Схематично перечислены методы оценки рентабельности грузоперевозок, описание которых далее в статье. Но, предварительно рассмотрим преимущества данного вида перевозок, группы, перечень затрат при калькуляции первоначальной стоимости услуги грузоперевозки, а также виды тарифов автомобильных перевозок и как установить тариф.
Преимущества автомобильных грузоперевозок
Мобильность
Перевозки осуществляются в соответствии сформированным индивидуальным маршрутам клиентов.
Экономичность
Стоимость ниже, по сравнению с перевозками другими видами транспорта.
Оперативность
Грузоперевозки возможны в круглосуточном режиме, в отличии от других видов транспорта, работающих по расписанию.
Группы автомобильных грузоперевозок
1. По отраслевому признаку
- торговые;
- промышленные;
- строительные;
- сельскохозяйственные;
- почтовые;
- в сфере коммунального хозяйства;
- перевозки имущества населения.
2. По территориальному признаку
- технологические;
- городские;
- пригородные;
- внутри- и межрайонные;
- междугородные (межрегиональные);
- международные.
3. По категориям
- стандартные;
- перевозка сборных грузов;
- перевозка грузов с соблюдением температурного режима;
- негабаритная;
- перевозка опасных грузов.
4. По объему партии
- мелкие автоперевозки (малыми объёмами и тоннажём);
- массовые автоперевозки (перемещение однородного груза большими объёмами и тоннажём).
5. По сезонному признаку
- сезонные;
- постоянные;
- временные.
Эффективность работы предприятия, оказывающего услуги грузоперевозок, определяется показателями себестоимости и рентабельности. Согласно этим показателям определяется срок окупаемости капиталовложений, прибыль и перспективы развития. Итак, себестоимость грузоперевозок – это затраты предприятия на 1 км пробега грузового транспорта.
Виды затрат и тарифов при грузоперевозках
Калькуляция первоначальной стоимости предоставления услуги грузоперевозки включает следующие затраты:
- Материальные затраты – горюче-смазочные материалы, комплектующие и т.п.
- Амортизация транспортных средств.
- Оплата труда персонала.
- Налоговые отчисления.
- Накладные затраты: командировочные, услуги связи и т.п.
Рентабельность характеризуется количественной оценкой эффективности использования текущих затрат предприятия и измеряется в процентах. Формируя ценовую политику в сфере грузоперевозок, нужно учитывать не только фактические затраты, но и будущие.
Размер тарифа определяется многими факторами – расстоянием, характеристиками груза (вес, объем), сезонностью и т.п.
Виды тарифов на грузоперевозки
Стоимость устанавливается от пробега автомобиля.
Фиксируется почасовая оплата за машины с определенными характеристиками.
Стоимость выставляется за тонны перевозимого груза, учитывая расстояние.
Чтобы установить тариф перевозки, необходимо к рассчитанному значению себестоимости прибавить желаемое значение прибыли.
В программе «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» автоматически подводится итог по затратам, для этого создан отчет «Расходы на ТС». В настройках программы можно создавать различные статьи расходов. Есть возможность выводить отчет как по определенной статье расходов или транспортному средству, так и вцелом. Пример отчета представлен далее.
В программе «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» предусмотрена возможность в автоматическом режиме проводить оценку эффективности финансовой деятельности предприятия, создан перечень отчетов — «Отчеты по доходам и расходам», с помощью которых по периодам проводится анализ расходов, прибыли, рентабельности, сравнение плановых и фактических показателей. Подробнее перечень отчетов программы представлен ниже, с подробным описанием каждого.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Основным показателем при анализе эффективности финансовой деятельности работы любого автотранспортного предприятия является величина общей рентабельности.
Рентабельность по балансовой прибыли
В большинстве случаев, рентабельность определяется исходя из балансовой прибыли предприятия. Итак, рентабельность грузоперевозок – это соотношение суммарной балансовой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Пользуясь данной схемой расчета можно также вычислить эффективность использования активов — соотношение суммарной балансовой прибыли предприятия к суммарной стоимости активов, и эффективность использования капитала — соотношение суммарной балансовой прибыли предприятия к годовой сумме использованных собственных средств.
Рентабельность по видам перевозок
Рентабельность по видам перевозок рассчитывается аналогично, но необходимо перераспределить по видам перевозок основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. В данном случае сумма прибыли рассчитывается разницей между суммами доходов и затрат, 2% от суммарного дохода отчисляются на строительство и реконструкцию автомобильных дорог.
К основным производственным фондам предприятия относят – оборудование, здания, подвижной состав и т.п. В данном случае основную роль играет стоимость подвижного состава автомобильного транспорта, которая распределяется по категориям перевозок. Пропорционально стоимости транспортных средств по видам перевозок распределяется остача производственных фондов.
К нормируемым оборотным средствам относятся такие средства, расход которых зависит от пробега автотранспорта (ГСМ, эксплуатационные материалы, запасные детали и т.п.), а также быстроизнашивающиеся и малостоящие компоненты. Распределение нормируемых оборотных средств происходит в процентном соотношении между категориями, учитывая: пробег ТС – для средств, расход которых зависит от пробега; машино-часы работы ТС – для быстроизнашивающихся и малостоящих компонентов.
Вести учет пробега по каждому автомобилю и фактически отработанных машино-часов довольно трудоемкий процесс, но по данным показателям можно провести объективную оценку эффективности перевозок.
Рентабельность маршрута, поездки, транспортного средства
Калькуляция 1 поездки включает следующее:
- переменные расходы на 1 км пробега одного ТС;
- постоянные расходы на 1 час эксплуатации одного ТС.
В данном случае к постоянным и переменным расходам относят следующее
Постоянные расходы
- заработная плата и премиальные;
- социальное страхование;
- накладные и внепроизводственные расходы.
Переменные расходы
- ГСМ, топливо;
- текущий ремонт и техническое обслуживание каждого ТС;
- амортизационные расходы на ремонт каждого ТС.
При использовании однотипных автомобилей определенных марок, при постоянных маршрутах, возможно рассчитать:
- переменные расходы на 1 км пробега автомобиля;
- постоянные расходы на 1 час работы автомобиля.
В программе «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» создан отчет «Рентабельность по транспортным средствам», в котором выводятся суммы доходов и расходов, прибыть и рентабельность по привлеченным и собственным транспортным средствам. Знаком минус обозначены убытки, на что следует обратить особое внимание. Также настройки отчета позволяют его видоизменять, допустим анализировать количество и процент выполненных заказов по транспортным средствам, выводить суммы расходов, доходов и прибыли без НДС. Пример отчета представлен ниже.
Программа «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» автоматизирует процессы расчета расходов, доходов, прибыли и рентабельности, сравнения плановых и фактических показателей, т.е. предоставляет возможность проводить объективную оценку финансовой деятельности автотранспортного предприятия. Показатели в динамике помогут проанализировать текущее финансовое положение предприятия и спрогнозировать перспективы развития. Если рентабельность падает, ситуацию возможно исправить снизив себестоимость, рационализировав расходы, увеличив объемы продаж услуг.
Все транспортные компании и частные перевозчики заинтересованы в том, чтобы их деятельность приносила прибыль. Для того, чтобы вычислить общую экономическую эффективность бизнеса, проводится расчет рентабельности грузоперевозок, позволяющий вносить необходимые корректировки в организацию бизнеса и необходимые затраты. Если говорить языком математики, то этот показатель, выраженный в процентах, может быть представлен в виде следующего соотношения:
Рентабельность = Чистая прибыль/стоимость основных фондов *100%
Несмотря на кажущуюся простоту формулы рентабельности грузоперевозок, вычислить значение этого показателя достаточно сложно. Потому что в величину затрат на содержание фондовых активов входит множество составляющих, таких как расходы на топливо, зарплату сотрудникам, амортизацию транспортных средств и т.д. При этом данный показатель является важнейшей составляющей ключевой статистики бизнеса, помогающей оценить экономическую целесообразность всего коммерческого проекта.
Если рассматривать грузоперевозки по России, рентабельность может колебаться в зависимости от региона. Потому что каждая область характеризуется индивидуальными особенностями, способными сильно влиять на себестоимость конкретных маршрутов.
Простой пример – в районах с холодным климатом расход топлива у одних и тех же автомобилей будет выше, а техническое обслуживание – чаще и дороже. В областях с плохими дорогами машины часто будут простаивать из-за внепланового ремонта. Доставка грузов в мегаполисы потребует отдельных разрешений и дополнительных расходов на оплату различных пошлин. Поэтому средняя норма рентабельности грузоперевозок в общей статистике рассчитывается для каждого региона отдельно с учётом уникального набора факторов влияния.
Пример расчета рентабельности грузоперевозок на фуре
Допустим, вам необходимо регулярно доставлять 20 тонн груза из Москвы в Крым в город Симферополь. Расстояние между пунктами, включая проезд по городам – около 1800 км, в два конца – 3600 км. Расход топлива у гружёной фуры составляет 35 литров на 100 км, у порожнего автопоезда – 25 литров на 100 км. Соответственно средний расход будет 30 литров на 100 км. Максимальное количество рейсов в год 36 (по три рейса в месяц, но это очень высокая активность). Годовой километраж такого маршрута 130 тысяч километров. Будем считать, что работает только один водитель в паре с диспетчером.
Для расчёта общей рентабельности такого проекта рекомендуется занести соответствующие данные в следующие таблицы:
Общие затраты на рейс/год
Годовой расход топлива/стоимость |
39 000 литров/ 2 000 тыс. рублей |
Зарплата водителя и диспетчера/год |
1 500 тыс. рублей |
Сопутствующие расходы в рейсе и на стоянках |
100 тыс. рублей |
Затраты на содержание основных фондов
Стоимость годового обслуживания транспорта, включая покупку покрышек |
450 тыс. рублей |
Налоги, социальные сборы, страховка, дорожные сборы/год |
200 тыс. рублей |
Аренда и содержание помещений/ площадей/год |
200 тыс. рублей |
Амортизация автомобиля/год |
250 тыс. рублей |
Закупка оборудования/год |
100 тыс. рублей |
Стоимость одного рейса (валовой доход) в одну сторону составляет примерно 200 тыс. рублей. Подставляя значение из таблицы в основную формулу, получаем следующие цифры:
Годовой валовой доход = 7 200 тыс. рублей.
Чистая прибыль = Валовой доход – Затраты = 7 200 — 4 800 = 2 400 тыс. рублей.
Стоимость содержания основных фондов – 1 200 тыс. рублей
Рентабельность маршрута с учётом всех начальных и текущих расходов = 2100/4800 * 100% = 50%.
Это очень высокий показатель, потому что мы для образца считали полную загрузку транспорта рейсами. На практике за месяц удаётся сделать от силы один-два дальних рейса и несколько рейсов на короткие дистанции, так что обычно средняя рентабельность такого бизнеса не превышает 15-25%. Но мы не учли в расчетах «обратки» и «догрузы», а это довольно полезные бонусы для перевозчика, которые всегда кстати. Если удастся частично загрузить машину на обратном пути, эффективность сразу же возрастёт. Хорошим показателем рентабельности для дальнобойщиков считается 15-20%, на которые можно со временем выйти, оптимизируя все процессы.
Приведённый пример представляет собой расчёт рентабельности по конкретному годовому маршруту. Однако этот показатель можно также рассчитывать в следующих форматах:
- единичный рейс;
- категория доставки (опасные грузы, скоропортящиеся продукты, рейсы по городу и т.д.);
- общая балансовая прибыль предприятия;
- эффективность работы кадрового потенциала
В каждом варианте будет своя формула и свои составляющие параметры. Различные приёмы вычисления рентабельности предоставляют возможность увидеть картину в целом, на которой будут наглядно представлены цифры, отражающие экономическую составляющую бизнеса.
Реалии и перспективы
Сегодня рынок грузоперевозок находится в определённой стагнации. Доля убыточных транспортных компаний в 2018 году составила более 38%, что ниже прошлогодних показателей, но весьма пессимистично для отрасли в целом. Среднее значение рентабельности для международных маршрутов составляет 8-10%, а для внутренних – едва превышает 6% по всем регионам.
Тяжёлое налоговое бремя негативно влияет на рентабельность, не позволяя предпринимателям, находящимся на «упрощёнке» использовать эффективные схемы лизинга. Тяжелее всех приходится небольшим транспортным предприятиям, имеющим в своём распоряжении 5-8 единиц автотранспорта различной грузоподъёмности. Большинство мелких заказов по городу выполняются силами самих коммерческих предприятий, имеющих в своём распоряжении пару «Газелей» или импортных аналогов.
В перспективе стоит отметить постепенный выход российской экономики из кризиса, который неизбежно поднимет спрос на услуги перевозчиков. Однако работать над повышением рентабельности нужно уже сейчас, продумано снижая себестоимость рейсов с использованием грамотных логистических решений.
Методы повышения рентабельности грузоперевозок
Как следует из формулы, приведённой в начале этой статьи, чем больше прибыль и меньше общие затраты, тем выше показатель рентабельности. Повышать доходность транспортной сферы можно следующими способами:
- доставка попутных грузов на обратном рейсе;
- оптимизация маршрута с учётом специфики дорог, трафика, погодных условий;
- применение технологий транспортной и складской логистики, уменьшающей время простоя во время загрузки и разгрузки автомобиля;
- привлечение к работе знающих профессиональных водителей, способных быстро ориентироваться в локальной дорожной ситуации, выбирая наименее затратные решения;
- удалённый контроль над расходом топлива, осуществляемый с помощью специальных автоматизированных контроллеров, устанавливаемых в топливном баке;
- прямое повышение стоимости услуги (малоэффективный приём, не работающий в условиях высокой конкуренции)
Отдельно стоит отметить обязательное наличие предпринимательского расчётного счёта, позволяющего повысить число заказов с использованием безналичных взаиморасчетов. Сегодня перевозчик, работающий только за наличные, зачастую остаётся без работы из-за низкого уровня доверия к подобным предложениям.
Снизить неизбежные затраты можно следующими методами:
- пополнять автопарк новыми автомобилями или автотранспортом с небольшим пробегом;
- организовать эффективный менеджмент, требующий минимального времени обработки заявок с эффективным удалённым контролем над каждым маршрутом;
- регулярно проводить технические осмотры транспорта, позволяющие выявить не только явные, но и скрытые дефекты;
- уменьшать количество простоев всеми доступными средствами, включая постоянный поиск заказов на таких специализированных порталах, как Cargocash.
Налоговая база рентабельности грузоперевозок 2019
Для проведения налоговых проверок транспортных предприятий и частных перевозчиков используются специальные показатели, позволяющие оценивать эффективность деятельности автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам. Для этого ежегодно Налоговая служба РФ определяет конкретные параметры рентабельности по разным отраслям.
Данная процедура регулируется Приказом ФНС «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В 2019 году минимальные коэффициенты рентабельности по грузоперевозкам составят 4% по проданным услугам и 4,4 % по имеющимся фондам и активам. Предлагаемая налогоплательщикам таблица рентабельности грузоперевозок является основой для проверки предоставляемых в отчетности данных. Любые серьёзные отклонения от приведенных цифр будут свидетельствовать о следующих обстоятельствах:
- бизнес ведётся в убыток, что однозначно вызовет немало вопросов со стороны контролирующих структур;
- предоставленные в отчётах данные не соответствуют действительности, что также приведёт к неизбежной камеральной проверке;
Так что регулярное вычисление этого важного показателя позволяет не только оценивать эффективность собственной деятельности, но и вписываться в требования налогового законодательства.
Как рассчитать стоимость грузоперевозки
На самом деле это не сложно. И делать это надо обязательно. Денежки счет любят. Представьте себе перевозчика, который не в состоянии оценить плохой был для него год или хороший. Или экспедитора, который только по взмаху каких-нибудь палочек определяет стоимость грузоперевозки. Вроде абсурд, но на практике такие люди встречаются и это не редкость. Мы такими быть не хотим и будем учиться считать нашу прибыль. Мы будем лучшие!
Наша задача:
- научиться оценивать маршруты
- научиться рассчитывать себестоимость грузоперевозок
- подводить итоги работы за определенный период
- рассчитать стоимость перевозки из пункта А в пункт Б
- стать круче и повысить свой профессиональный навык
Теория
В теории я напишу пункты, которые попадают в расчет на больших расстояниях. Например, при оценке стоимости конкретного заказа на цену может повлиять скорость выгрузки или способ оплаты. А мы напишем только основу основ всех подсчетов. А дальше каждый для себя сам посчитает и найдет свои подходящие пункты, необходимы для более точных данных.
Основные (стандартные):
Период – Определенный промежуток времени, за который мы делаем расчет.
Пример: период 1 год. (253 рабочих дня)
Пробег — Общий (холостой пробег включен) средний пробег автотранспорта (1 единица) за период. Кто за какой период делает расчет.
Пример: пробег 150 000 км (Это средний пробег одной единицы транспорта за период).
Валовый доход — заработок за пробег (без учета расходов). Для наглядности выражают валовый доход за 1 км.
Пример: валовый доход 29 рублей за 1 км. (Это заработок за 1 км. пробега, без вычета расходов).
Расход по транспорту:
ДТ (топливо) – Затраты на дизельное топливо за пробег.
Пример: 35 литров на 100 км. 150 000 / 100 х 35 х 41 руб за литр= 2 152 500 рублей.
Резина – средства которые заменят износ резины (При подсчете не забывайте о резине которую скоро надо менять, но время еще не пришло. Ведь она тоже получила износ. Просто ее износ еще не достиг 100%).
Пример: резина 10 шт. х 11 000 рублей = 110 000 рублей. (Это затраты на резину за указанный пробег).
Замена масла – денежки, которые мы отдали на замену масла. (При подсчете помните что в расчет должны входить все затраты на масло, обратите внимание на пример)
Пример: 7.5 раз х (200 руб. х 40 л.) = 60 000 рублей (затраты на замену масла за пробег).
Фильтра топливные = 15 раз х 1000 руб. = 15 000 рублей.
Фильтра масляные = 7.5 раз х 3000 руб. = 22 500 рублей.
Ремонтный фонд – сюда входит ремонт и замена расходников. 30 000 рублей на 10 000 км.
Пример: 150000: 10000 х 30000 = 450 000 руб.
Амортизация – износ основных средств. Износ тягача и полуприцепа.
1: 60 месяцев х 100% = 1.67% — месячная норма амортизации. (60 месяцев это срок полезного использования транспортного средства, Вы можете поставить свой срок.).
(3 600 000 цена сцепки х 1.67 : 100) ежемесячные отчисления х 12 = 721440 руб. в год.
Итого: 20 рублей за 1 км.
Расход по работнику (водитель):
Зарплата 3 рубля/км.
Отчисления на зарплату 34 % = 3/100х34 = 1.02 руб/км.
Командировочные 370 рублей в сутки х 253 рабочих дня = 93610 рублей.
Итого: 4.64 рубля за 1 км.
Расход на связь/офис/другое:
Связь — (440 интернет + 1600 мобильные + 3600 факс, стационарный номер) расходы на связь за один месяц х 12 = 67680 рублей.
Офис – 6000 рублей за 1 месяц х 12 = 72 000 рублей
Другое – расходники (принтер, факс, тонер, страховка …), налоги, другие непредвиденные расходы.
Пример: 150 000 / 100 х 12 = 522 000 рублей в год.
Итого: 661680 рублей или 4.41 рубля за 1 км.
Практика?
Вот я тут вроде бы в теории для самых самых маленьких расписал. Но все же давайте подведем итоги наших небольших примеров.
Период: 1 год (253 рабочих дня)
Пробег: 150 000 км.
Валовый доход: 29 руб/км.
29 — Расход по транспорту: 20 руб/км. — Расход по работнику: 4.64 руб/км. — Расход на связь/офис/другое: 4.41 руб/км. = — 0.05 руб/км.
Минус 5 копеек за каждый километр. За год работы мы в минусе 7500 рублей. Не ожидали? А так часто бывает! Сколько я встречал на своем жизненном пути таких горе-перевозчиков. Поэтому очень важно правильно уметь рассчитывать стоимость грузоперевозки. Что бы в конце не получить отрицательный баланс. Конечно, многие скажут, что в примере завышены цифры с амортизацией и вообще транспорт только дорожает. Но видимо Вы, не учитываете ежегодную инфляцию.
Как рассчитать стоимость грузоперевозки?
На самом деле это не вопрос. Ответ на него уже дан в этой статье. Все точные цифры можно получить только на практике, запуская машину в рейс, но если подумать и напрячь серое вещество можно легко спрогнозировать свои затраты на определенные маршруты. Подсчитайте стоимость грузоперевозки под свой транспорт и текущие цены на топливо, налоги, ремонт, другие расходники, аренду. Добавьте 30% рентабельности в год и Вы получите оптимальную стоимость оплаты за километр.
Совет(!): необходимо рассчитывать стоимость услуг так, что бы на длинной дистанции быть в плюсе.
Например: Вам предложили поехать в Урюпинск за 1000 км. Ваш оптимальный валовый доход 35 руб/км. И кажется что все просто, 1000 х 35 = наша стоимость грузоперевозки. Но нет. Это только так может считать житель Урюпинска, который уже бабла заработал и домой возвращается и денег лишь бы на топливо и к дочке на день рождение успеть да цветы купить. Да и то, он себе цену знает и поедет намного дороже.
Ну и как тут быть? За сколько поехать? А вот тут и надо проявить дальновидность. Оцените близ лежащие крупные города и ставки домой. Рассчитайте круг по своему валу. И объявите стоимость заказчику. Ну не дармовозы мы! И он Вас поймет. Конечно бывают крупные заказчики. Которым надо сделать скидку в таких направлениях, чтобы выиграть потом в других.
Рассчитать себестоимость можно здесь. Для более точных данных необходимо поменять в окнах данные на свои и нажать кнопку рассчитать.
Высокая рентабельность грузоперевозок — основа успеха
- Статистические данные
- Рентабельность
- Затраты
- Как рассчитать рентабельность
Транспортирование различных грузов с помощью автомобильного транспорта считается одним из немногих видов предпринимательской деятельности, который в нынешних условиях можно начать с нуля. Мотивируется такое мнение успехами отечественной экономики и быстрым ростом внутреннего валового продукта (ВВП). Эти факторы, накладываемые на характерные для России большие расстояния и достаточно высокую рентабельность грузоперевозок, позволяют прогнозировать быстрое и успешное развитие бизнеса.
Решив начать предпринимательскую деятельность в сфере автотранспортировки грузов, многие начинающие бизнесмены в первую очередь задаются такими вопросами, как:
- Эффективность этого вида бизнеса.
- Категории (виды) автомобильных грузоперевозок.
Статистические данные
По сведениям Росстата «вклад» грузовых автоперевозок в ВВП России составляет более 8%. Кроме того в этом секторе экономики занято более 15 млн. человек. Интересно также, что в структуре автомобильных грузовых перевозок составная часть малого и среднего бизнеса за отчетный период (2015-2016) составила более 80%.
По сведениям Росстата «вклад» грузовых автоперевозок в ВВП России составляет более 8%
Положительная динамика развития этого сегмента рынка позволяет сделать вывод о том, что ситуация на нем благоприятна для успешного ведения бизнеса в любом регионе России.
Автомобильные грузоперевозки
Многочисленные варианты грузовых автоперевозок в общем случае можно разделить на 4 группы:
- Удовлетворение потребностей населения, связанных с перевозкой крупногабаритных грузов (мебели, бытовой техники и пр.). Масса перевозимых грузов при этом, как правило, не превышает 7 тонн.
- Транспортирование грузов по заказам промышленных предприятий. Предусматривает организацию транспортирования грузов как внутри России, так и за ее пределами (международные перевозки).
- Обслуживание торговых точек и предприятий (доставка товаром внутри населенных пунктов, между ними и по межрегиональным маршрутам). Для этого вида грузоперевозок необходимы рефрижераторы.
- Перевозка попутных (сборных) грузов. Такой вид деятельности требует организации серьезной службы логистики.
Классификация
Существует еще несколько способов классификации автомобильных грузовых перевозок. Они могут быть:
- массовыми — перевозка больших партий одинаковой продукции;
- мелкими — перемещение малого количества грузов, отличающихся по размерам и характеристикам;
Кроме того встречаются перевозки:
- Стандартных негабаритных грузов.
- Крупногабаритных грузов. Для этого вида перевозок используются специальные низкорамные тралы.
Автомобильные грузоперевозки классифицируют также по:
- отраслевому признаку — сельскохозяйственные, почтовые, в сфере коммунального хозяйства, общественного питания и пр.;
- территориальному признаку — пригородные, городские, внутри- и межрайонные, технологические (внутри одного предприятия) и др.
Рентабельность автомобильных грузоперевозок
Грузоперевозки представляют собой специфический вид предпринимательской деятельности, напрямую связанный с наличием расчетного счета в банке. Отсутствие счета значительно сокращает финансовые возможности как транспортной компании, так и индивидуального предпринимателя, так как:
- Невозможно будет заключать договора с юридическими лицами.
- Отпугнет часть физических лиц, предпочитающих оплачивать услуги, внося «наличку» на банковский счет предприятий (желательно через респектабельный банк).
Кроме того, наличие расчетного счета потребует от субъекта предпринимательской деятельности финансовой отчетности, в том числе уплаты налогов. Это, в свою очередь, определит систему налогообложения, которая зависит от сегмента рынка:
- Оказание услуг частным лицам — допускает ведение отчетности по упрощенной схеме до тех пор, пока количество автомобилей не превысит 20 единиц.
- Сотрудничество с промышленными предприятиями потребует вести отчетность по общей системе.
- При работе в качестве посредника, когда перевозку грузов осуществляют другие предприятия или частные лица, выбор системы налогообложения значения не имеет и может быть любой.
В общем случае рентабельность — это количественная оценка эффективности использования текущих затрат предприятия. Рассчитывается уровень рентабельности в процентах. При этом анализ ее составляющих позволяет оценить деятельность субъекта хозяйственной деятельности в целом, а также по видам деятельности, обособленным подразделениям и пр.
Организуя работу автотранспортного предприятия или осуществляя индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере грузоперевозок, необходимо изначально планировать уровень рентабельности, который исходя из нормативных документов не может превышать 35%.
Бизнес в сфере грузоперевозок ничем не отличается от любого другого варианта предпринимательской деятельности. Точно также, формируя ценовую политику, нужно принимать во внимание как фактические, так и будущие затраты. При этом повышение эффективности перевозок возможно только при снижении их себестоимости.
Затраты на грузоперевозки
Как правило, все затраты распределяются по группам:
- Прямые затраты, включающие в свой состав все, что необходимо для непосредственного выполнения работ:
- обеспечение ГСМ;
- плановый ремонт автотранспорта;
- зарплата работающих;
- отчисления в социальные фонды.
Кроме того, прямые затраты бывают:
- постоянными;
- переменными.
Например, если водитель получает постоянный месячный оклад — то это относится к постоянным расходам, а если работает на контрактной основе (сдельно) — то к переменным.
- Косвенные затраты, к которым относятся:
- накладные расходы (питание водителей, оплата услуг связи, стоимость канцелярских товаров и пр.);
- затраты на текущее техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
Как правило, рост косвенных затрат напрямую связан с величиной износа (пробега) автотранспорта.
Как рассчитать рентабельность грузоперевозки
В современных рыночных взаимоотношениях, существующих в сфере грузоперевозок, определению уровня их эффективности уделяют огромное внимание. Как правило, автотранспортные предприятия и организации осуществляют несколько видов грузовых перевозок. Это могут быть как внутригородские, междугородние или пригородные, так и другие виды грузоперевозок, и каждый из них имеет свой уровень рентабельности. В конечном итоге их соотношение между собой и определяет эффективность работы автотранспортного предприятия в целом.
В современных рыночных взаимоотношениях, существующих в сфере грузоперевозок, определению уровня их эффективности уделяют огромное внимание
Осуществляя мониторинг экономической деятельности автотранспортного предприятия необходимо помнить, что среднестатистический уровень рентабельности не дает четкой картины. Необходимо рассматривать как общую эффективность работы предприятия, так и рентабельность каждого вида грузоперевозок в отдельности. При этом вполне может быть, что при высоком уровне рентабельности одних видов, другие окажутся убыточными.
Анализируя деятельность автотранспортного предприятия, расчетным путем определяют рентабельность:
- По балансовой прибыли (общая рентабельность по предприятию).
- Отдельных категорий перевозок.
- Эксплуатации отдельных типов автотранспорта
- Отдельного маршрута.
Рентабельность по балансовой прибыли
Результат работы любого автотранспортного предприятия, да и индивидуального предпринимателя тоже, определяется величиной общей рентабельности, которая является базовым показателем при проведении анализа его финансовой деятельности.
В общем случае рентабельность определяется исходя из балансовой прибыли и рассчитывается по универсальной формуле.
Рентабельность перевозок — формула
Для расчета общей рентабельности Р автотранспортных предприятий, основная сфера деятельности которых — грузоперевозки, используют формулу:
Р=Пб/F х 100% [1]
Здесь:
Пб – суммарная балансовая прибыль предприятия;
F – среднегодовая стоимость основных производственных средств и материальных оборотных средств:
F=(Фоп + Соб)
Фоп — среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
Соб — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.
При необходимости, пользуясь формулой [1], определяют эффективность использования:
- активов. В этом случае F — суммарная стоимость активов;
- капитала. При этом F — это годовая сумма использованных собственных средств.
Расчет рентабельности по отдельным видам перевозок
Показатели эффективности работы по отдельным видам перевозки рассчитывают по той же формуле [1]. Однако, в этом случае необходимо перераспределить основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства по видам перевозок. При этом сумма прибыли П определяется как разница между суммами доходов и расходов, учитывая 2% отчислений от суммарного дохода (идут на строительство и реконструкцию автомобильных дорог). Формула расчета суммарной балансовой прибыли:
П = D — (R + 2% D), [2]
где D — доходы;
R — расходы.
Результаты расчета прибыли по отдельным видам перевозок сводят в таблицу 1:
Таблица прибыли
Показатели | Всего по пред-приятию за год | В том числе по (например): | ||
Перевозке му-сора | Перевозке зерна | Обслуживанию торговых точек | ||
Доходы, тыс. руб. | ||||
Расходы, тыс. руб. | ||||
Отчисления на строительство и реконструкцию дорог, тыс. руб. | ||||
Прибыль/убыток, тыс. руб. | ||||
Прочая прибыль/убыток, тыс. руб. | ||||
Всего прибыль/убыток, тыс. руб. |
Основные производственные фонды в общем случае включают в себя:
- здания и сооружения;
- оборудование;
- подвижной состав и пр.
Основную роль здесь играет стоимость подвижного состава, распределенная по категориям перевозок. Информацию об этом заносят в таблицу 2.
Основные производственные фонды
Данные | Среднегодовая стоимость транспорта | В том числе по грузоперевозкам типа | ||
Подвижной состав, всего, тыс. руб. | ||||
В том числе (например): | ||||
самосвалы … | ||||
бортовые автомобили … | ||||
автомобили типа «Газель»… | ||||
… | ||||
Всего, тыс. руб. |
Стоимость оставшихся производственных фондов распределяется по видам перевозок пропорционально стоимости автотранспорта в них. Данные по основным фондам сводят в таблицу 3.
Данные по основным фондам
Показатели | Всего | В том числе по грузоперевозкам | ||
Среднегодовая стоимость автотранспорта, тыс. руб. | ||||
Распределение стоимости автотранспорта, % | 100 | |||
Среднегодовая стоимость основных фондов (не учитывая стоимость автотранспорта), тыс. руб. | ||||
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
В структуру нормируемых оборотных средств включают:
- средства, расход которых зависит от пробега транспортного средства:
— топливо;
— ГСМ;
— запасные части;
— эксплуатационные материалы (ветошь и пр.).
- малоценные и быстроизнашивающие предметы.
При этом их распределение между категориями осуществляют в процентном отношении, исходя из:
- Пробега автомобилей — для средств, расход которых зависит от пробега.
- Машино-часов работы транспорта — для быстроизнашивающихся и малоценных предметов.
Учет пробега, а особенно фактически отработанных машино-часов, достаточно трудоемкий, но необходимый процесс, позволяющий объективно определить эффективность осуществляемых перевозок. Результаты этой, достаточно трудоемкой работы, сводят в таблицу 5.
Эффективность осуществляемых перевозок
Показатели | Всего | В том числе по грузоперевозкам типа | ||
Машино-часы работы, тыс. час. | ||||
Удельный вес фактически отработанных машино-часов. | 100% | |||
Среднегодовая стоимость быстроизнашивающихся и малоценных предме-тов, тыс. руб. | ||||
Общий пробег, тыс. км. | ||||
Удельный вес реального пробега. | 100% | |||
Среднегодовая стоимость топлива, запчастей и пр., тыс. руб. | ||||
Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, тыс. руб. |
Пользуясь полученными значениями (табл.2…табл.5) по формуле (1) определяют общую рентабельность грузоперевозок, в том числе и по видам работ. Результаты расчета отражают в итоговой таблице.
Итоговая таблица расчета рентабельности грузоперевозок
Рентабельность грузоперевозок
Данные | Всего | В том числе по видам грузоперевозок | ||
Балансовая прибыль, тыс. руб. | ||||
Среднегодовая стоимость ос-новных фондов, тыс. руб. | ||||
Среднегодовая стоимость автотранспорта, тыс. руб. | ||||
Среднегодовая стоимость нор-мируемых оборотных средств, тыс. руб. | ||||
Итого, тыс. руб. | ||||
Общая рентабельность, % |
Как рассчитать эффективность отдельно взятого маршрута, поездки, автомобиля
Пользуясь формулой [1] можно определить и экономическую эффективность каждого, отдельно взятого элемента, обеспечивающего получение прибыли (убытка). Для этого необходимо с помощью формулы [2] вычислить полученную прибыль (убыток) от эксплуатации каждого автомобиля.
Такой расчет требует привлечения большого числа специалистов и представляет собой исключительно трудоемкий процесс составления калькуляции каждой поездки, включающий в себя:
- Расчет величины затрат на 1 км пробега по переменным расходам.
- Расчет постоянных расходов на 1 машино-час работы.
При этом относят к:
- переменным расходам:
— стоимость топлива;
— затраты на приобретение ГСМ;
— расходы на текущий ремонт и техническое обслуживание единицы автотранспорта;
— амортизационные отчисления на капитальный ремонт каждого транспортного средства;
- постоянным расходам:
— основную и дополнительную зарплату экипажей;
— отчисления на социальное страхование водителей;
— накладные и внепроизводственные расходы.
В случае использования однотипных транспортных средств и постоянных маршрутов возможно определение (для конкретных марок автомобилей) удельных величин:
- переменных расходов на 1 км. пробега;
- постоянных расходов на 1 машино-час.
Сегодня автотранспортные предприятия ограничиваются расчетом рентабельности грузоперевозок по конкретным категориям.
Вступайте в наши группы
Таблица расчета рентабельности грузоперевозок
Эта таблица пригодится как перевозчикам так и грузоотправителям. Только цены и расходы проставляйте свои. Все данные в таблице можно привести под грузовики от 1 до 20 тонн. Скачать таблицу расчета себестоимости грузоперевозок можно здесь.
На ваше сообщение ответили:
Vitaly
Спасибо за таблицу, вместо гривен я так понял просто рубли подставляем и можно пользоваться для России.
Давно искал в сети подобную таблицу расчета рентабельности, даже пытался создать подобную таблицу в екселе. А тут вот она готовая, только вноси свои данные и рассчитывай.
Да с этой заготовки можно сделать более точную таблицу под свои маршрут и расходы. Для россиян достаточно раз поменять цифры, бензин умножив на 0,70, а все остальные цены на 2,66 (по сегодняшнему курсу рубля к гривне и цены на топливо).
Доброго всем дня.
Я пользуюсь в своих расчетах вот такой табличкой для расчета ставки — простая, но даёт понимание, ниже какого предела ехать не стоит
*Все что серо-голубым — ставите свои значения. Всем удачи! Будут вопросы — задавайте
На ваше сообщение ответили:
Юлия Марина
Хорошая таблица расчета, благодарю!
Действительно полезная таблица. Очень удобно построена, все по-существу. Огромное спасибо! У Вас есть еще подобные таблицы?
Армен Давидович, добрый день. пришлите , пожалуйста табличку в exel на эл. почту yu.karayan@yandex.ru. Заранее спасибо.
Для начинающих водителей будет особенно актуальна)
Очень полезное программное обеспечение для простого грузоперевозчика. Поговорив с заказчиком, можно быстро внести все исходные данные в таблицу и сразу же получить ответ, рентабелен или нет этот заказ, стоит ли его брать.
На ваше сообщение ответили:
Владислав
Армен Давидович, действительно, ваша таблица более упрощенная, для новичков в грузоперевозках ту просто разобраться будет. Первая тоже неплохая, но везде надо гривны на рубли заменять применительно России, а местами стоимость в своем регионе подставлять, но все реально переменить, тогда и такими расчетами хорошо будет пользоваться.
Добрый день. Пришлите пожалуйста таблицу в рублях на электронную почту nekludov_n@mail.ru буду очень благодарен!
Альберт, Вы правы. Буквально за пару минут можно узнать всю необходимую информацию. А дальше уже смотреть, нужен ли этот заказ, или не нужен, а может просто нужно поднимать оплату.
Удобная таблица, спасибо! Все расходы по полочкам разложены. Некоторым клиентам нужно показывать, чтобы не возмущались «дороговизной» перевозки, особенно в дремучие места, где и дорог-то нет нормальных. Заказчики хотят за счет логистики сэкономить, но почему водители и владельцы авто должны за тарелку супа работать?
За таблицу спасибо, но дорога это всегда непредвиденный форсмажёр, начиная от штрафа, заканчивая неожиданной поломкой. Поэтому таблица да, но поправка на «ветер» всегда имеется.
Если с такими расчетами подходить к делу это может быть очень рентабельный бизнес, несмотря на стоимость запчастей, которые могут поломаться в дороге.
Ну, нужно сказать что это всё ориентировачно. Поскольку недавно встретил друга, так он перевозит грузы значительно дешевле, чем у офицалов. И направления разные. Только лучше заказывать его заранее, чтобы он составил сам график перевозок.
Далеко не все нюансы можно учесть, пользуясь стандартизованными техниками расчета, но данная таблица может быть полезна как минимум для предварительной оценки рентабельности.
Иван Перевозкин, интересная таблица, но она не доделана. Необходимо сделать поля для ввода расстояния, чтобы сразу получать актуальную стоимость. Лично я организовал нечто подобное на своем сайте www.20-66-744.ru, там есть калькулятор транспортных услуг, достаточно удобный и комфортный как для меня, так и для заказчиков. Советую.
Если не брать во внимание привязку к валюте, то данная таблица может стать вполне функциональным инструментом в процессе расчета рентабельности грузоперевозок.
Внимательно ознакомилась с составленной таблицей. Полезная вещь. Отличное подспорье для тех, кто занимается грузоперевозками. Все очень доступно и понятно. Спасибо за идею.
Ответить