Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 февраля 2015 г. N 184
КонсультантПлюс: примечание.
О применении положений антимонопольного законодательства в отношении владельцев объектов электроэнергетики, в том числе не соответствующих критериям, см. Разъяснение Президиума ФАС России от 13.09.2017 N 12.
КРИТЕРИИ
ОТНЕСЕНИЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА
К ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ СЕТЕВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
КРИТЕРИИ
ОТНЕСЕНИЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА
К ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ СЕТЕВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.09.2015 N 941,
от 30.09.2016 N 989, от 17.10.2016 N 1056, от 30.04.2022 N 807)
КонсультантПлюс: примечание.
О применении пунктов 1 и 2 см. пункт 2 данного документа.
1. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет:
применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год, не менее 15 МВА;
применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год, не менее 30 МВА;
применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год и последующие расчетные периоды регулирования, не менее 150 МВА.
В отношении владельцев объектов электросетевого хозяйства — юридических лиц, права акционера которых осуществляет Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и (или) подведомственные Министерству обороны Российской Федерации организации, и юридических лиц, права собственника имущества которых осуществляет Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и (или) подведомственные Министерству обороны Российской Федерации организации, а также владельцев объектов электросетевого хозяйства, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, в соответствии с приложением N 3 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», — владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2022 N 807)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, не менее 2 проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше, 35 кВ, 1 — 20 кВ, ниже 1 кВ — трехфазных участков линий электропередачи, сумма протяженностей которых по трассе составляет:
применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год, не менее 20 км;
применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год, не менее 50 км;
применительно к отношениям, связанным с установлением (пересмотром) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год и последующие расчетные периоды регулирования, не менее 300 км.
В отношении владельцев объектов электросетевого хозяйства — юридических лиц, права акционера которых осуществляет Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и (или) подведомственные Министерству обороны Российской Федерации организации, и юридических лиц, права собственника имущества которых осуществляет Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и (или) подведомственные Министерству обороны Российской Федерации организации, а также владельцев объектов электросетевого хозяйства, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, в соответствии с приложением N 3 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», — владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 — 20 кВ; ниже 1 кВ трехфазных участков линий электропередачи.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2022 N 807)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Отсутствие за 3 предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных.
4. Наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
5. Наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
КонсультантПлюс: примечание.
О применении пункта 6 см. пункты 2 и 2.1 данного документа.
6. Отсутствие во владении и (или) пользовании объектов электросетевого хозяйства, расположенных в административных границах субъекта Российской Федерации и используемых для осуществления регулируемой деятельности в указанных границах, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании иному лицу, владеющему объектом по производству электрической энергии (мощности), который расположен в административных границах соответствующего субъекта Российской Федерации и с использованием которого осуществляется производство электрической энергии и мощности с целью ее продажи на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и (или) розничных рынках электрической энергии.
(п. 6 введен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2016 N 989)
Довольно часто потребители, владеющие питающей трансформаторной подстанцией, и получающие от сетевых организаций региона «предложения, от которых сложно отказаться» по аренде этой подстанции, задаются вопросом: «А не создать ли свою сетевую организацию?».
Действительно — зачем кормить кого-то другого? Ведь очевидно, что сетевым организациям аренда принесет прибыль. Обслуживающий персонал, как правило, свой. Осталось получить только тариф.
В действительности всё не так просто.
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям
Владелец объектов электросетевого хозяйства может получить статус сетевой организации (индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями), только при условии соответствия следующим критериям:
- Владение трансформаторными или иными подстанциями суммой номинальных мощностей не менее 10 МВА.
- Владение линиями электропередач, непосредственно подключенным к подстанциям, суммой протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:
— 110 кВ и выше;
— 35 кВ;
— 1 — 20 кВ;
— ниже 1 кВ — трехфазных участков линий электропередачи. - Отсутствие претензий со стороны РЭКа, связанных с надежностью и качеством поставляемых услуг.
- Наличие телефонного номера для обращения потребителей.
- Наличие интернет-сайта.
- Отсутствие во владении или пользовании распределительных устройств электростанций.
1 и 2 требования — на срок не менее долгосрочного периода регулирования (3 или 5 лет) — актуально при аренде объектов электросетевого хозяйства.
1, 2 и 6 требования — в административных границах субъекта Российской Федерации.
То есть, если юридическому лицу принадлежат электрические сети длинной 7,5 км по двум уровням напряжения, скажем в Алтайском крае и еще 5,5 км по двум уровням напряжения в Республике Алтай — владелец не соответствует критериям и не может получить статус сетевой организации ни в крае, ни в республике.
При этом, 1, 2 и 6 требования, не применяются в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.
Допустим, предприятие большое — 15 км сетей есть (и от них запитаны транзитные потребители), присоединенной мощности трансформаторов тоже хватает — теперь можно создавать на базе предприятия сетевую организацию?
Пока еще нет. Есть и другие ограничения:
В 2015 году законодательстве появилось понятие «моносетевая организация», то есть сетевая организация, обслуживающая преимущественно одного потребителя.
Критерии отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя
- Доля максимальной мощности самого большого потребителя сетевой организации составляет не менее 80% суммарной максимальной мощности всех потребителей сетевой организации;
- Доля объема потребления электрической энергии самого большого потребителя сетевой организации составляет не менее 80% объема потребления электрической энергии всех потребителей сетевой организации;
Критерии моносетевых организаций не применяются к управляющим организациям, товариществам собственников жилья, потребительским кооперативам, осуществляющих деятельность в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению.
Если сетевая организация подпадает под критерии моносетевой:
- Затраты на обслуживания монопотребителя (занимающего более 80% максимальной мощности или фактического потребления сетевой организации) не включаются в единый (котловой) тариф на услуги по передаче электроэнергии;
- Монопотребитель оплачивает услуги по передаче по единому котловому тарифу + тарифу моносетевой организации для обслуживания данного потребителя.
- Организация очного обслуживания (требования к офисам обслуживания потребителей);
- Организация заочного обслуживания (использованием телефонной связи и сети Интернет);
- Прием и рассмотрение обращений потребителей (в том числе организация электронного документооборота по технологическому присоединению с применением электронных подписей);
Также сетевая организация должна выполнять требования по раскрытию информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии.
По итогам 2017 года ФАС России ФАС России возбудила 312 административных дел в отношении хозяйствующих субъектов и должностных лиц за нарушения при раскрытии информации сфере электроэнергетики. В основном это сетевые организации. Общая сумма штрафов составила более 14,1 млн рублей. В сравнении с 2016 годом количество выявленных нарушений и штрафов увеличилось почти в 3 раза (подробнее здесь).
Ну и, кончено, чтобы стать сетевой организацией, юридическому лицу нужно пройти тарифное регулирование и получить индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями.
Вывод:
Создание сетевой организации на базе энергетической службы промышленного предприятия является фактически не реализуемой задачей. Если у потребителя на балансе имеется питающая подстанция — целесообразно сдать ее в аренду уже действующей сетевой организации, не забывая при этом минимизировать риски.
Какой нормативный документ регламентирует порядок технологического присоединения?
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии,
а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям,
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861.
В каких случаях осуществляется технологическое присоединение?
В какую сетевую организацию должна подаваться заявка?
Как подать заявку на технологическое присоединение?
Что делать если я ни разу не пользовался сервисом Личный кабинет клиента?
Как узнать о стадии рассмотрения заявки?
Что такое энегопринимающее устройство (ЭПУ)?
Что такое объекты микрогенерации?
Что такое максимальная мощность?
Чем отличается постоянная и временная схемы подключения?
Как определить категорию надежности электроснабжения?
Что такое аварийная броня?
Что такое технологическая броня?
Что такое энергосбытовая организация (гарантирующий поставщик)
Как подготовить план расположения энергопринимающих устройств?
На кого распространяется упрощенный порядок технологического присоединения?
Как осуществляется заключение договора по упрощенной схеме?
Как рассчитывается стоимости технологического присоединения?
Существуют ли льготы по ТП и кому они предоставляются?
Что включают в себя мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям?
В каких случаях не требуется получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя?
Как распределяются обязательства по выполнению мероприятия по технологическому присоединению между заявителем и сетевой организацией?
Какой срок исполнения мероприятий?
Каким образом оформляются документы об осуществлении технологического присоединения?
Информируем об изменении критериев территориальных сетевых организаций.
Правительство Российской Федерации изменило критерии территориальных сетевых организаций. Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 №807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» размещено на официальном портале правовой информации
http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001202205040037?type=pdf.
На 2023 год увеличены параметры по протяжённости сетей до 20 км и трансформаторной мощности оборудования до 15 МВА, на 2024 год – протяжённость сетей до 50 км и трансформаторная мощность оборудования до 30 МВА, на 2025 год и последующие периоды – протяжённость сетей до 300 км и трансформаторная мощность оборудования до 150 МВА.
Кроме того установлено, что при определении соответствия владельцев объектов электросетевого хозяйства не учитываются:
— объекты электросетевого хозяйства, указанные в пунктах 81(6) и 81(7) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178;
— объекты электросетевого хозяйства в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства;
— объекты электросетевого хозяйства, которыми юридическое лицо владеет на основании договора аренды, договора финансовой аренды (лизинга), договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имуществом (за исключением случаев, если такие объекты электросетевого хозяйства переданы по указанным договорам юридическому лицу, права акционера которого или собственника имущества которого осуществляют Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и (или) подведомственные Министерству обороны Российской Федерации организации, а также если собственник объектов электросетевого хозяйства является основным или дочерним (зависимым) обществом по отношению к организации, оказывающей (планирующей оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если собственник объектов электросетевого хозяйства и организация, оказывающая (планирующая оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, являются дочерними (зависимыми) обществами по отношению к одному и тому же основному обществу);
— линии электропередачи (воздушные и (или) кабельные) или их участки, соединяющие оборудование распределительных устройств и (или) связанное с ним вспомогательное оборудование одной трансформаторной или иной подстанции, указанной в пункте 1 критериев, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 №184.
6 мая 2022 г. 14:28 6 мая 2022 г. 14:29
Зачем нужно создавать компанию энергосбыта
Вопрос о том, как создать фирму энергосбыта, сегодня интересует многих собственников крупных производственных предприятий, так как за счет получения статуса сетевой компании предприятие может добиться значительной экономии на электроэнергии.
Получив статус сетевого предприятия, компания может отказаться от услуг гарантирующего поставщика, закупать электричество у производителей оптом, а также при наличии собственных энергетических объектов брать с других потребителей деньги за использование таких сооружений.
Создание компании энергосбыта
Самостоятельно заниматься получением статуса сетевого предприятия достаточно сложно для всех собственников, слабо знакомых с энергетической сферой и действующими законодательными нормами. Гораздо проще и эффективнее будет поручить эту работу профессиональным специалистам, которым знакомы все особенности и нюансы создания сетевых компаний, а потому с их помощью гораздо проще добиться снижения затрат на электрику.
На первом этапе работы по созданию энергосбытового предприятия сотрудники энергетической фирмы должны провести оценку целесообразности такого перевода. В некоторых случаях получение статуса сетевой компании не может принести собственникам предприятий никакой выгоды, более того, иногда подобное решение становится причиной значительных финансовых потерь и даже банкротства. Вместе с расчетом актуальности проведения таких работ специалисты рассчитают и объем необходимого финансирования для получения статуса сетевого предприятия.
Когда решение о создании фирмы энергосбыта окончательно принято и решение является целесообразным, нанятые специалисты должны заняться формированием необходимой оргструктуры сетевого предприятия, подбором квалифицированного персонала, разработкой бизнес плана и другой документации, необходимой для прибыльного функционирования нового сетевого предприятия.
После всех подготовительных этапов можно переходить к выбору нового поставщика электроэнергии. Сетевые компании обычно сотрудничают напрямую с производителями электричества, а потому покупают электричество по минимальным оптовым ценам. После выбора поставщика и заключения договора на будущее электрообеспечение можно расторгать договор с гарантирующим поставщиком, который в настоящее время осуществляет электроснабжение объектов собственника.
Важно учитывать, что заявку на расторжение договора с поставщиком следует подавать заранее, а также то, что поставщику нужно будет оплатить весь объем поставленной энергии в нынешнем отчетном периоде.
На следующем этапе специалисты энергетического предприятия должны заняться подготовкой пакета документов и составлением заявки на получение статуса сетевой компании, на основе которого предприятие сможет участвовать в работе оптового рынка, где в будущем будут производиться закупки необходимых объемов электричества. Только после получения такого статуса фирма становится официально сетевой компанией и может осуществлять всю свою деятельность.
Услуги специалистов современных энергетических компаний не завершаются на этапе получения фирмой необходимого официального статуса. Опытные проектировщики и энергетики могут помочь также и в процессе работы новой фирмы, помочь собственнику оптимизировать расходы на закупках электричества, снизить себестоимость производства.
Воспользоваться всеми преимуществами от нового статуса можно только в том случае, если работа предприятия будет контролироваться квалифицированными рабочими, обладающими необходимой подготовкой и продолжительным опытом работы в данной сфере. Такие специалисты должны обладать очень широкими познаниями в сфере, должны уметь составлять примеры электропроектов, выполнять электромонтаж.
Ниже вы можете воспользоваться онлайн-калькулятором для расчёта стоимости подключения к электросетям:
Онлайн расчет стоимости проектирования
1 | Подача документов в электросети, сопровождение заявки; написание шаблонов/образцов, экспертиза заполнения (без ускорений), от; | шт. | 5000 р. | ||
2 | Упрощенная электросхема (однолинейная, без согласований), от; | шт. | 5000 р. | ||
3 | Согласования проекта электросхемы (без учета оф.платежей) | шт. | 10000 р. | ||
4 | Проект электроснабжения электроустановки (без согласований), от; | шт. | 7500 р. | ||
5 | Проект электроснабжения электроустановки (c предварительными согласованиями), от; | шт. | 12000 р. | ||
6 | Все согласования, сдача эксперту электросети/Энергонадзору с документами СРО, договор электроснабжения, абонентская книга, от; | шт. | 50000 р. | ||
7 | Легализация незаконных подключений | шт. | 80000 р. |
Нажимая кнопку заказать, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
Каковы требования к собственнику электросетей, планирующему получить статус электросетевой организации? Анализ последних изменений в законодательстве
15.06.2015
Свет / Частная подстанция
12 марта 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 184 от 28.02.2015 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям». Теперь далеко не все владельцы электросетевого хозяйства смогут продолжить свою деятельность в качестве территориальной сетевой организации.
Еще в 2014 году министром энергетики РФ Александром Новаком было озвучено о планах правительства: сокращение количество электросетевых организаций.
Текущее количество ТСО — это примерно четыре с половиной тысячи организаций — планируется уменьшить довольно существенно: вдвое меньше к 2017 году и еще наполовину к 2022 году.
Указанным постановлением утверждено 5 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее — ТСО):
- Иметь суммарную установленную мощность силовых трансформаторов — не менее 10 МВа.
- Владеть кабельными или воздушными линиями двух и более классов напряжения (ВН — 110 кВ и выше, СН1 — 35 кВ, СН2 — 1-20 кВ, НН — 1 кВ и ниже).
Данный критерий не будет действовать для ТСО, осуществляющим передачу электроэнергии в технологически изолированных электроэнергетических системах.
- В случае, речь идет об уже существующей территориальной электросетевой компании), то необходимо отсутствие фактов корректировки тарифа в сторону снижения.
Для компаний, которые только начинают свою деятельность в качестве ТСО, данный пункт действовать не будет.
- Иметь телефонный номер для обращения потребителей.
- Иметь сайт в сети Интернет.
При этом выполнение двух последних пунктов можно подтвердить справкой, подписанной руководителем и заверенной печатью организации.
В случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства, хотя бы одному критерию орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому лицу «Уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии». По сути — отказывает в утверждении регулируемого тарифа на услуги по передаче электрической энергии по основанию несоответствия критериям.
Согласно Постановлению соответствием критериям будет проверяться при установлении (пересмотре) на 2016 г.:
- единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям
- индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями
То есть с 01 января 2016 г. будут иметь регулируемые тарифы на услуги по передаче электрической энергии только те владельцы электросетей, кто полностью соответствует всем указанным критериям.
Те предприятия, кто не соответствует критериям отнесения владельцев электросетевого хозяйства к ТСО, потеряют статус сетевой организации и возможность получать ДОХОД из наличия подключённых к электросетям субабонентов посредством оказания услуг по передаче электрической энергии.
Для сохранения всего или части ДОХОДА от осуществления транзита (передачи) электрической энергии подключённым к электросетям субабонентам (транзитникам, арендаторам), таким владельцам электрических сетей мы рекомендуем заняться созданием энергосбытовой организации.
Появились вопросы? Свяжитесь с нами: тел.: (343) 270-55-57, e-mail: motaev@kwexpert.ru