюдение в подъезде

Видеонаблюдение в многоквартирном доме (на придомовой территории, в подъездах, лифтах)

Для чего: безопасность во дворе и подъезде, предотвращение и раскрытие преступлений, контроль детских и спортивных площадок, наблюдение за парковкой и личным авто, моментальный поиск свободных парковочных мест, соблюдение чистоты во дворе, подъезде, сохранность общего, личного имущества и пр.

Как установить: только при получении согласия жителей дома (после проведения общедомового собрания).

Двор24 — профессиональные решения
для облачного видеонаблюдения
в Многоквартирных домах по всей России

Двор24 — решения
для облачного видеонаблюдения

Для жителей многоэтажек действует акция

Оставьте заявку и получите возможность установки видеонаблюдения бесплатно

Оставить заявку

Сперва вам нужно определиться с тем, какие задачи вы ставите перед видеонаблюдением. Отсюда следует вариант, который вам наиболее подходит.

Если вам всего лишь нужно знать то, стоит ли ваша коляска, велосипед в тамбуре, достаточно и одной камеры на этаже.

Если же целью установки является контроль автомобильной парковки или быстрый поиск свободного парковочного места, безопасность в подъезде или в лифте, должна быть полноценная и эффективная система видеонаблюдения.

Особенно важно при выборе любого варианта установки системы видеонаблюдения знать основные рекомендации, которые обязательно должны быть выполнены, чтобы избежать  конфликта интересов, обеспечить законность установки камер.

Вариант 1: Установка камер на своем этаже

Установку камеры в тамбуре (на своем этаже) можно организовать как самостоятельно, так и совместно с соседями. В первом случае вся финансовая сторона будет полностью на вас. Во втором случае затраты делятся между соседями, решившими установить камеры наблюдения.

Обычно устанавливаются 1-4 камеры (в зависимости от расположения и площади этажной площадки/тамбура), которые охватывают проблемные участки на этаже. Запись видеоархива может осуществляться на видеорегистратор, установленный в квартире одного из собственников, или в «облако». Услуга облачных серверов сейчас очень популярна. Выбрать одну из компаний, предоставляющих подобные услуги, не составит проблем.

Важными аспектами являются сбор денег и получение разрешения на установку, поэтому их нужно решить в первую очередь.

Получение разрешения на установку

Перед установкой вы должны согласовать процедуру с другими жителями дома, провести общее собрание собственников, получить разрешение, так как камеры будут устанавливаться на общедомовой территории.   Если вы поговорите с соседями, всех устроит цена, будут согласованы места размещения камер, можно ограничиться и устными договоренностями.

Важно разместить камеры таким образом, чтобы в объектив не попадали входные двери соседей. Тогда вопрос о неприкосновенности частной жизни будет снят, видеонаблюдение ведется не за конкретным человеком, а за неопределенным кругом лиц.

Нужно разместить уведомление о том, что ведется видеонаблюдение, так как существует запрет на скрытую съёмку.

Чем вы рискуете?

Если не согласовать установку, особенно воспротивившийся сосед, которого не устраивают ваши камеры, может обратиться в суд с жалобой о незаконной установке видеонаблюдения на общедомовой территории. И если суд согласится с обращением, оборудование придется демонтировать.

Но в случае, если система работает эффективно, помогает в сложных ситуациях, желающих оспорить ее наличие на площадке не находится.

Бюджет проекта и сбор денежных средств

Бюджет будет зависеть от того, какое количество камер вы выбрали, каким образом будет храниться архив. Важным фактором в цене являются и характеристики камер.

Самым современным вариантом является установка IP камер с записью архива в «облако». Основным преимуществом такой системы является постоянным доступ для всех участников к архиву видеозаписей через сайт/мобильное приложение оператора.

Примерная стоимость такого проекта на 2 камеры:

  • Антивандальные IP камеры высокого разрешения с ИК-подсветкой от 3 000 руб.
  • Хранение видеоархива с одной камеры в «облаке» 5 суток от 300 руб.
  • Расходные материалы (кабель, блок питания и пр.) от 1000 руб.
  • Монтаж одной камеры от 1500 руб.

За установку системы с 2 IP камерами в среднем потребуется от 11 600 руб.

Если ставить систему совместно с соседями, она не ударит по карману. Однако стоит помнить, что любое оборудование требует обслуживания, даже если оно находится внутри помещения. Поэтому стоит заранее обговорить с соседями, каким образом вы будете осуществлять сбор средств на ежемесячную оплату хранения архива, обслуживание или ремонт оборудования.

Устанавливая камеры в частном порядке на лестничной площадке, лучше договориться с соседями, выбрать основные функциональные характеристики системы, совместно установить видеонаблюдение.

Вариант 2: Установка камер в своем подъезде

Когда перед жителями подъезда остро встают вопросы безопасности — нахождение посторонних лиц в подъезде, порча общего имущества (лифты, почтовые ящики, лестницы, стены), — стоит организовать систему видеонаблюдения во всем подъезде.

Камера видеонаблюдения в подъезде

Поскольку установка камер будет производиться на общедомовой территории, принадлежащей всем собственникам дома, необходимо согласовать вопрос с жителями.

Получение разрешения на установку

Разрешение на установку видеонаблюдения можно получить только через организацию общего собрания собственников (ОСС) и вынос вопросов на голосование.

На ОСС сразу стоит:

  • выбрать подрядчика;
  • определить способ получения услуги (выкуп оборудования в общедомовую собственность, аренда оборудования у подрядчика);
  • обозначить местоположение камер, их количество, способ хранения архива (регистратор/облако);
  • обозначить стоимость услуги (единоразовый платеж при выкупе и ежемесячные платежи за обслуживание системы или ежемесячная аренда оборудования) и способ оплаты (включение в квитанцию УК или самостоятельный сбор денег с соседей);
  • получить согласие на пользование общедомовым имуществом при выполнении монтажных работ.

Только при успешном проведении ОСС можно будет приступать к выполнению монтажных работ по установке.

Выбор подрядчика

При выборе подрядчиков для установки системы обратите внимание на то, есть ли подобный опыт у компании. Компании, которые работали с многоквартирными домами, знают все нюансы и подводные камни. Они помогут в организации собрания, подготовят документацию для согласования, оформят необходимые разрешения, предоставят проект видеонаблюдения, организуют доступ в подвальное помещение и взаимодействие с лифтовой компанией (если есть потребность в установке камер в лифтах), согласуют подачу электричества для работы системы, договорятся с интернет-провайдером (в случае выбора облачного видеонаблюдения) и т. д.

Монтажник видеонаблюдения за работой

Выбор оборудования, обслуживание, гарантия — очень важные аспекты. Их следует учесть. Опытный подрядчик проведет подробную консультацию по подбору оборудования, составит план расстановки камер с учетом особенностей дома, предоставит проект видеонаблюдения в соответствии с пожеланиями и бюджетом.

Схема расположения камер примерно следующая:

  • Уличная камера при входе в подъезд.
  • Камера на этажной площадке на 1 этаже.
  • Камера в лифтовом холле.
  • Камера в лифте.
  • Камеры на каждом этаже (если позволяет бюджет системы видеонаблюдения).

Оборудование может быть аналоговым и цифровым. Камеры различного разрешения. Запись может осуществляться на видеорегистратор, установленный в тех. помещении, или у консьержа, на удаленные облачные сервера с доступом к архиву через интернет.

Выбор оборудования, способ хранения видеоархива, ежемесячное обслуживание системы — все это будет влиять на общую смету установки видеонаблюдения.

Минимальный комплект системы видеонаблюдения на регистраторе для подъезда должен включать:

  • Уличные антивандальные камеры.
  • Внутренние антивандальные камеры.
  • Видеорегистратор.
  • Видеомонитор (при наличии охранника или консьержа).

При выборе облачной системы к камерам стоит добавить POE-коммутатор

Если же вы выбрали вариант хранения видеоархива на облаке, то дополнительно стоит учитывать ежемесячный платеж за хранение архива на облачном сервере.

Подрядчик может предложить за свой счет установить систему, а вам лишь платить ежемесячную абонентскую плату за обслуживание и облачное хранение. Тогда вы сможете исключить единоразовые крупные вложения, обойтись только небольшими ежемесячными платежами (обычно до 150 рублей).

Двор24 — облачное видеонаблюдение
в Многоквартирных домах по всей России

Двор24 — решения
для облачного видеонаблюдения

Для жителей многоэтажек действует акция

Оставьте заявку и получите возможность установки видеонаблюдения бесплатно

Оставить заявку

Еще одним важным моментом является то, кто и каким образом будет просматривать архив. Будет ли доступ к системе у УК и ответственных по дому? Или же доступ будет предоставлен всем жителям?

Установка видеонаблюдения в подъезде может быть осуществлена только после получения согласия жителей дома на ОСС. Стоит обратиться к специалистам, которые смогут выполнить работы, законно организовать установку.

Вариант 3: Установка видеонаблюдения во всем многоквартирном доме

Данный вариант предполагает комплексную установку видеонаблюдения на весь жилой дом. Под обзор камер попадут все парковки, придомовая территория, детские и спортивные площадки (не только подъезд).

Камера видеонаблюдения за детской площадкой

Процедура, порядок установки видеонаблюдения в МКД аналогичны установке видеонаблюдения в отдельном подъезде.

Для установки камер наблюдения во всем доме необходимо обязательно организовать ОСС и получить согласие жителей дома. Вопросы в повестке будут отражены те же, только с учетом бОльшего количества камер (во дворе, на парковке, на детской площадке).

Профессиональный подрядчик должен подготовить проект системы видеонаблюдения таким образом, чтобы не осталось «слепых» зон, территория дома полностью была под присмотром камер наблюдения.

Камера фиксации номерных знаков

Видеонаблюдение в доме должно быть эффективным, решать поставленные задачи:

  • отслеживать входные группы;
  • фиксировать номера автомобилей, въезжающих во двор;
  • мониторить общую ситуацию во дворе;
  • контролировать происходящее на детских, спортивных площадках (в зависимости от ваших пожеланий).

Что выбрать?

Видеонаблюдение на лестничной площадке актуально в тех случаях, когда ситуация в доме и подъезде спокойная, соседи в целях предупреждения ставят локальную систему, чтобы оставлять велосипеды и коляски в тамбуре, не бояться за их сохранность. Но комплексную или даже частичную безопасность такая система дать не сможет.

Если вы решили установить видеонаблюдение в подъезде, целесообразнее будет сделать это сразу во всем доме.

Видеонаблюдение во всем доме

В пользу этого говорят следующие моменты:

  1. Основной порядок и правила установки видеонаблюдения в МКД и отдельном подъезде одинаковы.
  2. Стоимость видеонаблюдения, поделенная на всех жителей, будет соразмерна или ниже, чем стоимость видеонаблюдения для отдельного подъезда (стоимость уличных камер будет распределяться на всех жителей дома).
  3. Целесообразность установки видеонаблюдения в подъезде в разы ниже, чем в доме (в случае ДТП на парковке у вас не будет записи).

Установка видеонаблюдения в подъезде актуальна в тех случаях, когда совершенно невозможно добиться от всех жителей дома согласия на комплексную систему во всем МКД. Да, можно будет отследить передвижение человека в подъезде, но без внимания останутся одни из самых важных зон (парковки, детские и спортивные площадки, въезд во двор).

И если подсчитать трудовые и временные затраты на проведение ОСС, финансовые затраты (общая стоимость будет распределена на жителей только одного подъезда), логичнее будет сделать систему на весь дом целиком. Только установка видеонаблюдения в целом МКД дает наибольшую защиту, охватывает практически всю территорию, а по финансовым и организационным затратам соразмерна установке в одном лишь подъезде.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как посчитать норму часов в месяц при сменном графике работы
  • Как позвонить в вск страховую компанию по бесплатному номеру
  • Как посчитать срок окупаемости проекта в бизнес плане пример
  • Как позвонить в компанию теле 2 чтобы связаться с оператором
  • Как правильно называется график работы 2 через 2 по 12 часов